Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

История развития программирования в России (Программирование ЭВМ второго поколения)

Содержание:

Введение

Жизнь человека не стоит на месте. На протяжении всей истории развития человечества неотъемлемыми спутниками были знания и технологии, которые применялись для облегчения нашей жизнедеятельности. Двигателем для создания изобретений, новых технологий становилось желание ускорить, адаптировать трудовой процесс для разных слоёв населения. Чем больше развивалось общество и информационная база, тем всё более сложные задачи становились перед учёными. С быстрыми темпами развития таких наук, как экономика, математика, статистика, появилась необходимость в создании вычислительных машин и примитивных баз для хранения информации. С этими науками были тесно связаны профессии обычных людей, которым необходимы были данные вычислительные машины. Но сложность состояла в том, что не каждый человек знал алгоритм использования этих машин, для этого создавались отдельные специалисты. Поэтому с развитием электронной техники, перед учёными встала новая задача – упростить использования электронных вычислительных машин, чтобы каждый пользователь смог её использовать, без помощи специально обученных кадров. Чем стремительнее развивалась техника, тем более упрощенный язык программирования нужно было создать.
Актуальность данной темы курсовой работы состоит в том, что даже в настоящее время перед разработчиками программного обеспечения стоит задача по упрощению интерфейса использования программ. Практически каждый современный человек использует компьютер, телефон, планшет. Но мало кто из этих людей знает как работают привычные нам поисковые, игровые, вычислительные и другие программы. Простота использования, быстрая обучаемость, понятность адаптированной под обычного пользователя системы или программы это всё заслуги разработчиков и программистов. Но если вдруг происходит непредвиденная поломка кода и привычная работоспособность, используемых нами, программ нарушается, то мы уже не знаем как это исправить. Это и есть результат эволюции программного кода – максимальное упрощение использования интерфейса для обычных пользователей, без применения знаний в области программирования, разработки. Многие из этих людей даже не подозревают, какой массивный программный код, сложные циклы, алгоритмы приводят в рабочее состояние его привычную, к примеру, игру. Но для достижения такого результата, язык программирования прошел долгий исторический путь, который и будет рассмотрен в данной курсовой работе. Стоит отметить, что развитие программирования в России неразрывно связано с его развитием и за рубежом, по этой причине будут рассмотрены зарубежные корни изобретения некоторых языков программирования. Этапы развития языка программирования будут рассмотрены вместе с этапами развития электронной вычислительной техники (ЭВМ ), т.к эти две темы неразрывно связаны. Поскольку, при рассмотрении общей истории информатики, мы наблюдаем прогресс как в развитии ЭВМ от машины, занимающей целые этажи, использование которой обычным рабочим проходило через посредника, обученного на примитивное программирование этой техники, до современного ПК, который может использовать любой пользователь, независимо от пола и возраста.

Целью данной работы будет являться изучение истории развития программирования в России. Для этого будет проведен анализ таких исторических этапов, как:

  • Программирование ЭВМ первого поколения
  • Программирование ЭВМ второго поколения
  • Программирование ЭВМ третьего программирования
  • Программирование ЭВМ четвертого поколения
  • Программирование ЭВМ пятого поколения.

В каждом из этих этапов будут рассмотрены основные применяемые языки программирования, учёные, которые внесли свой вклад в развитие данной науки, а также общий вид произошедшего развития в электронных вычислительных машинах данного поколения.

Прежде чем перейти к исследованию истории развития программирования и вычислительной техники, следует отметить, что самым первым приспособлением для счёта, который применяли древние люди были пальцы рук, затем появился предок привычных нам счёт – абак, только потом появились и сами счёты. Теперь рассмотрим следующие этапы.

  1. Программирование ЭВМ первого поколения.

Главное отличие между счетами, калькуляторами и электронной вычислительной машиной состоит в том, что в память вычислительной машины последовательно записываются команды в очереди на вычисление, которые выполняются автоматически. История возникновения такого принципа вычисления лежит в основе трудов американского учёного Джон фон Нейма. Им была представлена основная схема строения такое машины:

  • Память
  • Арифметико – логическое устройство
  • Устройства ввода – вывода
  • Устройства управления.

Первой машиной для счёта, которая включала в себя хранимую программу была создана в 1642 году французским учёным Блезом Паскалем. Данная машина умела выполнять две команды:

  • Сложение
  • Вычитание

В использовании была механистической и с ручным приводом.

Следующей по развитию вычислительной машиной быцла механическая машина немецкого математика Готфрида Лейбница, которую он построил в 1672г. . Эта машины умела делать выполнять уже 4 операции:

  • Сложение
  • Вычитание
  • Умножение
  • Деление

Также этот ученый предложил использование двоичной системы счисления, которую описал в виде цифр 0 и 1, которая теперь лежит в основе современных компьютеров. Но первую машину, работающей с двоичным кодов разработал английский ученый Чарльз Бэббидж уже в 1834 году. Эта машина включала в себя такие элементы, как:

  • Запоминающее устройство
  • Вычислительное устройство
  • Устройство ввода с перфокарт
  • Печатающее устройство.

Команды считывались с перфокарты и выполняли считывание данных из памяти в вычислительное устройство и запись в память результатов вычислений. Все устройства машины Бэббиджа, включая память, были механическими и содержали тысячи шестеренок, при изготовлении которых требовалась точность, недоступная в XIX в [1].

К первому поколению электронно-вычислительных машин относятся машины на электронных лампа 1945-1955 гг.. .). Первой действующей ЭВМ 1-го поколения стал ENIAC (США, 1945 - 1946 гг.). Его название по первым буквам соответствующих английских слов означает «электронно-числовой интегратор и вычислитель». Первая отечественная ЭВМ 1-го поколения - МЭСМ («малая электронно-счетная машина») - была создана в 1951 г. под руководством Сергея Александровича Лебедева, крупнейшего советского конструктора вычислительной техники.
ЭВМ первого поколения программировались исключительно на машинном языке. Машинный язык – язык программирования, содержание и правила которого реализованы аппаратными средствами ЭВМ, состоит из:

  • Системы команд ЭВМ
  • Метода кодирования информации

Символами машинного языка являются двоичные цифры; как правило, символы группируются в конструкции (морфемы) – адреса в командах, коды операций и признаки команд; из команд составляются программы, реализующие алгоритмы задач.

Основными деталями машин первого поколения были электронные лампы. Такие компьютеры стали появляться в 40-х годах 20в.

К машинам первого поколения относятся такие примеры, как:

  • Mark 1
  • ENIAC
  • EDSAC

ENIAC – самая первая машина, в которой использовалась хранимая внутренняя память[2].

После того, как весть о создании ENIAC в США донеслась до СССР, было принято решение о начале разработке первой ЭВМ. Но, к сожалению, не вся информация зарубежных разработчиков была доступна для СССР, все сведения поступали отрывисто. Руководителем данной разработки назначили Лебедева Сергея Александровича. Разработка машины велась в секретной лаборатории под Киевом. МЭСМ ( малая электронная счетная машина) занимала половину двухэтажного здания, в её состав входило 6 тысяч электронных ламп. Её разработка и сборка были выполнены в рекордный срок – 2 года. Над её созданием трудились 15 техников и 12 научных сотрудников.

состояла из 6 тысяч электронных ламп. Ее проектирование, монтаж и отладка

были выполнены в рекордно быстрый срок – за 2 года, силами всего лишь 12

научных сотрудников и 15 техников.

После воплощения в жизнь данной машины, за ней стразу выстроились в очередь московские и киевские математики, кому для своих работ и вычислений требовались быстрые машины для счёта. В своей первой машине Лебедев реализовал основополагающие принципы построения компьютеров, такие как:

  • наличие арифметических устройств, памяти, устройств ввода/вывода и

управления;

  • кодирование и хранение программы в памяти, подобно числам;
  • двоичная система счисления для кодирования чисел и команд;
  • автоматическое выполнение вычислений на основе хранимой программы;
  • наличие как арифметических, так и логических операций;
  • иерархический принцип построения памяти;
  • использование численных методов для реализации вычислений.

Вскоре была создана большая машина - БЭСМ-1, над ней Лебедев работал уже в Москве.

Одновременно с ИТМ и ВТ и конкурируя с ним, разработкой ЭВМ занималось недавно сформированное СКБ-245 со своей ЭВМ "Стрела".БЭСМ и "Стрела" составили парк созданного в 1955 году Вычислительного центра АН СССР, на который сразу легла очень большая нагрузка. Потребность в сверхбыстрых (по тем временам) расчетах испытывали математики, ученые-термоядерщики, первые разработчики ракетной техники и многие другие. Когдав 1954 году оперативная память БЭСМ была укомплектована усовершенствованной элементной базой, быстродействие машины (до 8 тысяч операций в секунду)оказалось на уровне лучших американских ЭВМ и самым высоким в Европе. Доклад Лебедева о БЭСМ в 1956 году на конференции в западном германском городе Дармштадте произвел настоящий фурор, поскольку мало известная советская машина оказалась лучшей европейской ЭВМ. В 1958 году БЭСМ, теперь уже БЭСМ-2, в которой память на потенциалоскопах была заменена ЗУ на ферритовых сердечниках и расширен набор команд, была подготовлена к серийному производству на одном из заводов в Казани. Так начиналась история промышленного выпуска ЭВМ в Советском Союзе! Элементная база первых вычислительных машин – электронные лампы –определяла их большие габариты, значительное энергопотребление, низкую надежность и, как следствие, небольшие объемы производства и узкий круг пользователей, главным образом, из мира науки. В таких машинах практически не было средств совмещения операций выполняемой программы работы различных устройств; команды выполнялись одна за другой, АЛУ простаивало в процессе обмена данными с внешними устройствами, набор которых был очень ограниченным. Объем оперативной памяти БЭСМ-2, например, составлял 2048 39-разрядных слов, в качестве внешней памяти использовались магнитные барабаны и накопители на магнитной ленте. Очень трудоемким и малоэффективным был процесс общения человека с машиной первого поколения. Как правило, сам разработчик, написавший программу в машинных кодах, вводил ее в память ЭВМ с помощью перфокарт и затем вручную управлял ее выполнением. Электронный монстр на определенное время отдавался в безраздельное пользование программисту, и от уровня его мастерства, способности быстро находить и исправлять ошибки и умения ориентироваться за пультом ЭВМ во многом зависела эффективность решения вычислительной задачи. Ориентация на ручное управление определяла отсутствие каких бы то ни было возможностей буферизации программ[3].

  1. Программирование ЭВМ второго поколения.

Второе поколение – вычислительные машины на полупроводниках - транзисторах (1955-1965 гг.).

Второе поколение ЭВМ связано с переходом к транзисторной элементной базе. Транзистор был изобретен в 1949 г. в лаборатории "Dell Laboratories" Дж. Бардином, У. Брайттеном, У. Шокли, которым в 1956 г. была присуждена Нобелевская премия в области физики. Первый компьютер на транзисторах был построен в лаборатории Массачусетского технологического института. Сотрудник института Кеннет Ольсен основал компанию DEC ("Digital Equipment Corporation"), которая в 1961 г. построила транзисторную ЭВМ с маркой PDP, стоившей около 120 000 долл. Таким образом, было положено начало серийному выпуску компьютеров. В качестве конструктивно-технологической основы использовались схемы с печатным монтажом (платы из фольги- рованного гетинакса).

Блочный принцип конструирования ЭВМ позволил подключать большое число разнообразных внешних устройств, что обеспечивало гибкость использования компьютеров. Повысилась тактовая частота работы электронных схем компьютеров, снизились напряжение питания схем (до 10–15 В) и потребляемая мощность (до сотен ватт), существенно выросла надежность работы (до нескольких сотен часов наработки на отказ). Оперативные запоминающие устройства создавались на основе миниатюрных тороидальных ферритовых сердечников с прямоугольной петлей гистерезиса, ПЗУ – на основе трансформаторов. Впервые стали применяться внешние накопители на жестких магнитных дисках (НЖМД), флоппи-дисках.

В 1964 г. появился первый монитор для компьютера серии IBM-2250 – монохромный дисплей с экраном 12 х 12 дюймов и разрешением 1024 х 1024 пикселей. Устройство управления ЭВМ поддерживало систему прерываний программ, многопрограммную работу и параллельность работы устройств машины. Нововведением для компьютеров второго поколения стало появление автономных устройств управления (контроллеров), переход к шинной архитектуре, создание первой компьютерной игры ("Война миров"), появление ОС и алгоритмических языков программирования – машинно ориентированного (ассемблеры) и высокого уровня:

  • Паскаль
  • Кобол
  • Бейсик и др[4].

Впервые компьютеры работали в режимах пакетной и телеобработки, возникла новая форма программных продуктов – пакет прикладных программ (∏∏∏), первые СУБД.

Благодаря серийному выпуску компьютеров произошло снижение стоимости машинного времени, что позволило перейти к широкому использованию ЭВМ для всевозможных задач: научно-технических расчетов, управления производством, организационного (административного) управления. Появились первые автоматизированные системы управления предприятиями (АСУП) и системы автоматического управления технологическими процессами (АСУ ТП).

С начала 1960-х гг. полупроводниковые машины стали производиться и в СССР такие, как

  • Минск-22
  • Минск-32
  • БЭСМ 4
  • БЭСМ 6
  • М-220
  • Урал-14 и др.

Урал-11" (1964 г.) – полупроводниковая машина, имела одноадресную систему команд. Модели "Урал-14", "Урал-16" были наиболее производительными, аппаратно и программно совместимы между собой, с широким набором периферийных устройств с унифицированным способом подключения, конфигурируемые для каждого конкретного заказчика.

Электронно-вычислительные машины второго поколения имели следующие базовые параметры: производительность – 5 ∙ 104 коротких операций в секунду, разрядность – 24–48 бит, емкость ОЗУ–64–512 Кбайт. В 1965 г. в мире насчитывалось ЭВМ: США – 27 000, Западной Европе – 6000, Японии – 1900. Повсеместно создавались корпорации для массового выпуска компьютеров и элементной базы.

  1. Программирование ЭВМ третьего поколения.

Третье поколение - вычислительные машины на интегральных схемах (1965-1980 гг.). В третьем поколении появились крупные унифицированные серии ЭВМ. Для больших и средних машин в США это прежде всего семейство IBM 360/370. В СССР 70-е и 80-е годы были временем создания унифицированных серии: ЕС (единая система) ЭВМ (крупные и средние машины), СМ (система малых) ЭВМ и «Электроника» (серия микро-ЭВМ). В качестве языка программирования в ЭВМ третьего поколения использовались процедурные языки высокого уровня (АДА, Fortran, PL-1, Basic, Pascal). Язык высокого уровня – язык программирования, ориентированный «на человека», имитирующий естественный. Чем выше уровень языка, тем ближе структуры данных и конструкции, использующиеся в программе, к понятиям исходной задачи. Разрабатывать программы на языках высокого уровня с помощью понятных и мощных команд значительно проще, чем на машинном языке или ассемблере[5].
Языки программирования этого типа более абстрактны (их еще называют «языками высокого уровня», сокращённо - ЯВУ) и универсальны, не имеют жесткой зависимости от конкретной аппаратной платформы и используемых на ней машинных команд. Программа на языке высокого уровня может исполняться (по крайней мере, в теории, на практике обычно имеются ряд специфических версий или диалектов реализации языка) на любой ЭВМ, на которой для этого языка имеется транслятор (инструмент, переводящий программу на язык машины, после чего она может быть выполнена процессором). Разрабатывать программы на таких языках значительно проще и ошибок допускается меньше. Значительно сокращается время разработки программы. Недостатком некоторых языков высокого уровня является большой размер программ в сравнении с программами на языках низкого уровня.
Обновленные версии перечисленных языков до сих пор имеют хождение в разработке программного обеспечения, и каждый из них оказал определенное влияние на последующее развитие языков программирования. Следует заметить, что на формат и применение ранних языков программирования в значительной степени влияли интерфейсные ограничения. (Из Википедии)
В  период 1960-х — 1970-х годов были разработаны основные парадигмы языков программирования, используемые в настоящее время, хотя во многих аспектах этот процесс представлял собой лишь улучшение идей и концепций, заложенных еще в первых языках III поколения:

Язык APL оказал влияние на функциональное программирование и стал первым языком, поддерживавшим обработку массивов.

Язык ПЛ/1 (NPL) был разработан в 1960-х годах как объединение лучших черт Фортрана и Кобола.

Язык Симула, появившийся примерно в это же время, впервые включал поддержку объектно-ориентированного программирования. В середине 1970-х группа специалистов представила язык Smalltalk, который был уже всецело объектно-ориентированным.

В период с 1969 по 1973 годы велась разработка языка Си, популярного и по сей день и ставшего основой для множества последующих языков, например, столь популярных, как С++ и Java[6].

В 1972 году был создан Пролог — наиболее известный (хотя и не первый, и далеко не единственный) язык логического программирования.

В 1973 году в языке ML была реализована расширенная система полиморфной типизации, положившая начало типизированным языкам функционального программирования.

На основе многих языков третьего поколения были созданы их объектно-ориентированные версии.

Фортран (FORTRAN - formula translator) - самый первый из ЯВУ (разработан Бэкусом в начале 1950-х годов) и широко распространенный язык, особенно среди пользователей, которые занимаются численным моделированием, что объясняется несколькими причинами:

существованием огромных фондов прикладных программ на Фортране, накопленных за эти годы, а также наличием огромного количества программистов, эффективно использующих этот язык;

наличием эффективных трансляторов Фортрана на всех типах ЭВМ, причем версии для различных машин достаточно стандартизированы и перенос программ с машины на машину обычно не составляет больших трудностей;

изначальной направленностью Фортрана на физико-математические и технические приложения; в частности, это проявилось в том, что в течение долгого времени он оставался единственным языком со встроенным комплексным типом переменных и большим набором встроенных функций для работы с такими переменными..

АПЛ (APL) — мощный язык функционального программирования, оптимизированный для работы с массивами и обладающий кратким и выразительным синтаксисом. Будучи сначала по назначению декларативным языком, впоследствии он стал применяться в обработке данных, физике, математическом моделировании. Поэтому APL - предшественник современных научных вычислительных сред (как MATLAB и пр.).

Язык был разработан преподавателем Гарвардского университета Кеном Айверсоном, как система обозначений для описания вычислений. В 1957 выходит его книга «A Program Language», в которой эта нотация была описана. По названию этой книги язык и получил название APL. В  1960 Айверсон продолжает работу над APL в IBM. Здесь этот язык использовался для описания машинной архитектуры. Первой попыткой реализации APL был написанный для IBM 7090 на Фортране в 1965 году интерпретатор IVSYS. Однако, в нём тогда ещё не использовался набор APL-символов - они заменялись ключевыми словами на английском языке.Диалектом APL является функциональный векторный язык программирования J. В отличие от APL он не требует специальной раскладки клавиатуры для ввода математических символов, поскольку использует символы ASCII.
Алго́л (англ. Algol от англ. algorithmic — алгоритмический и англ. language — язык) — несколько версий языков программирования, применяемых при составлении программ для решения научно-технических задач на ЭВМ. Разработан комитетом по языку высокого уровня IFIP в 1958—1960 годах (Алгол 58, Алгол 60); усовершенствован в 1964—1968 годах (Алгол 68). Алгол был популярен в Европе, в том числе в СССР, в то время как сравнимый с ним язык Фортран был распространён в США и Канаде. Оказал заметное влияние на все разработанные позднее императивные языки программирования — особенно на язык Pascal.
Кобо́л (COBOL - COmmon Business Oriented Language) — один из старейших языков программирования (первая версия в 1959), предназначенный, в первую очередь, для разработки коммерческих приложений. Руководителем проекта по созданию Кобола была Грейс Хоппер. В свежий стандарт языка 2002 года в Кобол добавлены средства объектно-ориентированного программирования и другие современные языковые конструкции.
Кобол обычно критикуется за многословность и громоздкость, поскольку одной из целей создателей языка было максимально приблизить конструкции к английскому языку. До сих пор Кобол считается языком программирования, на котором было написано больше всего строк кода. Например, к 1997 году активно использовалось около 240 миллиардов строк кода на Коболе. Около 90 % финансовых транзакций в мире обрабатывается кодом на Коболе, и 75 % коммерческой обработки данных написано на Коболе.
Бейсик (BASIC - Beginner’s All-Purpose Symbolic Instruction Code – “универсальный символический код инструкций для начинающих”). Прямой потомок Фортрана и до сих пор самый популярный язык программирования для персональных компьютеров. В 1963 годe 2 профессора Дартмутского Колледжа Дж. Кемени И Т. Куртс (США), создали этот язык программирования для людей, которые не являются профессиональными программистами, но имеют дело с компьютерами. Авторы намеревались создать простой и удобный язык, содержащий всего несколько ключевых слов, которые можно было бы выучить в течении часа. Идея оказалась удачной. Когда же в середине 70-х годов появились персональные компьютеры, то Basic как нельзя лучше подошел для них, поскольку занимал всего 4КВ памяти. Кроме того, в это же время появился вариант компилятора для микро-ЭВМ QUASIC - быстрый Бейсик, имевший такой же малый размер транслятора и позволявший генерировать исполняемые модули, использовавшие предельную скорость процессора.Как и любые преимущества, простота Бейсика оборачивалась, особенно в ранних версиях трудностями структурирования; кроме того, Бейсик не допускал рекурсию – интересный прием, позволяющий составлять эффективные и в то же время короткие программы. В первых версиях Бейсика, в 1960-е, 1970-е годы, вначале каждой строки надо было ставить цифровую метку номера оператора (как в Фортране). В последующих версиях это утомительное занятие было устранено. Был исключено ключевое слово LET (взять) в математических операторах.
Язык PL/1 [Program Language ?] разработан в 1964-1965 годах фирмой IBM. PL/1 относится к числу универсальных языков, т. е. позволяет решать задачи из разных областей: численные расчеты, текстовая обработка, экономические задачи и т. д. По своим возможностям он перекрывает такие языки, как Фортран, Алгол-60 (созданный для численных расчетов), Кобол (для экономических задач), хотя в силу ряда причин вытеснить эти языки PL/1 не смог. PL/1 содержит все основные конструкции, характерные для так называемых языков высокого уровня, а также ряд специфичных средств, удобных для практического программирования. Язык напоминает конструктор с большим числом деталей – пользователю достаточно освоить только те части языка, которые ему практически необходимы. Его операторы довольно емки, что часто позволяет получить запись программы более компактную, чем на других языках. Знающий PL/1 программист без труда осваивает любой другой язык того же или близкого класса. Вместе с тем, ПЛ/1 имеет и ряд недостатков, затрудняющих изучение и использование языка. Основные из них таковы. Во-первых, имеется много дублирующих друг друга средств их сложно запомнить, не ясно, что когда применять, кроме того, это снижает как скорость трансляции, так и скорость выполнения программ. Во-вторых, программы получаются не совсем машинно-независимыми.
Сотрудник фирмы Bell Labs Денис Ритчи создал язык Си в 1972 году во время совместной работы с Кеном Томпсоном, как инструментальное средство для реализации операционной системы Unix для написания Юникса. Следует заметить, что Ритчи не выдумывал Си из головы – прообразом служил язык Би разработанный Томпсоном. А можно было его назвать и Sy (Сай - почти Си), т.к. он был предназначен для системного программирования (system programming).]Популярность этого языка быстро переросла рамки конкретной операционной системы и конкретных задач системного программирования. В настоящее время любая инструментальная и операционная система не может считаться полной, если в ее состав не входит компилятор языка Си. На Си можно создавать программы, которые делают все, что пожелаешь. Нет другого такого языка, который бы так же стимулировал к программированию. Создается впечатление, что остальные языки программирования воздвигают искусственные препятствия для творчества, а Си – нет. Использование этого языка позволяет сократить затраты времени на создание работающих программ. Си позволяет программировать быстро, эффективно и предсказуемо. Еще одно преимущество Си заключается в том, что он позволяет использовать все возможности вашей ЭВМ. Этот язык создан программистом для использования другими программистами, чего о других языках программирования сказать нельзя. Однако, язык Си предъявляет достаточно большое требование к квалификации использующего его специалиста. При изучении Си желательно иметь представление о структуре и работе компьютера. Большую помощь и более глубокое понимание идей Си, как языка системного программирования, обеспечат хотя бы начальное знание языка ассемблер. Уровень качества некоторых операторов не является общепринятым, некоторые синтаксические конструкции могли бы быть более совершенными. Тем не менее, как оказалось Си – чрезвычайно эффективный и выразительный язык, пригодный для широкого класса задач. Таким образом, язык программирования Си является ЯВУ, но заточенным для системного программирования. Он не только дает возможность быстрого доступа к низкоуровневым свойствам техники и ОС, но, что самое интересное и нужное - после компиляции даёт очень компактный машинный код. Это высококлассный инструмент для программистов-практиков.
Язык программирования Паскаль был разработан профессором кафедры вычислительной техники Швейцарского Федерального института технологии Николасом Виртом в 1968 году как замена существующих и все усложняющихся языкам программирования, таким, как PL/1, Algol, Fortran. Интенсивное развитие Паскаля привело к появлению уже в 1973 году его стандарта в виде пересмотренного сообщения, а число трансляторов с этого языка в 1979 году перевалило за 80. В  начале 80-х годов Паскаль еще более упрочил свои позиции с появлением трансляторов MS-Pascal и Turbo-Pascal для ПЭВМ. С этого времени Паскаль становится одним из наиболее важных и широко используемых языков программирования. Существенно то, что язык давно вышел за рамки академического и узко профессионального интереса и используется в большинстве университетов высокоразвитых стран не только как рабочий инструмент пользователя. Важнейшей особенностью Паскаля является воплощенная идея структурного программирования. Другой существенной особенностью является концепция структуры данных как одного из фундаментальных понятий.
Язык программирования высокого уровня Ада назван в часть Августы Ады Байрон, графини и английского лорда . Она ассистентом, и  Чарльза , математика изобретателя машины, аналитической . С Ч. в 1830 . она практически программу аналитической для чисел . Поэтому можно первым мире на машине.

Ада в в 1975 - 1980 в грандиозного , предпринятого Обороны с разработать язык для называемых систем ( управления комплексами, в времени). в прежде бортовые управления объектами (, самолетами, , ракетами, и . п.). решения, авторами не считать .Я Ада в международного языковых проходящего 1978-1979 годах. должны удовлетворить жестким, разработанным . Интересно, все , дошедшие последних этого , были на . В связи можно охарактеризовать Паскаль, с перечисленных требований. этом пошли основном пути Паскаля элементами. результате существенно сложный .
Можно , что языка  начинается 1980 году,  Никлаус , один выдающихся по информации, большинству по технике основном создатель Паскаль, описание языка , названного Модула. отличие Паскаля, был замыслу для программирования, с самого начала представлял собой язык для профессиональных системных программистов, продолжая лучшие традиции своего предшественника и обогащая их новыми идеями, соответствующих таким требованиям к языкам программирования, как структурность, модульность и способность к расширению.

Как и множество других языков программирования, Модула подвергалась эволюции, во время которой ее первоначальное название было переделано в имя Модула-2. Одновременно с развитием языка Модула для него создавались новые компиляторы, однако, ни один из них не мог соперничать с лучшими реализациями языков Паскаль и Си, например, разработанных фирмой Борланд. В этот переходный для языка Модула период лучшей считалась реализация фирмы Logitech, которая по своим характеристикам проигрывала Турбо Паскалю и Турбо Си. Только в 1988 году после появления на американском рынке системы Top Speed, Модула-2 заняла достойное место среди процедурных языков, предназначенных для системного программирования.
Оберон — язык программирования высокого уровня, разработанный Никлаусом Виртом, для исполнения программ, исполняемых в одноимённой операционной системе, авторами которой являются Никлаус Вирт и Юрг Гуткнехт (1986—1989 годы). Основой для Оберона послужил язык Модула-2. Первоначально систему хотели писать на самой Модуле, но увидели, что её надо доработать и сократить, что и привело к появлению Оберона. Целью проекта было создание с нуля обозримой и надежной операционной системы для персонального компьютера.

  1. Программирование ЭВМ четвертого поколения.

Четвертое поколение - вычислительные машины на сверхбольших интегральных схемах (с 1980 гг.) Персональные компьютеры - PC XT (1983 г.). PC AT (1984 г.) фирмы IBM. Персональные компьютеры фирмы «Apple Computer», первыми создателями которых стали американские инженеры Стив Возняк и Стив Джобс. В качестве языков программирования в ЭВМ четвертого поколения используются объектноориентированные языки (Delphi, Си++ и др.)

Языки этого поколения создавались для решения задач в строго определённой предметной области, и их синтаксис наиболее приближен к языку понятному человеку. Примером этих языком могут послужить SQL, XUL, FoxPro, PowerBuilder и др. Языки четвёртого поколения часто сравнивают с предметно-ориентированными языками программирования (domain-specific language, DSL). Эти языки облегчают разработку приложений в той или иной предметной области, но но программы всё ещё реализуются в рамках определенных компьютерных систем. Поэтому их можно классифицировать, как языки уровня компьютерной системы, но с более дружелюбным синтаксисом.

  1. Языки программирования 5 поколения

Пятого поколения языков программирования пока не существует[7].

Производители пропроиетарних программных продуктов часто пытаются приписать своим продуктам какие маркетинговые особенности, и порой указывают что их продукт - это «язык пятого поколения». В действительности, все эти продукты - это просто среды для ускоренного создания продуктов (Rapid Application Development - RAD), и используют языки третьего и четвертого поколений.

Речь пятого поколения вытеснит ли существенно потеснит языка третьего (напр. Java) и четвертого поколения (например SQL) за счет значительно увеличенной производительности труда программиста - в 10-1000 раз. По прогнозам, 5GL будет оперировать мета-мета-данными.

Сейчас существует единственный язык, который работает с мета-мета-данными, - это язык команд менеджеров пакетов или менеджеров зависимостей, таких как apt, yum, smart, maven, cpan и другие. Они оперируют над метаданными о метаданных о данных в пакетах. Использование apt-get, yum и smart действительно чрезвычайно повысило производительность системных администраторов - примерно в 1000-и дело. Использование менеджеров зависимостей, таких как maven, cpan, rakudo, pim, easy_install, действительно значительно повысило производительность программистов, примерно в 10-ть раз. К сожалению, эти языки являются языками командной строки и не являются языками программирования.

Заключение

В данной курсовой работе были рассмотрены основные этапы развития программирования в России, были затронуты зарубежные истоки создания некоторых разработок и программ, которые активно внедрялись в России.

Анализируя выше написанный текст, мы можем проследить закономерность между техническим развитием ЭВМ и языком программирования. Чем технически сложнее были устроены машины, тем более усовершенствованным становился язык.

Поскольку целью данной работы являлось рассмотрение основных этапов развития, которые позволили спустя годы обычным пользователям, независимо от пола и возраста использовать современные электронно-вычислительные машины, такие как: планшет, телефон, пк, ноутбук и вместе с ними программное обеспечение и системы, которые мы используем в повседневной жизни или на работе, такие как: MS OFFICE, 1С, PAINT, WINDOWS, WINrar, GOOGLE, YANDEX, игры, скан отпечатка пальца на телефоне и др. Все эти программы привычные нам в использовании, практически любой человек с ними знаком. Все эти программы написанные с использованием современных языков программирования, корни которых находятся у истоков первых языков программирования, которые в свою очередь пришли на смену обычному машинному коду.

Подытожим всё вышесказанное в кратком обзоре истории программирования в России. История развития программирования делится на 5 основных этапов, которые в свою очередь совпадают по временным рамкам с пятью этапами развития ЭВМ:

  1. Языки программирования первого поколения
  2. Языки программирования второго поколения
  3. Языки программирования третьего поколения
  4. Языки программирования четвёртого поколения
  5. Языки программирования пятого поколения.

К языкам программирования 1 поколения относится примитивный машинный код, который состоит из системы команд и методах кодирования информации.

К языкам программирования 2 поколения относятся алгоритмические языки программирования ассемблеры и более сложного уровня:

  • Паскаль
  • Кобол
  • Бейсик.

К языкам программирования 3 поколения относятся процедурные языки высокого уровня, такие как

  • АДА
  • Fortran
  • PL-1
  • Basic
  • Pascal
  • APL
  • Симула
  • Алгол
  • Кобол
  • Оберон
  • Модула 1
  • Модула 2
  • Модула 3.

К языкам программирования 4 поколения относятся уже объектно-ориентированные языки, такие как

  • Delphi
  • Си++
  • ActionScript
  • Ada
  • C#
  • Cyclone
  • D
  • Dylan
  • Eiffel
  • F#
  • Io
  • Java
  • JavaScript
  • JScript .NET
  • Object Pascal
  • Objective-C
  • Perl
  • PHP [12]
  • PowerBuilder
  • Python
  • Ruby
  • Scala
  • Simula
  • Smalltalk
  • Swift
  • VB.NET
  • Visual DataFlex
  • Xbase
  • X и др.

В это время стали создаваться языки под определенную предметную область, чей синтаксис был максимально приближен к пониманию современного человека. К таким языкам можно отнести SQL, XUL, FoxPro, PowerBuilder и др.

Что касается языков программирования пятого поколения, то таких языков пока что не существует, если каким то разработкам и присваивают название языка 5 поколения, то это не более чем маркетинговый ход, потому что все современные языки работают на базе языков 3 и 4 поколения, но при создании всё же языка 5 поколения перед учеными состоит главный вопрос, способен ли новый язык вытеснить своих предков 3 и 4 поколения, который по настоящее время остается открытым.

Список литературы

  1. История развития советских ЭВМ. https://statehistory.ru/3932/Istoriya-razvitiya-sovetskikh-EVM-do-1980-go-goda/ -04.04.2019
  2. Методы программирования. Компьютерные вычисления / А. В. Могилев, Л. В. Листрова. — СПб.: БХВ-Петербург, 2018. — 320 с.: ил. — (ИиИКТ)
  3. Островский В.А. Информатика: учеб. для вузов. М.: Высшая школа, 2000. —511 с.: ил.
  4. Ранние языки программирования и их области применения. https://habr.com/ru/company/yandex/blog/272759/- 04.04.2019
  5. Симонович С.В.Информатика. Базовый курс/Симонович С.В. и др. — СПб.: издательство "Питер", 2016. — 640 с.: ил.
  6. C++,Turbo,Pasckal,QBasik: Эволюция языков программирования http://langprog.far.ru/historylangprog.html. -04.04.2019.
  7. Семакин И.А., Информатика: Базовый курс /Семакин И.А., Залогова Л., Русаков С., Шестакова Л. – Москва: БИНОМ.,2015. – 105с.