Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Возникновение права(Понятие и признаки права)

Содержание:

Введение

Право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Без права невозможно существование современного общества, поэтому большое значение имеет изучение права, его функций и теорий происхождения.

Что такое право? Этим вопросом задавались люди с древних времен. Ведущие школы права всегда стремились дать свое понимание права, подчеркнуть его ключевые черты и отличительные особенности. В разные исторические эпохи менялось представление о праве. Это объяснялось развитием общества, государства, сложной природой права.

Долгое время люди не замечали, как постепенно в общественной жизни появилось новое и вскоре ставшее доминирующим явление. Со временем оно достигло такой степени самостоятельности, что обратило на себя внимание и привлекло к себе естественный интерес.

Право возникло и развивалось вместе с человеком. Изучением права занимались многие ученые и философы, однако, до сих пор нет единого мнения о том, как именно появилось право. Существует множество теорий происхождения права, однако, их нельзя назвать универсальными и абсолютно верными.

Актуальность. Я считаю необходимым изучение этого вопроса, так как право является неотъемлемой частью жизни человека. Понимание причин возникновения права поможет нам лучше понимать процессы, происходящие в нашем обществе. 

Цель курсовой работы: изучить причины возникновения права.

Задачи курсовой работы:

  1. Раскрыть сущность права
  2. Рассмотреть причины возникновения права
  3. Изучить теории происхождения права

Объект исследования: право

Предметом исследования: процесс возникновения права.

Методы исследования: анализ, исторический метод.

1. Сущность права

1.2 Понятие и признаки права

Сущность права — это ключевая, внутренняя, твердая характеристика права, которая раскрывает природу и предназначение права в обществе. Сущность права заключается в том, чью волю, оно выражает.

Сущность права в различных школах права трактуется по-разному. С точки зрения исторической школы правы сущность права ориентируется духом, волей народа.

По мнению реалистической школы права сущность права заключается в защите интересов человека. По мнению сторонников социологического подхода, сущность права выражается в поведении субъектов социальных отношений.

Сущность права в конечном счете определяется в зависимости от ответа на вопрос: «Кто создает право и кому оно должно служить?» [6]

Слово "право" - неоднозначно, содержит богатое многостороннее содержание.

Во-первых, его употребляют в обще социальном значении (моральное право, право народов и т.п.), в рамках которого речь идет о моральных, политических, культурных и других возможностях в поведении субъектов (например, нравственное право управлять коллективом; поступить по совести; поменять, следуя моде, свой внешний вид; право члена общественного объединения и т.п.).

Во-вторых, с помощью этого термина классифицируется конкретная правовая возможность определенного субъекта. В данном случае такое право называется субъективным, принадлежащим личности и зависящим от его воли и желания (право на образование, на труд, на пользование культурными ценностями, на судебную защиту и т.д.).

В-третьих, под правом понимают юридический инструмент, связанный с государством и состоящий из целой системы норм, институтов и отраслей. Это так называемое объективное право (конституция, законы, подзаконные акты, правовые обычаи, нормативные договоры).

Наш объект рассмотрения - право именно в этом, последнем, смысле. В рамках такого понимания право есть система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих консолидированную волю общества (конкретные интересы различных классов, социальных групп, слоев), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений. [5]

Право – не наименее сложное явление, чем государство. Оно существует в всевозможных видах, формах, образах

В различные исторические времена изменялось представление о праве. Это объяснялось развитием общества, государства, сложной природой права.

К примеру, Аристотель считал право олицетворением политической справедливости и нормой политических отношений между людьми. Право служит аспектом справедливости и считается регулирующей нормой политического общения.

Сократ и Платон в своем правопонимании также исходили из совпадения справедливого и законного.

По учению Цицерона, в основе права лежит присущая его природе справедливость.

По мнению Р. Иеринга (1818–1892), содержание права составляют интересы субъектов социального взаимодействия, т. е. интересы общества в целом, а единственным источником права является государство.

Ж.Ж. Руссо видел цель всякой системы законов в свободе и равенстве.

Современный российский правовед С.С. Алексеев рассматривает право в трех образах:

  • общеобязательные нормы, законы, деятельность судебных и других юридических учреждений
  • особое сложное социальное образование, такое же, как государство, искусство, мораль;
  • явление мирозданческого порядка – одно из проявлений жизни людей.

В юридической литературе право отождествляется с такими категориями, как норма права, принуждение, воля государства, интерес, свобода и т. д.

Каждый из данных образов – своеобразный угол зрения в понимании права.

Взгляды на право, его возникновение и социальную роль изменялись по мере развития самого общества. Несмотря на неопределенность концепций о праве, основная масса учений о его сущности и роли содержат ряд одинаковых положений:

  • Право, как и государство, возникает на неопределённом этапе общественного развития и является достижением человеческой цивилизации и культуры.
  • Право выражает государственную волю, для целенаправленного и последовательного управления обществом
  • Право есть мера социального поведения, охраняемая принудительной силой государства.
  • Право-это явление общественной жизни человека, социальная и моральная ценность, регулятор общественных отношений.

Значит, право это система общеобязательных, установленных, охраняемых государством правил поведения, предназначенных для регулирования общественных отношений.

Есть большое количество подходов к пониманию права как сложного социального явления. Но общим для них считается признание следующих признаков права:

  • Право есть социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества.
  • Право в нормативной форме должно отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом и личности.
  • Право – мера поведения, установленная и охраняемая государством. Тесная связь с государством отличает его от всех других видов социальной и технической регуляции.[2]

Признаки права т.е. те существенные характеристики права, которые позволяют утверждать о его появлении и функционировании в обществе, о его отличии от иных социальных норм. Это следующие признаки.

Социальность. Этот признак квалифицирует начальное сущность права, обеспечивающее общесоциальную и классовую функции: организацию производства. Распределение и перераспределение изготовляемого или добываемого продукта. Нормирование субъективных затрат труда на общественные необходимости, господство классов или социальных групп в обществе. Распределение и закрепление общественных ролей в обществе, должностей в государстве. Организацию и реализацию государственной власти, регламентацию товарно-денежных отношений и отношений собственности. Обеспечение эксплуатации и привилегий, а также другие сферы, связанные с организационно-трудовой и социальной жизнью общества.

Нормативность. Право выступает как система норм (правил поведения), характеризуемых логической структурой («если-то-иначе»). Установлением масштаба, меры поведения, определяющих границы, рамки дозволенного, запрещенного, предписанного (позитивное обязывание). Эти свойства регулятивной системы (дозволения, запреты, позитивное обязывание) зародились еще в обществах присваивающей экономики, но на этапе становления права приобретают новое содержание, формы выражения, способы обеспечения.

Обязательность. Правовые нормы обеспечиваются возможностью государственного принуждения, т.е. наделяются не только идеологическим механизмом (авторитет, справедливость, религиозная поддержка), но и возможностью неблагоприятных последствий при их нарушении, имеющих характер имущественных ущемлений, физических, моральных страданий.

Формализм. Правовые нормы, как правило, фиксируются в письменном виде в специальной форме: законы и их сборники, прецеденты и т.д. Формализм составляет особую ценность права, защищая право от произвольного изменения, закрепляя необходимую обществу устойчивость этого регулятора. Формализм права определяется порядком создания законов, их изменений, отмены, что

действительно «работает» на стабилизацию общества, на точность применения, исполнения, соблюдения и использования правил поведения.

Процедурность. Право как система норм включает в себя четкие процедуры создания, применения, защиты. Процедурные правила, процессуальный порядок – характерный признак права, определяющий его связь с государственным аппаратом, прежде всего со специализированными органами - судом, полицией и т.п.

Неперсонифицированность. Этот признак подчеркивает то качество права, что его нормы не имеют, как правило, конкретно определенного, индивидуального, персонифицированного адресата, а направлены неопределенному, абстрактному кругу лиц. Если какое-либо конкретное лицо оказывается в условиях, предусмотренных структурой соответствующей нормы, он и оказывается адресатом нормы. С этим признаком связана и неоднократность действия нормы права, ее протяженность во времени.

Институциональность. Появление права связано с определенным сознательным процессом создания норм права – с правотворчеством, которое осуществляют определенные органы государства с признанием государством тех или иных возникших самоорганизационно правил поведения (обычаев) правовыми, с деятельностью уполномоченных на это судов (прецедент).

Объективность. Этот признак характеризует закономерный характер появления права на этапе перехода общества к производящей экономике, естественный результат внутреннего развития регулятивной системы. Право, таким образом, не даруется какой-либо внешней силой обществу, не появляется по велению каких-либо культурных героев. Оно, также как и государство, одно из условий существования политически организованного общества на этапе производящей экономики, и также, как государство, имеет большую социальную ценность. [4]

1.2 Принципы права

Принципы права — фундаментальные идеи, управленческие начала, лежащие в базе права, выражающие его суть и определяющие его функционирование. Они воплощают закономерности права, его природу и общественное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе или выводятся из его значения. Представляется, что принципы права должны отражать и формулировать главные ценности, на которые ориентируется право. Принципы - это своего рода отправные пункты, показывающие вектор правового регулирования. Они считаются более фундаментальными и обобщенными правилами поведения, нежели юридические нормы; обладают значительной устойчивостью и стабильностью. [5]

Принципы охватывают все правовые нормы. Они могут быть закреплены в нормативных актах. Но будучи не закреплены они будут последовательно вытекать из совокупности норм права.

Общие принципы права

Общие - исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие сущность и социальную природу права в целом, к ним относятся:

1. Принцип демократизма – подразумевает, что в правовых нормах обязаны быть закреплены механизмы и институты представительного и непосредственного народовластия, с помощью которых граждане могут участвовать в управлении государственными и общественными делами, защищать свои права и свободы.

2. принцип гуманизма, означающий, что Конституция и законы должны закреплять права и свободы человека и гражданина, запрещать всевозможные действия, посягающие на человеческое достоинство. Об этом, в частности, сказано в ст. 21 Конституции РФ: "1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. [1] 2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто, не может быть, без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным и иным опытам"; [1] Гуманизм — это не только уважительное отношение к отдельному человеку, но и человечеству в целом. Он состоит не только в предоставлении прав, но и в возложении обязанностей;

3. принцип законности - система требований общества и государства, состоящая в четкой реализации норм права всеми и везде. Данный принцип нашел свое отражение в ч. 1 и 2 ст. 15 Конституции РФ: "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. [1] 2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы"; [1]

4. принцип равноправия - выражается в законодательном закреплении равенства всех людей независимо от национальной, половой, религиозной и другой принадлежности, должностного или иного положения. Они должны иметь равные общегражданские права и обязанности, в одинаковой степени отвечать перед законом (ст. 19 Конституции РФ);

5. принцип справедливости - значит соответствие между ролью лица в обществе и его социально-правовым положением; это соразмерность между деянием и воздаянием, между заслуженным поведением и поощрением, между преступлением и наказанием и т.п. Этот принцип в большей мере выражает общесоциальную суть права и поиск компромисса между участниками правоотношений, между гражданином и государством;

6. принцип единства прав и обязанностей - состоит в направлении поведения участников регулируемых отношений с помощью детально сбалансированных, взаимно корреспондирующих прав и обязанностей; [5]

Межотраслевые принципы права

Межотраслевые – начальные положения, которые подчеркивают единство и специфику нескольких смежных отраслей права (принцип личной ответственности — в уголовном и административном праве; принцип состязательности — в процессуальных отраслях права и т. л.)

Существование межотраслевых принципов связано с потребностью внутрисистемного согласования юридических предписаний, предупреждения их дублирования и поддержания гибкости в правовом регулировании. Эти принципы конкретизируют содержание общих принципов права соответственно специфике однородных отношений нескольких родственных отраслей, обеспечивая их внутреннее единство. Так, принцип равенства всех субъектов права перед законом и судом конкретизируется в принципе состязательности процессуальных отраслей права. При этом одни и те же межотраслевые принципы проявляются неодинаково даже в родственных смежных отраслях права, решая специфические задачи отрасли относительно предмета их регулирования. Для этого достаточно сопоставить принцип состязательности в уголовном и гражданском процессе;

Отраслевые принципы права

Отраслевые - исходные положения, которые отражают специфику отношений в той или иной отрасли (принцип свободы расторжения договора в трудовом праве, принцип разделения властей - в конституционном праве и т. д.).

Отраслевые принципы распространяются на какую-либо отдельную отрасль права.

  • в гражданском праве — принцип равенства сторон;
  • в уголовном праве — презумпция невиновности;
  • в трудовом праве — принцип свободы труда;
  • в земельном праве — принцип целевого характера использования земли;
  • в административном праве — принцип субординации.

1.3 Функции права

Функции права — это главные направления его влияния на общественные отношения, на поведение людей. А.Л. Рассказов

Под функциями права следует понимать главные направления правового воздействия на общественные отношения в целях их упорядочения, урегулирования и придания им важной стабильности, целостности и динамизма. [5]

В литературе понимается еще социальное назначение функций права.

При помощи функций осуществляются задачи, которые ставятся перед правом как социальным институтом. А поскольку нормы права принимаются государственными органами, то некоторые функции его по конкретным аспектам деятельности во многом совпадают с функциями государства (например, охрана правопорядка). [6]

С помощью понятия "функции права" возможно познать социальное назначение права в обществе, его динамику.

Ключевое предназначение права состоит в создании и обеспечении правопорядка, в чем заинтересованы общество, государство, другие субъекты.

Право придает деяниям лиц нужную организованность, согласованность, устойчивость, уверенность. [5]

Функции права:

  • определяются сущностью права и его социальным назначением;
  • характеризуют необходимое воздействие права на общественные отношения. Иначе говоря, без такого воздействия общество на данном этапе не может обойтись;
  • направлены на осуществление наиболее важных, коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе развития общества;
  • активно воздействуют на общественные отношения, на их упорядочение; характеризуются непрерывностью, длительностью действия.

Система функций права непосредственно связана с системой права.

Проф. Т.Н. Радько выделяет пять групп функций права:

  • общеправовые, т. е. присущие всем отраслям права;
  • отраслевые, т. е. свойственные одной какой-то отрасли права;
  • межотраслевые (присущие двум и более отраслям права, например охранительная функция, присущая уголовному, административному и другим отраслям права);
  • правовых институтов;
  • нормы права или отдельных норм. [2]

Функции права классифицируют по различным критериям:

  • по направленности действия: экономическая, социальная, политическая, экологическая и др.;
  • по социальному назначению: воспитательная, культурная, информационная и т.д.;
  • в зависимости от основных задач, стоящих перед правом, выделяют две функции — регулятивную и охранительную.

Эти две функции считаются ведущими функциями права. [6]

1. Регулятивная функция. Данная функция дает государственное регулирование позитивного развития общественных отношений. Регулирование исполняется методом закрепления в нормативных актах прав и свобод, обязанностей, правового статуса, правил рационального функционирования общественной жизни, развития свобод и активности личности, в также установления правового механизма, призванного обеспечить эффективную реализацию правовых предписаний, развитие и организованность общественной жизни.

2. Охранительная функция. Она обеспечивает охрану общественных отношений от противоправных посягательств, вытеснение отношений вредных для личности и общества. Данная функция осуществляется путем установления запретов совершать общественно-опасные деяния и применения юридических санкций к виновным в правонарушениях. [6]

В юридической науке принято также классифицировать функции права на внутренние и внешние.

Внутренние функции права – это методы юридического влияния на поведение людей и общественные отношения, которые лежат в рамках самого права. Они определяют именно юридические функции права.

Внешние функции права находятся как бы за пределами самого права и характеризуют право как общественный регулятор. К внешним функциям права относят общесоциальные. [3]

1.4 Типология права

Типология права — это более общая классификация права с целью сравнительного познания его содержания как развивающейся системы.  [7]

Понятие "типология" плотно связано с понятием "тип". Под типом в одних случаях понимается высочайшая классификационная, систематизационная (таксономическая) категория, высшее подразделение в классификации. В иных случаях содержание понятия типа трактуется более обширно: как "образец, которому соответствует знаменитая группа предметов и явлений", "образец, имеющий свойственные, обобщенные черты группы". [8]

Типология права соответствует типологии государства. Впрочем, относительная самостоятельность и специфичность права как особенного общественного феномена позволяют воплотить в жизнь и другие варианты его классификации. Так, применяя формационный аспект, различают четыре типа права: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое.

Под историческим типом права понимается совокупность характерных, существенных, взятых в единстве черт права, выражающих суть и условия развития правовой системы определенной общественно экономической формации.

Рабовладельческое право

Считается, что римляне три раза покоряли мир — легионами, христианством

и правом. Следственно рабовладельческий тип права разумно рассмотреть на примере этого права, а еще конкретнее — на примере одного из основных исторических памятников права той эпохи — Закона XII таблиц (V в до н. э.):

  • разделение вещей на две группы. К первой относились главным образом земля, рабы, рабочий скот. Ко второй — все остальные вещи;
  • юридический формализм;
  • жена, как и все члены семьи, была во власти своего мужа, некоторое равенство ей давал брак без формальностей, т. е. гражданский брак;
  • строго карались посягательства на чужую собственность и всякий мог убить на месте преступления ночного вора;
  • имущественные споры (виндикация — истребование вещи из чужого владения);
  • право разделилось на частное и публичное;
  • утверждается право частной собственности на землю (институт владения);
  • сервитут (право на чужую вещь) вещный и личный;
  • договоры: вербальный (устный), литеральный (письменный), реальный (с момента передачи вещи.), консенсуальный;
  • залог как средство обеспечения обязательства;
  • уголовная ответственность жены за супружескую измену;
  • право наследования (наследники первой, второй, очереди);
  • оскорбление величия римского народа, как и оскорбление величества считались уголовными преступлениями;
  • поощрение доносительства со стороны государства в период распада Римской Империи.

Феодальное право

В XII—XIII вв. появляются первые формы кодификации права. К ним следует отнести:

  • Ломбардский сборник, выработанный в судах Милана;
  • Великие обычаи Нормандии (Франция);
  • «Саксонское зерцало» — автор судья Эйке фон Ребхоф.

В Англии как источник права утвердился судебный прецедент.

В Германии вышел в свет кодекс Грациана как разновидность канонического

права, основанного на учениях апостолов, постановлениях соборов, высказываниях авторитетов.

Каждая норма этого права подкреплялась цитатой из Библии:

  • рецепция (заимствование) римского права
  • «Слово императора — закон» — правило, сформулированное римскими юристами
  • естественное право — общее для всех народов
  • появляется необходимость в адвокатуре (как и ранее в Риме), юрисконсультах
  • усилилось значение документов. Возник нотариат.

В уголовном праве широко применялся принцип:

  • «Признание — царица доказательств». В основе обвинительного приговора лежало «Убеждение судей» — своего рода революционное правосудие
  • В то же время в Англии ввели понятие «презумпции невиновности» в уголовном праве. Это демократическое завоевание
  • инквизиция (Жанна Д’арк)
  • в средние века сохранился обычай уголовного преследования животных, считалось, что они обладают сознанием, психологической деятельностью.

Феодальное право было правом правителей. Оно закрепляло классовое и сословное неравенство людей. Представители господствующего класса не считали себя связанными нормами права, так как всегда могли опереться на силу. Бесконтрольный деспотизм был особенно характерен для феодального собственника в его отношениях с крестьянством. Применение силы считалось нормальным способом разрешения споров. Поэтому феодальное право часто называют «кулачным правом».

Капиталистическое право

С улучшением общественных отношений и государственных институтов продолжился процесс совершенствования права. Стали обособляться отрасли права. Получило свое развитие социальное законодательство.

Конституционное право

  • Конституции стали появляться только в XIX в.
  • Стремление системы буржуазного права заключалась в том, что оно шло по пути приспособления старого феодального права к новым буржуазным отношениям.
  • Во Франции был принят гражданский кодекс, или, как его называли, Кодекс Наполеона (1804 г.).
  • свое большое развитие получило право собственности (владеть, пользоваться и распоряжаться).
  • постепенно узаконивается светский брак (церковный не обязательно). Роль мужа в семье уже не та, что была в предыдущие столетия.

Уголовное право

  • равенство перед законом.
  • смягчение картельных мер. Оно не распространяется на близких преступника.
  • отказ от наказания за религиозные убеждения.
  • усиление наказания за политические преступления.
  • доминирующей тенденцией становится осуждение не за действия, но за преступные намерения, за «опасные мысли».
  • переориентация цели наказания из средства массового устрашения на исправление и воспитание (тюремный труд, ссылка, условное осуждение — Англия в 1887 г. и Франция в 1891 г. ).
  • теория итальянского тюремного врача Ломброзо — предварительная изоляция «предполагаемого (потенциального) преступника».

Судоустройство и процесс

Отделение судебной власти от исполнительной. Выборность судей на основе имущественного ценза, а затем и их несменяемость. Суд присяжных. Присутствие адвоката делало судебное следствие состязательным. Презумпция невиновности.

Социальное законодательство

Узакониваются профсоюзы как представители рабочих в суде и перед предпринимателями (в Англии — в 1871 г.). Забастовки принудили власть принять прогрессивное законодательство о труде — максимальный рабочий день до 10 часов, социальное обеспечение по болезни и старости. [2]

Подводя итог первой главы, могу сказать что, право это важная часть общественной жизни. На сегодняшний день невозможна полноценная жизнедеятельность без присутствия права. Вместе с правом осуществляется власть, выполняют свои функции государственные институты. Поэтому важно изучить функции и принципы права.

2. возникновение права

2.1 Причины возникновения права

Возникновение права - закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов.

Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений.

Возникновение права - длительный процесс, протекавший на протяжении жизни многих поколений.

Как показывает исторический опыт главные причины возникновения права лежат вовсе не в сфере морали и религии. Они коренятся в области экономики и в

социальной жизни людей. Научные исследования и выводы свидетельствуют о том, что государственная организация приходит на смену родоплеменной организации. Право - на смену обычаям. И происходит это не в силу самого по себе изменения общественных нравов, религиозных воззрений и взглядов. А в силу коренных изменений в экономической сфере и в самом первобытном обществе. Именно они привели к разложению первобытнообщинного строя и к утрате способности первобытными обычаями регулировать общественные отношения в новых условиях.

Право исторически возникло как классовое явление и выражало прежде всего волю и интересы экономически господствующих классов. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть древнейшие правовые акты рабовладельческой и феодальной эпох. Так, если раньше в случае кражи решающее значение придавалось тому, кем (сородичем или чужаком) она совершена (сородича обычно лишь принуждали вернуть похищенное), то теперь всякое посягательство на собственность влекло за собой суровое наказание, а посягательство на имущество знати каралось особенно жестоко. [2]

Следует отметить, что осуществление возникновение права имело особенные черты в конкретных странах в зависимости от классового расслоения, характера религии, уровня культуры и т.д.

В научной литературе выделяются особенности возникновения права на Востоке и на Западе, где по-разному происходил процесс образования государств, заметно отличались организация хозяйственной деятельности, формы общественного разделения труда, роль религии в жизни общества и государства. Рассмотрим эти особенности подробнее.

Особенности формирования права на Востоке. В государствах Востока право органично вытекало из норм религии и морали. Однако, влияние данных норм на право, в различных странах Востока не было одинаковым.

Так, в Древнем Китае было сильное влияние моральных норм, сформулированных в философско-этических учениях. Среди них важная роль принадлежала конфуцианству — учению, разработанному Конфуцием. В нем утверждалось, что, следуя таким ценностям, как взаимность (взаимная забота друг о друге), золотая середина (т.е. умеренность во всем, сдержанность), человеколюбие («кто искренне стремится любить людей, тот не совершит зла»), человек найдет правильный путь («дао») и будет жить в согласии с собой и с

людьми. Суть нравственного учения Конфуция можно выразить словами: «Не делай другим того, чего не желаешь себе».

Источниками древнеиндийского права являлись религиозные учения. В Древней Индии авторами Законов Ману (имя мифического бога) были жрецы одной из древнеиндийских брахманских школ. Они составляли высшую касту древнеиндийского общества и обладали исключительным правом учить священным текстам и совершать религиозные обряды. Законы Ману были основаны на священном писании — Ведах.

Таким образом, особенностью формирования права на Востоке явилось санкционирование моральных и религиозных норм.

Особенности формирования права на Западе. В отличие от Востока, где в качестве основного способа образования права было санкционирование, т.е. утверждение государством социальных (религиозных, моральных норм, традиций, обычаев) норм в качестве общеобязательных, на Западе используется как санкционирование (в форме административного и судебного прецедентов),так и правотворчество, т.е. разработка, принятие и издание государством, его органами нормативно-правовых актов.

В целом право в странах Запада развивалось от обычая к правовому обычаю, т.е. такому обычаю, который обеспечен возможностью государственного принуждения, от правовых обычаев к нормативным актам и административным прецедентам. Наибольшего совершенства в регулировании общественных отношений достигло, римское право, включившее нормы естественного права, заимствования из греческого и египетского права, правовые обычаи.

Следует отметить, что на право, также значительное влияние оказывали религия и мораль. Итальянский монах Грациан в XII в. считал, что «основой основ права является вечный на все времена принцип: мы не должны делать другим того, что мы не хотим, чтобы они сделали нам». В Западной цивилизации появилась теория естественного права, идеи народного суверенитета, что также оказывало влияние на деятельность государств по созданию норм права. [6]

Возникновение права было обусловлено общественными потребностями, к которым можно отнести:

  • необходимость установления единого порядка в отношениях между людьми на определенной территории;
  • потребность в поддержании этого порядка в условиях расслоения общества, появления различий и даже конфликтов;
  • необходимость регулирования обмена между народами, установления соседских взаимоотношений и ограничения враждебного противостояния. [3]

2.2 Развитие возникновение права

Возникновение права - следствие усложнения социальных связей, обострения противоречий в обществе, с регулированием которых первобытные нормы справлялись все меньше и меньше.

Правовые нормы складывались преимущественно тремя основными путями:

  • перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой государства;
  • правотворчество государства, которое выражается в издании специальных документов, содержащих юридические нормы, - нормативных актов (законов, указов, постановлений и т.п.);
  • судебное право, состоящее из конкретных решений (принимаемых судебными органами и приобретающих характер образцов для решения других аналогичных дел).

На процесс возникновения и развития права также оказывало влияние множество различных факторов, специфика географических, культурно-исторических и иных обстоятельств. В частности, на Востоке, где весьма велика роль традиций, обычаев, религии, право возникает под их сильным воздействием. Основными источниками права здесь выступают нравственно-религиозные воззрения и нормы (идеи Конфуция в Китае, Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.п.). В Европе же кроме обычаев все больше заявляли о себе правотворчество государственных органов (законодательные акты) и судебное право (прецеденты). [5]

Первоначально зарождались элементы права, отдельные правовые идеи и принципы, правовые нормы и правоотношения. Разрастаясь и укрепляясь, данные юридические фрагменты постепенно складывались в единую и внутренне согласованную правовую систему конкретного общества.

Можно выделить два основных пути развития права. Там, где господствовала государственная собственность, основным источником становятся, как правило, сборники нравственно религиозных положений — Законы Ману в Индии, Коранв мусульманских странах. Зафиксированные в них нормы носят зачастую казуальный характер.

В обществе, основанном на частной собственности, право развивалось более обширно, отличалось высокой степенью формализации и определенности законодательства и, прежде всего— гражданского, регулирующего более сложную систему имущественных отношений (например, частное римское право). [2]

Этапы возникновения права:

  • Обычаи и традиции
  • Табу
  • Запись правил поведения правителями
  • Право как свобода, договор между людьми - достижение Нового времени
  • Конституции, кодексы, своды законов

Обусловливающая закономерность формирования права состоит в том, что собственно в ходе исторического прогресса право из инструмента государственной власти все больше преобразуется в самостоятельную, высокозначимую силу, в автономный, мощнейший регулятивно-охранительный фактор, призванный утвердить в обществе свободу и верность, обязательные права и свободы человека.

На начальных ступенях собственного развития право было составным элементом теократически-азиатскзих, рабовладельческих, феодальных обществ, отображая притом в каждую историческую эру своеобразие того или же другого государства. Его публично-правовые институты были примитивны.

В нем были интенсивные элементы, устанавливающие право личной подневольности (рабовладельческой, феодально-крепостнической, феодально-сословной, иерархической), произвол и бесконтрольность институтов и учреждений публичной власти, «кулачное право» - право сильного. Преобладало обычное право, часто партикулярное, раздробленное, привязанное к той или иной местности, и т. д.

В то же время для права присущ правовой прогресс, существующий со времен Древнего Мира и в полной мере раскрывшийся в условиях демократии, после победы с буржуазно-демократических революций. Этот правовой прогресс во многом объединен со всемирно-историческим феноменом - римским частным правом, что уже отмечалось.

Наряду с сильным влиянием на ход правового развития культуры римского частного права важнейшую роль в этой области сыграл весь дух эпохи Возрождения, представления и разработки великих мыслителей-просветителей Руссо, Монтескье, Вольтера, многих прочих, поднявших идеи общественного договора, естественного права, прав и свобод человека.

Из этого и вытекают те главные направления правового прогресса, которые связаны с буржуазно-демократическими революциями. Это обогащение позитивного права естественно-правовыми идеями и ценностями.

В условиях демократии позитивное право становится во многом носителем и выразителем естественных, врожденных прав человека (право на жизнь, на свободу, на свободный выбор общественного и государственного строя и т.д.). Приобретает популярность и реализацию идея общественного договора, согласно с которой государственные и правовые институты не «навязываются сверху», а устанавливаются на основе общественного согласия. Утверждение начала правового государства. Это значит, что политическая власть ставится под эгиду права, под его контроль и, таким образом, должна действовать в качестве государственной власти в рамках всех ин­ститутов государства и права, в сочетании и во взаимодействии со всеми институтами гражданского общества. В содержание права, его норм и принципов, в одном ряду с категорией прав и свобод человека все более входят два основополагающих начала правового государства. Одно — общедозволительное («дозволено все, кроме прямо запрещенного законом»), сказывающееся в отношении граждан, их объединений. Другое — разрешительное («дозволено только то, что прямо предусмотрено законом»), воздействующее в отношении властных государственных органов и должностных лиц.

Возвышение частного права. В новоиспеченных экономических условиях демократического общества гражданское право, облегающее собственность, договорные обязательства, иные имущественные отношения, стало выражением всеобщности рынка, экономической свободы, гарантом самоуправления личности, юридического приоритета ее воли. Потому оно резко выдвинулось вперед в правовой системе, оттеснив публичное право и даже проникая в него, прежде всего применительно к личности, ее достоинству, абсолютности и ненарушимости ее прав.

Уже в XIX веке были приняты основные законодательные акты в сфере частного права, такие, как Французский гражданский кодекс — Кодекс Наполеона (1801 —1803 гг.), Германское гражданское уложение, и др.

Разумеется, все эти назначения правового прогресса, включая неуклонное развитие правосудия (как и развитие государства в условиях демократии) — не больше чем тенденции. Далеко не во всех странах они имели и имеют сейчас последовательный характер. Зачастую, особенно при установлении в той или иной стране авторитарного режима, завязывались и иные тенденции, связанные с «опубличением», огосударствлением права, усилением в нем ре­прессивных начал, упрощением процессуальных гарантий и т. д.

Однако обозначенные закономерности, объединенные с возвышением права, с превращением его в сильный регулятивно-охранительный фактор, ратифицирующий ценности цивилизации, проходят через всю историю человечества. И особо важны они сейчас, на современном этапе развития цивилизации.

Право в нынешнем гражданском обществе выдвигается в самый центр общественно-политической жизни, продолжается его возвышение. И это в высшей степени главное потому, что именно через право во многом утверждаются в обществе приоритет личности, ее значительный статус, права и свободы человека, господство нравственно-духовных, гуманитарных начал. Все это предрешает такой качественный поворот в развитии общества, когда оно, как уже отмечалось, становится не только «гражданским», но и «правовым». Причем правовой характер общества - всего общества, а не только одной государственной власти — шагает в качестве его доминирующей, наиболее значительной черты.

Среди ряда уже ранее названных особенностей права современного гражданского общества необходимо выделить то, что права и свободы человека не только все больше становятся целью законодательства и направлений правовой политики, но и прямо включаются в содержание правового регулирования как естественный аспект при установлении правомерности того или иного поведения, предмет судебной защиты. Отсюда, в частности, вероятность обжалования государственных актов в международные правосудные органы в случаях, когда, с точки зрения заявителя, ущемляют права человека

2.3 Основные теории возникновения права

Теории происхождения права в значительной степени схожи с теориями происхождения государства, что обусловлено единой природой и неразрывной исторической взаимосвязью государства и права. Поэтому можно говорить о существовании:

1.  Теологической.

2.  Естественно-правовой.

3.  Психологической.

4. Нормативистская

5.  Материалистической концепций происхождения нрава.

6. Социологическая

Тем не менее, в числе взглядов на возникновение права нужно особо выделить:

7.  Историческую теорию.

8.  Примирительную теорию.

Данная концепция гласит, что право возникло как средство упорядочения (примирения) отношений между враждующими родами.

9.  Регулятивную теорию, связывающую происхождение права как универсального инструмента для установления одинакового порядка отношений в обществе.

Теологическая теория

Эта теория происхождения государства и права была одной из первых, которая объясняла возникновение государства и права в результате божественной воли. Еще в древнем Египте и Вавилоне возникли подобные идеи. В силу занимаемого положения и влияния духовенству удавалось оказывать значительное влияние на формирование соответствующего общественного мнения. Наиболее известными представителями этой теории были Ф. Аквинский, Ж. Маритен, Ф. Лебюфф. Например, ученый_богослов Ф. Аквинский (1225— 1274 гг.) считал, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения богом мира.

Теологическую теорию, как и любую догму, нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть. Вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, т. е. это, в конечном счете, вопрос веры. [ 5]

Плюсы теологической теории:

1. Теологическая теория предавала правителям безгрешность и подняла этим самым их авторитет в глазах поданных. Плюсом она послужила в момент становления абсолютизма. В это время люди начали осознавать что желание монаха - Закон.

2. Поднятый авторитет правителей, позволял целым династиям править столетиями. Так как посягательство на власть было страшным преступлением.

3. Теологическая теория донесла до людей соблюдение правил и законов. Благодаря этому в стране долгое время был порядок.

4. Ну и конечно плюс для церкви, в это время церковь укрепила собственные позиции и была наравне с государством.

Минусы теологической теории:

1. Первый и главный минус теории, состоит в том, что она недоказуема.

2. Теологическая теория не обращает внимания на такие факторы происхождения права как: социальный, экономический и политический. Теория рассматривает один фактор - религиозный.

3. Теория не может совершенствоваться, потому что она священна.

Естественно-правовая теория наиболее логически завершенную форму получила в период буржуазных революций XVII - XVIII вв. Представителями ее являются Т. Гоббс, Дж. Локк, А.Н. Радищев и другие. Главными идеями этого учения выступают следующие:

1) в рамках данной доктрины разделяется право и закон. Наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, "естественное" право, свойственное человеку от рождения. Это данные от природы неотъемлемые права человека (право на жизнь, свободу, семью, собственность), которые выступают критериями права позитивного;

2) право по существу отождествляется с моралью. По мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы;

3) источник прав человека содержится не в законодательстве, а в самой "человеческой природе", права даются либо от рождения, либо от Бога. [5]

Плюсы естественно-правовой теории:

1. Именно естественно-правовая теория положила начала к правовому государству.

2. Данная теория стала обоснованием для демократичного государства.

3. Признает права и свободы человека. Теория дала толчок на права на самооборону в крайней необходимости.

Минусы теории:

1. Не имеет четкого объективного выражения.

2. Естественными правами можно дать аргументы авторитарному режиму.

Психологическая теория права наиболее логически завершенную форму получила в XX в. Представители: Л.И. Петражицкий, А. Росс, И. Рейснер и другие. Основными идеями этой доктрины являются:

1) психика людей - фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство;

2) понятие и сущность права выводятся не из деятельности законодателя, а прежде всего из психологических закономерностей - правовых эмоций людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т.е. представляют собой переживания чувства, связанного с правомочием на что-то (атрибутивная норма), и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма);

3) все правовые переживания делятся на два вида права - позитивные (исходящие от государства) и интуитивные (личные, автономные). Последние могут не быть связаны с первыми. Интуитивное право, в отличие от позитивного, выступает подлинным регулятором поведения людей и поэтому должно рассматриваться как "действительное" право. Так, разновидностью переживаний интуитивного права считаются переживания по поводу карточного долга, переживания детьми своих обязанностей в игре и т.п., которые соответственно формируют "игорное право", "детское право" и т.д. [5]

Плюс психологической теории в том, что внимания уделено психологическим процессам наравне с экономическими и политическими.

Минус теории состоит в том, в чем и плюс, что много внимания уделяется психологическим процессам.

Нормативистская теория права в наиболее полной степени была сформулирована в XX в. Представителями ее были: Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев, Г. Кельзен и другие. Основные идеи данного учения заключаются в следующем:

1) исходным (в частности, для концепции Кельзена) является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится "основная (суверенная) норма", принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юридической силы;

2) по Кельзену, право - это сфера должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Поэтому Кельзен считал, что юридическая наука должна изучать право в "чистом виде", вне связи с политическими, социально-экономическими и другими оценками;

3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты - решения судов, договоры, предписания администрации, которые также включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.[5]

Плюсы теории:

1. Контролирует с помощью норм права границы дозволенного и запрещенного поведения.

2. содержит единый режим законности.

3. четко выделяет права и обязанности граждан.

Минусы:

1. увлеченность формальной стороной права, что тянет за собой пренебрежение его содержательной стороны

2. утрирование роли государства в установлении эффективных юридических норм.    2             

Материалистическая теория права возникла в XIX - XX вв. Ее представителями выступили: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и другие. Основными идеями названной доктрины можно считать следующие:

1) право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, т.е. как классовое явление;

2) содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников, держащие в своих руках государственную власть;

3) право представляет собой такое социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право - это нормы, устанавливаемые и охраняемые государством. [5]

Плюсы материалистической теории:

1.в первый раз было направлено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе;

2. верно выделяется естественность (эволюционность) развития права, т.е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению;

3. точно отмечено смысл правовых обычаев как испытанных временем и неизменных правил поведения.

Минусы:

1. данная теория во время своего возникновения беспристрастно выступила как негативная реакция на естественно-правовую доктрину, идеи Французской революции; как идеология феодализма - уже отживающего строя;

2. ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству, между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с властным полноценным упорядочением рыночных отношений.

Социологическая теория права была сформирована в наиболее законченном виде в XX в. Е. Эрлих, Жени, С.А. Муромцев, Р. Паунд считаются ее ведущими представителями. Основные идеи заключаются в следующем:

1) разделяют право и закон, хотя делают это не так, как идеологи естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в области должного, то право - в сфере сущего;

2) под правом понимаются юридические действия, практика, правопорядок, применение законов и т.п. Право - это реальное поведение субъектов правоотношений: физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктрины - теория "живого" права;

3) формулируют такое "живое" право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они "наполняют" законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества. [5]

К плюсам данной теории относятся:

1. она сосредоточивает внимание прежде всего на реализацию права, на настоящее, где оно приобретает практическое применение; укрепляет приоритет общественных отношений как содержания права;

2. хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления.

Минусы:

1. если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие границы между правомерным и неправомерным, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной;

2. в силу переноса центра тяжести правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного применения права, произвола со стороны корыстных должностных лиц.

Историческая теория сформировалась в конце XVIII - начале XIX в. Ее представителями были: Г. Гуго, К.Ф. Савиньи, Г. Пухта и другие. Основные идеи названной доктрины:

1) право - историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, стихийно;

2) право - это прежде всего правовые обычаи (т.е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от обычного права, которое произрастает из недр "национального духа", глубин "народного сознания";

3) представители этой теории, возникшей во времена феодализма, отрицали права человека, ибо в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие "естественные" права человека.[5]

Подводя вывод второй главы, можно сказать, что в историческом контексте право воспринимается по-разному. Выше перечисленные теории самые исторически распространенные в процессе изменения юридической философии общества и его правопонимания. Как известно, теории возникновения права не сразу пользовались своей популярностью в практике, так как каждая из них имеет две стороны: положительную и отрицательную. Поэтому так важно знать характеристики теорий права.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время, в период становления рыночной экономики и нестабильной ситуацией в стране, право должно эффективно обеспечить стабильную благополучную жизнь обществу. Без права не может полноценно протекать жизнедеятельность. Право дает населению защиту и свободы. Право главный регулятор общественных отношений.

Право возникло параллельно с государством, что привело возвышение общества в цивилизацию. Право наиболее значимый компонент в юриспруденции.

Что бы понять право нужно изучить его истоки. Поэтому тема возникновение права актуальна сегодня.

Возникновение права длительный процесс оно занимало целые тысячелетия, испытывала разного рода внешние влияния. Изучение возникновение права имеет не только познавательный характер, но и политический. Изучив эту тему можно понять социальную природу права, его черты, понять его место в жизни общества.

В заключение проделанной работы хотелось бы подвести итог всему вышеописанному, а именно еще раз дать определение праву.

Право- это система нормативных правил поведения, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, в соответствии с которыми осуществляется власть в обществе, создаются и функционируют государственные институты, поддерживается социальная стабильность и обеспечивается нормальная жизнедеятельность человека.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.

2.  Мелехин А.В. Теория государства и права. Учебник. М.: Маркет ДС,  2006.

3. Морозова Л.А. Теория государства и права. М. 2007.

4. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000.

5. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько; РАН. Саратовский филиал Института государства и права. -3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М,2013

6. Теория государства и права: углубленный курс: Учебник / Л,П. Рассказов. М.: ИЦ РИОР; НИЦ ИНФРА-М,2015.

7. Чепурнова Н. М., Серегин А. В. Теория государства и права. М.: Статут, 2008

8. Пономаренко Е. В.. Попов В. И. Теория государства и права. М., 2008.