Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и виды правосознания (Виды и типы правосознания)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Правосознание является одной из форм общественного сознания, которая представляет собой совокупность взглядов, идей, представлений, а также чувств, эмоций, переживаний, выражающих отношение людей к действующему или желаемому (допустимому) праву и другим правовым явлениям.

Государство придает особое значение вопросам повышения уровня правосознания граждан, что подтверждается принятием Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». Для формирования высокого правосознания и правовой культуры граждан в нашей стране осуществляется правовое воспитание, в котором участвуют не только государственные органы, но и общественные структуры, средства массовой информации, трудовые коллективы и граждане.

Правосознание, относится к ключевым категориям современной юридической науки. Формирование этой юридической категории происходит параллельно с развитием государства и напрямую зависит от преобладающих в обществе системы ценностей. Правосознание тесно связано с другими формами общественного сознания и отражает все явления и процессы жизни общества.

Актуальность работы состоит в том, что научное изучение правосознания имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. Без определения точного места правосознания в структуре правовой культуры невозможно создать и реализовать научную программу формирования и развития правовой культуры россиян в целом - важнейшего фактора равития российского права.

Объект курсовой работы составляют общественные отношения, возникающие в процессе формирования правосознания в России.

Предмет курсовой работы составляет совокупность процессов, явлений, отношений, закономерностей, связей, присущих правовому сознанию и представляющих интерес с точки зрения цели исследования.

Целью курсовой работы является теоретическое объяснение общих закономерностей развития правосознания и его видов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть понятие и структуру правосознания;
  • дать общую характеристику видам и типам правосознания;
  • раскрыть по уровню развития основные виды правосознания;
  • проанализировать современное состояние правосознания в России.

Теоретическую основу курсовой работы составили труды таких авторов, как М.К.Горбатова, А.В. Домнина, Л.А. Морозова, М.Е. Панкратова, В.В. Сорокин и других, разрабатывающих вопросы теории государства и права.

Методологической основой исследования послужили анализ литературы; анализ нормативно-правовой документации; сравнение; классификация, обобщение, исторический метод, специально-юридический и сравнительно-правовой.

Структура и объем работы соответствует целям и задачам, поставленным перед исследованием. Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

В первой главе исследованы вопросы, посвященные проблеме определения правосознания как юридической категории. Проанализированы различные подходы к определению правосознания и обозначены факторы, влияющие на его формирование.

Во второй главе раскрывается содержание основных видов правосознания по их уровню. Проанализировано современное состояние правосознания в России.

В заключении работы сделаны общие выводы по теме исследования.

1. СУЩНОСТЬ ПРАВОСОЗНАНИЯ

1.1. Понятие и структура правосознания

Правосознание является одной из форм общественного сознания. Оно отражает определенную часть общественного бытия - юридическую действительность. Термин «правовое сознание» давно утвердился в юридической науке, хотя он является несколько односторонним - в силу самой непосредственной связи права с государством точнее было бы говорить о государственно-правовом сознании. Оно охватывает как собственно правовые, так и государственные явления. Наряду и вместе с правовой формой сознания существуют, например, моральное, религиозное, политическое сознание. Все эти формы перекрещиваются и взаимно дополняют друг друга[1].

В процессе глобальных изменений в нашей стране на рубеже ХХ–ХХI вв. появляются новые трактовки правосознания, которые напрямую отражают изменения в обществе. В настоящие время трактовки правосознания отражают плюралистические идеи нашего общества как в вопросах социального бытия, так и в иных сферах жизнедеятельности личности и общества в целом. Ведущие теоретики права, пытаясь преодолеть одномерность классового подхода к пониманию и сущности правосознания, обратили свое внимание на многогранность и многоаспектность данного явления. В трактовках наших современников можно найти морально-этический, эмоциональный, нравственно-ценностный и ряд иных немаловажных компонентов, которые являются значимыми для личности, группы и общества в целом при определении правового сознания как формы общественного сознания[2].

Согласно мнению профессора Р.Х. Макуева, правосознание – это «совокупность правовых чувств, эмоций, идей, взглядов, оценок, установок, представлений, убеждений и других проявлений, выражающих отношение людей, их разнородных общностей к действующему праву, на основе которых ими делается вывод о чертах желаемого права»[3]. В свою очередь, А.Б. Венгеров, определяет правосознание «как объективно существующий набор взаимосвязанных идей, эмоций, выражающих отношение общества, групп, индивидов к праву - этому целостному социальному институту, его системе и структуре, к отдельным законам, иным характеристикам правовой системы»[4]. М.Н. Марченко дает следующую трактовку категории: «Правосознание представляет собой совокупность взглядов, идей, чувств, настроений, относящихся к праву. Оно включает и само представление о праве, т. е. правопонимание, взгляды на роль права, правовых учреждений в жизни общества и государства, идеи о правах человека, его ответственности перед другими людьми, государством и обществом»[5].

Сегодня в юридической науке наиболее распространенным подходом к определению правосознания является следующее: «правосознание - это одна из форм общественного сознания, органично входящая в правовую систему общества и представляющая собой совокупность взглядов, идей, концепций, оценок, чувств, эмоций и установок людей в отношении всей юридической действительности»[6].

Государство придает особое значение вопросам повышения уровня правовой грамотности и развития правосознания граждан, что закрепляется в Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 4 мая 2011 г.)[7].

Основы закрепляют, что развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры. В связи с этим Основы направлены на формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства.

Государство должно создавать условия, обеспечивающие развитие правовой грамотности и правосознания граждан, их осведомленность о характере, способах и пределах осуществления и защиты их прав, охраняемых законом интересов в административном и судебном порядке, а также доступ граждан к квалифицированной юридической помощи. Важнейшей задачей государства является также пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, правил общежития, уважения прав и законных интересов других лиц независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств[8].

Государство и право как институциональные образования с момента своего возникновения и во все периоды исторического развития сопровождаются психологически и идеологически. Вначале эмоционально, а затем и в развернутых суждениях люди выражают свое отношение к государственно-правовым реалиям. Оценивается государство и законодательство; правовое поведение граждан и должностных лиц и его результаты; правоохранительные органы и результаты обеспечения безопасности; свое собственное поведение. В качестве самостоятельной сферы оценок выделяется деятельность и профессиональное сознание юристов - судей, прокуроров, адвокатов, следователей, юрисконсультов.

Правосознание пронизывает все стадии правотворческого процесса (правотворческая инициатива, разработка, согласование, обсуждение, доработка, принятие проекта нормативно-правового акта) и, как результат, - находит свое выражение в содержании норм права. Поэтому приобретают значение личностные и профессиональные характеристики лиц, участвующих в работе над проектами законов и принимающих нормативно-правовые акты.

С точки зрения структуры выделяют две части правосознания: правовую идеологию и правовую психологию.

Правовая идеология - это систематизированное выражение вовне концептуальных представлений, взглядов, понятий, убеждений, теорий о правовой действительности. Идеология предполагает осмысление соответствующего предмета на достаточно высоком, научном уровне. Правовая идеология не возникает самопроизвольно, она вырабатывается специалистами и только потом усваивается (или не усваивается по причине сложности и оторванности от повседневности) населением. Глубокое постижение правовой идеологии достигается в процессе получении юридического образования и целенаправленным самообразованием при знакомстве с литературными и нормативно-правовыми источниками[9].

Правовая психология - это оценки, чувства, эмоции, настроения людей в отношении правовой действительности; психологические элементы правосознания - это отношение и к знанию о правовых явлениях, их эмоциональное восприятие. Правовая действительность фиксируется не только на уровне знаний, но и на уровне эмоций, переживаний («праведное» или «не праведное», «справедливое» или «несправедливое», «радует» или «огорчает», и т.д.). В информационном обществе часто психологические факторы формируются целенаправленно искусными идеологами и политиками. Но было бы ошибочно безоговорочно говорить о первенстве правовой идеологии над правовой психологией. По естеству, наоборот, рациональному знанию предшествует знание чувственное; знанию глубокому и систематизированному предшествует знание случайное, фрагментарное, складывающееся стихийно и в эмоциональной окраске. В действительности правовую идеологию и правовую психологию не отделить друг от друга, они переплетаются и взаимопроникают друг в друга, тесно взаимодействуя между собой. Особое значение имеет ментальность народа, особенности национальной идеологии и психологии[10].

Иногда в структуре правового сознания выделяют и поведенческие элементы, которые характеризуют готовность личности к совершению сознательных правовых поступков. На этом уровне на основе идеологических и психологических элементов формируются определенные поведенческие ориентации, мотивы, установки.

Под правовой установкой понимается предрасположенность субъекта к восприятию (оценке) правовых реалий и сформировавшаяся на ее основе готовность к правовому поведению. Установка может быть положительной или отрицательной. В основе ее лежит жизненная позиция и приобретенный ранее правовой опыт. Совокупность правовых установок и жизненных мотивов поведения дает правовую ориентацию.

Высокий уровень правового сознания каждого члена общества обеспечивает правомерное поведение, надлежащую реализацию правовых норм (соблюдение запретов, исполнение обязанностей, использование прав). Высокий уровень правосознания правоприменителей обеспечивает надлежащий режим законности и правопорядка. Отсюда приобретают важное значение функции правосознания - основные направления его действия на волю людей и их поступки. К ним относятся информационная, ориентационная, правопобудительная, правосозидающая функции.

Информационная функция иначе именуется познавательной и заключается она в предоставлении определенных знаний о государственно-правовых реалиях и внутреннем мире субъекта, его установках, его идеологии.

Ориентационная дает возможность для оценок и направлена на правовую подготовку в области государства и законодательства.

Правопобудительная имеет своей целью стимулировать или принудить субъекта к определенному правотворческому или правореализационному решению.

Правосозидающая - непосредственно творит право. Это очевидно для представителей психологических теорий. Но правотворческое значение правосознания в той или другой степени признается и иными школами[11].

Таким образом, роль правосознания просматривается в трех направлениях: это источник права, поскольку отражает назревшие потребности правового регулирования; сопровождает все формы и стадии процесса реализации права; служит оценке правомерного поведения субъектов.

1.2. Виды и типы правосознания

В юридической литературе правосознание принято классифицировать по двум основаниям - по субъектам и по уровням правосознания.

По субъектам различают индивидуальное, групповое и общественное правосознание.

Индивидуальное правосознание - это представления, взгляды, эмоции и пр. одного человека. Оно в своей совокупности неповторимо.

Групповое правосознание охватывает сходные черты правового сознания, свойственные определенной категории граждан (студентов, пенсионеров, педагогов, судей, полицейских и т.д.). Общесоциальное и правовое положение разных групп не одинаково, что и обусловливает особенности представлений о праве и государстве определенной социальной группы.

В качестве особой разновидности группового правосознания следует выделить корпоративное, обусловленное местом соответствующей организации в трудовых отношениях.

Общественное правосознание свойственно всему обществу в силу присущего ему менталитета, общего положения, обусловленного существующими государственно-правовыми институтами, своими правовыми обычаями, юридическими традициями, получившими отражение в сознании данного общества.

Общественное правосознание складывается из представлений о юридической действительности отдельных индивидов, отдельных социальных групп. Однако оно не сводимо ни к групповому, ни к индивидуальному правосознанию, поскольку ни первое, ни второе не в состоянии отразить его качественного состояния во всем многообразии[12].

Следующий вид классификации правосознания, который применяется в теории государства и права, по уровню, потому что анализ правосознания является одной из задач системной проблематики взаимосвязи элементов человеческого сознания и социально приемлемого поведения личности.

Уровень сознания - показатель глубины познания природы и общества, меры практической деятельности человека. В структуре правосознания выделяют три уровня: обычное, профессиональное и научное, которые зависят от степени знания права и глубины отражения правовой действительности[13].

Обыденное правосознание складывается стихийно, самопроизвольно. Оно производно от эпизодического столкновения с юридической сферой жизни общества. Обыденное правосознание представляет собой отражение правовых явлений на основе повседневного опыта, в связи с чем его соотносят с практическим правосознанием. На этом уровне чувственное преобладает над рациональным, конкретное над абстрактным. Значительный объем в нем занимает не идеология, а психологические проявления. Обыденное правосознание часто ошибочно, хотя и здравый смысл занимает здесь определенное место. Данный вид правового сознания можно обнаружить не только на индивидуальном, но и на групповом и общественном уровне.

Профессиональное сознание свойственно людям, имеющим специальную юридическую подготовку. Здесь в равной степени наличествуют приобретенная в учебном заведении правовая идеология и то, что привносится в сознание опытом квалифицированной работы. Его особенность состоит в доскональном знании правовых норм, регулирующих тот или иной вид юридической деятельности, оценкой значения соответствующих юридических процедур. Это правосознание практикующих юристов - судей, прокуроров, адвокатов, юристов учреждений и предприятий. В принципе профессиональное сознание юристов характеризуется устойчивостью и положительным отношением к праву. Однако, наряду с положительной характеристикой правовых установок профессиональных юристов, отмечают и своего рода профессиональную деформацию их сознания, притупленность его и внутреннюю раздвоенность.

Высшим уровнем является теоретическое (научное) правосознание. Оно формируется в результате научных исследований и выражено в понятиях, категориях, идеях, концепциях, отражающих юридические явления интеллектуально, значительно более осмысленно. Теоретическое правосознание как система правовых знаний проникает в сущность государственно-правовых явлений, вскрывает закономерности их функционирования и развития.

Общая характеристика обыденного, профессионального и теоретического правового сознания в историческом контексте общественного развития дает представление о типе правосознания.

Под типом правосознания понимается совокупность характерных и в то же время существенных черт правовой идеологии и психологии, отражающих их связь с обществом на соответствующей стадии развития.

Долгое время господствовало теократическое правовое сознание, в котором государственный строй и законодательство - одновременно и религия, а религиозные заповеди и обычаи - правовые законы. Индивид в этом сознании не занимает никакого места.

Противоположностью ему является светское правосознание, утвердившее себя в отделении государства от церкви, в превознесении знания, личной и индивидуальной духовности.

Новый тип правосознания формируется на этапе возвращения этой противоположности духа к началу единства божественной и человеческой природы, к примирению между ними во имя истины и свободы. Естественно-правовое сознание соединяется с позитивно-правовым.

С позиций цивилизационного подхода возможно деление согласно делению цивилизаций, каковых довольно много. Назовем только два вида: развитые и неразвитые. Правовое сознание до периода буржуазных революций вообще можно охарактеризовать как неразвитое, несформировавшееся[14].

Таким образом, правосознание – это одна из форм общественного сознания, органично входящая в правовую систему общества и представляющая собой совокупность взглядов, идей, концепций, оценок, чувств, эмоций и установок людей в отношении всей юридической действительности.

Правовое сознание имеет сложную структуру, в которую входят правовая идеология и правовая психология; выполняет информационную, ориентационную, правопобудительную, правосозидающую функции; классифицируется по субъектам и по уровням правосознания; в историческом контексте развития подразделяется на типы правосознания.

2. ВИДЫ ПРАВОСОЗНАНИЯ

2.1. Обыденное правосознание

Обыденное правосознание, будучи духовным началом в праве, оказывает существенное мотивационное воздействие на общественные отношения, правовое поведение и является одним из ведущих факторов развития правовой активности личности. Обыденное правосознание направлено на обеспечение личного и общественного благополучия, стабильности, на подготовку к неблагоприятным внешним воздействиям, что способствует постановке цели действия и способов ее достижения. Здравый смысл позволяет находить взаимосвязи между вещами и явлениями по принципу объяснения неизвестного через известное с помощью аналогии, а также предполагать будущее развитие событий[15].

Обыденное правосознание представляет собой самый первый уровень правосознания. Этот уровень свойствен основной массе членов общества. Он возникает под влиянием конкретных жизненных обстоятельств, личного правового опыта и характеризует отношение лица к праву на бытовом уровне в различные переходные периоды.

Профессор В.В. Сорокин считает, что «признаки переходности наблюдаются во всех компонентах правовой системы современной России. В условиях коренных перемен общество оказывается без необходимой правовой базы, механизма ее реализации. В юридической литературе правосознание общества оценивается как недостаточно развитое, не полностью сформировавшееся, отличающееся фрагментарностью, противоречивостью и радикальностью. Фрагментарность правосознания, во многом обусловлена разрывом единого правового пространства, когда ранее господствующие правовые ценности оказываются отторгнутыми, а в отношении новых еще не сложился общественный консенсус»[16].

Обыденное правосознание - результат первоначальной стадии правовой социализации личности, когда ею усваиваются конвенционные социальные нормы. По мнению В.В. Беденкова, основным путем формирования обыденного правосознания являются межличностное общение и неформальные отношения в семье, школе, университете, на работе и т.д.

Обыденное сознание есть тот уровень сознания, с которого люди начинают свою практическую жизнь. Путь по линии «обыденное правосознание - практическое - профессиональное - теоретическое» преодолевается вомногом благодаря обучению и воспитательной деятельности. Однако это не исключает воздействия на человека непосредственных условий жизни и повседневного опыта[17].

Характерная черта обыденного сознания состоит в том, что оно конкретно ориентирует личность в окружающем мире, но не может дать глубокое понимание тех или иных явлений, включая правовые.

В процессе формирования практического правосознания обыденное правосознание может укрепляться, углубляться и расширяться. Не исключена и серьезная ломка ранее устоявшихся представлений о праве, сопровождающаяся острыми психологическими переживаниями.

Обыденное правосознание может быть подразделено на определенные разновидности по его субъектам: индивидуальное, групповое и общенациональное. Значимость подхода к обыденному правосознанию с учетом его носителей определяется тем обстоятельством, что позволяет вскрыть роль и значение обычного права. В случае с индивидуальным и групповым обыденным правосознанием роль обычного права вполне очевидна и признается большинством исследователей: человек живет, взаимодействуя с конкретной социальной (национальной, религиозной) общностью; общность есть носитель определенной морали, обычаев, традиций. Однако применительно к общегосударственному уровню обычное и религиозное право многим юристам и государственным деятелям представляется архаизмом. Происходит это потому, что они не видят способа вписать обычное право многих народов в существующую правовую систему, игнорируют общенациональное обыденное правосознание, тесно сопряженное с духовными и моральными ценностями, выраженным чувством справедливости.

Вместе с тем, полагает В.В. Беденков, именно феномен справедливости занимает важное место в обыденном сознании людей. Он является одним из центральных для оценки правового развития и основным элементом нравственного сознания. Справедливость относится не только к юридическим отношениям, но и к моральным и характеризует соотношение и оценку нескольких явлений или поступков с точки зрения распределения блага и зла между людьми, например, соотношение преступления и наказания, действия и воздаяния за него, прав и обязанностей. Несоответствие между тем и другим рассматривается как несправедливость[18].

Многие исследователи сходятся в том, что большинство россиян не склонны руководствоваться в сфере правоотношений правовыми принципами и нормами. Как справедливо отмечает А.В. Старикова, перемены, произошедшие в нашей стране за последние десятилетия, практически не изменили негативного отношения населения к праву, а, возможно, даже усилили его[19]. Отрицательно сказываются на состоянии правосознания населения и общественного мнения о праве рост преступности, коррумпированность власти, неэффективность судебной системы. Сюда же можно отнести пропаганду в средствах массовой информации различных моделей криминального поведения.

Ситуация осложняется тем, что нравственные нормы, регулирующие как общесоциальные, так и межличностные отношения в российском обществе, разрушены или существенно деформированы, что явилось следствием распада Советского государства и последовавших за этим радикальных изменений в общественном устройстве страны. В.В. Беденков считает, что «для современного российского общества характерно подчеркнутое игнорирование окружающих и общепринятой морали и даже умышленное нанесение вреда окружающим. То, что еще недавно было аморальным, становится привычным и повсеместно распространенным. В итоге уровень развития морального сознания большинства населения уже не в состоянии компенсировать неразвитое правовое сознание»[20].

Правовой нигилизм, слухи о всеобщей коррумпированности власти, штампы, подобные высказываниям «мафия бессмертна», и прочее свидетельствуют о серьезном разладе в российском правовом механизме. Однако сохранившиеся в различных группах позитивное обычное, религиозное правосознания, по существу, являются теми островками, на которых можно строить прочное здание национальной правовой системы России, которая будет положительно оценена в обыденном правосознании. Структуру обыденного правосознания разные авторы видят по-своему, используя различные подходы в исследовании данного вопроса.

Стоит согласиться с мнением М.Е. Панкратовой, которая при рассмотрении вопроса обыденного сознания выделяет в нем рациональную и эмоциональную сферы. В рациональной сфере накапливаются итоги личного, индивидуального опыта человека[21].

Решение проблемы формирования обыденного правового сознания и правовой культуры современного общества невозможно без учета его структуры. По мнению В.В. Беденкова, «в обозначенном направлении необходимо:

  • разработать нормы федеральных законов по профилактике правонарушений среди подростков, для чего осуществлять правовое просвещение, реализовывать правовоспитательные проекты;
  • усилить воспитательное содержание законодательства, непосредственное участие юристов в правовом воспитании учащейся молодежи;
  • систематизировать нормы, регулирующие образовательные отношения, привести их в соответствие с международными стандартами. Обыденное правосознание формируется не изолированно, а во взаимосвязи с другими подструктурами личности человека, включая его подсознание»[22].

Следовательно, можно сделать вывод о том, что обыденное правовое сознание устанавливает лишь внешние связи между правовыми явлениями, рассматривая только отдельные факты правовой действительности, но оно способно проникнуть в сущность права и является здравым смыслом в правовой сфере. Непосредственно определяя поступки людей, правосознание имеет важное социальное значение, так как в некоторых случаях раньше, чем юридическая теория, поднимается до необходимости преобразований в сфере права.

2.2. Профессиональное правосознание

Профессиональное юридическое сознание формируется в процессе исторического развития общества по мере возникновения и развития правовой реальности, взаимодействия материальных и духовных компонентов правовой системы, создания и функционирования юридической науки и юридического образования. Профессиональное правосознание – это один из элементов правовой культуры общества, определяющий ее качественный уровень, упорядоченная совокупность правовых знаний, убеждений, представлений о праве, формирующихся у юристов-профессионалов, специалистов-правоведов на основе мировоззренческой правовой идеологии и специальных юридических знаний и практической юридической деятельности. Базовым духовным (интеллектуальным) источником профессионального правосознания в современном цивилизованном обществе являются среднее профессиональное и преимущественно высшее юридическое образование. Особенности профессионального правосознания юристов конкретизируются в его структуре, в системе присущих данной профессиональной группе правовых знаний, представлений, установок и ценностных ориентаций.

Вопрос о структуре профессионального правосознания в юридической литературе не является однозначно решенным. Долгое время господствовала так называемая «статическая» модель правового сознания, в соответствии с которой выделялось два элемента: правовая идеология и правовая психология. В работах современных авторов сформировался иной подход, иная модель профессионального правосознания – «информационная», в соответствии с которой в структуре правосознания выделяют три составляющие: познавательную, оценочную и волевую. Здесь реализуется системный подход к содержанию профессионального правосознания, который позволяет отразить особенности именно профессионального правосознания, отграничить его от общего правосознания. В соответствии с ним в структуре профессионального правосознания выделяются: первый блок – интеллектуальный (логико-нормативный), включающий в себя знания, умения и навыки; второй блок – профессиональный (опыт социально-правовой активности), включающий волю и опыт, появляющийся в результате практической юридической деятельности[23].

Интеллектуальный блок характеризует правовую информированность, свидетельствует о знании правовых норм и понимании права, широту кругозора. Данный блок включает такие направления, как формирование знаний действующего законодательства и возможностей юридической науки; формирование понимания социальной природы права, его принципов; умение пользоваться правовым инструментарием, достижениями юридической науки и практики. Профессиональный блок (опыт социально-правовой активности) включает профессиональный опыт, появляющийся в результате практической юридической деятельности. Он является главным показателем профессионализма юридических работников и свидетельствует об уровне развития их индивидуального правового сознания. Понимание содержания профессионального правосознания предполагает выделение его основных элементов, определение последовательности и закономерностей их формирования, установление взаимосвязи между элементами содержания, выявление роли и значимости каждого из элементов в структуре правосознания и влияния среды на их функционирование и развитие.

Профессиональное правосознание обладает всеми признаками человеческого сознания и общими признаками правового сознания, его объектом, как и правосознания в целом, является правовая реальность; его непосредственным источником – противоречие между правовой реальностью и правовой действительностью; его содержанием – представления, понятия и идеи, отражающие различные стороны, элементы и направления развития правовой реальности; его целью – понимание существенного и закономерного в правовой реальности, дающее возможность воздействовать на правовое практическое мышление и практическую правовую деятельность для ее трансформирования в правовую действительность. Эти признаки характеризуют как профессиональное, так и общее правовое сознание.

Вместе с тем в юридической литературе применительно к профессиональному правосознанию выделяют ряд специфических признаков, которые позволяют говорить об особом месте профессионального правосознания и его особой роли по сравнению с общим правосознанием[24].

Таким образом, профессиональное правосознание характеризуется тем, что его носителем выступает особая социальной группа; это правовое сознание юридической страты, т.е. людей, профессионально работающих в сфере специальной юридической деятельности и занимающих соответствующие должности в суде, прокуратуре, нотариате, адвокатуре и других юрисдикционных органах.

В содержательном аспекте профессиональное правовое сознание характеризуется тем, что оно базируется на особой системе юридических знаний, полученных его носителями в результате освоения образовательных программ высшего или среднего профессионального юридического образования, подтвержденного прохождением итоговой государственной аттестации.

Профессиональное правовое сознание характеризуется четкой предметной направленностью; это знание об элементах правовой реальности, прежде всего о системе юридических норм и практике их осуществления; это знание системного характера, предполагающее понимание основных связей между элементами правовой реальности и структурами этих элементов.

Профессиональное правосознание содержит в себе как необходимый компонент систему профессиональных навыков, или как сейчас модно говорить, – компетенций, которые дают возможность целенаправленно использовать полученные правовые знания в профессиональной практической деятельности.

Профессиональное юридическое сознание предполагает наличие в нем мотивационной части, составляющей костяк государственных и наиболее значимых общественных структур, и должно быть нацелено на работу во благо российского общества и государства, на решение его текущих и стратегических задач.

За пределами представленного перечня могут быть выделены другие признаки, в частности – особые формы внешнего выражения профессионального правового сознания[25].

Следовательно, многие проблемы, которые сегодня обнаруживаются в подготовке и деятельности юристов, в функционировании правовой системы общества, связаны с недостаточной проработкой на теоретическом уровне вопросов природы профессионального правосознания, системы его содержательных частей, направлений их формирования, способов связи профессионального правосознания с практической деятельностью.

2.3. Правосознание в современной России

Проблемы формирования и развития правового сознания граждан особенно актуальны в свете формирования в России правового государства и гражданского общества.

Правосознание населения формируется под влиянием как объективных, так и субъективных факторов. Процесс формирования индивидуального правосознания - это процесс становления личности, объективно ориентированной в сфере права, имеющей определенную позицию в системе социальных (в том числе регулируемых правом) отношений, осознающих свою позицию, свои интересы и суть отношений, в которые индивид включен. Ориентация гражданина на следование правовым установлениям напрямую зависит от того, насколько установления объективно отражают общие интересы, являются ли эти интересы приоритетными при реализации нормативных правовых актов, иными словами, насколько результативен закон[26].

С развитием глобализации происходит сближение не только законодательства, правоприменительной практики, но и моральных и нравственных устоев, традиций, правового сознания, в результате чего существенно возрастает угроза потери духовно-культурной идентичности. В системе правообразующих факторов особую роль имеет правосознание законодателей. Игнорирование ими национальных, исторических и социально-психологических основ общественного (а также правового) сознания явилось причиной принятия законов, которые вызывали социальные конфликты в обществе. Ярким примером игнорирования общественного сознания может служить новое пенсионное законодательство.

По мнению З.К. Букловой, «вследствие того, что в ходе реформ были, по сути, проигнорированы нравственные и исторические традиции, страна несет крупномасштабные потери: распад единого духовного пространства, утрата консолидирующей идеи, попрание чувств национального достоинства, коммерциализация культуры, аморализм. Разрушена прежняя система ценностей, а новая не создана»[27].

В то же время не всегда добросовестная и качественная деятельность правоохранительных и иных органов власти в сфере правотворчества и правореализации может снижать уровень правосознания личности и общества в целом. В период изменения курса общественного развития песси­мистическая оценка правоохранительных органов, как регулятора возможностей права, на преодоление многочисленных нарушений закона образует превалирование в России умения договариваться, решать проблемы, минуя закон. Нежелание людей отстаивать свои права происходит от предсказуемой истины, что правда на стороне «сильных» или «богатых».

При реализации правосудия стоит отметить высокую воздействующую роль правосознания и правовой культуры на формирование права, правоприменительной практики, а также на формирование общих представлений об осуществлении правосудия[28].

Выявление общего интереса и отражение его в законе так же важно, как и его последующая защита и охрана на всех стадиях реализации принятых норм. Государство и структуры государственной власти несут ответственность за сложившуюся социальную реальность, а не только за точность и полноту реализации принятых нормативных правовых актов.

В первую очередь именно на уровне обыденного правосознания в специфической форме гражданин соотносит свои интересы, вытекающие из его объективного положения, в системе общественных отношений с общими интересами, в том числе закрепленными в правовой форме, и правовыми нормами.

Любое социальное явление регламентируется не одной нормой или законом. Сложная система правовых регуляторов, задействованная по каждому из совершаемых гражданином поступков, включает как систему норм, так и всю совокупность действий по их реализации. И не только органов власти, но и иных субъектов регулируемых отношений.

Поэтому в восприятии гражданина закон присутствует как многопрофильное явление, поддерживаемое властными действиями и находящее отражение в социальной практике, а не как совокупность отдельных законов, нормативных правовых актов и норм. Понятие законности как определенного социально-экономического порядка в сознании граждан главенствует над представлениями о соответствии закону. Если положения закона могут быть социально не обоснованы или применяться не в целях, предусмотренных при его принятии, то законность как понятие более интегративное соответствует должному социально-экономическому порядку.

Борьба интересов различных социальных групп создает в настоящее время определенный социально-экономический порядок, в полной мере не соответствующий интересам ни одной из групп. Эта борьба постоянно усиливается. В связи с этим первоочередной задачей становится укрепление законности. «Необходимо восстановить законность в регионах, где мафиозные структуры стремятся подменять органы власти и имеет место коррупция в ее наиболее опасных системных формах»[29].

Отношение к закону как двойному опосредованию отчужденных от гражданина сил - производное от понимания гражданином интересов, защищаемых данным законом: закон как средство обуздания частного интереса, пренебрегающего даже куцыми юридизированными правилами игры, либо закон для отстранения государства от участия в управлении обобществленными средствами производства и передачи всей полноты власти в руки гражданского общества. Присвоенные полномочия по учреждению норм и правил торгового оборота, распространение практики регулирования из иной социальной действительности на российскую действительность (в значительной мере еще сохранившей производство на основе непосредственно обобществленной собственности) порождают хаос и противоречия не на стадии законотворчества, а на стадиях реального правоприменения и социального регулирования.

Отношение к закону и реальной практике его осуществления со стороны тех или иных социальных групп определяется разным их положением в системе общественного производства. Ответ на вопрос: кого защищает закон, является ключевым.

Если власть игнорирует массовые нарушения закона, если на стадии реализации происходит эмпирическая корректировка его положений, а на каждом уровне вразрез с заложенными целями истолковываются положения закона, то граждане адаптируются к безвластию официально установленных органов власти и ориентируются на экономически господствующие структуры[30].

Граждане повсеместно сталкиваются со сложившимся экономическим механизмом, позволяющим трактовать государственные установления в процессе применения недолжными лицами. Официальное толкование запаздывает или идет по пути санкционирования сложившихся отношений. Как правило, власть оценивают с точки зрения эффективности принятых управленческих решений. Не случайно любые последовательные действия власти по корректировке экономического механизма, по наведению порядка воспринимаются позитивно, растет доверие к понятным реальным действиям органов власти, конкретным мероприятиям.

Попытки замены органов власти структурами гражданского общества вызывает недоверие со стороны граждан. Природа конкретных некоммерческих организаций, социальная пристрастность, ориентация на защиту интересов и потребностей определенных социальных групп (и способов защиты прав отдельных граждан), а не на общее совершенствование социального регулирования, понятна гражданам. Именно поэтому граждане считают необходимым установить более жесткий контроль за их деятельностью со стороны государства.

Обобщенная эмоциональная оценка власти населением негативна. Практика применения (или неприменения) закона в интересах определенных групп, давление коммерческого интереса на правовые решения различного уровня подрывают доверие к государству как выразителю общей воли и общего интереса[31].

Переходное развитие правовой системы показывает, что изменения системы права и системы законодательства могут происходить в сравнительно короткие сроки, в то время как правовое сознание, приобретенное обществом в течение долгой жизни, не может подвергаться быстрым переменам. Тем не менее, в условиях переходного периода скорость негативных изменений в правосознании может увеличиваться в десятки раз.

Среди факторов, обусловливающих низкий уровень российского правосознания, в современный период называют: юридическую безграмотность, отсутствие правового опыта и навыков, правовой информированности; неуважение к праву, неприятие правовых ценностей (правовой нигилизм), одной из причин которого является внедрение в российскую правовую систему правовых ценностей, не имеющих национальных корней.

Правосознание современного периода претерпевает определенные «встряски», связанные с изменениями в повседневной общественной и правовой жизни. Осмысление и формирование оценки к тому или иному событию или явлению в правовой жизни происходят уже после того, как они свершились.

Одной из негативных черт современного российского правосознания является юридическая безграмотность и наличие размытых представлений о праве, правовой сфере. Кроме того, по мнению многих ученых, одна из причин низкого уровня правосознания кроется в факторе «западной экспансии», в настойчивом и непродуманном внедрении образцов западной культуры и традиции в российскую правовую систему[32].

В последнее время все более заметна тенденция откровенного навязывания миру западных идеологических и культурных ценностей, моделей поведения и представлений об окружающей действительности. Следует отметить, что во многом развитие правовой культуры и правового сознания зависит от того, как они формируются, - сознательно, открыто, путем разработки и учета собственного (национального) исторического, государственного опыта или складываются и внедряются явочным порядком, без деклараций и обсуждений.

Как показывает практика, развитие идеологии России шло по второму пути, и потому отличается противоречивостью, радикальностью и парадоксальностью. Л.А. Морозова отмечает, что «в настоящее время идет процесс интенсивного насаждения, внедрения в жизнь российского государства институтов, категорий, ценностей, законов западного образца жизни, которые, может быть, хороши с точки зрения западной цивилизации, но совершенно не соответствуют менталитету россиян. Любые реформы обречены на провал, если они не опираются на традиции российского общества»[33]. В правовом сознании должна сохраняться традиция права конкретного общества. Для России эта многовековая традиция заключается в идеале справедливости, приоритете общесоциальных интересов, в коллективизме, в уважении к государству и др.

Из всего вышесказанного следует отметить, что приоритетным направлением в развитии российского правосознания должна стать актуализация творческого воспитания своего собственного, неповторимого правосознания, имеющего прочные корни и традиции.

Уникальность и самобытность российского правового сознания призвана отражать такая категория, как правовой менталитет. Правовой менталитет - это совокупность готовностей, установок и предрасположенностей индивида или социальной группы действовать, мыслить и переживать, испытывать различные эмоциональные состояния по поводу правовых отношений, это устойчивая настроенность мотивации и ценностных ориентаций человека, сплачивающая его в социальные группы и исторические общности, следующие единым правовым нормам[34].

Чтобы отразить уникальность и неизменность отечественного правового сознания, а вместе с ним и уникальность российской правовой системы, Т.В. Синюкова оперирует категорией правовой ментальности, под которой понимает умственный и духовный строй народа, его духовную инварианту. Через ментальность правовая теория выходит за пределы чисто государственно-законодательной трактовки правового сознания в более глубокую область вне позитивных правовых феноменов (подсознание, надсознание, символы, архетипы, образы права и т. д.)[35].

Право и законы не могут развиваться в очень быстром темпе, они должны быть согласованы с менталитетом населения. Проходящие в стране реформы и перемены редко удовлетворяют подлинные интересы граждан и находят опору в их правосознании, так как не согласова­ны с традициями, стереотипами, историческими и географическими факторами. Именно традиционализм, генетическая фундаментальность встают сегодня на пути амбициозных проектов преобразований, становясь правопрепятсвующим фактором для новых радикальных правовых проектов. В результате несовпадения интересов реформаторов и правосознания граждан российская правовая система становится все более декларативной, неустойчивой. Требуется изучение собственных, социально-культурных, исторических и специальных юридических основ российской правовой системы.

Таким образом, реформирование общества требует учитывать традиции, развивать их, а не разрушать. Правосознание как духовный элемент правовой системы обладает такими общими чертами, как консервативность, статичность, тесная взаимосвязь с другими элементами правовой системы, отражательный и воздействующий характер и др. В период глобализации, в переходное время, российское правосознание отличается следующими специфическими чертами: фрагментарность, противоречивость, радикальность, преобладание в массах правового нигилизма.

Основными причинами такого состояния правосознания являются наспех проводимые реформы, по западным образцам и без учета собственного исторического опыта, которые не находят опоры в сознании общества. Размытые представления о праве; самоустранение государства из многих сфер общественных отношений; отсутствие творческого воспитания своего собственного неповторимого правосознания[36].

Реформирование общества требует учитывать правовой менталитет российского общества. Изменения вектора правовой реальности должно проводиться структурами власти на основании отраженной справедливости в сознании общества. Наличие справедливого начала в идеи, есть мотив выбора именно этого поступка. В противном случае правовая система может стать декларативной.

В современный период особого укрепления требует такой уровень правосознания, как правовая психология, что актуально в связи с неоспоримым фактом применения технологий манипулирования общественным сознанием с целью попытки внедрения в массы идеологии глобализации. Избежать негативного влияния глобализации на правовую систему и правосознание можно путем формирования адекватной системы правового воспитания и образования, а также актуализации типологической самоидентификации русского правового сознания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведенного исследования понятия и видов правосознания, можно сделать следующие выводы.

Правосознание представляет собой форму общественного сознания, которая входит в правовую систему общества и представляет собой совокупность взглядов, идей, концепций, оценок, чувств, эмоций и установок людей в отношении всей юридической действительности. Правовое сознание имеет сложную структуру, в которую входят правовая идеология и правовая психология. При этом выполняет информационную, ориентационную, правопобудительную, правосозидающую функции в обществе, что в результате должно сказаться на правомерном поведении общества и снижении количества правонарушений.

Правосознание может быть классифицировано по субъектам и по уровням правосознания. Правомерное поведение субъектов обеспечивается сформированностью всех функций (уровней) правосознания. Уровень сознания представляетс собой показатель глубины познания природы и общества, меры практической деятельности человека. В структуре правосознания выделяют три уровня: обычное, профессиональное и научное, которые зависят от степени знания права и глубины отражения правовой действительности.

Обыденное правосознание является результатом первоначальной стадии правовой социализации личности, но имеет огромное социальное значение, так как в некоторых случаях оно раньше, чем юридическая теория, поднимается до необходимости преобразований в сфере права.

Профессиональное правосознание определяет качественный уровень, совокупность правовых знаний, убеждений, представлений о праве, формирующихся у юристов-профессионалов, специалистов-правоведов на основе мировоззренческой правовой идеологии и специальных юридических знаний и практической юридической деятельности.

Высшим уровнем является научное правосознание, которое формируется в результате научных исследований и выражено в понятиях, категориях, идеях, концепциях, отражающих юридические явления интеллектуально. Теоретическое правосознание как система правовых знаний проникает в сущность государственно-правовых явлений, вскрывает закономерности их функционирования и развития.

Правовое сознание является сложной и многогранной социально-правовой категорией, при этом ему отводится важная роль в механизме регулирования поведения людей в юридически значимых ситуациях. Правовое сознание не сводится к механическому усвоению и реализации норм права, это оценка действующего права, оценка правовых явлений личностью, группой и обществом в целом, взгляды и суждения на правовую действительность, идеи о желаемых изменениях в правовой сфере, которые формируются под воздействием господствующих в обществе многоуровневых систем ценностей и установок.

Проявление законности в обществе зависит и от уровня правосознания и правовой культуры граждан. Одной из причин нарушения законности является низкий уровень правосознания и правовой культуры в обществе. Кризис правосознания во многом обусловлен положением, сложившимся в правовой сфере, существенным разрывом между нормами и реальными общественными отношениями, отсутствием эффективного процесса правотворчества, деятельности государственных органов и должностных лиц.

Данное социально-правовое явление находится в прямой зависимости от иных социальных систем и явлений общественной жизни, пребывающих в постоянном развитии и трансформации. В процессе анализа правосознания необходимо учитывать связь данного явления с правовой психологией, экономическими и производственными отношениями, которые существенным образом влияют на уровень правосознания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утв. Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168 // Российская газета. – 14.07.2011. – № 151.

Беденков В.В. Понятие и структура обыденного правосознания // Известия Алтайского государственного университета. – 2016. - № 3. - с. 23 – 27.

  1. Буклова З.К. Исторические этапы развития (становления) российского правосознания и его особенности // Право и политика. 2009. - № 7 (115). - С. 1524 - 1534.

Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник. М.: Омега – Л., 2005. – 559 с.

Горбатова М.К., Домнина А.В. Теоретические подходы к содержанию профессионального правосознания // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. - № 2 (1). – с. 299 -306.

  1. Зорькин В.Д. Коррупция как угроза стабильному развитию общества // Журнал российского права. 2012. - № 7. – С. 18 – 20.

Макуев Р.Х. Теория государства и права: учебник. М.: Норма: Инфа – М, 2010. – 640 с.

  1. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2016. – 640 с.

Морозова Л.А. Российская правовая система и международное право: современные проблемы взаимодействия // Государство и право. 1996. - № 2. - С. 16 - 19.

Панкратова М.Е. Правосознание, его структура, виды, уровни и функции // Современное право. - 2015. - № 1. – С. 5 - 9.

Петров А.В., Горбатова М.К., Домнина А.В. Проблемы формирования профессионального правосознания на ступени высшего юридического образования // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. - № 5 (1). - С. 281–287.

Петров А.В., Домнина А.В. Профессиональное правосознание: объективные основания и особенности. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2015. - № 5–6, - С. 299–306.

Пищулина Т.В. Теоретические аспекты определения правосознания в отечественной юриспруденции // Управление в современных системах. 2017. - № 2(13) – С. 60-62.

РадькоТ.Н., Лазарев В.В., Морозова Л.А Теория государства и права: Учебник для бакалавров / Т.Н. Радько, В.В. Лазарев; Л.А. Морозова. – М.: Проспект, 2016. - 568 с.

Синюкова Т.В. О российской правовой доктрине // Российская правовая система: вопросы теории и практики: Межвуз. сб. науч. трудов. Саратов, 2007. - С. 7 - 9.

Сорокин В.В. Правосознание в переходный период общественного развития // Журнал российского права.- 2001. - № 10. - С. 58 - 60.

Старикова А.В. О проблемах определения сущности правосознания // Актуальные вопросы юридических наук в современных условиях: сборник научных трудов по итогам Междунар. науч. - практ. конф. - СПб., 2016. – С. 34 - 37.

Усенко О.Г. К определению понятия «менталитет» // Российская ментальность: методы и проблемы изучения. Вып. 3. М., 1999. - С. 35 36.

  1. Чеснокова М.Д. Влияние на правосознание населения социальных результатов действия закона (на примере Федерального закона «О противодействии коррупции» // Журнал российского права – 2013. - № 8. - С. 79 – 89.

Юнусов С.А., Кученев А.В. Состояние современного российского правосознания // Вестник экономической безопасности. 2017. - № 1.- С.36 – 41.

  1. Радько Т.Н., Лазарев В.В., Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник для бакалавров - М.: Проспект, 2016. - с. 241.

  2. Пищулина Т.В. Теоретические аспекты определения правосознания в отечественной юриспруденции // Управление в современных системах. 2017. - № 2(13) – с.60.

  3. Макуев, Р.Х. Теория государства и права: учебник. М.: Норма: Инфа – М, 2010. - с.371.

  4. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник. М.: Омега – Л., 2005. - с. 559.

  5. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2016. - с.40.

  6. Радько Т.Н. и др. Указ. соч. - с. 241.

  7. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утв. Президентом РФ: 28.04.2011: Пр–1168 // Российская газета. – 14.07.2011. –№ 151.

  8. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утв. Президентом РФ: 28.04.2011: Пр–1168 // Российская газета. – 14.07.2011. –№ 151.

  9. Радько Т.Н. и др. Указ. соч. - С. 242.

  10. Радько Т.Н. и др. Указ. соч. - С. 243.

  11. Радько Т.Н. и др. Указ. соч. - С. 243.

  12. Радько Т.Н. и др. Указ. соч. - С. 244.

  13. Беденков В.В. Понятие и структура обыденного правосознания // Известия Алтайского государственного университета. – 2016. - № 3. - С.23.

  14. Радько Т.Н. и др. Указ. соч. - С. 245.

  15. Беденков В.В. Указ. соч. – с. 27.

  16. Сорокин В.В. Правосознание в переходный период общественного развития // Журнал российского права.- 2001. - № 10. - с. 59.

  17. Беденков В.В. Указ. соч. – с. 27.

  18. Беденков В.В. Указ. соч. – с. 28.

  19. Старикова А.В. О проблемах определения сущности правосознания // Актуальные вопросы юридических наук в современных условиях: сборник научных трудов по итогам Междунар. науч. - практ. конф. - СПб., 2016. – с. 35.

  20. Беденков В.В. Указ. соч. – с. 28.

  21. Панкратова М.Е. Правосознание, его структура, виды, уровни и функции // Современное право. - 2015. - № 1. – с.5.

  22. Беденков В.В. Указ. соч. – с. 29.

  23. Горбатова М.К., Домнина А.В. Теоретические подходы к содержанию профессионального правосознания // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 2 (1). – с. 237.

  24. Петров А.В., Горбатова М.К., Домнина А.В. Проблемы формирования профессионального правосознания на ступени высшего юридического образования // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. № 5 (1). 2010. - С. 281

  25. Петров А.В., Домнина А.В. Профессиональное правосознание: объективные основания и особенности. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2015, № 5–6, - с. 299.

  26. Чеснокова М.Д. Влияние на правосознание населения социальных результатов действия закона (на примере Федерального закона «О противодействии коррупции» // Журнал российского права – 2013. - № 8. - С. 80

  27. Буклова З.К. Исторические этапы развития (становления) российского правосознания и его особенности // Право и политика. 2009. - № 7 (115). - С. 1530.

  28. Юнусов С.А., Кученев А.В. Состояние современного российского правосознания // Вестник экономической безопасности. 2017. - № 1.- С. 38.

  29. Зорькин В.Д. Коррупция как угроза стабильному развитию общества // Журнал российского права. 2012.- № 7. – С. 18.

  30. Чеснокова М.Д. Указ. соч. - С. 81.

  31. Чеснокова М.Д. Указ. соч. - С. 82.

  32. Юнусов С.А., Кученев А.В. Указ. соч. - С. 39.

  33. Морозова Л.А. Российская правовая система и международное право: современные проблемы взаимодействия // Государство и право. 1996. № 2. - С. 16.

  34. Усенко О.Г. К определению понятия «менталитет» // Российская ментальность: методы и проблемы изучения. Вып. 3. М., 1999. - С. 36.

  35. Синюкова Т.В. О российской правовой доктрине // Российская правовая система: вопросы теории и практики: Межвуз. сб. науч. трудов. Саратов, 2007. - С. 7.

  36. Юнусов С.А., Кученев А.В. Указ. соч.- С. 40.