Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Досуг современных младших школьников и их нравственное воспитание.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Проблемы высоконравственного формирования, обучения, улучшения беспокоили социум постоянно. В особенности в настоящее время, если совершается понижение цивилизованного и умственного степени цивилизации, все без исключения больше возможно повстречать безжалостность и принуждение, вопрос высоконравственного обучения делается все без исключения наиболее важной.

«…Актуальность проблемы воспитания чувства совести продиктована социально-экономическими изменениями, которые произошли в нашем обществе. Для современной ситуации характерны процессы разрушения традиционной для России системы ценностей, падение нравственности …» [1, с. 19].

В младенческой сфере обладают роль являться подобные отрицательные действия, равно как враждебные модификации действия, понижение степени психологического самочувствия, безжалостного и аморального вращения с ребенком в семье. Минусы и просчеты высоконравственного обучения обусловлены житейскими противоречиями.

Доля детей потрясена общественным инфантилизмом, скепсисом, уклонением стремительно принимать участие в социальных процессах, открытыми иждивенческими настроениями. Всё данное причиняет непоправимый ущерб благосостоянию ребенка, их высоконравственному формированию, распаяет нервную систему и этим наиболее, в окончательном счёте, перекрывает воспитательскую работа.

Такое негативное положение в социальной среде определяет комплекс системных причин и факторов. Среди которых снижение воспитательного потенциала семьи, и одно из главных, утрата традиционных ценностей и духовной связи с детьми.

Не можем не остановиться на проблеме, насколько существенно сдали свои позиции школа, система образования, которые устраняются от данной проблемы. «Все это требует переоценки форм, средств и методов нравственного воспитания, а частности воспитания чувства совести как стержня нравственного становления личности…» [2 с 19]. Кто как не педагог, обладающий возможностью влияния, на развитие детей должен выделить данному вопросу основную роль в собственной работе.

Непосредственно по этой причине школа, а в частности учитель, решая задачи воспитания вместе с отцом и матерью, обязаны основываться на рациональное и нравственное в человеке, посодействовать любому ученику, столкнувшегося с комплексом трудностей, обучиться противодействовать влияниям злобы, определить ценностные основные принципы своей жизнедеятельности.

Получается, что вопрос высоконравственного обучения ребенка младшего школьного года приобретает в данный период особую значимость и актуальность. В этой области необходимы перемены. Дать новый импульс на пути поможет разработка новых технологий духовно-нравственного воспитания.

Разработанность в науке. Чтобы определить цели, задачи, сущность нравственного воспитания, немаловажным является ориентироваться на результаты психологических исследований психологами природы нравственности, психологических механизмов воспитания, различных периодов развития личности.

Анализируя литературу, становление теории и практики нравственного воспитания младших школьников стали предметом исследований: А.М.Архангельского, О. С. Богдановой, В. С. Мухиной, Н.М.Болдырева, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, Уматовой А. У., В.А. Сухомлинского, И.Ф.Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм и методов нравственного воспитания.

Имеется научная позиция, в которой считается, что общая навязчивая пропаганда массовой культуры создаёт «общество тотального отчуждения», лишённого культурных ориентиров (А. С. Гордин, В. И. Петрова, Е. А. Ямбург и др.).

Такие исследователи как М.М.Гей, А.А.Калюжный, Т.Ф.Лысенко и др. освещают в своих работах также проблемы подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников, что для нас особенно важно.

Уматова А. У., А. Ю. Сметанина в своих работах описывает модель процесса интеграции средств артпедагогики и нравственного воспитания младших школьников.

Многие исследования в этой области, направленные на изучение проблем нравственности и нравственного воспитания, имеют методы и формы работы с которыми может ознакомиться педагог. Однако в этой области отсутствуют разработки технологий работы с привлечением средств арт-терапии, поэтому решение вопросов высоконравственного обучения в ходе развития учебной деятельности мало изучено и разрешение вопросов нравственного воспитания в ходе развития учебной деятельности не достаточно исследовано. В практике школ воспитательные возможности не используются в полной мере.

Анализ педагогических исследований, посвященных интеграционным процессам в образовании (А.Я. Данилюк, А.Н. Нюдюрмагомедов и др.), показывает, что сам процесс интеграции требует следующей логики его построения: - осознание цели создаваемой системы; - выявление энергетического и иного потенциала интегрируемых средств и явлений; - установление иерархических связей между элементами, и стимулирование активности личности в них; - поиск и целенаправленное создание неравновесных состояний системы, помогающих мобилизовать движущие силы системы; - создание благоприятных условий для субъект-субъектных отношений; - использование диагностических критериев, позволяющих адекватно оценивать динамику и качество результатов интеграционного педагогического процесса [141, с.14].

Педагоги имеют потребность в получении качественных и эффективных программ нравственного воспитания личности. С появлением новых технологий и систем по нравственному воспитанию в работе с детьми, расширятся возможности реализации задач по нравственному воспитанию. Соответственно становятся актуальными проблемы рассмотрения и внедрения нетрадиционных методов и приёмов, что позволит воздействовать на личность ребёнка более мягко и эффективно.

Таким образом, мы видим, что актуальность данной проблемы возрастает, имеются сложившиеся противоречия в рамках данной темы, а также недостаточная разработанность в этой области.

Цель исследования: выявить и оптимизировать педагогические условия, формы и методы нравственного воспитания.

Задачи:

- анализ литературы по теме нравственного воспитания в младшей школе;

- определить диагностические формы работы с целью выявления уровня нравственности целевой группы;

- разработать и апробировать комплексную программу нравственного воспитания в младшей школе.

  • выявить и обосновать значимость педагогических условий использования предложенных технологий в процессе нравственного воспитания.

Гипотеза исследования: комплексная работа с элементами арт-терапии по развитию нравственных качеств в младшей школе в процессе учебной и внеурочной деятельности в тесном сотрудничестве с родителями и педагогом имеет положительную динамику.

Объект исследования: высоконравственное обучение младших школьников.

Предмет исследования: процесс формирования нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.

Методы исследования:

  • Теоретический: изучение и анализ педагогической, психологической литературы и диссертационных исследований по теме повышения уровня нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.
  • Эмпирический: наблюдение, опрос, беседа, анкетирование. В процессе педагогического эксперимента использованы методы диагностической сказки, озвучивания неживых предметов, оценки художественных образов, создания образцов поведения по заданным ситуациям, проектной деятельности и средства арт –терапии; ряд психодиагностических методик: тест «Ранжирование понятий», «Незаконченные предложения», а также диагностика нравственного развития И. Б. Добермана «Закончи историю».

При анализе и оценке результатов использованы статистические методы с учётом познавательных, эмоциональных и поведенческих компонентов.

Экспериментальная база исследования. Выборка испытуемых составила 36 учащихся Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 8 (МОУ СОШ № 1 рп Чунский), 2-х классов.

Структура и объём работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВОПРОСАМ И ПРОБЛЕМАМ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Понятие «нравственное воспитание»

Нравственное воспитание – многогранная, неисчерпаемая тема всех времён и народов. В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека» [21,с.135]. Он считал: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного» [21,с.558].

“Природа дала человеку в руки оружие — интеллектуальную и моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону; поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых

инстинктах”. Так говорил Аристотель. Пройдет время; и другой философ — Гегель — сформулирует эту мысль так: “Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим еще не добродетель; он добродетель лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера”.

«Что такое нравственность? В чём должна состоять нравственность? В твёрдом, глубоком убеждении, в пламенной, непоколебимой вере в достоинство человека, в его высокое назначение. Это убеждение, эта вера есть источник всех человеческих добродетелей, всех действий», - писал В. Белинский. С большой глубиной на сегодня мы осознаём актуальность этих мыслей.

На сегодняшний день значительная мораль — едва лишь единица никак не наиболее существенная необходимая с целью лица и сообщества в полном и, к сожалению, наиболее “немодная” сторона нрава, “непопулярная”. По мнению отдельных учёных — социологов, настоящее юное поколение мы утратили: около напором развращающего влияния телевидения и интернета, под оглушающую пропаганду “сладкой” наркотически-половой жизни только 7% % юношей и девушек именуют нравственность жизненно значимым качеством. Этот вопрос на протяжении многих столетий является ключевым перед педагогами, родителями и государством в целом.

Нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором детям передают нравственные нормы жизни, а также создание условий для усвоения учащимися человеческих ценностей.

Что же под собой подразумевает нравственное воспитание? Понятие «нравственное воспитание» касается всех сфер жизни ребёнка. «Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении.

О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку» [63, с.30].

«Нравственная воспитанность – это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива..» [15. c.269].

Процедура нравственного воспитания заключается в двустороннем взаимодействии педагога с учениками и в усвоении ими определенных нравственных и этических норм, и в дальнейшем формировании морального сознания личности, нравственных чувств и выработке способностей и привычек высоконравственного поведения.

В педагогической энциклопедии даётся определение, то, что мораль способна рассматриваться как непростая, многоуровневая концепция, сочетающая в себя подобные особенности равно как сознание, желание, чувства. Формирование прочной концепции нравственных взглядов, вследствие которой человек способен без помощи других осознавать рубеж среди моральным и безнравственным, обусловливается согласием нравственного сознания, проявленные в стабильных моральных повадках. Данная система убеждений свидетельствует о нравственной взрослости лица. Данный критерий соответствия между ходом обучения и формированием нравственности в воспитуемом немаловажен.

Анализируя литературу, становление теории и практики нравственного воспитания младших школьников стали предметом исследований: А. М. Архангельского, О. С. Богдановой, В. С. Мухиной, Н. М. Болдырева, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, Уматовой А. У., В. А. Сухомлинского, И.Ф.Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм и методов нравственного воспитания.

Имеется научная позиция, в которой считается, что общая навязчивая пропаганда массовой культуры создаёт «общество тотального отчуждения», лишённого культурных ориентиров (А. С. Гордин, В. И. Петрова, Е. А. Ямбург и др.).

Такие исследователи как М.М.Гей, А.А.Калюжный, Т.Ф.Лысенко и др. освещают в своих работах также проблемы подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников, что для нас особенно важно.

Уматова А. У., А. Ю. Сметанина в своих работах описывает модель процесса интеграции средств артпедагогики и нравственного воспитания младших школьников.

1. 2. Основные психолого-педагогические аспекты нравственного воспитания младших школьников

Воспитание — это процесс целенаправленного формирования и становления человека равно как личности. Душу каждого человека можно сравнить с зародышем прекрасного цветка, но расцветёт ли она, находится в зависимости с воспитанием, полученного в семье и школе.

Насколько тщательно структурировано и контролируемо воздействие педагогов на воспитанников, настолько эффективно и пройдет развитие нужного и значимого для общества человека. Непосредственно по этой причине развитие нравственности и морали определяют как комплексный процесс развития:

  • нравственного облика (развитие с младшего возраста терпеливости, гуманности, беззлобного и сострадания к близким);
  • нравственной позиции (это способность проявлять бесстрашие и силу воли в преодолении разных актуальных факторов, бескорыстие и благородство, и умение различать границу между плохим и хорошим);
  • нравственных чувств (к ним относят честь, чувство долга, умение нести возложенную ответственность, это и любовь к родине, и уважение к старшим); – нравственного поведения (это благовоспитанность, умение себя вести, проявления кротости и послушания).

Каждый из нас должен знать, что под нравственностью необходимо понимать внутреннюю потребность любого человека руководствоваться моральным принципам и этическим общепризнанным нoрмам, установленным в мире, на протяжении всей своей жизни и касательно всех своих действий. «Основой морали являются моральные ценности, которые в приоритете общечеловеческих ценностей включают: гуманизм, добро, дружба, милосердие, миролюбие, справедливость, совесть, счастье, терпимость, человечность, золотое правило нравственности и др.» [173, С.437].

Нравственность — это система моральных убеждений, принятых в обществе, и усвоенная каждым человеком «по- разному». И это «по-разному» зависит от тех родителей и педагогов, которые будут находиться рядом с ребёнком.

Л. А. Григорович установил нравственность ровно как: «Нравственность — это личнoстная характериcтика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм» [1, с. 104].

«Работа» любого человека обусловливается действием к окружающим— нас определяют именно по этим поступкам. В процессе собственного взросления, ребята познает об установленных в обществе нравственных нормах и «законах», и усваивает устойчивую стопку ценностей, убеждений и основ. Чем раньше возникнет воздействие отца с матерью и близких людей на духовно-нравственный образ ребенка, тем основательнее моральные общепризнанные нормы укоренятся в растущем поколении.

Человека можно рассматривать истинно нравственным, когда все его действия, стремления и воздействия подчинены нормам морали, установленным в мире, и обозначают его личные взгляды и убеждения, далекиe от слепого повиновения. Поистине нравственный человек будет осуществлять себя в одинаковой мере в любом условии и в любом окружении.

Мишенью нравственного обучения считается формирование стойкой системы нравственных взглядов и моральных норм.

Исходя из всего вышеприведенного, можно сделать вывод, что нравственное воспитание — это процесс взаимодействия, направленный на формирование у детей понятий совести и морали, правил и принципов жизни в обществе, а также развитие благородства, чуткости и уважения.

«Опираясь на экспериментальные данные психологических исследований, мы выделили ряд путей приобретения учащимися личностных смыслов духовно –нравственных ценностей:

  • Обучение – «при обучении некоторой предметной области преподаватель транслирует не только (а иногда и не столько) объективную структуру учебного предмета, но и свою субъективную трансформацию ее»
  • Активное их преобразование в реальной значимой для учащихся деятельности;
  • Вовлечение школьников в деятельность, «требующую более активного «общения» с соответствующими объектами, рассмотрение неожиданных ракурсов их «поведения»
  • Участие детей в шкалировании объектов и ситуаций учебного материала…»

Высоконравственное развитие способно осуществляться только лишь в качестве комплексной организации целой жизнедеятельности ребенка — их отношений с другими людьми, их беспрепятственного времяпровождения.

Однако нравственное поведение характеризуется не только поступком , но и системой нравственных привычек. Нравственная привычка – это способность и умение произвести действие в силу выработанной потребности. «Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно - чувственное переживание –нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений - волевой стимул – поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты» [15, c.265].

Развитие человека, объединяющей в себе этику, нравственность, чувство долга и ответственность, а кроме — и есть результат верно с поддерживающей общественные ценности преподавательского хода развития нравственности.

Духовно-нравственное формирование и развитие обучающихся начальной школы должны быть актуализированы установленные эталоны, хранящиеся в истории нашей государства, в цивилизациях люди Российской федерации, в этом количестве в религиозных культурах, в цивилизованных обыкновениях люди общества.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся начальной школы обязаны быть актуализированы установленные эталоны, хранящиеся в истории нашей государства, в цивилизациях народов Российской федерации, в этом числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира. Воспитательские идеалы поддерживают целостность уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения, гарантируют вероятность согласования деятельности различных субъектов обучения и социализации.

Каждый из нас должен понимать важную задачу нравственности. Н. П. Шитякова в своих научных трудах «Духовно-нравственное воспитание личности: проблемы, теории, технологии» писала: «Такое понимание позволило нам сформулировать одну из важнейших задач духовно-нравственного воспитания-осознание школьниками духовных ценностей как через освоение их значения для конкретной общности людей (социальной, этнической, религиозной и др.), так и через извлечение личностного смысла этих ценностей. Эта задача обусловлена той ролью, которую, по мнению психологов, смыслы играют в жизни человека…» [2, стр. 64].

Нравственное воспитание основывается на определённых принципах. Предлагаю рассмотреть некоторые из них:

Ценности устанавливают главное содержимое духовно-нравственного развития и обучения личности младшего школьника. Каждое содержание обучения, общения, работы может быть вхождением воспитания, если оно причислено к определённой ценности.

Преподавательская организация нравственного уклада школьной жизни наступает с высчитывания той системы ценностей, которая находится в источнике воспитательского дела, обнаруживается в его содержании и осознанное усвоение которой обучающимися осуществляется в процессе их духовно-нравственного формирования.

Соблюдение образцу — главный метод нравственного воспитания. Пример — это допустимая модификация выстраивания взаимоотношений ребёнка с другими людьми и с самим собою, пример ценностного избрания, совершённого значимым другим. Сущность учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности обязано быть заполнено образцами нравственного поведения.

Образец как способ воспитания дает возможность увеличить нравственный опыт ребёнка, подтолкнуть его к внутреннему разговору, вызвать в нём нравственную рефлексию, предоставить право выбора при концепции собственной системы ценностных взаимоотношений, показать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

В образцах демонстрируется устремлённость людей к зенитам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особую роль для духовно-нравственного формирования обучающегося располагает пример учителя.

Идентификация — стойкое сравнение себя со значимым другим, стремление быть схожим с ним. В младшем школьном возрасте преобладает образно-чувственное понимание реальности, сформированы механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.

В этом возрасте выражена ориентация в персонифицированные эталоны — красочные, эмоционально привлекательные фигуры людей (а кроме того естественных явлений, живых и неживых существ в роли человека), неразделимо сопряженные с этой ситуацией, в которой они себя выразили. Персонифицированные эталоны считаются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

В развитии ценностных отношений значительную роль играет диалогическое взаимодействие младшего школьника с ровесниками, родителями (законными представителями), учителем и иными значимыми взрослыми.

Наличие значимого другого в воспитательском деле совершает допустимым его организацию в диалогической базе. Разговор истекает из признания и абсолютного почтения полномочия воспитанника легко подбирать и преднамеренно приписывать ту ценность, которую он считает равно как настоящую.

Диалог не дозволяет сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, однако учитывает его организацию средствами свободного, равного межсубъектного общения.

Формирование личностью собственной концепции ценностей, поиск смысла жизни неосуществимы вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым

В нынешних условиях процедура формирования и обучения персоны имеет полисубъектный, трехмерно-деятельный характер. Младший школьник включён в разнообразные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых содержатся различные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

Деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации присутствие основной значимости образовательного учреждения должна быть по возможности согласована в базе миссии, вопросов и ценностей программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального всеобщего образования.

Основа системно-деятельностной организации. Воспитание, направленное в духовно-нравственное формирование обучающихся и поддерживаемое абсолютно всем укладом школьной жизни, содержит в себе организацию учебной, внеучебной, социально важной работы младших школьников.

Интегрирование нахождения разных типов деятельности обучающихся в рамках проекта их духовно-нравственного формирования и воспитания исполняется в основании общевоспитательных идеалов и ценностей. Каждая из ценностей, педагогически характеризуемая как проблема, преобразуется в воспитательную задачу.

Таким образом, содержание разных видов учебной, семейной, общественно значимой деятельности интегрируется вокруг сформулированной в виде вопроса-задачи ценности. В свою очередь, ценности последовательно раскрываются в содержании образовательного процесса и всего уклада школьной жизни.

Ценности не локализованы в содержании единичного учебного предмета, фигуры либо типа образовательной деятельности. Они пронизывают всё содержимое образования, весь порядок школьной жизни, целую многоплановую деятельность обучающегося как человека, личности, гражданина.

Система идеалов и ценностей формирует коннотационную основу пространства духовно- нравственного формирования личности. В данном пространстве сбиваются барьеры между раздельными учебными предметами, между школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью.

Приведенные основы устанавливают мировозренческую базу уклада школьного существования. Непосредственно согласно для себя данный порядок формален. Придаёт ему житейскую, социальную, цивилизованную, высоконравственную мощь учитель. Ученик ощущает огромное взаимодоверие к педагогу.

Фразы педагога, поступки обладают высоконравственной значимостью. Непосредственно преподаватель не только текстами, однако и абсолютно всем собственным действием, собственной персоной формирует устойчивые понятия ребят о правильности, человечности, нравственности, о взаимоотношениях среди народов.

Родители, равно как и преподаватель, подают ребёнку первый пример нравственности. Образец содержит колоссальную значимость в религиознонравственном развитии и воспитании ребёнка.

Наполнение уклада школьной существования высоконравственными образцами активно противодействует этим стандартам цинического, безнравственного, откровенно разрушительного действия, какие в крупном числе и привлекательной форме обрушивают в младенческое понимание компьютерные забавы, телевещание и другие список источников данных.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.

Ученик испытывает большое доверие к учителю. Для него слова учителя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребёнка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми.

Родители, так же как и педагог, подают ребёнку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в духовно-нравственном развитии и воспитании личности.

Следует гарантировать заполнение всего уклада жизни обучающегося множеством образцов нравственного поведения, которые обширно представлены в нашей мировой истории, события и культуре традиционных вероисповеданий, истории и духовно-нравственной культуре народов российской федерации, литературе и различных типах искусства, сказках, баснях и миф.

В содержании любого из основных течений духовно-нравственного развития и воспитания обязаны быть обширно презентованы примеры душевной, нравственной, сознательной жизни, как из минувшего, таким образом и с нынешнего, в том числе получаемые при общении обучающихся с людьми, в жизни которых есть роль внутреннему служению и нравственному поступку.

Заполнение уклада школьной жизни нравственными примерами активно противодействует тем стандартам цинического, безнравственного, откровенно разрушительного поведения, которые в большом числе и привлекательной форме обрушивают на детское понимание компьютерные игры, телевещание и другие информаторы данных.

Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом традиционных нравственных начал. Учитель через уклад школьной жизни вводит ребёнка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребёнок должен сам, через собственную деятельность. Поэтому педагогическая поддержка нравственного самоопределения младшего школьника есть одно из условий его духовно-нравственного развития. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке — совесть, его нравственное самосознание.

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Организация и методы исследования

Исследование проводилось на базе Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 8 (МОУ СОШ № 1 рп Чунский). В исследовании приняли участие дети младшего школьного возраста в количестве 36 человек.

Цель исследования: выявить и оптимизировать педагогические условия, формы и методы нравственного воспитания средствами арт- терапии.

Задачи:

  • сформировать экспериментальные группы детей и их родителей;
  • подобрать необходимые методики для исследования;
  • провести исследование по выбранным методикам;
  • - определить значимость полученных результатов;
  • сформировать эффективные условия и техники для формирования нравственности в младшей школе.

Гипотеза исследования: комплексная работа с элементами арт –терапии по развитию нравственных качеств в младшей школе в процессе учебной и внеурочной деятельности в тесном сотрудничестве с родителями и педагогом имеет положительную динамику.

В ходе проведения эмпирического исследования для достижения поставленных задач мы использовали следующие методики:

  1. «Закончи историю» И. Б. Дерманова.
  2. «Неоконченные предложения»
  3. «Ранжирование понятий»
  4. Наблюдение в повседневной жизни.

Данная подборка методов на наш взгляд даст эффективный анализ уровня нравственной ситуации целевой группы.

Ход исследования:

В начале исследования мы выявили проблемы поведения детей во 2-х классах. Речь идёт об отношении к старшим, одноклассникам, присутствия у ребят, таких качеств как ложь, лень, зависть, злость и т.д.

Развитие нравственности как личностных качеств младшего школьника очень важно, так как оно во многом обуславливает поведение ребёнка.

Как уже говорилось в предыдущей главе определенный уровень развития нравственности это естественная и обязательная составляющая личности младшего школьника. Каждый человек имеет свой уровень развития нравственных качеств. Оценка этого уровня у детей - это существенный компонент мониторинга за их личностным развитием и возможности проведения своевременной коррекционной и развивающей работы.

С целью формирования целевой группы детей, предварительно было проведено обследование на определение у них уровня нравственного развития. Всего в обследовании приняли участие 36 детей младшего школьного возраста. 12 из этой группы мальчики, 24 –девочки. Для этого был использован тест «Ранжирование понятий», «Незаконченные предложения», а также диагностика нравственного развития И. Б. Добермана «Закончи историю» (Приложение № 1).

В начале исследования мы выявили уровень коммуникативных качеств, эмоциональной сферы и развития нравственности у детей целевой группы с помощью методики И. Б. Добермана «Закончи историю».

Задача диагностики: исследовать представление детьми младшего школьного возраста моральных общепризнанных норм (великодушие – жадность, усердность-неохота, правдивость-лицемерие, интерес к народам безразличие)

Также эта технология дает возможность установить способность ребенка соотносить эти общепризнанных мерок с действительными житейскими обстановками, предоставлять элементарную жизненную оценку.

Суть исследования по данной методике заключается в том, что детям предлагают в индивидуальном порядке в определённой последовательности 4 жизненные истории, которые ребятам необходимо было завершить. Выполняя эти задания, дети использовали свои знания о явлениях жизни, человеческих поступках и о нравственных нормах в обществе.

Данное тестирование проводилось в индивидуальном порядке, что позволило выслушать каждого ребёнка. Испытуемому предлагается продолжить историю, ответить на вопросы. Инструкция заключается в следующем: «Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи». После этого ребёнку читают четыре истории (в произвольном порядке).

В ходе обследования наблюдалось, что многие дети затруднялись при выполнении предложенного задания, их ответы были односложными.

После того, как ребёнок рассказал все четыре истории, мы заносим их в протокол, а далее анализируем полученные результаты. (Приложение № 2)

В ходе обследования выявлено, что всего 7 детей имеют высокий уровень нравственности:

Даша А.- 9 б

Артём Х -10 б

Софья А. -9 б Диниил Д. -9 б

Варвара М. -10 б.

Татьяна Д. -9 б

Ульяна Ф.-10 б

Карина О.-9 б

Большая часть детей показала средний уровень, это 21 ребёнок.

Результаты низкого уровня показала следующая группа детей:

Стёпа С.- 4 б.

Мария С.-2 б

Родион П. -3 б София Б -2 б.

Дина Б.-4 б

Фёдор К. -2 б

Трое ребят из целевой группы не смогли дать ни какого ответа, кроме однозначного «ДА» , «Нет».

Важно -, чтобы во время обследования ребенку не задавалось никаких дополнительных вопросов. Все, что говорит ребёнок, его интерпретацию каждой ситуации записывают в протокол.

На основе полученных данных поводиться количественный и качественный анализ. В ходе количественного анализа вычисляется индекс уровня нравственности, который равен выраженному в процентах отношению числа низкого уровня нравствственности к общему числу историй:

Количество негативной истории нравственного выбора

ИН=-----------------* 100

Обработка и интерпретация результатов:

- высокий уровень нравственности –ИН более 50% (ИН 100% =900);

-средний уровень нравственности – ИН в 20-50% (ИН 100% =900);

-низкий уровень нравственности – ИН менее 20 %(ИН 100% =900); Полученные результаты представлены на рисунке 1:

0

20

40

60

Первичная

диагности

ка

Рисунок 1 - Уровень нравственности «Закончи историю»

Следующий диагностический материал, используемый в работе, это

«Неоконченные предложения».

Цель методики: выявить особенности представлений детей о добре, любви, зле, ненависти, чести, дружбе, хитрости, враждебности.

Суть методики в необходимости продолжить предложения. Данная методика позволяет выяснить уровень нравственности у целевой группы. Анализ результатов показал, что, например, что 58,3% детей (21 человек) расценивают добро как помощь людям; 27,8% детей (10 учащихся) дали ошибочное определение, не связанное с данным качеством, например, «добро - это когда человек не кричит на других», 19, 4% детей (7 детей) затруднились ответить на поставленный вопрос. Выяснилось, младшие школьники не вполне осознают смысл слова «дружба». Так, 47,2%, т.е. 17 учеников класса были не в состоянии его конкретизировать и отвечали: «дружба - это, когда все дружат». В результате исследования стало очевидным, что не вполне осознают понятия «враждебность» (55,5% - 20 учащихся) и «ненависть» (52,8% - 19 учащихся), что думается, соответствует возрастным особенностям детей данного возраста.

Результаты исследования представлены в таблице.

Как дополнение к диагностическому материалу в работе с целевой группой была использована методика «Ранжирование понятий».

Цель методики: определить нравственный выбор ребёнка.

При проведении данной методики ребятам было предложен перечень желаний:

Список желаний:

  1. Быть человеком, которого любят.
  2. Иметь много денег.
  3. Иметь самый современный компьютер.
  4. Иметь верного друга.
  5. Мне важно здоровье родителей.
  6. Иметь возможность многими командовать.
  7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.
  8. Иметь доброе сердце.
  9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
  10. Иметь то, чего у других никогда не будет.

Интерпретация: Номера отрицательных ответов: № 2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных ответов - высокий уровень.

4-е, 3-и - средний уровень.

2-а - ниже среднего уровня.

0-1 - низкий уровень.

Дети целевой группы были разделены на подгруппы. Каждой подгруппе предложена чёткая инструкция: «Представьте, что у Вас есть волшебная палочка и список 10 желаний, выбрать из которых можно только пять»

Результаты целевой группы получились следующие:

Высокий уровень-3 человека

Средний уровень -6 человек

Ниже среднего уровня-21 человек

Низкий уровень-6 человек

Данная методика обладает особым проективным значением. Присутствие в данных положительных эмоциональных выборов указывает на высокую степень развития нравственности у ребенка в младшей школе. Результаты мы видим в следующей диаграмме на рисунке 2:

0

50

100

Первичная

диагностика

Рисунок 2 - Результаты методики «Ранжирование понятий»

То есть, результат диагностики показал, что только 3 учащихся исследуемой группы, что составляет 8 % на первые места предпочли поставить нравственные желания, большая часть всей группы, это 58%, 21 ребёнок выбрали всего 2 желания, относящихся к нравственному выбору. 6 детей из группы, что составляет 18 % выбрали приоритетными желания, такие как «Много денег» и «компьютер». Это были те же дети, которые справились с заданием «Закончи историю» на 2-3 балла (Приложение № 3).

Данный результат говорит о искаженных нравственных желаний детей. Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что дети в начальной школе недооценивают значение человеческих отношений и поведения в своей жизни.

Таким образом, с помощью сформированной выработки и данных методик нам необходимо определить сформированность целевой группы.

В результате обследования выяснилось, что высоким уровнем нравственного развития обладают 21 ребёнок, большая часть детей обладает средним уровнем развития, что влечет за собой развитие всех качеств, но дети не могут дать объяснение. 8 детей из группы не имеют представления, как можно поступать в группе сверстников, а как нельзя.

В зависимости от уровня развития нравственных качеств детей данной целевой группы можно подразделить на 3 группы:

а) высокий уровень развития нравственности ( выше 50%);

б) средний уровень развития нравственности (30 -50%)

б) низкий уровень развития нравственности (ниже 20 %)

Немаловажным в дополнение диагностической работы использование метода наблюдения в повседневной жизни ребят.

Таким образом, отсортированные нами выборки и методики помогут нам выявить уровень нравственности у детей младшего школьного возраста.

С помощью вторичных методов статистической обработки экспериментальных данных возможно либо доказать, либо опровергнуть выдвинутую нами гипотезу.

За основу данной работы мы взяли критерий Т - Вилкоксона, который применяется для связных выборок. Данный критерий работает на выборке, как в нашем случае 36 человек. Для использования этого критерия (его называют также знаково-ранговым) следует проранжировать, сначала не обращая внимания на знаки, весь перечень разностей между рядами «до» и «после». Если разность у отдельных испытуемых в отдельных случаях нулевая, то эта разность из ранжирования исключается и не входит в суммирование рангов.

Статистической обработке подлежат попарные сравнения — показания одного и того же испытуемого до и после воздействия. Ниже приводится таблица с результатами показаний школьников.

Критерий позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность. С его помощью мы определяем, является ли сдвиг показателей в каком-то одном направлении более интенсивным, чем в другом.

Этот критерий применим в тех случаях, когда признаки измерены по крайней мере по шкале порядка, и сдвиги между вторым и первым замерами тоже могут быть упорядочены. Для этого они должны варьировать в достаточно широком диапазоне. Вот если сдвиги изменяются, скажем, от -30 до +45, тогда имеет смысл их ранжировать и потом суммировать ранги.

Первоначально мы исходим из предположения о том, что типичным сдвигом будет сдвиг в более часто встречающемся направлении, а нетипичным, или редким, сдвигом - сдвиг в более редко встречающемся направлении.

H0: Интенсивность сдвигов в типичном направлении не превосходит интенсивности сдвигов в нетипичном направлении (то есть сдвиг случаен).

H1: Интенсивность сдвигов в типичном направлении превышает интенсивность сдвигов в нетипичном направлении (то есть сдвиг не случаен).

Результаты проведенной работы показаны в данной таблице 1.

Таблица 1

Результаты исследования

№ испытуемого

До коррекционной работы

1

9

2

10

3

9

4

9

5

10

6

9

7

10

8

9

9

6

10

6

11

6

12

7

13

7

14

7

15

5

16

6

17

5

18

5

19

5

20

5

21

6

22

7

23

6

24

6

25

5

26

7

27

5

28

6

29

5

30

5

31

4

32

2

33

3

34

2

35

4

36

2

Таким образом, мы занесли результаты диагностических методик до проведения коррекционной работы в сводную таблицу.

2.2 Анализ полученных результатов

С целью подтверждения исследования выдвинутой гипотезы была сформирована целевая группа, состоящая из 36 детей, обучающихся во 2-х классе.

Для обследования уровня сформированности нравственных качеств у детей младшей школы целевой группы подобраны диагностические методики: тест «Ранжирование понятий», «Незаконченные предложения», а также диагностика нравственного развития И. Б. Добермана «Закончи историю». Наблюдение за детьми в повседневной жизни, как дополнение к результатам обследования. Полученные результаты отражены в диаграмме на рисунке 3:

Рисунок 3 - Проявление нравственных качеств

В результате исследования были получены данные о том, что большинство детей в младшей школе целевой группы имеют искажение в формировании нравственных ценностей в соответствии с возрастной нормой. Что отчётливо прослеживается в результатах диагностического исследования

Затем из всех обследованных детей были выделены только те, у кого диагностировалась низкий уровень сформированности нравственных качеств, их выделилось 21 ребёнок. Это необходимо мне, как педагогу, для более целенаправленной работы с этими детьми.

В ходе своей деятельности мы постарались применить индивидуальный, групповой подход с целью повышения уровня нравственности у выделенной группы ребят.

При качественном анализе уделялось большое значение высказываниям детей. Так, например у многих ребят моральные качества сформированы, но дети не могут пояснить, вследствие чего, таким образом действовать невозможно, и необходимо действовать непосредственно, а не по другому. Дети говорили "Так поступать плохо". Это говорит о понимании своих поступков и поступков людей.

Понимание есть у следующих ребят: Даша А., Артём Х ., Софья А., Диниил Д. , Варвара М. , Татьяна Д. , Ульяна Ф., Карина О., Диана А, Маша С., Юра М. Почти для всех детей с низким уровнем развития нравственных качеств, ответы односложные, следует на этапе формирования обратить внимание на такие качества личности как забота, трудолюбие, внимательность и особенно правдивость.

Хочется отметить, что методика «Закончи историю» принесла ребятам много положительных эмоций и одновременно позволила ребятам задуматься над жизненными ситуациями и выбором своего поведения.

Цель диагностики: изучить понимание детьми младшего школьного возраста нравственных норм (щедрость–жадность, трудолюбие-лень, правдивость-лживость, внимание к людям-равнодушие)

Также данная методика позволяет определить умение детей соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями, давать элементарную жизненную оценку.

Были в группе дети, кто совсем не понял задания и нервно грыз карандаш. Любое поведение детей было зафиксировано и после этого проведена коррекционная беседа на тему: «Что вызывало трудности? Где было страшно? И т.д.».

Результаты представлены в следующей диаграмме на рисунке 4:

Рисунок 4 - Уровень нравственности «Закончи историю»

Итоги сведений методик дали возможность раскрыть, которые нравственные нормы освоены ребенком этой категории, как он осознает характерные черты чувств других людей и подразумевает акцентирование различных степеней изучения детьми нравственных общепризнанных мерок и законов, согласно каким возможно станет рассуждать об особенностях освоения ребенком категории этого нахождения.

У большинства детей с низким уровнем нравственности прослеживается недостаточность накопленного жизненного опыта, имеются особенности развития эмоциональной и нравственной сферы, а также проблемы детско–родительских отношений

В заключение второй главы отметим, что с целью доказать гипотезу, были подобраны необходимые диагностики, позволяющие выявить уровень нравственного развития среди детей младшей школы, с помощью чего мы впоследствие сможем говорить о результативности или её отсутствия коррекционной работы, направленной на доказательство или опровержение выдвинутой гипотезы.

Далее были выделены две группы: группа детей с высоким уровнем сформированности нравственности и группа с выявленными нарушениями в нравственном воспитании детей. С детьми целевой группы было проведено исследование.

Данный этап педагогического эксперимента, описанный во второй главе, включил в себя ряд психодиагностических методик: тест «Ранжирование понятий», «Незаконченные предложения», а также диагностика нравственного развития И. Б. Добермана «Закончи историю» и традиционный метод наблюдения. Данная работа позволила определить уровень развития нравственности целевой группы.

На основании полученных данных было установлено, что большая часть ребят имеет недостаточный уровень развития нравственных качеств, что связано с влиянием семейной среды, то есть отсутствием работы со стороны родителей и школьный среды на формирование этих качеств у детей в младшей школе.

Далее был проведён анализ полученных результатов, что позволило в дальнейшем спланировать работу с помощью необходимых технологий для эффективного развития нравственных качеств у детей в младшей школе.

ГЛАВА 3. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ

3.1. Программа нравственного воспитания детей младшего школьного возраста

Для профилактики и повышения благоприятного уровня нравственности учащихся в младшей школе была разработана и апробирована коррекционно-профилактическая программа.

Любой преподаватель обязан устанавливать перед собою проблемы согласно воспитанию нравственных ценностей: предоставление поддержки и помощи в нравственном саморазвитии и самоопределении, формирование гуманистической атмосферы в классе.

Формирование целевой группы проводилось с учётом проблем, имеющихся у детей среди 2 –х классов.

Параллельно проводимых занятий с детьми поводились занятия и с родителями детей целевой группы в виде консультаций, лекций, дискуссий.

Цель программы: повысить уровень нравственных качеств посредствами арт –терапии у младших школьников.

Задачи:

  1. Создание условий для исследования этой проблемы;
  2. Формирование положительной Я – концепции;
  3. Создание условий для повышения уровня нравственности;
  4. Повышение представлений о нравственности, собственной значимости, ценности.

Целевая аудитория: 36 учащихся 2- х классов.

Сама программа состоит из 3 блоков:

Первый блок посвящен диагностическому исследованию и его результатам, второй и третий блок направлен на коррекционно-профилактическую работу с детьми и их родителями, включающий в себя цикл занятий, непрерывно связанных друг с другом.

Место проведения тренинга: учебный класс.

Время проведения: вторник, четверг (еженедельно).

Исполнитель: педагог, приглашённый психолог.

Таблица 2

Учебно–тематическое планирование программы нравственного развития в младшей школе

«Воспитание нравственности средствами арт –терапии»

Задачи воспитания нравственности в младшей школе

  1. Содействовать формированию нравственной позиции школьника;
  2. Способствовать формированию основ межличностного общения;
  3. Создать условия для творческой индивидуальности ученика

Этап 1 Диагностика уровня тревожности

Тема занятия

Кол-во часов

Теория

Практика

Формы работы

Методика «Закончи историю» И. Б. Дерманова.

6 ч

6 ч

Сказкотерапия (диагностика)

«Неоконченные предложения»

1 ч

Опрос

Беседа

«Ранжирование понятий»

1 ч

Игра

Этап 2 Коррекционная работа со сказкой «Сказочная страна»

Л. П. Стрелкова «Знакомство»

Дискуссия

Сказкотерапия

Л. П. Стрелкова «Печальная история о том, как мишке лапу оторвали»

1 ч

Дискуссия

Сказкотерапия

Л. П. Стрелкова «Друг детства»

1 ч

Дискуссия

сказкотерапия

Л. П. Стрелкова «История о том, что такое хорошо, а что такое плохо»»

1 ч

Дискуссия

сказкотерапия

В. Катаев«Цветик семицветик»

дискуссия

сказкотерапия

В. Осеева«Сыновья»

1 ч

Дискуссия

Сказкотерапия

РНС «Гуси-лебеди»

1 ч

Дискуссия

Сказкотерапия

Оскар Уайльд

«Мальчик -звезда»

1 ч

Дискуссия

Сказкотерапия

А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

1 ч

дискуссия

Сказкотерапия

Татьяна Рик «Обидчивое облачко»

1 ч

Дискуссия

Сказкотерапия

Цикл занятий «Нравственные ценности»

«Страна вежливости»

1 ч

Путешествие

изотерапия

«Добро и зло рядом с нами»

1 ч

Просмотр мультфильма

Изотерапия

«Добро в твоём сердце»

1 ч

Беседа

изотерапия

«Дружба»

1 ч

Беседа

Изготовление открытки

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

1 ч

Беседа

Изготовление кормушек

«Что такое «хорошо», и что такое «плохо»

1 ч

0.5 ч рассказ

0.5 дискуссия

Проект

«Уважение к окружающим»

1 ч

0. 5 ч рассказ

0.5 дискуссия

Практическое занятие

«Правда и ложь»

1 ч

0. 5 ч рассказ

0. 5 дискуссия

Проект

«Моя семья-моё богатство»

1 ч

дискуссия

изотерапия

Моя родословная

1 ч

Проект

Составление семейного древа

«Уважение к старшим»

1 ч

Примеры из жизни

Утренник Чаепитие с бабушкой и дедушкой.

«В мире мудрых мыслей»

1 ч

Дискуссия

проект

«Хорошее в тебе»

1 ч

Вопрос – ответ

Занятие тренинг

« Чему тебя научили сказки?»

1 ч

Дискуссия

проект

«Мир без улыбки?»

1 ч

Дискуссия

Выставка рисунков

Работа с родителями

«Развиваем нравственность у младших школьников»

1 ч

0. 5 ч

Информационный блок

Дискуссия

«Сказки в жизни

Ваших детей»

1 ч

1. 5 ч

Информационный блок

Дискуссия

«Нравственность во взрослом мире»

2 ч

Занятие-

тренинг

Блок оценки динамических изменений

«Мир на песке»

2 ч

Песочная терапия (подгруппы)

«Ранжирование понятий»

1 ч

игра

Существенным критерием оценки на данном этапе является мнение родителей и педагогов по поводу изменений в поведении ребенка и его отношении к окружающим.

3.2. Анализ результатов апробации программы

После внедрения экспериментального варианта комплексной программы по развитию нравственности у детей в младшей школе были достигнуты определённые результаты, которые определяли путём сопоставления исследуемых показателей у детей целевой группы до эксперимента и после него.

Для этого использовался комплекс подобранных методик, который был применен на диагностическом этапе исследования в целях обеспечения объективной оценки результатов после проведения коррекционной работы и возможности отслеживания динамики развития детей.

На контрольной стадии диагностики мы и заметили, то, что уровень нравственного формирования ребенка старшего дошкольного года увеличился. На контрольном этапе дети более уверенно возобновляли события и имели возможность объяснить что плохо, а что хорошо.

Их ответы были детальные и были схожи с рассуждениями, в некоторых случаях дети никак не могли выразить собственную идею, я им помогала, и их размышления продолжались. В процессе деятельности, качества, которые мы формировали (трудолюбие, забота, добросердечность, внимательность к людям, искренность) были выражены ребенком в обыденной жизни.

Ребята проявляли заботу к сверстникам, педагогам, к своим родителям, к вещам. Сравнив результаты 1 и 3 этапа (54.1% и 72.0% соответственно) разница составила в среднем 17.9%, что является показателем результата нашей работы. Анализ полученных данных представлен в диаграмме на рисунке 5.

Рисунок - 5 Анализ нравственных качеств целевой группы

В данной таблице представлены результативность понимания нравственных критериев детьми, возможность осознать, как ребёнок это понимает, а также применение критерия в жизненных ситуациях. Анализ эффективности программы на данный момент можно оценить настолько, насколько можно оценить результат сразу по окончанию программы (следует учитывать момент отложенности результативности по реабилитации данной проблемы).

Индивидуальная диагностика И. Б. Дерманова при повторном проведении контрольного этапа показала, что уровень нравственного развития детей целевой группы повысился. На этапе динамических изменений дети увереннее продолжали истории и 29 человек из группы, что составляет 80, 5. Могли объяснить, какие поступки в жизни являются плохими, а какие хорошими. Их ответы были развернутыми и похоже на рассуждения.

В повседневной жизни класса неоднократно при похожих ситуациях, мы возвращались к этим историям, тем самым закрепляя осознанное в практической деятельности.

В данной работе при наблюдении за детьми. Можно было отметить физиологические изменения в ребёнке. Это связано с теми моментами, которые его волновали в данный момент жизни. В такие моменты расширялись зрачки, выступала краснота на лице. Метод наблюдения позволил нам отобрать детей, имеющих психологические проблемы.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что сказка играет важную роль в становлении нравственной сферы личности. После осуществления нами запланированной работы произошли видимые изменения - у детей произошли изменения в нравственной сфере.

Цикл занятий «нравственные ценности» повысил у ребят эмоциональный фон и познавательный компонент.

Поэтому, результаты эксперимента анализировались по динамике

изменений в познавательном, эмоциональном и поведенческих компонентах нравственного воспитания учащихся. Сравнений изменений динамики познавательного компонента нравственного сознания до и после коррекционной работы показано в диаграмме на рисунке 6:

0

5

10

15

20

25

30

35

40

45

50

Высокий

Средний

Низкий

до эксперимента

после эксперимента

Рисунок 6 - Динамика поведенческого компонента нравственного сознания учащихся

Данная диаграмма показывает, что здесь наблюдается увеличение количества детей с высоким уровнем поведения нравственным нормам. После проведения коррекционной работы на 18% поднялось значение по высокому показателю, и на 11% снизился низкий показатель.

Данное процентное соотношение указывает на значимость проведённой работы.

Сравнение динамики развития эмоционального компонента нравственного развития нравственного развития показало значимые различия в диаграмме на рисунке 7.

0

10

20

30

40

50

60

высокий

средний

низкий

до эксперимента

после эксперимента

Рисунок 7 - Динамика поведенческого компонента нравственного сознания учащихся

Сравнение данных на этих рисунках показывает, что на низком уровне эмоциональные реакции на нравственные взаимоотношения осталось всего 13% учащихся, в то время как до начала эксперимента их было 32 %.

Обобщение материалов наблюдений в ходе эксперимента показало, что реализация процесса нравственного воспитания младшими школьниками более эффективно с привлечением средств арт–терапии, при использовании развивающихся технологий, что даёт детям возможность свободы мыслей и действий и осознание нравственных норм в обществе.

С целью проверки гипотезы исследований были обобщены и автоматически обработаны результаты контрольного и установочного исследования с помощью Т – Вилкоксона. Настоящий статистический метод был предложен американским статистиком и химиком Френком Уилкоксоном в 1945 году.

Для этого необходимо все абсолютные величины выраженности сдвигов ранжируются, а потом суммируются ранги. Критерий предназначен для оценки различий между связной выборки, то есть данных одних и тех же испытуемых до и после обследования по уровню признака.

Данный критерий позволяет проверить эффект от коррекционной работы на малой целевой группы от 12-60 испытуемых.

Таблица 2

Результаты коррекционной работы

№ испытуемого

До коррекционной

работы

После коррекционной работы

Сдвиг (значение разности с учётом знака)

Абсолютные величины разностей

Ранги

1

9

10

1

1

7.5

2

10

10

0

0

0

3

9

10

1

1

7.5

4

9

10

1

1

7.5

5

10

10

0

0

0

6

9

10

1

1

7.5

7

10

10

0

0

0

8

9

10

1

1

7.5

9

6

8

2

2

18

10

6

7

1

1

7.5

11

6

8

2

2

18

12

7

6

-1

1

7.5

13

7

8

1

1

7.5

14

7

7

0

0

0

15

5

6

1

1

7.5

16

6

5

-1

1

7.5

17

5

9

4

4

27

18

5

10

5

5

30

19

5

7

2

2

18

20

5

8

3

3

23

21

6

8

2

2

18

22

7

8

1

1

7.5

23

6

5

-1

1

7.5

24

6

8

2

2

18

25

5

9

4

4

27

26

7

7

0

0

0

27

5

6

1

1

7.5

28

6

6

0

0

0

29

5

6

1

1

7.5

30

5

8

3

3

23

31

4

7

3

3

23

32

2

6

4

4

27

33

3

5

2

2

18

34

2

4

2

2

18

35

4

8

4

4

27

36

2

6

4

4

27

Таким образом, мы занесли результаты диагностических методик до и после коррекционной работы, разности этих значений и их ранговые номера в сводную таблицу № 2

Данные были сосчитаны с помощью «Автоматический расчет Т- критерия Вилкоксона», что мы видим в таблице на рисунке 8:

n

T

Кр

0.01

0.05

30

120

151

Рис

89

Критические значения

Соответственно данные мы можем представить с помощью оси значимости, представленной на рисунке 9:

120 151

Рисунок 9 - Ось значимости

Полученное значение находится в зоне значимости, следовательно, гипотеза исследования подтверждена.

Разработка и апробирование программы по нашим наблюдениям привело к формированию особой жизни целевой группы. Это превратило их в сообщество, с общими интересами, взаимопониманием и нравственными ценностями. Поэтому очень важно со стороны педагогов обращаться к таким формам работы.

Обобщение итогов эксперимента демонстрирует, что вовлечение средств арт –терапии дает возможность сформировать в начальной школе атмосферу открытости, доверия, взаимопонимания. В подобной доверительной обстановке нравственные ценности создаются в неназойливой форме, в отсутствии принуждения и свободно осознаются детьми в процессе взаимодействия с другими детьми.

По данным предварительной и заключительной диагностики с помощью статистического анализа, путем анализа песочных картин, общения во время совместной работы, а также по данным обратной связи и наблюдением за поведением ребёнка в обыденной жизни можно сделать вывод, что данная работа имеет высокую эффективность.

В заключение отметим, что в данной главе нами представлено описание педагогического эксперимента, направленного на установление условий нравственного воспитания младших школьников.

На основе теоретических позиций эксперимента, результатов констатирующего этапа в разработанной нами реабилитационной программе реализовывались следующие задачи:

Общие задачи:

- анализ литературы по теме нравственного воспитания в младшей школе;

  • раскрыть воспитательный потенциал средств арт –терапии в работе с детьми младшей школы;
  • определить диагностические формы работы с целью выявления уровня нравственности целевой группы;
  • разработать и апробировать комплексную программу нравственного воспитания в младшей школе.
  • выявить и обосновать значимость педагогических условий использования предложенных технологий в процессе нравственного воспитания.

Коррекционные задачи:

  • развитие коммуникативных качеств;
  • развитие представлений об окружающем;
  • развитие познавательных процессов;
  • формирование положительной Я – концепции;
  • создание условий для повышения уровня нравственности;
  • повышение представлений о нравственности, собственной значимости, ценности;
  • Отреагировать негативный эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения;
  • оказание психологической поддержки;
  • поиск ресурсов.

Для решения поставленных задач нами подобраны следующие средства реабилитации:

  1. Беседа.
  2. Дискуссия.
  3. Чтение литературных произведений.
  4. Изотерапия
  5. Сказкотерапия
  6. Элементы недерективной игровой терапии (Основоположник В. Экслан)
  7. Песочная терапия
  8. Проектная деятельность

Анализ данных проведённого эксперимента позволяет сделать следующие выводы.

Уровень нравственности младших школьников до и после коррекционно-развивающихся занятий, представленных в программе, изменился и имеет статистическую связь, что доказано математическим путём с помощью критерия ранговой корреляции Вилкоксона.

Результаты проведённых расчетов по методикам попали в зону значимости, что в свою очередь позволяет утверждать, что после коррекционных мероприятий уровень нравственности данной целевой группы повысился, тем самым гипотеза исследования о том, что комплексная работа с элементами арт –терапии по развитию нравственных качеств в младшей школе в процессе учебной и внеурочной деятельности в тесном сотрудничестве с родителями и педагогом имеет положительную динамику – подтверждена.

Следовательно, внедрённая в комплексный процесс образования комплексная программа реабилитации нравственного развития в начальной школе способствовала профилактике, развитию нравственных ценностей детей начальной школы, что позволило сформировать условия в целях осмысления детьми значимых для себя норм и правил поведения, формирования ценностного отношения к себе, людям, находящемуся вокруг обществу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная курсовая работа была посвящена формированию уровня нравственности детей школьного возраста.

В качестве основной цели данного исследования было выявить и оптимизировать педагогические условия форм и методов нравственного воспитания средствами арт –терапии детей младшего школьного возраста.

В ходе нашего эксперимента наша цель была, подтвердить выдвинутую нами гипотезу, что уровень нравственности в начальной школе повыситься с помощью применения средств арт –терапии.

Педагогический эксперимент состоял из трёх этапов:

Первый этап педагогического эксперимента, который можно обозначить в качестве констатирующего этапа, был направлен на выявление основных характеристик нравственной воспитанности детей в младшей школе целевой группы.

Экспериментальная часть исследования подтвердила следующие факторы:

  1. Средства арт –педагогики способствуют наиболее эффективному уровню нравственности;
  2. Повысить нравственность у детей можно по средством комплекса традиционных методом и методов арт -терапии;
  3. Полученные результаты подтвердились при их обработке.

Так же, в результате проведённых занятий у детей произошли следующие изменения: повысились представления о нравственности. Родители стали более ответственными, у них произошло осознание того, как важно всматриваться в глаза Детства, чтобы не пропустить зарождение Добра, и остановить чуть проклюнувшее Зло. Вот почему нам, взрослым больше нужно обращаться к ребёнку, еще никак не отверженному нашей душой, для того чтобы проконтролировать, не разучились ли мы находиться по-детски искренними, весёлыми, не умер ли в нас великий Мыслитель, имя которому Верность, Любовь, Добросердечность, Понимание. Воспитание нравственности эффективны, если используется систематическое использование сказки в воспитательном процессе, а также система цикла занятий, направленных на повышения уровня нравственности.

Как показало проведённое исследование, одним из общих факторов низкого уровня нравственного воспитания являются: низкий уровень нравственного воспитания в семье, не понимание терминов нравственности, неосторожное вмешательство во внутренний мир ребенка по этой теме. Основными психологическими воспитательными воздействиями на развитие нравственности являются: анализ литературных произведений (сказок), совместная проектная деятельность и её представление, применение техники изотерапии в осознании своих чувств, повышение уровня педагогической компетенции родителей.

Психолого-педагогическая технология повышения уровня нравственности проходит через формирование конструктивных родительских позиций к воспитательному процессу по этой теме, применение системы педагогической и психологической работы по формированию уровня нравственности с применением средств арт –терапии. Особенно важно помочь родителям сформировать субъектное отношение к ребёнку в межличностных отношениях с родителями.

Уровень нравственности младших школьников до и после коррекционно-развивающихся занятий, представленных в программе, изменился и имеет статистическую связь, что доказано математическим путём с помощью критерия ранговой корреляции Вилкоксона.

Результаты проведённых расчетов по методикам попали в зону значимости, что в свою очередь позволяет утверждать, что после коррекционных мероприятий уровень нравственности данной целевой группы повысился, тем самым гипотеза исследования о том, что комплексная работа с элементами арт –терапии по развитию нравственных качеств в младшей школе в процессе учебной и внеурочной деятельности в тесном сотрудничестве с родителями и педагогом имеет положительную динамику – подтверждена.

Следовательно, внедрённая в комплексный процесс образования комплексная программа реабилитации нравственного развития в начальной школе способствовала профилактике, развитию нравственных ценностей детей начальной школы, что позволило сформировать условия в целях осмысления детьми значимых для себя норм и правил поведения, формирования ценностного отношения к себе, людям, находящемуся вокруг обществу.

То есть в том случае, если намеченная нами программа будет выполняться, то это будет иметь положительную динамику в развитие нравственности у детей. Важно учесть, что очень много зависит от семьи, в которой воспитывается ребёнок и от отношений в коллективе.

Так же можно сделать вывод о том, что любая работа с детьми более эффективна, если она ориентирована на потребности детей, не наносит им чувства навязчивости и является эффективным моментов в развитие моральных норм.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бабанский, Ю.К. Педагогика. - М.: Просвещение, 1988. -127с.
  2. Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. - 1995. - № 2. - С. 15-18.
  3. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников / Н.И. Болдырев. – М. : Педагогика, 2014. – 224 с.
  4. Буре Р.С. Социально – нравственное воспитание школьников. Методическое пособие. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011. – 80 с
  5. Большой энциклопедический словарь, 2-е обновлённое и исправленное издание // Под ред. А. М. Прохорова. – М.: ТЦ Сфера, 2000. -270 с.
  6. Вареца Е.С. Нравственное воспитание школьников средствами сказки // Вестн. Адыгейского гос. ун-та. Сер. 3: Педагогика и психология. – 2014. – № 4 (146). – С. 34-38.
  7. Величко О.Ю. Роль нравственно-ориентированной игры в процессе этического воспитания младших школьников / О.Ю. Величко // Начальная школа. - 2013. - N 8. - С.11-15.
  8. Воспитывающий потенциал образовательной среды современной школы: проблемы и пути развития / М. П. Нечаев // Воспитание школьников. – 2013. - № 7 - С. 12-19.
  9. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: «Академия», 2007. — 384 с.
  10. Духовно-нравственное воспитание школьников: методический материал // Начальная школа. - 2011. - N 11. - с.45-57.
  11. Долженко Л. В. Детская литература советского периода как компонент круга чтения школьников // Детский сад: теория и практика. - 2017. - № 2 (74). - С. 56-67.
  12. Дубова М. А. Духовно-нравственное воспитание дошкольников и младших школьников (на материале произведений для детей писателей Серебряного века) // Пед. образование и наука. - 2014. - № 6. - С. 19-21
  13. Каршинова, Л. В. Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве / Л. В. Каршинова // Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - № 6. - С.48 - 52.
  14. Климова С. А. Художественная литература как важнейшее средство формирования нравственной культуры у школьников / С. А. Климова, Н. А. Марченко, М. А. Пятин // Соврем. образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы : сб. ст. XIII междунар. науч.-практ. конф. - Пенза, 2017. - С. 260-263
  15. Кузьмичев, И. Литература и нравственное воспитание личности. Пособие для учителей / И. Кузьмичев. - М.: Просвещение, 2014. - 176 c.
  16. Люблинская А. А. О моральных представлениях и моральных привычках // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 5. -11-15 с.
  17. Методические основы воспитания. [Электронный // режим доступа: http://www.moi-detsad.ru/metod46-1.html.
  18. Марцинковская, Т.Д. Психология и педагогика: учебник / Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович. - М.: Проспект, 2013. - 464 c.
  19. Мартьянова А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы: методические рекомендации / А.И. Мартьянова // Начальная школа. - 2017. - N 7. - с.21-29.
  20. Рочев С. Г. Об относительной значимости моральных норм // Ребенок в детском саду. – 2013. - N 5. - С. 18-20.
  21. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитать нравственное поведение? – М.: Просвещение, 1986. – 375 с.
  22. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.- 271 с.

Приложение 1

И.Б. Дерманова. Методика "Закончи историю"

Цель - изучить понимание детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм (щедрость - жадность, трудолюбие - лень, правдивость - лживость, внимание к людям - равнодушие).

Определить умение детей соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями, разрешать проблемные ситуации на основе нравственных норм, и давать элементарную нравственную оценку.

Предъявление задания:

В индивидуальной беседе с ребенком ему предлагается продолжить каждую из предлагаемых историй, ответить на вопросы. Ребенку говорят: "Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи". После этого ребенку читают по очереди четыре истории (в произвольном порядке).

История первая. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша - зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. "Саша, - сказала Люба, - можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?" Саша ответил,…Что ответил Саша? Почему? как поступил Саша? Почему?

История вторая. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. К ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: "Я тоже хочу поиграть с этой куклой". Тогда Катя ответила... Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

История третья. Дети строили город. Оля стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: "Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам". Тогда Оля ответила... Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?

История четвертая. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: "Кто сломал игрушку?" Тогда Петя ответил... Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются в протоколе.

Обработка результатов

  1. баллов - Ребенок не может продолжить историю, или дает односложный ответ, не может оценить поступки детей.
  2. балл - Ребенок по-разному продолжает истории, оценивает поведение детей как правильное или неправильное, хорошее или плохое, но оценку не мотивирует и нравственную нормы не выделяет.
  3. балла - Ребенок продолжает истории с позиции нравственных норм, называет нравственную нормы, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.
  4. балла - Ребенок раскрывает особенности разрешения проблемной ситуации с позиции нравственной нормы, называет нравственную норму, понимает ее значение для взаимоотношений людей и может обосновать свое мнение, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

Результаты данных методик позволят выявить, какие нравственные нормы освоены детьми данной группы, как он понимает особенности чувств других людей и предполагает выделение разных уровней освоения детьми нравственных норм и правил по которым можно будет судить об особенностях освоения детьми группы данного содержания.