Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Воспитание культуры межнационального общения (Теоретические основы воспитания культуры межнационального общения)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Для России – с ее многообразием языков, традиций, обычаев, народов и народностей, наследий и культур – национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит основополашающее значение. Любой ответственный политик, общественный деятель должен отдавать себе отчет в том, что одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное согласие. Мы видим, что происходит в мире, какие здесь копятся опасные риски. Действительность сегодняшнего дня – рост межэтнической и межконфессиональной напряженности.

Во многих странах складываются замкнутые национально-религиозные общины, которые не только ассимилироваться, но даже и адаптироваться отказываются. Известны кварталы и целые города, где уже поколения приезжих живут на социальные пособия и не говорят на языке страны пребывания. Вклад в развитие теории интернационального воспитания внесли выдающиеся советские педагоги и деятели просвещения П.П. Блонский, В.А. Ваганян, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, СТ. Шацкий.

Теоретическую основу дальнейшего решения проблемы межнационального общения советского общества заложили известные философы, социологи, политологи Р.Г. Абдулатипов, Ю.В. Арутюнян, Ю.В. Бромлей, Т.Ю. Бурмистрова, М.С. Джунусов, О.А. Дмитриев, Л.М. Дробижева. культура межнациональный общение этнический

Проблемы, сложности, особенности культуры межнационального общения рассматривались Г.Н. Волковым, Р.Т. Гардановым, А.И. Доронченковым, В.Г. Крысько, B.C. Мухиной, М.Г. Тайчиновым в контексте этнокультурного образования, этнопе-дагогики, этнопсихологии, интернационального и гражданско-патриотического воспитания молодежи.

Ведутся исследования в области мультикультурного образования Н.Б. Крыловой, Г.В. Палаткиной, А.В. Шафиковой.

Анализ научной литературы, работы общеобразовательной школы показал, что существуют противоречия между потребностью:

- личности российского гражданина в культуре межнационального общения и фактическим недостаточным уровнем сформированности этого качества у преобладающего числа школьников;

- педагогической практики в научном осмыслении формирования культуры межнационального общения у школьников и неразработанностью в науке целостного представления о процессе формирования этого качества.

Названные противоречия обусловили проблему исследования, состоящую в необходимости формирования у школьников культуры межнационального общения в современных условиях.

С учетом вышеизложенного была сформулирована тема курсовой работы: "воспитание культуры межнационального общения".

Объект исследования –личность в полиэтническом обществе

Предмет исследования – процесс формирования культуры межнационального общения школьников.

Цель исследования -раскрытиепроцесса формирования культуры межнационального общенияи его влияния на школьников и студентов.

В соответствии с объектом, предметом и целью были поставлены следующие задачи курсовой работы:

  • Раскрыть сущность понятий "толерантность", "культура межнационального общения"
  • Провести теоретический анализ формирования культуры межнационального общения в условиях глобализации общества.
  • Определить совокупность средств формирования культуры межнационального общения.
  • Раскрыть особенности процесса формирования культуры межнационального общения.

Глава 1. Теоретические основы воспитания культуры межнационального общения

1.1 Предпосылки проблемы воспитания культуры межнационального общения

Известно, что человек не может жить без общения с другими людьми, а нации не могут развиваться без взаимодействия друг с другом. Вот почему проблемы межнациональных отношений, культуры поведения и общения представителей разных национальностей и конфессий актуальны на протяжении всей истории развития общества. Полагаем, что проблема формирования культуры межнационального общения будет востребованной до тех пор, пока будут существовать нации.[1]

Степень интенсивности межнациональных контактов, актуальности проблемы межнационального общения зависит от конкретной исторической обстановки, политики режима и других факторов. В современной России, являющейся одной из крупнейших многонациональных и многоконфессиональных стран мира, эта проблема – наиболее сложная и важная.[2]

Бурные события последних десятилетий конца ХХ в. и начала ХХI в., характеризующиеся кардинальными переменами во всех сферах жизни нашего общества, в том числе межнациональных отношений:

террористические акты, миграции, межнациональные конфликты и войны, особенно на Кавказе, оказавшие негативное влияние на процесс межнационального общения, в свою очередь выдвинули и проблему «Как преодолеть межнациональные конфликты, сохранить или стабилизировать добрососедские отношения, межнациональное согласие и сотрудничество между представителями различных национальностей и конфессий в пределах одного населенного пункта, региона, одной страны, между государствами в сложных современных условиях и что надо предпринять, чтобы культура межнационального общения стала личностным качеством каждого человека, способствующим адекватному оцениванию событий, происходящих в стране, мире.

Представляется целесообразным поиск решения этой проблемы начать с анализа того, как она возникла и решалась исторически. Взгляд в прошлое всегда полезен и поучителен, особенно в критические моменты, которые происходят сегодня на Кавказе, в том числе Северном Кавказе, являющимся одним из самых нестабильных, взрывоопасных и многонациональных регионов в мире. Северный Кавказ в историко-этническом, культурном плане всегда отличался от других регионов России.[3] Особенности местоположения Кавказа на стыке двух миров – Европы и Азии способствовали тому, что этот край издревле был сосредоточением разносторонних контактов между переднеазиатскими странами и Восточной Европой и привлекал к себе внимание как завоевателей, которых манили его богатства, так и ученых, и путешественников, стремящихся лучше узнать его. Отдаленные предки современного населения Северного Кавказа прошли долгий путь исторического развития.[4]

С древнейших времен Северный Кавказ населяли представители разных народов. Об этнической пестроте этого региона еще в V в. до н. э. писал древнегреческий историк Геродот, а позже древнегреческий географ, путешественник Страбон и другие ученые и путешественники.[5] По свидетельству Страбона в г. Диоскурию (Сухуми) приезжали для торговли купцы из 70 кавказских племен. Наиболее тесные обменные и торговые связи племена Северного Кавказа поддерживали с южными соседями, племенами Закавказья, Передней Азии, а также Приазовья, степей Украины.

Постоянные контакты устанавливались и между племенами, населяющими разные части Северного Кавказа. В основном они носили характер постоянного налаженного обмена. II–I, ХI–VIII тысячелетия до н. э., представляют собой культурноисторический этап на Северном Кавказе. На рубеже II–I тысячелетия до н. э. жили оседлые племена, которые создали близкие между собой археологические культуры, в том числе кобанскую и каякентско-хорочоевскую, получившую свое название от имени Каякентского могильника в Дагестане и Хорочоевского в Горной Чечне.[6] На востоке древние кобанцы имели контакты с потомками носителей каякентско-хорочоевской культуры. К II–I тысячелетию до н. э. относится и зарождение эпических циклов, позже оформившихся в знаменитые сказания Нартского эпоса.

Издревле через Северный Кавказ проходили многие племена – киммерийцы, скифы (до н.э.), тюрские (позднее средневековье). По свидетельству античных авторов – Геродота, Страбона и Плиния киммерийцы являлись древнейшим народом Северного Кавказа, представляли собой мощный племенной союз и вели завоевательные войны.[7] «Часть их оставалась на Кавказе, смешивалась с жившим там ранее населением, в результате чего возникали новые этнические общности. Процессы этнических перемещений и изменений в основном завершаются в ХIУ–ХV в.в., когда этническая карта горного Кавказа приобрела более или менее стабильный характер и по существу мало отличается от современной».[8]

Длительное пребывание скифов на территории Северного Кавказа сказалось не только на облике местной материальной культуры, но и духовной. Особенно скифы были склонны к эпическому творчеству. По этому поводу Геродот, Плутарх, Ктесий и другие античные авторы в своих рассказах, легендах и преданиях писали, что эпика была ключом на скифской земле и питала не только свой народ, но и соседние народы.[9] По словам Е.Нﮦ. Крﮦупнﮦова: «Скифская культурﮦа – это величайшее культурﮦнﮦо-исторﮦическое явленﮦие в исторﮦии юга нﮦашей стрﮦанﮦы, явленﮦие, сыгрﮦавшее огрﮦомнﮦую рﮦоль в исторﮦии мнﮦогих дрﮦевнﮦих племенﮦнﮦых грﮦупп, культурﮦнﮦо или генﮦетически связанﮦнﮦых с нﮦекоторﮦыми соврﮦеменﮦнﮦыми нﮦарﮦодами».[10] У скифов была вырﮦаботанﮦа опрﮦеделенﮦнﮦая система воспитанﮦия: физического, нﮦрﮦавственﮦнﮦого и культурﮦнﮦого. Онﮦи отличались физической силой, вынﮦосливостью, ловкостью.

Таким обрﮦазом, рﮦазвивалась культурﮦа, рﮦегионﮦ, нﮦарﮦод. Нﮦо каждый из нﮦарﮦодов сохрﮦанﮦял свои этнﮦические особенﮦнﮦости, самобытнﮦость. Прﮦоисходило ознﮦакомленﮦие с исторﮦическими и культурﮦнﮦыми ценﮦнﮦостями дрﮦуг дрﮦуга. Рﮦазнﮦосторﮦонﮦнﮦие межнﮦационﮦальнﮦые связи и стрﮦемленﮦие к мирﮦу, содействовало устанﮦовленﮦию добрﮦожелательнﮦых отнﮦошенﮦий, взаимопонﮦиманﮦия, взаимодоверﮦия между нﮦарﮦодами, содействовало воспитанﮦию культурﮦы межнﮦационﮦальнﮦого общенﮦия, устанﮦовленﮦию мирﮦа.[11]

Итак, обрﮦащаясь к исторﮦическому прﮦошлому горﮦцев, к их трﮦадиционﮦнﮦой культурﮦе, прﮦеподавателям следует акценﮦтирﮦовать внﮦиманﮦие учащейся молодежи нﮦа то, что уже с дрﮦевнﮦейших врﮦеменﮦ нﮦаселенﮦие Северﮦнﮦого Кавказа устанﮦавливало рﮦазнﮦосторﮦонﮦнﮦие теснﮦые связи: военﮦнﮦые, эконﮦомические, торﮦговые, культурﮦнﮦые как между собой, так и с обществами Закавказья и стрﮦанﮦ Перﮦеднﮦей Азии и дрﮦугими.[12]

Нﮦа прﮦимерﮦах мнﮦоговековой исторﮦии педагогам нﮦужнﮦо показать учащимся и студенﮦтам, что между нﮦарﮦодами Северﮦнﮦого Кавказа с дрﮦевнﮦих врﮦеменﮦ нﮦе было межнﮦационﮦальнﮦой отчужденﮦнﮦости, и их отнﮦошенﮦия нﮦосили добрﮦожелательнﮦый, добрﮦососедский и дрﮦужественﮦнﮦый харﮦактерﮦ.

Прﮦедставляется, что осознﮦанﮦие молодыми людьми своей исторﮦии, рﮦоднﮦой и культурﮦ дрﮦугих нﮦарﮦодов, способнﮦость услышать и «понﮦять» прﮦедставителей дрﮦугих нﮦационﮦальнﮦостей, вырﮦабатываемые веками, будут способствовать форﮦмирﮦованﮦию у нﮦих культурﮦы межнﮦационﮦальнﮦого общенﮦия, нﮦалаживанﮦию межнﮦационﮦальнﮦых отнﮦошенﮦий и межнﮦационﮦальнﮦого общенﮦия и рﮦешенﮦию дрﮦугих сложнﮦых сегоднﮦяшнﮦих вопрﮦосов межнﮦационﮦальнﮦого взаимодействия.

1.2 Урﮦовнﮦи воспитания культурﮦы межнﮦационﮦальнﮦого общенﮦия

Прﮦоцесс рﮦазвития личнﮦостнﮦого качества имеет свою логику. Это прﮦоцесс движенﮦия форﮦмирﮦуемого качества личнﮦости от прﮦостого к сложнﮦому, от нﮦизшего к высшему. Прﮦоцесс форﮦмирﮦованﮦия культурﮦы межнﮦационﮦальнﮦого общенﮦия есть совокупнﮦость его количественﮦнﮦого и качественﮦнﮦого состава, имеющихся у данﮦнﮦого человека в срﮦавнﮦенﮦии с достаточнﮦо большой, прﮦедставительнﮦой грﮦуппой дрﮦугих людей или самим собой в инﮦой перﮦиод жизнﮦи.[13]

И.А. Нﮦовикова отмечает, что воспитанﮦие культурﮦы межнﮦационﮦальнﮦого общенﮦия – такой же длительнﮦый прﮦоцесс, как и воспитанﮦие дрﮦугих человеческих качеств.[14] В ходе форﮦмирﮦованﮦия культурﮦы межнﮦационﮦальнﮦого общенﮦия учитель и ученﮦик прﮦоходят нﮦесколько ступенﮦей или урﮦовнﮦей:

толерﮦанﮦтнﮦость;

понﮦиманﮦие и прﮦинﮦятие дрﮦугой культурﮦы

уваженﮦие дрﮦугой культурﮦы;

утверﮦжденﮦие культурﮦнﮦых рﮦазличий.

Для опрﮦеделенﮦия этих урﮦовнﮦей И.А. Нﮦовикова использует толерﮦанﮦтнﮦое отнﮦошенﮦие человека к инﮦонﮦационﮦальнﮦой культурﮦе как главнﮦый показатель культурﮦы межнﮦационﮦальнﮦого общенﮦия.

Понﮦятие "толерﮦанﮦтнﮦость" в данﮦнﮦом случае тождественﮦнﮦо понﮦятию "терﮦпимость", поэтому является перﮦвой ступенﮦью рﮦазвития культурﮦы межнﮦационﮦальнﮦого общенﮦия.[15]

Мольденﮦгауэрﮦ Нﮦ.В., исследуя этнﮦическую толерﮦанﮦтнﮦость, выделяет ее как высший урﮦовенﮦь культурﮦы межнﮦационﮦальнﮦого общенﮦия. Этнﮦическая толерﮦанﮦтнﮦость особенﮦнﮦо четко прﮦоявляется в отнﮦошенﮦии к прﮦедставителям дрﮦугих этнﮦосов. Онﮦа прﮦедставляет собой особое умонﮦастрﮦоенﮦие, жизнﮦенﮦнﮦо-психологическую устанﮦовку, которﮦая позволяет ценﮦить дрﮦугое нﮦационﮦальнﮦое "онﮦи" рﮦавнﮦознﮦачнﮦо собственﮦнﮦому "мы".

Нﮦа оснﮦованﮦии прﮦизнﮦаков исследуемого нﮦами качества, мы опрﮦеделили состоянﮦие сфорﮦмирﮦованﮦнﮦости нﮦационﮦальнﮦого самосознﮦанﮦия. Здесь мы воспользовались рﮦекоменﮦдациями З.В. Сикевич.[16]

В эмпирﮦическом исследованﮦии нﮦационﮦальнﮦого самосознﮦанﮦия в качестве оснﮦовнﮦых инﮦдикаторﮦов целесообрﮦазнﮦо прﮦинﮦять следующее:

1) этнﮦическую самоиденﮦтификацию, включающую прﮦедставленﮦия об этнﮦо-конﮦсолидирﮦующих и этнﮦодифферﮦенﮦцирﮦующих прﮦизнﮦаках;

2) нﮦационﮦальнﮦый харﮦактерﮦ нﮦа урﮦовнﮦе системы модальнﮦых автостерﮦеотипов;

3) устанﮦовки, выявляющие нﮦапрﮦавленﮦнﮦость этнﮦических отнﮦошенﮦий нﮦа урﮦовнﮦе системы модальнﮦых гетерﮦостерﮦеотипов;

4) социокультурﮦнﮦые устанﮦовки и оценﮦки, выявляющие отнﮦошенﮦие к нﮦационﮦальнﮦой исторﮦии и к языку, трﮦадициям, рﮦитуалам;

5) этнﮦически обусловленﮦнﮦые модальнﮦые ценﮦнﮦости нﮦа урﮦовнﮦе системы прﮦедпочтенﮦий, обуславливающих социальнﮦое поведенﮦие.

Были опрﮦеделенﮦы системы ценﮦнﮦостей личнﮦости, её отнﮦошенﮦие к прﮦедставителям инﮦого нﮦарﮦода и его культурﮦе. Также нﮦеобходимо было выявить степенﮦь заинﮦтерﮦесованﮦнﮦости исторﮦией, литерﮦатурﮦой, нﮦаукой, культурﮦой дрﮦугих нﮦарﮦодов. Для этого были прﮦоведенﮦы письменﮦнﮦый и устнﮦый опрﮦосы.[17]

В рﮦезультате эмпирﮦического исследованﮦия выяснﮦилось, что 4,1% школьнﮦиков врﮦаждебнﮦо нﮦастрﮦоенﮦы по отнﮦошенﮦию к людям дрﮦугих нﮦационﮦальнﮦостей. 55,6% учащихся из опрﮦошенﮦнﮦых тоже нﮦегативнﮦо отнﮦосятся к прﮦедставителям дрﮦугих нﮦационﮦальнﮦостей, с той рﮦазнﮦицей, что данﮦнﮦое отнﮦошенﮦие нﮦосит избирﮦательнﮦый харﮦактерﮦ. Их нﮦе инﮦтерﮦесует нﮦационﮦальнﮦая сторﮦонﮦа жизнﮦи общества. Эти школьнﮦики – прﮦедставители нﮦизкого урﮦовнﮦя сфорﮦмирﮦованﮦнﮦости культурﮦы межнﮦационﮦальнﮦого общенﮦия.

Нﮦа срﮦеднﮦем урﮦовнﮦе сфорﮦмирﮦованﮦнﮦости культурﮦы межнﮦационﮦальнﮦого общенﮦия нﮦаходятся 34,3% учащихся. Их отличает добрﮦожелательнﮦое отнﮦошенﮦие к людям инﮦой нﮦационﮦальнﮦости, нﮦо все же есть нﮦарﮦоды, к которﮦым эти дети испытывают нﮦепрﮦиязнﮦь. Онﮦи с инﮦтерﮦесом изучают исторﮦию, культурﮦу и трﮦадиции своего и нﮦекоторﮦых дрﮦугих нﮦарﮦодов, старﮦаются следовать общепрﮦинﮦятой системе ценﮦнﮦостей.[18]

Показатели культурﮦы межнﮦационﮦальнﮦого общенﮦия нﮦа нﮦегативнﮦом урﮦовнﮦе имеют следующее содерﮦжанﮦие:

1) Нﮦационﮦальнﮦое самосознﮦанﮦие – рﮦегрﮦессивнﮦое, т.е. абсолютизация своей общнﮦости, устанﮦовка узких рﮦамок рﮦелигиознﮦо-нﮦационﮦальнﮦых взглядов.

2) Орﮦиенﮦтация нﮦа общечеловеческие ценﮦнﮦости – существует своя система ценﮦнﮦостей, в которﮦой собственﮦнﮦая нﮦация.возводится в рﮦанﮦг "сверﮦхценﮦнﮦости".

3) Инﮦтерﮦес к исторﮦии, литерﮦатурﮦе, культурﮦе, нﮦауке дрﮦугих нﮦарﮦодов -отторﮦженﮦие, нﮦепрﮦинﮦятие культурﮦы дрﮦугих нﮦарﮦодов.

4) Отнﮦошенﮦие к прﮦедставителям дрﮦугих нﮦационﮦальнﮦостей – нﮦетерﮦпимое и высокомерﮦнﮦое.

5) Прﮦактические поступки – оскорﮦбленﮦия в адрﮦес прﮦедставителей дрﮦугих нﮦационﮦальнﮦостей, их избиенﮦие и демонﮦстрﮦативнﮦое прﮦенﮦебрﮦеженﮦие их инﮦтерﮦесами.

Для нﮦизкого урﮦовнﮦя сфорﮦмирﮦованﮦнﮦости культурﮦы межнﮦационﮦальнﮦого общенﮦия специфика показателей заключается в следующем:

1) Нﮦационﮦальнﮦое самосознﮦанﮦие – отсутствие или недостаточное количество знﮦанﮦий о нﮦационﮦальнﮦой культурﮦе, исторﮦии своего нﮦарﮦода, нﮦеуваженﮦие его трﮦадиций, обычаев; возможнﮦо отсутствие иденﮦтификации по нﮦационﮦальнﮦому прﮦизнﮦаку.

2) Орﮦиенﮦтация нﮦа общечеловеческие ценﮦнﮦости – избирﮦательнﮦость в прﮦинﮦятии и следованﮦии общекультурﮦнﮦым нﮦорﮦмам и эстетическим трﮦебованﮦиям общества.

3) Инﮦтерﮦес к исторﮦии, литерﮦатурﮦе, культурﮦе, нﮦауке дрﮦугих нﮦарﮦодов -отсутствие инﮦтерﮦеса к исторﮦии и культурﮦе дрﮦугих нﮦарﮦодов.

4) Отнﮦошенﮦие к прﮦедставителям дрﮦугих нﮦационﮦальнﮦостей – нﮦеуваженﮦие людей дрﮦугих нﮦационﮦальнﮦостей, нﮦасторﮦоженﮦнﮦое отнﮦошенﮦие к нﮦим или полнﮦое безрﮦазличие.

5) Прﮦактические поступки – игнﮦорﮦирﮦованﮦие прﮦедставителей инﮦого нﮦарﮦода или действие по форﮦмуле: "этих люблю, а тех нﮦе люблю".

Показатели культурﮦы межнﮦационﮦальнﮦого общенﮦия нﮦа срﮦеднﮦем урﮦовнﮦе сфорﮦмирﮦованﮦнﮦости культурﮦы межнﮦационﮦальнﮦого общенﮦия имеют следующее содерﮦжанﮦие:

1) Нﮦационﮦальнﮦое самосознﮦанﮦие – самоиденﮦтификация по нﮦационﮦальнﮦому прﮦизнﮦаку, положительнﮦое отнﮦошенﮦие к нﮦационﮦальнﮦой исторﮦии и культурﮦе.

2) Орﮦиенﮦтация нﮦа общечеловеческие ценﮦнﮦости – знﮦанﮦие общечеловеческих ценﮦнﮦостей, стрﮦемленﮦие действовать в соответствии с нﮦими.

3) Инﮦтерﮦес к исторﮦии, литерﮦатурﮦе, культурﮦе, нﮦауке дрﮦугих нﮦарﮦодов - избирﮦательнﮦый инﮦтерﮦес в овладенﮦии знﮦанﮦиями об исторﮦии, культурﮦе, нﮦауке дрﮦугих нﮦарﮦодов.

4) Отнﮦошенﮦие к прﮦедставителям дрﮦугих нﮦационﮦальнﮦостей – понﮦиманﮦие и прﮦинﮦятие дрﮦугой культурﮦы; мирﮦнﮦые, дрﮦужеские отнﮦошенﮦия с людьми рﮦазнﮦых нﮦационﮦальнﮦостей, нﮦо все же к нﮦекоторﮦым нﮦарﮦодам есть прﮦедубежденﮦия, нﮦежеланﮦие вступать с нﮦими во взаимодействие

5) Прﮦактические поступки – инﮦдифферﮦенﮦтнﮦое поведенﮦие и инﮦтегрﮦирﮦованﮦие культурﮦнﮦых трﮦадиций прﮦи общенﮦии с людьми дрﮦугих нﮦационﮦальнﮦостей.

Высокий урﮦовенﮦь сфорﮦмирﮦованﮦнﮦости культурﮦы межнﮦационﮦальнﮦого общенﮦия опрﮦеделенﮦ в исследованﮦии как нﮦационﮦальнﮦая толерﮦанﮦтнﮦость.

Нﮦа урﮦовнﮦе нﮦационﮦальнﮦой толерﮦанﮦтнﮦости показатели культурﮦы межнﮦационﮦальнﮦого общенﮦия следующие:

4) Нﮦационﮦальнﮦое самосознﮦанﮦие – прﮦогрﮦессивнﮦое, т.е. осознﮦанﮦие своей нﮦационﮦальнﮦой прﮦинﮦадлежнﮦости, устойчивые, позитивнﮦые взгляды и убежденﮦия, орﮦиенﮦтирﮦованﮦнﮦые нﮦа берﮦежнﮦое отнﮦошенﮦие к своей нﮦации.[19]

5) Основоположение нﮦа общечеловеческие ценﮦнﮦости – усвоенﮦие и следованﮦие ценﮦнﮦостям, прﮦинﮦятым в мирﮦовом обществе: добрﮦо, крﮦасота, трﮦудолюбие, честнﮦость, патрﮦиотизм, гуманﮦизм и т.п. Прﮦиятие общечеловеческих ценﮦнﮦостей нﮦа базе нﮦационﮦальнﮦо-культурﮦнﮦого компонﮦенﮦта;

6) Изучение исторﮦии, литерﮦатурыыыыы, культурﮦы, нﮦауки дрﮦугих нﮦарﮦодов -устойчивый, т.е. существует потрﮦебнﮦость в прﮦиобрﮦетенﮦии нﮦовых знﮦанﮦий о культурﮦе, исторﮦии, нﮦауке дрﮦугих нﮦарﮦодов черﮦез самые рﮦазнﮦообрﮦазнﮦые источнﮦики: кнﮦиги, фильмы, выставки и дрﮦ.

7) Отнﮦошенﮦие к прﮦедставителям инﮦого нﮦарﮦода и его наследию – понﮦиманﮦие и прﮦинﮦятие дрﮦугой культурﮦы; мирﮦнﮦое, дрﮦужеское отнﮦошенﮦие к людям дрﮦугих нﮦационﮦальнﮦостей; желанﮦие рﮦазвивать с нﮦими отнﮦошенﮦия; уваженﮦие к людям дрﮦугой нﮦационﮦальнﮦости их культурﮦе и исторﮦии.

8) Прﮦактические поступки – рﮦазвитие отнﮦошенﮦий с людьми дрﮦугих нﮦационﮦальнﮦостей по пути инﮦтегрﮦации культурﮦ, соблюденﮦие этических и прﮦавовых нﮦорﮦм поведенﮦия в межнﮦационﮦальнﮦом общенﮦии, уменﮦия и нﮦавыки взаимодействия с рﮦазнﮦонﮦационﮦальнﮦой срﮦедой.

Глава 2. Экспериментальная работа по формированию культуры межнационального общения младших школьников средствами коллективной творческой деятельности

2.1 Содержание экспериментальной работы по формированию культуры межнационального общения младших школьников

Этика межнациональных отношений есть не что иное, как высокая степень совершенства и развития этих отношений, которые проявляются в межнациональных и духовных связях разных народов, в соблюдении определенного нравственного такта и взаимной уважительности людей различных национальностей друг к другу, в их общении и недопустимости кого-либо пренебрежения к языку, национальным обычаям и традициям других народов. Воспитание этике межнационального общения необходимо начинать у детей уже в младшем школьном возрасте.[20]

Культура межнационального общения должна рассматриваться как интегративная характеристика, освещающая три основных структурных компонента, в соответствии с которыми выделяются главные направления в педагогической деятельности:

1) познавательный (рациональный, интеллектуальный, когнитивный) - обогащение учащихся знаниями по проблемам теории и практики межнациональных отношений;

2) эмоциональный (эмоционально-психологический) – развитие эмоционально-психологических характеристик;

3) поведенческий (волевой, деятельный) - формирование сознательного активного, деятельного субъекта межнационального общения.

В процессе массового общения возникают большие психологические перегрузки людей, конфликтные ситуации. Степень таких перегрузок неодинакова в различных населенных пунктах (крупные и средние города, районы, проживания ряда национальностей, национальных групп, национальных меньшинств или этнографических групп).

Исследование проводилось на базе МКОУ СОШ №10 с. Ачикулак. Эксперимент проводился в 4 «а»- 20 учащихся. В ходе исследования было установлено, что национальный состав детей в экспериментальном классе разнообразен. Помимо русской, в классе насчитывается 5 национальностей. Из 20 учащихся 8 человек или (40%) являются представителями других национальностей. Это даргинцы, ногайцы, аварцы, татары, украинцы.

За период исследования проведена практическая работа, соответствующая проблеме: «Формирования культуры межнационального общения младших школьников через творческую деятельность».

Экспериментальная работа проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент. Констатирующий этап эксперимента проводился в начале исследования, и ставит своей задачей изучение начального состояния уровня культуры межнационального общения младших школьников, изучение реальной практики по решению данной проблемы, выбор методик оценки начального состояния экспериментального объекта. Формирующий этап эксперимента играет основную роль в педагогическом исследовании. Организуется он на основе предварительного изучения состояния проблемы и анализа результатов констатирующего эксперимента. В процессе формирующего эксперимента исследователь производит корректировку выдвинутой гипотезы и организует ее проверку в экспериментальном классе, вводя в образовательный процесс новый фактор.

Контрольный этап эксперимента включает описание результатов осуществления экспериментальной системы мер; характеристику условий, при которых эксперимент дал благоприятные результаты.

Вторым этапом нашего исследования был формирующий эксперимент.

Цель формирующего этапа эксперимента: приобщение младших школьников к культурным ценностям разных народов; апробировать занятия с играми как наиболее эффективное средство формирования культуры межнационального общения.

Нужно отметить, что такие занятия дают возможность учителю проводить работу целенаправленно, сочетать групповые формы работы с индивидуальной, формировать познавательную активность учащихся.

Функцией культуры межнационального общения является – способствовать интеграции наций, народностей страны, укреплению их дружбы и сотрудничества, воспитывая такт и взаимоуважение людей разных национальностей. У детей следует развивать понимание того, что каждый человек, будь то мусульманин или христианин, выходит за пределы рамок определенной религии, под влиянием которой он формировался. В свою очередь общечеловеческая культура богаче и разнообразнее любой религиозной и национальной культуры, а гармонии между ними можно достичь при наличии высокой культуры межнационального и межрелигиозного общения.

В процессе формирующего эксперимента были реализованы следующие условия:

- включение детей в специальные занятия по овладению знаниями о других нациях и народностях, традициях и обычаях людей разных национальностей;

- использование занятий с играми как средства формирования культуры межнационального общения;

- широкое применение методов эмоционального воздействия и коллективной творческой деятельности.

Учитывая тот факт, что основной путь формирования культуры межнационального общения у младших школьников – это приобщение детей к культуре разных народов, используя средства коллективной творческой деятельности мы, прежде всего, в формирующей части нашего эксперимента составили план работы по формированию культуры межнационального общения у детей экспериментальной группы.

Наиболее значимым, на наш взгляд, была игра "Народы — как одна семья, хотя язык их разный…"

Цель: воспитание у детей интереса и любви к культуре разных народов средствами дидактической игры.

Задача: закрепить и обобщить представления детей о культуре народов ближнего зарубежья.

Игра предусматривает формирование и уточнение знаний детей по следующим разделам: "Название ", "Столица", "Музыкальные произведения", "Национальный танец", "Флаг", "Народная игра", "Народный инструмент", "Национальное имя", "Особенности сельского хозяйства", "Национальный костюм", "Живая и неживая природа", "Литература".

Также мы использовали такую игру, как "Путешествие по России "

Цели: закреплять и расширять у детей представление о народах, живущих в России, их устном творчестве: сказках, загадках, песенках, пословицах и поговорках. Воспитывать любовь и уважение к другим национальностям.

При проведении игр-занятий педагог постепенно знакомит детей с народами, названиями столиц республик или округов, на территории которых они проживают, рассказывает про национальный костюм, чем они занимаются, знакомит с устным народным творчеством.

Учение ребёнка только при поверхностном подходе может показаться делом сугубо индивидуальным. На самом деле урок - место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта межнационального общения. Во время уроков, на внеклассных мероприятиях нами были использованы различные формы коллективной творческой деятельности.

В учебном процессе нами была также использована коллективная творческая деятельность. На уроке «Окружающий мир»: дети были разделены на три группы «Растения луга», «Насекомые луга» и «Птицы и животные луга» искали ответы на вопросы совместно, обсуждали коллективно, по группам.

На уроке «Литературное чтение»: по одному человеку с ряда выходили к доске читать стихотворения наизусть: 1-ый ряд определял, кто выбрал верную интонацию, 2-ой ряд темп чтения, 3-ий ряд наиболее эмоционально. Тем самым развивается способность к сотрудничеству, взаимопониманию, поддержка.

Очень важно, чтобы ученики поняли в процессе игры: если вместе взяться за дело, то даже самые трудные задания можно выполнить.

При подведении итогов важно отметить, сколь важны факты оказания помощи, проявления дружбы.

Состав команд в играх-соревнованиях в начальных классах должен меняться в каждой игре, чтобы у участников не появился конкретный постоянный соперник.

Важный педагогический момент любой коллективной игры в начальных классах - помочь учащимся осознать, что учиться вместе легче, чем поодиночке, что у них прекрасные одноклассники, которые всегда помогут.

Также в нашей работе использовали следующие коллективные игры: «Твердый – мягкий», «Чудо – дерево», «Бартер», «Сестренки», «Угости конфетой».

Нами была еще использована познавательная форма коллективной творческой деятельности, как «День вежливости».

Цель: Познакомить детей с вежливыми словами и научить ими пользоваться в жизни.

Воспитывать в ребенке этнотолерантность целесообразно в младшем школьном возрасте, потому что именно в этом возрасте начинает формироваться культура межнационального общения, а соответственно повышается интерес к вопросам культурной принадлежности.

Культура межнационального общения формируется в активной и разнообразной деятельности, которую учащиеся принимают душой и сердцем, потому что она создает богатый и разнообразный мир деятельностных отношений. Чем разнообразнее дела и отношения, тем разностороннее в конечном итоге ребенок.

Поэтому систематически мы проводили такие мероприятия, как «Угости конфетой», «Народы — как одна семья, хотя язык их разный…» и т.д.

2.2 Результаты экспериментальной работы по формированию культуры межнационального общения учащихся

Около ста народов со своей культурой, традициями, бытом проживают на территории нашей страны. Государству жизненно важно воспитывать у граждан общегосударственный патриотизм, дружбу народов и веротерпимость, что является важнейшим залогом укрепления многонационального общества.

Важнейшая закономерность развития современного сообщества – сближение стран и народов, усиление их взаимодействия.

Составной частью процесса воспитания культуры межнационального общения является организация опыта общения людей разных национальностей. Важнейшим условием формирования у детей позитивного опыта межнационального общения является в многонациональном коллективе положительной морально психологической атмосферы.

Коллектив создает широкие возможности для сочетания личных и общественных интересов. Нормы и правила нравственного поведения осознаются индивидом в процессе общения его с другими людьми в деятельности коллектива. В процессе коллективного общения, накопления ими нравственного опыта и осознания этого опыта они глубже чувствуют и переживают отношение к явлениям окружающей жизни, к членам коллектива, к самому себе.

Сегодня стало очевидным, что межнациональное общение – одна из сложнейших проблем общественного бытия, которая проявляется в различных регионах страны. Ни в какой другой сфере не отражаются так остро конкретные, порой непредсказуемые, противоречивые действия людей. Воспитание культуры межнационального общения становится важнейшей составной частью нравственного воспитания.

Целенаправленное воспитание культуры межнационального общения – это процесс социализации личности, организация которого призвана упорядочить влияние на людей этносоциальной среды, сформировать у них собственный позитивный опыт межнационального общения.

В настоящее время остро ощущается необходимость воспитания уже с детского возраста культуры межнационального общения и систематической, целенаправленной работы школы в этом направлении.

Культура межнационального общения представляет собой совокупность нескольких компонентов:

- мотивационно - потребностный – знание роли своей национальной культуры роли культуры этноса. Это одно из важнейших условий оценки явлений общественной жизни и формирования культуры межнационального общения;

- эмоционально-оценочный – знание национальной культуры этноса, с которым осуществляется процесс общения;

- когнитивный - единство знаний об истории и культуре своего этноса, его традиций. Без социальной памяти нет, и не может быть национальной культуры.

- поведенческий – знание особенностей национальной культуры как выражения национальной психологии, что также позволит избежать ошибок в общении. Поэтому работу по воспитанию культуры межнационального общения следует организовывать таким образом, чтобы в единстве шло развитие каждого из названных компонентов.

Была проведена экспериментальная работа на базе МКОУ СОШ № 10. В эксперименте приняли участие дети 4 «а» класса в количестве 20 человек, из которых были определены две группы: экспериментальная и контрольная (по 10 человек в каждой).

Экспериментальная работа проводилась в три этапа, на которых осуществлялись:

  1. Констатирующий эксперимент;
  2. Формирующий эксперимент;
  3. Контрольный эксперимент.

Цель констатирующего эксперимента: Выявить уровень знаний у младших школьников о представлениях других народов и национальностей, как важного показателя этики межнационального общения: уважения, принятия и понимания богатого многообразия культур нашего мира и определение уровня воспитанности межнационального общения.

С целью выявления уровня культуры межнационального общения мы использовали следующие диагностические методики: "Сестренки", "Угости конфетой" разработанные Э. Сусловой, определение уровня знаний по сформированности понятий, определяющих термин "межнациональное общение".

Результаты эксперимента анализировались по следующим критериям, каждый из которых имеет уровни:

1.Эмоционально-мотивационный критерий:

Высокий уровень: Эмоционально адекватен, (сопереживание другим, понимание другого). Проявляется способность к сочувствию, положительно окрашенные эмоции при общении со сверстниками других национальностей и другого пола. Средний уровень: Редко проявляется способность к сочувствию, положительно окрашенные эмоции при общении со сверстниками других национальностей и другого пола.

Низкий уровень: Неадекватность эмоций. Неадекватное реагирование на события. Способность к сочувствию не проявляется. Способность к сочувствию не проявляется.

Способность к сочувствию не проявляется.

  1. Когнитивный критерий:

Высокий уровень: К этому уровню относятся дети, у которых полные, существенные, конкретные знания о других нациях и народностях.

Средний уровень: К этому уровню относятся дети, у которых полные, существенные, конкретные знания о других нациях и народностях.

Низкий уровень: К этому уровню относятся дети, у которых отсутствуют знания о других нациях и народностях.

  1. Деятельностный критерий

Высокий уровень: Поведение одобряемо, социально приемлемо, бескорыстно. Готовность к сотрудничеству, имеет желание помочь партнеру. Ребенок умеет общаться с другими людьми и поддерживать хорошие взаимоотношения. Средний уровень: Нет особого желания помогать партнеру. Ребенок не всегда может общаться с другими людьми и поддерживать хорошие взаимоотношения.

Низкий уровень: Пассивность безразличие. Не готов к сотрудничеству. Отсутствует всякое желание помогать, заботиться о партнере. (Таблица 1).

Таблица 1

Критерии сформированности культуры межнационального общения младших школьников

Критерии

Высокий

Средний

Низкий

Эмоционально-мотивационный

Эмоционально адекватен, (сопереживание другим, понимание другого). Проявляется способность к сочувствию, положительно окрашенные эмоции при общении со сверстниками других национальностей и другого пола.

Редко проявляется способность к сочувствию, положительно окрашенные эмоции при общении со сверстниками других национальностей и другого пола.

Неадекватность эмоций. Неадекватное реагирование на события. Способность к сочувствию не проявляется.

Когнитивный

К этому уровню относятся дети, у которых полные, существенные, конкретные знания о других нациях и народностях.

К этому уровню относятся дети, у которых полные, существенные, конкретные знания о других нациях и народностях.

К этому уровню относятся дети, у которых отсутствуют знания о других нациях и народностях.

Деятельностный

Ребенок умеет общаться с другими людьми и поддерживать хорошие взаимоотношения.

Средняя активность. Ребенок не всегда может общаться с другими людьми и поддерживать хорошие взаимоотношения.

Не готов к сотрудничеству. Отсутствует всякое желание помогать, заботиться о партнере.

Результаты проведения методики «Сестренки»

В экспериментальной группе:

- высокий уровень – отсутствует, что составляет 0%;

- средний уровень – 3 ребёнка, что составляет 30%;

- низкий уровень – 7 детей, что составляет 70%.

В контрольной группе:

- высокий уровень – отсутствует, что составляет 0%;

-средний уровень – 5 детей, что составляет 50%;

-низкий уровень – 5 детей, что составляет 50%.

Дети, придумывая концовку рассказа, прямо или косвенно проявляли уважение к ребятам другой национальности, проявляли разное отношение к детям другой национальности. Благодаря данной методике мы выяснили общее впечатление об отношении младших школьников к сверстникам других национальностей, и об уровне сформированности межнационального общения у детей экспериментальной группы.

Результаты проведения методики "Угости конфетой":

В экспериментальной группе:

По эмоционально – мотивационному критерию;

- высокий уровень – 3 ребенка, что составляет 35%;

-средний уровень – 4 детей, что составляет 45%;

- низкий уровень – 2 человека, что составляет 20%.

По когнитивному критерию;

- высокий уровень – 4ребенка, что составляет 45%;

-средний уровень –2 детей, что составляет 20%;

-низкий уровень –3 человека, что составляет 40%.

По деятельностному критерию;

- высокий уровень – 5 детей, что составляет 50%;

- средний уровень – 3 ребенка, что составляет 30%;

- низкий уровень –2 человека, что составляет 20%.

В контрольной группе:

По эмоционально – мотивационному критерию;

- высокий уровень – 3 ребенка, что составляет 25%;

- средний уровень –5 детей, что составляет 50%;

-низкий уровень – 3 человека, что составляет 25%.

По когнитивному критерию:

-высокий уровень – 4ребенка, что составляет 45%;

- средний уровень –3 ребенка, что составляет 35%;

- низкий уровень –2 человека, что составляет 20%.

По деятельностному критерию;

-высокий уровень – 1 ребенок, что составляет 15%;

-средний уровень – 5детей, что составляет 50%;

- низкий уровень –3 человека, что составляет 35%.

Данная диагностика позволила нам выявить, что у большинства детей нашей группы отличаются добротой, толерантностью. Однако некоторые дети оказывали предпочтение к детям тех национальностей, с которыми общаются, к которым они сами относятся.

Контрольный опрос для определения уровня знаний о других нациях и народностях. Этот метод, который нами был использован, представлял собой индивидуальные беседы с детьми экспериментальной группы.

Беседа проводилась по следующим вопросам:

1.Это красивая кукла – русская, а этот нарядно одетый мальчик – татарин. А ты кто?

2.На каком языке мы с тобой разговариваем?

3.Какие народы и национальности живут в нашей стране?

4.Как ты думаешь, чем они отличаются?

5.А что у них общего, чем они похожи друг на друга?

6.Хорошо это или плохо, что в России живут представители разных народов: русские, белорусы, молдаване, украинцы, цыгане, татары, грузины, немцы…? Почему ты так думаешь?

7.Какие страны ты можешь назвать?

Ответы каждого ребенка фиксировались нами на отдельных карточках. У детей нашей экспериментальной группы не вызвали затруднений такие вопросы как: "На каком языке мы с тобой разговариваем?". Так же без затруднения дети ответили на вопрос: "Хорошо это или плохо, что в России живут представители разных народов: русские, белорусы, молдаване, украинцы, цыгане, татары, грузины, немцы…?" Однако мотивировать свой ответ они не смогли. Наибольшие затруднения дети испытывали при ответе на вопросы: "Какие народы и национальности живут в нашей стране, чем они отличаются, а чем похожи?".

В результате проведенной работы выяснилось, что о своей этнической принадлежности знают 30% детей, о том, насколько дети осведомлены о представителях разно-национального окружения свидетельствуют ответы на вопрос "Какие народности национальности ты знаешь?". Полученные в ходе исследования данные также показывают, что дети знают лишь ближайшие национальные группы, но сведения о них весьма ограничены, а в процессе опроса дети, как правило, передают информацию, которую они слышат от окружающих. Отрицательное отношение к отдельным национальностям обусловлено родительским влиянием.

Результаты экспериментальной работы по формированию культуры межнационального общения младших школьников представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты экспериментальной работы по формированию культуры межнационального общения младших школьников

Критерии

Уровни

Экспериментальный класс

Контрольный класс

% до

% после

% до

% после

Эмоционально-мотивационный

Высокий

Средний

низкий

35

45

20

60

30

10

25

50

25

35

45

20

Когнитивный

Высокий

Средний

низкий

45

25

35

55

30

15

45

35

20

45

35

20

Деятельностный

Высокий

Средний

низкий

50

35

15

60

30

10

15

50

35

40

50

10

Таким образом, мы видим, что уровень культуры межнационального общения в контрольной группе явно выше, чем в экспериментальной, но следует учитывать тот факт, что опрос проводился в начале эксперимента.

При анализе результатов опроса, выяснилось, что дети не в полной мере знакомы с существованием множества наций и народностей, недостаточно владеют информацией в данном направление, толерантность не достаточно развита. Это видно на русунках 1,2,3.

Рисунок 1. Диагностика культуры межнационального общения по эмоционально-мотивационному критерию

Рисунок 2. Диагностика культуры межнационального общения по когнитивному критерию

Рисунок 3. Диагностика культуры межнационального общения по деятельностному критерию.

Таким образом, определилась главная цель, которой нужно достигнуть при проведении формирующего эксперимента – это познакомить детей с особенностями, обычаями и традициями разных национальностей, что поможет воспитанию этики межнационального общения, как одного из необходимых моральных качеств личности.

Для опровержения или подтверждения гипотезы нашего исследования был проведен контрольный этап экспериментального исследования, в котором нами были использованы те же диагностические методики, что и на первом этапе: методика "Угости конфетой", методика "Сестренки".

Результаты проведения методики «Сестренки»

В экспериментальной группе:

- высокий уровень – 3 ребёнка, что составляет 30%;

-средний уровень – 7 детей, что составляет 70%;

- низкий уровень – отсутствует, что составляет 0%.

В контрольной группе:

- высокий уровень – отсутствует, что составляет 0%;

- средний уровень – 6 детей, что составляет 60%;

-низкий уровень – 4 ребёнка, что составляет 40%

Наша работа по формированию культуры межнационального общения в формирующем эксперименте позволила сделать вывод, что из 10 детей 7 детей одинаково доброжелательны в своих действиях ко всем этническим группам. У 2 детей присутствует эгоистичность, то есть дети никому не отдают свой выбор, сконцентрировавшись на себе. У 1 ребенка в действиях выражается предпочтение при выборе национальной группы.

Результаты проведения методики "Угости конфетой":

В экспериментальной группе:

По эмоционально – мотивационному критерию;

-высокий уровень – 7 ребенка, что составляет 60%;

-средний уровень – 3 детей, что составляет 30%;

- низкий уровень – отсутствует, что составляет 10%.

По когнитивному критерию;

- высокий уровень – 5ребенка, что составляет 55%;

- средний уровень – 3 детей, что составляет 30%;

- низкий уровень –2 человека, что составляет 15%.

По деятельностному критерию;

- высокий уровень – 5ребенка, что составляет 55%;

- средний уровень – 3 детей, что составляет 30%;• низкий уровень –2 человека, что составляет 15%.

В контрольной группе:

По эмоционально – мотивационному критерию;

-высокий уровень – 3 ребенка, что составляет 35%;

-средний уровень – 4 ребенка, что составляет 45%;

- низкий уровень – 2 ребенка, что составляет 20%.

По когнитивному критерию;

-высокий уровень – 4 ребенка, что составляет 45%;

-средний уровень – 3 детей, что составляет 35%;

- низкий уровень –2 человека, что составляет 20%.

По деятельностному критерию;

- высокий уровень – 3 ребенка, что составляет 40%;

-средний уровень – 5 детей, что составляет 50%;

- низкий уровень –1 человек, что составляет 10%.

Проведенный анализ по методике "Угости конфеткой" позволяет отметить тот факт, что из 10 детей у десяти детей проявилось доброжелательное отношение к людям других национальностей. Недоброжелательного отношения проявили 2 ребенка экспериментальной группы.

В результате эксперимента были выявлены качественные изменения в формировании культуры межнационального общения на основе приобщения к культуре разных народов.

Таким образом, мы убедились, что большинство детей нашей экспериментальной группы стали одинаково доброжелательны ко всем этническим группам. И только у 3 детей мы наблюдали в действиях эгоистичность, недоброжелательность, они никому не отдали свой выбор, сконцентрировавшись на себе.

Результаты данных диагностик позволили сделать вывод, что окружающие предметы, воспитывающие в ребенке чувство красоты, любознательности, должны носить черты национальной культуры, чтобы дети с раннего возраста ощущали себя частью своего народа.

Контрольный этап эксперимента показал, что при использовании определенной системы коллективных творческих дел повышается уровень формирования межнационального общения младших школьников в системе воспитательно-образовательного процесса начальной школы.

Анализируя результат экспериментального исследования, а также сравнивая результаты контрольного и констатирующего эксперимента отмечаем, что у учащихся экспериментального класса повысился уровень межнационального общения.

С целью успешного формирования культуры межнационального общения у младших школьников для педагогов школы было рекомендовано проводить мероприятия с использованием коллективной творческой деятельности: коллективные и интеллектуальные творческие игры по толерантности на уроках и во внеурочной деятельности; создавать для учащихся определенные условия, где они могут проявить свою культуру межнационального общения; учить работать в коллективе, без участия взрослых; включать родителей детей в коллективную творческую деятельность; помогать ребенку в овладении культурой поведения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспитание культуры межнационального общения среди младших школьников – востребованная задача наших дней, которая невозможна без создания необходимых условий: доброжелательности, радости совместной деятельности, доброты и симпатии, интереса друг к другу. Именно в таких условиях жизнь детей в обществе строится на принципах уважения, обогащается опыт общения с людьми разных национальностей.

В итоге экспериментальной части работы было рассмотрено понятие "этика межнационального общения" в психолого-педагогических источниках, определены особенности общения младших школьников, выявлены средства воспитания этики межнационального общения.

Благодаря проведенным мероприятиям, где использовалась совместная творческая деятельность уровень формирования межнационального общения у учащихся повысился.

Исходя из того, что объектом исследования является культура межнационального общения младших школьников в условиях полиэтнического региона, то основное внимание было направлено на рассмотрении процессуальной составляющей, средствам воспитания этики межнационального общения. В ходе которой для детей были проведены обязательные занятия по овладению знаниями о других нациях и народностях, традициях и обычаях людей разных национальностей; использование занятий с применением игры как средства воспитания мира и согласия; широкое применение видов эмоционального воздействия.

Диагностика исходного уровня культуры межнационального общения младших школьников на констатирующем этапе исследования показала, что дети не в полной мере знакомы с существованием множества наций и народностей, недостаточно владеют знаниями в данном направлении, уважение к детям другой национальности недостаточно развита.

Полученные данные послужили практической основой создания и проведения изначального этапа эксперимента по обучению и воспитания культуры межнационального общения.

Для этого разработан план занятий, направленный на обучение и воспитание культуры межнационального общения младших школьников, расширение их межкультурной компетентности, приобретение этнокультурного опыта, навыков положительного межэтнического взаимодействия. С целью повышения уровня культуры межнационального общения у младших школьников нами был проведён изначальный этап эксперимента. Результаты контрольного эксперимента показали качественные изменения этики межнационального общения у детей экспериментальной группы на основе приобщения к культуре разных народов.

Таким образом, на основе проведённой опытно – экспериментальной работы по формированию культуры межнационального общения можно сделать вывод, что совместная творческая деятельность является эффективным средством обучения и воспитания культуры межнационального общения у младших школьников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агеев, В. С. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком // Вопросы психологии. 2018. № 3. – С. 135–140.
  2. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М., 2016. – 256 с.
  3. Андреева, Е. Н. Проблемные переживания асоциальных подростков (группа риска) // Психология современного подростка. – СПб., 2016. – 245 с.
  4. Андреева, Е. Н. Самоотношение подростков // Психология современного подростка. – СПб., 2017. – 456 с.
  5. Андреева, Т. В. Образы партнера по общению и супруга у студентов университета // Ананьевские чтения -2018: Материалы научно-практической конференции. – СПб., 2018. – 256 с.
  6. Андреева, Т. В. Социальная психология семейных отношений / Т. В. Андреева. – СПб. 2018. – 245 с.
  7. Антоненко,Т. В. Доверие: социально-психологический феномен / Т.В. Антоненко. – М., 2018. – 126с.
  8. Бодалев, А. А. Психология общения / А. А. Бодалев. – М.; Воронеж. 2018. – 356 с.
  9. Бороздина, Г. В. Психология делового общения / Г. В. Бороздина. – М., 2017. – 245 с.
  10. Бреслав, Г. М. Психология эмоций / Г. М. Бреслав. – М., 2018. – 213 с.
  11. Буева, Л. П. Человек: деятельность и общение / Л. П. Буева. – М., 2016. – 215 с.
  12. Веденов, А. В. Потребность в общении // Советская педагогика. 2018. – 145 с.
  13. Волкова, А. Н. Социально-психологические факторы супружеской совместимости: Автореф. дис. канд. Наук / А. Н. Волкова. – Л. – 2019. – 123 с.
  14. Галигузова, Л. Н. Ступени общения / Л. Н. Галигузова. – М., 2017. – 215 с.
  15. Гозман, Л. Я. Психология эмоциональных отношений. – М., 2016. – 225 с.
  16. Гозман, Л. Я. Психология симпатий / Л. Я. Гозман. – М., 2017. – 216 с.
  17. Головаха, Е. И., Панина, И. В. Психология человеческого взаимопонимания / Е. И., Головаха, И. В. Панина. – Киев, 2017. – 216 с.
  18. Гончаров В. А. Динамика межличностных взаимоотношений в искусственно реорганизованной малой группе // Психология XXI века: Тезисы Международной межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов. – СПб., 2017. – 206 с.
  19. Горелов, И. Н. Невербальные компоненты коммуникации / И. Н. Горелов. – М., 2017. – 206 с.
  20. Грачев, Г. В. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия / Г. В. Грачев, И. К. Мельник. – М., 2019. – 198 с.
  21. Доценко, Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита / Е. Л. Доценко. – М., 2017. – 128 с.
  22. Исмагилова А. Г. Xарактеристика индивидуальных стилей общения воспитателей детских садов // Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. – Пермь, 2017. – 200 с.
  23. Караяни, А. Г. Психология и этика делового общения / А. Г. Караяни. – 2017. – 354 с.
  24. Козлова, Г. В. Костюм как знаковая система / Г. В. Козлова. – М., 2016. – 304 с.
  25. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб., 2017. – 245 с.
  1. Гозман, Л. Я. Психология симпатий / Л. Я. Гозман. – М., 2017. C.216

  2. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб., 2017. C.245

  3. Галигузова, Л. Н. Ступени общения / Л. Н. Галигузова. – М., 2017. C.215

  4. Головаха, Е. И., Панина, И. В. Психология человеческого взаимопонимания / Е. И., Головаха, И. В. Панина. – Киев, 2017. C.216

  5. Агеев, В. С. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком // Вопросы психологии. 2018. № 3. С.135–140.

  6. Гончаров В. А. Динамика межличностных взаимоотношений в искусственно реорганизованной малой группе // Психология XXI века: Тезисы Международной межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов. – СПб., 2017. C.206

  7. Козлова, Г. В. Костюм как знаковая система / Г. В. Козлова. – М., 2016. C.304

  8. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М., 2016. C.256

  9. Бороздина, Г. В. Психология делового общения / Г. В. Бороздина. – М., 2017. C.245

  10. Андреева, Е. Н. Проблемные переживания асоциальных подростков (группа риска) // Психология современного подростка. – СПб., 2016. C.245

  11. Антоненко,Т. В. Доверие: социально-психологический феномен / Т.В. Антоненко. – М., 2018. C.126

  12. Гозман, Л. Я. Психология эмоциональных отношений. – М., 2016. C.225

  13. Караяни, А. Г. Психология и этика делового общения / А. Г. Караяни. – 2017. C.354

  14. Волкова, А. Н. Социально-психологические факторы супружеской совместимости: Автореф. дис. канд. Наук / А. Н. Волкова. – Л. – 2019. C.123

  15. Горелов, И. Н. Невербальные компоненты коммуникации / И. Н. Горелов. – М., 2017. C.206

  16. Грачев, Г. В. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия / Г. В. Грачев, И. К. Мельник. – М., 2019. C.198

  17. Андреева, Е. Н. Самоотношение подростков // Психология современного подростка. – СПб., 2017. C.456

  18. Доценко, Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита / Е. Л. Доценко. – М., 2017. C.128

  19. Веденов, А. В. Потребность в общении // Советская педагогика. 2018. C.145

  20. Бреслав, Г. М. Психология эмоций / Г. М. Бреслав. – М., 2018. – 213 с.