Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Изучение власти и социальных норм в первобытном обществе.

Содержание:

Введение

Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико – практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определить все свойственные им функции – основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы. Современная действительность не обособленна от прошлого и будущего. Она лишь новая, важная веха в истории.

Где право берёт начало? Какие задачи решали ранние государства? Можно ли утверждать, что в период своего становления все государства решали универсальные задачи?

Современный человек не может представить себе общественную жизнь без права, государства, юридических норм, законодательства, договоров, сделок, обязательств и других институтов (в их юридическом понимании), без правовых учреждений, таких, как законодательные собрания, суды, адвокатские организации, нотариальные конторы и т. д. У права есть богатая история, оно располагает множеством укоренившихся традиций, идущих из глубокой древности.

Люди с древних пор вступали в различные отношения друг с другом. По мере цивилизации человечества стали появляться законы, преобразованные из обычаев, для регулирования этих отношений. В дальнейшем развитии, развиваются и отношения, и это требует создания уже социального сложного законодательства, которое могло бы своими правовыми актами обеспечить законную систему общественных отношений.

Род представляет собой первичную ячейку организации первобытно общественного с строя, объединённого кровным родством, совместным коллективным трудом, общей собственностью на продукты производства, равенством социального положения.

Социальные нормы – это общие правила, регулирующие поведение людей в обществе, основными разновидностями социальных норм

3

первобытного общества являлись: обычаи, нормы морали, религиозные нормы. Огромное значение в этом отношении имели такие социальные нормы, как культовые ритуалы и обряды.

Целью курсовой работы является изучение власти и социальных норм в первобытном обществе. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть основные этапы развития первобытного общества

- охарактеризовать социальные нормы поведения в первобытном обществе

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, вывода, списка используемой литературы.

Глава 1 Основные этапы развития первобытного общества

Первобытное общество заняло в истории человечества довольно значительный отрезок времени – более тридцати тысячелетий – и прошло в своем развитии несколько периодов. Вопрос о периодизации первобытного общества не имеет в отечественной науке однозначного решения.

Долгое время принято было выделять два периода – матриархат (материнский род) и патриархат (отцовский род). При матриархате господствующая роль отводилась женщине, поскольку родство, как считалось, велось по материнской линии. При патриархате, который пришел на смену матриархату, родство велось уже по отцовской линии, и с ним связывался процесс разложения первобытнообщинного строя и возникновения государства. Данная периодизация первобытного общества встречается во многих учебниках по теории государства и права и в настоящее время, однако не все исследователи считают ее вполне состоятельной. В связи с этим предлагаются иные варианты периодизации первобытного общества. В частности, одни предпочитают выделять в истории первобытного общества три периода – ранний, средний и поздний, из которых ранний – это период становления первобытнообщинного строя, средний – период его зрелости, а поздний – период распада. Другие же, акцентируя внимание на экономической стороне вопроса, выделяют период присваивающей и период производящей экономики, связывая с последним процесс разложения

4

первобытнообщинного строя и возникновения государства. Как бы там ни было, но в истории первобытного общества обязательно нужно выделять такие периоды, как период зрелого первобытного общества, где первобытнообщинный строй существует в чистом виде, и период распада первобытного общества, когда идет процесс разложения первобытнообщинного строя и его постепенной замены государством.

Первобытно общинный строй — самый длительный период в истории человеческого общества. Его начальная дата определяется временем появления человека на земле (около 3 млн. лет тому назад). Конечная дата первобытнообщинного строя (время возникновения классового общества и государства) у разных народов различна.

В соответствии с наиболее крупными изменениями в состоянии производительных сил строится периодизация первобытнообщинного строя, который принято делить на века: каменный, бронзовый, железный. В свою очередь каменный век делится на:

палеолит — древний каменный век;

мезолит — средний каменный век;

неолит — новый каменный век.

Промежуточное время между неолитом и бронзовым веком археологи называют энеолитом (меднокаменным веком).

Палеолит делится на три периода:

1. Ранний палеолит — около 700 100 тыс. лет до н. э. Это время выделения человека из животного мира в результате труда и речи. Основные занятия — собирательство, охота. Формой трудовой и общественной организации было человеческое стадо. Древнейшие раннепалеолитические стоянки на территории бывшего СССР найдены в Армении, Абхазии, Южной Осетии, Туркмении, Киргизии.

2. Средний палеолит — 100–40 тыс. лет до н. э. (время зарождения родового строя). Этот период характеризуется наступлением сурового ледникового климата. В северной части Европы и Сибири образовался сплошной ледниковый покров толщиной до 1–2 км.

5

В борьбе с природой человек научился добывать огонь. Изменился внешний облик человека, он стал ближе к современному (так называемый неандертальский человек).

В это время человек стал охотиться на крупных животных, используя их шкуры для одежды, совершенствовались орудия охоты. На территории бывшего Советского Союза стоянки людей времени среднего палеолита найдены на Украине, в Крыму, на Кавказе, в районе Средней и Нижней Волги. В этот суровый период крепла связь родичей между собой возникали предпосылки появления родового строя.

3. Поздний палеолит — 4013 тыс. лет. до н.э. наиболее суровая фаза последнего вюрмского оледенения, когда современные люди расселились по всей Земле. После появления первых современных людей в Европе (кроманьонцев) произошёл относительно быстрый рост их культур, наиболее известные из которых: шательперонская, ориньякская, солютрейская, граветтская и мадленская археологические культуры.

В разных частях мира, в разных племен и народов появление определенной формы труда и общественной жизни происходит в разные периоды. Однако их объединяет ряд общих черт: хозяйство присвоения (пользование природными благами) и коллективная, общинная собственность на средства производства.

Хозяйство периода палеолита. Первыми формами хозяйственной деятельности человека в период палеолита были охота, рыболовство и собирательство. Археологические находки свидетельствуют о том, что охота мало отрядный и специализированный характер. Основным орудием труда на охоте было копье, охота была коллективной. Собирательство дополняло бедный рацион первобытного человека питательными злаками и корнями.

Умение изготавливать орудия труда было основной чертой, которая отличала человека от животного. Первые каменные орудия, по мнению археологов, появились примерно 2,5 млн лет назад. Ими можно было отрезать ветку, снять шкуру с убитого животного, расколоть кость или выкопать из земли корень. Таких орудий было немного; человека, который изготовлял их, назвали человеком умелым (homo habilis).

6

Новый тип передлюдини – питекантроп (обезьяночеловек) – появился почти 1 млн лет назад. Несмотря на шерстный покров, низкий лоб и сильно выступающие вперед надбровные дуги, это была существо прямоходящий. Мозг питекантропа имел объем 900 куб. см, а руки были способны выполнять простейшие трудовые операции: рубить, резать, строгать, копать, убивать животных, снимать шкуры, разделять туши. В этот период археологи выделяют набор орудий из 30-40 функциями. В эпоху среднего палеолита (200-40 тыс. лет до н. э.) появились треугольные, пластические и заостренные наконечники, рубила, копья.

Во времена, когда жили питекантропы, начался ледниковый период, который еще больше ускорил развитие трудовых навыков, способность мыслить, планировать свою деятельность, чтобы выжить в различных климатических условиях. Питекантропы жили в холодных регионах Северного Китая и Европы, в тропиках острова Ява, в пустынях Африки. Существовали в относительной изоляции, не встречались между собой и были разделены генетическими барьерами.

Только с образованием ледников снизился уровень Мирового океана и между разделенными водой участками суши возникли сухопутные "мосты", по которым люди смогли проникнуть на новые территории. Суровый климат научил людей использовать природный огонь, а затем и добывать его, что сразу отделило их от природного мира. В их жилищах были костры, выложенные камнем, где днем и ночью горел костер, на котором готовили пищу. Использование жареной и вареной пищи способствовало физиологическим изменениям человека. Огонь стали использовать для защиты от зверей и на охоте. Добывание огня становилось важным хозяйственным задачам, а борьба за огонь - часто была причиной конфликтов и столкновений между соседними человеческими коллективами.

Около 200 тыс. лет назад сформировался неандертальский тип человека – человека разумного. Он мало чем отличался от современного человека, хотя еще был грубого состава, имел низкий лоб и выпяченный подбородок, его структура мозга оставалась относительно примитивной.

С окончанием ледникового периода и установлением климата, близкого к современному (35-10 тыс. лет назад), началось утверждение человека

7

современного. Использование огня для приготовления пищи, усовершенствование орудий труда, а также первые попытки упорядочить межполовые отношения существенно изменили физический тип человека. Именно в это время завершился процесс антропогенеза - преобразования передлюдини в человека разумного. Именно тогда, наверное, в результате приспособления к природной среды сформировались существующие и сейчас европеоидная, негроидная, монголоидная раса. Люди заселили все континенты, проникли в Австралию и Америку. Общая плотность населения составляла 0,1 человека на 1 кв. км, а его численность вряд ли превышала 2-3 млн человек.

Наряду с совершенствованием орудий охоты, которое оставалось основным видом деятельности, появились каменная зернотерка, пестики для растирания зерна, орехов, корней, кремневые наконечники. Начали более тщательно обрабатывать кости. Среди археологических находок есть кинжалы, наконечники копий, гарпуны, иголки с ушком, шила и т.д. Костяные изделия украшали резьбой – орнаментом или изображением животных, что, по мнению первобытных людей, придавало особую силу. Сегодня в археологических музеях представлено около 150 видов каменных и 20 видов костных орудий эпохи палеолита.

Именно на этот период приходится и оседлость людей, удостоверяющих найдены следы перевалочных поселений этого периода. В них люди жили от нескольких месяцев до сотен лет. Жильем служили землянки, шалаши, переносные палатки - чумы, а также большие общинные дома. Найдены украшения, которые дают возможность воссоздать одежду этого времени.

На смену первоначальному обществу в эпоху позднего неолита пришла родовая община, которая объединяла людей одного рода. Она имела коллективную собственность и вела хозяйство на основе возрастного и полового разделения труда и простой кооперации. Мужчины занимались охотой, рыболовством, изготовлением орудий труда, а женщины - собирательством, приготовлением пищи, поддержанием огня, воспитанием детей.

До возникновения семьи, родовит, устанавливался по материнской линии. Женщины в этот период играли ведущую роль в хозяйстве

8

(матриархат). Однако реальная власть в общине принадлежала старейшинам – мужчинам в возрасте 40-50 лет – и основывалась на их опыте, силе, интеллектуальных и эмоциональных предпочтений. Было исключением, когда не прислушивались к советам вождей или не выполняли их приказов. Матриархат просуществовал до времени распространения металла.

В конце палеолита резко сократилась численность крупных млекопитающих животных, а некоторые виды полностью исчезли. Это привело к сознательному ограничению роста населения. Было так, что интервал между рождением составлял не менее чем три года. Если дети рождались чаще, их убивали, нередко убивали также одного из близнецов. Впервые в истории человечества появились общественные запреты - брака в середине рода (экзогамия). Четче стала социальная организация общины: взрослые мужчины, женщины и дети. Переход от детства во взрослую группу сопровождался специальными обрядами. Эти обстоятельства, наверное, меняли хозяйственную жизнь.

Экономическое развитие мезолитических племен. Для мезолита характерными были отступление ледника на север и наступления, по выражению геологов, современной эпохи. Охота и изменение климата привели к изменению фауны. Исчезновение части крупных животных заставило совершенствовать орудия охоты. Важнейшим из достижений этой эпохи стало изобретение лука, оружия для дальнего боя, что дало возможность более успешно вести охоту на зверей и птиц. Люди научились делать силки, решетки, ограждения, охотничьи ловушки. Стало развиваться рыболовство, которым занимались с помощью гарпунов, сеток, остов. Долбление лодок с помощью каменного топора дало возможность развивать морской промысел. Начали приручать животных.

Поиски и освоение первоначальными общинами источников питания, меньшая зависимость от природы обусловили уменьшение переселений с места на место. Первые признаки регулярного сбора некоторых злаков, а также оседлости найдены в Палестине. Здесь в X-IX тыс. до н. э. жили охотники и рыбаки, которые уже не кочевали, а длительное время проживали на одном месте. Жили они в поселениях с небольших круглых домов, заглубленных немного в землю и обмазанных глиной, смешанной с песком и камешками. Пол устилали каменными плитами.

9

В эпоху мезолита завершилось заселения Евразии. Люди все дальше проникали на север к берегам Балтики и Ледовитого океана. Зарождается пиктографии (малюнкове письмо). Люди научились фиксировать, хранить и передавать информацию.

В эпоху мезолита был накоплен значительный запас информации, знаний по метеорологии, медицине. Были известны трепанация черепа и ампутация поврежденных конечностей. Широко применяли гипноз.

В период мезолита внутри рас выделились ветви: в европеоидной – южная и северная, в монголоидной – азиатская и американская, в негроидной – африканская и австралийская. Начался процесс формирования народов. Усиливалась различие в темпах и характере хозяйственного развития отдельных человеческих сообществ.

Неолит стал периодом завершения перехода к высших форм присваивания, и перехода к воспроизводственного хозяйства, т. е. основанного на производстве материальных благ, необходимых для жизни и деятельности людей. Структура присваивательного хозяйства принципиально отличалась от структуры воспроизводственного хозяйства. Основными отраслями экономики стали земледелие, скотоводство и ремесла. Впервые появилась возможность постоянно, а не эпизодически, как раньше, получать дополнительный продукт.

Неолитическая революция. Развития производительности труда способствовали первый (земледелие и скотоводство) и второй (выделение ремесел из сельского хозяйства) общественные разделения труда, что, в свою очередь, способствовало индивидуализации труда, возникновению и развитию частной собственности. Эти переходы в историко-экономической литературе называют неолитической революцией.

Прогрессом в развитии производительных сил стал переход к возделыванию земли. Приемы и техника земледелия были очень примитивны: вскапывали землю деревянными палками и мотыгами; жали серпами с кремневым лезвием; зерна растирали на каменной плите. В период неолита люди освоили практически все известные в современный период сельскохозяйственные культуры. Предполагают, что первые очаги земледелия как самостоятельная отрасль хозяйства зародились в Передней Азии. Современные археологические находки

10

дают основание говорить о четырех самостоятельных наиболее древних очагов происхождения культурных растений:

1) Передняя Азия, где уже в VII-VI тыс. до н. э. культивировали полевые злаки – ячмень и пшеницу;

2) бассейн реки Хуанхэ, где в IV-III тыс. до н. э. выращивали китайское просо (чумизу), рис, гаолян;

3) Центральная Америка, где в V-IV тыс. до н. э. начали выращивать бобы, перец, а в III тыс. до н. э. – маис (кукуруза);

4) Перуанское нагорья, где в III тыс. до н. э. выращивали перец, хлопчатник, бобы и другие растения.

Постепенно совершенствовалась агротехника. В IV тыс. до н. э. в земледелии возникли такие формы, как обработка постоянных участков и залежей неполивных (богарных) и даже поливных (ирригационных) земель. В ряде регионов (в Европе, Западной и Средней Азии) наметился переход от ручного земледелия к пахотному.

Важной отраслью хозяйства стало скотоводство, хотя распространено оно было неравномерно и сформировалось с охоты. Важную роль в его становлении сыграли дети, которые кормили малышей диких животных и, играя с ними, приручали их. Первыми домашними животными стали овцы, козы, коровы и свиньи. Скотников (пастухов) племена жили в степях Северной Африки, Аравии, Средней и Центральной Азии. Европа была зоной преимущественно растительного земледелия с стойловым скотоводством.

Древнейшим ремеслом было гончарство. Глиняная посуда дал возможность человеку значительно улучшить приготовления и хранения пищи. Усовершенствование пищевых технологий становилось важным фактором экономического развития. Гончарный горн (печь для обжига глиняных изделий) впервые изготовили на Востоке. Гончарный круг известен с IV тыс. до н. э. Его появление значительно повысила производительность труда и позволила улучшить качество глиняной посуды.

Другим старинным ремеслом было ткачество – изготовление ткани на ручном ткацком станке. Для этого выращивали лен, крапиву, другие

11

культуры, разделяли волокна, стукали их, пряли, производили веревки и нитки. Из нитей делали тонкие и грубые ткани для пошива одежды и нужд домашнего хозяйства, шили мешки, сумки.

На территориях современных Индии, Египта, Передней Азии в VI-IV тыс. до н. э. зародилось металлургическое производство. Первым металлом, который привлек внимание людей, была медь, наверное, самородная. Прочностью она уступала камня, но при нагревании из нее можно было сделать иглы, шило, рыболовный крючок. Из меди изготавливали различные украшения. В III тыс. до н. э. уже знали более твердый металл – бронзу (сплав меди с оловом, свинцом, что придавало ей твердости). Она быстро распространилась во всем Древнем мире, кроме Америки. Сначала плавили металлы на костре, потом руды нагревали в смеси с древесным углем в плавильных печах.

Значительно продвинулась вперед техника обработки камня. Его шлифовали, резали, сверлили. Каменные орудия - мотыга, зернотерка, ступка, лезвия для серпов, ножей, кинжалов - изготовляли из кремня. Иглы, шила, ложки делались из кости, в том числе из слоновой.

На границах племен с различной хозяйственной ориентацией, а позже и внутри племен, все интенсивнее развивался обмен. Однако всеобщего эквивалента хозяйственная практика еще не выработала. Можно говорить лишь о зарождении товарного производства и обращения, то есть о создании отдельных продуктов в количестве, превышала потребности семьи и общины и предназначалась для обмена с другими общинами, о формировании рыночных отношений, хотя в довольно примитивной форме. Развитие обмена стимулировало совершенствование производительных сил.

С переходом к оседлости резко изменилась количество людей, которые, проживая рядом, начали смешиваться. Община охотников была небольшая, около или чуть более 20 человек. Она могла расти только при наличии достаточных запасов пищи. Переход к производящего хозяйства привел к заметному увеличению размеров общин, к

12

возникновению территориальной общины, которая представляла собой постоянные поселения, насчитывающих десятки, а то и сотни жилых домов, культовых сооружений, мастерских. Жильем служили глиняные здания. На рубеже V-IV тыс. до н. э. на Земле уже проживало около 80 млн человек, а плотность населения составляла для заселенных территорий от 10 до 100 человек на 1 кв. км. Впервые в истории наметились тенденции семьи многодетности. Выросла продолжительность жизни. В обществе закрепляются законы патриархата.

Неспособность удовлетворить растущие потребности человека и общества, производительность в производстве привели к вытеснению каменных орудий труда, поэтому они исчерпали свой потенциал в IV тыс. до н. э. Начался переход к очередному этапу - неолита (медно-каменный век). В этот период материалом, который преимущественно использовали, становится металл - сначала медь, железо, потом бронза, с 1 тыс. до н. э. – сплавы железа и его производных, а именно чугуна и стали.

Изобретение и освоение принципиально новых материалов (бронзы), технологий (систем орошения и плугового земледелия), усиление имущественного неравенства, средства частной собственности неизбежно вели к возникновению классов и государства.

Совершенствовались знания, появились первые, пока еще примитивные счетные системы. Это были связка соломы, ряд ракушек, веревка с завязанными на ней узелками. В первоначальной Европе обычно для расчетов использовали камни: слова "калькулятор", "калькуляция" происходит от латинского calculus - камень.

Рост земледелия и каждый раз интенсивнее земельные работы способствовали развитию геометрических знаний. Были составлены первые географические карты. В конце неолита изобретено колесо и начал развиваться колесный транспорт. Затем состоялась чрезвычайной

13

важности событие – возникла первая в истории человечества письменность. Это стало чертой, которая отделила первоначальную историю от эпохи цивилизации.

Разрушение первобытного общества во многих регионах мира происходило в разные времена. Отличительными были также модели дальнейшего хозяйственного развития. В конце IV тыс. до н. э. в Месопотамии, а затем в Египте возникли первые государства.

Глава 2. История появления власти в первобытном строе

Право формировалось одновременно и параллельно с государством (а в определенном смысле и раньше государства). Их возникновение взаимосвязано и взаимозависимо. Каждый новый шаг в развитии государства приводил к дальнейшему развитию правовой системы и наоборот.

С древнейших времен люди пытались объяснить, как, когда и в силу каких причин возникло государство. На этот счет сложилось достаточно много теорий.

Теологическая теория- она является одной из самых ранних. Зародилась в глубокой древности, но наибольшее развитие получила в период средневековья. Определенное распространение имеет и в наше время. Самым известным ее представителем считается средневековый ученый-богослов Фома Аквинский (XIII в.). Данная теория не разграничивает процесс возникновения общества и государства. Последние возникают одновременно и являются творениями божественного разума. Все, что существует на Земле, создано по воле Бога. Государство вечно, как и сам Бог. Государь рассматривается как наместник Бога на Земле, как «божий помазанник». Люди должны беспрекословно подчиняться государю, ибо его воля является воплощением божественной воли. Отсюда выступление против государя и государства – великий грех, поскольку это выступление против Бога.

14

Патриархальная теория- она тоже является достаточно древней. Ее основоположниками считаются древнегреческие мыслители Платон и Аристотель (III–II вв. до н. э.). Определенное распространение имела в XVII (Р. Фильмер) и XIX (Н. К. Михайловский) вв. Согласно этой теории государство возникает в результате разрастания семьи. Семья, увеличиваясь в размерах, первоначально приводит к возникновению поселений, которые затем преобразуются в государство. Глава семьи – патриарх становится главой государства – монархом, власть которого является естественным продолжением власти патриарха.

Договорная теория. Наибольшее развитие получила в XVII–XVIII вв., хотя истоки этой теории находят в трудах некоторых мыслителей Древней Греции V–IV вв. до н. э. К представителям данной теории относятся Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза, Ж-Ж. Руссо, А. Н. Радищев и др. Суть теории состоит в том, что государство есть результат общественного договора о правилах совместного проживания. До появления государства люди находились в так называемом естественном состоянии, под которым подразумевались либо свобода и равенство всех членов общества (Локк), либо война всех против всех (Гоббс), либо всеобщее благоденствие, «золотой век» (Руссо). Каждый человек обладал определенной суммой неотъемлемых естественных прав, полученных от Бога или от Природы. В то же время в догосударственном обществе не было власти, способной защитить человека и гарантировать его естественные права. Поэтому, чтобы создать в обществе нормальную жизнь и обеспечить естественные права, люди заключили между собой договор, своеобразное соглашение о создании государства, передав ему как органу, представляющему их общие интересы, часть своих прав.

Теория насилия- возникла в XIX в. в двух вариантах: как теория внутреннего и теория внешнего насилия. Основоположником теории внутреннего насилия является Е. Дюринг. Согласно этой теории государство возникает в результате насилия одной части общества над другой в целях подчинения меньшинства большинству. Государство создается как сила, выражающая общественные интересы и обладающая способностью применять насилие к той части общества, которая не желает подчиняться воле большинства.

15

К основоположникам теории внешнего насилия относят Л. Гумпловича и К. Каутского, которые причины возникновения государства видели в завоевании одних племен или народов другими племенами или народами. Государство согласно теории внешнего насилия создается как аппарат для подавления порабощенного народа и поддержания необходимого для завоевателей порядка.

Марксистская теория (ее нередко называют также классовой). Как и теория насилия, возникла в XIX в. Ее основоположниками были К. Маркс и Ф. Энгельс. Эту теорию полностью разделял В. И. Ленин. В советской науке и науке других социалистических стран она считалась единственно правильной.

С точки зрения марксистской теории государство возникает как результат раскола общества на антагонистические классы и борьбы между ними. Она рассматривает возникновение государства как естественноисторический процесс, развивающийся по своим собственным законам. Развитие экономики в первобытном обществе приводит к возникновению частной собственности, расколу общества на антагонистические классы (класс собственников, эксплуататоров и класс несобственников, эксплуатируемых) и классовой борьбе. Государство создается классом собственников как сила, с помощью которой класс несобственников удерживается в повиновении и при необходимости подавляется.

Вопрос о происхождении права во многом перекликается с вопросом о происхождении государства. Поэтому теории происхождения государства, так или иначе, касаются и происхождения права. Вместе с тем среди теорий происхождения государства и права есть теории, которые относятся только к происхождению права. Это примирительная, регулятивная и историческая теории.

Примирительная теория – пользуется достаточно широкой популярностью на Западе. Согласно этой теории право возникает в первобытном обществе для упорядочения отношений между родами. Между родовыми общинами по самым разным причинам случались конфликты, которые нередко сопровождались захватом имущества, причинением телесных повреждений и даже человеческими жертвами, что привело к появлению кровной мести. В целях улаживания конфликтов между родовыми

16

общинами с помощью народных собраний и совета старейшин заключались договоры о примирении, из которых и возникло примирительное право. Со временем сложилась целая система норм примирительного права, которые первоначально носили устный характер, а затем с помощью государства приобрели письменную форму.

Регулятивная теория – имела распространение в азиатских странах, а также в России. С точки зрения этой теории право возникает для установления и поддержания единого порядка в стране. Первоначально упорядочения посредством права требовал сравнительно небольшой круг вопросов: распределение территории при вынужденной передислокации народа, определение порядка использования водоема, запреты инцеста (кровосмешения) и др. Существовали правила-запреты на охоту (сбор плодов) в определенных местах или определенных животных (растений), запрещались также убийства, телесные повреждения, колдовство, воровство, увод чужих жен и т. д. С развитием производства возникает необходимость регулировать вопросы сельского хозяйства. Затем, когда обмен продуктами стал носить массовый характер, регулированию подвергаются меры весов, денежные системы, цены на товары. Развитие средств сообщения и других средств производства вызвало к жизни установление правил мореплавания, норм цехового права и др. Словом, по мере необходимости при помощи права устанавливается порядок в самых различных сферах жизнедеятельности людей.

Историческая теория - (по-другому – историческая школа права) возникла и сформировалась в конце ХVIII – начале ХIХ вв. Ее основоположниками являются немецкие юристы Г. Гуго, К. Савиньи, Г. Пухта. Основное внимание эта теория уделяла вопросам возникновения и истории права.

Говоря о праве, создатели исторической теории считали, что действующее в обществе право возникает спонтанно и своим происхождением не обязано государству. Оно, подобно языку, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, не дано Богом, а создается, складывается постепенно путем самостоятельного развития через стихийное образование норм общения, добровольно принимаемых народом. Право – это, прежде всего, исторически сложившиеся правовые обычаи, произрастающие из глубин народного сознания, из недр национального, народного духа. Что же

17

касается предписаний государства, то они составляют лишь позитивное право, которое производно от права обычного.

Господствующая в обществе форма собственности на основные средства производства самым существенным образом влияет на характер и содержание появляющихся государств и правовых систем. Так, частная собственность делает необходимым создание механизмов, обеспечивающих согласование интересов и воли собственников. Отсюда республиканские формы правления и развитая рабовладельческая демократия, а также широкое законодательное регулирование общественных отношений в Афинах и Риме. Фактически государственная форма собственности на землю при общинном землепользовании в Китае, Индии и других азиатских государствах влекла возникновение деспотических, авторитарных систем, причем роль законов выполняли нравственно-религиозные догмы и правовые обычаи. Государственная собственность на землю, сочетающаяся с ее разделением между членами общественной элиты в Спарте, привела к существованию там аристократической республики

Учитывая тот факт, что общество возникло гораздо раньше государства, необходимо в целях наиболее полного познания государственно-правовых институтов дать характеристику социальной власти и норм, существовавших в первобытном строе.

Независимо от того, как современные ученые относятся к делению исторического процесса, ни у кого нет сомнений в том, что начальным этапом этого процесса был первобытно-общинный строй, охватывающий весь огромный период от появления на Земле человека до становления первых классовых обществ и государств, а также обычно сопутствующего им возникновения упорядоченной письменности.

Как только появляется общество, сразу же возникает потребность в управлении. Каждый отдельный член общества имел собственные интересы, без согласования которых общество не могло существовать, так как именно интересы выступают решающим личностным регулятором. Для обеспечения нормальной жизнедеятельности, прогрессивного развития социальных связей требуется объединить эти интересы на общее благо. Но соединить можно лишь при сочетании во многом индивидуальной выгоды (личного интереса) с социальной

18

выгодой (общественным интересом). Такое соединение достигается главным образом лишь благодаря существованию в обществе правил поведения (норм) и власти, которая бы проводила в жизнь и обеспечивала названные нормы.

Правовые нормы всегда устанавливаются или санкционируются государством. Все государственные органы в рамках своей компетенции издают нормативные акты. Представительные органы власти специализируются именно на реализации нормотворческой функции.

Государство выявляет экономические, политические, социальные притязания отдельных классов, групп, слоев населения, а затем формирует и возводит в закон согласованную волю общества. Таким образом, в праве выражается общая, интегрированная воля населения. При этом следует помнить, что право и законодательство – не тождественные понятия. Правовым является лишь закон, соответствующий демократическим правовым идеям, принципам, ценностям, неотъемлемым правам и свободам человека.

Нормы права – это не просто идеи, мысли, намерения, формы общественного сознания; они всегда внешне выражены (объективированы) и зафиксированы материально. При этом нормы не просто объективируются вовне, они должны быть приняты на основании определенной процедуры, утверждены и подписаны компетентными должностными лицами, опубликованы. Таким образом, право излагается в определенной форме, нарушать которую недопустимо. Принятие источников права осуществляется путем официально установленных и строго обязательных процедур, называемых правотворческим процессом. Процедурным аспектам в правоведении придается огромное значение.

Из-за отсутствия письменности социальные нормы в первобытном сообществе не фиксировались документально. Как правило, они складывались стихийно, методом «проб и ошибок», передаваясь из поколения в поколение и существуя в сознании людей. Часть из них отмирала сама собой, другие проходили проверку временем и признавались полезными и необходимыми. Некоторые нормы создавались целенаправленно органами первобытного самоуправления.

Для защиты от внешней среды и совместного добывания пищи, первобытные люди создавали объединения. Первичное объединение

19

организации людей - род, в котором взаимоотношения его членов обладали кровнородственным характером. С развитием жизни роды объединялись в общины.

Члены первобытного общества были равны, они не делились на управляющих и управляемых, поэтому политическая власть как таковая в таком обществе отсутствовала. Однако властные институты все же существовали. В первобытной общине власть принадлежала всем взрослым членам общины, которые избирали себе вождей. Вожди периодически сменялись и не наследовали власть по праву крови. В повседневной жизни вожди и старейшины признавались равными среди равных.

Члены первобытного общества подчинялись старейшинам, вождям или предводителям, но это подчинение было основано на авторитете этих людей, подкрепленном возможностью силового воздействия на отказавшихся подчиняться. Такая власть называется потестарной (лат. Мощь, сила. )

Такая власть не знала каких - либо имущественных, сословных или классовых различай, она не носила политического характера, не была оторвана от общества, не стояла над ними, основывалась на силе общественного мнения. Власть в первобытном обществе по сути своей была первобытнообщинной демократией, которая строилась на началах самоуправления и не знала особого разряда людей, которые осуществляли только власть и управление, не участвовали в производственной деятельности.

Специальный аппарат управления и принуждения в первобытном обществе отсутствует. Здесь еще нет специализации, все занимаются всем: по мере необходимости взрослый член рода выступает и охотником, и воином, и производителем орудий труда. Профессиональные военные дружины не создавались, в военных конфликтах участвовали все мужчины, способные носить оружие. Отсутствовала возможность освободить кого-либо от участия в материальном производстве. Поэтому чиновники как специалисты, занимающиеся исключительно управленческой деятельностью, еще не появились.

20

Жизнь в первобытном обществе (добыча пищи, брачно – семейные и иные отношения между людьми) не была хаотичной. Она подчинялась определенным обычаям и традициям, в которых закреплялись ритуалы, обряды, табу (запреты совершать определенные действия) и другие правила поведения людей в определенных жизненных ситуациях.

Большое значение имели многочисленные запреты (табу), которые являлись средством охраны обычая. Впервые обнаруженное у полинезийцев. Табу было открыто затем у всех народов, находящихся на определенной ступени развития. Возникшая на самой заре истории, табу сыграло огромную роль в упрочении экзогамных порядков, в социальной регламентации полового режима вообще. Благодаря табу первобытному обществу удалось добиться дисциплины, обеспечившей добычу и воспроизводство жизненных благ. Табу защищало охотничьи угодья, места гнездования птиц и лежбища зверей от чрезмерного, необоснованного уничтожения, оно обеспечивало данную форму разделения труда и данные условия существования людей в коллективе. “Система табу регламентировала в той или иной степени почти все стороны жизни первобытного человека, как личной, так и общественной. “Охраняемая табу регламентация имела в своей основе рациональный характер. “Мотивировка таких табу религиозной идеологией, ясна и совпадает по своему содержанию с основными регламентациями права и морали, но облачена в форму религиозного запрета. “Примитивный человек очень боялся нарушить табу, ибо за это, по его представлениям, верованиям, последует наказание духов”. “Т.о. табу представляет собой не что иное, как религиозную форму, облекавшую реальное содержание, особый род санкции; следующий за отклонение от господствующей в обществе идеологии”. Само по себе табу не создает ни обычая, ни морали, но оно с необыкновенной силой закрепляет обычай, защищает его

Ритуалы — правила поведения, в которых акцент делается на внешнюю форму поведения. Содержание же ритуала не столь важно. Иначе ритуал можно определить как церемонию, демонстративное действие, имеющее целью внушить людям определенные чувства.

Обряды — также заключаются в символических действиях, но в отличие от ритуалов глубже проникают в психологическую сферу человека,

21

преследуют еще и воспитательные, идеологические цели, например, обряд захоронения, заключения брака и др.

Обычай — это правило поведения, сложившееся исторически, на протяжении жизни нескольких поколений, ставшее всеобщим в результате многократного повторения. Например, передача имущества умершего близким родственникам, воспитание детей матерью, кровная месть и др.

Эти нормы, как правило, выполнялись добровольно: по привычке, в рамках подражания другим членам общества или в силу их полезности. Тем не менее, нарушение этих норм могло повлечь наказание, вплоть до изгнания из общины (которое практически неминуемо приводило к смерти изгнанного). Российские ученые, тем не менее, не считают, что эти традиции и правила образуют какую – либо правовую систему.

Это правила поведения, регулирующие отношения между людьми. Это своего рода образцы, стандарты, масштабы поведения одного человека по отношению к другому, которые распространяются на все случаи данного рода и которым должны подчиняться все лица, попавшие в регламентированную ситуацию.

Социальные нормы имеют следующие общие признаки.

Во-первых, они регулируют типичные ситуации или вид общественных отношений (поведение в общественном месте, отношение к старшим, проведение демонстраций и т. п.), а не отдельный случай или конкретные общественные отношения.

Во-вторых, социальные нормы рассчитаны на многократное повторение. Урегулировав одну ситуацию, социальная норма начинает действовать вновь, если возникнет аналогичная ситуация.

В-третьих, социальные нормы имеют общий характер, т. е. они рассчитаны не на одного или нескольких человек, а сразу на многих лиц, поименно не указанных.

Все это позволяет сделать вывод о том, что в догосударственном обществе общественная власть и социальные нормы (правила поведения) полностью соответствовали его экономическому, социальному и духовному развитию каждого члена родового общества.

22

Являлись ли первобытные обычаи правом? Некоторые из современных исследователей утвердительно отвечают на этот вопрос. Однако с этим можно согласиться лишь при условии, если под правом здесь будет пониматься естественное право. Но и в этом случае едва ли правильно первобытные обычаи называть правом, поскольку в них не меньшей (если не в большей) степени находили свое выражение и первобытная религия, и первобытная мораль. В этой связи первобытные обычаи с таким же успехом можно назвать религией или моралью. К тому же эти обычаи еще не различали четко права и обязанности членов общества. Поэтому вполне оправданно их называть мононормами, как это делают многие современные исследователи, учитывая, что в первобытных обычаях синкретически, т.е. в единстве, в нерасчлененном виде, выражены и правовые, и религиозные, и нравственные (моральные) начала.

Глава 3 Причины появления права в первобытном строе

В современной науке существует три точки зрения по поводу причин и закономерностей возникновения права:

1. Право возникло с появлением человеческого общества, т. е. те нормы поведения, которые существуют в первобытном обществе, это и есть право. Так как первобытные люди считали эти нормы поведения единственно правильными и справедливыми.

2. Право возникло не сразу с обществом, а в период разложения первобытнообщинного строя. Основной причиной послужило появление частной собственности, которая потребовала правовых норм. Появление этих норм вызвало появление государства, потому что эти нормы нуждались в защите. Такую защиту родоплеменная организация дать не могла, это могло сделать только государство (аппарат принуждения).

3. Право возникло одновременно с государством и причины его возникновения те же, что причины возникновения государства. Это упирается в понимание права. Говоря о происхождении права необходимо различать возникновение права и возникновение позитивного права (позитивное право — нормы и правила поведения, которые устанавливаются государством). Право возникает раньше, чем государство, возможно одновременно с обществом. И возникает оно в виде норм поведения первобытного общества. Нормы поведения

23

первобытного общества называют обычай. В тоже время некоторые исследователи полагают, что кроме обычаев существуют другие нормы поведения в первобытном обществе (ритуалы, обряды, мифы, религиозные и нравственные нормы, нормы этикета). В первобытном обществе действуют самые различные нормы поведения, которые регулируют общественные отношения — эти правила поведения, некоторые современные исследователи называют правом. Что же касается позитивного права, оно возникает одновременно с государством, т. к. позитивное право это нормы правила поведения, которые устанавливаются или санкционируются государством. Первоначальной формой позитивного права стали первобытные обычаи, которые органами государства (судами) санкционировались в качестве правовых норм. Значительно позднее государство само стало создавать нормы права.

Если обобщить, то право формируется либо непосредственно государством, либо иными социальными организациями и под их контролем; право является выражением воли и баланса общественных корпоративных и личных интересов членов общества; право получает свое внешнее выражение и закрепление в виде различного рода нормативных актов, прецедентов, договоров с нормативным содержанием, правовых обычаев; право обеспечивается специально созданным аппаратом принуждения, организационной и экономической мощью всего государства.

Основными причинами возникновения государства являются:

1. необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Это усложнение, в свою очередь, было связано с развитием производства, появлением новых отраслей, разделением труда, изменением условий распределения общественного продукта, обособлением социальных структур, их укрупнением, ростом численности населения, проживающего на определенной территории, и т. п. Старый аппарат управления не мог обеспечить успешное руководство этими процессами;

2. необходимость организации крупных общественных работ, объединения в этих целях больших масс людей. Это особенно проявлялось в тех регионах, где основой производства было поливное

24

земледелие, которое требовало строительства каналов, водоподъемников, поддержания их в рабочем состоянии и т. п.;

3. необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых. Происходившие при разложении первобытного общества процессы привели к разделению общества, к появлению богатых и бедных, к возникновению эксплуатации меньшинством большинства, а вместе с тем – к появлению социальных антагонизмов и сопротивлению той части общества, которая подвергается эксплуатации;

4. необходимость поддержания в обществе порядка, обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему воздействию соседних государств или племен. Это обеспечивалось, в частности, поддержанием правопорядка, применением различных мер, включая принудительные, для того, чтобы все члены общества соблюдали нормы зарождающегося права, даже те, которые воспринимаются ими как не отвечающие их интересам, несправедливые;

5. необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических, накопление общественных богатств привело к тому, что стало выгодным жить за счет грабежа соседей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, порабощая их. В плане подготовки и ведения войн государство обладает большими возможностями, чем первобытное общество. Поэтому появление какого-либо государства приводит к тому, что его соседи порабощаются или, в свою очередь, организуются как государства.

В большинстве случаев указанные выше причины действовали совокупно, в различных сочетаниях. При этом в разных условиях (исторических, социальных, географических, природных, демографических и иных) главными, решающими могли становиться различные из указанных причин. Так, для большинства восточных государств наибольшее значение имела необходимость совершенствования управления и организации крупных общественных работ. Для возникновения Афинского и Римского государств значительную роль сыграли процессы классообразования и необходимость подавления эксплуатируемых классов

25

Между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались «право», «правда». Наиболее ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом). Появление права во многом связано с отделением индивида от коллектива, с осознанием им своей обособленности, свободы. Право по сути своей выражает меру свободы и ответственности в обществе. У индивидов, обладающих частной собственностью, появляется не только сознание собственной независимости от членов рода, но и притязания к другим индивидам, связанные с желанием максимально полно реализовывать свои возможности в своих интересах. На определенном этапе человек перестает быть неотъемлемой частью общины, племени, он становится более или менее независимым индивидом, частные (собственные) интересы которого могут уже не совпадать с интересами общества в целом. В этой ситуации неопределенные и немногочисленные нормы родовой организации уже не могут справляться с функцией упорядочения отношений в обществе. Обычаи архаичны, они не способны решить многие коллизии развивающегося общества. К тому же лица — обладатели частной собственности стремятся к установлению определенных правил, которые защитили бы их права и интересы. Все эти вопросы и должно решать право как особая система формализованных общеобязательных норм, которые поддерживались бы от нарушений достаточно действенными средствами принуждения.

Общественное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок к росту производительности труда. В этих условиях человек стал производить большее количество продукта, чем необходимо для поддержания его собственной жизни. В результате этого появился избыточный продукт, что и привело в конечном счете к возникновению частной собственности.

Как это происходило? Избыточный продукт создавал возможность накопления у отдельных семей, их глав, прежде всего у старейшин и военачальников, орудий труда, запасов товаров, а позже и обособленных участков земли. Так появилась частная собственность. Общество стало

26

дифференцироваться по имущественному признаку. Появились богатые и бедные, их интересы стали противоречить друг другу. Первые стремились к упрочению своего экономического преимущества, другие – к изменению своего зависимого положения.

В таких экономических условиях родоплеменная организация власти оказалась бессильной. Она была не приспособлена для того, чтобы управлять делами такого общества, в котором интересы индивидов стали несовместимыми. Поэтому требовался уже другой властный орган, который смог бы обеспечивать преимущество интересов одних членов общества за счет других. Координация общественных отношений в таких условиях теряет свое равновесие. Общество, в силу его раскола на экономически неравные группы (классы) людей, объективно порождает такую организацию власти, которая должна, с одной стороны, поддерживать интересы имущих, а с другой - сдерживать противоборство между ними и экономически зависимой частью общества. Такой организацией, выделившейся из общества, стало государство. Опираясь на многолетние исследования Льюиса Моргана, Ф. Энгельс писал, что благодаря государству экономически господствующий класс становится и политически господствующим классом.

Государство – это особая общественная организация, которая, в отличии от организации власти первобытного общества, состоит из специальных органов, постоянно занимающихся управлением общественными делами. Первой формой государственно-организованного общества явилось общество рабовладельческое, которое в основном делилось на рабов и рабовладельцев. Непримиримость их интересов обеспечивало, сдерживало и координировало рабовладельческое государство. Его структура, содержание деятельности соответствовали уровню развития самого общества.

В. И. Ленин писал, что «государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий, которые объективно не могут быть примирены» .

Ф. Энгельс называет три основные формы возникновения государства: афинскую, римскую и древнегерманскую. Афины – это самая чистая, классическая форма возникновения государства, поскольку государство

27

возникает непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя. В Риме образование государства ускорилось борьбой бесправных, живших вне римских родов плебеев против римской родовой аристократии (патрициев). Возникновению древнегерманского государства в значительной степени, как отмечает Ф. Энгельс, послужило завоевание обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена.

Материалистическая (классовая) теория происхождения государства исходит из того, что государство возникло прежде всего в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и управления сдерживает противоборство этих классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса.

В. И. Ленин категорически выступал против тех, кто утверждал, что государство выступает органом примирения классов. Он писал: «По Марксу государство есть орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, есть создание «порядка», который узаконивает и упрочивает это угнетение, умеряя столкновение классов» .

Определяя свое собственное отношение к сущности и предназначению государства, Ленин неоднократно подчеркивал, что государство есть машина для поддержания господства одного класса над другим .

Суть материалистической теории состоит в том, что государство возникает в результате раскола общества на классы. Отсюда делается непреложный вывод: государство есть исторически преходящее, временное явление - оно возникло вместе с возникновением классов и также неизбежно должно отмереть вместе с исчезновением классов.

Представители других концепций и теорий происхождения государства считают положения материалистической теории односторонними, неверными, так как они не учитывают психологических, биологических, нравственных, этнических и других факторов, обусловивших формирование общества и возникновение государства. Тем не менее, считает Шершеневич, огромная заслуга экономического материализма

28

состоит в доказательстве выдающегося значения экономического фактора, благодаря которому «в конечном счете» можно увязать «даже высокие и благородные чувства человека с материальной стороной его существования». «Во всяком случае, - продолжает Шершеневич, - экономический материализм представляет одну из самых крупных гипотез в учении об обществе, способную лучше всего объяснить массу общественных явлений» .

Научная мысль прошлого и настоящего времени выдвинула целый ряд теорий происхождения государства. Основными из них являются естественно-правовая (договорная), органическая, психологическая, теория насилия, экономическая теория.

Возникновение права (объективного и субъективного), как и возникновение государства, связанно с вхождением общества в цивилизацию. Процессы возникновения права и государства идут параллельно. Вместе с тем, у разных народов и в разные эпохи правообразование имело свои особенности, однако существуют и общие закономерности. Экономическая и социальная жизнь любого общества требует определенной упорядоченности деятельности людей, участвующих в производстве, распределении и потреблении материальных благ. Она достигается с помощью социальных норм. В первобытном обществе это были обычаи, слитые с религиозными и нравственными требованиями. Социальное расслоение общества, появление в нем разных социальных слоев и групп с различными, зачастую несовпадающими, интересами, привел к тому, что родовые обычаи уже не могли исполнять роль универсального регулятора. Качественно новые социально-экономические условия требовали новых общеобязательных норм, установленных (или санкционированных) и охраняемых государством. Возникновение права, как и государства, занимало целые эпохи, испытывало различные внешние влияния. Поэтому общетеоретическое схематическое изложение не отражает всех особенностей происхождения права у разных народов.

Сторонники классовой концепции происхождения государства (Маркс, Энгельс, их продолжатели) считают, что причиной возникновения государства и права является раскол общества на классы, который возник в результате социально-экономического развития общества.

29

В процессе этого развития произошли три крупных разделения труда: скотоводство отделилось от земледелия, затем от земледелия отделилось ремесло, и, наконец, от производства отделилась торговля; рост производительности труда привел к образованию избыточного продукта, возникла возможность регулярного обмена, что привело к появлению частной собственности, а на ее основе - к эксплуатации.

В результате общество разделилось на имущие и неимущие классы. Органы управления родового строя, которые держались на авторитете старейшин, и первобытные социальные нормы, которые выполнялись в силу привычки, оказались не способными регулировать отношения классового общества, на смену им приходит государство - публичная власть, стоящая над населением, и право – инструмент управления, опирающийся на государственное принуждение. По Ленину, государство - это орган подавления одного класса другим, а право - средство навязывания воли господствующего класса всему населению.

Сторонники экономической концепции происхождения государства и права (А. Б. Венгеров и другие) считают, что государство и право формировались в процессе перехода общества от присваивающей экономики к производящей (4-3-е тысячелетия до н. э.). Производящая экономика объединила значительные массы людей, создала новые способы существования (оседлость, производство, обмен), усложнила организацию общества. В обществе производящей экономики из представителей знатных и богатых семей сформировался особый слой людей - аппарат управления. Власть переходила по наследству либо была куплена. Аппарат управления для решения государственных задач в необходимых случаях стал использовать принуждение и насилие. Власть приобрела политический характер. Родоплеменную организацию общества сменила иная организация: государство - общество, разделенное на управляющих и управляемых.

Критически оценивая ряд положений работы Ф. Энгельса “Происхождение семьи, частной собственности и государства” , А.Б. Венгеров специально подчеркивает, “что это никак не умаляет ее конкретно-исторического значения, роли, которую сыграла эта книга в понимании происхождения государства, вообще в истории духовной жизни XX века”. И относит к достоверным “материалистический и диалектический подход к развитию первобытного общества, а также

30

утверждение о взаимосвязи становления классового общества и государства. Поэтому эта теория может быть названа и классовой теорией происхождения государства. Считая ошибочным “преувеличение роли классов в создании государства, особенно господствующего класса”, А.Б. Венгеров подчеркивает, что именно марксистская “теория выделила в происхождении государства те черты, которые либо не были замечены в иных теоретических представлениях, либо были сознательно закамуфлированы опять же в угоду определенным идеологическим представлениям и интересам”.

В 1901 г. французская археологическая экспедиция в г. Сузы (недалеко от Вавилона) обнаружила базальтовый столб, по обе стороны которого были выбиты 282 статьи свода Законов царя Вавилона Хаммурапи. На самом верху столба изображен сам Хаммурапи. Он стоит перед троном, на котором восседает верховный бог Вавилона — Мардук. В руках Хаммурапи жезл — символ судейской власти, врученный царю самим Богом. Этим подчеркивался божественный характер происхождения власти и права у древних законодателей.

На Западе переход к производящей экономике привел к общественному разделению труда: выделению земледелия, скотоводства, появлению ремесленников и торговцев. Все это способствовало повышению эффективности производства, возможности отдельным семьям самостоятельно существовать независимо от общины. Излишки продуктов, которые появлялись в результате совершенствования орудий труда и культуры производства, породили имущественное неравенство, появление частной собственности и накопление богатства.

Деление общества на богатых и бедных неизбежно усиливает конфликты и противоречия. Обычаи, религиозные и моральные нормы не в состоянии обеспечивать порядок в таком обществе. Тогда и появляется право, с одной стороны, как мера общественной и личной свободы производителя-собственника, а с другой — как фактор согласования различных, несовпадающих интересов людей, регулятор их разнообразных взаимоотношений, особенно в области обмена товарами и услугами.

Таким образом, появление права шло параллельно с развитием государства, поскольку именно право выступало основой организации

31

государственной власти, структуры государственных органов, определяло порядок и процедуру занятия государственных должностей, их полномочия.

Итак, основными причинами возникновения права были:

1. Потребности экономических отношений, которые стали складываться при возникновении частной собственности, углублении разделения труда, появлении товарного производства и обращения. Эти новые потребности экономических отношений требовали закрепления экономического статуса товаровладельцев, обеспечения для них устойчивых и гарантированных экономических связей, условий для экономической самостоятельности.

2. Необходимость поддерживать стабильность и порядок в обществе в условиях углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов.

3. Формирование публичной власти, отделенной от населения и способной санкционировать обычаи, устанавливать юридические нормы и обеспечивать проведение их в жизнь.

4. Превращение человека в относительно самостоятельного индивида. Нельзя искать право там, где нет разделения коллектива (рода, племени) на отдельных субъектов, где индивид не выделен как личность, осознающая возможности (свободы), которые складываются в процессе развития общества.

Таким образом, возникновение права было связано с:

качественным усложнением производства, политической и духовной жизни общества;

обособлением личности как участника общественных отношений со своими притязаниями на автономность существования (социальную свободу);

формированием государства, которому потребовался новый нормативный социальный регулятор, способный выполнить такие задачи, как:

32

а) обеспечить функционирование общества как целостного организма более высокого порядка, чем первобытное общество, поддерживать в нем порядок и стабильность;

б) закрепить и обеспечить индивидуальную свободу автономной личности.

Выполнить такие задачи было не под силу нормативным регуляторам первобытно-общинного строя — нормам-обычаям. Эту роль взяло на себя формирующееся юридическое право, определяющей чертой которого стала государственное принуждение.

Право как важнейший атрибут государства выделяется из числа всевозможных социальных норм как нормативный способ регулирования производящего хозяйства и все больше усложняющихся общественных отношений. После возникновения государства право в том или ином виде санкционируется им и становится главным регулятором общественной жизни.

Вывод

Подводя заключение своей работе, можно сказать, что государство и право существовали не всегда, а появились на определенном этапе развития общества. Государственно-организованному обществу предшествовал первобытнообщинный строй, при котором орудия производства были несовершенны, а производительность труда низкая. Чтобы обеспечить свое существование люди должны были объединять средства производства и свой труд. В результате этого в основе жизни общества лежало общественная собственность на средства производства, а распределение продуктов труда осуществлялись на началах равенства. Жизнь этого общества на ранних ступенях его развития строилась на началах естественного самоуправления, которое соответствовало уровню его экономического, социального, интеллектуального, культурного и духовного развития и зрелости самого человека.

Далее, в процессе долгого, неуклонного развития производительных сил, постепенно создаются предпосылки его разложения. Первостепенную роль в развитии экономики и в переходе к качественно новому способу производства сыграло общественное разделение труда. Причинами,

33

которые вызвали учреждение государства, являлось разложение первобытного строя, совершенствование экономики связанное с ростом производительности труда, и появление избыточного продукта, а также изменение в нормативном регулировании.

Ведь право, как особая система юридических норм и связанных с ним правовых отношений возникло в истории общества в силу тех же причин, что и государство. Вообще, из выше изложенного понятно, что право, как явление общественной жизни, как мерило свободы и справедливости в человеческих взаимоотношениях, сформулировалось раньше, чем государство. С его возникновением, оно приобретает лишь новое качество. Оно становится правом, охраняемым государством, его принудительной силой.

Право не теряет при этом своих объективных признаков, как регулятора общественных отношений, но приобретает новые свойства, порождаемые его неразрывной связью с государством.

Список используемой литературы

Назаренко Г. В. Теория государства и права. М., 2006. С. 7. Абашидзе А.Х., И.И. Лукашук. Глобализация, государство, право, XXI век// Гос-во и право. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества М.: Высшая школа, 1990. Бессонов Ю.Н. Происхождение государства и права Хабаровск, 1994. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы Учеб. пособие..