Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теории происхождения государства и права (Понятие и признаки государства и права)

Содержание:

Введение

Актуальность темы исследования. На сегодняшний день, государство является единственно существующей формой властно-политической организации населения, наделенной суверенитетом, специальным аппаратом управления и устанавливающей правовой порядок на определенной территории. Таким образом, сегодня государство и право являются взаимосвязанными и взаимозависимыми понятиями.

Первые формы государства были известны еще более 5 тысяч лет назад. К данному периоду относят и первые упоминания о материальных источниках права. Развитие общества и научной мысли приводит человечество к тому, что оно стремиться понять закономерность происходящих вокруг него процессов, определить причинно-следственную связь между существующим порядком вещей и предпосылками его образования. Данное стремление распространялось и на изучение происхождения права и государства.

И до настоящего времени теория происхождения государства и права является предметом исследования многих ученых по всему миру. Актуальность изучения теорий происхождения государства и права заключается также и в том, что помимо академического и познавательного характера, процесс исследования происхождения государства и права направлен на исследование политико-практическое применение.

Важность исследования теорий возникновения государства и права лично для нас позволит осмыслить природу государства, ее взаимосвязь с правом, а также их тесную связь. Исследование данной темы дает нам возможность выделить все свойственные государству и праву функции, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы. Следовательно, рассмотрение нами основных теорий происхождения государства и права позволит выявить тенденции дальнейшего развития государства и права на современном этапе общественных отношений.

Объектом исследования данной курсовой работы являются существующие теории происхождения государства и права.

Предметом исследования выступает научная литература, посвященная теориям происхождения государства и права.

Целью настоящей работы является всестороннее изучение и анализ многообразия теорий происхождения государства и права.

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

- дать понятие государству и праву, выделить их признаки;

- рассмотреть предпосылки возникновения государства и права;

- изучить многообразие теорий происхождения государства и права,

- выделить и охарактеризовать теории, основанные на материалистическом трактовани истории;

- выделить и охарактеризовать теории, основанные на нематериалистическом трактовани истории.

Решение поставленных задач приведет к достижению цели настоящей курсовой работы и позволит наиболее полно рассмотреть ее тему.

При написании работы нами были использованы общенаучные методы.

Теоретическую основу настоящей работы составили исследования таких ученых как А.Б. Венгерова, Л.П. Бутенко, А.Н. Мелехин, Т.Н. Радько и др.

Настоящая курсовая работа состоит из введения, трех частей, сформированных девятью параграфами, заключения и списка литературы.

1. Государство и право: понятие, признаки, предпосылки возникновения

1.1 Понятие и признаки государства и права

Государство и право являются достаточно тесно связанными между собой понятиями. По нашему мнению, для того, чтобы начать рассмотрения теорий происхождения государства и права, необходимо определить понятие как государства, так и права, выделить присущие и характеризующие их признаки.

Венгеров А.Б. в определении понятия государства, указывает, что определить и объяснить основные характеристики государства, то есть указать его главные признаки и, тем самым, раскрыть природу государства, сформировать его понимание (понятие), – одна из основных задач теории государства[1].

Государство можно определять, как научную, социальную, правовую, организационную категорию. Однако, как бы мы не определяли государство, это определение всегда будет недостаточно полным. Кельзен выделял четыре ипостаси государства.

Государство можно определить, как юридическую категорию. В данном смысле, государство можно охарактеризовать как юридическое лицо, своего рода глобальная корпорация.

Государство, по мнению Кельзена, характеризуется как социологический феномен[2]. Исходя из этого, государство представляет собой социологическую общность, существующую и функционирующую не зависимо от ее правового порядка и правовой реальности.

Третьей ипостасью государства является его сравнение с естественным организмом. Здесь ученый приравнивает государство к живому организму, так сказать к форме социальной биологии.

Четвертой ипостасью государства является понимание государства как системы норм и правил, устанавливающих определенный порядок, основанный, как правило, на политической силе и власти.

Проведя анализ определений понятия «Государства», которые дают различные ученые, мы полагаем, что можно определить «Государство» следующим образом.

Государство - это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти, сформированной на отдельной территории.

Исходя из данного определения, можно выделить следующие признаки государства.

  1. Территория государства. Территория государства представляет собой определенная часть поверхности земли и вод, воздушное пространство над ними (до минимальной высоты устойчивой орбиты искусственного спутника) и недра под ними в рамках государственной границы. Территорией государства признается также территория, расположенная за пределами государственной границы, но находящаяся в юрисдикции государства. К такого рода территории относятся континентальный шлейф, исключительная экономическая зона. Юрисдикция государства приравнивает к своей территории морские и воздушные суда (гражданские, военные, торговые), совершающие плавание и перелеты под флагом государства в любой точке земного шара.
  2. Население государства определяет принадлежность и состав людей к конкретному государству. Наиболее выраженным признак населения выражен при реализации института гражданства и подданства.
  3. Еще одним отличительным признаком государства является наличие у него суверенитета – способности самостоятельно осуществлять верховенство власти на своей территории, а также выступать на международной арене.
  4. Публичная государственная власть. Наличие публичной государственной власти как признак государства представляет собой особый аппарат власти, представляющего все общество в целом.

Несомненно, это далеко не полный список признаков государства, можно выделять и такие признаки как система налогообложения, связь государства и права, монополия на правотворчество. Однако, на наш взгляд, приведенные признаки являются первичными и основополагающими для характеристики государства.

Теперь обратимся к вопросу рассмотрения понятия и признаков права.

Понятие «Право» и «Государства» является предметом исследования и изучения многими учеными на протяжении нескольких веков.

Рассматривая современных авторов, можно выделить несколько определений понятий права.

Мелехин А.В. определяет право как это официальный, цивилизованный регулятор общественной жизни, социальная, культурная и моральная ценность, мера свободы и ответственности личности[3].

Радько Т.Н. понимает под правом систему общеобязательных, формально определенных, обеспеченных государством норм (правил дозволенного и не дозволенного поведения), которые выражают возведенные в закон волю политической элиты и всего общества, и выступающих в роли общественных отношений[4].

Исходя из анализа различных определений понятия «Право», можно сказать, что в современной науки теории государства и права сформировано следующее понятия.

Право - это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Право, так же как и государство, является многогранным понятием, способным к различным трактовкам.

Право может определять социальные потребности людей на взаимоотношения, такие как право на жизнь и самоопределение. Такое определение права основывается на физиологической составляющей человеческой жизни.

Несомненно, право определяется в виде системы юридических норм, что является, на наш взгляд, объективным смыслом права. В данном определении право создается и применяется вне воли отдельных лиц или категорий лиц, оно создается и применяется для всех субъектов правоотношений.

Право можно трактовать как признаваемые государством возможности лиц в обществе.

Еще одной ипостасью права является его использование в качестве обозначения системы правовых явлений.

Однако, не любая норма, выработанная обществом и применяемая в нем, будет являться правом. Рассмотрим те признаки, которые характеризуют право как специфическую форму регулятора общественных отношений.

  1. Нормативность определяет право как состоящее из норм правило поведения в общественных отношениях. Нормативность позволяет праву устанавливать меры поведения, устанавливая границу между дозволенным и недозволенным, тем самым регулируя общественные отношения.
  2. Признак системности определяет право как взаимосвязанную систему юридических норм.
  3. Формальная определенность и закрепленность - этот признак означает, что право имеет строго установленную форму (закон, указ, постановление), письменно закреплено в документе. Определенность, означает, что правовые предписания отличаются ясностью, понятностью и не подлежат двусмысленному толкованию.
  4. Право всегда общеобязательно. Право всегда должно выполняться всеми, на кого оно распространяется.
  5. Обеспеченность права институтом государственным принуждением, заключается в возможности государства понуждать к исполнению правовых норм.
  6. Признак воли указывает на то, что нормы права являются результатом чьей-то воли, они создаются людьми сознательно, для регулирования общественных отношений и в чьих-то интересах.

Подведя итог изложенному в настоящем параграфе курсовой работы, можно сделать следующие выводы. Государство и право представляют собой два взаимосвязанных института. Государство и право являются предметом изучения многих ученых по всему миру. При этом, с развитием общества и науки, именно вопросы создания государства и права стали все более интересовать исследователей. Результатом таких исследований стало формирование определения понятий государство и право, выделение их особенностей, а также формирование их отличительных признаков.

1.2 Предпосылки возникновения государства и права

Возникновение государства и права ознаменовалось переходом общества на новый уровень развития. Государство и право позволило перейти от первобытной стадии к стадии цивилизации. Тем самым общество превратилось в системы, способную к саморегуляции и саморазвитию. Однако, процесс становления государства и права не был спонтанным, а для оформления их как особой формы социально-политической организации общества потребовалось наличие определенных условий, которые современные ученые выделяют как предпосылки возникновения государства и права.

На сегодняшний день можно выделить такие предпосылки как:

- разделение труда;

- формирование института частной собственности;

- изменение социальной структуры общества и выделения аппарата публичной власти;

- появление городов;

- объединение социальных групп в обществе по принципу территории[5].

Далее мы рассмотрим каждую из этих предпосылок более подробно.

Три этапа разделения труда считаются первой предпосылкой образования государства и права.

Изначально деятельность людей по обеспечению себя продовольствием определялась в зависимости от природных факторов. Данная деятельность была настолько примитивна и сводилась к собирательству, охоте и рыболовству. Зависимость человечества от природных условий не способствовали развитию общества, однако после того, как люди одомашнили диких животных и стали развивать скотоводство произошло первое расслоение общества, что привело к распаду единой социальной группы на самостоятельные: земледельцев, скотоводов, охотников и т.д. Такое разделение приводит к усложнению процессов труда, что в свою очередь ведет к развитию социума.

Дальнейшим этапом разделению труда можно определить этап появления ремесел, что привело к тому, что общество разделилось на тех, кто производит орудия труда, и тех, кто этими орудиями пользуется. Переход от универсальной системы жизнеобеспечения к специализированной интересен, прежде всего, тем, что люди начинают производить такие вещи, которые непосредственно для самих производителей жизненно важного значения не имеют, а изготавливаются с единственной целью – обменять на другие предметы труда, необходимые в хозяйстве. При этом процесс обмена превращается из эпизодического в систематический. Потребность людей обмениваться продуктами своего труда, с одной стороны, означала необходимость создания оценочного эквивалента, позволяющего осуществлять данную операцию в определенном пропорциональном соотношении, а с другой – привела к выделению из социальной среды особой группы людей, которые своим основным занятием избрали посредническую деятельность между производителями орудий труда и их пользователями. Процесс товарного обмена представлял целую отрасль общественно полезной деятельности. Это было третье крупное разделение труда.

Таким образом, тремя крупными разделениями труда являются следующие социальные преобразования: переход от охоты и собирательства к животноводству и земледелию; выделение ремесел; появление товарно-обменных отношений и, как следствие, социальной группы профессиональных посредников – менял (впоследствии – торговцев).

Следующей предпосылкой появления государства и права можно выделить появление института частной собственности.

Появление данного института напрямую связано с переходом общества от кровных, родственных отношений к договорным. Такого рода отношения характеризовались взаимными обязательствами сторон. Основой договорных отношения являлись результаты человеческого труда, принадлежащие стороне отношений на праве собственности. Институт частной собственности возник благодаря труду, которое лицо прикладывало с целью изменения предметов природы. Как следствие, человек трудом изменяя природные ресурсы, становился их собственником. В связи с развитием общества возникает и постепенно усиливается имущественное неравенство, а как следствие – необходимость в специальных средствах принуждения.

Развитие общества приводит к тому, что постепенно полигамные отношения в нем сменяются моногамными. В контексте современного права это приводит к возникновению супружеских связей. Как следствие был введен запрет на кровосмешение сородичей, что привело, в свою очередь, к утрате значения рода как замкнутой социальной группы. Такой запрет ввел необходимость таким группам выходить на контакт с другими такими же ранее замкнутыми родами и общинами.

Предыдущие предпосылки, описанные нами, указывают на значительное расслоение социума. Данные процессы приводят, в первую очередь, к усилению социального неравенства. С целью сглаживания такой социальной напряженности происходит выделение власти в самостоятельный «орган», который пользуется различными льготами и преференциями, имеет право сбора «налогов» в виде излишка производства, а также формирует аппарат и механизм принуждения для защиты своей власти.

Изменение социальной структуры общества приводит к тому, что постепенно разрушаются кровно-родственные связи между членами социума. В свою очередь разделение труда и формирование договорных отношений приводит к тому, что в обществе устанавливаются новые социальные связи, которые не были обусловлены ни родственными, ни семейными, ни производственными контактами. С целью эффективного управления таким новым социумом было образовано принципиально новое общественное отношение – городское поселение.

Исходя из изложенного в настоящем параграфе первой части курсовой работы можно сделать вывод, что предпосылки к появлению государства и права начали появляться сразу после перехода человечества от первобытно -общинного строя. Накопление опыта, разделение труда и совершенствование технологий производства приводят к тому, что общество начинает развивать межобщинные связи, стремиться перейти к договорным отношениям и сформировать на их основе принципиально новые социумы, независящие от привязки к роду и общине. Заключительной предосылкой появления государства и права стоит считать именно появление городов с их культурой. Многие исследователи вопроса теории государства и права полагают, что именно появление городов и городской культуры следует рассматривать в качестве точки отсчета государственной истории человечества.

Основные теории происхождения государства и права

2.1. Теории происхождения государства и права, основанные на материалистическом трактовании истории

В рамках данной группы теорий нами будут рассмотрены теория насилия, марксистская (историко-материалистическая) теория, органическая и ирригационная теории.

Теория насилия является одной из самых поздний теории происхождения государства и права. Наиболее известными и яркими представителями теории насилия являются Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг.

На первоначальном этапе формирования рассматриваемой теории, исследователи полагали, что государство возникает в следствии военно-политических конфликтов, т.е. захвата одного племени другим, что в итоге приводит к появлению государства и формирования системы права в виде законов. Насилие в данной теории заключалось в противостояниях различных слоев общества, т.е. внутреннее насилие, которое в конечном итоге перерастало в революции и гражданские войны.

Теория насилия рассматривало насилие как глобальное и естественное явление, влекущее за собой противопоставление интересов различных слоев общества. Насилие в обществе, согласно рассматриваемой теории, порождает социально-экономические последствия, ведет к формированию новых институтов. Примером такого насилия могут служить порождение рабства, формирование частной собственности, изменение государственного строя.

На наш взгляд, недостаточно исследованным в данной теории является тот факт, что многие государства и системы права, создаются в результате насилия (завоевания, революций и т.д.). Несомненно, факт насилия может играть доминирующую роль в формировании и развитии отдельных государств на определенном этапе их развития.

Рассмотрим позиции каждого из указанного нами исследователя теории насилия более подробно.

По мнению Е. Дюринга, основой общественного развития выступают внутренние факторы в виде форм политических отношений. Именно политические отношения выступают первопричиной экономического развития государства[6]. По мнению Л. Гумпловича, государственная власть возникала первоначально на основе простого физического превосходства, а затем переходила в политическое и экономическое превосходство.

В трудах В. Ленина «Государство и революция» и Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» нашла свое отражение марксистская или как ее еще принято называть историко-материалистическая теория происхождения государства и права.

Данная теория основывает происхождение государства с появлением института частной собственности, которая приводит к разделению общества на классы и, как следствие, классовым противоречиям. Как считают сторонники данной марксистской теории, государство есть не что иное, как следствие непримиримых классовых противоречий.

Согласно марксистской теории высшей формой государства является демократическая республика, которая не знает различия между классами по богатству. При ней богатство пользуется своей властью косвенно, с одной стороны, в форме прямого подкупа чиновников, с другой стороны, в форме союза между правительством и крупным акционерным капиталом.

Во второй половине 19 века достаточное широкое распространение в научных кругах получила такая теория происхождения государства и права, как органическая теория. Наиболее пристальное внимание в своих трудах данной теории уделили Г. Спенсер, Р. Вормс, Г. Прейс. Полагаем, что значительное внимание на формирование и развитие данной теории оказал тот факт, что именно в указанный период времени весь научный мир, в том числе и гуманитарные науки, испытывает на себе огромное влияние дарвиновской теории естественного отбора.

Суть органической теории происхождения государства и права заключается в том, что государство подобно живому организму, в котором постоянные отношения между частями государства сходны со взаимосвязями частей живого существа. Применяя дарвиновский естественный отбор к пониманию государства и права, сторонники органической теории определяли государство как продукт социальной эволюции, которая выступает лишь разновидностью эволюции биологической[7].

В первой половине 20 века германо-американским социологом и историком К. Виттфогелем была разработана ирригационная (водная, гидравлическая) теория происхождения государства и права.

По мнению автора данной теории, возникновение государства обусловлено необходимостью развития земледелия и строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Такое строительство способствует росту чиновничьего аппарата, государственных наблюдателей, которые обеспечивают эффективное использование данных сооружений и эксплуатирующих остальных граждан[8].

Государство и право, образованные в соответствии с данной теорией, как правило, характеризуются жесткой централизацией, т.к. выступают единственным собственником ирригационных сооружений и, в это же время, эксплуататором населения. Именно государство по средствам норм права и чиновничьего аппарата управляет, распределяет, учитывает, подчиняет.

Подводя итог изложенному в настоящем разделе курсовой работы, можно сделать ряд выводов. Теория насилия происхождения государства и права является одной из самых поздних теорий. Суть теории состоит в том, что государство образуется путем применения к обществу внутреннего насилия, выраженного в подавлении одного класса другим, либо внешнего насилия, определенного как завоевание более сильными социумами более слабых. Марксистская или историко-материалистическая теория происхождения государства и права определяет необходимость появления государства и права сглаживать и удерживать противоречия классов в обществе. Многие исследователи полагают, что марксистская теория отличается четкостью и ясностью исходных положений, логической стройностью и, несомненно, представляет собой большое достижение теоретической мысли. Органическая теория происхождения государства и права отождествляет государство с биологическим организмом, которое управляется мозгом (правительством). Однако, на наш взгляд данная теория является непродуманной и неаргументированной, скорее всего, она была сформирована на основе влияния модной в середине 19 века дарвиновской теории о естественном отборе. В ирригационной теории главной предпосылкой для происхождения государства здесь является строительство ирригационных систем в аграрных странах. Такое строительство и последующая эксплуатация требовали жесткого управленческого аппарата. Однако недостатком такой теории можно считать малая сфера ее применения, а также отказ от рассмотрения иных факторов, влияющих на формирование государственности.

2.2. Теории происхождения государства и права, основанные на нематериалистическом трактовании истории

Данная группа теорий включает в себя такие теории возникновения государства и права как патриархальная теория, теологическая и договорная теории.

Патриархальная теория возникновения государства и права была основана в далекой древности. Считается, что ее основоположниками в III в. до н.э были Платон и Аристотель. В средние века теория патриархальной семьи нашла свое отражение в работах Августина, Фомой Аквинского, Ж. Бодена. Особое внимание патриархальной теории происхождения государства и права удостоилась в работе Р. Филмера «Патриарх, или Естественное право королей». Советская историческая энциклопедия характеризует патриархальную теорию как распространенную в буржуазной науке теорию, по которой начальной и основной ячейкой человеческого общества была патриархальная семья, воплощавшая начала частной собственности и «естественной» власти отца[9].

В понимании данной теории патриархальная семья является прообразом государства, в котором патриарх (домовладыка) выступает в качестве прототипа монарха, а его власть являет собой источник государственной власти.

При формировании патриархальной теории авторы в качестве образца начальные семьи, в качестве которых выступали библейская патриархальная община и римская familia.

Теологическая теория получила свое зарождение еще в древнем Египте и Вавилоне были высказаны идеи о божественном происхождении власти. Теологическая теория (божественная теория) происхождения государства и права была одной из первых теорий, которые определяли появление государства и права как результат божественной воли. Расцвет данной теории пришелся на 13-14 века, когда церковь оказывала значительное влияние на умы не только простого населения, но и ученых.

Наиболее известным автором теологической теории считается ученый-богослов Ф. Аквинский. Также в своих научных работах божественной природы происхождения государства и права касались Ж. Маритен, Ф. Лебюфф.

Ф. Аквинский считал, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения богом мира.

Учение о божественном сотворении мира получило название креационизм. Ее представители утверждают, что Земля и все сущее на ней было создано Богом 10000 лет назад. Окаменелости являются результатом разрушительных последствий Всемирного потопа, ставшего причиной гибели динозавров. Эта теория полностью отрицает процесс эволюции и естественного отбора (теория Дарвина).

Наиболее прочные позиции эта теория завоевала в период становления и развития феодализма. На рубеже 17 - 18 вв. в Западной Европе была популярной теория «двух мечей». Из имеющихся двух мечей церковь оставила себе один и вложила его в ножны, так как сама религия не должна использовать меч. Второй она вручила государям для «вершения» земных дел.

Таким образом, государь наделялся церковью правом повелевать людьми, одновременно являясь слугой церкви. При этом утверждается приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством).

Теологическую теорию, как и любую догму, нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть. Вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, т.е. это, в конечном счете, вопрос веры.

Производя оценку теологической теории, стоит отметить, что нельзя представлять теологическую теорию в искаженно-карикатурном виде, сводя ее к одной лишь «воле Бога». В соответствии с рассматриваемой теорией происхождение государства заключается в совмещении Божественной воли и свободного волеизъявления человека, его творческой деятельности. В этом смысле теологическая точка зрения представляется универсальной, поскольку учитывает - как естественную (человеческую), так и сверхъестественную (Божественную) составляющие происхождения государства.

Теория происхождения государства и права путем общественного договора была разработана такими учеными и философами, как Т. Гоббс, Д. Локк, Б. Спиноза, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др. Несомненно, данные ученые работали отдельно друг от друга, однако, в трудах каждого их них содержится мнение о том, что государство и право могли образоваться исключительно на договорных началах.

Последователи теории договора полагают, что государство и право – результат заключения общественного договора, основанного на волеизъявлении народа, стремящегося улучшить защиту своих прав, свобод и взаимных интересов. Следовательно, по теории договора, государства есть искусственный, созданный волей народа, институт, целью которого является эффективное обеспечение населения правами и свободами в обществе.

Предпосылками появления теории общественного договора можно считать учения софистов Древней Греции, разработанные в 5 веке до н.э. Уже тогда, ученые полагали, что договор о создании государства с добровольным отчуждением ему части своих прав, является жизненной необходимостью общества, с целью предотвращения противоречий между классами и отдельными личностями.

Договорная теория полагает, что для появления государства и права не предшествовало никаких предпосылок. До появления государства и права человек пребывал в естественном состоянии. Такое отношение к государству и праву позволяет сторонникам указанной теории разделить права на естественные (сформировавшиеся в догосударственном периоде) и позитивное (право государства)[10].

Именно договорная теория вводит понятие естественных прав человека, которые до настоящего времени используются в науки теории государства и права, но и в международном праве. В рамках теории договора определено, что естественные права – это та категория прав, которой человек наделяется с момента рождения.

На то, что теория договора является наиболее разработанной и приближенной к реальной жизни, указывает тот факт, что основные положения договорной теории лежат в основе конституций ряда современных стран, не исключением является Россия и США.

Помимо сторонников, теория договора подвергалась критике по нескольким основаниям. Противники теории полагали, что договорные начала в образовании общества и государства приводят к крайне индивидуалистическому пониманию общественной жизни. Полагалось, что не личность зависит от общества и социума, а напротив, общество и порядок в нем полностью подчинены поведению личности.

Рассмотрим в вкратце положения теории договора с точки зрения различных ее сторонников.

Д. Локк полагал, что в обществе до образования государства люди были свободны в определении моделей своего поведения. Существовало так называемого природное равенство, которое трактовалось не как вседозволенность, а как способ мирного существование общества. Первые права, сформировавшиеся в данный период – права справедливости и милосердия. Закрепляются права на жизнь, собственность и свободу.

В своих работах «Об общественном договоре, или начала политического права» и «О причинах неравенства» Ж.-Ж. Руссо изложил свою видимость договорной теории происхождения государства и права. Руссо полагал, что появление частной собственности привело к формированию социального неравенства. Для того, чтобы не допустить социальной борьбы, было создано соглашение о создании государственной власти и законов, которым должны подчиняться все без исключения.

Описывая теорию общественного договора Т.Гоббс, определял догосударственное состояние общества как «война всех против всех»[11]. Гоббс полагал, что в обществе до существования государства отсутствует институт регулирования правом, каждый неограничен в своих правах. Однако, автор полагал, что именно разум позволил человеку самостоятельно определить те рамки, границы, законы, которые ограждают его от совершения асоциальных поступков. Такой вывод помог Гоббсу прийти к формулировке естественных законов, которые не подлежат изменению вне зависимости от социума. Гоббс полагал, что наличие естественных законов является гарантом соблюдения мира и безопасности в обществе. Гарантом соблюдения этих и других законов может быть лишь общая власть (государство).

По Гоббсу еще одной причиной создания государства служит необходимость обеспечивать безопасность своего населения. Это обусловлено тем, что население, договариваясь об образовании государства, передает ему право управления собой, что, в свою очередь, приводит к появлению у государства обязанности по защите населения.

Подводя итог изложенному выше, можно сделать следующие выводы. Патриархальная теория основана на разрастании патриархальной семьи, во главе которой стоит владыка, до государства, власть и подчинение в котором основано на безграничной власти владыки – правителя. Однако, на наш взгляд, данная теория является не столько научной, сколько идеологической. История развития государства и права не знает примера таких государств, которые бы «выросли» из патриархальной семьи. Авторы теологической теории рассматривали процесс происхождения государства и права как результат Божьей воли и человеческих усилий. Данная теория, в основном, применялась церковью для проведения идеологической работы. К сожалению, привести примеров государств, сформированных на основании теологической теории, не представляется возможным, однако стоит отметить, что данная теория оказала значительное влияние на миропонимание населения В соответствии с договорной теорией происхождения государства и права государство является результатом договоренности населения о необходимости управления. Догосударственное образование общества, по теории общественного договора, склонно к тому, что в нем не существует никаких ограничений прав. Договорная теория является основой правовых систем многих стран в современном мире. Основы договорной теории, которая дала жизнь естественным правам человека (жизнь, свободу, частную собственность и т.д.), нашли свое отражение и в Конституции Российской Федерации.

2.3. Современные теории происхождения государства и права

Вопросы возникновения государства и права являются актуальными и на сегодняшний день. Такие обстоятельства, приводят к тому, что ученые-правоведы продолжают разрабатывать, обосновывать и выдвигать все новые теории возникновения государства и права. В контексте современных теорий происхождения государства и права наибольший интерес к рассмотрению представляют инцестная теория, теория специализации, и дуалистическая теория.

Инцестная теория возникновения государства и права была выдвинута и обоснована французским социологом и этнографом Клодом Леви-Строссом. Полагаем, что данная теория стала итогом осмысления всех его научных трудов, которые в той или ной степени всегда затрагивали тему запрета кровосмешения (инцеста) в первобытном обществе и раннегосударственных образованиях.

Автор основывает свою позицию на том, что человечество осознает опасность кровосмешения, которое в силу его биологической особенности ведет его к вырождению, ставит на грань гибели стало чуть ли не величайшим событием первобытной эпохи, которое перевернуло жизнь первобытных людей, изменило отношения как между родами, так и внутри их самих. Запрет кровосмешения предопределил необходимость межплеменного обмена женщинами, которые вносили в племя новые нормы, ритуалы и иные социальные регуляторы. Также необходимо было на управленческом уровне закрепить запрет на инцест, что приводит к реформированию управленческой системы в родах и племенах.

Современная наука теории государства и права не рассматривает инцестную теорию в качестве основной теории, однако и не исключает влияние запрета на кровосмешение как одной из предпосылок к возникновению государства и права[12].

Еще одной современной теорией возникновения государства и права, можно считать теорию, выдвинутую профессором Т.В. Кашаниной. Данная теория получила название тории специализации, и, по праву, считается одной из наиболее универсальных теории, пригодной для всех народов.

Данная теория предполагает, что закон специализации – это всеобщий закон развития окружающего мира[13]. По мнению автора специализация находит свое отражение во всех научных отраслях: биологии, социологии, экономике и т.д.

Основной тезис этой теории звучит следующим образом: закон специализации – это всеобщий закон развития окружающего мира. Специализация присуща миру биологии. Появление в живом организме различных клеток, - а затем и различных органов - это результат специализации. Опять-таки по этой причине, т.е. в зависимости от степени специализации его клеток, организм занимает место в биологической иерархии: чем более в нем специализированы его функции, тем выше его место в биологическом мире, тем он лучше приспособлен к жизни. В социальном мире также действует закон специализации, и здесь он усиливается еще более. Производящая экономика постепенно набирала темпы, наступил такой момент, когда производственный труд стал специализироваться. Специализация в области экономики - это первый вид кардинальной специализации труда или экономическая специализация. В свою очередь в ее пределах выделяются несколько разновидностей крупных общественных разделений труда.

В современном мире специализация в экономической сфере очень обширна. Наряду с сельским хозяйством, промышленностью, торговлей в особый вид деятельности выделились финансы, здравоохранение, образование, туризм и др. Но и в пределах каждой из разновидностей экономической специализации просматривается специализация в отдельных областях деятельности. Так, только в промышленности насчитывается несколько десятков отраслей.

Уже начальные разновидности экономической специализации (отделение скотоводства от земледелия, выделение ремесла, появление торговли) дали мощный толчок развитию, как самого производства, так и общества в целом, что выражается в накоплении знаний, общественного продукта и усложнения общественных связей.

Все это явилось предпосылкой для перехода общества к новому уровню специализации труда, который начинает требовать развития управленческих и организаторских способностей у общества. Такая потребность обосновала выделение политической специализации.

С точки зрения теории специализации, государство является результатом одновременной специализации общества в производственной и управленческой сферах.

При этом, автор указывает, что возникновение государства и права в результате специализации не остановило их развития. Примером такого развития можно считать разделение политической и государственной власти на три самостоятельных: законодательства, исполнительная и судебная власти.

Современный этап развития государства и права, по мнению Т.В. Кашаниной, характеризуется развитием идеологической специализацией, которая основывается на нормах религии, морали и правовой культуры.

Возможно, первоначально специализацию труда породило разнообразие географических сред, в которой находились индивиды. Если рядом было море, то развивался морской промысел, если земля была достаточно увлажнена, то люди переходили к земледелию, если ландшафт был гористый, на первое место выходило занятие скотоводством и т.д.

Однако главное заключалось все же не в природной среде. Главное, чем определяется специализация - это степень развития и организованность самого общества.

Чем плотнее и развитее общество, тем быстрее, разветвленнее и глубже специализация.

Специализация труда - это результат борьбы человека за свое существование и представляет собой ее мирную развязку.

Разделение труда ведет к формированию социальных групп со своими специфическими интересами: возникновение политической специализации привело к обособлению бюрократического слоя или слоя, государственных служащих, интересы которого нередко оказываются конфликтующими с интересами народа. Однако все же существующая в обществе солидарность между людьми перевешивает. И причину этой солидарности нужно видеть в том, что бюрократический слой выполняет в целом полезную и даже необходимую работу для всего общества. Между управляемыми и управленцами происходит как бы взаимообмен услугами, сотрудничество и даже по многим вопросам сплоченность. Основу такого взаимодействия составляет минимум общих, объединяющих ценностей. Управленческий труд - это высокоинтеллектуальный и энергозатратный труд.

Кризисная теория возникновения государства и права была сформулирована и обоснована А.Б.Венгеровым. Согласно данной теории государство возникает как итог так называемой неолитической революции – перехода человечества от экономики присваивающей к экономике производящей. Этот переход по мнению А. Б. Венгерова был вызван экологическим кризисом (отсюда название теории), который возник примерно 10-12 тыс. лет назад. Глобальное изменение климата на Земле, вымирание мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей и другой мегафауны поставило под угрозу существование человечества как биологического вида. Сумев выйти из экологического кризиса путем перехода к производящей экономике, человечество перестроило всю свою социальную и хозяйственную организацию. Это привело к расслоению общества, появлению классов и возникновению государства, которое и должно было обеспечить функционирование производящей экономики, новые формы трудовой деятельности, само существование человечества в новых условиях[14].

Профессорами В.С. Афанасьевым и А.Я. Малыгиным была сформулирована дуалистическая теория возникновения государства и права. Данная теория, как и теория Венгерова А.Б. также связывает процесс возникновения государства с неолитической революцией. Но в отличие от кризисной теории она говорит о двух путях возникновения государства – восточном (азиатском) и западном (европейском). При этом восточный путь возникновения государства рассматривается как универсальный, поскольку считается характерным для государств Азии, Африки и Америки, а западный – как уникальный, ибо присущ только европейским государствам.

Главная особенность восточного пути возникновения государства видится авторам дуалистической теории в том, что государство формируется на основе сложившегося в первобытном обществе аппарата управления. В зонах поливного земледелия (а именно там возникали первые государства) существовала потребность в строительстве сложных ирригационных сооружений. Это требовало централизованного управления и создания специального аппарата, т.е. органов, должностных лиц, которые бы это управление осуществляли. Органы общественного управления и соответствующие должности создавались для выполнения и некоторых других функций (например, для управления особыми резервными фондами, отправления культов и т.д.). Постепенно должностные лица, выполнявшие функции общественного управления, превращались в привилегированную замкнутую социальную прослойку, касту чиновников, ставшую основой государственного аппарата.

Для западного пути возникновения государства характерным считается то, что ведущим государствообразующим фактором здесь было разделение общества на классы, в основе которого лежала частная собственность на землю, скот, рабов и другие средства производства.

Подводя итог изложенному, можно сделать следующие выводы. К современным теориям происхождения государства и права можно отнести такие теории как инцестная теория, теория специализации, и дуалистическая теория. Инцестная теория рассматривает образование государства и появление права как необходимость защиты общества от вымирания как биологического вида. По мнению авторов данной теории именно запрет на кровосмешения позволил сформировать раннегосударственные образования, регулируемые простейшими нормами права. Теория специализации является одной из наиболее универсальных современных теорий. Указанная теория определяет возникновение государства и права как постепенную специализацию общества путем постепенного выделения экономической специализации, политической специализации, идеологической и иных видов специализаций. При этом, сторонники данной теории указывают, что в соответствии с данной теорией государство и право находятся в постоянном развитии, выделяя все более узкоспециализированные направления. Кризисная теория предполагает образование государства как способ выхода из экологического кризиса, в который население попало после глобального изменения климата. Дуалистическая теория рассматривает два пути возникновения государства и права: восточный и западный. Восточный тип опирается на развитие аппарата управления, а западный – на разделение общества на классы.

Заключение

В настоящей курсовой работе нами была рассмотрены основные теории происхождения государства и права. Решив поставленные вначале работы задачи, нам удалось достигнуть поставленной цели. В завершении исследования мы можем сделать ряд выводов.

Государство и право представляют собой два взаимосвязанных института. Государство и право являются предметом изучения многих ученых по всему миру. При этом, с развитием общества и науки, именно вопросы создания государства и права стали все более интересовать исследователей. Результатом таких исследований стало формирование определения понятий государство и право, выделение их особенностей, а также формирование их отличительных признаков.

Предпосылки к появлению государства и права начали появляться сразу после перехода человечества от первобытно -общинного строя. Накопление опыта, разделение труда и совершенствование технологий производства приводят к тому, что общество начинает развивать межобщинные связи, стремиться перейти к договорным отношениям и сформировать на их основе принципиально новые социумы, независящие от привязки к роду и общине. Заключительной предосылкой появления государства и права стоит считать именно появление городов с их культурой. Многие исследователи вопроса теории государства и права полагают, что именно появление городов и городской культуры следует рассматривать в качестве точки отсчета государственной истории человечества.

Теория насилия происхождения государства и права является одной из самых поздних теорий. Суть теории состоит в том, что государство образуется путем применения к обществу внутреннего насилия, выраженного в подавлении одного класса другим, либо внешнего насилия, определенного как завоевание более сильными социумами более слабых. Марксистская или историко-материалистическая теория происхождения государства и права определяет необходимость появления государства и права сглаживать и удерживать противоречия классов в обществе. Многие исследователи полагают, что марксистская теория отличается четкостью и ясностью исходных положений, логической стройностью и, несомненно, представляет собой большое достижение теоретической мысли. Органическая теория происхождения государства и права отождествляет государство с биологическим организмом, которое управляется мозгом (правительством). Однако, на наш взгляд данная теория является непродуманной и неаргументированной, скорее всего, она была сформирована на основе влияния модной в середине 19 века дарвиновской теории о естественном отборе. В ирригационной теории главной предпосылкой для происхождения государства здесь является строительство ирригационных систем в аграрных странах. Такое строительство и последующая эксплуатация требовали жесткого управленческого аппарата. Однако недостатком такой теории можно считать малая сфера ее применения, а также отказ от рассмотрения иных факторов, влияющих на формирование государственности.

Патриархальная теория основана на разрастании патриархальной семьи, во главе которой стоит владыка, до государства, власть и подчинение в котором основано на безграничной власти владыки – правителя. Однако, на наш взгляд, данная теория является не столько научной, сколько идеологической. История развития государства и права не знает примера таких государств, которые бы «выросли» из патриархальной семьи. Авторы теологической теории рассматривали процесс происхождения государства и права как результат Божьей воли и человеческих усилий. Данная теория, в основном, применялась церковью для проведения идеологической работы. К сожалению, привести примеров государств, сформированных на основании теологической теории, не представляется возможным, однако стоит отметить, что данная теория оказала значительное влияние на миропонимание населения В соответствии с договорной теорией происхождения государства и права государство является результатом договоренности населения о необходимости управления. Догосударственное образование общества, по теории общественного договора, склонно к тому, что в нем не существует никаких ограничений прав. Договорная теория является основой правовых систем многих стран в современном мире. Основы договорной теории, которая дала жизнь естественным правам человека (жизнь, свободу, частную собственность и т.д.), нашли свое отражение и в Конституции Российской Федерации.

К современным теориям происхождения государства и права можно отнести такие теории как инцестная теория, теория специализации, и дуалистическая теория. Инцестная теория рассматривает образование государства и появление права как необходимость защиты общества от вымирания как биологического вида. По мнению авторов данной теории именно запрет на кровосмешения позволил сформировать раннегосударственные образования, регулируемые простейшими нормами права. Теория специализации является одной из наиболее универсальных современных теорий. Указанная теория определяет возникновение государства и права как постепенную специализацию общества путем постепенного выделения экономической специализации, политической специализации, идеологической и иных видов специализаций. При этом, сторонники данной теории указывают, что в соответствии с данной теорией государство и право находятся в постоянном развитии, выделяя все более узкоспециализированные направления. Кризисная теория предполагает образование государства как способ выхода из экологического кризиса, в который население попало после глобального изменения климата. Дуалистическая теория рассматривает два пути возникновения государства и права: восточный и западный. Восточный тип опирается на развитие аппарата управления, а западный – на разделение общества на классы.

Список использованной литературы

Специальная научная и учебная литература

  1. Венгеров А.Б. Теория государства и права 5-е изд., - М.: Юриспруденция, 2010, 528 с.
  2. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права/Учебное пособие - М.: Высш. шк.,2004, 325 с.
  3. Комаров С. А., Малько А. В.. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. - М.: Издательская группа НОРМА- ИНФРА-М, 2013, 521 с.
  4. Комаров С.А. Общая теория государства и права. Курс лекций. Саранск, 2007. 198 с.
  5. Марченко М.Н. Теория государства и права 6- е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 2011, 550 с.
  6. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. Учебное пособие М.: Статут, 2013. 546 с.
  7. Мелехин А.В. Теория государства и права изд. 4 // Консультант Плюс, 2012
  8. Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях, М.: Юрист, 2011, 231 с.
  9. Советская историческая энциклопедия: В 16 т. - М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961—1976.
  10. Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Издательство «Зерцало», 2012 – 639 с.
  11. Теория государства и права. Курс лекций. Н. И. Матузова и А. В. Малько - М.: Юрист, 2012 - 776 с.
  12. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. 4-е изд., дополн. и испр. М.: Омега-А, 2011, 384 с.
  13. Чиркин В.Е. Глава государства. Сравнительно-правовое исследование: монография - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. - 240 с.

Научные статьи, опубликованные в периодических изданиях

  1. Бутенко Л.П. Государство: его вчерашняя и сегодняшняя трактовка. // Государство и право, 2003. - № 7, с. 19-22.
  2. Раянов Ф.М. Научные подходы к пониманию правового государства и отечественная юридическая наука // Правовое государство: теория и практика, 2015 - № 2 – с. 6-8
  3. Сатушиева Л.Х. Право и государство в контексте гражданского общества на Кавказе во второй половине XIX – начале XX вв // Право и государство: теория и практика - 2016- № 1 – С. 36-39
  4. Тимонин А.Н. К дискуссии о «договорном» происхождении венецианского государства // Правовое государство: теория и практика, 2015 - № 2 – С. 72-75
  5. Чиркин В. Е. Три ипостаси государства. //Государство и право-. 2011.-№ 8., с. 45-47.
  6. Яценко Т.С. Влияние теории социальной функции на эволюцию гражданского права // История государства и права - 2016-№3 - С. 3-7
  1. Венгеров А.Б. Теория государства и права 5-е изд., М.: Юриспруденция, 2010, с. 201

  2. Бутенко Л.П. Государство: его вчерашняя и сегодняшняя трактовка. //Государство и право, 2003. - № 7, с. 19

  3. Мелехин А.В. Теория государства и права изд. 4 //.: Консультант Плюс, 2012

  4. Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях, М.: Юрист, 2011, с. 132

  5. Марченков М.Н. Теория государства и права 6- е изд., перераб. и доп. - М.: 2011, с. 24

  6. Бутенко Л.П. Государство: его вчерашняя и сегодняшняя трактовка. //Государство и право, 2003. - № 7, с. 20

  7. Комаров С. А., Малько А. В.. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. - М.: Издательская группа НОРМА- ИНФРА-М, 2013, с. 93

  8. Комаров С. А., Малько А. В.. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. - М.: Издательская группа НОРМА- ИНФРА-М, 2013, с. 95

  9. Советская историческая энциклопедия: В 16 т. - М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961—1976.

  10. Венгеров А.Б. Теория государства и права 5-е изд., М.: Юриспруденция, 2010, с. 106

  11. Кашанина Т. В.. Происхождение государства и права/Учебное пособие - М.: Высш. шк. – 2004, с. 95

  12. Яценко Т.С. Влияние теории социальной функции на эволюцию гражданского права // История государства и права - 2016-№3 – с. 4

  13. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права/Учебное пособие - М.: Высш. шк.,2004, с.- 185

  14. Венгеров А.Б. Теория государства и права 5-е изд., - М.: Юриспруденция, 2010 – с. 95