Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие личности детей дошкольного возраста (Понятие сущность сюжетно-ролевой игры)

Содержание:

Введение

Актуальность проблемы. Дошкольный возраст детей – короткий, но при этом очень важный этап в развитии и становлении личности. В данный период жизни ребенок приобретает первые взгляды об окружающем его мире. У ребенка начинает формироваться представления об отношениях к людям, складывается черты его характера, навыки правильного поведения. Сюжетно – ролевая игра занимает в дошкольном возрасте детей особое место, так как именно в ней складываются главные моменты психического развития ребенка. Выбор данной темы определяется несколькими причинами: во-первых, игра занимает ведущее место в развитии дошкольников, а сюжетно – ролевая игра при этом, имеет особое значение; во – вторых, повышенное внимание к другим видам обучения детей дошкольного возраста. Играя, ребенок увлекается, развивается, и, в игре отсутствует частичная выгода, тем самым активизируется способности ребенка. Благодаря игре происходит сплоченность коллектива. Играя, ребенок учится ориентироваться в ситуациях, которые присутствуют в нашем мире. Путем проигрывания в своем вымышленном мире ребенок приобретает психологическую устойчивость, уменьшает стадию тревожности и стресса, активно стремится к поставленной цели. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду.

Предмет исследования – влияние сюжетно-ролевой игры на развитие личности дошкольников.

Объектом исследования выступает психолого-педагогические возможности сюжетно-ролевой игры.

Целью исследования является теоретическое изучение и проверка влияния сюжетно-ролевой игры на развитие личности дошкольников.

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать имеющуюся литературу по выбранной мною теме;
  2. Обосновать значение сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка, этапы ее становления;
  3. Дать классификацию видам сюжетно-ролевой игры;
  4. Выявить значение сюжетно-ролевой игры в развитии личности детей дошкольного возраста.

Профессор П.Ф.Лесгафт писал: “Игра есть упражнение, при посредстве которого ребенок готовится к жизни. Игры составляют самое выгодное занятие для ребенка, при посредстве которого он обыкновенно приучается к тем действиям, которые ложатся в основание его привычек и обычаев, причем эти занятия обыкновенно связаны с возвышающим чувством удовольствия”[1].

В. А. Сухомлинский: «Без игры нет, и не может быть полноценного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».[2]

Данную проблему исследовали многие ученые как В.А. Сухомлинский, А.С.Макаренко, Л.С.Выготский, Д.Б. Эльконин с точки зрения психологии и т.д. Перечень использованных источников будет опубликован в конце работы. Надежность использованных источников литературы объясняется тем, что многие из них изданы академией наук, университетом, или серьезным издательством.

При написании данной работы в качестве основных метод были использованы:

  1. Метод анализа;
  2. Метод наблюдения;
  3. Исторический метод.

Данная работа включает в себя введение, заключение, список использованной литературы, состоит из двух глав. Первая глава работы посвящена понятию и сущности сюжетно-ролевой игры и состоит из параграфов. В первом параграфе дается характеристика сюжетно-ролевой игры в целом, а также сюда включено рассмотрение истории ее происхождения и этапы становления сюжетно-ролевой игры. Во втором параграфе рассматриваются структура, содержание и виды сюжетно-ролевой игры.

Вторая глава посвящена конкретно рассмотрению темы «Влияние сюжетно-ролевой игры в развитии личности дошкольника» и состоит из трех параграфов. В первом параграфе рассматривается личностное формирование дошкольника в процессе игровой деятельности. Второй параграф посвящен рассмотрению уровней сюжетно-ролевой игры. В третьем параграфе освещается организация сюжетно-ролевой игры в развитии личности дошкольника.


 

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

1.1 Характеристика сюжетно-ролевой игры как средство развития личности дошкольника, история происхождения

Ведущую форму деятельности ребенка составляет игра, которая и удовлетворяет недостатки реальности. Играя, снимается напряжение, которое ребенок приобретает в течение дня. С другой стороны, игра также является развлечением и веселым времяпровождением для каждого ребенка. С помощью игры происходит адаптация детей в социуме. Через игру ребенок развивается.

В отличие от других видов деятельности, игра широко раскрывает все характерные черты личности. В процессе игры ребенок видит все свои личные свойства и качества. Выявленные особенности личности каждого ребенка во время игры позволяет воздействовать на его всестороннее развитие. Важной задачей игры является то что, чтоб ребенок мог достичь цели преодолев при этом препятствия. Все свои жизненные впечатления и переживания в повседневной жизни дошкольники отражают в условно-игровой форме. Игровая ситуация воспитывает, увлекает, развивает ребенка.

Советский педагог В.А.Сухомлинский писал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».[3] Именно во время игры впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир. И это является самым общим значением игры.

В дошкольном возрасте игра связана с работой творческого воображения. Через игру ребенок воспроизводит реальные действия в воображаемых обстоятельствах. Под влиянием воспитателя, игра дошкольников усложняется, дети начинают брать на себя определенные роли.

Сюжетно-ролевая игра- это ведущая деятельность детей в дошкольном возрасте. Ее многие ученые рассматривают как творческий вид игры. Через сюжетно-ролевую игру дети учатся отражать явления окружающего их мира через ролевое взаимодействие. Данному виду игр характерны такие признаки как самостоятельность детей, творчество, активность, эмоциональная насыщенность, игра в коллективе, увлеченность. Сущность сюжетно-ролевой игры в том, что она деятельность отражательная, то есть основной источник в ней это окружающая среда, жизнь и деятельность взрослых, мам и пап, сверстников. Воображаемая ситуация – основа сюжетно – ролевой игры, а самостоятельность детей – главная ее черта. В такой ситуации дети самостоятельно выбирают тему игры, сами решают, кто и какую роль будет выполнять, где будут играть, самовольно выбирают партнеров, сами устанавливают правила игры, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения и т.д. Дети берут на себя роли взрослых, и выполняют эту роль в созданной самим игровой обстановке.

Но самый важный момент в сюжетно-ролевой игре такой: дети, играя, воплощают свои представления, свои отношения к тому событию, которое они разыгрывают.

Как было уже отмечено, сюжетно-ролевая игра это творчество детей, и эмоционально насыщена. Впечатления дошкольников при такой игре всегда пополняются, уточняются, преобразовываются, качественно изменяются. С помощью этого игра становится формой практического познания окружающего мира. Каждая сюжетно-ролевая игра благодаря своей эмоциональной насыщенности доставляет детям радость, удовольствие.

Важное значение сюжетно-ролевая игра имеет при формировании мышления, готовности детей к школе, их психического развития. Дошкольный период жизни ребенка есть сенситивный период формирования мышления. Именно в таком возрасте у ребенка появляются личностные механизмы поведения, возникают предпосылки к самоконтролю. А наиболее эффективно это все происходит через сюжетно-ролевую игру.

Играя ребенок создает желанное будущее. Как писал Л. С. Выготский в своих работах, "игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка»[4].

Сюжетно-ролевая игра имеет огромное значение в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников, а также связана с наблюдениями повседневной жизни. Играя в такие игры, все стороны личности дошкольников формируются во взаимодействии и в единстве.

С появлением интереса к труду, к подвигам взрослых, у дошкольников появляются стремлением подражать любимым героям, появляются первые взгляды и мечты к будущей профессии.

Через сюжетно-ролевую игру детям открывается огромный спектр для выдумки и экспериментирования, требуется самостоятельный выбор решения поставленных задач. Дети а таких играх вступают в общение со сверстниками, их объединяет общие задачи, совместные переживания, общие усилия к ее достижению. Именно игровые переживания способствуют появлению у дошкольников благородных стремлений, навыков коллективной жизни, добрых чувств. А задача воспитателя в такой ситуации заключается в том, что ор должен создать между детьми дружественные и справедливые отношения, ответственность перед товарищами, постараться, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива.

В сюжетно- ролевой игре у дошкольников воспитывается отношение к труду, они воображают людей различных профессии подражая их действиям и отношениям к труду. При таких ситуациях игра служит основанием и побудителем к работе, то есть дети начинают изготавливать необходимые атрибуты для игры.

Сюжетно-ролевая игра имеет свое значение и в эстетическом воспитании детей, так как в этой деятельности проявляется и развивается творческое воображение, способность к замыслу, развивается ритм и красота движений. Обдуманный подбор игрушек помогает формированию художественного вкуса.

Таким образом, в дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра становится важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива.

Изучением особенностей сюжетно-ролевой игры занимались такие психологи и педагоги как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, Д.В. Менжерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко.

В своей разработке «Психологические основы дошкольной игры» А.Н.Леонтьев дает такое описание происхождения детской ролевой игры: “в ходе деятельности ребенка возникает противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти операции (т.е. способов действия) – с другой. Ребенок хочет сам управлять автомобилем, он сам хочет грести на лодке, но не может осуществить этого действия… потому, что он не владеет и не может овладеть теми операциями, которые требуются реальными предметными условиями данного действия... Это противоречие… может разрешиться у ребенка только в одном - единственном типе деятельности, а именно в игровой деятельности, в игре… Только в игровом действии требуемые операции могут быть заменены другими операциями, а его предметные условия - другими предметными условиями, причем содержание самого действия сохраняется”.[5]

Возникновение ролевой игры в ходе исторического развития общества является одним из труднейших для исследования. Д.Б. Эльконин в своих работах указывает на раннюю самостоятельность, как характерную черту детей, живущих в первобытном обществе[6].

Многие исследователи происхождения сюжетно-ролевых игр задавались такими вопросами как существовала ли ролевая игра у детей на той ступени развития общества, когда орудия труда были еще достаточно примитивными, разделение труда основывалось на естественных возрастно-половых различиях, дети являлись равноправными членами общества, участвовавшими в общем труде в соответствии со своими возможностями. Не смотря на разные исследования, точного ответа на данный вопрос так и нет на сегодняшний день. Однако, многие этнографы, исследовавшие первобытные народы, акцентировали внимание на то что, «дети играют мало, а если и играют, то в те же игры, что и взрослые, и их игры не являются ролевыми»[7].

Такие исследователи как А.В. Черкова, Д.Б. Эльконин, Д.В. Менджерицкая указывают на то, что сюжетно-ролевая игра появляется в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений, определенными социальными условиями жизни ребенка в обществе. Вместе с возникновением ролевой игры возникает и новый период в развитии ребенка, который по праву может быть назван периодом ролевых игр и который в современной детской психологии и педагогике носит название дошкольного периода развития»[8].

По данным исследований ученых и педагогов можно сделать такой вывод, что некоторое время игры не было, а был только труд. Вместе с эволюцией человека и игра появилась, и прототип труда. Детские игры ничем не отличались от взрослых, а сюжетно-ролевых игр и совсем не было. Появление сюжетно-ролевых игр обязано драматическому искусству взрослых.

Таким образом подводя итоги данному параграфу сделаем следующие выводы:

1.В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра становится важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива.

2. Изучением особенностей сюжетно-ролевой игры занимались такие психологи и педагоги как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, Д.В. Менжерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко.

3. По данным исследований ученых и педагогов можно сделать такой вывод, что некоторое время игры не было, а был только труд. Вместе с эволюцией человека и игра появилась, и прототип труда. Детские игры ничем не отличались от взрослых, а сюжетно-ролевых игр и совсем не было. Появление сюжетно-ролевых игр обязано драматическому искусству взрослых.

Структура, содержание и виды сюжетно-ролевой игры

Рассмотрим структуру сюжетно – ролевой игры. Структура сюжетно-ролевой игры особенная, специфичная. Ее структура состоит из таких компонентов как сюжет и ее содержание, роли, игровые действия, игровой замысел, правила, которые устанавливаются с самими детьми или диктуются взрослыми. И все эти компоненты между собой тесно связаны[9].

Игровой замысел представляет собой общее определение того, во что играют дети. Например, «в школу», один из детей учитель, другие ученики и сидят они за столом (партами) и выполняют какое-либо задание. Игровой замысел формулируется в речи или «на словах», является стержнем игры, отражается в игровых действиях.

Сюжет является главным компонентом сюжетно-ролевой игры. Без сюжета не может быть игры. В сюжете детьми используются такие действия: 1) оперативные; 2) изобразительные - «как будто».

Сюжет игры рассматривают как ту сферу деятельности, которая воспроизводится самими детьми. Исходя из этого, выделяют такие виды сюжетно-ролевых игр:

Первый вид – «бытовые сюжеты», то есть игры «в дом», «семью», «праздник» и т.д.

Второй вид – общественные или производственные игры, где отражается труд различных профессий. Например, школа, библиотека, почта, магазин, самолет и т.д.

Третий вид - героико-патриотические темы. Здесь, соответственно, отражаются героические подвиги нашего народа. Например, герои войны, космические полеты и т.д.

Четвертый вид - игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», из серии мультфильмов - в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену, Машу и Медведя и т.д.

Пятый вид это режиссерские игры. Здесь ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия игрушек, действуя и за себя и за игрушек.

Что касается содержания сюжетно-ролевой игры, то здесь следует обратить внимание на следующие моменты. Содержание игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он выполняет. Для дошкольника роль - это его игровая позиция. То есть дошкольный ребенок отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действия его заключаться будут в соответствии с представлениями о данном персонаже. Роль всегда воображает кого – то: человека или животного. Дошкольник, изображая их, играет определенную роль. Но ребенок не просто разыгрывает эту роль, он живет в образе и верит в его правдивость. Играя, например, капитана на корабле, ребенок отражает лишь те его черты, которые необходимы по ходу игры: капитан дает команды, смотрит в бинокль, заботится о пассажирах и матросах. Выделяют такие следующие роли: 1- эмоционально-привлекательные, например, мама или доктор. 2 – роли, значимые для игры, например, директор магазина и др.

Для, определения и регулирования поведения и взаимоотношения играющих в процессе игры дошкольники устанавливают правила. Иногда правила устанавливаются взрослыми. С помощью этих правил сюжетно-ролевая игра становится организованной устойчивой.

Все перечисленные компоненты сюжетно-ролевой игры являются типичными. Однако, они по-разному соотносятся в разных видах игр и имеют разное значение.

Выделяют нижеследующую классификацию сюжетно-ролевых игр:

1)По содержанию сюжетно-ролевые игры бывают: игры, отражающие труд взрослых, событий общественной жизни, отражающие быт;

2)По организации, количеству участников – коллективные, групповые, индивидуальные.

3) По виду – разыгрывание сказок, мультфильмов; строительные; игры, сюжет которых дети сами придумывают[10].

В сюжетно-ролевой игре важное место занимают игрушки. Они могут быть как готовыми, так и самодельными.

Таким образом, структура сюжетно-ролевой игры особенная, специфичная. Ее структура состоит из таких компонентов как сюжет и ее содержание, роли, игровые действия, игровой замысел, правила, которые устанавливаются с самими детьми или диктуются взрослыми. И все эти компоненты между собой тесно связаны. Сюжет является главным элементом игры, представляющий собой отражение ребенком окружающей его мира. По видам сюжетно ролевые игры бывают: отражающие труд взрослых, событий общественной жизни, отражающие быт; коллективные, групповые, индивидуальные; разыгрывающие содержание сказок, мультфильмов; строительные; а также игры, сюжет которых дети сами придумывают.

2 ВЛИЯНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Личностное формирование дошкольника в процессе игровой деятельности

Сюжетно-ролевая игра- это ведущая деятельность детей в дошкольном возрасте. Ее многие ученые рассматривают как творческий вид игры. Через сюжетно-ролевую игру дети учатся отражать явления окружающего их мира через ролевое взаимодействие.

В играх проявляется творческое воображение ребенка, который учится оперировать предметами и игрушками как символами явления окружающей жизни, придумывает разнообразные комбинации превращения, через взятую на себя роль выходит из круга привычной повседневности и ощущает себя активным "участником жизни взрослых", как говорил Д. Б. Эльконин[11].

В играх дошкольник создает через воображаемую ситуацию желанное будущее. Как писал Л. С. Выготский в своих работах, "игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка»[12].

В личностном развитии ребенка сюжетно-ролевая игра играет важную роль. В системе нравственного, эстетического, трудового, физического воспитания она занимает особое место, а также состоит в тесной взаимосвязи с обучением на занятиях, с наблюдениями быта.

Через сюжетно-ролевую игру детям открывается огромный спектр для выдумки и экспериментирования, требуется самостоятельный выбор решения поставленных задач. Дети в таких играх вступают в общение со сверстниками, их объединяет общие задачи, совместные переживания, общие усилия к ее достижению. Именно игровые переживания способствуют появлению у дошкольников благородных стремлений, навыков коллективной жизни, добрых чувств. А задача воспитателя в такой ситуации заключается в том, что ор должен создать между детьми дружественные и справедливые отношения, ответственность перед товарищами, постараться, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива.

В сюжетно- ролевой игре у дошкольников воспитывается отношение к труду, они воображают людей различных профессии подражая их действиям и отношениям к труду. При таких ситуациях игра служит основанием и побудителем к работе, то есть дети начинают изготавливать необходимые атрибуты для игры.

Сюжетно-ролевая игра имеет свое значение и в эстетическом воспитании детей, так как в этой деятельности проявляется и развивается творческое воображение, способность к замыслу, развивается ритм и красота движений. Обдуманный подбор игрушек помогает формированию художественного вкуса.

Играя в сюжетно-ролевые игры, у дошкольников расширяется кругозор, развивается интерес к труду, к различным профессиям взрослых, появляются первые представления о будущих профессиях, появляются первые мечты, стремление подражать любимым героям. Все вышеперечисленное служит основанием делать сюжетно-ролевую игру важным средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном детстве.

Сюжетно-ролевые игры имеют важное значение в развитии личности ребенка: играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Например, если игра творческая, то дети начинают выдумывать, экспериментировать. Если игра с определенными установленными правилами, то от ребенка потребуется самостоятельное решение поставленной проблемы[13].

Многие ученые рассматривают сюжетно-ролевую игру как самостоятельную деятельность, при которой дошкольники вступают общение со сверстниками[14]. В данном общении детей объединяет их общая цель, совместные усилия к достижению поставленной цели, их общие переживания.

Л.В. Артёмова, анализируя дошкольников в театрализованной игре, отметила мысль о том, что ребенок, последовательно разыгрывая все роли в одной игровой ситуации, действительно изменяет свою позицию. И это называют “эмоциональной децентрацией”, т.е. умением выделять переживания других людей происходящее не только и столько за счет изменения позиции, взятой самой по себе, а за счет того, что изменение позиции приводит к необходимой и возможной координации детьми в сюжетно-ролевой игре различных точек зрения.[15]

А.В. Запорожец определил два плана сюжетно-ролевой игры:

Первое - сюжетно-ролевые отношения;

Второе - реальные отношения по поводу игры[16].

Сюжетно-ролевые отношения, по своей сущности являясь своеобразным материальным этапом, на который моделируется сфера человеческих взаимоотношений, преимущественно определяют развитие у дошкольников умения выделять и лучше познавать те стороны своих взаимоотношений с другими детьми, которые регулируются нравственными нормами.

Огромное значение игры (сюжетно-ролевой в частности) для личностного формирования личности дошкольника, ведь ребёнок формируется при выполнении правил в сюжетно-ролевых отношениях и при общении со сверстниками в реальных отношениях по поводу игры.

Но самый важный момент в сюжетно-ролевой игре такой: дети, играя, воплощают свои представления, свои отношения к тому событию, которое они разыгрывают.

Таким образом, в личностном развитии дошкольников сюжетно-ролевая игра играет важную роль и оказывает влияние при становлении индивидуальности и формирования детского коллектива.

Уровни игровой деятельности

По мнению многих отечественных ученых игра имеет социальное происхождение. Ее возникновение исследователи связывают с историческим развитием общества. Когда ребенок видит деятельность взрослых, он пытается подражать ей и переносит ее в игру. Психологи рассматривали сюжетно- ролевую игру как проявление особой живости, беззаботности и фантазии.

Д.Б.Эльконин отметил, что единицу игры составляет именно роль и связанные с ней действия по ее реализации. Психологическое содержание игры составляет моделирование социальных отношений и ситуаций, «отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни»[17].

Д. Б. Эльконин обращал внимание на то, что уровни развития игры одновременно являются и стадиями развития, то есть с возрастом дошкольников растет и уровень развития игры. Он выделил четыре уровня развития сюжетно-ролевой игры. Рассмотрим их.

В первом уровне развития игры центральное место занимает действия с определенными предметами, направленные на соучастника игры. Например, это могут быть действиями «мамы» или «воспитателя», которые направлены на детей. На данном этапе роли по факту есть, однако они определяются характерами действий. Здесь роли не называются и дошкольники не называют себя именами лиц, которых они разыгрывают. Действия детей однообразны и повторяются. Например, кормления при переходе от одного блюда к другому. На данном уровне логику действий можно легко нарушить, без протестов со стороны детей.

Во втором уровне основным содержанием игры - это действие с предметом. Однако на первый план на данном уровне выдвигается соответствие игрового действия реальному действию. Роли озвучивают сами дети. Имеется разделение функции. Логика действий сводится к жизненной последовательности, расширяются количество действий. Возможны нарушения действий.

Основное содержание третьего уровня – это выполнение роли и вытекающих из него действий. Примером таких действий служит обращение к другим участникам игры, то есть, например обращение к повару «Дайте мне, пожалуйста, первое». На данном уровне роли четко выделены. Да начала игры дети уже озвучивают свои роли. Характер действий детей определяется взятой на себя ролью. Действия уже разные, то есть, во время игры дети не только кормят друг друга например, но и спать укладывают, читают сказки и т.п. Здесь недопустимо нарушение логики. Протест на нарушение логики сводится на то, что «так не бывает».

На четвертом уровне основное содержание игры сводится на выполнение действий, связанные с отношением к другим людям, роли которых выполняют дошкольники. Например, если ребенок выполняет роль воспитательницы, то действия будут такими: «Идите к столу, но вымойте сначала руки». Роли четко выделены, ролевые функции тесно взаимосвязаны. Игровые действия разнообразны, и идут в четкой последовательности, Правила заранее озвучены, и их нельзя нарушать.

По мнению Д. Б. Эльконина, все эти уровни являются и стадиями развития сюжетно-ролевой игры. С возрастом детей растет уровень развития игры. Но это не означает, что эти определены именно возрастом детей. дошкольников одного возраста могут быть разные уровни. Между первым и вторым, а также между четвертыми и третьими уровнями развития игры имеется много общего. Д.Б.Эльконин этому дает такое объяснение: существует две основные и важные стадии развития игры. Первая стадия – 3-5 лет – основное содержание игры это социальные предметные действия, которые соотносятся с логикой реальных действий. Основное содержание второй стадии (5-7 лет) – это социальные отношения между людьми и общественный смысл их деятельности.

Таким образом, суть сюжетно-ролевой игры сводится к отражению социальных отношений между людьми. С возрастом детей растет уровень развития игры. Но это не означает, что эти определены именно возрастом детей. дошкольников одного возраста могут быть разные уровни. Содержание сюжетно-ролевых игр постоянно развивается. И это развитие имеет определенные стадии. Во время игры поведение ребенка подчиняется определенным правилам. Существенным моментом для развития игры является отношение ребенка к выполняемой им роли.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал: «В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями»[18].

.

Организация сюжетно-ролевой игры в старших и подготовительных группах

Дети с каждым днем растут и развиваются, тем самым для них более ценной бывает игра для становления самодеятельных форм поведения. То есть у дошкольников появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами (дидактические, подвижные), находить партнеров, ставить цель и выбирать средства для реализации своих замыслов. Как правило, самодеятельная игра, требует от дошкольника умения и навыки устанавливать взаимоотношения со сверстниками. В таких неформальных детских объединениях начинает выявляться разные черты характера ребенка, его привычки, представления об окружающем, различные умения. Примером могут служить такие моменты как умение самостоятельно находить выход из возникающих в игре проблемных ситуаций, умение самостоятельно организовать реальную (а не воображаемую) трудовую деятельность для решения игровых задач. У воспитателя при организации игровой деятельности дошкольников, возникает необходимость решения следующих задач:

1)Научиться считаться с мнением товарищей;

2)Учить детей без конфликтов распределять игровой материал и роли между участниками;

3)Приучать детей уважать интересы и права друг друга;

4) Формулировать познавательный интерес и организационные навыки;

5) Учить навыкам самоорганизации, распределять роли между собой;

6) Воспитывать нравственные чувства, а также умственную активность;

7) Закрепить умение самостоятельно ставить игровые задачи;

8) Развивать творческое воображение;

9) Закрепить положительные чувства и привычки;

10) Способствовать выявлению и формированию разнообразных интересов и способностей;

11) Побуждать у детей широко и творчески использовать знания о работе взрослых;

12) Воспитывать чувство юмора, доброжелательность, готовность помочь пострадавшему, дружеские взаимоотношения;

13) Расширять представление детей о профессиях родителей и применять в игре;

14) Воспитывать бережное отношение к игрушкам, учить выполнять установленные правила, умению договариваться на игру;

15) Развивать желание ставить разнообразные игровые задачи и выбирать способы их решения.

К пятому году жизни у детей формируются такие способы построения сюжетной игры, как условные действия с игрушками, ролевое поведение. Для того чтобы действительно переводить детей на новую, более высокую ступень сюжетной игры, надо хорошо представлять дальнейшую ее эволюцию. Одна из линий развития сюжетной игры дошкольников – это фантазирование. Совместная с другими товарищами игра-фантазирование развивает воображение, творчество, обогащает эмоциональную жизнь детей, позволяя полнее реализовать значимые переживания. Для такой игры необходимо уметь комбинировать разнообразные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы. Понятно, дошкольники еще не могут самостоятельно развертывать игру-фантазирование в четко речевом плане, но возможность перехода на эту новую ступень закладывается уже в старшем дошкольном возрасте» [19].

Необходимо отметить, что сюжетной – ролевой игре отсутствует предварительное планирование и жесткое следование плану. В этом и есть ее специфика и сущность, то есть свобода выбора действий.

Перед тем как играть, детьми в первую очередь определяется тема игры в общем виде. Далее события в сюжете постепенно наращиваются, как снежный ком. Н.А. Короткова и Н.Я.Михаленко отмечают, что «для того чтобы дети могли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно, несмотря на всю прихотливость индивидуальных замыслов, необходимо овладение новым, более сложным способом построения игры, то есть совместным сюжетосложением. Это включает умение ребенка выстраивать новые последовательности событий в игре. Но при этом детям следует быть ориентированным на партнеров-сверстников. Это объясняется следующим образом: сверстникам необходимо озвучить, какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров (ведь они могут предложить совсем другие события); а также умение комбинировать предложенные им самим и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры»[20].

Все сложные умения можно осуществить с помощью совместной игры с взрослыми детьми. Как утверждают Н.А. Короткова и Н.Я.Михаленко, совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения, то есть «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый переводит детей к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового». Инструментом для такого постепенного «расшатывания» могут быть известные темы сказок и мультфильмов. По своей природе сказка похожа игре. С помощью сказки дети погружаются в а атмосферу условности, вымысла.

По мере овладения умениями совместно комбинировать разнообразные события, воспитателю следует стимулировать детей к соединению творческого построения сюжета с ролевыми взаимодействиями. Чтоб это осуществить воспитатель включает детей в игру, где участникам предлагаются роли, принадлежащие разным смысловым сферам – разные роли. Это может быть Буратино и воспитатель, космонавт и учитель и т.п.

Далее воспитатель предлагает детям придумать не сказки, а «настоящие истории». Сочиняя с детьми такие «настоящие истории» педагог в первую очередь должен исходить из детских интересов и одновременно стимулировать других участников к использованию тех знаний, которые они получают на занятиях, экскурсиях, из книг и кинофильмов».

Характер игры-придумывания воспитателя с детьми в ходе педагогической работы меняется таким образом:

Первый момент – это совместное «вспоминание» (пересказ) известной сказки;

Второй момент - частичное преобразование известной сказки;

Третий момент - придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов;

Четвертый момент - развертывание нового сюжета с разными ролями в процессе «телефонных разговоров»;

Пятый момент - придумывание новых историй на основе реалистических событий.

Если ребенок отказывается включаться в игру, то ни в коем случае нельзя настаивать на этом – лучше пусть такой ребенок понаблюдает за играющими детьми, это тоже полезно. Сюжетно-ролевая игра будет интересным, если уровень умений участников примерно одинаков.

«Как изменяется самостоятельная сюжетная игра старших дошкольников под влиянием систематического формирования у них новых игровых умений?»[21]. в первую очередь появляется установка на придумывание новой, интересной игры. Придуманные детьми сюжеты игры становятся разными. События и роли так комбинируются, что игра уже не укладывается в простое определение типа «Стройка», «Школа», «Магазин» и тому подобное. Стремительное развитие событий в процессе игры приводит к свертыванию многих действий с предметами, которые лишь обозначаются в речи.

Обычно в игру вступают 3-4 ребенка, при этом возрастает инициатива всех участников. Они меньшей степени зависят от активности одного ребенка-лидера. Умение детей прислушаться к сверстникам, соединить их замыслы со своими замыслами, приводит к уменьшению конфликтов в игре.

Подводя итоги необходимо отметить, что на каждом возрастном этапе педагогический процесс по отношению к игре должен быть двучастным, то есть состоять из ситуаций формирования игровых умений в совместной игре взрослого с детьми. При этом взрослый должен являться «играющим партнером». И игра должна быть самостоятельной детской игрой, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для нее.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Объектом исследования было психолого-педагогические возможности сюжетно-ролевой игры. Дошкольный возраст детей – короткий, но при этом очень важный этап в развитии и становлении личности. В данный период жизни ребенок приобретает первые взгляды об окружающем его мире. У ребенка начинает формироваться представления об отношениях к людям, складывается черты его характера, навыки правильного поведения. Сюжетно – ролевая игра занимает в дошкольном возрасте детей особое место, так как именно в ней складываются главные моменты психического развития ребенка.

Играя, ребенок увлекается, развивается, и, в игре отсутствует частичная выгода, тем самым активизируется способности ребенка. Благодаря игре происходит сплоченность коллектива. Играя, ребенок учится ориентироваться в ситуациях, которые присутствуют в нашем мире. Путем проигрывания в своем вымышленном мире ребенок приобретает психологическую устойчивость, уменьшает стадию тревожности и стресса, активно стремится к поставленной цели. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду.

Предмет исследования являлось влияние сюжетно-ролевой игры на развитие личности дошкольников. В детских садах необходимо уделять больше времени сюжетно-ролевой игре, учить детей играть, умело и творчески организовывать её, уметь заинтересовать ребёнка в этом виде игры, чтобы дети не были увлечены виртуальным миром компьютерных игр, а жили реальностью и развивались. А самый важный момент, чтобы им такая игровая деятельность нравилась детям и приносило впечатления и эмоции.

Также необходимо отметить, что поставленная цель исследования и задачи реализованы.

В данной работе раскрыто понятие и сущность сюжетно-ролевой игры, а также структура, содержание и виды сюжетно-ролевых игр. Также рассмотрена история происхождения сюжетно-ролевых игр.

Изучением особенностей сюжетно-ролевой игры занимались такие психологи и педагоги как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, Д.В. Менжерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко.

По данным исследований ученых и педагогов можно сделать такой вывод, что некоторое время игры не было, а был только труд. Вместе с эволюцией человека и игра появилась, и прототип труда. Детские игры ничем не отличались от взрослых, а сюжетно-ролевых игр и совсем не было. Появление сюжетно-ролевых игр обязано драматическому искусству взрослых.

Рассмотрено влияние сюжетно-ролевой игры на развитие личности детей дошкольного возраста, уровни игровой деятельности, а также организация сюжетно-ролевой игры в старших и подготовительных группах.

Сюжетно-ролевая игра- это ведущая деятельность детей в дошкольном возрасте. Ее многие ученые рассматривают как творческий вид игры. Но самый важный момент в сюжетно-ролевой игре такой: дети, играя, воплощают свои представления, свои отношения к тому событию, которое они разыгрывают.

В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра становится важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива.

Таким образом, структура сюжетно-ролевой игры особенная, специфичная. Ее структура состоит из таких компонентов как сюжет и ее содержание, роли, игровые действия, игровой замысел, правила, которые устанавливаются с самими детьми или диктуются взрослыми. И все эти компоненты между собой тесно связаны. По видам сюжетно ролевые игры бывают: отражающие труд взрослых, событий общественной жизни, отражающие быт; коллективные, групповые, индивидуальные; разыгрывающие содержание сказок, мультфильмов; строительные; а также игры, сюжет которых дети сами придумывают.

В сюжетно- ролевой игре у дошкольников воспитывается отношение к труду, они воображают людей различных профессии подражая их действиям и отношениям к труду. При таких ситуациях игра служит основанием и побудителем к работе, то есть дети начинают изготавливать необходимые атрибуты для игры.

Сюжетно-ролевая игра имеет свое значение и в эстетическом воспитании детей, так как в этой деятельности проявляется и развивается творческое воображение, способность к замыслу, развивается ритм и красота движений. Обдуманный подбор игрушек помогает формированию художественного вкуса.

Играя в сюжетно-ролевые игры, у дошкольников расширяется кругозор, развивается интерес к труду, к различным профессиям взрослых, появляются первые представления о будущих профессиях, появляются первые мечты, стремление подражать любимым героям. Все вышеперечисленное служит основанием делать сюжетно-ролевую игру важным средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном детстве.

Таким образом, суть сюжетно-ролевой игры сводится к отражению социальных отношений между людьми. С возрастом детей растет уровень развития игры. Но это не означает, что эти определены именно возрастом детей. дошкольников одного возраста могут быть разные уровни. Содержание сюжетно-ролевых игр постоянно развивается. И это развитие имеет определенные стадии. Во время игры поведение ребенка подчиняется определенным правилам. Существенным моментом для развития игры является отношение ребенка к выполняемой им роли.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал: «В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями»[22].

Подводя итоги необходимо отметить, что на каждом возрастном этапе педагогический процесс по отношению к игре должен быть двучастным, то есть состоять из ситуаций формирования игровых умений в совместной игре взрослого с детьми. При этом взрослый должен являться «играющим партнером». И игра должна быть самостоятельной детской игрой, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для нее.

Таким образом, в личностном развитии дошкольников сюжетно-ролевая игра играет важную роль и оказывает влияние при становлении индивидуальности и формирования детского коллектива.

Список используемой литературы

Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников М.: Просвещение, 1991. - 56 с.

  1. Арбанян, Л.А. Игра дошкольника: Под редакцией Новосёловой, С.Л. /Арбанян, Л.А., Антонова, Т.В., Артёмова Л.В. и др. - М: «Посвящение», 1989. - 286 с.
  2. Богуславская З. М. , Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста. - М.: Просвещение, 2009.
  3. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. (Текст) – М.: Просвещение, 1991 – 207с.
  4. Бугрименко Е.А. Игра – культурно-непосредственная форма жизни и воспитания в дошкольном детстве. (Текст) /Е.А.Бугременко//Консультативная психология и психотерапия – 2005 -№1 – 20-22 с.
  5. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. (Текст) – М.: Просвещение, 1981 – 126с.
  6. Воспитание детей в игре (Текст) учебник/ сост. А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. – М., 1983 – 356с.
  7. Выготский Л.С. Педагогическая психология (текст) – М.: Педагогика – Пресс, 1997 – 402с.
  8. Гелло В.А. Роль игры в воспитании положительного отношения к школе (текст)/В.А.Гелло – М.: Просвещение, 1983 – 100с.
  9. Гросс К. Душевная жизнь ребенка [Текст] / К. Гросс.– Киев, 2001.– 33 с.
  10. Губко М.В., Новиков Д.А. Теория игр в управлении организационными системами. М.: Синтег, 2002. – C-75
  11. Дошкольная педагогика 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата / Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Виноградова Н.А.. - Гриф УМО ВО, Москва, 2017. – С.411. – С.-117
  12. Дошкольная педагогика: Методика и организация воспитания в детском саду. Учебное издание для студентов пед. инс-ов/ под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1983. – 288 с.
  13. Ермолаева, М. Г. Игра в образовательном процессе : методическое пособие. – 2-е изд., доп. / М.Г. Ермолаева – СПб. :СПбАППО, 2005. – 112 с.
  14.   Жуков М. Н. Подвижные игры. – М.: Изда­тельский центр Академия, 2005. — 160 с.
  15. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. К.: Либедь, 1998 - 356с.
  16. З.В.Манулейко Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста. Известия АПН РСФСР. – Вып.14. – 1948.ю – С.139.
  17. Ильинова К. В., Логвинова О. Ю., Мещерякова С. В., Кулько И. Ю. Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование личности ребёнка // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 490-491.
  18. И. П. Подласый Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: Кн. 2: Процесс воспитания. – М., 2003.
  19. Клименкова О. Игра как азбука общения: Из опыта работы: (Дет. сад№15 «Солнышко» г. Нижневартовск) / О.Клименкова// Дошкольное воспитание – 2002 - №4 – 7-13с.
  20. Козлова С.А., Куликова С.А. Дошкольная педагогика (Текст) Учебное пособие для студентов ср. и высш. уч. зав. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Издат. центр Академия 2009. – 416с.
  21. Козлова, С. А., Куликова, Т. А. Дошкольная педагогика: Учебное издание для студентов сред. пед. учеб. Заведений, - 2 изд., перер. и доп. – М.: Изд. центр «Академия», 2006. – 416 с.
  22. Козлова, С. А., Куликова, Т. А. Дошкольная педагогика: Учебное издание для студентов сред. пед. учеб. Заведений, - 2 изд., перер. и доп. – М.: Изд. центр «Академия», 2006. – 420 с.
  23. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Кар- пенко. Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985.
  24. Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей: Учеб.-метод. пос. - М.: ВЛАДОС, 2001.
  25. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры / А.Н. Леонтьев. – М.: Просвещение, 1989. –148
  26. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Педагогика, 1975. - 315 с.
  27. М. Монтессори Школа Монтессори / М. Монтессори; Пер. с нем., вступ. и заключит.статьи, коммент., К.Е.Сумнительный, С.И. Сумниательная. – Москва: Издательство АСТ, 2016. – 224С. – (Методики раннего развития). – С.87.
  28. Макаренко А. С.  О воспитании детей. – М.: Политиздат, 1988. – 256 с.
  29. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 52 с.
  30. Мухина В.С. Детская психология / В.С.Мухина – М.: ЭКСМО Пресс, 1999 – 35с.
  31. Мухина В.С. Детская психология / В.С.Мухина – М.: ЭКСМО Пресс, 1999 – 35с.
  32. Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева, "История педагогики"
    "Просвещение", Москва, 2014. – С.92
  33. Недопасова В.А. Растем играя: Пособие воспитателей и родителей.- М.: Просвещение, 2012. - 94с. 14. 
  34. Новоселова, С.Л. Игра дошкольника : учебное пособие / С.Л. Новоселова. – Москва : Просвещение, 1989. – 286 с. : С.46 
  35. Охорзина Т. Ролевая игра как один из способов развития общих и специальных способностей. (текст)/ Дошкольное воспитание, 1995- №10 – 4с.
  36. П.Ф. Лесгафт . Избранные педагогические сочинения, т. II, изд. АПН РСФСР, 1951, стр.238.
  37. П.Ф.Лесгафт Собрание педагогических сочинений / Ред. коллегия: Г. Г. Шахвердов (отв. ред.) и др. — М. : Физкультура и спорт, 1951—1956. Т. 1 : Руководство по физическому образованию детей школьного возраста, ч.1. — 1951. — 441, [3] с. : ил
  38. Павлова В. П. Народные игры как средство семейного воспитания / В. П. Павлова // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012.
  39. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении. (Текст) – М.: Просвещение, 1992 – 260с.
  40. Пидкасистый, Т. И., Хайдаров, Ж. С. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие /Т.И. Пидкасистый, .Ж.С. Хайдаров. – М. : МПУ, 1996. – 270 с. – С.65
  41. Попов А. А., Резник М. А. Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.// Сборники конференций НИЦ Социосфера. № 35. 2014. С.125-140
  42. Роджерс К. К науке о личности/ к.Роджерс// История зарубежной психологии (Текст)/ под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан – М.: Изд-во МГУ, 1986 – 47с.
  43. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: 2007. – 167с.
  44. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М.; СПб: ПИТЕР, 2003.
  45. Сертакова, Н. М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников: методическое пособие для педагогов ДОУ / Н.М. Сертакова. – СПб: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2009. – 64 с.
  46. Скоролупова, О. А., Логинова, Л. В. ИГРАЕМ?...ИГРАЕМ!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. – М.: Издательство «Скрипторий», 2006. – 110 с.
  47. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2011- 380 c.
  48. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. (Текст) учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2000 – 160с.
  49. Смирнова Е.О., Гударева О.В. Состояние игровой деятельности современных дошкольников (Текст) /Е.О.Смирнова// Психологическая наука и образование. – 2005 - №2 – 13-15с.
  50. Сухомлинский В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // История педагогики в России. М., 1999.- С.130.
  51. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. Том 4 Педагогические сочинения: В 6 т. Том 4. Москва. Педагогика, 1989. — 528 с.
  52. Федорова, Л. И. Игра: дидактическая, ролевая, деловая: решение учебных и профессиональных проблем / Л.И. Федорова. – М. : ФОРУМ, 2009. – 176 с
  53. Шарикова Е. Развивающие игры для детей. М.: Стрекоза, 2011. — 64 с.
  54. Шмалов С.А Игры учащихся – феномен культуры - М. : Новая школа, 2009. – 117 с.
  55. Эльконин Д.Б. Игра: ее место и роль в жизни и развитии детей (текст)/Д.Б.Эльконин// Дошкольное воспитание. – 1976 №5 – 41-46с.
  56. Эльконин, Д.Б. Психология игры: - 2-е издание М.: Гуманит. Издательский центр «Владос», 1999. - 360 с.
  1. П.Ф. Лесгафт . Избранные педагогические сочинения, т. II, изд. АПН РСФСР, 1951, стр.238.

  2. Ильинова К. В., Логвинова О. Ю., Мещерякова С. В., Кулько И. Ю. Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование личности ребёнка // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 487-489.

  3. Сухомлинский В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // История педагогики в России. М., 1999.- С.130.

  4. Ильинова К. В., Логвинова О. Ю., Мещерякова С. В., Кулько И. Ю. Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование личности ребёнка // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 490-491.

  5. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры / А.Н. Леонтьев. – М.: Просвещение, 1989. –148

  6. Эльконин Д.Б. Игра: ее место и роль в жизни и развитии детей (текст)/Д.Б.Эльконин// Дошкольное воспитание. – 1976 №5 – 41-46с.

  7. Эльконин, Д.Б. Психология игры: - 2-е издание М.: Гуманит. Издательский центр «Владос», 1999. - 360 с.

  8. Эльконин, Д.Б. Психология игры: - 2-е издание М.: Гуманит. Издательский центр «Владос», 1999. - 360 с.

  9. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 96 с.

  10. Арбанян, Л.А. Игра дошкольника: Под редакцией Новосёловой, С.Л. /Арбанян, Л.А., Антонова, Т.В., Артёмова Л.В. и др. - М: «Посвящение», 1989. - 286 с.

  11. Эльконин, Д.Б. Психология игры: - 2-е издание М.: Гуманит. Издательский центр «Владос», 1999. - 360 с.

  12. Выготский Л.С. Педагогическая психология (текст) – М.: Педагогика – Пресс, 1997 – 402с.

  13. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. (Текст) – М.: Просвещение, 1981 – 126с.

  14. Ермолаева, М. Г. Игра в образовательном процессе : методическое пособие. – 2-е изд., доп. / М.Г. Ермолаева – СПб. :СПбАППО, 2005. – 112 с.

  15. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников М.: Просвещение, 1991. - 56 с.

  16. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. К.: Либедь, 1998 - 356с.

  17. Эльконин Д.Б. Игра: ее место и роль в жизни и развитии детей (текст)/Д.Б.Эльконин// Дошкольное воспитание. – 1976 №5 – 41-46с.

  18. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Педагогика, 1975. - 315 с.

  19. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 52 с.

  20. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 53 с.

  21. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 58 с.

  22. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Педагогика, 1975. - 315 с.