Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Дидактическая игра как средство активизации познавательной̆ деятельности младших школьников.(Применение дидактических игр на примерах обучения в начальной школе(Применение дидактических игр на примерах обучения в начальной школе)

Содержание:

Введение

Большое количество времени педагоги ищут методы доступных путей обучения дошкольников. Перед ними стоят задачи найти такие методы и способы , которые бы позволяли качественно работать педагогам с детьми. Уже испробовано многое. Какими бы методами не пользовались педагоги, но все это никак не помогло в достижении поставленных целей. Практические задания научной дидактики является направления учителям наиболее рациональные пути скорейшего получения знаний, мастерства, опытности, наработанные предшествующими поколениями преподавателей.

Среди трудностей современных преподавателей большую роль играют такие, которые связаны с поисками задач усиления сил и результата в сложное время кризисной ситуации в экономике, духовной и культурной сферах нашего общества.

На первом месте у дошкольников задача – играть. Мы должны прислушиваться обучаемому и воспитывающемуся воздействию игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей. Игра является средством воспитания обучения, когда она является воспитательным процессом.

Игра в работах преподавателя выражает влияние в категорию исполняющих ребенка, педагог с поддержкой категории проявляет воздействие на любого. Образуя жизнь ребят в игре, педагог воспитывает и игровые отношения, и жизненные, закрепляя тем самым полезные навыки в нормы поступки учеников в различных условиях и за пределами игры - таким образом, при правильном руководстве игра становится школой воспитания.

Игра - средство первоначального обучения, усвоения «науки до науки». В игре обучаемые отображают окружающую среду и познают те или иные доступные их пониманию и восприятию случаи, события. Применяя игру как способ знакомства с окружающим миром, воспитатель может обратить внимание детей на явления, важные для расширения круга мысли. Кроме того он питает заинтересованность ребят, воспитывает любознательность, нужду и понимание необходимости усвоения задачи для обогащения темы игры, а в процессе игры воспитывает умение пользоваться знаниями в различных ситуациях. Педагог принимает роль руководителя игры, тем самым воспитывает активное старание делать что-то, пробовать, искать, проявлять старание, и находить, обогащает духовный мир ребят. Все это содействует умственному и общему развитию. Эту задачу и преследуют дидактические игры.

Дидактическая игра, являясь феноменом культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность социальных статусов и ситуаций. Уже давно цивилизации игра стала контрольным проявлением всех важнейших черт личности.

Глава 1. Дидактическая игра как средство воспитания.

1.1. Роль игры в воспитании личности

Рассматривая дидактическую игру как самостоятельную игровую деятельность ясно, то что базируется в осознанности данного движения. Самостоятельное игровое занятие вступает в действие лишь в том случае, в случае если дошкольники выражают интерес к игре, её законам и поступкам. Как долго может увлекать ребенка игра, правила и содержание которой хорошо ему известны? Вот вопрос, который необходимо выяснить почти непосредственно в процессе работы.

Огромную значимость захватывают вид развлечения в существования дошкольников. Подтверждение данному имеют все шансы быть общенародные вид развлечения, принципы каковых абсолютно всем знакомы:: «Краски», «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем», «Наоборот» и др.

В любой такого рода игре выявляется заинтересованность к игровым поступкам. К примеру, в игре «Окраски» необходимо выделить приглянувшийся окраска. Дошкольники больше в целом применяют обычные тона, какие попадаются в сказках: желтый, серебристый. Дошкольник подбирает окраска и подойдет к водящему и в ухо говорит в полголоса ему название цвета. Ребенок выбирает цвет и подходит к водящему и на ухо говорит шепотом ему название краски. «Скачи по дорожке на одной ножке»,- говорит водящий тому, кто назвал краску, если такого цвета нет среди игроков. Очень много здесь интересных игровых моментов! Поэтому-то детям в таком возрасте и доставляет удовольствие играть в такие игры. Проблемой процесса воспитания является самостоятельная игра,чтобы у них такие игры были всегда в запасе, чтобы они сами могли по мере своего воспитания организовывать их, быть не только игроком и зрителями, но и справедливыми судьями.

Двигаясь дальше в процессе воспитания необходимо затруднять игры, дополняя их все большим количеством правил, содержащих не только техническое направление, но добавляли новую краску эстетики, открывали образные понятия честности, а в комплексе не дали угаснуть детскому интересу к игре.

Очень важный момент заключается еще в том, что окружающий (будь то преподаватель или родитель) не должен перегружать своим присутствием эмоционального пространства, его ведение игрой должно быть похоже на ветер, который раздувает паруса в нужном направлении, а сам почти незаметен. В его окружении, помимо становления самостоятельности, оживление, устанавливается доверие между дошкольниками и преподавателем, взаимопонимание, которое основано на совместном переживании, которое они испытали в процессе игры. В этом и заключается педагогическая помощь, в разрешении проблем процесса воспитания.

Дидактические игры являются одним из способов всестороннего воспитания личности.

1.2. Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников.

В различие от других занятий игра включает в себя задачу; сторонних и отсоединенных вопросов в игре дошкольник никак не может устанавливать и принимать решение. Игра зачастую и обусловливается равно как деятельность, исполняющая для наиболее себе, сторонних полнее и вопросов никак не притесняет. Необходимо никак не выпускать из виду, то что согласно грани формирования игр в определенном степени выражается цель. Воздействия детей считаются целесообразным: приступая к постройке “туннеля” в “горах” либо к излечению “больного” учащийся понимает, то что и равно как некто станет выполнять и тот или иной желает приобрести итог. К примеру, применяя все это игра, спорт, дети устанавливают проблему - одержать победу. Однако равно как в двух вариантах цель никак не вылезает из-за границы, это вид развлечения, заключен в ней наиболее и практически никаких сторонних вопросов в ней никак не устанавливается и никак не принимается решение.

Однако в случае если с целью дошкольников цель – самостоятельно забава, в таком случае с целью преподавателя, концентрирующему забаву, имеется и иная цель - формирование детей, исследование выделиться конкретных познаний, формирование умений, формирование этих либо других свойств персоны. Имеются и разногласие вид развлечения равно как ресурсы преподавания: с одной края - недостаток миссии в забаве, а с иной – забава равно как способ направленного развития персоны. Однако если для дошкольников задача – сама игра, то для педагога, организующему игру, есть и другая задача - развитие ребят, изучение ими определенных знаний, развитие умений, выработка тех или иных качеств личности. Существуют и конфликт игры как средства обучения: с одной стороны - отсутствие цели в игре, а с другой – игра как средство целенаправленного формирования личности.

Больше всего это отражается в дидактических играх. Воспитательная важность игры состоит в характере решения этого конфликта: если успех дидактической задачи будет отражен в игре как занятие, заключающее задачу в самой себе, то воспитательная ее важность будет наиболее значимой. Если же дидактическая задача отражается в действиях, целью которых и для их участников является этой дидактической задачи, то воспитательная важность игры будет минимальной.

Игра для дошкольников необходима в воспитательных целях: побороть печаль, уйти от шаблонного поведения..

Все игры, используемые в дидактических целях, делятся на два вида в зависимости от основного содержания игровых действий.

В первом случае основу содержания игры составляет дидактический материал, действия с которым облекаются в игровую форму. Например, дошкольники должны разделиться на команды для соревнования в скорости счета или нахождения ошибок в словах, вспоминании дат исторических событий и т.п. Они принимают участие в обычных учебных работах - считают, исправляют ошибки, вспоминают даты, однако выполняют эти действия в игре.

Во втором варианте дидактический материал вводится как элемент в игровую деятельность, являющаяся как по форме, так и по содержанию основной. Так, в игру-драматизацию, имеющую сказочный сюжет, где каждый играет роль, определенную содержанием сказки, может быть внесен дидактический материал: выборочные знания по географии, биологии, истории, математике или другим предметам. Дети, выполняя роли Буратино, Незнайки, Красной Шапочки, Бабы-яги упражняются в счете, узнают расположение частей света или получают сведения о строении растений.

Видно, что второй вариант дидактическая “нагрузка” значительно меньшая, чем в первом. Но это находит объяснение в том, что на первый план выдвигается не изучение дидактического материала, а воспитательные задачи, применение знаний в различных ситуациях или знакомство с новыми знаниями. Данные игры применяют чаще во внеурочное время и на уроках в начальных классах для отдыха.

В начальных классах уже сама постановка учебной задачи для детей может выполняться с использованием игровых моментов. Так, педагог может обратиться к ребятам от имени Буратино и Незнайки с просьбой вспомнить буквы, и какие звуки обозначают эти буквы и т.п. Шпунтов А.И. Роль учебно-познавательных и воспитательных задач на уроках обучения грамоте// Начальная школа. - 1993.

Педагоги при подаче нового материала включают творческие элементы. Так, С.И. Волкова рекомендует при изучении во II классе геометрических фигур заинтересовывать составление ребятами изображений предметов из фигур, с которыми они познакомились. Применение творческой игры на уроках русского языка организуется с целью расширения знаний ребят, а главное - развития умения самостоятельного их достижения и использования в новых ситуациях. Например, на уроках русского языка для этого используют включение в игру работы со словарями, сочинения на свободную тему. Во время занятия родного языка в начальной школе нередко используются такие игры, как составление предложений из двух-трех слов, которые мало связаны по смыслу; выражение мысли другими словами; выдумывание заглавий к тексту; перечень синонимов, омонимов, слово исключений и др.

В нынешних условиях на уроках кроме игр-соревнований и драматизации проводят игры-имитации, которые моделируют отношения реального мира. Селиванов В.А. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений / Под ред. В.П.Сластенина. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр “Академия',2002.

Ю.З. Гильбух выделяет уроки-игры, характеризуя их такими положительными качествами, как ярко выраженная мотивация деятельности, добровольность участия и подчинения правилам, которая заинтриговывает неопределенность исхода и более высокая по сравнению с обычными уроками обучающая, развивающая и воспитательная результативность. Автор делит их на учебно-ролевые и соревновательные. Для учебно-ролевых: характерно максимальное включение мысли. Они бывают нескольких видов:

с принятием учащимися определенных ролевых функций - масок;

при помощи сказочного сюжета;

с фантазированием;

деловые игры - основаны на проигрывании не художественных, а профессиональных ролей; моделируются условия профессиональной деятельности Шпунтов А.И. Роль учебно-познавательных и воспитательных задач на уроках обучения грамоте// Начальная школа. - 1993..

Для использования всех игр в обучении существует общая структура учебного процесса, включающая четыре этапа:

Ориентация: педагог определяется с темой, дает характеристику игры, общий обзор ее хода и правил.

Подготовка к проведению: знакомство со сценарием, распределение ролей, подготовка к их исполнению, обеспечение процедур управления игрой.

Проведение игры: преподаватель следит за ходом игры, контролирует последовательность действий, оказывает необходимую помощь, закрепляет результаты.

Обсуждение игры: предоставляется характеристика выполнения действий, их восприятия участниками, анализируются как положительные, так и отрицательные стороны хода игры, возникшие трудности, обсуждаются возможные пути улучшения игры, в том числе изменения ее правил.

В последние десятилетия медленно, но достаточно упорно в школьные уроки начали вводиться компьютерные игры.

Однако даже к компьютерным играм если и не вводить их в мир современных технологий, то хотя бы показывает отношение человека с техникой в обществе будущего.

Конечно, всякая игра, в том числе и та, которая используется на уроке с целью контроля и закрепления знаний, воспитывает, причем не в одном каком-то отношении, а во многих. Однако есть игры, организующиеся с учениками во внеурочное время с целью изучения норм и правил поведения. Развитие конкретного отношения к нравственно - эстетическим ценностям, политике, труду и др. . Так, в начальных классах с ребятами разыгрывают ролевые игры по правилам поведения в общественных местах, домашних праздников, конкурсы сказок, частушек, национальных игр, игры - практикумы по освоению “техники” жестов, обращений, разговора по телефону и т.д.

В целях художественного развития используют все чаще театральные игры: кукольный театр, драматизации сказок, художественных произведений.

В последние годы в нашей стране получают увеличение терапевтические игры, т.е. игры, которые организуются с целью излечения от психических расстройств, для компенсации недостатков общения и успокоения или даже устранения некоторых физических и физиологических аномалий. Их полезное действие в дошкольном и школьном возрасте великолепно. Пользуются спросом они и в работе со взрослыми. Однако особенно часто их применяют в младшем школьном возрасте.

1.3 Принципы и эффективность дидактической игры.

Любой способ, в том числе и наиболее свершенный, возможно применять двойственно: в пользу и в ущерб. И в том числе и добрые планы никак не обеспечивают полезности использования денег: необходимы ещё представление и опыт, применять надлежащим способом, для того чтобы его применение давало абсолютную выгоду. Четко таким образом ведь использование вид развлечения в обучении потребует применение конкретных законов. Сформированы они до такой степени согласно системе и наглядно, то что и в наше период предполагают никак не столь общеисторический, какое количество практичной заинтересованностью. Игры должны быть созданы для того, чтобы игроки привыкли смотреть на них как на нечто подобное, а не как на какое-нибудь дело.

Игра должна заботиться и о здоровье тела и о бодрости духа.

Игра не должна нести опасность для жизни, здоровья, приличия.

Игры должны служить серьезным началом

Игра должна заканчиваться раньше, чем надоест.

Игры должны проходить под наблюдением преподавателя.

При жестком следовании данных обстоятельств забава считается значительным процессом, т.е. формированием самочувствия, либо покоем с целью интеллекта, либо подготовкой с целью актуальный работы, либо абсолютно всем данным в то же время.

Изучение нынешней преподавательской литературы о игре дозволяет сосредоточить интерес в последующие условия, какие педагог, непременно обязаны осуществлять в интерес присутствие компании младенческих игр в упражнениях и в внешкольное период. Шпунтов А.И. Роль учебно-познавательных и воспитательных задач на уроках обучения грамоте// Начальная школа. - 1993. С. 325.

Свободное и добровольное включение ребят к игре не принуждая, а привлечение в нее.

Основные дидактические принципы

Принципы, которые составляют основу дидактической, имеют много общего с основными принципами обучения в школе.

В.И Логинова относит к этим принципам:

-принцип развивающего обучения;

-принцип воспитывающего обучения;

-принцип доступности обучения;

-принцип системности и последовательности;

-принцип сознательности и активности детей в усвоении и применении знаний;

-принцип индивидуального подхода к детям.

К вышеперечисленным принципам В.И Логинова, которая исследует воспитание как принцип всестороннего развития личности ученика, добавляет принцип прочности познаний, рассматриваемый как связь воспитания с повседневной жизнью и деятельностью ребят (игрой, трудом), т. е. как необходимость работами учеников в использовании полученных знаний на практике, а также учета отдельных и возрастных особенностей. Следовательно, ребята, которые овладевают знанием учебной деятельности в форме игры, изучают и основные способы выполнения учебных заданий. Ситаров В.А. Дидактика М. 2002 - с. 134.

Представленные принципы являются основой для определения образовательного предмета, осваиваемым учеником. Впервые такую опытно-экспериментальную программу разработал известный отечественный методист Е.И. Тихеева.

В дальнейшем проблема определения оптимального содержания воспитательно-образовательной работы отражалась в работах А.М. Леушиной, А.П. Усовой, Т.С. Комаровой.

Согласно современным исследованиям Т.И. Бабаевой, В.И Логиновой, З.И. Михайловой, в основу знаний об окружающем мире должно включать три раздела (блока):

мир природы

мир людей

мир предметов

Сложным и менее исследованным считают вопрос о приобщении ученика к социальному миру. В связи со значительной переоценкой ценностей в современном обществе.

В процессе дидактической игры предполагается решение многих задач:

-обогащение чувственно-эмоционального опыта путем освоения ребятами системных знаний;

-развитие мышления ученика в плане осознания себя и своего места в мире природы и людей;

-развитие общей культуры ученика, включающей языковую культуру, культуру общения в разных условиях.

В современных работах исследуются различные формы дидактических игр, которые связаны с данными позиционными моделями и, которые подразделяют соответственно на три типа:

Прямое знакомство учеников со средствами и способами познания или отражения окружающей действительности.

Передача знаний от учеников - взрослым, когда ребята действуют самостоятельно, а взрослый проверяет их деятельность.

Равноправный поиск взрослыми и ребятами как лицо деятельности решения определенных проблем в ходе наблюдения, рассмотрении или проведении опытов.

Целесообразное сочетание игровой и трудовой деятельности в образовательном процессе получает особое значение в духовном развитии ребят младшего школьного возраста и показывает результат естественного развития игровой деятельности ребят.

Глава 2. Использование дидактических игр в учебном процессе.

2.1. Цели применения дидактических игр.

Главной задачей, для достижения, которое широко используются в дидактических играх на практике, являются следующие:

- умственное развитие меньших подростков;

-формирование оптимальных обстоятельств с целью формирования любого учащегося равно как персоны, формирование его креативных умений;

-ознакомление учащихся к ценностям;

-персональный аспект к любому учащемуся и применение личных методов преподавания;

-повышение размера суждений, идей и данных, какими увлекается учащийся; они оформляют особенный навык учащегося;

-усиление ранее полученных прежде познаний;

-трансформация перемещения с неглубокого рисунки, т. е. знания только наиболее действия, к выявлению законов и закономерностей этого навыка;-объединение знаний в категории и системы;

-их соединение и обращение из разъединённых рядов в системно построенные «роды»;

-получение знаниями подвижности и гибкости, превращение их в управляемые самим субъектом.

-превращение знаний в более дифференцированные и точные;

-переход ученика от слитных мало разделенных мнений и образов к оперированию более точными знаниями, к различению сходных знаний;

-эмоционально-психологическое развитие младших учеников, которому облегчает участие в дидактических играх. Подластый И.П. Педагогика начальной школы - М. 2001 - с.199.

Исследуя дидактическую игру как феномен культуры, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых. И она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений. Издавна образование является контрольным мерилом выражение всех важнейших черт личности и применялась с целью усовершенствования и развития личности.

Полученные учениками знания в результате дидактической игры работают основой важнейших умений и навыков, осваиваемые младшими учениками.

2.2. Применение дидактических игр на примерах обучения в начальной школе.

Все ребята абсолютно разные. Они поражают нас оригинальностью поведения, интересов, способностей, склонностей. Совершенно одинаковых ребят на свете не существуют, даже близнецы отличаются друг от друга, а также отличаются друг от друга своим отношением и настроением к занятиям. Значит и подходы в воспитании должны быть различными не только с воспитательной точки зрения, но и психологической.

Например, вначале учебного дня мы погружаем ребят в “атмосферу Эгригора”, т.е. ученики держатся за руки и желают друг другу доброго дня, хорошего настроения и активной работы на занятиях. Когда ребята ощущают положительную энергию друг друга – настроение и отношение к урокам у них повышается. Далее используем перед занятиями быстрое тестирование Лютера. Предлагаем на выбор ребятам восемь цветов – ребенок отбирает более подходящий к его настроению цвет. В зависимости от его выбора строится занятие индивидуально к каждому ученику и отводится определенная роль игры – или ведущая, или второстепенная (теневая).

Во всех классах младшие ученики эмоционально отзывчивые на постановку задачи путем использования рифмовок, стихов, кроссвордов, рисунков, ребусов, загадок, исправления “ошибок” преподавателя, нахождение лишних предметов. На своих уроках обучения грамоте мы заготавливаем такие рисунки, где ребята должны угадать, на что похожа буква, т.к. ассоциативно материал помогает быстро и легко запомнить изучаемую букву; готовим ребусы, которые получают ребята в “волшебном” конверте. По следующим картинкам ребята выделяют звук, встречаемых во всех предложенных им словах. Что касается исправления “ошибок” преподавателям или сказочным героям, то на занятиях обучения грамоте или чтения, читаем отрывок текста, изменяя некоторые слова. ребята должны исправить их и учитывать смысл всего отрывка. Предлагаем литературную викторину типа вопросников, викторину в картинках и обязательно кроссворд, полюбившийся ребятам. Тем же порядком на занятиях чтения используем книжки-малышки, вдохновляющий интерес к чтению. В них используем короткие стихотворения, загадки, скороговорки, пословицы и поговорки.

На уроках математики используем математическую мозаику, лото, “необыкновенное домино”, игру “Качели” для усвоения темы “Состав числа”.

Чтоб на качелях качаться,
Надо числом сравнятся.
Если слева сели пять, 
Сколько клоунов справа позвать;

занимательную мозаику, веселые считалки, “Цветочные счеты”, “Считаем на компьютере” и т.д.

На уроках окружающего мира проводим игры – путешествия, игры – экскурсии, помогающие углублению, закреплению учебного материала, разрешающие устанавливать взаимосвязь в природе. Примерами таких игр могут быть: “Путешествие по природным зонам”, “Путешествие на родину комнатных растений”, “Путешествие по нашему организму”, “Путешествие в лиственный и хвойный лес” и т.д. Очень любим занятия – викторины, на которых активно пользуемся загадками, кроссвордами из загадок, например, по теме “Полезные ископаемые”:

Росли на болоте растения…,
А теперь это топливо и удобрение. (Торф)

На занятиях русского языка используем круг, который разбит на сектора. Около каждого сектора прикреплен сказочный герой с конвертом в конверте очередное задание.

Например,

1) Отгадайте загадки (по теме).

2) Составьте со словарными словами предложения.

3) Ответьте на вопросы: что такое речь? Какая бывает речь? и т.д.

4) Познакомьтесь с правилом.

Или на доске прикреплено солнце с лучами, а на лучах задание.

Игры “Попугайчики”, “Эхо” развивают слуховую память, способствуют правильному произнесению звуков, правильному дыханию, артикуляции.

Мы не девочки, не мальчики,
Все сейчас мы попугайчики.
Попугай, не зевай,
Вместе с нами повторяй:

“Соне в оконце светит солнце” и т.д.

Широко используем на своих уроках “электроигры”. Их можно использовать на всех занятиях: математика, письмо, русский язык, окружающий мир, трудовое обучение и т.д. Картинка нарисована на листе ватмана, кружки вырезаны. Таблицы и электроблок прикрепляем на доске, а в парных кружках записываем состав числа, который в сумме (разности, произведении, частном), дают число, записанное в букете у белочки, на яблоке у ёжика или в середине цветка.

Плодотворно использование на уроках занимательные задания, в выполнении которых принимают участие двое ребят, которые сидят за одним столом или соседними столами. При этом каждый ученик становится соперником, противником. Для проведения урока нужны не сложные парные карточки, на которых записаны задания.

Для постановки учебного задания используем разные игровые персонажи, создающих саму игровую ситуацию. Это могут быть Буратино, Угадайка, Поросенок Хрюша и Степашка, Чип и Дейл, Веселые человечки и просто дикие и домашние звери, ведущие ребят на экскурсию в лес, парк, тайгу, и знакомящие со своими друзьями и врагами, с образом их жизни. С большим интересом встречаются ребята с куклами, одевающиеся на руку. Ведь с ними можно “общаться”, т.к. они кивают головой, наклоняются, хлопают руками и т.п. Если таких кукол несколько, то с их помощью разыгрываются речевые ситуации, драматизация прочитанного на занятиях чтения и развития речи, а на занятиях ознакомления с окружающим миром – сценки нравственного характера.

Постоянный интерес вызывают сюжетно-ролевые игры, которые связанны с профессией, в которых ученик действует как взрослый. В зависимости от ситуации это могут быть отдельные и групповые игры. Например, “Я – учитель”, “Я – почтальон”, “Мы – путешественники”, “Мы – строители”.

Очень нравится ученикам соединенные занятия обучения чтению и письма, математики и природоведения, русского языка и ознакомления с окружающим миром.

В итоге результаты работы хорошие. Ребята безошибочно и осознано читают, каллиграфически правильно пишут, свободно общаются друг с другом, высказывают личные мысли.

Особое внимание хотелось бы уделить каллиграфии ребенка. Обычным методом обучить ребят письму удается, но при этом тратится много физических, умственных и нервных сил ребят. В трудах Выготского “Мышление и речь” сказано, что “понятие образуется, когда сформируются ощущения”. И следуя опыту Потаповой, мы решили понятие о букве охарактеризовать через ощущения.

Обучение письму условно делится на три этапа. 1 этап – развитие мускульной памяти, 2 этап – развитие тактильной памяти, 3 этап – закрепление полученных информаций с помощью трафарет и букв.

Одним этапом из обучения является развитие осязательной памяти. Для этого мы из наждачной бумаги вырезали буквы и наклеили на картон для каждого ученика. Шероховатая поверхность буквы действует как раздражитель на нервные окончания указательного пальца.

Как ученики работают с наклеенными буквами? Указательным пальцем правой руки ребята ощупывают букву в направлении письма. Двигая пальцем по буквам, ученик, как бы ощупывает их контуры, запоминает образы букв, их различия, элементы букв, направление письма.

Приведем фрагмент урока, на котором был использован игровой момент.

Например, на уроке обучению грамоте ребята познакомились со звуками [б], [б']. На занятиях письма работа была продолжена: ученики работали с кассой букв и слогов, пальчиками ощупывали букву б, запоминали написание букв, их элементов и соединения. Буквы воспитанники ощупывали, используя игровой момент:

Учитель: Посмотрите на карточку и назовите, какие это буквы (это заглавная буква Б и строчная буква б).

- Что изображено рядом с буквами? (Рядом с буквами нарисованы баранки). Предварительно ребята читали в “Азбуке” предложение о ручной белке, которая брала с рук баранки.

- Ребята, вы уже, наверное, догадались, что к нам в гости пришла белка? Как вы догадались? (Рядом с буквами нарисованы баранки – угощение для белки).

- Мы угостим белку и поможем ей сделать запас на зиму. Приготовим пальчики. Первой идет белка. Она указывает грибные и ореховые места. За ней идем мы.

Тем временем, когда пальчик “ходит” по букве – “носит белкины запасы” ребята запоминает начертания всех её элементов, соединения букв. Преподаватель со своей стороны внимательно следит за тем, чтобы направление пальчика, ведущего по буквам, было правильным.

После этого ребята играли друг с другом, проверяли, как пальчик “ходит” по буквам, закрывали глаза и пробовали узнать букву по её началу, строили с помощью геометрических фигур домик-склад для белки и заштриховывали его.

Приведу пример игры учащихся II класса, цель которой состоит в разъяснения приема сложения однозначных чисел с переходом через десяток.

Задание 1.

Украсить елочку шарами.

Ребятам предлагается рассмотреть пример под рисунком и нарисовать на первом уровне елочки число шаров, равное первому слагаемому. Но на втором и третьем уровне нужно нарисовать такое их число, которое равно второму слагаемому. При этом количество шаров на втором уровне должно дополнять количество шаров на первом до 10. На третьем уровне ребята должны изобразить остальные шары.

В этой игре ребята осознают приемы сложения на основе наглядности. Характерной чертой объяснительно-иллюстративного метода является исполнение действий по образцу.

hello_html_m5eaf0c04.png

ребята очень любят рифмованные строчки, лучше запоминают “правила в стихах”.
Например, каждое занятие обучения грамоте мы начинаем с алфавитной песенки:

АБВГДЕЁ – постираем мы бельё,

ЖЗИЙКЛМ – апельсинку быстро съем,

НОПРСТУ - погуляем по мосту,

ФХЦЧШЩ – вот такая чаша,

ЪЫЬ – не запомнятся никак,

ЭЮЯ - вот такая моя семья.

Задание 2.
Используем стихи на каждую букву алфавита

А - Вот два столба наискосок, а между ними поясок.

Для упражнения в скором и быстром, чистом произношении используем чистоговорки и скороговорки.


У нас есть собрание скороговорок на каждую букву алфавита.


Чистоговорки присутствуют на каждом занятии. Они повышают интерес к чтению, вырабатывают творчество, познавательный подъем, чувство рифмы и ритма.

Загадки дают благодатную почву для развития познавательных способностей ребят. В работе используем книгу Елкиной “1000 загадок”. Кроме загадок в стихах используем загадки – шутки.

1. Как зовут девочку, у которой в руках красивая роза?

2. Каких зверей испугался в зоопарке Лева Зайцев? и т. д.

Игры “Доскажи словечко”
“Чей ребенок”


У белки – бельчонок
У галки - …..
У мыши - ………
У свиньи - ……….
“Чья жена?”
Лев – львица
Гусь - …….
Слон - слониха
Индюк - ………
“Кто где спит?”,
“Кто где работает?”.


С целью формирования активности ребят можно предложить самим придумать предложения с продолжением.

Следующий занимательный материал – это ребусы, кроссворды, головоломки, лабиринты – позволяет ученику потренировать внимание, память, формировать саморегуляцию, контроль над своей деятельностью.

Кроме обычных кроссвордов используем кроссворды-тесты, где на вопрос дается три ответа: ученик выбирает правильный и заполняет кроссворд. 

Например: “Игрушки” (по стихотворениям А.Л. Барто). Ребята очень любят слушать сказки. На занятиях, при ознакомлении с новым правилом образовании проблемной ситуации, развития внимания, внимательности, включаем в занятия учебные сказки. Например, при изучении знаков <,>, используем сказку о жадном Петушке, который бегал от цифры к цифре и хотел съесть самую большую. Теперь ребята никогда не перепутают, что открытый клювик – знак больше, всегда направлен к большему числу. (показать Петушка).

Приемы, которые мы используем для повышения интереса к учебному материалу:

^ 1. Прием “Привлекательная цель”

Например, помоги Петушку выбраться из лабиринта чисел (а цель преподавателя - закрепление последовательности чисел первого десятка).

^ 2. Прием “Удивляй”

Например, ребята какой длины будет луч, чтобы на нем уместилось самое большое число? Назовите самое большое число.

3. Прием “Отсроченная отгадка”

В начале занятия преподаватель задает загадку, а отгадка будет открыта на этом занятии, а может быть и на следующем. Например, перед чтением сказки Ш. Перро задать вопрос “Какой город славится “поющим” животным?”

^ 4. Прием “Фантастическая добавка”

ребята любят фантазировать жить в мире фантазии, нужно дать им эту возможность и на занятиях. Например: Мы попали на другую планету, где у инопланетян такие же буквы, но говорят они на непонятном для нас языке. Давайте расшифруем названия животных, которые там обитают.


РАСУСТ /страус/
ДУЗЕМА /медуза/
КУТИЛА /улитка/
КРИКОЛ /кролик/


^ 5. Прием “Лови ошибку”

Главное обучать, не только мгновенно отвечать на ошибку (светофорчик, хлопок и т.д.), но и приводить примеры, почему ошибка и как её исправить. На уроках письмо обычно ошибается Незнайка или Буратино, которые неверно пишут буквы.

^ 6. Прием “Свобода выбора”

На занятиях обучения грамоте – читать на любой странице, но обязательно отчитаться – рассказать, нарисовать, а на математике – любое задание из тетради на печатной основе. Прием безотказный – ни одного скучающего лица.

^ 7. Прием “Драматизации и театрализации”

В азбуке Н.М. Батеньковой много таких текстов, которые можно разыграть по ролям – потешки, сказки, диалоги. Или разыгрываем сценки на учебную тему, как в математике Н.Б. Истоминой диалоги Миши и Маши.

^ 8. Прием “Да-нетка” - универсальная игра, которая учит слушать и слышать друг друга.

Но далеко не все в учебном материале может быть для учеников интересно. И тогда выступает ещё один источник познавательного интереса – сам ход деятельности.

Нам нужно правильно создавать развитие учебной деятельности. В первом классе мы берем за основу игровой метод обучения и весь процесс формирования строим на игре.

Для того, чтобы игра стала методом, необходимо соблюдение ряда условий:

1. Учебная задача должна совпадать с игровой;

2. Наличие учебной задачи не должно “задавить” игровую задачу. Важно сохранить игровую ситуацию;

3. Одиночная игра не дает никакого результата обучения, поэтому должна быть построена система игр с постепенно усложняющейся учебной задачей.

Приведем пример, как на занятиях математики, а затем обучения грамоте развиваем различные характеристики произвольного внимания и отрабатываем счет предметов, навык чтения. 

1. Раскрась предметов столько, сколько написано под рисунком и т.д.

1. Развитие слуховой памяти игра “Учитель-ученик”. Работа в парах.

У ребят карточки с набором слов. Первый читает медленно, задача второго найти зашифрованное слово, которое получается из первых букв каждого слова:

Сын облако кошка - СОК

Мама искра родина - МИР

2. Развитие ассоциативной памяти:

Прием “Шифровка”

Преподаватель читает слово, ребята рисуют значки. Или преподаватель говорит слово, ребята - определение.

Утро - туманное 

Кукла - …………, 

а затем подписывают к определениям исходные слова.

3. Задания на развитие пространственного мышления:

Посмотрите внимательно на рисунок и ответьте на вопросы:


  • Если поросенок пошел на одну клетку влево, сколько морковок он нашел?

  • Видите ли вы на картинке овощ, о котором говорят “Сто одежек и все без застежек”?

  • В какую сторону надо идти поросенку, чтобы найти огурец?


4. Задания на развитие логического мышления:


  • Рассказы с перепутанными предложениями

  • Составь картинку из частей

  • Распредели картинки по порядку.

  • Продолжи закономерность.


В основе всех приемов лежат действия ребят: действия с фигурами, с предметами, со словами, с числами. Ведь не зря гласит китайская мудрость: “Я слышу – я забываю, Я вижу – я запоминаю, Я делаю - я понимаю”.

Мы применяем много игр с использованием детской продуктивной деятельности:

“Сложи букву, цифру” из палочек, вылепи из пластилина, сложи из ниток и т. д.

Итоги психологических исследований можно выделить следующие профессионально важные качества преподавателя в отношении игровой деятельности ребят:

  • умение следить за игрой, рассматривать её, выражать уровень развития игровой деятельности; составлять план направленные на её развитие;
  • обогащать впечатления ребят с целью развития их игр;
  • обращать интерес ребят на такие впечатления их жизни, которые могут послужить сюжетом хорошей игры;
  • уметь организовывать начало игры;
  • широко использовать косвенные методы руководства игрой, стимулирующие психические процессы ученика, его попытки, проблемные игровые ситуации (вопросы, советы, напоминания) и д.р.;
  • создавать благоприятные условия для перехода игры на более высокий уровень;
  • уметь самому присоединяться в игру на главных или второстепенных ролях, устанавливать игровые отношения с детьми;
  • уметь воспитывать в игре прямыми способами (показ, объяснения);
  • регулировать взаимоотношения, допускать конфликты, возникающие в процессе игры, давать яркие игровые роли ребятам с низким социометрическим статусом, включать в игровую деятельность застенчивых, нерешительных, пассивных ребят;
  • предлагать с целью развития игры новые роли, игровые условия, игровые действия;
  • учить ребят обсуждать игру и оценить её.

Сложность управления игрой связана с тем, что она является свободной деятельностью ребят. Важно сохранить эту свободу и раскованность. Продуктивное общение преподавателя с ребятами в условия игры возникает чаще всего в случае принятия взрослым на себя одной из ролей, обращение к ребятам через свою роль.

Заключение

Итак, познавательно-игровая деятельность на уроках:

  • Предоставляет доступность изучения программного материала;
  • Активизирует мыслительную деятельность ученика, внимание ребят, творческие силы и познавательную деятельность младшего ученика;
  • Развивает внимательность, смекалку, самостоятельность мышления, образное и логическое мышление, мыслительные способности каждого ученика;
  • Способствует серьезный, сосредоточенный труд сделать занимательным и интересным для каждого ребенка.

На уроках где находится место игре, всегда царит хорошее настроение, а это залог продуктивной работы. Игра позволяет проникнуть на урок юмору, фантазии, творчеству, а самое главное учит ребят быть добрыми и справедливыми.

В игре раскрывается перед ребятами мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного развития личности.

Литература.

  1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. М.: - Просвещение, 1995г.
  2. Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М.: - Просвещение, 1988г.
  3. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. М.: - Педагогика, 1980г.
  4. hello_html_18ec5ad2.jpgВыготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. №6. С. 12 – 14.
  5. Давайте поиграем. Под ред. А.А. Столяра. М.: “Просвещение”, 1991.
  6. Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике. М.: “Просвещение”, 1989.
  7. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. М., 1985.
  8. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль: “Академия развития”, 1997.
  9. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. М.: “Просвещение”, 1990.
  10. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М, 1988.
  11. Шпунтов А.И. Роль учебно-познавательных и воспитательных задач на уроках обучения грамоте// Начальная школа. - 1993.
  12. Селиванов В.А. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений / Под ред. В.П.Сластенина. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр “Академия',2002.
  13. Ситаров В.А. Дидактика М. 2002 - с. 134.
  14. Подластый И.П. Педагогика начальной школы - М. 2001 - с.199.