Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

«Методология исследования ценностных ориентаций»

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 

Глава 1. Теоретический анализ проблемы изучения ценностных ориентаций 6

1.1 Проблема ценностей в психологии 6

1.2 Ценностные ориентации и их роль в регуляции поведения человека 16

1.3 Методики исследования ценностных ориентаций 23

Глава 2. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций 29

2.1. Программа эмпирического исследования 29

2.2.Результаты исследования, их интерпретация 30

Глава 3. Экспериментальная система мероприятий по формированию ценностных ориентаций и жизненного стиля личности в старшем подростковом и юношеском 44

Заключение 46

Список использованных источников 48

ПРИЛОЖЕНИЯ 53

ВВЕДЕНИЕ

Ценностные ориентации — сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций имеет многоуровневую структуру. Вершина ее - ценности, связанные с идеалами и жизненными целями личности.

Формирование ценностных ориентаций - междисциплинарная проблема. В последние годы проблема ценностных ориентаций широко обсуждается в психологической, педагогической и философской литературе и все более становится центром теоретико-экспериментальных исследований. И это вполне естественно. В рамках психологии основное внимание уделяется формированию ценностных ориентаций на разных этапах развития, а также условий обеспечения их действенности как мотива поведения.

Своевременная и правдивая информация об интересах и жизненных ценностях молодежи позволяет не только более эффективно построить процесс обучения, но и предотвратить возможные негативные последствия нерешенности определенных проблем, например, трудоустройства студентов и выпускников, вовремя реагировать на меняющиеся запросы общества.

Образование призвано выполнять ряд социальных функций и, прежде всего, социаль­ного контроля за распределением индивидов по социальным слоям, стратам в соответ­ствии с уровнем и качеством полученного образования. Эти функции должны обеспечивать стабильность и устойчивость социума. С другой стороны, обра­зование призвано (и это особенно становится заметно в период трансформации совре­менного российского общества, характеризующегося все большим проникновением рыночных отношений во все сферы его жизнедеятельности) удовлетворять запросы индивидов. Такие функции, как сервисная, социокультурная, прагматическая, и др. способствуют адаптации индивидов к быстроизменяющимся условиям жизни, соци­альной защите от возможных неудач на жизненном пути. Можно согласиться с мнени­ем о том, что современная система образования, сохраняя традиции и одновременно воспринимая инновации, реализуя свои основные функции, в то же время обогащает последние новыми характеристиками и механизмами осуществления.

Проявление новых функций образования можно видеть и во все большем влиянии его на жизненные стратегии индивидов. Изучение последних приобретает особую ак­туальность в обществе, находящемся в состоянии перехода от одной системы общест­венных отношений к другой. В основе конструирования жизненных стратегий индиви­дов (в данном случае - студенческой молодежи) лежит определенная система ценностей, представлений, в том числе и о наиболее приемлемых путях, способах достижения жиз­ненных целей.

Цель: изучить методологии исследования ценностных ориентаций на примере формирования жизненных перспектив в старшем подростковом и юношеском возрасте.

Для достижения цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;

2. Изучить проблему ценностей в психологии.

3. Описать ценностные ориентации и их роль в регуляции поведения человека.

4. Выделить методологические основы изучения ценностных ориентаций.

5. Охарактеризовать жизненный стиль личности как психологическая категория.

6. Провести эмпирическое исследование ценностных ориентаций в старшем подростковом и юношеском возрасте.

Объект: ценностные ориентации молодежи.

Предмет: методы исследования ценностных ориентаций молодежи.

Гипотеза: получение образование, трудоустройство и создание семьи является основными ценностными ориентациями и жизненными перспективами учащихся старших классов; жизненные перспективы различаются по гендерному признаку.

ценностные ориентации и жизненные перспективы учащихся старших классов различаются по гендерному признаку и основными среди них являются получение дальнейшего образования, перспективы трудоустройства и в дальнейшем создание собственной семьи.

Теоретической основой данной работы являются исследования специалистов в области психологии, педагогики: Л.С. Выготский, Т.В. Драгунова, Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, М. Клее, А.К. Маркова, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и другие.

Методологическую основу работы составили представления Л. С. Выготского о социальной среде, как факторе развития личности, положение о жизненных перспективах развития старшеклассников Е.И. Головахи и др.

Методы исследования:

- теоретические - анализ литературы по изучаемой проблеме;

- эмпирические - анкета оптанта, «незаконченные предложения», индивидуальный авторский опросник, «ценностные ориентации» М. Рокича.

Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации накопленных данных по проблеме ценностных ориентаций и жизненных перспектив старших школьников.

Практическая значимость исследования обусловлена разработкой курса и практических рекомендаций по исследованию жизненных перспектив старших школьников. Материалы настоящего исследования могут быть использованы педагогами в массовой практике работы со старшими школьниками, а также в системе повышения квалификации.

В структурном отношении работа представлена введением, тремя главами, заключением, списком литературы.

Глава 1. Теоретический анализ проблемы изучения ценностных ориентаций

1.1 Проблема ценностей в психологии

Понятие ценностей исследуется многими науками, оно принято в философии, этике, социологии и психологии. В философии ценности определяют, как нормы и критерии жизни человека, его познания мира. Психологи интересуются процессом и условиями формирования ценностей. Ценностные ориентации в психологии рассматриваются как совокупность важнейших качеств внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Несмотря на то что проблема ценностей и ценностных ориентаций изучалась, начиная с древних времен, остается много неясностей в теоретическом и эмпирическом их изучении.

Ценности и ценностные ориентации относятся к одному из важнейших явлений психики и базовых категорий психологии. Несмотря на большой интерес ученых и практиков к проблеме ценностей и ценностных ориентаций, до сих пор нет ответов на такие вопросы, как: что такое ценность вообще и как феномен; как формируется ценностная сфера психики; как происходит усвоение ценностей, выработанных культурой?

Категория «ценность» легла в основу науки, именуемой «аксиологией». Однако эта теория прошла долгий исторический путь развития, прежде чем оформилась в современном виде. В античной и средневековой философии ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Начиная со времен Сократа и Платона, главными вопросами были: Что есть благо? Что есть справедливость? Данные вопросы являлись основными критериями истинного бытия[1].

Аристотель был одним из первых, кто попытался дифференцированно подойти к проблеме ценностей. С одной стороны, он признает самодостаточные ценности (самоценности), к которым относится человек, счастье, справедливость и т. д. Но он также утверждает и относительный характер большинства ценностей, так как разные вещи кажутся ценными детям и мужам, добрым и мудрым людям.

Понятие ценностей рассматривалось по-разному в различные исторические эпохи. Так, в Средние века ценности связывались с божественной сущностью, приобретали религиозный характер. В эпоху Возрождения на первый план выдвигался гуманизм.

Впервые в специальном, узком смысле понятие «ценности» употребляется Кантом. По его мнению, ценности - это требования, обращенные к воле, цели, стоящие перед человеком, значимость тех или иных факторов для личности. Он разводит сущее и должное, реальность и идеал.

Гегель делит ценности на экономические (утилитарные: товары, характеризующиеся со стороны их количественной определенности) и духовные.

В понимании Людвига Фейербаха, как и во всей немецкой классической философии, главной человеческой ценностью является свобода.

Когда аксиология выделилась в самостоятельную область философских исследований, образовалось несколько типов теорий ценностей. Натуралистический психологизм (Дж. Дьюи) рассматривает ценности как объективные факторы реальности. Ценности эмпирически наблюдаемы, а их источник связан с биологическими и психологическими потребностями человека. Данная теория утверждает, что любой предмет, который удовлетворяет какую-либо потребность людей, является ценностью.

Приверженцы аксиологического трансцендентализма (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) считают, что ценность - не объективная реальность, а идеальное бытие. Согласно данной теории, ценности не зависимы от человеческих желаний. Это добро, истина, красота, которые имеют самодостаточное значение, являются целями сами по себе и не могут служить для каких-то иных целей. По мнению Виндельбанда и Риккерта, ценности носят надисторический характер и образуют в своей совокупности идеальный, независимый от людей, вечный трансцендентный мир.

М. Шелер, представитель персоналистического направления, утверждал, что ценности имеют объективный характер. Они образуют онтологическую основу личности. Однако ценности могут созерцаться вне зависимости от тех вещей, свойствами которых они являются. Представители данной теории считают, что ценности тем выше, чем они долговечнее и чем выше удовлетворение, которое мы от них получаем. Наименее долговечны те ценности, которые связаны с удовлетворением чувственных желаний и с материальными благами.

Основатель социологической концепции ценностей М. Вебер ввел проблему ценностей в социологию. Он считает, что ценность - это норма, которая имеет определенную значимость для социального субъекта. В связи с этим он выделяет особую роль этических и религиозных ценностей в развитии общества.

В современной философии аксиология рассматривается как учение о ценностях, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию человеческих поступков.

В психологии ценности рассматриваются иначе, чем в философии. Если аксиологи определяют, что представляет собой ценность и устанавливают соотношение ценностей в обществе, то психологи интересуются процессом формирования ценностей и тем, что их формирует.

Категория ценности применима к человеку и обществу. Из многочисленного набора предлагаемых обществом ценностей, человек выбирает (предпочитает, отказывается, борется «за» или «против», взвешивает) свои ценности.

По мнению С. Л. Рубинштейна, «ценности - это не то, за что платим, а то, ради чего живем». Любая общественная ценность становится индивидуальной только в том случае, если сама личность сделала данный выбор. За этим выбором лежит эмоциональное отношение человека к действительности и самому себе. Он ищет смысл жизни, который представляет собой «чувство ценности чего-либо для «Я»[2].

В центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого и взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир - это мир ценностного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждого отдельного человека.

Различные характеристики личности составляют существенные моменты ее внутреннего мира и общественного поведения, направленного на освоение, переживание и воспроизводство ценностей жизни и культуры. Поэтому невозможно исследовать мотивацию поведения личности без аксиологического и социально-психологического изучения самих ценностей.

Ю.И. Истошин рассматривает ценности как «один из присущих личности шаблонов для оценки, для осознанного или неосознанного измерения допустимых в конкретных обстоятельствах образцов социального поведения»[3].

В.Б. Ольшанский сравнивает ценности со своеобразными маяками, помогающими «заметить в потоке информации то, что наиболее важно (в позитивном или негативном смысле) для жизнедеятельности человека; это такие ориентиры, придерживаясь которых человек сохраняет свою определенность, внутреннюю последовательность своего поведения»[4].

Рассматривая проблему ценностей можно опереться на понятия «личностный смысл», введенное А. Н. Леонтьевым, и «ценностное отношение», употребляемое В. Н. Мясищевым. А. Н. Леонтьев утверждал, что ценности формируются в деятельности, т. е. ценности определяют человека как субъекта деятельности, и, тем самым, как личность (личность по А. Н. Леонтьеву формируется в деятельности) Противоположной точки зрения придерживался В. Н. Мясищев. У него ценности определяются как личностная характеристика, и только поэтому они и определяют поведение человека. От ценностей зависит социальная позиция личности.

Разработка А.Н. Леонтьевым категории «личностного смысла» не включила ценностные отношения в контекст понятий, описывающих смысловую регуляцию деятельности. В отличие от этого В.Н. Мясищев утверждал, что структурной основой, ядром личности, определяющим уровень и характер целостного функционирования человека, является система субъектно-оценочных, индивидуально-избирательных отношений этой личности к действительности. В связи с этим Мясищевым было разработано фундаментальное понятие отношения, на основе которого можно создать целостную психологическую систему. Ценности субъекта В.Н. Мясищев обозначил как осуществляемый в субъект-субъектном взаимодействии план личностных отношений. Отношение свидетельствует о субъективности, пристрастности человека, избирательности предпочтения одних ценностей другим. Среди принятых в обществе ценностей каждый индивид выбирает наиболее важные для себя и ориентируется на них. Поэтому даже в однородном обществе мы можем говорить о ценностных ориентациях.

Проблема ценностных отношений в отечественной психологии впоследствии трансформировалась в проблему ценностных ориентаций.

В отечественной и зарубежной психолого-педагоги-ческой литературе существует несколько подходов к изучению ценностей и ценностных ориентаций личности.

В советской психологии и социологии проблема ценностных ориентаций рассматривалась такими исследователями, как В.Б. Ольшанский, В.А. Ядов, А.Г. Здравомыслов, К.Д. Давыдова, И.С. Кон, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов, Л.А. Сулейманова и др. В наше время эту тему разрабатывают К.В. Рубчевский, В.В. Столин, Г.Л. Будинайте, Т.В. Корнилова и др. Анализ перечисленных выше работ позволил выделить два подхода в изучении ценностных ориентаций: социогенетический и личностно-ориентированный.

В русле социогенетического подхода исследование ценностных отношений в нашей стране началось с середины 60-х гг. Первыми исследователями явились В.Б. Ольшанский, В.А. Ядов, А.Г. Здравомыслов[5].

В.Б. Ольшанский сделал попытку подойти к выяснению особенностей ориентаций различных групп людей на некоторые социальные ценности и обусловленности этих ориентаций социально-психологическими факторами[6].

Понятие же «ценностные ориентации» впервые в отечественной социологии и социальной психологии определено А.Г. Здравомысловым и В.А. Ядовым: «Под ценностной ориентацией мы понимаем установку личности на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества... Понятия ценностных ориентаций весьма близки к употребляемым в психологии понятиям установки, потребности, интереса». Они считают, что наличие устоявшихся ценностных ориентаций характеризует зрелость человека и обеспечивает его устойчивость и стабильность.

Устойчивая структура ценностных ориентаций определяет такие качества личности, как активность жизненной позиции, упорство в достижении целей, верность определенным принципам и идеалам. И напротив, противоречивость в ценностных ориентациях влечет за собой непоследовательность, непредсказуемость поведения человека, неразвитость ценностных ориентаций личности определяет ее инфантилизм, господство внешних стимулов в поведении личности, а, следовательно, конформизм, безликость человека[7].

Таким образом, ценностные ориентации - это ядро структуры личности, определяющие ее направленность, высший уровень регуляции социальным поведением личности. В дальнейшем многие исследователи стали соотносить ценностные ориентации с понятием установки, а также с понятиями отношения и направленности личности[8].

Многие авторы - И.С. Кон, К.Д. Давыдова и др. -пытались соотнести ценностные ориентации с различными видами установки. Так, И. С. Кон называет ориентацию на какие-то социальные ценности - ценностной, а саму ориентацию - целой системой установок, в свете которых индивид (группа) воспринимает ситуацию и выбирает соответствующий образ действий[9].

К.Д. Давыдова соотносит понятия «социальная установка» и «ценностные ориентации» следующим образом:

а) социальная установка - это фиксированная установка на социальные объекты, формирующаяся на основе единства потребности, среды и социальных ожиданий. В основу социальной установки положен прошлый опыт общества (группы) и личный опыт индивида. Социальная установка включает в себя отношение, которое всегда имеет оценочную сторону и может быть выражено принятием, непринятием и индифферентностью;

б) ценностная установка - социальная установка, направленная на значимый для субъекта и общественности объект материальной и духовной культуры общества;

в) ценностные ориентации - это система ценностных установок личности, которая характеризует избирательное отношение личности к ценностям. Она составляет определенную, иерархически организованную структуру и определяет направленность личности[10].

Ценностные ориентации выражают личностную значимость социальных, культурных, нравственных ценностей, отражая ценностное отношение к действительности. Следует отметить, что ценности регулируют направленность субъекта, степень его усилий, определяют мотивы и цели организации деятельности. Согласно В. Франклу, «ценности ведут и притягивают человека. у человека всегда имеется свобода: свобода делать выбор между принятием и отверганием предлагаемого, т. е. между тем, осуществить потенциальный смысл или оставить его нереализованным».

Система ценностных ориентаций имеет многоуровневую структуру. Вершина ее - ценности, связанные с идеалами и жизненными целями личности.

З.И. Файнбург отмечает «чрезвычайную сложность системы ценностных ориентаций личности... сложность ее детерминации социальным, многослойную и многоплановую опосредствованность всех зависимостей в этой сфере... Мы имеем дело с многомерным объектом, очень сложным по своей структуре».

Система ценностных ориентаций противоречива и динамична, отражает как главные, существенные, стержневые изменения взаимозависимости личности с миром, так и смену текущих, мимолетных, в известной мере случайных жизненных ситуаций. Активно исследуются различные характеристики структуры ценностных ориентаций: иерархичность, соотношение целей и средств, значимого и относительно незначимого, позитивно-негативная асимметрия[11].

Ценностные ориентации варьируются у разных людей по степени выраженности и по конкретному набору. Потребности человека, значимость свойств окружающего мира образуют сложную, достаточно изменчивую взаимозависимость. Без удовлетворения потребностей невозможна наша ежедневная жизнь. Здесь можно сказать о биологических потребностях, обеспечивающих сохранение нашего организма: сон, еда, движение. Однако они отходят на второй план в тех случаях, когда поведение подчиняется духовным потребностям, высшим чувствам: долг, честь, совесть. Психологи говорят об иерархии потребностей, их взаимоподчинении[12].

А.Г. Маслоу рассматривает целые группы мотивов, упорядоченных в ценностной иерархии согласно их роли в развитии личности. Он разработал иерархию мотивов, от физиологических потребностей, таких, как голод и жажда как нижних составляющих, до потребности в безопасности, принадлежности, любви, уважении и - как высших - потребностей в самоактуализации и достижении когнитивных и эстетических целей.

Б.И. Кочубей связывает ценности и ценностные ориентации с мотивами и потребностями. Опираясь на теорию потребностей Маслоу, Б.И. Кочубей выделяет три уровня мотивов: нижний уровень - «биологическое Я», «экономическое Я». Данные мотивы способствуют самосохранению, продолжению рода, обеспечению физического комфорта и благосостоянию. Вслед за Б. Ананьевым этот уровень мы можем назвать индивидным. На этом уровне человек ориентируется на ценности «биологического» и «экономического Я». Средний уровень (или субъектный, социальный) - «социальное Я». Мотивы, связанные с жизнью человека среди других людей: стремление быть принятым другими, обладать авторитетом, социальным статусом, властью. На этом уровне человек ориентируется на ценности «социального Я». Верхний уровень (или личностный) - «духовное Я»: на этом уровне поведение определяется потребностями в реализации себя, в ощущении осмысленности своей жизни, в поисках своего места в мироздании. На этом уровне человек ориентируется на личностные ценности, на ценности «духовного Я».

Представленные Б. Кочубеем три уровня мотивов человека, позволяют нам говорить о различии ценностей, представленных на этих уровнях: индивидных, субъектных и личностных.

Если в советской психологии рассматривались лишь ценности субъектного (или социального) уровня, то современная наука обратила внимание на высший уровень и личностные ценности. Так, Г.Л. Будинайте и Т.В. Корнилова представляют личностные ценности как смыслы, по отношению к которым субъект самоопределился.

Г.Л. Будинайте и Т.В. Корнилова сходятся в том, что ценностные ориентации личности опосредствуют переход на более высокий уровень тех смысловых образований, которые могли и до этого выступать в качестве значимых психических регуляторов деятельности и общения субъекта, но приобретают ценностный статус только при обращении его личностных усилий на свою смысловую сферу, на собственное «Я».

Как видим, чтобы как-то отнестись к собственным смыслам, субъекту надо не только прочувствовать или пережить их, но и осмыслить. При этом решение задачи на смысл приобретает характер отвержения или принятия осознанных смыслов как желательных или отвергаемых в контексте более высоких уровней осознания «Я» - концепции.

Таким образом, можно говорить о том, что переход от личностных смыслов к личностным ценностям предполагает осуществление субъектом специальной активности одновременно познавательного и личностного характера, так как в ней трудно развести отдельно когнитивные и личностные усилия по освоению человеком своего внутреннего мира.

Итак, в последнее время в отечественной психологии был рассмотрен высший, личностный уровень характеристик человека. Личностные ценности при этом рассматриваются как необходимый, активизирующий компонент ценностных ориентаций.

Анализ литературы по проблеме ценностей и ценностных ориентаций позволил нам сделать вывод, что ценность - это понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение (значимость) явлений и фактов действительности. В ценностях резюмируется весь жизненный опыт личности. Этот компонент структуры личности, представляет собой некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы и чувства человека и с точки зрения которой решаются многие жизненные вопросы[13].

Ценностные ориентации - это отношения, субъективно переживаемые как значимые, действующие на индивидном, социальном и личностном уровнях, задающие иерархию индивидуальных предпочтений, определяющие общую направленность интересам, устремлениям, а также меру готовности и решимости к реализации собственного жизненного пути.

1.2 Ценностные ориентации и их роль в регуляции поведения человека

Ценностные ориентации личности - одно из основных структурных образований зрелой личности, именно в них сходятся ее различные психологические характеристики. Ценностные ориентации человека являются важнейшей характеристикой его личности, поскольку определяют его отношения и особенности взаимодействия с окружающим миром, детерминируют и регулируют поведение человека. Осознавая собственные ценностные ориентации, человек ищет свое место в мире, размышляет над смыслом и целью жизнедеятельности. Несмотря на различные подходы к пониманию природы ценностных ориентаций, все исследователи признают, что особенности строения и содержания ценностных ориентаций личности обуславливают ее направленность и определяют позицию человека по отношению к тем или иным явлениям действительности. Так же единодушно мнение, что ценностные ориентации играют главную роль в регуляции социального поведения человека, включая диспозицию личности, ее установки, мотивы, интересы и даже «смысл жизни». Поскольку ценностные ориентации обычно определяются как направленность личности на цели и средства деятельности и, таким образом, выражают ее отношения к миру, т.е. являются элементом мировоззрения. Естественно предположить, что их формирование как целостной психологической структуры начинается в период между старшим подростковым и началом юношеского возрастов. О том, что именно здесь (а не в более раннем возрасте) формируются ценностные ориентации, свидетельствует, по мнению некоторых исследователей, наличия главного условия их формирования - достаточно высокий уровень рефлексии, осознанного жизненного опыта и произвольного поведения.

В структуре ценностных ориентаций личности обычно выделяют три интегративых компонента: познавательный, эмоциональный и поведенческий. Каждый из них участвует в формирование особенностей ценностной ориентации и при этом может иметь самостоятельное значение, как по содержанию, так и по степени проявления, что весьма затрудняет их эмпирическую верификацию. Кроме того, общественные явления, отражающиеся в сознании индивида, на основе которых формируются ценностные ориентации личности, чрезвычайно сложны и многообразны по содержанию, а наше восприятие избирательно и стремиться схватить, прежде всего, характерные и существенно ценные для нас свойства отражаемого объекта. Поэтому изучение психологических особенностей формирования ценностных ориентаций целесообразно вести с позиций системного ценностного подхода, позволяющего рассматривать данное психологическое образование, как результат освоения человеком явлений окружающей действительности с точки зрения их ценности[14].

Система ценностных ориентаций обладает сложной структурой, компоненты которой прослеживаются в конкретных видах общественных отношений: «... ценностные ориентации, как и любую психологическую систему можно представить, как многомерное динамическое пространство, каждое измерение которого соответствует определенному виду общественных отношений и имеет у каждой личности различные веса». Принцип иерархии системы ценностных ориентаций, важнейшей характеристикой, которой является - многоуровневость, проявляющаяся в ее иерархическом строение ценностей. Ценность - принятое в широком круге наук понятие, с помощью которого характеризуется социально-историческое значение для общества и личностный смысл для индивидов определенных явлений действительности[15].

Ценности - это обособившиеся в ходе развития самой истории, благодаря разделению труда в сфере духовного производства интересы. Возможно, два принципиально различных подхода к изучению многоуровневого строения системы ценностей.

Первый - нормативный, описывает модель системы, в соответствии с какой - либо психологической теорией.

Второй - дескриптивный, позволяет определить иерархическое строение системы ценностей конкретного человека. В целях построения теоретической модели построения структуры ценностных ориентаций выделяются уровни иерархии и определяют основания для выявления каждой из них.

Таким образом, ценности – это объекты, явления и их свойства, а также абстрактные идеи, воплощающие в себе общественные идеалы и выступающие благодаря этому как эталон должного. Для личностных ценностей характерна высокая осознанность. Они отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношений людей и поведение индивид[16]а.

Формирование ценностных ориентаций в структуре личности происходит поэтапно и включает в себя несколько компонентов. Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношения человека к окружающей его действительности и самому себе, а так же обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение - это взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех знаний. Мировоззрение непросто логическая система знаний, а система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные ценностные ориентации. Своеобразный фокус мировоззренческих поисков подростка - это проблема смысла жизни. Он ищет формулу, которая разом осветила бы ему и смысл собственного существования, и перспективы развития всего человечества[17].

Психологи рассматривают потребность смысла жизни как характерную для взрослого человека. Тот факт, что в возрасте 14-18 лет эта потребность начинает проявляться у школьников служит свидетельством их взросления. Но направленность этой потребности, выражаемой в социальных ориентациях, заставляет задуматься о ценностях, которое присваивают молодые люди, и той позиции, которую они занимают. Свидетельством формирования ценностных ориентаций является наличие «достаточно высокого уровня рефлексии». Рефлексия - критическая переоценка ценностей, наиболее общим выражением, которой является вопрос о смысле жизни, психологически, как правило, связана с какой-то паузой, «вакуумом» в деятельности или в отношениях с людьми. И именно потому, что проблема эта по самой сути своей практическая, удовлетворенный ответ на нее может дать только деятельность. На деятельность существенное влияние оказывают ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных образований, выражают сознательное отношения человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения. Поэтому ценностные ориентации являются важнейшей психической характеристикой зрелой личности. Ценностные ориентации личности можно изучить с точки зрения выявления их психологической сущности, причин возникновения, механизмов формирования и рассматривать как определенный результат личностного развития как итог взаимодействия субъективных и объективных детерминант этого развития. В - первом случае основным предметом исследования становятся психические процессы, обуславливающие возникновения у человека той или иной системы ценностей и ценностных ориентаций личности, во - втором содержание этой системы и иерархическая структура, регуляторная функция в социальном поведении.

Оба подхода в равной мере могут быть использованы при изучение возрастных и индивидуальных особенностей формирования личности. Именно последнее в наибольшей степени может характеризовать готовность личности к нахождению места для себя, для своей системы ценностей в системе ценностных координат общества. В процессе выявления особенностей ценностной ориентации учащихся как показателя определенного уровня развития их личности необходимо учитывать два основных параметра: степень сформированности иерархической структуры ценностной ориентации и содержание ценностных ориентаций (их направленность), которое характеризуется конкретными ценностями, входящими в структуру.

Первый параметр очень важен для оценки уровня личностной зрелости несовершеннолетнего. Интериоризация ценностей, как осознанный процесс происходит лишь при условии наличия у человека способности выделить из множества явлений те, которые представляют для него некоторую ценность, а затем превратить их в определенную структуру в зависимости от условий существования ближних и дальних целей своей жизни, возможностей и реализации и т.п.

Второй параметр, характеризующий особенности функционирования ценностных ориентаций, дает возможность квалифицировать содержательную сторону направленности личности, находящийся на том или ином уровне развития. В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в структуру ценностных ориентаций личности, каковы сочетания этих ценностей и степень большего или меньшего их предпочтения относительно других, можно определить, на какие цели жизни направлена деятельность человека.

Направленность - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности относительно независимых от наличных ситуаций. Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека.

Направленность - многогранное, стержневое обобщенное качество личности, поскольку в нем выражается отношение человека к действительности и к самому себе. Выделяют три основных вида направленности:

1) направленность на себя;

2) направленность на взаимоотношения;

3) направленность на задание. Значение исследования ценностных ориентаций индивида определяется тем, что они представляют собой основной «какая усвоенная духовной культурой общества», превращение культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения людей.

Формирование ценностных ориентаций во многом способствует процессу развития личности в целом. Смысл термина «ориентация», которым оперирует и целый ряд других наук, происходит от многозначного его содержания в языке и имеет, по крайней мере, два аспекта, означающих процесс и результат. Ориентация как результат определяется свободным владением широким кругом знаний в определенной области и подразумевает одновременно то, что приобретенный человеком уровень - это своеобразный, необходимый фундамент для постоянного поиска, развития, совершенствования и углубление имеющихся представлений. Ориентация в этом случае предлагает наличия эмоционального состояния уверенности в правильности избранного направления мысли, поступка. Ориентация, как процесс - проективные действия от замысла до результата: точный, правильный выбор цели, средств ее достижения, оценка действия в сопоставлении поступка с общей направленностью, планами, жизненными ценностями.

Ориентация - это процесс личностного развития, в котором формирование, изменение, интеграция ее компонентов ведет к более высокой цельности поэтапно. Накопление компонентов развития, их сохранение и реорганизация, расчленение их функций, иерархия и интеграция обеспечивают возникновение новых структурных образований и новых функций ценностного образа мира, образа «Я», образа будущего. Процесс ориентации может быть рассмотрен с разных точек зрения. Его можно характеризовать как действие, состоящие из элементов: объекта (ориентира), на который направлено действие; объективной стороны, т.е. способа (метода) совершения действия; субъективной стороны, т.е. отношения субъекта к действию и его результату, и самого субъекта, совершающего действие. Процесс ориентации сложный, противоречивый и в то же время закономерный, развивающейся «по спирали». Это такой процесс, который сам подготавливает условия для своего последующего развития и служит в некотором роде причиной собственного самодвижения.

Многолетние наблюдения и анализ собственного опыта исследователей, учителей, психологов позволили предположить, что процесс ориентации представляет собой ряд фаз:

- первая фаза - присвоение ценностей общества личностью. Она обеспечивает создание ценностного образа мира. На этой основе происходит формирование ценностного отношения к явлениям окружающий действительности, происходит становление и развитие ценностных ориентаций личности во всех сферах ее жизнедеятельности. Теоретическим обоснованием вычленения этой фазы процесса ориентации служат исследования по проблеме формирования убеждений;

- вторая фаза - преобразование личности на основе присвоения ценностей. Это такой период в развитие процесса ориентации, когда личность сосредотачивает внимание на себе, происходит самопознание, самооценка, формируется образ «Я». На этой стадии процесса развития ценностного отношения к миру вплетается самосознание, процесс приобретает качественно новые характеристики: переоценка ценностей, их большая дифференциация, стабилизация. Теоретическим основанием для выдвижения и обоснования этой фазы ориентации служит психологическая теория «Я-концепции»;

- третья фаза - прогноз, целеполагание, проектирование, что обеспечивает формирование образа будущего. На этой стадии развития процесса ориентации происходит согласование, систематизация и выстраивание иерархии, собственной шкалы ценностей, системы ценностных ориентаций личности[18].

Углубление ценностного отношения к окружающей действительности и процесс ориентации приобретает новые характеристики - пространственно-временную трехмерность, ценностные ориентации и самосознание устремляются в будущее - формируется жизненная перспектива. Важно отметить, что всех этапов развития ориентации как процесса все фазы работают синхронно. Однако их условное расчленение позволяет проникнуть в механизмы ценностного освоения действительности, приятие школьником себя как самоценности и увидеть слагаемые близких, средних и далеких личностных перспектив.

Таким образом, ценностные ориентации представляют собой целостное структурное сложное, личностное образование, характеризующееся определенными закономерностями взаимодействия всех его психических компонентов. При этом каждый из компонентов может иметь самостоятельное значение в процессе формирования ценностных ориентаций. Как устойчивое, самостоятельное структурное психологическое образование могут формировать ценностные ориентации лишь на довольно позднем этапе возрастного развития - в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. Наличие ценностных ориентаций свидетельствует об определенном этапе в формирование личности несовершеннолетнего, появления таких психологических структур, которые в значительной степени способствуют становлению его мировоззрения.

1.3 Методики исследования ценностных ориентаций

Для определения характерного содержания системы ценностей современных студентов была использована методика М. Рокича.

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности. Методика М. Рокича основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два вида ценностей:

а) Терминальные - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться.

б) Инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Испытуемым предлагается последовательно ранжировать 18 наименований терминальных ценностей и 18 наименований инструментальных ценностей. Тест-анкета выдавалась испытуемым с инструкцией проранжировать предложенные ценности по их значимости в жизни испытуемого. Первая указанная в списке ценность получает 1 балл, вторая - 2 балла и так до последней (18 баллов).

Подсчитывается среднее арифметическое по каждой ценности.

Ценности, получившие 1-6 баллов - значимые; 7-12 баллов - менее значимые; 13-18 баллов - не имеющие значения.

Терминальные ценности включают следующие:

1) активная, деятельная жизнь;

2) жизненная мудрость;

3) здоровье;

4) интересная работа;

5) красота природы и искусства;

6) любовь;

7) материально обеспеченная жизнь;

8) наличие хороших и верных друзей;

9) общественное признание;

10) познание;

11) равенство;

12) самостоятельность;

13) свобода;

14) счастливая семейная жизнь;

15) творчество;

16) уверенность в себе;

17) удовольствия.

Инструментальные ценности:

1) аккуратность;

2) воспитанность;

3) высокие запросы;

4) чувство юмора;

5) исполнительность;

6) независимость;

7) непримиримость к недостаткам;

8) образованность;

9) ответственность;

10) рационализм;

11) самоконтроль;

12) смелость в отстаивании своего мнения;

13) твердая воля;

14) терпимость к взглядам и мнениям других;

15) широта взглядов;

16) честность;

17) эффективность в делах;

18) чуткость.

Анализируя индивидуальную иерархию ценностных ориентации, следует обратить внимание на то, как отдельные ценности группируются испытуемым в содержательные блоки. Как правило, индивидуальная иерархия представляет собой «последовательность достаточно хорошо разграничиваемых между собой «блоков».

Ценности могут объединяться в такие блоки по разным основаниям. Вот несколько примеров для терминальных ценностей. Нередко группируются вместе конкретные жизненные ценности (здоровье, работа, друзья, счастливая семейная жизнь) и «абстрактные» ценности (познание, развитие, свобода, творчество и др.). Возможно Объединение ценностей профессиональной самореализации (интересная работа, продуктивная жизнь, творчество, активная деятельная жизнь) и личной жизни (здоровье, любовь, наличие друзей, развлечения, счастливая семейная жизнь). Встречается объединение индивидуальных ценностей (здоровье, творчество, свобода, активная деятельная жизнь, развлечения, уверенность в себе, материально обеспеченная жизнь) в противовес ценностям межличностных отношений (наличие друзей, счастливая семейная жизнь, счастье других). Возможно объединение ценностей активных (свобода, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь, интересная работа) и ценностей пассивных (красота природы и искусство, уверенность в себе, познание, жизненная мудрость). По отчасти близким основаниям могут группироваться и инструментальные ценности. Здесь могут группироваться этические ценности (честность, непримиримость к недостаткам), ценности межличностного общения (воспитанность, жизнерадостность, чуткость) и ценности профессиональной самореализации (ответственность, эффективность в делах, твердая воля, исполнительность)[19].

Индивидуалистические ценности (высокие запросы, независимость, твердая воля) могут противопоставляться как конформистским (исполнительность, самоконтроль, ответственность), так и альтруистическим (терпимость, чуткость, воспитанность).

Выделяется группа ценностей самоутверждения (высокие запросы, независимость, непримиримость, смелость, твердая воля) и ценности принятия других (терпимость, чуткость, широта взглядов). Можно, наконец, выделить ценности интеллектуальные (образованность, рационализм, самоконтроль) и ценности непосредственно-эмоционального мироощущения (жизнерадостность, честность, чуткость).

Достоинствами методики являются универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции.

Существенными ее недостатками являются влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играют мотивация диагностики, добровольный характер тестирования. Однако стоит отметить, что в 1992 году Шалом Шварц разработал опросник, используя методику Рокича, изменив, расширив и усовершенствовав еѐ концептуальную базу. Значительная часть слов-индикаторов в опроснике Шварца была заимствована именно из списка Рокича (21 пункт), а остальные из различных международных исследований и из текстов по религиоведению.

Шварц, заново проанализировал некоторые из ранее собранных данных и предложил типы ценностей, которые отчасти подтвердили выделенную Рокичем теорию из двух векторов ценностей.

На основе имеющихся сведений Шварц и разработал новую теорию исследования ценностных ориентаций. Полученные данные Шварц использовал для моделирования теоретически обоснованной методики, охватывающей широкий спектр ценностей. В современной науке и практике существует актуальная потребность в таких инструментах измерения, которые имели бы достаточно разработанную теоретическую основу и были бы эффективны для изучения как групповых ценностей, так и ценностей отдельного человека[20].

В основе опросника Шварца лежит теория, согласно которой все ценности делятся на социальные и индивидуальные. Опросник состоит из двух частей: Первая часть опросника Шварца предназначена для изучения ценностей, идеалов и убеждений, которые оказывают влияние на личность, но не всегда проявляются в социальном поведении.

Эта часть состоит из двух списков существительных, включающих 57 ценностей. Опрашиваемый оценивает каждую из предложенных ценностей по шкале от «Противоречит моим ценностям» (-1) до «Важнейшая в моей жизни» (+7). Вторая часть опросника Шварца предназначена для изучения ценностей, которые чаще других проявляются в поведении человека. Вторая часть состоит из 40 описаний человека в виде прилагательных, характеризующих 10 типов ценностей. Для оценки описаний используется шкала из пяти баллов. Оценка каждой позиции по собственной шкале (а не ранжирование, как делал Рокич), позволяет исключить фактор взаимозависимости значений предлагаемых характеристик. Наличие отрицательного пункта шкалы позволяет выявить ценности, от выражения или распространения которых люди стремятся воздерживаться в своем поведении[21].

Также стоит отметить весьма оригинальную методику А.П. Вардомацкого – аксибиографическая методика, направленная на выявление жизненных ценностей отдельных индивидов или социальных групп[22].

Она основана на методе интервью. Каждый респондент заполняет 15 карточек, записывая 15 наиболее важных событий как из своего прошлого, так и из предполагаемого (желаемого) будущего. В ходе беседы с респондентом, исследователь пытается выявить ценностное содержание каждого события, проникнуть в более глубокие слои ценностного сознания респондента. Так, последовательным образом, для каждого события, отмеченного респондентом, выявляется ценность самого высокого уровня обобщения. На выходе получается набор ценностей, характеризующий данного человека или данную группу.

Глава 2. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций

2.1. Программа эмпирического исследования

Цель исследования – выявить ценностные ориентации учащихся старших классов.

Задачи:

- исходя из данных, полученных в процессе теоретического анализа, сформулировать гипотезу;

- изучить место профессиональной деятельности в жизненных перспективах испытуемых;

- исследовать место семьи в жизненных перспективах учащихся;

- обсудить полученные результаты и сделать выводы.

Объект: ценностные ориентации жизненные перспективы старшеклассников.

Предмет: процесс формирования ценностных ориентаций и жизненных перспектив учащихся старших классов.

Для проведения исследования были выбраны следующие методики: анкета оптанта, «незаконченные предложения», индивидуальный авторский опросник, «ценностные ориентации» М. Рокича.

  1. Анкета оптанта (Л.А. Головей).

Цель – анкетирование позволяет сформулировать следующие выводы:

- о наличии профессионального плана и степени его сформированности (сформированным профплан можно считать тогда, когда выбрана профессия, продуманы пути ее получения и имеется уверенность в правильности выбора);

- об осознанности выбора профессии (осознанным выбор можно считать в том случае, если он построен с учетом интересов и предшествующего опыта личности, когда указываются и осознаются адекватные мотивы выбора профессии).

2. Методика «Незаконченные предложения» (разработана Саксом и Леви)

Цель – характеристика отношения студенческой молодежи к семье.

  1. Индивидуальный авторский опросник.

Цель – определение системы ближайших целей, жизненных планов респондентов на данный отрезок времени, выявление места, которое занимает в этой системе, стремление к созданию собственной семьи.

  1. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича

Цель – исследовать систему ценностей испытуемого и места в ней семьи.

2.2.Результаты исследования, их интерпретация

По результатам проведения методики «Незаконченные предложения» у испытуемых можно выделить три системы отношений: положительную, отрицательную, безразличную.

Данные, полученные в результате проведения методики, отображены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели по методике «Незаконченные предложения» (Сакса и Леви)

Испытуемый

Пол испытуемого

Балл по тесту

М

30

М

33

М

19

М

21

М

29

М

18

М

35

М

28

М

29

М

34

М

37

М

35

М

32

М

32

М

34

Ж

37

Ж

22

Ж

24

Ж

25

Ж

22

Ж

32

Ж

30

Ж

28

Ж

27

Ж

24

Ж

38

Ж

29

Ж

29

Ж

39

Ж

36

Ж

34

Ж

32

Ж

29

Ж

39

Ж

39

При проведении данной методике особое внимание уделялось анализу того блока предложений, которые характеризуют отношение испытуемого к семье, а именно 12, 27, 42, 57. Максимальный бал, характеризующий положительное отношение испытуемого к семье – 8, безразличное – 4, негативное – 0.

Из 35 испытуемых отношение к семье близкое к негативному (1-2 бала) выявлено у 10%. Доминирующим оказалось близко к положительному (7,6 балов) – 40%, крайне положительное – 15%, отношение безразличное (4) и близкое к нему (5), 15% и 20% соответственно.

Рисунок 1- Отношение учащихся старших классов к семье

У юношей доминирующем стало безразличное отношение к семье – 60% испытуемых имеют именно такое отношение. Негативное отношение отмечено в 5%, близко к негативному еще в 5%. Близко к безразличному в 20%, близко к положительному - 10%.

Рисунок 2 - Отношение к семье у юношей

Доминирующем у девушек стало положительное отношение к семье – 50%, близко к положительному - 25%. Негативное отношение не отмечено, близко к негативному в 5%. Близко к безразличному в 20%,

Рисунок 3 - Отношение к семье у девушек

Среди респондентов создание собственной семьи стоит на первом месте у 5% респондентов. На второе место эту цель поставили 10%, 3% на 3-е место, 4% - на 4-е и 3% на 5-е. Суммировав эти данные видно, что 25% респондентов видят одной из наиболее актуальных задач ближайшего будущего - создание семьи. На последнее место эту цель не поставили никто. Последние места (с 10 по 14) цель создание семьи было отдано в 15%. Остальные 60% молодых людей хотят создать семью в 6,7,8 или 9-ю очередь.

Рисунок 4 - Место создания семьи в ближайших планах юношей и девушек

Юноши в основном предпочитают направлять свои усилия на самореализацию – 75% поставили эту цель на первое место. 5% - активный отдых, друзья. Остальные 20% предпочитают, в первую очередь, трудоустроиться и начать карьерный рост.

Создание семьи в данной группе респондентов было поставлено, в среднем на 10-12 место – 60%. 25% отдали этой цели последние 14-15 места. 10% - на 3-5 место, 5% - на 7,8,9. Рождение детей отодвигается на 2, 3 позиции ниже, чем вступление в брак.

Рисунок 5 - Место создания семьи в ближайших планах юношей

Среди девушек наиболее важной жизненной целью стало получение образования и трудоустройство – 80%. Для 5% первоочередной задачей является создание семьи. Остальные 15% видят на данный момент времени основной целью: самореализацию, материальное благополучие, уход за внешностью.

Создание семьи у 5% девушек стоит на 1-м месте, на 2-м у 10%. 2% отдали этой цели 3–е место и 10% - 4-е, 3% - 5-е. Таким образом на первые пять мест создание семьи поставили 30% респондентов данной группы. На последние места (13-14) создание семьи поставили 5%. В основном у девушек стремление к вступлению в брак стоит на 6-8 местах – 60%. Рождение ребенка в 95% стоит на 1-2 позиции ниже, чем создание семьи. Однако у 5% респондентов данной группы выявлено стремление родить ребенка раньше, чем вступить в брак.

Рисунок 6 - Место создания семьи в ближайших планах девушек

При обработке данных методики «Ценностные ориентации» М. Рокича были получены следующие результаты.

Анализ списка А – терминальные ценности

Абсолютное большинство респондентов (70%) на первые места ставит такие ценности, как здоровье (психическое и физическое), счастливая семейная жизнь.

Рисунок 7 - Главные ценности учащихся старших классов

Следует отметить, что наблюдаются гендерные отличия в иерархии ценностей. У девушек такие ценность как любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) занимает первое либо второе место в иерархии ценностей, тогда как у юношей она чаще всего находится на 4 – 6 позиции. Ценность «счастливая семейная жизнь» девушки располагают на 2 – 4 место, юноши – на 3 – 5. Юноши на первое место ставят такие ценности: активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) – 25%, здоровье (физическое и психическое) – 22% материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) – 20%, продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) – 16%. Девушки считают, что наиболее важны любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) – 30%, уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) – 20%, счастливая семейная жизнь – 17%, продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) – 13%.

Рисунок 8 - Место любви и брака в системе жизненных ценностей девушек

Рисунок 9 - Место любви и брака в системе жизненных ценностей юношей

Анализ списка Б – инструментальные ценности

Старшеклассники выделяют такие ценности, как широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) – 20%, рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) – 20%, ответственность (чувство долга, умение держать свое слово) – 17%, эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) – 14%. Ценности, выделяемые старшекурсниками, говорят об их готовности к семейной жизни, к тому, что придется учитывать мнение другого человека, принимать его взгляды, учитывать его точку зрения.

Наблюдаются отличия в иерархии ценностей юношей и девушек. Юноши на первые места ставят такие ценности, как рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) – 15%, рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) – 13%, независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) – 13%, твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) – 12%. Девушки же выделяют следующие ценности: самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) – 18%, ответственность (чувство долга, умение держать свое слово) – 15%, широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) – 15%.

При анализе данных анкеты оптанта были сделаны следующие выводы.

30% испытуемых имеют сформированный профессиональный план, они уверены в выборе профессии, определились с местом дальнейшей учебы, предполагают место работы после окончания учебы.

Такое же количество испытуемых – 30% - осознанно выбрали профессию – они ориентируются на свои склонности, ценности и жизненные цели. Остальные испытуемые или не определились с выбором профессии (20 %) или выбирают профессию под влиянием родителей, друзей, навязанных общественных стереотипов (престижные, высокооплачиваемые профессии).

При анализе данных Индивидуального авторского опросника, были получены следующие результаты. Наиболее значимыми для подростков оказались такие ценности, как карьерный рост, получение образования, материальное благополучие, высокий социальный статус, создание собственной семьи. Наименьшее количество выборов получили такие ценности, как самореализация, обеспечение благополучия родительской семьи. Следует отметить гендерные различия в выборах ценностей: девушки выбирают такие ценности, как рождение ребенка, создание собственной семьи, получение образования, тогда как юноши – высокий социальный статус, карьерный рост, материальное благополучие.

Графически полученные данные представлены на рисунке 10.

Рисунок 10 - Иерархия жизненных ценностей

Для подтверждения второй части гипотезы о том, что существует разница в отношении к браку между юношами и девушками произведем вычисление коэффициента ранговой корреляции Спирмена, для чего находим корреляцию между двумя групповыми признаками.

Таблица 2

Расчет d² для рангового коэффициента корреляции Спирмена при сопоставлении упорядоченных перечней жизненных ценностей у юношей и девушек

Жизненные ценности

Юноши

Девушки

d

Получение образования

1

1

0

0

Самореализация

2

2

0

0

Друзья, общение

3

9

-6

36

Активный отдых

4

14

-10

100

Путешествия

5

11

-6

36

Материальное благополучие

6

8

-2

4

Трудоустройство

7

7

0

0

Карьерный рост

8

6

2

4

Обеспечение благополучия родительской семьи

9

5

4

16

Создание семьи

10

3

7

49

Рождение ребенка

11

4

7

49

Достижения в спорте, музыке

12

15

-3

9

Высокий социальный статус

13

12

1

1

Популярность

14

13

1

1

Ухоженная внешность

15

10

5

0

Суммы

120

120

0

305

rs = 1- 6  d²)

N(N²–1)

где d – разность между рангами для двух групп испытуемых;

N – количество ранжируемых значений.

rs эмп. = 1- (6*305)/15(15² - 1) = 1 –1830/3360 = 1- 0,544 = 0,455

Определяем критические значения rs при N = 15

rs кр. = { 0,52 (р≤0,05)

0,66 (р≤0,001)

rs эмп ‹ rs кр.

Корреляция между упорядоченными иерархиями жизненных целей у девушек и юношей не достигает статистически значимой отметки, что свидетельствует о том, что между жизненными ценностями юношей и девушек все совпадения носят случайный характер.

1 1

2 2

3 3

4 4

5 5

6 6

7 7

8 8

9 9

10 10

11 11

12 12

13 13

14 14

15 15

Рисунок 10 - Отрицательная корреляция между упорядоченными иерархиями жизненных целей у студентов младших и старших курсов

Подводя итог проведенному эмпирическому исследованию, можно сделать следующие выводы. Согласно данным, полученным в результате проведения методики «Незаконченные предложения» видно, что среди старшеклассников преобладает положительное отношение к семье.

Аналогичную картину можно наблюдать, сопоставляя данные, полученные в результате проведения методики с юношами и девушками. Молодые люди лишь в 20% относятся положительно к семье, основной массе юношей семья на данный момент времени безразлична. У девушек резко возрастает количество балов, что свидетельствует об их положительном отношении к семье, количество негативных ответов сводится практически на нет.

Для юношей система отношений к семье оценивается как безразличная, тогда как для девушек характерна положительная система отношений к будущей семье и браку.

В данной возрастной группе среди первичных жизненных целей доминирует получение образования и самореализация, создание семьи и рождение ребенка отодвигается на 10 и 11 места соответственно.

Юноши ставят цели создания семьи на 10 место, а девушки на 3.

При обработке данных, полученных в результате проведения опросника, становится видно, что для старшеклассников создание семьи не является главной целью на ближайшее время, но после достижения 4 важнейших целей (например, трудоустройство) они планируют создать семью

Юноши не стремятся к созданию семьи, девушки считают эту цель третей по значимости.

Основываясь на результатах ранжирования системы ценностей молодежи, можно говорить о том, что жизненные ценности молодежи имеют гендерные отличия: для девушек семья, брак и связанные с ними ценности являются значимыми, для молодых людей менее.

Различия в отношении к браку и семье по половому признаку объясняются тем, что девушки, женщины в социуме играют роль матери. Учитывая, что практически все респонденты женского пола стремятся рожать детей в законном браке, то первоочередной задачей девушки видят в создании семьи для того, чтобы в последствии состоятся как матери.

Итак, проанализировав и обобщив полученные в результате проведения исследования данные, можно сделать вывод о том, что среди жизненных перспектив учащихся выделяются создание семьи и получение образования.

Гипотеза, выдвинутая в начале исследования: получение образование, трудоустройство и создание семьи является основными жизненными перспективами учащихся старших классов; жизненные перспективы различаются по гендернему признаку - подтвердилась.

Глава 3. Экспериментальная система мероприятий по формированию ценностных ориентаций и жизненного стиля личности в старшем подростковом и юношеском

Групповая работа с элементами тренинга одна из эффективных форм обучения. Эта работа не требует дополнительных средств и органично вписывается в саму структуру педагогического образования. Занятие в форме групповой работы с элементами тренинга планируется как набор ролевых (моделирующих) игр и упражнений, групповых дискуссий и оценочных упражнений, которые являются продуктивными методами, позволяющими проанализировать отношение к вопросам отношений между мальчиками и девочками, нормы и ценности, а также тренировать коммуникативные навыки.

Структура занятий:

  1. Вводная часть, актуализирующая жизненные знания и имеющийся у детей опыт (в этой части используются психологические упражнения, а также фрагменты литературных произведений, аудио - и видеоматериалы). Каждая встреча, кроме первой начинается с рефлексии, во время которой ведущий определяет состояние учащихся, их настрой на работу, их тревоги и сомнения. Во второй части рефлексивного введения проверяется выполнение домашнего задания: как справились с заданиями, какие трудности испытывали, что думают и что чувствуют по этому поводу. Первая часть рефлексии не должна быть затянута по времени и продолжается не более 7-10 минут, вторая часть - в зависимости от сложности вопроса, который обсуждается (не более 20 минут).
  2. Основная часть, направленная на формирование новых представлений (теоретическая часть, ролевые игры, творческие этюды, ответы на вопросы или совместное обсуждение возникающих проблем и др.). Предложенные методики занятий могут варьироваться в зависимости от готовности группы к тому или иному упражнению. Кроме основных упражнений, игр, обязательно предлагается разминка, которая проводится по мере необходимости, чтобы сныть усталость, напряжение или настроить на работу, сплотить группу.
  3. Заключительная часть включает отработку личных стратегий поведения (способы решения проблемных ситуаций) и осмысление полученного опыта; проведение рефлексии. Если есть домашнее задание, ведущий поясняет его.

Основная задача ведущего - создание условий, необходимых для активной, самостоятельной работы каждого участника.

Данный курс утверждает ценности человека, здоровья, семьи, окружающего мира. Он направлен на воспитание ответственности за своё здоровье, за поступки, последствия которых имеют значение для окружающих людей, а также на формирование нравственных, волевых, деловых, коммуникативных качеств личности.

Первый блок программы помогает в познании подростком самого себя, осмыслении сильных и слабых сторон своей личности, принятии себя как ценности и самовоспитании.

Содержание второго блока определяет общая мотивация школьника, которая во многом характеризуется общением. В процессе общения возникают конфликты, происходит переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и формируется стремление к самоутверждению. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости часто испытывают чувство одиночества. С одной стороны, растет потребность в общении, с другой - повышается её избирательность. Педагог может помочь несовершеннолетним в стремлении осмыслить свои права и обязанности, оценить своё прошлое, обдумать своё настоящее, утвердить и понять самого себя.

Задача взрослого- помочь ему в выстраивании эффективного общения с другими людьми.

Заключение

Система устойчивых ценностных ориентаций личности является показателем того, что можно ожидать от индивида. О духовном мире личности можно судить по тому, на достижение каких ценностей она направляет свои усилия, какие объекты являются для нее наиболее значимыми, то есть ценностные ориентации выступают как обобщенный показатель направленности интересов, потребностей, запросов личности, социальной позиции и уровня духовного развития. Понимание особенностей системы ценностных ориентаций в раннем юношеском возрасте очень важно для работы педагогов и психологов с данным возрастом, а также при разработке коррекционных и развивающих программ.

Было отмечено, что в данный период развития осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. Центр жизни переносится из учебной деятельности, хотя она остается преобладающей, в деятельность общения.

В ориентации на труд, в формировании интересов, склонностей и спо­собностей у подростков большую роль играет активная проба сил в различных областях трудовой деятельности. При этом ориентации во многом определяются возможностью личного самоутверждения и самосовершенствования.

Вторая глава была посвящена анализу жизненных перспектив учащихся старших классов. Было отмечено, старшеклассники воспринимают брак как место, где удовлетворяются психологические, эмоциональные потребности (идеи, удовлетворение ее членов потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защиты, удовлетворение потребности совместного проведения досуга, взаимно духовном обогащении). Экономические факторы являются важным условием, формирующим и обеспечивающим автономию молодой семьи.

Во многом отношения старшего поколения и молодой семьи искажаются невозможностью получить профессию или работу, которую хочется, невозмож­ностью жить там, где хочется, невозможностью заработать, чтобы обеспечить себя, свою семью, - все это влияет на характер отношений молодой семьи не только с родителями, но и с обществом в целом.

Современные старшеклассников ассоциируют семейную жизнь с удовлетворением важнейших эмоционально-психологических потребностей, затем ассоциируют с детьми. Для них семья – это теплота, понимание, взаимная психологическая помощь, и только в конце дети. Именно семья приносит человеку наибольшее удовлетворение в жизни.

Однако в целом, можно отметить недостаточную определенность жизненных стратегий учащихся старших классов заведений и, в частности, недостаточное профессиональное самоопределение.

В качестве формирующего эксперимента разработан и реализован тренинг «Ценность жизни», направленный на развитие ценностных ориентаций и адекватного формирования жизненного стиля личности.

Список использованных источников

  1. Абрамова, Г.С. Практическая психология / Г.С. Абрамова. - Екатерин­бург: Деловая книга, 2016. – 624 с.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова – Славская. – М.: АСТ, 2014. – 230 с.
  3. Асеев, В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие / В.Г. Асеев. – Иркутск,1989. – 356 с.
  4. Афонькина, Ю.А. Становление профессиональной направленности в развитии человека / Ю.А. Афонькина. – Мурманск: МГП, 2016. – 120 с.
  5. Бендюков, М. Ты и твоя профессия / М. Бендюков, И. Соломин, Д. Чернейко. – СПб.: Рост, 2017. – 310 с.
  6. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М.: Просвещение, 1986. – 230 с.
  7. Бодалев, А.А. Психология личности / А.А. Бодалев. – М.: Инфра, 2018. – 350 с.
  8. Бодров, В.А. Проблемы профессионального психологического отбора / В.А. Бодров // Психологический журнал. - 2016. - №2. - С. 85-94.
  9. Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности. - М.: Академия, 2016 – 387 с.
  10. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Бодович. - М.: Просвещение, 1968. – 160 с.
  11. Большой психологический словарь. / Под ред. Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П. – М.: Олма-пресс, 2014. – 1250 с.
  12. Борисова, Е. М. Индивидуальность и профессия / Е.М. Борисова. – М.: Академия, 2017. – 260 с.
  13. Верещагина, А.В. Демографическая безопасность российского общества: критерии и оценка / А.В. Верищагина, С.И. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2018. - № 2. - С. 43.
  14. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Владос, 2015. – 360 с.
  15. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. - М.: Аспект пресс, 2015. – 286 с.
  16. Гинзбург, М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М.Р. Гинзбург // Вопросы психологии. – 1994. - № 3. – С.65-69.
  17. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / Е.И. Головаха. – Киев: Радянська школа, 1988. – 148 с.
  18. Голод, С.И. Стабильность семьи: социально-демографические аспекты / С.И. Голод. - Л.: Наука, 1984. – С. 78
  19. Голомшток, А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника / А.Е. Голомшток. - М.: Просвещение, 1979 – 235 с.
  20. Горшков, М.К., Шереги Ф.Э. Указ. соч.; Верещагина А.В., Шахбанова М.М. Формирование новых семейных ценностей и отношений в современном российском обществе / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги // Вестник Дагестанского научного центра. - 2018. - № 50
  21. Давыдова, К.Д. Социальная установка как психологический феномен / К.Д. Давыдова // Социальная психология и философия. - М., 1975. - С. 63-64.
  22. Драгунова, Т.В. Подросток / Т.В. Драгунова. - М.: Знание. - 1976. – 345 с.
  23. Драгунова, Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте / Т.В. Драгунова // Вопросы психологам. - 1972. - № 2. - С. 25. - 38.
  24. Дружинин, В.А. Психология общих способностей / В.А. Дружинин. - СПб.: Речь, 2019. – 305 с.
  25. Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников / Н.Н. Захаров. - М.: Просвещение, 1988 – 276 с.
  26. Здравомыслов, А.Г. Отношение к труду и ценностные ориентации личности / А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов // Социология в СССР. Т. 2. - М.: Мысль, 1966. - С. 197-198.
  27. Зеер Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности / Э.Ф. Зеер. – Екатеринбург: Деловая книга, 2017. – 248 с.
  28. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – Екатеринбург: Деловая книга - 1999. – 234 с.
  29. Исмагилова, Ф.С. Основы профессионального консультирования / Ф.С. Исмагилова. - М.: Аспект Пресс, 2013. – 391 с.
  30. Истошин, И.Ю. Ценностные ориентации в личностной системе регуляции поведения / Психологические механизмы регуляции социального поведения / И.Ю. Истошин. - М.: Наука, 1979. – 263 с.
  31. Казарина-Волшебная, Е.К., Комиссарова И.Г., Турченко В.Н. Парадоксы трансформации ценностных ориентаций российской молодежи / Е.К. Казарина – Волшебная, И.Г Комиссарова, В.Н. Турченко // Социологические исследования. - 2017. - № 6. - С. 27 – 31.
  32. Климов, Е.А. Основы психологии: Практикум / Е.А. Климов. - М. Академия, 2018. – 459 с.
  33. Климов, Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов. - М.: Академия, 1996. – 276 с.
  34. Когда наступает время выбора. / Под ред. Чередниченко Г. А. – СПб: Издательство христианского гуманитарного университета, 2013. – 340 с.
  35. Кондратьев, М.Ю. Особенности психосоциального развития подростков / М.Ю. Кондратьев // Вопросы психологии. – 1997. - №3. – С. 49-56
  36. Константиновский, Д.Л. Молодежь: интересы и судьбы, проблемы и надежды / Д.Л. Константиновский // Власть. - 2015. - № 2. – С. 11 – 13.
  37. Крысько, В.Г. Социальная психология: Курс лекций / В.Г. Крысько. - М.: Омега-Л, 2018. – 316 с.
  38. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: УРАО. - 1997. – 425 с.
  39. Лисовский В. Т. Любовь, брак, семья. – СПб.: Наука, 2013. – С. 124
  40. Луков, В.А. Концептуализация молодежи в XXI веке: новые идеи и подходы / В.А. Луков // Социологические исследования. - 2015. - № 1. – С. 55 – 59.
  41. Молодежь России: социальное развитие. / Под ред. Егорова В. С. – М.: Наука, 1992. – С. 169-170
  42. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменоло­гия развития, детство, отрочество / ВЫ.С. Мухина. – М.: Академия, 2015. – 456 с.
  43. Мясищев, В.Н. Сознание как единство отражения действительности / В.Н. Мясищев. - СПб.: Речь, 2016. - С. 75-77.
  44. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 316 с.
  45. Общая психология / Составитель Е.И. Рогов. - М.: Аспект пресс, 2018. – 422 с.
  46. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога / Р.В. Овчарова. - М.: Владос – пресс, 2018. – 476 с.
  47. Ольшанский, В.Б. Личность и социальные ценности / В. Б. Ольшанский / В.Б. Ольшанский // Социология в СССР. - М.: Мысль, 1966. - Т. 1. - С. 471.
  48. Осницкий, А.К. Умение саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся / А.К. Осницкий // Вопросы психологии. – 1992 - №1. - С. 52-59.
  49. Петровский, А. В. Основы теоретической психологии / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - М.: Инфра, 1998. – 516 с.
  50. Поливанова, К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии - 1996. - № 1. – С. 67-85
  51. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2017. – 380 с.
  52. Пряжников, Н.С. Методы активизации профессио­нального и личностного самоопределения / Н.С. Пряжников. - М.: МГУ, 2017. – 279 с.
  53. Пряжников, Н.С. Профориентационные игры: про­блемные ситуации, задачи, карточные методики / Н.С. Пряжников.ю - М.: МГУ. – 1991. - 73 с.
  54. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. - М.: Мир, 1994. - 378
  55. Рогов, Е.И. Выбор профессии: становление профессионала / Е.И. Рогов. - М.: Владос – пресс, 2018. – 384 с.
  56. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2018. – 388 с.
  57. Сорокина, Н.Д. Перемены в образовании и динамика жизненных стратегий студентов / Н.Д. Сорокина // Социс. - 2018. - № 10. – С. 56-58
  58. Фельдштейн, Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. – 1998. - № 1. – С. 98-125.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Тематический план программы

Тема

Форма работы

Количество часов

I блок «Я и мой мир»

1

Вводное (диагностическое) занятие

Анкетирование, работа с опросниками

2

2

Я - личность и индивидуальность

Занятия с элементами тренинга

2

3

Мои цели как ценности

Занятия с элементами тренинга

2

4

Время- ценность

Занятия с элементами тренинга

2

5

Я и моё здоровье как ценность

Занятие с элементами тренинга

2

6

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню психического здоровья

Акция «Будь здоров!»- выпуск стенгазеты

2

7

О ценностях ума и образования

Занятие с элементами тренинга

2

8

Творчество как ценность

Занятие с элементами тренинга

2

9

Профессия как ценность

Занятие с элементами тренинга

2

10

Успех как ценность

Занятие с элементами тренинга

2

11

Досуговое мероприятие

Встреча с успешным человеком (спортсмен – параолимпиец и т.п.)

2

12

Жизнь как ценность

Занятие с элементами тренинга

2

13

Досуговое мероприятие

Круглый стол с представителями различных конфессий (православие, ислам, иудаизм)

2

14

Итоговое занятие

Выполнение коллажа «Мои ценности»

2

II блок «Я и этот мир»

15

Семья как ценность

Занятие с элементами тренинга

2

16

Общение как ценность

Занятие с элементами тренинга

2

17

Досуговое мероприятие

Встреча с представителем службы телефона доверия

2

18

Дружба как ценность

Занятие с элементами тренинга

2

19

Любовь как ценность

Занятие с элементами тренинга

2

20

Досуговое мероприятие

Встреча с супружеской парой - долгожителями

2

21

В чем ценность команды?

Занятие с элементами тренинга

2

22

Что нужно для успешной карьеры?

Занятие с элементами тренинга

2

23

Деньги как ценность

Занятие с элементами тренинга

2

24

Ценность природы

Занятие с элементами тренинга

2

25

Культура как ценность

Занятие с элементами тренинга

2

26

Досуговое мероприятие

Посещение художественной галереи, фотовыставки

2

27

Мир в мире как ценность

Занятие с элементами тренинга

2

28

Итоговое занятие

Жизненное кредо достойного человека

Занятие с элементами тренинга

2

29

Диагностическое занятие

Работа с анкетами, опросниками

2

Всего:

58

  1. Рогов Е.И. Выбор профессии: становление профессионала. - М.: Владос – пресс, 2018. – С. 102.

  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2018. – С. 102.

  3. Истошин И.Ю. Ценностные ориентации в личностной системе регуляции поведения / Психологические механизмы регуляции социального поведения. - М.: Наука, 1979. – С. 58.

  4. Ольшанский, В.Б. Личность и социальные ценности / В. Б. Ольшанский / В.Б. Ольшанский // Социология в СССР. - М.: Мысль, 1966. - Т. 1. - С. 471.

  5. Здравомыслов, А.Г. Отношение к труду и ценностные ориентации личности / А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов // Социология в СССР. Т. 2. - М.: Мысль, 1966. - С. 190.

  6. Ольшанский, В.Б. Личность и социальные ценности / В. Б. Ольшанский / В.Б. Ольшанский // Социология в СССР. - М.: Мысль, 1966. - Т. 1. - С. 471.

  7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Просвещение, 1986. – С. 102.

  8. Пряжников Н.С. Профориентационные игры: про­блемные ситуации, задачи, карточные методики. - М.: МГУ. – 1991. – С. 16.

  9. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – С. 102.

  10. Давыдова К.Д. Социальная установка как психологический феномен // Социальная психология и философия. - М., 1975. - С. 63.

  11. Бодров В.А. Проблемы профессионального психологического отбора // Психологический журнал. - 2016. - №2. - С. 90.

  12. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: АСТ, 2014. – С. 55.

  13. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. - М.: Академия, 2016. – С. 102.

  14. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. - М.: Академия, 2016. – С. 97.

  15. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологам. - 1972. - № 2. - С. 25.

  16. Сорокина Н.Д. Перемены в образовании и динамика жизненных стратегий студентов // Социс. - 2018. - № 10. – С. 56.

  17. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - М.: Мир, 1994. – С. 102.

  18. Петровский А. В. Основы теоретической психологии. - М.: Инфра, 1998. - С. 102.

  19. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2017. – С. 104.

  20. Петровский А. В. Основы теоретической психологии /. - М.: Инфра, 1998. - С. 51.

  21. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2017. – С. 105.

  22. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М.: Владос – пресс, 2018. – С. 105.