Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Технологии обработки стекла для использования в дизайне

Содержание:

Введение

Стекло — вещество и материал, один из самых древних и, благодаря разнообразию своих свойств, — универсальный в практике человека.

Сортовая посуда и декоративные художественные изделия из стекла — органичные компоненты современного жилища.

Художественной обработке в основном подвергаются изделия, изготовленные из бесцветного натрий-кальций-силнкатного стекла, свинцового хрусталя, цветного прозрачного и глушеного стекла.

Каждый вид стекла и стеклоизделий декорируют на разных стадиях их изготовления:

существуют многочисленные приемы ручного декорирования изделий в процессе формования (гутное декорирование);

на стекло можно наносить алмазную резьбу шлифовальными кругами, сложные рисунки — различными способами гравирования.

Стекло можно также декорировать химическими и термическими методами, золотом, люстрами, силикатными красками, протравами и фотопечатью.

Объект исследования данной курсовой работы является обработка стекла для последующего применения его в дизайне

Предмет исследования – технология декорирования стекла с помощью нанесения силикатных обжигаемых красок.

Целью работы является разработать технологию декорирования стекла в выбранной технике.

Задачами являются:

Анализ видов стекла

Анализ применения стекла в дизайне

Изучение метод обработки стекла для последующего применения в дизайне

Разработка технологии обработки стекла силикатными красками

1 Использование Стекла в дизайне

1.1 ДЕКОРАТИВНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ СТЕКЛА

Художественные изделия из стекла изготовляли с древнейших времен. Сначала это было пластическое формование, близкое к ручной лепке. Затем появились способы прессования и прокатывания с наматыванием пласта стекла на глиняный стержень. Позже возникли способы формования, применяемые только для стекла, например выдувание с помощью стеклодувной трубки. Один из самых древних приемов декорирования — роспись по стеклу. Попытки гравировать стекло ручным инструментом известны с VIII в. до н. э. — на образцах сохранившихся древних сосудов есть украшения в виде вогнутых шлифованных ямок, гранения горлышка. С середины III в. н. э. стекло начинают обрабатывать с помощью точильного станка с вращающимся абразивным кругом: стеклянные предметы украшают гранями и легкой линейной резьбой. Древние мастера использовали также приемы гравирования на стекле рельефных изображений. Приемы гравирования, заимствованные из камнеобработки, постепенно совершенствуются, появляются способы процарапывания и пунктирное выбивание. Развиваются и такие способы декорирования, как живопись по стеклу, декорирование золотой фольгой, обжиговыми Красками.

В конце XVIII в. в- Англии возникло декорирование изделий из хрустального стекла «алмазной резьбой». Этот вид декорирования быстро распространился и в других странах. В России искусством мастеров по обработке хрусталя был создан стиль, известный под названием «русской резьбы», элементы которой широко используются и в настоящее время.

В начале XX в. развивается механизированная выработка листового стекла, тарных и массовых прессованных изделий, появляются машины для изготовления выдувных бытовых изделий. Однако художественные изделия в основном обрабатывали вручную с применением различных приспособлений.

Сейчас на предприятиях, вырабатывающих сортовую посуду и декоративные изделия из стекла, внедряют новые составы стекол, осваивают эффективные конструкции стекловаренных печей, механизированные линии по производству наиболее массовых видов изделий, прогрессивные способы выработки и обработки изделий.

Посуда - самый большой и самый характерный род художественного стекла, изготовленный гутной техникой, прессованием или литьем в формах. По функциональным признакам делится на посуду для стола, для приготовления блюд, парфюмерные флаконы, стеклянную тару, лабораторная и аптечная посуда. Высочайшую художественную ценность имеет стеклянная посуда для праздничного стола.

По сравнению с посудой, изготовленной из других материалов, стеклянная отличается изысканностью форм, богатством фактуры и цвета, что вызывает глубокие поэтические ассоциации. Стеклянную посуду можно условно разделить на следующие типологические группы: кувшины, стаканы, тарелки, бутылки, рюмки, посуда с носиком, шаровидная посуда, фигурная посуда и др.

Изделия из стекла активно применяются и в дизайне интерьера квартир, частных домов, общественных зданий и помещений. Благодаря особенностям такого строительного материала как стекло, стеклянные изделия имеют уникальные свойства.

Стеклянные изделия в интерьере современных жилых и общественных помещений выполняют как практические, так и декоративные функции. На сегодняшний день стекло - это отнюдь не хрупкий и «слабый» материал, который «боится» любого воздействия. Сегодня стекло не уступает по прочности многим другим - традиционным - материалам. Например, в банках и других финансовых учреждениях стекло используется для производства пуленепробиваемых перегородок.

Изделия из стекла в интерьере поражают своим разнообразием. Какие же стеклянные изделия можно встретить в современном интерьере чаще всего?

Декоративные изделия из стекла

Статуэтки, вазы, пепельницы, настенные панно - все это декоративные изделия из стекла. Такие изделия, главным образом, поддерживают основной стиль дизайна в интерьере, дополняя его, расставляя необходимые акценты.

https://takprosto.cc/wp-content/uploads/2/25-izdeliy-iz-butylok/8.jpg

Рисунок 1.1 – Декор из стекла

Декоративные изделия из стекла по сравнению с другими видами стеклянных изделий имеют пониженные требования к прочности стекла, но повышенные - по декоративным качествам. Декоративные стеклянные изделия в быту не подвергаются активной эксплуатации, поэтому могут быть выполнены из «простого» стекла.

Мебель из стекла

Стеклянная мебель как один из видов изделий из стекла в современном интерьере занимают особое место. До недавнего времени мебель из стекла была признаком роскоши и выполняла более декоративные функции, чем практические. Сегодня же мебель из стекла вполне функциональна. Столы, стулья, шкафы и другая стеклянная мебель - все это можно смело использовать в быту в обычном режиме, соблюдая лишь несложные правила эксплуатации.

Мебельные изделия из стекла имеют достаточно высокие требования к прочности, поэтому выполняются, как правило, из толстого закаленного стекла или многослойного стекла (триплекса). С помощью этих видов стекла обеспечивается высокий уровень безопасности эксплуатации мебели из стекла.

http://isdesign.com.ua/wp-content/uploads/2015/03/mebel-iz-stekla-dlya-doma_002.jpg

Рисунок 1.2 – Стеклянная мебель

Стеклянные двери и перегородки

Такие стеклянные изделия как двери и перегородки в интерьере способны воплотить практически любые дизайнерские решения. Стеклянные двери и перегородки решают множество важнейших задач: от разделения пространства на функциональные зоны до создания единого гармоничного стиля в оформлении дизайна помещения.

Двери и перегородки из стекла могут использоваться в подавляющем большинстве случаев. Наружные входные двери, межкомнатные двери, офисные и межкомнатные перегородки - вот далеко не полный перечень возможностей применения стеклянных дверей и перегородок.

https://vip-glass.ru/uploads/tx_3tgallery/peskostruinaja-obrabotka-1.jpg

Рисунок 1.3 – стеклянная перегородка

Стеклянные лестницы

Стеклянные лестницы - это изделия из стекла «на грани фантастики». Можно ли представить себе «воздушные» и «невесомые» лестницы, стремительно взлетающие вверх? - Да, если это лестница из стекла.

Стеклянные лестницы способны одним своим присутствием создать ощущение «волшебной сказки» в интерьере. И при этом стеклянные лестницы, как и раньше остаются лестницами, то есть могут служить для спуска и подъема людей с этажа на этаж.

Прочность лестниц обеспечивают специальные каркасные конструкции, а также использование толстого многослойного стекла для изготовления ступеней, лестничных ограждений. А удобство пользования лестницей из стекла обеспечивает специальная обработка ступеней против скольжения.

http://www.eridan98.ru/userfiles/images/steklo_19.jpg

Рисунок 1.4 – Стеклянная лестница

Стеклянные полы

Если лестница из стекла не кажутся «фантастическими», то как насчет стеклянных полов? В наши дни пол из стекла - уже реальность. Причем выдерживает такой пол довольно большие нагрузки: собственный вес, вес мебели, вес людей, перемещающихся по такому полу.

Как и в случае со стеклянными лестницами, полы из стекла изготавливаются из очень прочного стекла, способного противостоять самым высоким нагрузкам.

http://ordagarant.ru/images/speasyimagegallery/albums/2/images/8.jpg

Рисунок 1.5 – Стеклянный пол

Кроме описанных изделий из стекла, в интерьере часто применяются также различные виды отделки помещений стеклом и зеркалом : стеклянные и зеркальные потолки, стеклянные декоративные панели, стеклянная мозаика, стеклоблоки и т. д.

http://stoydiz.ru/wp-content/uploads/2016/12/potolok-v-koridore.jpg

Рисунок 1.6 – Стеклянный потолок

Виды стекла

Художественные изделия из стекла в нашем быту стали такими привычными предметами, что их художественные качества мы обычно не замечаем. Эффектная прозрачность и яркий блеск дают предпочтение изделиям из стекла над изделиями из других материалов.

Стекло получают в результате сплавления кварца с окислами калия, натрия и свинца. Отсюда различают его виды: содовая, поташевое, свинцовое стекло. Содовое стекло легкоплавкое и мягкое. Оно удобное для формирования и обработки, чистое и прозрачное. Поташевое стекло тугоплавкое, твердое и недостаточно пластична. Его тяжело формировать и обрабатывать, но оно имеет яркий блеск. Свинцовое стекло достаточно мягкое и легкоплавкое, однако тяжелое и отличается сильным, эффектным блеском.

В горячем состоянии стекло пластичное и легко поддается выдуванию, прессованию, лепке, вытягиванию и другим способам формирования. В процессе варки оно хорошо воспринимает разнообразную окраску от насыщенных до легких тонов. Во время изготовления изделий можно сочетать разные цвета стекла, достигая этим неожиданных декоративных эффектов.

Стекло можно сделать непрозрачным -заглушить. Степень прозрачности бывает разной. Едва заглушенное стекло в дополнении с цветом дает ряд волшебных опаловых изделий. Они такой необыкновенной красоты, что не требуют дополнительной отделки. Не менее удивительную декоративную выразительность имеет стекло, окрашенное сульфидом цинка.

Узорчатое стекло изготавливают трех видов: мозаичное, филигранное и миллефиори («тысяча цветов»), путем предварительной сборки и сварки различных заготовок из бесцветного," цветного и глушенного стекла.

http://www.s-light.ru/img/pages/klassica/steklo_s.jpg

Рисунок 1.7 – виды узорчатого стекла

В поперечном сечении изделий из мозаичного стекла содержатся повторения орнаментов -- геометрических и фигурных (в виде цветов и розеток, животных и птиц, букв и надписей и тому подобное). Такое стекло используют для декорирования других стеклянных изделий.

Филигранное стекло изготавливается путем продольного наложения на изделие витых и фигурных стеклянных прутиков и полосок. Особенно волшебный эффект можно получить, если использовать для полосок авантюриновое стекло. Отдельным видом филигранного является сетчатое стекло, в толщине которого содержится равномерная сетка преимущественно белых глушенных, реже цветных нитей.

Отделка изделий из стекла миллефиори осуществляется путем заплавления в наружную поверхность мелких пластиночек, что образуют красочные цветочки.

Стекло с оптическими эффектами получают в результате применения приемов тихого выдувания, прокатки, при нанесении цветных нитей, и др.

Фактурное стекло типа «кракле» напоминает узоры мороза на оконном стекле, но иногда образуется тонкая сеточка трещинок на поверхности (напоминает глазурь «кракле» в керамике).

Хрусталь -- это поташное или свинцовое стекло. Изделия из него имеют большую прозрачность и белизну. Иногда допустимый незначительный голубоватый оттенок. Для отделки хрусталя применяют преимущественно техники холодной обработки: гранения, резьбы, гравировки и тому подобное. Блестящие шлифованные грани, резные узоры преломляют лучи света, раскладывают его на все цвета радуги, придают хрустальным изделиям торжества.

Типология произведений. За функциональными особенностями художественные произведения из стекла делятся на декоративно-архитектурное стекло, светильники, посуда, декоративно-прикладные предметы, мелкую пластику, украшения.

Декоративно-архитектурное стекло основным массивом произведений относится к декоративно-монументального искусства и делится на три типологические группы: мозаики, витражи и стеклянные архитектурные элементы (прокатное узорчатое стекло, армированное стекло, стеклоблоки, облицовочные плитки и т. п).

2 ОБРАБОТКА СТЕКЛА ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ В ДИЗАЙНЕ

2.1 ВИДЫ ОБРАБОТКА СТЕКЛА ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ В ДИЗАЙНЕ

Декоративная обработка стекла в холодном состоянии в основном развивалась по двум направлениям.

Одно из направлений связано с творчеством французского художника-прикладника Галле (XIX в). Он считал природу единственной отправной точкой для художника. Путем глубокого травления плавиковой кислотой он изображал на вазах пейзажи в живописной манере. Такой подход к созданию произведений приклад­ного искусства был характерен для многих художников вплоть до середины XX в.

Другое направление — создание абстрактных узоров алмазной резьбы на изделиях. Сложившиеся на протя­жении многовековой истории стеклоделия приемы обра­ботки хрусталя геометрическими узорами из пересека­ющихся граней стали к началу XX в. своеобразными каирнами. Изделия, обработанные таким способом, вы­являли достоинства хрусталя — его блеск, радужные переливы света в гранях, подчеркивали высокую прозрачность материала.

В дальнейшем художники отходят от чисто изобразительных и чисто абстрактных геометрических сюжетов, стремясь придать изобразительным сюжетам условный, декоративный характер. Например, в наборе Н. Мату- шевской «Морской» (рис.2.1), выполненном из хрусталя с синим цветом, изобразительный сюжет трактуется условно и не противоречит материалу, форме сосуда. Графин имеет устойчивую форму с круто расширяющимся к дну корпусом.

C:\Users\салават\Downloads\media\image1.jpeg

Рис. 1.1. Набор «Морской» (автор Н. Матушевская)

Форма напоминает якорь и в то же время плавный стремительный переход от широкого основания к горловине напоминает взлет морской волны. Снизу корпус обработан строгой чешуйчатой острой гранью, образующей волнистый узор, переливающийся на свету. Выше такими же острыми гранями изображены чайки, как бы парящие над морской гладью. Стаканы для устойчивости сделаны с сильно утолщенным дном, с нанесенной на участке утолщения широкой грани.

Внимание художников сосредоточивается на выявлении внутренних свойств материала, этому подчиняется весь арсенал выразительных средств.

Стекло, как и драгоценные камни можно гранить, вырезать, гравировать тому подобное.

Огранка-это техника украшения поверхности стеклянных изделий шлифованными и полированными плоскостями. Этот способ развился на основе огранки драгоценных камней. Чаще всего техникой огранки декорируют толстостенные изделия: вазы, графинчику, пепельницы, а также хрустальные подвески для люстр, ювелирные украшения из стекла и тому подобное. Изделия, украшенные техникой огранки, отличаются идеальным качеством стекла и геометрической точностью нанесенных плоскостей.

Резьба-это техника нанесения на изделия из стекла рисунков при помощи абразивных кругов, закрепленных на валу станка. Вследствие преломления и отражения света на полированных поверхностях вырезанных в стекле глубоких линий возникает яркая игра света.

Гравировка-это техника нанесения матового изображения на поверхность твердого стекла с помощью абразивного порошка и маленького медного колесика. Изображение на стекле можно также делать техникой пунктирования - постукиванием острым инструментом. Подобного эффекта можно достичь приемами пескоструйной , обработки или протравливанием (используется плавиковая кислота).

Стеклянные изделия можно инкрустировать вставками из фарфора, серебра или меди. Эти украшения бывают в виде птиц, животных, цветов, рельефных портретов и тому подобное.

Декоративная обработка изделий в процессе выработки — гутное декорирование. Гутная техника открывает широкий простор для творчества. Она позволяет смело использовать богатые пластические возможности горячего стекла, добиваться своеобразных форм и цветовых сочетаний.

В гутном декорировании можно проследить два направления. Одно направление — изделия носят чисто декоративный характер. Функциональная сущность изделия утрачивается и произведение решается как пластический образ в стекле, например гутная скульптура. Второе направление—изделия сохраняют функциональное назначение (вазы, комплекты и приборы), однако их бытовая функция играет второстепенную роль, а главное внимание уделяется выявлению красоты материала.

В работах современных художников по стеклу широко раскрываются возможности стекла как материала: однотонность прозрачного хрусталя и многоцветность сульфидно-цинкового стекла, богатство пластики расплава в гутной технике и искристая светоносность алмазного гранения. Лучшие образцы художественных стеклоизделий как уникальных, так и массовых заслужено занимают достойное место среди произведений прикладного декоративного искусства.

Декоративные покрытия -- это роспись изделий из стекла силикатными красками, украшение их драгоценными металлами, растворами солей и люстрами, техникой иризации, диффузными красителями и тому подобное. Одной из древнейших техник является роспись. Силикатные краски для росписи стекла состоят из флюса и красителя. В простейших видов росписи на стекле относят различные полоски («обводки»), штриховка и несложные геометрические элементы, сплошь покрывают большие поверхности.

Иризация (от греческого «ирис» -- радуга) -- так называют технику окуривания подогретого стекла парами солей олова, висмута, титана, вследствие чего на поверхность стекла оседает тонкая радужная пленка. Эффект иризации обусловлено интерференцией света. Аналогичного декора можно добиться нанесением на стекло люстрових красок.

Декорирование драгоценными металлами происходит путем нанесения на стекло тонкой блестящей пленки золота или серебра.

Как и в керамике, существуют механические техники декорирования стеклянных изделий: шелко-трафаретная печать, декалькомания, высокая печать и тому подобное.

ОБРАБОТКА СТЕКЛА СИЛИКАТНЫМИ КРАСКАМИ

Силикатные краски — это тонкомолотые легкоплавкие цветные стекла. Температура растекания их при обжиге на изделиях 550°С, что соответствует температуре начала размягчения стекла. При обжиге изделия, расписанного силикатными красками, они приплавляются к поверхности стекла, образуя прозрачные или непрозрачные цветные покрытия. В соответствии с этим различают прозрачные, непрозрачные и полупрозрачные силикатные краски. Непрозрачные краски называют также эмалями.

Существуют следующие способы украшения стеклянных изделий силикатными красками: живопись (выполняют вручную на плоском стекле или на объемныхпредметах); роспись (несложные декоративные элемен­ты — точки, отводки — наносят вручную); простые рисунки (наносят с помощью штемпелей); аэрография (крас­ки распыляют на стекло по трафарету); декалькомания (изображение наносят способом переводных картинок); трафаретная печать и фотопечать. Силикатные краски также применяют для печатания этикеток на стеклянной таре.

Для механизированного нанесения многоцветных изображений используют термопластичные силикатные краски. В состав этих красок вводят термопластичные связующие вещества, твердые при комнатной температуре и разжижающиеся при 50...90 °С. Благодаря этим свя­зующим термопластичные краски затвердевают за 1,5... 2 с при соприкосновении с поверхностью изделий. Связую­щими служат воскообразные вещества, пленкообразова- тели, пластификаторы и растворители. Основная часть связующих — пчелиный воск.

Термопластичные краски готовят на основе силикатных красок. Технология приготовления включает в себя два этапа: приготовление связующего и сплавление связующего с краской — порошком.

Температурные коэффициенты расширения наносимой краски и стекла, на которое краску наносят, должны совпадать (допускаемое отклонение не более 5 %). Иначе на поверхности изделий появятся волосные сверкающие трещинки (цек) или краска отслоится от стекла в результате механических напряжений между краской и стеклом.

Силикатные краски состоят из флюса и красителя. Если при приготовлении краски материалы, образующие флюс, были сплавлены вместе с красителями.

Силикатные краски состоят из флюса и красителя. Если при приготовлении краски материалы, образующие флюс, были сплавлены вместе с красителями, т. е. краситель как бы растворился в бесцветном легкоплавком стекле, то краска прозрачная.

Если бесцветный флюс плавят отдельно, а потом размалывают совместно с пигментом, получаются эмали. В качестве пигментов служат окрашивающие оксиды или прокаленные при высокой температуре смеси окрашивающих оксидов с неокрашивающими. В качестве ярко-красных и оранжевых пигментов применяют сложные соединения кадмия, серы и селена, для получения голубой эмали.

Характер растекания краски по стеклу главным образом определяется свойствами флюса; флюс не должен быть чрезвычайно текучим, так как тогда краска при обжиге будет стекать с вертикальных стенок изделий. В качестве флюса применяют боросиликат свинца.

Основные материалы для получения флюсов: чистый кварцевый песок или кварц, полевой шпат, каолин, пегматит, мел или мрамор, бура, борная кислота, сода, поташ, оксиды свинца, олова.

Входящие в состав шихты компоненты сортируют, промывают, сушат, размалывают и просеивают. После смешивания шихту сплавляют во вращающихся или гарнисажных электрических печах.

Рисунок 2.2 - Вращающаяся печь для варки флюса

Вращающаяся печь для варки флюса представляет собой металлический барабан 1, футерованный огнеупорным материалом. Печь обогревается газовой горелкой 4. Шихта загружается с площадки через съемную воронку 2 и люк 5, который служит также для слива готового флюса. Печь вращается на двух парах роликов, одна из которых соединена с электроприводом 5. На время загрузки шихты подача газа и воздуха прекращается, температура в печи снижается на 200...300 °С. После загрузки шихты и включе­ния подачи топлива печь выдерживают в неподвижном состоянии в течение 10 мин, а затем постепенно поворачивают до непрерывного вращения с частотой 0,6 мин.

Готовый расплав сливают из печи в проточную воду при отключенной подаче топлива. Вода непрерывно подается из крана 6 в гранулятор 7. Медленным поворотом барабана 1 регулируют скорость вытекания струи расплава в гранулятор. Избыток воды удаляется в канализацию. Направляющие 8 служат для перемещения гранулятора под печью. После окончания грануляции и слива воды флюс выгружается в резервуары и высушивается до влажности 0,5 % при температуре 80 °С.

Рисунок 2.3 - Гарнисажная электрическая печь

Гарнисажная электрическая печь работает так. Шихту 2 помещают в металлический резервуар 1, стенки и дно которого интенсивно охлаждаются. Резервуар выполнен в виде полого короба, внутри которого циркулирует вода. Над резервуаром расположен огнеупорный свод 4 с электронагревателями 3. Интенсивное ох­лаждение стенок резервуара обеспечивается гарнисажем — тонким слоем застывшего стекла, который препятствует контакту расплава непосредственно с материалом резервуара.

Наиболее эффективна работа гарнисажных печей, ванны которых представляют собой удлиненные резервуары с прямоугольным, трапецеидальным или полукруглым сечением. Шихту загружают в ванну с одного конца, а флюс сливают с противоположного.

Для получения эмалей флюс размалывают в шаровой мельнице вместе с пигментом. При помоле в шаровой мельнице получается механическая смесь частиц флюса и пигмента.

Сплавленные стекловидные краски размалывают в шаровых мельницах, обезвоживают на центрифуге, сушат в сушильном шкафу до постоянной массы и расфасовывают в пакеты.

Цвет обожженнной краски проверяют с помощью колориметра, блеск — на фотометре.

Живописные работы и роспись. Для живописных работ и росписи применяют стандартные кисти, изготовленные из беличьих, колонковых, барсучьих и конских волос. Для растирания красок применяют стеклянные палитры толщиной 4...5 мм и размерами 20X20 и 35Х X 35 мм с шлифованной поверхностью. Краски растирают курантами и шпателями. Работу организуют так.

На рабочем столе устанавливают капельницу для скипидара, склянку для масла, ватные и кожаные тампоны. Связующие вещества и разбавители добавляют в краски, чтобы мазки кистью были достаточно тягучими, и краска, прилипая к стеклу, образовывала слой необходимой толщины. Смесь должна- высыхать и затвердевать медленно, чтобы приготовленной краской можно было пользоваться продолжительное время.

Связующие вещества (смолы, бальзамы) и разбавители подбирают в соответствии со способом нанесения краски.

Перед нанесением красок небольшое их количество растирают стеклянным курантом на палитре. Непосредственно перед началом работы живописец разравнивает растертую краску на палитре. Консистенция краски зави­сит от характера жипописной работы и навыков мастера. Обычно консистенцию определяют, сдвигая шпателем часть краски на палитре. При этом граница не должна расплываться. Если краска слишком жидка, ее рекомендуется исправлять положенные мазки краски. В крайнем случае их счищают, когда краска подсохнет.

К живописным приемам относится нанесение рисунков высокой эмалью. Тугоплавкая эмаль плохо сцепляется со стеклом, поэтому на стекло сначала наносят грунт — более легкоплавкую краску, а толстый слой высокой эмали накладывают постепенно, чтобы часть разбавителей могла улетучиться перед нанесением очередного слоя. Готовый рисунок оставляют в течение суток высыхать на воздухе, чтобы при обжиге из-за бурного испарения раз­бавителей не разрушился весь слой.

C:\Users\салават\Downloads\media\image3.jpeg

Рис. 117. Аэрограф (а) и декорирование листового стекла с помощью

трафарета (б):

1— распылительная головка, 2 — шарнирное устройство, 3 — кран регули­рования подачи краски, 4 — резервуар для краски, 5 — корпус, 6 — регу­лятор иглы, 7 — штуцер для шланга сжатого воздуха, 8 — воздушный кла­пан, 9 — курок

Аэрография. Аэрограф (рис. 117, а) — распылитель краски, работающий на сжатом воздухе. Рисунок наносят аэрографом через трафарет (рис. 117, б). Жидкую краску заливают в резервуар 4укрепленный на корпусе 5 аэрографа с помощью шарнирного устройства 2. Такое крепление резервуара дает возможность устанавливать его под различными углами при нанесении рисунка на горизонтально и вертикально установленные листы стекла или полые изделия. Краска из резервуара поступает в распылительную головку 1, которая запи­рается иглой с регулятором 6. При нажатии курка 9 открывается воздушный клапан 8. Воздух по шлангу через штуцер 7 поступает в распылительную головку и, тонко распыляя поступающую туда краску, образует воздушнокрасочную струю, с помощью которой и наносят рисунок. Для распыления применяют воздух давлением 0,2... 0,5 МПа.

Краски для аэрографии растирают в фарфоровых барабанчиках шаровой мельницы на скипидаре с добав­лением канифольно-скипидарной мастики или на клеевом (декстриновом) растворе.

Трафареты рисунков изготовляют из плотной бумаги, пластмассы, фольги и плотно прижимают к поверхности изделия.

При распылении сопло располагают в 15...20 см от поверхности стекла. При меньшем расстоянии краска поддувается под трафарет и контуры рисунка получаются расплывчатыми.

C:\Users\салават\Downloads\media\image4.jpeg

а) б)

Рис. 118. Схемы линии (а) эмалирования закаленных изделий и машины (б) для нанесения эмали:

1, 4, 9, 10 — конвейеры, 2 — охлаждающее устройство, 3 — сушильное устройство, 5, 8 — печи, 6,7 — столы, 11 — установка для испытания изделий, 12 — зона закалки. 13 — зона выравнивания температур, 14 — зона подогрева. 15 — машина для эмалиро­вания, 16 — подставки для изделий, 17 –

аэрографы

1...Х11 — позиции машины

Рабочее место оборудуют вытяжной вентиляцией.

Способ аэрографии очень удобен при сплошном окрашивании, можно также наносить сплошные рисунки с тоновыми переходами.

Для декорирования полых изделий способом аэрографии служат полуавтоматы с трафаретами, состоящими из двух половинок, смыкающихся вокруг изделия. Применение таких трафаретов позволяет ликвидировать трудоемкие оп ерации по установке и снятию трафаретов. В технологической линии по производству окрашенных закаленных изделий (рис. 118) применяют сплошное и (а) состоящую из системы конвейеров1 и 5, печатающих устройств 2 туннельной печи 3 и переставителей 6. Установленные на ленту конвейера изде­лия автоматически сортируют­ся и транспортируются к автомату с тремя-четырьмя печатающими устройствами. Автомат трафаретной печати — непрерывно работающая машина, т. е. трафареты движутся не­прерывно и при этом декорируются изделия. Термопластичную краску перед подачей на трафареты расплавляют с помощью электрического тока, подводимого к трафарету. Обработанные изделия уста­навливают на поперечный ленточный конвейер, с которого они переставителем подаются на конвейер печи обжига.

Декалькомания. Этот способ заключается в том, что рисунок, напечатанный на клеевой бумаге, переводят в стеклянные изделия и закрепляют на стекле обжигом. Многокрасочные отпечатки на клеевой бумаге называют деколями.

Известны два вида деколей: простые (рис. 121) и сдвижные. Изображение на простой деколи зеркально перевернуто, краски напечатаны в обратной последовательности. При переводе такой деколи сначала печатается контур изображения, а поверх него — фон. На сдвижной деколи краски и рисунок нанесены так, как они должны быть на изделии.

При переводе простых деколей на стекло на них тон­ким слоем наносят подогретую смесь канифоли и скипидара. Нарезанные деколи замачивают в воде, затем прижимают к стеклу и отделяют бумажную прокладку. Воз­можен и другой способа смесь канифоли и скипидара наносят на те участки поверхности стекла, на которые нужно перевести рисунок. Сухие нарезанные деколи прижимают к липкой поверхности стекла, смачивают их обратную сторону влажной губкой и отделяют бумагу. После перевода деколей изделия промывают сначала в щелочном растворе, а затем в чистой воде.

Сдвижные деколи замачивают в воде и прилепляют к стеклу лицевой стороной вверх. После этого бесцветную пленку нитролака с рисунком сдвигают с бумажной про-

Фотопечать. Метод фотопечати на стекле основан на применении светочувствительной эмульсии хромированного декстрина, способной терять клейкость на свету пропорционально силе света.

Стеклянная пластинка, покрытая слоем светочувствительного раствора и подвергшаяся после высушивания засвечиванию дневным или искусственным светом под диапозитивом, теряет клейкость в освещенных местах, а неосвещенные места остаются клейкими. Засвеченную пластинку запудривают силикатной краской, частицы которой задерживаются в липких местах пропорционально силе засвечивания. Пластинки с краской промывают в щелочном растворе и ополаскивают дистиллированной водой.

Краску с изображением закрепляют, покрывая ее слоем коллодия, растворенного в смеси спирта-ректификата с серным эфиром. Когда эфир и спирт испарятся, пленку надрезают, отделяют и переносят на изделие. Предварительно изделие промывают щелочным раствором, а затем водой. Изделия с перенесенной пленкой промывают 1 %-ным раствором едкого натра или калия, а затем водой и сушат при комнатной температуре. На вы­сушенных изделиях художник подправляет рисунок, и изделие обжигают в муфеле при температуре 560... 580 °С.

2.3 Технология декорирования стеклянной тарелки силикатными
красками

Далее рассмотрим технологию декорирования стеклянной тарелки силикатными красками с последующим обжигом.

http://tamaravvo.alltrades.ru/images/shop_items/325.jpg

Рисунок 2.3 – исходная стеклянная тарелка

Для нанесения рисунка выбраны силикатные краски по стеклу Бриз колор.

7548 Синий кобальт стекольная краска 100гр. Краска для декорирования стекла, обжиговая

Температура обжига 570-630С

Пантон 2738С

7548 Красная охра стекольная краска 100гр. Краска для декорирования стекла, обжиговая

Температура обжига 570-630С

Пантон 4238С

M7013 Кислотостойкий Серебряный металлик стекольный 100гр. Т 570-630С

Температура обжига 570-630С

Беличьи кисти, номер 2-5.

Обжиг будет производится в муфельной печи Сикрон EP5010

Производитель: Сикрон

Страна: Россия

Муфельная печь

Рискнок 2.4 – печь Сикрон EP5010

Данная печь является удобной, современной и эффективной печью для обжига. Инновационная тепловизионная камера обладает инфракрасным датчиком для определения точной температуры нагретой опоки. Если она недостаточно прогрета, то выводится на экран предупреждение.

 Камера нагревает заготовку до 1200 градусов (max).  

Последовательность обработки тарелки силикатными красками

  1. Рисунок предварительно распечатать или нарисовать на обычной бумаге.
  2. Разместить рисунок с обратной стороны стекла, закрепив скотчем.
  3. Обезжирить поверхность тарелки, на внешней поверхности нанести схему рисунка контуром серебрянной крпской.
  4. Дать просохнуть.
  5. Специальными силикатными красками, предназначенными для стекла, заполнить с помощью кисточки узоры. Процесс растянется по времени, так как нужно будет просушивать отдельные фрагменты, чтобы приступить к следующим. Можно наносить краску несколькими тонкими слоями, добиваясь нужного эффекта.
  6. Роспись закрепляют обжигом всего изделия в муфельных печах периодического или непрерывного действия. Температурный режим устанавливают в зависимости от состава стекла и краски., в нашем случаев муфельной печи Сикрон EP5010 при температуре 610 С в течении 1 часа.

Нанесение рисунка

Нанесение рисунка

Создание контура

Создание контура

Заполнение эскиза

Заполнение эскиза

Готовая работа

Готовая работа

Готовое стекло с рисунком закрепить в раму. На просвет получится очень красивое изображение..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сейчас на предприятиях, вырабатывающих сортовую посуду и декоративные изделия из стекла, внедряют новые составы стекол, осваивают эффективные конструкции стекловаренных печей, механизированные линии по производству наиболее массовых видов изделий, прогрессивные способы выработки и обработки изделий.

Изделия из стекла активно применяются и в дизайне интерьера квартир, частных домов, общественных зданий и помещений. Благодаря особенностям такого строительного материала как стекло, стеклянные изделия имеют уникальные свойства.

Стеклянные изделия в интерьере современных жилых и общественных помещений выполняют как практические, так и декоративные функции. На сегодняшний день стекло - это отнюдь не хрупкий и «слабый» материал, который «боится» любого воздействия. Сегодня стекло не уступает по прочности многим другим - традиционным - материалам. Например, в банках и других финансовых учреждениях стекло используется для производства пуленепробиваемых перегородок.

В ходе выполнения курсовой работы были выполнены следующие задачи

Анализ видов стекла

Анализ применения стекла в дизайне

Изучение метод обработки стекла для последующего применения в дизайне

Разработка технологии обработки стекла силикатными красками

Целью работы - разработать технологию декорирования стекла в выбранной технике, была достигнута

Список использованных источников и литературы

1. Всеобщая история искусств. Т.1. Искусство древнего мира/ под. Ред. Климов, Р.Б. - М.: Государственное издательство «Искусство»,1956 - 920 с. - Библиогр.: 12-14 с.

2. Крылова О., Стеклянный город, построенный мной/Оксана Крылова//Идеи вашего дома. - 2001 - № 3. - 164-176 с.

3. Статья Игоря Галицкого "История витража", журнал "Деко", № 6, 2009 г. С.12-17.

4. Коршевер, Н.Г., Работы по дереву и стеклу/ Коршевер Наталья. Издательство

«Вече», 2008 - 319 с. - Библиогр.: 259-264 с.

5. Мария ди Спирито «витражное искусство» издательство альбом. 2008

6. Стекло в интерьере//табурет. - 2003. - вып. 46 (июнь).

7. Скворцов К.А., Художественная обработка металла, стекла, пластмассы. - М.: профиздат, 2010

8. Чеченина Е., Стеклянные стены, зеркальные потолки//новости рынка недвижимости. - 2001. - № 28 23.

9. Седман Эмма «Роспись по стеклу» издательство Ниола-Пресс. 2008

10. Гигли Линетт «Техника росписи по стеклу» изд. Ниола-Пресс. 2007

11. http://glass.scud.ru/etching_glass/matting_glass.php

12. http://ceramics-pottery.ru/article/85/

13. http://interier-portal.ru Источник: Мир Витража.

14. http://www.steklosphera.ru/articles/history/

15. http://www.vehi.net/brokgauz/all/039/39946.shtml [Энциклопедический Словарь ] | [Библиотека «Вехи»]