Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Авторское право (история становление и развитие)

Содержание:

Введение

Актуальность темы исследования. История авторского права началась лишь в 1828 году, которое давало право автору использовать в личных интересах, то есть торговли его собственные произведения. В течение ста семидесяти лет, начиная с года официального признания, авторское право развивалось и потерпело множество изменений, прошло через много препятствий связанные с законодательством.

Примером может служить правовые институты, получившие юридическую силу в гражданском обществе, но таки и не доведенные до конца в плане соответствии законом. Например, право собственности до сих пор вызывает споры в обществе о юридической силе этого предмета, а авторское право имеет много неразрешимых аспектов, которые тянутся со дня его официального признания. В наше время этот термин получил статус особого гражданского права, так как авторское право тесно связанно с созданием и дальнейшим использовании произведений искусства и науки.

Авторское право несет в себе специальные и своеобразные черты, которые выделяют его от других отраслей. Оно защищает не только имущественные интересы авторов, но и личные права, такие как нравственные и духовные, охватывает общественные интересы, интересы культуры и просвещения. Исходя из этого, можно сделать вывод, что, сила этого права охватывает своим масштабом и частногражданские права, создается как юридический интерес, по причине правовой конструкций, так и общественный, из требований к нему.

Авторское право имеет отношения к процессу обмена и производства интеллектуального труда. Все произведения не могут быть отделены от своих авторов. Они включают в себя,  как и личные неимущественные права, так и имущественные права. Такие характеристики свойственны и не только для авторских прав, так как исполнители также обладают этими аспектами.

Бернская конвенция зафиксировала авторские права об охране литературных и художественных произведений, но некоторые страны отказываются принимать это право, на почве личного и имущественного характера, разрешая передачу любого авторского права физическому или юридическому лицу. Личные неимущественные права являются не передаваемыми и действуют бессрочно, а имущественные права могут быть уступлены, имеют ограниченный срок и могут, отличатся временным действием и полной или относительной принадлежностью автору.

Защита авторских прав является одной из важнейших проблем в современном гражданском праве. Несмотря на то, что сегодняшнее законодательство содержит достаточно эффективные механизмы защиты от незаконного внедоговорного использования произведений авторского права, тем не менее, далеко не всегда эти механизмы действуют на практике. Нельзя сказать, что авторские права не имеют ценности. Право на имя может иметь вполне реальную ценность, как для автора, так и для работодателя, который без промедления выкупил бы у автора право на имя, если бы законодательство разрешало такую операцию.

Объект и предмет исследования. Авторское право и система его защиты, его роль в гражданском обществе. Виды авторского права и их подробное пояснение.

Цель работы. . Обзор основных проблем авторского права,  его роль в обществе . Курсовая работа раскрывает следующие аспекты:

  • Рассмотреть понятие авторского права, его особенности реализаций в жизни общества и государства.
  • Выявить одни из важных функций авторского права, играющие роль, как в обществе, так и в самой государстве.
  • Изучить структуру авторского права его связь между с обществом
  • Дать понятие авторскому праву и его видам. 
  • Проследить, как развивалось авторское право, как оно узаконилось в других частях мира.

Методологическая основа исследования. Данная работа раскрывает основные аспекты понятия авторского права, его взаимодействие с государством, с обществом, а в метод входят анализ самого понятия авторского права, анализ его роли в обществе, и исследование всех проблем связанные как с нарушениями, так и незаконными действиями со стороны государства.

Структура курсовой работы построена на целях и задачах, состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Основная часть

1. Авторское право.

1.1 Объекты авторского права.

Авторское право служит для регулирования гражданско-правовых отношений по использованию произведений, литературы и искусства. Благодаря созданию произведений возникают такие отношения. На каждое произведение должны существовать авторские права, которые дают возможность создавать авторские договоры. Федеральный закон «Об авторском праве и смежных правах» является нормативным актом в области авторского права.

Авторское право распространяется:

на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, независимо от гражданства авторов и их правопреемников;

на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами Российской Федерации, и признается за авторами - гражданами Российской Федерации и их правопреемниками;

на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами Российской Федераций

признается за авторами (их правопреемниками) - гражданами других государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Произведение также считается опубликованным в Российской Федерации, если в течение 30 дней после даты первого опубликования за пределами Российской Федерации оно было опубликовано на территории Российской Федерации.

Авторское право предназначено для охраны произведений науки, литературы и искусства, которые олицетворяют творческую деятельность человека. Такие достижения охраняются авторским правом, в случаях, если подтверждена оригинальность и эти предметы выражены в объективной форме, доступной другим лицам, а также, если содержание предмета имеет оригинальную форму.

Законодательством принят список произведений, которые находятся под защитой авторских прав: литературные и драматические произведения, кино, теле и видео фильмы, живопись, скульптуры, графика, фотографии, произведения искусства и архитектуры. Объектом авторского права также может стать переводы, обработки, инсценировки. Исключением является флаги, гербы, ордена и произведения народного творчества. Иностранные произведения, попавшие впервые на публикацию, в Российской Федераций охраняются не во всех случаях, а только на основании международных договоров об авторских правах, в которых участвует Россия.

Автор произведения всегда является законным носителем авторских прав, который должен быть только гражданином. Но были случаи, когда первыми носителями авторских прав признавались юридические лица и их права действуют и в настоящее время.

В случае, если произведение написано двумя или тремя авторами, они считаются соавторами, а оно классифицируется на : нераздельное, создание неделимого объекта, и раздельное. Соавторы определяют свои взаимоотношения путем соглашения Право на зависимые произведения, то есть перевод, обработка могут быть получены лишь с согласия автора оригинала. Также авторские права имеют различные правомочия, которые могут быть личными. Другими словами это право авторства: право считаться автором, право защищаться от присвоения авторства или плагиата, право на использование своего имени или псевдонима в произведении, а также анонимно, право на опубликование, произведения, право на защиту от искажений. Личные права всегда будут принадлежать автору и ни в коем случае другому лицу.

[1]

1.2 Нарушение авторского права

Правонарушение, в которые входят использование произведения науки, литературы и искусства, которые охраняются авторским правом без разрешения авторов и их правообладателей или нарушения условий договора их использования называются нарушением авторского права. К способам нарушений авторства относятся как копирование, так и распространение произведений или по-другому называется плагиат.

Термин пиратство связан с авторскими правами очень тесно и законные права с давних времен подвергались нарушению со стороны пиратства. В правовых и нормативных актах, документах судов и в юридической литературе этот термин также имеет место.

Нарушение авторских прав трактуется как несанкционированное распространение, какого либо материала без согласия законного автора, который находится под защитой авторского права: программы, фильмы, книги, музыкальные композиций, игры. Множество стран защищает интеллектуальную собственность посредством наличия авторских прав.

Способы нарушения обычно подразделяются на: создание копий и ее продажа и создание копий, распространение какому либо лицу и перепродажа лицензионной копий. В случае нарушений прав, правообладатели сами оценивают нанесенный ущерб.

Пиратство и плагиат в настоящий момент пользуются большой популярностью среди правонарушений и незаконного использования собственности правообладателя, но все, же цель этих двух термином может быть разной. Используя пиратство целью нарушителя становится первую очередь материальная прибыль, обман потребителя, путем выдачи продукции правообладателя за свою. Плагиат — умышленное присвоение авторства чужого произведения науки или мыслей или искусства или изобретения. Плагиат может быть нарушением авторско-правового законодательства и патентного законодательства и в качестве таковых может повлечь за собой юридическую ответственность. С другой стороны, плагиат возможен и в областях, на которые не распространяется действие каких-либо видов интеллектуальной собственности, например, в математике и других фундаментальных научных дисциплинах. Причины на распространение таких видов нарушений, могут быть связанны с экономическими факторами: стоимость на ценные предметы собственности, которые распространяют правообладатели, могут быть слишком высокими и не соответствовать возможностям потребителей. Стоимость ценных предметов собственности могут являться приемлемыми, но могут быть завышены для некоторых стран. Целью пиратства всегда были лицензионные продукты с заниженной стоимостью, так как процесс копирования информации является дешевым. Перезапись, какой либо книжки в ручную, или набор текста на печатной машинке принес бы в любом случае материальную прибыль, но стоимость и качество копии не соответствовали оригиналу. В наше же время, самодельные копий с большим трудом можно отличить от оригинала, так как, они соответствуют как стоимости так и качеству. Не составляет никакого труда произвести тысячи таких копии книг или музыкальных дисков, лишь только с помощью простого набора современной домашней технике. А как известно целью нарушителей является именно книжные изделия и музыкальные компакт диски. Нарушения авторского права могут быть выражены как видео пиратство, то есть незаконное распространение копий фильмов на дисках, кассетах и копирование путем компьютерной сети. В зависимости от способа копирования и обработок, качество может, как отличатся от оригинала, так и нет, а для получения пиратского видео требуется качество и оперативность. Способы распространения компьютерных игр существенно отличается от кинофильмов и музыкальных композиций, так как игры защищены особым видом защиты и они и копий игр обычно привязаны к оригиналу CD или DVD. Для того, чтобы обойти такие ограничения используют взломанные версий файлов и эмуляторы приводов CD DVD. Чаще всего, независимо от того что игра еще не вышла официально, нарушители дополняют локализацию игры и выражается это в виде некачественной или неполной доработке продукта как субтитры или отсутствие озвучки. Встречается также запись на один носитель несколько разных игр, в основном для экономий места, но для этого следует пожертвовать некоторыми частями игры, то есть видео сюжет, озвучка персонажей.

Современные игровые устройства также известны таким свйством как чиповка- модификация схем устройства для считывания незаконных и неавторизованных версий игр и программ, которые запрещенные правообладателями как самих игр так и игровых устройств. Наиболее известный способ обхода такой защиты является перепрошивка самого устройства, с целью обновить программное обеспечение устройства для запуска незаконной копии игры. Измененные приставки путем перепрошивки называют чипованными устройствами. Существует мнения, что сам процесс защиты от копирования, не соответствует законодательству в некоторых странах, по причине некого разрешения на изготовление резервной копий лицензионного CD и DVD.

1.3 Авторское право в интернете.

Раскрывая этот вопрос, всплывают не маловажные моменты о том, кто же впервые опубликовал в интернет сети какой либо документ или текст и кому принадлежит идея дизайна сайта. Вопрос авторских прав в интернете больше всего затрагивает тех людей, которые намерены создать нечто реальное и полезное, с перспективой получения прибыли.

Идея создания интернет сети, с самого начала состоялась в том, чтобы облегчить поиск и доступ информации в сфере научных достижений, о коммерческом использований этого источника информаций тогда речь не шла и о вопросе защиты авторских прав тогда никто и не задумывался.

По этим причинам, первоначальная цель состоит в конкретном определении роли этого источника информаций. Что же из себя представляет интернет сеть: средство массовой информации, всемирная библиотека или незаконный рынок. На первый взгляд можно утверждать что, безусловно, это всемирный базар. Огромное количество людей со всего мира находится в одном месте ежедневно круглые сутки, обсуждая всех со всеми, осуществляя круговорот слухов, нескончаемые торги, неудержимые денежные обороты, множество способов для разных махинаций без какой либо опасности быть обнаруженным. Большинство пользователей такой расклад устраивает, но все, же не всех. Как правило, то меньшинство что не согласно с такими условиями обладают безграничной властью и не нуждаются в материальной помощи, готовые распространить свои власть и во всемирной сети.

Если рассматривать интернет сеть как всемирную справочную систему, то эта идея конфликтует с авторскими правами, так как о защите информаций правообладателей уже речь не может идти. В России уже известны случаи судебных процессов, связанные с интернет изданиями, которые опубликовали недостоверную и не проверенную информацию. Несмотря на все эти факторы, нынешнее общество несерьезно выражает свое отношение к авторским правам. Торговые точки с пиратскими дисками, плагиат в интернете это лишь способы получения прибыли, без особых затрат. Что не скажешь про былые времена, когда все было народным и общее, а авторские права волновали только авторов. Отношения к авторским права в тех же Соединенных Штатах Америки кардинально отличаются от некоторых стран. С самого момента создания продукта или произведения закон защищает авторские права до истечения 50 лет до истечения смерти автора. [2]

2. Авторское право и его виды.

2.1. Авторское право и смежные права.

Права авторов являются неотъемлемой частью интеллектуальной собственности. Они регулируют немаловажные отношения, влияющие на создание и использование произведений науки и литературы, фонограмм, постановок, исполнений. Весь этот перечень относится к объектам авторских прав, и представляет собой результат творческой деятельности, которые выражается в любой объективной форме.

Достоинство назначение и способы выражения произведения никак не влияют на распространение авторского права. Патентное право отличается от авторского тем, что созданное произведение попадает под защиту без исполнения и оформления каких либо формальностей. Для полноправного пользования своих законных прав, автор может поместить на каждый свои экземпляр знак охраны авторского права, год первоначальной публикаций и и собственные инициалы. Закон предусмотрел случай, если отсутствуют, какие - либо имена правообладателя на произведении и если нет других доказательств, считается тот автор, чьи инициалы зафиксированы на оригинальном произведении.

Также законодательством, в качестве полного контроля над авторством произведения предусмотрена регистрация продукта. Примером может послужить регистрация программ ЭВМ,  базы данных Российского агентства по патентам. Российское авторское общество и библиотека Конгресса США также регистрирует произведения по определенным правилам: автор заявляет регистрирующему органу о своих намерениях, передает свое произведение в готовом виде, без какой либо экспертизы. Затем этот процесс завершает нумерация и прошивание страниц самого произведения, и наносится подпись автора на каждую страницу.

До случаев судебных разбирательств, экземпляр произведения автора хранится у органа регистраций. Автор получает документ, подтверждающий его авторство на произведение, с соответствующей датой и номером. Такие способы регистрации нее останавливаются на одном варианте, так как можно еще предоставить любой документ, содержащий само произведение нотариусу, отдать на хранение документ или подписать авторский договор.

Если говорить же, о смежных правах, то нужно учитывать их природу. Объекты смежных прав являются результатами не творческой деятельности, а технической работы, которая, правда, тесно связана с произведениями. Объектами смежных прав являются исполнения и постановки, фонограммы, передачи эфирного и кабельного вещания. В отношении этих объектов исполнителям, производителям фонограмм, организациям эфирного и кабельного вещания также гарантируются исключительные права на их использование. Они возникают с момента первого исполнения или постановки, первого опубликования фонограммы или с момента ее первой записи, с момента первой передачи в эфир или по кабелю. И поскольку смежные права тесно связаны с авторскими правами на конкретные произведения, регистрация объектов смежных прав практически не используется.

Источники авторского права:

1) Законы:

а) Закон РФ от 9 июля 1993 г. «Об авторском праве и смежных правах» - имеет рыночную направленность, содержит ссылки на гражданско-процессуальное законодательство (ст. 50) и на административное законодательство (ст. 48);

б) Закон РФ от 23 сентября 1992 г. «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» Программы для ЭВМ и баз данных относятся к объектам авторского права (ст. 2 Закона);

в) Закон РСФСР от 27 декабря 1991 г. «О средствах массо­вой информации» - определяет понятие выхода в свет продукции средств массовой информации (ст. 2728), порядок распространения такой информации (ст. 25), условия использо­вания авторских произведений (ст. 42) и др.;

г) Закон РФ от 17 ноября 1995 г. «Об архитектурной деятель­ности в РФ» и др.

д) Отдельные статьи Уголовного кодекса РФ об уголовной ответственности за нарушение авторских и смежных прав (ст. 146) и Гражданско-процессуального кодекса о порядке взыскания на авторское вознаграждение. Правила ГК РФ общего характера: о сделках, праводееспособных субъектах, средствах защиты нарушенных прав, о наследовании, о правоспособности иност­ранных граждан и лиц без гражданства;

е) иные акты.

2) Подзаконные акты:

а) постановления Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 215 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некото­рые виды использования произведений литературы и искусст­ва» и от 17 мая 1996 г. «Основы вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановка)»;

б) положения, принятые Правительством РФ, например, По­ложение о регистрационных сборах за официальную регистра­цию программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем от 12 августа 1993 г. Положение о регистрации кино- и видеофиль­мов от 28 апреля 1993 г. и др.;

в) нормативные акты, издаваемые Министерством культуры, Государственным комитетом РФ по печати. Например, Приказ Министерства печати и информации РФ от 28 июля 1998 г. № 27 «Об утверждении перечня выходных сведений, размещенных в непериодических изданиях»;

г) иные подзаконные акты

. 3) Локальные акты:

а) акты местных органов государственной власти и органов местного самоуправления (организация выставок, вернисажей, реализация произведений искусства);

б) уставы и положения издательств, редакций газет, журналов;

в) постановления Пленумов Верховного и Высшего арбитражного судов. Постановление Пленума СССР от 18 апреля 1986 г. «О применении судами законодательства при рассмотрении конкретных споров, возникших с рассмотрением авторских правомочий». Субъекты и объекты авторского права[3]

​​​​​​​2.2. Авторское право на произведение.

Чтобы четко раскрыть такой вопрос, следует дать точное определение термину объект авторского права. В случае несоблюдения такого важного момента, автор произведения может лишиться своих законных прав со стороны работодателя, по причине невнимательного изучения условий оформления.

Творческая деятельность, которая выражается в произведении исскуства и науки должна быть защищена авторским правом, даже учитывая о факт, что произведения могут быть как обнародованы, так и нет. Форма их существования должна быть в виде: письменные рукописи, нотная запись, машинопись, публичное произнесение, исполнение и любая устная форма, рисунки, картины, чертежи, планы, фото и видео кадры, макеты, скульптуры, модели. Также к ним относятся переводы, обработки, рефераты аннотации, базы данных сборники, энциклопедии.

Производные и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.

Однако есть некоторые объекты авторского права, на которые не распространяется права пользования: идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия. Также существует разница между авторским правом и патентным. К патентным правам относятся изобретения, полезные модели, промышленные образцы. Для него не требуется регистрации произведения, какого – либо оформления, осуществления формальностей и право на изобретение или полезную вещь подтверждается патентом.

Согласно общему правилу, авторское право действует на протяжении всей жизни автора и семидесяти лет после его смерти. В случае истечение и этого срока, произведение получает статус общественного достояния и может без каких либо препятствий быть использованным любым лицом без оплаты авторского вознаграждения.

Если произведение обнародовали под псевдонимом или анонимно, авторское право действует в течении семидесяти лет после даты его правомерного обнародования. В случае если произведение создано в соавторстве действие длится в течении семидесяти лет после последнего автора, пережившего других соавторов. А произведения впервые опубликованное после смерти автора в течение семидесяти лет после его выпуска. [4]

​​​​​​​2.3. Передача авторских прав.

Согласно Российским законам авторские права в первую очередь принадлежат правообладателю произведения. Авторские права в дальнейшем могут быть переданы другим лица путем наследства или согласно гражданским законодательством иными путями. В современном мире широко известны случай, когда большую часть доходов от авторских прав получают не авторы и не их наследники, даже учитывая то факт, что наследники все же получают больше авторской прибыли, чем сами создатели. (смотреть приложение А)

Переход имущественных прав на произведение :

  • В любое время до истечения срока действия имущественных авторских прав на произведение возможен их переход от автора к другим лицам.
  • По договору.
  • По иным основаниям.

С момента возникновения авторских прав на произведение, тое есть с момента его создания могут переходить от автора к иным лицам.

  • Права на служебные произведения. (Ст. 14 Закона)
  • Некоторые права на аудиовизуальные произведения. (СТ. 13 Закона)
  • В иных случаях, предусмотренных законом или договором.

Только имущественные авторские права не подлежат переходу по наследству. Наследники имеют полное право защитить и принять меры в случае, если какое – то лицо незаконно присвоит себе авторство, если произведение опубликуется без конкретных инициалов или имени автора, если будут присутствовать искажения, которые смогут нанести ущерб его чести и достоинству. Государственный орган предусмотрел отсутствие наследника. В этом случае защита моральных прав умерших осуществляется государственным органом, но который еще не определен. Российское гражданское законодательство создало восемь очередей наследников, но даже это делает поиск наследников очень сложным процессом.

Если в содержании завещании не установлены конкретные лица, то ближайшие родственники имеют право претендовать на наследство.

К первой очереди обычно принимают лица, отдаленные от самого автора, и одним рождением.

Как практика показывает, всегда возможны варианты наследования прав. В такие случаи входит: передача наследства по завещанию абсолютно другим лицам, не зависимо от очереди наследников, передача к другим наследникам, может быть разделено согласно договору между наследниками, в число наследников могут попасть иждивенцы.

Свидетельство о праве, которое выдается нотариусом, не во всех случаях гарантирует правильное определение всех наследников при заключении договора с ними. В таких ситуациях следует ознакомиться с содержанием документа. Следует также учесть, что некоторая часть прав могла уже быть передана при его жизни совершенно другим лицам. Унаследованные права могут также передаваться наследниками автора другим лицам или переходить в случае смерти наследников автора к их наследникам.

Для законного использования произведения заключается договор между наследниками или других обладателей этого права и согласовать условия пользования и размеры вознаграждения. Как правило хватает одного договора со всеми наследниками, или отдельные договоры с каждым из них.

[5]

3. Основы авторского права.

3.1. Правовая защита авторских прав.

Защитой авторских прав можно назвать совокупность правовых мер, которые воздействуют на нарушителей авторских прав. Форма их выражения может быть разной в случае нарушения авторских прав.

Исходя из того, что авторские права имеют прямую связь с гражданскими правоотношениями, то меры применяемые правообладателями в защиту своих произведений содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации. Порядок защиты авторских прав называется система, установленная Российским законодательством, которая содержит нормативные акты и перечень действий процессуального характера. В случае нарушения имущественных или неимущественных прав, лицо в праве обратится в суд для их защиты. Статья 46 Конституций Российской Федерации и Гражданский процессуальный кодекс РСФСР гарантирует защиту прав граждан в суде.

Как показывает практика, возникающие конфликты в авторских правоотношениях в большинстве случаев рассматриваются в суде общей юрисдикцию. Это объясняет специфику исключительных авторских прав, которые принадлежат создателю произведения, то есть физическому лицу.

В процессе судебного разбирательства, о каких бы правах не шла бы речь, будь то имущественные и неимущественные или к какому лицу они бы не принадлежали, в любом случае, все вопросы о восстановлении прав будут обращены на прямую к автору и надлежащим документам, которые были подписаны непосредственно им. [6]

Более известные случай нарушения авторских прав в основном состоят из:

  • Несвоевременная выплата авторского гонорара.
  • Нарушение прав автора на неприкосновенность произведения.
  • Невыплата частичной оплаты.
  • Публикация произведения без ведома и согласия самого автора.
  • Отсутствие имени автора.

К формам нарушениям также можно отнести и плагиат и контрафакция. Термин плагиат трактуется, как выдача чужого произведения за свое собственное. Контрафакцию можно объяснить, как несанкционированное воспроизведение, изготовление и опубликование в любой форме. Как правило это называется пиратство. Этот термин еще объясняют, как несанкционированное произведение контрафактных моделей и экземпляров в виде механических записях, печатных изданий и тайную продажу.

Нарушения авторских прав еще классифицируют, как:

  • Бездоговорные нарушения авторских прав.
  • Договорные нарушения, т.е. не вовремя исполненные условия авторских договоров.

Защита авторских и смежных прав осуществляется законом материально-правовых мер, который имеет принудительный характер, путем восстановления, признания нарушенных прав и взаимодействия определенными правилами на нарушителя. Законодательство в защиту авторских прав, предоставляет потерпевшим широкий выбор способов защиты. Перечень таких способов законодательство применяет впервые на практике.

Как гласит статья 49 закона РФ, авторские и смежные права могут быть защищены путем:

  • Признанием прав.
  • Восстановление, ранее существовавшее до нарушения положение.
  • Предотвращение незаконных действий, которые несут в себе угрозу.
  • Возмещение убытков.
  • Возмещение дохода, который нарушитель получил путем незаконного использования авторских и смежных прав.
  • Выдача компенсации в пределах установленных законом.[7]

Выше перечисленные формы защиты предусматривают все возможные меры, с помощью которых потерпевшая сторона может использовать в качестве защиты своих авторских и смежных прав. Также, несмотря на выше указанные способы защиты, законодательство дает право применить к нарушителям некоторые дополнительные санкции. Не останавливаясь на возмещение убытков и взыскания незаконного дохода в определенной сумме, статья 49 п. 2 закона РФ гласит, что арбитражный суд за нарушение авторских или смежных прав может потребовать взыскание штрафа в размере 10% от суммы присужденном судом в пользу истца.

Что касается контрафактных изделий и фонограмм, по решению суда они подлежат конфискации. Незаконные экземпляры уничтожаются в случае несогласия автора принять контрафактные изделия.

3.2 Проблемы авторского права.

Как показывает практика, единственные способ защитить свои авторские права это принять международный договор. Таким путем устраняется территориальный характер действия авторских прав.

Присоединение государства к определенным конвенциям привело к тому, что территориальные ограничения больше не имеют силу. Бернская конвенция предоставляет защиту и выпущенным и не опубликованным произведениям. Таким путем осуществляется принцип гражданского права, а согласно документам и литературе, этот процесс называют национальным принципом. Согласно этому принципу, произведение автора, гражданин государства, которое входит в Бернскую конвенцию, находится под защитой во всех странах бернского союза и место публикаций произведения не имеет значение.

Такой принцип охраняет произведения тех авторов и граждан, которые не входят в список участников конвенции. В этом случае гражданство автора и территориальный принцип будут независимы друг от друга. Охрана произведений применяется в пределах реализации территориального принципа только в том случае, если произведение было опубликовано в одной из стран, которые участвуют в соответствующем договоре или одновременно в стране участвующая в третьем государстве.

В процессе присоединения России к Бернской конвенции, со стороны России было выдвинуто условие. Действие Бернской конвенции не должно распространятся на произведения, которые на дату вступления в эту Конвенцию уже являются на ее территорий общественным достоянием.

Исходя из закона Всемирной конвенции, положения которой не действую на произведения, охрана которых в присоединяющемся к ней государстве окончательно прекратилась, в России они охраняются лишь в тех случаях, если их публикация была впервые после даты присоединения страны к Конвенции.

Согласно Бернской конвенции, она гарантирует высокий уровень защиты и охране подлежат все ранее и впервые опубликованные произведения до момента присоединения к Бернской конвенции, если с момента смерти автора прошло не менее пятьдесят лет.

Исходя из Всемирной конвенции, Россия охраняла на своей территории иностранные произведения, а остальные были лишены охраны, согласно закону Российской Федерации. Бернская конвенция одновременно утверждает, что срок охраны авторских прав должен составлять время жизни автора и пятьдесят лет после его смерти, с учетом того, что правила должно распространяться на все произведения, не смотря на их дату опубликования.

За этим следует два исключения:

  • Охрана больше не действует, если истекает срок в охраны стране, где было написано произведение.
  • Охрану могут не предоставлять, в случае если раньше в данной стране произведению уже предоставлялась охрана, и ее срок истек к моменту присоединения.

Для того, чтобы воспользоваться первым исключением, Россия должна была внести некоторые дополнения в законодательство. Второе правило тоже проигнорировала, поскольку говорилось о произведениях, которым на территории Росси охрана никогда не предоставлялась.

3.3 Присоединение России к Бернской конвенции.

Советский союз и а потом и Россия на протяжении многих лет не могли войти в состав Бернского союза, по причине несоответствия представляемой охраны уровню Бернской Конвенции. Россия не могла осуществить присоединение из за отсутствия закона, который был принят 3 августа 1993, хотя существовали прогнозы, что это случится именно в этом году еще до принятия этого закона в 1992. Было отмечено, что Бернская конвенция не имеет обязательств обеспечение охраны с обратной силой, и поэтому существовала вероятность, что даже при присоединении России она выразит такое именно такое мнение. На почве этих событий выражалось много мнений. Некоторые думали, что этот процесс воссоединения без обратной силы необходим для России, что для Российских организаций, которые используют иностранные издания весь этот процесс, стал бы выгодным, особенно в первый период присоединения.

Тем не менее это день настал, и в 1995году 23 марта Россия получила статус полноправного участника Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений. Во время предварительных заявлений, со стороны России другим участникам союза были выдвинуты условия, которые гласили, что действие Бернской конвенции не будет распространятся на издания, которые на момент вступления в союз уже имеют статус общественного достояния. Согласно закону РФ, в случае истечения срока авторского права произведение перестает охраняться и переходит в общественно достояние. Если неопубликованные произведения [8]иностранных авторов находятся под охраной, то срок охраны истекает с момента опубликования в стране, которая не имеет отношения к авторским правам.

Действия с иностранными неопубликованными изданиями в России происходят согласно ст. 5:

  • Если они имеют объективную форму на территории России, то охраняются во всех случаях Российского законодательства.
  • Если имеют объективную форму вне территорий России, то охраняются согласно международному договору.

Если на территории России имеются неопубликованные иностранные произведения, то они охраняются согласно Российскому авторскому праву. Если произведение в материальной форме находится на территории страны, оно не может быть обнародовано, обработано или подвергаться изменению.

Охрана такого произведения осуществляется условно, так как неизвестно где она будет опубликовано. Если публикация произойдет на территории России, оно также имеет право охраняться. Публикация за рубежом отменит право на охрану.

Если же такое произведение имеет конкретную материальную форму, процесс охраны усложняется, потому что в таких случаях изданиям предоставляется охрана на условиях международных договорах.

Позиция, в которой оказалось Российское законодательство в отношении охраны неопубликованных иностранных изданий, была раскритикована, и были выявлены некоторые проблемы, которая показала бы практика. В пример можно привести издание, одна копия которого находится за рубежом, а вторая на территории России.

Заключение

В этой работе была рассмотрена структура авторского права, особенности его охраны в Российской Федерации, некоторые нюансы в определениях, как объектов, так и субъектов авторского права.

Несомненно, в каждом законодательстве есть огрехи, явные и неявные, но если оно все-таки есть, то можно надеяться, что найдутся силы и средства, чтобы исполнять правовые нормы уже существующего законодательства.

Наибольшие проблемы возникают с применением законодательства, о чем свидетельствует скудная и противоречивая судебная практика. Поэтому

важнейшей задачей является совершенствование не столько законодательства, сколько судебной системы. Добиться быстрого, объективного, беспристрастного, законного судебного разрешения возникающих конфликтов можно было бы за счет специализации судей и юридических служб. Необходимо также решить вопросы компенсации за время, потраченное правообладателями в судах на защиту своих прав, оплаты труда их представителей. Такой подход позволит наладить эффективную работу, обеспечить не простое декларирование, а подлинную реализацию авторских прав.

Авторское право формирует культуру, а это главный компонент для развития общества стоит на первом месте и от него зависит дальнейшее будущее современного общества. Человек дано, что то изобретать и показывать на свет свои произведения и авторское право как и раньше, со времен его официального провозглашения будет подвергаться разным изменениям и корректировкам. Но что стоит подчеркнуть, так то, что его следует охранять и защищать.

Фактически охраны лишены наиболее "заслуженные", прошедшие испытание

временем произведения. Речь идет не только об отсутствии охраны прав

наследников известных всемирных писателей, но и о правах еще живых писателей, художников, композиторов, режиссеров -

наших современников, чьи "слишком рано" выпущенные в свет произведения

у нас не охраняются.

Россия как одна из самых развитых стран мира и она сохранила такой статус благодаря развитию новых технологий.

Материальные средства следует вкладывать в развитие науки, так как эта страна всегда славилась своими научными достижениями.

Сегодня интеллектуальная деятельность человека важна и имеет первостепенное значение не только для духовного развития человека и человечества, но и для социального и экономического состояния любого

государства. Она является важной составной частью безопасности государства,

поскольку недостаточный интеллектуальный потенциал, являющийся, в первую очередь, следствием недостаточной нормативно-правовой базы, ведет к неконкурентоспособной экономике, а значит, слабому государству.

Список использованных источников

1

. Чупова М. "Авторские права на литературные произведения" [Текст] /Чупова М.// "Российская юстиция", ISSN 3697-8945. 1999 г., N 7. – С.15-18.

2

Гражданское право: Учебник: Часть 1. Изд. 3-е, перераб. и доп / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: Проспект, ISSN 8231-2145. 2004. 632 с.

3

Защита авторских и смежных прав по законодательству России / Под ред. И.В. Савельевой. М.: Экзамен,ISSN 3258-1632. 2002. 288 с.

4

Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права). Учебник для вузов. М.: Норма, ISSN 2598-2547. 2000. 480 с.

5

Скловский К.И. Собственность в гражданском праве: Учебно-практическое пособие. 2-е изд. М.: Дело, ISSN 5874-6952. 2000. 512с.

6

Решетникова И.В., Ярков В.В. Гражданское право и гражданский процесс в современной России. М.: Норма, ISSN 2987-6325 2003. 302 с.

7

Рузакова О.А. Охрана интеллектуальной собственности в России // Юридический консультант. ISSN 2897-5478. 2003, № 9. С. 8.

8

Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в РФ. Учебное пособие. М.: Проспект, ISSN 2598-5269. 2001. 111с.

Приложения

Схема. А Переход и передача авторских прав. договоры.

  1. Чупова М. "Авторские права на литературные произведения" С.15-18.

  2. Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Гражданское право: Учебник: Часть 1. 632 с

  3. Защита авторских и смежных прав по законодательству России Под ред. И.В. Савельевой

    288 с.

  4. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в РФ.

    111с.

  5. Калятин В.О. Интеллектуальная собственность

    . 480 с

  6. Рузакова О.А. Охрана интеллектуальной собственности в России

    С. 8.

  7. Скловский К.И. Собственность в гражданском праве

    . 512с

  8. Решетникова И.В., Ярков В.В. Гражданское право и гражданский процесс в современной России. 302 с