Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теории происхождения права»

Содержание:

Введение

Актуальность. Кардинальное преобразование нашего общества люди чаще всего связывают с правом, с правовым государством, с правосудием, с правами человека. Но как возникло право? Как появилось это общественное явление, этот незаменимый в современном цивилизованном обществе социальный регулятор? Этот вопрос интересен многим и тем более тем, кто выбрал юриспруденцию своей профессией - настоящей или будущей.

Прежде всего, хотелось бы выделить объект и предмет нашего исследования. Теория государства и права изучает два объекта: государство и право. Объектом нашей курсовой работы является право, а точнее правопонимание, то есть представление о том, что представляет собой право как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Предметом же является процесс появления права, основные теории, объясняющие его возникновение. При этом связь между объектом и предметом очевидна: теории происхождения права базируются на положениях концепций правопонимания.

Главной задачей, которую мы поставили перед собой при написании нашей курсовой работы, является изучение исторически сложившихся этапов процесса происхождения права, а также основных теорий, объясняющих феномен возникновения права, с помощью всей системы методов и приемов научного исследования.

Реализация поставленных задач осуществляется путем исследования следующих источников:

- исторических документов, законодательных памятников и юридических документов (в своей работе мы использовали труды ученых, анализировавших данные документы);

- зарубежной и отечественной практики как дореволюционных ученых (таких, как Г.Ф. Шершеневич, Владимир Соловьев), так и современных (М.Н. Марченко, А.С. Пиголкин, А.В. Мелехин и др.).

В данной работе мы рассмотрели новые трактовки классических концепций происхождения права. Для этого мы изучили множество журнальных статей, главное преимущество которых заключается в том, что в них подробно рассматриваются особенности той или иной теории.

Непредвзято подходя к каждой рассматриваемой теории, мы попытались решить еще одну задачу: доказать, что все теории происхождения права, если их рассматривать в отдельности от остальных теорий, будут одинаково неполными и неточными. Таким образом, нельзя говорить о ненаучности или единственной верности той или иной теории. Особое внимание мы уделили работам ученых, чье мнение по поводу трактовок некоторых теорий происхождения права кардинально отличается от мнения правоведов-классиков.

При изучении теорий происхождения права мы использовали как общенаучные, так и специальные методы. Так, анализируя содержание той или иной теории, мы находили их сильные и слабые стороны. В работе описываются концепции происхождения права, полученные путем синтеза схожих теорий. Используя индуктивный метод, мы изучали процесс возникновения права путем условного объединения схожих теорий происхождения права с целью выведения общих закономерностей. Таким образом, проанализировав основные теории происхождения права, мы пришли к выводу, что все эти теории можно разделить на две большие группы: теории, раскрывающие процесс происхождения и развития естественного права и теории, описывающие процесс становления позитивного права. Мы считаем, что необходимо дать определение этих двух понятий. «Естественное право - это право в общесоциальном смысле, то есть социально оправданная возможность, свобода определенного поведения людей; естественные нормы поведения, закрепленные в обычаях. Позитивное же право - это право в юридическом смысле: установленные или утвержденные государством правила поведения людей, содержащие предписания относительно того, как можно или следует себя вести в соответствующей ситуации». Используя метод сравнения и систематический метод, мы по-новому взглянули на то, как связаны между собой эти два уровня права.

Сегодня существует ограниченный круг теорий происхождения права, и вряд ли в ближайшее время их количество увеличится. Однако каждую теорию можно рассматривать с нескольких точек зрения, поэтому споры о происхождении права не затихают до сих пор, и нельзя считать какую-либо теорию идеальной лишь потому, что она наиболее правдоподобна. В соответствии с этим, как мы уже говорили раньше, теории возникновения права нужно рассматривать в единстве и взаимодействии. следовательно, большое значение сегодня приобретают смешанные теории, такие, например, как школа возрожденного естественного права, интегративная школа, концепция этического персонализма и другие (правда, все они всё равно изучают возникновение либо естественного, либо позитивного права в отдельности).

Поэтому мы считаем, что только в работе, подобной нашей, можно соединить все теории происхождения права, создав общую картину процессов, повлиявших на становление права в современном его понимании.

Глава 1. Основные теории происхождения права

Регулятивная теория

Эта теория широко распространена в странах Азии.

Суть этой теории заключается в том, что право возникло для создания и поддержания порядка в стране, в условиях тяжёлого климата и географического расположения стран Азии. Государство было вынужденно жестко регулировать все общественные вопросы, так как от этого зависело выживание всего народа.

На первых этапах развития общества, право регулировало лишь небольшой круг вопросов, например, распределение территорий, запреты на охоту или собирательство некоторых растений, пользование водоемами, наказания за убийство или телесные повреждения и другие.

С появлением сельского хозяйства появляется необходимость устанавливать новые нормы, регулирующие отношения между земледельцами. Возникли нормы разделения труда между мужчинами и женщинами, появились нормы, регулирующие распределение получаемого продукта, также на этом этапе возникло и манориальное право, то есть крепостное право.

С увеличением производства увеличивался и товарооборот, вследствие чего появилась необходимость создания денежной системы, которая еще больше увеличивала роль государства в обществе.

С ростом производства и увеличением взаимодействия между людьми право увеличивало свое вмешательство во все сферы жизни человека.

Эта теория действительно соответствует историческим фактам и развитию права в целом, однако сторонники этой теории в основном акцентируют свое внимание на разрешение конфликтов, регулятором которых являлось государство, но люди умели разрешать конфликты мирным путем и до появления государства путем устных договоров. Так же регулятором общества выступало не только право, но и обычаи, традиции и религиозные нормы, которые так же появились до государства.

Проанализировав первые правовые источники, можно заметить серьезное преобладание уголовно-правовых норм, что говорит нам о том, что основной задачей общества того времени было охраной общества.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что регулятивная теория сильно забегает вперед, приписывая праву такие его свойства, которые оно приобретает на более поздних этапах своего развития.

Теория естественного права

Ранние теории естественного права были созданы: Лао Цзы, Конфуцием, Аристотелем, Цицероном. В 17-18 веке развитием этой теории занимались        Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо. Так же эта теория разрабатывалась и в 20 веке: Р. Штаммлером, Л. Фуллером, А. Кауфманом и другими.

Ранние теории естественного права не касались проблемы происхождения права вовсе, делая упор на изначальном присутствии у человека как социального существа определенной суммы прав. Сторонники этой теории считали, что у каждого человека с рождения есть естественные права (право на жизнь, свободу, равенство), которые нельзя отменить или изменить.

Эта теория отождествляет право и мораль, признает естественные, неотъемлемые права человека, источником которых является сама человеческая природа, а не законодательство.

В свое время эта теория была революционной, под ее флагом происходили буржуазные революции, приводившие на смену феодальным отношениям новый, более свободный строй. Однако эта теория не учитывает тот факт, что понятие справедливости у разных народов может значительно отличаться.

Историческая теория

Эта теория возникла во время научного спора между двумя немецкими профессорами Антон Фридрих Юстус Тибо и Фриидрих Карл фон Савиньи. Спор начался из-за вопроса о целесообразности принятия единого гражданского кодекса немецких земель. Савиньи считал, что право образуется лишь на протяжении длительного исторического отрезка времени, путем передачи от поколения к поколению, посредством не материальной, а духовной составляющей, так называемой духовности или «народного духа». Он сравнивал право с языком и манерами народа. Народ придает праву свой специфический характер, присущий лишь этому народу.

Право каждого народа индивидуально и своеобразно, но оно не является исключительной собственностью данного народа, а принадлежит всему человечеству. Поэтому системы национального права связаны между собой и оказывают влияние друг на друга.

В этой теории право представляется в качестве развивающегося со временем явлением общества, что, несомненно, верно, но эта концепция носит мистический характер. Она не представляет убедительных доказательств существования «народного духа» и не дает его внятного определения.

1.4. Классовая теория

Основоположниками данной теории является К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин.

Согласно этой теории, социальное и имущественное расслоение обусловливают такие явления, как непрерывная классовая борьба, постоянные социальные конфликты. Родоплеменная организация, рассчитанная на монолитное единство людей, уже не в силах предохранить общество от распада. Потребность в создании новой властной организации и системы социальных норм, отвечавших изменившимся условиям, приводит к возникновению государства и права.

К. Маркс и Ф. Энгельс, несомненно, правы в том, что экономика играет важную роль в развитии общества и права и в том, что на определенном этапе развития общества обычаи перестают быть основным регулятором взаимоотношений между людьми, так как они были созданы для однородного общества, а не дифференцированного. Авторы этой теории считают, что классовые противоречия являются катализатором социального прогресса. Из этого следует для прогрессирования общества необходимо наращивать классовую борьбу, но это явление носит и негативный характер, так как приводит к истощению ресурсов общества, прежде всего человеческих.

По марксисткой теории единственная причина всех культурных и правовых явлений является способ производства товаров. Несомненно, экономические факторы играют определенную роль в происхождении права, но они не являются единственной причиной возникновения права.

1.5. Примирительная теория

Сторонниками этой теории: Берман, Э. Аннерс и др. Эта теория наиболее распространена в Европе и Северной Америке.

Примирительная теория происхождения права возникла как объединение четырёх классических школ: юридический позитивизм, теория естественного права, социологическая юриспруденция и историческая школа.

Внутри рода обязанность миротворческой и судебной власти исполнял наиболее уважаемый представитель рода. Каждый отдельный индивид рода еще не представлял собой субъекта. Ведь род обеспечивал ему безопасность и защиту. Сила рода, таким образом, была силой каждого его члена, и поэтому в интересах любого индивида было не противопоставлять себя роду.

Согласно этой теории, право возникло для упорядочивания отношений между отдельными родами. Рода сначала враждовали друг с другом, позже они заключили перемирия, затем определённые правила, которые преобразовывались в договора примирения, в которых устанавливались определённые санкции за нарушение договора. Со временем отношения усложнялись, количество договоров и нарушений этих договоров возрастало и в последующем возникло право.

Право не могло возникнуть внутри рода, так как внутри одного рода конфликты почти отсутствовали, а если и возникали, то разрешались очень быстро.

Можно выделить два недостатка в данной теории:

  • Не учитывается тот факт, что право существует не только как примирительная норма, но и как регулятивная.
  • Не учитывается то, что разрешение конфликтов необходимо, но гораздо эффективнее их не допускать.

Примирительная теория происхождения права имеет рациональные основания, но не может быть универсальной теорией, объясняющей причины, происхождения права.

1.6. Нормативистская теория

Создателем нормативистской теории происхождения права является австрийский юрист Г. Кельзен. В соответствии с его теорией право выводится из самого себя, оно не подчинено принципу причинности, черпает силу и действенность в самом себе. Для этой теории проблемы причин возникновения права вообще не существует. Право возникло вместе с государством: государство и право нераздельны, и их происхождение – это единый процесс

Юридическая наука рассматривается Г. Кельзеном как наука о формально-логически должном, а не о сущем. В свете последнего тезиса право отделяется им от идей добра, справедливости, равенства как оценочных суждений, которые не могут быть объективными и независимыми, так как основываются на личности оценивающего, его чувствах, тогда как право органично связано с государством и представляет собой «специфический порядок или организацию власти».

По этой причине теорию Г. Кельзена еще называют чистой теорией права.

1.7. Психологическая теория

Теория разработана Л.И. Петражицкким.

Психологическая теория права признает, что право является результатом психологических переживаний людей. Право, согласно мнению Л.И. Петражицкого, имеет два уровня:

1) интуитивное право, образующее эмоциональные переживания, то есть запреты и веления, основанные на внутреннем чувстве долга и совести;

2) позитивное право, которое составляют нормы, созданные органами государства.

Таким образом, Л.И. Петражицкий обратил внимание на то, что право создается не только государством. В самом деле, многие правовые явления возникают вне государства и независимо от него, например, правовое сознание, правовая психология, правовая культура и т.п.

Л.И. Петражицкий справедливо отмечал особую роль социальной психологии, то есть психологии больших масс людей, отличающейся от психологии отдельных индивидов, в формировании правового порядка. При принятии того или иного закона невозможно игнорировать настроения в обществе. Так, абсурдно принимать закон о запрете на смертную казнь в ситуации роста количества тяжких преступлений.

1.8. Теологическая теория

К числу самых ранних теорий происхождения права можно причислить теологическую теорию происхождения права.

Основной ее идеей является утверждение о том, что право создано Богом для регулирования жизни людей и что оно даруется человеку с помощью правителя. Мы находим такое представление о природе права в некоторых древних правовых системах, таких, как вавилонские законы, древнееврейские законы и законы Ману, а также в исламском праве. Так, в законах Хаммурапи констатируется, что Хаммурапи, вавилонский царь, утвердил правду и справедливость по всей стране, когда бог Мардук внушил ему даровать справедливость и достойное управление людям земли.

Одним из авторов этой теории был Аврелий Августин. По мнению Августина, именно Бог, а не человек является «творцом вечного закона», единственным источником моральных норм и оценок. «Когда человек живет по человеку, а не по Богу, — восклицал Августин, — он подобен дьяволу».

В Библии утверждается, что «Бог дал народу устав и закон и тем испытывал его». Естественно стремление первых правителей представить собственные законы исходящими от Бога для придания им большей силы и авторитета, поскольку нарушение божественных заповедей признается одновременно смертным грехом.

Фома Аквинский эту теорию развил по-своему. Согласно его теории, мир основан на иерархии форм: божественная, духовная и материальная. Во главе находится Бог. Папа Римский возглавляет духовный мир как наместник Бога на земле. По такому же принципу организованно и общество.

Теологическая теория одна из первых связывала право с добром и справедливостью, хотя она обращается не к разуму человека, когда призывает его следовать Божьей воле, воплощенной в правовых нормах, а к вере.

Глава 2. Теория специализации

Именно на этой теории я бы хотел остановиться и изучит ее подробнее, так как считаю, что она является наиболее полно описывает процесс возникновения права.

Теория была разработана доктором юридических наук Кашаниной Т.В.

«Слово “специальный” означает особый, предназначенный для определенной цели. Специализация – это приобретение организмом (биологическим или социальным) особых черт, которые позволили бы приспособиться этому организму к изменившимся условиям существования.» [1, c.299]

Автор этой теории делит развитие права на разные периоды:

  1. Стадия детства (архаическое право)
  2. Стадия юности (сословное или корпоративное право)
  3. Стадия зрелости (развитое или общегосударственное право)

2.1. Архаическое право

Временные рамки этого этапа трудно обозначить, особенно если речь идет о его возникновении. Однако, говоря о завершающем периоде стадии существования архаичного права, можно указать приблизительно, на IX-XI вв. Применительно к этой стадии развития права допустимы и такие названия, как право племенное, народное, обычное, варварское, примитивное, вульгарное.

На этом этапе права как такового нет, но есть обычаи, которые выполняют схожу функцию. Социальные нормы вырабатываются народом и поэтому принимают форму обычаев, «то есть правил поведения, сложившихся исторически, на протяжении жизни нескольких поколений, ставшее всеобщим в результате неоднократного повторения» [1, с.192]. Со временем эти обычаи начинают охраняться не самими соплеменниками, а вождями, жрецами, дружинниками и прочими. Таким образом, обычаи стали закреплены, своего рода органами власти, и перешли в разряд правовых обычаев, став обычным правом.

Естественно решения вождей, старейшин и т.д. направленные на примирение спорящих сторон не всегда исполнялись, поэтому спорящие не редко прибегали к кровной мести, то есть к варварскому методу регулирования отношений, отсюда и название варварское право.

Право на этом этапе только зарождалось, и было простым и примитивным, отсюда еще одно из названий примитивное право.

Для архаического права было свойственна необязательность.  Не было никаких гарантий, что спорящие стороны обратятся к другой независимой стороне для разрешения своего конфликта, а не решат все силой.

Архаическое право преимущественно было в устной форме, а посменные источники не были систематизированы и не были разделены на отрасли. В первых правовых источниках можно найти зачатки норм гражданского права, однако, большинство составляли нормы уголовного права. Преобладание норм уголовного права можно объяснить необходимостью обеспечить защиту сложившихся властных структур и самого населения. Например, в древней Руси из-за кровной мести уничтожались целые семьи и поселения, что, несомненно, негативно сказывалось на развитии Древней Руси. Для предотвращения смертей была введена вира, то есть штраф за убийство.

Доказательства виновности и невиновности преступника отличались символичностью, церемониальностью и демонстративностью. Доказательства проводилось при большом скоплении народа. Это было необходимо, так как большинство норм права были устными, и применение этих норм должно было надолго запомниться всем.

Не смотря на свою примитивность архаическое право имело множество плюсов:

  1. Архаическое право было создано самим народом
  2. Архаическое право отличалось добровольностью и массовостью исполнения, поскольку основывалось на убеждении в должном характере правил поведения и соблюдалось в силу привычки.
  3. Архаическое право имело устный характер, поэтому было доступно всем.
  4. в архаическом праве вынесение судебного решения было этапом процесса примирения, и вопрос о том, кто прав и, кто виноват, не выдвигался на первое место.
  5. Архаичное право не носило формального характера и было довольно пластичным.

2.2. Сословное или корпоративное право

На этом этапе речь пойдет уже о традиционном обществе. После неолитической революции (переход от присваивающего хозяйства к производящему хозяйству) основной ценностью стала земля и крестьяне. Общество на этом этапе стало более дифференцированным. Появились «корпорации-институты – результат дифференциации общества на отдельные слои, группы, результат процесса, который начался с разложения родового строя» [1, с.214].

Представители сословий начали осознавать свое положение в обществе и стремились приобрести и закрепить свои привилегии в обществе. Так же с растущей разницей между классами требовалось регулировать усложнившееся отношения между ними, что привело к изменению правовой системы. На этом этапе можно выделить такие сословно-корпоративные системы как:

  1. Феодальное право
  2. Манориальное право (крепостное)
  3. Городское право
  4. Торговое право
  5. Гильдейское право (цеховое)
  6. Каноническое право (церковное)

2.2.1. Феодальное право

С появление феодальной системы значительно возросла роль землевладельцев, и увеличился их экономический рост. Что в свою очередь привело к увеличению производимой ими продукции в стране. С увеличением роли землевладельцев росла и их политическая сила, которая была направленна на подчинение исполнительной власти и влиянию на политику государства в целом.

Осознавая себя как класс, феодалы создали свою корпоративную систему: феодальное право. Предметом феодального права были взаимоотношения между феодалами и правила приобретения земель. В разных странах способ приобретения права на землю различался. Так, например, в западной Европе каждый владелец земли должен был иметь сеньора, а в России вся земля принадлежала царю, и он был волен распоряжаться ею. Это различие сильно сказалось на политическом развитии России и затормозило развитие демократических начал в стране. Однако общим у всех стран было то, что феодальное право закрепляло исключительные привилегии феодалов и дворянства на землю.

Еще одним большим различием между Европой и Россией было в урегулировании конфликтов между феодалами. В России любой конфликт улаживался волей царя, в то время как в Европе воля короля играла малую роль, так как многие феодалы имели большую силу, чем король.

В основном в феодальном праве было уделено внимание личным повинностям феодалов перед сеньором и государем. Основными повинностями были: обязанность нести военную службу, платить подати в виде производимой феодалом продукции, право сеньора на помощь от вассала при необходимости.

Многие феодальные нормы были не писанными, так как они сформировались на основе обычаев. Имело место и использование договорной формы урегулирования отношений между феодалами по передаче земли, а это уже можно считать договором купли-продажи.

Феодальное право образовалось из-за сложившихся экономических факторов и стало самостоятельной правовой системой. Со временем феодальное право стало приобретать письменную форму, а затем и систематизироваться.

2.2.2. Манориальное право

Предметом манориального или крепостного права были отношения между помещиком и крестьянином. Манориальное право в целом можно сказать регулировало всю жизнь внутри поместья, так как оно регулировала не только производственные отношения, но и, к примеру, заключение браков между подданными.

В основном манориальное право состояло из норм касающихся правового положения крестьян, которое было похоже одновременно на положение рабов и свободных крестьян, нечто среднее между ними. Помещик осуществлял экономические, полицейские и судебные права над крепостными в своих целях. Крестьяне имели разный уровень свободы. Все зависело от многих политических, экономических, религиозных и социальных факторов.

Правосудие над крестьянами осуществлялось непосредственно самим помещиком. Он же и устанавливал виды и размеры санкций.

Все это со времен привело к участившимся случаям забастовок и восстаний крестьян, что свидетельствовало о несостоятельности этой системы.

2.2.3. Городское право

Предметом городского права являлись отношения между жителями города и владельцами городских земель. В основном городское право состояло из норм, регулирующих управление городом и права, свободы и обязанности жителей города.

В разных городах способ управления был разным. Важным социальным достижением средневековых городов можно считать принцип представительского правления. В западной Европе при создании города объявлялись, что все жители города равны и, следовательно, имеют право участвовать в управлении городом. Еще одним важным достижением можно назвать установление сроков пребывания в политической должности. Такое явление было и в античности, однако, для западной Европы это было новым явлением.

Суды довольно часто совмещали судебную и исполнительную власть.  В судебной системе признавалось равенство богатых и бедных перед судом, но на деле это не всегда соблюдалось.

Жители городов западной Европы смогли добиться больших полномочий в регулировании жизнью города, однако, со временем полномочия представительных органов стали уменьшаться. Сначала шел процесс уменьшения различных городских советов, затем вовсе власть переходила в руки одному человеку пожизненно.

2.2.4. Торговое право

Причины возникновения торгового права многочисленны и частично совпадают с причинами возникновения городов:

А) Расширение сельскохозяйственного производства

Б) Повышение производительности труда

В) Рост сельскохозяйственной продукции

Г) Рост численности населения

Д) Другие

Торговое право регулирует не только отношения между купцами, но и отношения между всеми, кто заключает торговые сделки. Изначально торговая деятельность включала в себя и производительную, то есть сам ремесленник и продавал свою продукцию, но со временем они разделились.

Нормы торгового права сначала разрабатывались самими купцами, но затем это право перешло к ярморочным комитетам и торговым судам. С ростом торговли общество стало понимать всю важность торговли, поэтому государство стало вмешиваться в торговые дела, ограничивая торговую деятельность. Например, установление единой меры веса и санкции в отношении купцов сильно завышавших цены.

Постепенно торговые отношения усложнялись, появились коммерческие договоры, увеличивалось количество торговых прецедентов, благодаря чему впоследствии появилось торговое законодательство.

2.2.5. Гильдейское право

«Гильдия – это объединение ремесленников с целью защиты участников гильдии от посягательств феодалов, знати, купцов и прочих, а также монополизации производства» [1, c.246]. Сфера гильдейского права довольно обширна, так как гильдии были распространены в различных сферах общества.  К основным видам гильдий можно отнести:

А) Производственные гильдии

Б) Морские гильдии

В) Горные гильдии

Г) Банкирские гильдии

Д) Гильдии лиц свободных профессий

Главной задачей гильдий получение привилегий. Этих привилегий гильдии в прямом смысле приходилось добиваться, идя на уступки со стороны властных структур. Поэтому особое место в гильдейском праве занимали нормы, ограничивающие и упорядочивающие деятельность гильдий.

Так же в гильдейском праве важное место занимали нормы по регулированию отношений внутри гильдий. Представлены они были в основном в виде обычаев, договоров и нормативных актов. Гильдия регулировала многие вопросы внутри гильдии: условия труда, условия приема в гильдию новых членов, стандарты качества, минимальные цены на товар и др.

В гильдии регулировались не только экономические, но и межличностные, гильдия была своего рода братство. Члены гильдии были обязаны помогать товарищам, создавать школы, строить часовни, помогать в организации религиозных праздников и принимать в них участие.

2.2.6. Каноническое право

Изначально каноническое право не имело четких границ полномочий, поэтому часто возникали споры о том кому принадлежит право проводить судебный процесс, светскому суду или церковному. Благодаря Папской революции в церковной системе удалось навести порядок.

В основном церковь занималась решением вопросов связанных с осуществлением таинств, завещаниями, клятвами, управлением церковью, церковным налогообложением и другими.

Самих церковных служителей судила сама церковь, не зависимо от того какие именно законы они нарушили.  С одной стороны, это поддерживало дисциплину внутри церкви, однако, многие представители элиты общества были представителями духовенства и суд проводимы церковью для них был мягче, чем, если бы их судили светские суды.

Номы канонического права были значительно обширнее остальных корпоративных правовых систем, но при этом их можно довольно легко классифицировать на отдельные отрасли, например, такие как семейное право, наследственное право, гражданское право, уголовное право, административное право и финансовое право.

В отличие от остальных корпоративных правовых систем в каноническом праве широко использовались письменные источники права. Это не случайно ведь именно церковью развивалась письменность.

Особо стоит отметить систему церковных судов. Церковная система была четко отрегулирована. Именно церковь многие столетия урегулировала социальные отношения между людьми поэтому, не смотря на многие недостатки, процедуры, принятые в церковной судебной системе, использовались в светских судах.

В традиционном обществе корпоративное право несло на себе значительную часть нагрузки по регулированию различных социальных отношений. Однако оно не являлось основным средством социального регулирования. В традиционном обществе важное место занимает церковь, поэтому основным регулятором социальных отношений были религиозные нормы.

2.3. Развитое или общегосударственное право

С развитием общество менялось и сознание людей. Все начали понимать, что сохранение мира дает выгоду всем проживающим на той или иной территории. Изменяется и представление о правителе государства.  Теперь глава государства не завоеватель и покоритель новых земель, а управитель государства, задачей которого является не завоевание новых земель, а сохранение мира и поддержка стабильности в стране, а также осуществления правосудия как одного из главных методов разрешения споров между людьми. Вследствие чего происходит значительное уменьшение влияния церкви на управление государством и рост бюрократического аппарата. Это приводит к значительным изменениям права. Появляется множество норм вносящие качественные изменения.

Ранее законодательную функцию решали представители сословий, собиравшиеся для решения проблем и обсуждения важных вопросов. Теперь функцию законодательную стал выполнять и правители государства. Сначала их законы были лишь ответом на возникавшие проблемы. Но со временем начала расти интенсивность принятия законов не как фиксаторов древних традиций, а как способ поддержания мира и стабильности в государстве. Королевское (царское, императорское и так далее.) законотворчество стало четко выделяться из остальных функций королевской власти.

Само право стало более сложным. Появилось четкое различие между уголовно-правовыми и гражданско-правовыми нормами. Законы получают определенную структуру и больше не находятся в перемешанном состоянии.

На этом этапе появляются и нормы процессуального права, которые ранее носили формальный характер. Разрабатываются формы исков для определения правонарушений, устанавливалась единая процедура проведения судебных заседаний, введено судебное следствие, появляется перечень доказательств, которые рассматриваются в суде и другие.

Право состоит из норм, которые теперь уже являются обязательными для тех людей, которым они адресованы, тогда как ранее субъекты сами решали, выносить ли свои обиды на разрешение суда. Однако степень обязательности правовых норм также может быть различной, и она зависит от того, насколько широк круг лиц, на которых распространяется та или иная норма. Таким образом, право приобрело универсальный характер и стало применяться независимо от желания субъектов.

Судебная власть становится особой и самостоятельной ветвью государственной власти. В законодательстве устанавливаются принципы осуществления судебной власти, претворение которых в жизнь как раз и позволяет обеспечить определенную автономность судебной власти. К ним относятся:

  1. независимость судей и подчинение их только закону;
  2. несменяемость судей;
  3. неприкосновенность судей.

В обществе, где действует развитое право, правосудие осуществляют

профессиональные судьи. Для осуществления судейской деятельности предъявляются очень серьезные требования: наличие высшего юридического образования, соответствующего возраста для того, чтобы судья успел приобрести необходимые специальные знания и опыт, а также определенного стажа по юридической профессии.

Правосудие осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Оно может быть начато только при наличии заявления истца, обвинительного акта прокурора или жалобы потерпевшего, настаивающего перед судом на удовлетворении своих требований. Но другая сторона вправе приводить аргументы в свою защиту либо самостоятельно, либо используя специалистов в области права.

Право в каждом государстве дифференцированно на самостоятельные и в то же время взаимосвязанные образования. Учёные выделяют нормами, институты, субституты, отрасли, подотрасли, которые объединены в ассоциативные группы, например, Охранительные и регулятивные, материальные и процессуальные. В этом случае идет речь о структуре права сформированного государством. Но ведь не только государство является субъектом правотворчества. Поэтому в зависимости от того, кто является субъектом правотворчества зависит и характер самих норм права. Развитое право можно разделить на 6 пластов.

  1. Права человека наиболее общие правовые нормы, являющиеся основой позитивного права. Права человека есть у каждого человека с рождения вне зависимости от его финансового и социального положения. Ранее права человека были в основном в виде идей. Теперь они закреплены в международных правовых документах.
  2. Под принципами права подразумеваются основные идеи, выражающие сущность права. Основой правотворчества государства, организаций и граждан являются принципа права. В законодательстве принципы права могут выражаться прямо либо косвенно. В качестве примера можно принципов права можно привести принцип равенства всех перед судом и законом, принцип гуманизма, принцип социальной справедливости и другие.
  3. Нормы, принятые на референдуме. Эти нормы относятся к нормам позитивного права. Они регулируют самые важные принципиальные вопросы жизни страны. Эти нормы зачастую являются основой для разработки принятий норм законодательными органами.
  4. Законодательные нормы разрабатываются и принимаются государственными органами. Помимо законов, принятых парламентом особое место занимают и подзаконные акты, которые регулируются принципом непротиворечивости норм, принятых нижестоящим органом, нормам, изданным органом вышестоящим. Поэтому номы законодательные также называют централизованными, так как содержание всех подзаконных актов как бы задается парламентом, центральным законодательным органом страны.
  5. Корпоративные нормы развитого права- это правила поведения, разрабатываемые в организациях и распространяющиеся на их коллективы. Корпоративные нормы регулируют различные финансовые, управленческие, трудовые и другие вопросы.
  6. Договорные нормы. Эти нормы регулируют вопросы, которые разрешено регулировать самим субъектам права. Договоры распространены во многих сферах деятельности человека, поэтому правовую структуру договора можно назвать универсальной.

Эти шесть слоев можно сгруппировать и получить части структуры права. Права человека и принципы права образуют базис права. Нормы, принятые на референдуме и нормы, изданные государством, формируют публичное право. Корпоративные и договорные нормы формируют частное право.

Заключение

Социальное регулирование первобытных обществ можно рассматривать в качестве предправового социального явления. В нем по мере общественного развития, с численным ростом населения, с нарушением однородности людей, появлением различий между людьми по происхождению, по богатству все более накапливаются элементы, которые потом, когда сложились необходимые социальные факторы, являются предпосылкой появления права. Право при переходе общества к цивилизации возникло не вдруг, не на пустом месте: его появление в какой-то мере было подготовлено развитием системы социального регулирования первобытных обществ.

Обществу в эпоху цивилизации потребовался принципиально новый социальный регулятор, который смог бы выполнить по крайней мере две задачи. Первая - обеспечить в обстановке усложнения всей общественной жизни функционирование общества как сложной и динамической системы, целостного организма, несравненно более высокого порядка, чем первобытное общество. И притом такое функционирование, которое определяет глубинные (нормативные) начала общества. Непосредственно существенную роль сыграли потребности экономических отношений, складывающихся в условиях частной собственности, товарного производства и рынка. Потребность закрепить, сделать незыблемой собственность, создать беспрепятственное распоряжение ею, утвердить экономический статус товаровладельцев, необходимость обеспечить для них устойчивые и гарантированные экономические связи, постоянные, прочные и обязательные для всех предпосылки хозяйственной, коммерческой деятельности, надежные и стабильные предпосылки для самостоятельности, активности, инициативного действия явились исходным источником многих важнейших свойств юридической формы общественного регулирования.

Второй задачей в условиях цивилизации явилась необходимость провести в жизнь исходное гуманитарное начало - закрепить и обеспечить надлежащий статус автономной личности, ее индивидуальную свободу, следствием чего в экономических отношениях является право собственности и свобода договоров, а социально-политической сфере - личные, политические и социальные права и свободы.

Возникновение этого социального регулятора, получившего название «право», связано с формированием государственной власти, ее институционного выражения - государства. Возникновение права непосредственно обусловлено требованиями самого общества, вступившего в эпоху цивилизации, прежде всего требованиями обеспечения его целостности, товарно-рыночной экономики, а также гуманитарными началами. А вот обретение этим принципиально новым регулятором необходимых свойств, позволяющих ему быть мощной силой, способной решать новые сложные задачи, невозможно без государства, без взаимодействия с ним.

Ключевой, внешне зримый момент, наглядно свидетельствующий о возникновении права, - это появление в сфере официальной государственной жизни писаных норм (точнее, писаных источников права и формально-определенных норм), закрепляющих права и обязанности, поддерживаемых государственным принуждением и способных быть носителями интеллектуального содержания (плода интеллектуальной работы). Именно этот момент выражает отрыв регулирования от естественно-необходимых, природных связей и формирование внешне объективированного институционного нормативного образования с набором строго определенных, особых свойств (нормативностью, формальной определенностью, государственной обеспеченностью, системностью).

Предыстория права характеризуется по крайней мере двумя взаимосвязанными чертами:

во-первых, тем, что юридическое регулирование еще недостаточно отдифференцировано от социального регулирования в целом, от иных, неюридических его разновидностей (моральной, религиозной и других);

во-вторых, тем, что элементарными, примитивными являются нормативные обобщения; они представляют собой по большей части государственно-нормативное выражение индивидуального решения или призванного и защищаемого государством обычая.

В этом смысле первые письменные памятники права древнейших цивилизаций (законы Ману, Законы XII таблиц, хетские законы и другие) и средневековья (так называемые варварские правды прежде всего) по своим технико-юридическим характеристикам удивительно схожи. Все они - компиляции, состоящие главным образом из трех основных элементов: во-первых, решений конкретных дел, которым в той или иной степени придано нормативное выражение (то есть прецедентов); во-вторых, господствующих обычаев, нередко также отражавших сложившиеся образцы индивидуальных решений; в-третьих, некоторых прямых правотворческих постановлений.

Позднее, в ходе экономического, политического, культурного развития общества в условиях цивилизации, тот или иной элемент специально-юридического содержания права приобретает доминирующее значение, становится основой последующего прогресса. И тогда начинается специфическая история права, формирование и развитие национальных правовых систем и семей.

При этом нужно взять на заметку то существенное обстоятельство, что с первых же фаз своего бытия право сложилось и стало развиваться по двум самостоятельным (хотя и взаимодействующим) сферам - в виде публичного и частного права. И та и другая сферы представляют собой различные, в чем-то даже несопоставимые категории, особые «правовые миры».

Возникнув, право заняло центральное место (или во всяком случае одно из центральных мест) в системе социального регулирования общества. По своим свойствам и регулятивным качествам, по заложенной в нем социальной энергии право приобрело значение главного регулятора, при помощи которого решаются коренные вопросы и задачи социального развития общества.

Ценности права - великое достижение цивилизации и культуры - складывались веками, накапливались многотрудным опытом человечества, закалялись в его испытаниях. Их важнейшее свойство - непрерывность в развитии, накопление и утверждение все более совершенных и искусных механизмов и форм, когда право обретает особые качества - возникает последовательная правозаконность. И первейшая задача нынешнего времени - восприятие ценностей мировой правовой культуры, творческий поиск теоретических решений во имя возрождения нашего Отечества.

Ученые и философы пытались создать едины теории, которые объяснили бы процесс возникновения права во всех странах. Однако очень сложно создать единую теорию, которая могла бы объяснить, как возникло и развивалось право, так как на государства и общества оказывали влияние различные объективные факторы, которые повлияли на развитие права. Поэтому я считаю, что лучше рассматривать этот процесс в каждом государстве и обществе отдельно.

Список использованных источников

  1. Кашанина Т.В. — Происхождение государства и права: учебное пособие. 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2015. – 304с.
  2. Марченко М.Н – Проблемы теории государства и права: учебник. – Москва: Проспект 2015. – 768 с.
  3. Сырых В.М. – Теория государства и права: Учебник для вузов. – 6-е изд., перераб. и доп. – м.: ЗАО Юстицформ, 2012. – 704с.
  4. Мелехин А.В – Теория государства и права: учеб. — М.: Маркет ДС, 2007. — 640 с.
  5. Исаев И. А.- История государства и права России: учебное пособие для бакалавров. – Москва: Проспект, 2014. – 336с.
  6. Пиголкин А. С., Дмитриева Ю. А.- Теория государства и права: учебник для вузов / под ред. А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. – 744 с.
  7. С. С. Алексеев – Государство и право: учебное пособие / С. С. Алексеев. – М.: Проспект, 2010. – 152 с
  8. Оксамытный В.В. Общая теория государства и прав: учебник. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 511 c.
  9. Червонюк В. И. Теория государства и права: учебник / В. И. Червонюк. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 704 с
  10. Ильин И.А. – Теория права и государства [Электронный ресурс]/ Ильин И.А.— Электрон. текстовые данные. — М.: Зерцало, 2013.— 552 c
  11. А.В. Петренко. Теория государства и права: Учебник. - М.: АСТ, 2009.
  12. А.С. Пиголкин. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - М.: Городец, 2003.
  13. Г.Ф. Шершеневич. Общая теория права. В 2 т. - М.: Юридический колледж МГУ, 1995. -Т.2.
  14. Лапаева В.В., Тумурова А.Т. Процессы генезиса права с позиций принципа формального равенства (по материалам юридико-антропологического исследования)// История государства и права. - 2009. - № 17.
  15. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник -2-е изд., переработанное и дополненное. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2004.
  16. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. - М.: Изд-во «Юристъ», 2004.
  17. Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.В. Петренко. - М.: АСТ, 2009.
  18. Медушевская Н.Ф. Естественное право как дар и обязанность // Юридический мир. - 2009. - № 7.
  19. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. - М.: Изд-во «Маркет ДС», 2007.
  20. Нерсесянц В.С. К праву. О происхождении равенства (из неопубликованного) // История государства и права. - 2009. - № 17.
  21. Попова А.В. Общефилософские проблемы права в трудах русских неолибералов в конце XIX - начале XX в. // Журнал российского права. - 2009. - № 2.
  22. Рассказов Л.П. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.: РИОР, 2008. - 463 стр. - (Высшее образование).
  23. Суслопарова Ю.В. Концепция происхождения государственности и права Уильяма Блэкстоуна (по работе «Комментарии к законам Англии») // История государства и права. - 2008. - № 24.
  24. Тхакушинова Б.А. Проблемы современного правопонимания // История государства и права. - 2007. - № 15.
  25. Фролов С.Н. Теологическая (божественная) концепция происхождения права: правильно ли мы ее понимаем?// История государства и права. - 2006. - N 12.