Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Авторское право (Личные авторские права)

Содержание:

Введение

На сегодняшний день, с развитием и становлением мультимедийных технологий люди все чаще сталкиваются с такой важной особенностью правоотношений, как авторское право. В связи с этим государство разрабатывает соответствующие законы, а также вносит важные изменения в законодательство, направленные на предотвращения различного рода нарушения в данной области. Все это делается для того, чтобы интеллектуальная собственность автора была защищена законом.

Институт авторского права относится к области гражданского права (является одним из его разновидностей). Для данного института гражданского права характерны некоторые отличительные особенности, а именно охрана не только материальных (имущественных) объектов, но и интеллектуальной собственности и нематериальные объекты (произведения искусства в различных областях).

Кроме того, закон о защите авторских прав разработан и для интересов общества в целом. Этот вид правоотношения относится не только к частному, личностному интересу. Таким образом, данный закон можно рассмотреть с точки зрения его исключительной конструкции, он непосредственно связан и с юридическим интересом.

Цивилизованное общество может становиться на путь развития только в том случае, если будет расти в технологическом, научном смысле. Для этого государство должно уделять особое внимание развитию науки. Только при помощи интеллектуальных возможностей человечество научилось (и продолжает учиться) решать острые социологические проблемы. Культура и наука способны стать важнейшей и неотъемлемой частью жизни развитого общества только в случае соответствующих правовых отношений, предусмотренных законом.

После того, как Российская Федерация вступила в ВТО, борьба с различного рода нарушениями и ущемлениями авторского права стала еще более значимой.

Целью этой работы является тщательное исследование и соответствующий анализ базовых положений авторского права.

В данной работе будут рассмотрены наиболее значимые аспекты, касающиеся авторских прав.

Для этого были выполнены приведенные ниже задачи:

- исследование информации о становлении авторского права;

- определение понятия авторского права, определение источников авторского права

- определение субъектов и объектов прав автора;

- выявление содержания авторского права;

- определение рамок действия правоотношений.

Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в данной работе выводы могут иметь определенное значение, что может способствовать развитию науки гражданского права или же совершенствованию нынешней законодательной системы. Теоретические положения также могут быть использованы в правоприменительной практике.

Для написания настоящей работы были применены следующие методы исследования: системный и логический методы познания в результате изучения литературы и соответствующих нормативных актов, наблюдение описание, сравнение, противопоставление, анализ и синтез.

Объектом произведенного исследования являются гражданско-правовые отношения в области авторского права.

Предметом произведенного исследования являются основные нормы авторского права.

1. Разновидности авторского права

Как правило, под словосочетанием “авторские права” подразумевается сразу все разновидности прав в совокупности, которые прописаны в законодательстве РФ. Однако под авторскими правами в некоторых случаях следует понимать определенную разновидность, коей может являться экономические права, т.е. имущественные.

Закон предусматривает закрепление авторства за создателем произведения, то есть автор изначально обладает правами на собственное произведение. Но законодательство также предусматривает и переход авторских прав к иным лицам. Основанием к этому может послужить договор или же соответствующие предписания в законе.

Во время СССР закон в этой области действовал несколько иначе, закон предусматривал немного другой подход. В результате чего законодательство совершенно по-другому определяло такие понятия, как “авторские права” и “права авторства юридических лиц”.

Со временем закон претерпел некоторые изменения, что способствовало рассмотрению авторского права как отдельного вида правоотношений. Нередко несколько видов авторского права могут объединяться для упрощения, однако не существует четкого правила, по которым их можно классифицировать.

1.1 Личные авторские права

 Авторские права, которые нельзя отнести к экономическим (имущественным), называются личными. Можно сказать, что произведение искусства является проявлением индивидуальных и уникальных качеств его создателя. В связи с этим автор должен быть уверен, что права авторства на его произведение будут защищены законом, т.е. он имеет право огородить себя от плагиата, кражи идеи и т.д.
  Нельзя классифицировать личные права как абсолютно иной, отдельный вид правоотношений, так как часто личные права бывают тесно связаны с имущественными. Все дело в том, что нередки случаи, когда за нарушение неимущественных прав взыскиваются определенные денежные суммы.

Личные права изначально принадлежат автору произведения, но закон предусматривает их передачу другим лицам. Этот вид правоотношений относится к бессрочным правам.

Суть авторского права заключается в том, что создатель произведения, на основе закона, должен считаться его автором. То есть автор определяет себя, как личность, создавшую определенное произведение. Такое право закон рассматривает как неотчуждаемое. Это право можно назвать важнейшим потому, что иные виды прав являются его ответвлениями.

Также с авторским правом непосредственно связано и право на псевдоним или имя. Это означает, что создатель произведения имеет право указать свое имя. При этом имя может быть как настоящим, так и вымышленным или же автор может остаться анонимным. Право на имя классифицируется как отдельное право. Дело в том, что такое право может быть нарушено при том, что право авторства осталось за создателем. Такое возможно при неправильном написании имени автора или по иным причинам. Это право может быть реализовано только при обнародовании произведения. Имя автора указывается в титрах к киноленте, на обложке печатного издания и т.д. Право на имя не теряет своей законной силы и при повторных публикациях произведения. Автор имеет право потребовать указать его псевдоним или имя при использовании фрагментов его произведения, цитат и т.д. Если же на территории РФ публикуется произведение, созданное иностранным автором, перевод имени на русский язык должен быть согласован с автором.

Право на обнародование – это право публиковать в средствах массовой информации и других источниках произведение, а также разрешение на опубликование другими лицами. Закон предоставляет автору право выбора способа опубликования, а также временных лимитов, когда произведение будет доступно для других лиц.

Под обнародованием произведения подразумевается осуществление определенных действий (только с согласия автора), направленных на опубликование произведения, что делает его доступным для неограниченного круга лиц. Произведение может быть обнародовано различными способами в средствах массовой информации. При этом обнародование отличается от опубликования. Под опубликованием подразумевается выпуск ограниченного количества экземпляров произведения, которые рассчитаны на меньшее количество лиц.

Очень важной частью права на обнародование можно назвать право на отзыв (Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 4) Статья 1269 пункт 1 от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) гласит о том, что автор произведения имеет право отозвать опубликованное в средствах массовой информации произведение, на публикацию которого он ранее давал согласие. Однако в случае отзыва, автор обязан возместить убытки, которые понесет пользователь в связи с данным действием. Закон предусматривает обязательный публичный отзыв произведения, если оно уже было опубликовано. Также автор имеет право изъять все экземпляры выпущенного произведения, но в при этом все финансовые обязательства, связанные с изъятием он берет на себя. Произведения, которые не могут быть отозваны, называются служебными. Право на обнародование не обязательно является правом самого автора, этим правом могут обладать и третьи лица. В этом и заключается отличие этого вида права от личных прав. Права на обнародование могут переходить, например, к прямым наследникам. Исходя из этого, можно утверждать, что разделение прав автора на имущественные и неимущественными, отчасти, является условным.

Право на защиту репутации создателя произведения - это право, касающееся непосредственно самого произведения (а именно его названия), направленное на его защиту от неправильного написания названия или его искажения, что может нанести определенный вред репутации автора. Данное правило гласит, что название произведения и имя автора должно оставаться таким, каким его требует указать автор. Любые изменения должны быть согласованы с автором. Однако есть и другие примеры нарушения данного права. К примеру, несогласованные с автором различного рода текстовые добавления к оригинальному произведению, искажение или замена оригинальных иллюстраций, неправильный подбор цвета при создании репродукции. Однако право на защиту ограничивается разумными пределами. Критика не может считаться нарушением права на защиту. К этой категории можно отнести стилизации и пародии.

Также к личным правам создателя произведения, можно отнести право доступа. Если автор желает воспроизвести созданное им произведение, по закону он имеет право обратиться для этого к собственнику. В этом случае автор не имеет право требовать от собственника возмещение финансовых затрат, связанных с доставкой произведения. Подобные положения есть и в законе “Об архитектурной деятельности в РФ” (Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 4) статья 1294 пункт 2 от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016). Согласно этому закону, собственник архитектурного произведения должен по требованию автора, предоставить ему возможность осуществить фото или видеосъемку объекта.

1.2 Имущественные права автора

Имущественные права были разработаны с целью предоставить возможность как автору, так и его правопреемникам получать финансовую прибыль от использования произведения. Этот вид права (по желанию автора) может передаваться третьим лицам (хотя существуют и исключения), а также может передаваться наследникам или другим лицам при определенных обстоятельствах (примером может служить служебное произведение).

Экономические права справедливо разделить на две группы.

Экономические, т.е. имущественные права включают в себя следующие права:

  • право на воспроизведение, т.е. право без ограничений воспроизводить произведение;
  • распространение выпущенных экземпляров произведения. Способ распространения может быть различным. Также право на сдачу в прокат или продажу;
  • право на импорт экземпляров произведения, т.е. на получения копий произведения с целью дальнейшей продажи. При этом могут быть получены и проданы экземпляры, которые были изготовлены с позволения обладателя исключительных прав;
  • право на показ неограниченному кругу лиц;
  • право на исполнение произведения, т.е. право воспроизводить произведение публично;
  • право на передачу произведения в СМИ. Данное право предусматривает разрешение на сообщение произведения в различные источники, в том числе в эфир;
  • право на публичное сообщение посредствам кабеля, т.е. право на передачу произведения в эфир, что подразумевает вещание произведения (исполнение или показ) через провода, телевизионный кабель и т.д.;
  • право на перевод, т.е. право по желанию перевести на любой язык произведение;
  • переделывание, переработка и внесение изменений с целью корректировки произведения;
  • право на публичное сообщение без ограничений. Данное право предусматривает вещание произведения любыми способами, при которых лицо может получить доступ к произведению посредствам любых источников.

Имущественные (экономические права являются неотчуждаемыми), т.е. они могут передаваться третьим лицам. При составлении авторского договора, такие права могут быть переданы лицу как полностью, так и частично. Подобный договор предусматривает передачу только определенных прав, которые могут быть переданы: регион, на территории которого распространяется право; срок распространения; условия определения размера вознаграждения или его определенный размер; условия выплаты вознаграждения.

1.3 Вознаграждение по праву авторства

Согласно гражданскому законодательству, автор имеет право получать вознаграждение за использование произведения иными лицами. Такой закон является вполне логичным. По закону любая работа должна оплачиваться соответствующим образом. Плоды интеллектуального труда в данном случае не являются исключением. При создании произведения, человек прилаживает усилия, тратит временные ресурсы, поэтому он имеет право получить определенное вознаграждение, в том числе и материальное.

Вознаграждение автора, прописанное в договоре.

Такой способ является наиболее распространенным, когда дело касается определения условий выплаты вознаграждения. После того, как автор полностью закончит работу над произведением, он вправе передать права какому-либо лицу, например, компании, которая осуществит массовое распространение произведения или воспользуется в иных коммерческих целях. Передача прав может иметь следующий вид:

1) предоставление прав на определенное время.

2) передача прав полностью (согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации часть 4 статья 1285 от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).

Вопрос о вознаграждении является ключевым в подобных договорах. Это означает, что договор может предусматривать и безвозмездное использование произведения, однако этот момент обязательно должен быть указан в договоре, т.к. отсутствие упоминания о финансовом вознаграждении ведет к недействительности договора. Таким образом, при заключении договора о предоставлении прав, необходимо учитывать все подобные нюансы.

Договор авторского заказа.

Несмотря на то, что такой договор во многом схож с описанным ранее договором, о нем следует упомянуть отдельно ввиду другого вида деятельности автора. Договор о вознаграждении предусматривает получение денежных средств автором только после того, как произведение было докончено. Что касается договора авторского заказа, то согласно статье 1288, пункт 1 (Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 4) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) автор обязуется приступить к созданию определенного произведения (условия описаны в договоре). Такой вид договора является специфическим, и это следует учитывать при его подписании, т.к. в этом случае автор должен придерживаться определенных договоренностей. В подобном договоре важным моментом является точное описание того, каким хочет видеть заказчик готовое произведение, какие к нему предъявляются требования. Исключительные права на произведение, созданное по договору, могут переходить к третьему лицу на основе самого договора, но могут и быть переданы на основе договора, предусматривающего отчуждение прав автора. Порядок и способ выплаты вознаграждения, а также его размер должны быть указаны в договоре.

Вознаграждение за служебное произведение.

В какой-то степени создание служебного произведение можно сравнить с произведением, изготавливаемым по заказу. Основное отличие заключается лишь в том, что заказчик является работодателем лица, создающего произведение. Согласно статье 1295, пункт 1 (Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 4) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016), права на созданное произведение искусства, литература, науки и т.д. остаются за автором. Такие права являются личными неимущественными. В то же время работодателю принадлежат исключительные права. Он вправе распоряжаться произведением и использовать его в коммерческих целях. Исключением можно назвать иные договоренности, касающиеся распределения прав автора.

При подписании подобного договора, следует внимательно изучать момент, связанный с условиями получения материального вознаграждения автором. После того, как работодателю было предоставлено готовое произведение, существует трехлетний срок, в течении которого автору необходимо выполнить одно из перечисленных действий: приступить к использованию произведения, осуществить передачу прав другим лицам или оставить произведение в тайне, уведомив об этом автора. В случае, если выполнено одно из трех вышеперечисленных условий, автору должно быть выплачено материальное вознаграждение. Если в течении трехлетнего срока работодатель не выполнил ни одно из данных условий, то автор становится обладателем исключительных прав. Но и в этом случае работодатель может претендовать на использование произведения, несмотря на то, что исключительные права остаются за автором. При этом должен быть составлен неисключительный договор.

Размер выплаты, условия передачи денежных средств и другие важные моменты должны быть отражены в договоре, составленным между работодателем и автором. Неверное составление договора может привести к обращению одной из сторон в суд.

Доходы от коллективного управления правами.

Существуют случаи, когда законное осуществление прав автора по какой-либо причине затруднено или же закон предусматривает использование произведения без согласия на то автора, при этом предусматривая выплату последнему, авторы (или же третьи лица, обладающие авторскими правами) имеют право на создание организации, которая основана на членстве. Такие организации создаются с целью управления правами.

Ниже будут представлены наиболее распространенные случаи использования произведения с предоставлением автору материального вознаграждения, но без его согласия на использование.

Согласно статье 1263 пункт 3 (Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 4) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016), если аудио произведение было использовано в визуальном источнике (таком как фильм, видеоролик и т.д.), автор имеет право претендовать на получение вознаграждения за использование созданной им музыкальной аранжировки в результате публичного показа аудиовизуального произведения.

Согласно статье 1245 пункт 3 (Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 4) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)), обладатели прав, а также авторы имеют право на получение вознаграждения при воспроизведении копировании и использовании произведения правообладателями для личных целей. Порядок распределения вознаграждения и его выплаты устанавливается Правительством РФ. Данный вид вознаграждения является компенсацией и выплачивается из средств, которые были собраны некоммерческой организацией, основанной на членстве. Материальные средства взымаются с изготовителей оборудования и иных средств-носителей информации, которые использовали данное произведение для аудиовизуального публичного показа.

Согласно статье 1293 пункт 1 (Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 4) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) (право следования), деятели искусства, такие как художники, писатели, авторы различных рукописей, которые продали оригинал своей творческой работы, могут претендовать на получение определенного процента от каждой продажи оригинального произведения. Данное действие может быть осуществлено только в случае, если посредником является индивидуальный предприниматель или же юридическое лицо (различные организации, связанные с художественной деятельностью, аукционные дома, магазины и т.д.). Размер отчисляемых процентов, а также условия выплат определяются правительством РФ.

Претендование на авторское вознаграждение.

Претендовать на вознаграждение имеет право изначально сам автор. После окончания работы над произведением, у автора возникает, наряду с авторскими правами, право на вознаграждение. Такое право также может переходить к третьим лицам. К примеру, право на вознаграждение, претендовать на которое правообладатель может в случае использования произведения третьими лицами, может передаться разными путями: по договору, по наследству, по правопреемству (между юридическими лицами).

Каким образом выплачивается авторское вознаграждение.

Согласно действующему законодательству, вознаграждение может быть выплачено при различных ситуациях. В подавляющем большинстве сумма авторского вознаграждения определяется согласно договору. Сторонами, подписывающими договор, является правообладатель (или сам автор) и пользователь, приобретающий лицензию. Но существуют ситуации, когда размер денежных выплат определяются непосредственно государством. Вышерассмотренное право преследования как раз является подобным случаем.

Другим, не менее важным моментом, чем размер вознаграждения, является способ его выплаты, который также должен фигурировать в договоре. Закон гласит о том, что денежное вознаграждение, за использование кем-либо авторского произведения, может быть выплачено одним из следующих образов: 

- разовые (т.е. фиксированные) или периодические платежи;

- отчисления от доходов в виде процентов (роялти);

- в другой форме.

Ввиду этого можно заключить, что законодательство предусматривает довольно большой выбор способов осуществления платежей, который устроит обе стороны.

1.4 Исключительные авторские права

Исключительные права составляют основную группу авторских прав. Они позволяют автору осуществить контроль за любым использованием его произведений, а также получать денежные выплаты от подобного использования.

Согласно законодательству, существует единое и неделимое исключительное право на созданное автором произведение.

Согласно статье 1226 (Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 4) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016), это право относится к имущественным. Статья 1229 пункт 1, а также статья 1270 пункт 1 (Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 4) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) гласят о том, что оно наделяет его обладателя полномочиями использовать произведение в любых целях, форме, а также любым способом.

При этом, правообладатель наделен полномочиями распоряжаться по своему усмотрению исключительным правом. К примеру, согласно договору об отчуждении исключительного права, он может передать его другому лицу. Также он может предоставить иному лицу права использования произведения. Для этого между сторонами составляется лицензионный договор. Пределы использования определяются договором.

Исключительное право на произведение является правом автора. Оно непосредственно связано с использованием произведения в различных целях самим автором или же иными лицами.

Использование произведения может подразумевать следующие действия:

  • воспроизведение,
  • распространение,
  • публичный показ,
  • перевод,
  • переработку,
  • передача для вещания по кабелю (в том числе в эфир),
  • доведение до всеобщего сведения,
  • прокат,
  • импорт
  • исполнение.

Таким образом, какое-либо из перечисленных авторских прав, может определить вид использования произведения. К примеру, для того, чтобы изготовить какое-либо количество экземпляров произведения с целью дальнейшей продажи, нужно получить имущественные права автора на воспроизведение произведения и его дальнейшее распространение.

Изначально, при создании произведения автор обладает исключительным авторским правом и вправе запрещать использовать произведение третьим лицам.

Исключительное право по закону может быть передано неограниченное количество раз кому-либо только самим обладателем исключительных прав. Однако законодательство предусматривает и передачу прав уполномоченным лицом (или же самим автором). Для того, чтобы осуществить передачу исключительного права, необходимо составить лицензионный договор.

Также правообладатель имеет право ставить соответствующий знак на каждом экземпляре произведения. Таким знаком может быть имя или же наименование, а также год создания произведения. Это необходимо для оповещения пользователей о правах на произведение.

2. Объекты прав автора

Объектами авторского права принято считать любое произведения из художественной области, области литературы или науки. В данном случае не принимаются во внимание его достоинства или же способ выражения. Ими могут быть:

  • литературные произведения;
  • драматические произведения, театральные сценарные произведения;
  • хореографические произведения, включая пантомимы;
  • произведения музыкальной области (могут быть как с текстом, так и без него);
  • аудиовизуальные произведения;
  • произведения дизайна, графики, художественные произведения, скульптуры, любые графические произведения, включая комиксы и иные произведения изобразительного искусства;
  • произведения сценографического или декоративно-прикладного искусства;
  • произведения садово-паркового искусства, а также архитектуры. Под объектами понимаются и чертежи, проекты, а также макеты;
  • запечатленные на фото произведения или же полученные таким же способом иного рода произведения;
  • различные виды карт (географические, топографические, геологические и т.д.), планы, созданные в географических или других научных целях пластические произведения;
  • иные произведения.

Компьютерные программы также относятся к объектам права.

К объектам авторских прав можно отнести:

  • производные произведения. Под таким термином подразумеваются переработанные, измененные произведения;
  • составные произведения. Таким произведением является результат труда, который представляет собой подбор и расположение других произведений.

Авторские права могут распространяться не только на готовые и обнародованные произведения, но и на недоработанные, неопубликованные. Такие произведения могут быть представлены в различной форме (например, не только в письменной, но и в устной, такой как публичное исполнение музыкального произведения, произнесения текста и т.д.). Они могут быть в изобразительной форме, или в форме аудиовизуального произведения.

Авторские права возникают в момент создания произведения и охраняются законом с этого же момента, поэтому для возникновения и осуществления этого правоотношения не является обязательным соблюдение формальностей (таких, как регистрация произведения).

Согласно законодательству, авторские права не могут быть распространены на методы, принципы, идеи, процессы, концепции, способы, решения различных задач, открытия, языки программирования.

Объектами авторских прав не могут быть:

  • любые официальные документы (созданные органами местного самоуправления или же государственными органами). Объектами авторского права не являются нормативные акты, судебные решения, любые документы законодательного и административного характера. В этот список включаются и документы международных организаций, а также их перевод;
  • государственные символы и знаки (денежные знаки, ордена, гербы и т.д.), а также флаги и символика муниципальных образований;
  • произведения народного творчества, которые не были созданы конкретным автором;
  • информационные сообщения о каких-либо происшествиях или фактах (программы телепередач, новостные телепередачи, расписания движения транспортных средств и др.)

Авторские права могут быть распространены на какую-либо часть произведения, в том числе на его название и персонажа в случае, если по характеристике они могут быть признаны самостоятельным результатом литературной деятельности автора.

3. Защита авторских прав

Пункт 1 статьи 1250 (Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 4) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) гласит о том, что защита авторских прав, как и защита любых прав интеллектуальной собственности, обеспечивается определенными способами, описанными законодательством с учетом наличия факта нарушенного права и последствий нарушения этого права.

Любое лицо, которое намеревается использовать произведения для какой-либо цели, должно получить разрешение на использование произведения от правообладателя (или автора). Однако закон предусматривает и некоторые исключения, к примеру, цитирование произведения или продажа его экземпляров, которые были выпущены с согласия правообладателя или автора и т.д.).

Лицензионный договор является подтверждением намерения автора или правообладателя на любого рода использование произведения. Такой договор заключается между правообладателем и лицом, намеревающимся использовать произведение (пользователем).

Для того, чтобы подтвердить факт наличия нарушения исключительного права на произведение, следует убедиться в наличии следующих обстоятельств:

  • существует факт использования произведения любым способом, или же совершение определенных действий, предусмотренных статьей 1270 пункт 2 (Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 4) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016);
  • у лица, которое осуществило использование произведения, отсутствует лицензионный договор, подписанный с правообладателем (или лицензиатом).

По требованию правообладателя, автора, организаций по управлению правами на коллективной основе или же других лиц, могут быть применены определенные способы защиты.

Отсутствие вины нарушителя не освобождает его от обязанности прекратить нарушение прав, а также не исключает применение в отношении нарушителя мер, направленных на защиту прав.

В ряде случаев Гражданский кодекс устанавливает специальные способы защиты прав, предназначенные для применения только при нарушениях в отдельных случаях, в частности, нормы о возможности взыскания специальной компенсации за нарушение исключительного права.

Защита авторских прав (статья 1252  пункт 1, Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 4) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) может осуществляться путем направления претензии о нарушении и предъявлением требования к нарушителю прав:

  • о признании права;
  • пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
  • о возмещении убытков (в частности, за использование без договора);
  • об изъятии материального носителя (оборудования, устройств и материалов);
  • о публикации решения суде о допущенном нарушении прав (такое требование может быть предъявлено к любому нарушителю исключительного права вне зависимости от наличия его вины).

Следует специально отметить, что ответственность, какая установлена за бездоговорное использование произведений, несут лицензиаты, вышедшие за пределы использования произведения, установленные лицензионным договором.

За различные случаи нарушений авторских прав законодательством установлена ответственность:

  • гражданско-правовая
  • административная
  • уголовная

Правообладатели понимать необходимость заранее позаботиться об охране и защите прав интеллектуальной собственности и зарегистрировать права.

Заключение

Подведя итоги, можно заключить, что правовая база у нас имеется. Законы выполняются и работают. Во многие законы внесены поправки, в другие только предстоит их внести. Но есть надежда на то, что со временем будут преодолены те трудности, с которыми зачастую сталкивается наше государство. Закон об авторском праве является действительно одним из самых нужных и важных законов в Российской Федерации.

То, что авторские произведения в нашей стране охраняются с помощью смежных прав и авторских прав является показателем того, что наше государство шагает в ногу со временем, является динамично развивающимся и современным. Законы работают, создаются новые законы, и дорабатываются устаревшие, что является признаком постоянного развития нормативно-правовой базы, которую можно назвать своеобразной «юридической оболочкой» для определенного типа отношений. С помощью правовых норм, которые представляют собой институт авторского права и смежных прав, определяются отношения, которые непосредственно связаны с созданием и использованием произведений любой области: изобразительное искусство, наука, литература, исполнения, постановки, фонограммы, публичное вещание на телевидение (в том числе передача в эфир). В едином правовом институте объединены две группы права (авторские и смежные права). Это происходит из-за того, что существует прямая зависимость смежных прав от авторских прав, которые связаны с творческим процессом создания произведения, а также урегулированностью соответствующих отношений одним законодательством.

К основным видам защиты авторских и патентных прав относят уголовно-правовой, административно-правовой и гражданско-правовые способы. В нашей стране уже сейчас создана правовая база для охраны авторских патентных прав. Авторские и патентные права находятся под защитой Конституции Российской Федерации и соответствующим законодательством: КГ РФ, УК РФ, Федеральным Законом «Об авторском праве и смежных правах» и т.д. К сожалению, законы в этой области еще не до конца систематизированы. Зачастую это усложняет законодательство, в котором содержатся довольно сложно структурированные нормы. Эти нормы закрепляют несколько подтипов исключительных прав и исключений, связанных с ними, а иногда и исключения из данных исключений. Комплексная регламентация разных видов интеллектуальной собственности предусматривается в Соглашении ТРИПС. В этом направлении, как полагается, и должно двигаться и развиваться в дальнейшем наше государство.

Но до того, как осуществить «слияние» правовой регламентации различных типов интеллектуальной собственности в один кодифицированный акт, следует приложить усилия к созданию теории, в которой будут содержаться соответствующие принципы, используя наименьшее число исключений из которых появится возможность описать максимальное количество эмпирических явлений, которые будут не просто различными, но и в некоторых случаях противоречивыми друг другу. Тщательным образом продуманная «упорядоченность знаний» должна предшествовать любой кодификации.

Список использованной литературы

1.    Конституция РФ, Ст. 34.

2.    Гражданский Кодекс РФ, (часть четвертая)

3.    Гражданско-процессуальный Кодекс РФ, Ст. 89.

4.    Уголовный Кодекс РФ, Ст. 146.

5.    Уголовно-процессуальный Кодекс РФ.

6.  Федеральный Закон от 20 июля 2004 года №72-ФЗ «Об авторском праве и смежных правах». Ст. 4.

7.  Федеральный Закон от 20 июля 2004 года №72-ФЗ «Об авторском праве и смежных правах». Ст. 8.

8. Федеральный Закон от 20 июля 2004 года №72-ФЗ «Об авторском праве и смежных правах». Ст. 15.

9.  Федеральный Закон от 20 июля 2004 года №72-ФЗ «Об авторском праве и смежных правах». Ст. 16.

10. Федеральный Закон от 20 июля 2004 года №72-ФЗ «Об авторском праве и смежных правах». Ст. 30.

11. Федеральный Закон от 20 июля 2004 года №72-ФЗ «Об авторском праве и смежных правах». Ст. 49.

12.    Федеральный Закон от 20 июля 2004 года №72-ФЗ «Об авторском праве и смежных правах».

13.    Белов В., Денисов Г. Из мирового опыта защиты интеллектуальной собственности // Российский экономический журнал. 2003. №3.

14.    Близнец И.А. Применение в России международно-правовых способов защиты интеллектуальной собственности // Российская юстиция. 2002. № 1.

15.    Гражданское право. Часть 1. Издание 2-е / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М., 1997.

16. Комментарий к Уголовному Кодексу РФ. Под ред. 10. И. Скуратова, В.М. Лебедева. – Издательская группа ИНФРА М-НОРМА, 1997.

17. Хаметов Р. Корпоративная борьба с нарушениями авторских и смежных прав // Хозяйство и право. 2002. №4.