Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Мировоззренческие (духовные) основы физической культуры

Содержание:

Введение

Физическая культура является частью общей культуры целого человечества. Она вобрала в себя не только многовековой ценный опыт подготовки всех людей к жизни, освоения, развития и управления во благо человека заложенными в него природой, физическими и психическими способностями, но также и опыт утверждения и закалки проявляющихся в процессе физкультурной деятельности моральных, нравственных начал человека. 

Актуальность исследования связана с тем, что в развитии физической культуры в наши дни можно обнаружить внутреннюю противоречивость и парадоксальность. Таким образом, когда потребность общества в сфере физической культуры возрастает, её философско-концептуальное освоение начинает отставать от социального заказа и востребованных в современных условиях возможностей развития.

По справедливому наблюдению известного исследователя в области спорта У. Моргана, философия XX века не только не замечала физическую культуру и спорт в качестве объектов исследования, но и не приветствовала их философскую рефлексию.

Цель настоящей курсовой работы проявляется в следующем: охарактеризовать, в чем заключается мировоззренческие особенности физической культуры.

Для реализации поставленной цели необходимо рассмотреть ряд задач:

  1. проанализировать научную литературу по проблематике курсового исследования;
  2. выявить тенденции изменения жизненного мира личности, посредством которых открываются духовно-ценностные и культурные аспекты физической культуры и на основе которых формируются ценностные установки на инновационное использование телесных практик, а также утверждается самоценность человека в современном обществе.
  3. охарактеризовать понятие физической культуры, конкретизировать ее функции и возможности для обеспечения условий воспроизводства всесторонне развитой личности, а также определить основы физической культуры;
  4. описать, чем обусловлены концепции физической культуры в истории философии;
  5. раскрыть, в чем проявляется тенденция возрастания роли физической культуры, её понятийное осмысление в традициях исследования проблемы соотношения духовного и телесного в человеке в исследованиях философской, психологической, а также педагогической литературы;
  6. выявить, в чем заключается особенности и значение физической культуры как основ качества жизни и жизненного мира в развитии личности;
  7. описать, чем обусловлено духовное и телесное в физической культуре.

Объектом данного курсового исследования являются особенности проявления духовной сферы и мировоззрения и рамках физической культуры и спорта.

Предметом исследования является особенности физической культуры, как регулируемого обществом направления формирования и развития телесных навыков и умений личности, которые являются необходимыми для освоения уровня сложности общественной системы и практического участия в функционировании социума посредством достижения адекватного этим задачам качества жизни, а также гармонизацию телесной и духовной сторон жизнедеятельности человека.

Метод исследования: нами был использован аналитический метод исследования.

Разработанность темы: В частности, идеи гармоничного сочетания телесного и духовного начал в человеке изучением занимались Клеобул, Аристотель, Платон, Диоген Синопский.

Идеи философии эпохи Возрождения, которые прославляли могущество человека через созидательную деятельность, работу и творчество изучали Пико делла Мирандола.

Идеи гуманизма, которые непосредственно доказывают, что духовное богатство каждого человека является невозможным без чувственного богатства и без телесного благополучия активно изучались Ф. Петраркой, Л. Вала. Теории естественного развития и воспитания человека были рассмотрены Д. Локком и Ж.-Ж. Руссо.

В наше время изучением данного вопроса занимались В.М. Выдрин, Н.Н. Визитей, И.В. Грошевихин, Л.В. Жаров, В.П. Зинченко, А.Ф. Ковалевская, Ю.Ф. Курамшин, А.С. Лебедев, Х. Ленк, Ю.Н. Николаев, П.Ф. Лесгафт и др.

Теоретическая база. Теоретическую базу нашего исследования составляют идеи, положения и воззрения известных мыслителей прошлых веков, а также отечественных и зарубежных философов XIX-XX вв., всех тех исследователей, которые внесли значительный вклад в изучение различных аспектов физической культуры, особенностей её проявления и реализации в жизнедеятельности личности и общества.

Теоретическая значимость работы заключается в приращении нового знания о физическом развитии личности о его роли и месте в структуре современного философского знания.

Практическая значимость заключается в том, что данные, полученные в ходе исследования могут быть использованы студентами при подготовке к экзаменам, а также преподавателями при подготовке к лекциям.

По отношению к частным исследованиям в сфере физической культуры материал данного курсового проекта может выступать организующим теоретико-методологическим принципом.

Во введении нами были обоснованы актуальность исследования, определены цель, задачи, объект, предмет, методы, а также теоретическая база исследования.

Первая глава «Связь физической культуры и духовной» является теоретической. Она включает в себя рассмотрение общих основ физической культуры, а также рассмотрение места физической культуры в философии, где мы обосновали разные точки зрения мыслителей прошлого, а также философов современности.

Вторая глава «Влияние физической культуры и спорта на духовное развитие и умственное воспитание» также является теоретической, в ней рассмотрено, проявление физической культуры как основы качества жизни и жизненного мира личности, определены критерии духовного и телесного в физической культуре, а также обоснованы концепции физического воспитания школьников.

Заключение представляет собой обобщающий итог по всей проведенной работе.

Структура работы: данная курсовая включает в себя введение, две теоретические главы: первую главу «Связь физической культуры и духовной», в которой два параграфа и второй главы «Влияние физической культуры и спорта на духовное развитие и умственное воспитание», в которой три параграфа, завершают работу заключение и список использованной литературы.

Список источников включает в себя 32 наименований, 1 из них на иностранном языке и 3 являются электронными ресурсами.

Работа выполнена на 32 листах.

Глава 1. Связь физической культуры и духовной

1.1. Общие основы теории физической культуры

Физическая культура представляет собой единство практической и психической деятельности. Посредством физических упражнений происходит влияние на биологическую сущность человека, а именно на его здоровье, физическое развитие, формирование двигательных качеств[1]

Основная задача физической культуры - обеспечение гармоничного развития духовности и телесности человека, формирования здоровья и поддержка, сохранение его на протяжении всей жизни человека.

Отталкиваясь из этого в основу современной системы физического воспитания должен быть положен принцип постоянного психофизиологического телесного тренинга для создания физически и психически культурно развитого человека[2].

Спорт по мнению В. Б. Барабановой, может рассматриваться как «способ выявления границ человеческой размерности, а именно, предельно выраженных естественно данных и культурно модифицированных телесных свойств индивида»[3].

Физической культуре способствует физическое воспитание. Оно представляет собой физической культуры; организованный процесс направленного использования накопленных поколениями достижений физической культуры для физического совершенствования человека, содействия гармоничному развитию личности[4].

Система физического воспитания — это исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни.

Материальные ценности воплощены в физкультурно-спортивных сооружениях (стадионы, бассейны, залы), специальном оборудовании и инвентаре (легкоатлетические и гимнастические снаряды, лыжи, мячи, тренажеры и т.д.).

 Когда в ходе эволюции человечество начало преобразовывать всю окружающую его природу не грубыми невежественными способами, а подлинно гуманными и целесообразными способами, в то время, когда человек оказывал попытки совершенствовать свою телесность, умственные и физические способности в соответствии с объективными законами – только в тот момент его деятельность стало можно называть по-настоящему культурной.

По словам А.М. Максименко, именно отсюда, в самом первом приближении, физическая культура явилась способом и мерой преобразования человека, его собственной природы и его двигательных способностей[5]

Также следует сказать о физической активности. Она рассматривается как мотивированная деятельность, человека по достижению физических кондиций, необходимых для физического развития и подготовленности, состояния здоровья; освоению объема специальных знаний, умений и навыков.

Понятие физической активности отражает прежде всего активное отношение, понимание и участие личности в системе явлений, собственной физической культуре и спорте.

Физическая активность – это мышечная деятельность, помогающая человеку в осуществлении трудовых, бытовых, культурных и других сторон жизнедеятельности. В современных условиях физическая активность - общественно и индивидуально необходимая составная часть образа жизни человека.

Специализированное направление (например, спортивная тренировка, производственно-прикладная и военно-прикладная физическая подготовка), как правило, предусматривает углубленное совершенствование в выбранном виде двигательной деятельности на базе широкой общей подготовки с возможно высоким (в зависимости от индивидуальных способностей) уровнем достижений.

На формирование физической активности человека существенно влияют прогрессивные преобразования в обществе, повышение общего уровня культуры, целевые установки общества на физическое воспитание, спортивную подготовку, понимание общественной и личностной значимости физической активности человека.

Организация физического воспитания на общественно-самодеятельных началах предусматривает массовое вовлечение в занятия физической культурой через систему добровольных спортивных обществ. К таковым можно отнести «Спартак», «Локомотив», «Динамо», «Трудовые резервы» и др[6].

Контроль за организацией, осуществлением и результатами физического воспитания по государственной линии обеспечивают Комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, Комитет Государственной Думы по туризму и спорту, городские комитеты по физической культуре и спорту, а также соответствующие отделы Министерства образования РФ.

Физическая культура оказывает стимулирующее развитие материальной и духовной культуры общества в целом. Это находит проявление в поиске новых методик и технических средств, в научных открытиях, в строительстве материально-технических сооружений, создании приборов, конструировании и совершенствовании инвентаря, оборудования.

Тем самым физическая культура содействует в возникновении новейших направлений в развитии материальной и духовной культуры, теории и практики.

Всё это с закономерностью определяет взаимосвязь и взаимообусловленность материальной, духовной и физической культуры в рамках культуры общества.

Физическая культура своими средствами и методами добивается новых качественных результатов формирования и развития таких свойств человека, которые не даны ему от природы. 

Деятельность в сфере физической культуры имеет как материальные, так и духовные формы выражения. 

Материальным аспектом является результат прямого воздействия на биологическую сторону личности, то есть, на физическое и функциональное состояние человека. 

Духовный аспект находит своё выражение в результатах проектирующей и моделирующей деятельности, в изменении системы ценностей человечества со смещением акцентов в сторону красоты, здоровья и гармонии.

В социальном плане физическая культуру можно объяснить, как обширную область культурной деятельности общества. 

Одной из её главных задач является активное содействие всестороннему и гармоническому развитию всех членов нашего общества, а также их преобразование. То есть, именно то, что составляет сущность культуры в более широком плане.

Стоит заметить, что значение физкультуры в развитии личности обуславливается необходимостью противостояния стрессовым факторам, которые может любой человек испытывать, находясь в обществе.

Например, появляется потребность в социальной гибкости, а также личностной устойчивости. К примеру, гуманистическая психология подразумевает пять положений, а это являются основой для раскрытия потенциала человека:

  1. Человека можно быть рассматривать как нечто целое. Смысла изучать отдельные составляющие индивида нет.
  2. Раскрытие личности на все сто процентов является возможным лишь при условии его взаимодействия с обществом, это связано с тем, что все люди в течение жизни постоянно приобретают и накапливают межличностный опыт.
  3. Человеческий разум может осознавать лишь сам себя, и ничто другое его постичь не может.
  4. Главным условием жизни является наличие выбора. Человек, в первую очередь, является творцом, каждый раз принимая какое-либо решение и совершая те или иные действия.
  5. Любая человеческая жизнь определяется конечной целью, и на протяжении всего своего пути он следует за ней или не следует, всё зависит только от него самого.

Таким образом, получается, что духовное развитие человека и его самоактуализация является результатом деятельности индивида, следования намеченным целям при взаимодействии его социума.

Другими словами, для того, чтобы двигаться вперед человеку необходимо участвовать в различных жизненных ситуациях, постоянно переживать опыт, делиться им с другими, быть максимально вовлеченным в процессы.

1.2. Концепции физической культуры в истории философии

Прогрессивные идеи о содержании и путях совершенствования гармонически развитой личности высказывались педагогами, философами и врачами всех времен и разных стран.

Еще в Древней Греции начало происходить зарождение педагогической теории физического воспитания. В литературе древних философов и ученых того времени Платона, Аристотеля и многих других можно встретить множество высказываний, суждений и глубоких мыслей о физическом воспитании как составной части общего воспитания и образования[7] человечества.

Платон (427-347 гг. до н. э.) называл хромыми тех, кто не научился читать и писать, бегать и плавать. В основе предложенного Платоном образования и воспитания, особенно «стражей» государства, гимнастическое и мусическое искусство; музыка - для духовного совершенствования, атлетика - для тела. 

Аристотель (384-322 до н. э.) - крупнейший ученый и философ, воспитатель Александра Македонского, ученик Платона. Классики марксизма-ленинизма довольно высоко оценивали учение Аристотеля о диалектике. Этот мыслитель выдвинул идею о единстве формы и содержания, о развитии всего сущего. Согласно Аристотелю, как тело, так и душа человека существуют неразрывно между собой. Трём родам души (растительной, волевой и разумной) соответствуют три стороны воспитания: физическое, нравственное и умственное. Физическое воспитание предшествует умственному. 

Гиппократ (460-356 гг. до н. э.) учил врачей лечить больного, а не болезнь и отрицал сверхъестественное божественное происхождение всех заболеваний. Этот «отец медицины» обосновал принципы лечения больного благодаря средствам физической культуры. Так, им была предложена диета питания, режим дня, а также гигиенические требования для занимающихся гимнастикой и агонистикой. Здоровый, сильный и отважный человек, наделенный непреклонной волей к победе, вдохновлял и привлекал внимание Гиппократа, который самым первым предложил сочетать философию с медициной и медицину с философией. Именно благодаря ему придумана клятва Гипократа.

Клавдий Гален (131-201) в школе города Пергама восстанавливал здоровье гладиаторов, получивших ранения и увечья на арене цирка. Он составил и предложил комплексы упражнений для повышения артистичности среди участников публичных выступлений, а также описал девять видов массажа для гладиаторов перед выступлением на арене и после сражений. Кроме того Гален изложил основы анатомии и физиологии[8]

Эпоха Возрождения ознаменована борьбой со схоластикой в области воспитания и образования. Нарождавшаяся буржуазия не могла довольствоваться богословской философией и церковной культурой, не хотела примириться с проповедями аскетизма и презрительным отношением к физическому воспитанию.

Говоря о физической культуре и спорте, следует признать, что они являются достаточно сложными и многообразными составляющими современной культуры. Поэтому интерес к этой сфере со стороны гуманитарных наук вполне закономерен. Еще в 70-е гг. прошлого века в системе наук о физической культуре и спорте складывается культурологический подход, впоследствии трансформировавшийся в более широкий философский[9].

На сегодняшний день, когда физическая культура, спорт в силу объективных тенденций развития мировой цивилизации стали значимыми компонентами образа жизни современной молодежи, частью её культуры в сфере физкультурного образования, начинает всё больше возрастать потребность в культурологических методиках, которые связаны с формированием духовных способностей человека в процессе развития его физических кондиций.

Отметим, что физическая культура и спорт также являются продуктом исторического и философского развития общества. В этом контексте физическая культура рассматривается не только как культура тела, но и как совокупность материальных и духовных ценностей[10].

Исследуя практические аспекты философии современного спорта, необходимо подчеркнуть, что в среде спорта развиваются деструктивные явления и проблемы.

Здесь можно отметить значительное противоречие, которое возникает между реальной ориентацией участников спортивного движения на прагматические ценности, а также теми гуманистическими идеалами и ценностями, которые провозглашает философия спорта.

Практически получается, что все вышеуказанные идеалы сводятся к концепции единства физического, интеллектуального и духовного развития личности.

Физическая культура и профессиональный спорт - средства созидания гармонично развитой личности.

Они, в свою очередь оказывают помощь в сосредоточении всех внутренних ресурсов человеческого организма на достижение поставленной цели, повышают работоспособность, а также позволяют втиснуть в рамки короткого рабочего дня выполнение всех намеченных дел, и кроме того, вырабатывают потребность в здоровом образе жизни[11].

Системные концепты новейшей теоретической парадигмы физической культуры должны непременно отражать современные тенденции развития целого общества.

С наступлением каждой эпохой, ценности и предпочтения всего общества относительно физической культуры, начинают своё изменение, однако, существуют восточные виды единоборства, которые ценятся на востоке, и которые, как правило, воспитывают в человеке не только здоровое тело, но и здоровый дух.

Так, по мнению большинства экспертов, специалистов из разных областей научного знания, которые занимались анализированием данной проблематики, считали, что определяющими чертами развития цивилизации стали процессы информатизации и глобализации.

Будущее целого человечества будут определять глобальные информационно-компьютерные сети. Следует учитывать факт слияния био - и техноинформации в единую новую силу, которая доминирует сейчас на планете[12].

Г.С. Батищев в своё время развивал тезис Карла Маркса о том, что «философия представляет собой живую душу культуры». Так, философ писал о диалектике творчества, которая может быть опознана в свете истинной философии как подлинный смысл жизни и смысл человеческой деятельности, который заключался в бесконечном становлении, саморазвитии, а также самосовершенствовании[13].

Многие известные древнегреческие и древнеримские философы, а также врачи в своих сочинениях отмечали то, что физическую культуру необходимо применять как для укрепления здоровья населения, так и для воспитания молодежи.

Физическая культура в рабовладельческих государствах была одним из основных средств создания военной мощи и подготовки эксплуататоров для угнетения трудящихся масс[14]

В конце XIX начале XX века Ф. Шиллер выдвинул теорию о том, что человек развивается благодаря физическому труду и умственному труду, а сам труд возник из игры, так Ф. Шиллер сделал вывод, что труд является дитём игры[15].

Человеческое тело как ценность в контексте физкультурно-спортивной деятельности человека рассматривают И. М. Быховская[16], Н. Н. Визитей[17], Б. Г. Акчурин[18], В. А. Баранов [баранов] и др.

Многими современными авторами достаточно часто подчеркивается, что понятие «физическая культура личности» должно включать в себя не только представление о физическом развитии человека, но и о развитии духовном. 

Современной нам философией само определение культуры обычно рассматривают, как технология человеческой деятельности, накопление и передача человеческого опыта, а также его установки, оценки и даже осмысления.

При этом рассматривается и личностный аспект человека, т.е. повышение его потенциальных возможностей. Создавая материальные и духовные культурные ценности, внося полезные и гуманные, новаторские и творческие решения в различные сферы деятельности человек утверждает прогресс в обществе[19].

Если мы будем говорить о взаимоотношениях человека и культуры в конце XX века, то можно сослаться на следующих исследователей: Н.К. Глотова, А.С. Игнатьева и А.В. Лотоненко, которые писали о том, «что человек преобразуя окружающую среду при помощи культуры, создает новые детерминанты своего поведения и преобразует самого себя, то есть культура выступает в роли медиатора между человеком и природой. Сам же человек в мире культуры из биологического существа превращается в личность, благодаря чему человек уже находится в центре культуры»[20].

Глава 2. Влияние физической культуры и спорта на духовное развитие и умственное воспитание

2.1. Физическая культура как основа качества жизни и жизненного мира личности

Физическую культуру следует рассматривать, как одну из особых форм жизненности, искусства жизни, которые выражаются в стремлении личности к познанию, созиданию как себя, так и целого мира, к самовыражению и самоактуализации личности.

Она способна формировать важную область незаменимого и специфического первичного жизненного опыта и основ мировосприятия человеком реальной действительности через развитие его телесности, телесного мышления[21].

Одним из таких явлений на наш взгляд, можно рассматривать йогу, так йогины, монахи из Тибета, и все те люди, которые практикуют данное направление, как правило, живут дольше среднестатистических людей, реже болеют и реже испытывают депрессивные состояния и психические отклонения, становятся более гибкими, закалёнными

Современными авторами часто подчеркивается, что понятие «физическая культура личности» включает в себя не только представление о физическом развитии человека, но и развитии духовном. В связи с этим, выделяются и анализируются духовные ценности, связанные с физической культурой и спортом[22].

К условиям, которые предопределяют сохранение человеческого здоровья, беспрекословно следует отнести и физическую культуру и в частности оздоровительную физическую культуру, которая призвана создавать необходимые предпосылки для здорового образа жизни каждого человека.

Под здоровым образом жизни понимаются такие формы и способы повседневной жизнедеятельности, которые соответствуют гигиеническим принципам, укрепляют адаптивные возможности организма, способствуют успешному восстановлению, поддержанию и развитию его резервных возможностей, полноценному выполнению личностью социально-профессиональных функций.

Концепции физического развития личности многогранны и многоплановы. Еще не в столь отдаленные времена идеологизированная философская наука всячески избегала таких понятий как «тело» и «телесность». Считалось что биологическое в человеке — нечто второстепенное, что оно присутствует в социальном и его телесность не существенна.

Физическое развитие человека представляет собой социальный феномен, который на разных этапах развития человеческого общества имеет конкретно-исторический, качественно-специфический характер.

Определяющим началом в физическом развитии человека является его социальность. Социальная детерминация позволяет биологическому проявить его высшие потенции, получить максимальный простор для успешного развития[23].

человек, пытаясь установить и реализовать свои предельные возможности, фактически стремится реализовать свое предназначение. Поэтому основная причина существования спорта как части культуры в концепции Барабановой — это жажда самореализации и самоутверждения, которая и заставляет человека обращаться к спорту. Вот почему, по наблюдению Барабановой, желанная победа в соревновании, доказывающая, что ты поднялся на вершину, которую до тебя никому не удалось покорить, переживается очень остро и эмоционально[24].

Рассматривая спорт во всем его огромном многообразии, можно вообразить, что современный мир невольно превратил его в огромную лабораторию по экспериментированию над нашими физическими возможностями»[25]

2.2. Духовное и телесное в физической культуре

Духовная культура любой личности представляет из себя достаточно широкое понятие, которое включает в себя целую совокупность личностных характеристик, знаний, стремлений, мыслей, чувств, желаний и потребностей человека.

Её структуру можно рассмотреть в качестве системы, представляющей собой единство таких компонентов, как духовная деятельность, духовные потребности, духовное потребление, социальные институты, духовные отношения и общение.

Духовность связана, в первую очередь, с эмоционально-созерцательной стороной сознания и даёт ценностное знание и ориентацию в мире. Формирование духовного мира всесторонне, гармонично развитой личности предполагает собой использование комплексного и системного подходов в процессе её воспитания.

И.Л. Миронов и С.С. Никитина пишут: «Физическая культура представляет идеал физически подготовленного человека. В процессе физического совершенствования молодые люди руководствуются данным идеалом»[26].

Как и у любого другого воспитания, у духовного есть своя собственная цель. Она заключается в том, что необходимо дать человеку верное представление о наивысшем в данных конкретно-исторических условиях типе сознания. Также необходимо выработать у него непоколебимую потребность в соответствии с этим представлением.

Формирование физической культуры можно плодотворно решать только на основе идеи единства и взаимообусловленности социального и биологического, духовного и телесного начал.

Такие аспекты личности, как познание, аффект и пр., находятся под сильным влиянием наследственности, а стили и ценности формируются в основном под влиянием культуры, и это оказывает решающее воздействие на создание у индивида образа своего «Я».

Духовная сфера культуры связана самым тесным образом с телесным бытием людей, их физическим состоянием и является культурной ценностью.

Итак, тело человека включается в мир культуры не только потому, что оно подвергается социальной модификации в результате определенной деятельности людей, но и по причине выполнения определенных социальных функций, реализующихся в различных видах деятельности[27]

Индивиды должны всегда жить в согласии с социальным мифом государства (общества религиозного догматизма) Индивиды стремятся к нравственным и духовным достижениям, и о них судят по этим достижениям (многие протестантские субкультуры) Индивиды интегрированы в общество, но выходят за его пределы в поисках трансцендентного смысла (утопическое общество)[28].

Духовное и физическое развитие личности базируется сразу на нескольких факторах.

Во-первых, чистота и частота употребляемой пищи, поэтому следует добавлять пищу преимущественно с положительной энергетикой, к примеру, различные овощи, фрукты, крупы.

Во-вторых, важно пить воду, прошедшую паровую обработку (конденсат) и соки, где кристаллы жидкости образовывались естественным путем.

В-третьих, телу необходимо давать постоянную физическую нагрузку, выполнять различного рода упражнения.

Взаимосвязь духовного и физического развития личности включает в себя также регулярное выполнение полюбившихся упражнений или видов активности. К примеру, можно записаться на плавание, устраивать прогулки в ближайшем лесу для насыщения клеток организма максимальным количеством кислорода, ходить на танцы, заниматься фитнесом или спортивной ходьбой[29]

2.3. Концепции физического воспитания школьников

Концепции физического воспитания учащихся в дореволюционной России и в СССР существовали скорее, как программы, а не как самостоятельные построения или разработки. Краткий анализ этих концепций сделать необходимо только для того, чтобы увидеть, откуда произрастают корни современных нам композиций.

Отсчёт концепциям как относительно целостным научно-методическим и организационным основаниям решения задач физического воспитания учащихся ведётся в России благодаря разработкам П. Ф. Лесгафта, который в своё время изложил свои взгляды в «Руководстве по физическому образованию детей школьного возраста».

По своей сути и содержанию её можно отнести к разряду концепций двигательного образования, или, точнее, физического образования.

На занятиях по физической культуре в школе диктуются условия, которые требуют от учащихся выполнения тех или иных нормативов, достижения определённых результатов. Это обязывает учащихся постоянно поддерживать и улучшать свои физиологические и психологические характеристики.

Спортивные игры призваны воспитывать у школьников внимательность, сообразительность, быстроту реакции, координацию движений, повышать выносливость. Участие в спортивных играх развивает и многие другие качества: чувство товарищества, волю к победе, целеустремленность, самообладание, дисциплинированность.

Для этого необходимы не простые фактические тренировки и упражнения, а продуманный и грамотный подход к организации многих аспектов жизни: нормальный, постоянный режим дня и режим питания, количество и качество физических нагрузок, эмоциональное настроение, психологическое состояние, система ценностей, поддержание своего здоровья.

Таким образом, школьники и студенты обучаются самостоятельно организовывать свою жизнь с учётом своей системы ценностей, переосмысливают свои взгляды на жизнь, определяют свои духовные ценности.

 В современной образовательной системе Российской Федерации можно отметить, что здоровье человека на всех ступенях образования, по мнению С.Ю. Щетиной, начинает ухудшаться. Исследователь отмечает, что существует некоторая неразвитость у них потребностей в занятиях физической культурой и спортом. На это оказывает влияние снижение мотивации к спортивной активности у населения вследствие низкого социально-экономического уровня.

Кроме этого, по мнению С.Ю. Щетиной, во многих общеобразовательных школах можно наблюдать отставание от зарубежной практики физического воспитания, недостаточность материального и кадрового обеспечения. С.Ю. Щетина пишет о том, что «проблема повышения эффективности физического воспитания школьников в системе образования как никогда актуальна на современном этапе»[30].

Здоровье каждой сформировавшейся личности можно определить, как совокупность трёх аспектов: таких, как физического, духовного и социального здоровья. Причём все три названных аспекта находятся в теснейшей взаимосвязи. 

Между тем во множестве исследований можно встретить так называемые дискуссии по поводу целесообразности спортизации физического воспитания школьников.

Наиболее существенное возражение может вызвать идея о том, что в основу методики и организации школьных занятий по физической культуре должна быть положена концепция тренировки, так как при подобном подходе значительно меньше внимания уделяется другим актуальным задачам физического воспитания[31].

На уроках по физкультуре в школе преподаватели используют ряд различных игр: баскетбол, волейбол, гандбол, на открытом воздухе футбол, лапта, бег на длинные дистанции, лыжные походы (например, в лес), в младших классах часто встречается игра «вышибала», бег с мячом, бег по прямой из различных положений, бег по линиям. Также на занятиях присутствуют различные упражнения, такие, как отжимание, бег, упражнения на пресс, прыжки через козла, перетягивание каната, подтягивание и многие другие.

В физическом воспитании школьников наиболее известными, а также технологически обеспеченными являются следующие процессы:

  1. спортивно ориентированное физическое воспитание;
  2. личностно ориентированное физическое воспитание;
  3. валеологическое воспитание;
  4. спортивно-патриотическое воспитание;
  5. олимпийское образование.

Указанные выше процессы относятся к инновационным. Это, в свою очередь, даёт возможность рассуждать о воплощении новейших идей и внедрении новых проектов в практическую деятельность. Именно от этого существенно зависит успех модернизации физкультурного образования в целом[32].

Одним из важнейших направлений реализации гуманитарной сущности физкультурного образования в каждой школе России является организация физкультурно-спортивной среды. Это обосновано рядом нижесказанных критериев:

  1. сам процесс организации физкультурно-спортивной среды расширяет поле для гуманитарных преобразований физического воспитания школьников;
  2. процесс способствует диверсификации физкультурного образования и личностно-ориентированной направленности физического воспитания.

Заключение

Физические упражнения призваны совершенствовать психические свойства любого человека, улучшать деятельность человеческого сознания. Также физическая культура способствует развитию воли, чувства, характера. Физическая культура является одним из средств духовного развития личности. А непосредственно в любых физических упражнениях раскрывается единство психической и физической деятельности человека. При выполнении разнообразных физических упражнений, индивид «осваивает» свою собственную природу.

Физическая культура и спорт предоставляют каждому человеку самые прекрасные возможности для развития, утверждения и выражения собственного «я», для сопереживания и сопричастия к спортивному действию как процессу творчества. Они заставляют радоваться даже небольшой победе, огорчаться даже малейшему поражению, отражая весь спектр человеческих эмоций, а также вызывают чувство гордости за беспредельность потенциальных возможностей человека. 

Физическое развитие личности также является объектом исследования многих социально-гуманитарных дисциплин, философии, педагогики, психологии, социологии, культурологи. А исследователи неустанно делают различные разработки по данной проблематике.

Ученые, вышеуказанных, а также прочих научных направлений имеют свои собственные подходы к пониманию физического развития каждой личности, они высказывают свои суждения, а также предлагают концептуальные построения, в которых можно обнаружить попытку осмыслить процессы, которые протекают в мире человеческой субъективности, в мире человеческих мыслей, воли, а также чувств.

Именно взаимосвязь духовного, а также физического развития личности приумножает в несколько раз ценность спорта, так как в нём присутствует процесс межличностного взаимодействия всех людей. Человек учится расширять границы своих возможностей, проявлять и ретранслировать свои эмоции.

Подводя итоги, можно уверенно говорить о неразрывной связи физической и духовной культуры как инструмента раскрытия внутреннего потенциала человека. Занятия физической культурой предоставляют студентам и школьникам хорошую возможность для реализации своего потенциала и самостоятельного развития своих как физиологических, так и личностных качеств.

Таким образом, мы можем говорить, что тема исследования полностью раскрыта. Также мы раскрыли цель и ответили на все поставленные задачи. Данная курсовая работа, тем не менее, не может считаться полной и может быть расширена в рамках дипломного проекта.

Список использованной литературы

  1. Акчурин, Б. Г. Телесность как проявление человеческого потенциала и как валеологическая ценность / Б. Г. Акчурин // Теория и практика физической культуры. — 2005. — № 6. — С. 50-52.
  2. Барабанова, В. Б. Спорт как проекция культурных смыслов / В. Б. Барабанова // Философия права. — 2007. — № 2. — С. 81 — 84.
  3. Барабанова, В. Б. Человек в контексте современного спорта / В. Б. Барабанова // Фундаментальные исследования. — 2009. — № 2. — С. 61.
  4. Баранов, В. А. Физическая культура: ценностно-гуманистическая основа качества жизни современного общества: автореф. дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.11 / Виктор Алексеевич Баранов. — М., 2011. — 42 с.
  5. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. – СПб, 1997.
  6. Билогур В. Е. Теоретические и практические проблемы философии современного спорта в глобальном измерении // Philosophy and Cosmology. – 2013. – № 1. – С. 201-213.
  7. Быховская, И. М. «Ното somatikos»: аксиология человеческого тела / И. М. Быховская. —М.: ЭдиториалУРСС, 2000. — 208 с.
  8. Визитей, Н. Н. Физическая культура и спорт как предмет философско-антропологического анализа [Электронный ресурс] / Н. Н. Визитей // Парадигма здорового образа жизни: духовные и физические компоненты: материалы Междунар. науч.-теорет. конф. 19 — 20 марта 2010 г. / Национальный университет физического воспитания и спорта Украины. — Электрон. текстовые дан. — Киев, 2010.
  9. Взаимосвязь духовного и физического развития личности в современном мире [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://salid.ru/stati/garmoniya-dushi-i-tela
  10. Голощапов, Б. Р. История физической культуры и спорта. – М: Академия, 2013. – 423 с.
  11. Глотов Н.К., Игнатьев А.С., Лотоненко А.В. Философско-культурологический анализ физической культуры // Теор. и практ. физ. культ. – 1996. – № 1. – С. 4-7.
  12. Компанiець Ю.А. Фiлософiя фiзiчноi культури чи фiзична культура фiлософii? / Ю.А. Компанiець // Pedagogy of Physical Culture and Sports. – 2009.
  13. Конспект лекций [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://portal.tpu.ru/SHARED/a/ANTONINA/instr/ins/lect3_Teoria_FK.pdf
  14. Константинов, Д.В., Петров, С.С. Философия физической культуры и спорта: перспективы метафизического подхода / Омский научный вестник. – 2012. – №3 (109). – с. 85-88.
  15. Лубышева, Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 1996. – №1. – С.4-9.
  16. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теор. и практ. физ. культ. – 1997. – № 6. – С. 10-15.
  17. Лубышева, Л.И. Концепция модернизации процесса профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту (авторский проект) / Л.И. Лубышева, В.А. Магин // Теория и практика физ. культуры. – 2003. – № 12. – С. 13-16.
  18. Лукьяненко, В.П. Концепция модернизации системы общего среднего физкультурного образования в России / В.П. Лукьяненко. – М.: Советский спорт, 2007. – 120 с.
  19. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. 

Мельникова Н. Ю. История физической культуры и спорта: учебник / Н. Ю. Мельникова, А. В. Трескин; под ред. Н. Ю. Мельниковой. – М: Советский спор», 2013. – 392 с.

Мерфи, М. Будущее тела: Исследование дальнейшей эволюции человека. – М., 2010. – С.526.

Миронов, И.Л., Никитина, С.С. Духовное и физическое воспитание студентов — пути интеграции / И.Л. Миронова, С.С. Никитина // Международный научный журнал «Символ науки» № 12–2/2016. – С. 226–228.

Муравов И.В. Оздоровительные эффекты физической культуры и спорта - Киев: Здоров´я, 1989 - 270 с.

  1. Никифоров Ю.Б., Матевосян Ю.Ю. Взаимосвязь физического и духовного совершенства человека в профессиональном спорте / Ю.Б. Никифоров, Ю.Ю. Матевосян // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – V6.
  2. Парыгина, Е. А. Эволюция системы российской науки в области физической культуры и спорта: вторая половина XIX — начало XXI вв.: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Парыгина Елена Александровна. — Омск, 2010. — 24 с.
  3. Репин В. «Ковчег жизни» на стапелях эволюции / В. Репина // Новый мир, 2000. – №12. 
  4. Столяров, В. И. Ценности спорта и пути его гуманизации / В. И. Столяров. – М., 1995. – С.21-25.
  5. Тематический курс лекций по физическому воспитанию и спорту. Под ред. Ш.З. Хуббиева и Т.И. Барановой. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2013. – С. 53.
  6. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2003. – С. 10-19.
  7. Хорьков А.С., Малкова М.Д. Зарождение теоретических знаний о физическом воспитании /А.С. Хорьков, М.Д. Малкова // Вестник Югорского государственного университета. – 2017. – Выпуск 1 (44).
  8. Чуприна, Т.В. Модель человека и пределы возможностей и способов человека в современном спорте / Т.В. Чуприна // Философия права. – 2012.
  9. Щетина Ю.С. Основные концепции и подходы к совершенствованию физического воспитания школьников / Ю.С. Щетина // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2013.
  1. Никифоров Ю.Б., Матевосян Ю.Ю. Взаимосвязь физического и духовного совершенства человека в профессиональном спорте / Ю.Б. Никифоров, Ю.Ю. Матевосян // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – V6.

  2. Компанiець Ю.А. Фiлософiя фiзiчноi культури чи фiзична культура фiлософii? / Ю.А. Компанiець // Pedagogy of Physical Culture and Sports. – 2009.

  3. Барабанова, В. Б. Спорт как проекция культурных смыслов / В. Б. Барабанова // Философия права. — 2007. — № 2. — С. 81 — 84.

  4. Конспект лекций [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://portal.tpu.ru/SHARED/a/ANTONINA/instr/ins/lect3_Teoria_FK.pdf

  5. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. 

  6. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2003. – С. 10-19.

  7. Хорьков А.С., Малкова М.Д. Зарождение теоретических знаний о физическом воспитании /А.С. Хорьков, М.Д. Малкова // Вестник Югорского государственного университета. – 2017. – Выпуск 1 (44).

  8. Голощапов, Б. Р. История физической культуры и спорта. – М: Академия, 2013. – 423 с.

  9. Парыгина, Е. А. Эволюция системы российской науки в области физической культуры и спорта: вторая половина XIX — начало XXI вв.: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Парыгина Елена Александровна. — Омск, 2010. — 24 с.

  10. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теор. и практ. физ. культ. – 1997. – № 6. – С. 10-15.

  11. Билогур В. Е. Теоретические и практические проблемы философии современного спорта в глобальном измерении // Philosophy and Cosmology. – 2013. – № 1. – С. 201-213.

  12. Репин В. «Ковчег жизни» на стапелях эволюции / В. Репина // Новый мир, 2000. – №12. 

  13. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. – СПб, 1997.

  14. Мельникова Н. Ю. История физической культуры и спорта: учебник / Н. Ю. Мельникова, А. В. Трескин; под ред. Н. Ю. Мельниковой. – М: Советский спор», 2013. – 392 с.

  15. Тематический курс лекций по физическому воспитанию и спорту. Под ред. Ш.З. Хуббиева и Т.И. Барановой. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2013. – С. 53.

  16. Быховская, И. М. «Ното somatikos»: аксиология человеческого тела / И. М. Быховская. —М.: ЭдиториалУРСС, 2000. — 208 с.

  17. Визитей, Н. Н. Физическая культура и спорт как предмет философско-антропологического анализа [Электронный ресурс] / Н. Н. Визитей // Парадигма здорового образа жизни: духовные и физические компоненты: материалы Междунар. науч.-теорет. конф. 19 — 20 марта 2010 г. / Национальный университет физического воспитания и спорта Украины. — Электрон. текстовые дан. — Киев, 2010.

  18. Акчурин, Б. Г. Телесность как проявление человеческого потенциала и как валеологическая ценность / Б. Г. Акчурин // Теория и практика физической культуры. — 2005. — № 6. — С. 50-52.

  19. Муравов И.В. Оздоровительные эффекты физической культуры и спорта - Киев: Здоров´я, 1989 - 270 с.

  20. Глотов Н.К., Игнатьев А.С., Лотоненко А.В. Философско-культурологический анализ физической культуры // Теор. и практ. физ. культ. – 1996. – № 1. – С. 4-7.

  21. Баранов В.А. Физическая культура: ценностно-гуманистическая основа качества жизни современного общества. Канд.дисс. – 2011.

  22. Константинов, Д.В., Петров, С.С. Философия физической культуры и спорта: перспективы метафизического подхода / Омский научный вестник. – 2012. – №3 (109). – с. 85-88.

  23. Лубышева, Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 1996. – №1. – С.4-9.

  24. Барабанова, В. Б. Человек в контексте современного спорта / В. Б. Барабанова // Фундаментальные исследования. — 2009. — № 2. — С. 61.

  25. Мерфи, М. Будущее тела: Исследование дальнейшей эволюции человека. – М., 2010. – С.526.

  26. Миронов, И.Л., Никитина, С.С. Духовное и физическое воспитание студентов — пути интеграции / И.Л. Миронова, С.С. Никитина // Международный научный журнал «Символ науки» № 12–2/2016. – С. 226–228.


  27. Столяров, В. И. Ценности спорта и пути его гуманизации / В. И. Столяров. – М., 1995. – С.21-25.

  28. Чуприна, Т.В. Модель человека и пределы возможностей и способов человека в современном спорте / Т.В. Чуприна // Философия права. – 2012.

  29. Взаимосвязь духовного и физического развития личности в современном мире [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://salid.ru/stati/garmoniya-dushi-i-tela

  30. Щетина Ю.С. Основные концепции и подходы к совершенствованию физического воспитания школьников / Ю.С. Щетина // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2013.

  31. Лукьяненко, В.П. Концепция модернизации системы общего среднего физкультурного образования в России / В.П. Лукьяненко. – М.: Советский спорт, 2007. – 120 с.

  32. Лубышева, Л.И. Концепция модернизации процесса профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту (авторский проект) / Л.И. Лубышева, В.А. Магин // Теория и практика физ. культуры. – 2003. – № 12. – С. 13-16.