Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теория и методика развития дошкольников

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Изменения в современном мире в различных сферах жизни человека создают огромную потребность в личностях творчески развитых, которые без труда могут нестандартно мыслить и выходить из затруднительных ситуаций с помощью своего богатого воображения. Следовательно, получается, что перед образованием встает важная задача формирования и развития воображения детей, что, безусловно, предполагает изменения с учетом актуальных потребностей современного общества в самом образовательном процессе.

Из вышесказанного, становится понятно, что особую роль воображение играет в развитии творческого потенциала ребенка, следовательно, именно воображение нужно формировать, чтобы получить человека творчески развитого, способного посредством этого воображения решать задачи, поставленные в современном обществе перед растущим поколением.

В научных источниках встречаются разные мнения по поводу того, как происходит возникновение и развитие воображения человека как высшей психической функции. Ж. Пиаже, З. Фрейд считают, что образование творческих процессов напрямую связано с созреванием определённых структур головного мозга. Механизмы воображения оказывались в данном случае зависимыми от внешних по отношению к этому процессу характеристик (формирование интеллектуальных особенностей или развитие ребенка как личности).

Однако, стоит отметить, что Р. Арнхейм, К. Коффка, утверждают, воображение формируется и развивается в зависимости от процесса биологического созревания конкретного человека.

А. Бэн, Т. Рибо, представители третьего подхода, объясняют генезис воображения накоплением опыта индивидуального, в данном подходе рассматривались изменения подобного опыта на протяжении всей жизни человека (ассоциации, накопление полезных привычек).

В России также психологи занимались исследованием воображения детей дошкольного возраста, эти исследования занимают значительное место в мировой психологии. Многие педагоги, психологи, ученые объединяют генезис воображения с развитием игровой деятельности ребенка (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, и др.). 

Проблема формирования и развития воображения у детей дошкольного возраста актуальна тем, что данный психический процесс является неотъемлемой частью абсолютно любой разновидности творческой деятельности ребенка и, конечно, его поведения в целом.

Учитывая все вышесказанное, и обозначая, что воображение в жизни человека играет огромную роль, появляется необходимость рассмотреть его более подробно и выяснить методы его формирования и развития.

Цель исследования – изучить воздействие определенных методов на формирование и развитие у детей дошкольного возраста воображения.

Объект исследования – воображение детей дошкольного возраста как психическая функция.

Предмет исследования – методы формирования и развития воображения у дошкольников.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические и методологические источники по проблеме развития и формирования воображения у детей дошкольного возраста.

2. Определить методы исследования воображения детей.

3. Установить уровень эффективности используемых методов на развитие воображения у дошкольников.

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации теоретического материала по теме исследования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что на практике были применены методы формирования воображения и оценена их эффективность.

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Психическая и познавательная значимость воображения как процесса

Воображение, безусловно, относится к высшим психическим познавательным процессам, в которых точно отражается специфический характер человеческой деятельности.

Учитывая тот факт, что на достаточно высоком уровне изучено значение воображения в человеческой жизни, стоит отметить, что до настоящего времени недостаточно рассмотрены и изучены его механизмы и суть.

Это заставило большинство исследователей в общей психологии заниматься изучением воображения как процесса. Отечественные ученые, такие как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Р.С. Немов, А.В. Петровский, А.Г. Маклаков, В.В. Давыдов и др. занимались изучением данного вопроса. Было проведено много исследовательских работ по данной теме, но, тем не менее, в этом вопросе остается еще очень много неизученного.

Вышеперечисленные исследователи , в основном, придерживаются мнения о том, что воображение - это неотъемлемый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех, случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью [8].

А также, многие утверждают, что воображение — это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи [14].

Люди с помощью воображения могут представить себе все что угодно, нарисовать картинки событий, действий, образов, которые не встречали ранее в своей жизни. Воображение становится мощным ресурсом для изобретений, проигрывания ситуаций в будущем, оценивания эффективности своих действий и поступков.

Только человеку свойственно воображение как психический процесс, деятельность человека невозможна без воображения. Еще С.Л. Рубинштейн сказал важные слова о том, что воображение-ценность, которая заключается в том, что люди не только созерцают и познают, но и меняют мир, преобразуя его при этом. Для того чтобы что-то менять на практике, нужно уметь преобразовывать действительность в своих мыслях. Эту потребность и закрывает воображение. Воображение тесно связано с нашей способностью изменять мир, действенно преобразовывать действительность и творить что-то новое [12].

Воображение помогает человеку на практике реализовать задуманное. В своем воображении каждый человек сначала оценивает свои действия и предполагает, какие последствия будут в будущем от того, что он сделает и как он это сделает. Следовательно, он уже заблаговременно создает образ вещи, которую позднее создаст в реальной жизни. Человек заранее может предположить итог своих действий, представить сам процесс какой-то деятельности. Иногда в воображении человека возникают нереальные вещи, которые вовсе не существуют, что позволяет ему создать что-то принципиально новое. Такие возможности воображения присущи только человеческому организму. Никакое животное не может в своей голове нарисовать план своих действий в будущем или предположить итог действий.

Достаточно часто физиологическую основу воображения составляет появление принципиально новых сочетаний и взаимосвязей из тех временных связей, что в прошлом имели место быть. Одновременно с этим простая актуализация уже присутствующих временных связей еще сможет привести к тому, что создастся новое. Создание чего-то нового, сильно отличающегося от того, что было до этого предполагает такое сочетание, которое формируется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. Как правило, случается так, что слово становится толчком для появления образов в воображении , слово также способно держать воображение под контролем и направлять его в нужное русло.

Воображение –это функция, за которую отвечает кора больших полушарий головного мозга. Воображение-сложная система определенных структур, которые имеют связь с эмоциональностью человека . Связь с эмоциями позволяет предположить, что за воображение отвечает не только кора, но и глубинные отделы головного мозга. Этими глубинными отделами мозга является гипоталамо-лимбическая система, которая принимает участие, вместе с корой больших полушарий, в формировании образов фантазии и их включении в процессы деятельности,.

Именно об этом и говорит в своих исследованиях А.Г. Маклаков. Он объединяет процесс воображения с регуляцией органических процессов организма и движения. А.Г. Маклаков замечает, что воображение влияние оказывает на многие органические процессы: функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и др. Допустим, если представить вкусный обед в своем воображении, это может вызвать обильное слюноотделение. А если внушить человеку яркое представление об ожоге, то можно увидеть реальные признаки ожога на кожном покрове. Если посмотреть на воображение с другой стороны, то можно заметить, что оно совершенно точно может оказывать влияние и на двигательные функции человека. Допустим , в воображении можно представить, что мы по дорожке стадиона бежим во время соревнований, как едва заметные сокращения соответствующих мышечных групп приборы будут регистрировать [5].

Охарактеризовывая воображение со стороны его механизменной структуры, нужно заметить, что его суть составляет процесс преобразования представлений, создание новых образов на основе имеющихся. Воображение - это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях. Воображение – это всегда отклонение от реальной действительности. Но, конечно, в любой ситуации, нужно это подчеркнуть, источник воображения — объективная реальность [14].

Для воображения свойственно то, что еще не оформилось знание в логическую категорию, но уже произведено своеобразное соотнесение всеобщего и единичного на чувственном уровне.

Воображение характеризуется активностью и однозначно действенностью. Одновременно с этим аппарат воображения может быть не только как условие творческой деятельности личности использован и используется, направленной на преобразование окружающего. В некоторых случаях воображение может выступать как замена деятельности, ее суррогат. В этих обстоятельствах человек временно уходит в область фантастических, далеких от реальности представлений, чтобы скрыться там от кажущихся ему неразрешимыми задач, от необходимости действовать, от тяжелых условий жизни, от следствия своих ошибок и по различным другим причинам.

По нескольким критериям выделяют виды воображения

По задействованности воли в деятельности выделяют произвольное и непроизвольное воображение. При произвольном воображении устанавливается цель, применяются некоторые волевые усилия для образования образа или плана деяний. Непроизвольное воображение не имеет в виду цели и не призывает к использованию волевых усилий.

По особенностям деятельности выделяют воссоздающее и творческое воображение.

Воображение, владеющее в своей основе созданием образов, отвечающих очерчиванию, именуют воссоздающим. При чтении как учебной, так и художественной литературы, при освоении географических карт и исторических описаний обнаруживается необходимость воссоздавать при помощи воображения то, что воспроизведено в данных книгах, картах и рассказах.

Творческое воображение, в различие от воссоздающего, располагает автономное сотворение новых образов, каковые осуществятся в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Начавшееся в труде творческое воображение остается неотделимой частью технического, художественного и любого прочего творчества, принимая конфигурацию активного и целенаправленного оперирования наглядными представлениями в отыскивании путей удовлетворения надобностей.

Необычный вид воображения – мечта (процесс сотворения человеком новых желаемых образов желаемого будущего). Мечта - нужное условие воплощения в жизнь творческих сил человека, сконцентрированных на реорганизацию действительности.

Я.А. Понамарев писал: «Если бы человек совершенно был лишен способности мечтать, если бы он не мог изредка забегать вперед, и созерцать воображением своим в цельной и законченной красоте то самое творение, которое только что начинает складываться под его руками, - тогда я решительно не могу себе представить до конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и практической жизни» [9 С. 256].

Воображение, обладающее необыкновенно важном значением для реализации и организации деятельности, само складывается в разнообразных видах деятельности и гаснет, когда человек прекращает действовать[8].

Процесс сотворения образов подразделяется на две стадии. На первой стадии случается разделение впечатлений, представлений на составные части, разбор объекта и конкретизация его частей. На второй стадии образы могут быть назначены в новые совмещения и отношения, образам может быть сообщено новое значение.

Исследователи называют две важные функции воображения:

- Познавательно-интеллектуальная— функция воображения, включающая в себя развитие представлений на основе предшествующего опыта при приобретении новой информации о предметах или явлениях для субъекта незнакомых.

- Аффективно-защитная— функция воображения, которая заключается в сотворении воображаемых обстоятельств с целью условного разрешения конфликтов, каковые в настоящее время не могут быть разрешены на практике.

Следовательно, воображение – познавательный психический процесс, процесс сотворения новых образов на основе раннее выработанных представлений, предшествующего опыта человека.

1.2. Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста

Воображение в психической жизни дошкольника имеет важное значение. На данном этапе оно обнаруживается до такой степени эффектно и насыщенно, что многие психологи анализировали его как исконно заданную детскую способность, которая с годами лишается силы.

Воображение в существовании ребенка имеет большее значение, чем в существовании взрослого. Оно обнаруживается гораздо чаще и допускает существенно более воздушный «отлет» от реальности. Дети верят в то, что выдумывают. Воображение разрешает ребенку узнавать окружающий мир, осуществляя гностическую функцию. Оно заполняет пустоты в его знаниях, служит для объединения разрозненных впечатлений, образовывая единую картину мира.

Проблемы исследования развития воображения являются традиционными в детской психологии. Такие психологи, как Т. Рибо, Дж.Селли, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, О.М. Дьяченко и др., привнесли свою лепту в изучения этой области.

Процесс развития воображения не является исключением, он покоряется всеобщему закону развития высших психических функций, т. е. воображению подобает развиваться путем включения в управление овладеванием особенных возможностей.

Воображение у ребенка начинает развиваться сравнительно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно захватывает преимущественно больше места в его жизни.

Дошкольный этап сопутствуется накапливанием практического опыта и развитием внимания, что разрешает ребенку свободнее выделять некоторые части предмета, которые он воспринимает еще как автономные и которыми все чаще оперирует в личном воображении. Все-таки разделение случается с большими искажениями действительности. Из-за отсутствия достаточного опыта и критичности мышления ребенок не может сотворить образ, близкий к настоящей действительности [15].

В дошкольный период выделяют два этапа развития воображения:

Первый этап — с 2 до 4 лет. Основной особенностью предоставленного этапа является невольный характер появления представлений воображения. Чаще всего представления воображения в данный период складываются у ребенка непредумышленно, спонтанно. Следовательно, эта стадия формирования воображения ребенка охарактеризовывается превалированием репродуктивного воображения, автоматически воспроизводящего приобретенные впечатления в виде психических образов [10].

До трех лет у детей воображение существует внутри иных психических процессов, в них формируется его основа. В три года случается становление словесных конфигураций воображения. В этом месте воображение делается самостоятельным процессом. На основных порах воображение неразрывно соединено с предметом, осуществляющим функцию внешней опоры. В частности, в игре трех-четырехлетний ребенок не может переименовать предмет, если не действует с ним. Он представляет стул судном или кубик фонариком, когда орудует ими. Сам предмет - заместитель обязан иметь схожесть с замещаемым предметом. Собственно игрушки и предметы - атрибуты наталкивают кроху на тот или иной сюжет игры. В особенности эффектно обнаруживается роль наглядной опоры в восстановлении художественного текста. Подобной служит иллюстрация, без которой младший дошкольник не может воссоздать обрисованные в сказке события. У старших дошкольников слова из текста начинают порождать образы без наглядной опоры. Понемногу нужда во наружных опорах отпадает.

Следующий этап развития воображения — с 4 до 6 лет — связан с возникновением его живых форм, когда процесс воображения делается произвольным. Возникновение активных форм воображения первоначально связано с побуждающей инициативой со стороны взрослого. Так, когда взрослый человек просит что-то сделать ребенка, он включает процесс воображения. Для того чтобы реализовать просьбу взрослого человека, ребенок поначалу должен сотворить (или воссоздать) в своем воображении установленный образ. Причем этот процесс в воображении ребенка по своей природе уже является произвольным, ибо он пытается его держать под контролем [10].

В 4 - 5 летнем возрасте ребенок начинает собирать в уме план будущих действий, прежде всего в игре, ручном труде, рассказывании и пересказе. В возрасте 5 лет возникают мечты о будущем, включается характерное планирование, которое можно назвать ступенчатым. Мечты ситуативны, нетверды, определены событиями, возбудившими у детей эмоциональные впечатления. Воображение превращается в необычную интеллектуальную деятельность, устремленную на переустройство окружающего мира. Опорой для сотворения образа в настоящее время служит не только истинный объект, но и представления, выраженные в слове. Возникает буйный рост словесных форм воображения, близко связанных с развитием речи, мышления, когда ребенок сочиняет сказки, перевертыши, длящиеся истории.

В 6 - 7 лет носит воображение активный характер. Возрождаемые образы участвуют в разнообразных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Зарождаются элементы творчества. Внешняя опора подсказывает замысел, и ребенок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства.

Позже ребенок начинает применять произвольное воображение без всякого участия взрослого. Этот скачок в развитии воображения выискивает свое отображение, прежде всего, в характере игр ребенка. Они становятся целеустремленными и сюжетными. Растет длительность игры детей на одну и ту же тему, наблюдается постоянство ролей. Младшие дошкольники играют 10 - 15 минут. Внешние факторы приводят к появлению побочных линий в сюжете, и первоначальный замысел теряется. Они забывают переименование предметов и начинают их использовать в соответствии с реальными функциями. В 4 - 5 лет игра длится 30-40 минут, а в 5 - 6 лет дети могут увлеченно играть несколько часов и даже дней.

Окружающие ребенка вещи являются не просто стимулами к развертыванию предметной деятельности, а выступают в виде материала для воплощения образов его воображения. Ребенок в 4—5 лет начинает рисовать, строить, лепить, переставлять вещи и комбинировать их в соответствии со своим замыслом. Следовательно, данный возраст характеризуется переходом воображения из непроизвольной формы в произвольную.

При этом воображение начинает осуществлять уже две функции: познавательно-интеллектуальную и аффективно-защитную [10].

Познавательно-интеллектуальная функция объединена с получением информации об окружающем мире и формированием практических навыков у ребенка, а аффективно-защитная — с регуляцией психического состояния маленького человека, его эмоций, впечатлений, чувств.

Аффективная функция воображения начинает обнаруживаться в итоге образования и осознания ребенком своего «Я», психологического отделения себя от других людей в возрасте от 4 до 6 лет. При этом эмоционально-защитная функция воображения состоит в том, что через воображаемую ситуацию у ребенка случается разрядка возникающего напряжения и символическое разрешение конфликтов, которые ребенком пока не могут быть разрешены в действительности.

Следовательно, следует отметить, что дошкольное детство – период яркого развития воображения. Воображение приобретает произвольный характер, рассчитывая создание замысла, его планирование и реализацию на практике. Дети дошкольного возраста постигают приемы и средства создания образов; воображение переходит во внутренний план, уходит необходимость в наглядной опоре для творения образов.

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Методы развития воображения у детей дошкольного возраста

Отечественный ученный Л. С. Выготский полагал, что развитие психики человека, его сознания совершается в процессе деятельности [2]. Нужно помнить, что воображение как познавательный психический процесс также развивается в деятельности: в игре, различных видах изобразительной деятельности и т.д. Поэтому организация этих видов деятельности, регулярная и целеустремленная их реализация имеют решающее значение для развития воображения детей дошкольного возраста.

Как уже обозначалось, дошкольное детство характеризуется бурным развитием воображения. Творческое воображение определяется, прежде всего, в игровой деятельности, и угасает, когда ребенок прекращает действовать.

Главный метод развития воображения детей дошкольного возраста - игровая деятельность. Игровая деятельность является ведущей в дошкольный период [2]. В процессе игры совершается переход непроизвольного вида воображения в произвольный. На первых порах воображение неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий. Понемногу надобность во внешних опорах исчезает. Случается интериоризация — переход к игровому действию с предметом, которого в реальности нет, и к игровому преобразованию предмета, приданию ему нового значения и представлению действий с ним в уме, без настоящего действия [6].

Среди многообразных видов игры специальное место занимает и театрализованная игра. Театрализованная игра содействует развитию творческих способностей и познавательной активности детей, нравственному развитию дошкольника, формированию познавательного воображения.

Для развития творческого воображения в особенности важны игры – фантазирование, придумывание. Изученные в коллективной с взрослыми игре умения комбинировать сюжетные события, обогащают игру детей. Полученный в игре с взрослым опыт выдумывания различных сюжетов, событий оказывают помощь детям более успешно разворачивать независимую автономную игру.

Особенным видом игры, обладающим большой смысл для вырабатывания воображения, является сюжетно-ролевая игра.

Важнейшими структурными частями творческой сюжетно-ролевой игры являются [20]:

- сюжет, который играть роль воспроизведения ребенком окружающей его реальности;

- содержание - это то, что воссоздается ребенком в качестве главного и специфического момента деятельности и взаимоотношений между взрослыми в их деятельности;

- роль - средство осуществления сюжета. В сюжетно-ролевой игре как форме творческой деятельности роль выдается как специфическая форма проявления творческой способности воображения.

Нужно стимулировать творческую активность детей в игре. Этому способствует развертывание игры с включением в нее различных ролей: из различных областей социальной жизни, из разных литературных произведений, сказок, а также совмещение сказочных и реальных персонажей. Введение в общий сюжет таких ролей активизирует воображение детей, их фантазию, заставляет выдумывать свежие внезапные повороты событий, которые соединяют и делают сознательным общее бытие и взаимодействие таких многообразных персонажей.

Творчество вплетено в игровую деятельность. Одним из основных условий, побуждающих детей к творчеству, является творение непосредственной эмоциональной атмосферы, позитивное подкрепление действий ребенка (похвала, одобрение).

В старшем дошкольном возрасте можно применять творческие сюжетные игры, в которых ребёнок принимается сам сочинять сюжеты игр и модифицировать их по ходу действий.

Творчество в игре дошкольника выражается в способности к замыслу, его реализации, комбинированию своих знаний и представлений, в искренней трансляции своих мыслей и чувств, в способности к творению образа, обдумыванию и воплощению его роли [15].

Одним из самый важных методов развития воображения в дошкольном детстве является изобразительная деятельность.

Детское творчество (рисование, аппликация, лепка) возбуждает интерес у бесчисленных исследователей. Представители разнообразных наук подходят к исследованию детских работ с различных сторон. Искусствоведы стараются заглянуть в истоки творчества. Психологи через детское творчество ищут вероятность закрасться в своеобразный внутренний мир ребенка. Педагоги ищут лучшие пути обучения, содействующие всестороннему развитию детей.

В процессе изобразительной деятельности подключаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. В изобразительной деятельности обнаруживается оригинальность многих сторон детской психики. Изобразительная деятельность помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы.

В дошкольный период дети уже представляют практически все предметы окружающего мира. Ребенок побеждает шаблоны и принимается рисовать то, что ему увлекательно. Все, что только он способен помыслить, представить в своей фантазии, ребенок пытается нарисовать. У многих замечается интерес к сказочному миру, они рисуют волшебников, принцесс, фей, колдунов и т.п. Дети рисуют и то, что происходит в реальной жизни взрослых [22].

Изобразительная деятельность, как и игра, помогает ребенку изучить его социальное окружение, мир, в котором он существует. Ребенок дошкольного возраста понемногу уходит от элементарного копирования действий взрослых с карандашами, его движения становятся все отчетливее и более взвешенными. Понемногу развиваются не только навыки рисования, лепки, но и способность представлять исходное произведение в голове.

Психологические исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, А.А. Люблинской [3] передают, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством проявляется новейший тип деятельности - творческий.

Обширно используется для развития воображения такой метод как конструирование. Моделируя сооружение чего-то, ребенок в дошкольном возрасте ощущает себя значимым человеком - создателем. Он радуется, если выходит нечто красивое, печалится, если не получается так, как было задумано.

В процессе целенаправленного влияния у ребенка развиваются очень существенные качества воображения: произвольность; креативность; устойчивость; широта.

Одним из наиболее действенных методов развития воображения в дошкольном возрасте является сказка. Народное и авторское литературное творчество заключает в себе немалый потенциал.

Воздействие волшебства сказочного повествования на формирование личности ребёнка тяжело переоценить. Ведь сказки учат ребят различать вымысел и реальность, задают моральные нормы, презентуют многогранные образы своих героев, сохраняя простор воображению и фантазии. Предоставленная проблема отображена в научных работах Л. С. Выготского, Л. С. Коршуновой, В. С. Мухиной, С. Л. Рубинштейна и др. На значение воображения, фантазии в жизни маленького ребенка указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития [15].

Сказка сама является основой для развития воображения. Это опыт поколений, в котором нашла отображение культура народов. Воспринимая сказочный сюжет, ребенок задействует свой жизненный опыт. В процессе обыгрывания волшебного рассказа раскрывается простор для творческого мышления, развития речи, памяти, воображения.

Вопросам развития воображения дошкольников в процессе работы с литературными произведениями посвятили свои исследования О.М. Дьяченко, В. Я. Пропп, Н. С. Карпинская, Дж. Родари и др.

Эти авторы обрисовали особенности конструирования детьми сказочных сочинений, охарактеризовали виды, и особенности композиции сказок, их структурные компоненты и действующих лиц. Ученые обосновали вероятность повышения уровня творческого воображения у детей дошкольного возраста в процессе восприятия литературных произведений, а также в процессе сочинения рассказов и сказок [4].

Для развития воображения ребенку необходимо эмоциональное общение с взрослыми. Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) при условии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку необходимо помогать ознакомливаться с реальностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы образовывать на их основе новые комбинации. Важно развивать у детей познавательные интересы.

К концу дошкольного возраста уже обязаны возникнуть такие психические образования, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения - произвольное воображение. Повышается целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Наличествует творческая переработка представлений.

Итак, изучив теоретико – методологические основы проблемы развития воображения детей дошкольного возраста, можно сделать выводы:

1. Воображение – познавательный психический процесс, процесс творения новых образов на основе раннее выработанных представлений, предыдущего опыта человека.

2. Дошкольное детство – период насыщенного развития воображения. Воображение приобретает произвольный характер, предполагая сотворение замысла, его планирование и осуществление. Дети дошкольного возраста постигают приемы и средства сотворения образов; воображение переходит во внутренний план,уходит надобность в наглядной опоре для формирования образов.

3. Важнейшими методами развития воображения дошкольников являются игровая деятельность, изобразительная деятельность, конструирование и мир художественных произведений. Регулярное и верно организованное применение данных методов в образовательно – воспитательном процессе имеет большое значение для развития воображения детей дошкольного возраста.

2.2. Методы исследования воображения дошкольников

Для изучения воображения дошкольников существуют определенные методы исследования, которые соответствуют возрастным особенностям детей и предмету представленного исследования.

Представленные методики идут в форме игровых заданий, что отвечает возрастным особенностям детей дошкольного возраста, так как, разумеется, что ведущей деятельностью дошкольного периода является игровая деятельность.

Так же учитывается время выполнения заданий данных методов, так как произвольное внимание у дошкольников только лишь формируется и является нетвердым.

1. Методика В. Синельникова, В. Кудрявцева «Как спасти зайку».

Цель: изучение способности переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.

Время выполнения – 2-3 минуты.

2. Методика «Скульптура». (Е.И. Рогов «Настольная книга практического психолога»).

Цель: изучение проявления фантазии как формы воображения у детей дошкольного возраста.

Время выполнения – 5 минут.

Согласно интерпретации автора методики: чем выше балл, тем выше уровень проявления фантазии как формы воображения.

Следовательно, условно мы можем распределить результаты методики на следующие номинативные шкалы:

0-1 балл – крайне низкий уровень проявления фантазии как формы воображения;

2-3 балла – низкий уровень проявления фантазии как формы воображения;

4-5 баллов – уровень проявления фантазии как формы воображения ниже достаточного;

6-7 баллов – достаточный уровень проявления фантазии как формы воображения;

8-9 баллов – высокий уровень проявления фантазии как формы воображения;

10 баллов – очень высокий уровень проявления фантазии как формы воображения.

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

3.1. Сравнительный анализ результатов итогового исследования воображения у детей дошкольного возраста

По окончанию образовывающего опыта, в марте 2020 года было проведено итоговое тестирование экспериментальной группы и контрольной группы. Для проведения итогового тестирования были применены те же методики, что и в процессе предварительного исследования:

- методика В. Синельникова, В. Кудрявцева «Как спасти зайку»,

- методика «Скульптура» (Е.И. Рогов «Настольная книга практического психолога»).

Рассмотрение результатов изучения по методике «Как спасти Зайку» обнаружило, что по сопоставлению с предварительным тестированием, идеи детей по спасению зайки стали более комплексными. Так уже 71 % детей избирали комплексный и сложный вариант, употребляя в качестве основы переустройство предложенного материала – к примеру, надуть шарик, чтобы зайка на нем перелетел, или изготовить кораблик из листа. Настоящий вариант ответов удостоверяет о высоком уровне способности переноса свойств известного предмета в новую обстановку. При предварительном исследовании высокие показатели не наблюдались.

29 % детей предлагали применить предмет в не совсем шаблонном виде – например, палку употреблять в качестве бревнышка, на котором зайка доплывет до берега. Данный вариант ответов указывает на средний уровень способности переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.

Низкие показатели после не отмечены.

.

Рассмотрение результатов изучения по методике «Скульптура» показало, что прослеживается положительная динамика. Поделки детей стали более различными, заключающими в себе обусловленные элементы творческой выдумки. Возросло число мелочей. Возникли такие изображения, как робот, ракета, корзинка с ягодами.

Значительная часть группы воспитанников (67 %) набрали 6-7 баллов, так как они выдумали особенные образы, но одновременно с этим не выделяющиеся состоятельностью фантазии. Данные показатели доказывают , что на достаточном уровне проявлены фантазии как формы воображения в дошкольный период.

16,5 % детей набрали 4 – 5 баллов что обозначает, что дети произвели относительно элементарные поделки, в которых имеется низкое количество обыкновенных подробностей. Данный вариант подтверждает уровень проявления фантазии как формы воображения ниже достаточного показателя.

16,5 % детей набрали 2-3 балла, так как они выдумали и вылепили из пластилина очень примитивные вещи. Данный вариант предполагает низкий уровень проявления фантазии как формы воображения.

3.2. Рекомендации для педагогов по развитию воображения у детей дошкольного возраста

Опытным путем доказано, что полноценное развитие воображения требует определенных обстоятельств. Для развития данного познавательного психического процесса педагогам дошкольных учреждений надлежит применять в работе опытным путём испытанные методы (игровая, художественная деятельность и т.д.), а также разрешать детям легко экспериментировать с различными материалами, стремиться образовать деятельность ребенка так, чтобы предельно задействовать его чувства, дать потенциал дошкольникам замечать за сходной деятельностью взрослых.

Основываясь на данные исследования, были составлены рекомендацию по развитию воображения у дошкольников:

- Полноценное развитие воображения неосуществимо без нахождения эмоционального контакта. Взрослые обязаны найти подход к ребенку, учитывать его личные особенности. Потому надлежит организовывать благожелательную атмосферу к детскому творчеству.

- Так как воображение старших дошкольников уже не нуждается в опоре на действительный предмет, в процессе развития представленного познавательного процесса надлежит употребить заместители предметов, реализовывать «опредмечивание» неопределенного предмета, применять вариативность одних и тех же элементов для создания разнообразных образов.

- Надлежит опустить из образовательной деятельности конкретность, шаблоны, бездушность, излишний дидактизм, навязывание своего представления о решении образа, сюжета, так как в такой ситуации происходит лишь машинальное подражание образца, что не содействует проявлению творческих способностей детей.

- Нужно расширять кругозор, обогащать эмоционально-чувственный опыт ребенка. Обогащать знание ребенка о атомарных частях предмета, умение выделять важнейшие и второстепенные признаки. Повышать объем словаря ребенка.

- Так как ведущая деятельность в дошкольном детстве – игра, приоритетное внимание должно уделяться развивающим играм и упражнениям. Это могут быть упражнения, подразумевающие практические действия: дорисовать картинку, сделать подделку; игры на развитие вербального воображения: словесное описание, придумывание рассказа или сказки; упражнения на развития творческого воображения: изобразить задуманный персонаж и т.д.

- Большое внимание надлежит уделять изобразительному искусству: рисованию, лепке, аппликации, конструированию. Имеется множество нетрадиционных техник, которые содействуют развитию фантазии как формы воображения: рисование нитками, монотипия, обрывание, кляксография и т.д.

- Нужно сотворить художественную эстетическую среду. При этом в оформлении активное участие принимает ребенок. Рекомендуется обширно употреблять детские работы.

- Для развития творческого воображения надлежит представлять ребенку мир сказок, знакомить с разнообразными видами театра: пальчиковый и кукольный театр, театр теней и т.д.

- Так же сложно недооценить воздействие музыки на развитие воображения детей дошкольного возраста. Должно знакомить детей с музыкальными произведениями многообразного характера, побуждать придумывать разнообразные сюжеты во время или после прослушивания.

- Следует отметить, что большое значение для развития воображения имеет поддержка и одобрение любых конструктивных идей, поступающих от детей, закрепление любых, пусть даже самых маленьких успехов каждого ребенка, развитие своей индивидуальности в условиях разнообразных форм сотруднической деятельности.

Итак, стоит отметить, что воображение – познавательный психический процесс, процесс создания новых образов на основе раннее выработанных представлений, прошедшего опыта человека. Дошкольное детство – период сильного развития воображения. Воображение приобретает произвольный характер. Дошкольники постигают приемы и средства творения образов; воображение переходит во внутренний план, уходит необходимость в наглядной опоре для творения образов.

Подобраны методы изучения воображения детей-дошкольников. Изучение уровня воображения детей дошкольного возраста мыслимо с употреблением установленных методов (методика «Как спасти зайку» В. Синельникова, В. Кудрявцева, методика «Скульптура», Е.И. Рогов «Настольная книга практического психолога»). Данные методики показаны в форме игровых заданий, что отвечает возрастным особенностям детей дошкольного возраста.

Изучены методы развития воображения детей дошкольного возраста. К ним относятся игровая деятельность, изобразительная деятельность, конструирование и мир художественных произведений.

Определена эффективность воздействия методов развития воображения на его уровень у дошкольников. Результаты статистического измерения результатов предварительного и итогового тестирования показали, что подобранный комплекс методов содействовал развитию воображения у детей дошкольного возраста. Комплекс методов обеспечивал позитивную динамику развития способности переноса свойств известного предмета в новую ситуацию и развития фантазии как формы воображения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воображение определенно принадлежит к высшим психическим функциям человеческого организма и довольно четко проявляется в каждой из сфер человеческой деятельности. Этот психический познавательный процесс играет огромную роль в реализации задач и организации жизнедеятельности, реализации творческого потенциала человека как в вопросах личностного характера, так и в профессиональной среде.

Детство дошкольника – временной промежуток интенсивного темпа развития воображения. Именно в этом возрасте воображение произвольный характер приобретает, создание замысла предполагая, его план и осуществление. Дошкольники изучают приемы и средства создания образов, воображение во внутреннюю структуру переходит, уходит нужда для создания образов в наглядной опоре. В завершении дошкольного возраста уже должны такие психические образования возникнуть, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения - произвольное воображение. Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая переработка представлений.

Экспериментально доказано, что для развития данного познавательного психического процесса необходимы определенные условия. Нами изучены методы развития воображения детей дошкольного возраста. К ним относятся игровая деятельность, изобразительная деятельность, конструирование и мир художественных произведений.

Регулярное, в образовательно – воспитательном процессе верно созданное сочетание и использование данных методов дошкольных организаций дает положительную динамику созревания процессов воображения детей дошкольного возраста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации / О.В. Боровик. – М.: Академия, 2019. – 112с.
  2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – Москва: АСТ, Астрель, 2019. – 672 с.
  3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - СПб: Союз , 2018. – 305 с.
  4. Кириллова, Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей / Г.Д. Кириллова // Дошкольное воспитание. - №2. – 2017. – С.18-21.
  5. Королева, С.Г. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет: пособие для педагогов-психологов ДОУ / С.Г. Королева. – М.: Учитель, 2019. – 114 с.
  6. Кравцова, Е.А. Развитие воображения / Е.А. Кравцова // Дошкольное воспитание. - №12. – 2015. – С.7-10.
  7. Кудрявцев, В.Т. Воображение ребенка: природа и развитие / В.Т. Кудрявцев // Психологический журнал. - № 5. - 2017. - С.57
  8. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков.– СПб.: Питер, 2016. – 583 с.
  9. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - Москва: Наука 2005. - 592 с.
  10. Мухина, В.С. Психология дошкольников / Под ред. Венгера. – 2015. – 239 с.
  11. Мухортова, Д.Д. Развитие воображения / Д.Д. Мухортова // Вопросы дошкольной педагогики. - №3. – 2018 – С. 52-54.
  12. Немов, Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 кн. / Р.С. Немов. – М. : Гумаит. Издательский центр ВЛАДОС, 2017. – 640 с.
  13. Петровский, А.В. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / А.В. Петровский. - М., 2019. – 479 с.
  14. Понамарев, Я.А. Психология творчества / Я.А. Понамарев. - М: Наука, 2019. – 304 с.
  15. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. - Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2018. – 656 с.
  16. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: В 2 кн. / Е.И. Рогов. – М. : Гумаит. Издательский центр ВЛАДОС, 2018. – 384 с.
  17. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Питер, 2013. – 712 с.
  18. Смирнова, Е.О. Детская психология: учебник для вузов/ Е.О. Смирнова. – Санкт-Петербург, ООО «Питер Пресс», 2008. – 298 с.
  19. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: практикум / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д. : Феникс, 2017. – 703 с.
  20. Условия развития воображения в период дошкольного детства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/10/27/syuzhetno-rolevaya-igra-kak-sredstvo-razvitiya tvorcheskogo.
  21. Развитие воображения дошкольника (статья) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/statya_na_ temu_razvitie_voobrazheniya_doshkolnika-547320.htm.
  22. Развитие воображения у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/02/03/razvitie-voobrazheniya-u-detey-doshkolnogo-vozrasta
  23. Развитие воображения у детей 5-7 лет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://blogs.bebeshka.info/razvitie-i-obuchenie/razvitie-voobrazheniya-u-detey-doshkolnogo-vozrasta/