Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Форматы и варианты оформления многополосных изданий (основные виды и варианты оформления многополосных изданий)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Многополосные издания являются эффективным маркетинговым материалом. Оказывают неоценимую помощью в продвижении компании, а так же товаров и услуг на рынке. Огромное количество форматов многополосной полиграфической продукции позволяет выбрать наиболее удобный способ распространения важной для Вас информации.

Актуальность выбранной темы: правильный выбранный формат, залог успеха любого печатного издания, в зависимости от назначение и применения издания будет зависеть и выбранный формат, от этого будет и отталкиваться себестоимость издания.

Цель работы: рассмотреть основные книжные форматы изданий. Понятие «формат» и его прочтение. Взаимосвязь форматов с различными видами изданий. Принцип подбора формата к изданию.

Объект исследования: разно форматные книжные издания. Любая полиграфическая продукция с количеством полос больше 4х (как у буклета) называется многополосной. Существует множество видов многополосной продукции, но наиболее распространенными среди них являются брошюры, каталоги и журналы. Строго говоря, разницы в изготовлении этой продукции по большому счету нет - вся разница определяется информационным наполнением: однократно издаваемое издание называется брошюрой, периодически издаваемое - журналом, а издание, содержащее описание предлагаемой продукции (или оказываемых услуг), снабженное разнообразной справочной информацией (характеристики, назначение, цены, область применения и т.п.) - называется фирменным каталогом. В данной курсовой работе, будет рассматриваться все виды многополосных печатных изданий.

Предмет исследования: основные виды и варианты оформления многополосных изданий.

Задачи курсовой работы:

  1. Рассмотреть виды многополосных печатных изданий
  2. Рассмотреть все виды форматов печатных изданий
  3. Рассмотреть что такое «полоса набора» и как правильно ее использовать
  4. Рассмотреть форматы журнальных и детских изданий
  5. Рассмотреть как использовать нестандартные форматы печатных изданий и какие нюансы надо учитывать
  6. Рассмотреть форматы для детских печатных изданий и как их выбирать

Научная новизна: при создание какого-либо оформления многополосного печатного издания необходимо предусмотреть применяемые для данного издания материалы, оборудование и выполнение экономического расчета по всем операциям производственного процесса.

Все показатели проекта оформления взаимозависимы. Так, формат в известных границах предопределяет кегль шрифта, виды иллюстраций, внешнее оформление и полиграфическое исполнение. Гарнитура шрифта связана с его кеглем, решением основных и дополнительных текстов, с использованием тех или иных выделительных приемов.

Создание книги — процесс длительный и трудоемкий. С одной стороны — творчество, с другой — соблюдение всех технических процедур. На практике при оформлении книги можно выделить три основных типа творческой деятельности:

1.  Разработка книжной конструкции, организация ее элементов в систему, способную обеспечить читателю удобство пользования книгой.

2.  Создание внешнего и внутреннего дизайна книги.

3.  Типографское исполнение книги применительно к реальным полиграфическим материалам, оборудованию, технологии и т.д.

Все эти виды деятельности тесным образом связаны друг с другом и преследуют общую цель: создать книгу как единую композицию. Дизайнер, занимающийся оформлением книжного издания, причастен к первым двум типам деятельности.

Итак, в первую очередь дизайнер должен определить:

•    формат издания;

•    формат полосы набора;

•    систему рубрикации;

•    принципы композиционного решения особых страниц;

•    гарнитуру и кегль шрифта: для основного текста, для прочих текстов;

В зависимости от перечисленного, будет и зависеть формат издания, количество полос, цена издания.

Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВЫБОРА ФОРМАТА
ДЛЯ КНИЖНЫХ ИЗДАНИЙ

Все виды печатных изданий выпускают в установленных стандартом (ГОСТ 5773 — 90) форматах. Для книжно-журнальной продукции используется листовая бумага стандартных размеров: 60 х 84, 60 х 90, 70 х 90, 75 х 90, 70 х 100, 70 х 108, 84 х 108 см. Первая величина — ширина листа, вторая — длина. Ширина и длина бумажного листа могут указываться в сантиметрах или миллиметрах. Рулонная бумага для книжно-журнальной продукции выпускается шириной роля 60, 70, 75, 84, 90, 108, 120 см.

Для газетной продукции используется листовая бумага форматов: 60 х 84, 42 х 60, 30 х 42 см и рулонная бумага шириной 42, 60, 84, 126 и 168 см.

Формат издания — размеры страниц после обрезки блока, которые указываются в миллиметрах (табл. 4.1). В соответствии с ГОСТ 5773 — 90 установлена величина обрезки для всех форматов: по ширине — 5 мм, по высоте — 10 мм. Но чаще формат издания обозначается шириной и высотой бумажного листа, на одной стороне которого помещается один печатный лист, и долей листа, т.е. количеством страниц в одном печатном листе. Например, на одной стороне бумажного листа формата 60 х 84/16 расположено 16 страниц издания.

Первая цифра всегда указывает ширину (листа, наборной полосы, клише, иллюстрации, таблицы и т.п.), вторая — высоту. Если первая цифра меньше второй, формат—книжно-журнальный, если вторая цифра меньше — формат альбомный.

Ассортиментом предусмотрено 30 стандартных форматов изданий с учетом размера листа и его доли. Возможны и нестандартные форматы, для которых могут быть использованы нестандартные форматы бумаги: 60 х 70, 60 х 108, 70 х 84, 84 х 100 см и др., изготавливаемые по специальному заказу.

Формат наборной полосы — площадь запечатанной части страницы издания, указываемая размером ширины полосы (форматом набора) и высоты полосы в квадратах, например 6 х 93/4 кв. Формат наборной полосы определяется форматом издания и вариантом оформления. Формат издания и вариант оформления выбирается по ОСТ 29.62 — 86. Издания книжные и журнальные. Основные параметры издательско-полиграфического оформления.

В зависимости от варианта оформления при одном и том же формате издания формат наборной полосы различен.

Отраслевой стандарт на основные параметры полиграфического оформления книжно-журнальной продукции (ОСТ 29.62 — 86) предусматривает три варианта оформления:

Первый вариант — наименьшие поля вокруг наборной полосы, т.е. максимально допустимые размеры наборной полосы, например, при формате издания 60 х 84/16 и первом варианте оформления размеры полей до обрезки будут равны 11, 16, 17, 19 мм (корешковое, верхнее, боковое и нижнее), формат наборной полосы равен 6*3/4 х 9*3/4 кв. Это наиболее экономичный вариант оформления, но чаще используется для изданий, не предназначенных для сплошного чтения, или для изданий типа учебных программ, материалов научных конференций, учебно-методических пособий. Коэффициент использования бумаги при этом варианте самый большой.

Второй вариант используется при оформлении большинства книжных изданий. Размеры полей при формате издания 60 х 84/16 до обрезки соответственно равны 13,18, 20 и 21 мм, а формат наборной полосы меньше, чем при первом варианте и составляет 6,5 х 9,5кв.

Третий вариант наименее экономичен, но наиболее удобочитаем. Размеры полей при формате издания 60 х 84/16 до обрезки будут соответственно равны 16, 20, 22, 24 мм, формат наборной полосы будет наименьшим и составит 6,25 х 9,25 кв. Такой вариант оформления допустим для собраний сочинений, монографий, отдельных произведений по искусству, художественной литературы, изданий для детей.

Поля на странице издания выполняют важную эстетическую роль, определяя в значительной степени и удобочитаемость. Наборная полоса расположена как бы на оптической середине страницы; самое узкое поле — внутреннее корешковое, несколько шире — верхнее, еще шире — наружное боковое и самое широкое — нижнее.

Допускается применение комбинированных вариантов оформления изданий по согласованию с типографией, например, высота наборной полосы выбирается по первому варианту, а ширина — по второму.

При оформлении изданий для детей дошкольного младшего школьного возраста допустимо применение индивидуальных макетов.

1.1 Виды многополосных изданий

Любая полиграфическая продукция с количеством полос больше 4х (как у буклета) называется многополосной. Существует множество видов многополосной продукции, но наиболее распространенными среди них являются брошюры, каталоги и журналы. Строго говоря, разницы в изготовлении этой продукции по большому счету нет - вся разница определяется информационным наполнением: однократно издаваемое издание называется брошюрой, периодически издаваемое - журналом, а издание, содержащее описание предлагаемой продукции (или оказываемых услуг), снабженное разнообразной справочной информацией (характеристики, назначение, цены, область применения и т.п.) - называется фирменным каталогом. Наиболее распространенным форматом для многополосной продукции является формат А4 (210х297мм), но это в большей степени относится к регулярно издаваемым журналам. Рекламная многополосная продукция поражает разнообразием форматов, цветов и способов финишной отделки. Каких-либо жестких стандартов тут нет. Логично предположить что, например, каталог мобильных телефонов и каталог мебели, или, скажем, каталог татуировок и каталог автомобилей, а также каталог лучших логотипов за 2002 год и каталог недорогой повседневной одежды Otto - рассчитаны на совершенно различные целевые аудитории, поэтому и оформляться должны совершенно по-разному.

Брошюра - многополосные рекламные издания. Это - лицо фирмы. Позволяет индивидуально донести информацию до потенциальных клиентов. Печатаются на бумаге от 115 г/кв. м, внутренний блок до 300 г/кв.м. Обложка лакируется или ламинируется Рис.1.1.

https://cdn3.mygazeta.com/i/2013/10/910480.jpg

Рис.1.1 Брошюра

Каталог представляет собой информационное, справочное или рекламное издание, содержащее систематизированный перечень товаров или услуг, преподнесенных в большом объеме и наиболее полном ассортименте. Каталог предполагает как высокое качество дизайна, верстки и подачи материала, так и добротное издательское и полиграфическое исполнение. В каталоге представляется товар, его физические, технические и прочие характеристики, краткое или подробное текстовое описание и иная сопутствующая тематическая информация. Каталогу свойственная особая структура, предполагающая логическую последовательность рубрик, в большинстве случаев с красочными иллюстрациями, дающими дополнительные обобщенные сведения о каждом виде, типе, образце предлагаемой продукции или об услуге.

Разработка каталога состоит из нескольких этапов: разработка дизайнерского оформления обложки, внутренних и разделительных полос, техническая обработка фотографий, иллюстраций и рисунков, коррекция и синхронизация текстовой информации, верстка издания, подготовка к печати, изготовление цветопробы c последующей возможной цветокоррекцией и, наконец, печать и послепечатные процессы Рис 1.2.

Разработка дизайна каталога

Рис.1.2 Каталоги

Книга представляет собой один из основных видов полиграфической продукции и является непереодическим изданием в виде сброшюрованных бумажных листов или тетрадей с отпечатанной на них текстовой, графической или иллюстрационной информацией объемом более 48 полос с обложкой из плотной бумаги или картона или в переплете с твердой обложкой. Обычно книги содержат внушительные объемы текстовой информации художественного, справочного, научного, учебного или иного содержания, могут дополняться иллюстрациями или цветными вклейками. Создание книги представляет собой долгий и кропотливый, трудоемкий процесс, в котором, в зависимости от ее содержания, задействован целый ряд разных специалистов, осуществляющих вычитку, художественное редактирование, разрабатывающих дизайнерское оформление, книжную верстку, производящих корректуру, подготовку к печати и полиграфическое исполнение издания. Рис.1.3.

http://familydesigns.ru/images/mnogopol_5.jpg?crc=3914907483

Рис.1.3 Книга

Буклет – небольшое листовое издание, отпечатанное на одном листе и сфальцованное каким-либо способом в один или более сгибов и образующее в результате фальцовки четыре и более полос (в зависимости от количества сгибов). Буклет может носить как рекламный, так и информационный или имиджевый характер, в виде буклетов часто выпускаются рекламные проспекты, краткие путеводители, географические и туристические карты, планы и схемы; буклет может быть носителем абсолютно разнообразной справочной и графической информации, поэтому главными требованиями к его оформлению являются четко выраженная основная мысль, доступный метод изложения материала и грамотно оформленная контактная информация.
Разработка буклета состоит из ряда основных этапов, в зависимости от его назначения и содержания: создание дизайна лицевой, оборотной и внутренней частей буклета, техническая обработка фотографий, иллюстраций, рисунков, графиков, схем и прочих графических изображений, используемых в работе, коррекция и синхронизация текстовой информации, верстка, подготовка файлов к печати, изготовление цветопробы с последующей возможной цветокоррекцией, печать буклета и необходимые послепечатные процессы Рис.1.4.

https://tonic-adv.com/wp-content/uploads/2016/10/ss-buklet.jpg

Рис.1.4 Буклет

Лифлет представляет собой разновидность буклета, небольшого листового издания, отпечатанного на одном листе и сфальцованного каким-либо способом в один или более сгибов и образующее в результате фальцовки четыре и более полос (в зависимости от количества сгибов). От традиционного буклета лифлет отличает его формат, делающий возможным его рассылку в «евроконвертах» (конвертах формата E65), за что его нередко называют «евробуклетом». Лифлет может носить как рекламный, так и информационный или имиджевый характер, быть носителем абсолютно разнообразной справочной и графической информации, поэтому главными требованиями к его оформлению являются четко выраженная основная мысль, доступный метод изложения материала, выразительный оригинальный дизайн и грамотно поданная контактная информация. Разработка лифлета может включать следующие этапы, в зависимости от его назначения и содержания: разработка дизайна лицевой, оборотной и внутренней частей издания, техническая обработка фотографий, иллюстраций, рисунков, графиков, схем и прочих графических изображений, используемых в работе, коррекция и синхронизация текстовой информации, верстка, подготовка файлов к печати и, наконец, полиграфическое исполнение издания Рис1.5.

https://pro2-bar-s3-cdn-cf.myportfolio.com/167f2c0a16dd48fdcb520776f9806ab6/be89fdf5-4331-407d-a24d-525ec0b249b8_car_202x158.jpg?h=1d77629ac7dba33c488c75c62a88b136

Рис.1.5 Лифлет

Фирменный альбом – это довольно редкая форма представления информации о компании, отличающаяся горизонтальным (альбомным) расположением полос, часто нестандартными форматами и скрепленная по короткой стороне. Обычно фирменные альбомы отличаются оригинальным оформлением со строжайшим соблюдением корпоративного стиля, богатым внешним видом и печатаются на дорогой бумаге, зачастую элитных сортов, с использованием разнообразных декоративных материалов, таких как калька, пергамент, фольга, кожаные вставки, а также тиснения, вырубки и прочих способов украшения. Фирменные альбомы часто имеют книжный переплет, скрепление шитьем или клеевое бесшвейное скрепление (КБС), твердую обложку или обложку из плотной бумаги либо картона. Подобные издания обычно изготавливают к юбилею компании или приурочивают к определенным знаменательным датам; фирменный альбом может не только быть помещенным в специальную папку, но и стать истинным украшением книжной полки.
Создание фирменного альбома предусматривает множество ответственных этапов, в том числе подготовительных: разработка креативной концепции подачи материала, тщательное продумывание содержания, написание оригинальных текстов, создание уникального дизайнерского оформления обложки и внутренних полос, организация студийной или выездной фотосъемки, техническая обработка фотографий, иллюстраций, рисунков, схем и прочих элементов графического оформления, вычитка и коррекция текстовой информации, верстка будущего издания, предпечатная подготовка, обязательное изготовление цветопроб с последующей возможной коррекцией цвета изображений, собственно печать и, наконец, сборка, декорирование, переплет и прочие послепечатные процессы Рис.1.6.

http://cifrofset.ru/assets/galleries/20/dsc_4850.jpg

Рис.1.6 Фирменный альбом

Перекидной настенный календарь – это периодическое справочное издание, содержащее последовательный перечень дней, недель, месяцев в году, а также прочие сведения различного практического характера, у которого по прошествии указанного периода (обычно, месяца) перекидываются страницы, скрепленные пружиной или скрепкой. Корпоративные настенные перекидные календари имеют достаточно большую популярность, ежегодно в больших количествах заказываются разнообразными компаниями и могут дополнительно успешно исполнять рекламную функцию, становясь действенным инструментом рекламы, работающим на протяжении целого календарного года. Однако, для того, чтобы календарь с максимальной отдачей выполнял возлагаемую на него роль рекламного продукта, он обязан выгодно отличаться от других подобных изданий эффектным, стильным дизайном, яркими и привлекательными изображениями, нестандартными ходами в оформлении и высококачественным полиграфическим исполнением; кроме того, он должен нравиться своему владельцу не только внешним великолепием, но и удобством использования по его прямому назначению, обеспечивая четкую и однозначную читаемость календарной сетки. Создание календаря состоит из нескольких этапов: разработка креативной концепции подачи материала, создание оригинального графического дизайнерского оформления обложки и внутренних страниц с календарными сетками, возможная организация студийной или выездной фотосъемки, техническая обработка фотоизображений, иллюстраций или рисунков, верстка, изготовление цветопроб с возможной последующей цветокоррекцией, подготовка файлов к печати, проведение печати и послепечатной обработки Рис.1.7.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1412649/d6e37426-8f29-466b-b57d-ebc87690898c/s1200?webp=false

Рис.1.7 Перекидной календарь

Годовой отчет – серьезный корпоративный документ, солидное специальное издание, оформленное в соответствии с фирменным стилем компании, представляющее ежегодную отчетность о ее финансовом состоянии и включающее в себя описание деятельности, в том числе за отчетный период, а также баланс и отчет о прибылях и убытках Рис.1.8.

http://www.ds-chameleon.ru/files/c/4/c4c210e1490dc3024e96c1df194f6106.jpg

Рис.1.8 Годовой отчёт

Вывод: от вида многополосного издания, зависит выбор формата. Стоит учитывать назначение издания. Это может быть формат как буклет, выступающий раздаточным материалом, который должен учитывать удобность ношения в сумке или же книга, которая должна учитывать размер полки.

1.2. Форматы печатных листов и доля печатного листа

Для изготовления полиграфической продукции используется бумага в листах (листовая) и рулонах (рулонная). Форматы (размеры) бумаги, а следовательно, и форматы полиграфических изданий регламентированы ГОСТ 5773—76, который предусматривает семь основных форматов листовой бумаги и одиннадцать дополнительных. Кроме листовой бумаги, ГОСТ охватывает и рулонные, где за размер берется ширина рулона.

Основные форматы листовой печатной бумаги: 60х84, 60х90, 70х90, 75х90, 70х 100, 70х 108 и 84х 108 см.

Дополнительные форматы листовой печатной бумаги: 59,4х84, 60х70, 60х100, 60х108, 61х86, 70х75, 70х84, 80х100, 84х90, 84х100 и 90х100 см.

Рулонную печатную бумагу выпускают шириной: 42, 60, 70, 75, 84, 90, 108, 120 и 168 см.

Бумага основных форматов предназначена для печатания любых книжно-журнальных изданий. Бумага дополнительных форматов в основном предназначена для печатания небольших тиражей.

Объем издания — это число учетных единиц объема в одном экземпляре (толщина), а формат издания — это его размеры по высоте и ширине. Ёдиницами измерения объема издания могут быть: бумажные листы, печатные листы, страницы, тетради. 

Бумажным листом называется лист печатной бумаги стандартного формата (чистый или запечатанный с одной или двух сторон). На каждом бумажном листе может располагаться определенное число полос текста (страниц), которые определяют долю бумажного листа.

Доля— это, часть бумажного листа, на котором отпечатана одна страница. На одной стороне бумажного листа может быть отпечатано разное число страниц. Если бумажный лист отпечатан с двух сторон, то число долей (страниц) следует считать по одной его стороне. Например, на одной стороне бумажного листа 8 страниц (долей). Доля в этом случае обозначается так: 1/8.

Для книжно-журнальной продукции наиболее характерны следующие доли листа: 1/8, 1/16, 1/32. Подарочные издания могут быть отпечатаны в 1/4 долю, а миниатюрные—в 1/64 и 1/128 доли. Сувенирные издания, выпускаемые в особом художественном оформлении, могут быть отпечатаны в 1/6, 1/12, 1/18,1/20, 1/24, 1/36 и 1/40 доли.

Если бумажный лист форматом 60х84см отпечатан в 1/16 долю, то запись следует сделать так: 60х84/16. Точно так же записывают и другие форматы: 60х90/8, 70х100/32, 84х108/64 и т. д.

Размер доли листа соответствует формату издания до обрезки, т. е. высоте и ширине необрезанного блока.

Для определения формата издания — высоты и ширины блока — необходимо знать формат бумажного листа и его долю.

1.3. Форматы стандарты ISO 216

При издании книг, будет не лишним разобраться, что такое форматы печатных изданий и какие бывают. Формат бумаги — это размер бумажного листа по ширине и высоте или его буквенное обозначение согласно различным стандартам. К сожалению, не существует единого универсального стандарта. Исторически сложилось так, что в разных странах приняты разные стандарты форматов. Попытки свести форматы к единообразию привели к разработке наиболее используемого на сегодняшний день международного стандарта ISO 216 (ГОСТ 5773-76).

Базовый формат A0 имеет площадь 1 м2, при этом отношение длины к ширине равно квадратному корню из двух (~1,4142).

Формат А1 — это А0 разрезанный пополам. Другими словами, высота А1 = ширине А0, ширина А1 = половине высоты А0.

Все форматы меньше А1 получаются аналогичным образом. Если разрезать формат An параллельно его короткой стороне на две равные части, получится формат A(n+1). Стандартными значениями высот и ширин форматов бумаги считаются их округленные до целого значения в миллиметрах.

Размеры в ISO определяются в миллиметрах и имеют следующие значения Рис.1.9:

Рис.1.9 Стандарт ISO 216

Форматы серии A определяют обрезные размеры канцелярских бумаг, форматов для производства товаров для печати.

Форматы серииВ предназначены для плакатов и постеров, флаеров. Он используется там, где форматы серии А не подходят. Ширина и высота формата Bn — это среднее геометрическое между форматами An и следующим большим форматом A(n-1). Например, формат B1 — это среднее геометрическое между А1 и А0, это значит что коэффициент увеличения формата A1 до формата B1 равен коэффициенту увеличения формата B1 до формата A0.

Форматы серии С предназначены для получения конвертов, в которые будут вкладываться листы форматов серии A.

Необрезные форматы бумаги

Форматы серии A и B являются так называемыми обрезными форматами, то есть форматами готовых изданий. В стандарте ISO существуют и так называемые необрезные форматы RA и SRA. (Аббревиатура SRA означает «supplementary raw format A» — англ. «дополнительный необрезной формат A»). Эти форматы лишь немного больше соответствующих форматов серии А. Листы этих форматов подрезаются до конечного формата после печати и послепечатной обработки. Формат ISO RA0 имеет площадь 1.05 м2, формат ISO SRA0 — 1.15 м2. Эти форматы также подчиняются правилу квадратного корня из двух, и правилу половины площади, но размеры основных форматов округлены до сантиметров.

Размеры форматов RA и SRA Рис.1.10

Рис.1.10 Размеры форматов RA и SRA

Форматы книжных изданий Рис.1.11.

Рис.1.11 Форматы книжных изданий

Форматы журнальных изданий Рис.1.12.

Рис.1.12 Форматы журнальных изданий

Стандарт не распространяется на форматы альбомов, атласов, книжек-игрушек, буклетов, факсимильных, библиофильских, нотных издании, календарей, изданий, выпускаемых на экспорт, изданий, печатаемых на зарубежной базе, а также миниатюрных, уникальных и экспериментальных изданий.

Допускается уменьшение формата издания до минимального по высоте и (или) ширине при печати издания на машинах устаревших конструкций, импортном оборудовании, а также с учетом технологических особенностей производства.

1.4. Форматы полос набора

Формат наборной полосы— площадь запечатанной части страницы издания, указываемая размером ширины полосы (форматом набора) и высоты полосы в квадратах, например 6 х 93/4 кв. Формат наборной полосы определяется форматом издания и вариантом оформления.

Первый вариант — наименьшие поля вокруг наборной полосы (наиболее экономичный вариант оформления, чаще используется для изданий, не предназначенных для сплошного чтения, или для изданий типа учебных программ, материалов научных конференций, учебно-методических пособий). Коэффициент использования бумаги при этом варианте самый большой Рис.1.13.

Второй вариант используется при оформлении большинства книжных изданий Рис.1.14.

Третий вариант наименее экономичен, но наиболее удобочитаем (допустим для собраний сочинений, монографий, отдельных произведений по искусству, художественной литературы, изданий для детей) Рис.1.15.

Поля на странице издания выполняют важную эстетическую роль, определяя в значительной степени и удобочитаемость. Наборная полоса расположена как бы на оптической середине страницы; самое узкое поле — внутреннее корешковое, несколько шире — верхнее, еще шире — наружное боковое и самое широкое — нижнее.

При оформлении изданий для детей дошкольного младшего школьного возраста допустимо применение индивидуальных макетов.

Ф-т наборной полосы – это площадь запечатанной части страницы издания, указываемая размером ширины и высоты полосы в квадратах или мм.

Ф-т наборной полосы определяется форматом издания. На сегодняшний день строгих требований к выбору формата полосы набора и размера полей не существует.

Необходима помнить, что поля на стр. выполняют важную эстетическая роль, определяя во многом и удобочитаемость.

Размер полей выбирают по след. схеме: самое узкое поле –корешковое, несколько шире– верхнее, еще шире– наружное, самое широкое – нижнее.

В этом случае, наборная полоса расположена на оптической середине странице. Наименьшие поля вокруг наборной полосы используется для изданий, не предназначенных для сплошного чтения или для изданий типа учебных программ, мат-лов научных конференций, учебно-методических пособий.

При выборе формата полосы набора и размера полей не обходимо руководствоваться следующим нормативным документом: ОСТ 29.124-94 «Издание книжное. Общие технические условия.»

Форматы полос набора и рекомендуемые размеры раскладки полей для первого варианта оформления Рис.1.13.

Рис.1.13 Форматы полосы набора

Форматы полос набора и рекомендуемые размеры раскладки полей для второго варианта оформления Рис.1.14.

Рис.1.14 Форматы полосы набора

Форматы полос набора и рекомендуемые размеры раскладки полей для третьего варианта оформления Рис.1.15..

Рис.1.15 Форматы полосы набора

1.5. Форматы журнальных изданий

ГОСТ 5773-90 Издания книжные и журнальные. Форматы. Дата введения 1991-07-01

Настоящий стандарт устанавливает формы книжных и журнальных изданий, далее – «изданий». Стандарт не распространяется на формы альбомов, атласов, книжек-игрушек, буклетов, факсимильных, библиофильских, нотных изданий, календарей, изданий, выпускаемых на экспорт, изданий, печатаемых на зарубежной базе, а также миниатюрных, уникальных и экспериментальных изданий Рис.1.16.

Рис.1.16 Форматы полосы набора журнальной продукции
по ГОСТ ГОСТ 5773-90

1.6. Использование нестандартных форматов изданий

Может сложиться ситуация, когда стандартные размеры не дают возможности осуществить ваш замысел, и требуется найти им альтернативу. Как создать нестандартный формат, который наилучшим образом устроил бы вас, а также отвечал бы требованиям издателя и дизайнера для данной книги?

Первый вопрос, который следует задать: придаст ли нестандартный формат книге запоминающийся облик и даст ли он возможность использовать дизайнерские приемы в полной мере? Если нет, то не лучше ли будет выбрать ближайший стандартный формат, чем потратить много сил, после чего выяснить, что книга мало отличается от книг стандартного формата.

Это особенно характерно для форматов октаво, в которых "промежуточные" размеры сохраняют установленные пропорции высоты и ширины, но при манипулировании дополнительными миллиметрами в том или ином направлении придают странице новый вид и могут быть творчески использованы. С точки зрения производства, это порождает большое неудобство, связанное с необходимостью организации запасов бумаги специального формата или использования размеров бумаги, превышающих стандартные, если бумага в дальнейшем подлежат обрезке.

Тем не менее, при использовании больших форматов кварто и рассмотрении вопроса об иллюстрировании книг большого формата, картина меняется. В этом случае особое значение приобретают вопросы дизайна и выбора формата. В ходе разработки дизайн-проекта принимается решение, какой из наиболее близких к стандартным формат окажется предпочтительным.

Важно определить, насколько применим выбранный формат для данного издания. Для этого следует проверить три обстоятельства. Соответствует ли выбранный формат печатной и переплетной технике. Позволит ли данный формат эффективно организовать процесс изготовления бумаги. Позволяет ли данный формат быстро и экономично осуществить повторное издание (репринт).

Если нестандартные форматы предполагается использовать регулярно, следует рассмотреть типы печатных станков и переплетных машин, чтобы оценить их возможности.

Предположим, вы подбираете формат для цветного издания большого размера при планируемом тираже 20 000 – 25 000 экземпляров. Видимо, лучше всего для этих целей подойдут большие 4-красочные листовые печатные машины. В качестве примера приведем характеристики полиграфической машины типа Roland Рис.1.17.

Рис.1.17 Таблица характеристики полиграфической машины Roland

Теперь следует убедиться, что листы выбранного формата при размещении максимально используют площадь машинного листа. Подробные вычисления приведены в приложении 1; здесь мы приведем ориентировочные расчеты. К размерам книги после обрезки прибавьте 6 мм к высоте и 3 мм к ширине. Вы получите размер до обрезки.

Для книги формата кварто умножьте на 4 значения необрезанных высоты и ширины. Тем самым вы придете к классической схеме спуска "16 страниц". (Спуск – процесс размещения полос издания на монтаже и печатной форме, обеспечивающий после фальцовки оттисков требуемое расположение страниц в тетрадях.) Теперь начнем работу с вашим рабочим листом.

Прибавьте 45 мм к наименьшему размеру и 12 мм к наибольшему размеру. 45 мм отводится под захват для переднего края листа и для установки шкалы контроля печати для заднего края листа (см. разделы 7.4.2 и 6.3.2). 12 мм белых полей используются для создания отступов на обработку с каждой стороны листа.

Округлите оба полученных размера до ближайших 10 мм.

Мы получили условный рабочий размер листа. Теперь проверьте, насколько он близок к одному из допустимых для машины размеру. Если достаточно близкого размера нет, может потребоваться спуск "24 страницы" (ширина книги умножается на 6, а высота – на 4); или, возможно, нестандартный спуск, например, на 20 страниц (ширина умножается на 5, а высота – на 4).

Начальные размеры формата книги теперь могут быть отрегулированы более точно, чтобы они в большей степени соответствовали возможностям печатной машины для лучшего использования бумаги. Аналогичное предварительное планирование должно быть выполнено и для переплетно-брошюровочного оборудования. Неправильный выбор формата, помимо перерасхода бумаги, может существенно замедлить процесс производства.

Расчет размеров листа, требуемого для печати нестандартного формата книги с использованием четырехкрасочной печати. Данная схема предполагает разметку листа на 16 страниц

Рис.1.18 Расчет размеров листа, требуемого для печати нестандартного формата книги

1.7 Выбор формата для детской литературы

Издания должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и изготавливаться по технологическим инструкциям ОСТ 29.127-2002.

5.1.1.3 Корешковые поля на развороте издания должны быть не менее 26 мм. Рекомендуемые размеры полей на странице издания указаны в Рис.1.19.

Рис.1.19 Рекомендуемые размеры полей Детской книжной продукции

Формат издания должен соответствовать требованиям ГОСТ 5773. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Государственным комитетом СССР по печати. утвержден и введен в действие Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 11.06.90 N 1477

Форматы книжных и журнальных изданий должны соответствовать указанным в Рис.1.20.

Рис.1.20 Формат книжных изданий ГОСТ 5773

Глава 2. ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ВЫБОРА ФОРМАТА ДЛЯ КНИЖНОГО ИЗДАНИЯ

Выбор формата для книжной и журнальной продукции производится по ОСТ 29.62‑86 «Издания книжные и журнальные. Основные параметры издательско-полиграфического оформления» с учетом технических условий на полиграфическое оформление книги и журналов, предусматривающих некоторую типизацию форматов изданий с учетом вида и типа изданий и квалификации читателя, для которого эти издания предназначаются.

2.1. Основные критерии выбора формата книжных изданий.

В основу типизации книжно-журнальных форматов положены следующие основные принципы:

1. Полиграфические и издательские особенности каждого вида издания — характер текста (проза, стихи, технический текст), количество и размеры таблиц, формул и иллюстраций;

2. Особенности хранения и использования изданий (на книжной полке, на столе или в кармане при чтении в дороге), сплошное или выборочное чтение;

3. Удобочитаемая длина строки, определяемая наибольшей скоростью чтения, зн/с;

4. Объем и тираж издания;

5. Технико-экономические показатели.

Вид издания с учетом его использования и хранения и удобочитаемость текста — основные параметры, определяющие первоначальный выбор формата и варианта оформления конкретного издания. Удобочитаемость текста во многом определяется соотношением кегля шрифта и формата набора с учетом квалификации читателя. Так, для подготовленного читателя более удобочитаемым будет текст, набранный шрифтом кегля 9–10 п. на формат 51/2–63/4кв.; при наборе текста шрифтом кегля 8 п. на формат от 4 до 51/2кв. и шрифтом кегля 6 п. на формат от 2 до 33/4кв. При замедленном чтении (как читают дети) более удобочитаемой будет строка, набранная на формат 7 кв. шрифтом кегля 12 п. На удобочитаемость текста влияют и другие параметры, о которых будет сказано позже, но при выборе формата наборной полосы основным параметром является кегль набора.

Наибольшее применение имеют средние по величине форматы книг, такие как 60×84/16, 60×90/16 с форматом набора от 61/4до 63/4кв. и 84×108/32 с форматом набора от 51/2до 6 кв. при разных вариантах оформления. Более 70% изданий выпускается в указанных форматах. Размеры книжных полок стандартизированы в соответствии с размерами книг указанных форматов; большая часть печатного оборудования предназначена для печати указанных форматов, особенно формата 84×108/32.

Формат 84×108/32 применяется для изданий художественной литературы (собраний сочинений и отдельных произведений), массовой исторической и политической литературы, научно-популярной литературы. Для печати учебной литературы и производственно-инструктивных изданий с большими таблицами, формулами предпочтение отдается формату 60×90/16 или 60×84/16. Эти форматы выбираются также для изданий с большими полосными иллюстрациями. Энциклопедия «Книга» имеет формат 84×108/16, отпечатана гарнитурой Таймс. ИздательствоBHVиздает книги формата 70×100/16.

Оформлять книжные издания для детей рекомендуется по ОСТ 29.127‑96.

Форматом 70×90/16 с длиной наборной строки 7 кв. выпускают издания для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста; форматом 70×108/16 — издания типа букваря. Эти же форматы используются для выпуска политической, научно-популярной, производственной и справочной литературы, учебников для высших и профессиональных учебных заведений с большим числом таблиц, сложных формул, объемным графическим материалом. Формат 70×108/16 используется также для печати многообъемных изданий с двухколонным набором и изданий с большим количеством внутритекстовых иллюстраций. Отдельные тома многотомных и серийных изданий должны быть одинаковыми по формату.

Рекомендации о форматах альбомов и атласов рассмотрены в ГОСТ 29.130‑97.

В формате 70×100/16 выпускают монографии, альбомы; для альбомов по искусству используют форматы: 60×90/8, 70×90/16, но могут быть использованы и нестандартные форматы, например 60×108/8, 62×102/8.

Формат 70×100/32 применяют для выпуска портативных изданий художественной литературы.

Подарочные, сувенирные и юбилейные издания художественной литературы могут быть: обычного книжного формата (84×108/32, 60×84/16, 60×90/16); большого размера (60×90/8, 84/108/16, 70×100/16, 70×108/16); портативными (70×90/32, 60×90/32, 60×84/32); но могут быть и нестандартными по формату, например 84×90/32, 60×100/16, 60×108/16.

Формат 75×90/32 характеризуется портативностью и может быть использован для массовых изданий художественной литературы, исторических, научно-популярных изданий и справочников. Формат 75×90/32 (107×177 мм) по сравнению с форматами 60×90/32 и 70×90/32 при той же длине строк (41/4— 43/4 кв.) обеспечивает возможность размещения большего числа строк в полосе.

Высота полосы формата 75×90/32 при разных вариантах оформления изменяется от 8 до 81/2 кв., высота полосы в формате 60×90/32 — 6–61/2 кв., а в формате 70×90/32 — 71/2–73/4кв. Кроме того, при длине строки от 41/2до 43/4 кв. удобочитаемым будет текст, набранный шрифтом кегля 9 п. Все это значительно повышает емкость полосы набора (примерно на 20%).

Формат миниатюрного книжного издания, читаемого без специальных приспособлений, — 1/64–1/128 доля стандартных форматов бумажного листа, что обеспечивает размер готового издания не более 100×100 мм.

Энциклопедии, словари энциклопедического типа и справочники с двухколонным набором выпускают форматом 84×108/16, словари, справочники, инструктивную литературу — форматом 60×90/32, 70×90/32, 70×108/64, 70×90/128.

При производстве продукции большими тиражами (сотни тысяч печатных листов) наиболее экономичны рулонные печатные машины. Бумага для них поставляется в рулонах (ролях) стандартных размеров.

Ширина рулона может быть следующей: 60, 62, 70, 84, 90, 120 и 168 см. Стандартная длина рубки у разных печатных машин разная.

Выбор формата издания и формата печатного листа должен производиться с учетом технологических возможностей имеющегося оборудования. Причем нужно учитывать не только формат печатной машины, но и параметры отделочного и брошюровочного оборудования, чтобы не пришлось, например, отдавать обложку на ламинирование в другую типографию из-за того, что формат имеющегося ламинатора на 1 см меньше.

2.2. Основные критерии выбора формата полосы набора для книжных изданий.

Формат наборной полосы — площадь запечатанной части страницы издания, указываемая размером ширины полосы (форматом набора) и высоты полосы в квадратах. Формат наборной полосы определяется форматом издания.

На сегодняшний день строгих требований к выбору формата полосы набора и размера полей не существует. Однако необходимо помнить, что поля на странице книги выполняют важную эстетическую роль, определяя в значительной степени и удобочитаемость.

Размеры полей, как правило, выбирают по следующей схеме: самое узкое — внутреннее корешковое, несколько шире — верхнее, еще шире — наружное боковое и самое широкое — нижнее. В этом случае наборная полоса расположена на оптической середине страницы.

В настоящее время при выборе формата полосы набора и размера полей следуют СТБ 7.204–2006 «Издания книжные. Общие технические условия», в котором указаны допустимые минимальные размеры полей на страницах издания, минимальная и максимальная длина строки основного текста в зависимости от кегля шрифта для различных видов изданий, а также и величины средника.

СТБ 7.204–2006 приводит классификацию изданий по целевому назначению и в зависимости от гигиенической значимости:

1) литературно-художественные, научные, научно-популярные;

2) справочные, официальные, массово-политические, духовно-просветительские, информационные, производственно-практические, нормативные производственно-практические, для досуга.

Гигиеническая значимость — степень воздействия процесса чтения на общее и зрительное утомление человека, определяемое продолжительностью одновременного чтения.

Для каждой из таких групп при различных величинах кегля шрифта основного текста СТБ 7.204–2006 предусматривает минимально и максимально возможные значения длины строки.

Выбранное мною издание относится ко второй группе, кегль шрифта основного текста — 10 пт. (9,4 п.) и, соответственно, минимальная длина строки должна составлять 50 мм., максимальная — 126 мм.; для дополнительного текста (8 пт. или 7,5 п.) минимальная длина строки — 44 мм., максимальная — 81 мм.

В переиздаваемом мною издании было проведено тематическое разделение материала на два, принципиально разных по исполнению, блока; был увеличен формат издания (210×270 до обрезки; 205×265 после обрезки). Исходя из этого, а также из того, что минимально допустимые поля на странице издания — это 10; 12; 11; 15 мм. (корешковое; верхнее; наружное; нижнее), выбраны поля 16; 22; 78; 23 мм. для первого блока (боковое поле используется для набора дополнительного текста) и 16; 22; 23; 23 мм. для второго.

Таким образом, длина строки в первом блоке составила 116 мм. (основной текст) и 44 мм. (дополнительный текст); во втором блоке набор осуществляется в две колонки шириной 80 мм. со средником в 11 мм. В итоге площадь полосы набора первой группы разделов — 116×225 мм., второй — 171×225 мм., что в точности соответствует положениям СТБ 7.204–2006 «Издания книжные. Общие технические условия».

2.3 Основные принципы оформления многополосных изданий

Говоря о многостраничной верстке, мы подразумеваем создание макетов книг, брошюр, журналов и газет. Сложность этого процесса состоит в том, что многостраничные издания предназначены для длительного беглого чтения. Это значит, что брошюру/книгу/журнал/газету и проч. не достаточно просто красочно оформить и наполнить массой ярких иллюстраций. В процессе многостраничной верстки необходимо обеспечить удобочитаемость этих печатных продуктов. В этом состоит одна из важнейших задач, стоящих перед дизайнерами и верстальщиками.

В этой статье мы поговорим об основных принципах и правилах, которых следует придерживаться, верстая печатную продукцию объемом от восьми страниц.

Основные принципы многостраничной верстки единообразие. Заголовки одинаковой значимости оформляются в одном стиле, иллюстрации заверстываются либо открытым, либо закрытым способом, кегль шрифта основного текста неизменен и т. д.).

Гармоничность. Ощущение дисгармонии создадут миниатюрные иллюстрации, размещенные по соседству с полосными, тексты, набранные сильно отличающимися по размеру и по рисунку шрифтами.

Удобочитаемость. Следование этому принципу проявляется в четком следовании стандартов, предоставляющих рекомендации относительно формата издания, формата полосы набора, кегля шрифта, интерлиньяжа, размеров полей.

Правила верстки многостраничных изданий

Требований и рекомендаций относительно формирования страниц издания существует достаточно много. В этой статье приведем те, соблюдение которых жизненно необходимо:)

Формат полосы набора и размеры полей

Формат набора представляет собой произведение длины строки основного текста на суммарную высоту всех строк. От длины строки зависит то, насколько удобно будет читать текст.

Формат можно определить расчетным методом, при помощи специальной графической схемы или пользуясь отраслевыми стандартами, предлагающими оптимальные размеры полосы для каждого формата (ОСТ 2962-86. «Издания книжные и журнальные. Основные параметры издательско-полиграфического оформления»).

Формат полосы набора должен быть одинаковым во всем издании. Исключение — спусковые и концевые полосы. При этом страницы должны быть приводными: строчки на четных и нечетных полосах совпадают. Обеспечивая приводность, необходимо при заверстке иллюстраций в разрез текста и заголовков размещать их в целое число строчек при помощи отбивок до и после этих элементов.

Поля не должны быть слишком маленькими. Они необходимы для того, чтобы книгу было удобно держать в руках, не закрывая текст руками и не истирая его. Также на светлых полях отдыхают глаза.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе мы рассмотрели важнейшие моменты в работе над выбором формата и варианты оформления многополосных изданий, а также рассмотрели основные книжные форматы изданий. Понятие «формат» и его прочтение. Взаимосвязь форматов с различными видами изданий. Принцип подбора формата к изданию.

Выполненная работа убедила нас в том, что выбор формата печатного издания крайне важна, так как в зависимости от назначения и применения формата, будет зависеть итоговая себестоимости многополосного издания.

В курсовой работе мы выполнили все поставленные задачи, такие как:

  1. Рассмотрели виды многополосных печатных изданий
  2. Рассмотрели все виды форматов печатных изданий
  3. Рассмотрели что такое «полоса набора» и как правильно ее использовать
  4. Рассмотрели форматы журнальных и детских изданий
  5. Как использовать нестандартные форматы печатных изданий и какие нюансы надо учитывать
  6. Рассмотрели форматы для детских печатных изданий и как их выбирать

Это еще раз подчеркивает важность оформления научно-популярного издания, его доступности для восприятия читателя и привлекательности издания для читающей аудитории.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кулак М.И. Технология полиграфического производства / М.И. Кулак, С.А. Ничипорович, Н.Э. Трусевич. -- Минск: Беларус. Навука, 2011. -- 371 с.: ил.

2. Технология печатных процессов. Методические указания к курсовому проекту по курсам «Технология печатных процессов» и «Технология допечатных и печатных процессов» для студентов специальностей 1-47 02 01 и 1-47 01 01. Сост. Пиотух И.Г., Боровец Т.А. -- Мн.: БГТУ, 2004. -- 26 с.

3. Технология печатных процессов. - М.: Книга / Раскин А.Н., Ромейков И.В., Бирюкова Н.Д., Муратов Ю.А., Ефремова А.Н., 1989.

4. Полиграфические материалы / Б.Н. Шахкельдян, Л.А. Загаринская -- М.: Книга, 1988

5. Справочник технолога-полиграфиста / Н.И. Орел, Э.В. Губачек, Б.И. Березин, В.И. Водолазская -- М.: Книга, 1988. -- Ч 5. -- 224 с.

6. Моргулова Н.Н. Расходные материалы для офсетной печати / Н.Н. Моргулова, Стефанов С.И. -- М.: Русский университет, 2002. -- 240 с.

7. Полянский, Н.Н. Основы полиграфического производства / Н.Н. Полянский. -- М.: Книга, 1991. -- 360 с.

8. In aqua veritas! Или что нужно знать об увлажнении / Е. Наркалев, Курсив №4, 2006

3. Стефанов, С.И. Путеводитель в мире печатных технологий / С.И. Стефанов. - М.: Унисерв, 2001. - 224 с.

4. Березин Б.И. Полиграфические материалы / Б.И. Березин. -- М.: Книга, 1981. -- 432 стр.

6. Технология печатных процессов / А.Н. Раскин [и др.]. -- М.: Книга, 1989. -- 432 с.