Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теории происхождения государства (Предпосылки и формы возникновения государства)

Содержание:

Введение

Актуальность исследования заключается в том, что государство является сложной политико-правовой формой организации общественной жизни. Оно выступает средством управления общественными процессами (защита прав и законных интересов граждан, обеспечение правопорядка, безопасности граждан и общества). Государство является продуктом возникновения и развития человеческой цивилизации. Процесс становления государства свойственен лишь определенному этапу развития человеческого общества.

В результате эволюционного развития человечеством для управления общественными процессами была выработана система определенных правил поведения, которые устанавливаются публичной властью. В ходе усложнения социальных связей данные социальные нормы и институты политической власти принимают более сложные формы. Ввиду этого, необходимо рассмотреть основные закономерности возникновения государства и формы возникновения у различных народов мира.

Объект исследования – общественные отношения, существующие в процессе возникновения, формирования и становления государства.

Предмет исследования – теории происхождения государства.

Целью исследования является выявление общих закономерностей возникновения государства и обусловленности разнообразия форм возникновения государства у различных народов мира.

Задачами исследования являются следующие:

- рассмотреть историческое развитие формирования понятия государства;

- проанализировать теории происхождения государства;

- определить причины возникновения государства;

- выявить основные формы возникновения государства.

Степень научной разработанности темы исследования находится пока еще на невысоком уровне, хотя она и подвергалась изучению и правовой оценке многих ученых. Необходимо систематизировать и обобщить имеющиеся исследования. Исследуемая тема нашла отражение в работах ученых, таких как Ф. Энгельс[1], Ю.Н. Кириченко[2], С.Н. Грошев[3], Н.Я. Данилевский[4] и др.

Методологическую основу исследования составляют методы сравнительного правоведения, анализа и синтеза, исторический, формально-логический, конкретно-социологический, формально-юридический, системно-структурный.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка использованных источников.

1. Происхождение и сущность государства

1.1. Историческое развитие формирования понятия государства

Подходы к понятию государства, его сущность и признаки развивались исторически одновременно с развитием цивилизации. Вопрос о понятии государства представляется таким же сложным и древним, как и само государство. Особенности функционирования государства, его значение в жизни общества затрагивали философы, историки, политологи и юристы еще с древних времен. В процессе становления понятий о государстве и его сущности сформировались различные подходы к определению государства, выявились основные положения о его сущности и значении в общественной жизни. Так, древнекитайский философ Конфуций полагал, что государство представляет собой большую семью во главе с императором. Для Платона государство было приравнено к отдельному лицу, при этом идеальное устройство олицетворялось в сравнении с физическим организмом. Члены государства не обладают самостоятельным значением, а существуют только в целях исполнения своего общественного призвания. Ввиду этого в государстве Платона воины, которые хоть и признавались настоящими гражданами, однако не имели ни личной собственности, ни семьи. Жены, дети, имущество – все общее.

Аристотель же напротив, отмечал, что такое чрезмерное единство противоречит природе вещей. Поэтому согласно учению Аристотеля о государстве имеет место как частная собственность, так и семейная жизнь. Государство есть «союз родов и сел для жизни совершенной и самобытной»[5].

Цицероном государство рассматривалось как «достояние народа, а народ – не любое соединение людей, которые собраны вместе каким-либо образом, а соединение людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общности интересов»[6].

Белорусский мыслитель Ф. Скорина определял государство как организацию людей для общей пользы и согласия[7]. Известный философ, правовед и политический деятель Великого княжества Литовского А. Волан связывал возникновение государства и права с необходимостью защиты естественных прав человека и достижения общего блага всех людей[8].

Таким образом, рассмотрены частные определения, и вместе с тем все определения о понятии государства, его сущности и роли в правовых отношениях представляются в виде сформировавшихся теорий. На первом плане выявляются теологические теории, которые имеют многовековую историю. Они сформированы в древних государствах Востока, в Древнем Риме и Древней Греции. Главный аспект данных теорий связывает возникновение государства с божественной волей. То есть, государственная власть является производной от власти божественной, а ее земным проводником выступает церковь (Иоанн Златоуст, Августин Блаженный, Фома Аквинский и др.).

Представители патриархальной теории связывают возникновение государства с семьей, власть главы государства приравнивается к власти отца в семье, который заботится о своих близких (Аристотель и др.).

Таковы были взгляды древних мыслителей на государство, общим итогом чего является движение мысли от целого к частям, от общего к частному.

Совершенно обратным порядком идет мышление нового времени. В древности мысль исходила от объекта и затем перешла к субъекту, здесь она исходит от субъекта и затем переходит к объекту.

Вершину представлений о государстве составили такие понятия, как власть, закон, свобода, цели и идеи, которые связывают все элементы в одно органическое целое, представляющие собой основополагающие элементы государственного порядка.

В частности, естественно-правовая (договорная) теория происхождения государства вариативна в понимании государства, однако сводится к тому, что государство является результатом объединения граждан на добровольной основе (Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, Г. Гроций, Дж. Локк, А. Н. Радищев). Теория насилия объясняет возникновение государств военными захватами, что привело к возникновению господствующих и угнетенных классов. (Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг).

Согласно патримониальной теории государственная власть представляет собой власть собственника над теми, кто проживает на его земле (А. Галлер).

Кроме указанных теорий существует и ряд других, которые так или иначе могут представлять интерес: инцестная теория (К. Леви-Стросс), спортивная теория (Х. Ортега-и-Гассет), расовая теория (Ж. Гобино, Ф. В. Ницше)[9].

Все сформированные теории происхождения и сущности государства оказывают непосредственное влияние на весь ход формирования философских и юридических понятий об этом феномене и последующее развитие учения о нем.

Как представляется верным, трактовки концепций возникновения государства зависят от природы понимания государства, а также его участия в правовых отношениях. Современное многообразие учений о генезисе государства во многом отражает те причины, которые являются первоосновой для их появления. Скорее всего, эти представления необходимо рассматривать во взаимосвязи, что позволит сформировать наиболее целостное представление о государстве.

При определении понятия «государство» научная мысль сталкивалась с неоднозначным его пониманием, потому как ученые имели разный подход к разрешению данной теоретической проблемы.

Рассмотрение этого понятия необходимо начать с философского подхода к определению государства. В новейшем философском словаре государство определяется как «основной институт политической системы, наделенный высшей законодательной властью, т. е. правом устанавливать и регламентировать социальные нормы и правила общественной жизни в пределах определенной территориальной целостности и использовать легитимные методы принуждения для их соблюдения по отношению ко всем членам общества. Государство является основным источником политической власти и использует ее от имени всего общества. Основное отличие государства от других политических институтов заключается в том, что, обладая верховным правом на законодательную власть, оно подчиняет своим политическим интересам деятельность всех государственных политических учреждений и проводит через них свою политику…»[10]. Данное понятие следует считать исходным, потому как оно выработано с общих методологических позиций философской науки и способствует выявлению особенностей формирования и функционирования государства как важнейшей теоретико-правовой проблемы в рамках романо-германской правовой семьи.

В процессе развития общества изменяется не только общество, но и государство, его сущность и функции, оно находится на грани перехода от режимов деспотических к демократическим. В рамках данной эволюции изменяются и понятия о государстве, его роли и предназначении в обществе и правоотношениях.

Известные российские ученые-правоведы Ф. Кокошкин, Г. Ф. Шершеневич, А. Ломан и В. Хвостов определяли государство как объединение людей под одной властью в рамках одной территории. В частности А. Ломан указывал, что «…государство, с философской точки зрения это эгоизм оседлого народа определенной части земного шара в его совокупности, движимый по пути своего развития…»[11].

«Государство, - по Гегелю, - есть действительность нравственной идеи – нравственный дух как очевидная, самой себе ясная, субстанциональная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она это знает»[12].

В различные эпохи мыслители Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г Еллинек давали свое собственное определение государства. Основой для понимания каждого из них является комплексный анализ их концепции.

В период советского функционирования и развития юридической науки преобладающим было марксистско-ленинское учение о государстве. Ф. Энгельс во введении к работе «Гражданская война во Франции» привел свое определение государства: «В действительности же, - пишет он, - государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим…»[13].

В ходе экономических, политических и идеологических изменений, произошла переоценка значения марксистско-ленинского учения в рамках изменяющейся правовой парадигмы, формирования демократического правового социального государства.

В последнее десятилетие в трудах ученых, изучающих проблемы государства, его сущности, исследователи полагают, что происходит сближение классовых и общесоциальных подходов понимания государства.

Так, М. И. Байтин, рассматривая сущность государства, отмечает необходимость разграничения классового и общечеловеческого подхода в понимании государства[14]. А. Б. Венгеров, исследуя понятие государства, опирается на комплексную характеристику государства: «в рамках современной теории государства становится актуальным не столько описание классовой сущности государства, сколько всестороннее раскрытие его многогранного социального назначения, структурной и территориальной организации, других важных сторон жизни современного государства»[15].

Понятие «государство» многогранно по своей сути и содержанию. В рамках науки теория государства и права воспринимается также неоднозначно. Одновременно государство исследует философия, история, лингвистика, политология, каждая наука в рамках своих парадигм. Ввиду этого, в литературе многократно предпринимались попытки систематизировать разрозненные подходы к пониманию данного понятия.

В. А. Четвернин отмечает, что государство может рассматриваться в качестве трех элементов: а) государственно организованное сообщество (совокупность людей, которые проживают на определенной территории и объединены политической властью); б) аппарат государственной власти как целое; в) система государственных органов[16]. Также данные исследования проводили А. Б. Венгеров, М. Н. Марченко, А. В. Поляков.

Для современного понимания государства, его сущности, особое внимание необходимо обратить на исследования немецкого ученого Г. Еллинека, потому как он рассматривал государство как социальное образование и правовое.

К первой категории относятся «теории преимущественно объективного бытия государства» - теории, которые опираются только на познания бытия государства. К ним Г. Еллинек отнес следующие:

а) государство как факт;

б) государство как состояние;

в) отождествление государства с одним из его элементов;

г) государство как естественный организм[17].

Ко второй категории представлений о государстве Г. Еллинек относит «теории преимущественно субъективного бытия государства»: а) государство как духовно-нравственный организм; б) государство как коллективное или союзное единство. Концепция государства как духовно-нравственного организма по многим положениям сходна с теориями государства как организма естественного.

Третью категорию учений о государстве по Г. Еллинеку составляют «юридические учения о государстве», в которых оно рассматривается как правовое понятие. Именно юридические учения, по мнению Г. Еллинека, способствуют пониманию сущности государства, ввиду того, что социологические и иные подходы к пониманию государства помогают получить общее представление о государстве как субъекте. Значение имеет лишь то, как оно воспринимается с позиции права. Все остальные подходы подлежат рассмотрению политической, социологической и прочими науками.

Поэтому позиция Г. Еллинека позволяет утверждать, что юридическое познание государства нацелено не на выяснение его реального существа, а на то, чтобы сделать государство юридически мыслимым, то есть найти понятие, в котором без внутренних противоречий сочетаются все юридические особенности государства.

Г. Еллинек рассматривает его в качестве:

а) правоотношения;

б) объекта права;

в) субъекта права.

В рамках данного учения принято рассматривать государство как юридическое лицо, как юридическую персонификацию нации, в отличие от других учений, которые рассматривали государство с точки зрения социологии.

В XXI столетии в рамках существующих и развивающихся учений о государстве по существу не внесено нового содержания в понятие государства. Представители юридической, социологической, экономической, исторических школ определяют государство как общность, в основе структуры которой лежат территория, народ и государственная власть[18].

Анализ многочисленных теорий позволяет констатировать, что в теоретических исследованиях речь идет, скорее всего, не о кардинальных различиях в содержании определения и сущности государства, сколько о несовпадении формулировок при наличии различных подходов.

При изучении генезиса государства необходимо учитывать следующее. В понятии и сущности государства в зависимости от исторических и иных условий на первом месте может стоять классовое начало (характерно для государств эксплуататорского типа), либо обще социальное начало (современные постсоциалистические и посткапиталистические государства). Эти два подхода сочетаются в понятии и сущности государства и дают возможность дать полную характеристику государства.[19]

Исходя из этого следует, что любое современное демократическое правовое государство с точки зрения его понятия и сущности можно рассматривать как средство социального компромисса по содержанию и как правовое по форме.

Исходя из вышесказанного, на наш взгляд, в современных условиях под государством следует понимать политическую организацию общества, распространяющую верховную власть на территорию страны, осуществляющую свою деятельность посредством аппарата управления, изданием в установленном порядке правовых норм, при этом отдельные государства, развивая в своих основных законах понятие о государстве, дополняют в его определение такие характеристики, как федеративное, унитарное, демократическое, социальное, правовое, указывая, что его основой является народ, государственная власть, суверенитет, гражданство, права и свободы граждан, расширяя обще социальные функции. При этом следует исходить из общих методологических позиций философской науки, что и позволяет выявить особенности формирования и функционирования государства как важнейшей теоретико-правовой проблемы в рамках романо-германской правовой семьи.

1.2. Теории происхождения государства

Вопрос о происхождения государства является одним из основополагающих. Его задавали философы многих стран и народов. В данной статье предложен анализ факторов и предпосылок возникновения первого государства, описаны основные теории его происхождения.

«Государство – сложная политико-правовая форма организации общественной жизни. Оно призвано служить средством управления общественными процессами (защита прав и интересов граждан, обеспечение правопорядка, безопасности граждан и общества)»[20]. Однако государство существовало не всегда. Раньше люди находились вне правовых норм и руководствовались своими обычаями. Существует много версий происхождения государства. Это связанно с тем, что у различных народов его формирование шло разными путями.

Теория теологического происхождения государства принадлежит Фоме Аквинскому. На сегодняшний день она популярна среди идеологов исламской религии и католической церкви. Теория основана на том, что государство сотворил Бог, а государственная власть вечна и незыблема. Человек обязан подчинятся главе государства. А неравенство людей обусловлено божьей волей. Сопротивление государственной власти расценивается как сопротивление самому Богу. Богослов Иоанн Златоуст отмечал, что существование властей – все это дело Божьей премудрости, и поэтому надо «возносить великую благодарность Богу и за то, что есть цари, и за то, что есть судии»[21]. Эта теория была популярна для оправдания неограниченной монархии. Однако эта теория построена в основном на вере и является недоказуемой. И не позволяет определить, как улучшить государственное устройство, как совершенствовать его форму, а так же уменьшает влияние социально-экономических и иных отношений на него.

Теория общественного договора была разработана в XVII-XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Ж. Ж. Руссо и др. В ней государство создано путем договора, в котором они передают государству часть своей свободы и власти. До возникновения государства был «золотой век человечества» (Ж. Ж. Руссо), который завершился с появлением частной собственности, расслоившей общество на бедных и богатых, приведшей к «войне всех против всех» (Т. Гоббс). Теория имеет демократическое содержание. Источником власти является народ. Права и свободы каждого человека возникают в момент рождения, а все люди равны от природы. У государства и народа есть комплекс взаимных прав и обязанностей. В случае злоупотребления правителями властью народ в праве расторгнуть договор с ними даже путем свержения. Недостатком данной теории является ее схематичность и идеализирование первобытного общества, которое на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями.

К представителям патриархальной теории можно причислить Аристотеля, Р. Филмера и др. В ней люди являются коллективными существами, которые стремятся к созданию семьи. В следствии увеличение их количества и образовывается государство. Таким образом, власть главы государства это продолжение власти отца в семье. Именно монарх и старшие дети должны заботится о младших и создавать необходимые условия для их жизни. Такая теория роднит всех в стране и прибавляет уважение к государственной власти. В современных условиях она получила отражение в идее государственного патернализма. Однако по мнению историков, семья образовалась параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытного строя[22].

Теория насилия, которая была отражена в трудах Дюринга, Л. Гумпловича и др. Государство возникло по средством насилия - порабощения одних племен другими. В результате войны племена перерождались в касты, сословия и классы, а завоеватели превращали покоренных людей в рабов. Государств является не итогом развития общества, а навязанной ему извне силой. Конечно, такие факторы в образовании государственности имели место быть. Однако степень насилия в этом процессе была разная. Поэтому эту теорию следует рассматривать как одну из причин возникновения государства.

Материалистическая теория более полно изложена в работе Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Толчком к возникновению государства послужили экономические причины: разделение труда, появление частной собственности и прибавочного продукта, а также последующий за этим раскол общества на классы с разными экономическими интересами. Энгельс характеризовал государство, как «машину для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса»[23]. Власть перешла в руки богатых людей, которые создают политическую структуру – государство, для защиты своих экономических интересов. Несмотря на то, что эта теория и по сей день является одной из самых справедливых, в ней также присутствуют недостатки. На образование государство, помимо экономических, оказали воздействия также политические, идеологические и психологические факторы, а внутривидовая борьба присуща не только человеку, но и миру животных.

Органическая теория подробно отражена в трудах Г. Спенсера, Р. Вормса и др. Государство является организмом, в котором отношения между частями аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа. Таким образом, государство – это продукт общественной эволюции, которая является лишь разновидностью биологической эволюции. В таком государстве выживают наиболее приспособленные, а в процессе борьбы и войн формируется правительство, структура управления, складывается государство, находящееся на одном уровне с биологическим организмом. Однако распространять все закономерности присущие биологической эволюции, на социальные организмы, неверно. Нельзя сводить проблемы социальные к проблемам биологическим, так как они имеют разные уровни жизни, подчиняются различным закономерностям и имеют в своей основе различные причины возникновения.

В основе психологической теории лежат особые свойства человеческой психики: стремлением подчиняться, подражать, потребность людей во власти над другими. В первобытных племенах из людей выделялись вожди, шаманы, жрицы. Обычный человек, приписывая им особые способности, сам создавал условия своей зависимости от них. Так и появилась государственная власть. Однако, всегда существуют ее противники, который проявляют свои агрессивные устремления и инстинкты. Для удержания в узде подобных начал личности и возникает государство. Оно разрешает психологические противоречия между людьми способными принять ответственное решение и пассивной массой.[24]

Рассмотренные нами теории по-разному объясняют причины происхождения государства. Каждая из этих теорий раскрывает одну из возможных сторон процесса возникновения государства. В идеале государство должно служить человеку, создавать все необходимые условия для того, чтобы он мог максимально проявлять и развивать свои способности. В действительности отношения между человеком и государством куда более сложны и противоречивы.

1.3. Значение теории происхождения государства в формировании правовой культуры граждан

В условиях государственно-правовой реальности люди живут уже тысячелетия, подчиняясь государственной власти, действуя в соответствии с правовыми предписаниями. Государства появились как закономерный итог исторического процесса становления общества.

Знания о причинах возникновения, сущности, особенностях функционировании государства и его институтов необходимы современному человеку для понимания их природы и роли в жизни общества и гражданина, а также для формирования собственного отношения к государственным институтам, законам и сквозь призму этого – отношения к другим людям[25].

Государство можно рассматривать как объединение множества людей, особую политическую интеграцию, которая предполагает наличие государственно-правовых институтов и соответствующих отношений.

Различные теории происхождения государства существуют благодаря объективным предпосылкам:

- сложность и разносторонность самого процесса происхождения страны;

- различное восприятие исследователями, экспертами, историками их несовпадающих взглядов, а также противоречивых финансовых, политических и других интересов;

- отсутствие или недостаток информации о некоторых периодах становления страны, а также ее преднамеренное искажение.

Понять происходящие в том или ином государстве процессы, невозможно не зная, как они исторически формировались. Опыт показал, что ключевые предпосылки происхождения страны и права лежат не в сфере морали или религии, они коренятся в области экономики и социальной жизни людей. О появлении признаков страны говорит выделение из общества особой группы людей, не производящих вещественных благ, а занятых только управлением и наделенных особыми возможностями и властными полномочиями.

Вопросы, касающиеся сути и роли государства в обществе, до сих пор вызывают много споров, разрешить которые можно при исследовании истории страны, с учетом связей с экономикой, социально-политической и духовной жизнью общества.

Появление частной собственности и развитие экономических взаимоотношений способствовали возникновению противоборствующих классов, а, следовательно, и к необходимости государственной власти, способной согласовывать общественные дела.

Предпосылки зарождения государства связаны не только с развитием производства, но и с воспроизводством самого человека, что оказывает разностороннее воздействие на создание общества, структуру его внутренних и внешних отношений, культуру.[26]

Основные признаки государства:

1) наличие публичной власти, выделенной из общества или же не совпадающей с общественностью страны (государство в обязательном порядке владеет установкой управления, принуждения, правосудия; публичная власть − это госслужащие, полиция, суды, тюрьмы);

2) система налогов, займов (существенная часть бюджета любого государства, важная для проведения конкретной политической деятельности и содержания государственного аппарата и людей);

3) территориальное деление населения (государство объединяет собственной властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, автономно от приспособления к какому-либо роду, племени, учреждению);

4) право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее законной, определяет юридические границы и формы объективизации государственной власти);

5) монополия на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, трансформируя их в юридические критерии поведения);

6) монополия на законное применение силы, физического принуждения (допустимость лишать людей всех ценностей);

7) устойчивые правовые связи с общественностью, живущей на его территории (гражданство, подданство);

8) обладание определенными материальными средствами для проведения собственной политики (государственное имущество, бюджет, денежная единица и т. д.);

9) монополия на официальное представительство всего общества (никакая другая конструкция не вправе представлять всю страну);

10) суверенитет (присущее государству господствующее положение на всей территории, неподконрольность в интернациональных отношениях);

11) наличие государственных символов (флаг, герб, гимн).

В формировании правовой культуры граждан страны основополагающую роль играет базовая теория происхождения государства.

Наиболее известны ирригационная, теологическая, патриархальная, теория насилия, органическая и классовая теории происхождения государства.

В нашей стране длительное время господствовала классовая теория возникновения государства К. Маркса и Ф. Энгельса, которая наиболее полно изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Классовую теорию поддерживал и пытался развить дальше В.И. Ленин.[27]

Одно из основных ее положений − учение о социально-экономической формации. Финансовые взаимосвязи – это базовые отношения, а государство и право, относясь к надстроечным явлениям, находятся в зависимости от экономической системы общества, полностью ею определяются, хотя и обладают определенной самостоятельностью. Согласно марксистской концепции государство возникло, сначала вследствие экономических обстоятельств: общественного разделения труда, появления дополнительного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными финансовыми интересами. Ф. Энгельс акцентировал внимание на том, что государство не является силой, навязанной обществу.

Основные положения классовой теории:

− материальные условия общества играют в жизни людей значительную роль и реорганизация форм трудовой деятельности, ведения хозяйства, собственности, общественное разделение труда оказали влияние на появление государства;

− с формированием общества и переходом его от присвоения продуктов природы к их производству, происходит дифференциация людей по имущественному признаку[28].

Государство оказывает воздействие на всю жизнь общества и поведение человека, способствует формированию правовой культуры граждан.

Современному человеку знания о возникновении, сущности, функционировании государства и его институтов необходимы для понимания их природы, роли в жизни общества и гражданина, а также для выработки своего отношения к государственным институтам, к закону и через это – отношения к другим людям. Ознакомление с основными теориями происхождения государства позволяет понять необходимость государства как формы существования и развития общества, реализации его потребностей.

Юридическая наука серьезное внимание уделяет состоянию правовой культуры в современном российском обществе, ее роли в формировании и развитии гражданского общества.

Под культурой понимают, прежде всего, стремление к цивилизованному образу жизни, повышение духовных, поведенческих, интеллектуальных и психологических ценностей отдельно взятой личности и общества в целом.

Правовая культура, являясь составной частью общечеловеческой культуры, превосходит границы нормативного воздействия права на социальные отношения, прямо и косвенно влияет на формирование сознания и деятельность личности в самых различных сферах жизни общества. Поэтому не случайно вопросы формирования правовой культуры имеют самое прямое отношение к подавляющему большинству проблем построения правового государства и гражданского общества.

Правовая культура − один из обязательных элементов гражданского общества, правового государства, включающий в себя и правовую культуру населения, и правовую культуру должностных лиц, органов власти, государства в целом.

Правовая культура составляет внутреннюю, ментально-духовную сторону правовой системы общества и глубоко пронизывает правосознание, право, правовые отношения, законность и правопорядок, правотворческую, правоприменительную и любую иную юридическую деятельность, регулирует поведение людей, сообразуясь с социокультурными, историческими особенностями различных этносов, выступает инструментом достижения социальной стабильности. Состояние правовой культуры любого государства показывает степень зрелости конкретной правовой системы. Это в полной мере относится и к современной России, правовая система которой отражает достигнутый уровень прогрессивно-правового развития общества.[29]

Правовая культура личности формируется сквозь призму правовой культуры общества, представляющей собой систему ценностей конкретного общества. Составляющие элементы правовой культуры общества:

- юридическая практика в государстве;

- соблюдение законов и порядка;

- общий уровень правосознания;

- общее состояние законодательной базы и прочие.

Правовая культура личности обладает своей спецификой, так как подразумевает не только понимание правовых основ и процессов, но и неукоснительное соблюдение закона, т.е. выработанные обществом нормы должны стать привычными для каждого его члена.

Элементы правовой культуры личности:

- знание законодательства и применение знаний на практике, соблюдение законов;

- формирование личного отношения к праву, что находит отражение в правомерном и законопослушном поведении;

- умение индивидуума применять на практике свои знания в сфере юриспруденции, способность защитить свои права и свободы, не нарушая закон[30].

Правовая культура играет в обществе роль нормативного ориентира, активно вторгается в социальную среду, обеспечивая необходимый уровень индивидуального правосознания и вовлекая индивидов в единую систему социальной организации.

Правовая культура на основе существующих в обществе знаний и представлений формирует легитимные и общепризнанные образцы поведения, нормы, ценности, стереотипы и правила в отношении к праву, регулирующие деятельность социальных субъектов. Взаимосвязь между правовой культурой и правовым поведением обусловлена их функциональной направленностью на поддержание отношений, взаимодействия, взаимопонимания, обеспечения социального порядка и безопасности. Любое правовое поведение и всякая правовая культура включают в себя и положительные, и отрицательные устойчивые черты, наблюдаемые в сознании и поведении субъектов правового процесса.

Правовая культура опосредованно определяет правовое поведение человека на обыденном уровне и находит свое практическое воплощение как в правосознании, так и в правовом или противоправном поведении граждан или групповых общественных субъектов. Причем отклоняющееся от правовых норм поведение − часто следствие слабой правовой информированности, социальной наивности и деловой некомпетентности.

В течение длительного времени в российском обществе не существовало благоприятных предпосылок для развития правовой культуры, что объяснялось наличием различных объективных и субъективных факторов. Отечественной правовой системе было свойственно неуважительное отношение к личности, к ее правам и свободам, низкая роль судебной власти.[31]

Подводя итог данной главы, следует отметить, что при определении понятия государства, несмотря на многообразие сформулированных определений различных ученых, наиболее точной будет следующая формулировка: государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Различные теории по-разному объясняют причины происхождения государства. Однако, Материалистическая теория и теория насилия являются одними основными и наиболее актуальными в настоящее время, так как они содержат в себе наиболее здравый и правдоподобный смысл, имеют более правдоподобный характер, в отличие от теологической и органической теории.

Юридическая наука на современном этапе серьезное внимание уделяет решению проблемы формирования правовой культуры каждого гражданина нашей страны, что должно способствовать поднятию престижа права и воспитанию уважения к закону; созданию условий для развития гражданской и правовой активности в обществе; организации изучения права на всех уровнях образовательного процесса; расширению информирования населения о действующем законодательстве и обеспечению доступа всех слоев населения к юридической информации. Также в процессе формирования правовой культуры личности необходимо активно участвовать не только правоохранительным органам, но и семье, и образовательным учреждениям.

2. Предпосылки и формы возникновения государства

2.1. Причины возникновения государства

Вопрос о происхождении государства является спорным. О причинах происхождение государства говорится в различных теориях: теологической (божественная сила); договорной (сила разума, сознания); психологической; органической; материалистической; теории насилия и т.д.

Такое количество различных мнений обусловлено следующим:

- во-первых, на процесс происхождения государственности действительно влияли значительные факторы: социально-экономические, военно-политические, природно-климатические, нравственно-религиозные, национально-исторические и т.п.;

- во-вторых, мыслители, предлагавшие освещение этому процессу, жили в разные исторические эпохи и, разумеется, использовали многообразный масштаб накопленных человечеством знаний;

- в-третьих, объясняя процесс возникновения государства, ученые чаще всего брали для иллюстрации своих идей известные им регионы Земли;

- в-четвертых, зачастую мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались эти результаты применить к наукам общественным и, в частности, основываясь на тех или иных достижениях, по-новому взглянуть на процесс происхождения государства;

- в-пятых, нельзя исключить и того, что на взгляды авторов теорий очень часто сильно влияли их философские и идеологические пристрастия.

Разложение первобытного общества с его родовой организацией и становление государственной власти в различных исторических условия имели свои специфические особенности[32].

Общей закономерностью первоначального возникновения государства было его становление в недрах разлагающегося первобытного строя как политической организации общества, обладающей определенной территорией своего проживания и публичной (политической) властью, отделившейся от населения[33].

Проблема возникновения государства и права остается и, видимо, длительное время останется в науке дискуссионной. Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философские воззрения и течения (например, есть мнение, согласно которому государство и право существовали вечно. Для его сторонников проблемы возникновения государства и права вообще нет). Во-вторых, историческая и этнографическая науки дают все новые знания о причинах происхождения государства и права.

Современная материалистическая наука связывает процесс возникновения государства и права (особенно в европейских странах) главным образом с развитием производства, с переходом от присваивающей к производящей экономике.

В результате эволюционного развития человек для удовлетворения своих потребностей постепенно перешел от присвоения готовых животных и растительных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий труда, пищи и др. Именно переход к производящей экономике послужил толчком к трем крупным разделениям общественного труда – отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена – торговли (купцов).

Такие крупные события в общественной жизни имели столь же крупные многочисленные последствия. В изменившихся условиях возросла роль мужского труда, который стал явно приоритетным по сравнению с женским домашним. В связи с этим матриархальный род уступил место патриархальному, где родство уже ведется по отцовской, а не по материнской линии. Но еще более важным было, пожалуй, то, что родовая община постепенно начинает дробиться на патриархальные семьи (земледельцев, скотоводов, ремесленников), интересы которых уже не полностью совпадают с интересами рода. С возникновением семьи началось разложение родовой общины. Наконец, наступил черед неизбежной при разделении труда специализации, повышения его производительности. Прибавочный продукт как следствие роста производительности труда обусловил появление экономической возможности для товарообмена и присвоения результатов чужого труда, возникновения частной собственности, социального расслоения первобытного общества, образования классов, зарождения государства и права.

И все же причины зарождения государства и права коренятся не только в материальном производстве, но и в воспроизводстве самого человека. В частности, запрещение инцеста (кровосмешения) не только способствовало выживанию и укреплению рода человеческого, но и оказало многоплановое воздействие на развитие общества, структуру его внутренних и внешних отношений, культуру. Ведь понять, что кровосмешение ведет к вырождению, ставит род на грань гибели – половина дела. Куда сложнее было искоренить его, для чего потребовались суровые меры пресечения неизбежно встречавшихся сначала отступлений от табу, еще недавно не существовавшего. Поэтому есть основания полагать, что родовые органы, поддерживающие запрещение инцеста и насильственное его пресечение внутри рода, развитие связей с другими родами в целях взаимообмена женщинами, были древнейшими элементами нарождающейся государственности[34].

Родовая организация общества трансформировалась в государство эволюционно, сохраняя историческую преемственность, проходя переходные стадии. Одной из таких переходных, предгосударственных форм была военная демократия, где органы родового общественного самоуправления еще сохраняются, но постепенно набирают силу новые предгосударственные структуры в лице военачальника и его дружины. Здесь появились зачатки военно-насильственного принуждения и подавления, ибо традиционная родовая организация самоуправления уже не в состоянии была разрешить возникающие противоречия, все более разрушающие вековые порядки.

Формирование государства – длительный процесс, который у различных народов шел разными путями. Ныне доминирует мнение, что одним из основных является восточный путь возникновения государства, «азиатский способ производства» (вначале – Древний Восток, затем – Африка, Америка, Океания). Здесь очень устойчивыми, традиционными оказались социально-экономические отношения и структуры родового строя – земельная община, коллективная собственность. Управление общественной собственностью становилось важнейшей функцией родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную социальную группу (сословие, касту), а ее интересы все более обособлялись от интересов остальных членов общества[35].

Следовательно, восточный (азиатский) вариант возникновения государственности отличается от других вариантов главным образом тем, что здесь родоплеменная знать, исполнявшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная) собственность тоже постепенно превращалась в государственную. Частная собственность тут не имела существенного значения. На рассматриваемый путь зарождения государства значительное влияние оказали географические условия, необходимость выполнения крупномасштабных общественных работ (сооружение, эксплуатация и защита ирригационных систем и др.), предопределивших возникновение самостоятельной и сильной публичной власти.

По другому историческому пути шел процесс возникновения государства на территории Европы, где главным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов. По мнению Ф. Энгельса, в наиболее «чистом» виде этот процесс проходил в Афинах. В Риме на возникновение классов и государства большое влияние оказала длительная борьба двух группировок свободных членов родоплеменного общества – патрициев и плебеев. В результате побед последних в нем утвердились демократические порядки: равноправие всех свободных граждан, возможность каждого быть одновременно землевладельцем и воином и др. Однако к концу II в. до н. э. в Римской империи обострились внутренние противоречия, повлекшие создание мощной государственной машины.

По вопросу возникновения государства на территории Западной и Восточной Европы в литературе высказаны две точки зрения. Сторонники первой утверждают, что в этом регионе в ходе разложения первобытных отношений зарождалось феодальное государство (сказанное относится прежде всего к Германии и России)[36].

Приверженцы второй полагают, что после разложения родового строя здесь наступает предшествующий феодализму длительный период, в ходе которого знать выделяется в особую группу, обеспечивает себе привилегии, в первую очередь во владении землей, но крестьяне сохраняют как свободу, так и собственность на землю. Этот период они называют профеодализмом, а государство – профеодальным.

К экономическим и политическим условиям появления государства можно отнести:

- крупное общественное разделение труда и появление постоянных производств (скотоводство, земледелие);

- углубляющую специализацию труда (земледелие, скотоводство, ремесло, товарообмен);

- появление частной собственности;

- необходимость охраны частной собственности от внешних захватчиков, «внутренних» любителей поживиться за счет другого;

- необходимость охранять границы территории, где находится производство, объекты частной собственности, проживает население;

- обеспечение постоянного управления обществом, постоянное контактирование с населением в лице правителей соседних территорий;

- защита интересов собственников за пределами территории производства.

К социальным предпосылкам:

- выполнение так называемых общих дел – строительство и обеспечение функционирования дорог, морских и речных портов и причалов, почты, ирригационных сооружений; борьба со стихийными бедствиями, эпидемиями и т.д.[37]

Родовой строй оказался бессильным в решении этих вопросов. Общество вынуждено было искать иные формы своей организации, вынуждено было опираться на силу и авторитет государства. Однако государство появилось не сразу, ему предшествовал достаточно длительный период так называемый военной демократии.

Таким образом, на этапе производящей экономики под воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных захватов, запрета инцеста и других факторов происходит расслоение первобытного общества, обостряются его противоречия, вследствие чего родовая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену с той же неизбежностью приходит новая организационная форма общества – государственность.

2.2. Основные формы происхождения государства

Период присваивающей экономики, для которого характерны такие формы организации первобытных людей (орда), затем позже - род, приходит к концу. Наука тому называет разные причины, среди которых закономерное развитие умственных способностей человека, его двигательно-мышечной системы, похолодание (многие ученые пишут о достаточно резком похолодании на планете в результате возможных природных катаклизмов, например, столкновение планеты Земля с гигантским метеоритом), развитие производства, совершенствование орудий труда и т.д. Так или иначе, процессы разложения родового строя, одновременно способствующие появлению элементов государственности многообразны и, безусловно, влияли друг на друга. Ряд авторов (Т.В. Кашанина, Л.А. Морозова, В.В. Оксамытный и др.) выделяют два основных пути возникновения государства – восточный и западный, кроме того, высказывается мнение о существовании смешанного (интегративного) типа[38].

Восточный (азиатский) путь возникновения государства присущ странам Древнего Востока, Африки и др. Здесь значительное влияние на возникновение государства оказали географическое положение, неблагоприятные климатические условия, необходимость строительства крупных ирригационных сооружений и их эксплуатация, что способствовало объединению людей и появлению управляющего слоя общества. Частная собственность в формировании такого типа государства существенной роли не играла.

Западный (европейский) путь возникновения государства характерен для Афин и Древнего Рима, где основополагающим фактором была частная собственность и как следствие – существовало классовое разделение людей. Защита собственности и собственников явилась одной из первопричин появления государственности.

Смешанный (интегративный) путь характерен сочетанием различных обстоятельств, ряд из которых становится определяющим, главенствующим. Например, для одних народов (в том числе и восточных славян) зарождение государства связано с процессом формирования племенных союзов, консолидирующихся как реакция на постоянные угрозы нападения и набеги воинственных соседей. Такие союзы становятся военными объединениями с сильной властью вождя и его окружения. Здесь государственность возникает на предфеодальной основе с сохранением свободы земледельцев и их прав собственности[39].

Ф. Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» предложил собственный взгляд на эту проблему, которая многие десятилетия доминировала в отечественной литературе. В настоящее время она также поддерживается многими современными учеными.

Афинская – классическая форма, появившаяся в результате реформ Тесея, Солона и Клисфена. Родовая организация разрушалась постепенно, ее органы заменялись новыми, уже образованными по территориальному признаку. Здесь государство возникло в силу так называемых внутренних причин в связи с развитием общества, его основ – производства, разделения труда, торговли, появления денег и частной собственности.

Было учреждено центральное управление – Совет. Население было разделено на эвпатридов (благородных), геоморов (землевладельцев) и демигуров (ремесленников). При этом только первые могли занимать общественные должности. Во главе стоял избранный от территориальных племен Совет пятисот. Создается полицейская служба, состоявшая из рабов, которые были абсолютно бесправны.

Древнеримская. Здесь государство возникает в результате борьбы патрициев (членов римских родов) и плебеев (пришлого населения в Древнем Риме). Роды объединялись в курию, а 10 курий – в племя. Во главе рода стоял старейшина; старейшины 300 родов составляли сенат. Народное собрание (собрание курий) избирало царя, принимало законы. Плебс – это свободные люди, владеющие собственностью, выплачивающие налоги (при этом они не могли занимать должностей, участвовать в собраниях). В результате реформ было образовано новое народное собрание, в котором участвовали все, несущие воинскую службу (реформы Сервия Туллия). Таким образом, органы родовой власти древних римлян стали выполнять государственные функции (III-IV вв. до н.э.)[40].

Власть была устроена по принципам, не допускающим плебеев к ее организации и функционированию, в том числе выборным основам. Все это не могло устраивать плебеев. Во-первых, как указывалось, это были свободные люди. Многие, хотя в прошлом и были рабами, либо их предки, но отличившись в военных походах, по обычаям древних римлян получили свободу, землю, знаки почетов. Они платили налоги, несли воинскую повинность, обладали частной собственностью (нередко значительной), имели военную выучку. Это была сила, сила достаточно грозная, другими словами - это внутри заложенный конфликт, противоречие между двумя большими группами населения.

Император Сервий Туллий провел реформу, разбив все население по принципу центурий (наличия имущества) на шесть классов. Право голоса, право на участие в формировании государственных органов теперь определялось не кровью, а количеством недвижимой собственности. Таким образом, родовой принцип организации власти рухнул, общество перешло в фазу государственного строительства с той лишь особенностью, что привилегиями обладали богатые. Таким образом, шлюзы в формировании государственной власти и государства в целом были открыты.

Древнегерманская форма появления государства связана с завоеваниями диких германских племен (варварами) больших территорий, населенных различными народами, в том числе Римской империи. Поскольку господство над захваченными территориями было несовместимо с родовым строем, в германских племенах была организована власть над провинциями: крупный военачальник назначается центральной властью (наместником), при нем образуется постоянное войско. При наместнике существовал совет – из местной знати, как совещательный орган. Во главе областей становятся графы. Отсюда появились понятия наместничество, графство[41].

Итак, ход истории не умалим, он движим развитием производительных сил, укреплением отношений частной собственности, разрушением родовых отношений и укреплением семейных, что закономерно ставит вопрос о новой форме организации общества, и такая форма находится – государство.

Подводя итог данной главы, необходимо отметить, что в основе появления государства лежат определенные условия, причины. Теоретически их можно подразделить на экономико-политические и социальные. Понятно, что такое их разделение во многом условно, ибо экономические и политические предпосылки часто отделить друг от друга сложно.

Основными путями возникновения государства являются восточный и западный. К формам возникновения государства относятся: афинская (классическая), древнеримская и древнегерманская.

Следовательно, формирование государства является длительным процессом, который, подчиняясь общим закономерностям, в конкретно-исторических условиях подчинен действию специфических закономерностей, обусловленных конкретными основаниями жизни различных народов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государство представляет собой политическую организацию общества, обеспечивающую его единство и целостность, которая осуществляет посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, а также придает праву общеобязательное значение и гарантирует права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Приведенное определение отражает общее понятие государства, но больше подходит к современному государству. В нем отмечается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно важные для общества функции, призвано обеспечивать его единство и целостность, управлять важнейшими общественными делами. Вместе с тем государство (особенно правовое) всесторонне гарантирует права и свободы граждан, поддерживает надежный и гуманный правопорядок в обществе.

Предпосылки возникновения государства сосредоточены в природе самого общества. Общество – это определенный тип отношений и связей между людьми (экономических, политических, духовных, юридических и т. д.), объединенных территориально, в рамках которых удовлетворяются их основные жизненные интересы и потребности.

Появлению государства способствуют определенные условия и причины. Теоретически они подразделяются на экономико-политические и социальные. Понятно, что такое их разделение во многом условно, ибо экономические и политические предпосылки часто отделить друг от друга сложно.

К основным теориям происхождения государства относятся: теологическая теория, теория общественного договора, патриархальная теория, теория насилия, материалистическая теория, психологическая теория. Рассмотренные теории по-разному объясняют причины происхождения государства. Каждая из этих теорий раскрывает одну из возможных сторон процесса возникновения государства.

Основными путями возникновения государства являются восточный и западный. Восточный (азиатский) путь возникновения государства присущ странам Древнего Востока, Африки и др. Западный (европейский) путь возникновения государства характерен для Афин и Древнего Рима. К формам возникновения государства относятся: афинская (классическая), древнеримская и древнегерманская.

Формирование государства является длительным процессом, который, подчиняясь общим закономерностям, в конкретно-исторических условиях подчинен действию специфических закономерностей, обусловленных конкретными основаниями жизни различных народов.

Государство оказывает воздействие на всю жизнь общества и поведение человека, способствует формированию правовой культуры граждан.

Современному человеку знания о возникновении, сущности, функционировании государства и его институтов необходимы для понимания их природы, роли в жизни общества и гражданина, а также для выработки своего отношения к государственным институтам, к закону и через это – отношения к другим людям. Ознакомление с основными теориями происхождения государства позволяет понять необходимость государства как формы существования и развития общества, реализации его потребностей.

Подводя итог можно сказать: государство существовало не всегда, оно возникло как социальный институт, на определенном этапе развития общества, когда возникла потребность в особом социальном управлении и особых социальных правилах поведения под влиянием целой системы факторов.

Список использованных источников

Научная литература

  1. Байтин М.И. О понятии государства / М.И. Байтин // Правоведение. – 2012. – № 3. – С. 4 – 16.
  2. Гегель Г. Философия права. Пер. с нем.: Ред. и сост. Д.А. Керимов и В.С. Нерсесянц / Г. Гегель. – М.: Мысль. 1990. – 524 с.
  3. Грошев С.Н. К вопросу о предпосылках возникновения государства / С.Н. Грошев // Государство и право. – 2017. – № 1. – С. 31 – 35.
  4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к романо-германскому / Н.Я. Данилевский. – М.: Юрайт, 2009. – 187 с.
  5. Еллинек Г. Общее учение о государстве / Г. Еллинек. – Спб., 1908. – 752 с.
  6. Златоуст, Иоанн. Беседы на Псалмы / Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста. В 12 т. – Т. 5. – С. 551.
  7. Ломан А. Современное учение о государственной власти / А. Ломан. – М.: Проспект, 2015. – 58 с.
  8. Солоневич И.Л. Народная монархия / И.Л. Солоневич. – М.: Из-во «РИМИС», 2005. – 230 с.
  9. Эвола Ю. Традиция и раса / пер. с итал. Е.В. Зарубина. – Новгород: «ТОЛЕРАНТНОСТЬ», 2016. – С. 30 – 31.
  10. Энгельс Ф. Сочинения К. Маркс и Ф. Энгельс. Т. 22 / Ф. Энглельс. – Изд. 2-е. – М., 1962. – 382 с.
  11. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / Ф. Энгельс. – М., 1989. – 294 с.

Учебная литература

Абдулаев М.И. Правоведение: учеб. пособие / М.И. Абдулаев – М.: Финансовый контроль, 2014. – 206 с.

Венгеров А.Б. Теория государства и права: учеб пособие / А.Б. Венгеров. – 3-е изд., исп. и доп. – М.: Юрайт, 2014. – 367 с.

Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие (2-е издание, переработанное, дополненное и исправленное) / Н.А. Власенко. – М.: Проспект, 2011.416 с.

Кириченко Ю.Н. Теория государства и права: учеб. пособие / Ю.Н. Кириченко А.В. Медведев; ООО «ТОП». – Курск, 2016. – 391 с.

Кашанина Т.В, Происхождение государства и права: учеб. пособие / Т.В. Кашанина. – М.: Юрайт, 2009. – 235 с.

Комаров С.А. Общая теория государства и права. Курс лекций / С.А. Комаров. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 347 с.

Матузов Н.И. Теория государства и права : учеб. пособие / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2014. – 529 с.

Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: учеб. для вузов / В.С. Нерсесянц. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. – 560 с.

Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. С. Нерсесянца. (Автор раздела «Государство: сущность, понятие, структура, функции» - Четвернин В. А.) – М.: Юнити-Дана, 2006. – С. 515 – 517.

Протасов В.Н. Теория государства и права: учеб. пособие / В.Н. Протасов. – М: Юрайт, 2015. – 488 с.

Рассказов Л.П. Теория государства и права: углубленный курс: учеб. пособие / Л.П. Рассказов. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2018. – 559 с.

Теория государства и права: Хрестоматия: В 2 т. / Авт. Сост. В. В. Лазарев, С. В. Липень. – М.: Юрист, 2005. – Т. 1. – 640 с.

  1. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / Ф. Энгельс. – М., 1989. – 239 с.

  2. Кириченко Ю.Н. Теория государства и права: учеб. пособие / Ю.Н. Кириченко А.В. Медведев; ООО «ТОП». – Курск, 2016. – C. 15 – 18.

  3. Грошев С.Н. К вопросу о предпосылках возникновения государства // Государство и право. – 2017. – № 1. – С. 31 – 35.

  4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к романо-германскому. – М.: Юрайт, 2009. – 187 с.

  5. Теория государства и права: Хрестоматия: В 2 т. / Авт. Сост. В. В. Лазарев, С. В. Липень. – М.: Юрист, 2005. – Т. 1. – С. 154.

  6. Теория государства и права: Хрестоматия: В 2 т. / Авт. Сост. В.В. Лазарев, С.В. Липень. – С. 158.

  7. Венгеров А.Б. Теория государства и права. 3-е изд., исп. и доп. – М.: Юрайт, 2014. – С. 90.

  8. Венгеров А.Б. Указ. соч. – С. 95.

  9. Комаров С.А. Общая теория государства и права. Курс лекций. – М.: Юнити-Дана, 2015. – С. 67.

  10. Ломан А. Современное учение о государственной власти. – М.: Проспект, 2015. – С. 22.

  11. Байтин М.И. О понятии государства // Правоведение. – 2012. – № 3. – С. 5.

  12. Гегель Г. Философия права. Пер. с нем.: Ред. и сост. Д.А. Керимов и В.С. Нерсесянц. – М.: Мысль. 1990. – С. 269.

  13. Энгельс Ф. Сочинения К. Маркс и Ф. Энгельс. Т. 22. Изд. 2-е. – М., 1962. – С. 200.

  14. Байтин М.И. О понятии государства. – С. 9.

  15. Венгеров А.Б. Теория государства и права. 3-е изд., исп. и доп. – С. 95.

  16. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. С. Нерсесянца. (Автор раздела «Государство: сущность, понятие, структура, функции» - Четвернин В. А.) – М.: Юнити-Дана, 2006. – С. 515.

  17. Еллинек Г. Общее учение о государстве. – Спб., 1908. – С. 152.

  18. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к романо-германскому. – М.: Юрайт, 2009. – С. 63.

  19. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к романо-германскому. – М.: Юрайт, 2009. – С. 65.

  20. Абдулаев М.И. Правоведение: учеб. пособие / М.И. Абдулаев – М.: Финансовый контроль, 2014. – С. 10.

  21. Златоуст, Иоанн. Беседы на Псалмы / Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста. В 12 т. – Т. 5. – С. 551.

  22. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: учеб. пособие. – М.: Юрайт, 2009. – С. 162.

  23. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / Ф. Энгельс. – М., 1989. – С. 178.

  24. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: учеб. пособие. – М.: Юрайт, 2009. – С. 167.

  25. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: учеб. для вузов. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. – С. 159.

  26. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. – С. 161.

  27. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / Ф. Энгельс. – М., 1989. – С. 182.

  28. Рассказов Л.П. Теория государства и права: углубленный курс: учеб. пособие. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2018. – С. 210.

  29. Комаров С.А. Общая теория государства и права. Курс лекций. – М.: Юнити-Дана, 2015. – С. 158.

  30. Комаров С.А. Общая теория государства и права. Курс лекций. – С. 160.

  31. Рассказов Л.П. Теория государства и права: углубленный курс: учеб. пособие. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2018. – С. 215.

  32. Кириченко Ю.Н. Теория государства и права: учеб. пособие / Ю.Н. Кириченко, А.В. Медведев; ООО «ТОП». – Курск, 2016. – C. 17.

  33. Матузов Н.И. Теория государства и права : учеб. пособие / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2014. – с. 33.

  34. Солоневич И.Л. Народная монархия. – М.: Из-во «РИМИС», 2005. – С. 25.

  35. Эвола Ю. Традиция и раса /пер. с итал. Е.В. Зарубина. – Новгород: «ТОЛЕРАНТНОСТЬ», 2016. – С. 30.

  36. Грошев С.Н. К вопросу о предпосылках возникновения государства // Государство и право. – 2017. – № 1. – С. 32.

  37. Грошев С.Н. К вопросу о предпосылках возникновения государства // Государство и право. – 2017. – № 1. – С. 33.

  38. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: учеб. пособие. – М.: Юрайт, 2009. – С. 167.

  39. Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие (2-е издание, переработанное, дополненное и исправленное). – М.: Проспект, 2011.С. 218.

  40. Власенко Н.А. Теория государства и права. – С. 232.

  41. Протасов В.Н. Теория государства и права: учеб. пособие. – М: Юрайт, 2015. – С. 76.