Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Цветопередача и сущность картины И.И Машкова "натюрморт с веером" (История масляной живописи)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Живопись, как и любое искусство, является формой общественного сознания, представляет собой художественное отражение мира. Важным моментом в жанрах живописи является колорит. Окраска в живопись - это «природа взаимосвязи между всеми цветовыми элементами произведения, его цветовой системой как одним из средств правдивого и выразительного описания действительности, Цвет картины часто характеризуется словами теплые, холодные, серебристые, золотые, что означает цветовую схему.

Энгр считал, что «цвет дополняет рисование орнаментами, но это не более чем придворная женщина из сюиты». Подобная идея была высказана Дэвидом: «Линия - это контур реального, цвет - не более чем мираж». Даже некоторые представители русской реалистической школы живописи XIX века придерживались подобных взглядов. П. П. Чистяков сказал: «Каждое искусство, как неотъемлемое свойство духа человека, проявляется по существу, в линии. Эффект, раскраска - все это вспомогательные инструменты, они должны быть в состоянии использовать в меру».

Масляная живопись достаточно долговечна и при бережном отношении может хранится века. Художники, выполняющие картины маслом, могут добиться на холсте максимальной глубины тона, насыщенности цвета.

Художественные приемы, применяемые в живописи маслом очень богаты и разнообразны. Современная живопись маслом дает возможность написать оригинальные картины и сделать творчество художника почти бессмертным. Техника и последовательность письма масляными красками основаны на использовании широкой шкалы материалов и пособий, причем производство самих масляных красок не является особо сложным.

Илья Иванович Машков восторженно приветствовал Октябрьскую революции. В революционном перевороте художник видел силу, освобождающую искусство от ненавистей ему декадентской надломленности, фальши и лицемерия. Расцвет искусства он представлял себе, как окончательное утверждение в нем реалистического начала. Ведущим жанром в послереволюционном творчестве Машкова оставался натюрморт. В своих натюрмортах художник стремился показать красоту и разнообразие предметных форм в природе, противопоставляя совершенство реального мира, трюкачеству формалистов. Мир прекрасен таким, каков он есть, - утверждал Машков своим искусством, - надо только уметь видеть прелесть каждой вещи.

Актуальность выбранной темы обусловлена широким распространением в настоящее время выполнения натюрморта маслом.

Поэтому мы и выбрали для своей работы тему: Цветопередача и сущность картины И.И Машкова "Натюрморт с веером".

Цель исследования: теоретически обосновать сущность методики выполнения натюрморта в технике масляной живописи по сухому.

Объект исследования: произведение И.И Машкова "Натюрморт с веером".

Предмет исследования: колористическая, цветовая и тональная организация произведения И.И Машкова "Натюрморт с веером".

В соответствии с целью, были поставлены следующие задачи исследования:

  1. формирование эстетического и художественно-деятельностного взгляда на окружающую действительность;
  2. выработка стремления художественно и образно анализировать

окружающий мир;

  1. развитие творческого, тектонического, пространственного и колористического мышления;
  2. развитие и формирование знаний, умений и навыков работы с живописными материалами.

1. История масляной живописи

До настоящего времени не существует единого мнения о том, когда появилась масляная живопись в настоящем смысле слова. Вазари называет изобретателем масляной живописи нидерландского живописца Яна ван Эйка - мастера первой половины XV века. Однако ряд ученых указывает, что масляные краски и лаки были известны раньше и в Европе, и в Азии (в Китае). В средние века для раскраски статуй пользовались масляными красками. Однако эти возражения не умаляют исторического значения Яна ван Эйка. До конца не известно сущности его нововведения: употреблял ли он льняное или ореховое масло, прибегая к соединению масла и темперы в прозрачных лессировках - во всяком случае, именно только с ван Эйка масляная живопись становится самостоятельным методом, стилистической основой нового живописного мировосприятия.

Характерно, что итальянские живописцы в течение всего XV века независимо от ван Эйка экспериментируют с маслами и лаками, но настоящее развитие масляная живопись получает в Италии только в конце XV века, когда Антонелло да Мессина привозит в Венецию рецепты нидерландского живописца. Полный перелом происходит в североитальянской живописи в творчестве Джованни Беллини, который использует уроки Антонелло и в сочетании масляных красок с темперой находит стимул для своего глубокого, горячего, насыщенного колорита. А в следующем поколении венецианских живописцев, в мастерских Джорджоне и Тициана, происходит окончательное освобождение масляной живописи от всяких традиций темперы и фрески, открывающее полный простор для колористической фантазии живописцев.

Еще один перелом - историческая цезура проходит где-то во второй половине XIX века - живопись старых мастеров отделяется от новейшей. Это радикальнейшее отличие - техника старых мастеров и техника новейшей живописи, как будто принадлежит двум совершенно различным видам искусства. Вспомним о двух видах света, которые отражает поверхность картины. Чем глубже под поверхностью картины находится слой, отражающий свет, тем более красочная структура картины насыщена цветом, краски полны внутреннего горения и сверкания. Достигалось это у старых мастеров наслоением нескольких прозрачных слоев. Уже в XVIII веке живописцы стремятся к более непосредственному и динамическому методу, находя в индивидуальном мазке, в более свободной и густой живописи, в отказе от прозрачных лессировок выражение своей новой стилистической концепции. Исходя из различного понимания фактуры картины, контраст старого и нового методов можно было бы формулировать следующий образом. В основе техники старых мастеров мы находим в большинстве случаев трехслойную последовательность.

Этой технической последовательности соответствовал внутренний процесс творчества живописца - сначала рисунок, потом светотень, потом цвет.

Новый виток развития масляной живописи начался в эпоху Возрождения. Живописцы этой эпохи наслаждались свободой, которую давали масляные краски по отношению к материалу. Их использование дало безграничные возможности для развития новых техник живописи. Лучшими полотнами этой эпохи стали картины Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, Рафаэля, Тициана, Альбрехта Дюрера, Сандро Боттичелли.

Иначе говоря, концепция старых мастеров переживала последовательные стадии развития, от композиции к форме и колориту. Принципы новейшей живописи иные: они влекут художника как бы смешать, слить воедино, одновременно разрешить эти технические и стилистические проблемы и процессы. Начиная примерно с импрессионистов, категории рисунка, формы и колорита тесно связаны, срослись, кажутся непрерывным процессом: рисунок и колорит, лепка" и композиция, тон и линия возникают и развиваются как бы в одно время. Процесс писания картины может, так сказать, продолжаться безгранично, момент окончания работы является несколько-условным: в любом месте холста художник может продолжать ее, накладывая новые мазки на подобные же, но ниже лежащие.

2. Натюрморт как жанр изобразительного искусства

Натюрморт – один из жанров изобразительного искусства, посвященный воспроизведению предметов обихода, фруктов, овощей, цветов и т.п. Задача художника, изображающего натюрморт, - передать колористическую красоту окружающих человека предметов, их объемную и материальную сущность, а также выразить свое отношение к изображаемым предметам.

Как самостоятельный жанр в искусстве натюрморт появился на рубеже XVI – XVII вв. в Голландии и Фландрии и с тех пор используется многими художниками для передачи непосредственной связи искусства с жизнью и бытом людей. Это время художников, прославивших себя в жанре натюрморта, П. Класа, В. Хеды, А. Бейерена и В. Кальфа, Снейдерса и др. Натюрморт – наиболее излюбленный жанр и в искусстве многих современных художников. Натюрморты пишут на пленэре, в интерьере, простые и сложные постановки, традиционные и остросовременные аранжированные наборы предметов из повседневного обихода человека.

В картине-натюрморте художники стремятся показывать мир вещей, красоту их форм, красок, пропорций, запечатлеть свое отношение к этим вещам. При этом в натюрмортах отражается человек, его интересы, культурный уровень и сама жизнь.

Составление натюрморта предполагает умение изображать форму различных предметов, используя светотень, перспективу, законы цвета.

Основной составления натюрморта является такой подбор предметов, при котором общее содержание и тема его выражены наиболее четко.

Существует несколько видов натюрмортов:

– сюжетно-тематический;

– учебный;

– учебно-творческий;

– творческий.

Натюрморты различают:

– по колориту (теплый, холодный);

– по цвету (сближенные, контрастные);

– по освещенности (прямое освещение, боковое освещение, против света);

– по месту расположения (натюрморт в интерьере, в пейзаже);

– по времени исполнения (краткосрочный – «нашлепок» и долговременный – многочасовые постановки); – по постановке учебной задачи (реалистичный, декоративный и т.д.).

Натюрморт в пейзаже (на пленэре) может быть двух типов: один - составленный в соответствии с избранной темой, другой – естественный, «случайный». Он может быть, как самостоятельным, так и являться составной частью жанровой картины или пейзажа. Нередко пейзаж или жанровая сцена сами лишь дополняют натюрморт.

Натюрморт в интерьере предполагает расположение предметов в окружении большого пространства, где объекты натюрморта находятся в сюжетном соподчинении с интерьером.

Сюжетно-тематический натюрморт подразумевает объединение предметов темой, сюжетом.

Учебный натюрморт. В нем, как в сюжетно-тематическом, необходимо согласовать предметы по размеру, тону, цвету и фактуре, раскрыть конструктивные особенности предметов, изучить пропорции и выявить закономерности пластики различных форм. Учебный натюрморт носит также название академический или, как говорили выше, постановочный. Учебный натюрморт отличается от творческого строгой постановкой цели: дать обучающимся основы изобразительной грамоты, способствовать активизации их познавательных способностей и приобщать к самостоятельной творческой работе.

В декоративном натюрморте основной задачей является выявление декоративных качеств натуры, создание общего впечатления нарядности «Декоративный натюрморт не есть точное изображение натуры, а размышление по поводу данной натуры: это отбор и запечатление самого характерного, отказ от всего случайного, подчинение строя натюрморта конкретной задаче художника».

Основной принцип решения декоративного натюрморта является превращение пространственной глубины изображения в условное плоскостное пространство. В тоже время, возможно использование нескольких планов, которые необходимо располагать в пределах небольшой глубины. Учебная задача, стоящая перед студентом в процессе работы над декоративным натюрмортом, состоит в том, чтобы «выявить характерное, наиболее выразительное качество и усилить в его декоративной переработке, в декоративном решении натюрморта вы должны постараться увидеть характерное в нем и на этом построить переработку».

Декоративный натюрморт дает возможность развития у будущих дизайнеров архитектурной среды чувство цветовой гармонии, ритма, количественной и качественной соразмерности цветовых плоскостей в зависимости от их интенсивности, светлоты и фактурности, и в целом активизирует творческие силы студентов.

Магия натюрмортов состоит в возможности показать собственное восприятие обычных предметов вокруг нас. Особое расположение и изображение предметов с помощью краски, чернил, пастели или любого другого материала придает объектам совершенно новый смысл. Объекты, выбранные для полотен, имеют особое значение на личном, культурном, социальном, религиозном или философском уровне. Темы, окружающие произведения изобразительного искусства провоцируют самоанализ и отражение на настроение зрителя. Поэтому изображенные объекты вызывают широкий спектр эмоций, в зависимости от размещения, выбор цвета, освещенности.

Важную роль в композиции постановки натюрморта играет освещение – искусственное или естественное. Свет может быть боковым, направленным или рассеянным (из окна или с общим освещением). При освещении натюрморта направленным светом спереди или сбоку у предметов появляется контрастная светотень, при этом для выделения первого (или главного) плана можно закрыть часть света, попадающего на задний план. При освещении натюрморта из окна (если предметы поставлены на подоконник) будет силуэтное решение темного на светлом, и часть цвета будет пропадать, если решать натюрморт в цвете. Тональная разница у предметов заметнее при рассеянном свете.

Характеризуя натюрморт в целом с эстетической точки зрения можно утверждать, что такие его черты, как значительность, повышение в смысловом ранге, вневременность, праздничность, героизация, экзотичность, монументальность, торжественность, пышность, динамизм и др. свидетельствуют о том, что ведущей эстетической категорией здесь выступает возвышенное, нередко сочетаемое с прекрасным и драматичным. Категории комического и трагического не характерны для этого жанра.

3. Комплексный анализ работы И.И Машкова «Натюрморт с веером»

Илья Иванович Машков - ярчайщий, самобытный русский живописец. В свое время он был исключен из художественного училища за эксентричность и вольномыслие, что не помешало ему стать большим Мастером. Сейчас он - один из самых дорогих русских художников, его картины продаются на мировых аукционах за миллионы долларов. Его наследие составляет несколько сотен работ, которые находятся во многих коллекциях мира.

Илья Машков является художником, которого большинство знает лишь по его участию в объединении «Бубновый валет» и по авангардным портретам и натюрмортам (например, «Портрет Е. Киркальди»). Его позднее творчество, «постбубновалетское», недооценено и даже считается рядом искусствоведов заурядным и непримечательным. Постепенный отказ от самобытности новаторства первой четверти XX столетия и переход к конформизму последующего творческого периода исследователями оправдывается политическими потрясениями и слабостью человека под напором жизненных обстоятельств. Но Машков был личностью незаурядной, поэтому несправедливо было бы обвинять его в слабости. Возврат к реализму, к фигуративной живописи художник выполнил не из-за требований сурового времени, а из-за потребности развивать свое мастерство, исследуя другие живописные приемы.

В натюрморте с веером художник старался так скомпоновать предметы, чтобы специфике каждого выигрывала от соседства других, чтобы сочетание предметов заявляло о красоте жизни в целом. Плотная, пастозная живопись Машкова, его выразительный рельефный мазок помогает ощутить материальность изображенных предметов, а точка зрения сверху, излюбленная художником, усиливает впечатление объемности вещей, придает им выразительность и монументальность. Вдумчиво, внимательно исследует мастер сложную форму серебряной вазы, деревянного канделябра, маленького изящного флакона. С огромным мастерством передает он фактуру предметов: мягко поблескивает зеркально полированная поверхность красного дерева, целая симфония оттенков переливается в древесине карельской березы, перламутровые планки веера сияют в полумраке, яркий металлический отблеск отбрасывает ваза. Красота этих предметов особенно выигрывает от соседства искусственных фруктов, разложенных на переднем плане. Грубо размалеванные гипсовые яблоки, груши, сливы своей безжизненной тяжестью подчеркивают живую прелесть настоящих вещей. Этот контраст Машков повторяет еще раз, располагая в глубине живописный портрет рядом с фрагментом гипсовой скульптуры.

Натюрморты занимали особое место в жизни мастера. Для его натюрмортов характерна подчеркнутая декоративность, пластическая стихийность, яркость образов. Натюрморты художника можно отнести к трем категориям: реалистичные, пограничные с примитивизмом и чисто примитивистские картины. Если для первых характерны тонкие линии и спокойные тона, то для последних это контрастные цвета, упрощенные формы и жирные черные контуры, широко используемые представителями «Бубнового валета» для усиления выразительности предмета.

Творчество Ильи Ивановича Машкова очень своеобразно, так как у художника много отличительных черт. Произведение «Натюрморт с веером», на мой взгляд показалась очень необычной, художник точно передал цветовую характеристику и композицию объектов на картине. Данную технику работы мы можем встретить крайне редко, поскольку она выполнена реалистично, ведь мир прекрасен таким, каков он есть. При работе с картиной можно прочувствовать вдохновение художника в повседневных вещах и особенности его творческой деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При написании курсовой работы мною была изучена и проанализирована научно-методическая литература, которая посвящена роли колорита в живописи. Были достигнута цель и поставленные задачи.

Техника масляной живописи обладает многими преимуществами сравнительно с другими. Прежде всего, техника масляной живописи основана на связывании пигментов различными сохнущими растительными маслами (льняное, маковое, ореховое и др.) и различными лаками. Эти связующие вещества позволяют применять различные технические приемы (в этом смысле можно сказать, что живопись масляными красками самая индивидуальная из всех живописных техник) и притом комбинировать приемы, которые в других техниках могут применяться только по отдельности, например, применение корпусных красок и прозрачных красок и рядом, и одна на другую, и в смешении. Вместе с тем масляные краски долгое время не меняют вида, тона и блеска.

Наконец, масляная живопись дает художнику полную свободу в выборе темпа работы (медленный, детальный и широкий смелый-alla prima), а также в выборе рельефа - от самой жидкой до сочной, пастозной, густой кладки. Таким образом, можно сказать, что в отличие от всех остальных техник масляная поощряет самоуверенность и творческую дерзость.

Очень часто используемый метод написания натюрмортов маслом - метод работы по сухому. Живопись по сухому означает, что работа протекает в несколько сеансов. Поэтапная живопись раскрывает перед художником много возможностей и подталкивает его обращать внимание на детали.

В ходе выполнения курсовой работы было предложены определения колорита, сформирована его роль в живописи, что дало понимание значения как фактора, влияющего на развитие колористического и гармоничного видения. Разработано колористическое решение сельского пейзажа. Пейзаж был выполнен в технике живопись при помощи акриловых красок.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Беджанов Ю.К. Изобразительное и декоративно-прикладное искусства. Термины и понятия: Учебное пособие. – Майкоп, 1997. – 178 с.

2. Василевская Л.А. Специальное рисование: Учеб. пособие для ПТУ. – М.: Высш. шк., 1989. - 127 с.

3. Ермолаева Л.П. Основы дизайнерского искусства: декоративная живопись, графика, рисунок фигуры человека: Учебное пособие для студентов-дизайнеров. – М.: «Изд-во Гном и Д», 2001. - 120 с.

4. Королева И.А., Проферансова М.Ф. Давай учиться рисовать / Под ред. Е.М. Золотарева М.: ЗНУИ, 1993. - 70 с.

5. Дурасов А.П. Натюрморт. Интерьер: уч. пособие. – М.: Прест, 1994. - 152 с.

6. Игнатьев С. Задачи учебного натюрморта: Уроки изобразительного искусства // Юный художник. - 1983. - № 12.

7. Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом: Учеб. пособ. для студентов худож. - граф. фак. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1982. – 160 с.

8. Орешников В. О композиции // Юный художник. - 1990. - № 2.

10. Матисс А. Сборник статей о творчестве. – М.: Изд. Иностранной литературы, 1958. - 231 с.

11.Ракова М.М. Русский натюрморт конца XIX – начала XX века. – М., 2001. – 453.

12. Раушенбах Б.В. Пространственное построение в живописи. – М.: Наука, 1999. – 342 с.

13. Смирнов Г.Б., Унковский А. А. Акварель. – М., 1996. – 245 с.

14. Унковский А.А. Живопись: Вопросы колорита. – М., 2003.- 432 с.

15.Хосе М.Паррамон. Как писать натюрморт.- М., 2000. – 112 с.

16. Щеголь Г. М. Колорит в живописи: Заметки художника – М., 1997. – 341 с.

17. Яшухин А.П. Живопись. – М., 2001.- 274 с.

Электронные ресурсы:

  1. Библиотека материалов. Инфоурок [Электронный ресурс] Культура и образование / Изо, МКХ. https://infourok.ru/ponyatie-kolorit-v-zhivopisi-829504.html
  2. Библиотека. Мегаобучалка [Электронный ресурс] Основное понятие колорита. Типы колорита . http://megaobuchalka.ru/4/1827.html
  3. Ревякин П.П. Техника акварельной живописи Москва – 1959 год. [Электронный ресурс] http://files.muzkult.ru
  4. Цветоведение. Влияние цвета на человека [Электронный ресурс] миронова Л.Н. Лекция 6/ Влияние цвета на физиологию человека (часть 1) http://mikhalkevich.narod.ru/kyrs/Cvetovedenie/main6.html
  5. «Электронная библиотека» Евгений Краснушкин» [Электронный ресурс] Изобразительное искусство для дошкольников: натюрморт, пейзаж, портрет. Для работы с детьми 4-9 лет /http://iknigi.net

ПРИЛОЖЕНИЕ