Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Цветовая организация произведения Василия Кандинского «Мурнау - рыночная площадь с горами»

Содержание:

Введение

Тема моей курсовой работы Цветовая организация произведения Василия Кандинского «Мурнау - рыночная площадь с горами».

Объект исследования - описание репродукции картины В. Кандинского «Мурнау - рыночная площадь с горами».

Предмет исследования - анализ цветовой организации произведения В. Кандинского «Мурнау - рыночная площадь с горами».

Научная и информационная база проделанной работы. Информационной базой для выполнения курсовой работы являются научная литература по выбранной теме исследования; учебные пособия и электронные ресурсы.

Выбирая тему для курсовой работы, мое внимание было привлечено картина Василия Кандинского «Мурнау - рыночная площадь с горами». Проанализировав эту картину и вникнув в характер исполнения В. Кандинским его произведений, я почерпну большое количество полезной и актуальной информации, которая позволит мне улучшить свои художественные навыки и расширить круг знаний в сфере изобразительного искусства.

ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК КАРТИНЫ

1.1 Краткий анализ творчества В. Кандинского в контексте эпохи

«Живопись есть грохочущее столкновение различных миров, призванных между собой создавать новый мир, который зовется произведением».

В.Кандинский

Это сейчас у нас в мире главный русский авангардист – Малевич. А до 1960-х гг. эту должность занимал Кандинский. Ну, может, делил ее с Шагалом – оба были хорошо известны заграницей, где, в основном, они жили и работали. А потом мир узнал про всю прелесть русского авангарда, увидел его, так сказать, в полном объеме и стал больше любить Малевича за его лютый радикализм. Да, пожалуй, что и Татлин с Родченко уже совсем близко за Кандинского спиной маячат, за руки его хватают – уйди с нашего второго места. А там и Филонов на подходе. Затюкали мужчину в смысле иерархичности. И почему так выходит? Он же, Кандинский, абстракционизм выдумал, первым был в деле полной непередачи на холсте подлинных очертаний реальности. Первым зрителя теоретически обоснованно нагнул – написал в книжке, что не ждите от меня милостей как Мичурин от природы, мне на ваши филистерские вкусы и ожидания плевать, смотрите, что дают, и радуйтесь. И утопию свою для нас всех придумал, как положено большому творцу в XX веке. Все, в общем, было хорошо у человека, и надо же, как повернулось. Обходят.

Василий Кандинский - русский художник и теоретик искусства, оказавший сильное влияние на развитие современного изобразительного искусства. Он был тем, кто освободил образ от ограничивающего взгляда и создал основу для эволюции абстракционизма. Его огромное влияние на мир искусства навсегда изменило его восприятие живописи. Работы художников основывались на философских принципах, которые постепенно перерастали в картины.

Кандинский был прежде всего мыслителем, а затем художником. Он распознал только направление, в котором может двигаться насыщенная конфигурация, и неуклонно следовал ей, подав пример другим создателям авангарда. Суть абстракции Кандинского заключается в стремлении к универсальному синтезу музыки и образа, который рассматривается как параллель с философией и наукой.

Кандинский был тем человеком, которому было суждено совершить переворот в живописи. Будучи теоретиком, он рассчитывал свои работы, тщательно следя и аргументируя для себя и других выбор формы и средств выражения.

Начиная с небрежного реализма, синтеизма и интимизма он перешёл к абстракционизму. Уже в ранних работах Кандинский делал упор на цветовую составляющую, грамотное составление композиции и разнообразие тем: пейзажи – в основном немецкие, народные мотивы – русские, романтические настроение выражаются в модернистских сценах их рыцарской жизни.

В 1921 году художник навсегда уехал из Советской России в Германию. С этим этапом жизни Кандинского продолжил развитие и созданный им стиль. Свой большой отпечаток оставило влияние суперматизма К.С.Малевича. На полотнах стали появляться предметы типичные именно для этого стиля – круг, квадрат, треугольник, а также некоторые сюрреалистические сочетания. Общая концепция абстракционизма, тем не менее, оказалась живуча и сохранилась.

Наверно, никого из русских художников не почитают так сегодня в Германии, как Василия Кандинского. И дело не только в том, что выдающийся мастер долгие годы жил в этой стране. Главное в том, что он фактически заложил основы новых направлений в искусстве, которые затем активно развивались в немецком и мировом искусстве 20 века. Кандинский стал одним из основателей направления абстракционизма в живописи, вместе со своими сподвижниками и учениками организовал в Мюнхене в 1911 году знаменитую творческую группу “Синий всадник”.

В двадцатых годах прошлого столетия, во времена Веймарской республики, работал и преподавал в знаменитой архитектурной школе “Баухауз” (“Bauhaus”) в Берлине и Веймаре. Школа стала основателем нового революционного направления в архитектуре, в стиле “Баухауз” построены многие кварталы городов Германии, России, Израиля. Словом, творческое наследие Кандинского для немецкого искусства трудно переоценить. Но всё-же лучшими годами творчества сам Кандинский, да и многие его почитатели, считают мюнхенский период жизни художника.

1.2 Анализ репродукции картины. Техника работы, использование красок и кистей

На юге Германии, в живописном альпийском городке Мурнау, земля Бавария, открылась выставка под названием «100 лет тому назад. Кандинский, Мюнтер, Явленский, Веревкина». На этой выставке представлено около ста работ этих художников-экспрессионистов, причем несколько картин из частных коллекций показаны впервые. Кроме портретов, ландшафтов и различных зарисовок посетители могут познакомиться также с многочисленными фотографиями, сделанными художниками в период с 1908-ого года до начала Первой мировой войны.

Летом 1098-го года, в поисках уютного уголка, из Мюнхена в окрестности деревеньки Мурнау приехали Василий Кандинский, Габриэле Мюнтер, Алексей Явленский и Марианна Веревкина. Именно в Мурнау произошел резкий перелом художника в восприятии искусства. Здесь Кандинский начинает писать свой труд «О духовном в искусстве», в котором он изложил свое видение абстракционизма.

Деревенька Мурнау, расположенная в 70 километрах от Мюнхена, превращается в своего рода дачное ателье этой группы. А уже через год подруга Кандинского, Габриэле Мюнтер, принимает решение купить здесь большой участок и трехэтажную виллу, которая приглянулась Василию. По мнению Кандинского, именно в Мурнау произошел резкий перелом в его восприятии искусства. Здесь Кандинский начинает писать свой труд «О духовном в искусстве», в котором он изложил фактически свое кредо, свое видение абстракционизма.

Находясь в Мурнау Кандинский написал множество работ в число которых входит и рассматривая мной «Мурнау – рыночная площадь с горами». На первый взгляд картина кажется похожей на набросок, где вся улица покрыта неаккуратными мазками яркого цвета. Данное полотно, выполненное маслом на холсте выставлено в аукционном доме Кристис в Лондоне.

Композиция пейзажа не отличается точной перспективой и прописью мельчайших деталей. Картина выглядит очень яркой и небрежной. Как основатель абстракционизма, художник отходит от точной формы, отдавая приоритет игре цветовых пятен и линий, вытесняя образы реальной действительности.

Полотно делится на три плана. На первом плане мы видим тёмно-зелёную крышу с красными переливами. На втором плане находится улица, уходящая вдаль. Все дома окрашены яркими красками. Крыши домов украшены четкими массивными мазками.

На третьем плане расположен горный хребет и небо, которое художник застал на рассвете.

Для написания картины Кандинский использовал масло различных оттенков. Таких как белила цинковые, сажа чёрная, кадмий красный светлый, жёлтая тёмная, охра, сиена натуральная, синий кобальт, осиновый, оливковый, зелёный, голубая.

Скорее всего выбор кистей у художника пал на щетину. Её выбирают в том случае, когда нужно сделать акцент на точность мазка.

Вывод по главе 1:

Делая вывод из первой главы могу сказать, что Василий Кандинский был выдающимся художником, сделавший большой вклад в художественную историю всего мира. Художник рисовал в необычной технике и создал много шедевров, в том числе и ту картину, которую взяла на исследование.

ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ОРИГИНАЛА КАРТИНЫ

2.1 Общий колорит

Цвет является одним из самых мощных имеющихся у нас инструментов для создания художественного образа в живописи.

Известно, что гармония определяет закономерности внутренних связей отдельных элементов произведения искусства, способы их организации и взаимодействия в структуре целого. Ференц Лист так писал о гармоническом принципе контраста: «Каждый элемент, соприкасаясь с другим, приобретает новые свойства, утрачивая при этом первоначальные и испытывая иное, чем прежде, воздействие со стороны изменившегося окружения, он принимает новую форму».

На картине В. Кандинского «Мурнау – торговая улица с горами» яркими и беспорядочными, на первый взгляд, мазками изображена улица Обермаркт, стремящаяся в даль. А за ней длинный горный хребет.

Цвет воздействует на наше эмоциональное состояние, функцию глаза, цветность мира. Что бы понять сущность, смысл, общий колорит картины ее нужно разобрать по цветам. Именно цвета были использованы Кандинским для передачи эмоционально-нравственного воздействия. Основными цветами в картине были использованы оттенки охры, красного, синего и зелёного (рис. 2.1).

Рис. 2.1 Основные цвета картины

Рассматривая данную работу можно сказать, что в ней в наравне присутствуют и тёплые и холодные оттенки.

Вся картина построена на цветовых контрастах:

Красный – синий

Желтый – фиолетовый

Белый – черный

Так же имеется контраст цветовых сопоставлений (рисунок 2.2) – не предъявляет больших требований к цветовому видению, потому что его можно продемонстрировать с помощью всех чистых цветов в их предельной насыщенности. Также как чёрный и белый цвета образуют самый сильный контраст светлого и тёмного, так и жёлтый, красный и синий цвет обладают наиболее сильно выраженным цветовым контрастом. Эти цвета являются основными (рис. 2.3).

Имеется три ярких и удаленных друг от другу цвета: красный, синий, желтый. Контраст создает впечатление яркости, решительности. Интенсивность цветового контраста уменьшается. Каждый цвет отделен друг от друга темными, а местами и черными линиями. Их индивидуальный характер из-за этого становится выраженным более резко.

Рис. 2.2 Цветовой контраст [8]

В изобразительном искусстве контраст — это ярко выраженная разница между формами в картине — самое сильное средство художественной выразительности. Например, любой размер в рисунке сам по себе относителен. Понятно? Если нет, то попробуйте нарисовать яблоко. Большое оно или маленькое? Сказать трудно, а значит, и нет ясного образа. А теперь нарисуйте рядом порхающую бабочку. Сразу появится ощущение, что яблоко тяжелое и крупное. Но впечатление от нарисованного яблока изменится, если рядом изобразить арбуз. Это и есть контраст величин. И мы использовали его, чтобы передать наше впечатление о размере предмета. Существует так же много других контрастных сопоставлений: длинное — короткое, высокое — низкое, толстое — тонкое, черное — белое, неподвижное — движущееся и так далее.

Наиболее распространенное средство выделения и повышения выразительности картины – контраст. Контраст придает композиции эмоциональность и необычность. Контраст представляет собой резкое противоставление характеристик, например:

  1. Темное – светлое,
  2. Большое – малое,
  3. Просто – сложное,
  4. Прямое – кривое,
  5. Гладкое – шероховатое,
  6. Плоское – рельефное,
  7. Легкое – тяжелое.

Контрасты обостряют сравниваемые качества предметов. Не зря великий художник Леонардо да Винчи советовал ученикам: "... следует смешивать по соседству прямые противоположности, чтобы в сопоставлении усилить одно другим". Ведь человеческое восприятие таково, что мы острее реагируем на разницу в соотношениях. Контрасты помогают привлечь внимание зрителя и выделить главное в картине, выразительно передать пластическими средствами чувства и мысли художника. Если различие слабое и незначительное, то оно называется — нюанс.

Контраст позволяет избежать однообразия и скуки в художественных решениях.

Рис. 2.3 Цветовой круг Гете [9]

2.2 Цветовая и тональная организация

Рис. 2.4 Круг Иттена [10]

Цветовой тон (рис. 2.4), соответствие чистому цвету в цветовом круге делает его легко определяемой характеристикой цвета. Вместе с насыщенностью и светлотой, цветовой тон демонстрирует разницу теплых и холодных цветов, что позволяет в начале работы выстроить основные отношения по качеству цветности и ограничить по мере надобности количество используемых красок для гармонизации цветовых отношений в этюде.

Таким образом цветовой тон в этой картине -- это сам цвет пигмента (красный, синий, желтый, зеленый), а отличие цветов по цветовому тону характеризуется положением оттенка в цветовом круге.

Цвет воздействует на наши чувства и пробуждает эмоции, о чем свидетельствуют такие выражения, как "побагроветь от ярости", "зеленый от зависти", "видеть в розовом свете". Это означает, что выбор цвета определяет, какой будет казаться картина: теплой и уютной, прохладной и освежающей или энергичной и драматичной. Зная, как цвета сочетаются и взаимодействуют друг с другом, можно передавать в картине такие чувства, как волнение и спокойствие.

Вывод по главе 2:

Основная палитра и композиция очень символичны, все на картине производит живости, и не спроста. То, что изначально похоже на беспорядочные мазки, в совокупности формирует целостную картину.

ГЛАВА 3. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ КОПИИ КАРТИНЫ

Перед тем как приступить к работе, мне нужно было приобрести:

  1. Грунтованный картон 70х50 см
  2. Акриловые краски
  3. Кисти щетина №6, №10
  4. Кисти синтетика №6, №10
  5. Палитра
  6. Резервуар для воды
  7. Планшет

Работа над создание копии картины Кандинского «Мурнау – торговая улица с горами» началась с распечатки цветной версии, так как это намного удобнее цифровой версии. Для меня было проблемой найти фотографию картины в хорошем качестве. Дальнейшей проблемой стало то, что у меня дома отсутствует цветной принтер и мне пришлось сделать печать в институте. Распечатка вышла ужасного качества, и она не передавала истинные цвета картины. Так что в дальнейшем пришлось обратиться к цифровому изображению.

Мне повезло с тем, что я с лёгкостью смогла найти размеры оригинала и холст подходящего размера.

Далее нужно было разделить распечатку и хост на равное количество квадратов и перенести изображение с листа на холст.

С построением основных линий картины у меня проблем не возникло. Все достаточно примитивно и мне не пришлось прорисовывать людей, черты лица и т.п.

Моя радость закончилась, когда я приступила работать в цвете. Опять же, мне не нужно было прописывать большое количество мелких деталей, но все контрастные мазки нужно было ставить осознанно и продуманно.

Выбирая кисти для работы, я остановилась на щетине из-за низкой стоимости материала. Щетиной я заливала основные цветовые пятна. Тут у меня возникли проблемы с выпадающим ворсом. Так что мне приходилось то и дело удалять нежелательные волоски с холста и палитры. Так же я использовала синтетические кисти, для прописи более мелких деталей. Я отказалась от более мягкого ворса в связи с тем, что кисти белка, пони и т.п. дают мягкий мазок, а концепция выбранной мной картины предусматривает обдуманные и четкие мазки.

Работа выполнена на холсте размером 50х70см. Оригинал был написан масляными красками. Студентам же предлагалось выполнить репродукцию с помощью гуаши. Из-за неудобства использования предложенной краски я решила выбрать акриловую, т.к. я уже знакома с этим материалом. Получив разрешение на использование других материалов и проанализировав цветовое решение картины, я закупилась нужными оттенками краски. Так же я приобрела грунтованный картон, соответствующий размеру оригинала.

Я работаю акрилом уже 4 года. Но все же я не предусмотрела некоторые проблемы, связанные с моей невнимательностью. Закупая краску разных брендов, я не обратила внимание на такой критерий, как матовый и глянцевый финиш. Так же я не предусмотрела разную укрывающую способность краски. Из-за этого, работая светлыми тонами, мне приходилось наслаивать краску, что бы не было просветов.

Так же проблемы вызвало мое восприятие картины. Видя яркие насыщенные цвета на оригинале, я максимизировала их. По итогу картина получилась чересчур пёстрой.

Вывод по главе 3:

Исходя из проделанной мной работой, могу сказать, что мне не удалось передать картину Василия Кандинского с большей точностью, в копии имеются ошибки, как в тоне, так и в расположении предметов в ней.

Но могу сказать точно это был незабываемый опыт работы, не только с данным материалом -- акрилом, но и с копированием. В проделанной работе было принято много хитростей и уловок, для достижения нужного эффекта на копии.

Заключение

В заключение могу сказать, что анализ картины «Мурнау – торговая улица с горами» Василия Кандинского почти завершен. Яркая картина является искусством двадцатого века. Подводя итог всему выше сказанному, мы видим, что труд Кандинского очень сложен и интересен. Художник, начиная от наблюдения и заканчивая оформлением идеи и выражением замысла впейзаже, требует многих знаний и умения их применять. Таким образом, за кажущейся легкостью и непосредственностью письма стоит большая живописная культура и огромный опыт высокоталантливого художника.

Так же я провела исследование цветовой организации картины «Мурнау – торговая улица с горами». Выяснила, что Василий Кандинский был основоположником течения абстракционизма.

Выполнила цель анализа цветовой организации картины, проводя исследования всех цветов картины.

Рассказала последовательность копирования картины, показывая весь колорит.

Я научилась работать в технике акрила и научилась правильно оценивать мазки, которыми была написана картина «Мурнау – торговая улица с горами».

Таким образом, я могу сделать вывод, что моя работа проделана от начала и до конца по рекомендация методических указаний и плану.

Список использованных источников:

  1. Art spb – То же [Электронный ресурс]. – URL:https://www.art-spb.ru/ (дата обращения 15.12.2018).
  2. Википедия – То же [Электронный ресурс]. – https://ru.wikipedia.org/ (дата обращения 14.12.2018).
  3. Дрозд, А. Н. Декоративная графика: учебное наглядное пособие – Изд-во: КемГУКИ, 2015. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  4. Смекалов, И. В. Изучение классических произведений живописи дизайнерами: учебно-методическое пособие. / И. В., Смекалов, С. Г.Шлеюк; Оренбургский гос. ун-т – Оренбург: ОГУ, 2014. – 97 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  5. Кандинский В. В. О духовном в искусстве (живопись) . – 1989. –73– То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  6. Омельяненко, Е.В. Основы цветоведения и колористики: учебное пособие / Е.В. Омельяненко; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет», Педагогический институт. – 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов-н/Д: Издательство Южного федерального университета, 2010. – 183 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  7. Шиков, М.Г. Рисунок. Основы композиции и техническая акварель: учеб. пособие / М.Г. Шиков, Л.Ю. Дубовская. 2-е изд., стер. – Минск: Вышэйшая школа, 2014. – 167 с., илл. http://biblioclub.ru/
  8. Цветовой контраст https://colorscheme.ru/art-of-color/seven-color-contrasts.html
  9. Цветовой круг Гете https://ru.wikipedia.org/wiki/
  10. Круг Иттена https://zen.yandex.ru/

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Копия картины «Мурнау – рыночная улица с горами»

Приложение 2.

Последовательность выполнения графической части КР

Рис.1 Первичные линии и цветовые пятна

Рис. 2 Продолжение работы в цвете

Приложение 3.

Репродукция картины

Приложение 4.

Список используемых терминов

Аддитивные смеси — смеси цветов, основанные на их сложении и независимые от их спектрального состава.

Ахроматические цвета — цвета, не имеющие цветового тона и отличающиеся друг от друга только по светлоте (белые, серые и черные цвета).

Выступающие (отступающие) цвета — цвета, субъективно кажущиеся ближе (дальше) своего фактического положения в пространстве.

Вычитание цветов — процесс образования цвета в результате поглощения части световых лучей.

Дополнительные цвета — два цвета, дающие третий — ахроматический, при оптическом смешении в определенных количественных соотношениях. дополнительные цвета антагонисты, находятся напротив, на прямо-противоположной стороне цветового круга.

Интенсивность цвета — качество цвета, зависящее от его светлоты и от его насыщенности.

Колориметрия — наука о способах измерения (определения) цветов, выражающая каждый цвет посредством трех величин: коэффициента отражения (доли падающего света, отражаемой данной цветной поверхностью), длины волны спектрального цвета (одинакового по оттенку) и процента чистоты (то есть доли участия чистого спектрального цвета в общей яркости цвета).

Контраст цветов — изменение цветов под влиянием других, окружающих их цветов (одновременный контраст) или под влиянием цветов, предварительно наблюдавшихся (последовательный контраст).

Контрастные цвета — цвета, наблюдающиеся на ахроматических поверхностях в результате влияния окружающих или соседних хроматических цветов (несколько отличаются от дополнительных).

Локальный цвет — основной цвет объекта, не претерпевший изменений под воздействием освещения и окружающей среды.

Насыщенность цвета — степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического; степень цветности.

Независимые (бесфактурные) цвета — цвета, не локализующиеся в пространстве и не выявляющие поверхности, ее фактуры и рельефа.

Неизбирательное поглощение — поглощение, при котором различные спектральные лучи поглощаются в равной мере.

Объемные цвета, пространственные цвета — цвета, воспринимаемые в трех измерениях.

Основные свойства цветов — светлота (англ. Brightness), цветовой тон (англ. Hue) и насыщенность (англ. Saturation).

Основные цвета (цвета первого порядка) — три цвета (киноварно-красный, изумрудно-зеленый и ультрамариново-синий), которые нельзя получить путём смешивания. Но, путем оптического смешения этих основных цветов можно получить наиболее насыщенные цвета всех остальных цветовых тонов.

Оттенок — градация цветового тона в пределах одного цвета.

Поверхностные цвета — цвета, выявляющие фактуру и рельеф поверхности.

Полутень — промежуточные градации яркости между тенью и освещенными участками поверхности объемного объекта.

Пространственное смешение цветов — один из видов оптического смешения цветов; слияние различных мелких цветовых образов на расстоянии, с образованием суммарного (общего) цвета.

Светлота (англ. Brightness) — качество цвета, в отношении которого его можно приравнять к одному из оттенков ахроматической (бело-серо-чёрной) шкалы; относительная яркость.

Светлотные (яркостные) отношения — относительные отличия цветов по светлоте (по яркости).

Светотень — распределение яркостей по поверхности освещенной объемной формы; совокупность яркостных градаций на объемной форме, обусловленная освещением.

Теплые цвета — цвета, ассоциирующиеся с цветом огня, солнца, накаленных предметов: красные, красно-оранжевые, оранжевые желто-оранжевые, желто-зеленые цвета спектра.

Тон (в терминологии художников) — термин, употребляющийся в двух значениях: 1) для определения яркости цветов или поверхностей, 2) для определения цветности, то есть цветового тона.

Тональность — подчиненность всех цветов композиции условиям единства среды.

Трансформация цветов — нивелирование изменений в цвете, вызванных освещением, при осознании условий этого освещения.

Фактура — видимое строение (структура) поверхности.

Холодные цвета — цвета, ассоциирующиеся с цветом воды, льда и других холодных объектов: голубо-зеленые, голубые, голубо-синие, синие, сине-фиолетовые.

Хроматические цвета — цвета, обладающие цветовым тоном; все цвета, кроме ахроматических (белых, серых и черных).

Цветовой круг (спектр) — расположение всех цветовых тонов по окружностям: замкнутый ряд цветов, отличающихся друг от друга по цветовому тону, причем цветовой тон изменяется в последовательности спектра, замкнутого, через пурпурные цвета.

Цветовой тон (англ. Hue) — качество цвета, в отношении которого цвет можно приравнять к одному из цветов спектральных или пурпурных; выражается словами: красный, оранжевый, желтый, зеленый и т. д.; качество, определяющее место цвета в цветовом круге.

Цветовые отношения (отношения цветов) — относительные отличия цветов, в основном по цветовому тону.

Яркость — количество света, отражаемого в определенном направлении и приходящееся на единицу площади поверхности, видимой с этого же направления.

Яркостные отношения цветов — отношения цветов по светлоте.

Приложение 5.

Справка об антиплагиате