Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теории происхождения государства (Органическая теория)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Известно, что государство - основной институт политической системы современного общества и важнейшая форма его организации. Главное назначение государства заключается в организации политической власти и управлении обществом. Любое государство выражает и защищает интересы двоякого рода: интересы всего общества и интересы правящих кругов. В повседневной жизни и практике деятельности государственные интересы последних зачастую доминируют над интересами общества.

Государство обладает характерными признаками и чертами, отличающими его как от до государственной (первобытнообщинной) организации общества, так и от существующей наряду с ним негосударственной (партий, иных общественных организаций, общественных движений и т. д.).[1]

Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности: они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Было создано множество разнообразных теорий, по-разному отвечающих на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различиями исторических и социальных условий, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

Видимо, нет смысла рассматривать те точки зрения, которые исходят из непознаваемости путей возникновения и сущности государства и права, а также концепции, отождествляющие государство и общество, полагающие, что государство и право - явления вечные, присущие любому социуму, поскольку возникают вместе с ним. Рассмотрим теории, которые различают государство и общество и выделяют происхождение государства и права в качестве специфической проблемы.

Тема курсовой работы - общая характеристика основных теорий происхождения государства. Основываясь на вышеприведенной информации и исходя из темы работы, можно сформулировать цель – изучение теорий происхождения государства, выявление специфических моментов и итоговая оценка основных теорий.

Исходя из поставленной цели предстоит решить ряд задач:

В первой главе изучается марксистко-ленинская теория происхождения государства, в частности рассматриваются труды Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и лекция В.И. Ленина 1919 г. «О государстве».

Во второй главе приводятся и анализируются особенности и недостатки теорий происхождения государства, внимание заостряется на теологической, патриархальной, органической, договорной, теории насилия, как одной из теорий происхождения государства, ирригационная теория К.А. Виттфогеля, психологической теории, теории общественного договора.

Глава I. Основные причины многообразия теорий происхождения государства.

Вопрос о закономерностях образования государства, которые едины для всех времен и народов, не нужно смешивать с вопросом о причинах возникновения государств. На сей счет существует множество теорий, такой плюрализм мнений обусловлен следующим:

  1. Мыслители, предлагавшие объяснение этому процессу, жили в разные исторические эпохи и, разумеется, использовали разный объем накопленных человечеством знаний. Сегодня уровень знаний об обществе неизмеримо вопрос, но мы « с высоты своего полета» не должны пренебрежительно рассматривать идеи ученых, живших ранее нас, тем более, многие их идеи не отвергнуты жизнью и справедливы дол настоящего времени.
  2. Объясняя процесс возникновения государства, ученые брали для иллюстрации своих идей различные регионы земли, отличающиеся разнообразием.
  3. Зачастую мыслители, восхищенные достижением других, пытались эти результаты применить к наукам общественным и , в частности, основываясь на тех или иных достижениях по-новому взглянуть на процесс происхождения государства. Причем делали они это подчас так увлеченно, что не замечали влияние других факторов на развитие общества. Одним словом, мыслили односторонне.
  4. Нельзя исключить и того, что на взгляды авторов теорий очень часто сильно влияли их философские и идеологические пристрастья. И в этом нет ничего зазорного, ведь мы все дети своего времени.

Постараемся рассмотреть все известные на сегодняшний день теории происхождения государства. При рассмотрении и оценке различных теорий нужно иметь виду, что ее создатели- это не просто умные люди, а выдающиеся мыслители. Они искренне стремились проникнуть в тайны веков и предложить с их точки зрения наиболее верное объяснение причин возникновения государства. Поэтому думается, будет справедливее указать сначала на достоинства в той или иной теории происхождения государства, а потом подумать и о ее недостатках.

Глава II. Основные теории происхождения государства.

§1. Теологическая теория.

Это одна из первых теорий, возникшая для объяснения проис­хождения государства. Ее представителями были многие религи­озные деятели Древнего Востока, средневековой Европы (напри­мер, Фома Ливийский1 — XIII в.), идеологи ислама и современной католической и православной церквей. Особенно широкое рас­пространение божественная теория получила в средние века.[2]

Суть теории. Смысл данной теории заключается в следующем: государство — это результат «божественного промысла»; оно веч­но, как и сам Бог; государь наделяется Церковью правом повеле­вать людьми и призван реализовывать волю Божью на земле; люди должны беспрекословно подчиняться воле государя. Именно эта идея звучит в учениях религиозных деятелей (католических, пра­вославных, мусульманских и др.).

Так, католический богослов Ф.Аквинский писал, что прави­тель в государстве занимает такое положение, как Бог во Вселен­ной, как душа в теле. Управляющая государством воля властителя есть вместе с тем единственное объединяющее в нем начало: без него государство бы распалось.

Православный богослов Иоанн Златоуст отмечал, что существование властей — все это дело Божьей премудрости и по этому надо «возносить великую благодарность Богу и за то, что есть цари, и за то, что есть судии»'. Он особо настаивает на необ­ходимости повиновения всяким властям как исполнении обязан­ности по отношению к Богу. Его не смущает тот факт, что у власти бывают порочные люди и пользуются ею не так, как должно, по­скольку, он полагает, что это зависит от испорченности людей. Наследование власти, по его мнению, также совершается «по благоволению Христа», желающего сделать непреходящим бла­гочестивое царство. Коснулся он в своем учении и роли началь­ников, которые немало содействуют оружием, отражают непри­ятелей, усмиряют крамольников, разрешают всякие споры, од­ним словом, они для того, чтобы мы не были «яко гады», а власти­тель — для того, чтобы мы не пожирали друг друга «яко рыбы». Иоанн Златоуст предупреждает, что с уничтожением властей ис­чезнет всякий порядок и мы будем проводить жизнь «безумнее бессловесных зверей, — станем друг друга угрызать и снедать... Но теперь, по милости Божьей, ничего такого нет». Поскольку царская власть есть подобие миродержавной власти Бога, то са­мая личность монарха как человека приобретает особое значе­ние: истинный царь все подчиняет законам Божьим и, сохраняя ум свободным, не позволяет утверждать у себя в душе гнев, вла­столюбие и удовольствия, ибо если он не может управлять сам со­бой, то как он сможет управлять другими? Царь, отвечая перед Богом за вверенное его попечению царство, несет три обязанно­сти: наказывать творящих зло врагов Божьих, распространять • учение Божье в своем царстве, создавать условия для благочести­вой жизни людей. [3]

Оценка теории. Оценивая эту теорию надо отметить, что она была обусловлена религиозным сознанием людей, доминировавшим в те времена, а также достигнутым уровнем знаний об обществе и законо­мерностях его развития. Ею справедливо отражается тот факт, что го­сударство появляется одновременно с монорелигией. Она имела большое положительное значение: позволяла устано­вить в обществе порядок. Кроме того, эта теория отражала объектив­ные реалии того времени, а именно то, что первые государства были теократическими, вступление правителя на царствование освяща­лось, что придавало его власти особый авторитет и безусловную обязательность. В более позднее время эту теорию стали использовать для оправдания неограниченной власти монарха. Сегодняшние бо­гословы вынуждены приспосабливаться и согласовывать эту теорию с новыми знаниями об обществе и закономерностях его развития.

Однако она ненаучна, поскольку нельзя доказать то, что ею провозглашается, так же как нельзя ее и опровергнуть. В это мож­но только верить. Но это уже вопрос мировоззрения.

§2.Патриархальная теория.

Данную теорию основали Платон1 и Аристотель2, развил Филь-мер3.

Суть теории. Создатели этой теории ориентировались на Древ­нюю Грецию. Процесс создания государства в Древней Греции происходил иначе. На холмистой земле Греции плохо росли злаки, но можно было разводить мелкий скот. Когда население увели­чилось, надо было думать о новом источнике питания. Люди об­ратили свое внимание на море. Они брали от него продукты. Но самое главное — море давало возможность вступать в отноше­ния с Египтом и Передней Азией, обмениваться имеющимися продуктами с людьми, их населявшими. Было очень важно эф­фективно организовать свое производство и умело построить отношения с соседями по региону. Занимались этим, как мы знаем, старейшины, главы советов старейшин, затем вожди, ко­торые, по мере увеличения населения, становились царями. Вот почему в этом регионе Земли процесс создания государства по­шел как бы по патриархальному типу, т.е. по типу разрастания кровнородственной семьи, а царь уже становился «отцом» (пат­риархом) всего народа.

Древняя Италия несколько отличалась от Древней Греции. Ос­новную часть ее территории составляют горы, покрытые лесами. Климат ее более сырой и прохладный. Земли , пригодной для заня­тия земледелием, мало. Море в Италии не такое приветливое, как в Греции (на востоке оно слишком бурное, его берега неприступны, на западе также удобных бухт мало). Вот почему латиняне (римля­не) были народом, у которого первоначально велика была роль старейшин. Но вскоре (вероятно с увеличением населения и не­хваткой продуктов питания), когда надо было захватывать новые земли, жизнью стали заправлять вожди. Однако в Древнем Риме влияние «отцов» крупных семей оставалось значительным и в

дальнейшем.

Согласно патриархальной теории, государство — это продукт разросшейся семьи. Но как образовалась такая большая семья? Являясь первоначальной формой организованного общения, се­мья, естественным образом увеличиваясь, затем делится. Но по­скольку в людях заложена естественная потребность в общении, а также под влиянием экономических условий, семьи, объединен­ные преданием об общем происхождении, объединяются в племе­на, союзы племен, народности, объединенные уже общностью исторического прошлого. В этом ряду социальных превращений момент перехода к государственному образованию тот, когда утра­чивается чувство кровного родства и создается власть, лишенная семейной основы. Собственно государственная власть есть посте­пенное преобразование власти отца, переходящей во власть государя, власть монарха.

Оценка теории. Оценивать эту теорию надо спокойно, несмот­ря на то, что она у некоторых может вызвать улыбку.

Прежде всего надо отметить, что в ней правильно обращается внимание на то, что такие понятия как «семья» и «государство» взаимосвязаны и что связь между государством и семьей не только долго не утрачивается после перехода в государственное состоя­ние, но существует и поныне. Указывается на то, что вождь, прави­тель продолжает и в новом качестве быть отцом своих детей, да и к подданным относиться не как к чужим, а как к своим детям. От­звук того далекого времени сохранялся не только до Октябрьской революции в России («царь-батюшка», «царица-матушка»), но, пожалуй, он существует в какой-то мере и сегодня. Часто наши со­граждане рассуждали так: вот напишу Генеральному секретарю, а теперь — Президенту, он и разберется! Совершенно справедливо сторонники этой теории обращают внимание на тот факт, что так же, как в семье, власть «передается» сыну после смерти отца, так же и в государстве власть наследуется.

Патриархальная теория несет большой положитель­ный заряд, особенно если учесть, что она была создана в III в. до н.э. Во-первых, она способствует установлению в обществе по­рядка, как результата подчинения «воле отца». Во-вторых, она поддерживает веру людей в нерушимость мира. Ведь именно в хо­роших семьях никогда не дерутся, а достигают компромисса на ос­нове учета взаимных интересов. В-третьих, теория показывает один из действительно существовавших в истории общества фраг­ментов общественной жизни: концентрацию власти в руках вож­дей, которые, как правило, проживали в городах. В-четвертых, ав­торы этой теории уловили объективный процесс: на роль главы че­ловеческого сообщества всегда претендует человек, аккумулирую­щий жизненный опыт. И, наконец, следует заметить в оправдание создателей этой теории, что они жили до новой эры, их знания об окружающей жизни были невелики. Да, впрочем, в то время были сильны в Греции остатки родового строя, и они как бы списывали свою теорию с окружающей действительности. Правдоподобность этой теории велика.

Сегодня мы знаем о мире неизмеримо больше и отчетливо ви­дим недостатки патриархальной теории. Нам известно, что общество развивалось многовекторно и многовариантно, и по­этому объяснить образование государства во всех частях мира эта теория не в состоянии. Есть пробелы и в самой этой теории. Так, в частности, нам непонятно, если государство — единая семья, то почему же люди постоянно воюют между собой, причем это имеет место во всех регионах земного шара и у всех народов? Что, все се­мьи сплошь плохие? Еще более непонятно, по чьей воле возникают революции в обществе, если власть отца изначальна и непоколеби­ма? Или, если монарх — «отец родной» и руководит своими деть­ми, то почему он допускает, что в его государстве часто существуют противоречивые законы? Чем объясняется наличие во многих госу­дарствах законов несправедливых, а то и жестоких? Есть сомнения в истинной научности этой теории. Исторической наукой установ­лено, что патриархальная семья возникла из рода (общины) как результат его деления. Практически она появилась вместе с госу­дарством в процессе разложения первобытнообщинного строя. Ну и конечно, авторов этой теории и особенно ее продолжателей об­виняют в том, что они с помощью этой теории оправдывают монар­хическую власть и тем самым стараются задушить всякую инициативу народа в управлении делами общества.

§3.Договорная теория.

Ее авторами считают Г. Гроция1, Т. Гоббса2, Дж. Локка3 Ж.-Ж. Руссо4, П. Гольбаха5. В России ее поддерживал А.Н. Ради­щев. Отдельные положения этой теории развивались еще в V—IV вв. до н.э. софистами Древней Греции. «Люди, собравшиеся здесь! — обращался к своим собеседникам один из них. — Я счи­таю, что вы все тут родственники, свойственники и сограждане по природе, а не по закону: ведь подобное родственно родственному по природе. Закон же, властвуя над людьми, принуждает ко много­му, что противно природе».

Суть теории. Основой теории является положение о том, что государству предшествует естественное состояние человека. Прав­да, условия жизни людей и характер человеческих взаимоотноше­ний мыслителям представлялись неоднозначными.

Так, например Т. Гоббс думал о людях весьма пессимистично и считал, что им присущи соперничество (стремление к наживе), не­доверие (стремление к безопасности), любовь к славе (честолю­бие). Эти страсти делают людей врагами: «человек человеку — волк». Поэтому в естественном состоянии, где нет власти, держа­щей людей в страхе, они находятся в «состоянии войны всех про­тив всех».

Дж. Локк думал о человечестве гораздо лучше. В естественном состоянии, считал он, все равны и свободны, имеют собственность (с появлением денег она становится неравной); естественное со­стояние — это в основном состояние мира и доброжелательности. Закон природы предписывает людям мир и безопасность. Однако любой закон нуждается в гарантиях, ибо, если никто не обладает властью его охранять, обуздывая нарушителей, он не будет испол­няться и будет бесполезным. То же касается и естественных прав людей. Естественные права, по мнению Локка, обеспечиваются наказанием нарушителей закона в такой степени, в какой это мо­жет воспрепятствовать его нарушению. В естественном состоянии эти гарантии недостаточно надежны, ибо неупорядоченное ис­пользование каждым своей власти наказывать нарушителя закона природы делало наказание либо чрезмерно суровым, либо чрез­мерно мягким. К тому же в естественном состоянии часто проис­ходили споры из-за понимания и толкования конкретного содер­жания естественных законов, ибо «закон природы не является письменным законом и его нигде нельзя найти, кроме как в умах людей». Кроме того, Локк определял естественное состояние не как состояние общества в целом, а состояние конкретных эмпири­ческих субъектов. Недостаточность неполитической формы бытия субъектов диктует необходимость создания институтов государст­венного принуждения.

Ж.-Ж.Руссо, напротив, рисовал прошлое человечества как «зо­лотой век». По описанию Руссо, сначала люди жили как звери, и ничего общественного (речи, собственности, морали и т.п.) у них не было. Они были равны между собой. Но по мере совершенство­вания навыков и знаний человека, орудий его труда складывались общественные связи. Период выхода из состояния дикости, когда человек становится общественным, продолжая оставаться свобод­ным, представлялся Руссо «самой счастливой эпохой». Однако дальнейшее развитие цивилизации он считает отступлением на­зад, поскольку появляется и растет общественное неравенство.

По мнению всех указанных мыслителей, люди вынуждены были заключить договор всех со всеми ради соблюдения права и общей пользы. Они взаимно согласились отказаться от свободы делать все для самосохранения. Люди отказались от части своих прав во имя спокойствия и стабильности. Ограничив себя в пра­вах, они ввели запрет делать то, что пагубно для жизни. Таким об­разом был заключен договор всех со всеми, позволяющий устано­вить мир. Назовем его первичным договором или договором-объеди­нением. Д.Дидро, будучи сторонником договорной теории, так из­лагает суть этого общественного договора: «Люди быстро догада­лись, что если они будут продолжать пользоваться своей свободой, своей независимостью и безудержно предаваться своим страстям, то положение каждого отдельного человека станет более несчаст­ным, чем если бы он жил отдельно; они осознали, что каждому че­ловеку нужно поступиться частью своей естественной независи­мости и покориться воле, которая представляла бы собой волю всего общества и была бы, так сказать, общим центром и пунктом единения всех воль и всех их сил»1.

Но кому же люди отдали часть своих прав?

Отказавшись быть гарантом своих естественных прав и зако­нов, люди передали эту часть своих прав государству, которое те­перь стало иметь право издавать законы, снабженные санкциями, и применять меры принуждения для реализации этих законов, а также ведать отношениями с другими государствами. Иначе они заключили договор с публичной властью. Общественный договор правящих с подвластными условно назовем вторичным договором или договором-подчинением.

Однако, утверждал А.Н.Радищев, государственная власть при­надлежит народу, она всего лишь передана монарху и должна нахо­диться под контролем народа. Люди же, входя в государство, лишь ограничивают, а вовсе не теряют свою естественную свободу, при­надлежащую им от рождения. Государство, созданное для гаран­тии естественных прав (свобода, равенство, собственность) и за­конов (мир и безопасность), не может посягать на эти права, оно должно быть организовано так, чтобы естественные права были надежно гарантированы. Главная опасность для естественных прав проистекает из привилегий носителей властных полномочий. Отсюда А.Н. Радищев вслед за Ж.-Ж.Руссо и выводил право наро­да на восстание и революционное ниспровержение монарха, если тот допускает злоупотребление властью и произвол.

Таким образом, государство, согласно договорной теории, яв­ляется порождением разумной воли народа, человеческим учреж­дением или даже изобретением.

Как же люди заключили общественный договор?

Общественный договор сторонниками договорной теории мыслился не как исторический факт подписания всеми како­го-либо конкретного документа, который лег в основу появления государства, а как состояние общества, когда люди добровольно объединились в государственно-организационную форму путем молчаливого признания необходимости учреждения некоего еди­ного объединяющего всех центра. По мнению Локка, обществен­ный договор — это постоянно возобновляющийся процесс пере­хода из естественного состояния в правовое, которое случается с каждым гражданином по отдельности, а не одноразово всеми вме­сте. Это обеспечивает как бы преемственность общественного до­говора, свидетельствует о том, что его участниками являются не только наши далекие предки, но и все люди, жившие, живущие и те, которые будут рождены в будущем. Вот почему, если условия общественного договора окажутся нарушенными, то люди могут этот договор пересмотреть.

Оценка теории. Договорная теория — это творение разума вы­дающихся мыслителей, живших в разное время[4]. В общей сложно­сти период создания договорной теории составляет около 200 лет. И, конечно, она, впитавшая все достижения коллективного разу­ма того периода, должна быть оценена по достоинству.

Первым несомненным положительным моментом данной теории является то, что ее авторы отметили одну из характерных че­ловеческих черт: ему присущи страх и чувство самосохранения. Именно это толкает его к объединению, к достижению компромис­сов с другими людьми, способствует возникновению желания посту­питься чем-либо, дабы чувствовать себя спокойно и уверенно.

Договорная теория носит демократический характер, посколь­ку исходит из того, что человек ценен сам по себе, а потому с рож­дения имеет права и свободы. Права и свободы важны для него на­столько, что за них он должен бороться вплоть до свержения пуб­личной власти, злоупотребляющей доверием со стороны народа, поверившего ей и передавшего часть своих прав.

Теория общественного договора создавалась шаг за шагом и в конце концов подточила феодальные устои. Постепенно возника­ло понимание того, что люди сами, а не монарх или феодал долж­ны распоряжаться своей судьбой, ведь они равны с момента рож­дения и каждый из них ценен для общества.

Нельзя не отметить и еще одно достоинство договорной тео­рии: она порывала с религиозным представлением о происхожде­нии государства и государственной власти. Правда, сначала, до ее создания, потребовался прорыв в области естествознания, кото­рый достался человечеству очень тяжело. Вспомним, что на ин­квизиционном костре был сожжен Джордано Бруно именно за создание новой картины видения мира, где места Богу не отводи­лось. Гуманитариям, с одной стороны, было легче идти по стопам естествоиспытателей, а с другой — сложнее, поскольку их идеи на практике проверить было невозможно. И тем не менее, теологиче­ская доктрина с XVI в. стала понемногу уступать дорогу светской. Большую лепту в этом отношении внесли авторы договорной тео­рии происхождения государства.

И, наконец, достоинство теории общественного договора со­стоит и в том, что она опиралась на общественную практику, а не носила умозрительный характер. Речь идет об имевших место в истории договорах, заключаемых между населением отдельных фео­дальных городов и князьями, которых приглашали осуществлять власть. В этих соглашениях оговаривалось их материальное обес­печение, которое предоставлялось в обмен на управление горо­дом, на защиту города. Пусть эта общественная практика не носи­ла всеобъемлющего характера, но давала мыслителям пищу для ума. В дальнейшем общественная практика расширилась и стала ярким подтверждением договорной теории. Имеется в виду фор­мирование государства на Американском континенте (США), а также принятие сначала в США, а потом и в других странах кон­ституций, по своей сути и представляющих такой общественный договор населения и публичной власти.

Однако при всей привлекательности договорной теории нель­зя не видеть и недостатков, ей присущих.

1. Некоторые положения договорной теории являются спор­ными. Так, в частности, Гоббс и Локк утверждают, что человек из­начально (в «естественном состоянии») чувствует за собой право на свободу и собственность и хочет, чтобы они были защищены от посягательств, и в то же время склонен посягать на свободу и соб­ственность других. В результате возникает борьба всех против всех, в конечном счете анархия и хаос. Анархия и хаос не возникают даже у животных, у которых психика развита несравненно в мень­шей степени. Возникают иерархические пирамиды. Наличие орга­нов управления в первобытном обществе говорит именно о существовании такой иерархической пирамиды. Она же сохраня­ется, но только в другом виде и с образованием государства. Таким образом, индивидуалистическое понимание общества, где лич­ность над всем господствует, не соответствует действительности. В первобытном обществе тоже был свой порядок, основой которого было коллективистское сознание.

Тезис Гоббса о том, что эгоизм — отправная точка человечест­ва, ложен. Если в него вдуматься, то его можно признать отголо­ском теории Дарвина о естественном отборе. В обществе все обстоит несколько иначе, чем в мире животных: если в мире жи­вотных действуют только биологические законы, то в обществе по­являются еще и социальные нормы, которые оказывают умеряющее значение и нейтрализуют естественный отбор. Даже на самых ран­них этапах жизни человечества мы можем найти элементы альтру­изма: повиновение религиозным традициям, самоотречение. А если вспомнить, насколько человек повиновался традициям, обы­чаям, верованиям, то все в жизни древнего человека нам будет ка­заться альтруизмом, хотя это, конечно, преувеличение.

2. Сторонники договорной теории, правильно обращая внима­ние на права и свободы личности, рассматривали человека, как будто он существовал сам по себе. Но не было в природе человека, одиноко бродящего по белу свету! Человек всегда существовал только в общественных структурах, причем был с ними неразде­лен. Это были семьи, общины, поселки, племена, союзы племен и т.д. Человек — существо общественное, и таковым он был с момен­та своего рождения. Именно эти общественные группы и есть реаль­ные субъекты исторического процесса.

3. Справедливо ли ее авторы указывают на то, что человеку изна­чально присуще желание быть свободным. Но что понимать под свободой? Если «свобода» — это возможность делать то, что хочет­ся, ни от кого не зависеть и никому не подчиняться и иметь все, что хочешь, то такой свободы можно достигнуть, только заняв верши­ну иерархической пирамиды. Если свобода — это неучастие в ие­рархических стычках, то в соответствии с ней жить хотят немногие люди. Ведь она предполагает, что человек не только никому не под­чиняется, но и никого не подчиняет себе. Это значит, что ему лучше не иметь дома, имущества, семьи и детей, поскольку, с одной сто­роны, их нужно защищать (но ведь это конфликты, стычки, а в них же нет желания участвовать!), а, с другой — они сами по себе огра­ничивают свободу. Вот и получается, что это какая-то свобода хип­пи. Так свободен ли в самом деле человек от рождения?

4. Сторонники договорной теории представляют процесс соз­дания государства как сознательное творение человека. Так ли это? Разум человека был слаб и не мог уловить все связи и опосредова­ния. Это раз. Договор — это иначе согласие. Но согласия могут достичь только высокоразвитые люди, призвавшие для этого всю мощь своего интеллекта и способные понять, что нельзя руково­дствоваться только своими собственными интересами, а надо учи­тывать и интересы других лиц, с которыми приходится взаимодействовать. Это два. Чтобы все индивиды, совершенно разные от природы и выполняющие в обществе разные виды дея­тельности (земледельцы, скотоводы, торговцы, ремесленники, во­енные предводители и т.д.), пришли к соглашению на счет основ социальной организации, надо, чтобы каждый человек вышел из своей социальной роли и все как один играли одинаковую роль: роль государственных людей и организаторов. Но ведь это невоз­можно себе представить даже теоретически.

5. Для того чтобы сознательно что-то создать, нужно иметь об этом хоть какое-то представление. Но ведь опыта государствен­но-правовой жизни не было, тогда, могли ли люди сознательно создать такой механизм, как государство? Может им помогла все же интуиция, а не осознание?

6. Если предположить, что общественный договор людьми все же заключен, то получается, что он не носил юридического ха­рактера, поскольку в момент его заключения не существовало са­мого государства. Однако только государство может гарантировать, обеспечивать договоренность и придавать договору правовой ха­рактер.

7. Если, как утверждают сторонники договорной теории, госу­дарство создается по воле людей, то, вероятно, по их воле его мож­но и уничтожить? В таком случае остается непонятным, почему же, раз возникнув, государство нигде не исчезает. Возможно его преоб­разование, видоизменение, но не исчезновение. Отделение части государства также является мероприятием совершенно невероят­ным. Даже попытки такого отделения пресекались самым жест­ким способом и оканчивались нередко кровью. И лишь в последнее время на глазах изумленной мировой общественности, привыкшей к силовому пресечению подобных замыслов, стали использоваться мирные способы разделения (или отделения части) государств, например деление Чехословакии на два государст­ва: Чехию и Словакию.

И последнее. Некоторые из авторов договорной теории, в част­ности Руссо, допускают, насильственное свержение правителей, которые злоупотребляют переданной им народом властью и обос­новывают право на революцию. Из истории же нашей страны, чье прошлое так богато «революционными традициями», мы знаем, что революция ни к чему хорошему не ведет. Это всегда регресс. В результате революции и возникают тот хаос и анархия, которых не было даже в первобытном обществе.

Таким образом, при всех достоинствах договорная теория не в состоянии дать полную картину процесса происхождения государ­ства.

§4.Теория насилия.

Среди ее авторов — Каутский1, Гумплович2.

Суть теории. Государство образуется вследствие завоевания одним племенем (народом) другого. Оно обуславливается необходимо­стью использования насилия не только при завоевании, но и после, с целью исключения постоянных войн между ними. «Племя победителей, — замечал Каутский, — покоряет племя побе­жденных, заполучает себе и все их земли и потом принуждает проигравший народ постоянно выполнять работу для одержавших победу, пла­тить им налоги или дань. При любой ситуации подобного завоевания появляется разделение на классы, однако не в результате разделения общины на разные подразделения, а в результате соединения нескольких общин в одну, благодаря которым одна становится классом господствующим, другая эксплуатируемым и угнетенным. Принудительная же система, созданная победителями для контроля над побежденными, преобразуется в государство »3. Очевидно, Каутский относит го­сударство к силе, которая навязана обществу извне. С целью угнетения по­рабощенного народа организуется государственный орган, утверждаются законы. Образование государства является реали­зацией принципа: сильному должен подчиняться слабый. Вследствие войн племена трансформируются в классы, сословия, касты.

Из точки зрения приверженцев этой теории, государство больше требуется слабому племени, нежели сильному. Являясь средством обеспечения и управленческого влияния на него, госу­дарство превращается в мощный инструмент, защищающий от разных посягательств со стороны иных более сильных племен, а также определяющий с определенной точностью размер предъявляемых к нему требований и предоставляет возможность обустроиться в рамках прав, сохраненных за ним. Государство победителям дает «спокойный сон» и возможность использовать выгоды своего положения. В частности посредством наси­лия сформировалось государство вестготов, лангобардов и анг­лийское новое королевство.

Однако появляется вопрос, неужели люди способны постоянно жить во взаимной вражде, ведь подобную ситуацию вряд ли можно на­звать устойчивой? Каутский вместе со сторонниками пытается доказать, что при последующем развитии общества государство трансформируется в средство общей гармонии, в аппарат обеспечения и защиты общего блага как слабых, так и сильных. Именно, они ука­зывают, что в собственном формировании государство проходит такие этапы:

  1. покорение одним народом другого;
  2. появление классов (каст);
  3. плавное смягчение неравенства между ними;
  4. смена военного верховенства господством права;
  5. образование государства, в котором все люди обладают правами и обязанностями;
  6. объединение жителей в единый народ;
  7. воспитание и формирования патриотических чувств и образование на­ции.

Оценка теории. В данной теории представлен ряд положитель­ных моментов. Теория о внешнем насилии подтверждает отсутствие абсурда и основывается на различных фактах истории[5]. Правда и то, что за­воевание одним народом другого всегда влияло определенным об­разом на все стороны жизни вновь образующегося общества. Является не­преложным и следующий факт: государственный орган фактически всегда состоял из завоевателей.

При этом и в данной теории, несмотря на всю ее привлекательность, нельзя не отметить многие недостатки.

В первую очередь, данная теория не является универсальной и не может по­яснить процесс возникновения государственности в каждом регионе земли. Так, к примеру, государства в Китае и Египте образовались без военного вмешательства, как говорится, благодаря естественному процессу.

Во вторую очередь, на тех территориях, на которых факт завоевания имел место, он все же отличался вторичным характером в отношении процесса организации государства. Напомним, завоевание германцами римлян. У римлян не было государства. На руинах Римской им­перии германское племя создало собственное государство не сразу, а только тогда, когда завоеватели переняли что-то из жизненного государст­венного опыта римлян, то есть пока «не созрели» к жизни в рамках государ­ства. А вот нападение на Древнерусское государство Золотой Орды продемонстрировало другую картину. Татаро-монгольское племя пребывало на стадии вождества, однако покорили славян, которые уже создали го­сударство. Но разве после ими было создано собственное государство? Нет, они продолжили пользоваться протогосударственной формой объединения (вождеством), потому что их полукочевой стиль жизни пока не мог способствовать формированию государства.

Вопрос о природе закабаления остается открытым: приводят ли к закабалению захватническая война или экономические, уже сложившиеся условия, а также расслоение в социуме (признак перехода к го­сударству) людей провоцирует войну. По крайней мере, захват в плен должен быть выгоден захватчику. На раннем этапе развития, когда первобытным человеком не производилось больше, чем потреблялось, закабалять порабощенное племя было не выгодно, а посему его преимущественно пускали в расход. Может быть, в связи с этим история констатирует, что татаро-монголы не брали в плен, они интересовались только данью, взимаемой с русской территории.

Присутствует в истории пример и того, как угроза покорения, а не само завоевание спровоцировало образование государства. Идет речь о славя­нах, постоянно подвергающимся набегам то печенегов, то половцем и иных племен. Это повлекло их сплочение с целью отра­жения опасности извне и смогло ускорить процесс формирования госу­дарства.

Существует еще один аргумент против этой теории. Конкуренция происходит и в мире животных, причем самая ожесточенная, это своего рода война. Допустим, когда группа павианов сменяет место нахождения в результате исчез­новениям источника питания, то она каждый раз готовится к отпору со стороны ближайших конкурентов. В этой связи павианы передвигаются в конкретном порядке, который именуется походным строем. По-своему его характеризует исследователей поведения животных, биолог-ученый В. Дольник: «Посреди стада передвигаются старые самцы, являющиеся доминантами. Из этого положения они могут наблюдать за стадом и управлять им. Это одновре­менно является и самым безопасным местом в группе при неожиданном на­падении хищника. Возле доминантов движется самый ценный для них состав стада: несамостоятельные детеныши и молодые самки. Они здесь в безопасности и, как говорится, перед глазами, за ними удобно наблюдать. Са­мостоятельный молодняк находится по периферии группы. Впереди стада развернутой цепочкой передвигается авангард, включающий самцов 2-го ранга (субдоминанты). Авангард относится к наи­более опасному месту. Встретив на пути умеренно опасного хищника, авангард разворачивается в форме полумесяца и задерживает хищни­ка, в это время стадо уходит. Хищники не связываются с самцами, достаточно сильными даже в одиночку, а тем более, когда они действуют сплоченно. Сзади стада, также на расстоянии видимости, передвигается арьергард. Сюда входят самцы 3-его иерархического ранга. Если стадо проходит пересеченную местность и видимость недостаточна, от него отделяется несколько групп, которые обеспечивают ох­рану по бокам»1. Все, кто знает устройство армии, возразит: «Это же бое­вой пехотный устав!» и окажется прав. Тогда появляется вопрос, если война имеет месть и в мире животных, то почему же только люди «додумались» образовать государство?

Интересен и иной факт. Предположим, что государ­ство (и его государственный орган) сформировалось только вследствие угнетения сопротивления, то представляется, что оно вечно существовало и появилось одновременно с сознани­ем человека, потому как завоевания и конфликты (в разном масштабе) воз­никли наравне с человечеством. Однако всеми признается, что на самом деле это было не так.

Нет ответа и на иной вопрос. Даже в мире животных работает закон самосохранения, и часто физическая борьба уступает место другой борьбе, к примеру, психологиче­ской. Неужели человек глупее животного, при использовании войны как главного инструмента для установления доминирования?

Следовательно, фактор завоевания в формировании государства не обладает первопричинным характером, хотя его не стоит сбрасывать со "счетов: история приводит много примеров поглощения, растворения победителей побежденном народе, как, и наоборот, при­меров усвоения и сохранения государственной формы, в том числе образования более обширного государства территориально.

Б. Теория внутреннего насилия.

Создание этой теории принадлежит философу из Германии Дюрингу2

Содержание теории. Дюринг полагал, что фундаментом раз­вития общества является форма политических взаимоотношений, а экономиче­ские взаимоотношения относятся к следствию политического акта. Чтобы пояс­нить данный тезис, Дюринг максимально упростил общест­во и предложил представить его состоящим из нескольких человек.

Две воли человека вполне дополняют друг друга, и ни одна из них не предъявляет иной никакого положительного требования. При этом исходе дел, когда общество включает только две равные единицы, рабство и неравенство недопустимы. Однако равные люди способны вступать в спо­р по некоторым моментам. Как тогда быть? Дюрингом предложено задействовать 3-его человека, потому как без него не принимается решение большинством голосов и не разрешается спор. Без аналогичных решений, то есть без преобладания большинства над меньшинством, не могут возникать государст­ва. Из его точки зрения, классы, собственность и государство образовываются вследствие насилия одной общественной части над другой1.

Оценка теории. Какую принять позицию в отношении этой теории?

Необходимо отдать должное ее автору и заметить, что фактически насилие в обществе в форме покорения меньшинст­ва желанию большинства относится к явлению распространенному и поэтому считается нор­мальным. Нормальное по той причине, что расхожесть точек зрений по однотипным вопросам обуславливается тем, что человек имеет разные интересы либо смотрит на одну и ту же проблему с другой стороны. Однако общество представляется единым организмом, в котором все так или иначе связа­но между собой. Если все будут настаивать на своих позициях, и не будут воспринимать интересы и мнение другой сто­роны, то появится борьба, которая привлечет общество к самораз­рушению. Действительно необходима третья сила, и на эту роль вполне подходит государство в качестве структуры, выражаю­щей интересы общества, обладающей прерогативой использовать насилие к тем категориям, которые не желают подчиняться воле большинства.

Однако иной вопрос, всегда ли государство отражает интересы большинства? В качестве примера возьмем опричнину Ивана Грозного. Разве его жестокие репрессии соответствовали общественным интересам, а может это был плод больного соз­нания Ивана четвертого, который был склонен к подозрению каждого в намерениях свержения царя? Поэтому Дюринга можно упрекнуть, что он безоговорочно в качестве аксиомы принял факт, что государ­ство занимает сторону большинства граждан.

Дальше. Дюринг учитывал постулат о равенстве всех людей. Однако данное невозможно генетически. Такое неравенство отражается и на социальную жизнь. Кто умнее и сильнее, кто обладает достаточной волей, тот и способен достичь большего успеха в жизни. Однако, мы понимаем, что таких людей не много, но именно они влияют на общественный прогресс. Так на чьей стороне должна находиться третья сила?

И, наконец, продолжает оставаться не ясным ни в теории насилия извне, ни в теории внутреннего насилия такой вопрос: если через насилие создается государство, то, возможно, с его же помощью можно и разрушить государство? Но почему тогда этот процесс нигде не наблюдается. Государство, где-либо образовавшись, способно к преображению, но не к разрушению.

Другими словами, теория внутреннего насилия, поясняя образование государства, ставит больше вопросов, чем предоставляет ответы.

§5.Классовая теория.

К ее авторам относятся К.Маркс1 и Ф.Энгельс2. Достаточно пол­но данная теория излагается Энгельсом в труде «Возникновение семьи, государства и частной собственности». Классовая теория безого­ворочно поддерживается и пытается развиваться В.И. Лениным.

Суть теории. Основным положением марксизма представляется учение о социально-экономических формациях, то есть об историче­ском виде общества, которое основывается на конкретном методе производства. Метод производства материальной жизни влияет на формирование социального, политического и духовного процесса жиз­ни людей. Если экономические взаимоотношения являются базисными отношениями, то право и государство – это и есть надстроечные явления, а соответственно, будут зависеть от экономической структуры об­щества, полностью ею определяться и ей соответствовать, несмотря на обладание определенной независимостью. Вышеуказанное соответ­ствие отличается формой своеобразного повторения в надстройке определенного объема признаков, которые присущи базису. Марксистская точка зрения на формирование общества является опреде­ляющей в процессе разрешения большинства вопросов и, в частности, вопроса о возникновении государства.

В соответствии с марксистской концепцией государство образовалось в силу экономических аспектов: общественного перераспределения труда, возникновения прибавочных продуктов и частной соб­ственности, а после, общественного раскола на классы с экономическими противоположными интересами. В частности данные эконо­мические изменения взорвали родовой строй и заменили государство.

Ф. Энгельс отметил, что государство не является силой, которая навязывается обществу. «Государство является продуктом общества на известной стадии формирования; государство является признанием, что данное общество запуталось в неразрешимых про­тиворечиях с самим собой, разделилось на непримиримые куски, избавиться от которых оно не может. А чтобы данные классы, противоположности с противоречивым экономически­м интересом не поглотили друг друга и общество в безвыигрышной борьбе, требуется сила, умеряющая столкновения, держащая его в рамках «порядка». И данная сила, которая про­изошла из общества, но ставящая себя над ним, все больше отчуждает себя от него и именуется государством»1.

Продолжим цитировать Ф. Энгельса, лучше всех изла­гающего марксистскую теорию и не нуждающегося в толкователях и комментаторах собственного учения. «Потому как государство образовано из необходимости сдерживать классовую противоположность; потому как оно одновременно появилось в самих столкновениях данных классов, то оно по общим правилам представляется государством наиболее экономически господствующего, могущественного класса, который с помощью го­сударства преобразуется также в политически господствующую группу и, таким образом, получает новые инструменты для угнетения и эксплуатации подавленного класса»2.

При оценке государства в качестве «машины для подавления эксплуатируемых, угнетенных классов», Энгельс полагает, что факт появления в истории государства является положи­тельным. При этом, реализовав свою положительную роль, государство не будет вечно существовать. «На конкретной стадии экономического формирования, которая имела отношение к раско­лу на классы общества, государство приобрело необходимость в силу этого раскола. Теперь мы приближаемся к такой стадии роста производства, на которой деятельность данных классов не только перестала быть необходимостью, но и стала прямым препятствием производству. Классы будут исчезать так же не­избежно, как неизбежно они возникали в прошлое время. Когда исчезнут классы неизбежно уйдет и государство. Общество, по-другому организующее производство, опираясь на свободную и равную ассоциацию производителей, перенаправит всю государственную ма­шину туда, где она приобретет настоящее место: в музей истории, рядом с бронзовым топором и прялкой»1.

Оценка теории. Без сомнений, классовая теория обладает множеством положительных черт.

  1. Справедливо замечается, что материаль­ные жизненные условия общества имеют в жизни каждого человека значимое место, и что смена формы трудовой деятельности, хозяй­ствования, ведения собственности, общественное перераспределение труда и прочее повлия­ло на возникновение государства.
  2. Энгельс изучил жизнедеятельность человека в перво­бытном обществе, пользуясь знаниями о родовой связи североаме­риканских индейцев, которые были получены американским ученым Л.-Г. Морганом, и предпринял попытку пояснить разницу в процессах образования государства в германской, римской и греческой ис­тории.
  3. Отмечено верно, что с развитием общества и его переходом от присвоения плодов природы к их изготовлению, имеет место дифференциация человека по имущественным признакам.
  4. Энгельс в своей работе не останавливается лишь на описании публичной власти, главного призна­ка государства, им излагаются и иные немаловажные призна­ки с признанием, что государство от родового общества отличается не только особым слоем людей, которые управляют обществом, но и территорией, правом, истребованием на­логов.

Другими словами, труд Энгельса, в котором излагается марксистские учения о сущности и происхождении го­сударства, и ныне принадлежит книгам, которые представляют огромный интерес и несут существенную познавательную нагрузку.

Наравне с этим пришло время критически осмыслить труд Энгельса «Возникновение семьи, частного имущества и государства» как и все наследие классиков марксизма-ленинизма. Период неосмысленного отношения к марксист­ско-ленинским учениям в прошлом. Мы продолжаем убеждаться, что мир, в котором мы проживаем, достаточно сложный, и каким бы ухищренным ни был ум людей, они не смогут охватить каждое явле­ние и взаимосвязь между таковыми. Такое подвластно лишь мыслителям всего человечества, которые вкладывают по частицам полученные ими познания в суммарную копилку информации о мире.

Опишем только некоторые недостатки учений Энгельса и Маркса о возникновении государства.

В первую очередь, без отвержения значимости экономических факторов при образовании государства, необходимо сконцентрироваться на том, что не только экономическое изменение, происшедшее в недрах первобытного сообщества, повлияло на возникновение государ­ства. Такая ошибка Марксом и Энгельсом повторяется за Сен-Симо­ном. На возникновение государственности воздействовали также психологические, религиозные (идеологические), политические фак­торы (детальнее смотрите 1.5). В данном процессе недопустимо игнорировать и военные аспекты. Помним и о том, что люди — это биологиче­ские существа, и им, так же как и каждому живому, характерен инстинкт самосохранения: объединение с такими же личностями под руководством единого координирующего аппарата многократно увеличивает спо­собность противостоять не только силам природы, но и другим, конку­рирующим, человеческим общностям.

Во вторую очередь, отдавая должное, что авторами классовой тео­рии отмечена происходящая наравне с переходом общества к производству от соби­рательства дифференциация общества, нельзя оставить без внимания, что в животном мире также имеется некоторое рас­слоение: слабые и сильные особи. Между ними ведется скрытая или явная борьба. Борьба между видами является далеко не редким случаем. Почему же там не образуется государство? Почему до такого пришли только люди?

В третью очередь, соглашаясь с тезисом Энгельса и Маркса о том, что борь­ба является неизбежным спутником общества, овладевшим производст­вом, мы, внимательно вглядываясь в историю древности, понимаем, что в те далекие времена чаще происходит борьба между народностями, племенными союзами, племенами. Бунты и восстания внутри любого пер­вобытного человеческого общества (союза племен, племени) представляется яв­лением невозможным. Да и на изначальных стадиях формирования государствен­ности восстания встречаются редко. Безусловно, на ум сразу при­ходит восстание рабов, которым предводительствовал Спартак. Причи­ной такого небольшого внутреннего конфликта стало коллективистское господствующее сознание. Люди еще не выделяли себя из сообщества и не осознавали собственных специфических интересов. Не принимались и интересы групп, поскольку степень абстрактного мышления у наших древних предков была не достаточно развита. Коллективистское сознание сыграло существенную положительную роль. Оно как бы предупреждало общественность от диффузии ее внутренней энергетики: чересчур угрожающими для людей тогда были природные силы, дай-то бог совместно устоять перед ними. Кроме этого, присутствовала внешняя угроза: конкуренты за источник питания окружали племена. Это также сплачивало первобытные обще­ства, а не разъединяло. Вот и выходит, что причина возникновения государства прямо противоположна той, которую Эн­гельс и Маркс объявили предопределяющей в данном процессе.

В четвертую очередь, необходимо внимательно изучить то, в чьих интересах было сформировано государство, и чьи интересы оно защищало. Так, возникшее государство органи­зовывало оборону всех, кто проживал на его землях, и го­товило либо осуществляло нападение на другие территории. Полученные таким способом богатства в большей или меньшей степени доставались, если не всем, то большинству людям, прожи­вающим в государстве (к примеру, «позаимствовав» у по­коренного племени новый способ производства или плуг, победители широко его распространили по своей территории). В ситуации неурожая для предотвращения гибели среди людей, открывалось резервное хранилище. При возникновении эпидемии использовались средства для предотвращения ее распространения среди всего населения. Другими словами, очевидно, что го­сударство становилось на защиту не только интересов имущего класса, по ут­верждению создателей классовой теории возникновения государст­ва — Энгельса и Маркса, но в какой-то мере способствовало охране интересов всех проживающих на его земле. Коллективистское созна­ние, которое доминировало в период древности, имело могущество, и образовавшееся государство не могло с этим не считаться.

В пятую очередь, Энгельс и Маркс в свое время отметили, что в мире процесс формирования государства не происходил по единой схе­ме. Они имели в виду страны, отличающиеся азиатским вариантом производства. И, тем не менее, при определении окончательных заключений о возникновении государства Энгельс предпочитал это «пропустить». По какой причине? Все потому, что эти государства не подтверждали его схему, которая объясняла процесс формирования государства. Мы же понимаем, что в африканских и азиатских странах, в которых климатические условия не отличаются особым комфортом для проживания человека, территориальная собственность не переходит в частное имущество, во владение отдельным семьям, а продолжает оставаться в государственных руках, признаваясь общественной. Связано это с тем, что для ее пользования в большинстве регионах за счет засушливого климата приходится применять полив и сооружать огромные ирригационные комплексы. Нередко в некоторых местностях передача угодий частному собст­веннику не практикуется в связи с наличием холодного клима­та, что делает слишком незначительным по длительности сельскохо­зяйственный период. Именно это не дает обрабатывать территории силами некоторых семей и обуславливает необходимость ее обработки силами община. В таких странах индивидуальная собственность появляется позже возникновения государства, в частности тогда, когда появля­ются усовершенствованное орудие труда, позволяющее справиться с обра­боткой территорий отдельным владельцами. Государство же в этом случае формируется благодаря выделению особой прослойки людей, которые ведают об­щими делами, и которых становится все больше с развитием общества. В восточных странах узурпировались не инструменты производства, а управле­ние ими.

Хотелось бы отметить еще один момент. Если госу­дарственная власть на Западе не отличалась жесткостью по отношению к наро­ду, то на Востоке власть отличалась деспотичностью. По какой причине? На Западе частные владельцы, несмотря на зависимость от власти и от ее «услуг», в принципе могли самостоятельно вести свое хозяй­ство. Государственная власть здесь требовала «расположение» собственников не меньше, чем они. Зависимость в данном случае отличалась финансовым характером. Было все наоборот на Востоке: достиже­ния в хозяйственной деятельности стали итогом работы, прежде всего, и только государственной власти, ее организатор­ских умений и формулировались умением и стремлением власти к действиям в общесоциальных интересах. Государственной властью как бы не устанавливается для себя цена. Именно так можно объяснить психологическую разность в «характере» государственной власти на Востоке и Западе.

Свое заключение о классовой борьбе в качестве причины формирования госу­дарства Энгельс определял, в основном руководствуясь историей европейского региона. Однако можно ли тогда получить полную картину вышеуказанных исторических процессов? И может ли теория в этой ситуации претендовать на универсальность?

Делая выводы по критическому изучению классовой тео­рии, которая до недавнего времени господствовала в со­ветских правовых и исторических науках, необходимо заметить, что большинство ее положений (в основном те, которые были переняты от ав­тора экономической теории — Сен-Симона) оказались справедливыми. При этом авторами классовой теории рисуется картина формирования государства, прямо противоположная той, которая представляется на основе тщательного учета и изучения в ходе исследования исторических сведений.

§6.Психологическая теория.

Авторами психологической теории представляются Г. Тард1 и Л. Петражицкий2.

Суть теории заключается во мнении, что у людей имеется психологическая необходимость проживать в пределах организованного со­общества, а также им свойственно чувство взаимодействия в коллективе. Сто­ронниками теории определяется государство и общество как сумма психиче­ского взаимодействия людей и их разнообразных объединений. Ведя речь о естественной потребности общества в конкретной структуре, представителями психологической теории полагается, что государство и сообщест­во как раз-таки существуют в результате того, что происходят эти пси­хологические закономерности развития людей. Человеческой психике, эмоциям и импульсам отводится главная роль не только в адаптации людей к меняющимся условиям, но и в формировании права и государства[6]. С этим соглашается Е.Н. Трубецкой, который ссылается на Спенсера, и указывает, что «между элементами биологического ор­ганизма установлена физическая взаимосвязь; напротив того, что между людьми, которые относятся к частям общественного организма, устанавливается психическая взаимосвязь»[7]. Таким образом, солидарность представляется основной чертой людей, проживающих десятки тысяч, сотни тысяч и даже миллионы лет назад, не находятся следы заживших ран, при которых че­ловек утрачивает способность передвигаться. Очевидно, люди, получившие такие трав­мы, не могли выжить потому, как наши предки оставляли раненых на произвол судьбы. Так, была ли солидарность осново­полагающим чувством человека в древности либо чувством другого, прямо противоположного рода?

В третью очередь, поощряя порыв авторов психологической теории сдержать экономический детерминизм, стоит заметить, что они уходят в другие крайности: придают предопределяющее значение в процессе возникновения государства психологическим факторам, то есть по существу допускают те же ошибки. Безусловно, психологиче­ский фактор не обладает решающим воздействием на указанные процессы, однако их сбрасывание со счетов является более грубой ошиб­кой.

И, напоследок, укажем, что психологиче­ские и психические человеческие качества возникают под воздействием духовных, религиозных, военных, социальных, политических, экономических фак­торов.

В заключение изучения психологической теории заме­тим, что позитивную оценку заслуживает стремление ее сторон­ников отыскать универсальную причину, которая бы объяснила процесс возникновения государства. При этом очевидно, что такая задача ими не выполнена.

§7.Органическая теория.

Наиболее видный представитель данной теории и по существу ее создатель — Г. Спенсер1.

Суть теории. Данная теория возникла в XIX в., и появление ее было обусловлено успехами в развитии естествознания. Од­нако представления о государстве как о своеобразном подобии человеческого организма мы находим еще у древнегреческих мыслителей. Так, например, Платон сравнивал структуру и функции государства со способностями и отдельными сторо­нами человеческой души. Ему вторил Аристотель, говоря, что государство во многих отношениях напоминает человеческий организм, и поэтому утверждал, что человек сам по себе изоли­рованно существовать не может. Для иллюстрации выдвигае­мых положений он приводил такой пример: руки и ноги, отнятые от человеческого тела, не могут самостоятельно функ­ционировать, также и человек не может существовать без госу­дарства.

Г. Спенсер, имевший обширные познания в области биологии, психологии, этнографии, истории, развил эту идею и представил по этому вопросу теорию в завершенном и аргументированном виде. Он рассматривал общество как своеобразный организм, раз­вивающийся по общему закону эволюции. «Эволюция есть пере­ход от неопределенной, бессвязной однородности к определенной, связной однородности, сопровождающий рассеяние движения и интеграцию материи». Появление общества, а затем и государст­ва — это результат такой эволюции.

Сравнивая общество с биологическим организмом, Спенсер пришел к выводу, что в развитии общества просматриваются не­которые закономерности, присущие организмам, например, пе­реход от простого к сложному (интеграция), от однородного к разнородному (дифференциация). Наблюдаемые в жизни про­цессы роста и усложнения структуры и функций, связанности ее отдельных частей, их дифференциации он представил как про­цесс постепенного объединения различных мелких образований человеческого общества в более крупные и сложные и дал им на­именование «агрегаты». Этим названием охватывались такие об­разования, как племя, союз племен, города-государства, империи. Если организм здоровый, то его клетки функциониру­ют нормально. Болезнь организма подвергает опасности состав­ляющие его части, и, наоборот, больные клетки и тем более целые системы снижают эффективность функционирования всего орга­низма.

Возникнув, эти объединения (агрегаты) испытывают влияние факторов перемен — социально-классовую дифференциацию, специализацию в виде разделения труда, образования органов по­литической власти.

В государстве — «живом теле» все части специализируются на выполнении определенных функций: правительство выполняет функции мозга (это он называл регулирующей системой в общест­венном организме), используя, в частности, право как передавае­мые мозгом импульсы. Низшие классы, занимающиеся в основном земледелием, ремеслами, реализуют внутренние функции организ­ма, обеспечивают его жизнедеятельность (это — система органов пищеварения). Есть в организме и специализированная «распреде­лительная система» или своего рода кровеносная система (торгов­ля, транспорт и иные средства сообщения). Господствующие классы отвечают за внешние функции, т.е. обеспечивают оборону.

Государство возникает и развивается вследствие наступательной и оборонительной войны общества против других обществ. Понача­лу основными обязанностями государств были защита от внешних врагов и охрана общества от внутренних врагов, затем его функции расширяются и задачей государственной власти становится обеспе­чение благополучия всего общества, служение ему, а не наоборот.

Оценка теории. В период создания Спенсером органической теории она пользовалась большой популярностью. Возможно, это было обусловлено большим прорывом, которые совершили био­логические науки во второй половине XIX в. Сейчас же наши зна­ния об окружающем мире стали куда обширнее, и число сторонников Спенсера невелико. Вместе с тем надо отметить, что его мысль о том, что биологическим и социальным системам при­сущи некоторые общие законы, является вполне справедливой. В самом деле, нельзя спорить с тем, что законы социальной жизни предопределяются законами естественными хотя бы потому, что человек становится существом общественным будучи уже биоло­гически сформированным индивидом, обладающим волей и соз­нанием. Первично человек является творцом природы, затем членом общества, а затем гражданином государства. Понятно, что исчезновение человека как биологического вида будет означать гибель и общества, и государства.

Спенсер справедливо обращает наше внимание на то, что все в мире взаимосвязано и находится в системе, и речь должна идти не только об упорядоченности структур внутри какого-либо организ­ма (биологического или социального), но и о существовании «сис­темы систем». Одним словом, он выводит принцип системности на уровень всеобщего, универсального закона окружающего мира.

И, наконец, следует согласиться с автором теории и в том, что государство — это не продукт, навязанный обществу извне, а результат его постепенного развития (эволюции).

Однако, обращая внимание на положительные моменты органи­ческой теории, нельзя не отметить, что глубинных процессов образования государства она нам не объясняет. Да, можно уловить какое-то сходство между общественной и биологической системами, но здесь все же больше различий. Общественные системы имеют свои законы, и они яв­ляются определяющими. Сравнивать различные системы можно, но для их сравнения нужно брать критерий такой большой степени общ­ности, который детально рассмотреть системы и выяснить суть каж­дой не позволит. Например, сравнивая продукты питания и «духовную пищу» людей, можно лишь сказать, что общее между ними то, что они позволяют человеку удовлетворять свои потребности. Но эта мысль лежит, что называется, на поверхности, проникнуть же глубже только на основе такого сравнения трудно.

Кроме того, органическая теория страдает умозрительностью, и поэтому многие ее обвиняют в том, что она ненаучна. Как прове­рить положения этой теории? Невозможно. Только логическое рассуждение здесь является добрым помощником.

Заключение.

Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

Государство явление многогранное. Рассмотренные мною теории по разному объясняют причины происхождения государства. Попытка их обобщение и осмысления в рамках одной универсальной теории вряд ли возможно, хотя такие попытки и предпринимались. Каждая из этих теорий раскрывает одну из возможных сторон процесса возникновения государства.

История цивилизации знает десятки, сотни правовых теорий. Глубокие умы человечества в течении веков бились над разгадкой феномена права, раскрытием его сущности. Правовые теории прошлого являлись завоеванием человеческой культуры, стремлением научной мысли проникнуть в самую сердцевину человеческих отношений.

В наиболее общем виде все разнообразие взглядов на разнообразие права и государства может быть сведено к противостояний двух исходных принципиальных позиций. Одна из них заключается в объяснение государства и права как средств силы, средств преодоления общественных противоречий и обеспечения порядка прежде всего путем насилия, путем принуждения. С этой точки зрения государство и право является орудиями и средствами в руках одной части общества для провидения своей воли, для подчинения этой воли других членов общества. Суть государства и права составляет силу принуждения, подавления. Наиболее четко и последовательно эта позиция обоснована теорией насилия. Вторая точка зрения состоит в том, что государство и право обеспечивает порядок в обществе путем снятия противоречия, достижения социальных компромиссов. С этой позиции в деятельности государства, функционирование права выражается общие скоординированные интересы различных групп общества. Суть государства и права составляет общественное согласие, компромисс. Наиболее четко эта позиция обоснована теорией общественного договора.

Список использованной литературы

1.История политических и правовых учений/ Под ред. В.С. Нерсесянца. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999.

2.Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: Учеб. М.: Юристъ, 1999

3.Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21.

4. Черданцев А.Ф. Теория государства и права// М.:Юрайт 2000. 432с

5. Крадин Н. Н. Политическая антропология// учеб.для вузов: рек. М-вом образования РФ.2004.

6. Шумков Д.М. Происхождение государства и права// Основы государства и права.- 1999.-N7.-С.49-57

7. Багдасарян Л.А. Теория возникновения государства// История государства и права.- 2004.- N4.-С.17-19

8. Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки// Государство и право. 1993. №7.

9. Миголатьев А.А. Философия государства// Соц.-гуманит.знания.- 2001. - №6. - С.42-60

  1. .Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: Учеб. М.: Юристъ, 1999

  2. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21.

  3. Крадин Н. Н. Политическая антропология// учеб.для вузов: рек. М-вом образования РФ.2004.

  4. . Багдасарян Л.А. Теория возникновения государства// История государства и права.- 2004.- N4.-С.17-19

  5. Шумков Д.М. Происхождение государства и права// Основы государства и права.- 1999.-N7.-С.49-57

  6. Миголатьев А.А. Философия государства// Соц.-гуманит.знания.- 2001. - №6. - С.42-60

  7. Шумков Д.М. Происхождение государства и права// Основы государства и права.- 1999.-N7.-С.49-57