Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теории происхождения государства (Факторы, определившие многообразие теорий происхождения государства и права)

Содержание:

Введение

Главнейшее изменение нашего общества люди чаще всего объединяют с правом, с правовым государством, с правосудием, с правами человека. Однако, как появилось право? Как возникло данное социальное явление, данный незаменимый в нынешнем цивилизованном мире общественный регулятор? Данный проблема занимателен многим и тем более тем, кто выбрал юриспруденцию собственной специальностью - настоящей либо предстоящей. Сразу необходимо выделить, то что проблема об образовании права делится на 2 крайне непохожих друг от друга вопроса: о происхождении права и о его развитии. Проблема о происхождении права есть проблема о том, как сформировалось в мире то явление, что называется правом. Проблема о формировании права есть проблема о этом, какие условия, под воздействием каковых совершается изменение права, получение им подобных форм, в которых мы можем наблюдать право на сегодняшний день. Цель этой работы –рассмотрение проблем возникновения и сущности государства и права.

Познание государства и права необходимо начинать с проблемы о происхождении государства – постоянно ли в истории человеческого сообщества был данный общественный институт либо же он возник в конкретном этапе формирования общества. Только лишь такого рода методологический аспект, осуществляющий принцип историзма, дает возможность понять причины и формы возникновения государства, его характерные, сущностные особенности, отличие от предыдущих координационных форм существования общество.

Целью настоящей работы является анализ предпосылок и причин, основных теорий происхождения государства.

Задачами работы являются: рассмотрение причин происхождения государства; изучение предпосылок происхождения государства; определение основных теорий происхождения государства.

Глава 1. Факторы, определившие многообразие теорий происхождения государства и права

В нынешней литературе по археологии, антропологии и этнографии замечается, то что приблизительно 1,5-2 млн. лет назад человек, выделившись из мира животных, проживал в условиях первобытного стада. Позже люди соединились согласно родственным отношениям в родовые общины, то что представилось базой организации первобытного общества. Заключительное, характеризовалось общественной собственностью на орудия и средства изготовления, равномерным распределением общественного провианта среди членов рода, невысоким уровнем формирования производительных сил, отсутствием добавочного провианта в каждой родовой общине. Позже рода сливались в племена, появлялись племенные организации либо альянсы.

Власть при первобытнообщинном строе носила исключительно социальный вид и была основана на индивидуальном авторитете старейшин, военных вождей, жрецов, каковых выбирали на всеобщем собрании абсолютно всех членов семейства. Помимо этого, власть базировалась на индивидуальных достоинствах и почтении любого члена семейства к опыту старших. Одновременно с этим, в силу фактической потребности и с целью регулировки социальных взаимоотношений среди членов рода в первобытном мире начали образовываться сравнительно постоянные правила поведения, обычаи, т.е. исторически сформировавшиеся правила поведения, какие в следствии их неоднократного повторения вступили в привычку и сделались актуальный необходимостью людей. Обычаями регламентировались все без исключения области деятельности членов первобытного сообщества, и функционировали они в комплексе с нормами, морали и религиозных обрядов и ритуалов[1].

Высказанное дает возможность совершить заключение о том, что в догосударственном мире общественная власть и общественные нормы (правила действия) целиком отвечали его экономическому, общественному и духовному формированию всякого члена родового общества[2].

Формирование общественного производства никак не могло приостановиться на первобытном уровне. Последующий эволюционный этап, взаимосвязанный с смещением в худшую сторону климатических обстоятельств на планете, общим оледенением, характеризуется переходом от присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, сбор плодов) к производящему - скотоводству и плужному (пахотному) землепашеству. Данный ход, согласно сведениям археологии и этнографии, возник 10 - 12 тыс. лет назад и длился - у различных народов - несколько 1000-летий. Он приобрел наименование неолитической революции, так как случился в период позднего неолита (нового каменного века), на границе перехода к периоду бронзы, если человек обучился выплавливать и применять сперва "мягкие" цветные металлы - медь, олово, бронзу, золото, серебро, а потом и железо. Данные стадии, а также освоение культурой землепашества и скотоводства, в том числе селекцией, прошли все без исключения племена и народы, вступившие на путь формирования цивилизации.

Современные этнографы и археологи не меньшую роль в неолитической революции отводят формированию в IV - III тыс. вплоть до н.э. землепашества, дававшего в регионах Близкого Востока и Древнего Египта весьма большие урожаи зерновых. Настоящим определен стремительный прогресс населения Малой Азии, Двуречья, долины Нила, Средиземноморья, ряда иных регионов Европы. С формированием землепашества в II - I вв. вплоть до н.э. и I тыс. н.э. были связаны повышение населения Месопотамии и расцвет раннеземледельческих культур у племен майя, ацтеков, инков, мексиканских индейцев.

С точки зрения нынешней исторической науки и этнографии неолитическая революция сделалась возможной не только благодаря возникновению скотоводства. Непосредственно переход к пахотному землепашеству в максимальной мере содействовал стремительному прогрессу хозяйства (в том числе скотоводства), увеличению жителей, формированию ремесла, искусства, появлению первых городов, письменности и других достижений материальной и духовной культуры. Уровень культуры древних сообществ перехода к цивилизации приобрел наименование раннеземледельческой культуры.

Основным последствием неолитической революции явился подъем богатства: землепашество и скотоводство позволили приобрести излишек провианта (прибавочный продукт), которого не могло предоставить присваивающее хозяйство. В данной основе появился постоянный взаимообмен продуктами среди племен, предоставлявший возможность накапливания ранее не известных богатств, какие прежде при натуральном хозяйстве были недосягаемы. Избыток продуктов производства основывал кроме того возможность привлечения добавочной рабочей силы, требующейся для обслуживания за скотом и обрабатывания полей.

В этом случае, тем не менее, необходимо уточнение. Далеко не повсюду и не всегда рабовладение становилось базой хозяйства раннеземледельческих и скотоводческих обществ. В Древнем Шумере, Египте и во многочисленных иных обществах базой раннеземледельческого хозяйства предназначался труд свободных рядовых общинников, а имущественная и общественная дифференциация формировалась одновременно с функциями управления земледельческими работами (в особенности при поливном землепашестве) и распределения продуктов в варианте формирования аппарата учета и распорядительных функций в лице писцов, хранителей урожая и т.д. Существенное место занимали в такого рода дифференциации воинские функции, осуществление каковых приводило к разделению на военных вождей, руководителей дружин и обычных воинов. В то же время совершалось развитие сословия жрецов, имевших огромное духовное и культурное воздействие на социум. В конечном итоге, вследствие формирования торговли и ремесел появились сословия (страты) купцов, ремесленников и градостроителей.

Раннеземледельческие общества были сопряжены с появлением городов-государств (полисов). При этом главное земледельческое население попадало в подчиненность от городских центров, в каковых концентрировались не только лишь ремесло и торговая деятельность, однако и управленческая, боевая и духовная знать. По этой причине более древнейшим типом общественной дифференциации общества явилось не разделение на рабовладельцев и рабов, а социально-функциональная стратификация на неравноправные категории и пласты общества. Подобная стратификация в варианте разделения на закрытые касты (варны, сословия и т.п.) с глубокой древности освящалась религиями и была не только лишь в государстве, но и в общинном строе раннеземледельческих обществ Древнего Востока, Месоамерики, Индии, а кроме того у скифов, персов, иных евро-азиатских племен. Рабство в данных сообществах носило поначалу дворцовый, либо семейный, вид и только позже применялось в изготовлении (к примеру, при постройке городов и храмов)[3].

Основополагающим трудящимся народонаселением были рядовые общинники, составлявшие низшие касты и выплачивавшие подати. Помимо обрабатывания собственных наделов земли и скотоводства они осуществляли общественные работы по орошению территорий, служили рядовыми бойцами.

Тем не менее, общий итог о том, что производящее хозяйство по мере его увеличения и улучшения вело к социальному разделению труда, к социальной, в том числе классовой, дифференциации, к имущественному расслоению жителей на состоятельных и нищих, на господ и рабов либо слуг, на неравноправные касты, остается правильным для этапа перехода от родового строя к первоначальным цивилизациям. Со временем у народов Античности (Древняя Греция, Древний Рим, Троя, Карфаген и прочие античные полисы) разделение на свободных и рабов сделалось ключевым. Его основными источниками были подчинение пленных, а кроме того торговля живым товаром. В I тыс. н.э. в Европе разложение родового порядка вело к появлению феодальной формации.

Другим значимым общественным последствием неолитической революции предстал переход от родовой общины к отдельным семьям и соседской (крестьянской) общине.

Ф. Энгельс именовал величайшей революцией переворот в родовом строе, какой привел к смене матриархата патриархатом. Занятие скотоводством и землепашеством стало допустимым уже не абсолютно всем родом, а отдельными семьями. Семья (у многих народов она состояла из представителей 2-ух-3-х поколений) совершенно могла самостоятельно пропитать и надеть себя. По этой причине общественная собственность материнского рода передается со временем в частную собственность отдельных семей, ставших самостоятельными хозяйственными единицами. При этом руководителем семьи и владельцем основополагающих средств производства - скота, орудий землепашества и продуктов нового производства делается главной работник - пастух и пахарь, мужчина. В огромный семье-общине господство в доме, вплоть до полной власти над женщиной и детьми, передается к её патриархальному главе - старшему в семье мужчине. Имущество и власть наследуются по мужской линии, от отца - к старшему сыну согласно праву первородства (у славян - к старшине, с согласия абсолютно всех сыновей). Этим самым не только лишь фиксировалась частная собственность семей, но и устанавливалось имущественное различие среди членов патриархальной семьи-общины. Это представилось неустранимой трещиной в родовом строе[4].

Значительное воздействие на процесс появления государственности, в особенности у более древнейших народов, оказывала религия. Немалую роль сыграла религия в соединении отдельных родов и племен в единые народы. В первобытном мире любой род преклонялся своим языческим богам, имел собственный тотем (собственного идола). В период организации племен религиозные нормы способствовали укреплению власти "царей", базилевсов, высших (зачастую военных) главарей. Династии новых властителей устремлялись совместить племена общими религиозными взглядами. Подобное значение обладали Артхашастра в Древней Индии, культ Солнца и бога Осириса в Древнем Египте, почитание покровительства богов греческим полисам и т.п. Совершалось постепенное приспособление религиозных норм к закреплению высшей власти господствующих племен у индейцев майя и инков, у скифов. Данная власть соединялась с передачей её от богов и фиксировалась сперва продлением выборного срока, а потом - на всю жизнь и наследственно (к примеру, род инков).

Следовательно, признавая первостепенное значение производственного прогресса, а кроме того имущественной и социальной, в том числе классовой, дифференциации как предпосылки преображения первобытнообщинного строя в цивилизованные общества и родоплеменной власти в государство, нынешняя доктрина не может рассматривать, что данными условиями исчерпываются требование и предпосылки появления государства. К числу последних необходимо кроме того причислить изменение родовой общины в отдельные семьи и сельские общины, переход к территориальной организации населения, а кроме того увеличение войн и военной организации племен, воздействие религии на соединение племен в общий народ и на усиление высшей царской государственной власти.

Возникновение государства все же было сопряжено - в различные эпохи по-разному - с необходимостью реализации единых интересов населения. И невзирая на то что представители различных классов либо каст не приобретали равного удовлетворение собственных интересов, все же определенные общие интересы (к примеру, защита от внешних нападений, снабжение общественных работ, санитарных условий) государством, как правило, обеспечивались[5].

Вопрос осмысления причин появления государства и права, как и прежде, в сегодняшней науке остается дискуссионной. Во-первых, в основе этой задачи покоятся разнообразные идейные, философские точки зрения и направления. К примеру, для приверженцев концепции "что государство было всегда" такая трудность в целом никак не стоит. Во-вторых, историческая и этнографическая науки выделяют все наиболее новейшие знания о причинах возникновения государства и права.

Одним из главных постулатов появления государства и права в нынешней науке считается положение о формировании производства, переход от присваивающей экономики к изготовляющей.

Прежде всего, необходимо выделить возникновение ранних земледельческих общин в ареалах, подходящих для проживания и эффективной хозяйственной деятельности, а кроме того внезапное повышение количества и плотности жителей в данных ареалах. Земледельческие общины регулярно разрастались, то что приносило к отделению новых семейно-клановых групп. Данный процесс был сопровождаемым укрупнением поселений, что наравне с увеличением и оживлением хозяйственной жизни вело к формированию прообразов поселений городского вида.

Со временем усугубляется внутренняя организация семейно-родовых групп. Их члены обретают новейшие культурные и производственные навыки. Со временем наступает распределение труда. Изнутри рода возникли категории, которые занимались только лишь либо землепашеством, либо скотоводством, либо необходимым для этого региона типом ремесел. Все это поспособствовало увеличению производительности общественного производства. Изготавливающее производство теперь уже могло удовлетворить не только лишь необходимые потребности членов родовой общины, но и формировать "излишки", или, другими словами, прибавочный продукт. Поначалу они реализовывались согласно принципу внутриродового обмена, однако со временем все больше начали поступать в сферу межобщинных взаимосвязей, получая характер товара. Возник этап развития товарного производства, какой привел к выделению ещё одной категории жителей, что участвовало в межобщинных меновых взаимоотношениях - торговцы либо купцы, хотя на начальной стадии этим промышляли в основном главы рода либо старейшины.

В то же время формирование товарного производства вело к последующему увеличению добавочного продукта, к накапливанию имущества. Возникла объективная база для появления имущественного неравенства среди розными общинами, а кроме того изнутри самих родовых групп.

В новых обстоятельствах деятельность родовых постов в семейно-клановой группе предоставляло руководителям не только лишь престиж и авторитетность, однако и особенный, более большой статус. Руководитель в изменившихся обстоятельствах приобретал все наиболее растущие имущественные и другие привилегии. Сперва они рассматривались только равно как эквивалент этим возросшим и усложнившимся функциям по управлению родом и повысившейся ответственности, какую в связи с данными функциями он принял. Однако самое основное, то что руководитель семейства помимо традиционных функций, таких как организация социальных работ, перераспределение земельных участков, сохранение взаимоотношений с соседями и т.п., обрел новоиспеченную и значительную функцию - функцию перераспределения добавочного продукта, изготавливаемого усилиями всего рода[6].

Это значило вкладывание компонента предстоящей, присущей государственной организации общества, системы эксплуатации. Со временем это привело к качественному изменению статуса власти. Власть все более делается властью положения, обретает наиболее руководящий вид. Она все меньше стает сопряженной с индивидуальными качествами предводителя. И несмотря на то ещё сберегается концепция выборности, все большее значение обретают не просто авторитетность, а амбициозность, рвение к навязыванию собственной воли коллективу, желание приобретать не просто власть, однако и все сопряженные с ней имущественные и индивидуальные привилегии.

Наряду с преобразованиями структуры изнутри рода совершаются перемены и в межобщинных взаимоотношениях. Формирование межродовых взаимосвязей приводит к формированию надобщинных структур. Одной из подобных строений стало племя, которое имело собственную территорию, имя, язык (либо диалект), собственные религиозные и бытовые ритуалы. Формирование племенного порядка привело к отказу от внутриродовых союзов. Подобным способом, был исключен инцест (кровосмешене), то что поспособствовало генетическому формированию человека. На раннем стадии племенной совет решал только лишь проблемы, выходящие за границы заинтересованностей рода. Со временем понемногу в его ведение перешли все социальные проблемы и самое основное - функции управления добавочным продуктом.

Важным шагом в предыстории государства и права наравне с образованием трудных надобщинных структур и отвечавших им механизмов социально-нормативной регуляции сделалось развитие принципиально новых начал управления обществом, представляющих по собственному типу предгосударственными.

Новый вид управленческой деятельности акцентирует наравне с иными разновидностями общественного распределения труда ещё 1 категорию людей, занятых профессиональной работой - это управленцы, администраторы, руководители. Отделение такого типа специальностей возникло одной из последних ступенек в формировании структуры государства. Административные посты дают их владельцам крупные материальные выгоды, дают возможность им навязывать собственную волю коллективу. Формирующаяся административная верхушка, не желая разлучаться с господством и преимуществами, старалась зафиксировать её за собственными семьями и кланами. Координационная работа со временем получала политический вид, а административно-общинная знать преобразовывалась в прото-государственную. Изменяется и состояние предводителя. Он все более основывается в управленческую иерархию, обостряя этим самым собственную власть.

Один с основных условий формирования государства считались войны. Конкретнее, не сами они, а вооруженные силы, какие напрямую подчинялись административной верхушке. В отличие от ополчения либо подразделений самообороны, они формировались на профессиональной базе.

Почти в абсолютно всех литературных и академических источниках войны признаются второстепенным условием. В целом возможно выразить согласие с данной точкой зрения. Но следует совершить ремарку, что для ряда государств в конкретном этапе они, бесспорно, были основными условиями.

Главной проблемой вооруженных сил стала защита благополучия и жизни сформировавшейся знати не только лишь от внешних противников, но и от притязаний собственных соплеменников. Ещё один важный момент состоит в том, что войны считались и считаются, как показывает вся история человеческой цивилизации, двигателем научно-технологического прогресса. Все без исключения новое, открытое в ходе постижения мира, в первую очередность апробировалось на полях битв. А только лишь затем, и то отчасти, применялось в обыденной хозяйственной жизни. В то же время значительная доля, как добавочного продукта, так и непосредственно накоплений направлялись в военную сферу деятельности[7].

Следователно, возможно установить, то что первой причиной формирования государства явилось появление производящей экономики, что сформировала предпосылки классового разделения общества. В начальном стадии это были ещё не классовые структуры, а пока ещё общинные сегменты: протокласс изготовителей (охотники, скотоводы, ремесленники, землепашцы); протокласс торгового люда (купцы, менялы); протокласс управленцев (вожди, советы старейшин, племенные советы); протокласс бойцов (княжеская дружина, наемники, мореплаватели)[8].

Следовательно, ключевые предпосылки возникновения государства и права были последующие:

- Потребность улучшения управления обществом, сопряженная с его усложнением. Данное затруднение, в собственную очередность, было сопряжено с формированием производства, возникновением новейших отраслей, распределением труда, изменением обстоятельств распределения общественного продукта, обособлением общественных структур, их укрупнением, увеличением численности населения, живущего в конкретной местности, и т.п. Старый аппарат управления никак не имел возможность гарантировать удачное управление этими процессами.

- Потребность организации больших социальных работ, объединения в этих целях огромных масс людей. Это в особенности выражалось в тех регионах, где базой производства существовало поливное землепашество, что требовало постройки каналов, водоподъемников, удерживании их в рабочем состоянии и т.п.

- Потребность подавления противодействия эксплуатируемых. Совершающиеся при разложении первобытного общества течения с неизбежностью приводят к делению общества, к возникновению состоятельных и нищих, к появлению эксплуатации меньшинством большинства, а совместно с этим к возникновению общественных антагонизмов и противодействию этой доли общества, что подвергается эксплуатации.

- Потребность укрепления в обществе порядка, обеспечивающего деятельность общественного производства, общественную стабильность общества, его устойчивость, в том числе и по отношению к наружному влиянию со стороны соседних государств либо племен. Это гарантируется, в частности, поддержанием правопорядка, использованием разных мер, в том числе и насильственных, для этого, чтобы все без исключения члены общества придерживались нормы зарождающегося права, в том числе и те, которые воспринимаются ими как не соответствующие их интересам, не-справедливые .

- Потребность ведения войн, как защитных, так и захватнических. Совершающееся в данный промежуток накапливание общественных богатств приводит к тому, что становится доходным жить за счет разбоя соседей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, подчиняя их. В плане подготовки и ведения войн государство обладает существенно крупными возможностями, нежели первобытное общество. Поэтому возникновение какого-либо государства неминуемо приводит к тому, что его соседи порабощаются либо, в свою очередь, организуются как государства.

В основной массе ситуации отмеченные выше предпосылки функционировали совместно, в разных сочетаниях. При этом в разных обстоятельствах (исторических, общественных, географических, природных, демографических и других) основными, решающими могли становиться разнообразные из отмеченных факторов. Таким образом, для многих восточных стран максимальное значение обладала потребность улучшения управления и организации крупных общественных работ. Для появления Афинского и Римского государств значительно большую значимость исполнили процессы классообразования и потребность в этой взаимосвязи подавления эксплуатируемых классов.

Глава 2. Основные теории происхождения государства и права

Основные теории происхождения государства - теологическая, патриархальная, договорная, насилия, органическая, материалистическая, психологическая, патримониальная и ирригационная. Данные теории основаны на каком-либо одном конкретном доминирующем способе возникновения государства.

Теологическая концепция возникновения государства приобрела главную популярность в период средневековья. Её создал, как правило признается Фома Аквинский (1225 - 1274), писания коего стали собственного рода энциклопедией церковной идеологии этого этапа. В 1879 г. энцикликой папы Льва XIII концепцию Фомы Аквинского (томизм) было заявлено более соответствующим духу и задачам католицизма. В нынешних обстоятельствах теологическую концепцию совершенствовали идеологи исламистской религии, католической церкви (Ж. Маритен), адепты неотомизма (Ж. Дабен, Й. Месснер и др.).

С точки зрения адептов показанной теории, государство – это результат священной воли, в силу чего же государственная власть постоянна и незыблема, подчиненна основным способом от религиозных учреждений и функционеров. Следовательно, каждый обязан повиноваться царю в абсолютно всем. Существующее социально-экономическое и правовое различие людей предопределяется этой же священной властью, с чем следует примириться и никак не проявлять противодействия продолжателю на земле власти Господа. Таким образом, неподчинение государственной власти может расцениваться равно как неподчинение Всевышнему.

Придавая стране и государям (равно как адептам и выразителям священных распоряжений) ореол святости, идеологи теологической концепции подымали и подымают их авторитет, содействовали и содействуют заявлению в обществе порядка, единства, духовности. Особенное любопытство тут уделяется "посредникам" между Господом и общегосударственной властью - церкви и религиозным учреждениям[9].

При данном отмеченная концепция умаляет воздействие социально-экономических и иных материальных и духовных взаимоотношений на государство и никак не дает возможность установить, как улучшать форму государства, равно как совершенствовать государственное устройство. Кроме того, теологическая концепция в принципе недоказуема, так как создана в основном на религии.

К наиболее известным адептам патриархальной концепции происхождения государства возможно причислить древнегреческого мудреца Аристотеля, британского мыслителя XVII в. Р. Фильмера, российского социолога Н.К. Михайловского и др.

Данные ученые доказали тот факт, что общество - сущности совместные, устремляющиеся к обоюдному общению, приводящему к появлению семьи. В дальнейшем формирование и расширение семьи в следствии организации людей и повышения количества этих семей и приводит в окончательном счете к формированию страны. Подобным способом, государство - результат разросшейся семьи, это своего рода большая семья.

Отсюда власть царя является развитие власти родителя (патриарха) в семье, что считается безграничной. Так как первоначально сознается священное возникновение власти "патриарха", подчиненным предложено смиренно повиноваться царю. Любое противодействие такой власти неприемлимо. Только отцовская забота государя может гарантировать требуемые для лица требование существования.

Как и папа в семье, так и правитель в государстве никак не избирается, никак не назначается и никак не сдвигается подчиненными, поскольку они - его дети.

Разумеется, знаменитая сходство государства с семьей вероятна, таким образом равно как состав нынешней государственности появилась никак не мгновенно, а формировалась с простейших форм, какие на самом деле абсолютно имели возможность являться сопоставимы с первобытной семьей. Помимо этого, данная концепция формирует ореол безгрешности, уважения государственности власти, "родственности" абсолютно всех в общей стране.

Совместно с этим представители концепции патриархального возникновения страны упрощают процесс появления государственности, согласно сущности процесса экстраполируют тезис "семья" на тезис "государство", а подобные категории, равно как "отец", "члены семьи", безосновательно отождествляются в соответствии с этим с категориями "государь", "подданные". К этому же, согласно подтверждению историков, семья равно как общественный учреждение возникала почти одновременно с появлением страны в ходе разложения первобытнообщинного порядка.

Договорная концепция возникновения страны приобрела продвижение в более логически законченном варианте в XVII - XVIII вв. в работах Г. Гроция, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева и др. Согласно их суждению, государство появляется равно как результат осознанного творчества, равно как итог соглашения, в какой входят общество, пребывавшие вплоть до данного в "естественном", первобытном состоянии. Государство - это разумное соединение людей на базе договора среди ними, в силу коего они передают часть собственной независимости, собственной правительству стране. Отделенные же вплоть до возникновения страны индивиды преобразуются в общий народ. В результате у правителей и сообщества появляется совокупность обоюдных справедлив и обязательств и в соответствии с этим - обязанность из-за их неисполнение[10].

Таким образом, государство обладает возможность осуществлять законы, сбирать налоги, подвергать наказанию правонарушителей и т.п., однако в то же время должно оберегать собственную территорию, права людей, их имущество и т.д. Жители должны исполнять законы, оплачивать налоги и пр., однако, в собственную очередность, они обладают возможность в охрану независимости и имущества, а в случае злоупотребления правителями господством - аннулировать соглашение с ними в том числе и посредством уничтожения.

С одной стороны, договорная концепция существовала большим шагом в будущем в постижении страны, поскольку прекращала с церковными понятиями о происхождении государственности и политической власти. Данная теория имеет и полное демократическое сущность, доказывая природное возможность народа в уничтожение правительству непригодного предводителя вплотную вплоть до восстания.

С иной стороны, некрепким звеном этой концепции считается схематичное, идеализированное и теоретическое понимание о варварском мире, что будто бы в конкретном стадии собственного формирования понимает потребность договора среди народом и правителями. Неоспорима недооценивание в происхождении государственности справедливых (в первую очередь в целом общественно-финансовых, военно-политических и пр.) условий и преувеличивание в данном ходе индивидуальных начал.

Теория насилия более логически была аргументирована в XIX в. в работах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др.

Первопричину возникновения государственности они представляли никак не в финансовых взаимоотношениях, духовном провидении и социальном договоре, а в военно-политических условиях - давлении, порабощении 1 племен иными. С целью управления завоеванными народами и землями необходим аппарат насилия, каким и начало государство.

Государство - "естественным" способом (т.е. посредством принуждения) возникшая предприятие властвования 1-го племени надо иным. А данное принуждение и повиновение царящим зависимых считается базой возникновения финансового первенства. В следствии войн племена изменялись в касты, сословия и классы. Завоеватели переменяли завоеванных в рабов. Таким образом, государство - никак не результат внутреннего развития сообщества, а препорученная ему снаружи сила.

С одной стороны, военно-политические условия в воспитании государственности невозможно целиком отрицать. Общеисторический навык доказывает, то что компоненты принуждения сопутствовали процедура появления многочисленных стран (к примеру, древнегерманского, древневенгерского). С иной - немаловажно иметь в виду, то что уровень применения принуждения в данном ходе существовала различная. По этой причине принуждение необходимо расценивать в свойстве только одной с факторов появления страны наравне с иными. К этому ведь военно-общественно-политические условия в многочисленных ареалах представляли в главном второстепенную значимость, уступая лидерство общественно-финансовым.

Органическая концепция возникновения государства приобрела обширное продвижение в 2-ой середине XIX в. в работах Г. Спенсера, Вормса, Прейса и др. Непосредственно в данную эпоху дисциплина, в том числе и гуманитарная, узнала на себе сильное воздействие мысли естественного отбора, сформулированной Ч. Дарвином.

По оценкам представителей этой теории, государство - это организм, стабильные взаимоотношения среди элементами коего подобны непрерывным взаимоотношениям среди элементами живого существа. Государство - результат социальной эволюции, что считается только разновидностью эволюции биологической.

Государство, находясь разновидностью био организма, имеет разум (правителей) и ресурсы исполнения его выводов (подданных).

Подобно этому, равно как из числа био организмов в следствии природного отбора вынесут все тяготы более адаптированные, так и в социальных организмах в ходе борьбы и войн (кроме того природного отбора) формируются определенные страны, создаются правительства, улучшается состав управления. Подобным способом, государство почти "уравнивается" с био организмом .

Отрицать воздействие био условий в процедура возникновения государственности существовало б неверно, поскольку общество - никак не только лишь общественные, однако и био сущности.

Однако невозможно автоматически пропагандировать закономерности, свойственные био развития, в общественные организмы, невозможно целиком сокращать трудности общественные к вопросам биологическим. Это хотя и взаимозависимые между собою, однако абсолютно различные степени существования, покоряющиеся разным закономерностям и обладающие в собственной базе разнообразные предпосылки появления.

К представителям материалистической концепции возникновения государства как правило причисляют К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Они поясняют появление государственности в первую очередь в целом общественно-финансовыми факторами.

Основное значение с целью формирования экономики, а значит, и с целью возникновения государственности обладали 3 больших распределения работы (с землепашества изолировалось скотоводство и ремесло, отгородился класс людей, занимающихся только лишь обменом). Такое распределение работы и взаимосвязанное с ним усовершенствование орудий работы предоставили стимул увеличению его производительности. Появился чрезмерный результат, какой в окончательном счете и поверг к появлению индивидуальной имущества, в следствии чего же социум раскололось в богатые и бедные классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых.

Важнейшим последствием возникновения индивидуальной имущества представляет акцентирование общественной власти, ранее никак не схожей с окружением и никак не выражающей круг интересов абсолютно всех его членов. Властная значимость передается к богатым народам, к особой группы распоряжающихся. С целью охраны собственных финансовых интересов они формируют новейшую общественно-политическую структуру - государство, что предназначается в первую очередь в целом равно как механизм выполнения свободы богатых.

Таким способом, правительство появилось в большей степени в мишенях сбережения и помощи первенства 1-го класса надо иным, а кроме того в мишенях предоставления жизни и функционирования сообщества равно как целого организма.

Вместе с этим в этой концепции крайне значительно интерес финансовым детерминизмом и классовыми антагонизмами присутствие синхронной недооценке народных, церковных, эмоциональных, военно-политических и иных условий, оказывающих большое влияние в процедура возникновения государственности.

Из числа более распространенных представителей психологической концепции возникновения государства возможно отметить Л.И. Петражицкого, Г. Тарда, З. Фрейда и др. Они объединяют возникновение государственности с особенными качествами человеческой нервной системы: необходимостью людей в власти надо иными народами, рвением повиноваться, копировать.

Причины возникновения государства состоят в этих возможностях, какие примитивный индивид присваивал племенным главарям, жрецам, шаманам, магам и др. Их магическая сила, психологическая сила (они осуществляли охоту успешной, сражались с заболеваниями, предвидели действия и т.п.) формировали требование для зависимости сознания членовый варварского сообщества с названной выше верхушки. Непосредственно с вла-сти, сваливаемой данной верхушке, и появляется власть государственная.

Вместе с этим постоянно были и имеются общество, какие никак не согласованны с господством, выражают эти либо другие враждебные желания, инстинкты. С целью удержания в "узде" аналогичных психологических свойств личности и появляется государство.

Следовательно, государство следует равно как с целью удовлетворение нужд огромной доли людей в руководстве, повиновении, подчинении конкретным личностям в мире, таким образом и с целью пресечения враждебных желаний отдельных индивидов. Из этого места сущность страны - психическая, гнездящаяся в закономерностях людского сознания. Государство, согласно суждению представителей этой концепции, - результат дозволения эмоциональных противоречий среди активными (интенсивными) личностями, способными к принятию отвечающих решений, и пассивной массой, способной только к подражательным поступкам, выполняющим данные постановления.

Бесспорно, психические закономерности, с поддержкой каковых исполняется человеческая работа, имеется значимый фактор, предоставляющий воздействие в все без исключения общественные учреждения и какой буква в каком случае пренебрегать невозможно. Брать, к образцу, вопрос харизмы, для того чтобы удостовериться в данном . Ею имеет человек, одаренная необычными, сверхчеловеческими либо согласно наименьшей грани особенно редкими возможностями либо свойствами (герои, пророки, предводители и т.п.), - харизматическая личность.

Но значимость психологических свойств личности (иррационалистических начал) никак не необходимо завышать в ходе возникновения страны. Они никак не обозначивают в свойстве главных факторов и обязаны рассматриваться непосредственно только равно как факторы государствообразования, поскольку нервная система людей создается около воздействием определенных общественно-финансовых, военно-политических и других внешних обстоятельств[11].

Глава 3. Основные теории происхождения права

Понимание возникновения права равно как общественного института, с целой совокупой условий, потребовавших его возникновение и фигуры реализации, захватывает значительную доля абсолютно всех теоретико-законных концепций. В первую очередь в целом, данное все без исключения эта ведь условная либо естественно – правовая концепция, что имеется и в концепции возникновения страны. В различие с естественно-правовой и теологической концепции многознаменательная учебное заведение полномочия направляется к настоящим действиям появления полномочия. Возлюбленная сформировалась в 1 середине XIX в. в Германии. В труде Савиньи, его приверженцев главное интерес уделялось простому праву, большому количеству местных законных концепций старой Европы. Савиньи и его приверженцы заявляли, то что возможность никак не формируется законодателем, оно возникает самостоятельно в следствии формирования общенародного атмосферы, приблизительно таким образом ведь, равно как возникает язык. Ученые-правоведы обязаны обладать способностью поймать и показать проявления законного общенародного атмосферы, изъяснить его утверждения в адвокатских формулах, а законотворец, отыскав отделанное возможность, обязан его перевоплотить в функционирующее право. Четко таким образом ведь равно как и возможность, и правительство, согласно Савиньи, результат формирования общенародного атмосферы.

Таким способом, необходимо принять, то что историческая школа права защищала в позициях историзма. Верно установление, то что правительство и возможность – непредвзятый итог многознаменательного формирования. Целый проблема только в этом, то что ведь подразумевать около "общенародным духом", то что считается первой причиной данного формирования.

В концепции разных концепций возникновения полномочия в нынешнем стадии необходимо расценивать и марксистскую концепцию возникновения полномочия. Перечисленная концепция, несмотря на то и базируется в верном материалистическом раскладе к данному ходу, совместно с этим преумножает взаимосвязь полномочия с страной, с финансовым порядком, с классовыми текстурами, с насилием и давлением.

Таким образом, непосредственно в рамках данной концепции помещалось, то что возможность – ничего в отсутствии агрегата, даровитого заставить к выполнению общепризнанных мерок полномочия. Этим наиболее прогонялась ценность полномочия равно как глубокого слоя регулятивной концепции, обеспечивающей жизненный процесс сообщества, насаждалась репрессивная, усмирительная, понудительная роль полномочия. В марксистской концепции ратифицируется, то что общеклассовый вид общепризнанных мерок полномочия, вытеснивших наследственные нравы, был наглядно и свободно, сформулирован в их. С возникновением индивидуальной собственности и воспитанием классов принципы действия начали отображать и фиксировать социальное различие. А с появлением классового разделения сообщества и воспитанием страны возникли, законов действия, выполнение каковых осуществлялось целой мощью правительственного насилия. Все без исключения данное, безусловно, обладало роль в действительности и способен подтверждаться раздельными образцами с события единичных люди и стран. Но преувеличивание данных действий вуалирование других наиболее глубоких и единых условий правообразования считается искажением реальности, уходом с постижения и разъяснения общесоциальных закономерностей возникновения полномочия. Но свести к нулю в данном основе все без исключения свершения марксистской концепции возникновения полномочия существовало б неправильно.

Правило историзма, аспект к возникновению права равно как общественного учреждения, зарожденного нуждами вещественной существования сообщества, взаимосвязь полномочия с классовыми текстурами и классовыми увлечениями и несколько иных утверждений оформляют безусловно, огромное развитие теоретико-законный идеи в данном марксистском течении. Единичные проблемы возникновения права смотрятся и в подобных доктринах, равно как психическая, позитивистская, социологическая и в ряде иных.[12]

Заключение

Ключевые предпосылки возникновения государства и права были последующие:

- Потребность улучшения управления обществом, сопряженная с его усложнением. Данное затруднение, в собственную очередность, было сопряжено с формированием производства, возникновением новейших отраслей, распределением труда, изменением обстоятельств распределения общественного продукта, обособлением общественных структур, их укрупнением, увеличением численности населения, живущего в конкретной местности, и т.п. Старый аппарат управления никак не имел возможность гарантировать удачное управление этими процессами.

- Потребность организации больших социальных работ, объединения в этих целях огромных масс людей. Это в особенности выражалось в тех регионах, где базой производства существовало поливное землепашество, что требовало постройки каналов, водоподъемников, удерживании их в рабочем состоянии и т.п.

- Потребность подавления противодействия эксплуатируемых. Совершающиеся при разложении первобытного общества течения с неизбежностью приводят к делению общества, к возникновению состоятельных и нищих, к появлению эксплуатации меньшинством большинства, а совместно с этим к возникновению общественных антагонизмов и противодействию этой доли общества, что подвергается эксплуатации.

- Потребность укрепления в обществе порядка, обеспечивающего деятельность общественного производства, общественную стабильность общества, его устойчивость, в том числе и по отношению к наружному влиянию со стороны соседних государств либо племен. Это гарантируется, в частности, поддержанием правопорядка, использованием разных мер, в том числе и насильственных, для этого, чтобы все без исключения члены общества придерживались нормы зарождающегося права, в том числе и те, которые воспринимаются ими как не соответствующие их интересам, не-справедливые .

- Потребность ведения войн, как защитных, так и захватнических. Совершающееся в данный промежуток накапливание общественных богатств приводит к тому, что становится доходным жить за счет разбоя соседей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, подчиняя их. В плане подготовки и ведения войн государство обладает существенно крупными возможностями, нежели первобытное общество. Поэтому возникновение какого-либо государства неминуемо приводит к тому, что его соседи порабощаются либо, в свою очередь, организуются как государства.

Основные теории происхождения государства - теологическая, патриархальная, договорная, насилия, органическая, материалистическая, психологическая, патримониальная и ирригационная - ставят во главу угла какой-либо один конкретный доминирующий способ возникновения государственности.

Список литературы

  1. Алексеев С. С. Государство и право. – М.: Юрид. Лит., 1994.
  2. Венегеров А. Б. Теория государства и права: Часть 1. Теория государства. – М.: Юристъ, 1995.
  3. Диаконов, В.В. Учебное пособие по теории государства и права / В.В. Диаконов. – М.: Норма, 2004.
  4. Коваленко, А.И. Общая теория государства и права / Коваленко А. И.. – М.: ТЕИС. 2006.
  5. Комаров С. А. Общая теория государства и права: Учебник. – М.: Юрайт, 2007.
  6. Корельский В. М., Перевалов В. Д. Теория государства и права. М., 2001.
  7. Кумышева М.К. Множественность теорий происхождения права // В сборнике: Перспективы развития науки и образования сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 частях. 2012. С. 86-88.
  8. Марченко М.Н. Теория государства и права. - М.: Зерцало, ТЕИС, 2001.
  9. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. – М.: Юристъ, 2004.
  10. Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник. – М.: Маркет ДС, 2007.
  11. Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. Лазарева. – М.: Юристъ, 2006.
  12. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова – М.: Изд. гр. ИНФРА, 2007.
  13. Теория государства и права / Под. ред. А.И. Денисова. - М. - 2003.
  14. Теория государства и права: учебник для юридических ВУЗов / Под ред. А.С. Пиголкина. – М.: ОАО "Издательский Дом "Городец", 2003.
  15. Фаткуллин Ф. Н. Основные учения о праве и государстве.: Учебное пособие. – Казань: Изд. КФЭИ, 1997.
  16. Фролов С.Н. Теологическая (божественная) концепция происхождения права: правильно ли мы ее понимаем? // История государства и права. – 2006. - №12.
  17. Хропонюк В. Н. Теория государства и права.: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М. 2005.
  18. Якушев А.В. Теория государства и права / А.В. Якушев. - М.: Приор, 2007.
  1. Якушев А.В. Теория государства и права / А.В. Якушев. - М.: Приор, 2007. – С.21.

  2. Теория государства и права: учебник для юридических ВУЗов / Под ред. А.С. Пиголкина. – М.: ОАО "Издательский Дом "Городец", 2003. – С.18.

  3. Фаткуллин Ф. Н. Основные учения о праве и государстве.: Учебное пособие. – Казань: Изд. КФЭИ, 1997. – С.6.

  4. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова – М.: Изд. гр. ИНФРА, 2007. – С.21.

  5. Теория государства и права: учебник для юридических ВУЗов / Под ред. А.С. Пиголкина. – М.: ОАО "Издательский Дом "Городец", 2003.

  6. Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. Лазарева. – М.: Юристъ, 2006. – С.19.

  7. Коваленко, А.И. Общая теория государства и права / Коваленко А. И.. – М.: ТЕИС. 2006. – С.22.

  8. Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник. – М.: Маркет ДС, 2007. – С.17.

  9. Фролов С.Н. Теологическая (божественная) концепция происхождения права: правильно ли мы ее понимаем? // История государства и права. – 2006. - №12.

  10. Алексеев С. С. Государство и право. – М.: Юрид. Лит., 1994. – С.16.

  11. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. – М.: Юристъ, 2004.

  12. Кумышева М.К. Множественность теорий происхождения права // В сборнике: Перспективы развития науки и образования сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 частях. 2012. С. 86-88.