Взгляды В.А. Сухомлинского на обучение и развитие детей
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Историю народной педагогики трудно представить без педагогического наследия В.А.Сухомлинского (1918- 1970). Среди его публикаций такие, как: «Сердце отдаю детям», «Как воспитать настоящего человека», «Рождение гражданина», «Родина в сердце», «Мудрость родительской любви» и многие другие, и практически каждая из них пронизана идеями народной педагогики. Кроме педагогических сочинений он писал и рассказы и сказки для детей. Он является активным пропагандистом включения устной народной поэзии в педагогику, продолжателем идей С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко и других крупнейших отечественных педагогов. В то же время, имея свой самобытный, оригинальный творческий почерк, Сухомлинский пошел дальше в развитии их идей.
Целью данной работы является исследование взглядов В.А. Сухомлинского на обучение и развитие детей, для достижения поставленной цели, были выделены следующие задачи:
- рассмотреть педагогические взгляды В.А.Сухомлинского;
- изучить интерпретацию педагогических взглядов В. А. Сухомлинского в контексте субъектно-развивающей социализации обучающегося;
- рассмотреть развитие взглядов В.А. Сухомлинского на начальную школу в практике современного учителя;
- изучить актуальность взглядов В.А. Сухомлинского в современном нравственно-патриотическом воспитании дошкольников через проектную деятельность.
Объект исследования – В.А. Сухомлинский.
Предмет исследования - исследование взглядов В.А. Сухомлинского на обучение и развитие детей.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области педагогики, материалы периодических изданий и сети Интернет.
ГЛАВА 1 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ В. А. СУХОМЛИНСКОГО И ИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ СУБЪЕКТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
1.1 Педагогические взгляды В.А.Сухомлинского
В.А.Сухомлинский был вдумчивым исследователем детской души, чутким наставником молодежи, прекрасным высокоодаренным воспитателем, который органически соединял в своей деятельности теорию с практикой. Он достаточно полно раскрыл основные стороны народной педагогики, способствующие становлению личности: трудовое, физическое, эстетическое, нравственное, умственное воспитание; говорил о роли игры, природы, эмоций и семьи в формировании человека.
Сухомлинский считал, что для подготовки к жизни настоящего человека необходимо воспитать в нем такие качества, как гуманность, справедливость, патриотизм, умение дорожить святынями Отечества, как личностными ценностями; гармоническое единство общественного и личного в духовной жизни человека, богатство духовного мира, духовных интересов, запросов и потребностей; умение пользоваться духовными ценностями и дорожить ими; потребность человека в человеке как носителе духовных ценностей; умение не только видеть добро и зло, но и близко принимать все вокруг происходящее; идейную убежденность, готовность бороться за свои убеждения; чувство человеческого достоинства; постоянное стремление к нравственному совершенству.
Сухомлинский, опираясь на народные традиции, значительное внимание уделял трудовому воспитанию как важнейшему элементу нравственного, интеллектуального и эстетического воспитания, практической подготовке молодежи к жизни. Он считал, что труд и трудовое воспитание стоят рядом с учением, нравственным воспитанием и развитием.
По мнению Сухомлинского, воспитание трудолюбия невозможно без межпоколенной связи. Чтобы установить тесную постоянную связь между предками и потомками, между отцами и сыновьями, надо укреплять ее общим трудом поколений, надо поставить воспитание так, чтобы сын продолжал дело отца и передавал эстафету труда своим детям. Идеалы народного воспитания требуют, писал В.А.Сухомлинский, чтобы уже пятилетний, ребенок в трудовой семье стал помощником старших, а 12-13-летний подросток оглядывал мысленным взором, что он сделал для семьи и общества. «Детство и отрочество, - писал педагог,- можно назвать творением доброго имени человека, формированием самосознания»[1].
Труд Сухомлинский связывал с заботой о здоровье и физическом воспитании, ибо «хорошее здоровье, ощущение полноты, неистощимости, физических сил - важнейший источник жизнерадостного мировосприятия, оптимизма, готовности преодолеть любые трудности»[2].
Важнейшей составляющей народной педагогики Сухомлинский считал нравственное воспитание, оно диктуется социальным назначением человека. Воспитание нравственности всегда ставилось во главу угла отечественной системы формирования подрастающего поколения. Эта проблема постоянно беспокоила и В.А.Сухомлинского, который писал: «Дети должны стать людьми с ясным разумом, благородным сердцем, золотыми руками и возвышенными чувствами»[3]. Педагог сформулировал общечеловеческие нормы как основу нравственности, азбуку моральной культуры, в основе которой лежит народное начало. Они оформлены как обращение умудренного опытом человека к молодому поколению:
«1. Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом; к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо;
- Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди, дают тебе счастье детства. Плати им за это добром.
- Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить. Учение - твой первый труд. Идя в школу, ты идешь на работу.
- Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца - они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.
- Не будь равнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримирим к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет, зло другим людям, обкрадывает общество»[4].
Важным компонентом народной педагогики Сухомлинский считал эстетическое воспитание, приобщение подрастающего поколения к народной эстетике, формирование чувства прекрасного. Данная тема отражена и в научно-практической деятельности В.А.Сухомлинского, который полагал, что важным условием богатства эстетических потребностей, чувств, переживаний является глубокое интеллектуальное развитие личности. «Восприятие, осмысление красоты, - писал он, - это основа, стержень эстетического образования, сердцевина той эстетической культуры, без которой чувства остаются глухими ко всему прекрасному»[5].
По мнению педагога, с восприятия и познания красоты начинается воспитание эстетической культуры, воспитание чувств. Важно, писал он, чтобы чувство прекрасного было присуще каждому ребенку, чтобы оно претворялось в эстетическую культуру человека и культуру нравственных отношений между людьми. Красота является источником нравственного богатства индивида. Обобщая эту мысль, В.А.Сухомлинский писал: «Красота - могучий источник нравственной чистоты, духовного богатства, физического совершенства». И далее он подчеркивал: «Важнейшая задача эстетического воспитания - научить ребенка видеть в красоте окружающего мира духовное благородство, доброту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в самом себе».
Важное значение в воспитании детей народная педагогика придавала семье и родителям. Эта проблема занимала значительное место и в научно-педагогической деятельности В.А. Сухомлинского. Она затрагивается в разных работах педагога, таких как «Родительская педагогика», «Как воспитать настоящего человека», в которых представлены интересные мысли о воспитании подрастающего поколения, о нравственных основах семьи и ее позиции. Эти мысли актуальны и сегодня. Он подчеркивал, что человек смертен, но бессмертен народ, а богатства народной души хранятся в памяти людей, в поступках старших поколений. Поэтому почитание старших должно стать законом нашей жизни, ибо они - частица нашей истории, они мудрое, духовно богаче молодежи, и ей надо учиться у старших, особенно это важно учитывать в семье.
Особенно бережно и внимательно В.А.Сухомлинский призывал относиться к матери. Как образец чуткости и бескорыстной преданности материнского сердца Сухомлинский приводит в книге «Мудрость родительской любви» украинскую легенду о безграничной и всепрощающей материнской любви.
Сухомлинский пишет, что эта легенда, созданная народной мудростью, утверждает, что «нет любви сильнее материнской, нет нежности нежнее ласки и заботы материнской, нет тревоги тревожнее бессонных ночей и несомкнутых глаз материнских.
Сыновняя благодарность... Нет выше радости для человека, чувствующего приближение сумерек своей жизни, чем признательность детей за добро и благо, созданные родителями во имя их, сына и дочери, добра и блага. И нет горше и скорбнее чувств для отцовского и материнского сердца, чем чувствовать, что сын или дочь равнодушны, бессердечны, что они забыли обо всем добре, сделанном для них матерью и отцом»[6].
Многолетний педагогический и жизненный опыт Сухомлинского помог ему выработать в этическом воспитании учащихся «Десять НЕЛЬЗЯ», которые сформулированы в духе народной педагогики. Ниже приводим их:
Нельзя вести праздный образ жизни, нельзя бездельничать.
Нельзя смеяться над старостью; в мире есть три вещи, которые ни при каких условиях не могут быть подвергнуты осмеянию - патриотизм, настоящая любовь к женщине и старость.
Нельзя вступать в пререкания со старшими; во всех делах быть выдержанным» рассудительным, предупредительным.
Нельзя выражать недовольство родителям, от них ты не имеешь право требовать ничего.
Нельзя допускать, чтобы мать давала тебе то, что она не дает себе.
Нельзя делать то, что осуждают старшие; нельзя нарушать установленные нормы нравственности.
Нельзя оставлять человека в беде, оставлять старших родных в одиночестве.
Нельзя собираться в дорогу, не спросив разрешения у старших, родителей.
Нельзя садиться обедать, не пригласив старших членов семьи. Нельзя сидеть, когда стоит взрослый, особенно пожилой человек, тем, более женщина; ты должен первым приветствовать старшего[7].
В.А.Сухомлинский считал, что важнейший человеческий долг детей - платить родителям за их заботу, любовь уважением и преданностью. Большое значение имеет духовное соучастие ребенка во всех делах семьи. Следует не забывать, напоминает педагог, что особое место в семье имеет мать, ибо она является творцом человеческой личности, человеческого рода. Он призывает к тому, чтобы ребенок был достоян и своего отца, и достоинство и честь родителей надо умножать и оберегать. Важно, чтобы дети чувствовали тончайшие душевные движения родителей и уважали их, т.к. в недалеком будущем они сами станут отцами и матерями.
Большую роль в системе народной педагогики играет семья, выполняющая функцию первичной социализации, где дети получают сведения об окружающей среде, природе и ее красоте, где впервые входят в мир сказок; в семье они получают основы умственного, эстетического, трудового и нравственного воспитания. По этому поводу В.А.Сухомлинский писал: «Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости - это семья: отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, систрам является испытанием человечности». Перед родителями стоит ответственная задача по подготовке детей к жизни. «И оттого, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего, мира - от этого в решавшей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский отмечает, что народ является творцом и хранителем идей огромной силы, а бесценное наше сокровище есть Родина, наше Отечество - земля наших предков, которая дает нам хлеб и хранит их прах. Знание истории нашей страны даст возможность каждому человеку подняться до понимания своей роли в общественном развитии». Особо следует отметить, что идеи народной педагогики Сухомлинский использует и в гражданском воспитании. Идея формирования гражданственности пронизывает все педагогическое творчество В.А.Сухомлинского. Одна из важнейших задач в его деятельности - донести до ученика понимание величия, духовной красоты, героизма, благородства, преданности человека высоким идеалам и на этой основе утвердить чувство самоуважения и ответственности за все, что делает сейчас и что предстоит ему сделать в будущем.
С учащимися он проводил «Уроки гражданского видения мира» и стремился к тому, чтобы воспитанники не только знали, понимали добро и зло, справедливость, честь и бесчестие, но и испытывали непримиримость, ненависть к социальному злу и несправедливости. Особое место эти вопроси, по мнению Сухомлинского, должны занимать в семейном воспитании. Поэтому для него воспитание гражданина начинается с формирования у детей глубокого и осознанного чувства любви и сердечности к матери, отцу, семье, родному селу, родному краю, Родине, Гражданская активность и сознательность немыслимы без чувства любви и преданности своему Отечеству.
Важно, считал педагог, научить ребенка правильному видению добра и зла. Уже в годы детства малышу не должно быть чуждо благородное чувство личного переживания за судьбы людей, живущих рядом или где-то далеко. Сухомлинский утверждал, что только в борьбе со злом, несправедливостью, готовностью выступить в защиту слабого, в защиту интересов коллектива могут сформироваться качества гражданина.
Сокровенная идея - как увлечь детей литературой. В формировании личности, констатирует педагог, особое место занимают книги; чтение - это источник мысли, это сама жизнь. Учить детей учиться, работать с книгой, вырабатывать стойкий интерес к знаниям и стремление к самостоятельному учению - это главная задача и народной педагогики, и педагогической науки, ибо народ является живым, вечным источником педагогической мудрости.
Оценивая в целом вклад Сухомлинского в этнопедагогику, Г.В.Нездемковская пишет, что его заслуга в становлении этнопедагогики как науки состоит в том, что он разработал разнообразные и самобытные формы работы на основе украинской народной педагогики (Сад матери, праздник бабушки и дедушки, комната сказки, уголок мечты и др.); подчеркнул, что учебные заведения должны воссоздать в каждом поколении философию родного народа, его широкий и оригинальный взгляд на мир, национальную психологию и характер, самобытную культуру, тесные духовные связи с другими народами; особо отметил, что народоведческий подход в учебно-воспитательном процессе позволяет добиваться глубокого познания учащимися важнейших источников, питающих любовь к родной земле, Родине; определил источники народного патриотизма в современном понимании: материнская, отцовская любовь, колыбельная песня и родной язык, картины родной природы, история родного народа; мир наших предков, исторические судьбы других народов и т.д.; разработал оригинальные формы внедрения творческих традиций народа в современную воспитательную практику (театр сказки, кукольный театр, сочинение сказок и т.д.); показал роль семьи, матери в формировании личности ребенка, постижении им мира прекрасного[8].
Во многом солидарен с Сухомлин- ckuv был Г.Н.Волков, придавший этнопедагогике высокий научный статус. Выстроив свою систему на материале чувашской народной педагогики, Волков утверждал, что народная педагогика представляет собой совокупность педагогических идей и воспитательного опыта, выработанных многими поколениями людей, и является носителем высокой культуры. Осознание опыта прошлого каждого из народов имеет подлинный смысл не только для познания настоящего, но и для предвидения будущего, т.к. прошлое, настоящее и будущее взаимосвязаны, взаимообусловлены. В народной педагогике верно отражаются мысли, думы, чаяния трудового человека, она является художественной летописью и хроникой нашей жизни. Г.Н.Волков утверждал: нельзя успешно воспитать личность, не приобщив ее к самобытной педагогической культуре своего народа. Жизнь убеждает в том, продолжает свою мысль ученый-педагог, что необходимо каждому ценить опыт старших поколений, проявлять серьезное внимание к разуму народа, к его прогрессивным традициям, обычаям, житейским нормам и правилам.
Проблемам народной педагогики с каждым годом отечественные ученые-педагоги, этнографы и философы уделяют все больше и больше внимания. Они подчеркивают важность использования различных элементов педагогического наследия народа в воспитании подрастающего поколения, значимость прогрессивных народных традиций в развитии педагогики. Можно констатировать, что сегодня проблема подготовки молодежи к жизни принимает более сложный характер. В формировании личности, духовного мира нового человека немалую роль играет усвоение сокровищ человеческой культуры, созданных целыми поколениями людей. Поэтому изучению прогрессивных традиций народной педагогики в последнее время, стали уделять значительное внимание. Так, нравственные аспекты этой проблемы отражены в трудах О.С.Богдановой, Р.Г.Гуровой, Б.Т.Лихачева, общие педагогические воззрения различных народов раскрыты в работах А.Л.Бу- гаевой, Э.Р.Хакимова, О.Хухлаевой,
З.Б.Цаллаговой; немало исследований посвящено этнопедагогике народов Ближнего зарубежья: труды А.Э.Измайлова - педагогическим воззрениям народов Средней Азии и Казахстана, А.Ш.Гашимова - азербайджанской народной педагогике, Л.Ф.Хинтибидзе - грузинской народной педагогике и т.д.
Как видим, в наши дни этнопедагогика обретает второе дыхание. Ученые не только России, но и стран Ближнего Зарубежья уделяют пристальное внимание исследованию проблем этнопедагогики, но в этом ученом сообществе голос Сухомлинского особенно заметен, уникален и неповторим.
1.2 Интерпретация педагогических взглядов В. А. Сухомлинского в контексте субъектно-развивающей социализации обучающегося
Социокультурные преобразования российского общества (общества, основанного на знаниях), интенсивное развитие рынка труда (новая экономика интеллектоемких технологий, лидерства и инноваций), определяющие смену и усложнение отношений и взаимосвязей в постиндустриальном социуме, переоценку ценностных ориентаций и пересмотр традиционных установок жизнедеятельности подрастающего поколения, актуализируют необходимость осмысления целей и задач субъектно-развивающей социализации обучающегося образовательной организации. Вне обоснования процесса субъектно-развивающей социализации обучающегося достаточно сложно разрешить проблему опережающей подготовки «инновационного» выпускника образовательной организации к жизни в динамично обновляющихся сферах инфраструктуры российской действительности, формирования у него ориентационных и адаптационных свойств, позволяющих адекватным образом реагировать на вызовы глобального социально-экономического развития общества, накапливать опыт активных действий по освоению современной социальной действительности.
Субъектно-развивающая социализация обучающегося представляет собой непрерывный процесс осознанного усвоения культурного опыта общества, социально значимых ценностей, норм, образцов поведения при активной роли субъекта образования, его устремленности к самоопределению, самореализации, саморазвитию, обусловленный продуктивно-рефлексивными способами поведения личности в структуре общественных отношений. Данный процесс детерминирован всем ходом развития человечества, определяется типом социальных отношений, социокультурой, способом жизнедеятельности, взаимодействием субъекта и социума. Каждая ступень развития социума трансформирует социокультурное пространство ценностей, систему взаимоотношений, нормативов и установок, путей освоения образовательных и социальных ролей, направления изменения функционала агентов и институтов субъектно-развивающей социализации.
Глобальные тенденции модернизации социокультурных процессов, происходящих в обществе, предопределяют становление определенного типа социализированного обучающегося с его характерными чертами (до- индустриальный социум с преобладающими отношениями личной зависимости от господствующего класса и подчинения обусловливает формирование пассивности, догматизма мышления и способов поведения обучающегося как объекта процесса социализации; в индустриальном обществе ценным выступает личная независимость, принадлежность обучающегося как субъекта социализации к определенной субкультуре, коллективный индивидуализм; постиндустриальное общество, «общество знаний», «информационное общество» актуализирует непрерывное обучение, самосовершенствование и творчество, активность в достижении оптимального уровня субъектно-развивающей социализации).
Осмысление идей субъектно-развивающей социализации обучающегося образовательной организации социально обусловлено в контексте внешних факторов прогрессивного развития социума: культурных (сохранение и передача «культурного гена», обеспечивающего установление универсальных нормативов, традиционных установок, обычаев, способов поведения, выкованных культурным наследием социума и образовательной практики, формирование планетарного самосознания человечества, достижение качества становления развивающейся личности обучающегося, ценностно-смысловую ориентированность в контексте культуры); социальных (направленность социокультурных изменений в обществе, модернизация содержания основного функционала социальных институтов, пересмотр нормативов жизнедеятельности подрастающего поколения, ориентир на успешную интеграцию обучающегося в многообразие реалий действительности, расширение сфер самореализации и самоутверждения, апробация вариативных социально-образовательных практик подготовки обучающегося к оптимальной жизнедеятельности в обществе с учетом тенденций государственной политики и существующей образовательной парадигмы).
В этой связи значимым выступает обоснование диалектического единства преемственности «традиций (прошлого) — инноваций (настоящего и будущего)», отражающего процесс передачи накопленного педагогического наследия в современную образовательную практику (основанный на прошлых передовых разработках, ориентированный на реалии сегодняшнего дня, устремленный в будущее), в комплементарном синтезе составляющий значимый компонент функционирования научного знания в контексте развития идей субъектно-развивающей социализации обучающегося образовательной организации.
Этапность общественного и образовательного прогресса задает возникновение нового качества субъектно-развивающей социализации обучающегося. Современный социализированный обучающийся не представляется хуже или лучше обучающегося предыдущего поколения, он просто является другим. Ему предстоит жить в обществе знаний, приоритетом в котором выступает компетентность и информация, поэтому ему необходимо ускоренное освоение социокультурного опыта общества, приобретение обширных междисциплинарных знаний, определяющих нацеленность социальных установок на непрерывное образование, освоение культуры, развитие «компетентности к обновлению компетенций», формирование способов инновационного поведения в соответствии с тенденциями развития общества.
Актуальными при этом выступают позиции В. А. Сухомлинского, который определяет задачу образовательной организации как не просто передачу знаний, но открытость перед каждым субъектом образования, даже характеризующимся заурядностью и затруднениями в интеллектуальном развитии, тех сфер развития его духа, «где он может достичь вершины, проявить себя, заявить о своем Я, черпать силы из источника человеческого достоинства, чувствовать себя не обделенным, а духовно богатым». Обучающийся образовательной организации рассматривается при этом в контексте активной, самостоятельной, социально адаптированной личности, соизмеряющей собственные потребности и общественные (государственные) интересы.
Образовательная практика школы нуждается в целостном анализе творческого наследия отечественной педагогической мысли и современных подходов к оптимальной модели субъектно-развивающей социализации обучающегося, которые в интеграционном единстве, реальной полноте и целостности конденсируют в себе традиции и инновации, оригинальные подходы к решению становления индивидуально-личностных качеств, широкого мировоззренческого и культурного кругозора социализированного обучающегося, формирования социально ориентированных мотивов и инновационного мышления, накопления социального опыта личностно-средового взаимодействия. При этом система образования мыслится как «вход во дворец, имя которому — знания, образованность, приобщение к богатствам человеческой культуры, рассматриваемые как величайшее благо нашего строя, нашего общества..и обязательные для любого представителя молодого поколения страны[9].
Обращенность в прошлое и осмысление опыта современной образовательной практики обусловливают характер субъектно-развивающей социализации обучающегося в контексте постепенного изменения идейно-смыслового стержня ее интегральной природы как масштабного и многоуровневого процесса, играющего значимую роль в жизнедеятельности как социума, обусловливая сохранение социальной культуры, самовоспроизводство общественной жизни, так и обучающегося, приобретающего качества, которые необходимы для жизнеосуществления в обществе. «Традиционность — инновационность» во взаимопроникно- венной преемственности идей субъектно-развивающей социализации обучающегося задают определенную систему социокультурных взаимосвязей, образовательных ориентиров, отношений освоения, усвоения, присвоения образовательного и социального опыта, воспроизводства традиционных и новационных матриц социального поведения, обусловливают повышение уровня адаптации предоставляемых образовательных услуг к обновлениям, происходящим в постиндустриальном социуме и соответственно в системе образования. Проецируясь друг на друга, традиции и инновации конструируют специфичное образовательное пространство для передачи социокультурных знаний обучающемуся в образовательной организации с учетом преемственности в педагогических воззрениях и накопленном педагогическом опыте, в рамках которых осуществляется совершенствование и упорядочение имеющихся в науке идей субъектно-развивающей социализации обучающегося.
Так, например, принципиально важными для развития идей субъектно-развивающей социализации обучающегося в образовательной организации являются позиции В. А. Сухомлинского о приоритетности гуманизации в образовании, признании обучающегося высшей ценностью воспитания и обучения как единого процесса; необходимости организации творческой деятельности сплоченного коллектива педагогов со-единомышленников и обучающихся; нацеленности на расширение мировоззренческих представлений обучающегося, развитие у него критичности мышления, умений и навыков самостоятельного освоения и использования информации, приобщение к способам самообразовательной деятельности и стимулирование инициативы[10]. Субъектно-развивающая социализация обучающегося в образовательной организации в данном контексте рассматривается как педагогически сопровождаемый и вместе с тем лично регулируемый процесс, обусловливающий становление качественно иного статуса современного обучающегося как социально успешного, самостоятельного и ответственного, гармонично развитого участника учебного процесса[11].
Обращаясь к наследию гения — В. А. Сухомлинского, подчеркнем его мысль о значимости гармонического развития обучающегося, во-первых, «как творца в сфере материального производства и в сфере духовной жизни общества, во-вторых, как потребителя материальных и духовных благ, в-третьих, как нравственной и культурной личности, как ценителя и бережливого хранителя культурных ценностей, созданных человечеством, в-четвертых, как активного общественного деятеля, гражданина и, наконец, как создателя новой семьи, построенной на высокой моральной основе»[12]. При этом субъектно-развивающая социализация рассматривается как «закономерно-планомерный процесс передачи социумом накопленного социального и образовательного опыта обучающемуся, предполагающий «авторство» субъекта образования (т.е. матрица эталонов субъектно-развивающей социализации задает индивидуальное построение пути собственного развития обучающегося), включающий его в систему социальных отношений в социуме, призванных выявлять, культивировать индивидуальный потенциал личности, ее творчество, индивидуальную креативность[13].
Использование идей Сухомлинского определяет организацию особой деятельности педагога, «заботливо» сопровождающего процесс субъектно-развивающей социализации обучающегося в образовательной организации, гармонизируя его взаимоотношения с «Другими» в целях расширения сфер общения, познания и деятельности (с окружающим миром, микро- и макросредой), минимизируя препятствия, школьные неврозы, проблемные области обучения и воспитания, осложняющие активизацию механизмов саморазвития индивида. Фасилицирующее взаимодействие педагога и обучающегося организуется в контексте «очеловечивания знаний», «гармонии трех начал: надо, трудно, прекрасно» (синтезируя умственный, духовный и физический труд обучающегося), «радости познания» (жить, чтобы мыслить в напряжении человеческого духа; плоды поиска, творчества, труда мысли, души), «чувствования духовного мира каждого обучающегося», объединения множества интересов и увлечений при осуществлении эмоционально-интеллектуальной эстафеты («знания педагога — чувство педагога — чувство обучающегося — знание обучающегося»), выстраивания «взаимоотношений духовного общения умудренного жизнью наставника и его питомца на основе обмена духовными ценностями, взаимной отдачи сердечной доброты, участливости»[14].
Успешность субъектно-развивающей социализации обучающегося определяется на основе взглядов В. А. Сухомлинского в контексте характеристик результативности деятельности педагога:
1) его готовности к реализации нововведений при организации учебно-воспитательного процесса;
2) вариативности использования нововведений, способности быстрой ориентировки в изменяющейся ситуации;
3) исследовательских умений, выраженных в широте научных интересов, интересе к самообразованию, устремленности расширить диапазон имеющихся знаний;
4) способности к сотрудничеству, передаче опыта, не замыкаясь в собственном образовательном пространстве;
5) конструктивности как качества, которое способствует пополнению идей, поиску путей разрешения поставленных задач, достижению результативности педагогической деятельности;
6) мобильности в организации учебно-воспитательного процесса, выражаемой в варьировании методов, форм, средств обучения и воспитания с учетом состояния образовательной практики, психологического комфорта в образовательной организации;
7) использования приемов поддерживающего, корректирующего обучения, позволяющего воссоздать реальность жизненных ситуаций, применять доступные обучающемуся методы рефлексии и самооценки;
8) толерантности как спокойного восприятия всевозможных ошибок, просчетов, стимулирования проявленности инициативы;
9) умения осуществлять индивидуально-личностный подход к обучающемуся, выражаемый в воздержании от преждевременных оценок способностей, уровня его знаний;
10) позитивного отношения к личности обучающегося, принятия его таким, какой он есть[15].
Таким образом, интерпретация педагогических взглядов В. А. Сухомлинского в контексте субъектно-развивающей социализации обучающегося, рассмотренных с учетом образовательных тенденций постиндустриального социума и преемственности накопленных педагогических знаний и опыта определяют качественное преобразование в осмыслении явлений и взаимообогащении педагогических воззрений относительно: предоставления современному обучающемуся как наследнику предшествующей культуры человечества — субъекту собственной жизнедеятельности, субъекту образования, выбор многообразия нравственных ценностей, позитивных смыслов освоения социальной действительности; значимости организации «фасилицирующих отношений» гармонизации личностно-средового взаимодействия обучающегося и социума, инициирующих выработку собственного стиля мышления, перспективных ориентиров и логику действий в системе образования, направленность продуктивной жизнедеятельности в социуме, вариативность индивидуальных способов социально-личностного становления, раскрытие в обучающемся способности к творческому саморазвитию и самореализации на уровне социальных отношений, поведения, социального взаимодействия, социального самоконструирования, самореализации.
ГЛАВА 2 ВЗГЛЯДЫ СУХОМЛИНСКОГО НА НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ И НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Развитие взглядов В.А. Сухомлинского на начальную школу в практике современного учителя
«Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»[16]. Эти слова В.А. Сухом- линского из книги «Сердце отдаю детям» мы, студентки факультета педагогики и методики начального обучения педагогического института имени А.И. Герцена, впервые прочитали сорок лет назад. Тогда мы имели за плечами собственный десятилетний опыт обучения в школе и были полностью с этими словами согласны. После окончания института находили книгах В.А. Сухомлинского ответы на вопросы, которые неизбежно возникали при работе в школе. Педагогическая деятельность вновь и вновь возвращала нас к текстам Василия Александровича как ориентиру гуманной педагогики.
Первая публикация книги В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям» состоялась в 1969 году, в 1974 году книга была отмечена Государственной премией в области науки и техники, в последующие годы переиздавалась более 60 раз, вышла на 32 языках народов мира. И хотя прошло полвека, мысли, высказанные В.А. Сухом- линским, в современном мире не только не утрачивают актуальности, они становятся руководством к действию в обществе, названном социологами тревожным.
Что из педагогического наследия В.А. Сухомлинского является наиболее значимым в жизни современной школы?
Нами проведен контент-анализ писем поддержки современного учителя бывшими его учениками - выпускниками разных лет. Сейчас это взрослые люди, уже ставшие родителями и обеспокоенные судьбой современного образования. Письма поддержки помогли выявить основные признаки, значимые для развития личности человека и делающие современную начальную школу привлекательной для детей и родителей.
Забота о людях, ответственность за людей
В современном мире учитель не является единственным источником информации, есть книги, телевизор, Интернет. Хорошо, если маленький человек радостно бежит в школу общаться - с новыми знакомыми, с учителем. Потом постепенно приходит интерес к учёбе, в том случае, если учитель вместе с родителями сможет помочь ребёнку полюбить учиться. В этом большую роль играют складывающиеся отношения. Не зря говорят: ребёнок любит не математику, а учителя, который математику ведёт. Именно отношения и возможность научиться их устанавливать делает школу привлекательной и нужной сегодня, и важной для всей будущей жизни ребят[17].
Василий Александрович выделял как главную силу, объединяющую людей в коллективе, заботу человека о человеке, ответственность человека за человека[18], особо подчеркивая значение младшего школьного возраста в воспитании человечности и нравственную силу творения добра для людей.
В наших классах каждую неделю проводится общий сбор, где планируется и обсуждается жизнь коллектива. Ребята вместе с учителем думают, как сделать окружающую жизнь лучше, решают, кому нужна помощь, забота. Такими людьми - «объектами заботы» - становятся родители, учителя и ребята нашей школы, дети из детских садов и интернатов, инвалиды и ветераны. Для них мы проводим праздники, готовим концерты, ставим спектакли. И ребята взрослеют в таких делах, чувствуют себя значимыми.
Из писем выпускников: «Уже в таком маленьком возрасте мы учились общаться, выслушивать чужое мнение и отстаивать свое. На этих сборах мы пели хором песни, и я, как, наверное, и каждый, чувствовал себя частью большой и дружной семьи» (Володя С.); «Я навсегда запомню тот день, когда нас впервые познакомили с необычными детьми (инвалидами), первое впечатление было неоднозначным. Сейчас я понимаю, что именно это научило меня состраданию, сочувствию и уважению» (Ксюша В.); «Осталось ощущение причастности к чему-то общему, объединяющему, радость от получившегося результата» (Максим И.); «Мы учились думать, и думать не только о себе, учились делать выводы, помнить, что мы все разные и имеем на это право» (Оля Ш.); «Чувствовать ответственность за того, кто рядом, я научилась в школе. А ещё у меня появилась ответственность за тех, кому хуже, чем мне. На всю жизнь запомнила посещения ветеранов и больных людей, запомнила их трогательную благодарность и слезы умиления от того, что сделала для них я. Это был очень ценный опыт» (Наташа М.)
Ценность каждого человека для коллектива
В книге «Разговор с молодым директором школы» В.А. Сухомлинский писал: «Коллектив не является чем-то абстрактным и безликим; он состоит из личностей... влияние одной личности на другую и выражается в том, что в ней есть что-то неповторимое, непохожее на других людей».
В коллективе современной начальной школы каждый ребенок значим, потому что он не повторим, он - особенный. При обсуждении разных событий и ребята, и взрослые рассказывают друг о друге, вспоминают, кто и что интересного предложил и сделал, думают, кому сказать спасибо за особенный вклад в общую деятельность, в общую заботу. Ценность коллектива - в утверждении в каждом уважения к самому себе, в развитии чувства собственного достоинства.
Из писем выпускников: «Класс живет и дышит каждым учеником, каждый имеет свою ценность и может ее развивать, и все ему помогают» (Варя Б.); «Нам давали понять, что каждый человек индивидуален, показывая всем остальным лучшие его стороны. Кто-то хорошо рисует, а кто-то поет, кто-то умеет кататься на горных лыжах, а кто-то хорошо танцует или просто очень добрый и отзывчивый. И каждый чувствовал себя значимым и был более уверен в себе» (Володя С.).
Ответственность за свои решения
Значимая для окружающих людей коллективная деятельность приучает ребят с первых дней школьной жизни брать на себя ответственность. Важно не подвести товарищей, хорошо сделать то, за что отвечаешь.
Из писем выпускников: «Было интересно взять на себя обязательство. И это было трудно, потому что заведено было так: сказал - сделал. Сейчас это называют самоуправлением, и некоторые говорят, что в средней школе дети еще не доросли до самостоятельных решений. Нас дорастили до этих решений в начальной. Нас учили принимать взрослые решения в детских вопросах, оставляя за нами право оставаться детьми».
Взаимодействие с родителями
Книга «Сердце отдаю детям» В.А. Сухомлинского убеждает в необходимости педагогического образования для родителей дошкольников. В Павлышской школе считали, что с родителями надо много говорить о воспитании, пока ещё ребенок не учится в школе, и поэтому открыли школу для отцов и матерей детей от 2 до 6 лет.
В нашей школе проводятся совместные занятия с дошкольниками - детьми 6-7 лет - и их родителями. Дети и родители знакомятся со школой, учителями и учениками, ходят на занимательные уроки. Много времени и сил требует изучение детей и родителей класса, установление товарищеских отношений и анализ складывающихся ситуаций. Большое значение имеет общение с родителями, благодаря которому и складываются дружеские отношения. На родительских собраниях устанавливается теплая творческая атмосфера, в которой возникают идеи новых проектов, рождаются спектакли и квесты. Родители, как и дети класса, участвуют в подготовке и проведении классных дел, их добрые дела подмечаются детьми, которые берут пример со взрослых. Хорошее не проходит незамеченным (это основной педагогический секрет). День начинается с общей песни и вопроса: «Дети, что нового вы заметили в классе?» Родители чувствуют заботу о собственном ребенке и внимание к себе и заботятся друг о друге и учителе.
Из писем выпускников: «То невероятное количество событий и творческих заданий, которыми я жила в начальной школе, сплотило мою семью. Родители никогда не проверяли моих домашних заданий, но мы всей семьёй готовили костюмы, рисовали плакаты, искали иллюстрации к сочинениям» (Наташа М.); «В классе устраивались чаепития, в которых принимали участие наши родители. Это создавало атмосферу почти семейного уюта и дружелюбия» (Маргоша Р.); «Родители сопровождали детей на экскурсиях, в выездах за город, помогали оформлять учебные стенды, рисовали, делали фотографии, приглашались на все праздники, многие приходили с младшими детьми. Важно, чтобы родители не теряли контакт с ребенком, не просто смотрели, как он растет, а участвовали в его жизни, видели, как он общается со сверстниками, видели его старания и достижения (Володя С.).
Из всего этого и складывается настоящая, яркая, самобытная, интересная школьная жизнь - насыщенная, наполненная массой впечатлений и дел.
Из писем выпускников: «Нам прививали любовь к красивому и учили нас замечать волшебство вокруг. Например, однажды зимой вместо обычного начала первого урока нам вдруг сказали; «Смотрите, как красиво снег падает на фоне фонаря». И мы погасили свет, столпились у окна и смотрели. Каждую зиму я по несколько раз вспоминаю то утро» (Маргоша Р.); «У нас был праздник «15 республик, 15 сестёр». Надо было выбрать какую-нибудь союзную республику, узнать о культуре этой страны, совместно с друзьями подготовить о ней рассказ, смастерить национальный костюм, оформить газету, станцевать на празднике национальный танец. Это был праздник. И это было воспитание патриотизма, а также толерантности к чужим культурам» (Наташа М.); «Начальную школу я вспоминаю с радостью, ведь каждый день был для меня как праздник, очень желанный и долгожданный. Мне настолько нравилось ходить в школу, что во время болезни я была самым несчастным ребенком на свете» (Ксюша К.).
Роль классного руководителя
Отношения в коллективе, организация жизни и коллективная деятельность не возникают сами по себе. Не случайно Сухомлин- ский в своих произведениях вновь и вновь возвращается к главной фигуре школы - воспитателю классного коллектива, считая, что для учеников он должен быть товарищем, единомышленником, увлеченным интересной деятельностью. И среди всех воспитателей выделяет учителя начальных классов, подчеркивая: «Он должен быть для ребенка таким же дорогим и родным человеком, как мать».
Из писем выпускников: «Мир, огромный и интересный, с Вами становился понятней и безопасней. Сейчас я с удивлением понимаю, что я знаю больше, смотрю шире, и вникаю глубже, чем многие вокруг (Оля К.); «Все, чему Вы нас научили, бесценно. Мне сложно представить, как бы сложилась моя жизнь, не будь в ней Вас. Ваше отношение к нам и к окружающему миру было хорошим примером. Сейчас мне 21 год, и я абсолютно счастливый человек! Я живу и наслаждаюсь жизнью. Я люблю эту жизнь, я занимаюсь любимым делом и никуда не спешу. У меня, как и у всех людей, бывают проблемы, но я отношусь к ним проще, ведь это не конец света. Я до сих пор уверена, что дружба и любовь спасут мир. Я считаю, что обучение у Вас сыграло большую роль в том, как сложилась моя жизнь» (Ксюша В.); «Именно Вы научили меня думать, анализировать и понимать. У Вас получилось сделать из нас не просто класс, а лучших друзей. На протяжении многих лет мы так же общаемся и поддерживаем связь, готовые помочь друг другу в любой момент (Саша Т.)
Перечитывая произведения В.А. Сухомлинского, соотнося теоретические положения классика педагогики с воспоминаниями выпускников школы, мы ещё раз обнаружили важность начальных лет школьной жизни. Были выявлены значимые для личностного развития признаки современной начальной школы, такие как: забота о людях и ответственность за них, ценность каждой личности в коллективе, ответственность за свои решения, взаимодействие с родителями, интересная школьная жизнь и роль в этой жизни классного руководителя.
2.2 Актуальность взглядов В.А. Сухомлинского в современном нравственно-патриотическом воспитании дошкольников через проектную деятельность
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. В этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. В.А. Сухомлинский утверждал, что детство - это каждодневное открытие мира, и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. «Патриотизм - чувство самое стыдливое и деликатное... Побереги святые слова, не кричи о любви к Родине на всех перекрестках. Лучше - молча трудись во имя ее блага и могущества».
Патриотическое воспитание может служить основой для обогащения словарного запаса, формирования навыков правильного употребления грамматических категорий, развития связной речи детей.
Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Патриотическое воспитание дошкольников по Сухомлинскому.
Патриотизм - любовь к своему народу, семье, к родной природе, родному городу или селу, к родному слову; чувство долга, ответственности и верности своей Родине; стремление отдать силы на преобразование Родины; ненависть к врагам Родины.
Патриотические ценности - Родина (Отечество) - «человек», «смысл жизни», «труд», «долг», «семья», «родное слово», «красота», «любовь», «верность», «традиции», «народ» и др.
В нашем ДОУ в течение нескольких лет создан и действует проект «Плюшевый мишка». Почти у каждого ребёнка есть игрушка - плюшевый мишка. С ним хочется и спать, и есть, и гулять, и, может быть, даже купаться. Ребенок готов таскать своего друга везде с собой, разговаривая с ним, ухаживая за ним, обучая его.
Участники проекта: дети средней, старшей и подготовительной к школе групп, воспитатели групп, родители воспитанников, учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования.
Вид проекта: социально-познавательный.
Цель проекта: приобщение дошкольников к культуре стран Мира, городов нашей страны и родного города Выборга.
Задачи проекта:
- дать первоначальные географические представления о карте мира, о больших и малых городах нашей страны;
- развивать у воспитанников познавательный интерес к истории родного города, достопримечательностям, символике, традициям.
- формировать у воспитанников патриотическое чувство гордости за свой край, город.
- привлечь родителей к совместной деятельности по реализации проекта.
- создание условий для ознакомления с другими странами и городами России с помощью обмена плюшевыми мишками.
Ожидаемые результаты:
- Привлечены семьи воспитанников, расширены их знания и представления о родном городе.
- Сформированы и обогащены знания детей об истории городов сотрудничества и родного города, их культурных ценностей.
- Дети ознакомлены со странами зарубежья и другими городами нашей страны, их культурой, достопримечательностями.
- Воспитаны нравственно-патриотические качества дошкольников посредством любви и гордости к своей малой Родине.
Черты гражданина-патриота по В.А. Сухомлинскому: гармония разума, мыслей, идей, чувств, поступков; убеждённость.
Таблица 1 - Реализация проекта по развивающим областям
Социально- коммуникативное развитие |
1. Решение проблемной ситуации. 2. Знакомство детей с родным городом Выборгом: обогащение в группах уголков по патриотическому воспитанию по теме «Моя малая родина - Выборг».
Примерные темы: «Выборг, глазами детей», «Выборг - город воинской славы», «Ленинградская область - наш край родной» и др.
4.3. «Гильдия экскурсоводов»: игра-квест «Старый город Выборг». 4.4 Выборгский театр драмы и кукол «Святая крепость». |
Познавательное развитие |
Непрерывная образовательная деятельность «Мой город». Примерные темы: «Достопримечательности г. Выборга», «Водоемы Ленинградской области», «Символика г. Выборга», «История г. Выборга» и др. |
Речевое развитие |
Беседы. Составление описательного рассказа о достопримечательностях г. Выборга. Пересказ легенд, истории о символах и исторических местах г. Выборга. |
Художественно- эстетическое развитие |
Создание продуктов детского творчества с символикой и (или) достопримечательностями г. Выборга. Выставка детско-родительских работ на тему «Наш город Выборг». |
Физическое развитие |
Пешие экскурсии по городу. Подвижные игры. |
Международные реализованные проекты
Сотрудничество с США (2014-2015 уч. г.). Участниками проекта были приобретены игрушки: бурый мишка и мишка с символом Олимпиады в Сочи 2014 года, символика города Выборга и т. д.
Американские дети, имеющие различные нарушения: опорнодвигательные, инвалиды по слуху и зрению, - в ответ прислали нашим детям долгожданную посылку со своими рисунками и другими подарками.
Сотрудничество с Израилем (2015-2016 уч. г.). Нам рассказали много интересного о детских садах, о школах, о военной подготовке, о климате, о жизни, о быте израильского народа. Образование в детских садах построено на изучении религиозных праздников, песен, танцев. Посещение государственного детского сада - обязательное условие. Дети идут в детский сад с трёх лет, в школу - с пяти с половиной - шести лет.
Сотрудничество с Финляндией (2016-2017 уч. г.). К нам в детский сад приехали родители с детьми, которые представляли один из детских садов Финляндии. Финские гости привезли плюшевого мишку с символом Финляндии, сладости и рисунки финских детей. В музыкальном зале мы вместе пели песни о дружбе и танцевали. Показали гостям наш детский сад.
Сотрудничество с Черногорией (октябрь, 2017 г.). В Черногории дети изучают с детского сада четыре языка: английский, сербский и два на выбор. В школу идут с шести лет. Дети и педагоги с любовью собрали и прислали нам гербарий экзотических растений, рисунки, национальные сладости. В ответ мы отправляли посылку, отражающую особенности нашего города, нашей страны.
Сотрудничество с Китаем (2017-2018 уч. г.). Из Китая нам прислали множество фотографий, видео о работе детского сада из города Shenzhen. Мы переписываемся с детским садом спортивной направленности. В саду 6 групп по 35-36 детей в каждой. В группе работают три воспитателя, на занятия детей делят на две, а иногда на три подгруппы. Развита исследовательская деятельность. Как и все дети мира, очень любят слушать сказки, читать книги. В мае мы отправили посылку в Китай. К началу учебного года будем с нетерпением ждать ответную.
Проекты по России:
«Шадринск (дети с ОВЗ) - Выборг» (2015-2016 уч. г.).
«Выборг - Санкт-Петербург (дети с ТНР)» (2016-2017 уч. г.). «Выборг - Екатеринбург» (2016-2017 уч. г., январь - март).
«Выборг - Уфа» - (2017-2018 уч. г., два проекта - декабрь - февраль).
«Выборг - Киров» (2017-2018 уч. г., апрель - май).
«Выборг - Далматово, Курганская область» (2017-2018 уч. г).
Подробнее с реализованными проектами можно ознакомиться в социальных сетях https://ok.ru/detskor, https://vk.com/club135460107. Мы не только сами активно участвуем в проекте, но и помогаем другим детским садам и школам найти партнеров для сотрудничества. Приглашаем педагогов присоединиться к нашим проектам. У нас красивые благодарности для организаторов проекта.
В ходе реализации проекта мы проводили мониторинг знаний детей. С его помощью определяем следующие представления детей о малой Родине:
И даже футурологическая направленность его работ приобретает Вселенский, во - истину, Космический характер. В своих последних произведениях Василий Александрович как бы мысленно воспаряет над Павлышом, над Украиной, над СССР. Он не укладывается в прокрустово ложе ни одной из педагогик, ни европейской, ни советской, ни украинской, ни народной. Более того, ни одной из парадигм: ни свободного воспитания, ни трудовой школы, ни тем более школы учебы.
У В.А.Сухомлинского определённо начинает формироваться целостная и самобытная философско-педагогическая система интегрального характера. Более того, в его работах остро чувствуется новая личностно-экзистенциальная проповедническая позиция. Кстати, заметим, что эта тенденция была с тревогой встречена официальной педагогикой. Ведь не случайно приснопамятная погромноустановочная статья Б.Т.Лихачева в «Учительской газете» называлась «Нужна борьба, а не проповедь». И основой этой проповеднической позиции являлось то, что в результате своей многолетней педагогической деятельности В.А.Сухомлинский в полной мере убедился в её правомерности и продуктивности.
Второго сентября 1970 года завершился земной путь Василия Александровича Сухомлинского, и началась его жизнь в вечности, которая будет продолжаться, пока существует тёплый Мир Детства, надёжным защитником которого он так самозабвенно был.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в результате решения выше стоящих задач, были получены следующие выводы:
Как видим, в наши дни этнопедагогика обретает второе дыхание. Ученые не только России, но и стран Ближнего Зарубежья уделяют пристальное внимание исследованию проблем этнопедагогики, но в этом ученом сообществе голос Сухомлин- ского особенно заметен, уникален и неповторим.
Интерпретация педагогических взглядов В. А. Сухомлинского в контексте субъектно-развивающей социализации обучающегося, рассмотренных с учетом образовательных тенденций постиндустриального социума и преемственности накопленных педагогических знаний и опыта определяют качественное преобразование в осмыслении явлений и взаимообогащении педагогических воззрений относительно: предоставления современному обучающемуся как наследнику предшествующей культуры человечества — субъекту собственной жизнедеятельности, субъекту образования, выбор многообразия нравственных ценностей, позитивных смыслов освоения социальной действительности; значимости организации «фасилицирующих отношений» гармонизации личностно-средового взаимодействия обучающегося и социума, инициирующих выработку собственного стиля мышления, перспективных ориентиров и логику действий в системе образования, направленность продуктивной жизнедеятельности в социуме, вариативность индивидуальных способов социально-личностного становления, раскрытие в обучающемся способности к творческому саморазвитию и самореализации на уровне социальных отношений, поведения, социального взаимодействия, социального самоконструирования, самореализации.
Перечитывая произведения В.А. Сухомлинского, соотнося теоретические положения классика педагогики с воспоминаниями выпускников школы, мы ещё раз обнаружили важность начальных лет школьной жизни. Были выявлены значимые для личностного развития признаки современной начальной школы, такие как: забота о людях и ответственность за них, ценность каждой личности в коллективе, ответственность за свои решения, взаимодействие с родителями, интересная школьная жизнь и роль в этой жизни классного руководителя.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Митрофанова И. И. Особенности профессиональной социализации личности студента в системе высшего образования : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Хабаровск, 2004. 22 с.
- Нездемковская Г.В. Зарождение и развитие этнопедагогики // Вестник Томского государственного университета. Вып.325, Томск, 2009
- Пак Л. Г. Педагогическое обеспечение субъектно-развивающей социализации студента : дис. ... д-ра пед. наук. Оренбург, 2011. 426 с.
- Пак Л. Г. Субъектно-развивающая социализация студента вуза: теоретико-методологические основания. М. : Спутник, 2010. 178 с.
- Сухомлинский В. А. Воспитание личности в советской школе. Киев : Радянська школа, 1965. 367 с.
- Сухомлинский В. А. Обучение и воспитание — в единый поток // Радянська школа. 1963. № 11. С. 11—20. На укр. яз.
- Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа: Обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сельской средней школе. М. : Просвещение, 1979. 393 с.
- Сухомлинский В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // История педагогики в России. М., 1999.
- Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы. М. : Просвещение, 1982. 206 с.
- Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека /Избр. про- изв. - В 5-ти т. - Т. 2. - Киев, 1979.
- Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. - М.: Просвещение, 1981. - 192 с.
- Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви. М., 1988,
- Сухомлинский В.А. Народный учитель//Народное образование, 1978, № 6.
- Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. М.: Просвещение, 1979. - 393 с.
- Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа//Избр. произв.-В 5-ти т. - Т. 4. - Киев, 1980.
- Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М.: Просвещение, 1982. - 206 с.
- Сухомлинский В.А. Родина в сердце. - М.: Молодая гвардия, 1978.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Мн.: Нар. асвета, 1982. - 288 с.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям; - Киев: Радянська школа, 1973,
- Сухомлинский В.А. Эстетическое воспитание //Избр. произв. - В 5-ти т. - Т. 4. Киев, 1980.
- Тузова В.Л. Первый класс - день за днём. СПб.: КАРО, 2002. - 272 с.
- Тузова В.Л. Такая чудесная школьная жизнь. СПб.: КАРО, 2007. - 560
- Челпаченко Т. В. Дидактическая система В. А. Сухомлинского как целостное педагогическое явление : дис. . д-ра пед. наук. Оренбург, 2012. 403 с.
-
Сухомлинский В.А. Народный учитель//Народное образование, 1978, № 6. ↑
-
Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа//Избр. произв.-В 5-ти т. - Т. 4. - Киев, 1980. С.131 ↑
-
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям; - Киев: Радянська школа, 1973, с.26 ↑
-
Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа//Избр. произв.-В 5-ти т. - Т. 4. - Киев, 1980. ↑
-
Сухомлинский В.А. Эстетическое воспитание //Избр. произв. - В 5-ти т. - Т. 4. Киев, 1980. С.24 ↑
-
Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви. М., 1988, с.10 ↑
-
Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека /Избр. про- изв. - В 5-ти т. - Т. 2. - Киев, 1979. ↑
-
Нездемковская Г.В. Зарождение и развитие этнопедагогики // Вестник Томского государственного университета. Вып.325, Томск, 2009 с.16 ↑
-
Сухомлинский В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // История педагогики в России. М., 1999. ↑
-
Сухомлинский В. А. Воспитание личности в советской школе. Киев : Радянська школа, 1965. 367 с. ↑
-
Пак Л. Г. Субъектно-развивающая социализация студента вуза: теоретико-методологические основания. М. : Спутник, 2010. 178 с. ↑
-
Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа: Обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сельской средней школе. М. : Просвещение, 1979. 393 с. ↑
-
Митрофанова И. И. Особенности профессиональной социализации личности студента в системе высшего образования : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Хабаровск, 2004. 22 с. ↑
-
Сухомлинский В. А. Обучение и воспитание — в единый поток // Радянська школа. 1963. № 11. С. 11—20. На укр. яз. ↑
-
Челпаченко Т. В. Дидактическая система В. А. Сухомлинского как целостное педагогическое явление : дис. . д-ра пед. наук. Оренбург, 2012. 403 с. ↑
-
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Мн.: Нар. асвета, 1982. - с. ↑
-
Тузова В.Л. Первый класс - день за днём. СПб.: КАРО, 2002. - 272 с. ↑
-
Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. - М.: Просвещение, 1981. - с.35 ↑
- Лидерство и руководство как объективный и субъективный феномен
- Субъекты права на товарный знак
- Анализ ассортиментного портфеля с использованием методики BCG матрицы
- Методы управления японскими предприятиями: Модель «Z» Уильяма Оучи
- Анализ внешней среды профессиональной спортивной организации на примере «ООО» РУССКАЯ ДРИФТ СЕРИЯ
- Исследование проблем защиты информации
- Системный подход в менеджменте
- Совершенствование кадрового менеджмента в системе государственной гражданской службы: тенденции и приоритеты (на примере Яковлевской территориальной администрации)
- Совершенствование кадрового менеджмента в системе государственной гражданской службы: тенденции и приоритеты (на примере Яковлевской территориальной администрации)
- Особенности федерализма в России
- Особенности коммуникаций в организации
- Устройство персонального компьютера