Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теории происхождения права (Западный путь происхождения права)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Право - не только одно из важнейших, но и наиболее сложных социальных явлений. Существование современного цивилизованного общества невозможно без закона, и поэтому изучение права, его функций и теорий происхождения очень важно.

Хотя римские юристы пытались понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, они обратили внимание на то, что право не ограничивается одним знаком или значением. Правильно, написал один из них, это употребляется в нескольких смыслах. Во-первых, закон означает то, что «всегда справедливо и хорошо», то есть закон природы. В другом смысле закон - это нечто, «что полезно всем и всем в любом государстве, что является гражданским правом».

С развитием общества и государства люди естественным образом изменили свое понимание права. Возникло много различных правовых идей, теорий и суждений.

Изучение процесса создания права позволяет лучше понять социальную природу права, его свойства и характеристики, позволяет проанализировать причины и условия его возникновения и развития. Он позволяет более четко определить все функции, вытекающие из закона - основные направления его деятельности, более точно определить его место и роль в жизни общества и политической системы.

Доктрина происхождения права обычно тесно связана с концепциями происхождения государства. В самом общем виде можно сказать, что причины создания закона те же, что и причины создания государства. Закон создается вместе с государством, он неразрывно с ним связан, является результатом его деятельности в господствующих экономических и классовых условиях. С появлением государства формируются новые правила поведения, которые не были известны прежнему обществу (новые обычные нормы, более специфичные, чем старые).

Мир существовал всегда, и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Во-первых, это связано с тем, что каждый из них отражает разные взгляды и мнения разных групп, слоев, наций и других социальных сообществ об этом процессе. Или мнения и суждения одного и того же социального сообщества по различным аспектам данного процесса возникновения и развития государства и права.

За время существования науки были созданы десятки самых разных теорий, сотни различных предположений. Однако споры о происхождении государства и прав продолжаются и по сей день.

Актуальность данной темы заключается в том, что изучение теорий происхождения государства и права, их характеристики не завершены и не исчерпаны. Он продолжается и сегодня, начиная с процесса распада одних государств и появления других.

Целью данной бакалаврской диссертации является рассмотрение права как особой системы правовых норм. В ходе работы мы постараемся создать представление о праве, описать причины, повлиявшие на возникновение и развитие права, а также обратим внимание на различные теории происхождения права.

Прежде всего, благодаря последовательному освещению темы, в работе дается общее описание самого понятия «право», а также происхождения возникновения и становления права. Очевидно, что в этой работе можно изложить только самое общее представление о праве, поскольку оно относится не только к наиболее важным, но и к наиболее сложным социальным явлениям. Кроме того, работа прямо указывает на самые известные теории происхождения права. В заключительной части диссертации указываются особенности права, отличающие его от нормативных регуляторов первобытного общества.

  1. Понятие права

За всю историю существования права не выработалось единого определения права, которое устраивало бы всех, потому что это очень сложное и многогранное явление. Даже в русском языке слово «закон» употребляется в разных смыслах («правило поведения», «правда», «справедливость» и т. д.).

Важным представителем и одним из главных разработчиков этой теории был величайший идеолог католицизма Фома Аквинский (13 век). Согласно его учению, миром управляет божественный разум. Центральная идея теории - утверждение, что закон был создан Богом для регулирования жизни людей и что он дан человеку через представителя или правителя. В некоторых древних правовых системах, таких как вавилонские законы, законы на иврите, законы Мануса в древней Индии, а также в исламском праве, можно увидеть такое понимание природы закона.

Отправление правосудия является правильным в божественном порядке человеческого общества, и само правосудие выражает отношение человека не к себе, а к другим людям и состоит в вознаграждении каждого, кто ему принадлежит. [1] Фома Аквинский разработал учение о том, что мир основан на иерархии форм (божественных, духовных и материальных форм). Бог стоит во главе иерархии. По его мнению, общество организовано по тому же иерархическому принципу: подчиненные подчиняются королям и светским властям, рабы должны следовать за хозяевами. F. Аквинский различия между законом и законом. Последний был «хорошо известным институтом разума для общего блага, провозглашенным ответственными за общество», т.е. правители. Закон оценивается по его соответствию закону как высшая справедливость божественного происхождения. Вечный закон недоступен человеческому сознанию.

Однако различают добро и зло, правильное и неправильное поведение. На этой основе он разрабатывает рациональные принципы, составляющие Естественный Закон - отражение вечного Закона человеческим разумом. Он включает в себя законы сообщества, стремление к самосохранению и воспроизводству. Вечный закон - это сам божественный разум, который управляет миром, и божественный закон, содержащийся в Библии, является его частью. Этот закон нужен людям по двум причинам. Во-первых, из-за несовершенства человеческого разума, который не позволяет людям самостоятельно прийти к единой идее истины. Во-вторых, Библия должна им в этом помочь. Все остальные законы вытекают из этого.

В частности, отсюда происходит естественный закон, который является отражением Вечного Закона в человеческих отношениях. Естественный закон отражен и конкретизирован в человеческих законах. Человеческий закон - это позитивный закон, который выражает требования естественного права и поддерживается санкциями. Этот закон необходим для того, чтобы люди не нарушили закон природы в результате грехопадения. Однако человеческие законы несовершенны, поэтому, если они находятся в противоречии с естественными институтами и божественным законом, вы можете не подчиняться им. Однако он считал любое противодействие законной власти смертным грехом.

В эпоху капитализма теологические теории нашли выражение в форме неотомизма, который основан на божественной природе закона. Самым важным представителем этого направления был Жак Маритен. По его мнению, есть два мира: мир сущностей, духовный, нематериальный мир и материальный мир, производный от него. Их единство определяется духовным принципом - Богом. Закон, как и государство, есть результат действия духовных принципов, отражение божественного разума в общественном порядке. Теологическая теория - ответ на вызов своего времени. Его преимущество в том, что именно его авторы первыми жестко связали такие понятия, как закон (хотя и как выражение воли Бога) и справедливость. [2]

В то же время существуют большие трудности в понимании закона, предложенного божественной теорией. Во-первых, эта теория требует веры в какой-то божественный принцип (Христос, Аллах, Будда). Таким образом, это ограничивает рациональное изучение вопроса о происхождении закона в рамках веры. Во-вторых, не существует общепринятой концепции Бога. Например, семитские религии иудаизма, ислама и христианства считают Бога личным антропоморфным мужским существом. Индусы считают Бога абсолютной душой, а индивидуальная душа - частью этой души. Поскольку человеку не дано понимать Абсолют, рассуждение возможно при посредничестве младших братьев или природных объектов.

Следует отметить, что в современной юридической науке в основном существует три подхода к пониманию права: а) нормативный; б) социологические и в) философские (иногда называемые моральными).

Нормативный подход трактует закон как совокупность охраняемых государством норм. Таким образом, основной акцент делается на нормативности закона, его формальной определенности и обеспечении соблюдения государством. Положительным моментом в этом подходе является то, что он ориентирован на соблюдение закона и дает точные критерии для тех, кто его применяет - они должны соблюдать действующие законы. Отрицательным моментом нормативного подхода является то, что государство объявляется основным источником правовых норм и, следовательно, создает право. Незнание содержания закона, степени свободы личности, соответствия правовых норм потребностям общественного развития. Нормативный подход основан на теории позитивного права, которая отождествляет право и право, и убеждена, что человек получает свои права не из абстрактного характера, а на основе закрепления этих прав в законе.

Социологический подход трактует закон как регулируемые им общественные отношения. Сторонники такого подхода считают, что закон нужно искать не в нормах, а в самой жизни. В то же время они проводят различие между законом и правом, но убеждены, что верховенство закона, принятое вне общественных отношений, которые оно регулирует, теряет свои регулирующие характеристики. Другими словами, при таком подходе право рассматривается не как система абстрактных норм, а как сеть конкретных правовых отношений, поскольку стандарты фактически применяются на практике.

Такой подход не дает четких указаний сотрудникам правоохранительных органов и связан с риском произвола, «свободного» обращения с законом. Он используется в основном в законодательстве и служит для законодателя руководством при анализе того, что на самом деле развивается, какие стандарты применяются, а какие нет.

Философский подход сочетает в себе закон со степенью свободы и справедливости. Эта позиция основана на теории естественного права, которая различает право и право. При этом закон трактуется как высшая идея концепции справедливости и свободы - вечных идеалов человечества. Если нормативные институты государства не соответствуют идеям свободы и справедливости, то это не закон. Поэтому различают правовые и незаконодательные законы.

Этот подход обеспечивает руководство для законодателя, который должен основываться на столь возвышенном представлении о справедливости и свободе при установлении новых стандартов. Однако в случае правоохранительных органов обязательными являются правовые нормы, а не закон.

Все три подхода имеют право на существование, потому что они подчеркивают ту или иную особенность закона и форму его выражения. Право может существовать в форме норм (нормативный подход), а также в форме социальных отношений, которые создают правовые нормы и опыт, и наоборот, влияние этих норм и, наконец, в форме идей, правосознания, идей права.

Закон обычно воспринимается как набор правил поведения, установленных государством и закрепленных в случае несоблюдения принудительной силой государства. Это определение закона в целом правильное. Такой подход выделяет следующие особенности закона:

1) Нормальность, т.к. он состоит из правил поведения, которые четко определяют права и обязанности людей. Правовые нормы устанавливают нормы, объем, модель поведения, возможные и приемлемые с точки зрения государства.

2) Долг, т. правовые нормы обязательны для всех членов общества, и в случае их нарушения государство может прибегнуть к принуждению.

3) Формальная безопасность. Это означает, что правовые нормы всегда существуют в письменной форме и обязательно регулируются в четко определенной форме - законами, указами, постановлениями. Эти акты принимаются в соответствии с определенной установленной процедурой, нарушение которой влечет признание акта недействительным и не имеющего юридической силы.

4) Безличное обращение, т.к. отсутствие конкретного адресата. Верховенство закона обращено ко всем членам общества, а не к отдельным гражданам или организациям.

Основываясь на вышеупомянутых особенностях закона, можно определить закон как систему общеобязательных, формально определенных нормативных положений, установленных или санкционированных государством, которые регулируют общественные отношения и гарантируются для принудительного исполнения со стороны государства.

У закона две основные функции - регулирующая и защитная.

Цель регулирующей функции - регулировать, упорядочивать социальные отношения, устанавливать правила поведения человека. Эта функция основана на способности закона предписывать, определять определенные варианты поведения. Основное назначение закона проявляется в регулирующей функции - регулировать общественные отношения.

Защитная функция ориентирована на защиту, защиту наиболее важных для жизни общества отношений. Закон также объявляет их неприкосновенными и нежелательными отношениями, которые чужды обществу, они пытаются устранить, устранить. Роль этой функции - обеспечить соблюдение требований закона, установить верховенство закона в обществе.

Помимо перечисленного, закон также выполняет образовательную, идеологическую и информационную функции.

Образовательная функция состоит в том, чтобы влиять на право на свободу, сознание людей и вносить в них уважаемый закон.

Идеологическая функция - внедрять в жизнь общества идеи гуманизма, приоритеты прав и свобод человека, идеи демократии.

Информационная функция позволяет информировать людей о требованиях, предъявляемых государством к поведению личности, сообщать о тех объектах, которые охраняются государством, какие действия и действия считаются общественно полезными или, наоборот, противоречащими интересам общества.

1.1 Основные пути возникновения права

Ученые правоведы, такие как: Алексеев С.С.[1], Пиголкин А.С.[2], Манов Г.Н.[3] выделяют два пути возникновения права: восточный и западный.

Восточный путь происхождения права

Был обусловлен необходимостью вести масштабные ирригационные работы, низкой орудийной развитостью. Первоначально возникли должности управляющих резервными пищевыми фондами, управляющих распределением продуктов, но со временем они обособились в особую группу управленцев. Социальная дифференциация в восточном обществе происходила на основе политического неравенства (функциональная система) - положения личности в системе власти. Экономика основана на государственной и общественной форме собственности, частная собственность не играет значимой роли. Это характерно для тех стран, в которых господствующее положение занимала государственная собственность. Основной источник (способ фиксирования правовых норм) - сборники нравственно-религиозных положений. Нормы носят казуальный характер и дополняются в случае необходимости другими обычаями или установлениями монарха.

Что есть закон? В чем его сущность и предназначение в обществе? Поиск ответов на эти вопросы ведется уже несколько тысячелетий, но научное мышление еще не выработало единого подхода к пониманию закона. Это неудивительно: право - явление настолько многогранное и многогранное, что охватить его одним подходом практически невозможно.

Взгляды на закон, его происхождение и социальную роль менялись с развитием общества как такового. В то же время, несмотря на неоднозначность доктрины права, большинство понятий его сущности и цели содержат несколько общих положений:

- право, как и государство, возникает на неопределенной стадии общественного развития и является результатом человеческой цивилизации и культуры;

- право - эффективное средство регулирования и упорядочения общественных отношений;

- закон - выразитель государственной воли, с помощью которой государственная власть целенаправленно и последовательно управляет обществом;

- закон - это мера общественного поведения, защищенная принудительной силой государства.

Таким образом, закон представляет собой систему общеобязательных правил поведения (стандартов), созданных и защищаемых государством, предназначенных для регулирования и упорядочения общественных отношений.

В реальной жизни закон выполняет двоякие задачи: с одной стороны, он действует как инструмент политического господства, а с другой - как инструмент общего социального регулирования, средство наведения порядка в обществе.

Таким образом, можно сделать вывод, что основная цель закона - обеспечение порядка в обществе с учетом интересов различных слоев и групп общества путем достижения согласия и компромисса, т.е. закон выполняет регулирующую функцию.

Цель регулирующей функции - регулировать, упорядочивать социальные отношения, устанавливать правила поведения человека. Эта функция основана на способности закона предписывать, определять определенные варианты поведения. Основное назначение закона проявляется в регулирующей функции - регулировать общественные отношения.

Однако не менее важной функцией закона является его защитная функция.

Защитная функция ориентирована на защиту, защиту наиболее важных для жизни общества отношений. Закон также объявляет их неприкосновенными и нежелательными отношениями, которые чужды обществу, они пытаются устранить, устранить. Роль этой функции - обеспечить соблюдение требований закона, установить верховенство закона в обществе.

Восстановительная функция закона заключается в том, что закон обеспечивает баланс и баланс тех прав и отношений, которые были нарушены в результате противоправного поведения. Закон предусматривает систему мер, применение которых обеспечивает пресечение производства по делу, нарушающего права граждан. В рамках защиты и защиты общественных отношений закон стремится решить эту проблему как можно быстрее с минимальными финансовыми затратами. Скорость и экономия средств в этой защите повышают социальную роль защитной функции закона. Социальная цель закона - не только регулирование и защита, но и предотвращение нарушений закона.

Помимо перечисленного, закон также выполняет образовательную, идеологическую и информационную функции.

Политическая функция закона проявляется в обеспечении права человека на участие в общественных делах, его способности объединяться с другими в общественные организации и партии, лично или через выборных должностных лиц, влиять на содержание политических решений, принимаемых органами государственной власти, гарантирует различные способы выражения отношения человека к действиям государства. Закон опосредует политическую свободу, отношения между людьми в борьбе за власть, а также участие граждан в ее распределении и осуществлении.

Идеологическая функция - внедрять в жизнь общества идеи гуманизма, приоритеты прав и свобод человека, идеи демократии.

Воспитательная функция закона состоит в том, чтобы влиять на право на свободу, сознание людей и вносить в них уважаемый закон.

Цель закона - применить воспитательное воздействие на коллективное и индивидуальное сознание членов общества. Закон - мощный политический и идеологический инструмент. Образовательная функция также отражается во влиянии, которое она оказывает на процесс формирования культуры, нравов, обычаев и взглядов. Даже древнеримский юрист и политик Марк Туллий Цицерон (106–43 до н.э.) сказал, что закон имеет тенденцию убеждать что-то, а не просто заставлять все через насилие и угрозы. Бесспорно, что цель закона, его социальной направленности, должны быть выражены в соответствующих правовых норм, которые могут реально повлиять на развитие общественных отношений. Отсюда следует, что воспитательная сила закона заключается в нем самом, в правилах, регулирующих поведение людей.

1.2 Западный путь происхождения права

Присущ странам, где явно доминировала частная собственность, которая устанавливала равенство собственников, нормы отличаются более высокой степенью формализованности и определённости. Очень хорошо развито гражданское право. Право возникает в результате имущественного неравенства, появления частной собственности и раскола общества на классы. Земля, главным образом, находится в частной собственности. Идёт постоянная борьба имущих и неимущих. Наиболее богатые занимают и наиболее высокие должности в государственном аппарате. Афины - классический пример такого пути возникновения права. Спарта - это государство отличается от афинского тем, что основную массу населения составляли захваченные спартанцами племена. Рим - здесь складывается похожая ситуация, но в процесс становления и формирования права активно вмешивается третья сила - плебс.

2. Содержательная характеристика основных теорий права

2.1 Теологическая теория происхождения права

Ярким представителем и одним из главных разработчиков данной теории был крупнейший идеолог католицизма Фома Аквинский (XIII в). Согласно его учению, миром управляет Божественный разум. Центральной идеей теории является утверждение, что право создано Богом для регулирования жизни людей и что оно даруется человеку через посредство порока или правителя. Сейчас возможно увидеть такое представление о природе права в некоторых древних правовых системах, таких, как вавилонские законы, древнееврейские законы, законы Ману в Древней Индии, а также в исламском праве.

Право, есть действие справедливости в божественном порядке человеческого общежития, а сама справедливость выражает отношение человека не к самому себе, а к другим людям и состоит в воздаянии каждому ему принадлежащего.[4] Фома Аквинский развивал учение, согласно которому мир основан на иерархии форм (божественная, духовная и материальные формы). Во главе иерархии стоит Бог. По его мнению, по тому же иерархическому принципу организовано и общество: подданные подчиняются царям и светским властям, рабы должны подчиняться господам.

Ф. Аквинский различал право и закон. Последний представлял собой «известное установление разума для общего блага, обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе», т.е. правителями. Закон оценивается с точки зрения соответствия его праву как высшей справедливости, имеющей божественное происхождение. Вечный закон не доступен человеческому сознанию. Но человек различает добро и зло, должное и недолжное поведение.

На этой основе он разрабатывает рациональные принципы, составляющие Естественный Закон - отражение вечного Закона человеческим разумом. Он включает в себя законы сообщества, стремление к самосохранению и воспроизводству. Вечный закон - это сам божественный разум, который управляет миром, и божественный закон, содержащийся в Библии, является его частью. Этот закон нужен людям по двум причинам. Во-первых, из-за несовершенства человеческого разума, который не позволяет людям самостоятельно прийти к единой идее истины. Во-вторых, Библия должна им в этом помочь. Все остальные законы вытекают из этого. В частности, отсюда происходит естественный закон, который является отражением Вечного Закона в человеческих отношениях. Естественный закон отражен и конкретизирован в человеческих законах. Человеческий закон - это позитивный закон, который выражает требования естественного права и поддерживается санкциями. Этот закон необходим для того, чтобы люди не нарушили закон природы в результате грехопадения. Однако человеческие законы несовершенны, поэтому, если они находятся в противоречии с естественными институтами и божественным законом, вы можете не подчиняться им. Однако он считал любое противодействие законной власти смертным грехом.

В эпоху капитализма теологические теории нашли выражение в форме неотомизма, который основан на божественной природе закона. Самым важным представителем этого направления был Жак Маритен. По его мнению, есть два мира: мир сущностей, духовный, нематериальный мир и материальный мир, производный от него. Их единство определяется духовным принципом - Богом. Закон, как и государство, есть результат действия духовных принципов, отражение божественного разума в общественном порядке.

Теологическая теория - ответ на вызов своего времени. Именно благодаря ему именно его авторы впервые жестко связали такие понятия, как закон (хотя и как выражение воли Бога) и справедливость. В то же время есть большие трудности в понимании закона, предложенного божественной теорией. Во-первых, эта теория требует веры в какой-то божественный принцип (Христос, Аллах, Будда). Таким образом, это ограничивает рациональное изучение вопроса о происхождении закона в рамках веры. Во-вторых, не существует общепринятой концепции Бога. Например, семитские религии иудаизма, ислама и христианства считают Бога личным антропоморфным мужским существом. Индусы считают Бога абсолютной душой, а индивидуальная душа - частью этой души. Поскольку человеку не дано понимать Абсолют, рассуждение возможно при посредничестве младших братьев или природных объектов.

Божественная теория сыграла свою роль в обществе, но на нынешнем этапе общественного развития она вряд ли приемлема.

2.2 Примирительная теория происхождения права

Самая популярная теория на Западе. Его поддерживают английский ученый Г. Берман и шведский ученый Э. Аннерс. Зависимость от этой теории вполне объяснима: страны Запада развивались эволюционным путем, и социальные институты создавались «снизу», т.е. Когда потребность была выявлена, люди начали задумываться о том, как достойно ответить на вызов объективной реальности. Один из таких ответов - создание закона.

Согласно этой теории, закон стал появляться не для регулирования отношений внутри клана, а для упорядочения отношений между кланами. Внутри клана самый уважаемый представитель клана выполнил долг мира и справедливости. Еще не все в семье были предметом. В конце концов, клан обеспечил ему безопасность и защиту. Таким образом, сила клана была властью каждого из его членов, и поэтому в интересах каждого человека не защищать клан. Между клановыми группами возникали конфликты, и племя было заинтересовано в их разрешении. Племя было прежде всего воинской единицей. Его сила в то далекое время определялась прежде всего числом, а не умением. Поэтому терять людей из-за внутренних конфликтов было крайне невыгодно.

Именно из договоров о примирении, которые первоначально заключались с помощью Народного собрания, затем совета старейшин, который, как считают сторонники этой теории, возник закон примирения. Со временем в результате повторения ситуаций однородного характера мировое соглашение постепенно переросло в правила, правовые нормы, в соответствии с которыми размер штрафа за причинение личного вреда и т. д. Со временем правила примирения стали дифференцироваться. На основе решения нескольких ситуаций самого разного характера была создана целая система правовых норм. Из поколения в поколение устная форма, которая была традиционной в то время, продолжала совершенствоваться, а затем начала оформляться в виде законодательства, т.е. в виде заявления от имени государства с правом наложения санкций на государственные органы.

Эта теория основана на многих исторических фактах, и это, несомненно, плюс. В конце концов, конфликты действительно сопровождали и сопровождали человеческое общество в процессе его развития и отнюдь не исключение, а правило. Как только определенная социальная структура имеет особые интересы, их нужно защищать, а это не очень гладко.

Известно, что закон сначала существовал преимущественно в устной форме. Письменные источники появляются намного позже, а когда они действительно появляются, то занимают весьма скромное место в общем ряду правовых норм. Согласительные соглашения были, конечно, устными и символическими. Вот еще один аргумент в пользу этой теории. Однако авторы теории примирения ее сильно недооценивают. В частности, они не принимают во внимание фундаментальное различие между человеком и животным: способность человека отражать, т.е. оценивать себя со стороны и предвидеть определенные события. Сама способность предвидеть события позволяет предотвратить или ускорить их, установив определенные правила поведения. Таким образом, закон мог быть создан не только для примирения, но и для регулирования общественной жизни.

Хотелось бы отметить, что разрешение конфликтов, конечно, необходимо. Но гораздо эффективнее их не допускать. Человеческий разум в определённой мере позволял это делать, и право явилось формой правления этой его грани. Например, в Спарте с детства молодое поколение воспитывалось в жестких условиях с тем, чтобы в случае военной угрозы дать достойный отпор врагу. Когда, в каком возрасте и ребёнка какого пола необходимо отдавать на такое воспитание - всё это регулировалось с помощью самых простых правил поведения, за нарушение которых применялись санкции со стороны государства.

Одним словом, примирительная теория имеет право на существование, но её претензии на универсальность явно не обоснованы.

2.3 Теория естественного права

Данная теория возникла давно, ещё до нашей эры. Отдельные положения теории естественного права были известны мыслителям Древней Греции и Древнего Рима. В частности, софисты исходили из того, что в основе образования права нет ничего вечного, неизменного. «Право» или «Правда» есть результат соглашения людей, их договорённости придерживаться в своих взаимоотношениях определённых правил, чтобы обеспечивать безопасность всех и каждого. Таким образом, право - изобретение людей, искусственное образование. Против этого возражали такие выдающиеся мыслители древности, как Сократ, Платон, Аристотель. Они исходили из того, что не всё право искусственное изобретение человеческого разума. Наряду с письменными законами существуют вечные, неписанные законы, не зависящие от воли людей и составляющие естественное право, «вложенное в сердца людей самим Божественным разумом».

Расцветом теорий естественного права принято считать XVII-XVIIIвв. Значительный вклад в развитие этих теорий внесли Г. Гроций и Б. Спиноза (Голландия), Т. Гоббс и Д. Локк (Англия), Ж.Ж. Руссо и П.Гольбах (Франция) и А.Н Радищев (Россия). Они отказались от идеи божественного происхождения естественного права и обратились к воле народов, наций, отдельного человека. Признавалось, что в обществе наряду с позитивным правом, созданным государством (законодательством), существует высшее право, свойственное человеку от природы, - естественное право. Оно служит критерием позитивного права с точки зрения его соответствия справедливости. Если такого соответствия нет, то законы государства являются неправовыми. При этом под естественным правом понимались законы природы, которые провозглашают всех равными, следовательно, законы государства должны быть одинаково справедливыми ко всем людям.

По мнению Вольтера, естественное право вытекает из законов природы. Но не смотря на противоречие во взглядах на происхождение естественного права, представители данной теории едины в одном - естественное право не создаётся людьми, а возникает стихийно, само по себе. Люди каким-то образом лишь познают его некий идеал, как эталон всеобщей справедливости.

В естественно-правовой теории доминирует антропологическое объяснение права и причин его возникновения. Если право порождено неизменной природой человека, то оно существует до тех пор, пока существует человек.[5]

Основные положения теории естественного права нашли закрепление в Декларации независимости США в 1776г., затем в Конституции США 1787г, в Декларации прав человека и гражданина во Франции (1789г) и др. Уступив на какое-то время своё место исторической школе права, теория естественного права вступила в XXв., в период возрождённого естественного права и получила широкое распространение во многих странах Европы, Латинской и Северной Америки.

Теория возрожденного естественного права подчеркивает его связь с естественным правом на ранних стадиях развития и ставит своей задачей поиск идеального критерия позитивного права. Он не признает вечного, неизменного для всех народов и правовых периодов и считает, что естественный закон исторически изменил свое содержание. Возрожденный закон природы характеризуется его возникновением на основе частных теорий и доктрин. Во-первых, я хотел бы назвать неотомическую теорию. Он традиционно считается одним из течений теории естественного права и в то же время входит в число теологических учений, поскольку его основным принципом является божественная воля. Суть нео-цыганской теории состоит в том, что все, что правильно и что существует, исходит от Бога, а человек как творение Божьей воли является носителем естественного закона. Таким образом, естественный закон интерпретируется как набор абстрактных принципов - свободы, справедливости, выполнения заветов, уважения к властям, общего блага и т. Д., Которые предопределены волей Бога и воплощены волей Бога.

Например, сторонники контрактной теории права считали, что люди изначально находились в естественном государстве, где все были равны и свободны, обладали собственностью и находились в состоянии мира и безопасности. По их мнению, естественный закон естественен от рождения. Закон природы, утверждал Дж. Локк, предписывает мир и безопасность. Однако каждому закону нужны гарантии. Люди отказались от права самостоятельно отстаивать свои естественные права. Они согласились создать государство с правом принимать санкционированные законы. Естественные права основаны на законе и обеспечиваются наказанием нарушителей закона, если это может предотвратить нарушение естественных прав.

Герменевтическое направление естественной теории (от греческого слова «герменевтика» - поясняю, т. Е. Искусство интерпретации текста) основывалось на недопустимости нарушения и противодействии естественному и позитивному закону. Сторонники герменевтического подхода к сущности закона считают, что естественный закон эволюционировал исторически и действует как высшая справедливость для каждого конкретного периода развития общества. Закон - это соответствие посмертному и существующему, их полное совпадение. Текст законодательства должен «вписываться» в реальное состояние. Главное в этом подходе - не правовые нормы, а правовые отношения между людьми, судебные решения, юридические действия и законное поведение людей. Судьи и другие должностные лица, которые принимают юридические решения, как они есть, адаптируют то, что вызвано существованием, создавая конкретный исторический закон.

Экзистенциалистская теория основана на противопоставлении обычного отчужденного существования и глубокого живого существования, воплощенного в человеческом существовании. Закон черпает свою силу именно в способе человеческого существования, хотя снаружи он воплощен в замороженных искусственных формах. Таким образом, позитивное право вторично и, следовательно, необязательно. Представитель этой теории немецкий ученый М. Хайдеггер считал, что правоотношения, правовые оценки вытекают не из правовых институтов государственной власти, а из способа существования (существования) судьи, правителя, администратора. Кроме того, со временем меняется содержание существования. Следовательно, естественный закон не имеет постоянного содержания, каждая жизненная ситуация индивидуальна и неповторима. Верховенство закона - это мертвое механическое образование, в отличие от существования, которое определяет степень справедливости и человеческих действий.Всё перечисленные выше направления естественной теории права взаимно переплетаются и дополняют друг друга.

Вообще, теория естественного права сыграла огромную роль в освобождении правопонимания от религиозных догм. Естественное право выступало как некое идеальное право, обусловленное природой человека, которому необходимо следовать, хотя и трудно обнаружить в реальной истории человечества.[6]

2.4 Регулятивная теория происхождения права

Данная теория происхождения права распространена в азиатских странах и в евроазиатской России. Причиной особой приверженности регулятивной теории ученых этих стран является то, что они при осмыслении вопроса о происхождении права опирались в основном на условия, в которых находятся страны Азиатского континента. Жесткие климатические и географические условия в данной части планеты обусловили особую роль государства. С самого начала она была огромной и заключалась в обеспечении порядка и стабильности, которые были крайне шаткими в таких трудных условиях.

Согласно регулятивной теории, право возникает для установления и поддержания единого порядка для всей страны. Порядок - понятие комплексное, обхватывающее многие сферы человеческой жизнедеятельности, расширившейся и гигантски усложнившейся в связи с переходом общества к производящей экономике.

Но возникает вопрос, какие же вопросы общественной жизни стало необходимо регулировать с помощью принятия норм права?

На первом этапе развития человеческого общества, вероятно, лишь небольшой круг вопросов требовал упорядочения посредством правовых норм: распределение территории при вынужденной передислокации народа (заключение своего рода договора между племенами), установлении правил экзогамии, запреты инцестов и др. Затем с развитием производства возникает необходимость регламентировать уже не только порядок приобретения землевладения, но и сельскохозяйственное производство. Например вассалы, помещик своими распоряжениями устанавливали такие правила в отношении крестьян - нормы крепостного права. Так, в частности, существовало такое правило, касающееся разделения труда, - мужчины косят, подгребают траву. Появлялись и правила сотрудничества, взаимопомощи. Строительство крупных сооружений вынуждало фараона, князя определять правила участия в них (поголовное участие или подворное).

По мере того, как развитие производства перешло на новый уровень, а обмен продуктами труда стал приобретать массовый характер, стали регулироваться веса, были введены денежные системы и справедливые цены на товары.

Короче говоря, по мере необходимости все сферы жизни людей (экономическая, политическая и социальная) все более плотно регулируются законом. В этом причина закона.

Следует отметить, что теория управления имеет много преимуществ. Во-первых, следует отметить, что это согласуется не только с историческими фактами, но и со всем ходом истории. На самом деле правовой потенциал постепенно и неуклонно увеличивался. Во-вторых, оценивая законотворческий процесс с сегодняшней точки зрения, приходится опираться на объективные показатели. В основном это письменные источники права. В первых письменных источниках права преобладают нормы уголовного права, но обобщение типичных противоправных ситуаций и применение к ним санкций также является нормативным актом, а не только превентивным. Кроме того, в этих источниках уже есть стандарты, регулирующие собственность, также видны процедура заключения контракта, наследования, семейные и другие правовые нормы.

В то же время теория регулирования страдает определенным максимализмом. В его подтексте прослеживается следующий тезис: человек настолько разумное существо, что может все. Да, можно согласиться, что многие вопросы общественной жизни решены законом. Однако, например, закон не может «заманить» политику в ловушку на очень долгое время; решить вопрос о политической власти. Тираны, деспоты, диктаторы тысячелетиями господствовали над людьми, уничтожая их в большом количестве, и только в наше время закон начнет регулировать властные отношения. Регулирующие возможности закона сегодня и далеко не безграничны, а на начальном этапе развития общества они были гораздо скромнее.

Также хочу отметить, что закон - не единственное средство регулирования. Кроме того, человеческая жизнь регулируется другими социальными нормами. Например, в древности таможенные органы выполняли основную регулирующую функцию.

Правовые нормы регулируют такой небольшой перечень вопросов, которые являются общими для всех людей, что невозможно погрузиться в эйфорию регулирующих возможностей закона, даже если их вообще стоит отклонить или отклонить.

Вывод можно сделать следующим образом. Теория регулирования - это прогрессивная теория, которая приписывает закону такие свойства, которые он приобретает на более поздних этапах своего развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теория государства и права - неотъемлемая часть общественных наук, идеологическая основа практической юриспруденции. Государственная деятельность, принятие и исполнение законов, защита прав граждан и поддержание общественного порядка тесно связаны с положениями политической и правовой теории.

Право, как и государство, - это не только одно из важнейших, но и наиболее сложных социальных явлений.

Хотя римские юристы пытались понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, они обратили внимание на то, что он не ограничивается никаким знаком или значением. Правильно, написал один из них, это употребляется в нескольких смыслах. Во-первых, закон означает, что «это всегда справедливо и хорошо» - это естественный закон. В другом смысле закон - это нечто, «что полезно для всех или многих в любом государстве, что является гражданским правом».

С развитием общества и государства люди естественным образом изменили свое понимание права. Возникло множество различных правовых идей, теорий и судебных решений, но первоначальные основы, заложенные римскими юристами, особенно в такой правовой области, как гражданское право, были сохранены, хотя и в «модернизированной» форме.

Споры о концепции права, а также об отношениях между государством и законом, законом и законом имели место не только в далеком прошлом. Они продолжились и в 20 веке и в настоящее время обсуждаются. Современные ученые, как и их предшественники, в основном различают два подхода и два разных определения права.

Один из этих подходов, называемый позитивизмом 10, фокусируется не только на неразрывной связи между государством и законом, но и на том факте, что государство является единственным исключительным источником права. В то же время закон определяется только как «система общеобразовательных, формально определенных принудительных норм, которая выражает государственную волю правящего класса, встроенную в закон, и действует как классовый регулятор общественных отношений» 1.

При таком подходе закон полностью или почти полностью идентифицируется с законом или, скорее, с нормативными правовыми актами, основанными на государстве и предоставляемыми государством.

Другой подход к праву - непозитивистский, не связывает так жестко, как первый, концепцию права с концепцией государства. В то же время закон считается «социальным институтом нормативного регулирования общественных отношений, который претендует на универсальную и универсальную обязательность для надлежащей организации человеческого общества путем определения степени свободы, прав и обязанностей и закреплен в обычаях, традициях, прецедентах, решениях референдума, канонических , корпоративный, гос. и международные нормы правового идеала, основанного на принципах добра, справедливости, гуманизма и защиты окружающей среды »2.

В этом подходе к законодательству нет законодательного или судебного порядка. Закон считается законным только в том случае, если он содержит идеи добра, справедливости, гуманизма, если правовой идеал «встроен» в его содержание.

Это одна из основных причин, почему этот подход, несмотря на его кажущуюся привлекательность в реальной жизни, менее распространен и применяется в качестве первого позитивистского подхода.

Осуществление этого права и неразрывная связь государства с законом и наоборот теоретически и практически основывается на том факте, что реальное право не имеет формы общеобязательных правил поведения (норм), которые непосредственно публикуются или санкционируются (утверждаются) государством. В случае их нарушения к нарушителю применяются различные меры государственного воздействия.

Разные подходы к праву, разные взгляды на природу и функции государства являются результатом разнородных взглядов на исторические судьбы права и государства. Общее мнение - это один закон, а государство развивается.

Государство и закон взаимозависимы, но в то же время относительно независимы друг от друга. Если государство издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае несоблюдения содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то закон, в свою очередь, активно влияет на государство, устанавливая правила поведения, которые в целом являются обязательными для всех его органов, должностных лиц и организаций. С помощью правовых норм фиксируется их статус, определяются рамки их деятельности, определяется их структура, порядок деятельности и взаимоотношения.

Право выступает познавательно-теоретической наукой, так как формирует основы правовой культуры. Я стремился изложить в моей курсовой работе материал, в такой системе и последовательности, что бы создать цельное представление как об учебной дисциплине «теории государства и права», так и о науке.

Знание теории права является базой для развития юридического мышления, включает правовой анализ событий, способность общения с представителями различных профессий, кроме того, теория права расширяет общеполитический кругозор, помогает разобраться в современной политической обстановке внутри страны и на международной арене.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Учеб. пособие. М., Высшая школа., 2008, 339-352 с.
  2. Морозова Л.А. ТГП: Учебник. Изд. 2-ое, перераб., доп. М.: Изд-во Эксмо, 2007. 173-174 с, 177-178 с.
  3. Шумаков Д.М. Происхождение государства и права // Основы государства и права. №7, 1999. 52 с.
  4. Головистикова А.Н, Дмитриев Ю.А. ТГП: Учебник. М.: Изд-во Эксмо, 2005. 85 с.
  5. Пьянов Н.А. Консультации по теории государства и права// Сибирский юридический вестник. 2000. №1 – 4 с.
  6. Сырых В.М. ТГП: Учебник для вузов. 5-ое изд., стер. М.: ЗАО Юстицинформ, 2006. 551 с.
  1. Алексеев С.С. Государство и право. М..1993. с.46-50.

  2. Пиголкин А.С. Общая теория права. М., 1996. с.40-61,Гл. V,с.82-86.

  3. Манов Г.Н. Теория права и государства. М.,1995. Гл. 1, параграф 4, с.14-17

  4. Морозова Л.А. ТГП:Учебник.Изд.2-ое,перераб.,доп.-М.:Изд-во Эксмо,2009.-173-174с.

  5. Шумаков Д.М. Происхождение государства и права// Основы государства и права.№7, 2008.-52с.

  6. Головистикова А.Н, Дмитриев Ю.А. ТГП:Учебник.-М.: Изд-во Эксмо, 2008.-85с.