Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Дидактическая игра как метод обучения (ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Игры - величайшее изобретение людей, многие из них обладают богатым образовательным потенциалом, на протяжении тысячелетий накапливаются народные мудрости, транслируются каналы вечных духовных ценностей. Неслучайно, что игровой феномен привлекал внимание выдающихся мыслителей на протяжении всей истории эволюции человека. Игра изучалась в различных аспектах: философском, педагогическом, психологическом, социологическом и т. Д. В настоящее время ведение исследований игры, особенно по мнению Н. А. Чренова, становится культурным подходом.

Игры как способ передачи опыта старшего поколения молодым людям с древних времен. Конечно, со временем вы развивались, совершенствовались, трансформировались и приобретали разные качества и разные культурные значения. Были времена, когда традиционные формы самовыражения личности были разрушены, игра не начинала функционировать в отдельных областях (педагогической, театральной, художественной), но проникала в широкие слои общественного существования.

В развитие дидактики как науки внесли существенный вклад Я. А. Ко-менский, И. Г. Песталоцци, И. Ф. Гербарт, Д.Дьюи, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, М. Н. Скаткин, Л. В. Занков и другие ученые.

Объект исследования – методы обучения у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования – дидактические игры.

Цель работы – изучить и описать основные приемы и методы формирования интереса к дидактической игре у детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования – успешность включения в дидактическую игру зависит от выбора воспитателем приемов обучения игре.

Задачи исследования

  1. описать суть игры в педагогике и психологии;
  2. раскрыть сущность развития личности в игре;
  3. охарактеризовать сущность дидактической игры;
  4. раскрыть вопрос о приемах развития интереса к дидактической игре;
  5. исследовать особенности проектирования дидактических игр у детей младшего школьного возраста.

Практическая значимость. Проанализирован комплекс дидактических игр, который может быть использован для дальнейшей работы с детьми младшего школьного возраста.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ
В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

1.1. Сущность дидактической игры

Игровая деятельность является ведущим видом деятельности детей младшего школьноговозраста, не теряет она актуальности и в младшем школьном возрасте. Для воспитания волевых качеств детей младшего школьного успешно может быть использована игровая деятельность, в частности, игры с правилами.

Одним из видов игр с правилами является подвижная игра. Использование игр с правилами решает множество воспитательных задач, одной из которых является создание условий для волевого усилия, необходимого для достижения личных успехов. При введении подвижной игры детям объясняются правила игры, кроме того, проводится систематическая работа с понятием «правило» повторяются игровые правила, объясняется, как их нужно выполнять, проводится самооценка игры. С целью воспитания волевых качеств детей используются разнообразные методы: объяснение, показ, рассказ и т.д.

Основными условиями использования игры как средства воспитания волевых качеств детей являются:

  • простота и понятность правил игры детям;
  • чёткое выделение правил игры для их соблюдения;
  • игра должна способствовать умственному развитию и развитию движений;
  • игра не должна нести угрозы здоровью ребёнка;
  • активность в игре всех участников;
  • выполнение гигиенических и эстетических требований, требований безопасности к инвентарю игры [3, с.78].

Воспитание качеств детей в игре происходит поэтапно.

На первом этапе педагог добивается реакции детей на сигналы, для этого можно использовать в качестве раздражителей хлопки в ладоши, колокольчики, различные музыкальные игрушки.

На втором этапе происходит ознакомление с игрой и её правилами. На данном этапе широко используются предметы, картинки, проводятся беседы, в процессе которых происходит уточнение знаний и представлений детей об игре. На данном этапе объясняются правила игры, которые повторяются детьми несколько раз, обсуждаются ситуации, когда правила будут не соблюдаться.

На третьем этапе проводится игра. Взрослый может участвовать в игре вместе с детьми или наблюдать за игрой со стороны, руководство игрой осуществляется педагогом, им используются: направление действий играющих советом, вопросом, напоминанием, предложение выполнения роли активным детям.

На четвёртом этапе подводятся итоги игры, обсуждаются
результаты.

Функциональные компоненты системы реализуются при планировании целей (системообразующий компонент); Моделирование (анализ внешних и внутренних условий деятельности и выделение сложных условий, необходимых для достижения цели), программирование (предвидение компонентов предстоящих действий, способ их осуществления и фактический порядок выполнения запланированные меры); Оценка, исправление результатов (на каждом этапе достижения цели, контроль текущего состояния системы и результатов действий по их соответствию прогнозируемым параметрам, оценка несоответствия и принятие решения об исправлении выполняемых действий или переходе к следующий этап осуществления деятельности). Эти процессы взаимосвязаны, имеют сложную архитектонику и могут выполняться как последовательно, так и параллельно во время онтогенеза [9, с.61].

Игра является ведущим видом деятельности ребенка в младшем возрасте. Она считается наиболее эффективной формой социализации ребенка, так как в ходе игровой деятельности в личность маленького гражданина закладываются основы будущем уже взрослой и самостоятельной личности. Организация игровой деятельности может быть разной, но есть и ключевые моменты, которых стоит придерживаться. Например, в каждом заведении с большим количеством детей, или в заведениях непосредственно для самих детей необходимо организовывать игровые зоны, которые должны соответствовать всем требованиям безопасности. Эти зоны могут быть для театрализованных, настольных или дидактических игр. Во время совместной игры дети начинают выстраивать свои взаимоотношения друг с другом, учиться общению. Иногда могут происходить конфликты, и важно помнить, что взрослые без необходимости вмешиваться в них не должны [4, с.213].

Согласно описанию, игра представляет собой особую ситуацию, целью которой является воспроизведение и изучение социального опыта, в котором развивается и развивается контроль над вашим поведением.

В публичной деятельности игра выполняет следующую миссию:

1) Развлекательный (это главная цель игры - развлекать, удовлетворять, вдохновлять, вызывать интерес);

2) коммуникативные: усвоение способов общения;

3) самопредставление в игре как место практики человеческой практики;

4) игротерапевтическую: расселение различных трудностей, возникающих в других аспектах жизни; распознавание: обнаружение изменений нормативных действий, самообучение в игровой деятельности;

5) коррекция: внесение позитивных изменений в отдельные данные объекта;

6) международное общение: развитие социальных и культурных ценностей, которые неделимы для всех людей;

7) социализация: включение в систему социальных отношений, разработка стандартов человеческого общежития.

Структура игры как активной работы включает планирование целей, подготовку плана, выполнение запланированной задачи и анализ достигнутого результата, в котором человек как субъект полностью понимается. Мотивация игровой активности заключается в вашей свободе, реальности выбора и составляющих конкуренции, удовлетворенности реализацией и самоутверждении. Дизайн игры как действия включает в себя: изображения, выбранные игроками; игровые процессы как способы реализации таких образов; Игровое использование объектов, т. Е. Подмена реальных вещей игровыми, условными; Живые отношения между игроками; Действие (контент) - сфера реальности, условно воссозданная в игре.

Игровые мероприятия воссоздаются в классе с помощью игровых стилей и условий, которые используются как средство воздействия на учащихся в классе. Реализация способов действия и ситуаций в обучении в классе происходит в соответствии с такими ведущими задачами: задача наставничества дается студентам в игровой форме; учебная работа зависит от правил игры; учебный материал используется как средство, учебная работа создает элементы соперничества, которые изменяют дидактическое задание в игре; Успешное выполнение дидактического задания тесно связано с результатом игры.

Место и роль игры в процессе обучения, сочетание игровых и обучающих компонентов часто зависят от понимания учителем целей и систематизации образовательных игр. В отличие от игры в общеобразовательной игре, она имеет существенную особенность - четко определенную цель обучения и соответствующие образовательные результаты, которые могут быть четко подтверждены, подчеркнуты и характеризуются обучающей и познавательной направленностью.

Типы образовательных игр сгруппированы по видам деятельности: физическая (двигательная), умственная (умственная), трудовая, социальная и психологическая. По типу учебного процесса сгруппированы следующие игры: тренировка, тренировка, тренировка и обобщение; познавательный, образовательный, дидактический, социологический; репродуктивный, продуктивный, креативный; коммуникативные, диагностические, репродуктивные, психические и другие. Типология образовательных игр по образу игровой методологии широка.

Три большие группы составляют:

1) игры с готовыми «жёсткими» правилами;

2) игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий;

3) игры, которые сочетают и свободную игровую стихию, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по её ходу.

Важнейшие из других методических типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.

Содержание игры с готовыми правилами различают: все предметное (математическое, химическое и др.), Спортивное, уличное, интеллектуальное (дидактическое), строительно-техническое, музыкальное (ритмичное, хоровое, танцевальное), лечебное, лечебное ( психологические игры, упражнения), юмористические (веселые, веселые), ритуальные и т. д. По содержанию «бесплатных» (free) игр различают сферы жизни, которые они отражают: военные, свадебные, театральные, художественные, домашние игры в профессия, этнография и др.

Все последующие дошкольные возрастные периоды с их ведущими видами деятельности (учебно-воспитательная деятельность в начальной школе, социально-полезная деятельность в средней школе, воспитательная и профессиональная деятельность в старшем школьном возрасте) не вытесняют игру и продолжают включать ее в развитие ребенка. ,

Оптимальное сочетание игры с другими формами обучения и воспитания - одно из самых сложных действий педагогов. Потенциал развития игры заключается в ее природе. Игра сочетает в себе добровольность и целеустремленность, развлечение и напряженность, мистику и реальность, отделение от повседневной жизни и постоянную связь с ней, эмоциональность и рациональность, личный интерес и коллективную ответственность. Педагогическая ценность игры заключается в том, что она становится сильнейшим мотивационным фактором, ребенок руководствуется личными установками и мотивами. Игра представляет собой игру отношений, которые существуют в человеческой жизни. Особенно ситуация игры с ее двумерным поведением, с возможностью условного появления в роли, недоступной человеку в реальности, позволяет ему пересмотреть свое нормальное поведение, разговаривая на разных языках по-разному, интерпретируя свои собственные «Я».

Особенности игровых технологий во многом определяют игровую среду: различают игры с предметами и без них, стол, комната, улица, на месте, компьютер, а также с различными транспортными средствами. И, наконец, форму (форма - способ существования и выражение содержания) можно выделить в самостоятельные типичные группы следующих игр:

  • игры-празднества, игровые праздники;
  • игровой фольклор;
  • театральные игровые действия;
  • игровые тренинги и упражнения;
  • игровые анкеты, вопросники, тесты;
  • эстрадные игровые импровизации;
  • соревнования, состязания, противоборства, соперничества;
  • конкурсы, эстафеты, старты;
  • мистификации, розыгрыши, сюрпризы;
  • карнавалы, маскарады; игровые аукционы и т.д.

Процесс воспитания детей младшего школьноговозраста осуществляется посредством ведущей на данном возрастном этапе деятельности – игровой. Педагогами широко используются дидактические игры, являющиеся разновидностью игр с правилами, которые созданы специально для осуществления воспитания и обучения детей. Игра является незаменимым средством нравственного воспитания детей младшего школьноговозраста. Соблюдение игровых правил способствует воспитанию гуманных взаимоотношений, проявлению чуткого отношения к сверстникам, воспитываются такие личностные качества, как справедливость, оказание помощи, коллективизм.

Дидактические игры решают задачи эстетического воспитания детей младшего школьноговозраста. Посредством дидактических игр совершенствуются движения детей младшего школьноговозраста, выразительность речи, развивается фантазия, воображение, творческие способности, происходит яркая, проникновенная передача образа. Использование дидактических игр направлено на усвоение и закрепление у младшего школьного возраста знаний, умений и навыков, речевое развитие и развитие умственных способностей. Различное содержание дидактических игр может способствовать экологическому, правовому, экономическому, поликультурному воспитанию детей.

К примеру, если в содержание игры входит ознакомление детей с живой и неживой природой, их взаимосвязи, то игры решают задачу экологического воспитания, если в содержание игры включаются понятия «деньги», «стоимость» и т.д. – экономическому воспитанию, использование реальных предметов и игрушек различного цвета, размера, изготовленных из различного материала – умственному воспитанию.

Дидактические игры способствуют:

  • развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющихся у детей представлений о предметах и явлениях природы, растениях, животных;
  • развитию памяти, внимания, наблюдательности;
  • развитию умения высказывать свои суждения, делать умозаключения;
  • развитию самостоятельности детей младшего школьноговозраста;
  • развитию речи детей: пополнению и активизации словаря;
  • социально-нравственному развитию ребенка-школьника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т.д.

Ценность дидактических игр не ограничивается только тем, что они используются как средство обучения, т. е. как часть занятия. Большое значение в воспитании и обучении детей имеют и те дидактические игры, в которые дети играют самостоятельно – вне занятий.

1.2. Особенности развития детей младшего школьного возраста

Дети школьного возраста думают о многих вещах легче, чем дошкольники. У них более развито чувство собственного внутреннего мира. Эти дети становятся все более опытными в решении проблем. Пиаже назвал когнитивное развитие в возрасте от 7 до 11 лет этапом конкретных действий [18].

Он ссылался на умственные или физические действия, которые могут происходить несколькими способами или в разных направлениях. Находясь на стадии конкретных действий, дети младшего школьного возраста не могут мыслить логически и абстрактно. Они ограничены тем, чтобы мыслить конкретно - в осязаемых, определенных, точных и однонаправленных терминах - основываясь на реальном и конкретном опыте, а не на абстракциях. Старшие дети не так легко вводятся в заблуждение, как младшие дети. Пиаже отметил, что мыслительные процессы у детей существенно меняются на этапе конкретных действий.

Дети школьного возраста могут заниматься классификацией предметов (обладают умением их группировать) в соответствии с их особенностями и последовательным порядком. Старшие дети начинают понимать причинно-следственные связи и становятся способны понимать азы математики и естествознания.

По мнению Пиаже, дети в начале стадии действий демонстрируют способность видеть, что физические свойства остаются постоянными при изменении внешнего вида и формы. В отличие от дошкольников, дети младшего школьного возраста понимают, что комок глины, смятой в разные формы, остается неизменным по величине. Такой ребенок скажет, что пять мячей для гольфа - это то же число, что и пять шариков, но при этом мячи для гольфа больше и занимают больше места, чем шарики [15].

Пиаже считал, что ранние когнитивные способности ограничены эгоцентризмом - неспособностью понять точку зрения других. Но эгоцентризм не обнаруживается у детей на стадии конкретных действий. К школьным годам дети обычно узнают, что у других людей есть свои взгляды, чувства и желания.

В последние годы модель когнитивного развития Пиаже подвергается все более частым атакам критиков. Современные разработчики ссылаются на экспериментальные исследования, которые противоречат определенным аспектам теорий Пиаже. Например, исследователи показали, что дети младшего и старшего возраста развиваются, прогрессируя через совокупность способностей, а не через ряд отдельных этапов. Кроме того, эти исследователи считают, что дети понимают гораздо больше, чем предполагал Пиаже. Например, при обучении дети младшего возраста могут выполнять многие из тех же задач, что и дети старшего возраста.

Школьное обучение начинается с 6-7 лет. Школа, учителя берут на себя ответственность определить готовность ребенка к обучению при помощи различных бесед с психологом. Поступая в школу, ребенок переходит в новую систему отношений с людьми, появляются новые обязанности, связанные с учебой [4].

Для младших школьников характерны некоторые особенности физического развития – продолжается развитие скелета в целом, усиленный рост мускулатуры, рост мышечной силы, совершенствование нервной деятельности. Татьяна Давидовна Марциновская отмечает, что процессы возбуждения и торможения у детей младшего школьного возраста меняются довольно быстро. В связи с этим внимание ребенка отличается переключением и отвлечением, невозможность сосредоточиться на одном объекте.

Интерес с младших школьников распространен на все, что связано с обучением. В начале обучения детей интересуют не знания, а процесс и комплекс новых отношений, а также характер учебной деятельности.

Далее интересы школьников дифференцируются и постепенно приобретают познавательный характер. Успешная и эффективная организация учебной работы требует заботы о развитии у младших школьников внимания и формирования волевых усилий в преодолении трудностей. Учителя пытаются применять различные педагогические средства для того, чтобы обучение было интересным. Направленная на обследование среды познавательная активность организует внимание ребенка на исследуемом объекте до того момента, пока не пропадает интерес [1].

Младшие школьники могут планировать свою деятельность сами, они словесно проговаривают то, что необходимо выполнить и какие цели достигнуть. Безусловно, планирование организует внимание ребенка. Дети способны фиксировать внимание на интеллектуальных задачах, что требует волевых усилий и высокой мотивации. Внимание младших школьников характеризуется малой устойчивостью, малым объемом, слабым распределением деятельности и неразвитым переключением. В этом возрасте у детей преобладает непроизвольное внимание, поэтому в процессе обучения необходимо учитывать особенности внимания детей, в начальных классах оно должно быть интересным, эмоционально насыщенным и наглядным.

Каждые 15 минут на уроке необходимо менять вид деятельности, чтобы предупредить усталость внимания детей. Нельзя давать детям большой объемный материал, поскольку это требует высокого уровня распределения внимания и приводит к усталости и рассеянности. Школьников привлекает новое, поэтому необходимо, чтобы между известным и новым была связь, при таких условиях они способны понять и эффективно усвоить новый материал.

1.3. Значение сюжетной игры для детей младшего школьного возраста

Игра является уникальным методом всестороннего развития личности каждого ребенка. В разные возрастные периоды детям интересны различные игры. Это связано с удовлетворением их потребностей и уровнем знаний, умений, навыков. Дети младшего школьного возраста владеют навыками игровой деятельности в совершенстве (дидактические, ролевые и т.д.).

Наибольший интерес у детей вызывают сюжетно-ролевые и подвижные игры. Дети младшего школьного возраста умеют самостоятельно организовывать различные игры, особенно сюжетные и подвижные. В качестве сюжета может быть взят отрывок из увиденного мультфильма, прочитанной книги и т.д [12].

Детям нравится примерять на себя роли героев. Замечание 1 Таким образом, игра в младшем школьном возрасте по-прежнему сохраняет свою актуальность, в силу знаний и умений детей она становится более сложной, чем в дошкольном возрасте, направленной на развитие психических и физических качеств детей. Особенность младшего школьного возраста заключается в том, что ему присуща яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в игровые образы. Младшие школьники с легкостью вовлекаются в любую деятельность, а особенно в игровую. Дети продолжают играть с предметами и игрушками, с возрастом у них начинают появляться неимтационные игры.

Описание игровых технологий, используемых в обучении младших школьников Игровые технологии в обучении младших школьников используются для создания проблемных ситуаций. Основой учебной игровой ситуации выступает игровое моделирование, в котором часть деятельности учащихся осуществляется в условно-игровом плане. Проблемная ситуация не просто решается детьми, она ими проигрывается (проживается), в связи с чем дети не просто получают новые знания, но и необходимый практический опыт. Внедрение игровых технологий в процесс обучения детей младшего школьного возраста предполагает обязательное соблюдение правил [10].

Игровые правила зависят от вида игры, которая выбрана педагогом для реализации технологии. Например: в сюжетно-ролевых играх правила следуют логике разыгрываемых детьми ролей; имитационно-моделирующие игры основаны на соблюдении правил имитируемой реальности. Помимо того, что игровые технологии трансформируют учебную деятельность учащихся, они также оказывают определенное влияние на педагога, а точнее на его роль в учебном процессе.

Роль педагога в рамках игровой технологии балансирует между ролью организатора и участника проводимых игровых действий. Итоги игровой технологии выступают в двойственном плане: Игровой результат Учебно-познавательный результат Таким образом, игровые технологии имеют большое значение в развитии и становлении личности детей младшего школьного возраста, получении ими новых знаний, умений, навыков и практического опыта деятельности. Ведущей функцией игровых технологий является дидактическая функция. Данная функция реализуется через совместное обсуждение игровых действий, а также за счет анализа ее соотношения с моделируемой учебной ситуацией. Обсуждение и анализ осуществляется педагогом совместно с детьми, в виде диалога [7].

Таким образом, важнейшая роль на заключительном этапе реализации игровых технологий в учебном процессе является ее ретроспективное обсуждение. В настоящее время в современной начальной школе применяются игровые технологии, которые направлены на обогащение, расширение и закрепление у детей: речевых навыков: обогащение бытового словаря, развитие связной речи, звукопроизношение и т.д.; развитие числовых представлений: порядковый счет, элементарные математические вычисления и т.д.; развитие познавательной активности, памяти, мышления, воображения, наблюдательности и воли; развитие общего кругозора и представлений об окружающем мире.

Результативность игровых технологий, используемых в начальной школе, во многом зависит от систематизации и последовательности их использования, от насыщения технологии разнообразными играми, целенаправленности и соответствия игр учебным задачам, сочетания с иными методами и средствами обучения.

Специфика построения игровой технологии Специфика игровой технологии в младшем школьном возрасте заключается в том, что она строится как единое целое образовательного процесса и охватывает конкретную часть учебного процесса, объединяя ее общим содержанием и сюжетом.

В игровую технологию, реализуемую в начальной школе, включают не только разнообразные игры, но и игровые задания и упражнения, которые направлены на развитие: умения выделять основное из общего, сравнивать и сопоставлять предметы; умения обобщать предметы по общим признакам, группировать; отличать реальные явления от нереальных; воспитывать умения владеть собственным телом (ловкость, быстрота, реакция и т.д.); умение работать в команде, добиваться поставленных целей и задач.

В игровых технологиях реализуемый педагогом игровой сюжет может развиваться как вместе с процессом обучения, так и параллельно основному содержанию обучения. Важно является соблюдение того, чтобы вне зависимости от протекания игрового сюжета он был направлен на освоение новых учебных знаний и умений [22].

В настоящее время одним из ключевых умений любого педагога начальных классов является умение организовать и внедрить игровую технологию в образовательный процесс. В отечественной педагогике выделяют ряд игровых технологий, которые заслуживают особого внимания со стороны педагогов начальных классов, так как они показывают высокие результаты обучения. Например: Игровая технология В.В. Репкина «Мумми-тролли», «Волшебник изумрудного города», «Приключения Буратино».

Данные технологии гармонично вписываются в образовательный процесс и показывают высокие результаты усвоения учебной программы детьми. Игровая технология В.В. Кирюшина по обучению детей теории музыки. Данная технология предусматривает распределение ролей между нотными терминами (октава - жирафа, терция - сестрица, диссонанс - злой волшебник и т.п.). Все герои испытывают различные приключения, в которых проявляются их сущностные признаки и качества. Вместе с героями дети незаметно для себя усваивают самые сложные музыкальные понятия и умения, понятия ритма, тональности, начала гармонии.

Младшие школьники имеют очень бедный жизненный опыт. Для них в игре главное взаимодействие со взрослым. Поэтому и содержание игры будет достаточно примитивным. Для детей этого возраста можно организовать игры, которые по содержанию будут отражать те события в жизни ребёнка, которые он непосредственно переживал и которые произвели на ребёнка определённые эмоциональные впечатления. С детьми этого возраста играют в такие игры как «Семья», «Больница», «Магазин». Но не следует забывать о том, что всё содержание сюжетно-ролевой игры в этом возрасте сводится к предметным действиям.

Глава II. Активизация учебной деятельности младших школьников на уроках математики посредством дидактической игры

2.1 Система дидактических игр по математике в начальной школе

Дидактическая игра – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности. Для активизации учебной деятельности дидактическая игра является ценным средством, особенно применительно к урокам математики. Дидактическая игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.

Опытно-экспериментальная работа по проблеме активизации учебной деятельности младших школьников на уроках математики посредством дидактической игры была проведена на базе МБОУ был выбран 1 «г» класс в количестве 31 человек. Опытно-экспериментальная работа состояла из трех этапов:

1 этап – констатирующий этап;

2 этап – формирующий этап;

3 этап – контрольный этап.

Цель первого констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы заключается в выявлении уровня мотивации первоклассников к учебной деятельности. Здесь следует отметить, что наблюдения за деятельностью учащихся, беседы с ними и их родителями проводились с самых первых дней и здесь же мы наблюдали процесс адаптации к школе.

Для определения уровня мотивации к учебной деятельности было проведено анкетирование учащихся. Анкета состояла из четырех вопросов, связанных с мотивацией субъектов учебной деятельности в предметной области «Математика». Обработка материала:

1 вопрос: если встречается из перечисленных любимых предметов математика – 2 балл, не упоминается – 0 баллов.

2 вопрос: если любимый предмет математика ставится на первое место, то ставится 2 балла, если нет – 0 баллов.

3 вопрос: при положительном отзыве о математике, ее важности и необходимости изучения для решения проблем в повседневной жизни – 2 балл, нет – 0 баллов.

4 вопрос: аргументированное объяснение причин выбора или не выбора математики – 1 балл.

Результаты анкетирования приведены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты анкетирования учащихся на первоначальном срезе

Класс

Количество баллов

7

6

5

4

3

2

1

0

Экспериментальный, 1 «г»

4

5

7

7

3

3

2

0

Контрольный, 1 «б»

3

3

5

6

6

4

2

1

Уровень мотивации младших школьников в данном учебном пред­мете считать:

высокий 7-6 бал­лов;

средней - 5-3 балла;

низкий - 2-0 баллов.

Таблица 4

Распределение по уровням мотивации к учебной деятельности (на примере предмета – математика) на констатирующем этапе эксперимента

Класс

Уровни (количество баллов)

Высокий (7-6)

Средний (5-3)

Низкий (2-0)

Экспериментальный,

1«г»

29%

55%

16%

Контрольный, 1 «б»

20%

57%

23%

По данным таблицы следует констатировать, что у 55 % учащихся экспериментального класса и 57% учащихся контрольного класса наблюдается заинтересованность в учебной математической деятельности.

Диаграмма 1

Результаты определения уровня мотивации к учебной деятельности (констатирующий этап)

Далее на констатирующем этапе эксперимента мы предложили диагностические задания учащимся для определения содержательного компонента – определение уровня развития математического мышления в дидактической игре.

Для оценки заданий были выделены три уровня:

- уровень – высокий: умение точно выполнять требования игры – 3балла.

- уровень – средний: учащийся 1 класса выполняет задание, но ему необходима поддержка или учителя или детей – 2 балла.

- уровень – низкий: учащийся 1 класса неправильно выполняет условия заданий дидактических игр – 1 балл.

Результаты, полученные при обработке данных занесены в таблицу 5.

Таблица 5

Оценка уровня развития учебной деятельности в дидактической игре в экспериментальном и контрольном классах

(констатирующий этап)

п/п

Класс

Умение предложить новый замысел

Умение быстро адаптироваться в сложных условиях

Умение предложить новое

Умение предложить различные идеи в той или иной ситуации

УРОВНИ

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

1

ЭК, %

50

32

18

66

14

16

83

17

0

67

33

0

2

КК, %

37

50

13

66

18

16

83

17

0

82

18

0

По данным, представленным в таблице, мы установили следующие факты:

  1. 18% учащихся из экспериментального класса находятся на высоком уровне развития математического мышления, т.е. принимают самостоятельные решения, фантазируют, придумывают, комбинируют.
  2. 32% учащихся находятся на среднем уровне развития математического мышления, т.е. умеют выбирать тему, но лучше прислушаться к учителю, его рекомендации принять за образец.
  3. 50% учащихся находятся на низком уровне развития математического мышления, т.е. затрудняются в продуктивной игровой деятельности, не всегда выражают желание самостоятельно работать.

Причем, следует отметить, что показатели уровня развития математического мышления у учащихся 1-х классов как экспериментального, так и контрольного классов примерно одинаковы.

Диаграмма 2

Результаты выполнения диагностических заданий на констатирующем этапе (содержательный компонент)

Также на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы было проведено анкетирование учителей начальных классов (10 человек). В анкете содержалось всего 3 вопроса. Цель анкетирования: выяснить, как часто учитель в своей работе использует дидактические игры на уроках математики; и выявить вопрос эффективности таких игры в активизации учебной деятельности младших школьников.

Следует отметить тот факт, что не все учителя понимают важность применения именно дидактических игр на уроках математики и при этом осознают, что дидактические игры способствуют активизации учебной деятельности младших. Они признаются в том, что иногда отсутствуют знания методов и приемов применения дидактических игр при изучении различных тем. Не всегда понятно, на каком этапе урока использовать дидактические игры.

Из всего вышесказанного следует, что результаты констатирующего этапа опытно-экспериментального исследования требуют проведения формирующего этапа в соответствии с выдвинутой гипотезой.

Экспериментальный 1 «г» класс в количестве 31 человек – учитель Гавардаева Баина Васильевна обучается по образовательной программе «Школа 2100» (научный руководитель - Л.Г. Петерсон), учебник «Математика», авторы Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких. Контрольный класс – 1 «б» класс – 30 человек – учиель Шимтеева Ольга Сергеевна обучается по образовательной программе «Школа России» (под ред. А. Плешакова), учебник «Математика», авторы М.И. Моро, С.В. Степанова, С.И. Волкова.

«Паровозик»

Дидактическая цель. Познакомить младших школьников с приемом получения чисел при помощи прибавления единицы к предшествующему числу и вычитания единицы из следующего числа.

Содержание игры. Учитель приглашает к доске по очереди учащегося. Каждый, строит свой паровозик из числа, которое ему дано. Например, 1-ый приглашенный учащийся говорит: «Я – 1-ый вагончик». 2-ой учащийся – 2-ой вагончик, прикрепляется к 1-ому вагончику (кладет правую ладонь на правый бок, стоящего перед учеником), называет свой номер по порядку, другие решают пример: «1+1=2». Потом ко 2-ому прикрепляется 3-й, и все учащиеся по знаку учителя придумывают пример на сложение: «2+1=3». Далее учащиеся открепляются по очереди, а остальные составляют примеры вида: «3-1=2, 2-1=1».

Младшие школьники при помощи этой игры запоминают порядок чисел и учатся находить соседние числа.

2. «Хороший считатель»

Дидактическая цель. Развитие приема сложения и вычитания единицы.

Содержание игры. Учитель на доске размещает картинки трех цветов и делит доску на 3 части: например, в 1-ом отделе - шары желтого и зеленого цвета, в 2 -ом – двое зайчат серого цвета и пять белого, в – 3-ем - четыре синие машины и одна черная и т.д.

Вращая круг, учитель открывает сектор за сектором. Учащиеся на наборном полотне составляют и решают примеры на сложение. Кто быстрее сосчитает результат и покажет нужную карточку, тот лучший считатель.

«Передай другому»

Дидактическая цель. Познакомить младших школьников с действиями сложения.

Содержание игры. При изучении действий сложения и вычитания дети знакомились с названиями компонентов и результата сложения: «слагаемое», «сумма».

Учащиеся вместе с учителем по очереди говорят вычислительные приемы. Например:

Учитель. Если сложить два числа 6 и 2… Продолжай, Данара.

Данара. К числу 6 прибавить сначала 1, получится 7.

Учитель. Отвечай, Юля.

Юля. Потом надо к 7 прибавить еще 1, получится 8.

«Почтальон Печкин»

Дидактическая цель. Повторение случаев сложения и вычитания в пределах 10.

Средства обучения. Листки бумаги и счетные палочки.

Содержание игры. Учитель раздает 5 - ти ученикам по одинаковому числу писем, на другой стороне которых записаны выражения на сложение и вычитание. Учащиеся, сидящие за партами, изображают домики с номерками. Они держат в руке счетные палочки, обозначающие числа от 1 до 10. Очень быстрые почтальоны должны определить на конверте номер дома, записанного выражением (найти значение выражения), и разнести письма в соответствующие домики (отдать учащимся, у которых карточки с цифрами, обозначающими значения выражений, записанных на конвертах). Кто быстро и правильно разнесет письма по назначению, тот – почтальон Печкин. Полученные решения проверяют все учащиеся.

На этапе повторения проводилась дидактическая игра, которая проверяла знания компонентов сложения, переместительного свойства сложения, взаимосвязи сложения и вычитания.

«Математические старты»

Дидактическая цель. Развитие умения преобразовывать одно выражение в другое, логически связанное с ними.

Содержание игры. Класс делим по рядам на три команды. Для каждой команды учитель составляет выражения:

6+2 5+4 7+3

К доске вызывают по одному ученику разом от каждой команды. За максимально короткий промежуток времени им надо решить эти примеры. Затем придумать другой пример с этими числами и передать эстафету своему товарищу. Учащиеся по командам составляют цепочку связанных между собой примеров:

6+2=8 5+4=9 7+3=10

2+6=8 4+5=9 3+7=10

8-2=6 9-4=5 10-7=3

8-6=2 9-5=4 10-3=7

Игра продолжается до тех пор, пока учащиеся каждой команды не составят все примеры с этими числами. Одержат победу те, которые быстрее других составит правильно цепочку связанных примеров.

«Угадай рисунок!»

Дидактическая цель. Повторение приемов вычитания на основе знания состава числа и дополнения одного из слагаемых до суммы.

Содержание игры. Учитель в каждой части доски размещает рисунки в соответствии с числами в пределах первого десятка: В первой части –1 рисунок, во второй – 2, в третьей – 3. И так далее. Учитель сразу открывает 2 части, дети считают число рисунков в них. Затем одна из частей доски быстро закрывается, и учащиеся 1 - ой команды предлагается угадать число рисунков в закрытой части по общему числу рисунков в двух частях и числу рисунков в открытой части. Ученики первой команды говорят, например, так: 7 - это 3 и 4, из них видно 3 рисунка, закрыто 2 рисунка. Ученики второй команды проверяют правильность ответов учеников первой команды, используя прием дополнения первого слагаемого до суммы. Они хлопают в ладоши и продолжают счет дальше, принимая за пункт отсчета одно из чисел. Например, если в открытой части 3 рисунка, а всего 5, ученики, хлопая в ладоши, ведут счет: 4 – прибавил 1, 5 –прибавил 2. Учащиеся сделали 2 хлопка, значит, закрыто 2 рисунка. Учитель дает возможность убедиться в правильности ответа, открывая эту часть. Затем он открывает следующие две части, игра продолжается аналогично. Побеждает команда, в которой ни один ученик не допустил ошибок или число ошибок меньше, чем у другой команды.

«Ёлочка»

Дидактическая цель. Знакомство с переместительным свойством сложения.

Содержание игры. Учитель закрепляет на магнитной доске рисунок елочки. На ее ветках он «развешивает» слева 4 игрушки, а справа – 3.С помощью опорного материала учащиеся украшают так же свои елочки на партах. По рисункам составляется и записывается на доске пример на сложение: 4+3. После того как он будет решен, учитель просит учеников закрыть глаза и меняет рисунки игрушек. Открыв глаза, ученики замечают, что изменилось, и тоже меняют местами свои рисунки. По новой картинке составляется еще один пример на сложение: 3+4. Как только они решат, то сразу же получают тот же ответ:7. Несколько раз, поменяв местами, различное число игрушек на левых и правых ветках ели и составив3-4 пары примеров на сложение, можно сделать вывод: от перестановки слагаемых сумма не изменяется.

«Водители»

Дидактическая цель. Закрепление знания прибавления и вычитания 5, 6, 7, 8, и 9.

Содержание игры. На магнитной доске учитель размещает картинки машин и записывает под каждым пример. Справа от картинок он закрепляет ряд карточек с цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,10 и пишет над ними: «Остановки».

Перед игрой учитель рассказывает: «Многое должен знать водитель, чтобы ехать в правильном направлении. Любая ошибка водителя может привести к аварии, погибнут люди». Учитель вызывает 3-4 учеников (водителей) к доске и объясняет: «Дорога каждой машины зашифрована примером, а её остановка обозначена номером. Каждый «водитель» должен определить «маршрут движения» (решить пример под выбранным им рисунком), а потом припарковать свой автомобиль к нужной «остановке», где находится его номер (ответ примера). Кто раньше всех встанет на свое место у остановки, тот и будет лучшим водителем».

Таким образом, в ходе формирующего этапа опытно-экспериментальной работы значительное место занимают психолого-педагогические условия работы с первоклассниками, направленные на активизацию учебной деятельности. При систематическом использовании дидактических игр на уроках математики важно создать атмосферу доброжелательности, показать заинтересованность в успешности каждого ученика.

2.2 Результаты опытно-экспериментальной работы

Заключительным этапом опытно-экспериментальной работы стал контрольный этап, цель которого выявить, насколько возрос уровень активизации учебной деятельности после апробации составленной нами системы дидактических игр по математике для учащихся первых классов. Диагностика контрольного обследования совпадала с методикой констатирующего обследования уровня активизации учебной деятельности младших школьников посредством дидактической игры. Также учащимся были предложены диагностические задания, содержащие игровые элементы. Результаты анализировались с привлечением данных констатирующего эксперимента.

Таблица 6

Оценка уровня развития математического мышления в дидактической игре в экспериментальном и контрольном классах (контрольный этап)

п/п

Класс

Умение предложить новый замысел

Умение быстро адаптироваться в сложных условиях

Умение предложить новое

Умение предложить различные идеи в той или иной ситуации

УРОВНИ

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

1

ЭК, %

17

33

50

17

50

33

17

50

33

17

33

50

2

КК, %

34

33

33

33

50

17

50

33

17

33

50

17

Диаграмма 3

Результаты контрольного этапа по содержательному компоненту

Умение предложить новый замысел

Умение быстро адаптироваться в сложных условиях

Умение предложить новое

Умение предложить различные идеи в той или иной ситуации

Диаграмма 4.

Сравнительная диаграмма результатов констатирующего и контрольного этапов по каждому умению (содержательный компонент)

В результате проведенной работы на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы было установлено, что в экспериментальной группе 41% детей находится на высоком уровне развития учебной деятельности посредством дидактической игры.

Действуют самостоятельно в проигрываемых играх, придумывают новые сюжеты, фантазируют, комбинируя свои знания из окружающего мира со своими фантазиями.

Эти дети проявляют инициативу во всем:

могут самостоятельно выбрать тему продуктивной игровой деятельности;

продумать содержание работы;

способны домысливать предложенный вариант сюжета;

с легкостью реализуют свои замыслы, придумывая что-то необычное, оригинальное.

Они могут увлечь своими идеями остальных детей группы.

К среднему уровню развития учебной деятельности было отнесено 41% детей, задействованных в эксперименте. Эти дети эпизодически могут выбирать тему, продуктивной, игровой деятельности, но чаще принимают тему детей–лидеров, взрослого; действуют репродуктивно (по образцу). В своей самостоятельной деятельности они могут заимствовать сюжеты из пройденных игр.

К низкому уровню отнесли 17 % первоклассников экспериментальной группы. Эти дети мало общительны, почти все время играют по одному. Они затрудняются в придумывании темы, сюжета продуктивной игровой деятельности, не могут дополнить предложенный вариант, редко изъявляют желание самостоятельно заниматься продуктивной игровой деятельностью. У них отсутствует способность фантазировать, придумывать что-то необычное, оригинальное. Без интереса принимают предложенную тему и часто не доводят ее до конца.

Показатели уровня развития учебной деятельности у первоклассников, составлявших контрольную группу, составили: на высоком уровне - 21% детей, на среднем уровне – 41% и на низком уровне – 37%. Данные представлены в таблицах и на диаграммах.

В результате проведенного исследования на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы нашего исследования установлено, что только от 33% до 50% детей находятся на высоком уровне развития учебной деятельности в экспериментальной группе. В контрольной группе показатели следующие: от 17% до 33%.

Таким образом, проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердил выдвинутую нами гипотезу о создании педагогических условий и системы дидактических игр для эффективности процесса активизации учебной деятельности младших школьников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Игровая деятельность является ведущим видом деятельности детей младшего школьноговозраста, не теряет она актуальности и в младшем школьном возрасте. Для воспитания волевых качеств детей дошкольного и школьного возраста успешно может быть использована игровая деятельность, в частности, игры с правилами.

Д.Б. Эльконин выделял несколько постепенно усложняющихся видов игр:

  • предметно-манипулятивная игра (здесь действия ребенка сводятся к подражанию);
  • сюжетно-ролевая игра (данный вид игры направлен на усвоение норм межличностных взаимоотношений).

Старших детей младшего школьноговозраста привлекают, в основном, именно ролевые игры. Особенностью этих игр является то, что в них можно использовать одни предметы в качестве заменителей других, а также проигрывать разнообразные роли. Особенно характерно для детей младшего школьноговозраста подражание взрослым в своих играх. Таким образом, здесь можно говорить о закладывании определенной модели поведения.

Игровые виды деятельности воссоздаются на занятиях с помощью игровых способов и условий, которые выдвигаются как средство воздействия, подталкивание учеников к учебным занятиям. Осуществление игровых способов и ситуаций при занятиях в форме урока происходит по таким ведущим назначениям: наставническая задача ставится перед учениками в игровой форме; учебная работа зависит от правил игры; учебным материалом пользуются в качестве её средства, в учебную работу вносятся элементы соперничества, которая меняет дидактическую задачу в игровую; благополучное исполнение дидактического задания сплетается с результатом игры.

Развитие игры во многом определяется темпом умственной активности детей, большей или меньшей успешностью выполнения игровых действий, уровнем усвоения правил, их эмоциональными переживаниями, степенью увлеченности. В дидактической игре всегда имеется возможность неожиданного расширения и обогащения её замысла в связи с проявленной детьми инициативой, вопросами, предложениями.

Развитие интереса к дидактическим играм, формирование игровой деятельности у более старших детей достигается тем, что воспитатель ставит перед ними усложняющиеся задачи, не спешит подсказывать игровые действия.

В дидактической игре всегда имеется возможность неожиданного расширения и обогащения её замысла в связи с проявленной детьми инициативой, вопросами, предложениями. Умение удержать игру в пределах установленного времени – большое искусство. Воспитатель уплотняет время, прежде всего, за счёт сокращения своих объяснений. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик является условием успешного развития игры и выполнения решаемых задач.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белкин Е.Л. Теоре тические предпосылки создания эффективных методик обучения//Нач.школа .-2001.-№4.-С.11-20 
  2. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у младшего школьного возраста / Л.А. Венгер. – М.: Знания, 2009. – 70 с.
  3. Козлова, О.А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников / О.А. Козлова // Начальная школа. – 2014. – № 11. – 112 с.
  4. Лернер И. Я. Дидактические основы ме­тодов обучения. — М: Педагогика. 2011. – 209 c.
  5. Макаров, Ю.А. Введение в педагогическую психологию: Учебно-методическое пособие / Ю.А. Макаров. – М.: СИНТЕГ, 2015. – 552 c.
  6. Махонина, М.Ф. Дидактическая игра как средство развития речи младшего школьного возраста в условиях введения ФГОС ДО / М.Ф. Махонина // Молодой ученый. – 2017. – №47. – С. 213-214.
  7. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 411 c.
  8. Надолинская, Т.В. Игра в контексте истории философии, культуры и педагогики / Т.В. Надолинская // Образование и наука. – 2013. – № 7 (106) – С. 138-152.
  9. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Владос, 2000. – кн.1: Общие основы психологии. – 345 с.
  10. Никитин, Б.В. Развивающие игры / Б.В. Никитин. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 326 с.
  11. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для СПО / Л.Ф. Обухова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 460 c.
  12. Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания / Л. Павлова // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 7. – С. 60-66.
  13. Прядехо А.А. Алго ритм развития познавательных способностей учащихся//Педагогика.-2002.-№3.-С.8-15 
  14. Рубиштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб: Издательство «Питер», 2000 – 712 с.
  15. Сарычев, С.В. Педагогическая психология / С.В. Сарычев, И.Н. Логвинов. – СПб.: Питер, 2016. – 224 c.
  16. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. - М.: Просвещение., 2007. - 97 с.
  17. Сосоенко, Н.С. Дидактическая игра как средство развития познавательной активности учащихся / Н.С. Сосоенко // Молодой ученый. – 2018. – № 4. – С. 218-221.
  18. Столяренко, Л.Д. Социальная педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Л.Д. Столяренко, И.В. Самыгин. – М.: Дашков и К, 2015. – 272 c.
  19. Усова А. // Роль игры в воспитании детей. - М ., 1976. - С. 9 - 18.
  20. Фурман, В.В. Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания детей младшего школьноговозраста / В.В. Фурман // Молодой ученый. – 2015. – № 22.4. – С. 52-59.
  21. Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи младшего школьного возраста. Пособие для учащихся дошкольных пед. училищ. М., «Просвещение», 2000.
  22. Швайко Г.С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. – М.: Просвещение, 2000.
  23. Штроо, В.А. Методы активного социально-психологического обучения. Учебник и практикум / В.А. Штроо. – М.: Юрайт, 2015. – 278 c.
  24. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. – М.: Просвещение, 2000. – 348 с.
  25. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. – 2000. – №3. – С. 5-19.

Приложения

Виды дидактических игр

https://prezentacii.org/uploads/files/18/03/47668/data/pres/screen2.jpg