Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теории происхождения государства

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос о происхождении государства будоражил умы теоретиков всех времен, начиная с глубокой древности и оканчивая современностью. На протяжении веков выдвигались различные мнения и теории о происхождении государства.

Вопрос происхождения государства и права остается актуальным и сегодня. В мире всегда существовало и существует много различных теорий, объясняющих процесс появления и развития государства и права. Это очень естественно и понятно, так как каждая из них отражает разные взгляды и суждения разных групп, слоев, наций и непосредственно других социальных общностей на этот процесс. Или взгляды и суждения одной и той же социальной общности на различные аспекты этого процесса становления и развития государства и права.

Актуальность выбранной мной темы вызвана тем, что обобщение теорий происхождения государства и права позволяет четко определять все присущие им функции- основные направления их деятельности, точнее установить их места и роли в жизни общества и политической системы.

Цель работы – изучить теории происхождения государства и их всесторонний анализ. Обобщить полученные сведения.

Задачи работы:

- выделить причины и основы происхождения государства;

- рассмотреть основные теории возникновения государства, их методологическое значение в современной науке.

- обобщить общие закономерности возникновения государства.

С учетом всех задач данного исследования определена его структура. Работа состоит из введения, основной части, заключения и библиографического списка. Основная часть, в свою очередь, состоит из трёх глав, в каждой из которых последовательно решаются поставленные в начале работы задачи. В заключении подводятся определенные итоги исследования, а библиографический список знакомит с перечнем литературы, использованной мной при подготовке и написании данной курсовой работы.

В качестве предмета исследования выступила теория происхождения государства и права.

Теория государства и права очень тесно связана с историей государства и права. С учетом выше изложенного для решения поставленных задач мной использовалась литература по курсу теории государства и права, а также истории отечественного государства и права и истории государства и права зарубежных стран.

Чтобы решить заявленные задачи, мне необходимо было исследовать и изучить значительный круг литературы, как источниковедческой, так и учебной по курсу теории государства и права, а также истории государства и права. К числу основных источников относятся труды Алексеева В.Н., Венгерова А.Б. К числу работ непосредственно по теории государства и права относятся такие, как работа А.Б. Венгерова , В. Н. Хропанюка , А.П. Бутенко , Д.А. Керимова , коллективные работы под руководством В.В. Лазарева.

1. ПУТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Государство неразрывно и тесно связано с определенным этапом существования общества Возникновение государства - закономерный этап исторического развития общества, ознаменовавший переход от естественного к гражданскому обществу. В самой основе его становления лежит дифференциация - раздел труда из-за появления все новых общественных потребностей. Появление дифференциации привело непосредственно к быстрому числа профессий и эволюции орудий труда, что в свою очередь очень связано с увеличением количества производимой продукции и появлению излишков, это привело к появлению социальных неравенств - появлению частной собственности, богатых и нищих, управляемых и управляющих.

Пути возникновения государства - это общие закономерности эволюции государства у разных народностей. Различия в путях обусловлено тем, каким образом формировалась публичная власть у разных народов. ТГП выделяет три пути развития.

1.1 Восточный путь

Древнейшие государства появились на востоке. Государство было просто необходимо для объединения и сплочения огромных масс населения для осуществления совместной жизнедеятельности. Люди жертвовали частью своей свободы в обмен на выживание. Объединение живого труда способствовало росту общин, что приводило к тому, что аппарат управления складывался из племенной знати и выполнял одновремено с функцией управления также еще и функцию распределения. Лица, которые обладали властью, обладали еще и социальными привилегиями, они могли управлять государственной собственностью. Такая большая концентрация государственной собственности в руках определенной группы населения предполагает непосредственно деспотический характер власти - в отсутствии интереса к работе у большей части населения только деспотичная власть могла принудить к выполнению работы. Деспотия предполагала абсолютную монархию, а также и сохранение территориальной общины, которая была основным собственником земли и контролировала рабочие процессы на местах. Сохранение общины способствовало более медленному развитию такого общества. В данное время существовало три основных социально- классовых образования:

- разные категории лиц, которые были лишены средств производства, зависимые подневольные работники, в т.ч. и рабы;

- свободные мелкие производители- крестьяне, а также ремесленники;

- знать- господствующий социальный слой[[1]].

В религиозном осознании народа существовало мистическое отношение к государственной власти, правителя считали высшим, божественным существом. Признание высшего божественного авторитета, а, следовательно, и неограниченных деспотических полномочий властителя, было основополагающим, главным элементом восточной духовной культуры, религиозной идеологии, решающим в большей мере различные стороны жизнедеятельности древневосточных обществ. В массовом сознании людей властители наделялись всесильными, деспотическими полномочиями и правами не только в силу божественного характера своей власти - царственности, но и в силу отведенной им единоличной роли в поддержании его безопасности, правосудия, социальной справедливости в обществе[[2]].

1.2. Западный путь

На территории старой Европы главным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на рабов, скот и землю. Это и способствовало формированию определенного института, защищающего права и интересы богатых собственников. Одновременно с этим появилась острая необходимость в обмене товарами - появились города-полисы. Начало новой демократической конституции в Афинах, предусматривающей разработанную процедуру принятия законов народным собранием, было заложено реформами Соломона и Клисфена. В Афинах, где была утверждена демократическая система законодательства, где право в глазах граждан было ассоциировано со справедливостью и разумом, сложилось своеобразное правовое государство, благами которого не могли только пользоваться иностранцы и рабы. Еще больший культ законоподчинения и права сложился в римском обществе. Безоговорочное следование республиканским законам было для римлян делом чести, а не только юридической обязанностью. Эту же связанность Римского республиканского государства собственными законами и правом в целом выразил выдающийся римский юрист Цицерон, который рассматривал государство не только как выражение общих интересов всех членов государства, но и как воссоединение многих людей, "связанных между собой согласием в вопросах права". Так получается, что идея правового государства берет свое начало и в республиканском Риме. Неслучайно именно в римском обществе, где законы рассматривали издавна как священные, была разработана самая совершенная в рамках древнего мира правовая система, которая имеа целостный и всеобъемлющий характер. Римское право впервые в истории выступало в качестве системного, тщательно проработанного, собственно правового образования. Классическое римское право – это самая вершина в истории права античности и древнего мира. Оно представляет собой одно из самых больших достижений античной культуры, влияние которого на последующее развитие и становление цивилизации и европейского права трудно переоценить[[3]]. Падение Римской империи значило гибель цивилизации. На смену ее пришли средние века и западноевропейское общество надолго было отброшено назад[[4]].

1.3. Синтезный путь

Этот путь был связан как с возникновением социального неравенства, так и с потребностью в кооперации, объединении. Необходимость в объединении была связана с опасностью извне. Внешняя опасность обуславливала сохранение в течении долгого времени органов прямой демократии (к примеру, вече в Древней Руси). Основная военная роль передавалась князю, что способствовало появлению у них дополнительных богатств впоследствии походов.

2. СООТНОШЕНИЕ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

Перед тем как начать размышления о соотношении таких объёмных понятий как общество и государство, необходимо на мой взгляд, дать определения этим понятиям.

Общество в глобальном смысле этого слова - это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; а в узком смысле - исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений (к примеру, общество, противопоставленное государству, у Гегеля)

Государство - это властно-политическая организация, обладающая суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, а также устанавливающая правовой порядок на определённой территории.

Общество и государство — это не совпадающие понятия. Государство это лишь составляющая общества, поэтому общество- это более широкое понятие, а государство является только лишь политической частью общества.

Но не смотря на то, что понятия общества и государства так далеки друг от друга, у них есть и общие черты:

  1. Государство является инструментом, осуществляющим суверенную волю общества и всего народа;
  2. Государство выполняет свои функции посредством правовых инструментов;
  3. Государство и общество связаны взаимными правами, обязанностями и ответственностью;
  4. В процессе формирования органов государственной власти на них возлагаются ряд обязательств, которые укрепляются в Конституции, обязанностей перед социумом, разными социальными структурами, человеком и гражданином.

Конституцией определяются меры свободы и ответственности государства перед обществом, устанавливаются границы вмешательства государства в сферу жизни человека. Отличие демократического государства от другого главным образом состоит в том, что законы обязательны к исполнению непосредственно как для членов общества, так и для государства, включая все его ветви власти.

Естественные потребности человека на всех исторических этапах развития, как общества, также и государства заключались в общении, безопасности и дружбе, ведь без удовлетворения этих базовых потребностей, человек не может ощущать себя благополучным. В современном мире взаимодействие государства и общества соизмеримы и неотъемлемы. Но что же мы называем государством, а что обществом, и какое определение современники дают этому слову?

Общество в широком смысле – это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком же смысле - исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений.

Государство – это основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры.

Если сравнивать определения этих двух объемных по своему смыслу понятий, то мы увидим, что они оба основываются в первую очередь на идее того, что это группы людей, которых объединяет их общая цель.

В тоже время как прослеживаются общие черты между государством и обществом, так и имеется ряд различий между ними. Вот, например, общество появилось ещё в первобытное время, когда у людей возникла только необходимость того, чтобы защитить себя и свои материальные ценности от дикой природы. Необходимость государства же возникла только тогда, когда общество (племена) стали оседать каждое на определенных территориях и объявляли их своей собственностью.

В любом обществе, в любой тесно сплоченной группе людей всегда есть лидер, который и принимает ответственные и важные решения на благо этого общества, но его решения не всегда обязательны к выполнению. Самым суровым наказанием, которое мы можем видеть в обществе, является отречение от этого общества, изгнание. В государстве же применима целая система ряда наказаний, разработанная для сдерживания моральных норм и правил в его членах. Данные системы включают в себя ряд санкций, мероприятий наглядных наказаний за нарушение законов, специальные исполнительные аппараты воплощают эти наказания в жизнь. Я считаю, что самое главное отличие общества от государства- это наличие в последнем трёх ветвей власти: законодательной, исполнительно и судебной, это делает государство более разумным и нравственным аппаратом, чем общество.

Несмотря на явное преимущество государства по своему строению и функциям, общество, как отдельный механизм сплочённости людей, является более живучим механизмом, потому что государство, теряя свои атрибуты и характерные черты перестаёт существовать, а потребность людей в общении благодаря которому и создаётся общество всегда будет течь в жилах каждого человека.

Исходными чертами государства является то, что оно есть:

  1. явление общественное;
  2. явление политическое;
  3. представляет собой систему, так сказать, целостность, имеющую свой состав и свою структуру, которая ориентирована на решение определенных задач.

В целом же понятийную характеристику государства следует проводить по двум направлениям:

  1. "по вертикали" - отличие государства от органов власти общинно-родового строя;
  2. "по горизонтали" - отличие государства от других политических организаций общества.

От органов власти первобытного общества государство отличают следующие признаки:

  • признак "публичной" власти. Вообще-то публичной, то есть общественной, является всякая власть, но в этом случае в данный термин вложен специфический смысл, а именно то, что государство как субъект, носитель власти функционально отдалено от своего объекта (общества), отчуждено от него (власть организована по принципу "субъект - объект"). Этот момент проявляется в существовании профессионального государственного аппарата. В то время как органы власти первобытного общества были организованы по принципу самоуправления и находились как бы внутри самого общества, то есть объект и субъект власти совпадали (полностью или частично). Фридрих Энгельс заметил, что родовой старейшина "стоит внутри общества", в то время как монархи и другие государственные деятели "вынуждены пытаться представлять собой нечто вне его и над ним". Получается, что одним из основных признаков государства является то, что оно представляет собой аппарат публичной власти. С позиций этого признака государство характеризуется как организация политической публичной власти;
  • в родовом обществе люди управлялись, можно сказать, будучи объединены по признаку кровного родства. В государственно-организованном же обществе непосредственно организуются и осуществляются социальные процессы, происходящие на определенной (государственной) территории: люди попадают под власть государства в целом или государственного органа, управляющего той или иной административно-территориальной единицей, постольку, поскольку они находятся на их территории, то есть власть государства организуется по территориальному принципу, и в этом смысле государство есть страна.

3.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ

Вот уже третье тысячелетие люди живут в условиях государственно-правовой действительности: они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, соотносят свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в далекой древности они стали задумываться над вопросами о путях и причинах возникновения государства и права. Людьми было создано множество разных теорий, по-разному отвечающих на такие вопросы. Разнообразие этих теорий объясняется различиями исторических и социальных условий, в которых существовали их авторы, множеством идеологических и философских позиций, которые они занимали.

По всей видимости, не имеет смысла рассматривать точки зрения, исходящие из непознаваемости путей возникновения и сущности государства и права, а также концепции, отождествляющие государство и общество, полагающие, что государство и право - явления вечные, присущие любому социуму, поскольку появляются вместе с ним. Рассмотрим и проанализируем теории, различающие государство и общество и выделяющие происхождение государства и права в качестве специфической проблемы.

3.1 Теологическая теория

Одна из первых теорий происхождения государства и права- теологическая теория, объясняющая их возникновение божественной волей. Ее представителями и последователями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы (например, Фома Аквинский - XIII в.), идеологи ислама и современной католической церкви (неотомисты- Жак Маритен и другие). Теологическая теория не показывает конкретных путей, способов реализации этой божественной воли (ведь она может укладываться в любую из последующих концепций). В это же время она защищает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства от Божьей воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации.

Теологическую теорию нельзя доказать, также, как и нельзя прямо опровергнуть: ведь вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего Разума и т.п., то есть это в конечном итоге вопрос веры.

3.2 Патриархальная теория

Данная теория также возникла еще в древности: ее основателем был Аристотель (III в. до н.э.), однако подобные идеи высказывались и в сравнительно недавние времена (например, Фильмером, Михайловским и другими).

Смысл этой теории заключается в том, что государство возникает из разрастающейся с каждым поколение семьи. Глава данной семьи становится главой государства - монархом. Таким образом, его власть - это продолжение власти его отца, монарх же является отцом для всех своих подданных. Из патриархальной теории (как и из теологической) естественно вытекает вывод о том, что всем людям необходимо подчиняться государственной власти и ее законам.

Основные положения патриархальной теории решительно опровергнуты современной наукой. Нет ни единого исторического свидетельства подобного способа возникновения государства. Напротив, установили, что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения первобытно - общинного строя. Так же в обществе, в котором существует такая семья, родственные связи достаточно быстро утрачиваются.

Вместе с этим данная теория привлекает внимание к семье. Семья – это мельчайшая частица общества, ведь само ее существование, ее форма влияют на эволюцию общества, создают определенные предпосылки для появления государства.

3.3 Органическая теория

Данная теория возникла в XIX в. В связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные теории высказывались и значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон, сравнивали государство с организмом, а законы государства - с процессами в человеческой психике.

Появление дарвинизма приводит к тому, что многие юристы, социологи стали сопоставлять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) социальным процессам.

В соответствии с органической теорией, само же человечество возникает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие привело к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый целостный организм - государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя право, как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы - внешние (оборона и нападение).

Некорректность органической теории происхождения государства и права определяется следующим. Все существующее имеет различные уровни проявления, бытия и жизнедеятельности. Развитие каждого уровня определяется свойственными этому уровню законами (квантовой и классической механики, химии, биологии и т.п.). И так же, как нельзя объяснить эволюцию животного мира исходя только лишь из законов химии или физики, так невозможно распространять биологические законы на развитие человеческого общества. Однако некоторые положения органической теории имеют место быть в качестве аналогов для понимания процессов, связанных с возникновением государства.

3.4 Теория насилия

Эта теория также возникла в XIX в. Ее представителями и последователями были Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др. Они объясняли возникновение государства и права факторами военно-политического характера: завоеванием одним племенем (союзом племен) другого. Для подавления поверженного племени и создавался государственный аппарат, принимались нужные законы. Появление государства, таким образом, рассматривается как осуществление закономерности подчинения слабого сильному. В своих рассуждениях сторонники этой теории опирались на известные исторические факты, когда многие государства появились именно в результате завоевания одним народом другого (венгерское, ранне-германское и другие государства).

Давая оценку этой и следует отметить, что она описывает лишь один из частных случаев возникновения государства. Однако для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который бы позволял содержать государственный аппарат. Если такой уровень не будет достигнут, то никакие завоевания сами по себе не смогут привести к возникновению государства. И для того, чтоб государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны созреть внутренние условия, что имело место при возникновении венгерского или германских государств. Государство приобретает либеральные черты. Постепенно в нем развивается институт парламентаризма и появляется "современное культурное государство". Однако в основе такого характера развития событий, по его мнению, лежит насилие. Во многом противореча своим убеждениям, он не считал современные ему капиталистические государства инструментами насилия[[5]].

3.5 Психологическая теория

Представителями этой теории, возникшей также в XIX в., были Г. Тард, Л.И. Петражицкий и другие. Они связывали возникновение государства и права с проявлением свойств человеческой психики: потребностью в подчинении, в подражании, в осознании зависимости от элиты первобытного общества, сознании справедливости определенных вариантов действия и отношений и прочего.

Естественно, что социальные закономерности реализуются посредством человеческого поведения, деятельности. Поэтому свойства человеческой психики оказывают определенное влияние на реализацию этих закономерностей. Но, с одной стороны, это влияние не является решающим, а с другой - сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий. Поэтому именно эти условия и должны учитываться в первую очередь.

Теория общественного договора (естественного права)

Эта теория была сформулирована в работах ранне-буржуазных мыслителей: Г. Греция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Б. Спинозы, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева и других, то есть в ХVII-ХVIII вв. По данной теории до возникновения государства люди находились в «естественном состоянии», которое трактовалось разными авторами по-разному (безграничная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие - «золотой век» и т.п.). В большинство концепций входит идея «естественного права», то есть наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Природы или от Бога. Но в процессе эволюции человечества права одних людей приходят в противоречие с правами других, так нарушается порядок и возникает насилие. Для того чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди вынуждены заключить между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав. Эти положения нашли выражение в конституциях ряда западных государств. Так, в Декларации независимости США (1776 г.) говорится: «Мы считаем самоочевидными истины: что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых...».

Характерно то, что в трудах многих представителей указанной школы обосновывалось право народа на революционное, насильственное изменение строя, который нарушает естественные права (Руссо, Радищев и другие). Нашло это положение отражение и в Декларации независимости ПИТА.

Отмечая прогрессивность многих положений теории общественного договора, которая противостояла феодальному сословному государству, царящему в данном обществе произволу, неравенству людей перед законом, следует указывать и на то, что, кроме чисто умозрительных построений, нет убедительных научных данных, подтверждающих истинность этой теории. Возможно ли представить возможность того, что сотни тысяч людей могли договориться между собой при наличии острых социальных противоречий между ними и при отсутствии уже существующих властных структур? Игнорирует эта теория и необходимость экономических, материальных предпосылок для того, чтоб могло появиться государство.

Вместе с тем, надо иметь в виду и то обстоятельство, что объединение людей требует их взаимного согласия, и это определяет то положительное значение, которое имеет данная теория.

3.7. Историко-материалистическая теория

Появление данной теории обычно связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, почти всегда забывая их предшественников, таких, как Л. Морган. Смысл этой теории заключается в том, что возникновение государства является результатом естественного развития первобытного общества, развития, в первую очередь экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но также и определяет социальные изменения общества, которые представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.

Историко-материалистическая концепция содержит в себе два подхода. Один из них, господствовавший в советской науке, главную роль отводил возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними, непримиримости классовой борьбы: государство возникает как следствие этой непримиримости, как оружие подавления господствующим классом других классов. Второй подход исходит из того, что в результате экономического развития усложняются само общество, его производительная и распределительная сферы, его «общие дела». Что требует совершенствования управления, это и приводит к возникновению государства.

Именно историко-материалистическая теория включает в себя строго научные основы. При всем этом, как будет показано ниже, оба ее направления правомерны, поскольку в разных исторических условиях решающее значение в качестве причин появления государства могут приобретать как классовые антагонизмы, так и необходимость решения общих дел, совершенствования управления обществом, специализации этого управления как формы разделения труда В 80-90-е гг. в отечественной науке произошел существенный сдвиг в изучении вопросов происхождения государства и права.

    1. . Материалистическая (классовая) теория

Основные положения этой теории изложены в работах Ф. Энгельса ("О происхождении семьи, частной собственности и государства") и К. Маркса. Она характеризуется двумя аспектами. Первое- это то, что государство возникает как продукт непримиримости, классовой борьбы, как орудие подавления господствующим классом других классов. Второе - в результате экономического развития усложняется само общество, его производительная и распределительная сфера. Что требует совершенствования управления, это и приводит к возникновению государства. Материалистическая теория выделяет три основные формы возникновения государства:

  • афинская - государство возникло непосредственно и преимущественно из классовых противоречий, формирующихся внутри общества;
  • римская - родовое общество постепенно превратилось в замкнутую аристократию, изолированную от многочисленной и бесправной плебейской массы, которые побеждают, а на развалинах возникает государство;
  • германская - государство возникает как следствие завоевания обширных территорий, господство над которыми при существующем до государственном строе было невозможным.

Принципиальными положениями материалистической теории являются классовая структура общества и экономическая обусловленность права. Право рассматривается как продукт классового общества и в нем находит свое отражение воля экономически господствующего класса.

Характерные признаки государства:

  • организация публичной власти;
  • организация всеобщего властвования на определенной территории;
  • организация принудительного насилия;
  • организация, существующая за счет налогов;
  • суверенная организация (внутренний и внешний суверенитеты)[[6]].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Опыт исторического развития показывает, что причины происхождения общества и государства нужно искать во всей совокупности закономерностей, порождающих индивидуальную и общественную жизнь человека. Здесь основная задача заключается в том, чтобы не отрицать разнообразие научных подходов к предмету исследования, а суметь объединить их объективные выводы в общую теорию, объясняющую сущность явления не с одной стороны, а во всем разнообразии его проявлений в реальной жизни.

В связи с этим имеют полное право на существование и органическая, и психологическая теории происхождения государства, поскольку ими исследуются биологические и психологические особеннос­ти человека как члена общества и гражданина государства, а общество и государство как система взаимодействующих биологических видов, наделенных волей и сознанием. Развитие общества и образование государства в силу экономических причин не­возможны без участия психики человека и его физических усилий.

В человеке сосредоточено множество интересов: экономических, социальных, политических, нравствен­ных, религиозных и других, однако все они в итоге реа­лизуются лишь через физиологию и психику.

Пестрота и противоречивость прогрессивных научных представлений о происхождении государства вполне объяснимы. Главное же состоит в том, что все они концентрируют внимание на человеке как стержне общества и государства.

Рассматривая основные закономерности возникновения государства и права можно сделать вывод в том, что любое государство, вместе с решением классовых задач в обществе, выполняет и общечеловеческую миссию. Без которой невозможно существование ни одного общества.

Общечеловеческое предназначение государства заключается в том, чтобы помочь обществу преодолеть противоречия, найти “нити” согласия и сотрудничества разных слоев населения, общественных сил. Государство выступает также как организация политической власти общества. Для нашей страны и для стран ближнего зарубежья государство на данном этапе своего развития соответствует уровню развития демократии, характеризующейся гласностью, многопартийноситью, свободными выборами, разделением властей, верховенством закона, охраной прав и свобод личности, наличием независимого суда.

Демократические государства опираются на право, высшее назначение которого это признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Право является системой общеобязательных юридических норм, выражающих интересы общества.

Государство официально устанавливает права и обеспечивает их выполнение. Право же, выражая государственную волю, регулирует общественные отношения, оно проводит в жизнь политику государства, право регулирует поведение людей в государстве, имеет общеобязательный характер. Не государство создает и предоставляет личности права, а она сама их имеет от рождения и обязанность государства – признавать и осуществлять эти права.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Венгеров А.Б. Теория государства и права, учебник для юридических ВУЗов. – М.: Новый Юрист, 1998.

2. Алексеев С.С. Теория государства и права, учебник для ВУЗов. - М: Норма- М, 2004.

3. Лазарев В.В. Общая теория государства и права, учебник для ВУЗов - М.: ИНФРА-М, 2000.

4. Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях, Учебник для ВУЗов – М.: Юрайт, 2001.

5. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права.- М.: ИНФРА- М, 2002.

6. Марченко М.Н.Теория государства и права,Учебное пособие для ВУЗов. –М.:Юристъ, 2006

7. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник для ВУЗов – М.: ИНФРА-М, 2003.

8. Марченко М.Н.Теория государства и права, курс лекций, – М.: Зерцало, 2004.

9. Иванов А.А. Теория государства и права: Учеб. пособие для ВУЗов– М.: ЮНИТИ-ДАНА,Закон и право, 2007.

10. Марченко М.Н. Теория государства и права, Учебник для ВУЗов - М.: Зерцало, ТЕИС, 2001.

11. Пиголкина А.С.Общая теория государства и права.Учебник для ВУЗ ов, - М.; Манускрипт. 2000.

12. Хропанюк В.Н.Теория государства и права, Учебник для ВУЗов– 2-е изд., доп. и испр.. – М.: ИНТЕРСТИЛЬ: Омега-Л, 2005

13. Бабаева В.К.Общая теория права,Учебник для Юридических ВУЗов. М., Юристъ, 2002

14. Венгеров А.Б. Теория государства и права.Учебник для ВУЗов Вып. 1.-М., 2002.

15. Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права,учебник - М.: Проспект,  2001

16. Хропанюк В. Н. Теория государства и права, Учебник для ВУЗов М.; Отечество. 2003.

17. Марченко М.Н. Теория государства и права, Учеб. для вузов – 2-е изд., перераб. и доп.. – М.: Велби; Проспект, 2007.

18.Мухаев Р.Т. Теория государства и права: Учеб. для вузов. – М.: ПРИОР, 2002

19.Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник – 4-е изд. – М.: Омега-Л, 2007.

20. Лысенко В.А Теория государства и права,  Курс лекций по теории государства и права. Б., 2009.

  1. . Венгеров А.Б. Теория государства и права, учебник для юридических ВУЗов. – М.: Новый Юрист, 1998.-с237

  2. . Венгеров А.Б. Теория государства и права, учебник для юридических ВУЗов. – М.: Новый Юрист, 1998. -с213

  3. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник для ВУЗов – М.: ИНФРА-М, 2003. -с125

  4. Хропанюк В.Н.Теория государства и права, Учебник для ВУЗов– 2-е изд., доп. и испр.. – М.: ИНТЕРСТИЛЬ: Омега-Л, 2005. -с314-316

  5. Бабаева В.К.Общая теория права,Учебник для Юридических ВУЗов. М., Юристъ, 2002. –с101

  6. Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях, Учебник для ВУЗов – М.: Юрайт, 2001. –с189