Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Эстетическое воспитание детей в учебной (внеучебной) деятельности.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка.

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Эстетическое воспитание занимает в настоящее время все более значительное место в процессе формирования личности. С раннего детства ребенку свойственно стремление к красоте. Школьники ценят общение со взрослыми и сверстниками, которые, с их точки зрения, обладают лучшими духовно - эстетическими качествами. В этих условиях особенно важно предупредить увлечение детей ложными идеалами, ложной красотой, показать, в чем заключается подлинная красота человека. И главное сегодня в том, чтобы повысить качество эстетического воспитания в школе.

Школьное воспитание могущественно. От него многое зависит, им «решается участь человека» (В.Г. Белинский). Сегодня нет школы, общественной детской и юношеской организации, в которых отсутствовал бы интерес к эстетическому воспитанию.

Эстетическое воспитание является не просто одной из составляющих частей целостной системы воспитания, а силой, возвышающей и облагораживающей другие формы воспитания и самовоспитания. Эстетический элемент, стало быть, входит и должен входить во все стороны нашей жизни. Отсюда важность и громадное значение данной сферы воспитания.

В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у младших школьников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.

Педагогическая наука определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей. 

Таким образом, актуальность педагогической теории и педагогической действительности, необходимость их решения определили тему курсовой работы «Эстетическое воспитание личности».

Цель данной работы заключается в выявление особенностей эстетического воспитания личности на примере младших школьников.

Поставленная цель обусловила решение следующих задач:

- раскрыть понятие эстетическое воспитание;

- определить критерии эстетической воспитанности;

- изучить формы и методы эстетического воспитания младших школьников.

Для решения поставленных задач в ходе исследования применялись следующие методы: наблюдение, анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение передового педагогического опыта.

На сегодняшний день проблема гармонического развития ребенка как основа формирования будущей личности имеет всеохватывающий характер. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимает вопрос эстетического воспитания.

Объектом  исследования является процесс эстетического воспитания детей младшего школьного возраста.  Предмет – эстетическое воспитание в системе начального образования.

Вопросами эстетического воспитания школьников занимались такие ученые как Г. Рошаль, В. Шацкая, М. Румер, Н. Преображенский, Н. Доломанова и др.  Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

1.1. Сущность эстетического воспитания

Эстетическое воспитание — это воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве, воспитание эстетических чувств, суждений, вкусов, а также способности и потребности участвовать в создании прекрасного в искусстве и в жизни[1].

Прекрасное в действительности — источник прекрасного в искусстве. Гармонически развитый человек не может не стремиться жить и работать красиво. Эстетическое воспитание, будучи частью идейно-нравственного, трудового и физического воспитания, направлено на всестороннеe развитие нового человека, у которого интеллектуальное и физическое совершенство сочетается с высокой культурой чувств[2].

Эстетическое отношение к миру — это, конечно, не только созерцание красоты, а, прежде всего, стремление к творчеству по законам красоты[3].

Эстетическое воспитание неразрывно связано с трудовым воспитанием. «Нельзя себе представить... трудовое воспитание без познания прекрасного в целях, содержании и процессе труда..., вместе с тем, нельзя себе представить и эстетическое воспитание, оторванное от активной творческой деятельности и борьбы за достижение идеалов»[4].

Эстетический вкус выражает оценку действительности с позиции выработанных у человека представлений о прекрасном, безобразном, комическом, трагическом и т. д. Каждый человек должен воспитывать, обогащать, совершенствовать эстетический вкус[5].

Эстетическое воспитание предполагает формирование восприимчивости человека к искусству и прекрасному, существующему в творениях человека.

К. Д. Ушинский писал, что в каждом предмете учебного цикла содержится эстетический элемент, и задача наставника состоит в том, чтобы довести его до ребенка[6].

Задача дошкольного учреждения и школы — сформировать у ребенка эстетическое отношение к действительности, потребность в деятельности по законам прекрасного. Результатом эстетического воспитания должно быть формирование у подрастающего поколения эстетического идеала.

Эстетический идеал и эстетический вкус представляют собой устойчивые свойства личности, являются критериями эстетических оценок, именно с точки зрения этих свойств человек эстетически оценивает действительность[7].

Дошкольное образовательное учреждение и школа, закладывая основы формирования личности ребенка, воспитывают из них не только сознательных граждан и хороших специалистов, но и людей с развитым эстетическим вкусом.

Склонность к эстетическому восприятию действительности у детей проявляется довольно рано. В. А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и в игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям»[8].

Эстетическое воспитание ребенка начинается в семье. Если родители с малых лет не привили ребенку тягу к прекрасному, то из него вырастет равнодушная и циничная личность. Однако прививание любви к искусству на самом деле не такое уж сложное занятие, как может показаться на первый взгляд. Просто этот порыв должен исходить от самих детей. Как этого добиться? Без самосознания, без самовоспитания процесс эстетического воспитания малоэффективен. Необходимо, чтобы человек сам ощутил в себе потребность в эстетике. Недостаток культуры, недостаточное эстетическое воспитание это большое упущение педагогов, которые скрывают от своих учеников настоящую красоту[9].

Наши дети — это наше будущее. Эта простая аксиома известна практически всем, поскольку от наших детей и внуков будет во многом зависеть наше обеспечение в зрелом возрасте. Более того, от правильного воспитания зависит еще и общий уровень культурного развития нашей страны, который, к сожалению, в последнее время неумолимо сказывается вниз. По этой причине эстетическое воспитание детей приобретает важнейшее значение не только для общества, но и для государства в целом.

Само понятие “воспитание” представляет собой планомерное привитие ребенку определенных ценностей, взглядов и культурных аспектов, благодаря которым маленький человек сможет правильно воспринимать окружающий мир, а также реализовать весь свой потенциал. Именно на это направлены усилия всего министерства образования, которое курирует основные аспекты развития молодого поколения, начиная с ясельных групп детского сада и заканчивая молодыми аспирантами научных и технологических ВУЗов[10].

Нужно также понимать, что эстетическое воспитание детей подразумевает под собой следующие составляющие: - чувственно-эмоциональную отзывчивость на различные аспекты человеческого бытия: комическое и трагическое, героическое и пошлое, возвышенное и низменное и так далее; - знание и правильное понимание сущности эстетики, как в искусстве, так и в окружающем нас мире; - умение и потребность строить жизнь по законам нравственной чистоты и порядочности[11].

Важнейшим мотивом приобщения современного ребенка к прекрасному является наблюдение за красивыми пейзажами, переживание эстетически значимых ландшафтов, а также объектов живой и неживой природы. Благодаря этому ребенок начинает понимать значение самой жизни и важные гуманистические аспекты.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что эстетическое воспитание детей является первостепенной задачей не только для государственной системы образования, но в первую очередь для родителей, которые хотят вырастить из своего ребенка полноценную личность.

Эстетическое воспитание детей включает множество моментов и в него входит и развитие эстетического вкуса. Такое воспитание включает не только развитие любви к прекрасному, но и формирование навыков образцового поведения и доброжелательного отношения ко всем окружающим[12].

Заданием любого педагога и воспитателя является развитие творческих и эстетических навыков, а также художественного вкуса ребенка.

Эстетическое воспитание влияет не только на ум и способности ребенка, но и формирует полное восприятие мира маленького человека. Эстетическое воспитание способствует обогащению эмоциональной сферы личности и обогащению чувственного опыта. Оно повышает познавательную активность, влияет на познание нравственной стороны окружающего мира и даже оказывает действие на физическое развитие ребенка[13].

Задачи эстетического воспитания можно разделить на 2 группы:

К первой группе относятся задачи, направленные на формирование эстетического вкуса детей и отношения к окружающему миру. Развивается умение чувствовать и видеть красоту в окружающем мире: в природе, искусстве, поступках и людях. Воспитывается художественный вкус и потребность в прекрасном.

Вторая группа задач формирует художественные умения в различных искусствах: дети учатся рисовать и лепить, конструировать и создавать различные поделки, петь и танцевать, развивают свое словесное творчество. Обе группы задач дают положительный результат лишь при условии тесного взаимодействия в процессе реализации.

Формы эстетического воспитания могут быть самыми различными и делятся на те, которые используются во время уроков и те, что применяются во внеурочное время: - эстетическое воспитание путем общения с природой. Это могут быть экскурсии в парк или лес, походы, экологические игры и различные развлечения. Затем дети могут описывать увиденное в сочинениях или выражать приобретенный опыт в виде рисунков.

Походы детей в музеи и театры, литературные встречи и музыкальные вечера, детские конкурсы и викторины. Можно организовать встречу детей с писателями, актерами или певцами, а также проводить литературные обсуждения.

Задача современного педагога состоит в том, чтобы донести до молодого поколения, какими именно критериями следует руководствоваться для определения культурной и эстетической ценности того или иного произведения искусства. И задача эта не только педагогов, но и всего педагогического коллектива в целом[14].


1.2. Формирование эстетической культуры личности

Эстетическая и художественная культура — важнейшие составляющие духовного облика личности[15]. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, устойчивость отношений к миру и другим людям. Без развитой способности к эстетическому чувствованию, переживанию, человечество вряд ли смогло реализовать себя в столь разносторонне богатом и прекрасном мире «второй природы», то есть культуры[16]. С уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью человека откликаться на красоту и творить по законам красоты закономерно связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности. Самые результативные проявления творческой энергии и инициативы людей наглядно представлены в достижениях мировой культуры[17].

Становление и развитие эстетической культуры личности — процесс поэтапный, протекающий под воздействием демографических, социальных и социально-психологических факторов. В нём задействованы механизмы как стихийного, так и сознательного характера, определяемые в целом средой общения и условиями деятельности индивидов, их эстетическими параметрами. Эстетические знания, убеждения, чувства, навыки и нормы функционально связаны друг с другом. Эстетическая культура личности проявляется в сфере быта, общественной, досуговой и других формах жизнедеятельности. Она выступает существенным моментом общественной и индивидуальной жизни людей[18].

Мера выражения навыков, способностей и потребностей в деятельности и поведении личности характеризует уровень её эстетической культуры. Своеобразной разновидностью и, в известном смысле, доминантой эстетической культуры личности является её художественная культура, уровень которой зависит от степени художественной образованности, широты интересов в сфере искусства, глубины его понимания и развитой способности адекватной оценки художественных достоинств произведений.

Все эти характеристики концентрированно представлены в понятии художественного вкуса — эстетически значимого свойства личности, формируемого и развиваемого в процессе её общения с искусством. Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте, человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания[19].

Эстетическое образование — необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания — формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты[20].

Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания:

— эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;

— художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентаций, вкусов;

— эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;

— воспитание творческих потребностей и способностей[21].

Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. С самого раннего возраста через игровую деятельность ребёнок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у детей дошкольного возраста элементарное эстетическое отношение к действительности и искусству. Общение с искусством наиболее ярко и образно раскрывает человеку мир реально существующей красоты, формирует убеждения личности, влияет на поведение и доставляет ей огромное эстетическое наслаждение. Наглядность, яркость, выразительность делают искусство доступным и близким детскому восприятию, созвучным их эмоциональности[22].

Интерес к изобразительной деятельности проявляется у детей довольно рано. Родители и педагоги должны поощрять эти стремления. Любой взрослый человек может многое подсказать ребёнку в рисунке, развивать его зрительную память. Рисование и лепка — это активный процесс, заставляющий детей точно воспринимать предмет, или непосредственно его созерцая, или восстанавливая по памяти, или привлекая одновременно и накопленный жизненный опыт и воображение. Педагоги и психологи давно заметили, что детям, особенно дошкольного возраста, большое наслаждение доставляет не столько результат, сколько сам процесс рисования. Следует отметить также, наличие тесной связи между приобщенностью к искусству и развитостью нравственных установок человека, социальной активностью и высокой культурой общения, то есть тем, что составляет духовный мир личности. Накапливаясь в памяти, эстетические переживания взаимодействуют друг с другом, образуя эмоционально-эстетический фон, на котором приобретает особенную четкость и значимость все то, что вновь случается с человеком[23].

Искусство в этом смысле создает критерии жизненных оценок. Духовное обогащение не происходит при эпизодическом, кратковременном общении с искусством. Только совокупность многих художественных влияний, которые накапливаясь, повторяясь и закрепляясь, изменяют поведение личности, приучают её жить так, как подсказывает искусство. Общение с подлинным искусством побуждает личность к собственному творчеству, учит глубже чувствовать эстетику реальной жизни, помогает сформировать активное отношение к действительности в целом и к художественному творчеству, в частности[24].

 Таким образом, можно отметить, что эстетическое и художественное воспитание должно осознаваться как настоятельная необходимость и обязательное условие духовного прогресса общества. Воспитание вообще, будь то трудовое, нравственное, экологическое и др., не может считаться удовлетворительным, если оно не вырабатывает эстетического отношения к явлениям жизни, не побуждает человека действовать по законам красоты. Точно также эстетическое воспитание без воспитания художественного оказывается неполным и неэффективным, так как только искусству присуще свойство воспитания в человеке способности осознавать и ощущать жизнь как целое[25]. 

2. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Роль начальной школы в эстетическом воспитании школьников

Большинство социальных и политических проблем России не могут быть решены без активного участия школы. Но в ее деятельности сейчас главная роль принадлежит учителю начальной школы, потому что «будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 – 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим» (Б.М. Неменский)[26].

Но создавать у детей правильные представления возможно лишь при усилении воспитательной роли учебного процесса. Известно, что эффективность воспитательного процесса существенно зависит от формы его организации. Сравнение эффективности различных форм заставляет отдавать предпочтение индивидуальным формам, которые возможно реализовать при помощи компьютера.

Ряд ученых выделяют всего три формы воспитания: мероприятия, дела и игра. Мероприятия – это то, что организуется кем-то для воспитанников, а они в свою очередь воспринимают, участвуют, исполняют, регулируют и т.д. Дела – это общая работа, осуществляемая членами коллектива на пользу кому-либо, в том числе и самим себе. Игра – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью развлечения и обучения[27].

Известный ученый В.А. Караковский в воспитании выделил шесть групп методов:

- воспитание словом;

- воспитание делом;

- воспитание ситуацией; воспитание игрой;

- воспитание общением;

- воспитание отношением[28].

В последние годы в педагогике возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования у детей отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности[29].

Многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский) отмечали, что формировать личность и эстетическую культуру особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоциональные психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Основой в системе эстетического воспитания является искусство: музыка, архитектура, скульптура, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Еще Платон и Гегель указывали на то, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление. Поэтому искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности школьников, и, приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусстве, можно воспитать высоконравственного, разносторонне развитого современного человека[30].

Выше было указано, что очень трудно формировать эстетические идеалы, художественный вкус, когда человеческая личность уже сложилась, поскольку эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве.

Поэтому надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста. Б.Т. Лихачев пишет: "Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни"[31].

Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности. Сущностные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь. Например, чрезвычайно трудно научить юношу или взрослого человека доверию к людям, если его в детстве часто обманывали. Трудно быть доброму тому, кто в детстве не приобщился к сочувствию, не пережил детскую радость от доброты к другому человеку. Нельзя вдруг во взрослой жизни стать мужественным, если в дошкольном и младшем школьном возрасте так и не научился решительно высказывать свое мнение и смело поступать. Конечно, течение жизни что-то меняет в человеке и вносит свои коррективы. Но именно в младшем школьном возрасте эстетическое воспитание является основой всей дальнейшей воспитательной работы[32].

В формировании эстетических вкусов ведущую роль должен сыграть сам учитель начальной школы, потому что для детей с момента прихода в школу он становится главным человеком. Через него дети познают мир, нормы общественного поведения. Взгляды учителя, его вкусы, предпочтения становятся их собственными. Из педагогического опыта А.С. Макаренко известно, что общественно значимая цель, перспектива движения к ней, при неумелой постановке перед детьми оставляют их равнодушными. И наоборот, яркий пример последовательной и убежденной работы самого педагога, его искренняя заинтересованность и энтузиазм легко поднимают детей на дела. Поэтому и в настоящее время важно, чтобы учитель разделял идеи классической педагогики на проблемы воспитания детей[33].

2.2 Социальная среда как фактор эстетического воспитания младших школьников

Становление и развитие личности ребенка осу­ществляется в процессе взаимодействия растущего человека с другими людьми, в окружающей его среде. Определяющую роль среды выделяют многие психологи и педагоги (Ю.К. Бабанский, М.И. Бекоева, С.Г. Ваниева, Л.С. Выготский, А.К. Дремов, В.В. Колокольников, И.Я. Лернер, Д.С. Лихачев, М.Н. Скаткин, Б.А. Тахохов, М.Ю. Хуриева и др.), признавая один из основных прин­ципов взаимодействия личности и среды: чем большее воспитательное значение приобретает среда, тем более воспитаны наши дети[34].

Говоря о формировании личности ребенка, пре­жде всего, необходимо выделить социальную среду (М.Ю. Хуриева), которая сегодня чрезвычайно раз­нообразна, многолика и непроста.

Социальная среда ребенка это окружающие его близкие, друзья, посто­ронние люди, сообщества, средства массово информа­ции, их связи, отношения, деятельность[35].

Социальная среда современного ребенка отрывочна, то есть она состоит из совокупности компонентов: семья, школа, одноклассники, приятельское окружение, интер­нет-ресурсы, телекоммуникационные источники и др.

Социальная среда – это совокупность условий, ис­точник влияний на личность – с одной стороны, а с другой стороны – это жизненное пространство ребенка. Личность ребенка развивается в определенных обще­ственных отношениях (С.В. Бадмаева), в конкретных пространственных сферах – семья, школа, спортивная секция, общественная работа, досуг, но влияние средо­вых условий носит достаточно неоднородный характер[36]. Уровень влияния среды может быть де­терминирующей, индифферентной, перевоспитываю­щей и относиться личность к этому воздействию может неоднозначно положительно или отрицательно.

Социальные, общественные процессы, происходя­щие в настоящее время, характеризуются рядом тен­денций, негативно влияющих на развитие личности ре­бенка. Кризисные явления в социальной, политической, культурной, экономической и технологической сферах современного российского общества усугубляют мно­жество серьезных проблем, вызывающих духовное, интеллектуальное и физическое напряжение человека: снижение материального уровня жизни и, связанное с ним, социальное расслоение общества и жизненного тонуса, напряженность, конфликтность в общении. Это проявляется на разных ступенях человеческой жизне­деятельности и в разных областях, отражается на выборе ценностных ориентаций индивидов, в пере­стройке ментальности, и это все, безусловно, сильно от­ражается на становлении личности в детском возрасте[37].

В современной социальной среде наблюдается гар­моничное функционирование, и даже взаимопроник­новение различных культур, начиная от субъективной культуры каждой личности, семьи, сообщества и закан­чивая массовой общечеловеческой культурой в целом. Весь спектр различных культур находится в постоянном взаимодействии, но уровень взаимодействия этих куль­тур, безусловно, разный, еще больше отличается ха­рактер взаимовлияния и взаимодействия этих культур. Такая ситуация в обществе по мнению некоторых уче­ных (М.И. Бекоева, Ф.В. Хугаева) позволяет утверждать, что современный ребенок воспитывается и развивается в поликультурной среде, пропитанной для каждой от­дельной личности инокультурными проявлениями[38].

Значимым фактором успешного формирования лич­ности является объединение культурологического и сре­дового подходов к построению образовательного про­цесса. Чем теснее взаимосвязи различных культурных и средовых факторов, чем больше этих взаимосвязей и вза­имовлияний, тем больший воспитательный потенциал несет в себе среда. Важно, чтобы личность проявляла ак­тивность при взаимодействии со средой и могла диффе­ренцировать позитивные и негативные для себя влияния на основе присвоенных общечеловеческих культурных ценностей. Сохранять активную личностную позицию в процессе взаимодействия со средой, как отмечают мно­гие ученые (В.Н. Гуров, Б.З. Вульфов, В.Н. Галяпина и др), значит не только поддаваться воздействию этой сре­ды, но и оказывать самому тоже влияние на это окруже­ние. Только тогда взаимодействие будет эффективным, полноценным и действующим, когда среда оказывает воздействие на формирование и развитие нравственной личности, а личность, в свою очередь, оказывает влия­ние на окружающую среду[39].

Еще К. Маркс писал: «Обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства». В таком понимании культура должна представляться как непрерывный про­цесс освоения, переустройства и преобразования чело­веком окружающей среды, а среда будет определяться совокупностью условий становления личности. Являясь частью социальной среды, образовательная среда долж­на, в таком случае, быть направлена на создание благо­приятных условий для освоения и преобразования мира на основе общечеловеческих, общезначимых нравствен­ных ценностей, то есть на повышение культурного и ду­ховного уровней развития человека, соответственно, и условий ее жизнедеятельности[40].

Культурологический подход к эстетическому воспи­танию обучающихся выражается в потребности школь­ников эмоционально воспринимать окружающий его мир, рассматривать через призму эстетики и отношения между людьми. Двойственность человеческой натуры, как справедливо отмечал А.Н. Леонтьев, проявляется, прежде всего, в поведении человека в двух средах – со­циальной и физической[41].

При этом социальной средой необходимо считать не просто совокупность людей, а свойственную данной социальной группе межличност­ную культуру, систему непосредственных (эмоциональ­ных) и опосредованных (рациональных) отношений между ними.

В современной науке дифференцируется понятие «среда» в соответствии с определенными задачами (А.Е. Шабалдас), классифицируя различные типы среды в зависимости от методологических подходов к ее из­учению: возрастной подход, личностный подход, соци­ально-бытовой или социально-производственный под­ход; количественный подход; территориальный подход; подход по управляемости[42].

Перечисленные свойства и параметры типологии среды раскрывают новые возможности в разработке образовательных тех­нологий по выявлению социально-педагогических меха­низмов взаимодействия личности и среды.

Говоря о поликультурном образовательном про­странстве нельзя не заметить, что каждый школьник об­ладает своим мировосприятием, внутренним миром, от­ражающим его индивидуальные личностные особенно­сти, унаследованные и присвоенные социально культур­ным опытом. Личность, особенно в школьном возрасте, с легкостью признает знакомые, соответствующие его внутренним критериям оценки окружающего и, наобо­рот, всегда настороженно относится к инокультурным проявлениям. Ярким примером тому могут служить на­циональные отличия, другой менталитет и т.д.[43]

Мы часто без особых усилий узнаем человека другой этнической принадлежности, отличаем его, выделяем из группы людей по внешнему виду, интонации, жестам, речи, темпераменту, мимике; не задумываясь, можем обратиться даже к незнакомому человеку с банальным вопросом, если идентифицируем его как «своего» сре­ди чужих, как понятного для своего мировосприятия, но не сделаем не задумавшись, «без запинки» того же, если воспримем его как человека из другой культуры, друго­го этноса, социальной группы.

Отличаются также менталитеты людей одной на­циональности, но принадлежащих проживающих в разных регионах, разных природных условиях. И ча­сто основанием таких различий является, по мнению Л.Н. Гумилева, не только «кормящий ландшафт», но и веками складывающиеся обычаи и традиции, а также опыт тесного взаимодействия с соседними этническими, культурными, социальными, группами[44].

Можно проследить, например, сильные различия между жителями южных и северных регионов России, принадлежащих к одной национальности, проживаю­щих в единых политических, экономических и социаль­ных условиях, но унаследовавших различный культур­ный, нравственно-социальный опыт. Нельзя не отметить также то, что расслоение общества по материально-бы­товому положению, профессиональному или социально- культурному статусу, принадлежность людей к опреде­ленным религиозным обществам, доступность большо­го объема информации о разных странах и народах через СМИ также насыщают среду инокультурными проявле­ниями для каждого человека.

В сегодняшней педагогической науке и практике используется достаточно много различных моделей поликультурного образования, воспитания школьни­ков (О.В. Гукаленко, В.Н. Гуров, А.Н. Джуринский, Ф.Н. Зиатдинова, Р.Х. Кузнецова, Л.Л. Супрунова, Л.Т. Ткач, Е.А. Шабалдас)[45].

Моделированию подвергается, как известно, не сама личность ученика или учителя, а образовательная среда, в которой живут, взаимодействуют и функционируют субъекты процесса воспитания. Разработка авторских моделей формирования и развития личности обучающе­гося в поликультурной образовательной среде направле­но на нахождение наиболее оптимальных и эффектив­ных условий, способов, форм и средств воспитания и развития, но очень часто успех реализации таких моде­лей заложен не в условиях, а в механизмах их функци­онирования, то есть механизмах и способах взаимодей­ствия личности и среды[46].

Мотивами поведения у детей школьного возраста чаще всего выступают потребность в общении и потреб­ность в безопасности. Поведение детей имеет природ­ные предпосылки, но по своему характеру, социально обусловлено, реализуется в межличностной культуре общения, в форме деятельности, во взаимодействиях с другими школьниками и взрослыми[47].

Педагогический поиск сегодня должен быть направ­лен на выработку механизмов взаимодействия различ­ных культур – от индивидуально-личностных до обще­ственных, на формирование личности, готовой к актив­ному плодотворному диалогу культур в своем сознании, на развитие такого качества в рамках общего образова­ния, которое бы позволяло личности с уважением отно­ситься к инокультурным проявлениям остальных людей. В основе такого образовательно-воспитатетльного поис­ка должны находиться следующие потребности:

- потребность в новых знаниях, интерес человека ко всему новому. В этом случае задача учителя заключает­ся в том, чтобы этот интерес не был агрессивным, носил благосклонный, сочувственный, миролюбивый характер;

- потребность во взаимодействии с окружающим миром – потребность в деятельности, общении, со­трудничестве. Задача учителя заключается в развитии нравственно-ценностных приоритетов и потребностей в формировании культуры мышления обучающегося, в анализе и оценке окружающего мира, развитии потреб­ности в восприятии и реальном чувственном ощущении предметов и явлений окружающей социальной действи­тельности;

- потребность в духовном самосовершенствовании, желание быть хорошим и стремление к становлению лучше, ценностное отношение к окружающему миру и самому себе. Задача учителя заключается в том, чтобы сформировать у обучающихся ценностное отношение к реальному миру[48].

Реализация приведенных положений в теории и практике современного образования может выступить в качестве ведущего механизма развития поликультурной личности, способной к достойному восприятию нового, инокультурного, в качестве механизмов идентификации самой личности с той или иной культурой. Однако не­обходимо отметить, что и создание педагогических ме­ханизмов поликультурного воспитания, необходимых для формирования личности, моделей образовательной среды, равно как реализация и развитие перечисленных потребностей, как некоторой совокупности идей, прин­ципов, должны осуществляться на основе общекультур­ных, общечеловеческих ценностей[49].

Развитие личности обучающегося как цель учебно-воспитательного про­цесса, определяющая его содержание и характер, реали­зуется с помощью осознания, осмысления, узнавания и присвоения этих ценностей. При моделировании поли­культурной образовательной среды, несомненно, важен учет возрастных и индивидуальных особенностей обу­чающихся. Так, например, говоря о подростках, необхо­димо помнить, что одним из ведущих факторов является характер его общения со сверстниками, взаимодействие с малыми социальными группами по потребностям и интересам, чего нельзя сказать о детях младшего школь­ного возраста, для которого семья и первая учительница важнее, чем уличная компания сверстников, а, значит, выступают в качестве средовых факторов, имеющих бо­лее сильное действие. Однако известные герои различ­ных мультфильмов больше влияют на формирование личности младшего школьника, чем подростка. В млад­шем школьном возрасте осуществляется национальная самоидентификация личности школьника, поэтому не­маловажна дифференциация воспринимаемой учеником информации с точки зрения формирования его социо­культурного опыта[50].

Этнические представления у детей начинают скла­дываться достаточно рано. По результатам исследова­ния Ж. Пиаже, существует три стадии в формировании этнической идентичности ребенка: в 6-7 лет ребенок приобретает первые знания о своей этнической принад­лежности; в 8-9 лет уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, строит умозаключения для идентификации – место проживания, национальность родителей, родной язык, у него начинают укрепляться национальные чувства; в 10-11 лет у школьника форми­руется идентичность в полном объеме, в качестве осо­бенностей разных народов он отмечает специфику тра­диционной бытовой культуры, уникальность истории[51].

Однако принцип учета возрастных и индивидуаль­ных особенностей далеко не единственный. При совер­шенствовании поликультурной образовательной среды необходимо учитывать, прежде всего, те средовые фак­торы, которые оказывают не только непосредственное влияние на личность обучающегося, но и отражают кон­кретные условия, присущие определенной социальной группе – классу, школе, региону, отражающие особен­ности ее формирования, развития и существования[52].

Проблемы поликультурного воспитания обусловле­ны, прежде всего, проблемами развития современного социума, среди которых на первый план выдвигаются следующие: этнокультурная идентификация и само­идентификация, формирование толерантной личности, развитие национального самосознания и другие. На дан­ном этапе результатом процесса глобализации культур­ного пространства становится все большее количество разнообразных культур.

Не подчинение одной культуры другим, не подавле­ние менее сформировавшейся культуры во благо процве­тания другой, а эффективное взаимодействие на основе общекультурных, общечеловеческих ценностей с целью развития и поддержания друг друга и на индивидуально- личностном уровне, и на уровне мировых сообществ как основа для решения важнейших современных проблем поликультурного образования и воспитания вступающе­го в жизнь молодого поколения[53].

2.3. Значение художественно-эстетического воспитания в развитии личности современного школьника

Эстетическое воспитание является одним из компонентов целостного педагогического процесса, способствующих формированию творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты»[54].

Практика эстетического воспитания, его научное осмысление философов, педагогов, психологов позволили утвердиться к началу XXI века в мысли о том, что из всех известных видов и форм воспитания современного человека эстетическое воспитание имеет наибольший интеграционный потенциал, и именно оно способно решать многообразные и разноуровневые психолого-педагогические задачи[55].

Эстетическое воспитание включает в себя эстетическое развитие, то есть организованный процесс становления личности, ее природных сущностных сил, обеспечивающих активное эстетическое восприятие, чувствование, творческое воображение, эмоциональное переживание, образное мышление, формирование духовных потребностей, вкуса, идеала, способности к творчеству по законам красоты и к созданию эстетических ценностей в искусстве и вне его[56].

Художественный потенциал человека, его эстетические возможности с наибольшей полнотой и последовательностью появляются в искусстве.

Именно искусство воплощает в себе все особенности эстетического отношения человека к действительности. Эстетическое развитие личности средствами искусства принято в педагогике называть художественным воспитанием, которое в более строгом значении относится лишь к эстетико-воспитательному воздействию искусства: развивает способность воспринимать, чувствовать, переживать, любить, наслаждаться им[57].

Таким образом, художественное воспитание направлено на формирование художественного сознания личности, а это одна из основных проблем современной науки.

Существуют три наиболее распространенные точки зрения на сущность художественно-эстетического сознания человека:

− специфика эстетического сознания проявляется в художественном идеале;

− специфика эстетического сознания проявляется в эстетическом чувстве;

− основой художественно-эстетического сознания является художественный образ[58].

Последняя позиция признана наиболее близкой к истине.

Ввиду особой актуальности данной проблемы на современном этапе развития науки, в России была разработана концепция художественно-эстетической педагогики как условия, обеспечивающего позитивное влияние искусства на миропонимание, характер общения и творческий потенциал формирующейся личности, то есть одной из обязательных основ современного общего образования[59]. Система художественно-эстетического воспитания реализуется, прежде всего, в учебно-воспитательном процессе. Все учебные предметы решают задачи эстетического воспитания, среди них основное значение у предметов художественного цикла: литературы, музыки, изобразительного искусства, мировой художественной культуры. Они имеют своей главной целью всестороннее развитие и нравственно-эстетическое воспитание личности, объединяют в себе элементы искусства, науки и навыки практической деятельности[60].

Одним из важнейших компонентов эстетического воспитания является музыкально-эстетическое. Музыка в системе общего образования представляет собой интегративный предмет, который обеспечивает восприятие школьниками музыкальных произведений; изучение истории, теории музыки и музыковедения, приобретение простейших навыков исполнительства[61].

То есть на музыкальных занятиях осуществляется воздействие музыки на нравственную, эстетическую и умственную сферы личности.

Так музыкальное воспитание способствует формированию у подрастающего поколения музыкальной культуры, художественно-оценочного отношения к музыке и к действительности через призму музыкального искусства; способствует развитию художественного вкуса, способности к глубокому переживанию эстетических чувств, к эстетическому суждению[62].

В современной западной художественной педагогике широко распространен ряд концепций эстетического воспитания:

− абстрактно-формалистическое обучение детей в области искусства;

− идея спонтанного художественно-эстетического проявления;

− концепция утилитарно-прагматического эстетического развития;

− теория религиозно- эстетического воспитания.[63]

В России перспективна ориентация на концепции Ф. Шиллера, А.Ф. Лосева, Р. Арнхеймса, С.М. Эйзенштейна, М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, Л.С. Выготского, П.А. Флоренского, определяющие процесс эстетического воспитания на основе принципа бинарности духовного и материального, прекрасного и выразительного в эмоционально-чувственном освоении, оценке личностью эстетических свойств реальности и искусства[64].

Ориентация на современный характер процесса эстетического воспитания и образования требует от педагога и учащихся активного саморазвития, личного художественно-эстетического потенциала, эмоционально-чувственного сознания, творческой деятельности в области искусства и реальности[65].

Таким образом, эстетическое воспитание занимает в настоящее время все более значительное место в процессе формирования личности.

Эстетическое воспитание является не просто одной из составляющих частей целостной системы воспитания, а силой, возвышающей и облагораживающей другие формы воспитания и самовоспитания. Эстетический элемент, стало быть, входит и должен входить во все стороны нашей жизни. Отсюда важность и громадное значение данной сферы воспитания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотренная в данной работе проблема является актуальной. Сегодня эстетическому воспитанию учащихся уделяется все большее внимание. Это, несомненно, связано с тем, что культурный уровень нашего общества вырос. Сейчас учащимся в школе предоставлена возможность приобрести обширные и глубокие знания, умения и навыки, связанные с художественной деятельностью в самых разных ее проявлениях. Учитель несет детям знания, но если у них не развиты чувства, если они не умеют сопереживать, эти знания не дадут им полного представления о красоте окружающего мира, о красоте жизни, которую нужно прожить с пользой не только для себя, но и для других людей.

Такое эмоциональное отношение к красоте воспитывается долго, кропотливо и целенаправленно. Школьникам нужно унести с собой во взрослую жизнь не только умение понимать и любоваться прекрасным, они должны стремиться сами к новым встречам с прекрасным. Эстетическое восприятие действительности должно стать для них естественным. А самое главное, дети должны сами стать творцами красоты, не бессознательно, а с верой в прекрасное, со стремлением вносить его во все сферы жизни: в дом, в семью, в отношения с близкими, в воспитание своих детей, в свой труд.

Художественно-эстетическое воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, эстетическое осознание прекрасного, формирование художественного вкуса, умение творчески создавать продукты ручного творчества.

Младший школьный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности. Приобщение ребенка к культуре носит воспитательный характер: развивает творческие способности, формирует художественный вкус, приобщает подрастающее поколение к эстетическим взглядам. Азы художественно-эстетического воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление долгие годы, поэтому родителям и воспитателям надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство прекрасного, художественный вкус, творческие умения.

Проведя исследование вопросов эстетического воспитания можно формулировать следующие выводы:

- воспитание – это социокультурный феномен, который связан с определенным уровнем экономического, политического, художественно-эстетического развития личности.

- художественно-эстетическое воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности;

- приобщение ребенка к культуре носит воспитательный характер: развивает творческие способности, формирует художественный вкус, приобщает подрастающее поколение к эстетическим взглядам.

Основу эстетического воспитания составляют его основные критерии: эстетический идеал, художественный вкус, умение любоваться красотой, художественно-эстетическое творчество. Эстетическое воспитание способствует развитию мышления, внимания, воображения, познавательного интереса. С.В.Погодина, Т.С.Комарова считали, что на основе эстетического восприятия формируются эстетические представления детей, развивается творчество. Эстетическая воспитанность в широком социальном смысле этого слова проявляется во всем комплексе поведения и отношений ребенка.

Полноценное умственное и физическое развитие, моральная чистота и активное отношение к жизни и искусству характеризуют целостную, гармонически развитую личность, нравственное совершенствование которой во многом зависит от эстетического воспитания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // СПС «Консультант плюс».
  2. Адаскина А.А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности. – М.: Просвещение, 2008. –285 с.
  3. Алейникова, О.С. Психолого-педагогические проблемы эстетического воспитания младших школьников средствами музыки / О.С. Алейникова // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2011. - № 3. - С. 126-131.
  4. Аверченко, А.Т. Вопросы воспитания / А.Т. Аверченко; Художник А.М. Елисеев. - М.: ЭНАС-КНИГА, 2012. - 64 c.
  5. Абрамова А. Введение в традицию: Пособие в помощь родителям и педагогам. - М.: Никея, 2014. - 208 c.
  6. Болдышева Е.Г. Привитие общечеловеческих ценностей детям младшего школьного возраста // Университетские чтения - 2007 / Пятиг. гос. лингвист. ун-т. - Пятигорск : ПГЛУ, 2007. - Ч. 10: Секция 7 симпозиума 2. - С. 41-45.
  7. Борисова, Н.А. Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учебное пособие / Н.А. Борисова, И.А. Букина, И.А. Бучилова; Под. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 358 c.
  8. Балашов М.Е. Школа как эстетически ценная предметно-пространственная среда // Учитель в современном мире : материалы девятой науч.-практ. конф. - СПб. : Изд-во Ленингр. обл. ин-та развития образования, 2013. - №4. - С. 113-122.
  9. Буравлева Н.А. Роль духовно-нравственного раз­вития личности в современном образовательном про­цессе // Вектор науки Тольяттинского государственно­го университета. Серия: Педагогика, психология. - 2014. - №1. - С. 158-160.
  10. Велиева, Ш. Ш. Эстетическое воспитание младших школьников посредством изобразительного искусства / Ш.Ш. Велиева // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2011. - N 5. - С. 55-56
  11. Вересов, Д. Воспитание чувств. Т. 2. Воспитание чувств. Дальний берег Нила / Д. Вересов. - СПб.: Астрель, Астрель-СПб, ВКТ, 2012. - 410 c.
  12. Гантумур Э. Эстетическое воспитание в истории философии и педагогики // Молодой ученый. - 2010. - № 5-2. - С. 156-159.
  13. Главатских Р.Р. Теория и практика развития творческого потенциала младших школьников / Р.Р. Главатских ; М-во образования и науки Удмурт. Респ., Ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования Удмурт. Респ. - Ижевск : Изд-во ИПК и ПРО УР, 2007. - 304 с.
  14. Гаврилычева Г.Ф. Младший школьник и его ценности : [психология развития ценностн. ориентаций] // Начальная шк. - 2008. - № 7. - C. 13-18.
  15. Гатауллина, В.Д. Педагогические условия музыкально-эстетического воспитания младших школьников в поликультурной эстетической среде общеобразовательной школы / В.Д. Гатауллина // Филология и культура. - 2011. - № 25. - С. 240-244.
  16. Городецкая, Ю.А. Интеграция как основа художественно-эстетического воспитания школьников / Ю.А. Городецкая // Начальная школа плюс до и после. – 2012. - № 11. – С. 12-22.
  17. Диченская Е.А. Освоение предметно-пространственной среды младшими школьниками в процессе эстетического воспитания : автореф. дис. … канд. пед. наук / Диченская Е.А. ; Рос. акад. образования, Исслед. Центр эстетич. воспитания, Ин-т развития личности. - М., 1994. - 18 с.
  18. Загвязинский, В.И. Теории обучения и воспитания: уУчебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 256 c.
  19. Загвязинский, В.И. Теория обучения и воспитания: учебник для балалавров / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. - М.: Юрайт, 2012. - 314 c.
  20. Зайцев, С.М. Все о воспитании детей / С.М. Зайцев. - Мн.: Книжный Дом, 2011. - 576 c.
  21. Зарецкая, И. И. Эстетическое воспитание как фактор социализации младших школьников / И.И. Зарецкая // Начальная школа. – 2011. - N 1. - С. 54-58.
  22. Киященко Н. И. Проблемы образования и эстетического воспитания в эпоху смены цивилизаций // Ценности и смыслы. - 2011. - № 4. - С. 12-25.
  23. Коценя, Н.М. Эстетическое воспитание младших школьников / Н.М.Коценя // Культура. Наука. Интеграция. - 2010. - № 3 (11). - С. 168-175.
  24. Коротаева Е.В. Социальное развитие детей: аспекты преемственности // Начальная школа плюс до и после : журнал . — 2013 .— №12 .— С. 23-27.
  25. Краснушкин Е. В. Мир искусства. Пейзаж / Е.В. Краснушкин. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 486 c.
  26. Левит, Е. И. Концептуальные основы построения системы формирования эстетической культуры младших школьников / Е.И. Левит // Приволжский научный журнал. – 2013. - № 2. - С. 148-152.
  27. Максимова, В.Р. Педагогические особенности эстетического воспитания младших школьников / В.Р. Максимова // Образование и саморазвитие. - 2012. - Т. 5, № 33. - С. 83-88.
  28.  Маркушева М.Е. Нравственное развитие детей младшего школьного возраста // Дошкольная педагогика: журнал . — 2014 .— №3 .— С. 20-23.
  29. Неясова И.А. Психолого-педагогические аспек­ты освоения социального опыта младшими школь­никами в образовательном процессе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2014. - №3. - С. 158-160.
  30. Панжинская-Откидач В.А. Мир волшебства и фантазии. - М.: Детство-Пресс, 2012. - 77 c.
  31. Пагута, Т.И. Определение цели и задач как важный фактор эффективности эстетического воспитания младших школьников / Т.И. Пагута // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2013. - № 4. - С. 40-43.
  32. Пагута, Т.И. Система эстетического воспитания младших школьников в современных условиях / Т.И. Пагута // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2013. - № 2 (13). - С. 240-244.
  33. Основы этики и эстетики: учебное пособие // Егоров П. А., Руднев В. Н, 2015. – М. : Кнорус. – 456 с.
  34. Сергеева, В.П. Основы семейного воспитания: учебник для студ. среднего профессионального образования / В.П. Сергеева, Э.К. Никитина, М.Н. Недвецкая. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 192 c.
  35. Сергеева, В.П. Теоретические основы воспитания: учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений / В.П. Сергеева, Э.К. Никитина, М.Н. Недвецкая. - М.: ИЦ Академия, 2010. - 272 c.
  36. Тургель В.А. Творчество и творческие способности в младшем школьном возрасте : учеб. пособие / В.А. Тургель ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. – СПб. : Изд-во РГПУ, 2012. - 169 с.
  37. Талиманчук, И.А. Эстетическое воспитание младших школьников в сотворчестве с родителями / И.А. Талиманчук // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2010. - № 5. - С. 105-118.
  38. Уварина Н.В. Актуализация творческого потенциала младших школьников в образовательном процессе : монография / Н.В. Уварина / Челябинск : Взгляд, 2007. - 294 с. - Библиогр.: с. 218-240 (388 назв.).
  39. Эстетика: учебник / Под ред Л Т Левчук - М.: Высшая школа, 2006. – 290с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

  1. Вересов, Д. Воспитание чувств. Т. 2. Воспитание чувств. Дальний берег Нила / Д. Вересов. - СПб.: Астрель, Астрель-СПб, ВКТ, 2012. – С. 112.

  2. Там же.

  3. Загвязинский, В.И. Теории обучения и воспитания: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. - М.: ИЦ Академия, 2012. – С. 109.

  4. Там же.

  5. Киященко Н. И. Проблемы образования и эстетического воспитания в эпоху смены цивилизаций // Ценности и смыслы. - 2011. - № 4. - С. 12.

  6. Киященко Н. И. Проблемы образования и эстетического воспитания в эпоху смены цивилизаций // Ценности и смыслы. - 2011. - № 4. - С. 12.

  7. Загвязинский, В.И. Теории обучения и воспитания: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. - М.: ИЦ Академия, 2012. – С. 109.

  8. Там же.

  9. Киященко Н. И. Проблемы образования и эстетического воспитания в эпоху смены цивилизаций // Ценности и смыслы. - 2011. - № 4. - С. 13.

  10. Основы этики и эстетики: учебное пособие // Егоров П. А., Руднев В. Н, 2015. – М. : Кнорус. – С. 265.

  11. Там же.

  12. Основы этики и эстетики: учебное пособие // Егоров П. А., Руднев В. Н, 2015. – М. : Кнорус. – С. 265.

  13. Киященко Н. И. Проблемы образования и эстетического воспитания в эпоху смены цивилизаций // Ценности и смыслы. - 2011. - № 4. - С. 13.

  14. Основы этики и эстетики: учебное пособие // Егоров П. А., Руднев В. Н, 2015. – М. : Кнорус. – С. 265.

  15. Адаскина А.А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности. – М.: Просвещение, 2008. –С. 11.

  16. Адаскина А.А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности. – М.: Просвещение, 2008. –С. 11.

  17. Там же.

  18. Борисова, Н.А. Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учебное пособие / Н.А. Борисова, И.А. Букина, И.А. Бучилова; Под. - М.: ВЛАДОС, 2009. – С. 78.

  19. Борисова, Н.А. Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учебное пособие / Н.А. Борисова, И.А. Букина, И.А. Бучилова; Под. - М.: ВЛАДОС, 2009. – С. 78.

  20. Буравлева Н.А. Роль духовно-нравственного раз­вития личности в современном образовательном про­цессе // Вектор науки Тольяттинского государственно­го университета. Серия: Педагогика, психология. - 2014. - №1. - С. 158.

  21. Там же.

  22. Буравлева Н.А. Роль духовно-нравственного раз­вития личности в современном образовательном про­цессе // Вектор науки Тольяттинского государственно­го университета. Серия: Педагогика, психология. - 2014. - №1. - С. 158.

  23. Загвязинский, В.И. Теории обучения и воспитания: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. - М.: ИЦ Академия, 2012. – С. 216.

  24. Загвязинский, В.И. Теории обучения и воспитания: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. - М.: ИЦ Академия, 2012. – С. 216.

  25. Там же.

  26. Зайцев, С.М. Все о воспитании детей / С.М. Зайцев. - Мн.: Книжный Дом, 2011. – С. 29.

  27. Болдышева Е.Г. Привитие общечеловеческих ценностей детям младшего школьного возраста // Университетские чтения - 2007 / Пятиг. гос. лингвист. ун-т. - Пятигорск : ПГЛУ, 2007. - Ч. 10: Секция 7 симпозиума 2. - С. 41.

  28. Болдышева Е.Г. Привитие общечеловеческих ценностей детям младшего школьного возраста // Университетские чтения - 2007 / Пятиг. гос. лингвист. ун-т. - Пятигорск : ПГЛУ, 2007. - Ч. 10: Секция 7 симпозиума 2. - С. 41.

  29. Главатских Р.Р. Теория и практика развития творческого потенциала младших школьников / Р.Р. Главатских ; М-во образования и науки Удмурт. Респ., Ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования Удмурт. Респ. - Ижевск : Изд-во ИПК и ПРО УР, 2007. – С. 116.

  30. Главатских Р.Р. Теория и практика развития творческого потенциала младших школьников / Р.Р. Главатских ; М-во образования и науки Удмурт. Респ., Ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования Удмурт. Респ. - Ижевск : Изд-во ИПК и ПРО УР, 2007. – С. 116.

  31. Там же.

  32. Городецкая, Ю.А. Интеграция как основа художественно-эстетического воспитания школьников / Ю.А. Городецкая // Начальная школа плюс до и после. – 2012. - № 11. – С. 12.

  33. Городецкая, Ю.А. Интеграция как основа художественно-эстетического воспитания школьников / Ю.А. Городецкая // Начальная школа плюс до и после. – 2012. - № 11. – С. 12.

  34. Неясова И.А. Психолого-педагогические аспек­ты освоения социального опыта младшими школь­никами в образовательном процессе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2014. - №3. - С. 158.

  35. Там же.

  36. Неясова И.А. Психолого-педагогические аспек­ты освоения социального опыта младшими школь­никами в образовательном процессе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2014. - №3. - С. 158.

  37. Пагута, Т.И. Определение цели и задач как важный фактор эффективности эстетического воспитания младших школьников / Т.И. Пагута // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2013. - № 4. - С. 40.

  38. Пагута, Т.И. Определение цели и задач как важный фактор эффективности эстетического воспитания младших школьников / Т.И. Пагута // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2013. - № 4. - С. 40.

  39. Там же.

  40. Сергеева, В.П. Теоретические основы воспитания: учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений / В.П. Сергеева, Э.К. Никитина, М.Н. Недвецкая. - М.: ИЦ Академия, 2010. – 27С. 84.

  41. Там же.

  42. Пагута, Т.И. Определение цели и задач как важный фактор эффективности эстетического воспитания младших школьников / Т.И. Пагута // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2013. - № 4. - С. 40.

  43. Тургель В.А. Творчество и творческие способности в младшем школьном возрасте : учеб. пособие / В.А. Тургель ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. – СПб. : Изд-во РГПУ, 2012. – С. 45.

  44. Там же.

  45. Тургель В.А. Творчество и творческие способности в младшем школьном возрасте : учеб. пособие / В.А. Тургель ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. – СПб. : Изд-во РГПУ, 2012. – С. 45.

  46. Эстетика: учебник / Под ред Л Т Левчук - М.: Высшая школа, 2006. – С. 156.

  47. Там же.

  48. Эстетика: учебник / Под ред Л Т Левчук - М.: Высшая школа, 2006. – С. 156.

  49. Эстетика: учебник / Под ред Л Т Левчук - М.: Высшая школа, 2006. – С. 156.

  50. Диченская Е.А. Освоение предметно-пространственной среды младшими школьниками в процессе эстетического воспитания : автореф. дис. … канд. пед. наук / Диченская Е.А. ; Рос. акад. образования, Исслед. Центр эстетич. воспитания, Ин-т развития личности. - М., 1994. – С. 12.

  51. Диченская Е.А. Освоение предметно-пространственной среды младшими школьниками в процессе эстетического воспитания : автореф. дис. … канд. пед. наук / Диченская Е.А. ; Рос. акад. образования, Исслед. Центр эстетич. воспитания, Ин-т развития личности. - М., 1994. – С. 12.

  52. Там же.

  53. Там же.

  54. Гаврилычева Г.Ф. Младший школьник и его ценности : [психология развития ценностн. ориентаций] // Начальная шк. - 2008. - № 7. - C. 13.

  55. Балашов М.Е. Школа как эстетически ценная предметно-пространственная среда // Учитель в современном мире : материалы девятой науч.-практ. конф. - СПб. : Изд-во Ленингр. обл. ин-та развития образования, 2013. - №4. - С. 113.

  56. Адаскина А.А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности. – М.: Просвещение, 2008. –С. 12.

  57. Там же.

  58. Балашов М.Е. Школа как эстетически ценная предметно-пространственная среда // Учитель в современном мире : материалы девятой науч.-практ. конф. - СПб. : Изд-во Ленингр. обл. ин-та развития образования, 2013. - №4. - С. 113.

  59.  Маркушева М.Е. Нравственное развитие детей младшего школьного возраста // Дошкольная педагогика: журнал . — 2014 .— №3 .— С. 20.

  60. Там же.

  61. Маркушева М.Е. Нравственное развитие детей младшего школьного возраста // Дошкольная педагогика: журнал . — 2014 .— №3 .— С. 20.

  62. Гатауллина, В.Д. Педагогические условия музыкально-эстетического воспитания младших школьников в поликультурной эстетической среде общеобразовательной школы / В.Д. Гатауллина // Филология и культура. - 2011. - № 25. - С. 240.

  63. Вересов, Д. Воспитание чувств. Т. 2. Воспитание чувств. Дальний берег Нила / Д. Вересов. - СПб.: Астрель, Астрель-СПб, ВКТ, 2012. – С. 234.

  64. Там же.

  65. Маркушева М.Е. Нравственное развитие детей младшего школьного возраста // Дошкольная педагогика: журнал . — 2014 .— №3 .— С. 20.