Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Цветовая организация произведения Винсента Ван Гога «Хижины» (Творчество и основные этапы жизни Винсента Ван Гога)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Винсент Ван Гог – один из величайших художников мира, чье творчество имеет большое влияние на развитие современных направлений в живописи и дает толчок для развития импрессионизма. На сегодняшний день такие страны как Нидерланды, Франция и Англия гордятся тем, что такой великий творец некогда проживал и творил на их территории, а ценность его картин, находящихся в разных уголках земли, не исчислима никакой денежной единицей, как и стоимость его работ. Однако, как бы это не печально звучало, при жизни Винсента Ван Гога его картины не представляли для общества того времени никакой ценности, и умирал этот гений в состоянии безумия и полного одиночества.

Актуальность работы заключается в рассмотрении стиля творчества через картину «Хижены». Объект исследования картина Винсента Ван Гога "Хижины». Предмет исследования особенности передачи цвета в картине "Хижины". При написании данной работы целью является рассмотреть цветовую организацию произведения Винсента Ван Гога "Хижины". Для осуществления этой цели выполняются следующие задачи: рассматривается творчество и основные этапы жизни Винсента Ван Гога, делается анализ картины Винсент Ван Гога «Хижины», описывается цветовая палитра в произведениях Винсента Ван Гога и рассматривается цветовая организация произведения Винсента Ван Гога. Практическая значимость: применение этих художественных знаний на практике в собственном творчестве, а также понимание того, что делает работы Винсента Ван Гога столь уникальными. Методы, используемые в работе – обобщение, описание, метод сравнения. Работа состоит из введения, двух глав, заключения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Творчество и основные этапы жизни Винсента Ван Гога

«Письмо Винсента Ван Гога своему брату 1875»

Мой дорогой Тео,

Я заполнил твою книжечку, и, думаю, получилось. Пришлите мне Утес Жюля Бретона, когда у вас будет возможность.

Наша галерея завершена, и она прекрасна, у нас сейчас много прекрасных вещей: Жюль Дюпре, Мишель, Добиньи, Марис, Исраэль, Лиловый, Бишоп и т. Д. В апреле будем проводить выставку. Мистер Буссод пообещал прислать нам самое лучшее: «Малярия» Эбера, «Утес» Дж. Бретона и т. Д. Я так хочу, чтобы ты был здесь, мы должны сделать так, чтобы это когда-нибудь случилось. Я так хочу показать вам свою комнату и т. д. Здесь прекрасная выставка старинного искусства, в том числе большой «Снятие с креста» Рембрандта, пять больших фигур в сумерках, вы можете себе представить это настроение. Пять Рёйсдал, один Франс Халс, Ван Дейк. Пейзаж с фигурами Рубенса, пейзаж осеннего вечера Тициана. два портрета Тинторетто и прекрасное старинное английское искусство, Рейнольдс, Ромни и Старый Кром, пейзаж великолепный. Прощай, я пришлю твою книжку при первой же возможности. Напишите мне в ближайшее время.

Трагическая жизнь Винсента Ван Гога сегодня популярна как какая-то священная легенда, которая, кажется, нужна людям больше, чем сияние его звезд и подсолнухов. Голодное, почти нищенское существование, полное одиночества и презрения окружающих, обернулось всемирным ажиотажем и интересом в 20 веке. За свою жизнь Ван Гог продал лишь одну картину ("Красные виноградники в Арле"), а ровно через сто лет на аукционе Кристи в Нью- Йорке его "Портрет доктора Гаше" был куплен за 82,5 миллиона долларов (рекорд среди живописных произведений). На фоне этого нездорового поклонения теряется облик самого художника, могучего и ранимого одновременно, окончившего свой драматический путь на земле отчаянием и самоубийством. Ван Гог прожил всего 37 лет, из которых лишь последние семь с небольшим были посвящены живописи. Однако его творческое наследие поразительно. Это около тысячи рисунков и почти столько же картин, созданных в результате вулканических творческих извержений, когда в течении долгих недель Ван Гог писал по одной-две картины ежедневно. Его картины это потрясающий, полный любви и страдания диалог - с самим собой, с богом, с миром... Винсент Ван Гог родился 30 марта 1853 года в семье протестантского пастора в голландской провинции Северный Брабант, в деревне Грот Зюндерт, где его отец пребывал на службе. Семейная среда очень многое определили в судьбе Винсента. Род Ван Гогов был старинным, известным еще с XVII века. В эпоху Винсента Ван Гога было два традиционных семейных занятия: кто-то из представителей этого рода обязательно занимался церковной деятельностью, а кто-то – торговлей произведениями искусства. Винсент был старшим, но не первым ребенком в семье. Годом ранее родился, но вскоре умер его брат. Второй сын и был назван в память умершего Винсентом Виллемом. После него появилось еще пятеро детей, но только с одним из них будущий художник будет связан тесными братскими узами до последнего дня своей жизни. Не будет преувеличением сказать, что без поддержки младшего брата Тео, Винсент Ван Гог как художник вряд ли бы состоялся. В 1873 Винсент начинает переписку с братом Тео, которая продлится до самой его смерти. В наше время письма братьев изданы в книге, которая называется «Ван Гог. Письма к брату Тео». Эти письма – волнующие свидетельства внутренней духовной жизни Винсента, его поисков и ошибок, радостей и разочарований, отчаяния и надежд. Огромную помощь художнику оказывал его брат Тео. Он не только помогал ему в материальном плане, но и был ценителем его творчества. На фоне судеб европейских художников жизненный путь Винсента Ван Гога выделяется тем, что он достаточно поздно обнаружил в себе тягу к искусству. До 30 лет Винсент не подозревал, что именно живопись станет конечным смыслом его жизни. Призвание созревает в нем не спеша, чтобы подобно взрыву вырваться наружу. Ценой труда почти на грани человеческих возможностей, который станет уделом всей его оставшейся жизни, на протяжении 1885-1887 годов Винсент сумеет выработать свой индивидуальный и уникальный стиль, который в будущем назовут «импасто». Его художественная манера будет способствовать укоренению в европейском искусстве одного из самых искренних, чутких, человечных и эмоциональных направлений – экспрессионизма. Творчество Ван Гога можно разделить на три периода – Голландский, Парижский и поздний период творчества на юге Франции. В 1869 году Ван Гог переезжает в Гаагу и начинает заниматься торговлей картинами в фирме «Гупиль» и репродукциями произведений искусства. Винсент активно и добросовестно работает, в свободное время много читает и посещает музеи, понемногу рисует. Он начинает разбираться в живописи и ценить ее. Вскоре его постигла неудача в любви. Разочарование сказалось на работе - он потерял к ней интерес и обратился к Библии. Жизнь круто поменялась. Ван Гог побывал учителем, продавцом книг, проповедником в беднейшем шахтерском районе. С января 1879 года Винсент получает должность проповедника в Ваме, поселке, расположенном в Боринаже – области в южной Бельгии, центре угольной промышленности. Его глубоко поражает крайняя нищета, в которой живут шахтеры и их семьи. Начинается глубокий конфликт, который открывает глаза Ван Гога на одну истину – служители официальной церкви вовсе не заинтересованы по-настоящему облегчить участь людей, оказавшихся в нечеловеческих условиях. Поняв до конца эту ханжескую позицию, Ван Гог испытывает еще одно глубокое разочарование, порывает с церковью и делает свой окончательный жизненный выбор – служить людям своим искусством. В 1880-х гг. Ван Гог обращается к искусству: посещает Академию художеств в Брюсселе (1880-81) и в Антверпене (1885-86), пользуется советами А. Мауве в Гааге. Первые работы художника появились в 27-летнем возрасте и не отличались особой изысканностью и красотой. Но это были лишь первые шаги на пути к искусству. Героями его картин были простые люди с их тяжелой и угнетенной жизнью. Ван Гог писал картины, наблюдая жизнь обездоленных людей: шахтеров, рыбаков, ремесленников. Картины и этюды этого времени выполнены в тёмных мрачных тонах и проникнуты горячим сочувствием к простым людям. В 1885 году свет увидело знаменитое полотно «Едоки картофеля». В тёмном мрачном помещении сидят за столом пять человек: двое мужчин, две женщины и видимая со спины девочка. Свисающая сверху керосиновая лампа освещает худые, усталые лица и большие натруженные руки. Скудная трапеза крестьян - тарелка с вареным картофелем и жидкий кофе. В 1886 году Винсент переезжает в Париж, где пишет целую коллекцию полотен, среди них - наиболее известное «Сад поэтов». Новый период творчества знаменуется переменой стиля. Краски становятся более яркими, сюжеты более жизнерадостными. Для этого периода характерна техника пуантилизма – мелкие короткие мазки переливающихся красок. Ван Гога увлекает непосредственное изображение человека и пейзажей, как в японской гравюре. В этот период пишется много портретов и автопортретов. Ван Гог был очень плодовитым художником – за день он мог написать несколько картин. Это и пейзажи, и натюрморты, и портреты, и жанровая живопись.

Последние приезды Ван Гога в Париж были связаны с работой в «Гупиль». Однако ни разу до этого художественная жизнь Парижа не оказывала заметного влияния на его творчество. На этот раз пребывание Ван Гога в Париже длится с марта 1886-го по февраль 1888-го. Это два чрезвычайно насыщенных года в жизни художника. За этот короткий период он осваивает импрессионистическую и неоимпрессионистическую техники, что способствует высветлению его собственной цветовой палитры. Приехавший из Голландии художник превращается в одного из самых оригинальных представителей парижского авангарда, новаторство которого разрывает изнутри все условности, сковывающие огромные выразительные возможности цвета как такового. В Париже Ван Гог общается с Камилем Писсаро, Анри де Тулуз-Лотреком, Полем Гогеном, Эмилем Бернаром, Жоржем Сера и другими молодыми живописцами, а также с торговцем красками и коллекционером папашей Танги. Но жизнь большого города утомляет В.Ван Гога, и в феврале 1888 г. он уезжает в Арль, чтобы вернуться к земле и к тем, кто на ней трудится. Пребывание в этом южном городе вернуло ему утраченные силы, именно здесь полностью раскрывается его талант живописца и окончательно формируется его неповторимый индивидуальный стиль. В.Ван Гог создает свои многочисленные картины в порыве вдохновения, контролируя разумом свое восторженное чувственное восприятие природы. В этом ему помогает приобретенный в Париже опыт по выработке собственного языка цвета, имеющего эмоциональное и символическое звучание, а также использование волевых контуров, упрощающих форму, динамичных мазков, задающих изображению определенный ритм и пастозную фактуру, передающую вещественность мира. Свою любовь и восхищение природой Прованса В.Ван Гог выразил в многочисленных пейзажах, находя свою цветовую гамму и пластическое решение для каждого изображаемого времени года. Поздний период творчества, начавшийся после переезда из Парижа на юг Франции, очень противоречив, но вместе с тем наиболее плодотворен. Яркая природа Прованса вдохновляла художника на написание очень живых и красочных пейзажей. Главное действующее лицо арльских пейзажей В.Ван Гога - солнце, а доминирующий цвет - желтый, цвет солнца, зрелого хлеба и подсолнухов, ставших для художника символом дневного светила.

К концу 1889 года, в это сложное для себя время, обостряющееся припадками сумасшествия, душевных расстройств и тяге к суициду, Ван Гог получает приглашение принять участие в выставке Салона независимых, организованной в Брюсселе. В конце ноября Винсент отсылает туда 6 картин. 17 мая 1890 года у Тео есть план поселить Винсента в городке Овер-сюр-Уаз под присмотром доктора Гаше, который увлекался живописью и был другом импрессионистов. Состояние Ван Гога улучшается, он много работает, пишет портреты своих новых знакомых, пейзажи. 6 июля 1890 года Ван Гог приезжает в Париж к Тео. Альбер Орье и Тулуз-Лотрек навещает дом Тео, чтобы встретится с ним. 27 июля 1890 года Винсент Виллем Ван Гог стреляет себе в грудь из револьвера. Из последнего письма Ван Гога к Тео: «…Через меня ты принимал участие в создании кое-каких полотен, которые даже в бурю сохраняют мой покой. Что ж, я заплатил жизнью за свою работу, и она стоила мне половины моего рассудка, это так… Но я не сожалею». Так закончилась жизнь одного из величайших художников не только XIX века, но и во всей истории искусства в целом. Среди мастеров постимпрессионизма Ван Гогу принадлежит особое место. Его повышенное эмоциональное восприятие мира было созвучно многим художественным начинаниям 20 века, открывало новые пути постижению реальности.

1.2. Поздний период творчества (1888-1890)

Винсент Ван Гог поехал в Арль в начале 1888 года, подгоняемый рядом причин. Утомленный бурной энергией Парижа и долгими зимними месяцами, Ван Гог отправился искать теплого солнца в Провансе. Другая причина заключалась в том, что Винсент мечтал создать своего рода коммуну художников в Арле, где бы его товарищи из Парижа могли бы найти убежище, вместе работать и поддерживать друг друга в достижении общей цели. Ван Гог сел на поезд до Арля 20 февраля 1888 года, подогреваемый мыслями об выдающемся будущем, и восхищался пролетающими за окном пейзажами, которые по мере приближения поезда на юг становился, по мнению Винсента, все более японским.

Несомненно, Ван Гог был разочарован Арлем в период нескольких первых недель пребывания там. Винсент искал солнца, а нашел холодный Арль с грязным снегом. Должно быть, Винсент был очень расстроен, потому что он покинул всех, кого он знал, в поисках солнца и отдыха на юге. Однако, неприятная погода вскоре изжила себя, и Винсент начал работать над несколькими картинами, которые позже будут признаны наиболее удачными в его творчестве.

Когда потеплело, Винсент не стал терять время и начал работать на натуре. Тогда им были написаны неплохие работы: рисунок «Пейзаж с тропой и обрубленными деревьями» и картина «Тропа сквозь поле с ивами». Рисунок был сделан в марте, и деревья и пейзаж получились немного тусклыми после зимы. Что касается картины, то, поскольку она была выполнена месяцем позже, то на ветках деревьев явно видны почки. В течение этого времени Ван Гог написал серию картин с изображением цветущих фруктовых садов. Винсент был доволен темпами своей работы и, как те самые фруктовые сады, чувствовал себя обновленным.

Следующие месяцы были для него счастливыми. В начале мая Ван Гог снял комнату в Кафе де ла Гаре в 10 доме на Плэйс Ламартин, а также арендовал под студию и хранилище помещение в своем знаменитом «Желтом доме» (дом 2 на Плэйс Ламартин). Винсент переехал в Желтый дом только в сентябре, подготавливаясь к ее оборудованию как «Студии на Юге».

Винсент прилежно работал всю весну и лето и начал высылать Тое посылки со своими работами. Сейчас Ван Гог воспринимается, как больной человек, который вел отшельнический образ жизни. Но это не так. На самом деле ему нравилось общество, и за эти прекрасные месяцы приобрел массу друзей - как для просто компании, так и для возможности иметь выразительных позеров. Хотя иногда Винсенту было очень одиноко, он подружился с лейтенантом Полем Милье и еще одним солдатом и написал их портреты. Винсент никогда не терял надежду создать коммуну художников и развил бурную деятельность, чтобы сподобить Поля Гогена составить ему компанию на юге. Такое предприятие казалось вряд ли возможным, так как потребовало ассигнований со стороны Тео, уже превысившего свой лимит. Однако, в конце июля умирает дядя Ван Гогов, Винсент, и оставляет Тео наследство. Улучшение финансового положения позволило Тео спонсировать поездку Гогена в Арль. В этом Тео был заинтересован не только, как заботливый брат, но и как бизнесмен. Тео знал, что Винсенту пойдет на пользу, если Гоген составит ему компанию, но он также надеялся на то, что Гоген в обмен на материальную помощь вышлет ему свои работы, которые принесут прибыль. В отличие от Винсента, у Поль Гогена уже получалось извлекать прибыль за счет проданных работ.

Несмотря на улучшение материального положения у Тео, Винсент упорно продолжает тратить большое количество денег на художественные принадлежности, а не на необходимые для нормального существования вещи. Изнуренный и истощенный, Ван Гог к октябрю окончательно подорвал свое здоровье, однако его грела мысль о предстоящем приезде на юг Гогена. Винсент очень старался, готовя Желтый дом для приезда друга. Гоген приехал в Арль поездом 23 октября. Следующие два месяца были ужасны, и для Винсента Ван Гога и для Поля Гогена. По началу Ван Гог и Гоген неплохо ладили, вместе работая в предместьях Арля, обсуждая свое творчество и различные техники рисования. Но проходили недели, погода начала портиться, и художники были вынуждены все более работать в студии, и на натуре выходить все реже и реже. Как всегда, настроение Ван Гога (как, впрочем, и Гогена) колебалось в зависимости от погоды. Однако, работая в четырех стенах, Винсент смягчался, когда рисовал портреты. «Я написал портреты всей семьи…» - писал он Тео (письмо 560). Эти работы, портреты семьи Рулен, остаются среди наиболее ценных из его работ.

В декабре Отношения Ван Гога с Гогеном начали обостряться. Их ссоры становились все более частыми, «наэлектризованными», как описывает их Винсент. Отношения усугубились в результате приступа душевного расстройства у Винсента. 23 декабря Винсент Ван Гог, находившись в состоянии безумства, отрезал нижнюю часть своего левого уха. Он лезвием отрезал мочку, завернул ее в тряпку и отнес « «подарок»» в бордель, где и вручил его одной из местных женщин. Пошатываясь, он вернулся в Желтый дом и там упал в изнеможении. Полиция нашла его и поместила в больницу в Арле. Гоген, послав Тео телеграмму, немедленно отправился в Париж, предпочтя не посещать Ван Гога в больнице. Позже Ван Гог и Гоген будут время от времени вести переписку, но так никогда больше не встретятся.

Во время пребывания в больнице Винсент находился под присмотром доктора Феликса Рея (1867-1932). Следующая неделя после того, как Винсент отрезал ухо, стала для него критической, как в плане физическом, так и в душевном. Он потерял много крови, и участились приступы безумия, в течение которых Винсент был недееспособен. Тео, поспешивший приехать из Парижа, был уверен, что Винсент умрет, но к концу декабря - началу января он уже почти полностью поправился. Первые недели 1889 года стали нелегкими для Винсента Ван Гога. После того, как художник выписался из больницы, он возвращается в свой Желтый дом, но продолжает посещать Доктора Рэя, сдает анализы и делает у него перевязки уха. Выздоровление оказало на Винсента благоприятное влияние, но денег все также не хватало, а также он расстроился из-за того, что его близкий друг, Джозеф Рулен, решил принять более выгодное предложение и уехал с семьей в Марсель. Рулен был очень близким и хорошим другом Винсента в течение всего времени его пребывания в Арле. В творчестве Винсент был довольно продуктивен и за январь и начало февраля написал такие известные картины, как La Berceuse и «Подсолнухи». Однако, 7 февраля у Винсента опять случается приступ, на этот раз ему представилось, будто его отравили. И снова Винсента помещают на обследования в ту же больницу в Арле. Там его держат 10 дней, а потом он снова возвращается в Желтый дом, с мыслью: «Я надеюсь на лучшее».

К тому времени жители Арля начали высказывать недовольство поведением Винсента и написали петицию, где изложили свою точку зрения. Петиция была направлена мэру города, а далее - начальнику полиции, который приказал вновь поместить Винсента в больницу. Ван Гог пролежал в больнице следующие шесть недель, но ему разрешалось покидать территорию больницы, с тем чтобы рисовать на природе, а также относить картины на склад. Это был продуктивный, но эмоционально неблагоприятный период в жизни Ван Гога. Как и год назад Ван Гог изображает цветущие сады в окрестностях Арля. Несмотря на удачные работы, Винсент понимает, что состояние его нестабильно и, посоветовавшись с Тео, согласился на свой перевод в психиатрическую лечебницу Сен-Поль-де-Мозоль в Сен-Реми-де-Прованс. Ван Гог покидает Арль 8 мая.

Период работы Ван Гога на юге Франции был самым плодотворным. Слова художника «жизнь искать в цвете» стали лейтмотивом его творчества. Полный радостного цветения предстает природа Прованса в написанных в светлой гамме методом «алла прима» полотнах «Цветущая слива» (1887, Музей Ван Гога) и «Ветка цветущего миндаля в стакане» (1888, там же).

В серии марин Ван Гога, исполненных в Сент Мари-сюр-Мер, около Арля («Море в Сент Мари», 1888, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва), видах Роны («Мост Ланглуа», 1888, Музей Вальраф Рихартц-Людвиг, Кельн) пространство передано по-импрессионистически фрагментарно. Трактованный с высоты птичьего полета, как в японских гравюрах, вид равнинного Прованса и зеленых холмов Монтмажура в пейзаже «Долина Ла Кро» (1888, Музей Ван Гога) написан энергичными пастозными движениями кисти, свидетельствующими уже об отходе от импрессионистической техники и обретении собственной живописной манеры.

Ван Гог ищет эмоционально сильные сочетания цветов - желтого (в серии натюрмортов «Подсолнухи») и красного («Красные виноградники в Арле», 1888, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва), наделяя их особой пластической выразительностью цвета. Загадочны и полны тревожного предчувствия красно-желтая и сине-желтая гаммы полотен с видами ночного Арля («Ночное кафе», 1888, Художественная галерея Йельского университета, Нью Хейвен; «Терраса кафе ночью», 1888, Музей Креллер-Мюллер, Оттерло).

Утверждение собственной живописной манеры и одновременно интерес к технике клуазонизма П. Гогена присущи полотну «Арльские дамы» (1888, Эрмитаж). Очерченные темным контуром цветовые зоны создаются, однако, не гладкой живописью, как у Гогена, а выпуклыми сочными мазками, напоминающими кубики мозаики. О произошедшем в Арле трагическом разрыве между художниками повествует полотно «Кресло Гогена» (1888, Музей Ван Гога) и «Стул Ван Гога» (1888, Галерея Тейт, Лондон). В концентрированной форме они выражают умение художника синтезировать натуру.

В период между участившимися душевными кризисами, которые привели Ван Гога в больницу для душевнобольных, художник находит спасение в живописи. В Сен Реми, неподалеку от Арля, им были созданы самые выдающиеся произведения. В минуты душевной тревоги были написаны серии пейзажей с оливами («Оливовая роща», 1889, Музей Креллер-Мюллер, Оттерло) и кипарисами («Дорога с кипарисами и заездой», 1890, там же) с искривленными стволами деревьев. Вихрящиеся очертания земли в картине «Овраг Пейруле» (1889, там же) словно готовы разрушить структуру полотна. Наряду с этими работами - полные просветленного и спокойного мироощущения холсты «Куст» (1889, Эрмитаж) и «Доктор Рэй» (1889, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва). Одно из самых трагически звучащих полотен «Прогулка заключенных» (1890, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва) по гравюре Доре передает чувство безысходности, ощущаемое художником.

Работы, написанные после переезда Ван Гога в Овер-сюр-Уаз (провинция Иль-де-Франс) в окрестностях Парижа, свидетельствуют о том, сколь эмоционально глубоко передавал Ван Гог состояния природы. Сумрачные цветовые сочетания, деформированные деревья и архитектурные объемы в полотнах «Часовня в Овере» (1890, Лувр), «Вороны в пшеничном поле» (1890, Музей Ван Гога), «Хижины» (1890, Эрмитаж) рождают гнетущее настроение. Напротив, в картине «Пейзаж в Овере после дождя» (1890, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва) свежо и лирично переданы мягкий солнечный свет и прозрачный воздух Иль-де-Франса, ощущение простора вспаханного поля. Совершенно не несет в себе предощущения трагедии и портрет «Доктор Гаше» (1890, Лувр). Гармонии и доброты полон образ человека, смотрящего на мир с такой же искренностью, как и художник.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Картина Винсента Ван Гога "Хижины"

Искусство Ван Гога в первую очередь выделяет в природе динамическое начало и подчиняет ему обратный строй картины. Склон холма с прилепленными к нему хижинами вздымается, как морская волна, клубятся облака, вьется дым кольцами. Выходящий из трубы, жгутами скручиваются кусты и деревья. Работ Ван Гога предыдущих лет была присуща повышенная интенсивность цвета; в 1890 году он переходит к более спокойной гамме, построенной на сочетании зеленых, голубых, оливковых тонов, но зато резко возрастает и достигает, кажется, предела экспрессивность его живописной манеры. Энергичные, пастозные, как бы пульсирующие мазки стремительным водопадом скатываются с кровли домов, по склону холма, увлекая за собой взгляд завороженного зрителя.

Картина Ван Гога требует от надзирателя прежде всего активного эмоционального соучастия, сопереживания. Ван Гог долгое время жил и работал во Франции, сильное влияние на него оказала живопись французских импрессионистов. Но истоки его творчества были иными – они связаны с искусством северных стран.

Творчество Ван Гога сохранило эту преемственность в свою очередь, оказало мощное влияние на европейское искусство. Однако в отличие от Франции, где живопись в XX веке развивалась в основном под знаком Сезанна, она получила наиболее широкое признание в Германии, Бельгии и скандинавских странах “Хижины” созданные в последний год жизни художника. Неистовая красочность предыдущего этапа сменилась более сдержанной цветовой гаммой. В картине нет резких контрастов, она написана в светлых и спокойных голубых, желто-зеленых и оливковых тонах. Единственное яркое пятно -красная черепичная крыша одного из домов и синий цвет неба у верхнего края картины, усиленный художником до пронзительного ультрамарина. Но эта сдержанность колорита сочетается в “Хатах” с бурной динамикой композиции, живописной трансформацией предметного мира, бешеным темпераментом исполнения. Экспрессия буквально пронизывает все полотно. Клубятся облака, свивается в кольца белый дым, поднимающийся из трубы, скручивается жгутами зелень деревьев и кустарника. В картине Ван-Гога нет ни одной прямой линии.

Движение приобретает всеобъемлющий и всепоглощающий характер. Гряда облаков, далекий край холма, линия высоких кровель ниспадающими кривыми пересекают плоскость картины, усиливаясь в своей стремительности, по мере приближения к переднему краю. А тут сама земля, волнистая, словно бурное море, обрушивается на пространство переднего плана потоком тяжелых, густых, пастозно-рельефных мазков. Ни один живописец не сравнится с Ван-Гогом в смелости, с которой он воплощает субъективные чувства в трагедию космического масштаба. Картина поступила в Эрмитаж в 1948 году из Государственного музея нового западного искусства в Москве.

В период расцвета художественного таланта Ван Гог пишет пейзаж «Хижина». Произошло это за несколько месяцев до смерти гениального живописца. В мае 1890 года нидерландский художник жил в городке Овер на севере Франции. Мягкий климат в этой небольшой французской колонии должен положительно сказаться на здоровье Ван Гога. Что можно определить с точностью, так это то, насколько хороша эта область для творческого вдохновения художника. Он создает более 30 новых творений.

Хижины написаны не только как городской пейзаж Овера. Эти скромные постройки на лоне природы напомнили художнику о его родине в Голландии. Умиление и ностальгия воплотил Ван Гог на полотне.

В письмах к брату Тео художник объяснил, что изображено на картине «Хижины». Он написал, что выбрал старые дома, покрытые соломой, для воплощения на холсте. Для переднего плана картины я выбрала хлеб и цветущий горошек, а для фона - холмы и небо.

Мы видим на полотне 1890 года реализацию идеи Ван Гога. Изображена динамичная картина природы. Несколько одноэтажных хижин расположены под разными углами. Домики выглядят уютными и жилыми. Из труб на соломенных крышах клубятся клубы дыма.

Ближайший план полотна покрыт травяным ковром: здесь распускаются цветки гороха с белыми цветками и колосьями пшеницы. Вдали крутые холмы, заросшие травой и холмами. Голубое небо кое-где закрывается надвигающимися густыми облаками, а где-то превращается в яркий ультрамарин.

Картина «Хижины» отличается спокойствием цветовой гаммы. Ван Гог предпочитал блеклые натуральные цвета: салатовый, оливковый, синий, бледно-желтый. На таком фоне выделяется красная крыша одной хижины.

Пейзаж написан динамическими мазками, с некоторой тревогой и напряжением. Контент картины кружится и переливается, делая пейзаж поистине естественным и живым.

В Париже Ван-Гог провел два года. Современное искусство (вначале это импрессионисты, затем Сера, Сезанн и Гоген) оказало решающее воздействие на его живопись. Палитра посветлела, цвет стал активнее, фактура—нервной и динамичной. В начале 1888 года художник уехал на юг Франции, где провел последние три года своей недолгой жизни. Здесь творчество его достигло полного расцвета.

Искусство Ван-Гога глубоко драматично. Что бы он ни писал — портрет, пейзаж или натюрморт, — он вкладывал в картину частицу своей мятущейся души. Громадная сила эмоционального переживания преобразует окружающую художника действительность. Композиция, цвет, сама фактура мазка служат тому, чтобы передать его собственные ощущения. В отличие от мира Сезанна, словно застывшего в кристально-ясной неподвижности, природа в произведениях Ван-Гога находится в состоянии бурного движения: текут реки, растут деревья, даже земля и небо втягиваются в этот безостановочный процесс

Пейзаж, изображенный на «Хижинах», полон покоя. Картина наполнена желтыми и зелено-синими оттенками. На полотне можно заметить неспокойные резкие мазки, создающие чувство некоторого ожидания.

Картина долгое время провисела в частном собрании Морозова и лишь после революции была национализирована и выставлена в Государственном музее западного искусства.

Творчество Ван Гога охватывает около десятилетия, причем наиболее важны последние пять лет. Это были годы напряженного, почти нечеловеческого творческого труда, в результате которого Ван Гог создал произведения, оставившие неизгладимый след в мировой культуре. Жизнь, полная противоречий и несправедливости, вызывала у Ван Гога обостренное, почти физически ранящее художника чувства, отсюда пессимистический и тревожный, болезненно-нервный, экспрессивный характер его творчества. Так тревожно, повышенно эмоционально Ван Гог воспринимает не только людей, но и пейзаж, и мертвую природу. Присущая лишь ему особая острота восприятия действительности сообщает его сочинениям сложное переплетение как бы взаимоисключающих настроений: восторг перед миром и проникновенное чувство одиночества в этом мире, щемящей тоски, постоянного беспокойства. Под его кистью изображение простых домов или комнат полно подлинного драматизма ("Хижины", 1888). Он очеловечивает мир вещей, наделяя его собственной горькой безнадежностью.

Ван Гог достигает внутренней экспрессии при помощи особых приемов наложения краски резкими, иногда зигзагообразными, а чаще параллельными мазками, как в полотне "Хижины", где земля и хижины написаны мазками, идущими в одном направлении, а небо - в противоположном. Это усиливает общее впечатление напряженности. Тому же служит пронзительно звонкий цвет: зелень травы на склоне, где ленятся хижины, и яркая голубизна неба. Динамизм мазков, предельная насыщенность красочных тонов помогают художнику передать всю сложность его мировосприятия.

"Великого голландца" Винсента Ван Гога (Винсента Виллема, 1853-1890 pp.) тоже называют постимпрессионистом. Но Ван Гог-скорее реалист, ибо он лишь отчасти признавал верность каждого принципа импрессионизма. Изучать природу, за Ван Гогом, надо, но все-таки, по его мнению, "лучшие картины созданы напамять". Ван Гог решительно отвергал утверждение, будто искусству безразличен предмет изображения. И все-таки Ван Гог испытал на себе влияние импрессионистов в технике рисования, она стала в него свободнее, смелее. Его искусство не побуждает к созерцательному любованию, оно потрясает зрителя. Его творчество охватывает около десятилетия, причем наиболее важны последние пять лет. Это годы напряженной, нечеловеческой труда, в результате чего Ван Гог создал картины, в которых соединились восторг перед миром и пронзительное чувство одиночества, постоянного беспокойства, щемящей тоски. Ван Гог тревожно воспринимал противоречия и несправедливости жизни, повышенное эмоциональное отношение у него не только к людям ("Прогулка заключенных", "Автопортрет с отрезанным ухом"), но и к природе. Под его кистью изображения простых предметов полны драматизма. Он очеловечивает мир вещей, наделяя его собственной горькой безнадежностью. Внутренняя экспрессия его картин достигается особыми приемами наложения краски, иногда зигзагообразными, а чаще параллельными мазками, как в " Хижины ", где земля и хижины написаны мазками, идущими в одном направлении, а небо — в противоположном. Этому же служит пронзительно звонкий цвет: зелень травы на склоне, где лепятся хижины, и яркая голубизна неба.

В 1886 году в Париж приехал молодой голландец Винсент Ван Гог. Прежде чем стать художником, он сменил множество профессий: занимал незначительную должность в фирме, торгующей картинами, был учителем, священником. У него была активная потребность служить людям, которая в конце концов привела его к искусству. Первые картины Ван Гога, посвященные творчеству и жизни голландских крестьян, отличались темным, мрачным колоритом и грубой, примитивной, хотя и выразительной формой.

Ван Гог провел два года в Париже. Современное искусство (сначала импрессионисты, затем сера, Сезанн и Гоген) оказало решающее влияние на его живопись. Палитра стала ярче, цвет стал более активным, а текстура -нервной и динамичной. В начале 1888 года художник уехал на юг Франции, где провел последние три года своей короткой жизни. Здесь его творчество достигло своего полного расцвета. Пейзажист снова пробудился в Ван Гоге. Дрентские степи многому научили его палитру. Здесь он написал несколько картин маслом — хижины в степи, работающие в поле крестьяне, — проникнутых глубоким лиризмом, чувством слиянноста человека и природы, земли и неба, ритма природы и ритма человеческого труда на земле. Делал и рисунки пером, с большой силой передающие настроение, которое навевал этот край, унылый и величавый, располагающий к раздумьям.

Искусство Ван Гога глубоко драматично. Что бы он ни писал - портрет, пейзаж или натюрморт, -он вкладывал в картину частицу своей беспокойной души. Огромная сила эмоционального переживания преображает окружающую художника действительность. Композиция, цвет и фактура самого мазка служат для передачи его собственных чувств. В отличие от мира Сезанна, словно застывшего в кристально-чистой неподвижности, природа в произведениях Ван Гога находится в состоянии стремительного движения: текут реки, растут деревья, даже земля и небо втянуты в этот безостановочный процесс.

"Хижины" были созданы в последний год жизни художника. Буйная красочность предыдущего этапа сменилась более сдержанной цветовой гаммой. В картине нет резких контрастов, она написана в светлых и спокойных синих, желто-зеленых и оливковых тонах. Единственное яркое пятно-красная черепичная крыша одного из домов и синий цвет неба в верхней части картины, усиленный художником до пронзительного ультрамарина. Но эта сдержанность цвета сочетается в "хижинах" с бурной динамикой композиции, живописным преображением предметного мира и бурным темпераментом спектакля. Экспрессия буквально пронизывает все полотно. Клубятся облака, из трубы вьется белый дым, пучками вьется зелень деревьев и кустарников. В картине Ван Гога нет ни одной прямой линии. Движение становится всеохватывающим и всепоглощающим. Гряда облаков, дальний край холма и линия высоких крыш пересекают плоскость картины нисходящими кривыми, увеличивающимися в своей стремительности по мере приближения к переднему краю. И вот сама земля, волнистая, как бурное море, обрушивается на пространство переднего плана потоком тяжелых, густых, пастообразно-рельефных мазков. Ни один художник не может сравниться с Ван Гогом в смелости, с которой он превращает субъективные чувства в трагедию космического масштаба.

Картина поступила в Эрмитаж в 1948 году из Государственного музея нового западного искусства в Москве.

Ван Гог приехал в Овер-сюр- Уаз в мае 1890 года по приглашению доктора Гаше в надежде, что мягкий климат северной Франции положительно повлияет на него. За три месяца, проведённые в Овере, ван Гог написал более тридцати пейзажей и видов города. Блуждая по небольшому городку, художник нашёл несколько бедных домов, напоминавших ему родную Голландию. Он возвращался к ним несколько раз, создав несколько картин, изображающих хижины в разных ракурсах («Улица в Овере», Хельсинки, «Соломенные крыши в Овере», Музей Орсе, Париж). В картине нет трагизма. Сам ван Гог, будучи довольным своей работой, в письме к брату Тео отмечал: Сейчас пишу этюд — старые крытые соломой домики, на переднем плане хлеба и поле цветущего гороха, на заднем — холмы…

В «Хижинах», как и в других картинах того периода, царит спокойный колорит с преобладанием теплых бледно-жёлтых и холодных сине-зелёных оттенков. Однако художественная манера остаётся неспокойной, резкие и нервные мазки, «взбирающиеся» вверх и сливающиеся с таким же потоком, идущим сверху, создают чувство напряжённости и скрытой тревоги.

2.2 Цветовое решение в живописи

В спектре, доступном нашим глазам, не так много цветов. Однако мы отличаем картины известных художников не только из-за их уникальных техник, стилей и сюжетов, но и из-за уникальной палитры каждого из них. Какими были тени Винсента Ван Гога? Почему он использовал их и какой смысл придавал им?

Желтый цвет занимает отдельное место в творчестве Ван Гога. Она становится доминирующей в палитре художника, начиная с переезда в Арль. В одном из своих писем к брату Тео Винсент пишет:

- Желтый цвет-это высшее просветление любви. Солнце и свет, к счастью, можно выразить с помощью желтого, бледно-желто-зеленого, лимонного и золотого. Как прекрасен желтый цвет!»

Но, наверное, не зря желтый цвет считается цветом безумия. Ведь период острого психического заболевания Ван Гога совпал со страстной одержимостью этим цветом. Не помогло и то, что Винсент почти ничего не ел (денег хватало только на холсты и краски), буквально доводил себя до изнеможения, вливая в себя литры крепкого кофе, и не спал несколько дней.

Кстати, бедность Ван Гога вошла в историю искусства не только желтым цветом. Некоторые из его рисунков начала арлезского периода написаны в очень интересной "точечной" технике (1, 2, 3), но они отличаются от его знаменитых работ с элементами пуантилизма. Эти предметы необычны тем, что они были созданы с заостренными стеблями тростника. Винсенту приходилось работать подручными средствами, потому что из-за огромного объема работы кисти изнашивались слишком быстро.

Для многих людей красный цвет ассоциируется со страстью. А если рассматривать это понятие в самом общем смысле, то Винсент был одним из самых" красных " людей, когда-либо живших на планете. Он был натурой настолько восторженной, что в пылу одержимости забывал о границах, умеренности, самоконтроле и даже самосохранении.

Красный цвет, однако, не очень часто появляется в картинах Ван Гога. По крайней мере, он никогда не правит мячом, как желтый или синий. За свою недолгую художественную карьеру Винсент написал множество натюрмортов с букетами цветов, в частности — с маками и гладиолусами, но ни одна из этих картин не достигла и тысячной доли популярности "подсолнухов". Начиная с арлезского периода, художник использует красный довольно редко, больше как вспомогательный цвет (как, например, в печально известном "Автопортрете с забинтованным ухом и трубкой", где Ван Гог покрывает фон сплошным красным цветом двух болезненных грязных оттенков).

Но есть еще одно исключение. Это картина "Ночное кафе", изображающая интерьер небольшого железнодорожного вокзала в Арле (Ван Гог неоднократно изображал хозяйку этого кафе — мадам Жино, она стала героиней его портрета"Арлезианка"). Здесь красный цвет, который Ван Гог использует необычайно много, выбран не случайно. В письме к Тео Винсент пишет об этой картине:

"В "ночном кафе " я попытался изобразить место, где человек разрушает себя, сходит с ума или становится преступником. Я хотел выразить ту пагубную страсть, которая движет людьми с красным и зеленым."

После переезда к брату в Париж в 1886 году Винсент, кажется, наконец - то начинает жить полноценной жизнью. Он получает впечатления и идеи, посещая выставки и общаясь с другими художниками, беря уроки живописи и экспериментируя с техникой. Впрочем, пресловутая "полнота жизни", конечно, имела и оборотную сторону: многодневные кутежи и запои с теми же полунищими артистами. В Париже Винсент пристрастился к абсенту, и эта любовь стала настолько известной, что даже Пикассо "абсент-любовник" иногда приписывают авторство Ван Гога. Художник даже посвятил натюрморт своему любимому напитку.

Если говорить о зеленом цвете в произведениях Ван Гога, то первое, что приходит на ум, - это кипарисы в Сан-Реми, окрашенные в темно-зеленый цвет. Но здесь стоит упомянуть одну работу, созданную Венсаном в Арле до приезда Поля Гогена. Эта картина явилась результатом своеобразного соревнования между художниками. Получив от Гогена свой автопортрет с небольшим изображением Эмиля Бернара на заднем плане, Ван Гог дает ответ и пишет "автопортрет, посвященный Полю Гогену", изображая себя бонзским монахом и удивительно точно воспроизводя оттенок зеленого, используемый Гогеном на небольшом участке полотна.

Этот цвет был изобретен Венецианским живописцем XVI века и позже назван в его честь - "зеленый Паоло Веронезе". Добиться такого оттенка довольно сложно. Кроме того, художникам пришлось долгое время воссоздавать "зеленый Веронезе" путем смешивания других цветов, так как он был запрещен из-за своей высокой токсичности.

Черный был преобладающим цветом в ранних работах Ван Гога. Сначала он рисует в мрачных тонах угольных шахт Боринажа. Далее следует впечатляющая серия портретов бездомных в Гааге. Несмотря на ограниченный набор инструментов и скудный опыт художника, эти черно-белые портреты выполнены с удивительным мастерством и изяществом. Черный цвет преобладает в его самом первом значительном произведении - "пожиратели картофеля".

Картины Ван Гога по-настоящему наполняются красками только в 1886 году, когда он приезжает в Париж и поселяется у Тео. До этого в них еще будет много черного. Одна из самых известных работ того времени -иронический "автопортрет", изображающий человеческий череп с зажатой в зубах сигаретой. Винсент всю жизнь был заядлым курильщиком и говорил, что однажды курение его погубит.

Постепенно черный цвет исчезает из одежды героев портретов Винсента, уходит с фонов его натюрмортов под натиском более ярких оттенков. И наконец, в 1888 году художник написал "Ночное кафе в Арле" - одну из самых известных картин, изображающих темное время суток, в которой не сделано ни одного штриха чисто черного цвета:

"Когда я рисовал ночь, я не использовал черный цвет вообще, просто великолепный синий, фиолетовый и зеленый, а также зеленовато-желтый и лимонный — чтобы нарисовать кафе, залитое светом."

Наука доказала, что люди научились различать синий цвет гораздо позже, чем все остальные оттенки. А воспроизводить его на холсте начали совсем недавно- после того, как смогли извлечь необходимые пигменты. Синий цвет чаще всего ассоциировался с неким божественным началом, Небесной безмятежностью потустороннего мира. Ван Гог, родившийся в семье священника и одно время мечтавший пойти по стопам отца, редко использовал в своих картинах религиозные сюжеты. Винсент обращался к ним только в последние два года своей жизни. Например, в 1889 году в больнице Сан-Реми он нарисовал Лазурного Ангела (копия работы Рембрандта).

Но главной религией для Винсента по-прежнему оставалась живопись. С их небесами, божествами, святыми и символами. Одним из таких символов был Сеятель, которого художник изображал почти так же часто, как и самого себя (и на этих полотнах чаще всего преобладает синий цвет). И если" мрачный жнец " считается олицетворением смерти, то Сеятель становится человеческим воплощением самой жизни, практически Творцом. Образ человека, который может дать жизнь, так впечатляет Винсента, что он превращает Сеятеля в Своего Святого, украшая его голову солнечным нимбом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, пейзаж с крестьянскими хижинами написан художником в период его проживания в Дренте. Сюда Ван Гог переехал по совету Антона Мауве, своего старшего друга и наставника. Быт простых крестьян привлекал начинающего живописца настолько, что, спустя некоторое время после переезда, его речь, характер и привычки стали меняться в соответствии с укладом жизни сельчан. На картинах Ван Гога того периода запечатлены фермы, крестьянские домики и люди за работой.

В провинции Дрент Винсент прожил недолго, всего несколько месяцев. Здесь, в практически нетронутой цивилизацией местности, его особенно впечатлила архитектура: мрачные хижины, поросшие мхом, завораживали художника. Местный пейзаж, достаточно мрачный и неприветливый, унылые равнины, продуваемые всеми ветрами, полностью соответствовали настроению Ван Гога. В этот период он особенно остро ощущал свое одиночество и враждебность окружающего мира.

«Хижины» находились в частном собрании коллекционера Ивана Абрамовича Морозова. После Октябрьской революции 1917 года коллекция Морозова перешла в Государственный музей нового западного искусства, который был закрыт в 1948 году, а его собрание было поделено между Пушкинским музеем и Эрмитажем. «Хижины» были одной из картин, перешедших в собрание Эрмитажа, где она и выставлена по сей день.

Картина была написана в Овере, незадолго до ухода Ван Гога из жизни. Мотив с крестьянскими хижинами неоднократно привлекал художника. "На мой взгляд, самое замечательное из того, что я знаю в области архитектуры, - это хижины с крышей из обомшелой соломы и закопченным очагом", - писал Ван Гог в одном из писем. Крыши, крытые соломой, составляют такую же органичную часть природы, как холмы, поля и небо. Холмистый рельеф реальной натуры дал живописцу возможность выявить и усилить динамику пространства. Напряженные, частью волнообразные мазки и линии не только передают спады и подъемы, но и создают экспрессию, которая усиливается цветовыми контрастами. Эта живопись создана кистью, выразившей мятущуюся душу художника, его драматическое мироощущение.

Я считаю, что я смог выделить все основные этапы жизни Винсента Ван Гога, рассказать о его творчестве, а также сделать полный цветовой и художественный анализ картины Винсент Ван Гога "Хижины".

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. http://art-vangogh.com/early_paintings_29.html
  2. http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/01.+Paintings/28774/?lng=fr
  3. https://en.opisanie-kartin.com/description-of-the-painting-by-vincent-van-gogh-huts/
  4. https://www.vincentvangogh.org/turf-huts.jsp#prettyPhoto
  5. Ван Гог / авт. текста Э. Криспино. - Москва : Белый город, 1998. - 64 с. : цв. ил. - (Мастера живописи). Бонафу, Паскаль. Ван Гог. Ослепленный солнцем : Пер. с фр. / Паскаль Бонафу. - Москва : Астрель : АСТ, 2002. - 176с.
  6. Давыдова Л. И. и др. Эрмитаж. Шедевры великого музея. — Санкт-Петербург: Издательство Альфа-Колор, 2010. — С. 150. — 224 с. — ISBN 978-5-91535-044-0.
  7. Н. А. Дмитриевна. ВАН ГОГ человек и художник / Москва : Наука, 1980. – с. 55
  8. Перрюшо, Анри. Жизнь Ван Гога : Пер. фр. / Перрюшо, Анри. - Москва : Радуга, 2001. - 368с.
  9. Ревалд, Джон. Постимпрессионизм. От Ван Гога до Гогена : перевод с английского / Дж. Ревалд . - Москва : Республика, 1996. - 463 с.
  10. Стоун, Ирвинг. Жажда жизни : Повесть о Винсенте Ван Гоге : перевод с английского / Ирвинг Стоун. - Москва : Политиздат, 1992. - 432 с

ВИНСЕНТ ВАН-ГОГ

1853-1890

Хижины

1890 г. Холст, масло. 60x73 см

Винсент Ван Гог – Хижины

1883

Линейный рисунок

Тональный рисунок

Работа в цвете