Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теории происхождения права (Признаки права, отличающие его от нормативных регуляторов современного общества)

Содержание:

Введение

Закон относится к числу не только самых важных, но и самых сложных социальных явлений. Без закона существование современного цивилизованного общества невозможно, поэтому изучение права, его функций и теорий происхождения имеет большое значение.

Пытаясь понять, что такое закон и какова его роль в жизни общества, даже римские юристы обратили внимание на тот факт, что закон не исчерпывается каким-либо одним признаком или значением. Правильно, один из них написал, используется в нескольких смыслах. Во-первых, закон означает, что «всегда справедливо и хорошо», что является естественным законом. В другом смысле право - это то, что «полезно всем и многим в любом государстве, что такое гражданское право».

С развитием общества и государства в людях понятие права естественно изменилось. Появилось много разных юридических идей, теорий и предложений.

Изучение процесса возникновения права позволяет глубже понять социальную природу права, его особенности и особенности, а также позволяет проанализировать причины и условия его возникновения и развития. Позволяет четко определить все функции, характерные для права - основные направления его деятельности, точнее установить его место и роль в жизни общества и политической системы.

Учение о возникновении права обычно тесно связано с понятиями происхождения государства. В его наиболее общем виде можно сказать, что причины возникновения права совпадают с причинами возникновения государства. Право возникает вместе с государством, неразрывно связано с ним, является результатом его деятельности в сложившихся экономических и классовых условиях. С появлением государства формируются новые правила поведения, неизвестные предыдущему обществу (новые обычные правила, которые более специфичны в отличие от старых).

В мире всегда существовало много разных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Прежде всего, это связано с тем, что каждый из них отражает или разные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных сообществ на этот процесс. Или взгляды и суждения одного и того же социального сообщества на разные аспекты этого процесса возникновения и развития государства и права.

За время существования науки были созданы десятки различных теорий, были сделаны сотни различных предположений. Однако споры о характере происхождения государства и права продолжаются и по сей день.

Актуальность. Закон является неотъемлемой частью человеческой жизни. Проблема возникновения права является одним из фундаментальных вопросов теории государства и права. Закон возник и развивался с человеком. Многие ученые и философы изучали право, однако до сих пор нет единого мнения о том, как именно появился закон. Существует множество теорий происхождения права, однако их нельзя назвать универсальными и абсолютно верными.

Цель курсовой работы: изучить существующие теории возникновения права.

Задачи курсовой работы:

  • изучить теории происхождения права
  • выявить недостатки теорий происхождения права
  • сделать вывод по проблеме возникновения права

Объект исследования: право

Предметом исследования: процесс возникновения права.

Методы исследования: анализ, исторический метод.

Анализ изученных источников и литературы. Изучение вопроса возникновения права отраженно в работах таких авторов, как Кашанина Т.В, Марченко М.Н, Сырых В.М и другие.

Глава 1. Понятие и сущность права

Понятие права

За всю историю существования права не было единого определения права, которое устраивало бы всех, поскольку это очень сложное и многогранное явление. Даже в русском языке слово «закон» используется в разных значениях («правила поведения», «правда», «справедливость» и т. д.).

Следует отметить, что в современной юридической науке существует в основном три подхода к пониманию права: а) нормативный; б) социологический и в) философский (иногда его называют моральным).

Нормативный подход интерпретирует право как совокупность стандартов, охраняемых государством. Таким образом, основной упор делается на нормативность права, его формальную определенность и наличие государственного принуждения. Положительным моментом такого подхода является то, что он ориентирован на соблюдение законов, дает точные критерии тем, кто применяет закон - они должны соблюдать действующие законы. Негативным моментом в нормативном подходе является то, что государство объявляется основным источником правовых норм и, следовательно, то, что оно создает, является правильным. Отсюда игнорирование содержания права, степени индивидуальной свободы и соответствия правовых норм потребностям общественного развития. Нормативный подход основан на теории позитивного права, которая определяет закон и право, и считает, что человек получает свои права не от абстрактного характера, а в силу закрепления этих прав в законе.

Социологический подход интерпретирует право как регулируемые им общественные отношения. Сторонники такого подхода считают, что закон следует искать не в нормах, а в самой жизни. В то же время они проводят различие между правом и правом, но считают, что верховенство права, выходящее за пределы регулируемых им социальных отношений, теряет свои регулирующие свойства. Другими словами, при таком подходе право рассматривается не как система абстрактных норм, а как сеть конкретных правовых отношений, как норм, фактически применяемых на практике.

Такой подход не дает четких руководящих указаний для правоохранительных органов и таит в себе опасность произвола, «свободного» обращения с законами. Это применимо в основном в законотворчестве и служит руководством для законодателя, который должен анализировать, что действительно развивается на практике, какие нормы применяются, а какие нет.

Философский подход связывает право с мерой свободы и справедливости. Эта позиция основана на теории естественного права. В то же время право рассматривается как высшая идея концепции справедливости и свободы - вечных идеалов человечества. Если нормативные положения государства не соответствуют идеям свободы и справедливости, то они не являются правом. Это различает юридические и нелегальные законы.

Этот подход обеспечивает руководство для законодателя, который при создании новых стандартов должен основываться на такой высокой идее справедливости и свободы. Тем не менее, правоохранительные органы являются обязательными для правоохранительных органов, а не закона.

Все три подхода имеют право на существование, поскольку они подчеркивают ту или иную особенность права и форму его выражения. Право может существовать как в форме норм (нормативного подхода), так и в форме общественных отношений, порождающих правовые нормы и испытывающих, и, в свою очередь, влияние этих норм, и, наконец, в виде идеи, правосознание и идеи о законе. [10]

Обычно право воспринимается как набор правил поведения, установленных государством и обеспеченных, если не выполненных, принудительной властью государства. В целом, это определение права является правильным. При таком подходе действуют следующие особенности права:

1) Нормативность права, т. е. она состоит из правил поведения, которые четко определяют права и обязанности людей. Нормы права закрепляют стандарт, масштаб, модель поведения, возможную и обусловленную с точки зрения государства.

2) Общеобязательные, то есть нормы права обязательны для всех членов общества, и в случае нарушения государство может использовать принуждение.

3) Формальная уверенность. Это означает, что верховенство закона всегда существует в письменной форме и должно быть облечено в строго установленную форму - законы, указы, указы. Указанные акты принимаются по определенной установленной процедуре, нарушение которой влечет за собой признание акта недействительным, не имеющим юридической силы.

4) Неперсонализация, то есть отсутствие конкретного адресата. Нормы права адресованы всем членам общества, а не отдельным гражданам или организациям.

Исходя из вышеуказанных признаков права, можно определить право как систему общеобязательных, формально определенных нормативных требований, установленных или утвержденных государством, регулирующих общественные отношения и обеспеченных правоприменением со стороны государства.

Существует две основные функции закона - регулирующая и защитная.

Регулирующая функция направлена ​​на регулирование, оптимизацию социальных отношений, установление правил поведения для людей. Эта функция основана на способности закона предписывать, устанавливать определенные формы поведения. В регулятивной функции проявляется основная цель права - упорядочить общественные отношения.

Защитная функция направлена ​​на защиту, охрану самых важных отношений для общества. Более того, право объявляет их неприкосновенными и стремится вытеснить, устранить, нежелать, чуждые обществу отношения. Эта функция призвана обеспечить соблюдение требований законов, установление верховенства закона в обществе.

Помимо вышесказанного, закон также выполняет образовательные, идеологические и информационные функции.

Образовательная функция заключается в том, чтобы влиять на право на волю, сознание людей, воспитывать их с уважением к закону.

Идеологическая функция заключается во внедрении в жизнь общества идей гуманизма, приоритета прав и свобод человека и идей демократии.

Информационная функция позволяет информировать людей о требованиях, предъявляемых государством к поведению отдельных лиц, информировать о тех объектах, которые охраняются государством, какие действия и действия признаны общественно полезными или, наоборот, противоречат в интересах общества. [5]

Причины возникновения права

Появление закона, как и государства, занимало целые эпохи, подвергалось различным внешним воздействиям. Истоки права восходят к эпохе первобытного общества.

В первобытном обществе нормативным социальным регулятором были нормы-обычаи - правила поведения, ставшие привычными в результате многократного повторения в течение длительного времени. Нормы-обычаи были основаны на естественной необходимости и имели значение для всех аспектов жизни сообщества, клана, племени, для регулирования экономической жизни и быта, семейных и других отношений членов клана, примитивной морали, религиозных и ритуальных деятельность. Их целью было сохранить семью родства. Мононормы не давали преимуществ одному члену клана перед другим, усиливали «примитивное равенство», строго регламентировали их деятельность перед лицом противодействия суровым силам природы, необходимости защищать себя от враждебных племен. В мононормах права членов клана представляли собой другую сторону обязанностей, неотделимую от них, поскольку у первобытного человека не было отдельного сознательного личного интереса, кроме интересов клана. Только с разложением примитивной системы, с появлением социальной неоднородности права становятся все более и более независимыми. Появление мононорм было свидетельством выхода человека из животного мира в человеческое сообщество, движущегося по пути прогресса. В условиях общественной собственности и коллективного производства, совместного решения общих дел, неотделимости индивида от коллектива как самостоятельного лица, обычаи не воспринимались людьми как противоречащие их личным интересам. Эти неписаные правила поведения соблюдались добровольно, их соблюдение обеспечивалось в основном властью общественного мнения, авторитетом старейшин, военачальников, взрослых членов клана. В случае необходимости, принуждение применялось к нарушителям норм и обычаев, исходящим от клана или племени в целом (смертная казнь, изгнание из клана и племени и т. д.). В первобытном обществе преобладал такой способ защиты обычаев, как «табу» - обязательный и неоспоримый запрет (например, запрет под угрозой самых суровых наказаний от кровных браков). Помимо запретов (табу), такие методы регулирования возникли как разрешающие и позитивные обязательства (только в зачаточном состоянии). Разрешения имели место в случаях определения типов животных и времени охоты на них, типов растений и сроков сбора их плодов, использования конкретной территории, источников воды и т. д. Положительным обязательством было организовать необходимое поведение в процессах приготовления пищи, строительства жилья, разведения костров, изготовления инструментов и т. д. Нормативные обобщения (запреты, разрешения, позитивные обязательства), которые стали обычными способами регулирования примитивной общинной жизни, являются источником формирование права. [2]

Анализируя многочисленные представления и суждения о праве, разработанные в разное время, можно выделить ряд причин, повлиявших на возникновение, становление и развитие права:

1. Необходимость экономических отношений, сложившихся при наличии частной собственности, разделения труда, товарного производства и обращения, необходимость консолидации экономического статуса владельцев товаров, обеспечения для них стабильных и гарантированных экономических связей и условий экономической независимости;

2. Необходимость поддержания стабильности и порядка в обществе в условиях углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов;

3. Организация государственной власти, отделенной от населения и способной налагать санкции на таможню, устанавливать правовые нормы и обеспечивать их выполнение;

4. Превращение человека в относительно независимого человека. Нельзя искать закон там, где нет разделения коллектива (клана, племени) на отдельные сущности, где индивид не выделяется как личность, которая осознает возможности (свободы), которые развиваются в процессе развития общество.

Таким образом, появление закона было тесно связано с:

- качественное усложнение производственной, политической и духовной жизни общества;

- изоляция личности как участника общественных отношений с его претензиями на автономию существования (социальная свобода);

- формирование государства, которое требовало нового регулирующего социального регулятора, способного выполнять задачи:

а) обеспечить функционирование общества как целостного организма более высокого порядка, чем первобытное общество, поддерживать порядок и стабильность в нем;

б) закрепить и обеспечить индивидуальную свободу автономного лица.

Для выполнения таких задач не было полномочий нормативного регулятора первобытнообщинного строя - норм-обычаев. Эту роль взял на себя новый правовой закон, определяющей чертой которого было государственное принуждение. [6]

Глава 2. Основные теории происхождения права

2.1 Регулятивная теория

Эта теория широко распространена в азиатских странах.

Суть этой теории заключается в том, что закон возник для создания и поддержания порядка в стране, в условиях сложного климата и географического положения азиатских стран. Государство было вынуждено строго регулировать все социальные вопросы, поскольку от этого зависело выживание всего народа.

На первых этапах развития общества закон регулировал лишь небольшой круг вопросов, например, распределение территорий, запрет на охоту или сбор определенных растений, использование прудов, наказание за убийство или нанесение телесных повреждений, и другие.

С появлением сельского хозяйства становится необходимым установить новые правила, регулирующие отношения между фермерами. Существовали нормы разделения труда между мужчинами и женщинами, появились нормы, регулирующие распределение получаемого продукта, и на этом этапе возникло манорное право, то есть крепостное право.

С ростом производства увеличился и товарооборот, в результате чего возникла необходимость создания денежной системы, что еще больше повысило роль государства в обществе.

С ростом производства и ростом взаимодействия между людьми закон усилил свое вмешательство во все сферы человеческой жизни.

Эта теория действительно согласуется с историческими фактами и развитием права в целом, однако сторонники этой теории в основном сосредоточены на разрешении конфликтов, регулируемых государством, но люди знали, как разрешать конфликты мирным путем, до того как государство появилось посредством устных соглашений. Регулятором общества был не только закон, но и обычаи, традиции и религиозные нормы, которые также предстали перед государством.

Проанализировав первые правовые источники, можно заметить серьезное преобладание норм уголовного права, что говорит о том, что основной задачей общества в то время была защита общества.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что теория регулирования опережает время, приписывая закону такие свойства, которые он приобретает на более поздних этапах своего развития. [9]

2.2 Теория естественного права

Ранние теории естественного права были созданы: Лао Цзы, Конфуцием, Аристотелем, Цицероном. В 17-18 веке развитием этой теории занимались Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо. Так же эта теория разрабатывалась и в 20 веке: Р. Штаммлером, Л. Фуллером, А. Кауфманом и другими.

Ранние теории естественного права вообще не затрагивали проблему происхождения права, подчеркивая первоначальное присутствие в человеке как социального существа с определенным количеством прав. Сторонники этой теории считали, что каждый человек с рождения имеет естественные права (право на жизнь, свободу, равенство), которые нельзя отменить или изменить.

Эта теория определяет закон и мораль, признает естественные, неотъемлемые права человека, источником которых является сама человеческая природа, а не законодательство.

Когда-то эта теория была революционной, под ее флагом происходили буржуазные революции, которые заменяли феодальные отношения новой, более свободной системой. Однако эта теория не учитывает тот факт, что концепция справедливости среди разных народов может значительно различаться.

2.3 Историческая теория

Эта теория возникла во время научного спора между двумя немецкими профессорами Антоном Фридрихом Юстусом Тибо и Фридрихом Карлом фон Савиньи. Спор начался по вопросу целесообразности принятия единого гражданского кодекса земель Германии. Савиньи полагал, что закон формируется только в течение длительного исторического периода времени, путем передачи из поколения в поколение, посредством не материального, а духовного компонента, так называемой духовности или «народного духа». Он сравнил закон с языком и нравами людей. Народ дает закону свою специфику, присущую только этому народу.

Право каждого народа индивидуально и своеобразно, но оно не является исключительной собственностью этого народа, а принадлежит всему человечеству. Поэтому системы национального права взаимосвязаны и влияют друг на друга.

В этой теории право представляется феноменом развивающегося общества с течением времени, что, несомненно, верно, но это понятие мистическое. Он не дает убедительных доказательств существования «национального духа» и не дает четкого определения его.

2.4 Классовая теория

Основоположниками данной теории является К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин.

Согласно этой теории, социальное и имущественное расслоение обусловлено такими явлениями, как непрерывная классовая борьба, постоянные социальные конфликты. Племенная организация, созданная для монолитного единства людей, больше не способна защитить общество от краха. Необходимость создания новой властной организации и системы социальных норм, отвечающих изменяющимся условиям, приводит к появлению государства и права.

К. Маркс и Ф. Энгельс, несомненно, правы в том, что экономика играет важную роль в развитии общества и права и что на определенном этапе развития общества обычаи перестают быть основным регулятором отношений между людьми, поскольку они были созданы для однородного общества, а не дифференцированы. Авторы этой теории считают, что классовые противоречия являются катализатором социального прогресса. Из этого следует, что для развития общества необходимо усилить классовую борьбу, но это явление также носит отрицательный характер, поскольку ведет к истощению ресурсов общества, прежде всего людских.

Согласно марксистской теории, единственной причиной всех культурных и правовых явлений является метод производства товаров. Конечно, экономические факторы играют роль в происхождении права, но они не являются единственной причиной права. [4]

2.5 Примирительная теория

Сторонники этой теории: Берман, Э. Аннерс и другие. Эта теория наиболее распространена в Европе и Северной Америке.

Согласительная теория происхождения права возникла как объединение четырех классических школ: юридического позитивизма, теории естественного права, социологической юриспруденции и исторической школы.

Внутри клана долг по поддержанию мира и судебной власти выполнял самый уважаемый представитель клана. Каждый отдельный человек рода еще не был предметом. В конце концов, клан обеспечил ему безопасность и защиту. Таким образом, власть клана была властью каждого из его членов, и поэтому в интересах любого человека не противопоставлять себя клану.

Согласно этой теории, право возникло для упорядочения отношений между отдельными родами. Кланы были сначала в разногласиях друг с другом, позже они заключили соглашение о прекращении огня, затем определенные правила, которые были преобразованы в согласительные соглашения, которые устанавливали определенные санкции за нарушение соглашения. Со временем отношения стали более сложными, количество договоров и нарушений этих договоров увеличилось, и впоследствии возник закон.

Закон не мог возникнуть внутри клана, поскольку конфликты внутри клана почти отсутствовали, и если они возникли, они были решены очень быстро.

У этой теории есть два недостатка:

  • Тот факт, что закон существует не только как норма примирения, но и как нормативная, не принимается во внимание.
  • При этом не учитывается необходимость разрешения конфликтов, но гораздо эффективнее их предотвращать.

Примирительная теория происхождения права имеет рациональные основания, но она не может быть универсальной теорией, объясняющей причины возникновения права. [6]

2.6 Нормативистская теория

Создателем нормативной теории происхождения права является австрийский адвокат Г. Келсен. В соответствии с его теорией, закон является производным от самого себя, он не подчиняется принципу причинности, притягивает к себе силу и эффективность. Для этой теории проблема причин права вообще не существует. Право возникло с государством: государство и закон неразделимы, а их происхождение - это единый процесс

Г. Кельсен рассматривает юридическую науку как науку о формально-логическом отношении, а не о существовании. В свете последнего тезиса закон отделяет их от идей добра, справедливости, равенства как ценностных суждений, которые не могут быть объективными и независимыми, поскольку они основаны на личности оценщика, его чувствах, а закон органически связан с государством и представляет собой «конкретный порядок или организацию власти"

По этой причине теорию Г. Келсена также называют чистой теорией права.

2.7 Психологическая теория

Теория, разработанная Л.И. Петражицкий.

Психологическая теория права признает, что право является результатом психологического опыта людей. Закон, по мнению Л.И. Петражицкого, имеет два уровня:

1) интуитивный закон, который формирует эмоциональные переживания, то есть запреты и указы, основанные на внутреннем чувстве долга и совести;

2) позитивное право, которые являются нормами, созданными государственными органами.

Таким образом, Л.И. Петражицкий обратил внимание на то, что закон создается не только государством. Фактически многие правовые явления возникают вне государства и независимо от него, например, правосознание, правовая психология, правовая культура и т. д.

Л.И. Петражицкий справедливо отметил особую роль социальной психологии, то есть психологии больших масс людей, которая отличается от психологии отдельных лиц, в формировании правопорядка. Принимая закон, невозможно игнорировать настроение в обществе. Поэтому абсурдно принимать закон, запрещающий смертную казнь в условиях растущего числа тяжких преступлений.

2.8 Теологическая теория

Самые ранние теории происхождения права включают теологическую теорию происхождения права.

Её основная идея заключается в утверждении, что Бог создал право регулировать жизнь людей и что оно предоставляется человеку с помощью правителя. Находится такое представление о природе права в некоторых древних правовых системах, таких как вавилонские законы, еврейские законы и законы Ману, а также в исламском праве. Таким образом, в законах Хаммурапи говорится, что Хаммурапи, царь Вавилона, утверждал правду и справедливость по всей стране, когда бог Мардук вдохновил его на то, чтобы дать справедливость и достоинство людям земли.

Одним из авторов этой теории был Аврелий Августин. По мнению Августина, именно Бог, а не человек, является «создателем вечного закона», единственным источником моральных норм и оценок. «Когда человек живет согласно человеку, а не согласно Богу, - воскликнул Августин, - он подобен дьяволу».

Библия утверждает, что «Бог дал людям устав и закон и тем самым проверил его». Естественно, желание первых правителей представить свои собственные законы, исходящие от Бога, чтобы придать им большую силу и власть, поскольку нарушение божественных заповедей одновременно признается смертным грехом.

Фома Аквинский разработал эту теорию по-своему. Согласно его теории, мир основан на иерархии форм: божественных, духовных и материальных. Во главе - Бог. Папа ведет духовный мир как наместник Бога на земле. Общество организовано таким же образом.

Теологическая теория была одной из первых, кто связал закон с добром и справедливостью, хотя он не обращается к человеческому уму, когда побуждает его следовать воле Бога, воплощенной в правовых нормах, но к вере. [8]

Глава 3. Признаки права, отличающие его от нормативных регуляторов современного общества

Обобщая развитие права, его отличие от иных социальных норм, можно сформулировать признаки права, существенные характеристики права, которые позволяют утверждать о его появлении и функционировании в обществе, о его отличии от иных социальных норм:

Социальность - право создано для регулирования отношений в обществе, при этом основными объектами этих отношений выступают люди с различными, в т.ч и с противоположными интересами. Основное назначение права – найти социальный компромисс, который позволил бы участникам общественных отношений удовлетворить свои интересы (потребности).

Нормативность – право выступает как система норм (стандартов, правил поведения), характеризуемых логической структурой («если-то-иначе»), установлением масштаба, меры поведения, определяющих границы, рамки дозволенного, запрещенного, предписанного (позитивное обязывание). Эти правила обладают типовым характером. Они действуют в отношении неопределённого круга лиц, и в отношении неопределённого случая. Эти свойства регулятивной системы (дозволения, запреты, позитивное обязывание) зародились еще в обществах присваивающей экономики, но на этапе становления права приобретают новое содержание, формы выражения, способы обеспечения. [1]

Обязательность - все обязаны подчиняться нормам права. Правовые нормы обеспечиваются возможностью государственного принуждения, то есть наделяются не только идеологическим механизмом (авторитет, справедливость, религиозная поддержка), но и возможностью неблагоприятных последствий при их нарушении, имеющих характер имущественных ущемлений, физических, моральных страданий.

Формальная определённость. Правовые нормы, как правило, фиксируются в письменном виде в специальной форме - законы и их сборники, прецеденты и т.д. Формализм составляет особую ценность права, защищая право от произвольного изменения, закрепляя необходимую обществу устойчивость этого регулятора. Формализм права определяется порядком создания законов, их изменением, отменой, что действительно «работает» на стабилизацию общества, на точность применения, исполнения, соблюдения и использования правил поведения. [3]

Норма права существует в установленной государством форме:

- в форме нормативного правового акта

- в форме нормативного договора

- в форме правового обычая

- в форме судебного прецедента

Процедурность – это процессуальный порядок создания и применения права, определяющий его связь с государственным аппаратом, прежде всего со специализированными органами – судом, прокуратурой и другими правоохранительными органами.

Неперсонифицированность - этот признак подчеркивает то качество права, что его нормы не имеют, как правило, конкретно определенного, индивидуального, персонифицированного адресата, а направлены неопределенному, абстрактному кругу лиц. Если какое-либо конкретное лицо оказывается в условиях, предусмотренных структурой соответствующей нормы, он и оказывается адресатом нормы. С этим признаком связана и неоднократность действия нормы права, ее протяженность во времени. [3]

Институциональность - появление права не может быть стихийным или случайным, оно всегда связано с определённым сознательным процессом создания норм права – правотворчеством, осуществляемым определёнными органами государства, которое тем самым как бы признаёт возникшие в обществе (самоорганизационно) правила поведения собственно правовыми. Возникновение права в ряде правовых систем (англосаксонской правовой семьи) также связано с деятельностью судов и различных административных органов (судебный и административный прецедент).

Системность – право представляет собой достаточно сложное системное образование. В настоящее время в свете новых подходов к пониманию права особую значимость приобретает деление его на три элемента: естественное, позитивное, субъективное. Правовые нормы не существуют изолированно. Они всегда взаимосвязаны между собой и образуют системы различной сложности (отрасли, институты права и др.).

Объективность. Этот признак характеризует закономерный характер появления права на этапе перехода общества к производящей экономике, естественный результат внутреннего развития регулятивной системы. Право, таким образом, не даруется какой-либо внешней силой обществу, не появляется по велению каких-либо культурных героев. Оно, как и государство, одно из условий существования политически организованного общества на этапе производящей экономики и так же, как государство, имеет большую социальную ценность. [3]

Заключение

Возникновение права - закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. В то время, как обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений, каким стало право.

При рассмотрении вопроса о происхождении права выяснилось, что спектр теорий возникновения подобного уникального общественного явления в жизни людей необычайно широк. Авторы, занимавшиеся исследованиями теоретических правовых вопросов, создали множество концепций и школ права, выдвигая порой самые фантастические аргументы в защиту той или иной теории, приверженцами которой они являлись, попутно подвергая беспощадной и не всегда аргументированной критике теории и доводы, отличающиеся от своих собственных; иные же просто полагались на вопросы веры, ссылаясь на божественный авторитет. С другой стороны, множество людей, искренне интересовавшихся данной проблемой, приложили немало усилий, пытаясь разрешить эту, казалось бы, неразрешимую задачу - найти ответ на вопрос: «Как же произошло право?» Ответ скрыт в толще веков и вряд ли когда удастся найти убедительные доказательства в подтверждение той или иной теории.

Список использованных источников

1. Кашанина Т.В. - Происхождение государства и права: учебное пособие. 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2015. – 304с.

2. Марченко М.Н – Проблемы теории государства и права: учебник. – Москва: Проспект 2015. – 768 с.

3. Сырых В.М. – Теория государства и права: Учебник для вузов. – 6-е изд., перераб. и доп. – м.: ЗАО Юстицформ, 2012. – 704с.

4. Мелехин А.В – Теория государства и права: учеб. - М.: Маркет ДС, 2007. — 640 с.

5. Исаев И. А.- История государства и права России: учебное пособие для бакалавров. – Москва: Проспект, 2014. – 336с.

6. Пиголкин А. С., Дмитриева Ю. А.- Теория государства и права: учебник для вузов / под ред. А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. – 744 с.

7. С. С. Алексеев – Государство и право: учебное пособие / С. С. Алексеев. – М.: Проспект, 2010. – 152 с

8. Оксамытный В.В. Общая теория государства и прав: учебник. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 511 c.

9. Червонюк В. И. Теория государства и права: учебник / В. И. Червонюк. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 704 с

10. Ильин И.А. – Теория права и государства [Электронный ресурс]/ Ильин И.А.– Электрон. текстовые данные. – М.: Зерцало, 2013. – 552 c