Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теоретические основания развития творческих способностей младших школьников

Содержание:

Введение

В условиях становления новой системы образования, наряду с усилением статуса знаний и интеллекта, не менее значимым фактором самореализации подрастающего человека выступает развитие его творческого потенциала как сущностной характеристики любой человеческой деятельности. Поэтому реализация творческих способностей личности во всем богатстве и многообразии, создание условий для наиболее успешной самореализации школьников является первоочередной задачей системы образования и воспитания [10, с. 87].

Актуальность исследования основывается на необходимости развивать творческие способностей у детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее ФГОС НОО).

В основе ФГОС НОО лежит системно-деятельностный подход, который предполагает разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья) и обеспечивает рост творческого потенциала [28].

Метапредметные результаты освоения образовательной программы начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО должны отражать освоение способов решения проблем творческого характера.

Основная образовательная программа начального общего образования направлена на формирование и развитие творческих способностей обучающихся [28].

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования направлена на формирование потребности в различной творческой деятельности. В процессе оценки достижения планируемых результатов духовно-нравственного развития и освоения основной образовательной программы НОО должны использоваться разнообразные методы и формы, в том числе и творческие работы.

В целях обеспечения реализации основной образовательной программы НОО в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность организации творческих соревнований [28].

Материально-технические условия реализации основной образовательной программы НОО должны обеспечивать наличие помещений для занятий различными видами творчества (музыкой, изобразительным искусством, хореографией и т.д.).

Таким образом, мы видим, что Федеральный государственный образовательный стандарт содержит в себе идею творческого развития ребенка на всех уровнях: требования, результаты, условия.

Особенность творческой личности заключается в высокоразвитом воображении, умении создавать новые оригинальные образы и их детали. Л.В. Выготский писал, что творческая деятельность делает человека «существом», обращенным к обществу [4, с. 808].

Разработанность темы исследования.

Творчество и творческие способности изучались многими научными деятелями, такими как Дж. Гилфорд, А. Маслоу, В. Библер, А.М. Матюшкин, Я. Пономарев.

Психолого-педагогические исследования для выявления творческой личности проводили А. Жуганов, В. Кан-Калик, Н. Кириллова, В. Краевский¸ Ю. Калуткин, М. Лазарев, В. Лозовая, Р. Низамов, А. Петровский. В. Смагин, О. Сущенко, П. Шевченко.

Рассмотрим некоторые наиболее значимые для нашего исследования работы. Так, в книге Л.С. Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» излагаются еще не устаревшие в науке представления о воображении и творчестве. Эти представления, иллюстрируемые доходчивыми примерами, излагаются внятно и просто, что позволяет читателю легко усвоить достаточно сложное их содержание. В тексте автор использовал многочисленный фактический материал, имеющийся у других психологов, однако своеобразие истолкования психологической природы воображения и творчества, данного в книге, внутренне связано с оригинальной теорией психического развития ребенка, создававшейся Л.С. Выготским в конце 20-х годов. Именно благодаря этой теории имя ее автора стало затем знаменитым во всем мире. Основные ее идеи стали фундаментом научной школы Л.С. Выготского, к которой принадлежат многие крупные советские и зарубежные ученые.

В книге А.Н. Лука «Психология творчества» рассказывается о творческой деятельности человека. Рассматриваются условия, необходимые для стимулирования творческого процесса, методы выявления талантов и организации научных коллективов. Обсуждаются значение эстетического восприятия в науке и технике и структура творческого процесса. Затронуты перспективы моделирования творческого мышления (кибернетическое моделирование).

Монография Н.Н. Николаенко «Психология творчества» необычна по охвату рассматриваемых вопросов. К ним относятся: происхождение и эволюция искусства, развитие детского рисунка, гипотезы и стадии творческого процесса, роль структур мозга в создании образа, понятия, моделей отображения пространства, а также особенности личности творцов, душевные невзгоды, которыми страдали Мастера. Представлены уникальные случаи возрождения творческих способностей после тяжелых поражений мозга. В монографии проведено обширное сопоставление с данными культурологии и образцами из истории изобразительного искусства. 

Младший школьный возраст является благоприятным для развития творческих способностей, потому что, в этом возрасте дети «впитывают» в себя абсолютно все, то есть им хочется все попробовать. Также они стремятся к лидерству, прогрессу, хотят показать, что они лучше, у них все получается, все «схватывают на лету». По мнению ученых, творчество является естественным компонентом развития [6, с. 184].

Для развития у школьников творческих способностей нужно создать благоприятные условия в школе, в классе, то есть сделать так, чтобы ребенку было комфортно, чтобы были соблюдены все правила безопасности и санитарно – гигиенические требования.

Объект исследования: творческие способности.

Предмет исследования: способы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.

Цель работы: изучение теоретических оснований развития творческих способностей младшего школьника.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие «творческие способности».
  2. Дать характеристику возрастным особенностям младших школьников.
  3. Изучить способы развития творческих способностей младших школьников.

Достижение поставленной цели будет осуществляться методами анализа научной литературы, тестирования, синтеза и структуризации полученных знаний и их обобщения.

Методики исследования: тест Торренса по исследованию креативности, шкала Вильямса для диагностики детской креативности.

Практическая значимость исследования состоит в выявлении показателей творческих способностей младших школьников в рамках конкретного педагогического учреждения, а также в конкретизации принципов разработки программы развития творческих способностей у детей в начальной школе.

Структурно исследование состоит из введения, двух глав, которые дополнительно включают в себя параграфы, заключения, библиографии, 2 приложений.

Глава 1. Творческие способности: понятийный аспект

Прежде чем говорить о понятии «творческие способности», считаем целесообразным рассмотреть понятие «творчество», поскольку оно является ключевыми.

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова, «творчество» рассматривается, как создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей [22, с. 518].

Психолог Я.А. Пономарев расшифровал понятие «творчество», как «механизм развития» и не считал «новизну» решающим критерием творчества.

Согласно определению Я.А. Пономарёва, «творчество» - это необходимое условие развития материи, образования её новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества [25, с. 29].

Эрих Фромм трактует «творчество» как способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытия нового и способность к глубокому осознанию своего опыта [27, с. 30].

Специалист по теории и методам конструирования П. Хилл писал: «Творчество можно определить как успешный полет мысли за пределы известного, оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее» [29, с. 9].

Р.С. Немов считает, что творчество – это вид деятельности человека, направленной на решение новой задачи, создание чего-либо такого, что еще никем и никогда не было создано [14, с. 51].

Л.С. Выготский утверждал: «Именно творческая деятельность человека делает его существование обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настроение» [4, с. 809]. Отсюда следует, что в любом виде деятельности. творчество «захватывает человека полностью» и все его силы: материальные, духовные, физические, то есть соединяет все его способности в одно целое [15, с. 30].

В современном мире существуют разные виды творчества: социальное, научное, техническое, художественное. Социальное творчество – добровольное участие детей в улучшении, совершенствовании, улучшении отношений, складывающихся в окружающем социуме (например, субботник по уборке территории школы, концерт для ветеранов, проведение фестиваля различных видов спорта). Научное творчество – высшая форма творчества, поиск и нахождение, открытие специфического типа связей и отношений: закон, закономерная связь, тенденция развития. Техническое творчество – вид деятельности учащихся, результатом которого является технический объект, обладающий признаками полезности и новизны. Художественное творчество – особая деятельность человека, порождающая качественно новое произведение и отличающаяся неповторимостью и оригинальностью [18, с. 34].

Также творчество бывает музыкальное, литературное, изобразительное. Музыкальное – профессиональное, народное и самодельное творчество. Виды музыкального творчества: создание музыки – сочинение новых опер, пьес, симфоний, песен; переработка чужой музыки – подготовка музыкального произведения, с отличительной чертой от первоначальной; музыкально-поэтическое творчество – создание текстов музыкальных произведений; исполнительское творчество, то есть игра на музыкальных инструментах и пение - создание различных звуков: вокалисты и инструменталисты. Литературное - творческая деятельность человека, которая создает что-то новое. Литературное творчество имеет виды: эпопея –крупное художественное произведение, повествующее о исторических событиях; роман – «объемное» повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом; повесть – художественное произведение, занимающее «среднее» положение между романом и рассказом по объему и сложности сюжета; рассказ – небольшого размера художественное произведение, в основе которого – эпизод, случай из жизни; сказка – произведение о вымышленных событиях и героях, с сюжетом фантастики; басня – повествовательное произведение в стихотворной форме, небольшого размера, нравоучительного и сатирического характера. Изобразительное – процесс создания рисунка, скульптуры, аппликации. Изобразительное искусство делится на: реалистичное рисование – отображение правдоподобного предмета или объекта, с помощью определенных качеств и признаков; стилизованное рисование – создание обобщенного в плане цвета, формы и композиции образа; абстрактное рисование – на основе беспредметного искусства создавать различные цветовые и тоновые композиции, отражающие внутреннее состояние ребенка[2, с. 165].

Далее рассмотрим понятие творческое мышление.

Творческое мышление представляет собой мышление созидающее, которое дает абсолютно новое решение проблемной ситуации, приводящее к открытиям и новым идеям [7, с. 62].

Под новой идеей понимается новый взгляд на взаимозависимости и взаимосвязи явлений. Зачастую новая идея возникает на основании нового «сцепления» известной до этого информации. Например, как известно, Л. Эйнштейн не проводил экспериментов, а только с новой стороны осмысливал имевшуюся информацию, анализировал ее и систематизировал по-новому [31, с. 33].

Новые идеи рождаются из определенных предпосылок в общем развитии определенной отрасли знаний. При этом однако всегда необходим нестандартный, особый склад ума исследователя, способность отойти от господствующих идей, а также интеллектуальная смелость. Классические, старые идеи, как правило, признаны большинство и, следовательно, препятствуют возникновению новых взглядов. Например, геоцентрическая концепция на протяжении достаточно долгого времени препятствовала утверждению научного взгляда на то, что Земля движется вокруг Солнца. Или условно-рефлекторная «дуга», предложенная И.П. Павловым, в течение длительного периода затрудняла принятие идеи «кольца», которую выдвинул П.К. Анохин [26, с. 98].

Творческий поиск в обязательном порядке связан с гибкостью и широтой мышления, со способностью человека к смелому высвобождению из множества господствующих идей.

Стоит отметить, что творческие, или креативные, способности проявляются как в мышлении, так и в других видах деятельности.

Один из ведущих компонентов творческого мышления – это воображение, образное мышление. Поэтому не случаен тот факт, что в науке чрезвычайно широко используется метод мысленного эксперимента. Ведь пирамиды, ракеты и соборы существуют не благодаря строительной механике, геометрии, термодинамике, а потому, что изначально они предстали в качестве зримой картины в воображении тех, кто их в дальнейшем строил [21, с. 165].

Развернутый правильный путь к открытию в процессе творческого мышления зачастую удается отыскать только после того, как было совершено открытие. У первого же взлета мысли не должно быть преград. Поначалу свободное сознание должно охватить все, что возможно, без какой-либо необходимости классифицировать и объяснять. Принципиально новое явление невозможно понять лишь с помощью известных человеку обобщений и законов. При этом возникает иллюзия того, что новое противоречит здравому смыслу, который был сформирован прошлым опытом. Переломные этапы познания с неизбежностью связаны с так называемым «шоком новизны» [5, с. 35].

В творчестве осуществляется свободная игра человеческих сил, а также реализуется созидательная интуиция человека.

Любое новое открытие или творческий акт становятся для человека новым узнаванием окружающего мира. Творчество подобно пульсации сверхсознания человека над его сознанием [1, с. 190].

Творческие личности воспринимают требования окружающей среды только в той мере, в какой последние совпадают с их личными позициями. Их представления об обществе, жизни, окружающем мире являются нестандартными, такие люди не находятся в плену идеологических догм. Интеллект творческих личностей синтетичный: они движутся к установлению связей между разными явлениями. В то же время их мышление дивергентно, то есть они стремятся увидеть самые разные сцепления одних и тех же вещей. Такие люди сензитивны ко всему необыкновенному, чувствительны [3, с. 87].

Как правило, творчество связано с малоосознанными, интуитивными процессами.

Человеческий интеллект принципиально несходен с «интеллектом» машины. Человеческое мышление отличается не только от алгоритмического «ума» компьютера, но также и от самонастраивающихся, эвристических машинных программ. При решении человеком творческих задач происходит взаимодействие личностных смыслов и операциональных значений; условие развития мыслительного процесса человека - это принятие человеком определенной проблемы к разрешению, включение ее в систему личностных установок и мотивов. Процесс решения проблемы человеком представляет собой цепь эмоционально-мотивационных состояний, оперативная постановка ранее не предусмотренных, новых целей. Машина решает только поставленные перед ней задачи, человек же самостоятельно формирует эти задачи, основываясь на своих познавательных потребностях, которые постоянно развиваются. Компьютер освобождает человека только от рутинных мыслительных процессов, она решает тактические задачи, а за человеком оставляет стратегические позиции [9, с. 165].

Достаточно часто творческое мышление человека развивается наперекор общепринятым постулатам, при этом исследователь испытывает внезапное озарение, подготовленное всей его многолетней научной деятельностью. У человека, в отличие от «думающей» машины, имеется способность к саморефлексии, то есть критическому анализу процесса мышления и его результатов. Он способен к генерированию сумасбродных идей, которые в дальнейшем могут оказаться гениальными открытиями, имеющими важное значение для эпохи. Машина же к запросам эпохи глуха. Человеческий мозг в экстренных ситуациях обладает способностью селективно в самое короткое время мобилизовать неограниченный объем информации, которая жизненно значима. Интеллект человека высокопластичен, он способен адаптироваться к любым жизненным условиям [12, с. 138].

Сложные механизмы такого процесса нельзя свести к алгоритмической системе элементарных правил. Жизнь неизмеримо более сложная, чем все отображающие ее схемы, моделирующие механизмы и системы.

Таким образом, можно выделить следующие основные особенности творческого мышления.

Во-первых, творческое мышление пластично. Творческие люди предлагают множество решений в таких случаях, в которых обычный человек может найти только одно или два.

Во-вторых, творческое мышление подвижно. Для творческого человека не составляет труда перейти от одного аспекта проблемы к другому, при этом он не ограничивается исключительно одной-единственной точкой зрения.

В-третьих, творческое мышление оригинально. Именно оно порождает небанальные, неожиданные и непривычные решения [11, с. 128].

Для развития творческих способностей необходимо знать не только структуру этих способностей к творчеству, но и самого ребенка. Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. Если мы внимательно рассмотрим поведение человека, его деятельность в любой области, то увидим два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия. Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, продуктом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

«Творческие способности» - совокупность психических свойств, обеспечивающих творчество. Эти свойства характерны для творческой личности с нестандартным мышлением. К ним относят: воображение, гибкость ума, дивергентное мышление, и мотивации творчества [13, с. 271].

Советский психолог Л.С. Выготский считает: все, что требует творческого пересознания, все, что связано с изобретением нового, нуждается в непременном участии фантазии [4, с. 812].

В современном мире творческие способности являются одними из приоритетных. Творческие способности – создание предметоа материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений – индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности [16, с. 121].

По мнению Л.А.Большаковой, «творческие способности» - личное качество, отражающее способность человека к творчеству в разных сферах жизнедеятельности, а также позволяет оказывать поддержку в творческой самореализации другим людям. Это высокая степень увлеченности, интеллектуальной активности, познавательной самодеятельности личности[17, с. 319].

Советский психолог А.Н.Леонтьев считает, что творческие способности – это результат овладения человеком знаниями, умениями и навыками, необходимыми для того или иного вида творчества, например: художественного, музыкального, технического [23, с. 128].

А.Н. Лук считает, что творческие способности присущи каждому, однако уровень их развития зависит от индивидуальных особенностей, среды, в которую заключен индивид, воспитательных воздействий, личности воспитывающего [13, с. 72].

Ученые, занимающиеся проблемой творческих способностей, доказали, что творчество и творческие способности имеются у каждого человека с рождения. Отсюда следует, что каждый может развиваться индивидуально, соответствуя своему уровню познания. Дети, придя в школу, «ищут» себя в разных видах деятельности, пытаясь реализовать творческий потенциал.

Таким образом, в своей работе мы будет придерживаться определения творческие способности, данного в психологическом словаре «творческие способности – индивидуальные особенности качеств человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода».

Глава 2. Развитие творческих способностей младшего школьника

2.1 Возрастные особенности младших школьников

Младший школьный возраст длится с 6-7 до 10-11 лет, то есть соответствует годам обучения в начальной школе. Начало школьного обучения означает, переход от игровой деятельности к учебной. При поступлении в школу, в жизни ребенка происходят изменения, которые определяются тремя различными видами деятельности: учебной, трудовой и игровой.

Психологические и интеллектуальные характеристики учащегося начальной школы имеют тесную связь с творческими способностями. Так, исследователь Торренс видит следующую связь между интеллектом и креативностью: интеллект служит базой для творчества. Интеллектуал может не быть творческим человеком, но человек с низким интеллектом никогда не будет креативным [24, с. 316].

По мнению ряда исследователей, наиболее высокие показатели творческих способностей наблюдаются у тех детей, которые хорошо успевают по интересующим их предметам.

Д.Б. Богоявленская основным показателем творческих способностей выделяет интеллектуальную активность, которая включает в себя два компонента: познавательный (общие умственные способности) и мотивационный. Критерием проявления творчества является характер выполнения человеком предлагаемых ему мыслительных задач [2, с. 127.].

И.В. Львова считает, что творчество – не всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний и умений, эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека, повышают тонус его протекания, работы человека-творца, придают ему силы. Но пробуждают творческий акт лишь строгие, проверенные знания и умения [14, с. 34].

У учащихся первого класса, внимание слабоорганизованно, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво, отсюда следует, что в этот период детям сложно будет адаптироваться, так как например, на уроке технологии, они будут часто отвлекаться, им будет интересно то, что сделано у соседа. Ведь в первый год обучения мастерство начинает только расти, и в конце второго полугодия, они будут более сосредоточены на данном виде деятельности.

Согласно Ермолаеву Е.О., объем внимания – индивидуален, в то же время свойства распределения и устойчивости можно и нужно тренировать, чтобы предотвратить их стихийное развитие [24, с. 318].

Внимание во многом зависит темперамента. Например, дети – сангвиники невнимательны, проявляют себя в чрезмерной активности, так как они непоседливы, много разговаривают, значит сидячий вид деятельности их не очень то интересует, например, урок технологии или изобразительного искусства им мало интересен, а физическая культура – это тот предмет, который им «по душе», так как именно на этом уроке важна активность. Флегматики и меланхолики – пассивны, кажутся невнимательными, но на самом деле сосредоточены на изучаемом предмете, и им придется намного легче в какой – либо творческой деятельности [30, с. 39].

В первом классе отвлекаемость довольно высока, контролировать свои действия умеет не каждый учащийся. У учеников первого класса хорошо развита непроизвольная память, фиксируются яркие, эмоциональные события жизни, например, на уроке технологии: у каждого учащегося есть свое любимое дело, хобби, которое ему дается легко [21, с. 196].

Память младшего школьника – первостепенный психологический компонент учебной познавательной деятельности. В младшем школьном возрасте память развивают под влиянием обучения. У младших школьников развита наглядно-образная память, которая пригодна для таких предметов, как, технология – наглядные аппликации, поделки; изобразительное искусство – запоминание образа какого либо предмета, картины.

Мышление ребенка в начале обучения в школе отличается умственной позицией, так как придя в первый класс у учащихся «богаж знаний» намного меньше, чем у 3 – 4 классов. Отсюда следует, что еще одной составляющей функцией в младшем школьном возрасте является мышление, для которое нужно предметов творческой направленности. Школьное обучение строится на словесно-логическом мышлении. Первые два года обучения, дети много работают с наглядными образцами: картинами, аппликациями, схемами [24, с. 325].

Перейдя во второй класс, происходит освоение учебной деятельности, начинает развиваться познавательная рефлексия. Начинают формироваться произвольные память и внимание. Они более четко настроены на урок, им интересно познавать новые знания, которые преподносит учитель, создавая творческую среду.

Третий класс в жизни младшего школьника является переломным, так как он начинает осознанно относиться к учебе, проявлять интерес к познанию [17, с. 411].

Между вторым и третьим классами происходит скачок в умственном и творческом развитии детей. На этом этапе развивается вербальное мышление, то есть дети могут владеть понятиями и применять их на практике, им интересно выполнять индивидуально творческие задания.

На четвертом году обучения завершается младший школьный возраст. За четыре года в каждом из учащихся «заложилась» своя частичка знаний, навыков, а также пополнился багаж творческих умений. По мнению психологов, именно в начальных классах дети начинают свое творческое развитие и продолжают на протяжении всей своей жизни, также формируются умения, навыки, способности, которые нужно постепенно пополняются [6, с. 37].

Таким образом, в течение четырех лет обучения у младших школьников формируются такие познавательные процессы, как внимание, память, мышление, воображение, восприятие. Фундаментальной основой для них служит именно начальный этап обучения, поскольку в начальной школе закладываются те способности, в том числе и творческие, которые станут первоосновой в будущем.

2.2 Способы развития творческих способностей младших школьников

Развитие творческих способностей – важнейшая задача начального общего образования, так как во время этого процесса у школьника формируется самостоятельность принятия решений, уверенность в себе [12, с. 216].

В современном мире есть много способов для развития творческих способностей.

Так, урочная деятельность предлагает достаточно большой потенциал для развития творческих способностей.

В школе творческие способности могут развиваться на различных уроках, например, уроке музыки, изобразительного искусства, технологии, физической культуре, внеурочной деятельности. На каждом предмете у ребенка развиваются творческие способности, причем это могут быть способности, которые изначально не были заметны [20, с. 69].

У каждого учащего есть свои таланты, интересы и увлечения, которые он развивает по мере необходимости. Но чтобы у ребенка было желание развивать свои способности, нужно развивать положительную мотивацию, то есть направлять в нужное «русло» [15, с. 32].

На уроке технологии детей нужно учить творить, создавать что-то новое, чтобы они могли применять свои знания и в повседневной жизни, а также этот предмет прививает любовь и привычки к труду, развивает мастерство, творческие способности. Учащихся нужно ставить в проблемные ситуации, в которых они будут использовать знания, полученные ранее, находить подходящие решения, чтобы выйти из данной ситуации. На данном уроке они знакомятся с материалами и инструментами, например, пяльцы – приспособление для вышивания; иголка – тонкий остроконечный инструмент, использующийся для шитья; мулине – нитки из хлопка, предназначенные для вышивания.

Урок изобразительного искусства вырабатывает у учащихся самостоятельность принимать решения, уверенность в себе, а также, умственное и физическое развитие. На данном уроке, учитель должен помочь раскрыть таланты и способности, которые были незаметны ранее. При выполнении творческой работы, дети наполнены ярко положительными эмоциями, благодаря которым, они могут вложить «всю душу» в данное мастерство. На данном уроке формируются и разрабатываются не только творческие способности, но и наблюдательность, внимание, а также, индивидуальные способности каждого ребенка (знания и умения, полученные ранее, применение их на практике и получение новых) [27, с. 51].

На уроках изобразительного искусства у детей проявляется «тонкий вкус» к предметам, творческое воображение, размышление. Чтобы развить мотивацию к данному уроку, необходимо использовать новые, нестандартные методы, которые повлияют на сознательную деятельность школьника для овладения данными знаниями, проводить выставки творческих работ, создавать проекты.

По мнению философов, человеческая жизнь измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями о них [23, с. 283]. Отсюда следует, что урок изобразительного искусства должен быть завлекающим, ярким, то есть привлекать внимание, восхищать, удивлять школьника, для повышения интереса к рисованию.

На уроках изобразительного искусства дети знакомятся с различными видами и техниками, например, графика – с помощью линий, штрихов, пятен, точек; живопись – нанесение красок на жесткую или гибкую поверхность; батик - ручная роспись по тканям; монотипия – импровизация внутреннего мира в заданной ситуации; чеканка – технологический процесс изготовления рисунка, надписи, изображения; витраж – декоративное искусство из цветного стекла; фреска – живопись на сырой штукатурке. Учатся применять художественные материалы, такие как, гуашь, пастель, цветные и восковые карандаши, гелиевые ручки, фломастеры. Применяя различные виды, материалы предназначенные для изобразительного искусства, у школьников формируются индивидуально творческие способности.

Наиболее полно раскрыть творческие способности учащихся в начальной школе возможно на уроках литературного чтения. Урок литературы – это диалог потенциальных творческих возможностей ученика и учителя. Решающим условием литературно-творческих способностей школьников является ежедневная работа учителя с учетом интересов, способностей и подготовленности учеников. Главные задачи педагога – научить детей думать, мыслить творчески, самостоятельно, раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций [19, с. 99]

Например, система НФТМ-ТРИЗ (непрерывное формирование творческого мышления и развития творческих способностей с активным использованием теории решения изобретательских задач) основана на поисково-познавательной деятельности человека и направлена на развитие фантазии и творческого воображения. Использование приемов данной системы, позволяет учителю достигать глубокого усвоения фактических знаний, формировать стиль мышления, которое направлено не на приобретение готовых знаний, а на их самостоятельную генерацию, а также умение видеть, ставить и решать проблемные задачи, воспитание мировоззренческой установки восприятия жизни как динамического пространства открытых задач. Исходной позицией системы НФТМ-ТРИЗ является утверждение, что каждый ребенок талантлив от природы. Принцип работы по данной технологии – воспитание личности через творчество. Основная задача – создание учителем условий для выявления творческих способностей [8, с. 264].

Также достаточно эффективным является использование приемов развития творческих способностей на уроках естествознания (предмет «Окружающий мир»).

Детям можно предложить различные виды творческих заданий. Рассмотрим некоторые из них.

Творческое рассказывание. Практически любой урок окружающего мира может стать достаточно эффективным средством для развития детской речи, её последовательности, логики, выразительности и образности.

Считаем целесообразным выделить отличительные черты творческого рассказывания от традиционного воспроизведения текста из учебника:

  • в творческий рассказ включается передача личного мнения учащегося в отношении конкретных событий или объектов окружающего мира;
  • содержание творческого рассказа находится за рамками материала, изучаемого в классе, то есть школьник знания, которые были приобретены им в процессе самостоятельной деятельности;
  • часто тема творческого рассказа «скрывает» проблему, то есть требует от ученика сочинения, раздумья, высказывания некоторого предположения и творческого размышления [14, с. 112].

Таким образом, творческое высказывание предоставляет возможность развивать творческие способности учащихся, так как одно из условий развития творческих способностей - это умение учащегося самостоятельно размышлять, думать, сочинять и приходить к определенным выводам.

Эффективной является и одна из разновидностей творческого рассказывания – рассказ-этюд о каком-либо явлении или предмете окружающего мира. Рассказ-этюд представляет собой своеобразную словесную зарисовку, образную характеристику предмета. Главной отличительной характеристикой этого вида рассказывания является образность, краткость, а также выделение одного, самого яркого признака предмета или явления, которые описываются.

На уроках окружающего мира можно выполнять и иные творческие задания. Это может быть, например, создание плакатов «Если хочешь быть здоров» при изучении темы «Здоровье», групповое представление обрядовой игры при изучении темы «От обряда — к театру», создание коллективного рисунка — схемы при изучении темы «Времена года» и так далее.

Целесообразно использовать на уроках и творческие задания с применением живописи и музыки.

Ценность и своеобразие таких заданий заключается в следующем: они выстраиваются на совмещении двух самых эмоциональных видах деятельности - рассматривании картин и слушании музыки. Следовательно, в результате такой деятельности формируется умение эстетически воспринимать явления общественной жизни и природы, которые отражены в различных произведениях искусства.

Еще одной разновидностью творческих заданий являются учебные ролевые игры. Для того, чтобы развивать воображение, чрезвычайно необходимое для эффективного обучения, важна игровая деятельность очень важна. Один из главных элементов этой игровой деятельности - наличие креативности, или творческого начала [2, с. 260].

Учителя начальной школы в своей педагогической деятельности достаточное внимание должны уделять внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Целесообразным и результативным является использование проектного метода обучения как новой современной педагогической технологии, позволяющей каждому раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал личности. Исходя из особенностей младшего школьного возраста, в начальной школе успешно могут быть реализованы:

Эффективными для развития творческих способностей способностей являются творческие проекты, которые предполагают достаточно свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Они могут быть представлены в виде театрализаций, спортивных игр, произведений декоративно-прикладного или изобразительного искусства. Продукты проектной деятельности – это газеты, выставки, костюмы, коллекции, стихи, письма, иллюстрации, праздники, сказки.

По своей структуре исследовательские проекты напоминают настоящее научное исследование. В начальных классах продуктом исследовательских проектов могут быть, например, сообщения или доклады. Стоит отметить, в начальной школе что проектная деятельность должна осуществляться под непосредственным руководством педагога или родителей, а дети проводят исследования, реализуют собственные идеи, обобщают полученные результаты и представляют их. Учащийся при выполнении проектно-исследовательской работы предлагает, обдумывает, работает с дополнительной литературой, то есть в различных формах реализует активную мыслительную деятельность. Дети делятся своими мыслями, идеями, задают вопросы, берут интервью, приобретают умение вести диалог. Это могут быть беседы, экскурсии, где ребята учатся мыслить нестандартно, общаться, искать решение выдвинутой проблемы. Работа над проектом учит оформлять конечный результат и презентовать его. Презентация проекта может проходить в форме выставки рисунков, альбомов, поделок, книжек - малышек, буклетов, макетов, театрализованного представления, спектакля, конференции, слайд-шоу, компьютерной презентации, фестиваля проектов [15, с. 33].

Главными задачами системы дополнительного образования является создание условий для организации и осуществления культурного досуга детей во внеурочное время путем внедрения в образовательный процесс активно-деятельностных технологий обучения и воспитания, создания эмоционально привлекательной среды для занятий тем или иным видом деятельности, психологически комфортной атмосферы взаимодействия, а также наличие хорошей материальной оснащенности образовательного процесса и профессиональных творческих педагогов. Многовариативность учреждений дополнительного образования дает возможность родителям и детям выбрать то из них, которое в наибольшей степени будет отвечать интересам ребенка и поможет в полной мере раскрыться его дарованиям, творческим способностям.

Отличительной особенностью системы дополнительного образования является то, что в ней педагогами реализуются образовательные программы, разработанные в рамках конкретной области знания и направления деятельности. Это может быть дизайн, живопись, декоративно-прикладное искусство (бисероплетение, оригами, вышивка, резьба по дереву, художественная роспись), художественное творчество, вокал, хореография, игра на различных музыкальных инструментах, техническое творчество (например, авиамоделирование), эколого-биологическая деятельность, актерское мастерство, туристско-краеведческая работа, исследовательская деятельность, спорт и так далее [29, с. 18]. В методическое обеспечение образовательного процесса включаются авторские программы, которые разрабатываются компетентными специалистами.

Для работающих в системе дополнительного образования педагогов чрезвычайно важно определить, имеются ли у ребенка природные задатки к занятиям определенным видом творческой деятельности, технической, художественно-эстетической, спортивной либо какой-либо иной.

Глава 3. Эмпирическое исследование развития творческих способностей младшего школьника

3.1 Описание методики и результатов исследования

Исследование было проведено на базе одной из московских школ. В эксперименте приняли участие 20 детей в возрасте от 6 до 8 лет, 11 мальчиков и 9 девочек.

1) С целью изучения творческого потенциала детей как ресурса, применялся тест П.Торранса для диагностики творческого мышления.

В данной методике представлены три субтеста, предполагающие создание рисунка, завершение формы, продолжение рисунка (см.Приложение 1). Методика включает в сумме 16 заданий. Время на один субтест – 5-10 минут. Измеряется 6 показателей креативности: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность, экспрессия, композиция;

2) Для определения оценки творческого начала детей с точки зрения матерей и учителей, была применена шкала Вильямса, предназначенная для оценки поведенческих характеристик детей (см.Приложение 2).

Рассмотрим вначале результаты, полученные у детей с помощью теста П.Торранса.

При предъявлении методики дети приступили к выполнению заданий. Задание было понято, принято, демонстрации примеров выполнения со стороны педагога не потребовалось. Первая шкала методики «Беглость» диагностирует скорость выполнения заданий. По «беглости», в группе среднее значение – 13, самый высокий балл – это 16, самый низкий балл – 7.

По параметру «беглость» зафиксировано следующее: у 5 человек из группы - низкий уровень «беглости», средний уровень у 11 человек, 3 детей имеют показатели выше среднего и 1 ребенок продемонстрировал высокий уровень «беглости» выполнения задания.

Показатель «гибкость» по интерпретации методики П. Торранса разделен на 9 категорий гибкости, в соответствии с классами. В результате исследования были обозначены 3-5 классов категорий, преобладающем большинстве дети использовали классы: «человек», «мир природы», «животный мир», «декоративный элемент». Таким образом, очень низкий уровень не показал никто, низкий уровень показателей данного параметра присвоен – 3 детям в группе, средний уровень у 10 человек, 5 детей имеют показатели выше среднего и 2 детей продемонстрировали высокий уровень.

По параметру «оригинальность» зафиксировано следующее: у 4 человек из группы «оригинальность» не выявлена, у 6 человек - низкий уровень «оригинальности» (набрали по одному баллу), средний уровень у 4 человек, 4 детей имеют показатели выше среднего и 2 ребенка продемонстрировали высокий уровень «оригинальности».

Результаты показателя «разработанность» - «низкий уровень» – 3 человека; «ниже среднего» – 4 человек. По шкале «средний уровень»

– 7 ребят; «выше среднего» – 3 ребенка; «высокий» – 3 ребенка. По показателю «экспрессия» дети, имеют «очень низкий уровень» 2 человека; «низкий» – 7 человек, «средний» – 3 ребят; «выше среднего» – 3 человека; «высокий» – 5 человек.

По показателю «композиция» дети получили следующие результаты: «очень низкий уровень» – 3 человека; «низкий» – 2 человека; «средний» – 10 человек; «высокий» – 5 человек.

Полученные результаты были обобщены в таблице (см.Табл.1).

Таблица 1.

Показатели развития творческих способностей по методике П.Торранса

Названия показателей

Количество человек

Очень низкий уровень

Низкий уровень

Средний

Выше среднего

Высокий

Беглость

-

5

11

3

1

Гибкость

-

3

10

5

2

Оригинальность

4

6

4

4

2

Разработанность

-

7

7

3

3

Экспрессия

2

7

3

3

5

Композиция

2

7

3

3

5

При подсчёте баллов, 2 человека из группы набрали по 66 баллов, что в сочетании показателей явно указывает на выраженность творческих способностей – «высокий», 5 человек демонстрируют показатели «несколько выше нормы» (64 балла), часть детей в группе продемонстрировали показатели – «норма» - 10 человек и «несколько ниже нормы» - 3 человека (см.Рисунок 1).

Рисунок 1. Показатели творческого потенциала младших школьников по результатам диагностики

В процессе определения отношения матерей и учителей к творчеству детей была применена шкала Вильямса, предназначенная для оценки поведенческих характеристик детей. Автором шкалы выделены 8 показателей, характеризующих поведение творческих детей. Проценты выбора определенных оценок («часто», «иногда», «редко») различных характеристик поведения детей представлены в Таблице 2.

Соотношение показателей методики Торранса и оценок учителей и родителей были обобщены в таблице.

Таблица 2.

Проценты выбора родителями определенных оценок различных характеристик поведения творческих детей.

Показатели

«часто»

«иногда»

«редко»

Беглость

50%

45%

5%

Гибкость

60%

40%

0

Оригинальность

10%

90%

0

Разработанность

80%

20%

0

Любознательность

50%

50%

0

Воображение

70%

30%

0

Сложность

30%

70%

0

Склонность к риску

30%

70%

0

Интерпретация ответов родителей выявила то, что у детей проявление оригинальности, сложности и риска в творческом поведении с суммированием колеблется в пределах: сложность – 6, риск – 8 баллов; оригинальность – 10 баллов, тогда как по нормативным критериям шкалы среднее значение сложности – 14, риска – 15, оригинальности – 23 баллов. Это означает то, что у детей данные показатели ниже среднего. Дети, которых трудно увлечь сложными заданиями и, которые мало склонны к риску, проявляют оригинальность на недостаточном уровне, но «беглость», «гибкость», «разработанность», «воображение», «любознательность» более часто проявляются в поведении «творческих» детей.

Таким образом, родители творческих детей отмечают «беглость», «гибкость», «разработанность», «воображение», «любознательность» у своих детей.

Родителям были заданы четыре дополнительных вопроса. На первый вопрос: «Считают ли родители ребенка одаренным?» 3 матери ответили «да», остальные отрицательно. На второй вопрос: «Считают ли родители ребенка творческим?» 10 матерей ответили утвердительно, 10 матерей, испытывая колебание, дали ответ не сразу, отметив «скорее да». На вопрос: «В каком виде деятельности ребенок творческий?» 60% ответили: «В художественной деятельности, в лепке», 20% ответили: «В танцах, в пении», остальные 20% родителей дали различные ответы («В сочинениях рассказов или стихов, в жизненных ситуациях»). На третий вопрос: «Что вы ожидаете от программы для детей по развитию творческих способностей?» все матери ответили, что они поощряют индивидуальный подход к ребенку, включение творческих элементов в процесс воспитания.

Таким образом, дети в обследуемой группе отличаются по следующим характеристикам творчества: «беглости», «гибкости», «разработанности», «экспрессии», «композиции». На основе обобщения полученных данных все участники исследования были разделены на основе критерия «уровень развития творчества» на следующие группы: «очень низкий», к нему относятся дети, которые не могут выполнить задание на построение образа с использованием заданного элемента; «низкий уровень». Дети, принадлежащие к этой группе, дорисовывают фигуру, но рисунок характеризуется отсутствием плавности и экспрессии. «Средний уровень» это группа детей, в чьих изображениях представлен рисунок с основными и дополнительными деталями; «уровень выше среднего» – дети, имеющие данный уровень творчества, включают рисунок в поле сюжета – эмоциональная композиция; «высокий уровень» – это группа детей, которые кроме основного стимульного изображения создают несколько рисунков, объединенных одним сюжетом.

Родители творческих детей отмечают «беглость», «гибкость», «разработанность», «воображение», «любознательность» у своих детей. По мнению родителей, дети не достаточно часто проявляют чувствительность к проблеме, избегают сложностей, не стремятся выдвигать различные идеи, использовать различные стратегии. Вместе с этим, родители отмечают способность к преобразованиям, заинтересованность и независимость мышления. Матери этих детей отмечают, что для мотивации детей необходимы поощрение, поддержка, организация совместной творческой деятельности.

Матери детей со средним уровнем развития творчества считают, что творчество необходимо для детей в качестве досуга, что креативность ребенка зависит от врожденных способностей. Они, как и матери детей с высокими показателями творчества, отмечают, что дети проявляют независимость в поведении и мышлении, но при этом не всегда и не все одобряют такое поведение, порой принимают его за проявление упрямства, непослушания.

3.2. Принципы разработки программы развития творческих способностей у детей в начальной школе

Главный замысел программы развития творческих способностей у детей в начальной школе – формирование творческой коммуникации и взаимодействия посредством совместных творческих игр, приводящих к формированию навыков позитивного общения и построения конструктивных отношений со сверстниками. Программа включает два взаимосвязанных компонента:

1. Эмоциональное участие каждого ребенка.

2. Групповая кооперация детей.

Эмоциональный компонент состоит в активном целенаправленном влиянии окружающих детей взрослых на выполнение детьми творческих заданий. Групповая кооперация детей состоит в совместном выполнении заданий и объединении их усилий.

Программа развития творческой деятельности также включает с себя использование материалов, которые встречаются в творчестве детей школьного образования и новые стимульно-творческие материалы. Под стимульно-творческими материалами подразумеваются товары для детского творчества, побуждающие детей к творческой деятельности, пробуждая игру воображения. Эти материалы не только развивают креативность, но и развивают мелкую моторику руки и интеллект. Материалы включают в себя пальчиковые краски, соленое тесто, витражные краски, масса для лепки, также рис, мыло.

Программа имеет несколько этапов: 1 этап – это создание предметно-художественной пространственной среды (регулирование температуры помещения, в котором проходит творческая деятельность; окружение предметами ярких цветов, присутствующих в поле зрения детей; нетрадиционные материалы для развития творчества детей);

2 этап – воздействие наставника и сотрудничество детей. Активное участие взрослого (психолога, педагога, инструктора); совместная деятельность детей с эмоциональной связью и единым содержанием творческого процесса – кооперация и взаимодействие;

3 этап – собственно прикладная деятельность.

В деятельности по развитию творческих способностей у детей в младшем школьном возрасте могут применяться формы и методы организации деятельности различного характера. Например:

- работа с детьми индивидуально, если ребёнок усвоил материал недостаточно полно или проявляет особый интерес к художественно-творческой деятельности, либо непосредственно одарён в данном виде деятельности;

- деятельность образовательного характера, в рамках комплексно-тематического планирования;

- деятельность детей на самостоятельном уровне (эксперименты, дидактические игры, рассматривание альбомов и экскурсии, деятельность в уголке творчества и мастерской, с возможностью самостоятельно выбрать материал);

- создание досуговой и развлекательной художественно-творческой деятельности;

- контакт с семьями дошкольников (проведение семинаров, мастер-классов, консультаций, организация участия в выставках, организация выходов в музеи и др.);

- создание художественно-творческих сайтов для детей эстетической направленности, виртуальных экскурсий и походов в музеи.

Позитивно влияет на развитие творческих способностей обучение нетрадиционным техникам рисования. Здесь, на начальной стадии, для детей проводится информационная подготовка, учитель рассказывает о данных техниках, представляются материалы, способы их использования, так применяется информационно-рецептивный метод.

Далее, подключается метод репродуктивный, на этапе применения которого, школьники уже упражняются и применяют нетрадиционные материалы в своей деятельности, что всё ещё сопровождается обучением в рамках различных тем.

На следующей стадии может быть применён частично-поисковый и исследовательский метод, которые могут быть использованы, при условии, что полученная информация позволяет детям включиться в поиск, самостоятельно придумать применение материала, реализовать свои замыслы с помощью полученных знаний.

Тематика деятельности может быть весьма разнообразна: «Моё любимое растение», «Зимние чудеса», «Пробуждение природы» и т.д. Логичным является, что при обучении методам и приёмам учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей.

В описанной деятельности применяются следующие нетрадиционные техники рисования:

– изображение свечой (воском) («Волшебные птицы»);

– оттиск пробкой («Поздравление к дню рождения»), поролоном («Украшаем мебель для куклы»), сырым картофелем («Что откроет нам весна»); смятой бумагой («Красота цветов»); «кляксография» («Котики и мышки»);

– набрызг и рисование зубной щёткой («Плывут по морю челноки…»);

– рисование ладошками, пальчиками, ватными палочками («Дары осени»);

– граттаж («Феерверк»);

– рисование солью, песком, крупами («Пустыня», «Волшебное путешествие»);

– раздувание краски с помощью соломинок («Лес, точно терем расписной»);

– рисование точками «пуантилизм» («Летний пейзаж»);

– монотипия («Родной город»);

– рисование по мокрой бумаге («Цветы и травы»);

– витраж («Доктор Айболит»).

Представляя новый материал, важно показать детям ряд работ, выполненных в данной технике, это повышает уровень эмоционального восприятия нового материала, позволяет эстетически подойти к вопросу обучения, увидеть выразительность данного вида изобразительной деятельности.

Творческий подход позволяет реализовывать деятельность в различных творческих направлениях. Знание и использование нетрадиционных техник позволяет увидеть стремление к творческой деятельности. Формируются такие черты творческой личности, как, самостоятельность, целеустремлённость, способность и стремление довести дело до конца, инициативность.

Заключение

Таким образом, в результате проведенного исследования все задачи были решены, цель достигнута.

В процессе работы мы рассмотрели понятие «творческие способности», дали характеристику возрастным особенностям младших школьников, изучили способы развития творческих способностей младших школьников и пришли к следующим выводам.

Задача педагога, работающего в начальных классах, – создать атмосферу творческого взаимодействия и поддерживать оптимальный уровень эмоционального напряжения

Именно это позволяет учащимся раскрыть их творческие способности. Эмоциональное напряжение можно рассматривать как необходимый элемент творческого акта, выражающийся в радостном предвкушении успеха.

Важно помнить о том, что творчество не терпит принуждения. Как на уроках, так и в центрах дополнительного образования, в различных секциях и кружках ребенок должен чувствовать свободу своих действий и радость от творческого процесса.

Педагог не должен навязывать учащемуся свои замыслы и идеи. Преподавателю необходимо научиться чувствовать тонкую душевную организацию ученика, неповторимость и своеобразие его мышления. Также важно оказывать помощь в развитии художественно-эстетического вкуса через гуманное отношение как к личности ребенка, так и к продуктам его индивидуально-творческой деятельности. При этом стоит использовать разнообразные педагогические приемы и методы, такие как эмпатию, сопереживание, поощрение, одобрение, похвалу и создание ситуаций успеха.

Творчество и нравственность неотделимы в системе образования. В каждом продукте творческой деятельности, который создается ребенком, будь это песня, танец, мягкая игрушка или модель самолета, должно просматриваться личностное начало, материальное и духовное воплощение его фантазии в жизнь.

Важно, чтобы ребенок в процессе своей творческой деятельности получал физическое, эстетическое и духовное наслаждение от созидания, чтобы у него возникала потребность к самопознанию, саморазвитию и самореализации своих способностей.

Поскольку обучение и воспитание через творчество – самый естественный, самый близкий природе ребенка путь, то этим путем и следует идти педагогу вместе с учениками, осваивая все разнообразные возможности творческой деятельности; и именно этот путь, вернее всего, приведет нас к благородной цели развития творческих способностей.

Творческая деятельность позволяет каждого ребёнка видеть сильным, умелым, увлечённым и уверенным в себе. Дети могут гармонично существовать в своей естественной среде: рисовать, лепить, играть, делиться результатами, радоваться друг с другом.

В целом, результаты исследования свидетельствуют о том, что уровень развития творческого потенциала в младшем школьном возрасте (творческого мышления, креативности, творческих способностей) отличается у разных детей. На уровень развития творческого потенциала детей оказывает влияние положительное или отрицательное отношение взрослых к творчеству детей. Для благоприятного процесса творчества детей целесообразным представляется создание предметно-пространственной художественной среды.

Применение нетрадиционных материалов повышают уровень интереса и творческой мотивации детей. Участие взрослого в совместной творческой деятельности служит поддержкой и направлением в развитии креативности детей. Творческие занятия должны быть постоянными и иметь разную тематику заданий. Групповое творчество гораздо эффективнее стимулирует ребенка к творчеству, чем индивидуальное выполнение. Включение игрового компонента в занятия значительно повышает уровень творчества и интереса у детей.

Поддержка родителями детского творчества в семье, совместные занятия родителя и ребенка, создание условий, стимулирование и поддержка творчества детей создает значительные предпосылки для гармоничного развития психики ребенка. В течение творческого процесса, его направления, рождения, появления творческой коммуникации важную роль играет взрослый-наставник.

Библиография

  1. Богоявленская Д.Б. Вчера и сегодня психологии творчества / Д.Б. Богоявленская // Творчество в искусстве - искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана и др. - М.: Смысл, 2014. - С.186-198.
  2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 320 с.
  3. Боно Э. де. Серьезное творческое мышление / Э. де Боно. - М.: Попурри, 2015. - 415 с.
  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский // Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2014. - С.807-819.
  5. Гликман И.З. Теория и методика воспитания / И.З. Гликман. - М.: Владос, 2014. – 176 с.
  6. Дубровина И.В. Психология / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Пригожин. - М.: Академия, 2015. - 464 с.
  7. Зденек М. Развитие правого полушария: Углубленная программа высвобождения силы Вашего воображения / М. Зденек. - М.: Попурри, 2014. - 352 с.
  8. Зиновкина М.М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ / М.М. Зиновкина, В.В. Утемов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 4. – С. 261–265.
  9. Игнатьев И.А. Художественные ценности как педагогическая проблема / И.А. Игнатьев // Вопросы современного музыкознания: сборник научных трудов. Челябинск, 2015. - Вып. 2. - С. 164-172. 
  10. Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия: Сб. науч. тр. / Ред.-сост. А.Н. Воронин. - М.: РАН, 2016. - 275 с.
  11. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2015. – 176 с.
  12. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества / А.Ю. Козырева. – Пенза: Научно-методический центр Пензенского городского отдела образования, 2014. - 344 с.
  13. Лук А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. - М.: Наука, 2016. – 546 с.
  14. Львова И.В. Психологические факторы развития креативности личности: дисс. канд. психол. наук: 19.00.01 / И.В. Львова. - Кемерово, 2015. — 203 с.
  15. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 2013. - №6. - С. 29-33.
  16. Мохонько А.П. Самовоспитание вкуса как важный фактор всестороннего развития творческой личности / А.П. Мохонько // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2013. - №6 (122). – С. 118-125.
  17. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2016. - 608 с.
  18. Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся / А.В. Никитина // Начальная школа - 2014. - № 10. - С. 34-37.
  19. Никитина А.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы / Л.В. Никитина // Начальная школа. - 2014. - № 5. - С. 99-100. 
  20. Николаенко Н.Н. Психология творчества / Н.Н. Николаенко. - СПб.: Речь, 2015. - 277 с.
  21. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. - М.: Тривола, 2015. - 360 с.
  22. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: Русский язык, 2013. - 816 с. 
  23. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М.: Молодая гвардия, 2017. - 416 с.
  24. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. - М.: Академия, 2017. – 544 с.
  25. Психология творчества / Под ред. Я.А. Пономарева. - М.: Наука, 2016. - 224 с.
  26. Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьев. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 208 с.
  27. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей / А.Э. Симановский. - Ярославль: Гринго, 2016. – 192 с.
  28. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357). URL: . Дата обращения: 28.07.2018 г.
  29. Щебланова Е.И. Теория и тесты творческого мышления Е.П. Торренса / Е.И. Щебланова // Психологическая диагностика. - 2014. - № 11. - С. 3-20.
  30. Яковлева Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста / Е.Л. Яковлева // Вопросы психологии. 2014. - №5. - С. 37-42.
  31. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника / Е.Л. Яковлева // Вопросы психологии. - 2016. - № 3. - С. 28-37.

Приложение 1.

Тест креативности Торренса, диагностика творческого мышления:

Инструкция - описание к тесту Торренса, стимульный материал:

Субтест 1. «Нарисуйте картинку». Нарисуйте картинку, при этом в качестве основы рисунка возьмите цветное овальное пятно, вырезанное из цветной бумаги. Цвет овала выбирается вами самостоятельно. Стимульная фигура имеет форму и размер обычного куриного яйца. Так же необходимо дать название своему рисунку. стимульный материал к тесту торенса на креативность

Субтест 2. «Завершение фигуры». Дорисуйте десять незаконченных стимульных фигур. А так же придумать название к каждому рисунку.

Субтест 3. «Повторяющиеся линии».

Стимульным материалом являются 30 пар параллельных вертикальных линий. На основе каждой пары линий необходимо создать какой-либо (не повторяющийся) рисунок. стимульный материал к тесту торенса на креативность

Обработка результатов. Обработка результатов всего теста предполагает оценку пяти показателей: «беглость», «оригинальность», «разработанность», «сопротивление замыканию» и «абстрактность названий».

Ключ к тесту Торренса. «Беглость»- характеризует творческую продуктивность человека. Оценивается только во 2 и 3 субтестах в соответствии со следующими правилами:

1. Для оценки необходимо подсчитать общее количество ответов (рисунков), данных

тестируемым.

2. При подсчете показателя учитываются только адекватные ответы. Если рисунок из-за своей неадекватности не получает балл по «беглости», то он исключается из всех дальнейших подсчетов. Неадекватными признаются следующие рисунки: · рисунки, при создание которых предложенный стимул (незаконченный рисунок или пара линий) не был использован как составная часть изображения. · рисунки, представляющие собой бессмысленные абстракции, имеющие бессмысленное название. · осмысленные, но повторяющиеся несколько раз рисунки считаются за один ответ.

3. Если две (или более) незаконченных фигур в субтесте 2 использованы при создании одной картинки, то начисляется количество баллов соответствующее числу используемых фигур, так как это необычный ответ.

4. Если две (или более) пары параллельных линий в субтесте 3 использованы при создании одной картинки, то начисляется только один балл, так как выражена одна идея. «Оригинальность»- самый значимый показатель креативности. Степень оригинальности свидетельствует о самобытности, уникальности, специфичности творческого мышления тестируемого.

Показатель «оригинальности» подсчитывается по всем трем субтестам в соответствии с правилами: 1. Оценка за «оригинальность» основывается на статистической редкости ответа. Обычные, часто встречающиеся ответы оцениваются в 0 баллов, все остальные в 1 балл. 2. Оценивается рисунок, а не название! 3. Общая оценка за оригинальность получается в результате сложения оценок по всем рисункам. Список ответов на 0 баллов за «оригинальность»: Примечание: Если в списке неоригинальных ответов приводится ответ «лицо человека» и соответствующая фигура превращена в лицо, то данный рисунок получает 0 баллов, но если эта же незаконченная фигура превращена в усы или губы, которые затем становятся частью лица, то ответ оценивается в 1 балл. ·

Субтест 1 — оценивается только тот предмет, который был нарисован на основе цветной приклеенной фигуры, а не сюжет в целом — рыба, туча, облако, цветок, яйцо, звери (целиком, туловище, морда), озеро, лицо или фигура человека. ·

Субтест 2. — обратите внимание, все незаконченные фигуры имеют свою нумерацию, слева-направо и сверху-вниз: 1, 2, 3, ..10. 1. — цифра (цифры), буква (буквы), очки, лицо человека, птица (любая), яблоко. 2. — буква (буквы), дерево или его детали, лицо или фигура человека, метелка, рогатка, цветок, цифра (цифры). 3. — цифра (цифры), буква (буквы), звуковые волны (радиоволны), колесо (колеса), месяц (луна), лицо человека, парусный корабль, лодка, фрукт, ягоды. 4. — буква (буквы), волны, змея, знак вопроса, лицо или фигура человека, птица, улитка (червяк, гусеница), хвост животного, хобот слона, цифра (цифры). 5. — цифра (цифры), буква (буквы), губы, зонт, корабль, лодка, лицо человека, мяч (шар), посуда. 6. — ваза, молния, гроза, ступень, лестница, буква (буквы), цифра (цифры). 7. — цифра (цифры), буква (буквы), машина, ключ, молот, очки, серп, совок (ковш). 8. — цифра (цифры), буква (буквы), девочка, женщина, лицо или фигура человека, платье, ракета, цветок. 9. — цифра (цифры), буква (буквы), волны, горы, холмы, губы, уши животных. 10. — цифра (цифры), буква (буквы), елка, дерево, сучья, клюв птицы, лиса, лицо человека, мордочка животного. ·

Субтест 3: книга, тетрадь, бытовая техника, гриб, дерево, дверь, дом, забор, карандаш, коробка, лицо или фигура человека, окно, мебель, посуда, ракета, цифры. «Абстрактность названия» — выражает способность выделять главное, способность понимать суть проблемы, что связано с мыслительными процессами синтеза и обобщения. Этот показатель подсчитывается в субтестах 1 и 2. Оценка происходит по шкале от 0 до 3. · 0 баллов: Очевидные названия, простые заголовки (наименования), констатирующие класс, к которому принадлежит нарисованный объект. Эти названия состоят из одного слова, например: «Сад», «Горы», «Булочка» и т.п. · 1 балл: Простые описательные названия, описывающие конкретные свойства нарисованных объектов, которые выражают лишь то, что мы видим на рисунке, либо описывают то, что человек, животное или предмет делают на рисунке, или из которых легко выводятся наименования класса, к которому относится объект — «Мурка» (кошка), «Летящая чайка», «Новогодняя елка», «Саяны» (горы), «Мальчик болеет» и т.п. · 2 балла: Образные описательные названия «Загадочная русалка», «SOS», названия описывающие чувства, мысли «Давай поиграем»… · 3 балла: абстрактные, философские названия. Эти названия выражают суть рисунка, его глубинный смысл «Мой отзвук», «Зачем выходить от туда, куда ты вернешься вечером». «Сопротивление замыканию» - отображает «способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей, достаточно долго откладывать принятие окончательного решения для того, чтобы совершить мыслительный скачок и создать оригинальную идею». Подсчитывается только в субтесте 2. Оценка от 0 до 2 баллов. · 0 баллов: фигура замыкается самым быстрым и простым способом: с помощью прямой или кривой линии, сплошной штриховки или закрашивания, буквы и цифры так же равно 0 баллов. · 1 балл: Решение превосходит простое замыкание фигуры. Тестируемый быстро и просто замыкает фигуру, но после дополняет ее деталями снаружи. Если детали добавляются только внутри замкнутой фигуры, то ответ равен 0 баллов. · 2 балла: стимульная фигура не замыкается вообще, оставаясь открытой частью рисунка или фигура замыкается с помощью сложной конфигурации. Два балла так же присваивается в случае, если стимульная фигура остается открытой частью закрытой фигуры. Буквы и цифры - соответственно 0 баллов. «Разработанность» — отражает способность детально разрабатывать придуманные идеи. Оценивается во всех трех субтестах.

Принципы оценки: · 1. Один балл начисляется за каждую существенную деталь рисунка дополняющую исходную стимульную фигуру, при этом детали, относящиеся к одному и тому же классу, оцениваются только один раз, например, у цветка много лепестков — все лепестки считаем как одну деталь. Например: цветок имеет сердцевину (1 балл), 5 лепестков (+1 балл), стебель (+1), два листочка (+1), лепестки, сердцевина и листья заштрихованы (+1 балл) итого: 5 баллов за рисунок. · 2. Если рисунок содержит несколько одинаковых предметов, то оценивается разработанность одного из них + еще один балл за идею нарисовать другие такие же предметы. Например: в саду может быть несколько одинаковых деревьев, в небе — одинаковые облака и т.п. По одному дополнительному баллу дается за каждую существенную деталь из цветков, деревьев, птиц и один балл за идею нарисовать таких же птиц, облака и т.п. · 3. Если предметы повторяются, но каждый из них имеет отличительную деталь, то необходимо дать по одному баллу за каждую отличительную деталь. Например: цветов много, но у каждого свой цвет — по одному новому баллу за каждый цвет. · 4. Очень примитивные изображения с минимальной «разработанностью» оцениваются в 0 баллов.

Интерпретация результатов теста Торренса. Просуммируйте баллы, полученные при оценке всех пяти факторов («беглость», «оригинальность», «абстрактность названия», «сопротивление замыканию» и «разработанность») и поделите эту сумму на пять.

Полученный результат означает следующий уровень креативности по Торренсу: 30 — очень низкий, 30—34 — ниже нормы 35—39 — несколько ниже нормы 40—60 — норма 61—65 — несколько выше нормы 66—70 — выше нормы >70 — очень высокий уровень.

Приложение 2

Диагностика детской креативности (по шкале Вильямса)

Назначение. Шкала Вильямса – опросник для родителей и учителей об оценке креативности (творческого начала) ребенка – проводится индивидуально, время не ограничено.

Родители обычно заполняют шкалу в течение 30 минут или быстрее. Учителя могут заполнить шкалу, где им удобно. Для получения более объективной оценки целесообразно, чтобы шкалу заполняли 2–3 педагога (если это возможно). В этом случае берется средняя оценка нескольких педагогов.

Эта шкала состоит из восьми подразделов – показателей, характеризующих поведение творческих детей. По каждому показателю приводится шесть утверждений, по которым учитель и родители должны оценить ребенка так, чтобы наилучшим образом охарактеризовать его. Выбирая между ответами "часто", "иногда" и "редко", следует пометить знаком "х" ответ, наиболее верно характеризующий тип поведения, которое наиболее часто демонстрирует ребенок. В конце шкалы имеется четыре вопроса, на которые нужно ответить для получения дополнительной информации о ребенке. После заполнения шкалы ее необходимо вернуть тому, кто запрашивал эту информацию, для дальнейшего подсчета результатов.

Инструкция. Обведите одну из букв, указанных на листе ответов в соответствующем разделе справа от номера соответствующего утверждения, значение которой лучше всего описывает поведение ребенка. При этом буквы на листе ответов имеют следующие значения: Ч – часто; И – иногда; Р – редко.

Пожалуйста, ничего не пишите на опроснике, отмечайте свои ответы только на выданном листе ответов.

Лист ответов

Возраст ____________

Ф. И. О. ребенка _____

Дата опроса __________

Ф. И. О. заполняющего опросник ________________________

Кем является заполняющий по отношению к ребенку ____________

Как давно заполняющий знает ребенка ___________________

Опросник

Раздел 1. Беглость

1. Ребенок дает несколько ответов, когда ему задают вопрос.

2. Ребенок рисует несколько картин, когда просят нарисовать одну.

3. У ребенка возникает несколько мыслей (идей) о чем-то вместо одной.

4. Ребенок задает много вопросов.

5. Ребенок употребляет большое количество слов, выражая свои мысли.

6. Ребенок работает быстро и продуктивно.

Раздел 2. Гибкость

1. Ребенок предлагает несколько способов использования предмета, отличающихся от обычного.

2. Ребенок выражает много мыслей, идей о картине, рассказе, поэме или проблеме.

3. Ребенок может перенести смысловое значение одного объекта на другой объект.

4. Ребенок легко может поменять один фокус зрения (подход) на возможный другой.

5. Ребенок выдвигает множество идей и исследует их.

6. Ребенок думает о различных путях решения проблемы.

Раздел 3. Оригинальность

1. Ребенку нравится, чтобы предметы в комнате были расположены не в центральной части, также он предпочитает асимметричные рисунки и изображения.

2. Ребенок не удовлетворен одним правильным ответом и ищет другие возможные ответы.

3. Ребенок думает необычно и оригинально (нестандартно).

4. Ребенок получает удовольствие от необычных способов выполнения чего-либо, и ему не нравятся обычные способы.

5. После того как ребенок прочитал или услышал о проблеме, он начинает придумывать необычные решения.

6. Ребенок исследует общепринятые методы и придумывает новые методы решения проблемы.

Раздел 4. Разработанность

1. Ребенок добавляет линии, различные цвета и детали в свой рисунок.

2. Ребенок понимает, в чем состоит глубокий, скрытый смысл ответов и решения, и предлагает наиболее глубокое значение.

3. Ребенок отказывается от чужой идеи и изменяет ее каким-либо образом.

4. Ребенок хочет приукрасить и дополнить работу или идею других людей.

5. Ребенок проявляет слабый интерес к обычным предметам, он добавляет детали, чтобы усовершенствовать их.

6. Ребенок изменяет правила игры.

Раздел 5. Любознательность

1. Ребенок спрашивает всех и обо всем.

2. Ребенку нравится изучать устройство механических вещей.

3. Ребенок постоянно ищет новые пути (способы) мышления.

4. Ребенок любит изучать новые вещи и идеи.

5. Ребенок ищет разные способы решения задач.

6. Ребенок изучает книги, карты, картины и т. д., чтобы узнать как можно больше.

Раздел 6. Воображение

1. Ребенок придумывает рассказы о местах, которые он никогда не видел.

2. Ребенок представляет, как другие будут решать проблему, которую он будет решать сам.

3. Ребенок мечтает о различных событиях и вещах.

4. Ребенок любит думать о явлениях, с которыми не сталкивался.

5. Ребенок видит то, что изображено на картинах и рисунках, необычно, не так, как

другие.

6. Ребенок часто испытывает удивление по поводу различных идей и событий.

Раздел 7. Сложность

1. Ребенок проявляет интерес к сложным вещам и идеям.

2. Ребенок любит ставить перед собой трудные задачи.

3. Ребенок любит изучать что-то без посторонней помощи.

4. Ребенку нравятся сложные задания.

5. Ребенок проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели.

6. Ребенок предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым.

Раздел 8. Склонность к риску

1. Ребенок будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других.

2. Ребенок ставит перед собой очень высокие цели и пытается их осуществить.

3. Ребенок допускает для себя возможность ошибок и провалов.

4. Ребенок любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому влиянию.

5. Ребенок не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя или родители выражают ему неодобрение.

6. Ребенок предпочитает иметь шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится.

Следующие четыре вопроса дадут вам возможность выразить свое мнение о ребенке и о программе в школе для творческих детей. Отвечайте кратко, но четко.

1. Вы считаете, что ребенок одаренный или может им стать?

Да Нет

Объсните, почему:___________________________________________

2. Вам кажется, что ребенок творческий или он может стать творческим?

Да Нет

Если "Да" – сообщите кратко, в чем проявляется его творчество, если "Нет" -

почему?_________________________________________________________

3. Что вы ожидаете от школьной программы для творческих детей?_______________

4. Какие изменения вы хотели бы увидеть у ребенка в результате участия в программе для

творческих детей?_____________________________

Обработка данных

Подсчет оценки состоит из следующих процедур:

1. Подсчитайте количество ответов, отмеченных в колонке "часто", и умножьте это число на два. Это ответы с двойным весом, которые получают по два балла каждый.

2. Подсчитайте количество ответов, отмеченных в колонке "иногда". Эти ответы получат по одному баллу каждый.

3. Подсчитайте количество ответов в колонке "редко". Эти ответы получат ноль баллов каждый.

4. Четыре открытых вопроса в конце шкалы получат по одному баллу каждый, если ответ "да" сопровождается аргументами или комментариями.

Это количественный подсчет имеющихся данных. Оценка примечаний и комментариев может помочь тем, кто составляет программы для творчески одаренных учащихся, с помощью ранжирования частоты встречаемости одинаковых или похожих комментариев. Например, если наибольшее количество экспертов дают такой комментарий: "Ребенок творчески одарен потому, что он артистичен", то эта черта (артистический талант) будет иметь высший ранг для данной группы детей.

Подобные ранги по ряду творческих проявлений личности будут характеризовать наличие и качественную особенность творческих черт различных детей.

Число ответов в колонке "часто" х 2 =

Число ответов в колонке "иногда" х 1 =

Число ответов в колонке "редко" х 0 =

Число ответов в "открытых" вопросах, с ответом "да" и комментариями х 1 = Число ответов в "открытых" вопросах, с ответом "нет" х 0 = Суммарный балл равен сумме баллов в вышестоящих строках.

Суммарные баллы учеников можно проранжировать от большего к меньшему, начиная с наивысшего балла 100, так как 100 баллов – это максимально возможный суммарный балл.

Нормативные данные