Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Развитие самостоятельности младших школьников

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольное образование является начальным уровнем образовательной системы и имеет особое значение в решении проблемы качества образования. Дошкольный возраст, включающий в себя первые семь лет жизни человека, является уникальным по своей значимости. Именно в эти годы происходит формирование у ребенка фундаментальных человеческих способностей, закладываются основы его личности.

На сегодняшний день именно формирование свободно мыслящего, творческого человека является одной из основных задач. Работу над этим необходимо начинать уже с первых дней жизни ребенка. Одной из главных задач федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее ФГОС ДО) является «сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала». На первое место ставится вопрос о необходимости использования всех имеющихся педагогических ресурсов для развития творческих способностей детей.

В связи с технологическим прогрессом актуальность проблемы развития воображения и творческого мышления детей как никогда значима. В современном мире часто можно услышать о креативности и способности нестандартно мыслить. Но как развить такие качества?

В процессе научно-исследовательской работы мы дали ответ на этот вопрос и спроектировали программу развития воображения и творческого мышления младших школьников.

Но для начала нам стоит разобраться, что же собою представляет младший школьный возраст, воображение и творческое мышление.

Младший школьный возраст является периодом онтогенеза в диапазоне с 6,5–7 до 10–11 лет. На данном жизненном этапе у ребенка происходит интенсивное развитие мышления, восприятия, памяти, внимания, воображения, формируются навыки общения и поведения в социуме.

Воображение у младшего школьника развивается благодаря активному развитию репродуктивного воображения вследствие включения в учебную деятельность. Кроме того, младший школьный возраст является началом развития творческого воображения.

Творческое мышление является основной характеристикой одаренной личности . При высоком уровне творческого мышления человек способен создавать что-то новое и необычное, находить нестандартные ответы на жизненные вопросы, решать проблемы нетипичным для общества образом. Способность смотреть на возникшие ситуации под другим углом помогает увидеть простое решение сложной, на первый взгляд, задачи

Актуальность данной курсовой работы состоит том, что исследования по проблеме изучения особенностей развития творческих способностей, в частности, воображения, у детей младшего школьного возраста заключается в том, что в современных социокультурных условиях, когда идет процесс непрерывного реформирования, кардинального изменения всех общественных институтов, умения неординарно мыслить, творчески решать поставленные задачи, проектировать предполагаемый конечный результат приобретают особую значимость.

Методологическую основу исследования составили фундаментальные работы в области педагогики и психологии П.И. Пидкасистого, В.А. Крутецкого, Б.П. Есипова, Ю.М. Колягина, Я.А. Пономарева.

Цель данной работы – рассмотреть особенности развития творческого воображения младших школьников во внеурочное время.

Объект исследования – деятельность младших школьников во внеурочное время.

Предмет исследования – особенности развития творческого воображения младших школьников во внеурочное время.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические аспекты изучения развития творческого воображения младших школьников во внеурочное время;

2. Провести опытно-экспериментальную работу по изучению и развитию творческого воображения младших школьников во внеурочное время;

3. Разработать методические рекомендации по развитию творческого воображения у детей младшего школьного возраста во внеурочное время.

При написании исследования были использованы следующие методы:

- теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы;

- экспериментальные методы: констатирующий эксперимент;

- статистические методы: качественный и количественный анализ экспериментальных данных, наблюдение за детьми в процессе проведения исследования.

Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников и литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Понятие и сущность творчества, творческих способностей

Творчество остается актуальнейшей проблемой современности. Оно рассматривалось с различных позиций – философии, культурологии, психологии, социологии, искусствоведения и др. Нас интересует творчество с точки зрения создания нового продукта, его оригинальности и новаторства в дошкольном воспитании. Творческие способности, согласно Г.И. Вергелес и А.И. Раеву, проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее, готовности использовать новые возможности, в условиях постоянно обновляющейся деятельности. В процессе обучения, по мнению авторов, следует уделить внимание развитию таких творческих способностей, как вариативность, гипотетичность, импровизационность.

Определение «творчество» в научной литературе трактуется как: – «создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей»;

– «универсальную функцию человека, которая ведет ко всем формам самовыражения»;

– «духовную деятельность, результатом которой является создание оригинальных ценностей, установление новых, ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей материального мира и духовной культуры»; – «деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественноисторической уникальностью».

Семантический анализ слова «творчество», отражённый в словарях русского языка, предоставляет нам следующие смысловые основы: - «творчество как деятельность, направленна на создание нового или воспроизводство уже существующего в широком (творение природой, Богом) и в узком (творение человеком) смысле»; - «творчество – деятельность как происходящий по времени процесс (происходить, твориться)»; - «субъект любой деятельности (творец, творитель)»; - «результат деятельности (не обязательно новое) – творенье»; - «как свойство деятельности (творческая деятельность) или свойство характера (творческий человек)» [2].

Если рассматривать творчество в широком смысле, то она будет пониматься как «деятельность, результат которой – создание новых материальных и духовных ценностей, отличающихся неповторимостью, оригинальностью и культурно-исторической уникальностью» [6].

В переносном смысле творчеством называют «всякое внесение нового, в частности, создание образов в результате формирующейся деятельности духа, творческой фантазии»

В целом, к шести годам, дети психологически готовы к получению образования в школе. В период вступления в новый этап своего развития у ребенка уже сформированы новые качества и умения, а именно:

Умение контролировать поведение;

Стремление к коллективной деятельности;

Овладение речью;

Способность к сотрудничеству;

Способность обобщать.

Психолого-педагогические особенности в младшем школьном возрасте напрямую зависят от коренного изменения во всей привычной жизни ребенка. В нее начинают входить новые обязанности, меняется его отношение с людьми. На этапе начальных классов дети осуществляют деятельность, для которой требуются произвольность и обязательность.

Происходят изменения и физиологического характера, которые непосредственно влияют на психологические изменения: рост замедляется, а вес увеличивается, активно развиваются мышцы. Благодаря развитию мышцы кисти ученик обретает способность быстро писать. Особенности психологического и педагогического характера школьников связаны с развитием нервной системы, в течение которого продолжает происходить формирование головного мозга и его полушарий. Особенности психики ребенка характеризуются изменениями процессов торможения и возбуждения. Если у дошкольника торможение было развито слабо, то у школьников этот процесс начинает преобладать, хотя возбуждение до сих пор может проявляться достаточно сильно.

Развитие школьника младшего возраста может характеризоваться некоторой дисгармонией в плане психологии и физиологии. Это приводит к временной повышенной утомляемости, но, в то же самое время, и к большой потребности в активности. Что касается двигательных функций как таковых, то именно в младшем школьном возрасте они развиваются особенно интенсивно. Совершенствуются пространственная ориентация, выносливость, координация движений с помощью зрения. Школьники осваивают большое количество двигательных навыков, что заметно улучшает их способность к успешной спортивной деятельности. Последующее улучшения двигательной активности ребенка могут быть достигнуты благодаря занятиям разнообразными видами спорта.

Восприятие детей младшего школьного возраста еще характеризуется неустойчивостью, однако, появляется особая любознательность. Ученик еще может допускать простейшие ошибки, например, путать цифры или похожие буквы, но это компенсируется живой любознательностью, благодаря которой он каждый день получает большой объем новой информации. Восприятие в возрасте 6-10 лет характеризуется малой дифференцированностью. Навыки анализа развиты еще слабо, поэтому учителя должны с помощью педагогических методов сформировать способность к наблюдательности и сосредоточенности через эмоциональную сферу. Впрочем, восприятие детей младшего школьного возраста меняется очень быстро, и уже к концу первого класса оно становится дифференцирующим и анализирующим.

Внимание, как и восприятие, еще имеет множество характеристик, которые достались школьникам с дошкольного возраста. Оно неустойчиво. Дети в возрасте 7-10 лет могут концентрировать свое внимание на вещах им неинтересных. Однако непроизвольное внимание по-прежнему преобладает, поэтому в основе педагогических особенностей первого класса – научить формировать произвольное внимание. Если развито оно будет слабо, то все последующее школьное обучение станет невозможным. Развитие психолого-педагогических особенностей тесно связано с выработкой внимания и воли, необходимой для того чтобы сосредоточиться. Для их формирования в учениках младшего возраста закладывается мотивация к обучению и ответственность за успешность школьной деятельности.

Особым изменениям подвергается мышление школьников, которое из образно-эмоционального перерастает в абстрактно-логическое. В самом начале школьного пути дети до сих пор мыслят образно, согласно своим ощущениям, однако, процесс обучения должен развить в них способность понимать причинно-следственные связи. В начальных классах у ребенка начинает усиленно развиваться интеллект. В данном случае очень важно психолого-педагогическое воспитание, которое может дать школьнику учитель. Именно от педагогических особенностей и организации учебного процесса зависит то, в какой степени разовьется интеллект школьников. Согласно исследованиям, меняя методику и организацию педагогической деятельности, меняется и характеристика мышления школьников.

Развитие мышления во время обучения в начальных классах тесно связано с развитием речи. Словарный запас ребенка способен увеличиться до семи тысяч слов. Но самым важным навыком является изложение своих мыслей в устной и письменной форме согласно накопленному словарному запасу. Качество контекстной речи достоверно показывает уровень развития ученика.

Преимущество в развитии детей младшего школьного возраста достается именно мышлению словесно-логическому. Для его совершенствования в начальных классах требуются наглядные примеры. В течение образовательной деятельности у учеников выявляются различия, благодаря которым психологи разделяют школьников на три группы: теоретики, практики и художники. Первые отлично справляются с решением задач посредством речи, вторым для успешной деятельности нужны практические действия и наглядность, третьи характеризуются хорошим образным мышлением. В целом, в той или иной степени все дети владеют качествами всех трех групп с преобладанием какой-либо одной.

Помимо речи познавательная деятельность ребенка зависит от развития памяти, и в данном случае можно говорить о больших естественных возможностях запоминания, которые дети получают благодаря пластичности мозга и его бурному развитию. В этом возрасте происходит легкое дословное запоминание, но память, по-прежнему, характеризуется образным характером.

Отличие особенностей памяти в возрасте школьном от дошкольного – это целенаправленное запоминание не интересного, но необходимого для получения знаний материала. На развитии произвольной памяти основан успех учебной деятельности в последующие школьные годы. Педагогическая цель – развить различные виды памяти, такие как кратковременная, долгосрочная и оперативная, и способы запоминания.

Что касается воображения, то в начальных классах оно до сих пор должно иметь опору на предмет конкретный, однако, с течением времени точкой опоры становится именно слово, открывающее простор для фантазии.

На развитие психологии школьников влияет как, непосредственно, учебный процесс и его качество, так и отношения с педагогами, одноклассниками, коллективом. В период начальной школы ребенок вырабатывает навыки поведения в социуме, ответственность за свои поступки, взаимопомощь и коллективизм. Именно в возрасте 6-10 лет особенно интенсивно начинают развиваться нравственные качества, большую роль в становлении которых играет учитель. Психолого-педагогические особенности школьников таковы, что их психика обладает большой внушаемостью и податливостью, склонностью к доверию взрослым и подражанию им. Учитель приобретает в глазах учеников особенно большой авторитет, что дает ему право прививать те или иные нравственные качества и модели поведения.

1.2 Особенности развития творческого воображения у младших школьников

Воображение – это присущая только человеку возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако, с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача – представление ожидаемого результата до его осуществления.

Одна из ключевых образовательных проблем сегодня – это поиск эффективных способов работы в условиях введения ФГОС НОО.

Главной целью начального образования традиционно считалось обучение чтению, письму, счету. Однако, в современной системе отечественного образования приоритетной становится задача формирования у обучающихся универсальных учебных действий (УУД), направленных, прежде всего, на развитие умения учиться, способности к саморазвитию и самосовершенствованию, а значит воспитание грамотного, творчески мыслящего поколения. В каждый период детского развития воображение функционирует особенным образом, что характерно именно для данной ступени развития. В ряде научных исследований младший школьный возраст обозначается как наиболее благоприятный, сенситивный для развития фантазии и творческого воображения. Период младшего школьного возраста продолжается от 6-7 до 10-11 лет, ведущей становится учебная деятельность. Поступление в школу завершает этап дошкольного детства и обеспечивает переход в младший школьный возраст, который является серьезным периодом школьного детства и обуславливает результативность дальнейшего интеллектуального развития личности, желания и умения учиться, уверенности в собственных силах.

Творческие способности и воображение в младшем школьном возрасте приобретают самостоятельный, продуктивный характер и характеризуется особенно интенсивным развитием . В условиях учебной деятельности к воображению младшего школьника предъявляются особые требования, побуждающие его к произвольным действиям воображения. Чтобы понять и качественно усвоить учебный материал, школьнику необходимо уметь воссоздавать образы на основе сообщаемых учителем описательных сведений, следовательно, с самого начала обучения воссоздающее воображение должно быть включено в целенаправленную деятельность ребенка, которая способствует его психическому развитию.

Некоторые исследователи (Е.Е. Кравцова, О.М. Дьяченко, др.) считают, что в младшем школьном возрасте творческое воображение отличается тенденцией к постепенному угасанию, что объясняется установкой обучения на усвоение системы образцов, использование стереотипных и однообразных действий.

то же время, анализ особенностей ведущей деятельности и возрастных психологических новообразований свидетельствует о наличии возможностей для развития воображения в условиях организации учебной деятельности. Так, В.С. Мухина, Е.В. Пронина и др. исследователи считают, что в младшем школьном возрасте творческое воображение развивается особенно интенсивно, что проявляется в детских играх и разговорах, в которых реальность часто смешивается с фантазией, а образы воображения, в силу закона эмоциональной реальности воображения, переживаются детьми как реальные Занятие, направленное на развитие творческого воображения, включает в себя, как правило, четыре основных этапа: разминка, «развитие творческих механизмов», выполнение частично-поисковых проблемных задач и, наконец, решение творческих задач .

Больше всего, как показывает практика, воображение ребенка данного возраста проявляется в рисовании и сочинении сказок, придумывании игр. У них так же, как и у дошкольников, может проявляться разноплановость творчества: воссоздание реальной действительности одними и создание фантастических образов другими. По этому критерию дети могут быть разделены на две группы: реалисты и фантазеры. Особый интерес вызывает у ребенка фантастический, пугающий и привлекающий мир сказки. Е.А. Волгуснова справедливо отмечает, что воображение школьников развивается на уроках чтения, изобразительного искусства, русского языка, технологии и музыки. В связи с этим, уроки не должны быть скучными и однообразными. Следует больше использовать нетрадиционные уроки: уроки-игры, уроки-путешествия, уроки-сказки, уроки- викторины, уроки-праздники, уроки-вернисажи.

Урок может проходить в форме сказки, где главными действующими лицами будут герои сказок. И.Ю. Амосова пришла к выводу, что развитию творческого воображения учащихся способствуют специальные приемы изложения учебного материала: занимательность; эмоциональность речи; оригинальная форма преподнесения материала, что вызывает удивление учащихся, стимулирует ситуацию спора или дискуссии; дидактические и сюжетноролевые игры, нестандартные уроки и т.д. Таким образом, воображение представляет собой один из наиболее важных психических процессов. Доказано, что уровень развития творческого воображения младших школьников в значительной степени влияет на успешность усвоения образовательной программы. Наряду с этим младший школьный возраст обладает большими возможностями для развития творческих способностей и воображения.

В первую очередь, эти возможности реализуются в учебной деятельности. Младший школьный возраст – наиболее благоприятный, сензитивный период в развитии воображения и творчества, что доказывает необходимость организации и осуществления целенаправленной работы по развитию воображения и творческих способностей детей, поиска оптимальных методов и приемов развития творческого воображения учащихся, как в рамках учебной деятельности, так и вне ее.

Изучив некоторые научные работы о развитии творческих способностей дошкольников, определив основные методы и приемы развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности, можно сделать вывод, что с понятием творческой деятельности тесно связано понятие «творческие способности». Старший дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития творческих способностей в театрализованной деятельности. Ребёнок активен и любознателен по своей природе и стремится преобразовывать мир по собственным законам красоты. Детей данного возраста отличает желание самовыражаться в танцах, движениях, рисовании. Они находятся на стадии наглядно-действенного развития творческого мышления. В дошкольном возрасте для развития творческих способностей в театрализованной деятельности приемлемы естественные методы решения 35 творческих задач. Это методы проб и ошибок, придумывание новых идей и их практическое применение, технология «творческий поиск».

Искусственные методы решения творческих задач приемлемы старшему школьному возрасту. В условиях современного дошкольного образования существует проблема для развития творческой способности ребёнка в том, что «театрализованная деятельность» – это наименее разработанный раздел в системе художественного воспитания дошкольника, который характеризуется отсутствием систематизированных, единых приемов и методов, отвечающих современным требованиям. В психолого-педагогической литературе указывается на то, что при разумно выбранном направлении процесса обучения, правильно отобранных методов и приемов по развитию творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста должна возникнуть потребность, готовность к выражению душевного состояния, своих мыслей, идей впечатлений.

Единой классификации методов обучения не существует; в то же время рассмотрение различных подходов к разделению методов обучения на группы является основанием для их систематизации в качестве дидактического инструментария. Исторически первыми методами обучения считаются методы учителя (рассказ, объяснение), методы ученика (упражнения, самостоятельная работа, вопросы), а также методы их совместной работы (беседа). Для использования в практике по развитию творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности выделили традиционную классификацию методов обучения: - словесные методы такие как рассказ, объяснение, беседа (вводная, вступительная, эвристическая, закрепляющая; индивидуальная и фронтальная); 36 - наглядные методы такие как иллюстрации плакатов, картин, зарисовок, демонстрации презентаций, телепередач, видеофильмов, диафильмов; костюмы, маски, декорации; - практические методы такие как упражнения, этюды (воспроизводящие, пластические, инсценирование.), музыкальные, театрализованные игры, развлечения и праздники. Отдельные приемы обучения могут служить средством реализации различных методов обучения. При организации непосредственной образовательной деятельности необходимо учитывать базовые потребности детей: потребность в саморазвитии, в игре, в подражании, приобретении опыта.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Методы и методики исследования

Эффективная педагогическая деятельность не может проводиться вслепую, без постоянного отслеживания результатов, без прогнозирования тенденций развития и принятия адекватных управленческих решений. Речь идет о педагогическом мониторинге, т. е. о непрерывном, научно-обоснованном, диагностико-прогностическом, планово-деятельностном отслеживании образовательного процесса [6].

В процессе занятий были использованы различные формы работы для развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности: традиционные, интегрированные и практические занятия; индивидуальная деятельность; показ спектаклей, инсценировок. Благодаря тому, что организация театрализованной деятельностью проводилась подгруппами с небольшим количеством детей в каждой, нами был организован индивидуальный подход к каждому участнику, учитывались психологические особенности каждого дошкольника.

Совместная деятельность выполняла одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию и не сводилась только к подготовке выступлений.

Содержание театрализованной совместной деятельности включало в себя не только просмотр кукольных спектаклей и дальнейшей беседы по ним, но и игры – драматизации, инсценировка сказок, различные упражнения, направленные на развитие выразительности детей. Индивидуальная работа является основной.

В процессе индивидуальной работы происходит тесный контакт между педагогом и воспитанником. Это даёт воспитателю возможность глубже изучить чувства ребёнка, понять, на что направлены его переживания, как они глубоки и серьёзны; помогает воспитателю выявить пробелы в знаниях, ликвидировать их с помощью систематической работы.

К самостоятельной деятельности дошкольников относим: развитие навыков самостоятельных действий во время игры, уметь действовать в различных ситуациях. Таким образом, в самостоятельной театрализованной деятельности ребёнок не только получал информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учился жить в этом мире, строить свои отношения, а это требовало творческой активности личности.

Праздники и развлечения объединяют коммуникативную и художественно-эстетическую деятельности. Это вызывает у детей эмоциональный отклик при восприятии поэтического слова, мелодии, изобразительных и художественных образов.

Для того чтобы праздник был эффективной формой организации развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности, необходимо вести с ними повседневную систематическую работу, обеспечивая приобретение ими навыков.

Эффективные формы организации развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности способствуют самореализации каждого ребёнка и взаимообогащению всех. Благодаря работе над общим спектаклем, дошкольник более качественно, при этом непринужденно способен усвоить культуру поведения взрослых, а воспитатель получает возможность узнать особенности личности ребенка.

Для развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности использовались методы обучения: - способ организации занятия: словесный – беседа, рассказ. Они подразумевают конкретные приемы: объяснение, уточнение, оценка, вопрос, использование художественного слова (поэтические строки, эпитеты, сравнения, метафоры); наглядный – наблюдение, показ педагогом, работа по образцу, музыкальное сопровождение, хореография, показ информации или образа на экране; наглядно-слуховой метод – способствует звуковой регуляции движений: дошкольник согласует свои движения с ритмом музыки; практический – игровые, сюжетные ситуации, действия с игрушками и специальными атрибутами, имитация действия (подражание действиям 40 животных, явлениям природы, общественной жизни), подвижная игра, выполнение работ по инструкционным картам, схемам; - уровень деятельности детей: объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию); репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности); частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).

2.2. Диагностика уровня развития творческого воображения младших школьников

Инструкция. Педагог показывает ребенку картинку и говорит: «Вот картинка. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано». Когда ребенок перечислит детали изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.), педагог говорит: «Правильно, видишь, здесь нарисовано солнышко в комнате. Подумай и скажи мне, пожалуйста, так может быть, или художник все перепутал? Попробуй исправить картинку, чтобы она была правильной».

При этом использовать ручку или карандаш испытуемому не обязательно, достаточно словесного объяснения. Обработка данных. В ходе обследования педагог оценивает попытки испытуемого в исправлении рисунка. Обработка данных проводится по пятибалльной системе. К первому уровню относят отсутствие ответа, непринятие задания – 1 балл.

Ко второму – формирование устранение несоответствия – 2 балла. К третьему – содержательное устранение несоответствия: - простой ответ – 3 балла; - сложный ответ – 4 балла; - конструктивный ответ – 5 баллов. 2. Методика «Складная картинка» (автор В.Б. Синельников). Основанием выступает умение видеть целое раньше частей. Цель методики: определение умения сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения. Материал: складывается картонная картинка с изображением утки, имеющая четыре сгиба (размер 10х15 см).

Инструкция к проведению. Ребенку предъявляется картинка, педагог говорит: «Сейчас я тебе дам картинку, внимательно посмотри на нее и скажи что на ней нарисовано?». После того, как ребенок ответил, картинка складывается и задается вопрос: «Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так?». После ответа ребенка, картинка расправляется и снова складывается. Ребенку задается тот же вопрос. Всего применяется пять вариантов складывания – «угол», «домик», «труба», «гармошка», «мостик». Обработка данных.

В ходе обследования ребенка педагог записывает смысл ответов во время выполнения заданий. Максимальная оценка за каждое задание – 3 балла. Всего – 15 баллов Выделяются следующие уровни ответов. Первый уровень – отсутствие ответа, непринятие задания – 1 балл. Второй уровень – ответ описательного типа – 2 балла. Третий уровень – ответы комбинирующего типа: сохранение целостности изображения при сгибании рисунка, включение нарисованного персонажа в новую ситуацию – 3 балла. 3. Методика «Как спасти зайку» (автор В. Т. Кудрявцев). Основание: надситуативно-преобразовательный характер творческих решений. 42 Цель: оценка способности к превращению задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию. Материал: фигурка зайчика, ведерко, палочка, блюдце сдутый воздушный шарик и лист бумаги.

Инструкция к проведению. Перед ребенком на столе располагаются: фигурка зайчика, блюдце, ведерко, палочка, сдутый воздушный шарик и лист бумаги. Педагог берет в руки зайчика и говорит ребенку: «Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут вдруг начался шторм, появились огромные волны и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько вещей (педагог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?».

Обработка данных. В ходе обследования фиксируется характер ответов ребенка и их обоснования.

Данные оцениваются по трехбалльной системе: – выбирает блюдце или ведерко, а так же палочку, но не выходя за рамки простого выбора: пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию – 1 балл. – решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега.

В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора – 2 балла. – для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик или сделать из листа бумажный кораблик. У детей, находящихся на этом уровне имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе ребенка к ней – 3 балла. Используя данные методики, нами был проведено исследование, направленное на изучение развития творческих способностей дошкольников.

Полученные данные по методике «Вербальная фантазия» можно представить в виде следующей таблицы:

Таблица 2.1

Результаты выполнения методики «Вербальная фантазия»

№ п/п

Ф.И.О

Критерии

Количество баллов

скорость процессов воображения

необычность, оригинальность образов воображения

богатство фантазии

глубина и проработанность (детализированность) образов

впечатлительность, эмоциональность образов

1

Ксения Б.

1

1

2

0

1

5

2

Лиза Б.

1

0

0

0

1

2

3

Сережа Б.

1

1

1

2

2

7

4

Стас Б.

1

0

0

1

1

3

5

Анфиса Д

2

2

2

1

2

9

6

Егор З.

0

0

1

0

1

2

7

Вера К

2

2

2

1

2

9

8

Артем К.

1

1

2

1

0

5

9

Паша М.

1

1

1

1

1

5

10

Алена М.

2

1

2

1

2

8

11

Даша П.

1

1

2

1

1

6

12

Алена Р.

1

0

0

1

1

3

13

Ира Р.

2

2

2

1

2

9

14

Максим С.

0

0

1

0

1

2

15

Катя С.

1

0

0

1

1

3

Таким образом, в ходе анализа полученных данных мы выявили, что у большинства детей плохо выражен критерий «глубина и проработанность (детализированность) образов».

У детей младшего школьного возраста различают несколько видов воображения. Оно может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материала в соответствии с замыслом). Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов:

Агглютинация, то есть «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица;

Гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить сказочные персонажи Карлик Нос, Гулливер или Мальчик-с-пальчик.

Схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства;

Типизация. Характерно выделение существенного, повторяющегося признака и воплощение его в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы врача, космонавта, шахтера и т. д.

Основой создания любых образов фантазии является синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой.

Таким образом, нельзя не согласиться с выводами ученых-психологов, исследователей о том, что воображение является одним из важнейших психических процессов и от уровня его развития, особенно у детей младшего школьного возраста, во многом зависит успешность усвоения школьной программы.

Далее нами была проведена методика «Рисунок».

Полученные данные по методике «Рисунок» можно представить в виде следующей таблицы:

Таблица 2.2

Результаты выполнения методики «Рисунок»

№ п/п

Ф.И.О

Критерии

Количество баллов

скорость процессов воображения

необычность, оригинальность образов воображения

богатство фантазии

глубина и проработанность (детализированность) образов

впечатлительность, эмоциональность образов

1

Ксения Б.

2

2

1

1

1

7

2

Лиза Б.

1

2

1

1

2

7

3

Сережа Б.

2

2

1

1

2

8

4

Стас Б.

0

1

1

2

2

6

5

Анфиса Д

2

2

2

2

1

9

6

Егор З.

2

2

2

2

1

9

7

Вера К

2

1

1

1

2

7

8

Артем К.

1

2

1

2

2

8

9

Паша М.

1

2

2

1

2

8

10

Алена М.

0

1

0

1

1

3

11

Даша П.

2

1

1

1

2

7

12

Алена Р.

2

1

1

1

2

7

13

Ира Р.

2

2

1

2

2

9

14

Максим С.

1

2

0

1

2

6

15

Катя С.

1

2

1

1

2

7

Итак, анализ результатов эксперимента показал, что в большинстве рисунков преобладает высокий уровень проявления критерия «Необычность, оригинальность образов воображения».

В воображении проявляются все виды и уровни направленности личности; они порождают и различные уровни воображения. Различие этих уровней определяется прежде всего тем, насколько сознательно и активно отношение человека к этому процессу. На низших уровнях смена образов происходит самотеком, непроизвольно, на высших в ней все большую роль играет сознательное, активное отношение человека к формированию образов.

Активное воображение может быть подразделено на творческое и воссоздающее. Воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, называют воссоздающим. Иначе говоря, этот вид воображения называют репродуктивным, воспроизводящим, вспоминающим. Некоторые люди обладают способностью с легкостью воссоздавать в памяти образы. Увидев однажды предмет, они затем могут представить его со всеми подробностями, со всеми цветами и даже запахами. Оно необходимо при чтении как учебной, так и художественной литературы, при изучении географических карт и исторических описаний, т.к. происходит воссоздание при помощи воображения того, что отображено в этих книгах и картах.

Творческое воображение, в отличие от воссоздающего воображения, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности.

Далее мы дополнили констатирующий эксперимент еще одной методикой – методика «Скульптура».

Полученные данные по данной методике можно представить в виде следующей таблицы:

Таблица 2.3

Результаты выполнения методики «Скульптура»

№ п/п

Ф.И.О

Критерии

Количество баллов

скорость процессов воображения

необычность, оригинальность образов воображения

богатство фантазии

глубина и проработанность (детализированность) образов

впечатлительность, эмоциональность образов

1

Ксения Б.

1

1

1

1

2

6

2

Лиза Б.

1

1

1

1

2

6

3

Сережа Б.

0

1

1

1

1

4

4

Стас Б.

1

2

2

1

2

8

5

Анфиса Д

0

1

1

1

2

5

6

Егор З.

1

1

1

1

1

5

7

Вера К

1

1

1

1

2

6

8

Артем К.

1

1

1

2

2

7

9

Паша М.

2

1

1

1

2

7

10

Алена М.

1

1

1

1

1

5

11

Даша П.

1

1

1

1

2

6

12

Алена Р.

1

1

1

1

2

6

13

Ира Р.

0

1

1

0

1

3

14

Максим С.

1

2

1

1

2

7

15

Катя С.

0

1

1

1

2

5

В ходе проведения методики обнаружился выраженный низкий уровень результатов по критерию «скорость процессов воображения».

Итак, обобщим данные всех трех методик, проведенных нами – таблица 2.4.

Таблица 2.4

Результаты проведения методик на выявление уровня развития творческого мышления у детей младшего школьного возраста

№ п/п

Ф. И. О.

Название методики

Оценка

Методика «Вербальная фантазия»

Методика «Рисунок»

Методика «Скульптура»

Общее количество баллов

Уровень развития

1

Ксения Б.

5

7

6

18

Средний

2

Лиза Б.

2

7

6

15

Средний

3

Сережа Б.

7

8

4

19

Высокий

4

Стас Б.

3

6

8

17

Средний

5

Анфиса Д

9

9

5

23

Высокий

6

Егор З.

2

9

5

16

Средний

7

Вера К

9

7

6

22

Высокий

8

Артем К.

5

8

7

20

Высокий

9

Паша М.

5

8

7

20

Высокий

10

Алена М.

8

3

5

16

Средний

11

Даша П.

6

7

6

19

Высокий

12

Алена Р.

3

7

6

16

Средний

13

Ира Р.

9

9

3

21

Высокий

14

Максим С.

2

6

7

15

Средний

15

Катя С.

3

7

5

15

Средний

Таким образом, в процессе нашего исследования мы решили все поставленные задачи, апробировали выдвинутые нами педагогические условия развития у детей младшего школьного возраста творческого воображения (рис. 1):

25-30 баллов – очень высокий уровень;

19-24 баллов – высокий уровень;

10 -18 баллов – средний уровень;

5-9 баллов – низкий уровень;

0-4 баллов – очень низкий уровень.

Рисунок 2.2 Результаты выявления уровней сформированности уровня развития творческого воображения (по результатам трех методик)

Таким образом, в ходе диагностирования нами было выявлено, что дети, принимавшие участие в исследовании, обладают высоким и средним уровнем развития творческого воображения.

Таким образом, нельзя не согласиться с выводами ученых-психологов, исследователей о том, что воображение является одним из важнейших психических процессов и от уровня его развития, особенно у детей младшего школьного возраста, во многом зависит успешность усвоения школьной программы.

Несмотря на большую занятость педагогов начального звена, учителю необходимо ставить задачу подбора дополнительного материала к изучаемым произведениям, предусмотренным программой, позволяющего наиболее эффективно соединить обучение младших школьников с развитием их познавательных возможностей, в том числе и воображения, и наиболее полно использовать при этом специфику чтения как учебного предмета.

Хорошие результаты показала диагностика творческого потенциала детей развитие способности видеть целое раньше частей: у 30% детей развита на среднем уровне и у 70% детей на высоком, низкий уровень нами не обнаружен. Данный результат считаем закономерным, так как ребенок всегда видит целое раньше частей. Но дети теряют эту способность, потому что при изучении какого-либо предмета или явления педагогу предписывается сначала обращать внимание детей на его отдельные внешние признаки и только затем раскрывать его целостный образ, что может приводить к существенному снижению творческих способностей детей. Результаты проведенной диагностики.

В процессе наблюдения за деятельностью детей можно было увидеть, что дети мало проявляли творчество, были скованные, не всегда умели выполнять действия с предметами, пользоваться различными видами театров. У детей было плохо развито воображение, с неуверенностью и с неохотой включались в деятельность, перевоплощались в художественные образы. Дети не могли действовать согласованно, не умели строить простейший диалог. Таким образом, проведенная диагностика позволила не только определить уровень развития творческих способностей дошкольников в начале учебного года, но и определить работу с данной группой по развитию творческих способностей в театрализованной деятельности.

2.3. Методические рекомендации по развитию творческого воображения в процессе театрализованной деятельности

На основе полученных результатов диагностики в старшей группе «Звездочка» была поставлена цель: построение работы с учетом реализации эффективных приемов и методов развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности. Совершенствование игровых навыков и творческую самостоятельность через театрализованные игры, музыкальные игры, развивающие творческие упражнения на развитие воображения, фантазии, внимания, самостоятельность мышления.

Для того чтобы достичь, поставленной цели, был намечен перспективный план работы, включающий использование различных методов и приемов, нацеленных на создание атмосферы творчества. За основу был взят теоретический и практический опыт авторов методической литературы в области театрализованной деятельности для дошкольников, на основе методических рекомендаций Э.Г. Чуриловой «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников», программы «Арт-фантазия», О.И. Киселевой «Развитие творческих способностей детей средствами театрально-игровой деятельности».

Основными специфическими методами работы по развитию творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности были взяты: - метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности); - метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога); - метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы).

Эффективные методы развития творчества: творческое задание, постановка проблемы или создание проблемной ситуации, переход игры на другой, более сложный творческий уровень, упражнения, этюды. Использовались приемы: прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию, создание атмосферы одобрения, радости, с помощью вербальных и невербальных средств) методические. Благодаря проведению системы занятий, направленных на формирование творческих способностей у дошкольников, посредством театрализованной деятельности, нами решались такие задачи:

1. Формирование творческих способностей детей.

2. Формирование творческой самостоятельности участников исследования.

3. Повышение интереса дошкольников к разнообразным типам творческой деятельности.

4. Повышение уровня развития познавательных процессов. Для решения поставленных задач в своей практике мы выбрали основные направления развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности: Театрализованные игры.

Основные задачи: развитие способности произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминание слова героев спектаклей, развитие зрительного и слухового внимания, памяти, наблюдательности, образного мышления, фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству.

Ритмопластика.

Основные задачи: развитие умения произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано, развитие координации движений.

Культура и техника речи.

К основным задачам относятся: развитие речевого дыхания и правильной артикуляции, разнообразной интонации, логики речи; обучение сочинению небольших рассказов и сказок, подбор простейших рифм. Основы театральной культуры.

Основные задачи: знакомство дошкольников с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства, формирование культуры поведения в театре. Работа над спектаклем. Основные задачи: развитие навыков действий с воображаемыми предметами; развитие умений пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния. Большинство занятий проходили в достаточно свободной форме. Можно было расположиться на ковре, что способствует созданию спокойной домашней атмосферы, передвигаться по музыкальному залу в ходе игрдраматизаций, в участии в подвижных играх. Расположение детей в течении занятия могло меняться несколько раз.

Такая организация занятий детей давала простор для выдумок и творчества детей, позволяла им быть свободными и утверждаться в своих силах. Дополнительно нами были включены в основную часть занятий игры, направленные на развитие способности строить взаимоотношения с окружающими, умение понимать других людей, их чувства, настроения, собственные переживания и управлять ими. Кроме этого, были добавлены игры, направленные на формирование и развитие выразительности речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, активизировался словарь ребенка, совершенствовалась звуковая культура речи.

В третью часть занятий включались игры-инсценировки, подготовка к театрализованным представлениям. Игры-инсценировки проводились в форме дословного пересказа по ролям художественного произведения, прочитанного предварительно воспитателем. Дословный пересказ текста выполнялся педагогом вместе с детьми, роль ведущего у педагога, а детям поручались другие роли.

Текст, который должен произносить каждый персонаж, проговаривался педагогом, а дети повторяли. Инсценировка художественного произведения в свободном пересказе детьми реплик каждого персонажа происходила как сюжетно-ролевая игра. Как правило, это были сказки, прочитанные много раз и потому хорошо известные детям.

Занятия проводились в течение 25-30 минут. Форма занятий, как групповая, так и индивидуальная. Были проведены: - занятия по знакомству с театром; - занятия по культуре и технике речи; - музыкальные «Театрализованные игры»; - занятия по ритмопластике; - 10 занятий по подготовке к запланированному театрализованному представлению. 48 Занятия были сформированы по разнообразным сценариям, которые зависели не только от времени их проведения, но и от погодных условий и общего настроения группы детей. В процессе проведения коллективных игр, направленных на развитие дошкольников, воспитателю приходилось создавать атмосферу веселья и радости, активно подбадривать стеснительных детей, стараться не замечать совершенные ими ошибки.

Практически в каждой игре проходило деление всех участников на несколько команд, чтобы дать детям возможность оценить действия других и сравнивать их со своими собственными, при этом ведущие были сами дети. Для того, чтоб дошкольники смогли взаимодействовать с воображаемыми предметами воспитателю помогали известные народные и специально подобранные игры. В качестве заданий, для выполнения которых потребуются воображаемые предметы, были: мытье рук, рисование, наматывание клубка, стирка платка, лепка пирожка, забивание гвоздя, нести ведро с водой или песком, подметание пола, съесть яблоко, вышивать и т. п. А также выполнять парные и коллективные упражнения: играть в мяч, тянуть канат, нести ведро, играть в снежки, бадминтон, передавать вазу с фруктами или поднос с посудой, искать иголку, бусинку или деталь от маленькой машинки. По окончании опытно-поискового исследования была представлена премьера театрализованной сказки «Однажды в лесу».

Содержание и основные направления занятий: Знакомство с основами театра. На этих занятиях дошкольники получали элементарные знания о театральном искусстве: что такое театр, театральное искусство, виды театральных представлений. Пример такого занятия – знакомство с одним из видов театрального представления, как кукольный театр. Дети с удовольствием смотрели музыкальные спектакли кукольного театра: «Репка», «Теремок» и «Колобок» и сами принимали в них участие: отвечали на вопросы кукол, выполняли их поручения и т. д. Занятия по культуре и технике речи.

Это игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика, интонационную выразительность речи. Дети учились менять по заданию воспитателя высоту и силу звучания голоса, чётко произносить в разных темпах скороговорки и чистоговорки, читали наизусть стихи, правильно произнося слова и расставляя логические ударения, подбирали рифму к заданному слову, учились произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, составляли диалоги между сказочными героями. Занятия: «Музыкальные театрализованные игры».

Это разнообразные игры-превращалки, развивающие способность к перевоплощению: «Представь себя зверушкой», «Я – сказочный герой» такие игровые задания в образах животных и персонажей из сказок с музыкальным сопровождением помогают лучше овладеть детям своим телом и осознать пластические возможности движений; игры на развитие воображения (игры с воображаемыми предметами – мячом, куклой и т. п); инсцинировки знакомых сказок («Колобок», «Репка») под музыкальное сопровождение. Ритмопластика. Это упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации).

Для этого на занятиях мною использовались игры «Каравай», «Угадай животного», «Морская фигура» и другие. Эти игры помогают почувствовать ритм, развивают координацию движений детей, развивают речевое дыхание, разнообразную интонацию, учат передавать позы, создавать образ животного с помощью пластических движений. Фрагмент занятия по ритмопластике. 50 Цель: Развить чувство ритма, быстроту реакции и общую координацию движений, а также с помощью выразительных движений способствовать умению создавать образы. Ход занятия: Педагог в разных сочетаниях чередует хлопки, притопы ногой и хлопки по коленям, меняя ритм и темп. Дети повторяют за педагогом все движения. Задача повторить без ошибок. Потом под музыку дети должны изобразить с помощью пластичных движений различных животных, например, зайца, медведя, волка, корову. Проигрывали этюды на основные эмоции – грусть, радость, гнев, злость, смех и т. д. Работа над спектаклем.

Работа над запланированным спектаклем включала такие занятия, как знакомство с сценарием сказки (совместное чтение, обсуждение ее с детьми); распределение ролей, постановка танцев под музыку; создание эскизов и декораций; разучивание ролей, репетиции отдельных эпизодов и всей пьесы в целом. Также велась работа с родителями – они активно помогали изготовить декорации и костюмы для постановки. Занятие 1. Знакомство со сценарием спектакля.

Цель: Знакомство детей с текстом спектакля и обсудить его. Ход занятия:

1. Чтение текста сценария сказки.

2. После чтения – беседа с детьми: «Кто вам понравился в этом спектакле? Кто из героев понравился больше и почему? Нравится ли вам главный герой и т. д.» 3. Игра «Ассоциации». Педагог предлагает самим детям распределить роли, опираясь на ассоциации. (Кто может сыграть колобка? С кем из ребят он ассоциируется? У кого лучше всего может получиться его изобразить? и т. д.)

4. Предварительное распределение ролей по желанию детей. Подведение итогов занятия. Занятия 2 – 4. Разучивание песен.

Цель: Разучить музыкальные партии героев сказки, развивать внимание, чувство ритма, мимику и жесты детей. Ход занятия: 1. Организационный момент. 2. Прослушивание и разучивание музыкальных произведений, используемых в спектакле (песня Колобка, песня Зайчика, песня Медведя, песня Лисички, финальная песенка про дружбу). 3. Подведение итогов занятия. Занятия 5 – 6. Работа над текстом спектакля. Цель: Разучивать с детьми текст спектакля, работа над артикуляционным аппаратом, дыханием, голосом, интонацией. Совершенствовать внимание, воображение и память детей. Ход занятия:

1. Упражнения для губ, языка, мышц лица: «Зарядка для язычка», «Цоканье», «Достань язычком губу, нос, щечку»; упражнения на дыхание: «Эхо».

2. Работа над текстом и техникой речи.

3. Репетиция эпизодов спектакля с учетом изученного текста сценария.

4. Подведение итогов занятия. Занятия 7 – 8. Разучивание танцевальных партий. Цель: Разучивать танцы и музыкальные партии персонажей спектакля, развивать внимание, чувство ритма, мимику и жесты. Ход занятия: 1. Организационный момент.

2. Разучивание финального коллективного танца «Полька». 3. Репетиция индивидуальных партий ежика, зайца, лисички и медведя. 4. Подведение итогов. Занятия 9 – 10. Репетиции эпизодов и генеральная репетиция. 52 Цель: Репетировать все эпизоды спектакля с использованием декораций, костюмов, музыкального сопровождения. Ход занятия: 1. Организационный момент. 2. Перекличка детей – дети по очереди выходили и называли свои имена и фамилии. Учились кланяться, вселяя уверенность в себе, учились не бояться говорить.

3. Генеральная репетиция спектакля с костюмами и декорациями. 4. Подведение итогов занятия. По окончании занятий состоялась премьера сказки «Однажды в лесу», которая прошла успешно и была высоко оценена приглашенными зрителями: родителями детей и детьми из младшей группы, руководством ДОУ.

Ребенок младшего школьного возраста в условия воспитания и обучения начинает занимать новое место в системе доступных ему общественных отношений. Это связано прежде всего с поступлением его в школу, которая накладывает на ребенка определенные общественные обязанности, требующие к ней сознательного и ответственного отношения, и с новым положением его в семье, где он также получает новые обязанности.

В младшем школьном возрасте ребенок впервые становится как в школе, так и в семье, членом настоящего трудового коллектива, что является основным условием формирования его личности. Следствием этого нового положения ребенка в семье и в школе является изменение характера деятельности ребенка. Жизнь в организованном школой и учителем коллективе приводит к развитию у ребенка сложных, социальных чувств и к практическому овладению важнейшими формами и правилами общественного поведения. Переход к систематическому усвоению знаний в школе является фундаментальным фактом, формирующим личность младшего школьника и постепенно перестраивающим его познавательные процессы.

Диапазон творческих задач, решаемых на начальной ступени обучения, необычайно широк по сложности – от нахождения неисправности в моторе или решения головоломки, до изобретения новой машины или научного открытия, но суть их одна: при их решении происходит опыт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д. все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Творческая деятельность, является более сложной по своей сущности, доступна только человеку.

Есть великая «формула» приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала открыть истину, известную многим, затем открыть истины, известные некоторым, и наконец открыть истины, никому еще неизвестные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского таланта. Наша обязанность –помочь ребенку встать на этот путь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность исследования развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности обусловлена, во-первых, изменяющимися требованиями к выпускникам дошкольных образовательных учреждений, предполагающими развитие креативного мышления, развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Во-вторых, недостаточным уровнем изученности приемов и методов развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности в научной литературе. В-третьих, отсутствие в практике дошкольных образовательных учреждений системного использования эффективных приемов и методов развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности. Тема творчества является одной из так называемых «вечных» проблем философии. Творчество представляет собой процесс создания некоего интеллектуального продукта, который ранее не существовал.

Исходя из сути творчества, выделяют художественное, научное, техническое, политическое, спортивное и другие виды творчества. Творчество является характерной особенностью человеческого мышления и открывает перед человеком широкий спектр возможностей.

Творчество выступает не только как результат познания, но и как средство познания и конструктивный элемент структуры познания. Анализ литературы по проблеме творчества и творческих способностей выявил, что большинство исследователей трактует «творчество» как ступень 58 развития возможностей человека или его потенциал, а творческие способности – как индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Несмотря на многообразие подходов, все исследователи единодушны в том, что творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественноисторической уникальностью, предполагающая всегда творца – субъекта творческой деятельности.

В основании творческого процесса находятся такие составляющие как личное видение творца, социальная значимость, свобода творческого процесса. Творческие способности уже давно не являются новым предметом исследования, а человеческие способности вызывали интерес к себе во все времена. Неверным будет заключение, что творческие способности – это способность человека к художественной деятельности, к умению рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т. д.

Системное использование эффективных приемов и методов развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности ведет к наиболее полному усвоению необходимых знаний, умений, навыков, благоприятствует успешному выполнению определенной деятельности и, в соответствии с этим, эффективному развитию способностей.

СПИСОК ЛИЕТАТУРЫ

  1. Амосова И.Ю. Развитие творческого воображения младших школьников // Современная педагогика. – 2013. – № 5.
  2. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации под ред. Е. Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2015.
  3. Волгуснова Е.А. Формирование творческого воображения в процессе продуцирования сказочных импровизаций и комических конструкций младшими школьниками. Шадринск: Каргапольский филиал ОГПУ «ШДП», 2012. 200 с.
  4. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2011.
  5. Дьяченко О. М. Индивидуальные особенности познавательного развития детей младшего школьного возраста. – М.: Дрофа, 2004.
  6. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии. – 1988. – № 6.
  7. Заика Е. В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии. – 2013 – №2.
  8. Игнатьев С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2007.
  9. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
  10. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Академа, 2002
  11. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Под ред. А. Я. Кондакова. –  М.: Просвещение, 2009.
  12. Левин В. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 2003.
  13. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. 10-е изд., перераб. и доп. М.: Академия, 2006. 608 с.
  14. Моляко В. Л. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности // Вопросы психологии. – 2014. – № 5.
  15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Проспект, 2002
  16. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
  17. Шадриков В.Д. Развитие способностей // Начальная школа. – 2014. – № 4.