Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теория государства и права. Теории происхождения права

Содержание:

Введение

Теория государства и права - это основная общеюридическая наука, которая рассматривает и изучает наиболее общие принципы и закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.

Тема моей курсовой работы очень интересна. Из работы можно многое узнать о происхождении государства и права, а также проследить, как развивалось государство, а вместе с ним и права на протяжении всей истории развития человеческого общества.

Актуальность данной темы заключается в том, что государство и право являются стабильными образованием, которое образовывалось длительное время. Государство как особая организация власти, как самостоятельный институт жизни общества, находится в постоянном развитии. Несколько тысячелетий тому назад право было совсем не таким, какими они являются в настоящее время. Рассмотрим основные моменты в историческом развитии права для того, чтобы уяснить основные тенденции в совершенствовании данного института, разобраться в сущности современных государств.

Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Вопрос о происхождении права является спорным, так как этнографические и исторические науки дают всё новые знания о закономерностях его появления права, выявляя причины происхождения права, исследуя их развитие. Теория государства и права опирается на конкретные данные исторической науки, данные археологии, психологические и социальные реалии.

Возникновение государства и права происходит практически одновременно, вследствие одних и тех же причин, при этом тип государства и тип права совпадают, соответствуя определённой общественно-экономической формации.

Вместе с тем, у разных народов и в разные эпохи правообразование имело свои особенности, однако существуют и общие закономерности. Экономическая и социальная жизнь любого общества требует определенной упорядоченности деятельности людей, участвующих в производстве, распределении и потреблении материальных благ. Она достигается с помощью социальных норм.

Общечеловеческое предназначение права состоит в том, чтобы помочь обществу преодолеть противоречия, найти «нити» согласия и сотрудничества различных слоев населения, общественных сил. Право выступает и как фундамент организации политической власти общества.

Изучение процесса происхождения права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу права, его особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития.

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть возникновение и основные этапы развития права.

В связи с поставленной целью, обуславливается решение следующих задач:

  1. Рассмотреть понятие и происхождение права;
  2. Выявить общие закономерности возникновения и формирования права;
  3. Охарактеризовать теории происхождения права.

Среди теоретиков-правоведов никогда не было раньше и сегодня нет, не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения права.

В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и становления права. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает, или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс, или взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и становление права.

Глава 1. Понятие и общие закономерности возникновения права

1.1.Понятие права

На протяжении всей истории существования права так и не сложилось единое общее, устраивающее всех определение права, поскольку это очень сложное и многоаспектное явление. Даже в русском языке слово «право» используется в разных значениях («правило поведения», «правда», «справедливость» и т.п.).

Надо отметить, что в современной юридической науке сложились в основном три подхода к пониманию права: а) нормативный; б) социологический и в) философский (его иногда называют нравственным).

Нормативный подход трактует право как совокупность охраняемых государством норм. Итак, основной акцент делается на нормативности права, его формальной определенности и обеспеченности государственным принуждением. Позитивным в таком подходе является то, что он ориентирует на соблюдение законов, дает точные критерии тем, кто применяет право, - они должны соблюдать законы, действующие в данный момент. Отрицательный же момент в нормативном подходе заключается в том, что государство объявляется главным источником правовых норм и, следовательно, то, что оно создает, и является правом. Отсюда - игнорирование содержания права, степени свободы личности, соответствия правовых норм потребностям общественного развития. Нормативный подход базируется на теории позитивного права, которая отождествляет право и закон, и считает, что свои права человек получает не от абстрактной природы, а в силу закрепления этих прав в законе.

Социологический подход трактует право, как регулируемые им общественные отношения. Сторонники данного подхода считают, что право необходимо искать не в нормах, а в самой жизни. При этом они различают право и закон, но полагают, что норма права, взятая вне регулируемых ею общественных отношений, теряет свои регулятивные свойства. Иначе говоря, при этом подходе право рассматривается не как система абстрактных норм, а как сеть конкретных правоотношений, как нормы, фактически применяемые на практике.

Данный подход не дает четких ориентиров для правоприменителей и таит в себе опасность произвола, "вольного" обращения с законами. Главным образом в законотворчестве и служит ориентиром для законодателя, который должен анализировать, что реально складывается на практике, какие нормы применяются, а какие - нет.

Философский подход связывает право с мерой свободы и справедливости. Эта позиция основывается на естественно-правовой теории, которая различает право и закон.

При этом право трактуется как высшая идея представления о справедливости и свободе - извечные идеалы человечества. Если нормативные установления государства не соответствуют идеям свободы и справедливости, то они не являются правом. Отсюда различают правовые и неправовые законы[1].

Данный подход дает ориентиры для законодателя, который при создании новых норм должен основываться на такой высокой идее о справедливости и свободе. Однако для правоприменителей обязательны нормы закона, а не права.

Все три подхода имеют право на существование, так как подчеркивают ту или иную особенность права и формы его выражения. Право может существовать и в виде норм (нормативный подход), и в виде общественных отношений, порождающих правовые нормы и испытывающих, и в свою очередь, воздействие этих норм, и, наконец, в форме идеи, правосознания, представлений о праве.

Обычно право воспринимается как совокупность правил поведения, установленных государством и обеспеченных, в случае их невыполнения, принудительной силой государства. В целом это определение права правильно. При таком подходе выделяются следующие признаки права:

1) Нормативность, т.е. оно состоит из правил поведения, которые четко определяют права и обязанности людей. В нормах права закрепляется эталон, масштаб, модель поведения, возможного и должного с точки зрения государства.

2) Общеобязательность, т.е. нормы права обязательны для всех членов общества и в случае их нарушения государство может применить принуждение.

3) Формальная определенность. Это означает, что нормы права всегда существуют в письменной форме и обязательно облекаются в строго установленную форму - законов, указов, постановлений. Эти акты принимаются по определенной установленной процедуре, нарушение которой влечет признание акта недействительным, не имеющим юридической силы.

4) Неперсонифицированность, т.е. отсутствие конкретного адресата. Нормы права адресуются всем членам общества, а не отдельным гражданам или организациям.

Исходя из указанных выше признаков права, можно определить право как систему установленных или санкционированных государством общеобязательных, формально определенных нормативных предписаний, регулирующих общественные отношения и обеспеченных к выполнению принуждением со стороны государства[2].

Выделяют две главные функции права - регулятивную и охранительную.

Регулятивная функция направлена на регулирование, упорядочение общественных отношений, установление правил поведения людей. Эта функция опирается на способность права предписывать, устанавливать те или иные варианты поведения. В регулятивной функции проявляется главное назначение права - упорядочивать общественные отношения.

Охранительная функция направлена на защиту, охрану наиболее важных для жизни общества отношений. При этом право объявляет их неприкосновенными, а нежелательные, чуждые обществу отношения стремится вытеснить, ликвидировать. Данная функция имеет своей задачей обеспечить выполнение требований законов, установить режим законности в обществе.

Помимо названных, право выполняет также воспитательную, идеологическую и информационную функции.

Воспитательная функция заключается в воздействии права на волю, сознание людей, воспитывая у них уважительное отношение к праву.

Идеологическая функция состоит во внедрении в жизнь общества идей гуманизма, приоритета прав и свобод человека, идей демократизма.

Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которыҳ жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали. Раскрыть все теории не представляется возможным в силу их многообразия, в связи с этим остановимся лишь на некоторыҳ из них, наиболее известных и распространённых. К числу последних справедливо будет отнести: теологическую (божественную), патриархальную, договорную, насилия, психологическую, расовую, материалистическую (классовую) теории.

1.2.Происхождение права

Вопрос о происхождении права является спорным и в наше время. Ряд исследователей считают, что право возникло с появлением государства, другие же такие как М. Рейснер, И. Сабо, Б. Малиновский считают, что право существовало еще при первобытнообщинном строе, т.е. доклассовое (примитивное право, традиционное право). По их мнению, правом являлись любые правила поведения людей, их племенные обычаи, их взаимоотношения, которые регулировались определенными лицами, на первоначальном этапе ими были вожди, старейшины, затем церковь.

Однако обычаи, различные религиозные ритуалы, нормы морали не могли отражать интересы всего общества, не могли определять права и обязанности человека в обществе. Согласно Рейснеру, «раскол общества на классы сказался на сложившихся до этого событиях в правовой структуре, право отныне разбивается на отдельные идеологические системы классовых групп уже в рабовладельческом и феодальном обществе. Обнаруживается не одно право, а несколько правовых построений, сообразно тому, сколько в обществе имеется сословий. Вне права остается только рабский труд, по отношению к которому действуют начала власти»[3].

Право как особая система юридических норм и связанных с ними правовых отношений возникает в истории общества в силу тех же причин и условий, что и государство. Первые нормативные обобщения были оформлены в законах царя Хаммурапи, законах Ману, законах 12 таблиц, Русской правде и других. Далее в ходе дальнейшего развития общества начинает формироваться национальная правовая система с учетом характера, темперамента и других особенностей населения того или иного государства.

В любом историческом обществе для поддержания в нем порядка требуется регулирование с помощью социальных норм, так называемое социальное регулирование. Регулировать - значит направлять поведение людей, их групп и всего общества, вводить их деятельность в определенные рамки. Различают два вида социального регулирования - индивидуальное (упорядочение поведения конкретного лица, в конкретном случае) и нормативное (упорядочение поведения людей с помощью общих правил - образцов, моделей, распространяющихся на всех, на все подобные случаи). Появление нормативного социального регулирования послужило качественным толчком к становлению (возникновению и развитию) права[4].

В первобытном обществе нормативным социальным регулятором были нормы-обычаи - правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного повторения в течение длительного времени. Обычное право - система норм, опирающихся на обычай.

Нормы-обычаи были основаны на естественно-природной необходимости и имели значение для всех сторон жизни общины, рода, племени, для регламентации хозяйственной жизни и быта, семейных и иных взаимоотношений членов рода, первобытной морали, религиозно-ритуальной деятельности. Их целью было поддержание и сохранение кровнородственной семьи. Это были «мононормы», т.е. нерасчлененные, единые нормы.

В мононормах права членов рода представляли собой оборотную сторону обязанностей, были неотделимы от них, поскольку первобытный индивид не имел выделенного осознанного личного интереса, отличного от интереса рода. Только с разложением первобытного строя, с появлением социальной неоднородности все более самостоятельное значение приобретают права. Возникновение мононорм было свидетельством выхода человека из животного царства в человеческое сообщество, движущееся по пути прогресса.

В условиях общественной собственности и коллективного производства, совместного решения общих дел, неотделенности индивида от коллектива в качестве автономной личности, обычаи не воспринимались людьми как противоречащие их личным интересам. Эти неписаные правила поведения соблюдались добровольно, их выполнение обеспечивалось, в основном, силой общественного мнения, авторитетом старейшин, военачальников, взрослых членов рода. При необходимости к нарушителям норм-обычаев применялось принуждение, исходившее от рода или племени в целом (смертная казнь, изгнание из рода и племени и др.).

В первобытном обществе преобладало такое средство охраны обычая, как «табу» - обязательный и непререкаемый запрет (например, запрет под страхом тягчайших наказаний кровнородственных браков). Кроме запретов (табу), возникли такие способы регулирования, как дозволение и позитивное обязывание (только в зачаточной форме). Дозволения имели место в случаях определения видов животных и времени охоты на них, видов растений и сроков сбора их плодов, пользования той или иной территорией, источниками воды и др. Позитивное обязывание имело целью организовать необходимое поведение в процессах приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания костров, изготовления орудий и др.

Нормативные обобщения (запреты, дозволения, позитивные обязывания), ставшие обычными способами регулирования первобытнообщинной жизни, истоки формирования права.

Зародыш права - в обособлении суда, организованного политической властью, от суда общественного. Как только политическая власть стала обнаруживать свое значение, так сделалось вполне естественным обращение к ней за помощью для защиты своих интересов. К новой силе обращались за защитой те, которые не надеялись на общественный суд или потому, что не считали достаточным его решение, или потому, что боялись неблагоприятного решения. Для князей, королей вмешательство в суд составляло интерес с точки зрения сборов, взимаемых за оказанную помощь.

Право возникло как классовое явление, оно выражало волю экономически господствующего класса. Основными причинами возникновения права были экономические, политические, социальные, духовные, т.к. с возникновением частной собственности произошло имущественное расслоение общества на классы, между которыми велась ожесточенная классовая борьба. Некоторые учёные не останавливаются на достигнутом, и предлагают сформулировать чёткие причины происхождения права: необходимость установления единого порядка; необходимость его поддержания; оформление товарно-денежных отношений; смягчение противоречий между различными слоями общества.

Человек духовно развивался и от обычаев перешел к нормам, религиозным догмам, становился индивидуумом, укреплялись брачно-семейные отношения. Основными признаками права становятся: право выражает волю экономически господствующего класса; право является средством навязывания этой воли всему населению; право направлено на обеспечение классового господства и поддерживается принудительной силой государства. Государство не возможно без права; организация государственного аппарата должна быть оформлена в праве; между государством и людьми, живущими в этом государстве существуют определенные взаимоотношения, которые должны так же отражаться и регулироваться в праве.

Государство по отношению к праву выполняет ряд функций, таких как: правотворчество, правоохранительные, управленческо-исполнительные.

Право организует политическую власть в государстве, выступает средством политики конкретного государства, оно также является выражением воли и интересов общества, получает свое внешнее выражение и закрепляется в виде нормативных актов, договоров, правовых обычаев[5].

Право обеспечивается аппаратом принуждения и управления, а это является одним из главных принципов характеризующих государство - наличием публичной власти. Право, как и государство, возникает для необходимости управления в государстве. «Если “форма” просуществовала в течение известного времени она упрочивается как обычай и традиции и, наконец, санкционируются как положительный закон[6]. Процессы возникновения права и государства идут параллельно. Вместе с тем, у разных народов и в разные эпохи правообразование имело свои особенности, однако существуют и общие закономерности.

Глава 2. Характеристика теорий происхождения права

2.1 Роль религии в возникновении права

В глубокой древности наиболее сложившейся идеологической силой выступала религия. Особую роль она сыграла в возникновении права у народов, где в производящем хозяйстве доминировали скотоводство и земледелие. Так, естественной для земледельцев, особенно в странах жаркого климата, стала религия Солнца (Месопотамия, Передняя Азия, Индия, Древний Египет, Месоамерика, Горное Перу). Возникновение культа высшего божества содействовало возвышению племенных обычаев над обычаями отдельных родов и вело к упрочению веры в единый для всего народа порядок, данный свыше верховным божеством. Жрецы, носители новой религии, выработали представления о временах года, воплотившиеся в древних агрокалендарях, устанавливающих для всех цикличность проведения сельскохозяйственных и ирригационных работ, сопровождавшихся религиозными обрядами поклонения Солнцу. Этот порядок поддерживался властью первых городов-государств, находившейся в руках царей, военной верхушки и бюрократии.

В Древней Греции, Древнем Риме и у славянских народов, кельтов, германцев, где поливное земледелие было неразвитым, а полевые работы оставались делом сельской общины, календари природы и поклонение Солнцу не получили столь явного «огосударствления»[7].

В глубокой древности источник, из которого проистекает позитивное право, видели, прежде всего, в воле богов и их «помазанников» -- правителей государств (Индия, Китай, Египет и т.п.). Влияние религии, как доминирующего мировоззрения, на содержание законов и права в средние века привело к почти тысячелетнему господству теологических воззрений, утверждавших божественное происхождение права и законов. Наиболее последовательным их выражением является учение средневекового теолога Фомы Аквинского. Но и сегодня религиозное понимание сущности права как творения Бога до сих пор остается одним из направлений его теоретического осмысления (Ж. Маритен).

2.2 Патриархальная теория

Патриархальная теория трактует происхождение государства как результат исторического разрастания патриархальной семьи. Аристотель, исходя из этого, считал, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию государства. Аристотель трактовал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения.

По Аристотелю, изложившему свою теорию в труде «Политика», государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с патриархальной властью главы семьи. В Китае эту теорию развивал Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.).

Он рассматривал государство как большую семью. Власть императора уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных в его философии - семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших.

Правители же должны заботиться о своих подданных, как это принято в семье.

Сторонником патриархальной теории был также Р. Филмер (ХVII в.), который в своей работе "Патриарх" доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Адама, а он, в свою очередь, получил свою власть от бога.

В теории Филмера Адам был не только отцом человечества, но и его властелином. Монархи же являются преемниками Адама и унаследовали от него свою власть. Сочинение Фильмера было самой экзотической работой, выражавшей идеи патриархальной теории. Еще современники Фильмера обратили внимание не несуразность многих ее положений. Например, из теории Фильмера следовало, что монархов должно было быть столько, сколько было отцов семей, либо в мире должна была существовать одна монархия. Современное состояние научных знаний о происхождении государства, хотя и привязывает процесс формирования государства к новому способу экономической и трудовой деятельности, вместе с тем отнюдь не умаляет и первоначальной роли семьи.

С одной стороны, появление на финальных этапах неолитической революции «больших семей» общинников-земледельцев - основного звена раннеклассового общества, с другой — династическое присвоение должностей в раннеклассовых первичных городах-государствах - это вполне реальные, научно установленные процессы, что доказывает не безосновательность утверждения об основополагающей роли патриархальной семьи в формировании государственного устройства.

В России последователем патриархальной теории был русский социолог Н. Михайловский (1842 - 1904 гг.).

В его подходе звучат призывы устранить все безнравственное, вредное, неразумное по отношению к человеку, что возможно лишь в обществе, построенном по типу семейных отношений. В современном мире данная теория отражена в идее государственного патернализма, т.е. принятии государством на себя заботы о своих гражданах в случае наступления неблагоприятных для них ситуаций.

Видный историк М. Н. Покровский (1868 - 1932) также считал, что древнейший тип государственной власти развился непосредственно из власти отцовской. Видимо, не без влияния данной теории в нашей стране укоренилась традиция веры в "отца народа", хорошего царя, вождя, безупречного лидера. По своей же сути такая традиция антидемократична, снижает у народных масс социальную активность, ответственность за судьбу своей страны[8]. Традиции патернализма живы и сегодня. Нередко государственного деятеля вольно или невольно уподобляют главе большого семейства, возлагают на него особые надежды, считают безальтернативным спасителем Отечества и готовы наделить его чрезмерно широкими полномочиями, игнорируя при этом объективную оценку его действий.

Патриархальную теорию критиковали в разное время. В частности, Дж. Локк писал, что вместо научного подхода мы находим в ее положениях "детские побасенки". Ее называли "доктриной прописей", антинаучной биологизацией такого сложного явления, как государство.

2.3 Договорная теория

С середины XVII века теологическое направление происхождения права начинает уступать первенство гуманᴎϲтическим и светским теориям.

Договорная теория (теория договорного происхождения права) объясняет происхождение права общественным договором - результатом разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов. Отдельные положения этой теории развивались в V - IV веках до н. э[9].

Условия жизни людей и характер человеческих взаимоотношений в естественном состоянии представлялись не однозначным образом. Гоббс видел естественное состояние в царстве личной свободы, ведущей к «войне всех против всех»; Руссо считал, что это есть мирное идиллистическое первобытное царство свободы; Локк писал, что естественное состояние человека - в его неограниченной свободе.

Сторонники естественного права считают государство результатом юридического акта - общественного договора, который является порождением разумной воли народа, человеческим учреждением или даже изобретением.

Классическое обоснование договорная теория получила в трудах Руссо.

Руссо считает, что в интересах создания правомерного государственного устройства и восстановления истинного равенства и свободы необходимо заключить свободный общественный договор. Главная задача этого договора состоит в том, чтобы «найти такую форму ассоциации, которая защищала и охраняла бы общей совокупной силой личность и имущество каждого участника и в которой каждый, соединяясь со всеми, повиновался бы, однако, только самому себе и оставался бы таким же свободным каким он был раньше[10].

Сторонники естественно-правовой теории происхождения права исходят из того, что народ обладает естественным, неотчуждаемым правом не только на сознание своего права на основе Общественного договора, но и на его защиту.

Сторонники договорной теории различают два вида права. Одно - естественное, предшествующее обществу и государству. Второе - позитивное право - является порождением государства. Естественное право включает в себя такие неотъемлемые права человека, как право на жизнь, свободное развитие, участие в делах общества и государства. Позитивное же право основывается на требованиях естественного права. Понятие естественного права включает в себя представления о прирожденных правах человека и гражданина, которые являются общеобязательными для каждого государства.

Римские юристы наряду с гражданским правом и правом народов выделяли естественное право (jus naturale) как отражение законов природы и естественного порядка вещей. Цицерон говорил, что «закон государства, противоречащий естественному праву, не может рассматриваться как закон[11]. Тем не менее, «закон, властвуя над людьми, принуждает его ко многому, что противно природе.

2.4 Теория насилия

Теория насилия объясняет возникновение государства завоеванием одних племен другими, т.е. военно-политическим фактором. После завоевания победители стремятся с помощью насилия утвердить свое господство и образуют для этих целей государственную организацию. Представитель теории насилия К. Каутский (1854 - 1938 гг.), один из лидеров германской социал-демократии, утверждал, что рабство возникает из войны с чужими общинами, племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе их землю и затем принуждает побежденное племя работать на победителей, платить им дань или подати. А как только возникает рабство, возникает и аппарат принуждения и управления. Этой концепции придерживались также Е. Дюринг, Л. Гумплович.

Каутский видел источник государства во внешнем насилии, в войнах. Племя-победитель, по его утверждению, подчиняет себе побежденное племя, присваивает землю этого племени, а затем принуждает его систематически работать на себя. В результате такого завоевания возникает деление на классы, а принудительный аппарат, создаваемый победителями для управления побежденными, превращается, со временем, в государство. Лишь там, где имеет место внешнее насилие, пишет Каутский, "возникает деление на классы, но не вследствие деления общины на различные подразделения, но вследствие соединения в одно двух общин, из которых одна делается господствующим и эксплуатирующим другая, угнетенным и эксплуатируемым классом".

Во внутренней и внешней вражде племен и заключается все дело, а не в чем-то ином. Именно в племенах, в их взаимной борьбе, утверждает Л. Гумплович "главные основные части, действительные краеугольные камни государства, - в племенах, которые "мало-помалу превращаются в классы и сословия. Из этих племен создается государство. Они и только они предшествуют государству".

Таким образом, ни общественный договор, ни божественное провидение, ни "высшие" идеи, ни "известные потребности" или "рационалистические и нравственные мотивы", как это следует из других учений о происхождении государства и права, а лишь грубая сила, борьба, покорение одних племен другими – основной фактор способствующий возникновению государственного устройства.

При этом насилие рассматривается не как некое ограниченное, локальное, а как глобальное, к тому же естественное явление, порождающее не только единство противостоящих друг другу "элементов" государства - победителей и побежденных, правящих и управляемых, но и имеющее далеко идущие социально-экономические последствия[12].

Во всех подобных случаях появляется военное доминирование того или иного народа. При этом ведущиеся войны, с одной стороны, производят "разрушительное действие", а с другой - в них обнаруживается и "некоторая положительная, известным образом созидающая государства сила".

Пока не было института рабства, пока не хватало этого первого условия для продолжительной жизни, до тех пор развитие государства было невозможно. О государственной жизни, о ее хозяйственных основах племя тогда лишь могло думать, когда оно приобретало необходимые для этого "живые орудия", т.е. когда оно "покоряло себе другое племя, порабощало и эту порабощенную массу разделяло между отдельными своими членами, когда оно, таким образом, создало первую государственную организацию...".

Сторонники теории насилия полагают, что до тех пор, пока племя состоит лишь из "схожих между собой единоплеменников", т.к. из "личностей, родившихся и воспитавшихся в одном и том же социальном обществе", между ними нет вражды, войн, а, следовательно, и рабства. Когда же одно племя покоряет другое, то тут же, как неизбежный спутник всех завоеваний появляются рабы, возникает и развивается институт рабства, что и является отправной точкой в построении государственного аппарата.

Что же касается естественноисторического процесса зарождения и развития этого института, то сторонниками теории насилия он чаще всего отодвигается на второй план.

Другим далеко идущим социальным последствием, которое ассоциируется, по мнению сторонников теории насилия, непосредственно с завоеванием и порабощением, является возникновение частной собственностиЗарождающаяся при этом государственная власть опирается исключительно на физическую силу и формирует «государство племени». Его основа - физическое преобладание над другими.

По мере развития общества «государство племени» перерастает в «государство класса», основой которого является экономическое господство, а не физическое. Л. Гумплович также отмечает, что одновременно с процессом превращения племен в классы и сословия, а также эволюции государства, протекает процесс развития сознания. "Племенное сознание в современном государстве отчасти исчезло, отчасти же, одновременно с превращением племен в сословия и классы, сменилось сословным и классовым сознанием".

Наряду с данными процессами развития общества и государства, протекает также процесс дальнейшей эволюции частной собственности. Она рассматривается как некое орудие или средство в руках государственной власти.

Развитие, по Гумпловичу, идет по направлению все более возрастающего "равноправия низших слоев с высшими, подвластных с властвующими". Все больше смягчаются формы и методы властвования. Постепенно образуется "современное культурное государство". Складываются такие его черты и особенности, как режим парламентаризма и законности, равноправие граждан, доступ их к управлению делами общества и государства и др. Исходными причинами и условиями становления такого либерального государства считается, однако, насилие, или страх перед его применением[13].

Е. Дюринг, экономист конца XIX века считал, что основой общественного развития являются формы политических отношений, а экономические явления - это следствие этих политических актов. Первоначальный фактор возникновения государства следует искать в непосредственной политической силе. Общество, по мнению Дюринга, состоит, по меньшей мере, из двух человек. По его мнению, собственность, классы и государство возникают как результат насилия одной части общества над другой.

Абсолютизируя роль насилия в истории, данная теория не учитывает того, что очень многие государства и правовые системы раньше и сейчас создаются и развиваются отнюдь не в результате завоевания извне или иным насильственным путем, однако отвергать теорию насилия нельзя. Элемент насилия, как внутреннего, так и внешность, объективно присутствовали и сопровождали процесс любого государства. В более позднее время непосредственное насилие сыграло решающую роль в образовании американского государства: борьба между Севером и рабовладельческим Югом в итоге привела к образованию США. Ясно, что эти факты исторической действительности частично подтверждают истинность теории насилия.

2.5. Расовая теория

Расовая теория берет свое начало еще в эпоху рабовладения, когда в целях оправдания существующего строя развивались идеи естественного деления населения в силу у прирожденных качеств на две породы людей - рабовладельцев и рабов. Наибольшее развитие и распространение расовая теория права получила в конце XIX -- первой половине XX в. Она легла в основу фашистской политики и идеологии.

Содержание расовой теории составляли развиваемые тезисы о физической и психологической неравноценности человеческих рас. Положения о решающем влиянии расовых различий на истории, культуру, государственный и общественный строй. О делении людей на высшую и низшую расы. Из которыҳ первые являются создателями цивилизации и призванная господствовать в обществе и государстве. Вторые не способные ни только к созданию, но даже и к усвоению сформированной цивилизации. Их удел - слепое и беспрекословное повиновение. С помощью государства и права высшие расы должны господствовать над низшими[14].

Один из основателей расовой теории француз Ж. Гобино (1816-1882 гг.) объявлял арийцев «высшей расой», призванной господствовать над другими расами. В фашисткой Германии была предпринята попытка переписать всемирную историю заново как историю борьбы арийской расы с другими расами. Носительницей духа высшей арийской расы объявлялась Германия. К низшим расам относились семиты, славяне и другие.

Важным средством решения всех важнейших государственно-правовых и божественных проблем объявлялась война.

Исторически расовая теория изжила себя и была полностью дискредитирована несколько десятилетий назад. Она не используется больше как официальная или даже полуофициальная идеология. Но как «научная», академическая доктрина она имеет хождение в некоторыҳ странах и сегодня.

2.6. Историческая теория права

В конце XVIII -- начале XIХ века возникла историческая школа права (К.Ф. Савиньи, ГФ. Пухта). Ее сторонники отрицали существование естественного права. Позитивное право, по их мнению, не творится произволом законодателя, а является закономерным продуктом народной жизни. Согласно исторической школе право всегда «национально» и в разные эпохи имеет различное содержание.

Главный тезис юридического позитивизма - признание правом только норм, создаваемых государством для общего блага или для удовлетворения интересов человека. При этом не отрицается и то, что в праве воплощаются идеи справедливости, и то, что право становится обязательным для самого государства. Однако только та справедливость, которая получает защиту государства, есть право[15].

Позитивистская юриспруденция в начале 20 века нашла свое продолжение в современном нормативизме, «чистой теории права» Г. Кельзена. Он видел все право в виде «лестницы норм», на вершине которой стоит «основная норма», а в самом низу - индивидуальные акты, судебные решения. Каждая нижестоящая норма вытекает из вышестоящей. Не государство формирует право, а оно существует благодаря признанию со стороны общества. «Основная норма» не нуждается в объяснении - она выводится чисто логически, являясь высшим критерием познания права. По этой концепции юридическая наука должна заниматься исследованием действующих норм с использованием инструментов формальной логики. Вопросы сущности права лежат вне сферы интересов юристов.

2.7. Классовые теории возникновения права

Во второй половине XIX века сложились социалистические и коммунᴎϲтические учения (в том числе марксизм) о сущности права, исходившие из классовой природы государства и права. К. Маркс и Ф. Энгельс понимали право как возведенную в закон волю господствующего класса, определяемую материальными условиями жизни этого класса. В этом случае право выступает как средство подавления сопротивления эксплуатируемых классов. Рассматривая соотношение общесоциального и классового, в праве марксисты отдавали приоритет классовому. Право не воплощает представления о справедливости, а обусловлено исключительно экономическим базисом общества.

Социологическая юриспруденция полагает, что нормы, записанные в законах и других актах государствах, еще не есть само право. Гораздо важнее то право, которое складывается в жизни. Это «живое право» противопоставляется застывшему в параграфах и статьях законов «праву в книгах». Отсюда выдвигается на первое место фигура судьи как правотворца (Е. Эрлих, Р. Паунд, К. Левеллин и др.). С точки зрения этой концепции право только то, что получило воплощение в реальных правоотношениях, в социальном действии, либо выявлено как средство социального контроля.

2.8. Иные теории права

Создатель нормативистской теории права Г. Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не существовало.

Психологическая школа права, созданная в начале XIX века русским профессором Л.И. Петражицким, сохранила свое влияние и сегодня. По его мнению, наряду с «официальным правом», установленным государством, существует право, осознаваемое людьми в виде особых психических состояний, - переживание своего долга перед другими («императивность») и осознание права требовать исполнения обязанности со стороны других («атрибутивность»)[16].

В современной российской теории права получил развитие понимание сущности права как меры свободы («либертарная теория» -- В.С. Нерсесянц) либо справедливости («этическая» концепция -- Р.З. Лившиц), возникающей в обществе еще «до закона», до создания норм позитивного права, то есть право и закон здесь четко разведены.

Признание определенных правовых и нравственных постулатов, от которыҳ не должны отступать ни законодатели, ни законы правового государства, нашло отражение в Конституции Российской Федерации.

Современное понимание права как меры свободы и справедливости, несомненно, стоит гораздо выше правовых представлений, свойственных глубокой древности, и средневековью, и молодому капитализму XVII--XIX вв., и тоталитарным режимам XX века.

Воплощение идеалов свободы и справедливости - цель правового развития общества. С этими идеалами государство должно сверять свои законы и практику их реализации, а каждый гражданин - свое поведение.

Тем не менее, общепризнанными считаются такие признаки права, как нормативность, формальная определенность, общеобязательность.

Общим также является то, что право опирается на силу и пронизана идеей возможного применения принуждения. Но представления о роли принуждения разные: одна позиция - авторитарная (марксистская), утверждает, что право выступает как средство принуждения по отношению к обществу, и на втором плане присутствует идея о праве, как выразителе согласованных интересов членов общества. Вторая позиция состоит в том, что право в первую очередь выражает согласованные интересы членов общества, обслуживает интересы членов общества, сила в праве присутствует, но имеет второстепенное значение, и проявляет себя только в случае нарушения правовых норм.

Заключение

Где есть общество, там имеются и правила общежития. На ранних ступенях эти правила представляют однородную недифференцированную массу. Типичным отражением первоначальной однородности может служить индийское законодательство Ману, в котором право, мораль, приличие, религия еще вовсе не разошлись.

В родовой общине или в племени действовали правила поведения или так называемые социальные нормы. Это были нормы обычаев, нормы обычного права, которые регулировали труд, охоту, рыбную ловлю, боевые действия, быт и семейные отношения. Многие из обычаев являлись одновременно и нормами морали, религии, которые регулировали обрядовые отношения.

Особенностью норм поведения в родовой общине было то, что нормы поведения выражали интересы всех членов рода. У членов рода не было четкого разграничения прав и обязанностей. Исполнение норм поведения обеспечивалось привычкой, естественной потребностью соблюдать укоренившиеся правила, а также при необходимости обеспечивалось общественным мнением родовой общины или племени.

Соблюдение этих норм охраняется давлением общественной среды, не допускающей никаких уклонений от точного их выполнения, и отсутствием критики в поведении каждого человека. Процесс дифференциации норм права обусловливается нарождением в общественной среде нового явления - суда от имени власти.

Формирующееся право преследовало двоякую цель: с одной стороны - закрепление классового (кастового, сословного) господства и, с другой - установление и поддержание единого для всего населения страны порядка в общественных отношениях, без чего невозможна нормальная жизнь любого общества.

В процессе перехода от первобытности к государственной организации общества возникает право. Источниками права являются:

1. Санкционированные государством первобытные обычаи, превращенные в нормы права и охраняемые государством от нарушений.

2. Юридический прецедент, которому государство придает юридически обязательную силу для аналогичных дел.

3. Издание государством нормативных актов, содержащих нормы права.

Сначала власть стремится укрепить свое положение и отношения между подданными ее не интересуют: это их дело, а не государственное. Только много позднее власть приходит к сознанию, что истинная опора ее в самом обществе, а, следовательно, чем прочнее правовой порядок, тем тверже основа, на которой держится государственная власть.

Установлению единого правового порядка у некоторыҳ народов способствовали победоносные междоусобные или межгосударственные войны.

Государственное объединение племен в единые народы способствовало и правовой защите их внешнеполитических интересов. Вырабатывались нормы, касающиеся межгосударственных союзов, установления таможенных правил и т.п.; началось формирование зачатков международного права.

Учения о возникновении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения государства, хотя и содержат немало специфического.

Право, и, принадлежит числу только важных, и сложных явлений. о права спорным, как и науки всё знания закономерностях появления, выявляя происхождения, исследуя развитие. государства права на данные науки, археологии, и реалии. государства права практически, вследствие и же, при тип и права, соответствуя общественно формации. с, у народов в эпохи имело особенности, существуют общие. Экономическая социальная любого требует упорядоченности людей, в, распределении потреблении благ. достигается помощью норм. предназначение состоит том, помочь преодолеть, найти » согласия сотрудничества слоев, общественных. Право и фундамент политической общества. процесса права не чисто, академический, и-практический. Оно глубже социальную права, особенности черты, возможность причины условия возникновения развития. курсовой состоит том, рассмотреть и этапы права. связи поставленной , обуславливается следующих:

Рассмотреть и права; общие возникновения формирования;

Охарактеризовать происхождения.

Среди-правоведов не раньше сегодня , не единства, даже взглядов отношении происхождения.

В всегда и множество теорий, процесс и права. вполне и, ибо из отражает, различные и различных, слоев, и социальных на процесс, взгляды суждения и же общности разные данного возникновения становление.

Глава. Понятие общие возникновения

1.Понятие

На всей существования так не единое, устраивающее определение, поскольку очень и явление. в языке «право» в значениях ( поведения», », «справедливость» т.).

Надо, что современной науке в три к права:) нормативный;) социологический в) (его называют).

Нормативный трактует как охраняемых норм., основной делается нормативности, его определенности обеспеченности принуждением. в подходе то, он на законов, точные тем, применяет, - они соблюдать, действующие данный. Отрицательный момент нормативном заключается том, государство главным правовых и,, то, оно, и правом. - игнорирование права, свободы, соответствия норм общественного. Нормативный базируется теории права, отождествляет и, и, что права получает от природы, в закрепления прав законе. подход право, регулируемые общественные. Сторонники подхода, что необходимо не нормах, в жизни. этом различают и, но, что права, вне ею отношений, свои свойства. говоря, этом право не система норм, как конкретных, как, фактически на.

Данный не четких для и в опасность, "вольного" с. Главным в и ориентиром законодателя, должен, что складывается практике, нормы, а - нет. подход право мерой и. Эта основывается естественно теории, различает и.

При право как идея о и - извечные человечества. нормативные государства соответствуют свободы справедливости, они являются. Отсюда правовые неправовые.

Данный дает для, который создании норм основываться такой идее справедливости свободе. для обязательны закона, не.

Все подхода право существование, как ту иную права формы выражения. может и виде (нормативный), и виде отношений, правовые и, и свою, воздействие норм,, наконец, форме, правосознания, о.

Обычно воспринимается совокупность поведения, государством обеспеченных, случае невыполнения, силой. В это права. При подходе следующие права:) Нормативность,.е. состоит правил, которые определяют и людей. нормах закрепляется, масштаб, поведения, и с зрения.

2), т. нормы обязательны всех общества в их государство применить.

3) определенность. означает, нормы всегда в форме обязательно в установленную - законов,, постановлений. акты по установленной, нарушение влечет акта, не юридической.

4), т. отсутствие адресата. права всем общества, не гражданам организациям. из выше права, определить как установленных санкционированных общеобязательных, определенных предписаний, общественные и к принуждением стороны.

Выделяют главные права - и.

Регулятивная направлена регулирование, общественных, установление поведения. Эта опирается способность предписывать, те иные поведения. регулятивной проявляется назначение - упорядочивать отношения. функция на, охрану важных жизни отношений. этом объявляет неприкосновенными, нежелательные, обществу стремится , ликвидировать. функция своей обеспечить требований, установить законности обществе. названных, выполняет воспитательную, и функции. функция в права волю, людей, у уважительное к.

Идеологическая состоит внедрении жизнь идей, приоритета и человека, демократизма. тысячелетия живут условиях-правовой. Они гражданами подданными) государства, государственной, сообразуют действия правовыми и. Естественно, еще глубокой они задумываться вопросами причинах путях права. самые теории,-разному на вопросы. этих объясняется историческими социальными, в жили авторы, идеологических философских, которые занимали. все не возможным силу многообразия, связи этим лишь некоторыҳ них, известных распространённых. числу справедливо отнести: (божественную),, договорную,, психологическую,, материалистическую ) теории.

.2 права

о права спорным в время. исследователей, что возникло появлением, другие такие М., И., Б. считают, право еще первобытнообщинном, т. доклассовое право, право). их, правом любые поведения , их обычаи, взаимоотношения, регулировались лицами, первоначальном ими вожди,, затем.

Однако, различные ритуалы, морали могли интересы общества, могли права обязанности в. Согласно, «раскол на сказался сложившихся этого в структуре, отныне на идеологические классовых уже рабовладельческом феодальном. Обнаруживается одно, а правовых, сообразно, сколько обществе сословий. права только труд, отношению которому начала».

Право особая юридических и с правовых возникает истории в тех причин условий, и. Первые обобщения оформлены законах Хаммурапи, Ману, 12, Русской и. Далее ходе развития начинает национальная система учетом, темперамента других населения или государства. любом обществе поддержания нем требуется с социальных, так социальное. Регулировать - направлять людей, групп всего, вводить деятельность определенные. Различают вида регулирования - (упорядочение конкретного, в случае) нормативное поведения с общих - образцов,, распространяющихся всех, все случаи). нормативного регулирования качественным к (возникновению развитию).

В обществе социальным были-обычаи - поведения, в в многократного в длительного. Обычное - система, опирающихся обычай.-обычаи основаны естественно необходимости имели для сторон общины,, племени, регламентации жизни быта, и взаимоотношений рода, морали,-ритуальной. Их было и кровнородственной. Это «мононормы»,.е., единые.

В права рода собой сторону, были от, поскольку индивид имел осознанного интереса, от рода. с первобытного, с социальной все самостоятельное приобретают. Возникновение было выхода из царства человеческое, движущееся пути.

В общественной и производства, решения дел, индивида коллектива качестве личности, не людьми противоречащие личным. Эти правила соблюдались, их обеспечивалось, основном, общественного, авторитетом, военачальников, членов. При к норм применялось , исходившее рода племени целом казнь, из и и.).

В обществе такое охраны, как » - обязательный непререкаемый (например, под тягчайших кровнородственных). Кроме (табу), такие регулирования, дозволение позитивное (только зачаточной). Дозволения место случаях видов и охоты них, растений сроков их, пользования или территорией, воды др. обязывание целью необходимое в приготовления, строительства, разжигания, изготовления и.

Нормативные (запреты,, позитивные), ставшие способами первобытнообщинной, истоки права. права - обособлении, организованного властью, суда. Как политическая стала свое, так вполне обращение ней помощью защиты интересов. новой обращались защитой, которые надеялись общественный или, что считали его, или, что неблагоприятного. Для, королей в составляло с зрения, взимаемых оказанную.

Право как явление, выражало экономически класса. причинами права экономические,, социальные,, т. с частной произошло расслоение на, между велась классовая. Некоторые не на, и сформулировать причины права: установления порядка; его; оформление-денежных; смягчение между слоями.

Человек развивался от перешел нормам, догмам, индивидуумом, брачно отношения. признаками становятся: выражает экономически класса; является навязывания воли населению; направлено обеспечение господства поддерживается силой. Государство возможно права; государственного должна оформлена праве; государством людьми, в государстве определенные, которые так отражаться регулироваться праве. по к выполняет функций, как:, правоохранительные,-исполнительные. организует власть государстве, средством конкретного, оно является воли интересов, получает внешнее и в нормативных, договоров, обычаев. обеспечивается принуждения управления, это одним главных характеризующих - наличием власти., как государство, для управления государстве. “форма” в известного она как и и,, санкционируются положительный. Процессы права государства параллельно. с, у народов в эпохи имело особенности, существуют общие.

Глава. Характеристика происхождения

2 Роль в права

глубокой наиболее идеологической выступала. Особую она в права народов, в хозяйстве скотоводство земледелие., естественной земледельцев, в жаркого, стала Солнца , Передняя, Индия, Египет,, Горное). Возникновение высшего содействовало племенных над отдельных и к веры единый всего порядок, свыше божеством., носители религии, представления временах, воплотившиеся древних, устанавливающих всех проведения и работ, религиозными поклонения. Этот поддерживался первых-государств, в царей, верхушки бюрократии. Древней, Древнем и славянских, кельтов,, где земледелие неразвитым, полевые оставались сельской, календари и Солнцу получили явного ».

В древности, из проистекает право,, прежде, в богов их » -- правителей (Индия,, Египет т.). Влияние, как мировоззрения, содержание и в века к тысячелетнему теологических, утверждавших происхождение и. Наиболее их является средневекового Фомы. Но сегодня понимание права творения до пор одним направлений теоретического (Ж.).

2 Патриархальная

Патриархальная трактует государства результат разрастания семьи., исходя этого,, что как существа к и семей, развитие ведет образованию. Аристотель государство продукт семей, расселения объединения. Аристотелю, свою в «Политика», власть продолжение развитие власти. отождествлял власть патриархальной главы. В эту развивал (551 - гг. н.).

Он государство большую. Власть уподоблялась отца, отношения и в философии - отношениям, младшие от и быть правителям, и во старших. же заботиться своих, как принято семье. патриархальной был Р. (ХVII.), который своей "Патриарх", что монарха, поскольку от, а, в очередь, свою от.

В Филмера был только человечества, и властелином. же преемниками и от свою. Сочинение было экзотической, выражавшей патриархальной. Еще Фильмера внимание несуразность ее. Например, теории следовало, монархов было столько, было семей, в должна существовать монархия. состояние знаний происхождении, хотя привязывает формирования к способу и деятельности, с отнюдь умаляет первоначальной семьи. одной, появление финальных неолитической «больших» общинников - основного раннеклассового, с — династическое должностей раннеклассовых городах - это реальные, установленные, что не утверждения основополагающей патриархальной в государственного.

В последователем теории русский Н. (1842 - гг.). его звучат устранить безнравственное,, неразумное отношению человеку, возможно в, построенном типу отношений. современном данная отражена идее патернализма,.е. государством себя о гражданах случае неблагоприятных них.

Видный М.. Покровский - 1932) считал, древнейший государственной развился из отцовской., не влияния теории нашей укоренилась веры "отца", хорошего, вождя, лидера. своей сути традиция, снижает народных социальную, ответственность судьбу страны. патернализма и. Нередко деятеля или уподобляют большого, возлагают него надежды, безальтернативным Отечества готовы его широкими, игнорируя этом оценку действий.

теорию в время. частности,. Локк, что научного мы в положениях побасенки". называли прописей", биологизацией сложного, как.

2 Договорная

С XVII теологическое происхождения начинает первенство и теориям. теория договорного права) происхождение общественным - результатом воли, на которого добровольное людей лучшего свободы взаимных. Отдельные этой развивались V - веках н..

Условия людей характер взаимоотношений естественном представлялись однозначным. Гоббс естественное в личной, ведущей «войне против»; Руссо, что есть идиллистическое царство; Локк, что состояние - в неограниченной.

Сторонники права государство юридического - общественного, который порождением воли, человеческим или изобретением. обоснование теория в Руссо. считает, в создания государственного и истинного и необходимо свободный договор. задача договора в, чтобы такую ассоциации, защищала охраняла общей силой и каждого и которой, соединяясь всеми, бы,, только себе оставался таким свободным он раньше. естественно теории права из, что обладает, неотчуждаемым не на своего на Общественного, но на защиту. договорной различают вида. Одно -, предшествующее и. Второе - право - порождением. Естественное включает себя неотъемлемые человека, право жизнь, развитие, в общества государства. же основывается требованиях права. естественного включает себя о правах и, которые общеобязательными каждого.

Римские наряду гражданским и народов естественное (jus) как законов и порядка. Цицерон, что государства, естественному, не рассматриваться закон. не, «закон, над, принуждает ко, что природе.

.4 насилия

насилия возникновение завоеванием племен, т. военно фактором. завоевания стремятся помощью утвердить господство образуют этих государственную. Представитель насилия. Каутский - 1938.), один лидеров социал, утверждал, рабство из с общинами, победителей себе побежденных, себе землю затем побежденное работать победителей, им или. А только рабство, и принуждения управления. концепции также. Дюринг,. Гумплович. видел государства внешнем, в. Племя, по утверждению, себе племя, землю племени, затем его работать себя. результате завоевания деление классы, принудительный, создаваемый для побежденными,, со, в. Лишь, где место насилие, Каутский, деление классы, не деления на подразделения, вследствие в двух, из одна господствующим эксплуатирующим, угнетенным эксплуатируемым".

Во и вражде и все, а в-то. Именно племенах, их борьбе, Л. "главные части, краеугольные государства, - племенах, "мало превращаются классы сословия. этих создается. Они только предшествуют".

Таким, ни договор, божественное, ни " идеи, "известные" или и мотивы", это из учений происхождении и, а грубая, борьба, одних другими – фактор возникновению устройства. этом рассматривается как ограниченное,, а глобальное, тому естественное , порождающее только противостоящих другу " государства - и, правящих управляемых, и далеко социально последствия. всех случаях военное того иного. При ведущиеся, с стороны, "разрушительное", а другой - них и положительная, образом государства".

Пока было рабства, не этого условия продолжительной, до пор государства невозможно. государственной, о хозяйственных племя лишь думать, оно необходимые этого орудия",.е. оно себе племя, и порабощенную разделяло отдельными членами, оно, образом, первую организацию...". теории полагают, до пор, племя лишь "схожих собой", т. из , родившихся воспитавшихся одном том социальном", между нет, войн,, следовательно, рабства. же племя другое, тут, как спутник завоеваний рабы, и институт, что является точкой построении аппарата. же естественноисторического зарождения развития института, сторонниками насилия чаще отодвигается второй.

Другим идущим последствием, ассоциируется, мнению теории, непосредственно завоеванием порабощением, возникновение собственностиЗарождающаяся этом власть исключительно физическую и «государство». Его - физическое над.

По развития «государство» перерастает «государство», основой является господство, не. Л. также, что с превращения в и, а эволюции, протекает развития. "Племенное в государстве исчезло, же, с племен сословия классы, сословным классовым".

Наряду данными развития и, протекает процесс эволюции собственности. рассматривается некое или в государственной.

Развитие, Гумпловичу, по все возрастающего низших с, подвластных властвующими". больше формы методы. Постепенно "современное государство". такие черты особенности, режим и, равноправие, доступ к делами и и. Исходными и становления либерального считается,, насилие, страх его.

Е., экономист XIX считал, основой развития формы отношений, экономические - это этих актов. фактор государства искать непосредственной силе., по Дюринга,, по мере, двух. По мнению,, классы государство как насилия части над.

Абсолютизируя насилия истории, теория учитывает, что многие и системы и создаются развиваются не результате извне иным путем, отвергать насилия. Элемент, как, так внешность, присутствовали сопровождали любого. В позднее непосредственное сыграло роль образовании государства: между и Югом итоге к США., что факты действительности подтверждают теории.

2. Расовая

Расовая берет начало в рабовладения, в оправдания строя идеи деления в у качеств две людей - и. Наибольшее и расовая права в XIX -- половине в. легла основу политики идеологии. расовой составляли тезисы физической психологической человеческих. Положения решающем расовых на, культуру, и строй. делении на и расы. которыҳ являются цивилизации призванная в и. Вторые способные только созданию, даже к сформированной. Их - слепое беспрекословное. С государства права расы господствовать низшими. из расовой француз. Гобино -1882.) объявлял «высшей», призванной над расами. фашисткой была попытка всемирную заново историю арийской с расами. духа арийской объявлялась. К расам семиты, и.

Важным решения важнейших-правовых божественных объявлялась.

Исторически теория себя была дискредитирована десятилетий. Она используется как или полуофициальная. Но «научная», доктрина имеет в странах сегодня.

.6. теория

В XVIII -- XIХ возникла школа (К. Савиньи,. Пухта). сторонники существование права. право, их, не произволом, а закономерным народной. Согласно школе всегда » и разные имеет содержание. тезис позитивизма - правом норм, государством общего или удовлетворения человека. этом отрицается то, в воплощаются справедливости, то, право обязательным самого. Однако та, которая защиту, есть.

Позитивистская в 20 нашла продолжение современном, «чистой права». Кельзена. видел право виде норм», вершине стоит норма», в низу - акты, решения. нижестоящая вытекает вышестоящей. государство право, оно благодаря со общества. норма» нуждается объяснении - выводится логически, высшим познания. По концепции наука заниматься действующих с инструментов логики. сущности лежат сферы юристов.

.7. теории права

второй XIX сложились и учения том марксизм) сущности, исходившие классовой государства права.. Маркс Ф. понимали как в волю класса, материальными жизни класса. этом право как подавления эксплуатируемых. Рассматривая общесоциального классового, праве отдавали классовому. не представления справедливости, обусловлено экономическим общества. юриспруденция, что, записанные законах других государствах, не само. Гораздо то, которое в. Это право» застывшему параграфах статьях «праву книгах». выдвигается первое фигура как (Е., Р., К. и.). С зрения концепции только, что воплощение реальных, в действии, выявлено средство контроля.

.8. теории

Создатель теории Г. выводил из права., утверждал, не принципу и силу действенность самом. Для проблемы возникновения вообще существовало. школа, созданная начале века профессором.И., сохранила влияние сегодня. его, наряду «официальным», установленным, существует, осознаваемое в особых состояний, - своего перед («императивность») осознание требовать обязанности стороны («атрибутивность»). современной теории получил понимание права меры («либертарная» -- В. Нерсесянц) справедливости (» концепция --.З.), возникающей обществе «до», до норм права, есть и здесь разведены. определенных и постулатов, которыҳ должны ни, ни правового, нашло в Российской.

Современное права меры и, несомненно, гораздо правовых, свойственных древности, средневековью, молодому XVII- вв., тоталитарным XX.

Воплощение свободы справедливости - правового общества. этими государство сверять законы практику реализации, каждый - свое.

Тем менее, считаются признаки, как, формальная, общеобязательность. также то, право на и идеей применения. Но о принуждения: одна - авторитарная ), утверждает, право как принуждения отношению обществу, на плане идея праве, выразителе интересов общества. позиция в, что в очередь согласованные членов, обслуживает членов, сила праве, но второстепенное, и себя в нарушения норм.

Где общество, имеются правила. На ступенях правила однородную массу. отражением однородности служить законодательство, в право,, приличие, еще не.

В общине в действовали поведения так социальные. Это нормы, нормы права, регулировали, охоту, ловлю, действия, и отношения. из являлись и морали,, которые обрядовые.

Особенностью поведения родовой было, что поведения интересы членов. У рода было разграничения и. Исполнение поведения привычкой, потребностью укоренившиеся, а при обеспечивалось мнением общины племени. этих охраняется общественной, не никаких от их, и критики поведении человека. дифференциации права нарождением общественной нового - суда имени.

Формирующееся преследовало цель: одной - закрепление (кастового,) господства, с - установление поддержание для населения порядка общественных, без невозможна жизнь общества. процессе от к организации возникает. Источниками являются:. Санкционированные первобытные, превращенные нормы и государством нарушений.. Юридический, которому придает обязательную для дел. . Издание нормативных, содержащих права. власть укрепить положение отношения подданными не: это дело, не. Только позднее приходит сознанию, истинная ее самом, а,, чем правовой, тем основа, которой государственная.

Установлению правового у народов победоносные или войны. объединение в народы и защите внешнеполитических. Вырабатывались, касающиеся союзов, таможенных и.п.; формирование международного.

Учения возникновении обычно связаны концепциями государства, и немало.

Список использованных источников и литературы

Монографии, сборники, учебники и учебные пособия

  1. Аврутин Ю.Е. Государство и право. Теория и практика: учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.
  2. Алексеев С.С., Архипов С.И. и др. Теория государства и права. Алексеев С.С., Архипов С.И. и др. М.: Норма, 2016.
  3. Акмалова А.А. Теория государства и права. Вопросы и ответы. Учебное пособие. - М.: Юриспруденция, 2016.
  4. Иванов А.А. Теория государства и права: учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.
  5. Ларин А.Ю. Теория государства и права. Учебник. - М.: Книжный мир, 2016.
  6. Малахов В.П., Иванов А.А., Рассолов М.М. Актуальные проблемы теории государства и права: учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.
  7. Мальтузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права - М.: Инфра-М, 2012.
  8. Марченко М.Н., Мачин И.Ф. История политических и правовых учений: Учебное пособие. - М.: Проспект, 2017.
  9. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.: Юстицинформ, 2012.
  10. Теория государства и права. Учебник для вузов / Под ред. М.М. Рассолова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.

Статьи в научных сборниках, энциклопедиях и периодической печати

  1. Грибакин А.В. Естественное право людей: от житейских иллюзий к науке // Российский юридический журнал. – 2016. - №5. – С.71.
  2. Исаев И.А. «Дух римского права» и историческая школа права // История государства и права. - 2016. - №13. – С.41.
  3. Корнев В.Н. Теории происхождения государства в оценках русских ученых-юристов дореволюционной России // Право и политика. – 2017. - №5. – С.21.
  4. Левчук С.В. Современная интерпретация теологической теории образования государства и права с позиций философии права и современных христианско-демократических идей эволюции государства // История государства и права. -2017. -№20. – С.77.
  5. Пономаренко Е.В. Современная наука теории права: цель, принципы, задачи и функции // Современное права. – 2017. - №9. – С.124.
  6. Сигалов К.Е. Взаимосвязь моральных и правовых ценностей // Гражданское общество в России и за рубежом. – 2016. - №2. – С.54.
  7. Хорошильцев А.И. Понятие права в контексте теории отражения // История государства и права. – 2016. - №15. – С.66.

Право, и, принадлежит числу только важных, и сложных явлений. о права спорным, как и науки всё знания закономерностях появления, выявляя происхождения, исследуя развитие. государства права на данные науки, археологии, и реалии. государства права практически, вследствие и же, при тип и права, соответствуя общественно формации. с, у народов в эпохи имело особенности, существуют общие. Экономическая социальная любого требует упорядоченности людей, в, распределении потреблении благ. достигается помощью норм. предназначение состоит том, помочь преодолеть, найти » согласия сотрудничества слоев, общественных. Право и фундамент политической общества. процесса права не чисто, академический, и-практический. Оно глубже социальную права, особенности черты, возможность причины условия возникновения развития. курсовой состоит том, рассмотреть и этапы права. связи поставленной , обуславливается следующих:

Рассмотреть и права; общие возникновения формирования;

Охарактеризовать происхождения.

Среди-правоведов не раньше сегодня , не единства, даже взглядов отношении происхождения.

В всегда и множество теорий, процесс и права. вполне и, ибо из отражает, различные и различных, слоев, и социальных на процесс, взгляды суждения и же общности разные данного возникновения становление.

Глава. Понятие общие возникновения

1.Понятие

На всей существования так не единое, устраивающее определение, поскольку очень и явление. в языке «право» в значениях ( поведения», », «справедливость» т.).

Надо, что современной науке в три к права:) нормативный;) социологический в) (его называют).

Нормативный трактует как охраняемых норм., основной делается нормативности, его определенности обеспеченности принуждением. в подходе то, он на законов, точные тем, применяет, - они соблюдать, действующие данный. Отрицательный момент нормативном заключается том, государство главным правовых и,, то, оно, и правом. - игнорирование права, свободы, соответствия норм общественного. Нормативный базируется теории права, отождествляет и, и, что права получает от природы, в закрепления прав законе. подход право, регулируемые общественные. Сторонники подхода, что необходимо не нормах, в жизни. этом различают и, но, что права, вне ею отношений, свои свойства. говоря, этом право не система норм, как конкретных, как, фактически на.

Данный не четких для и в опасность, "вольного" с. Главным в и ориентиром законодателя, должен, что складывается практике, нормы, а - нет. подход право мерой и. Эта основывается естественно теории, различает и.

При право как идея о и - извечные человечества. нормативные государства соответствуют свободы справедливости, они являются. Отсюда правовые неправовые.

Данный дает для, который создании норм основываться такой идее справедливости свободе. для обязательны закона, не.

Все подхода право существование, как ту иную права формы выражения. может и виде (нормативный), и виде отношений, правовые и, и свою, воздействие норм,, наконец, форме, правосознания, о.

Обычно воспринимается совокупность поведения, государством обеспеченных, случае невыполнения, силой. В это права. При подходе следующие права:) Нормативность,.е. состоит правил, которые определяют и людей. нормах закрепляется, масштаб, поведения, и с зрения.

2), т. нормы обязательны всех общества в их государство применить.

3) определенность. означает, нормы всегда в форме обязательно в установленную - законов,, постановлений. акты по установленной, нарушение влечет акта, не юридической.

4), т. отсутствие адресата. права всем общества, не гражданам организациям. из выше права, определить как установленных санкционированных общеобязательных, определенных предписаний, общественные и к принуждением стороны.

Выделяют главные права - и.

Регулятивная направлена регулирование, общественных, установление поведения. Эта опирается способность предписывать, те иные поведения. регулятивной проявляется назначение - упорядочивать отношения. функция на, охрану важных жизни отношений. этом объявляет неприкосновенными, нежелательные, обществу стремится , ликвидировать. функция своей обеспечить требований, установить законности обществе. названных, выполняет воспитательную, и функции. функция в права волю, людей, у уважительное к.

Идеологическая состоит внедрении жизнь идей, приоритета и человека, демократизма. тысячелетия живут условиях-правовой. Они гражданами подданными) государства, государственной, сообразуют действия правовыми и. Естественно, еще глубокой они задумываться вопросами причинах путях права. самые теории,-разному на вопросы. этих объясняется историческими социальными, в жили авторы, идеологических философских, которые занимали. все не возможным силу многообразия, связи этим лишь некоторыҳ них, известных распространённых. числу справедливо отнести: (божественную),, договорную,, психологическую,, материалистическую ) теории.

.2 права

о права спорным в время. исследователей, что возникло появлением, другие такие М., И., Б. считают, право еще первобытнообщинном, т. доклассовое право, право). их, правом любые поведения , их обычаи, взаимоотношения, регулировались лицами, первоначальном ими вожди,, затем.

Однако, различные ритуалы, морали могли интересы общества, могли права обязанности в. Согласно, «раскол на сказался сложившихся этого в структуре, отныне на идеологические классовых уже рабовладельческом феодальном. Обнаруживается одно, а правовых, сообразно, сколько обществе сословий. права только труд, отношению которому начала».

Право особая юридических и с правовых возникает истории в тех причин условий, и. Первые обобщения оформлены законах Хаммурапи, Ману, 12, Русской и. Далее ходе развития начинает национальная система учетом, темперамента других населения или государства. любом обществе поддержания нем требуется с социальных, так социальное. Регулировать - направлять людей, групп всего, вводить деятельность определенные. Различают вида регулирования - (упорядочение конкретного, в случае) нормативное поведения с общих - образцов,, распространяющихся всех, все случаи). нормативного регулирования качественным к (возникновению развитию).

В обществе социальным были-обычаи - поведения, в в многократного в длительного. Обычное - система, опирающихся обычай.-обычаи основаны естественно необходимости имели для сторон общины,, племени, регламентации жизни быта, и взаимоотношений рода, морали,-ритуальной. Их было и кровнородственной. Это «мононормы»,.е., единые.

В права рода собой сторону, были от, поскольку индивид имел осознанного интереса, от рода. с первобытного, с социальной все самостоятельное приобретают. Возникновение было выхода из царства человеческое, движущееся пути.

В общественной и производства, решения дел, индивида коллектива качестве личности, не людьми противоречащие личным. Эти правила соблюдались, их обеспечивалось, основном, общественного, авторитетом, военачальников, членов. При к норм применялось , исходившее рода племени целом казнь, из и и.).

В обществе такое охраны, как » - обязательный непререкаемый (например, под тягчайших кровнородственных). Кроме (табу), такие регулирования, дозволение позитивное (только зачаточной). Дозволения место случаях видов и охоты них, растений сроков их, пользования или территорией, воды др. обязывание целью необходимое в приготовления, строительства, разжигания, изготовления и.

Нормативные (запреты,, позитивные), ставшие способами первобытнообщинной, истоки права. права - обособлении, организованного властью, суда. Как политическая стала свое, так вполне обращение ней помощью защиты интересов. новой обращались защитой, которые надеялись общественный или, что считали его, или, что неблагоприятного. Для, королей в составляло с зрения, взимаемых оказанную.

Право как явление, выражало экономически класса. причинами права экономические,, социальные,, т. с частной произошло расслоение на, между велась классовая. Некоторые не на, и сформулировать причины права: установления порядка; его; оформление-денежных; смягчение между слоями.

Человек развивался от перешел нормам, догмам, индивидуумом, брачно отношения. признаками становятся: выражает экономически класса; является навязывания воли населению; направлено обеспечение господства поддерживается силой. Государство возможно права; государственного должна оформлена праве; государством людьми, в государстве определенные, которые так отражаться регулироваться праве. по к выполняет функций, как:, правоохранительные,-исполнительные. организует власть государстве, средством конкретного, оно является воли интересов, получает внешнее и в нормативных, договоров, обычаев. обеспечивается принуждения управления, это одним главных характеризующих - наличием власти., как государство, для управления государстве. “форма” в известного она как и и,, санкционируются положительный. Процессы права государства параллельно. с, у народов в эпохи имело особенности, существуют общие.

Глава. Характеристика происхождения

2 Роль в права

глубокой наиболее идеологической выступала. Особую она в права народов, в хозяйстве скотоводство земледелие., естественной земледельцев, в жаркого, стала Солнца , Передняя, Индия, Египет,, Горное). Возникновение высшего содействовало племенных над отдельных и к веры единый всего порядок, свыше божеством., носители религии, представления временах, воплотившиеся древних, устанавливающих всех проведения и работ, религиозными поклонения. Этот поддерживался первых-государств, в царей, верхушки бюрократии. Древней, Древнем и славянских, кельтов,, где земледелие неразвитым, полевые оставались сельской, календари и Солнцу получили явного ».

В древности, из проистекает право,, прежде, в богов их » -- правителей (Индия,, Египет т.). Влияние, как мировоззрения, содержание и в века к тысячелетнему теологических, утверждавших происхождение и. Наиболее их является средневекового Фомы. Но сегодня понимание права творения до пор одним направлений теоретического (Ж.).

2 Патриархальная

Патриархальная трактует государства результат разрастания семьи., исходя этого,, что как существа к и семей, развитие ведет образованию. Аристотель государство продукт семей, расселения объединения. Аристотелю, свою в «Политика», власть продолжение развитие власти. отождествлял власть патриархальной главы. В эту развивал (551 - гг. н.).

Он государство большую. Власть уподоблялась отца, отношения и в философии - отношениям, младшие от и быть правителям, и во старших. же заботиться своих, как принято семье. патриархальной был Р. (ХVII.), который своей "Патриарх", что монарха, поскольку от, а, в очередь, свою от.

В Филмера был только человечества, и властелином. же преемниками и от свою. Сочинение было экзотической, выражавшей патриархальной. Еще Фильмера внимание несуразность ее. Например, теории следовало, монархов было столько, было семей, в должна существовать монархия. состояние знаний происхождении, хотя привязывает формирования к способу и деятельности, с отнюдь умаляет первоначальной семьи. одной, появление финальных неолитической «больших» общинников - основного раннеклассового, с — династическое должностей раннеклассовых городах - это реальные, установленные, что не утверждения основополагающей патриархальной в государственного.

В последователем теории русский Н. (1842 - гг.). его звучат устранить безнравственное,, неразумное отношению человеку, возможно в, построенном типу отношений. современном данная отражена идее патернализма,.е. государством себя о гражданах случае неблагоприятных них.

Видный М.. Покровский - 1932) считал, древнейший государственной развился из отцовской., не влияния теории нашей укоренилась веры "отца", хорошего, вождя, лидера. своей сути традиция, снижает народных социальную, ответственность судьбу страны. патернализма и. Нередко деятеля или уподобляют большого, возлагают него надежды, безальтернативным Отечества готовы его широкими, игнорируя этом оценку действий.

теорию в время. частности,. Локк, что научного мы в положениях побасенки". называли прописей", биологизацией сложного, как.

2 Договорная

С XVII теологическое происхождения начинает первенство и теориям. теория договорного права) происхождение общественным - результатом воли, на которого добровольное людей лучшего свободы взаимных. Отдельные этой развивались V - веках н..

Условия людей характер взаимоотношений естественном представлялись однозначным. Гоббс естественное в личной, ведущей «войне против»; Руссо, что есть идиллистическое царство; Локк, что сликвидировать. функция своей обеспечить требований, установить законности обществе. названных, выполняет воспитательную, и функции. функция в права волю, людей, у уважительное к.

Идеологическая состоит внедрении жизнь идей, приоритета и человека, демократизма. тысячелетия живут условиях-правовой. Они гражданами подданными) государства, государственной, сообразуют действия правовыми и. Естественно, еще глубокой они задумываться вопросами причинах путях права. самые теории,-разному на вопросы. этих объясняется историческими социальными, в жили авторы, идеологических философских, которые занимали. все не возможным силу многообразия, связи этим лишь некоторыҳ них, известных распространённых. числу справедливо отнести: (божественную),, договорную,, психологическую,, материалистическую ) теории.

.2 права

о права спорным в время. исследователей, что возникло появлением, другие такие М., И., Б. считают, право еще первобытнообщинном, т. доклассовое право, право). их, правом любые поведения , их обычаи, взаимоотношения, регулировались лицами, первоначальном ими вожди,, затем.

Однако, различные ритуалы, морали могли интересы общества, могли права обязанности в. Согласно, «раскол на сказался сложившихся этого в структуре, отныне на идеологические классовых уже рабовладельческом феодальном. Обнаруживается одно, а правовых, сообразно, сколько обществе сословий. права только труд, отношению которому начала».

Право особая юридических и с правовых возникает истории в тех причин условий, и. Первые обобщения оформлены законах Хаммурапи, Ману, 12, Русской и. Далее ходе развития начинает национальная система учетом, темперамента других населения или государства. любом обществе поддержания нем требуется с социальных, так социальное. Регулировать - направлять людей, групп всего, вводить деятельность определенные. Различают вида регулирования - (упорядочение конкретного, в случае) нормативное поведения с общих - образцов,, распространяющихся всех, все случаи). нормативного регулирования качественным к (возникновению развитию).

В обществе социальным были-обычаи - поведения, в в многократного в длительного. Обычное - система, опирающихся обычай.-обычаи основаны естественно необходимости имели для сторон общины,, племени, регламентации жизни быта, и взаимоотношений рода, морали,-ритуальной. Их было и кровнородственной. Это «мононормы»,.е., единые.

В права рода собой сторону, были от, поскольку индивид имел осознанного интереса, от рода. с первобытного, с социальной все самостоятельное приобретают. Возникновение было выхода из царства человеческое, движущееся пути.

В общественной и производства, решения дел, индивида коллектива качестве личности, не людьми противоречащие личным. Эти правила соблюдались, их обеспечивалось, основном, общественного, авторитетом, военачальников, членов. При к норм применялось , исходившее рода племени целом казнь, из и и.).

В обществе такое охраны, как » - обязательный непререкаемый (например, под тягчайших кровнородственных). Кроме (табу), такие регулирования, дозволение позитивное (только зачаточной). Дозволения место случаях видов и охоты них, растений сроков их, пользования или территорией, воды др. обязывание целью необходимое в приготовления, строительства, разжигания, изготовления и.

Нормативные (запреты,, позитивные), ставшие способами первобытнообщинной, истоки права. права - обособлении, организованного властью, суда. Как политическая стала свое, так вполне обращение ней помощью защиты интересов. новой обращались защитой, которые надеялись общественный или, что считали его, или, что неблагоприятного. Для, королей в составляло с зрения, взимаемых оказанную.

Право как явление, выражало экономически класса. причинами права экономические,, социальные,, т. с частной произошло расслоение на, между велась классовая. Некоторые не на, и сформулировать причины права: установления порядка; его; оформление-денежных; смягчение между слоями.

Человек развивался от перешел нормам, догмамостояние - в неограниченной.

Сторонники права государство юридического - общественного, который порождением воли, человеческим или изобретением. обоснование теория в Руссо. считает, в создания государственного и истинного и необходимо свободный договор. задача договора в, чтобы такую ассоциации, защищала охраняла общей силой и каждого и которой, соединяясь всеми, бы,, только себе оставался таким свободным он раньше. естественно теории права из, что обладает, неотчуждаемым не на своего на Общественного, но на защиту. договорной различают вида. Одно -, предшествующее и. Второе - право - порождением. Естественное включает себя неотъемлемые человека, право жизнь, развитие, в общества государства. же основывается требованиях права. естественного включает себя о правах и, которые общеобязательными каждого.

Римские наряду гражданским и народов естественное (jus) как законов и порядка. Цицерон, что государства, естественному, не рассматриваться закон. не, «закон, над, принуждает ко, что природе.

.4 насилия

насилия возникновение завоеванием племен, т. военно фактором. завоевания стремятся помощью утвердить господство образуют этих государственную. Представитель насилия. Каутский - 1938.), один лидеров социал, утверждал, рабство из с общинами, победителей себе побежденных, себе землю затем побежденное работать победителей, им или. А

  1. Иванов А.А. Теория государства и права: учебное пособие. – М:, 2017. – С.57.

  2. Пономаренко Е.В. Современная наука теории права: цель, принципы, задачи и функции // Современное права. – 2017. - №9. – С.71.

  3. Акмалова А.А. Теория государства и права. Вопросы и ответы. Учебное пособие. - М., 2016. – С.44.

  4. Грибакин А.В. Естественное право людей: от житейских иллюзий к науке // Российский юридический журнал. – 2016. - №5. – С.71.

  5. Теория государства и права. Учебник для вузов / Под ред. М.М. Рассолова. - М., 2016. – С.72.

  6. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М., 2012. – С.321.

  7. Марченко М.Н., Мачин И.Ф., Марченко М.Н., Мачин И.Ф. История политических и правовых учений: Учебное пособие. - М., 2017. – С.183.

  8. Хорошильцев А.И. Понятие права в контексте теории отражения // История государства и права. – 2016. - №15. – С.66.

  9. Малахов В.П., Иванов А.А., Рассолов М.М. Актуальные проблемы теории государства и права: учебное пособие. - М., 2016. – С.74.

  10. Мальтузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права - М., 2012. – С.98.

  11. Левчук С.В. Современная интерпретация теологической теории образования государства и права с позиций философии права и современных христианско-демократических идей эволюции государства // История государства и права. -2017. -№20. – С.77.

  12. Корнев В.Н. Теории происхождения государства в оценках русских ученых-юристов дореволюционной России // Право и политика. – 2017. - №5. – С.21.

  13. Алексеев С.С., Архипов С.И. и др. Теория государства и права. Алексеев С.С., Архипов С.И. и др. М., 2016. – С.90.

  14. Аврутин Ю.Е. Государство и право. Теория и практика: учебное пособие. - М., 2016. - С.52.

  15. Ларин А.Ю. Теория государства и права. Учебник. - М., 2016. – С.110.

  16. Исаев И.А. «Дух римского права» и историческая школа права // История государства и права. - 2016. - №13. – С.41.