Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Формирование нравственной культуры личности (Теоретические аспекты формирования нравственной культуры личности)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В настоящее время в процессе воспитания и обучения подрастающего поколения все большее значение придается воспитание личности самостоятельной, способной принимать решение, предприимчивой, профессионала своего дела и т.д. К сожалению, все уменьшается место в системе образования для воспитания у детей нравственных качеств, повышения уровня нравственной культуры. Однако внимание этому вопросу уделять необходимо, т.к. фактически именно он лежит в основе формирования личности.

В процессе нравственного воспитания у ребенка формируются представления о нравственных качествах, поступках. Именно в начале этого процесса ребенок получает элементарное значение о добре и зле, о хорошем и плохом. Формирование нравственной личности берет свое начало еще в младшем дошкольном возрасте - именно тогда, когда формируются базовые понятия нравственности. В процессе формирования нравственной культуры личности участвуют все люди, которые тем или иным образом оказываются в окружении ребенка – это воспитатели в детском саду и члены семьи, а также друзья и знакомые семьи, позже – школьные учителя и иные члена школьного коллектива. Формирование нравственной культуры представляет собой довольно сложный и длительный период. На сегодняшний день актуальным и даже злободневным становится вопрос нравственного воспитания личности. В особенности в дошкольный период, когда закладываются основы нравственности.

Все выше сказанное обуславливает актуальность выбранной темы исследования.

Объект исследования – нравственное воспитание детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – нравственная культура личности как результат нравственного воспитания.

Цель исследования – разработать эффективную программу формирования нравственной культуры личности.

Задачи исследования:

- исследовать понятие нравственной культуры личности;

- проследить эволюцию толкования понятия «нравственное воспитание» в психолого-педагогической литературе;

- дать характеристику процессу нравственного воспитания у дошкольников;

- подобрать методики для проведения исследования в группе дошкольников, направленного на выявление уровня нравственной культуры;

- провести анализ результатов исследования, сделать выводы;

- разработать программу формирования нравственной культуры личности и оценить ее эффективность на практике.

База исследования: детский сад «Маячок», г. Нижний Тагил, ул. Басова, д. 4, входит в состав МАДОУ «Детство».

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

1.1 Понятие нравственной культуры личности

Проблема формирования «нравственной культуры личности» всегда волновала человечество, но предметом особого анализа она традиционно становилась в переломные моменты жизни общества, так как отражала внутреннее состояние его духа. Общественная значимость проблемы определила и широкий спектр научного интереса к ней - философии, социологии, культурологии, этики, педагогики, психологии и др. наук, каждая из которых рассматривала свой аспект «нравственного», решая специфические задачи, соответствующие предмету исследования. Постепенно из общего потока проблем нравственного порядка выделились две основные: «как должно поступать человеку», или путь к формированию нравственной культуры личности (этика, педагогика, психология), и вопросы гносеологического порядка (философия, культурология, социология) [15, c. 78].

В философии «нравственное» рассматривается с точки зрения ценностно-смыслового и познавательного понятия, в этике - как путь к формированию нравственной личности (ее счастливой жизни и реализации), в педагогике - как процесс, направленный на формирование личности (включает самовоспитание, самосовершенствование и пр.), в психологии этот процесс связывается с формированием Я-концепции («личностного Я» и ценностно-смысловой сферы в направленности действий), в культурологии и социологии с нравственными основаниями связываются существование и развитие общества, а также сам процесс взаимодействия человеческих отношений. Таким образом, нравственная культура личности получает развитие в русле и философско-этической, и педагогической проблематики.

В основе понятия «нравственная культура личности» есть две составляющие: «нравственное» и «культура [поведения] личности». Они также требуют отдельного рассмотрения [8, c. 96].

Поведение личности строится на основе установок (стереотипных правил), запас которых с возрастом все увеличивается и становится более устойчивым.

Внутренняя установка личности с точки зрения психолого-педагогической науки рассматривается как готовность и предрасположенность человека к восприятию будущих событий, к действиям в определенном направлении. «Нормы поведения» - это их соответствие «нравственным» установкам определенного общества. «Нарушение норм поведения закрепляется в языке как нравственная ограниченность человека... К синонимам же нравственного величия обычно относят: величие души, великодушие, благородство, возвышенность и бескорыстность». Таким образом, «безнравственность» становится синонимом поведения, нарушающего нормы морали, принятые в обществе, а «нравственность» - понятием близким к «нормам поведения».

«Культура личности» - понятие, характеризующее духовную сферу жизнедеятельности и поведенческое соответствие человека нормам общества. Каждый человек как представитель конкретного общества является носителем определенного социокультурного опыта - ценностей, нравственных и эстетических идеалов, норм поведения, национальных традиций и пр., - одним словом, того, что имеет историко-культурную значимость. За существование общества и его сохранность отвечают следующие структурные компоненты: единая система ценностей (воспринимаемая всеми членами общества, не подлежащая критике, придающая смысл человеческому существованию и позволяющая, объединившись, слаженно действовать), набор правил взаимодействия между людьми и формы стандартного поведения. Социокультурный опыт проявляется в системе регулятивных установлений - обычаях, законах, этикете, канонах морали и нравственности [14, c. 147].

Преемственность - необходимое условие его существования: транслируясь от поколения к поколению, социокультурный опыт всегда целенаправленно воспроизводится и становится содержательной основой особого «культурного кода», получая интерпретацию в «культурных текстах» (философии, религии, социальных и гуманитарных науках, литературе и искусстве, общественной мысли, праве и идеологии, обрядах, ритуалах и пр.).

В педагогике этот процесс называется социализацией. Его цель как педагогического процесса - выполнение социально-образовательного заказа общества в опоре на предшествующий опыт. Показателем воспитанности и образованности служит уровень освоения морально-нравственных принципов, существующих в обществе [18, c. 159].

Так как сама по себе нравственная культура личности представляла интерес как предмет изучения для ученых различных отраслей, то и определений у данного понятия в различной литературе можно встретить огромное множество. При этом отчасти такие подходы были исследованы нами выше. В рамках же выбранной темы исследовательской работы наибольший интерес представляют толкования этого понятия, данные педагогами и психологами – в первую очередь.

Итак, в педагогической литературе можно встретить следующие толкования понятия «нравственная культура личности»:

«Нравственная культура личности – освоенный личностью моральный опыт общества, выражающийся в уровне развития нравственных понятий, суждений, нравственных чувств, ценностей, оценок, сформированности ведущих нравственных качеств и культуры поведения, в способности к нравственному выбору». Итак, в данном толковании нравственная культура предстает как результат освоения накопленного морального опыта общества личностью.

Освоение какого-либо материала является процессом довольно-таки протяженным во времени. В данной случае этот процесс и именуется формированием нравственной культуры личности. Прежде чем человек самостоятельно сможет анализировать и обобщать получаемый моральный опыт, его необходимо этому научить. Поэтому в дошкольном и школьном возрасте в формировании нравственной культуры ребенка значительная роль принадлежит педагогам и воспитателям, а также членам семьи ребенка.

Значение семьи в нравственном воспитании и развитии ребенка определяется, прежде всего, тем, что она является первой социальной группой, которая активно воздействует на формирование личности. В семье переплетаются естественно-биологические и социальные связи родителей и детей. Эти связи очень важны, так как именно они определяют особенности развития психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития [7, c. 154].

Являясь одним из важнейших факторов социального воздействия, конкретной социальной «микросредой», семья оказывает влияние в целом на психическое развитие ребенка. Через «семейную микросреду» с ее особенностями ребенок осваивает нравственный опыт родителей и тем самым социальный опыт и знания, накопленные предшествующими поколениями. Нравственные отношения в семье - источник воспитания подлинно человеческих отношений между людьми. Они вырабатывают у детей и подростков умение соотносить свои поступки и желания с интересами других людей, проявлять о них заботу и т. д.

В педагогике нравственная культура личности рассматривается и в ином аспекте – как цель нравственного воспитания личности. Таким образом, процесс формирования нравственного культуры личности тесно взаимосвязан с нравственным воспитанием. В силу этого представляется необходимым рассмотреть и исследовать понятие нравственного воспитания более подробно.

1.2. Эволюция толкования нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе

Отечественные ученые на протяжении длительного времени особое внимание уделяли вопросам нравственного воспитания детей и подростков. Б.Т. Лихачев, изучая эволюцию трактования исследуемого понятия, отмечал, что на протяжении 19-20 веков учеными России акценты расставлялись по-разному. Например, в 19 столетии особая важность придавалась таким идеологиям, как государственная (православие, самодержавие, народность), религиозная (всепрощение, непротивление, покаяние, любовь), этническая (уважение традиций, обычаев, обрядов), этическая, а также внимание уделялось духовным ценностям [14, c. 52].

Несколько позже, в следующем столетии, в особенности после 1917 революционного года, в основу нравственного воспитания были положены идейно-политические императив, в итоге вектор исследование сместился к нравственности. При этом в педагогике ученые ведут речь именно о нравственном воспитании, а чтобы снять противоречие, духовность и нравственность как понятия отождествляются.

М.Г. Казакина, занимаясь в свое время изучением процесса воспитания нравственных идеалов, отмечала следующее: «Идеалы - это высшая духовная ценность нашего общества. Необходимость целенаправленно воспитывать нравственные идеалы у подрастающего поколения диктуется не только психологическими особенностями формирования личности, но имеет и более широкое социально-политическое обоснование» [10, c. 63].

М.Г. Казакина, проводя анализ практики 70-80-х гг. двадцатого столетия, получает ряд важнейших выводов:

- процесс формирования нравственных идеалов должен специально направляться;

- приобщение ребенка к нравственным идеалам только лишь на основе рассказов, создавая ситуации, участниками которых дети по объективным причинам являться не могут, объясняя ребенку мало, необходимо также и в практических жизненных ситуациях создавать у ребенка представления о нравственных идеалах, наиболее эффективно в больших детских коллективах. Таким образом, приобщать ребенка к нравственным идеалам нужно не только «снизу», но и «сверху»;

- способы организации занятий с детьми должен быть для детей не только увлекательными, но созвучными идеалу, который воспитывается у ребенка.

Трактовка понятия нравственного воспитания содержится и в «Российской педагогической энциклопедии». Согласно определению, данному в энциклопедии, нравственное воспитание – это «одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе». Кроме того, в данном толковании отмечается, что исторически сложилось четыре подхода:

- патерналистское (т.е. уважение к старшим, почитание);

- религиозно-церковное (в основе – поддержание уважения к вере);

- просветительское;

- коммунитарное (в основе – чувство коллективизма) [18, c. 111] .

Кроме того, нравственное воспитание можно трактовать в узком и широком смыслах. Так, в широком смысле под нравственным воспитанием понимают обучение нравственности. А при узком толковании отмечают, что нравственное воспитание представляет собой обучение нормам приличия [10, c. 125].

Также необходимо отметить, что М.И. Рожковым было выделено несколько областей воспитания, одной из которых, по его мнению, выступает область духовная. В этой области воспитания лежит появление нравственной позиции в социуме, выявление собственного отношения к религии, попытки совершения гуманистических поступков и др. При этом в основе такое воспитания лежат те моральные нормы, которые известны и привиты ребенку и определяют во многом его поведение [7, c. 52].

Таким образом, можно говорить о том, что совершившиеся в конце двадцатого столетия в нашем государстве социальные и экономические преобразования способствовали привлечению особого внимания к вопросам нравственности в целом и нравственному воспитанию детей в частности, что выразилось в развитии научной мысли по данным вопросам.

В нравственности принято выделять несколько структурных компонентов, которые можно обозначить следующим образом:

- во-первых, это ряд нравственных качеств, откровенность, порядочность, благородство, сочувствие, гуманность, тактичность, искренность, уважение к другим людям, дружелюбие, понимание других, самокритичность, интеллигентность и др.

- во-вторых, это самоконтроль. Самоконтроль при этом рассматривается как оценка человеком своего собственного поведения с точки зрения соответствия своим нормам и установкам;

- в-третьих, важной составляющей выступает моральная ответственность за свои действия и решения;

- уверенность в себе;

- самосовершенствование;

- формирование нравственных ценностей и убеждений – так называемые нравственные ориентиры;

- воспитание навыков нравственного поведения;

- объективный и адекватный анализ возникающих практических ситуаций [5, c. 96].

В процессе нравственного воспитания существенная роль принадлежит и непосредственно установках и нравственным позиций преподавателей, воспитателей – в первую очередь их уровень нравственной культуры, моральные качества, умение создать условия для проявления детьми инициативности, ответственности, самореализации личности.

Для выработки современных способов и средств нравственного воспитания личности на сегодняшний день представляется наиболее важным и эффективным путем является анализ исторического опыта развития данного вопроса.

Подводя итог сказанному, подчеркнем, что во все времена зарубежные и отечественные исследователи считали важнейшими источниками формирования духовности и нравственности у подрастающих поколений: религию, искусство, историю, которые обеспечивали усвоение общечеловеческих и национальных ценностей, освоение, обобщение, сохранение и передачу традиций, способствовали постижению человеком смысла жизни и правил деятельности.

1.3. Характеристика процесса нравственного воспитания у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания учёных и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов и их соподчинение.

Формирование основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Важно с самого начала формировать у ребенка необходимые нравственные чувства, представления, понятия и на их основе - поступки, соответствующие нормам поведения члена общества.

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы социалистического общества. Руководя деятельностью детей, воспитатель формирует у них такие важные для советского человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности [5, c. 78].

Исследования советских ученых показывают, что дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей: в различных развивающихся видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность и самостоятельность, интерес к общественному окружению. В первоначальных объединениях - обществе сверстников - между дошкольниками устанавливаются взаимоотношения, которые под руководством воспитателя приобретают коллективистический характер, у детей формируются начала коллективизма, возникает чувство товарищества и дружбы.

Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.

Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.
В воспитании ребенка с первых лет жизни большое место занимает формирование нравственных чувств. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним, желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей. Ребенок испытывает волнение, видя огорчение или недовольство его шалостью, оплошностью, радуется улыбке в ответ на свой положительный поступок, испытывает удовольствие от одобрения близких ему людей. Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у него нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.
Следует особо подчеркнуть искренность детских чувств и поступков, ими вызванных. Так, малыш рассматривал картинку, на которой изображен ребенок, отнимающий мяч у сверстника и замахивающийся на него кулачком. Увидев потом плачущего сверстника, он гладит его по головке (как это делает мама, утешая его самого) и отдает игрушку, с которой только что сам играл.

В среднем дошкольном возрасте нравственные чувства становятся более осознанными [17, c. 85].

В старшем дошкольном возрасте на основе формирующихся нравственных чувств воспитывается чувство собственного достоинства, зачатки чувства долга, справедливости, уважения к людям, а также ответственности за порученное дело.

Нравственное воспитание определяется с помощью определенных средств, среди которых необходимо указать: художественные средства; природу; собственную деятельность детей; общение; окружающую обстановку.

1. Группа художественных средств: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, поскольку способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.

2. Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Она способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения ребенка.

3. Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания. Но данное средство - деятельность как таковая - необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения.

Особое место в этой группе средств отводится общению. Оно, как средство нравственного воспитания, лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений

4. Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок, атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или, напротив, жестокостью, безнравственностью [12, c. 151].

Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственною воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, возраста воспитанников, уровня их общего и интеллектуального развития, этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать нравственное качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем).

Методы воспитания - это пути, способы достижения заданной цели воспитания, это способы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка.

Методы нравственного воспитания дошкольников применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1. Методическая база исследования

Формирование нравственной культуры личности представляет собой достаточно сложный процесс, на который оказывает влияние целый ряд факторов. Имеется в виду, что, несмотря на то, что в группе детского сада воспитатель фактически на всех детей в процессе нравственного воспитания воздействует в равной степени, уровень сформированности нравственности у каждого из них свой, потому что помимо группы и воспитателя ребенок проводит значительное количество времени в кругу своей семьи, которая также непосредственным образом влияет на степень сформированности нравственной культуры.

В силу сказанного в процессе нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста необходимо время от времени проводить диагностические исследования, направленные на выявление уровня сформированности у дошкольника нравственных представлений. По результатам диагностики, если это необходимо, нужно проводить соответствующую коррекционную работу.

Диагностирование уровня сформированности нравственной культуры в рамках данного исследовательского проекта проводилось в детском саду «Маячок», адрес: ул. Басова, д. 4. Данный детский сад входит в состав МАДОУ «Детство». В проводимом исследовании приняли участие 18 человек в возрасте 3-4 лет.

Целью исследования стало выявление уровня сформированности у детей нравственной культуры.

Исследование было решение проводить в следующем порядке:

- на подготовительном этапе была поставлена задача изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по выбранной теме исследования. Были изучены основные теоретические аспекты исследования, обозначены задачи и намечены пути их решения. Кроме того, были исследованы основы организации и проведения исследования в группе детского сада, были подобраны необходимые для проведения исследования и подходящие для исследуемого вопроса. Также на этом этапе подготавливался весь необходимый для проведения исследования инвентарь.

- на втором констатирующем этапе эксперимента организовывались и проводились тестирования с целью определения уровня нравственного воспитания у детей.

- на аналитическом этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов исследования, были сделаны соответствующие выводы;

- на последнем этапе исследования составлялась программа формирования у детей нравственной культуры и проверялась ее эффективность посредством повторного диагностического исследования.

Для исследования были выбраны следующие методики.

  1. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?» [3, c. 28]

Разработка данной методики принадлежит Л. М. Фридман.

Цель: с помощью устного опроса установить нравственные представления детей (о честности, доброте, ответственности, дисциплинированности и др.).

Ход выполнения: Детям предлагается устно привести хорошо известные им примеры соответствующих поступков.

Качественный анализ ответов детей позволяет определить уровень сформированности представлений о некоторых нравственных качествах. Этот уровень может быть оценен как:

1) неправильное представление - низкий;

2) правильное, но недостаточно полное и четкое - средний;

3) полное и четкое представление о нравственном качестве - высокий.

Посредством количественного анализа нами будут выявлены различия в уровне сформированности представлений о нравственных качествах у детей из полных семей и у детей из неполных семей.

  1. Методика «Разложи картинки» Л.М. Фридман [7, c. 99]

Цель: выявить уровень осознанности детьми нравственной стороны взаимоотношений в предметной деятельности.

Ход выполнения: Каждому ребёнку даётся набор картинок, на которых изображены различные поступки детей. Он должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых изображены хорошие поступки, с другой – плохие. Затем ребёнок объясняет, почему он так разложил картинки. Сюжеты картинок подбираются педагогом в соответствии с изучаемым нравственным качеством.

По результатам исследования определяется уровень сформированности – низкий, средний, высокий.

Кроме того, нами был проведен эксперимент, в ходе которого необходимо было проанализировать уровень сформированности у детей знаний о нравственных нормах, а также выявить особенности следования детьми этим нравственным нормам. В соответствии с этими задачами было принято решение эксперимент проводить в два этапа. На первом этапе анализировалось поведение детей в ситуации рассказа (ответы ребенка в таком случае свидетельствуют о сформированности знания о нравственной норме). На втором этапе проводился анализ поведения детей в реальной жизненной ситуации (здесь уже следует говорить о наличие сформированной нравственной привычки).

В связи с этим в ходе индивидуальной беседы с каждым воспитанником был зачитан рассказ о мальчике Мише, в котором содержатся явные ошибки в поведении – таких ошибочных ситуаций в рассказе 5. Далее ребенку предлагалось назвать те ситуации, в которых, по его мнению, мальчик Миша допустил ошибку. А далее назвать, как в такой ситуации поступать правильно.

Для того чтобы выявить наличие у детей нравственных привычек, нами было проведено наблюдение в течение недели за поступками детей в реальных ситуациях.

Далее полученных на двух этапах эксперимента результаты необходимо сравнить и сделать выводы.

На наш взгляд, таким образом организованное исследование позволит получить наиболее полное представление о степени сформированности у детей нравственных представлений, чувств и качеств.

2.2. Анализ результатов исследования, направленного на выявление уровня нравственного воспитания детей

В данном разделе исследовательской работы представим результаты по каждой методике в отдельности, а затем обобщим их.

  1. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Анализ ответов показал, что:

- из 18 детей полное и четкое представление о нравственном качестве имеют 6 детей (33%). Эти дети приводили следующие примеры: поделиться угощением с другим ребёнком, приютить бездомного котенка, сказать маме правду, зная, что эта правда может огорчить маму и т.д. (= 3 балла)

- 9 детей (50%) имеют правильное, но недостаточно четкое и полное представление о нравственном качестве. Их примеры: помочь взрослым, жалеть родителей, не огорчать папу и маму и т.д. (= 2 балла)

- 3 детей (17%): имеют неправильное представление о нравственных качествах. Эти дети испытывают затруднения в приведении примеров, они путаются в ответах или вообще отказываются отвечать на вопросы педагога. (= 1 балл)

Графическое выражение результатов представлено на рис. 1.

Рисунок 1 – Результаты исследования по методике «Что такое хорошо и что такое плохо?», %

  1. Методика «Разложи картинки» Л.М. Фридман

Анализ результатов данной методики дал следующие результаты:

- 6 детей из 18 (33%) безошибочно разложили картинки по стопкам, с легкостью объясняли свои действия; (= 3 балла)

- 9 детей из 18 (50%) с помощью наводящих вопросов педагога разложили картинки по стопкам и испытывали некоторые затруднения во время пояснения своих действий; (= 2 балла)

- 3 ребёнка из 18 (17%) при раскладывании картинок по стопкам нуждались в помощи педагога, не могли объяснить свои действия. (= 1 балл)

Графическое выражение результатов представлено на рис. 2.

Рисунок 2 – Результаты исследования «Разложи картинки», %

По результатам проведенных исследований можно сделать следующий вывод о том, что не все дети имеют нравственные представления о честности, доброте, дисциплинированности. Более точные результаты будут получены в результате проведения экспериментов и обобщения полученных результатов.

  1. Анализ поведения детей в ситуации рассказа

Из 18 детей, принимавших участие в эксперименте, верно оценили все неправильные поступки Миши 12 человек, трое определили как неправильные 4, 4 и 3 поступка из пяти соответственно, один ребенок выделил лишь две ситуации с неправильными поступками («пролил молоко и не извинился», «не помог убирать игрушки»), двое – выделили ситуацию с пролитым молоком и оценили как неверное поведение в ней лишь то, что Миша вертелся за столом.

На вопрос – «как бы ты поступил?» в каждой из найденных ситуаций с ошибками в поведении Миши дети правильно подобрали варианты нравственного поведения:

  1. «здороваться нужно с каждым воспитателем и работником детского сада» - 8 чел.,
  2. «нужно на вежливую просьбу давать игрушку другу, но попросить его не ломать ее» – 7 чел.,
  3. «за столом нельзя вертеться, а если пролил молоко – необходимо извиниться за свой поступок» - 9 чел., «за столом нельзя вертеться» (про извиниться – не сказал) – 1 чел.,
  4. «сердиться на Машу после того, как облил ей молоком платье – неправильно, нужно было искренне извиниться за свой поступок, и девочка перестала бы сердиться на Мишу» – 6 чел.,
  5. «нельзя отказываться на вежливую просьбу помочь собирать игрушки воспитательнице, ведь она сама в них не играет, а помогать воспитательнице во всем и наводить порядок в группе должен каждый, ведь мы уже большие и можем помогать» – 7 чел.

Таковы результаты данного этапа исследования.

  1. Анализ поведения детей в реальной ситуации (в результате наблюдения за их поведением)

В результате наблюдения было установлено, что дети в типичных ситуациях – утреннее приветствие, поведение за столом, умение делиться игрушками, привычка извиняться за плохой поступок, помощь воспитателю по его просьбе в уборке игрушек, книг – проявили себя следующим образом:

  1. здороваются с воспитателем и другими работниками детского сада (в большинстве случаев) – 13 человек, здороваются только с воспитателем группы – 4 человека, не здоровается (здоровается только после напоминаний) – 1 чел.,
  2. дружно играют, делятся игрушками, в том числе и своими (принесенными из дома) – 12 чел., из них делятся только с лучшими друзьями – 6 чел.,
  3. всегда культурно ведут себя за столом без присутствия воспитателя – 5 чел., под присмотром воспитателя – 7 чел., не соблюдают нормы поведения за столом – 1 чел.,
  4. самостоятельно извиняются (без требования воспитателя) за неправильные поступки – 3 чел.,
  5. помогают во всем воспитателю по его просьбе (и сами предлагают свою помощь) – 7 человек.

Сравним полученные в двух различных ситуациях результаты эксперимента (рис. 3). При этом на горизонтальной оси цифрами от 1 до 5 обозначены ситуации, которые разрешили дети сначала в ситуации рассказа, а затем в реальной ситуации (выше таковые ситуации на каждом этапе эксперимента представлены).

Рисунок 3 – Сравнение полученных результатов первого и второго этапов эксперимента

Итогом проведения данного эксперимента является выявление уровня сформированности у воспитанников некоторых нравственных привычек. Так, полученные к ходе эксперимента результаты можно представить в табличном виде (таблица 1).

Таблица 1 – Степень сформированности у воспитанников детского сада «Маячок» некоторых нравственных привычек

Нравственная привычка

Детям известна норма поведения

У детей сформирована нравственная привычка

Кол-во чел.

%

Кол-во чел.

%

Приветствовать

8

44

13

72

Делиться игрушками

7

39

12

67

Культурно вести себя за столом

9

50

5

28

Извиняться за плохие поступки

6

30

3

17

Помогать взрослым

7

39

7

39

Полученные в ходе комплексного исследования результаты позволяют говорить о том, что у некоторых испытуемых отсутствуют представления о нравственных поступках, о некоторых началах нравственного поведения. Именно с этого должна быть начата коррекционная работа по повышению уровня нравственного воспитания дошкольников.

ГЛАВА 3. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Для формирования привычек нравственного поведения у детей дошкольного возраста в детском саду предлагается использовать следующие методы:

1. Беседа. Беседуя с детьми, воспитатели побуждают их думать и говорить. Задавая им два-три вопроса, дают ребятам высказаться. Это позволяет педагогам понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта. С помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Примерные темы бесед: «Будь всегда вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему», «Ваши добрые поступки», «Чем можно порадовать маму» и т.д.

2. Чтение и анализ художественных произведений, например, В.А. Сухомлинского «Почему Олечка не сорвала цветок?», А. Кузнецовой «Мы поссорились», К.Д. Ушинского «Умей обождать», А. Барто «Помощница». Эстетический фон занятиям создают стихи, загадки, песни, включённые как в основную часть, так и в дополнительную работу с детьми. Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности воспитатель включает детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, ребята создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, воспитатель организует выставки работ.

3. Игра. Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. В работе с детьми воспитатель использует коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого – средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего – школой развития нравственных чувств, формирования привычек нравственного поведения и развития гуманных отношений со сверстниками в целом.

4. Наблюдения за деятельностью педагога в процессе игр, занятий, труда. Улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, контакт взглядом, мимикой, совместные с ребенком действия при выполнении неприятного задания, совместная деятельность (конструирование, лепка, раскрашивание и т.п.), выслушивание, смех над шутками ребенка - все это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребенка.

Кроме того, надо отметить, что, для того чтобы выяснить причины низкого уровня представлений о нравственности у ребенка, необходимо, во-первых, ознакомиться с условиями жизни ребенка, познакомиться с членами его семьи, побеседовать с ними. Важнейшую роль в этом процессе играет беседа с самим ребенком о его семье, о любимых занятиях, о совместно времяпрепровождении с родителями, о том, как проходят выходные. Кроме того, для получения характеристик семей ребенка с детьми можно проводить и другие мероприятия, помимо бесед и опросов. Например, в психологической литературе отмечается польза анализа рисунков ребенка на заданную тему (например, семья). Психолог анализирует и содержание рисунка, и цветовое решение, в котором выполнен рисунок. Такой анализ позволяет выявить отношение ребенка к семье, и наоборот – отношение родителей к ребенку, а также в целом климат в рамках семьи.

Для получения информации можно также прибегнуть к сюжетно-ролевым играм: «Дочки-матери», «Семья» и др. Наблюдение за тем, как ведет себя ребенок в игре, может дать психологу массу нужной и достоверной информации о семье и внутренних отношениях в ней.

Во-вторых, психолог должен регулярно проводить наблюдение за такими детьми, чтобы получить представление об уровне его нравственного воспитания. Наконец, в-третьих, когда будет собрано достаточное количество данных, психологу необходимо их обобщить, проанализировать и наметить методы коррекционной работы, которые необходимы и полезны каждому конкретному ребенку.

Если в результате наблюдений за ребенком и его семьей будет выявлено, что проблема низкого уровня нравственной культуры ребенка кроется в его семье, тогда к участию к программе формирования нравственной культуры следует активно подключать родителей.

Работа с родителями в такой ситуации – это весьма сложный процесс, ведь каждый родитель считает, что он воспитывает своего ребенка хорошо (неважно при этом, какие методы он использует) и, разумеется, делает для ребенка все, что в его силах. Поэтому беседа с родителями не должна строиться на обвинениях родителей или на бесконечных замечаниях по поводу их поведения. Важно донести, как именно должно проходить нравственное воспитание детей. Например, рассказать о том, как ребенок воспринимает все окружающее, что имеет для его развития значение. Таким образом психолог проводит профилактическую беседу, не указывая на наличие такой проблемы в данной конкретной семье.

Позже, когда родители сами путем анализа изложенной информации придут к выводу, что в их семье такая проблема имеет место, они сами смогут обратиться к психологу за помощью. И с этого момента начинается действительно эффективная работа. В детском саду с ребенком ведется коррекционная работа, а дома родители стремятся показывать ему на своем примере, что такое доброта, честность, ответственность, доброжелательность, отзывчивость и т.д. При такой слаженной работе психолога и родителей нравственное воспитание ребенка в короткие сроки приобретет высокий уровень.

Таким образом, работа с детьми по формированию у них представлений нравственности, привитию им базовых нравственных привычек должна проводиться сразу по нескольким направлениям, в которой принимают участие и психолог, и воспитатель, и родители. Лишь в этом случае в результате проделанной работы очевидным будет повышение уровня нравственной культуры у дошкольника.

Разработанная программа с использованием названных методов формирования нравственного поведения у детей показала свои результаты. Повторная диагностика в группе детского сада «Маячок» дала показала следующие результаты (таблица 2):

Таблица 2 - Степень сформированности у воспитанников детского сада «Маячок» некоторых нравственных привычек после проведения представленной программы

Нравственная привычка

Детям известна норма поведения

У детей сформирована нравственная привычка

Кол-во чел.

%

Кол-во чел.

%

Приветствовать

17

94

15

83

Делиться игрушками

16

89

17

94

Культурно вести себя за столом

18

100

14

78

Извиняться за плохие поступки

15

83

13

72

Помогать взрослым

17

94

16

89

Для наглядности сравним результаты повторного диагностического исследования с первоначальным:

- по количеству детей, которым известна норма поведения (рис. 4);

Рисунок 4 – Сравнение результатов диагностических исследований до и после проведения программы формирования нравственного поведения у детей, %

Как видно на представленной диаграмме, в результате применения предложенных методов формирования нравственного поведения у детей значительно возросло количество воспитанников, у которых есть знание о норме нравственного поведения. Как видно, во всех пяти ситуациях количество таких детей возросло в два раза и более.

- по количеству детей, у которых сформирована нравственная привычка (рис. 5).

Рисунок 5 - Сравнение результатов диагностических исследований до и после проведения программы формирования нравственного поведения у детей, %

И по данному показателю наблюдается значительная положительная динамика. Однако при оценке эффективности программы для данного показателя следует учитывать, что для формирования какой бы то ни было привычки нужно значительно больше времени, чем для дачи ребенку знания о норме нравственного поведения. Поэтому результаты данной программы будут видны через более продолжительное время. На момент исследования стоит говорить о том, что в большинстве случаев все же удалось привить детям ранее не сформированные у них нравственные привычки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе написания данной исследовательской работы автором были проанализированы существующие подходы к толкованию понятия нравственной культуры личности. Промежуточным результатом такого анализа стал факт того, что нравственная культура личности является целью процесса нравственного воспитания.

Процесс нравственного воспитания берет свое начало еще в младшем дошкольном возрасте. Первыми, кто оказывает влияние на формирование нравственной культуры, являются родители и иные близкие члены семьи. Этим в большей степени определяется роль семьи в нравственном воспитании ребенка.

Однако немаловажная роль в формировании нравственной культуры личности принадлежит дошкольному образованию, осуществляемому воспитателями и психологами дошкольных учреждений.

В ходе исследования автор пришел к выводу о том, что на процесс формирования нравственной культуры личности оказывает влияние множество факторов, в результате чего уровень сформированности представлений о нравственности у детей одной группы дошкольного учреждения может значительно различаться. В связи представляется необходимым в процессе нравственного воспитания время от времени проводить диагностические исследования, направленные, прежде всего, на выявление проблем в нравственном воспитании дошкольника. В рамках данного исследовательского проекта такое исследование было проведено, результатом которого стало выявление детей, которые не имеют представления о нравственной норме поведения или не имеют сформированной привычки нравственного поведения.

Для таких детей нами была разработана специальная программа формирования нравственной культуры у дошкольников. В этой программе использовались, на наш взгляд, наиболее эффективные методы формирования нравственности: беседы, рассказы, игры, а также работа с родители в случае обнаружения причин проблем нравственного воспитания внутри семьи.

Внедренная эта программа на практике показала свои положительные результаты. По итогам ее проведения показатели сформированности знания норм нравственного поведения и привычек нравственного поведения значительно возросли, что свидетельствует о возможности и необходимости коррекции уровня нравственной культуры детей, в основе которого лежит своевременная диагностика.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Богданова О. С., Катаева Л. И. О нравственном воспитании детей. - М.: Просвещение, 2013. - 213 с.
  2. Ветлугина Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. - М.: Айрис-Пресс, 2015. - 204 с.
  3. Галагузова, М. А. Социальная педагогика: курс лекций: учебное пособие для вузов / М. А. Галагузова [и др.]; под ред. М. А. Галагузовой. - Москва: Владос, 2013. - 416 c.
  4. Кадырова Р. М. Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его составляющие, принципы, направления, средства и методы // Молодой ученый. - 2015. - №7. - С. 762-766.
  5. Козлова С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 9. - С. 25–27.
  6. Маркова Т.А., Загик Л.В., Иванова В.М. Детский сад и семья. – М.: «Просвещение», 2014. – 176 с.
  7. Методика воспитательной работы. / Под ред. В.А. Сластенин. – М.: «Академия», 2012. – 134 с.
  8. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитаниедошкольников - М.: Детство-Пресс, 2014. - 96 с.
  9. Немов Р.С. Общая психология: Учеб. для студ. образоват. учреждений средн. проф. образования. / Р.С. Немов – М.: Гуманит. центр ВЛАДОС, 2013. – 400 с.
  10. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М.: Мир словарей и энциклопедий, 2012. - 826 с.
  11. Островская Л.Ф. Педагогические знания – родителям: Пособие для воспитателя дошкол. учреждения. – М.: «Просвещение», 2013. – 176 с.
  12. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. - М.: Просвещение, 2012. - 479 с.
  13. Пидкасистый П.И. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. / П.И. Пидкасистый – М.: Педагогическое общество России, 2014. – 608 с.
  14. Рогалева Н.А. Психологический клуб для родителей «Семь Я» // Дошкольная педагогика. – 2014. - №7. – С. 49 – 53.
  15. Свадковский И. Ф. Нравственное воспитание. - М.: Академия, 2013. - 144 с.
  16. Сергеева В.П., Никитина Э.К., Недвецкая М.Н. и др.: Методика воспитательной работы: учебник для студ.учреждений среднего профессионального образования / под ред. В.П. Сергеевой. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 368 с.
  17. Султанова Н., Цилько Н. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2014. - №5. – С. 7 – 14.
  18. Харламов М. Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 2014. - 519 с.
  19. Целуйко, В. М. Психология современной семьи: книга для педагогов и родителей / В. М. Целуйко.- Москва: Владос, 2015.- 287 c.
  20. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: «Феникс», 2013. – 314 с.
  21. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитать нравственное поведение у дошкольника? - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 195 с.