Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Влияние мультфильмов на развития личности ребенка дошкольного возраста

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования влияния мультипликации на развитие и социализацию дошкольников обусловлена несколькими причинами.

С одной стороны, это причины социального порядка. В условия постперестроечного пространства наблюдается кризис духовности, проявляющийся в распаде традиционной системы ценностей, одновременном существовании противоречивых ценностных систем. Такая ситуация самым негативным образом сказывается как на состоянии взрослых людей, так и на духовном развитии детей. В отличие от взрослых, дети совершенно лишены каких-либо собственных нравственных ориентиров, либо усваивают самые примитивные ценности материального порядка, к которым можно отнести наличие денег, социальный статус, красивую одежду и т.п.

Протекание процесса социализации детей дошкольного возраста раскрывается через такие показатели как: полоролевое поведение; способность разрешения конфликтов; самосознание; самооценка; усвоение социальной информации.

Мухина В.С. пишет: «Образцами поведения для детей служат, прежде всего, сами взрослые — их поступки, взаимоотношения. Наиболее существенное воздействие оказывает на ребенка поведение непосредственно его окружающих близких людей. Он склонен им подражать, перенимать их манеры, заимствовать у них оценку людей, событий, вещей. Однако дело не ограничивается близкими людьми. Образцом для ребенка может служить также и поведение сверстников, одобряемых и пользующихся популярностью в детской группе. Наконец, немалое значение имеют образцы поведения, представленные в действиях сказочных персонажей, наделенных теми или другими чертами» [16, с. 157]. Современные дошкольники сталкиваются со сказочными героями на страницах книг, на телевизионных экранах при просмотре художественных фильмов и, чаще всего, мультипликационных фильмов. Таким образом, мультфильм стал сегодня для ребенка одним из основных носителей и трансляторов представлений о мире, об отношениях между людьми и нормах их поведения [22].

В настоящее время в связи со стремительным развитием средств массовой информации происходит постоянное увеличение каналов на телевидении, возрастает количество зарубежных художественных и мультипликационных фильмов.

Современная мультипликация имеет ряд следующих особенностей: яркость и образность; краткость и динамичность смены образов; присутствие реального и фантастического, добрых и злых сил; анимизм (одушевление неодушевленных предметов, наделение животных и растений человеческими способностями) [11].

Цель данной работы – рассмотреть особенности влияния мультфильмов на социализацию детей дошкольного возраста.

Для реализации цели работы необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть теоретические основы социализации дошкольников,

- выявить факторы влияния мультипликации на дошкольников,

- определить степень влияния мультипликации на детей дошкольного возраста.

Объект исследования - процесс социализации детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - влияние мультипликационных фильмов на социализацию детей дошкольного возраста.

База исследования: детский сад №35 "Теремок", г. Чебакуль. В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек, а также их родители в количестве 38 человек.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, педагогический эксперимент, анкетирование.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ

1.1. Теоретические подходы к изучению социализации детей старшего дошкольного возраста

Идеи гуманистической направленности процесса обучения и воспитания ребенка утверждают приоритет всеобщих человеческих ценностей: свободной личности ребенка, развития его талантов и возможностей, личностного и равноправного общения с другими людьми. Современное общество формирует заказ на человека нового типа: творческого, активного, мобильного. Воспитание на данном историческом этапе призвано сформировать у ребенка умение конструировать социальную реальность и главным его итогом можно считать наличие у человека социальной мобильности.

Социализация личности идет на протяжении всей жизни человека, но основы её успешной реализации заложены в детстве. Дошкольное детство -период активного овладения механизмами социализации, усвоения норм социального поведения,

Общепризнанным является факт решающей роли семьи на любом из этапов социализации. Также нужно признать, что социальное воспитание оказывает не менее важное влияние.

Уже более 20 лет в отечественную науку входит представление о детстве как междисциплинарном феномене, изучать который должны не только педагоги и психологи, но и социологи и этнографы [9;25;26]. Детство принадлежит к числу старейших объектов педагогического, этнографического и социологического исследования. Достаточно вспомнить работы Г. Спенсера, Э. Тэйлора, Д. Фрэзера, Дж.Селли (рубеж XIX—XX вв.), познакомиться с исследованиями американской этнопсихологической школы, обратившись прежде всего к блестящим работам М. Мид и ее многочисленных последователей, чтобы осознать фундаментальность социально-культурной традиции изучения детства.

Традиционным методам воспитания детей у народов Азии, Австралии, Океании посвящены статьи и монографии современных западных исследователей. В качестве наиболее значимых обсуждаются проблемы социализации детей и подростков; роль традиционных институтов и форм деятельности в современной системе социализации детей; возрастные обряды перехода и мужские инициации; проблемы полового и сексуального символизма; взаимоотношения отцов и детей и т.д. Неизменно возрастает с 50-х годов число кросскультурных исследований детства, изучающих, чем дети данного народа отличаются от детей, выращенных в иной социокультурной среде; как именно дети усваивают культуру своего народа, т.е. каковы средства и методы социализации; какова связь между воспитанием детей и другими аспектами социальной структуры и культуры данного общества (кто и как определяет цели и средства воспитания, как взаимодействуют отдельные институты социализации, как контролируются и корректируются ее результаты).

Подобный подход характерен для кросскультурных исследований, ориентированных на социологию и социальную психологию. Разумеется, акцент может быть и несколько иным, психологическим, когда исследуются, например, темпы психического развития детей, воспитываемых в разных социальных и этнокультурных средах [9, C.20].

При всей разноплановости и многообразии подходов к исследованию детства общим, пожалуй, является то, что всегда предпринимается попытка исследовать реальный процесс социализации ребенка, в котором неразрывно сливаются две фундаментальные составляющие величины: социум и культура. Именно поэтому западную традицию исследования детства можно назвать социально-культурной традицией.

В отечественной науке данный подход в большей мере унаследовали этнографы, изучающие, по материалам западных коллег, в сравнительно-историческом плане социальное поведение и воспитание детей в человеческих обществах Азии, Африки, Океании. Педагоги разных регионов России обратились сегодня к исследованию моделей традиционного воспитания (народов Севера, Дагестана, Татарии и т.п.), изучению роли семьи, традиционных институтов, принимающих участие в этом процессе, сделав акцент, таким образом, на этнопедагогику. Что касается социологов, то складывается впечатление, что детство как целостный социологический феномен российской действительности не стало в настоящее время предметом специального эмпирического и теоретического исследования, в первую очередь, в контексте сравнительно-исторического изучения.

Поскольку детство — проблема комплексная и междисциплинарная, чрезвычайно важны ее теоретико-методологические разработки. Ведь процесс формирования ребенка не только социальный, но и культурный. Ребенок постепенно принимает правила и нормы общественного поведения, его личность социализируется, институциализируется, включается в социум. Но социум в определенном смысле вторичен по отношению к культуре, сохраняющей в большей мере самобытность и вырабатывающей многообразные адаптивные механизмы к динамичным моделям социума. (Убедительный, но пока не исследованный пример тому дает адаптация традиционных среднеазиатских кланов то к партийной системе социалистического государства, то к демократическим институтам.) Очевидно, что при кризисе государственных институтов социализации и единой государственной идеологии и политики в области образования и воспитания подрастающего поколения определяющую роль берут на себя традиционно-культурные институты, соответствующие им установки, ценностные ориентации, нравственно-религиозные убеждения, принятые стереотипы. Возрастающую роль в данных условиях начинают играть семья, традиционные институты, в большей мере сохраняющие в себе элементы культурной традиции, социальной и моральной защищенности индивида.

Роль семьи как важнейшего элемента национальной культуры, несущего ответственность за воспитание детей, разумеется, признавалась всегда, но принятая в социалистической педагогике модель воспитания создала представление о семье как о «социальной ячейке», абстрактной социалистической семье, имеющей единую унифицированную форму и содержание. Присущая семье функция воспроизводства культуры, передачи культурной традиции, освоения этнокультурных ценностей рассматривалась как вторичная и несущественная. Не случайно в известной в свое время книге У. Бронфенбреннера, подготовленной совместно с советскими коллегами, был высказан тезис о том, что в США главным социальным институтом, ответственным за воспитание детей является семья, а в СССР — детский коллектив [6].

Трагизм национальных конфликтов, самоопределений и размежеваний последних лет показал со всей очевидностью, сколь хрупким может быть социум, олицетворенный в таком, казалось, несокрушимом монолите как государство, и сколь подвижны пласты культуры, способные воссоздавать традиции, институты, ушедшие, как многим представлялось, в глубины этнической памяти десятилетия и даже столетия назад. Историческое время, в которое мы живем, заставляет по-новому осознать корни социально-культурной традиции, увидеть в новом ракурсе состояние «детства» у многочисленных народов России, проанализировать процессы проникновения народов в образ жизни друг друга, роль своеобразных посредников в этом процессе.

Этнокультурный аспект формирования ребенка, как в практическом, так и в теоретическом отношении сегодня актуален и сложен. С одной стороны, наблюдается определенный крен в сторону изучения процесса воспитания ребенка в этнически однородных общностях: описывается образ жизни народа, обычаи, традиции, приемы народной педагогики и т.д. (Предположим гипотетически, что исследуются особенности традиционной социализации аварцев в горном селении Гуниб, Дагестан.)

Между тем при всей своей самобытности Гуниб не представляет столь «чистый» этнографический объект изучения как некогда остров Самоа для М. Мид. Дети Гуниба учились в советской школе, получали информацию, рассчитанную на арифметически среднего советского ребенка. На уроках литературы, подобно детям других республик и регионов, они например, читали: «В телеге еду по полям. Порой для взора нет границ: и все поля по сторонам и над полями стаи птиц. Я еду час, я еду два: и все поля, кругом поля...». Их «мир детства» находился в ином культурном соприкосновении с природой. Поэтому приобщение к великой русской культуре было порой условным, как и освоение этнической культуры Гуниб, как и любая другая, пусть столь же малая самобытная социально-культурная общность на территории России, с присущим ей миром детства, формировалась на перекрестке культур, культурных влияний, социальных и культурных взаимодействий, которые практически не изучались и не принимались в расчет.

Представляется поэтому, что и сегодня акцент на «замкнутую социализацию», методы «традиционной педагогики» вряд ли может быть перспективен, если при всей своей эвристической ценности подобные исследования не разомкнут круг традиционной культуры и не выйдут на путь сравнительно-культурного анализа [13].

Большим вкладом в объяснении социальных аспектов процесса социализации явились взгляды американских социологов - Ч. Кули и Дж. Мида. В социологии Кули (1864 - 1929) решающая роль в социализации индивида отводилась так называемым первичным группам (семье, детским коллективам, соседской общине и др.), которые характеризуются неформальными, интимными и доверительными межличностными отношениями. Непосредственные и тесные контакты ребёнка с членами таких коллективов вызывают своеобразные психические реакции в его сознании. Особое значение Ч. Кули в формировании сознания и самосознания ребёнка придавал мнениям и представлениям окружающих его лиц в первичных коллективах - родителей, друзей, соседей.

Дж.Г. Мид, подобно своему предшественнику Ч. Кули, придавал решающее значение в процессе социализации индивида социальному взаимодействию, однако, в отличии от него Мид пытался более глубоко раскрыть роль символов и жестов в процессе взаимодействия. Усматривая главную особенность человеческого сознания в способности использовать символы и адекватно их интерпретировать, американский социолог полагал, что необходимой стороной взаимопонимания и согласованного социального взаимодействия является способность человека, формирующая его ещё в детском возрасте, принимать на себя роли других людей. Главное место в формировании этой способности, по его мнению, принадлежит детским играм.

В нашем обществе и, прежде всего в общественном процессе воспитания подрастающего поколения, долгое время преобладала социальная программа, задачей которой было формирование социалистического типа личности советского ребенка.

Социальный вектор развития явно возобладал над культурным и в общественной, и в индивидуальной жизни. Неудивительно поэтому, что приверженцам сравнительно-исторического метода исследования культурных и социальных общностей осталось лишь изучать детство на основе эмпирических материалов зарубежных ученых и методистов [1].

1.2. Понятие мультипликации

Мультипликации сегодня является распространенным явлением, с которым знакомы все люди. При этом мультипликация представляет собой особый вид искусства.

Мультфильмы для детей представляют собой особый раздел мультипликации. Мультипликация благодаря специфике и неограниченным выразит, возможностям (трансформации могут подвергаться и пространство, и движение, и время) позволяет не только «оживить», но и «одушевить» героев литературных произведений, народных сказок и оригинальных сценариев, сделать их понятными для детей. Искусству мультипликации подвластно практически все, что доступно человеческой фантазии и может быть выражено визуально.

Мультипликация является видом искусства, который доступен детскому восприятию. Яркость, эмоциональность образов, создаваемых мультипликацией, делают этот вид искусства очень привлекательным для детей.

Современные дети много времени проводят у экранов телевизоров. А Минкин отмечает: «дети находятся в тяжелейшей ситуации, они находятся в ситуации, которая с самого раннего возраста разрушает их души. И телевидение этим занимается с утра до ночи, каждый день, всюду, где может добраться, оно не может добраться только до того, кто не имеет телевизора. Как только человек включает телевизор, оттуда выползает это чудовище … Детям не апельсины нужны для выживания, им нужна любовь, а с экрана льется ненависть и кровь и разврат» [17].

Следовательно, интерес детей к телевидению, в частности, к мультипликации, требует психолого-педагогического сопровождения.

Как отмечает М.И. Нагибина [18], главная педагогическая ценность мультипликации заключается, прежде всего, в универсальности языка, позволяющего организовать всеобъемлющую систему комплексного развивающего обучения детей. Дети могут часами смотреть мультфильмы, с удовольствием делятся полученной информацией с друзьями. Значит, такую информацию они легко усваивают. Прежде всего, это вызвано доступностью и неповторимостью жанра. Поэтому данные преимущества мультипликации можно использовать при изучении самых различных предметов по программе начальной школы.

Возникающее в результате просмотра «эмоциональное поле» является исключительно благоприятным для педагогического воздействия на духовный мир ребенка, на его понимание и ощущение художественного языка, восприятие образов фильма [20].

Мультипликационные фильмы дают ребенку представление об общих закономерностях окружающего мира. Однако, что более ценно для нашего исследования, мультфильмы способны дать представление о духовной культуре и послужить средством духовного развития личности дошкольника [3].

В мультипликации для детей раскрываются такие значимые категории как добро и зло, любовь и ненависть, дружба и предательство, жизнь и смерть и т.д. Например, наблюдая за действиями героев мультфильма «Аленький цветочек», дети получают возможность видеть, что внешняя красота не всегда является признаком доброй души, и наоборот [4]. Кроме того, они могут наблюдать, как злые поступки оборачиваются плохими последствиями, для людей, их совершающих, а добрые могут привести к благоприятным последствиям.

Краткость и емкость мультипликационных сюжетов позволяет, не утомляя детей младшего школьного возраста, передать им знания о добре и зле, значимости семейных отношений, любви к Родине и т.д. Например, просмотр мультфильма «Снежная королева» позволяет сформировать целый ряд важных духовно-нравственных представлений, в частности, о значении добрых отношений между членами семьи, взаимопомощи в семье, о необходимости оказывать поддержку попавшим в беду, о том, что перед лицом опасности семье нужно сплачиваться и вместе преодолевать препятствия и т.д. [23]

1.3. Особенности восприятия мультфильмов детьми дошкольного возраста

Изучение особенностей детского восприятия мультипликации показывает, что из-за фрагментарности восприятия, наивного реализма, отсутствия жизненного и эстетического опыта эмоции, пережитые ребенком во время просмотра мультфильма, часто остаются неосмысленными. В этих условиях актуализируется потребность в специальной педагогической работе с мультипликацией.

Однако, мультфильмы таят в себе и отрицательное воздействие на развитие и психику ребенка.

1. Развитие восприятия.

В дошкольном детстве, частично и в младшем школьном возрасте, работа зрительного восприятия во многом зависит от кинестетического и осязательного канала. При просмотре любых мультфильмов, передач, презентаций, фильмов эти оба канала совершенно бездействуют. Значит - восприятие не может полноценно развиваться.

2. Накопление опыта восприятия.

В будущем ребенок будет основываться на прошлом опыте восприятия, создавая зрительные образы (представления) и графически (рисунки) в мозгу. Поскольку «благодаря» просмотру телевизора основные параметры предмета отсутствуют, накопленный опыт не может служить опорой для создания собственных образов, ребенок копирует увиденные. Это очень хорошо видно по рисункам детей - если их попросить нарисовать мультяшный персонаж, они постараются в точности передать копию.

3. Развитие мозга.

Основное развитие мозговых структур завершается к 6-7 годам. У 6-летнего ребенка достигает 2/3 размеров мозга взрослого человека, но в нем в 5-7 раз больше нервных связей между нейронами. При просмотре любых, самых «развивающих» фильмов или передач, дошкольник не может устанавливать новые связи потому что:

  • не работают основные виды восприятия;
  • зрительное восприятие пассивно;
  • информация не требует переработки, а сразу же усваивается (хотя бы за счет агрессивной атаки быстрой смены кадров);
  • мозг не успевает установить связи между объектами, «выхватывает» их обрывочно;
  • при повторном просмотре одного и того же изображения не поступает новой информации, только подкрепляется полученный шаблон .

4. Обработка информации в мозгу.

Как уже упоминалось, мозг не может полноценно развиваться, если его лишать основной информации, поступающей от осязательного и кинестетического каналов. Эти импульсы влияют и на построение зрительного и слухового образов. Следует учесть, что рассматривая повторно реальный объект, ребенок находит все новые и новые его свойства, мозг каждый раз устанавливает новую необходимую связь, раз от раза уровень понимания повышается, процесс восприятия активен и влияет на мыслительную деятельность.

При просмотре мультфильмов ребенок дошкольного возраста не может осмысленно воспринимать увиденное по-другому, на качественно новом уровне. Нейроны «простаивают», мыслительные операции не развиваются. Кроме того, за короткий промежуток времени мозг принимает нереальное для обычного рассматривания количество зрительной информации. Он посылает сигналы о перегрузке в нервную систему, а та пытается «образумить» организм, вызывая различные импульсы и нервные реакции. Крайние проявления заботы нервной системы о бедном перегруженном мозге: нервные тики, энурез, гиперактивность, аффективные реакции .

5. Пассивное времяпровождение, привычка к «уходу в другую реальность».

Дети привыкают к пассивным видам деятельности, что может в отдаленном будущем вызвать тягу к более опасным развлечениям. Приучая ребенка получать удовольствия, ничего не делая, или испытывать яркие эмоции в пассивном положении родители могут спровоцировать его в старшем возрасте обращаться к психотропным средствам.

При просмотре мультфильмов срабатывают следующие механизмы формирования поведения:

  • заражение - процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на уровне психического контакта;
  • внушение - воздействие на сознание человека, при котором происходит не­критическое восприятие им убеждений и установок;
  • подражание - следование примеру, образцу.

У дошкольника больше всего развито подражание, поскольку в его возрасте именно так развиваются механизмы поведения. В связи с этим дети копируют героев мультфильмов и используют способы разрешения ситуаций, которые в них демонстрируются, причем поведение персонажей воспринимается как правильное и естественное. Сравнивая себя с мультипликационным героем, ребенок учится воспринимать себя, преодолевать собственные страхи и трудности, ценить и уважать других, Мультфильм дает большое поле для фантазии, способствует развитию творческих способностей. Таким образом, мультфильмы могут служить как отличным средством воспитания, так и инструментом психокоррекции (при обсуждении, проигрывании сцен из мультфильма, анализе действий героев).

В основе эффективного использования мультипликации для положительного и адекватного возрасту развития детей лежат следующие принципы:

– связь с жизнью;

– комплексность, целостность и единство целевого, процессуального, содержательного, результативного и рефлексивного компонентов воспитательного процесса;

– грамотное педагогическое руководство, побуждающее самостоятельную активность детей;

– принцип гуманизма;

– принципы доступности, наглядности, учета возрастных и интеллектуальных возможностей детей;

– принцип индивидуального подхода в работе с детьми младшего школьного возраста.

Реализация данных принципов в практической деятельности возможна различными путями и с помощью разнообразных педагогических средств.

Как отмечает И. Гундорова [7], педагог может предложить детям игру-инсценировку по просмотренному мультфильму, в процессе которой ребенок постепенно входит в содержательный мир фильма и усваивает его художественную логику, оценивает поступки персонажей, что вызывает обычно наибольшие затруднения, т. к. у детей данного возраста преобладает ситуативное восприятие событий без проникновения в их причинно-следственные связи.

Кроме того, по результатам просмотренного мультфильма детям может быть предложена изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность детей на основе просмотренного мультфильма должна быть направлена не на копирование работы художника, а на выражение эмоций, отношения к героям мультфильма, на осмысление выразительны средств, с помощью которых создан характер героя, выражена авторская позиция.

Для более глубокого освоения нравственно-эстетического мира мультфильма, знакомства со спецификой художественной выразительности в разных видах искусства можно предложить детям сравнения книги, иллюстрации к ней с мультфильмом, созданным на основе этой книги.

Наиболее важной составляющей с точки зрения духовного развития детей в данном случае становится продумывание основной идеи мультфильма, обозначение основных ценностей, которые будут показаны зрителю, формулирование выводов.

Реализации разнообразных способов использования мультипликации для духовного развития детей возможно через создание условий [24]:

– обоснованность выбора мультипликационного материала. Предлагаемые произведения должны быть связаны с возрастными особенностями, интересами детей, изучаемым материалом и т.д.;

– методологически и методически грамотное руководство педагога работой с мультфильмом. Работа с мультфильмом не может быть сведена к его просмотру. Она должна содержать активное осмысление духовных категорий, отраженных в мультипликационном произведении;

– обеспечение адекватности восприятия мультфильма и оценка действий персонажей. Педагогу важно контролировать процесс осмысления духовных категорий, чтобы избежать неверного понимания спорных моментов, чрезмерного упрощения ценностей и т.д.;

– личность самого педагога, отвечающая самым высоким духовно-нравственным требованиям. Для эффективности работы крайне важно, чтобы сам педагог являлся носителем духовных ценностей.

– готовность педагога (теоретическая, практическая, психологическая) к доверительному общению с детьми и к использованию мультфильма для духовного развития детей;

– побуждение детей к принятию самостоятельных решений, к самостоятельному нравственному выбору; прогнозирование результатов детских поступков.

Выводы по главе 1

Мультипликация является эффективным средством развития детей дошкольного возраста. Мультфильмы, будучи понятными, яркими, эмоционально насыщенными, с интересом воспринимаются детьми. Духовные ценности и категории, представленные в детской мультипликации, как правило, легки для понимания и привлекательны для принятия ребенком.

В то же время дошкольники в силу возрастных особенностей далеко не всегда способны самостоятельно воспринять духовную составляющую произведения. Поэтому так важна грамотно организованная педагогическая работа, в основе которой лежат такие принципы как комплексность, целостность и единство целевого, процессуального, содержательного, результативного и рефлексивного компонентов воспитательного процесса, грамотное педагогическое руководство, побуждающее самостоятельную активность детей, принципы доступности, наглядности, учета возрастных и интеллектуальных возможностей детей и т.д.

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛИЗАЦИИ

2.1. Организация исследования

Исследование констатирующего уровня духовного развития проводилось по двум методикам:

Методика «Пословицы» (разработана кандидатом психологических наук С. М. Петровой) [2, c.134]. Используется нами для оценки личностного роста и конечной цели воспитания. Она показывает уровень нравственного развития учащихся и ценностные ориентации.

Методика «Размышляем о жизненном опыте» (составлена доктором педагогических наук Н. Е. Щурковой, адаптирована В. М. Ивановой, Т. В. Павловой, Е. Н. Степановым) [3, c.96].

Методика показывает: сформированность толерантности, нравственную ответственность, целостное мировосприятие, гуманистическое мировоззрение, ценностные ориентации.

Ответы под номерами 10,17,21,25,26 из подсчета исключаются. Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся и сформированности ориентации на «дру­гого человека», является количество выборов от 13 и более в сле­дующих вариантах:

Графа а. Сосчитать * на вопросы 1,4, 14,15, 27, 29,30.

Графа б. Сосчитать * на вопросы 5, 7,13, 16, 18, 20, 22, 23. 28.

Графа в. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 6, 8, 9, 11, 12, 19, 24,31.

Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравствен­ной ориентации, эгоистической позиции, является количество вы­боров от 13 и более в следующих вариантах:

Графа а. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 12, 13, 16, 18, 20, 22,23,24,31.

Графа б. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 6, 9, 11, 19, 27, 29, 30.

Графа в. Сосчитать* на вопросы 14,15.

Для уточнения влияния мультипликационных фильмов на социализацию дошкольника было проведено анкетирование родителей на тему «Роль мультфильмов в жизни современного дошкольника», результаты которого представлены ниже.

2.2. Результаты исследования

На констатирующем этапе исследования с ребятами была проведена тест-диагностика по методике Н.Е. Щурковой.

Результаты уровня нравственной воспитанности детей представлены в Таблице 1/

Таблица 1

Уровень воспитанности учащихся, констатирующих этап

Дети

Баллы высокой нравств.ориентации

Баллы эгоистической позиции

Тимур А.

5

16

Вася Н.

7

14

Антон М.

10

11

Денис В.

6

15

Олег Б.

8

13

Мсаша Г.

12

9

Юра Т.

9

12

Коля В.

4

17

Игнат З.

5

16

Максим У.

3

18

Средний балл (мальчики)

6,9 

14,1 

Ольга С.

14

7

Марина В.

9

12

Таня У.

11

10

Алиса Е.

10

11

Люда О.

12

9

Юля К.

16

5

Лена Ш.

8

13

Лера Г.

11

10

Маша К.

5

16

Света Ч.

10

11

Средний балл (девочки)

 10,6

10,4 

Средний балл по группе

8,75

12,25

Результаты показывают, что в группе преобладают баллы, указывающие на эгоистическую позицию ребят. У девочек – смешанный показатель, у мальчиков баллы свидетельствуют о некоторой безнравствен­ной ориентации, эгоистической позиции.

В целом в группе отмечены факты, свидетельствующие о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, так как преобладают результаты у детей, количество выборов которых явно не обнаруживается.

Исследование по второй методике «Диагностика отношения к жизненным ценностям» показала следующие результаты ребят, таблица 2/

Таблица 2

Результаты отношения к жизненным ценностям, констатирующий этап

Дети

Кол-во положительных ответов

Тимур А.

2

Вася Н.

3

Антон М.

0

Денис В.

5

Олег Б.

2

Мсаша Г.

3

Юра Т.

0

Коля В.

3

Игнат З.

2

Максим У.

4

Ольга С.

0

Марина В.

3

Таня У.

1

Алиса Е.

3

Люда О.

4

Юля К.

1

Лена Ш.

1

Лера Г.

3

Маша К.

3

Света Ч.

1

Средний балл

2,2

Мухина В.С. отмечает: «Некоторые дети (особенно мальчики) в дошкольном возрасте внутренне ориенти­руются на отрицательный эталон в поведении. В своих реальных поступках они ведут себя в соответствии с социальными ожиданиями, но при этом часто эмоционально идентифицируются с людьми (или с персонажами), для которых характерны отрицательные формы поведения» [15, с. 224].

В целом, можно отметить, что мультипликационные фильмы формируют у детей первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями ребенок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать мировоззрение.

Приведем примеры психологического смысла известных мультфильмов:

"Чебурашка и крокодил Гена" (1969-1983), «Крошка Енот» (1974), "Бюро находок"(1982), «Смурфы» (1981-1990, Бельгия, США), «Приключение Лунтика и его друзей» (2006, Россия), «Вэлиант. Пернатый спецназ» (2005, США) - умение дружить, альтруизм, уважение и любовь к ближним, взаимопомощь, взаимовыручка. 

«Трое из Простоквашино" (1980), «Приключение домовенка Кузи»(1982), - дружелюбие, самостоятельность, хозяйственность.

«Ларри и его команда» (2008, Австралия)- работе в команде, дружелюбному отношению к дому и окружающей среде.

"Золушка"(1979) - трудолюбие, терпимость, обретение любимого человека, друга.

"Мама для мамонтенка"(1981), «В поисках Немо» (2003 США, Австралия) - любовь к родителям и детям, ценность семьи.

"К.О.А.П.П." (1984), «Уроки тетушки Совы» (Россия, Украина. 2006) - познание окружающего мира, концепция "я - ты", сосуществование, содружество [1].

Однако сюжеты современных мультфильмов часто содержат совершенно недетские составляющие: драки, смерть, убийство, криминальные разборки [9]. Например: «Трансформеры», «Человек –паук», «Супер-мен», «Черепашки Ниндзя».

Рассмотрим возможные последствия влияния таких мультфильмов:

  • главные герои мультфильма агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей, причём подробности жёстокого, агрессивного отношения многократно повторяются, детально раскрываются. Последствием просмотра такого мультфильма может стать проявление жестокости, безжалостности, агрессии ребёнком в реальной жизни.
  • девиантное поведение героев мультфильма никем не наказывается. В итоге, у дошкольника закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения.
  • демонстрируются опасные для жизни ребёнка формы поведения, повторять которые в реальной действительности нецелесообразно, опасно. Просмотр таких примеров для подражания может обернуться для ребёнка снижением порога чувствительности к опасности, а значит потенциальными травмами.
  • транслируются формы нестандартного полоролевого поведения: существа мужского пола ведут себя как представительницы женского пола и наоборот, надевают несоответствующую одежду, проявляют особый интерес к подобным себе по полу персонажам. Дошкольный возраст — это период активной половой идентификации ребёнка.
  • распространены сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям. Показано безнаказанное глумление, например, над старостью, немощностью, беспомощностью, слабостью. Эффект систематического просмотра подобных мультфильмов проявляется в форме циничных высказываний, неприличных жестов, непристойного поведения, грубости ребенка.
  • используются несимпатичные, а порой даже уродливые герои. По мнению В.С. Мухиной, для ребенка внешность куклы-мультяшки имеет особое значение. Положительные персонажи должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные — наоборот. В случае, когда все персонажи ужасны, уродливы, страшны вне зависимости от их роли, у ребёнка нет четких ориентиров для оценки их поступков. Кроме того, когда ребенок вынужден подражать, идентифицировать себя с несимпатичным главным героем — неизбежно страдает внутреннее самоощущение ребенка [13].

В исследование приняли участие 38 родителей. Каждый родитель воспитывает ребенка дошкольного возраста от 2 до 6 лет. Из 38 детей: мальчиков –23, девочек-15; все родители-участники исследования указали, что их ребенок смотрит мультипликационные фильмы. Около 87 % дошкольников данной выборки смотрят мультфильмы ежедневно, причем 50% дошкольников тратит неограниченное количество времени на просмотр мультфильмов в течение дня, 26% детей – один час, только 18% детей смотрят мультфильмы не более 20 минут в день.

Предпочтения детей можно обозначить следующим образом: 40% детей чаще смотрят отечественные мультфильмы, 18% зарубежные, 42% дошкольников часто смотрят как отечественные, так и зарубежные мультфильмы. Родители отметили, что в целом у детей нет особых предпочтений в выборе мультфильмов, они готовы смотреть практически любые. Следовательно, то, какой мультфильм будет смотреть ребенок, зависит от родителей. Однако следующие результаты заставляют задуматься о том, всегда ли родители видят и контролируют то, что смотрят их дети.

При выборе мультфильмов родители руководствуются следующими факторами: 45%-смысловой нагрузкой мультфильма, 29% зрелищностью, 13% – популярностью, 13% родителей не задумываются над этим вопросом.

Ответы респонденты свидетельствуют, что только 34% смотрят мультфильмы совместно с ребенком: 60% родителей иногда, и 6% родителей не смотрят мультфильмы с ребенком совсем. Постоянно обсуждают и анализируют увиденное в мультфильме 47% опрошенных родителей, 47% респондентов делают это от случая к случаю , 6% родителей о содержании просматриваемых мультфильмов со своим ребенком не говорят.

В целом, родители признают ценность мультфильмов – 86% родителей считают, что мультфильмы необходимы для развития и воспитания детей.

Родители выделили следующие положительные качества, развитию которых способствует просмотр мультфильмов: доброта, сочувствие, усидчивость, рассудительность, вежливость, уважение, музыкальность, умение анализировать ситуации, необходимость делиться, дружба, смелость, безопасность, различные образцы поведения, ответственность, любовь. Также в качестве положительных результатов указывают развитие речи, памяти, воображения, мышления, возможность для ребенка получить новую информацию, развитие ценностей,

Также родители выделили и отрицательнее качества развитию, которых способствует просмотр мультфильмов: зависимость, насилие, агрессия, искаженное восприятие действительности, возбужденность, повторение негативных действий, страхи, жестокость, раздражительность, повторение негативных слов и действий.

На вопрос «Мульфильмы для Вас это-…», были получены следующие ответы родителей: свободное время родителей, свободное время ребенка, развлечение, приятное времяпрепровождение, средство воспитания, интересная сказка, добрые положительные эмоции, помощь в воспитании ребенка, отдых, спокойствие, воспоминание детства, детство которое хочется вернуть, сказочный мир, способ успокоить ребенка.

Выводы по главе 2

Исследование показало, что показатель отношений к жизненным ценностям у ребят находится на среднем уровне. Многие дети отметили, что хотели бы иметь современный компьютер и много денег. Мальчики двух групп в большинстве отметили, что хотели бы иметь то, чего никогда не будет у других, иметь множество слуг и иметь возможность командовать.

Родители выделили следующие положительные качества, развитию которых способствует просмотр мультфильмов: доброта, сочувствие, усидчивость, рассудительность, вежливость, уважение, музыкальность, умение анализировать ситуации, необходимость делиться, дружба, смелость, безопасность, различные образцы поведения, ответственность, любовь. Также в качестве положительных результатов указывают развитие речи, памяти, воображения, мышления, возможность для ребенка получить новую информацию, развитие ценностей,

Также родители выделили и отрицательнее качества развитию, которых способствует просмотр мультфильмов: зависимость, насилие, агрессия, искаженное восприятие действительности, возбужденность, повторение негативных действий, страхи, жестокость, раздражительность, повторение негативных слов и действий.

Исследование, таким образом, показало необходимость формирующей работы с детьми по воспитанию духовности и нравственности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мультипликация представляет собой вид искусства, произведения которого создаются путем покадровой съемки отдельных рисунков (в том числе составных) для рисованных фильмов, или покадровой съемки отдельных театральных сцен для кукольных фильмов. Можно выделить такие виды мультипликации как графическая, ростокопирование, пластилиновая, песочная, компьютерная и т.д.

Особо следует выделить детскую мультипликацию. Детская мультипликация ориентирована на создание ярких, эмоционально насыщенных образов детских литературных произведений, что очень привлекательно для ребенка.

Мультипликация является эффективным средством развития детей дошкольного возраста. Мультфильмы, будучи понятными, яркими, эмоционально насыщенными, с интересом воспринимаются детьми. Духовные ценности и категории, представленные в детской мультипликации, как правило, легки для понимания и привлекательны для принятия ребенком.

В то же время дошкольники в силу возрастных особенностей далеко не всегда способны самостоятельно воспринять духовную составляющую произведения. Поэтому так важна грамотно организованная педагогическая работа, в основе которой лежат такие принципы как комплексность, целостность и единство целевого, процессуального, содержательного, результативного и рефлексивного компонентов воспитательного процесса, грамотное педагогическое руководство, побуждающее самостоятельную активность детей, принципы доступности, наглядности, учета возрастных и интеллектуальных возможностей детей и т.д.

К средствам работы с мультипликацией можно отнести инсценировки, рисование по мотивам мультфильма, сравнение сюжета и образов мультфильма с книгой, прослушивание музыкальных произведений, игра «Нарисуем свой мультфильм» и т.д.

Эффективность реализации данных средств обусловлена такими условиями как обоснованность выбора мультипликационного материала, методологически и методически грамотное руководство педагога работой с мультфильмом, личность самого педагога, отвечающая самым высоким духовно-нравственным требованиям и т.д.

Анализ литературы по данной проблеме и результаты проведенного анкетирования свидетельствует о том, что та среда, которая окружает малыша то, что он видит, слышит, несомненно, влияет на его развитие и его социализацию в обществе. А мультфильм один из значимых факторов влияния на ребенка дошкольного возраста.

В заключении хотелось бы отметить, что мультфильм сам по себе не плох и не хорош; то, что ребенок вынесет из просмотра мультфильма, какой опыт он получит, зависит от взрослых.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Андреева Г. М. Социальная психология. – М: МГУ, 2010.

Авраменко Н. В. Психологическая диагностика в школе – М., 2008.

  1. Адам Д.А. Формирование у дошкольников представлений о мире природы как духовной ценности средствами современного искусства // Экологическая педагогика: сборник научных статей по материалам XI Международной конференции. Екатеринбург. 19-20 апреля 2005 г. Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2005. – 396 с.
  2. Багменко И. Воспитание детей мультфильмами. - http://planetadetstva.net/roditelyam/tretiy-god/kakie-multfilmy-pokazyvat-detyam.html
  3. Бессонова Т. А. Методы психологической диагностики личности школьника – М., 2008.
  4. Бронфенбреннер У. Два мира детства. Дети в США и в СССР. - М., 2006.
  5. Гундорова И. Телевидение и нравственность. Возможен ли союз // Наши дети / Электронный ресурс http://psy.1september.ru/articlef.php?ID=200601215
  6. Как с пользой смотреть мультфильмы? [Электронный ресурс]: Сайт Твой Психолог –– Режим доступа: http://tvoypsiholog.ru
  7. Кон И.С. Ребенок и общество. - М., 2012
  8. Лалетина А.Ф. Анализ воспитательного потенциала мультипликационных фильмов [Текст] / А. Ф. Лалетина // Начальная школа плюс До и После, 2010, №08, с. 82–87 [Электронный ресурс]: Сайт Школа 2100 –– Режим доступа: http://www.school2100.ru/upload/iblock/b3e/
  9. Мелкозёрова Е. В. Возможности мультипликации как вида современного искусства при обучении и воспитании дошкольников. [Текст]/ Мелкозёрова Е. В. [Электронный ресурс]: Сайт Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов – Режим доступа: http://www.jurnal.org/articles/2008/ped27.html
  10. Мудрик А. В. Социализация человека [Текст] / А.В. Мудрик—М., 2012. - 304 с.
  11. Мудрик А. В. Социализация и воспитание подрастающих поколений. – М: Просвещение, 2013.
  12. Мультфильмы: их влияние на психику ребёнка. [Электронный ресурс]: Сайт Беби. РУ–– Режим доступа: http://www.baby.ru/blogs/post/31701845-15708935/
  13. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В. С. Мухина – Москва, 2011. - 456 с.
  14. Мухина В. С. Детская психология [Текст] / В. С. Мухина – М., 2012.–272 с.
  15. Мультфильмы для детей // Педагогический энциклопедический словарь http://pedagogic-slovar.ru/
  16. Нагибина М.И. Анимация как средство решения педагогических задач / http://vestnik.yspu.org/releases/uchenue_praktikam/1_1/
  17. Ольшанский Д. Психология масс. [Электронный ресурс]: Сайт Библиотека Гумер - психология – Режим доступа: http://www.gumer.info/
  18. Особое мнение с участием А.Минкина / Эхо москвы/ Официальный сайт http://www.echo.msk.ru/programs/personalno/41130/
  19. Психология человека от рождения до смерти [Текст] /Под ред. А.А. Реана - СПб, 2012. – 656 с.
  20. Соколова М.В. Персонажи современных мультфильмов в играх и игрушках детей [Текст]/ Соколова М.В // Психологическая наука и образование. - 2011. - №2. – C. 68-74
  21. «Сказка – ложь, да в ней намек…» Мультфильмы и воспитание детей. - http://love-multik.ru/article/And/Skazka-lozh-da-v-nej-namek-Multfilmy-i-vospitanie-detej.html
  22. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. – Харьков: Фолио; М.: ООО «Издательство АСТ». – 2010. – 464 с.

Этнография детства. Традиционные методы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии. - М., 2003

Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Передней и Южной Азии.- М., 2003.