Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ КЛОДА МОНЕ (ИЗУЧЕНИЕ РАБОТЫ «КУВШИНКИ» СОВРЕМЕННИКАМИ)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Произведение Клода Моне «Кувшинки» по сей день вызывает интерес не только у критиков и специалистов в области импрессионизм, но и у повседневных зрителей. Актуальность выбранной темы объясняется недостаточным изучением позднего творчества Клода Моне в российском искусствознании.

Целью курсовой работы является анализ произведения Клода Моне «Кувшинки». Для достижения поставленной цели необходимо решить такие задачи, как изучение поздней биографии и работ Клода Моне, анализирование техник позднего Моне, изучить особенности построения пространства в позднем творчестве, классификация серии «Кувшинки» по цвету. Для достижения поставленной цели, необходимо подробно изучить биографию Клода Моне, выявить, какие факторы повлияли на изменения в работах, проанализировать отличия между ранним и поздним творчеством, рассмотреть работы «Кувшинки» в различных ракурсах, поделить на несколько аспектов, таких как цветовые решения, техники, используемые в работе, предмет интереса художника.

Предметом исследования является особенности техники в поздних работах Клода Моне, объектом исследования выступает произведение Клода Моне «Кувшинки».

Методом исследования является изучение и анализ литературы, сравнительный анализ ранних и поздних работ импрессиониста.

Структура курсовой работы состоит из изучения творческого пути Клода Моне, предпосылок эволюции творчества Моне, особенности творческой эволюции, анализирования позднего творчества от его начала, а также подробное рассмотрение и изучение цикла «Кувшинки».

ГЛАВА 1 ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ КЛОДА МОНЕ

Семьдесят шесть лет непрерывного поиска – такую характеристику зачастую получает творческий путь Оскара Клода Моне. Клод Моне является ключевой фигурой в импрессионизме. Художник провел огромное количество времени в поисках способа отражения на холсте уникального момента реальности. Клод Моне стремился передать цвета, тени и светотени такими, какими он видел их сам[1]. Именно поэтому принято считать, что живопись Моне – это реальность, дошедшая до зрителей через призму восприятия самого мастера.

ГЛАВА 1.1 ПРЕДПОСЫЛКИ ЭВОЛЮЦИИ ТВОРЧЕСТВА МОНЕ, ВЗГЛЯД СОВРЕМЕННИКОВ

Когда Моне, вместе с другими художниками, только представил новую технику живописи – импрессионизм, на выставке разразился скандал. Художники нового подхода к живописи были осмеяны критиками и абсолютно непонятны для зрителей, привыкшим к академическим работам, ставшими образцами должных навыков и умений.

Название «импрессионизм» появилось, как бы то ни было иронично, благодаря критики. Репортер, известный в то время, и работающий в «Шаривари» Луи Леруа, презрительно обозвал молодых художников импрессионистами. Таким образом, он окрестил целое направление, перевернувшее историю живописи.

Тем временем, художники, чувствовавшие, что после появления фотографии академическая живопись не сможет соответствовать потребностям публики, часто встречались в кафе и обсуждали новые формы живописи. Они понимали необходимость новых подходов и техник. Именно тогда импрессионисты стали выходить на планэр, покидая студии, где до этого писали пейзажи. Это событие стало нонсенсом для жителей Прованса. Молодые люди в серой холщовой одежде, полностью измазанной краской, несущий тяжелый мольберт на спине, блуждал по окрестностям и искал живописное место. Молодых художников называли чудаками и смеялись над ними, а если кто-то из них просился в крестьянскую хижину, чтобы сделать эскиз поварихи или прачки, на это событие сбегалась вся деревня.

Инициатором такого странного, чудаковатого из-за своей новизны и неповторимости объединения стал именно Клод Моне. Именно он призвал художников выставляться в Салоне в 1874-ом году. Проблема заключалась в том, что в такой манере молодые художники писали уже около десяти лет, и все их работы отвергались. Моне же решил, что работы отвергались, т.к. художники действовали по одиночке. Моне осмелился составить оппозицию мастерам классической живописи, создав «Анонимное общество живописцев, художников, граверов». Таким образом Моне добился своего, и в период с 1876-ого по 1886-ого года было проведено около десяти выставок, участниками которых заслуженно стали импрессионисты.

Моне как никто другой понимал молодых художников. Он начал писать карикатуры еще в юности, продавая их за гроши, выставляясь в художественной лавке. Из-за образа жизни Моне, большинство родных отвернулись от него. Только его тетя не теряла веры в него, хотя и не поддерживала его технику, называя его работы мазней, удивляясь его восторгу.

Но Моне продолжал творить в новом жанре, поставим перед собой задачу забыть академическую живопись, которой он учился много времени.

Моне во многом отличался от окружавших его художников. В 1865 году он встретил Камиллу Донсье, которая на последующие четырнадцать лет стала его любимой моделью, а спустя пять лет после знакомства – его женой, родившей двух сыновей, которые также часто изображались на работах художника. Моне, в отличие от своих современников, был счастлив в любви, а когда его жена скончалась, Клод пережил тяжелые времена, что отразилось на его полотнах темными палитрами.

Моне отказывался от структуры изображения, которая имела традиционную основу, и выдвигает новый взгляд на живописное изображение, при этом оставаясь в рамках реалистической традиции. Но если в своем раннем творчестве он остается верным традиционным приемам и не выходит за рамки привычных, принятых художниками того времени норм, в его более поздних работах, например, работах 1870-х годов уже прослеживается отказ от детализации и намечается поиск способа воплотить целостность первого впечатления.

Работа Моне заметно меняются, как и техники мастера. В конечном итоге, творчество Моне претерпевает эволюцию. Это касается как выбора тем, так и принципа понимая пространства, цвета, фактуры. В 1880-е годы художник представляет цикл картин, на которых изображен один объект, но при разном освещении[2]. К этим картинам можно отнести «Вокзал Сен-Лазар», «Руанский собор», «Стога» и «Кувшинки», являющиеся самой обширной работой из этой серии.

Последние тридцать семь лет можно назвать поздним творчеством Клода Моне. При этом чаще всего эксперты делят этот временной промежуток на отдельные периоды.

В конце XIX века Клод Моне переезжает в свой дом в Живерни (Рис.1), где и создается его знаменитый сад. Стоит отметить, что в этом доме мастер остается до самой смерти. Именно в это время Моне обращает внимание на кувшинки или, как он часто называл их, нимфеи, и делает их основным предметом изображения[3]. В этот период картины Моне обретают расплывчатость очертаний, формы начинают растворяться в сгущающейся дымке. Современниками принято считать, что подобные изменения в работах мастера являются отражением упадка и плодами навязчивой идеи. Несмотря на различные мнения, Моне продолжает эксперименты. В первое время работы Моне не воспринимались всерьез, и потребовалось много лет для того, чтобы публика по достоинству оценила произведения, которые стали визитной карточкой Клода Моне, что доказало инертность вкусов публики.

C:\Users\Лилия\Desktop\Homework\Текущие заказы\a8407489228470fb0a03a64d601067d6.jpg

Рисунок 1 – Сад Клода Моне в Живерни

Большой вклад в исследование поздних работ Клода Моне представляют тексты, посвященные импрессионизму в целом. К примеру, работу Джона Ревалда «История импрессионизма» на сегодняшний день принято считать одним из самых серьезных исследований истории импрессионизма. Также важно отметить книгу Фьореллы Никозии «Моне. Сокровищница мировых шедевров», где последовательно описываются все периоды творчества мастера, подробно рассматривается биография художника, а также подробно описывается работа Моне над серией картин «Кувшинки».

В целом, исследования жизни и творчества Клода Моне можно найти в литературе, рассматривающей известных художников прошлого. Но стоит отметить, что англоязычная литература гораздо богаче чем та, что доступна на русском языке. К примеру, Саймон Келли в своей работе «Водяные лилии Моне: Триптих» акцентирует внимание на конкретной работе мастера, анализирует биографию художника, и описывает исследования красочного слоя работ, проведенные ультрафиолетовым, рентгеновским и инфракрасным излучением. Несмотря на огромное количество источников, подавляющее большинство авторов не включают в круг своих интересов импрессионизм после 1886-ого года. Многие из них обозначают творчество Моне в Живерни как упадок, а не эволюцию творчества. «Его полотна открыли дорогу фовизму, экспрессионизму и даже абстрактному экспрессионизму Джексона Поллока. В Живерни начинают приезжать американские художники. Американский художник Джон Митчел даже жил в нескольких шагах от его дома[4]».

ГЛАВА 1.2 ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ

Моне можно отнести к тем художникам, чей путь в творчестве являет целую эпоху в истории искусств. Моне начинал во время актуальности академических салонов, а завершение его творческого пути совпало с возникновением авангардной живописи.

Серию «Кувшинки» Клод Моне писал с 1899 по 1926 года, и анализируя полотна, можно заметить многие черты, присущие экспрессионизму – упрощение сюжета, замена формы цветом, отказ от глубины и перспективы[5]. Принято считать, что серия «Кувшинки» определила конечный этап развития творческой карьеры Клода Моне, длившейся семьдесят лет.

Разумеется, творчество Моне не могло не развиваться без влияния людей и мест. Современники, такие как Писсаро, первый учитель – Эжен Буден, все они оставили определенный след в становлении творчества и характерного художественного языка Клода Моне.

Эволюция творчества включает в себя путь от традиционных пейзажей до декоративных, плоскостных композиций. Моне изменил и метод – запечатление действительности сменилось отображением впечатлительности.

Стоит отметить любовь Моне к путешествиям. Существуют серии картин, написанных Моне в момент его пребывания в Париже, Англии (Рис.2) Нидерландах.

В каждом новом месте Моне пытался и весьма успешно справлялся с поставленной задачей изобразить не просто схожесть места путем точного изображения местности, окружающей среды, но и через краски передать атмосферу этого места. Моне буквально преследовал идею передачи атмосферы мира через свои картины. Это становится понятно, достаточно взглянуть на его городские пейзажи.

C:\Users\Лилия\Desktop\Homework\Текущие заказы\37b136ba481230bf52f9d25fb5adde94.jpg

Рисунок 2 – Картина Моне, написанная в Лондоне во время его путешествия

Картины, написанные в Париже, веют солнечной погодой и романтизмом (Рисунок 3), а те, на которых изображена Англия, в частности Лондон, навевают мысли о сырости, дожде, тумане, что свойственно этой стране.

Это удивительная особенность Моне – передавать погоду через свои картины, которая была свойственная далеко не каждому художнику, и, тем более, далеко не каждый справлялся с этой задачей так, как это делал Моне.

C:\Users\Лилия\Desktop\Homework\Текущие заказы\916bf1079df742b4cbac49efa1d9da42.jpg

Рисунок 3 – Картина Моне, написанная во Франция во время его путешествия

В конце 1860-х годов Моне серьезно заинтересовался японским стилем и искусством в целом, а также исследованиями в области физиологии зрения, что не могло не сказаться на его собственном стиле. Моне интересовался не только искусством, но и наукой. К примеру, он обращал внимание на работы химика Эжена Шевраля, который выдвинул предположение, что соседство основных цветов цветового круга смягчает гамму, в то время как использование дополнительных цветов позволяет добиться максимальной контрастности изображения. Шеврель считал, что цвет – это лишь форма смешения отраженного света, а не свойство предметов.

Благодаря интересу, проявленному художником к науке, Моне начинает использовать законы физики, в частности открытия о сочетаниях основных и дополнительных цветах, как средство художественной выразительности. Этот принцип можно заметить в его работе «Впечатление. Восход солнца», где проявляется новые взгляды художника в вопросах объема и глубины.

Законы Шевреля, которыми был так увлечен Клод Моне, повлияли не только на колорит, но и на технику живописи. Моне избегал смешивать краску на палитре, предпочитая писать мазками чистого цвета по светлому грунту.

С момента заинтересованности до конца своего творческого пути Моне проявлял особую любовь к японскому искусству, в частности, в художник увлекался графическими работами Хокусая. Дом Моне украсил изнутри веерами, изготовленными в японском стиле, Моне так сильно увлекся японским искусством, что садовником для сада, где были созданы «Кувшинки», являлся японец.

Разумеется, тема Японии не может не отразиться на работах мастера. Картина, написанная в 1876 году «Камилла в японском кимоно», где изображается супруга художника, входит в число работ, отражающих заинтересованность Моне Японией. «В японских художниках мы на Западе оценили, прежде всего, ту смелость, с какой они режут рамкой свои сюжеты. Эти люди научили нас новой композиции. Тут нет сомнений[6]» - пишет Моне.

В дальнейшем заинтересованность Моне японским искусством будет преследовать его до конца жизни, начиная от его сада в доме, в котором он проживет до смерти, заканчивая поздними работами, в которых непосредственно отразится восхищение Моне японской графикой.

Работы, написанные в это время, сильно отличаются от более ранних работ. По сравнению с маринами, сделанными 10 лет назад под непосредственным влиянием метра Будена, теперь внимание Моне обращено к свету и цветовым вариациям окружающей среды, которую он делает живой и вибрирующей смелыми мазками особенно светлой и яркой краски.

В работе «Камилла в японском кимоно» (Рис.4) можно познакомиться с женой Моне Камиллой, которая специально позировала для него, не только для этой картины, но и для многих других работ художника, вдохновленного своей женой.

C:\Users\Лилия\Desktop\Homework\Текущие заказы\558f85e875a925a63399ebdfb91d88f9.jpg

Рисунок 4 – Работа «Камилла в японском кимоно»

Стефан Малларме весьма точно высказался относительно картины Моне «Камилла в японском кимоно»: «Что касается отдельных деталей картины, ничего нельзя определить с точностью, потому что нужно чувствовать, что сияющий свет, озаряющий картину, и обволакивающая ее прозрачная тень схвачены в моменты их становления, точно в тот момент, когда зритель смотрит на изображение, и оно, составленное из гармонии отраженного и изменчивого света, не может быть всегда равным самому себе, но трепещет в движении, свете, жизни»[7].

В 1876-ых-1877-ых годах начинается новый важный этап в творчестве художника, проявляющийся в отказе концепции картины-этюда в пользу аналитического изучения изображаемых предметов[8].

ГЛАВА 2 ПОЗДНЕЕ ТВОРЧЕСТВО КЛОДА МОНЕ

Поздним творчеством Клода Моне принято считать периодом с 1890-ого года по 1926-ой. В этот период Моне начинает работать над сериями, где изображается один и тот же объект в разных ракурсах. Художник заметно начинает работать быстрее, его мазки становятся экспрессивнее, краски наносятся одним слоем, происходит полный отказ от перспективы в пользу восприятия и ощущения объема и глубины. Моне впервые начал работать над несколькими картинами одновременно при написании серии «Стога» зимой 1890-ого года.

Разумеется, что в течении стольких лет взгляды мастера, его манеры и техники подвергались неоднократным изменениям. Несмотря на то, что к концу своей жизни Моне был близок к абстракционизму, все же не перешел эту черту и остался верен импрессионизму. Самой яркой чертой, которой можно охарактеризовать творчество позднего периода Клода Моне, является серийность. Путем создания серий изображений одних и тех же объектов, Моне исследовал свойства свето-воздушной среды.

ГЛАВА 2.1 НАЧАЛО ПОЗДНЕГО ТВОРЧЕСТВА КЛОДА МОНЕ

Определенные перемены в жизни художника совпали с началом позднего периода творчества. Смерть Камиллы Моне – жены художника, переезд в Живерни, и долгожданное признания Моне публикой. Его работы «Стога» (Рис.5), которые он писал в 1892-1893 годах, стали продаваться по 3000-4000 франков за штуку[9]. Положительные отзывы стали поступать в адрес Моне от критиков, даже от тех, которые ранее двусмысленно отзывались о холстах художника.

После смерти своей жены работы Моне становятся более тусклыми и темными. Для самого художника наступил не лучший период жизни. Он невероятно любил и ценил свою жену, Камилла выступала в качестве его музы и часто позировала для его работ, так что после ее смерти Моне потерял не только жену, но и вдохновительницу.

Но, несмотря на все обстоятельства, хоть Моне и потерял любовь своей жизни, как художник он продолжал любить цвет. Именно его любовь к цвету, а также бесконечное усердие в сочетании с творческой энергией, давали такие большие плоды в его творческой деятельности.

Сам Моне считал, что для точной передачи цвета, к примеру, моря, необходимо долгое время изучать его, смотреть на него каждый день, при этом находясь в одном и том же месте. Именно так он объяснял его пристрастие к одним и тем же объектам в его работе. Именно так зарождались серии его работ: Моне изучал их с одного и того же места, ракурса, буквально каждый день в разные сезоны и время суток.

C:\Users\Лилия\Desktop\Homework\Текущие заказы\31d31951efaad6c943deb664ac4f0422.jpg

Рисунок 5 – «Стога»

Успех способствовал все большему погружению Моне в эксперименты над моментальным отображением состояния окружающей среды. К примеру, серии «Стога» имеют около тридцати вариантов этой темы (Рис.6).

Для того, чтобы сделать такую работу, необходимы впечатляющая усидчивость, сосредоточенность, внимательность, а также терпение и абсолютная тяга к передачи своих впечатлений. Всеми этими чертами Моне обладал сполна и именно это помогло ему стать одним из великих живописцев не только своей эпохи, но и в истории живописи в целом.

Перед началом написания серии «Стога» Моне поставил цель показать один и тот же объект, но при разном освещении и атмосфере. Он осознавал, что для осуществления этой идеи ему придется потратить весомое количество времени и провести его при не всегда благоприятных условиях: зачастую ему приходилось работать в непогоду, но Моне, верный своей идеей, не считал это препятствием, а, наоборот, с еще большей страстью работал в снежную или дождливую погоду, чтобы показать перемены в настроении работы, на которой изображен один и тот же объект.

Современные исследователи по сей день расходятся во мнении почему Моне выбрал именно стога сена. Кто-то считает, что Моне выбирал объекты для своих серий произвольно, не зацикливаясь на сюжете и работая лишь над цветопередачей, но существует мнение, что на самом деле Моне выбирал тему для своих работ тщательно, он досконально прорабатывал сюжет путем обдумывания и проведения анализа. Кроме этого, существует мнение, что Моне выбрал не просто стога, а стога ячменя или овса, а не стога сена, которые предназначались для животного корма. Данной теории придерживаются художники и писатели, и оно зачастую подвергается критики из-за неуместного романтизма.

C:\Users\Лилия\Desktop\Homework\Текущие заказы\6ce8ac2e19dcd713ec86c62802532edb.jpg

Рисунок 6 – Серия картин «Стога», подборка различных картин одной серии, демонстрирующая особенность художника в написании одного объекта в различных цветовых решениях

А в 1892-1894 годах Моне начинает работу над серией изображений Руанского собора (Рис.7), впоследствии чего создано около пятидесяти изображений собора. Эта серия была тепло воспринята как зрителями, так и критиками. Стоит отметить, что в момент позднего творчества Клода Моне, критики стали благосклоннее относиться к мастеру.

C:\Users\Лилия\Desktop\Homework\Текущие заказы\6344c9d328fba0290e6932d05d5a8a52.jpg

Рисунок 7 – Несколько вариаций Руанского собора, изображенного кистью Клода Моне

Позднее творчество характеризует собой серии работ, написанных во время поездок в Норвегию, а также виды замерзающей Сены, работы, изображающие туманной Темзу[10]. Некоторые современники считали, что Моне пытается изобразить влагу, парящую в воздухе Лондона, что казалось невозможным и абсолютно необычным для художников того времени.

ГЛАВА 2.2 ЦИКЛ «КУВШИНКИ»

Цикл «Кувшинки» считается наиболее известным – это серия изображений «Кувшинки», которая известна также как «Нимфеи» или «Водяные лилии». Двадцать девять лет, ставшие последними годами жизни, Клод Моне посвятил этой серии, создав около 250 произведений, включая огромные полотна, длиной 8 метров. Кувшинки, которые писал художник, были выращены им на поверхности воды в небольшом пруду, который был расположен в саду в Живерни[11] (Рис.7).

C:\Users\Лилия\Desktop\Homework\Текущие заказы\c8842b3777a44e1e4068d140e183c169.jpg

Рисунок 7 – Сад Клода Моне в Живернии. Вид на пруды. Наше время.

Такая большая серия позволяет в полной мере проследить эволюцию позднего периода творчества Моне. Если в самом начале работы над серией имело место колоритное объемное изображение пруда с мостиком и близлежащими деревьями, то ближе к концу творческого пути изображения стали плоскостными и декоративными, которые писались полуослепшим художником уже по памяти.

Интересно то, что лучшим произведением импрессионизма в живописи считается работе Моне. И это несмотря на то, что к моменту начала работы над знаменитыми «Водяными лилиями», он уже терял зрение.

Картина «Пруд с водяными лилиями» или, как еще называют эту работу, «Пруд с кувшинками», написанная Клодом Моне в 1919-ом году, является самой дорогой картиной мастера. Клод Моне был хорошо обеспечен за счет своего творчества в поздний период, его картины хорошо продавались за приличные суммы, что подвергало сомнению в своем профессионализме других художников. Но в наше время стоимость вышеупомянутой картины превзошла все ожидания, уйдя с аукциона за баснословные деньги, а именно восемьдесят миллионов долларов.

Моне разрабатывал сад в Живерни с большой любовью, проводя огромное время над этой работой, и серия «Кувшинки» стоит считать, как естественное следствие этой работы. Цветоводство всегда влекло Моне, он разводил цветы. Сам Моне утверждал, что ничто не интересует его как живопись и цветы.

В Живерни, по приезду в Моне, существовал лишь небольшой огород, что было типично для французской деревни, и недовольный этим фактом Моне тут же принялся его переделывать. Жан Пьер Ошеде – приемный сын художника, говорил, что работа над садом для Моне являлась реализацией давней мечты. Моне уделял огромное внимание большому количеству прудов, в которых содержалась чистая, свежая вода.

Увлечение Моне японской культурой всецело отразилось на внешнем виде сада в Живерни. Возможно, что и серия картин «Кувшинки», как и сад Моне, были вдохновлены произведениями японских мастеров и графистов (Рис.8).

C:\Users\Лилия\Desktop\Homework\Текущие заказы\8b995ec2b70e31464fbf3a23b0ac1bb1.jpg

Рисунок 8 – Дом в Живернии, написанный Клодом Моне в японском стиле

С 1914 года Моне работает над проектом «Больших декораций», которые впоследствие он лично передает государству. Это группа огромных (около 8 метровых) произведений, размещенных в музее «Оранжери». Эти работы представляют собой завершающий этап творческой жизни художника.

Годы меняли способы передачи как композиции, так и цветов в работах Моне, и сам художник признавался в том, что краски перестали иметь для него прежнюю яркость. Все это объяснялось наступающей слепотой. Несмотря на состояние своего здоровья, художник продолжает работать. Именно в этот тяжелый для мастера время относительно невозможности видения мира таким, каким он привык воспринимать его всю жизнь, пишется огромное количество холстов, присоединившихся к серии «Кувшинки».

Цветовое решение работ Моне сильно менялось на протяжении разных этапов творческой жизни художника. В начале 1960-ых годов живопись Моне характеризовалась сочными темно-зелеными и охристыми тонами, в работах присутствовали вкрапления темно-коричневого и черного, что является отражением влияния барбизонской школы.

В годы спокойствия и финансового достатка, работы Моне обретают статус «Буржуазной» живописи, отличаясь светлыми тонами и богатым колоритом. В дальнейшем Моне использовал различные колористические решения. К примеру, для изображения Темзы, Моне часто применял серовато-голубоватые оттенки.

Рисуя на планэре, Моне испытывал необходимость в новой палитре. Так он стал применять кобальт, ультрафиолет, зеленый изумруд, желтые кадмий, цинк, синий ультрамарин. Разумеется, все это отразилась на картинах цикла «Кувшинки». Ф.Никозия отмечает, что применение масляных красок, которые стали доступны в 1960-ых годах, способствовало росту интереса к передаче многообразия сиюминутности изображения солнечного света. «Но Моне, хотя и использовал эти краски, считал их слишком жирными и перед нанесением разводил водой или выдавливал на промокательную бумагу, чтобы она впитала масло. Живописная техника Моне развивалась на другой степени насыщения красок, то есть на контрасте между мазком светлым и прозрачным и другим, матовым и пастозным»

Так как данная серия является огромной и занимает большой промежуток времени и жизни Клода Моне, по времени создания картины можно условно разделить на три периода:

  1. Период, начинающийся с 1889-1901 годы охватывает меньше всего картин. «Кувшинки» этого времени отличаются реалистичностью, прорисовкой деталей и многоцветностью (Рис.9).

C:\Users\Лилия\Desktop\Homework\Текущие заказы\a7617c0473bd1603144f0a70b80a51d0.jpg

Рисунок 9 – «Кувшики» в первый период

  1. Второй период начинается в 1901 году и длится до 1913-ого года. Именно в этот период Моне уделяет свое основное время изображениям своего сада. Этот период богат разнообразием сюжетов. Картины этого периода отличаются частой прорисовкой отражения на поверхности воды (Рис.10).

C:\Users\Лилия\Desktop\Homework\Текущие заказы\37d033cdd8c510dcda1c97c28843b989.jpg

Рисунок 10 – «Кувшинки» второго периода

  1. Третий период начинается в 1914 году и заканчивается в 1926-ом году. В «Кувшинках» этого периода полностью отсутствует линия горизонта, появляется огромное количество элементов абстрактного искусства. Отсутствует перспектива и реалистичность, но появляется эффект целостности. В целом, стоит отметить, что именно в это время Моне полностью отказывается от привычных правил, которые он ранее применял в работах ради экспериментов, которые, казалось, стали не просто неким испытанием творчества, но уже новым образом мышления. Критики тяжело восприняли такой ход художника, считая, что Моне просто устал от своей деятельности и теперь создает нечто, отдаленно напоминающее искусство, но сам Моне признавал, что именно в этот период он создавал свои настоящие работы (Рис.11).

C:\Users\Лилия\Desktop\f6d1fc795a7c15e5996926acd24ff6ba.jpg

Рисунок 11 – «Кувшинки» третьего периода

По своим цветовым решениям картины серии «Кувшинки» разнообразны, что объясняется сиюминутным эффектом освещения. Эксперименты Моне позволили показать красоту природы вне зависимости от сезона, времени суток. Анализируя картины «Кувшинки» можно выделить несколько колористических сочетаний[12]:

  1. Моне использовал всю палитру, чтобы передать эффект сиюмоментности, что позволяет говорить о многоцветной, яркой гамме. Насыщенность природных цветов в яркий солнечный день передаются через контрастные цветовые решения. В таких работах Моне словно живет солнечный свет, что является отличительной чертой его работ, ведь ранее подобные приемы и техники попросту не использовались.

Благодаря эффекту игры света, появляется тень и светотень, что создает определенное настроение внутри работы. Важно отметить, что в работах такого плана Моне мог изображать кувшинки как под солнечным светом, так и в тени, чтобы лучше показать один объект под разными цветовыми решениями (Рис.12).

C:\Users\Лилия\Desktop\Homework\Текущие заказы\4db0209da322a87da1d58de71537343f.jpg

Рисунок 12 – «Кувшинки» в солнечных лучах

  1. С помощью светлых, нежных, приглушенных тонов, Моне передавал тишину мгновения, создавал ощущение легкости утра. Благодаря мягкому, приглушенному колориту, художнику удалось создать настроение спокойствия и тишины. Автором используются пастельные тона: светло-голубой, светло-розовый, светло-фиолетовый. Акценты создаются с помощью ярких пятен на кувшинках красных и фиолетовых цветов, что способствует мягкому переходу между цветами палитры. В работах такого типа ярко отражается любовь художника к изображению отражений на воде. Здесь сказывается и его опыт работы с пейзажами Лондона, где Моне всячески старался передать настроение туманности и влажности воздуха. Однако в «Кувшинках» такого типа используются акценты, с которыми Моне умело работал – он мог подобрать такие решения палитры, что даже несмотря на определенные яркие пятна в работе, они смотрелись уместно относительно спокойных цветов, занимавших основную часть картины (Рис.13).

C:\Users\Лилия\Desktop\Homework\Текущие заказы\bfd32607bdf1c4f917168d474bd2c2e1.jpg

Рисунок 13 – «Кувшинки» в тишине туманного рассвета

  1. Сумерки и пасмурная погода передается через темные, глубокие тона. В таких работах линии представляются более четкими, за счет чего образуется контраст. Мазки заметно густеют, цвета, используемые Моне, гораздо ярче и глубже. Благодаря такой палитре, Моне удается показать пруды и кувшинки в ночное время, при этом без яркого лунного освещения, передавая особенности цвета в ночное время суток, а также показывая предметы в своеобразной темноте (Рис.14).

C:\Users\Лилия\Desktop\Homework\Текущие заказы\Screenshot_20201130-000049_Gallery.jpg

Рисунок 14 – «Кувшинки» в сумерках

Одним из важнейших элементом живописной техники Моне является цвет. Моне играл на контрастах, добиваясь через филигранных мазков ярких цветовых контрастов, что способствовало созданию пространственной иллюзии. С ухудшением зрения, которое началось в 1909 году, восприятие цвета Моне претерпело некоторые изменения. Для художника это стало катастрофой, из-за чего он часто впадал в отчаяние, а впоследствии у него развилась депрессия на этом фоне.

«Краски не имели для меня прежней яркости. Я не писал больше эффектов света с прежней точностью. Тона красного стали казаться грязными, розовые становились все бледнее и я абсолютно не мог улавливать промежуточные и более глубокие тона» - писал сам Моне[13].

Картины серии «Кувшинки» имеют большое спектр разнообразия по своим цветовым решениям, что обуславливается попытками уловить мастером эффекта сиюминутного момента, который способствовал изменению цвета растений.

ГЛАВА 3 ИЗУЧЕНИЕ РАБОТЫ «КУВШИНКИ» СОВРЕМЕННИКАМИ

Британский офтальмолог Ричард Мармор опубликовал сведения, ставшие сенсационными в конце прошлого века. Английским врачом было обнаружено, что особенности живописной манеры Клода Моне, «отца импрессионизма» связаны на самом деле не с его новой техникой, а с его слабым зрением.

Когда-то группа молодых художников, которая насчитывала всего тридцать человек, в которую также входил Мане, представила новую технику живописи, которая абсолютно отличалась от общепризнанной техники, ставшей к тому момента классикой.

Основой новой техники являлось изображение краткого момента, сиюмоментного сюжета, отображение реальности, которая менялось каждую минуту. Картины импрессионистов выглядели так, словно внутри них жило солнце – они будто залиты светом. Игра светотени и тени делала привычные предметы совсем новыми и интересными. Сельские пейзажи, городские улочки, простые люди за своей повседневной работой – все это стало основой сюжетом работ импрессионистов.

Несмотря на новизну техники, Моне не останавливался и продолжал эксперименты. В конце своего пути, Моне заметно изменил свою технику, полностью отойдя от привычных принципов построения, акцентов и сюжетов. Долгое время шли споры о том, по какой причине Моне решил так заметно сменить свою живопись. На этот вопрос и ответил британский офтальмолог.

Ричард Мармор считает, что все изменения связаны с ухудшением зрения Моне. К такому выводу врач пришел при помощи компьютерного моделирования «размытого» изображения, передаваемого глазом офтальмологического больного (Рис.15).

Как оказалось, такое изображение пруда с кувшинками, расположенного возле домика Моне в Живерни под Парижем, очень похоже на картину, написанную с натуры самим художником.

Мармор уверен, что эффект «размытости», свойственный работам Моне, особенно работам позднего периода, в частности большинство картин цикла «Кувшинки», во многом объясняется тем, что художник, зрение которого сильно ослабело в период с 1912 по 1922 годы, именно так и видел окружавший его мир. Тщательное изучение работал знаменитого импрессиониста позволило британцу найти подтверждение того, что живописец страдал от катаракты.

До того, как Мармор провел свое обширное исследование, искусствоведы объясняли разницу между ранними и поздними работами Моне влиянием, оказанным на художника другими живописцами того времени. Было принято считать, что причина, по котором Моне менял свою технику – это его путешествия, так называемая «насмотренность», веяние других художников и даже культур (в том числе особое отношение Моне к японской графике).

C:\Users\Лилия\Desktop\Homework\Текущие заказы\377aab237d347081eadc8a88200924a5.jpg

C:\Users\Лилия\Desktop\Homework\Текущие заказы\cdde868b18d4031e3cb8b64fda64bdc5.jpg

Рисунок 15 – Заметное отличие «Кувшинок» первого этапа и последнего

Выходит, что, изучая работу Моне «Кувшинки» можно проследить не только перемены в технике, во взглядах, в том, как жизненные обстоятельства играли роль в творчестве художника, но и то, как Моне буквально менял искусство того времени, создавая с помощью своего видения новое течение, которое после развивалось и не утеряло своей актуальности по сей день. Возможно, именно поэтому Моне прозвали «отцом» импрессионизма, ведь именно благодаря ему данное течение получило свое развитие, а в силу его характера и желания продвигать новых, начинающих художников, данное течение получило дальнейшее развитие по всему миру.

Творческая манера художника заставляет задуматься о его вкладе в искусство не только историков и искусствоведов, но самого зрителя, который, возможно, не глубоко осведомлен о жизни и биографии художника. И все же благодаря работам Моне, выполненным в сериях, данная возможность представляется каждому.

Стоит отметить, что ни один биограф не остается равнодушным к истории болезни Клода Моне. Существует рядом медицинских загадок, связанных с заболеванием Моне и утратой зрения. Некоторые исследователи всерьез предполагали, что зрение Моне являлось особенным из-за несвойственного другим людям строения сетчатки, что делало видение света и цвета Моне не таким, как у других людей.

Наиболее существенным мнением о потери зрения Клодом Моне является его любовь к работе на природе в самых непредсказуемых погодных условиях. Он работал при ярком солнечном свете, падающим в глаза, в ледяной зимний день, в метель – все это, считают исследователи, приближало неизбежное.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Клод Моне стоял у истоков импрессионизма, а также считается основоположником многих других стилей, благодаря чему его имя навеки осталось в истории мирового искусства.

Моне считается одним из ярких представителей не только своей эпохи, но и мира живописи в целом. Он абсолютно игнорировал все правила академического рисунка, которые пытались ему навязать учителя, работал над одним объектом годами, изображая его в разное время года, а также не подписывал свои любимые картины, чтобы совладать с соблазном продать их. Он ставил себя в сложные условия, что не могло позитивно сказаться на его зрении, Моне буквально терял зрение, видя с каждым годом все хуже и хуже, но он продолжал работу даже тогда, когда окончательно впал в депрессию из-за потери зрения и видел весь мир как одно большое яркое пятно без точных линий и конкретных силуэтов. Моне продолжал писать картины несмотря на обстоятельства, которые возникали в его жизни снова и снова, показывая и доказывая верность своему делу. Этот человек определенно считается непростым.

Характерной чертой творческой биографии Моне – это появление цикла картин, которых объединял один и тот же сюжет. Благодаря циклам возможет полноценный, подробный анализ творческого мышления Моне. Художник мог сотни раз изображать один и тот же предмет, чтобы передать сиюминутную игру цвета на нем. С помощью таких работ художник сумел донести до зрителей и критиков красоту объектов природы в разное время суток и в различные времена года.

Непостоянство природы всегда вдохновляло Моне. Клод Моне первым использовал технику, которая основывалась на выразительности возможностей чистого красочного мазка[14]. Моне никогда не стремился к реалистичности изображения, он не преследовал правильную перспективу, в конечном итоге его картины обрели образы, лишенные проработанных планов и линий горизонта. Несмотря на очевидную близость к абстракционизму, Моне так и не перешел черту.

Работа, занимавшая Моне на протяжении 30 лет, стала серия картин, посвященная кувшинкам, растущим в тщательно проработанном саду художника. Автором создано более 250 произведений на данную тему, что позволяет провести анализ и проследить эволюцию художественного языка мастера до последнего года творчества и жизни Моне.

Данный момент особенно важен, так как многие исследователи считали позднего Моне закатом успешной творческой карьеры, когда как сам Моне, анализируя данную серию еще при жизни называл свои работы как никогда зрелыми. Моне от традиционного изображения пришел к почти беспредметной живописи, что характеризует угасание интереса художника к натуре и возрастание интереса восприятия этой же натуры.

На сегодняшний день картины серии «Кувшинки» называют классикой импрессионизма. Они являются наиболее узнаваемыми и известными работами мастера. Переоценка работ мастера в поздний период его творчества произошла за счет его влияния на развитие последующих художественных движений. Моне признан предвестником нового этапа развития западноевропейского искусства. Но, несмотря на это, многие исследователи обходят стороной работы Моне, созданные им в последние годы жизни, а значит данный вопрос остается открытым по сей день.

Целью курсовой работы является анализ произведения Клода Моне «Кувшинки». Для достижения поставленной цели необходимо решить такие задачи, как изучение поздней биографии и работ Клода Моне, анализирование техник позднего Моне, изучить особенности построения пространства в позднем творчестве, классификация серии «Кувшинки» по цвету.

Для достижения поставленной цели, подробно изучены биографию Клода Моне, выявлено, какие факторы повлияли на изменения в работах, проанализированы отличия между ранним и поздним творчеством, рассмотрены работы «Кувшинки» в различных ракурсах, поделены на несколько аспектов, таких как цветовые решения, техники, используемые в работе, предмет интереса художника.

Список литературы

  1. Л.Вентури. От Моне до Лотрека. – М.:Азбука-классика, 2007. – 56 с.
  2. Н.Н.Волков. Цвет в живописи. – М.:Искусство, 1985. – 179 с.
  3. М.Дюпети Великие художники. Их жизнь, вдохновение и творчество. – М.:Иглмосс, 2003. – 47 с.
  4. И.Юкреин. Великие художники. Их жизнь, вдохновение и творчество. Клод Моне. – М.:Киев, 2004г. – 46 с.
  5. М.Ю.Герман. Импрессионизм. Основоположники и последователи. – М.:Азбука-классика, 2008. – 134 с.
  6. О.Рейтерсверд. Клод Моне. – М.:Прогресс, 1995. – 209 с.
  7. Ф. Никозия. Моне. – М.: Клуб семейного досуга, 2007. – 47 с.
  8. И.Г.Мосин. Мировое искусство. Импрессионизм. – М.:Кристалл, 2006. – 389 с.
  9. И.Тайанде. Клод Моне. Жизнь и творчество. – М.:Слово, 1995. – 95 с.
  10. Ф. Никозия. Моне. – М.: Клуб семейного досуга, 2007. – 159 с.
  11. Д.Самин. 100 Великих художников. – М.:Вече, 2002. – 202 с.
  12. Д.Столяров. Учебное пособие по культурологии. – М.:Академия, 1999. – 216 с.
  13. Я. Баррас. Импрессионизм. Новые пути в импрессионизме. – М.:Родник, 1998. – 200с.
  14. М.Герман. Импрессионисты: судьбы, искусство и время. – М.:Слово, 2004. – 296 с.
  15. А.Костеневич. Живопись импрессионистов. – М.:Аврора, 2012. – 151 с.

Приложение

Приложение 1

C:\Users\Лилия\Desktop\Homework\Текущие заказы\db1ebe15f844dc1effeef62b8c7eb6a5.jpg

Рисунок 1 – Клод Моне в своем саду в Живерни, 1920 год с неизвестным визитером

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

  1. Л.Вентури. От Моне до Лотрека. – М.:Азбука-классика, 2007. – 56 с.

  2. Н.Н.Волков. Цвет в живописи. – М.:Искусство, 1985. – 179 с.

  3. М.Дюпети Великие художники. Их жизнь, вдохновение и творчество. – М.:Иглмосс, 2003. – 47 с.

  4. И.Юкреин. Великие художники. Их жизнь, вдохновение и творчество. Клод Моне. – М.:Киев, 2004г. – 46 с.

  5. М.Ю.Герман. Импрессионизм. Основоположники и последователи. – М.:Азбука-классика, 2008. – 134 с.

  6. О.Рейтерсверд. Клод Моне. – М.:Прогресс, 1995. – 209 с.

  7. Ф. Никозия. Моне. – М.: Клуб семейного досуга, 2007. – 47 с.

  8. И.Г.Мосин. Мировое искусство. Импрессионизм. – М.:Кристалл, 2006. – 389 с.

  9. И.Тайанде. Клод Моне. Жизнь и творчество. – М.:Слово, 1995. – 95 с.

  10. Ф. Никозия. Моне. – М.: Клуб семейного досуга, 2007. – 159 с.

  11. Д.Самин. 100 Великих художников. – М.:Вече, 2002. – 202 с.

  12. Я. Баррас. Импрессионизм. Новые пути в импрессионизме. – М.:Родник, 1998. – 200с.

  13. М.Герман. Импрессионисты: судьбы, искусство и время. – М.:Слово, 2004. – 296 с.

  14. А.Костеневич. Живопись импрессионистов. – М.:Аврора, 2012. – 151 с.