Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теоретические основы использования игровых методик в процессе обучения

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Современный уровень развития науки, техники требуют от младших школьников глубоких знаний. Умение логически мыслить, использовать приобретенные умения, навыки и знания является непременным элементом любого образования. Для эффективности процессов развития памяти, внимания, воображения необходимы особые условия. Одним из них является необходимость соотношения учебной деятельности младшего школьника с таким видом познания как игра.

Игра является и средством первоначального обучения, усвоения детьми «науки до науки». В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, педагог имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений.

Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.

Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.

Тема исследования «Игра как средство формирования познавательного интереса у дошкольников».

Цель исследования – выявить значение игровых технологий в педагогической деятельности для формирования познавательного интереса у дошкольников.

Объект исследования – игровые технологии

Предмет исследования – технология проектов в педагогическом процессе

Гипотеза исследования: внедрение в педагогический образовательный процесс игрового метода проектного обучения способствует повышению уровня познавательной активности в старшем дошкольном возрасте.

Задачи исследования:

- изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу в соответствии с темой работы;

- рассмотреть игры и их роль в процессе формирования познавательных интересов;

- рассмотреть роль игры в формировании познавательного интереса дошкольников;

-определить эффективность использования игровых методик как средства развития познавательного интереса дошкольников.

Методы исследования: теоретический анализ педагогической и методической литературы, анкетирование учителей и старшеклассников, констатирующий и формирующий этапы педагогического эксперимента.

Научная новизна исследования заключается в следующем – выявлена значимость применения игровых технологий в образовательном процессе.

Практическая значимость исследования состоит в том, что проверена эффективность использования игровых технологии в образовательном процессе.

База исследования – МБДОУ №19. В исследовании принимали участие 20 детей подготовительной группы

Глава 1. Теоретические основы использования игровых методик в процессе обучения

1.1.Роль игры в формировании познавательных интересов

Истоки сочетания обучения маленьких детей с игрой – в народной педагогике. Народ создал такие игры, как «Ладушки», «Сорока - белобока», «Гули - гули» и многие другие. Мать, играя с ребенком, учит производить элементарные игровые действия. Называя части тела, предметы или игровые действия, ласково приговаривая, мать закладывает самые первые основы обучения родному языку, создает радость общения. К. Д. Ушинский высоко ценил игры, любовно создаваемые народом для детей, Он указывал на то, что игры, материнские припевки, потешки, прибаутки, маленькие сказочки содержат доступные формы обучения, они близки детям по содержанию, по игровым действиям, образам, А. П. Усова, отмечая воспитательное влияние игр, писала: «Каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое положение, когда ум его работает живо и энергично, действия организованы». Народная педагогика талантливо решала вопрос о связи обучения с игрой и внесла известный вклад в понимание особенностей обучающей игры.

В дошкольном возрасте познавательное развитие достигается с помощью игры. Дидактические игры активизируют познавательные процессы, развивают познавательный интерес, формируют стремление к познанию нового, воспитывают волевые качества, способствуют образованию связной речи. Большинство развивающих упражнений направлены одновременно на совершенствование нескольких познавательных процессов.[1]

Для развития внимания используется упражнение «Слушать и хлопать». Детям предлагается хлопнуть в ладоши, если прозвучит название фрукта. Например: колесо, яблоко (хлопок), машина, книга, груша (хлопок), банан (хлопок) и т.д.

Развитию мышления способствуют упражнения, направленные на обобщение, выделение признаков, объединение в группы. Игра «Найди лишнее» предлагает дошкольнику объединить предметы по общему признаку, а на лишний указать. Например, в серии «собака, курица, корова, кошка» лишней будет курица, так как это птица среди животных. Игра корректируется для раннего дошкольного возраста более легкими предметами.

Для развития речи детей подходят задания-пересказы, в которых ребенок совершенствует фонематический слух и произношение. Для совместного формирования речи и воображения детям предлагают придумать собственный рассказ.

Развитию слуховой памяти способствуют упражнения, требующие запомнить слова или пары слов и воспроизвести их. Зрительная память и внимание легче всего формируются в заданиях типа: «Вот предметы. Посмотри внимательно. Старайся запомнить расположение, особенности. Закрой глаза, а я пока переставлю их местами. Теперь расставь предметы в начальном порядке».

Воображение детей развивается практически в любой деятельности: рисование, игра, занятия с пластилином. Предложение дошкольнику придумать образ или героев игры формирует произвольность воображения.

Развитие зрительного восприятия происходит в процессе установления дошкольником формы, цвета, размеров предметов. Прекрасным вариантом станут упражнения с мозаикой, паззлами, конструктором, пирамидками. Для слухового восприятия подбираются задания со звуковым сопровождением. Например, детям нужно определить, кто издает тот или иной звук.

1.2 Виды и структура игры

Игра – средство умственного и нравственного воспитания детей. Через игру идет формирование личности ребенка, развитие его способностей. Он учится наблюдать, анализировать, обобщать факты, делать выводы.[2]

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка.»

Для реализации данной цели педагогика выделяет некоторые функции дидактической игры:

Формирование устойчивого интереса к учению, снижение напряжения.

Примером дидактических игр, реализующих эту функцию, могут служить игры, в которых учебный материал «наложен» на сюжетную, занимательную основу. (Демонстрация видео сюжета)

Формирование психологического образования – мышления, внимания, памяти..

Примером может являться игра «Не скажу». Игра строится так: «Перечисляя натуральные числа, ученики не должны произносить числа, кратные заданному числу, заменяя их словами «Не скажу»»

В этой игре наряду с проверкой знания таблицы умножения формируется механизм переключения памяти.

Формирование навыков учебной работы.

Например, дидактическая игра «Магазин», организованная на материале составления задач, возможна при глубоком понимании структуры задачи и этапов ее решения. В ходе игры дети составляют и решают ряд задач, соответствующих модели: «Цена, количество, стоимость, наличие денег».

Через данную игру идет активное овладение способами решения задач.

Создание условий для освоения социальных ролей и той среды, в которой происходит обучение ребенка.

Такие игры помогают овладеть умениями контролировать и оценивать свою деятельность. Для этого на некоторых этапах урока вводится игра «учитель – ученик», когда дети пробуют свои силы в роли учителя[3].

 Для выполнения таких разнообразных функций необходимо было ввести в процесс обучения детей большое количество различных игр. Приведем различные классификации дидактических игр.

Виды по структуре дидактической игры

Сюжетно-ролевые

Игры-упражнения

Настольные дидактические игры, головоломки, ребусы, занимательные задачи

- путешествия

- соревнования

- спектакли

- эстафеты

- экскурсии

- на внимание

Требуют больше времени, но и вызывают больший интерес

По характеру познавательной деятельности игры

1) Игры,  требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу.

Например, игра «Составим узор», в которой учитель предлагает одному ученику составить узор из фигур на магнитной доске, а другим – у себя на парте.

2) Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.

Такие игры применяются на любом уроке и имеют цель – закрепить ранее полученные знания, сформировать какой-либо навык. (Демонстрация видео сюжета)

3) Игры, в которых запрограммирована преобразующая деятельность детей.[4]

На уроке по изучению переместительного свойства сложения используется игра «Числа – перебежчики». Команды по 5 человек. У каждого карточка с числами или знаком действия. Составляются равенства: 2 + 8 = 10, 8 + 2 = 10, 10 = 8 + 2. Сравнивая их, дети делают вывод: от перестановки слагаемых сумма не меняется.

4) Игры с элементами поиска и творчества.

В таких играх часто наряду с воспроизводящей деятельностью учитель предлагает детям что-либо дописать, придумать. В игре, проведенной в 4 классе, у детей формируется осознанное понятие склонения существительных, т.к. учитель ввел элемент поиска. (Демонстрация видео сюжета)

Игры, в которых планируется контролирующая деятельность учащихся.

Игра «Хлопки». Дети хлопают в ладоши в случае неверного ответа в примере.

3. Структура дидактических игр

Дидактическая игра имеет определенную структуру. Выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры:

дидактическая задача;

игровая задача;

игровые действия;

правила игры;

подведение итогов.

Дидактическая задача – определяется целью обучающего и воспитывающего воздействия. Она определяется учителем. Она для детей замаскирована.

Игровая задача – предлагается детям. Это то, что необходимо выполнить в игре. Игровая задача становится задачей ребенка, определяет его игровые действия.

Игровые действия – это средства реализации игрового замысла и выполнения дидактической задачи. Это собственно игра. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее игра и тем успешнее решаются задачи.

Правила игры – это способы игры. С помощью правил педагог управляет игрой. Существуют некоторые требования к правилам:

правила должны быть простыми для восприятия и понятными детям;

должны излагаться лаконично, в строгой последовательности;

отражать очередность действий каждого ученика;

количество правил минимально, не содержит лишней информации.

Подведение итогов – проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков, выявление победителей.

Таким образом, при проведении дидактической игры необходимо включать все структурные элементы, т.к. с их помощью решаются дидактические задачи.

1.3. Формирование познавательного интереса посредством сюжетно-ролевой игры

Маленькие дети часто находятся в плену эмоций, поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, а это может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.

Прекрасным средством помочь маленькому человеку решить его «большие проблемы», найти ответы на самые сложные вопросы, научиться воспринимать и понимать этот огромный мир является игра. В ней формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.  В процессе игры ребёнок развивается, совершенствуется духовно и физически. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта

В дошкольном возрасте у детей часто встречаются серьёзные нарушения речи. Это заикание, нарушение темпа и мелодики речи. Причин заикания много, возможны элементы подражания, иногда испуга. Психологами установлено, что заикание чаще всего возникает в семьях, где к детям предъявляют слишком высокие требования. В этом случае очень полезно использовать игры с наручными куклами бибабо в сюжетно-ролевой игре «Гости» — этюд «Комплимент». Придя в гости, нужно сказать несколько добрых слов хозяевам, за что-то их похвалить. Обычно, выполняя роли кукол, дети начинают говорить без толчков.

Для речевого развития детей полезны сюжетно-ролевые игры с вербализацией действий, например: «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Ателье» и др.

В игре «Магазин» взрослый или ребёнок с более высоким уровнем речевого развития рассказывает о своём товаре: «К нам в магазин привезли марокканские и испанские апельсины. Марокканские апельсины — сладкие, круглые, оранжевого цвета, но чистятся плохо. А испанские немного кислые, но крупные, жёлтые, с толстой кожурой, легко чистятся. Вам какие апельсины?» Ребёнок должен повторить описание.

В сюжетно-ролевой игре «Салон красоты» косметолог, прикасаясь рукой к лицу ребёнка, говорит: «Сейчас я нарисую глаза. Какую форму рисовать? Такую форму, больше, меньше или оставим так как есть?» При этом обводит контур глаз: «Какого цвета будут веки?» Затем в аналогичном порядке «рисуются» брови, щёки, губы. Такие игровые этюды способствуют преодолению ситуативности речи, развитию умения связно и логично строить высказывания, овладению элементами объяснительной речи.

В упражнении «Смотри, запомни, назови» детям в течение 30 секунд показывают большую картину или карту, затем её убирают и задают вопросы. Например: «Сколько деревьев изображено? Что было изображено рядом с домом?» и т.д.

В любимую игру девочек «Магазин» можно включить упражнение на развитие смысловой и механической памяти «Запоминалка». Взрослый говорит: «Купи жёлтый лимон, круглое яблоко, горький перец, белый хлеб…» и так до 10 наименований. Ребёнок, покупая товар, должен повторить все слова и правильно сделать покупки. С целью развития у детей скорости мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения) в сюжетно-ролевые игры необходимо включать следующие упражнения: «Рассели животных по месту обитания», «Каждому животному своя клетка» (сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»), «Расставь товары на полке по форме, по назначению» (сюжетно-ролевая игра «Магазин»), «Построй дом по схеме» (сюжетно-ролевая игра «Строители») и т.д.

В процессе сюжетно-ролевой игры «Семья» можно предложить детям решить «хитрые задачи».

Например, мальчик говорит: «Меня зовут Толя. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры? На столе лежат два яблока и одна груша. Сколько овощей на столе?»

С целью развития словесно-логического мышления интересны упражнения «Подбери слово», которое можно включать в любую сюжетно-ролевую игру. Педагог-психолог называет определение, к которому надо подобрать как можно больше слов таким образом, чтобы получились правильные словосочетания.

В сюжетно-ролевой игре «Почта» упражнение «Разнеси письма» ребёнок получает задание: отнести письмо. Адрес написан на карточке, на которой в восьми клеточках расположены попарно различные геометрические фигуры в определённой закономерности. Девятая клеточка пустая. Нужно определить, что должно быть нарисовано в девятой клеточке.

Из разнообразных способов психологической коррекции самым актуальным является игра как один из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста, дающий возможность помочь детям, имеющим проблемы в развитии эмоционально-волевой сферы и познавательных процессов.

Сюжетно-ролевая игра является источником гармонизации эмоционального состояния, развития произвольности, волевых качеств, творческих способностей и осознания ребёнком своих действий и своего личного «Я».

Подведем итоги. Правильно подобранные игровые технологии способствуют развитию познавательной активности учащихся и позволят повысить качество знаний. Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов.

Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой позитивной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и заинтересованность в учебный процесс.

Глава 2.Исследование игровых методик обучения «Познавательное развитие» в педагогической деятельности

2.1.Исследование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

Исследование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста проводилось на базе МБДОУ №19 во второй старшей подготовительной группе.

Гипотеза – повышению уровня познавательной активности в старшем дошкольном возрасте способствует внедрение в педагогический образовательный процесс игровых методик.

Задачи исследования

1. Подбор методик для диагностики познавательной активности в старшем школьном возрасте на констатирующем этапе эксперимента.

2. Выявление познавательной активности в старшей подготовительной группе №2 МБДОУ №19

3. Разработка программы по повышению уровня познавательной активности в старшем дошкольном возрасте

4. Проведение формирующего этапа.

5. Повторная диагностика, анализ результатов экспериментального исследования.

Экспериментальное исследование проводилось тремя этапами.

1 этап – констатирующий (август). Цель– выявление реального уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

2 этап – формирующий (сентябрь-октябрь). Цель этапа – формирование познавательной активности детей исследуемой группы, путем внедрения программы упражнений с применением игровых методик.

3 этап – контрольный (ноябрь). Цель контрольного этапа эксперимента – выявление изменения уровня познавательной активности , посредством проведения повторной диагностики в экспериментальной группе.

Учитывая возрастные особенности детей в возрасте 6-7 лет, для выявления уровня познавательной активности, нами были подобраны и апробированы две методики В.С Юркевич и методика М.Б.Шумаковой:

1.Методика «Изучение познавательной потребности дошкольника»

2.Методика «Древо желаний»

3.Методика «Волшебный домик».

Методика «Изучение познавательной потребности дошкольника» разработана для опроса родителей или воспитателей по выявлению уровня познавательной потребности, интересов и склонностей их детей.

Цель методики: выявить наличие, силу и устойчивость познавательной потребности.

Анкета, включающая 7 вопросов, адресованных родителям или воспитателям, представлена в таблице 1.

Таблица 1

вопросы

Возможные ответы

балл

1

Как часто (полчаса – час) ребенок занимается какой- нибудь умственной работой?

а) постоянно;

б) иногда;

в) очень редко

5

3

1

2

Что предпочитает ребенок, когда предлагают загадку?

а) помучиться, но самому найти ответ;

б) когда как;

в) получить готовый ответ от других

5

3

1

3

Просит ли почитать книги, дослушивает до конца?

а) постоянно слушает до конца;

б) иногда, не всегда слушает до конца;

в) редко

5

3

1

4

Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственным напряжением?

а) очень эмоционально; б) когда как;

в) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями)

5

3

1

5

Часто ли ребенок задает вопросы?

а) часто;

б) иногда;

в) очень редко

5

3

1

6

Дожидается ли ответа на поставленный вопрос?

а) да;

б) не всегда;

в) нет

5

3

1

7

Присутствуют ли в речи вопросы-цепочки (за одним вопросом следует другой, возможно третий, относящийся к одной теме?

а) да, бывают довольно часто;

б) когда как;

в) не наблюдалось

5

3

1

Обработка и интерпретация результатов:

интенсивность познавательной потребности определяется полученной суммой баллов:

27-35 баллов – высокий (потребность выражена сильно);

17-26 баллов – средний (потребность выражена умеренно);

меньше 17 баллов – низкий (потребность выражена слабо).

Методика «Древо желаний» разработана для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: изучение познавательной активности детей

Оборудование: картинки и словесные ситуации.

Форма проведения – индивидуальная.

Ребенку задаются следующие вопросы:

1.Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил? (6 мин.)

2.Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него? (регистрируются первые 5 ответов, время – 6 мин.)

3.Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя куда ты захочешь. Куда бы ты хоте слетать? (регистрируются первые 5 ответов, время – 6 мин.)

4.Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? ( 5 мин.)

5.Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел узнать из этой книги? – 5 мин.

6.Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? (регистрируются первые 5 ответов, время – 4 мин.)

Из ответов выбираются ответы познавательного характера.

Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше.

Средний уровень познавательной потребности – от 3 до 8 ответов.

Низкий уровень познавательной потребности – 2 и меньше ответов.

Качественный анализ:

Высокий уровень – стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.

Средний уровень – потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная.

Низкий уровень – дети удовлетворяются односложной информацией, например, их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д.

Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем сложности.

Ответы «потребительского» содержания – иметь игрушки, проводить досуг без познавательных целей.

Креативные ситуации – 2, 3, 4, 5.

Методика «Волшебный домик»

Цель: Изучение познавательной активности ребенка - дошкольника, умения задавать вопросы.

Форма и условия проведения: индивидуальная

Оборудование: картинки, на которых с одной стороны изображены играющие дети, развлечения и другие интересные и понятные для детей действия, а на другой – незнакомые для него предметы.

Инструкция: Давай поиграем в игру «Вопрошайка!» Ты можешь спрашивать обо всем, что тебе хочется узнать о предметах, изображенных на картинках.

В протоколах фиксируются имена, пол, возраст и вопросы каждого ребенка.

Обработка данных:

Полученные материалы обрабатываются по следующим критериям:

– широта охвата предметов, изображенных на картинках;

– количество вопросов, задаваемых одним ребенком;

– тип вопросов.

Интерпретация данных:

1-й тип. Устанавливающие вопросы – это вопросы, направленные на выделение и идентификацию объекта исследования («Кто это?», «На чем стоят книги?»).

2-й тип. Определительные вопросы – связанные с выделением всевозможных признаков и свойств объектов, определением временных и пространственных характеристик («Верблюд любит хлеб?», «А из чего сделана шапка?», «А вода холодная?»).

3-й тип. Причинные вопросы – относящиеся к познанию взаимосвязи объектов, выявлению причин, закономерностей, сущности явлений («Почему мальчик хмурый?», «Зачем девочке нужна сумка?», «А что ли они замерзли?»).

4-й тип. Вопросы-гипотезы, выражающие предположения («Мальчик не идет в школу, потому что он не сделал уроки?», «Девочка плачет, потому что она потерялась?»).

10 баллов – ребенок задал 4 вопроса и более всех типов;

8-9 баллов ребенок задал 3 – 4 вопроса всех типов;

4 – 7 баллов ребенок задает от 2 до 3 вопросов;

2 – 3 балла ребенок задает 1 вопрос;

0 – 1 балл ребенок не смог задать ни одного вопроса.

Перевод баллов в уровень:

10 баллов – очень высокий уровень;

8 – 9 баллов – высокий уровень;

4 – 7 баллов – средний уровень;

2 – 3 балла – низкий уровень;

0 – 1 балл – очень низкий уровень.

Делают вывод об уровне познавательной активности отдельных детей, об умении задавать вопросы. Детям, не умеющим задавать вопросы, в дальнейшем уделяется особое внимание.

Рассмотрим результаты исследования на констатирующем этапе эксперимента, в котором приняли участие 20 детей подготовительной группы МБДОУ №19 – 12 мальчиков и 8 девочек, а также их родители.

Для выявления уровня познавательной активности родителям каждого ребенка было предложено ответить на вопросы анкеты. Не все родители имели желание заполнять анкету, но все согласились.

Бланк ответов представлен в таблице 2.

Таблица 2

ФИО

ребенка

1

2

3

4

5

6

7

баллы

уровень

позн.акт-ти

1

Коля С.

в

в

а

б

а

а

а

25

средний

2

Лена В.

а

б

б

а

б

б

а

27

высокий

3

Сеня П.

б

в

а

б

а

в

б

21

средний

4

Оля А.

б

в

а

а

а

б

а

27

высокий

5

Катя Т.

б

а

б

б

б

б

в

21

средний

6

Вася К.

в

в

а

б

а

в

б

19

средний

7

Петя В.

в

в

б

в

в

б

а

15

средний

8

Олег З.

а

б

а

в

а

а

б

27

высокий

9

Уля У.

б

в

в

б

б

б

в

15

низкий

10

Дима М.

а

б

а

в

а

а

в

25

средний

11

Рома М.

в

б

б

в

в

а

а

19

средний

12

Вера К.

б

б

в

б

б

в

б

17

низкий

13

Ваня В.

а

а

а

б

б

а

б

29

высокий

14

Нина П.

б

а

в

а

а

а

б

27

высокий

15

Сергей М.

б

в

а

б

б

в

б

17

низкий

16

Женя К.

а

б

б

а

а

б

б

27

высокий

17

Юля С.

в

б

в

б

а

в

в

15

низкий

18

Дима Д.

б

а

в

б

а

а

б

25

средний

19

Лена К.

в

б

а

а

б

в

в

19

средний

20

Леша Д.

б

в

б

в

в

а

в

15

низкий

Согласно данным, полученным по методике «Изучение познавательной потребности дошкольника», представим уровни познавательной потребности в Диаграмме 1.

Диаграмма 1 «Уровни познавательной потребности в подготовительной группе МБДОУ №19

Из диаграммы видно, что в группе преобладает средний уровень познавательных потребностей – 45%(9 детей), у 30% (6 детей) познавательные потребности выражены сильно, а у 25% (5 детей) - выражены слабо.

Работа по методике «Древо желаний» проводилась с каждым ребенком индивидуально, в первой половине дня, в отдельном кабинете. Перед анкетированием велось наблюдение за поведением и настроением ребенка, и только после того, как мы убеждались в его расположении к беседе, ребенок приглашался в кабинет. Протокол ответов представлен в таблице 3.

Таблица 3.

ФИО

ребенка

1

2

3

4

5

6

баллы

уровень

позн.акт-ти

1

Коля С.

1

1

2

1

1

1

8

средний

2

Лена В.

1

2

0

2

1

4

10

высокий

3

Сеня П.

2

0

1

2

0

0

5

средний

4

Оля А.

1

1

1

1

2

2

8

средний

5

Катя Т.

2

1

1

1

0

2

7

средний

6

Вася К.

0

1

1

0

0

0

2

низкий

7

Петя В.

1

1

1

2

1

2

8

средний

8

Олег З.

1

1

0

1

3

0

6

высокий

9

Уля У.

0

0

0

0

0

0

0

низкий

10

Дима М.

1

0

1

0

2

3

7

средний

11

Рома М.

1

1

0

0

3

3

8

средний

12

Вера К.

0

0

0

0

1

1

2

низкий

13

Ваня В.

2

3

2

1

1

1

10

высокий

14

Нина П.

3

3

1

2

2

1

11

высокий

15

Сергей М.

0

0

1

0

1

0

2

низкий

16

Женя К.

2

1

1

1

2

2

9

высокий

17

Юля С.

0

0

1

1

0

0

2

низкий

18

Дима Д.

2

1

1

1

0

1

5

средний

19

Лена К.

0

1

1

1

1

1

5

средний

20

Леша Д.

1

0

0

0

1

0

2

низкий

Согласно данным, полученным по методике «Древо желаний», представим уровни познавательной потребности в Диаграмме 2.

Диаграмма 2 «Уровни познавательной активности воспитанников подготовительной группы МБДОУ №19 по методике «Древо желаний»

Из диаграммы 2 видно, что в группе преобладает средний уровень познавательных потребностей – 45%(9 детей), у 25% (5 детей) познавательная активность выражена сильно, а у 30% (6 детей) – познавательная активность на низком уровне.

Работа по методике «Волшебный домик » проводилась с каждым ребенком индивидуально, в первой половине дня, в отдельном кабинете. Перед анкетированием велось наблюдение за поведением и настроением ребенка, и только после того, как мы убеждались в его расположении к беседе, ребенок приглашался в кабинет. Протокол ответов представлен в таблице 4.

Таблица 4.

ФИО

ребенка

устанавливающий

Определительный

Причинный

Вопрос-гипотеза

баллы

уровень

познават.

активности

1

Коля С.

1

0

1

1

8

высокий

2

Лена В.

2

1

0

2

10

оч.высокий

3

Сеня П.

0

1

1

0

2

средний

4

Оля А.

1

2

1

1

10

оч.высокий

5

Катя Т.

1

1

2

1

6

средний

6

Вася К.

1

0

2

0

5

средний

7

Петя В.

2

1

0

0

5

средний

8

Олег З.

2

1

3

2

10

оч.высокий

9

Уля У.

1

1

0

1

6

средний

10

Дима М.

2

1

1

0

9

высокий

11

Рома М.

2

2

0

0

8

высокий

12

Вера К.

1

0

0

0

2

низкий

13

Ваня В.

1

1

0

1

5

средний

14

Нина П.

3

3

2

2

10

оч.высокий

15

Сергей М.

0

1

1

0

3

низкий

16

Женя К.

0

0

2

2

9

высокий

17

Юля С.

1

2

0

0

4

средний

18

Дима Д.

2

2

1

0

10

оч.высокий

19

Лена К.

0

0

1

0

2

низкий

20

Леша Д.

0

0

0

1

2

низкий

Согласно данным, полученным по методике «Волшебный домик», представим уровни познавательной потребности в Диаграмме 3.

Диаграмма 3 «Уровни познавательной активности воспитанников подготовительной группы МБДОУ №19 по методике «Волшебный домик»

Диаграмма 3 показывает, что в группе 45% детей умеют правильно и осознанно задавать вопросы, что говорит об их достаточно высоком познавательном интересе, у 35% деток познавательный интерес развит на среднем уровне, а у 20% - выражен низкий уровень.

Комплексно проанализировав полученные результаты испытуемой группы и родителей на констатирующем этапе эксперимента мы видим, что 5 учащихся стабильно имеют низкий уровень познавательной активности.

Полученные данные позволяют констатировать необходимость коррекционной работы, направленной на повышение познавательной активности в группе.

Описание программы с игровыми упражнениями приводится в следующем параграфе.

2.2 Программа с игровыми технологиями на развитие познавательного интереса

В программе предлагается использование игры – путешествия, презентации, интерактивные игры. Всё это расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность: сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира.

Мною была проведено несколько игр, направленных на развитие познавательных интересов у старшей подготовительной группы.

1.Цифра, вставай!  (для детей с 6 лет)

Цель: развитие концентрации внимания, закрепление цифр

Каждому ребенку дается карточка с цифрой (у нескольких может быть одна и та же цифра). Затем расскажите историю, в тексте которой должно быть много чисел. Когда произносится очередное число, ребенок с этой цифрой встает и показывает свою цифру. Это упражнение одинаково хорошо применять как в начале, так и в конце занятия.

2.Вопрос – ответ (для детей с 6 лет)

Цель: развитие словесно – логического мышления, умения сравнивать и анализировать

Ребёнок ловит мяч и отвечает на вопросы:

Какое из животных больше – лошадь или собака? 

Утром люди завтракают. А вечером? 

Днём на улице светло, а ночью?

Небо голубое, а трава? 

 Черешня, груши, сливы, яблоки…- это что? 

Что такое Москва, Петропавловск - Камчатский, Хабаровск? 

Маленькая корова – это телёнок. Маленькая собака – это?.. 

 Какие ты знаешь виды транспорта? 

Чем весна отличается от осени?

На кого больше похожа собака – на кошку или на курицу?

Для чего нужны автомобилю тормоза?

Что общего между белкой и кошкой?

Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание?

 3.Школьные правила (для детей с 6 лет)

Цель: повышение школьной компетенции

«Вы, наверное, знаете, что в школе есть уроки и перемены. На переменах дети разговаривают, бегают, кушают, ходят в туалет. А на уроках дети сидят тихо, не разговаривают между собой, слушают учительницу и делают то, что она говорит».

«Если я спрошу о том, что можно делать на уроке – вы хлопнете в ладоши. Если о том, что нельзя – потопаете ногами.

Слушать учителя.  Отвечать на вопросы учителя.   Вставать и ходить по классу.  Есть конфеты.  Разговаривать с соседом по парте.  Писать в тетрадях буквы.   Рисовать в учебнике.  Рисовать в тетрадях машинки.     

 4.Что потом? (для детей с 6 лет)

Цель: активизация и развитие мыслительных процессов.

Вначале детям объясняют, что есть ряд событий и явлений, которые происходят в строгой последовательности. Взрослый называет явление, событие или цифру и предлагает ребенку назвать следующее за ним.

ЗИМА – ВЕСНА   СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ    ДОШКОЛЬНИК – ШКОЛЬНИК      ПЕРВЫЙ – ВТОРОЙ     ДЕНЬ – ВЕЧЕР    ЛЕТО – ОСЕНЬ      СУББОТА – ВОСКРЕСЕНЬЕ     ПЯТЬ – ШЕСТЬ      НОЧЬ - УТРО

 5. Сравнение предметов (для детей с 6 лет)

Цель: развитие мыслительных операций.

У ребенка спрашивают: "Ты видел муху? А бабочку?" После предлагается их сравнить: "Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?"

 Пары слов для сравнения:

МУХА И БАБОЧКА

ДОМ И ИЗБУШКА

 СТОЛ И СТУЛЬЯ

КНИГА И ТЕТРАДЬ

ВОДА И МОЛОКО

ТОПОР И МОЛОТОК

ПИАНИНО И СКРИПКА

ШАЛОСТЬ И ДРАКА

ЩЕКОТАТЬ И ГЛАДИТЬ

ГОРОД И ДЕРЕВНЯ     

Ребёнок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и черты различия не по случайным, несущественным признакам (например, молоток и топор лежат в сарае), а по главным признакам.

Кляксы (для детей с 6 лет)

Цель: Развитие воображения, мышления, речи

 Для игры изготовляется несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается, и можно начинать игру. Играющие по очереди говорят, на что похожа клякса. Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.

     Кляксы можно дорисовать, чтобы изображение стало узнаваемым

После проведения игр снова была проведена диагностика

.3. Оценка эффективности игровых методик по формированию познавательной активности в старшем дошкольном возрасте

Опишем третий этап эксперимента - контрольный, в ходе которого происходила оценка эффективности проектного метода «Познавательное развитие».

Повторная диагностика проводилось с использованием тех же методик, что и на констатирующем этапе эксперимента. Родители охотно соглашались заполнить анкету.

Результаты исследования на контрольном этапе по методике представлены в таблице 5.

Таблице 5.

ФИО

ребенка

1

2

3

4

5

6

7

баллы

уровень

позн.акт-ти

1

Коля С.

а

а

а

б

а

а

а

33

высокий

2

Лена В.

а

б

б

а

б

б

а

27

высокий

3

Сеня П.

б

в

а

б

а

в

б

21

средний

4

Оля А.

б

в

а

а

а

б

а

27

высокий

5

Катя Т.

б

а

б

б

б

б

в

21

средний

6

Вася К.

в

в

а

б

а

в

б

19

средний

7

Петя В.

в

в

б

в

в

б

а

15

средний

8

Олег З.

а

б

а

в

а

а

б

27

высокий

9

Уля У.

б

а

б

а

б

б

б

24

средний

10

Дима М.

а

б

а

в

а

а

в

25

средний

11

Рома М.

в

б

б

в

в

а

а

19

средний

12

Вера К.

в

б

б

б

в

б

б

17

низкий

13

Ваня В.

а

а

а

б

б

а

б

29

высокий

14

Нина П.

б

а

в

а

а

а

б

27

высокий

15

Сергей М.

б

в

б

б

в

б

б

17

низкий

16

Женя К.

а

б

б

а

а

б

б

27

высокий

17

Юля С.

а

б

б

б

а

в

в

21

средний

18

Дима Д.

а

б

б

б

а

а

б

27

средний

19

Лена К.

б

б

а

а

б

в

в

21

средний

20

Леша Д.

а

а

б

б

б

а

б

27

высокий

Представим результаты в диаграмме 4.

Диаграмма 4 «Уровни познавательной потребности в подготовительной группе МБДОУ №19

Из диаграммы видно, что после проведения проектного метода в группе уверенно преобладает средний и выше среднего уровни познавательных потребностей – 90%, только 2 ребенка (10%) по прежнему показали низкую заинтересованность в познании.

Сравнение изменений в сфере интересов испытуемых, которые произошли с момента констатирующего этапа до контрольной диагностики, представим в Диаграмме 5.

Диаграмма 5. Динамика развития познавательной активности в испытуемой группе

Результаты повторной диагностики по методике «Древо желаний» представлены в таблице 6.

Таблица 6.

ФИО

ребенка

1

2

3

4

5

6

баллы

уровень

позн.акт-ти

1

Коля С.

3

2

2

2

1

2

12

высокий

2

Лена В.

1

2

0

2

1

4

10

высокий

3

Сеня П.

2

0

1

2

0

0

5

средний

4

Оля А.

1

1

1

1

2

2

8

средний

5

Катя Т.

2

1

1

2

2

2

10

высокий

6

Вася К.

1

1

1

0

0

0

3

средний

7

Петя В.

1

1

1

2

1

2

8

средний

8

Олег З.

1

1

0

1

3

0

6

высокий

9

Уля У.

1

1

1

1

0

2

1

средний

10

Дима М.

2

1

1

0

1

3

7

средний

11

Рома М.

1

1

0

0

3

3

8

средний

12

Вера К.

1

1

0

0

0

0

2

низкий

13

Ваня В.

2

3

2

1

1

1

10

высокий

14

Нина П.

3

3

1

2

2

1

11

высокий

15

Сергей М.

1

1

1

1

1

0

5

средний

16

Женя К.

2

1

1

1

2

2

9

высокий

17

Юля С.

2

0

1

1

0

0

4

средний

18

Дима Д.

2

1

1

1

0

1

5

средний

19

Лена К.

0

1

1

1

1

1

5

средний

20

Леша Д.

1

1

1

0

1

1

5

средний

Представим результаты в Диаграмме 6.

Диаграмма 6 «Уровни познавательной потребности в подготовительной группе МБДОУ №19

На контрольном этапе испытуемые показали следующие результаты: 60% - средний уровень, 35% -высокий, и только у одной девочки уровень познавательной активности остался на низком уровне.

Сравнение изменений в сфере интересов испытуемых, которые произошли с момента констатирующего этапа до контрольной диагностики, представим в Диаграмме 7.

Диаграмма 7. Динамика развития познавательной активности в испытуемой группе

Результаты повторной диагностики по методике «Волшебный домик» представлены в таблице 7.

Таблица 7.

ФИО

ребенка

устанавливающий

Определительный

Причинный

Вопрос-гипотеза

баллы

уровень

познават.

активности

1

Коля С.

1

1

1

1

8

высокий

2

Лена В.

2

1

2

2

10

оч.высокий

3

Сеня П.

1

1

1

1

3

средний

4

Оля А.

1

2

1

1

10

оч.высокий

5

Катя Т.

1

1

2

1

6

средний

6

Вася К.

1

0

2

0

5

средний

7

Петя В.

2

1

1

0

5

средний

8

Олег З.

2

1

3

2

10

оч.высокий

9

Уля У.

1

0

0

0

2

низкий

10

Дима М.

2

1

1

0

9

высокий

11

Рома М.

2

2

0

0

8

высокий

12

Вера К.

1

1

1

1

7

высокий

13

Ваня В.

1

1

1

1

6

средний

14

Нина П.

3

3

2

2

10

оч.высокий

15

Сергей М.

1

0

1

1

4

средний

16

Женя К.

0

0

2

2

9

высокий

17

Юля С.

1

1

1

0

5

средний

18

Дима Д.

3

2

2

0

10

оч.высокий

19

Лена К.

1

1

1

0

5

средний

20

Леша Д.

1

1

0

1

4

средний

Согласно данным, полученным по методике «Волшебный домик», представим уровни познавательной потребности в Диаграмме 8.

Диаграмма 8 «Уровни познавательной активности воспитанников подготовительной группы МБДОУ №19 по методике «Волшебный домик»

На контрольном этапе испытуемые показали следующие результаты: 45% - средний уровень, 50% -высокий и очень высокий, и только у ОляУ.-5% уровень познавательной активности остался на низком уровне.

Проанализировав полученные результаты испытуемого класса на контрольном этапе, мы видим, что около 90% в группе показали уровень высокой и средней познавательной активности.

Из 5-ти учащихся, у которых на констатирующем этапе эксперимента был выявлен уровень низкой познавательной активности, на контрольном этапе осталась только одна девочка.

Таким образом, сравнение данных по апробированным методикам свидетельствуют о положительной динамике изменений.

Полученные данные свидетельствуют об эффективности формирующего этапа эксперимента, направленного на развитие познавательного интереса дошкольников в педагогическом процессе образовательной деятельности.

Выводы. Исследование проводилось тремя этапами, эмпирическая часть исследования включала в себя констатирующий и формирующий эксперименты.

В исследовании приняли участие 20 детей старшей подготовительной группы МБДОУ №19. Диагностический инструментарий включал в себя: методики В.С Юркевич: «Изучение познавательной потребности дошкольника» и «Древо желаний» и методика М.Б.Шумаковой «Волшебный домик».

Полученные в ходе анкетирования на констатирующем этапе эксперимента данные, указывают на то, что в испытуемой группе общий уровень познавательной активности – средний (75%), но у 5 детей (25%) выявлена низкая познавательная активность.

Повторная диагностика, проводимая с применением методик, использованных на констатирующем этапе, позволила нам увидеть положительную динамику изменения уровня познавательной активности в группе.

Полученные на контрольном этапе эксперимента данные указывают, что:

1) количество детей с уровнем нормы учебной мотивации и выше составляет 95%, что на 20% больше, чем на констатирующем эксперименте.

2)Количество детей, показывающих низкий уровень, сократилось с 5-ти до одного человека, что на 20 % меньше.

Полученные данные позволяют нам подтвердить заявленную нами гипотезу: внедрение в педагогический образовательный процесс игровых методик способствуют повышению уровня познавательной активности в старшем дошкольном возрасте.

Использование игровых методик позволяет значительно повысить самостоятельную творческую активность детей, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

Заключение

В дошкольном возрасте познавательное развитие достигается с помощью игры.  Через игру идет развитие способностей ребенка и формирование личности.

Дидактические игры активизируют познавательные процессы, развивают познавательный интерес, формируют стремление к познанию нового, воспитывают волевые качества, способствуют образованию связной речи. Большинство развивающих упражнений направлены одновременно на совершенствование нескольких познавательных процессов

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что игры необходимы и необходимо разрабатывать целые комплексы игр по определенным темам, для более систематизированного их использования.

Анализируя результаты, полученные после проведения формирующего этапа эксперимента, мы видим рост среднего и высокого уровней познавательной активности в испытуемой группе заметно увеличился. Тогда как детей с низкой активностью стало на 20% меньше.

Таким образом, игровые методики актуальны и очень эффективны. Они дают ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Исследование проводилось тремя этапами, эмпирическая часть исследования включала в себя констатирующий и формирующий эксперименты.

В исследовании приняли участие 20 детей старшей подготовительной группы МБДОУ №19. Диагностический инструментарий включал в себя: методики В.С Юркевич: «Изучение познавательной потребности дошкольника» и «Древо желаний» и методика М.Б.Шумаковой «Волшебный домик».

Полученные в ходе анкетирования на констатирующем этапе эксперимента данные, указывают на то, что в испытуемой группе общий уровень познавательной активности – средний (75%), но у 5 детей (25%) выявлена низкая познавательная активность.

Полученные на контрольном этапе эксперимента данные указывают, что:

1) количество детей с уровнем нормы учебной мотивации и выше составляет 95%, что на 20% больше, чем на констатирующем эксперименте.

2)Количество детей, показывающих низкий уровень, сократилось с 5-ти до одного человека, что на 20 % меньше.

Полученные данные позволяют нам подтвердить заявленную нами гипотезу: внедрение в педагогический образовательный процесс игровых методик способствуют повышению уровня познавательной активности в старшем дошкольном возрасте.

Повторная диагностика, проводимая с применением методик, использованных на констатирующем этапе, позволила нам увидеть положительную динамику изменения уровня познавательной активности в группе. Поводя итог данной работы можно сделать вывод, что использование игровых методик обучения в образовательной деятельности дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования – начальной школе.

Список используемых источников

  1. Волков, Б. С., Младший школьник: Как помочь ему учиться. - М.:

Академический Проект, 2014. -142с.

  1. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников.// Под.ред. Д. Б. Эльконина, В. В., Давыдова. М.,2014.196 с.
  2. Выговская, Л. П., Эмпатийные отношения младших школьников, воспитывающихся вне семьи // Психологический журнал. -2012. -1.11, №4.
  3. Выготский, Л. С., Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. С. 391-410.
  4. Давыдов, В. В., Кудрявцев, В. Т., Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней// Вопросы психологии. 2012. - № 1
  5. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. Вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология» / О.Б.Дарбиш; под ред. В.Е. Клочко. – М.: Изд – во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2014.: ил. – (учебное пособие для вузов).
  6. Занков, Л. В., Память и мышление в учебной деятельности школьника/ Сов. педагогика. - 2015, № 10, с. 95-106
  7. Зак, А. З., Развитие теоретического мышления у младших школьников.- М.,2014
  8. Зак, А. З., Развитие умственных способностей младших школьников.- М.,2014
  9. Индивидуальные варианты развития младших школьников. // Под ред. Л. В. Занкова, М. В. Зверевой. - М., 2014
  10. Кочелаева, Н. В., Особенности взаимосвязи эмоций и творческого мышления в младшем школьном возрасте. Дис. канд. психол. наук. - М., 2013.
  11. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2014..
  12. Козлова О. А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников. / О.А. Козлова // Начальная школа. – 2014. – № 11
  13. Ларина, Э. В., Особенности развития мышления у младших школьников в различных условиях обучения: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 2012. - 22 с.
  14. Лежнева, Ю.А. Игра - средство развития / Ю.А.Лежнева // Человек среди людей 2016 №10
  15. Москвичева, Л. В., Развитие Я -концепции у младших школьников средствами содержательного общения со сверстниками и учителем: Дис. канд.психол. наук. - Н. Новгород, 2013. - 212 с.
  16. Никольская, И. М., Грановская, Р. М., Психологическая защита у детей. - СПб.: Речь, 2012. - 507 с.
  17. Овчарова, Р. В., Практическая психология в начальной школе. - М., 1996.
  18. Павлова, М. А., Интенсивный курс повышения грамотности с помощью НЛП. - М., 2013.
  19. Петрунек, В. П., Таран, Л. Н., Младший школьник. - М., 2010
  20. Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками. // Под ред.И. В. Дубровиной. - М.; Тула, 2011
  21. Ротенберг, В. С, Бондаренко, С. М., Трудности детского мышления // В кн.: Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. // Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - М.: Издательский центр «Академия», 2011.-С. 186-189.
  1. Давыдов, В. В., Кудрявцев, В. Т., Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней// Вопросы психологии. 2012. - № 1

  2. Лежнева, Ю.А. Игра - средство развития / Ю.А.Лежнева // Человек среди людей 2016 №10

  3. Давыдов, В. В., Кудрявцев, В. Т., Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней// Вопросы психологии. 2012. - № 1

  4. Лежнева, Ю.А. Игра - средство развития / Ю.А.Лежнева // Человек среди людей 2016 №10