Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Экология в дизайне

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Развитие экологического дизайна и архитектуры сегодня становится насущной потребностью для каждого из нас. Уже никто не отрицает, что связь между физическим и психическим здоровьем человека и визуально воспринимаемым им окружением чрезвычайно велика. С одной стороны, появление экодизайна стало ответом на резкое ухудшение качества окружающей человека среды, но в большей степени обращение к приемам экологического дизайна и архитектуры произошло вследствие необходимости экологизации потребления, а, вернее, необходимости найти ответ на кризис «перепотребления».

Современный мир предлагает нам массу возможностей, огромный выбор продуктов и услуг. В результате мы заполняем окружающее пространство старыми вещами, которые «жалко выбросить», и новыми, которые «невозможно не иметь». Мы не отдаем себе отчета, что это неблагоприятно влияет на самочувствие и сознание человека. Современное общество - это общество потребления. Вокруг нас огромное количество вещей, изготовленных из вредных и небезопасных материалов, а наши дома, офисы и прочие здания являются источниками различного рода загрязнений. Дома, на работе, на учебе и во время развлечений нас окружает шум и навязчивая реклама, бетонные пейзажи и кричащие яркие вывески. Новая тенденция дизайна интерьера и архитектуры, включая ландшафтную, заключается в том, чтобы упростить наш быт, взяв пример с природы. Эта тенденция получила название экодизайн. В рамках этого направления на первый план вышло не только и не столько совершенствование формы и функции, сколько сокращение избыточного количества продуктов, а также кардинальный пересмотр материалов и технологий, формирование новой структуры потребностей.

Объект исследования: экологическая составляющая в дизайне.

Предмет исследования: Центр как организация, способствующая формированию экологичного взаимодействия человека и природы, экологически гармоничной среды обитания человека.

Целью исследования является изучение взаимосвязи между успехом и альтернативными моделями для достижения более экологичных проектов. 

ГЛАВА 1. ЭКОДИЗАЙН: ПОНЯТИЕ И МЕТОДЫ

1.1 Понятие «Экодизайн»

Экодизайн - направление в дизайне и архитектуре, акцентирующее внимание на защите окружающей среды и удобном, гармоничном существовании человека в этой среде. В расчёт берутся, в комплексе, все стороны создания, использования и утилизации изделия. Уделяется особое внимание не только красоте и удобству использования «объекта» проектирования, но и учитываются характеристики применяемых материалов - как при проектировании, так и при изготовлении, использовании и утилизации. Все большую популярность в мире приобретают экологически чистые материалы, а также уникальные и в то же время легко применимые в обычной жизни способы добычи энергии (ветряные, солнечные генераторы).

Экодизайн учит человека гармонии с природой и поддержанию состояния спокойствия души, помимо этого искренность - вот то незаменимое качество, которое он прививает жильцам. Никаких искусственных и имитирующих натуральные аналоги материалов. Экодизайн это экологический дизайн жилища человека (дома, дачи, квартиры и т.д.) Современный дом должен быть красивым и удобным, а еще иметь душу.

Экологический дизайн - это попытка воссоздания природной среды в местах обитания человека. Смысл экодизайна заключается в самом названии - интерьер, выполненный в этом ключе, оптимально гармонирует с окружающей средой.

Экодизайн, наравне c очевидными и обыкновенными требованиями красоты, удобства и цены, уделяет особое внимание:

  1. Потреблению ресурсов при проектировании, изготовлении, использовании и утилизации.
  2. Происхождению материалов. В расчет берётся множество аспектов, начиная с защиты окружающей среды производителем (поставщиком) и заканчивая соблюдением прав работников на предприятиях, корректным отношением к фермерам и т.п. Существует сертификация разного рода, подобная той, какую осуществляет Лесной попечительский совет.
  3. Безопасности в использовании изделия, отсутствии вреда здоровью, сведению к минимуму шумов, выбросов, излучения, вибрации и т. п.
  4. Простоте и безопасности утилизации, возможности повторного использования материалов с минимальным экологическим ущербом.

Предпосылки появления экодизайна

Уже давно люди обеспокоились и задумались над тем, какие изменения происходят с природой и человеком - экологические катастрофы, все более жуткие и неизлечимые болезни, изменение уровня духовности общества.

Человек винит себя во всех бедах, обрушившихся на Планету, которая его носит, обеспечивает жилищем, материалами и едой. В наше время человечество наконец задумалось о последствиях своей деятельности на Земле и ужаснулось. Осознание нынешней ситуации привело к тому, что появилась пропаганда ЗОЖ. Люди нашли решение проблем в возращении к корням (мысли о том, что человек предназначен для того, чтобы быть в гармонии с природой, брать у неё только то, что необходимо для жизнедеятельности).

Популярным становиться вегетарианство, веганство, набирает обороты сыроедение, фрукторианство, праноедение (питание энергией солнца). Появляется литература о техниках повышения жизненной энергии, медитации, аскетизме и о неизведанных возможностях людей, которыми они могут обладать, предпосылки к которым в нас заложила природа. Таким образом человек пытается прийти в гармонию с природой и самим собой, изменяет своё жилище, свои привычки, взгляды на мир.

В основе экологического дизайна лежит некая философия и эзотерика Фэн-шуй. Специалисты по Эко дизайну утверждают, что этот особый вид дизайна способствует направлению и высвобождению положительной энергии, которая делает жизнь людей в доме уютнее: улучшается здоровье, налаживаются отношения в семье и т.д. Для подобного эффекта Эко дизайнеры грамотно располагают мебель в доме, выбирают подходящее сочетание цветов. Если в квартире есть патогенные зоны или негативная энергетика, то экологический дизайн борется и с ними.

1.2 Подход экодизайна

Экодизайн - это и принцип, и подход. Она заключается в интеграции критериев защиты окружающей среды на протяжении всего жизненного цикла услуги или продукта. Основная цель экодизайна - предвидеть и минимизировать негативное воздействие на окружающую среду (производство, использование и утилизация продукции). Одновременно эко-дизайн также поддерживает уровень качества продукта в соответствии с его идеальным использованием.

Экодизайн является частью глобального подхода, называемого “многоступенчатым” и “многокритериальным”. Этот подход поддерживает весь жизненный цикл продукта в перспективе круговой экономики, экономя и перерабатывая максимум природных ресурсов. Это связано с рассмотрением конкретных критериев на разных стадиях:

  1. Добыча и поставка сырья
  2. Производство
  3. Распределение продукции
  4. Потребительское использование
  5. Конец срока службы (рекуперация и переработка отходов)
  6. Основные критерии, принятые во внимание:
  7. Потребление сырья
  8. Потребление энергии
  9. Выбросы в природную среду и другие загрязнения
  10. Климатические воздействия
  11. Воздействие на биоразнообразие
  12. Некоторые цели и принципы конкретно касаются:
  13. Использование меньшего количества материалов и ресурсов для производства продукции
  14. Использование материалов и ресурсов, полученных с минимальным воздействием на окружающую среду
  15. Производить как можно меньше отходов и загрязнений
  16. Снижение экологических последствий распределения
  17. Упрощение повторного использования и переработки благодаря интеллектуальному дизайну, который облегчает разборку

Подход экодизайна включает в себя организацию, которая извлекает материалы, а также производство. Все люди и структуры, задействованные на протяжении всего жизненного цикла продукта, такие как розничные торговцы или потребители, также включены. И все процессы в цепочке создания стоимости продукта также охвачены.

Инструменты для экодизайна

Прежде чем внедрять подход экодизайна, мы должны сначала выяснить, какие этапы жизненного цикла продукта являются наиболее экологичными. Следует задавать такие вопросы, как “являются ли используемые материалы биоразлагаемыми?” или “является ли энергия, используемая для добычи, возобновляемой?”. Ответы на них позволят определить меры, которые необходимо принять для эффективного снижения воздействия анализируемого продукта на окружающую среду.

С более индивидуальной точки зрения эко-дизайн также может быть использован при проектировании домов. В этом сценарии эко-дизайн в основном заключается в использовании возобновляемых строительных материалов, таких как бамбук или пробка, покупке подержанной мебели или использовании переработанных волокнистых ковров. В то же время экодизайн дома также связан с эффективным использованием энергии. Таким образом, использование двойных стеклянных окон для лучшей изоляции и инвестиции в солнечные панели для выработки энергии также являются обычными.

1.3 Устойчивость как фактор успеха

Устойчивые цели рассеянно рассматриваются как триггеры успеха, если не как предпосылки успеха. Например, Бертони отмечает, как устойчивые характеристики играют важную роль в успешном внедрении на рынок. Varadarajan концептуализирует механизмы, которые связывают устойчивое развитие продукта с положительными результатами с точки зрения проникновения на рынок и удержания клиентов. Это наблюдается также в Jabbour et al, где практика устойчивого развития продукции, в частности, оказывает положительное влияние на рыночные результаты. По мнению многих экспертов, применение Экодизайн повышает ценность продукта. Chouinard, член-основатель Patagonia, и коллеги (Chouinard, Ellison & Ridgeway 2011) подчеркивает, что потребители ценят, что часть цены продукта непосредственно приписывается экологическим выгодам и социальной защите. Кроме того, Seebode, который отвечал за устойчивость в исследовательских лабораториях Philips, и коллеги (Seebode, Jeanrenaud & Bessant 2012) подчеркивает, как устойчивость лежит в основе нынешней волны инноваций, которая, в свою очередь, ведет компании к успешному развитию. Более конкретно, решение огромных экологических проблем, с которыми сталкиваются люди, не только приводит к этическим усилиям, но и открывает значительные возможности для бизнеса, которые группа ведущих компаний уже капитализирует на Laszlo & Cescau. Klewitz & Hansen утверждают, что устойчивый дизайн прокладывает путь к рыночному успеху также путем обеспечения дифференциации. Dangelico, Pujari & Pontrandolfo подчеркивают положительное влияние экодизайна на успех продукта, принимая во внимание многочисленные инновационные и успешные зеленые продукты на рынке. MacDonald & She обращают внимание на то, что повышение устойчивой ценности в основном поддерживается расширением прав потребителей, стимуляцией чувства вины, удовлетворением, достигнутым в том, чтобы делать то, что хорошо, и объединением духа жертвенности для общего блага. Так, согласно Gotzsch, многие заинтересованные стороны воспринимают устойчивость продукта как ценностный атрибут, и быстрый рост рынка подтверждает этот тезис. В целом создание ценности для клиентов и заинтересованных сторон с помощью экодизайна считается необходимым условием долгосрочного успеха на рынке.

Проблемы, с которыми сталкиваются эко-продукты и услуги для проникновения на рынок.

В отличие от вышеприведенных точек зрения, стоит отметить, что продукты с более низкими показателями устойчивости все еще могут быть успешными, например, одноразовые куски мыла, предоставляемые отелями, одноразовые бритвенные лезвия и очищенные фрукты в пластиковой упаковке. В то же время многие эко-продукты имеют лишь скромную долю рынка, например диваны с воздушными подушками, твердые шампуни и органические контейнеры. Рентабельность экопродуктов часто гипотетична, но не полностью доказана. Улучшение экологических показателей не редко сочетается с ухудшением других характеристик, хорошо воспринимаемых клиентами. По данным D'Anna & Cascini, увеличение стоимости продукта, вероятно, произойдет для обеспечения общей производительности продукта, когда в игру вступает эко-дизайн. Кроме того, основные препятствия для реализации стратегий устойчивого развития приводят к сомнениям в отношении реализованных выгод и неопределенности в отношении принятия пользователями.

Maccioni, Borgianni & Basso утверждают, что ориентированные на устойчивое развитие преобразования продуктов могут препятствовать признанию продуктов, и это негативно влияет на некоторые аспекты восприятия ценности. Об этом свидетельствуют также исследования, например Liedtke et al, Hoffmann, Zimmerling, Purtik & Welpe и Lofthouse & Prendeville, которые поощряют совместное проектирование и интеграцию пользователей для разработки новых экологически чистых продуктов и услуг, способствующих пониманию продукта и изменению его поведения. Поэтому дизайнеры настоятельно рекомендуется расширить их осведомленность о возможности изменения продукции.

В этой связи cluzel et al. подчеркивает, что жертвовать успехом для внедрения Экодизайна часто контрпродуктивно. Например, как уже упоминалось, ресурсы, затраченные на производство продуктов (внедрение экодизайна), которые не были проданы, скорее всего, превысят те, которые могли бы быть потенциально сэкономлены, если бы те же самые продукты были успешными. Это означает, что преимущества новых экологически чистых продуктов должны быть значительными, чтобы иметь хорошие шансы привести к эффективным выгодам для окружающей среды, компаний и общества в целом.

Вышеприведенный обзор литературы выявил несколько противоречивых точек зрения на взаимосвязь между успехом и внедрением эко-дизайна. Они суммируются в следующем:

  • экологически чистые стратегии, применяемые при разработке продукции, являются решающим фактором для достижения успеха.
  • многие новые экологически чистые продукты не достигают успеха и, следовательно, целей устойчивого развития.
  • внедрение экодизайн часто конфликтует с другими характеристиками продукта, что приводит к ухудшению производительности или увеличению затрат.
  • учитывая неопределенность в отношении принятия новых экологически чистых продуктов, эти продукты должны явно превосходить своих предшественников, чтобы быть стоящими.

Таким образом, в литературе нет единого мнения о том, что применение стратегий экодизайна всегда характеризуется успешными результатами с точки зрения процветания на рынке или позитивного влияния на общество. На сегодняшний день факторы, которые сочетают экологическую устойчивость и успех были в основном исследованы в области управления (Шен и соавт. 2010; Халила & Рундквист 2011; Генк & Ди Бенедетто 2015; Ребелу, Сантос & Силва 2016; Tabassi и соавт. 2016), экономика (Эйвери 2005; дары и соавт. 2013; Bocken и соавт. 2014; как piscicelli, Ludden & Купер 2018) и стратегических инноваций (де Медейруш, Рибейро & Cortimiglia 2014; Бальдассарре и соавт. 2017; Dangelico 2017; Fellnhofer 2017; Франса и соавт. 2017).

Иными словами, в литературе до сих пор ориентированы на условия и действия, способствующие успеху инициативы в области устойчивого развития в компании. Экодизайн может привести к изменениям в структуре продуктов, взаимодействии с пользователями, эстетике, доступности и т. д. Таким образом, восприятие продукта модифицируется, повышая или подрывая шансы на успех. Однако на ранних этапах проектирования продукт как сложное целое недостаточно развит, чтобы его можно было испытать и оценить. Методы, улучшающие приемлемость продукта, могут быть использованы только на завершающих стадиях его разработки. Это означает, что знания для поддержки ранних стадий проектирования отсутствуют, когда целью является как улучшение экологических характеристик, так и увеличение шансов на успех.

Материалы и методы

Целью исследования является изучение взаимосвязи между успехом и альтернативными моделями для достижения более экологичных (и, в конечном счете, ожидаемо более устойчивых) проектов. На уровне продукта это означает тщательное изучение связи между экодизайном и успехом, достигнутым артефактами или услугами, которые реализовали эти принципы. Сравнение условий, приведших к успешному и неудачному опыту, распространено также в исследованиях в области устойчивого развития, например, в бизнес-моделях, проанализированных Piscicelli et al.

Также в литературе по дизайну, например Kim & Mauborgne и Yilmaz et al принято извлекать доказательства, основанные на анализе продуктов ex-post, опыте проектирования и их эффектах. Это исследование следует подходу оригинальным способом для установления связей между внедрением экодизайна и успехом. 

Для того, чтобы правильно проанализировать связь между экодизайном и успехом, была создана база данных продуктов, для которых информация об используемых принципах и уровне успеха известна или выводима. Его логика, с методологической точки зрения, сформулирована в трех последующих подразделах.

Первоначально в качестве граничных объектов для создания базы данных выбирается набор продуктов (образец удобства), которые, по мнению специалистов по эко-дизайну, отображают реализацию товара. Термин «продукт» в дальнейшем понимается как оригинальный дизайн, который включает в себя материальные артефакты, нематериальные услуги и дополнительные инициативы, направленные на распространение "зеленых" практик и моделей поведения. Эти продукты были сопоставлены с признанными таксономиями в соответствии с экологическими модификациями дизайна, которые они отображают. Таким образом, с помощью статистических инструментов можно было соотнести достигнутый уровень успеха, реализуемые с помощью статистических инструментов. 

Выбор потенциально экологически чистых продуктов

Чтобы описать устойчивую ценность во всей ее сложности и сделать обобщающие выводы, продукты, включаемые в базу данных, должны представлять различные отрасли промышленности. Кроме того, общие экологически устойчивые преимущества, демонстрируемые этими продуктами, должны быть выставлены напоказ и узнаваемы. В свете вышеизложенных соображений было изучено и отобрано несколько научных и веб-источников. Появилось много источников, использующих продукты для уточнения (Vezzoli & Manzini 2008; Fiksel 2009; Proctor 2009; Sempels & Hoffmann 2013; Telenko et al. 2016; Russo, Rizzi & Spreafico 2017) и четыре из них были признаны релевантными для сферы исследования и достаточны, чтобы построить первый образец удобства для настоящего исследования. Отброшенные источники были либо явно ориентированы на конкретные отрасли, что могло привести к смещению выборки, либо большинство иллюстрированных продуктов уже были включены в выбранные источники.

Некоторые продукты были исключены из базы данных, которые относятся к следующим категориям.

  • экологические товарные знаки или бренды, рассказы о реализации устойчивой политики в организациях, которые не воплощены в конкретных продуктах или услугах.
  • структурная оптимизация и изменения в производственных процессах, которые не распознаются в продуктах и поэтому не могут привести к восприятию ценности.
  • художественные выставки с переработанными/повторно используемыми материалами или другими непромышленными применениями, которые представляют собой не повторяющиеся примеры.
  • продукты, разрабатываемые в настоящее время, поскольку окончательная оценка их успеха невозможна.