Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Технологический процесс прохождения книжного издания в производстве – от замысла до готовой продукции

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Книги уже много сотен лет занимают особое место в человеческой жизни. Мы называем из друзьями, помощниками, учителями, с детства любим и относимся с уважением. Но мало кто действительно задумывался, что стоит за красивой обложкой и удивительным содержанием, какой труд вложен в каждое издание, сколько сил и времени было затрачено для того, чтобы автор донес до нас свои мысли.

Данная тема актуальна и в наше время. Актуальность работы заключается в том, что наряду с ростом любителей электронных изданий, современную молодежь все больше увлекает чтение именно бумажных носителей информации. Наше поколение возрождает старые традиции: ходит в музеи, смотрит старое кино и, конечно же, покупает книги и собирает целые домашние библиотеки, как это делали их прародители.

Каждый уважающий себя дизайнер знает, какой сложный путь проходит книга перед попаданием на полки магазина, а простые читатели хотя бы раз задумывались о том, как создаются их любимые книги. Поэтому возникает закономерный вопрос: «В чем же заключаются особенности процесса создания книжного издания?» На него нам и предстоит дать ответ в конце исследования.

Целью нашего исследования стали изучение технологического процесса производства книжного издания, основных этапов прохождения издания в производстве: издательского процесса, изготовления спускового макета, изготовления печатной формы, печати, послепечатных процессов и получения готовой печатной полиграфической продукции, а также подведение итога касательно того, как мы получаем готовую продукцию.

Объектом исследования моей темы являются полиграфическая база и полиграфическая печатная продукция.

Предмет исследования – это основные этапы прохождения издания в производстве: технологическая цепочка с определенными видами работ, характеризующими каждый этап.

Задачи исследования заключаются в том,

  • чтобы изучить историю книгопечатания,
  • больше узнать непосредственно о самом книжном издании, рассмотрев ее как форму визуальной коммуникации,
  • изучив соответствующую литературу по данной теме.
  • Также нам предстоит выделить и исследовать классификацию книжных печатных изданий, а также проанализировать и выделить основные функции книги.
  • Кроме того, мы исследуем путь издания в производстве, руководствуясь личным опытом, исходя из увиденного и услышанного во время похода в типографию, дополним наши знания материалами из изученных материалов лекций и опубликуем в исследовательской части данной курсовой работы. Необходимо осветить способы печати, выяснить, что такое верстка и как производится набор, а также проанализировать, насколько современные технологии влияют на книжный рынок сегодня.

Информационной базой для выполнения курсовой работы является научная литература по теме исследования, учебные пособия и электронные ресурсы такие, как: Клещев О. И. «Типографика: учебное пособие», Г. Б. Минервин «Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник», Клещев, О. И. «Основы производственного мастерства: художественно-техническое редактирование: учебное пособие», Головко С. Б. «Дизайн деловых периодических изданий: учебное пособие», Кравчук В. П. «Типографика и художественно-техническое редактирование: учебное наглядное пособие» и т.д.

Глава 1. ИСТОРИЯ КНИЖНОГО ИЗДАНИЯ, ЕГО ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ

1.1. Истоки зарождения печатного издания как формы визуальных коммуникаций

1.1.1. Визуальная коммуникация и ее связь с книгой

Визуальная коммуникация – это способ взаимодействия, во время которого информация передается благодаря знакам, символам, изображениям, иконкам и пиктограммам. Данный вид общения целиком и полностью завязан на функции органов зрения.

Официальной дисциплиной и частью истории современной культуры история книжного издания стала лишь в 80-х годах прошлого века. Основная задача истории книги – демонстрация книги как объекта искусства и продукт человеческого труда, а не только как метод передачи информации. Не только буквы, нанесенные на страницы, связывают человека с историей и опытом предыдущих поколений.

До возникновения первого печатного станка связь читателя и книги была менее прочной. «Оценка начала книгопечатания как качественного — революционного — сдвига в истории мировой культуры становится ощутимой, если представить, что еще немногим более 500 лет назад книги издавались путем переписывания от руки, и большинство людей не помышляло, что можно делать их другим способом»1 – так оценил путь развития книги Варбанец Н. В. В самом деле, книги до изобретения Гутенберга были произведениями искусства, созданными исключительно путем ручного труда. Каждое издание было уникальным и имело характерные конструктивные особенности, которые закладывались теми, кто писал, рисовал иллюстрации и делал переплеты.

Взглянув на издание, специалист может определить, где и в каких условиях оно хранилось, в каком году было создано и взаимодействовали ли люди с книжными страницами и текстом на них. Это и есть часть визуальной коммуникации между читателем и книжным изданием.

_______________________

1 Варбанец Н. В. Йоханн Гутенберг и начало книгопечатания в Европе /Авт.-сост. Варбанец Н. В. — М.: Книга, 1980. — 306 с.

1.1.2. История возникновения печатной книги

Прародителем печатного издания являлась рукописная книга. Ее история начинается задолго до нашей эры – с изобретения бумаги, и продолжается вплоть до создания печатного станка. Первые книги были мало похожи на их современные аналоги и дошли до нас в форме табличек, свитков и листов папируса, которые со временем трансформировались в переплетенные в ручную тексты, написанные на отдельных листах и больше напоминающие книги в привычном для нас понимании, – кодексы. Их свергли печатные тома, а потом – печатные издания массового распространения.

Способ Гутенберга не считается первым известным методом печати книг, но Йоханн остается первым человеком, кто сумел автоматизировать производство (см. рис. 1.1).

pechatnyi-stanok

Рисунок 1.1. Станок Гутенберга

До него литеры использовали в середине 1 в. н. э. в Китае. Но данная технология использовалась исключительно при помощи ручного труда, ни о каких станках в Китае никто не слышал. Китайцы вырезали на деревянных досках выпуклый текст, написанный зеркально, затем наносили краску, накладывали поверх печатной формы лист и натирали его специальной мягкой щеткой. Но эта технология была далеко не совершенна: с такой дощечки можно было сделать максимум 50-60 оттисков – дальнейшие оттиски смазывались, а сама табличка – стиралась. Дальне. Дальнейшее развитие печати так же происходило пока что лишь на территории Китая, где кузнец Би Шэн придумал отливать иероглифы из металла и собирать из них оттиски для печати целых страниц. Однако это изобретение было несвоевременным: мир не был готов принять подобное нововведение, и спустя несколько столетий европейцам пришлось изобретать велосипед заново.

Как уже упоминалось ранее, подвижные литеры Йоханна Гутенберга (см. рис. 1.2), созданные около 1440 года, позволили вступить книге в новую эпоху – индустриальную. Гутенберг отлил пять комплектов металлических литер разного кегля. Именно с того момента роль книги и самого производства изменилась: издание книги больше не было художественным процессом создания произведений искусства и превратилось в предприятие, требующим вложений для реализации и сбыта товара. Цена книг значительно снизилась, а визуальная составляющая упростилась до минимума. Теперь все внимание сосредотачивалось именно на технологии создания.

gutenberg

Рисунок 1.2. Портрет Йоханна Гутенберга

В России был свой Йоханн Гутенберг – Иван Федоров (см. рис. 1.3). «Имя первопечатника Ивана Федорова хорошо известно как в нашей стране, так и за ее пределами. Исследования последних десятилетий открыли новые, ранее неизвестные стороны деятельности Ивана Федорова. В прошлом столетии его считали не более чем ремесленником; теперь, мы видим в нем просветителя, писателя, педагога, художника, общественного деятеля», – вот, как отзывался о русском первопечатнике Е. Л. Немировский.

Иван Федоров: как чиновники изгоняли первопечатника

Рисунок 1.3. Портрет Ивана Федорова

И в его словах есть доля правды. Может, Федоров и не ввел тенденцию на регулярную печать книг, но определил вектор дальнейшего развития книгопечатания на территории восточной Европы. Таким образом, при Петре Первом в Петербурге была открыта типография, в которой книги печатались не на церковном, а гражданским шрифтом, который был разработан по заказу императора в Голландии.

К концу 19 века на территории России было открыто более 1950 предприятий для печати книг. Рост спроса на типографскую печать способствовал открытию различных технических школ, обучающих наборщиков и мастеров книжного дела.

_______________________

2 Немировский Е. Л. Иван Федоров около 1510–1583 /Авт.-сост. Немировский Е. Л — М.: Наука, 1985. — 306 с.

Мир не стоял на месте и к девятнадцатому веку появилась особая техника для отливки литер, а также машины для одновременной двухсторонней печати. Каждое новое изобретение совершенствовало технологии производства, а паровой печатный станок Кенинга (см. рис. 1.4) и возникшие позже ротационные машины (см. рис. 1.5) совершили очередную революцию.

Фридрих Кениг

Рисунок 1.4. Печатный станок Кенинга

Ротационная печатная машина | рулонные машины

Рисунок 1.5. Ротационная машина

Прогресс не обошел стороной и бумажное производство: Фурдринье и Гилпин изобрели новую технику скручивания полученной бумаги в непрерывные крупные рулоны. Преодолеть последнюю преграду помогли Мергенталер и Ланстон, чьи линотипные (см. рис. 1.6) и монотипные (см. рис. 1.7) машины вывели производство на новый уровень.

Рисунок 1.6. Линотипная машина

Рисунок 1.7. Монотипная машина

Таким образом книгопечатание прижилось. Причиной тому стала не только низкая цена, книги так же избавили мир от невежества, они стали новым методом воздействия на массовую аудиторию. Книжное издание прошло долгий тернистый путь, прежде чем стать таким, каким мы знаем его теперь, но это, бесспорно, стоило того.

1.2. Виды и функции книжного издания

1.2.1. Классификация изданий

В данной работе будут рассмотрены несколько видов классификации (см. рис. 1.8).

Классификация книжных изданий

Рисунок 1.8. Классификация книжных изданий

Первая из них – классификация по целевому назначению. В данной классификации выделяется несколько категорий: официальные, научные и научно-популярные, литературно-художественные, производственные, нормативно-правовые, учебные, просветительные, справочные, информационные, рекламные и досуговые.

Официальными называют те издания, которые печатаются от лица государственных и общественных организаций, которые содержат в себе законы, приказы или принятые постановления. К научным изданиям относят результаты исследований ученых и дошедшие до нас какие-либо исторические документы. Литературно-художественные издания состоят из произведений литературного характера. Производственные изданию включают в себя различные обучающие материалы по технологическим процессам. Нормативно-правовое издание содержит в себе определенные стандарты и принятые уставы для различных областей производства. Учебные издания состоят из обучающих материалов, изложенных в доступной форме для целевой аудитории. Духовно-просветительные издания – это издания, носящие религиозный характер. Справочные издания излагают сведения научного и прикладного характера в краткой и доступной форме, которые расположены в алфавитном порядке для быстроты поиска. Рекламные издания содержат информацию о товарах, услугах и различных мероприятиях для увеличения спроса на них. Досуговая литература создана для организации свободного времени.

Еще одна классификация – разделение изданий по способу организации произведений. Существует несколько типов, относящихся к этой классификации: академическое издание, собрание сочинений, избранное и сериальное издание.

Академические – это издания, в которых заключен точный текст, без искаженных фактов, научно выверенный, в котором есть пояснения и комментарии. К избранному можно отнести издания, в которых собраны объединенные по определенному принципу произведения одного или нескольких авторов. Собрание – это также сборники, но которые содержат все основные или вообще все произведения автора, из которых складывается общая картина о его творчестве. Суть сериального издания заключается в выпуске томов, которые объединяет общая идея, тема или назначение. Такие издания выходят в схожем оформлении.

Третья классификация – вид издания по объему. Если в издании более 48 страниц, но его следует называть книгой, если же в издании от 4 до 48, то это брошюра.

Четвертая – по регулярности выпуска. Существуют первые издания, переиздания дополненные, исправленные, переработанные, расширенные, стереотипные и перепечатанные.

Первым называется то издание, которое прежде никогда не выпускалось. Дополненным называют переиздание, в котором есть изменения в виде новых глав, изображений или абзацев текста. Исправленное – это то переиздание, где автор произведения исправил ошибки, допущенные им ранее, например, фактические ошибки, но сам текст остается неизменным. Переработанными называют те издания, в которых текст претерпел сильные метаморфозы. В расширенных объем и содержание текста существенно увеличено, если сравнивать с первым изданием. Стереотипным называют такие издания, которые выпускаются без каких-либо изменений. Перепечатка характеризуется тем, что тот же самый текст выпускает другое издательство с нового набора.

Пятая классификация – по способу полиграфического исполнения. Выделяют пять видов подобных изданий: улучшенное, факсимильное, пейпербек, кипсек и репринтное издания.

Улучшенное характеризует улучшенное художественное и полиграфическое исполнения. Факсимильное стремиться воспроизвести подлинник в мельчайших подробностях вплоть до копирования дефектов, связанных со старостью оригинала. Пейпербек – это специальное издания, созданное для того, чтобы брать с собой. Кипсек – это издание, изобилующее различными дополнительными элементами оформления, дорого украшенное и чаще всего приобретаемое в качестве роскошного подарка. Репринтным называют издания, которые точно повторяют выбранный для перепечати оригинал. Книгу не состаривают намеренно, это старое издание в «новом теле».

Шестой вид определяет издания по принадлежности автору. В этой классификации всего 4 вида: анонимное, собственное, контрафактное и фирменные издания.

Анонимное выпускается без указаний авторства, года, места и издателя. Собственное издание выпускается непосредственно автором на его деньги. Контрафактным называется издание, которое выпускается незаконно, нарушая принципы авторского права. Фирменное выпускается какой-либо кампанией и содержит сведения об этой компании.

Седьмая классификация – по характеру обращения. Данная классификация включает в себя бестселлеры, букинистические книги, издания на правах рукописи, подписные и редкие издания.

Бестселлеры выпускаются массово и пользуются большой популярностью среди читателей. Букинистические книги – это б/у книги, которые находят себе вторых хозяев. Издание на правах рукописи относится к документам, которые созданы для предварительного чтения. Подписное издание получают на руки только те, кто оформили подписку на его получение. Редкие издания выпускаются чаще всего небольшим тиражом или доходят до наших дней в маленьком количестве экземпляров. Такие издания ценятся коллекционерами.

Магазины и библиотеки используют классификацию изданий по содержанию. Это восьмой вид классификации книжных изданий, в ней книги делят по принципам УДК (универсальной десятичной классификации) и ББК (библиотечно-библиографической классификации).

Индексы УДК выносятся на оборотную сторону титульного листа любого издания и печатаются в верху страницы в левом углу. Эта система позволяет навести порядок в систематизации изданий, облегчить поиск изданий в книжных магазинах и библиотеках. От нее зависит расположение изданий в торговом зале.

ББК ориентирована на библиотеки. Это всем знакомая карточка на обороте титульного листа, которую заполняет библиотекарь, когда читатель берет книгу.

1.2.2. Функции книжного издания

Разные виды книг выполняют разные функции. Первостепенная функция книги – коммуникативная. При помощи книг люди в далеком прошлом передавали знания от одного поколения другому. Даже в наше время книга не утратила данного значения: одни люди пишут книги, чтобы поделиться своими мыслями, другие читают, чтобы пропустить их сквозь себя, перенять чужой опыт, иначе взглянуть на привычные вещи и мир вокруг.

Также книга выполняет идеологическую функцию. Эта функция определяет социальную роль издания в мире. В подобных книгах на первое место ставятся идеологические взгляды автора, а основной идеей становится продвижение какой-либо мысли в массы. Так, например, в советское время правительство допускало до магазинных полок лишь те книги, которые славили политический режим и демонстрировали утрированную версию современных реалий.

В прошлом книга играла роль «учебника» не только в прямом смысле этого слова. С этим связана еще одна функция книги – познавательная. Книги позволяли людям не только выучить алфавит и понять, как делить и умножать числа, но и открывало глаза на многогранность человеческой жизни. В книгах люди, не имевшие возможность что-либо увидеть, узнавали об удивительных странах, о жизни других людей в далеком прошлом. Именно желание познать мир привело к возникновению учебников и справочников.

Книга так же выполняет эстетическую функцию, которая заключается во внешнем оформлении и содержании текста на страницах. Красивую книгу приятно читать. Если у издания красивая яркая обложка, качественная бумага, а у автора текста красивый слог, то такую книгу читать намного приятнее. С этой функцией тесно связана еще одна – этическая.

Книги – наши воспитатели, они влияют на наши мысли и чувства, формируют характер и личность. Читающий человек более духовно возвышен, нежели его не читающие товарищи. На книжных страницах отражены представления о человеческой морали, подняты вопросы нравственности, вечного противостояния добра и зла.

Каждая книга играет роль системы выполняемых ею функций, которые тесно взаимосвязаны. Невозможно найти книгу, которая выполняла бы исключительно одну единственную функцию.

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

2.1. Первый этап - препресс

2.1.1. Издательский процесс

Существует три этапа производственного процесса: препресс, печать и послепечатный процесс. Первый этап подразделяется на издательский процесс, создание спускового макета (спуск полос) и издание печатной формы. Третий этап включает в себя обложко-брошюровочные, брошюровочно-переплетные и отделочные работы.

Каждое издательство в начале года утверждает конкретный тематический план, который представляет из себя таблицу, в которой прописаны позиции, которые будут печататься в течение этого года. Это очень важный момент, ведь именно это позволяет издательствам оставаться в плюсе. После утверждения плана издательство ищет авторов, которые способны принести прибыль. Иногда этот процесс занимает достаточно много времени, так как каждое издательство стремится найти наиболее талантливых и одаренных авторов. Со временем у каждого издательства формируется свой круг авторов, с которыми оно сотрудничает, обсуждает юридические вопросы.

Обычно перед составлением договора автор вместе с редактором определяют направление, в котором будет работать автор, обговаривают объем и основные требования. Это называется составление плана-проспекта, который потом утверждается руководством. После написания авторская рукопись попадает в редакционную.

В первую очередь работу читает и оценивает специальный человек, который принимает решение насчет того, насколько подходящей является рукопись. Этот процесс называется рецензирование. Он помогает определить, насколько рукопись соответствует утвержденному плану. Если она одобрена – работа отправляется в путь, а с автором подписывается договор.

Работа читается главным редактором, который оценивает ее и выносит вердикт касательно того, насколько содержание соответствует требованиям издательства. Далее начинается редактирование – совместная работа автора и редактора. Это творческий процесс, который помогает довести работу до совершенства.

Затем работа попадает в корректорскую, де вытчитчик внимательно читает текст и проверяет его на пунктуационные и орфографические ошибки. Он шлифует работу, устраняя шероховатости текста.

Далее работа передается в редакцию, где редактор проверяет все даты, выискивает логические ошибки, составляет, если это требуется, библиографии, структурирует текст и составляет оглавление.

После этого проверенную работу получает дизайнерский отдел, в котором дизайнер работает над внешним и внутренним оформлением. К элементам внешнего оформления относят обложку, суперобложку, переплет, форзац и футляр. К внешнему оформлению относится все, что связано с книжным блоком.

Дизайнер выбирает материал и элементы оформления в зависимости от экономического показателя (цены, которую готов заплатить человек, обратившийся в издательство), назначения (жанра), целевой аудитории, места использования и временного показателя. Дизайнер работает с изобразительными оригиналами: оригинал-макетом переплета, форзаца. Оригинал-макет полностью дублирует печатное издание и строится по модульной сетке.

Пока дизайнер решает вопросы внешнего вида, текст отправляется в тех редакцию, где каждый рисунок получает свою подрисуночную подпись.

В отделе верстки производится верстка текста с разметкой. На выходе мы получаем первую корректуру (верстку), которая повторно проходит все этапы для проверки. Теперь мы получаем вторую корректуру, которая называется сверка, и, если заказчика все устраивает, она подписывается.

Далее дизайнер распределяет всю работу в две папки: в первой – внешнее оформление и все, что с ним связано (оригинал-макет переплета, обложки с клапанами и т.д.), во второй – внутреннее оформление (рисунки, подрисуночные подписи, верстка). На оригинал-макетах обязательно проставляются обрезные метки (кресты и уголки), которые указывают на обрезной формат и пометки для совмещения красок. Все эти данные сохраняются в формате pdf.

По завершению работе выписывается спецификация – так называемый паспорт. В нем прописывается автор, издание, формат издания и полосы, используемые гарнитуры, их кегель, вид печати, отделки, прилагается комплект изобразительных оригиналов с сопроводительной запиской. Все это сдается производственным отделам в типографию.

2.1.2. Типографские работы

В типографии первым делом производится печать на бумагу, которая проверяется типографским корректором. На переплет, обложку, титул, оборот титула и входные данные дизайнер дает открытый файл для исправления ошибок.

Далее печатный вариант отправляется обратно в издательство на утверждение издательской корректуры. Если все устраивает, то корректура опять подписывается, если есть исправления, то исправленные pdf отправляют обратно в типографию для печати на бумагу.

После того, как издательскую корректуру подписывают начинается изготовление спускового макета (спуск полос) (см. рис. 2.1). Он показывает расположение страниц в будущем издании на печатной форме. Расположение страниц меняется в зависимости от формата издания и листа, типов скрепления листов. Спусковой макет необходим в полиграфическом процессе, так как именно благодаря ему мы получаем многополосную продукцию в том виде, в котором должны. Он является основой для печатной формы, а особая схема печати позволяет не путать листы и оптимизировать процесс объединения листов в книжные блоки.

Спуск полос

Рисунок 2.1. Спусковой макет

Только после этого начинается изготовление печатной формы. В наше время созданием печатной формы занимаются машины CTP (см. рис. 2.2), в которые вставляются тонкие металлические пластины. Монитор компьютера связан с машиной, поэтому после сигнала, получаемого от компьютера на CTP, происходит лазерная гравировка пластины со всеми элементами. Печатная форма изготавливается отдельно на каждую краску, они накладываются одна на другую. Все формы являются одноразовыми.

Рисунок 2.2. CTP машина

2.2. Второй этап. Печать

После изготовления формы отправляются в цех, где производится печать.

Всего существует несколько видов печати: высокая (флексопечать), плоская (офсетная), глубокая (тампонная), трафаретная и цифровая. У каждого вида есть характерные особенности (см. рис. 2.3).

Виды цифровой печати

Рисунок 2.3. Виды печатных форм для разных видов печати

Так, например, форма для высокой печати представляет собой жесткую форму (валы) с рельефными элементами: печатные элементы лежат выше пробельных (см. рис. 2.4). При таких условиях достаточно вязкое красящее вещество не проникает в углубления. Вычислить, таким ли методом напечатана продукция легко – достаточно просто прощупать лист с оборотной стороны. Если там ощущается рельеф, то это высокая печать. Главное преимущество высокой печати – четкость текста на изображении. Однако из-за рельефа на оборотной стороне снижается общее качество продукции, а большая длительность печати делает этот метод далеко не самым популярным.

Рисунок 2.4. Пример высокой печати

Глубокую печать характеризует возвышение пробельных элементов над печатными. Продукция, выпущенная таким образом, носит название объемная, и рельеф на ней прощупывается с лицевой стороны (см. рис. 2.5).

Рисунок 2.5. Пример глубокой печати

Эту печать чаще всего используют для растра. Продукция, выпущенная данным методом, считается самой качественной, так как данная технология позволяет получить изображение в высоком разрешении на бумажном носителе. Но при этом глубокая печать – дорогое удовольствие, которое могут себе позволить далеко не все.

Трафаретная печать получила свое название благодаря используемой технологии (см. рис. 2.6). При печати краска проходит сквозь специальные отверстия, заранее вырубленные в трафарете. Этот вид печати применяется для изготовления сувенирной продукции. Он удобен, так как позволяет производить печать на рельефных поверхностях, но он достаточно трудоемкий.

Рисунок 2.6. Пример трафаретной печати

Цифровая печать – это всем знакомые принтеры. Такую печать используют в типографиях для печати единичным тиражом, чтобы, например, сделать цветопробу (см. рис. 2.7).

Рисунок 2.7. Пример цифровой печати

Но самый распространенный вид печати – это плоская печать. Для такой печати используют гибкие металлические пластины, где пробельные и печатные элементы находятся в одной плоскости. Этот способ является самым экономичным при печати больших тиражей продукции, но и при этом одним из самых длительных в связи с долгой предварительной подготовкой.

Офсетная печать осуществляется следующим образом: на готовую форму наносят красящее вещество, но оно ложится неравномерно, оставляя нетронутыми пробельные элементы, благодаря предварительной обработке пластины путем электролитического травления и засвечивания, и при повороте цилиндра, на котором размещена пластина, краска попадает на офсетный вал, а оттуда – прямиком на лист.

Виды и способы печати в полиграфии

Рисунок 2.8. Пример офсетной печати

После выбора метода печати специально подготовленные люди устанавливают формы в машину, а дальше осуществляют приладку (приводку). Приладка - технологическая операция, включающая настройку печатной машины под заданный печатный формат и бумагу, зарядку форм, регулировку красочного аппарата и т. д. Одним из важнейших факторов, влияющих на качество печати тиража, является правильная приладка. Ошибки и погрешности, допущенные при приладке, существенно влияют на качество продукции полиграфии. Намного облегчает правильную приладку и помогает сократить время, необходимое для процесса приладки, правильно проведенный процесс приводки при изготовлении печатной формы. Проще всего правильность приладки осуществлять по метке, предназначенной для контроля фальцовки

Первый оттиск является контрольным – мастер оценивает, насколько хорошо настроена машина, нет ли брака. Если все в порядке – лист подписывается и начинается работа.

2.3. Третий этап. Послепечатные процессы.

К послепечатным процессам в первую очередь относят фальцовку и обрез. Фальцовка — это процесс подборки листов в тетради. Существуют два вида подборки: лист к листу по специальным меткам или лист в лист. Так начинаются обложко-брошюровочные работы.

Есть несколько методов сшивания книжных блоков. Первый происходит следующим образом: сначала тетради сшиваются нитками, затем идет проклейка по сгибу, и тетрадь вставляется в обложку. Далее идет обрез с трех сторон. Такое скрепление называют скрепление бесшвейными нитками.

Второй тип скрепления – КБС (клеевое бесшвейное скрепление). В этом случае книжный блок обрезается по корешку на 5 мм, дальше следует проклейка. Обложка накидывается на готовый блок и обрезается с трех сторон. То есть при таком скреплении книжный блок обрезается со всех четырех сторон.

Безусловно, все это делается не вручную. Сфальцованные тетради загружают в специальные листоподборочные машины, которые выравнивают тетради, а затем наносят клей и приклеивают обложку с сформированному блоку.

Вне зависимости от вида скрепления, прежде чем на книжку накинут переплетную крышку или обложку, корешки скомплектованных блоков склеиваются и просушиваются, иногда на данном этапе происходи кругление корешка.

Переплетные крышки присоединяют к книжному блоку особым образом: к первой и последней странице приклеивается форзац, книжный блок в данном случае обрезается с трех сторон вместе с ним. Затем полученный блок вставляется в переплетную крышку и приклеивается к ней. Бумага для форзаца должна быть очень плотной и крепкой, чтобы сквозь нее не просвечивали следы клея.

Если форзац в книге белый, без печати, то дизайнер должен обязательно указать это в паспорте, если форзац цветной, то необходимо указать, во сколько цветов идет печать и какого вида форзац: декоративный (с паттерном), сюжетный (с идеей), информационный (с формулами) или же просто цветной – плашка на белой бумаге или цветная бумага.

Брошюровочно-переплетные процессы начинаются параллельно с формированием книжного блока. Для переплетных крышек используется несколько видов переплетов: 7БЦ, гибкий переплет, переплет №7 и переплет №5.

7БЦ – это цельнобумажный переплет, в котором бумажная обложка приклеивается к переплету, а затем идет процесс ламинации.

Гибкий переплет – интегральный, в котором за основу взять картон 320 г/м2, бумажная обложка и пленка.

Переплет №7 – это тканевый переплет. К нему отнсят переплеты из бумвинила и баладека.

Переплет №5 называют составным. Его суть заключается в использовании разных полиграфических материалов для сторонок и корешка.

Следует отметить, что переплет – это всегда твердое покрытие книжного блока. Мягкое покрытие называется обложкой.

Переплетная крышка состоит из нескольких конструктивных элементов. Во-первых, она имеет две сторонки (в случае обложки – страницы), внутренний корешок, который называют отстав. Расстояние от сторонки переплета до отстава именуют расставом.

Изготовление переплетных крышек идет следующим образом: картон раскраивается согласно стандартам, то же самое происходит с покровным материалом. Готовые крышки высушивают и подвергают дополнительной обработке. Здесь и начинаются отделочные работы.

Существуют несколько видов отделочных работ: тиснение, ламинирование, лакирование, перфорация и высечка. Начнем описание с последнего вида.

Высечка – это процесс послепечатной обработки, который позволяет создать изделия неповторимой формы: например, вырезать «окошко» на первой странице обложки (см. рис. 2.9).

Рисунок 2.9. Высечка

Лакирование – процесс нанесения лака на изделие. Лакирование считается альтернативой процесса ламинации – лак намного дешевле. Существют несколько видов лаков, которые используются в полиграфии: офсетные лаки, спиртовые лаки, водно-дисперсионные (ВД) и УФ-лаки. Лакирование бывает поверхностное (когда изделие покрывается лаком полностью) и частичное (когда лаком покрывают лишь отдельные элементы).
ВД-лаки подвергаются физическому естественному высыханию (они впитываются и испаряются), это самые безвредные лаки, поэтому их используют для упаковки лекарств, пищевой продукции, сувениров, рекламы и упаковки. УФ-лаки более насыщенные, густые. Они высыхают под ультрафиолетом, поэтому и названы УФ-лаками. Офсетные лаки применяются редко, потому могут желтеть со временем, а также долго сохнут. В лаки можно добавлять эффект металла или металлизированную крошку и таким образом получать глиттерные лаки. Лаки могут быть глянцевыми или матовыми, выбор лака зависит от идеи дизайнера и пожелания заказчика (см. рис. 2.10).

Рисунок 2.10. Лакирование

Лакирование имеет несколько функций: первую можно отнести к чисто утилитарной – это защита изделия от внешних факторов, вторая – эстетическая, лаки придают изделию привлекательности.

Ламинация – это процесс припрессовки пленки. Она бывает двухсторонняя и односторонняя. Пленка придает изделию дополнительную плотность, делает краски ярче, может создать дополнительные эффекты и подразделяется на жемчужную, голографическую, пленку-линзу и пленку-лупу. Пленка также может быть глянцевой или матовой, как и лаки. Существуют два способа припрессовки пленки: холодный (при помощи давления и клея) и горячий (см. рис. 2.11).

Рисунок 2.11. Ламинация

Тиснение – это процесс нанесения фольги на поверхность (см. рис 2.12). Фольга является многослойным материалом и подразделяется на металлизированную и пигментированную. Тиснение также бывает горячим и холодным и осуществляется при помощи специальной формы для переноса – медного штампа. Выделяют несколько типов тиснений: плоскостное (обычное тиснение), блинтовое (при помощи вдавливания, его можно определить, прощупав лист с оборота: там будет ощущаться рельеф) и конгревное (выпуклое тиснение, рельеф прощупывается с лица). Конгревное тиснение – яркий пример горячего тиснения фольгой. Оно осуществляется при помощи горячего пресса, это позволяет без труда создать объемное изображение (см. рис. 2.32).

Рисунок 2.12. Тиснение фольгой

Рисунок 2.13. Конгревное тиснение

Перфорация – процесс вырубки специальной системы отверстий, которая помогает легко разорвать лист по линии отрыва (см. рис. 2.14).

Рисунок 2.14. Перфорация

В случае книги отделочные работы затрагивают еще и возможные дополнительные элементы – суперобложку или футляр. Суперобложка – это дополнительная обложка с клапанами. Именно над ней чаще всего проводится больше всего оформительских работ, включая высечку и перфорацию.

После того, как все элементы книги соединены в готовую продукцию, их упаковывают и отправляют в указанные места. Таким образом, мы, наконец, получаем готовое изделие, которое потом встречаем на полках магазинов.

2.4. Влияние новых технологий на развитие книжного рынка сегодня

Мир не стоит на месте – это безусловно является плюсом. Современные технологии позволяют совершенствовать технологии печати, ускорять процесс выпуска продукции. Но возникает закономерный вопрос: «Если у всех есть гаджеты, то зачем нужны печатные носители, ведь книгу можно закачать на устройство или прочитать в режиме онлайн абсолютно бесплатно?» Отчасти это разумно, но существуют множество подводных камней, которые доказывают обратное.

Из негативных тенденций РБК3 выделяет снижение объемов тиражей. Дело в том, что, несмотря на избыток ассортимента, торгово-розничная сеть не может пропустить через себя настолько большой объем наименований. По мнению РБК, это грозит кризисом книжного производства в недалеком будущем.

Но есть и позитивные тенденции. Хотя объем выпуска печатных изданий, безусловно, стал значительно ниже, если сравнивать с началом 21 века. Обороты продукции уменьшились, но спрос на них в процентном соотношении вырос, начиная с 2014 года.

Ради подтверждения данной теории, мною был проведен опрос среди моих знакомых. Так было выяснено, что из 50 человек регулярно читают 43. Из этих сорока трех лишь 9 предпочитают читать книги на электронных носителях, то есть 34 человека из 50 регулярно покупают книги в магазинах, а это 64% опрошенных. Согласно данным исследования издательства Animedia Company4, в 2014 году книги в магазинах покупали лишь 32% россиян.

Рисунок 2.15. Диаграмма читающих

Если данная тенденция сохранится, то новые технологии лишь улучшат процесс книжной торговли.

_______________________

3 РБК [Электронный ресурс]: официальный сайт / РБК. – Электронные данные. – 2018 – URL: https://www.rbc.ru/ (дата обращения: 20.05.2020)

4 Animedia Company [Электронный ресурс]: официальный сайт / Animedia Company. – Электронные данные. – 2020 – URL: https://animedia-company.cz/reading-statistics-in-russia-blog/ (дата обращения: 20.05.2020)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог всему вышесказанному, нельзя не отметить, как сложен и кропотлив процесс работы над книжным изданием. Создание печатного станка с подвижными литерами Гутенбергом навсегда изменило мир. Йоганн Гуттенберг перевернул человеческое сознание, позволил людям делиться самым сокровенным сквозь века.

Говоря о книге, нельзя не рассмотреть ее как объект визуальной коммуникации. Книга позволяет людям говорить, не произнося слова, учит думать, расширяет словарный запас.

Книгу нельзя рассматривать однобоко, есть множество классификаций, которые ее определяют: от справочников до репринтных изданий. Также книга выполняет несколько функций. Она не просто служит методом передачи информации, она формирует наши этические взгляды, эстетический вкус.

Подводя итог, хочется сказать, что проделанная работа расширила познания о современных методах печати. Также были получены знания об истории возникновения книги, книгопечатания в Европе и на территории Русского государства, об особенностях книги и ее функциях. В ходе исследования были также изучены принципы проверки произведения в издательстве, упомянут уже известный путь работы в типографии. Кроме того, теперь мы имеем представление о том, как книги попадают на книжный рынок и каково влияние современных технологий на него.

Теперь мы знаем, какова роль дизайнера в процессе создания книги, умеем распознавать виды фальцовки и переплетов, а также знаем об особенностях каждого вида печати и можем применять эти знания на практике.

Таким образом, проведенный анализ не только расширил наш кругозор и помог выяснить, каким образом создаются книжные издания в нашей время, но и помог нам обрести некоторые профессиональные навыки, которые обязательно пригодятся любому уважающему себя и стремящемуся к самосовершенствованию дизайнеру.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

  1. Клещев О. И. Типографика: учебное пособие. Архитектон, 2016. – 172 с.– [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru (дата обращения: 20.05.2020)

Дополнительная литература:

  1. Минервин Г. Б. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Г. Б. Минервин, В. Т Шимко, А. В. Ефимов и другие: под общей редакцией Г. Б. Минервина и В. Т. Шимко. – М.: Архитектура-С, 2004. – 288 с. (читальный зал МФПУ «Университет» на Семёновской)
  2. Клещев, О. И. Основы производственного мастерства: художественно-техническое редактирование: учебное пособие. – Екатеринбург: Архитектон, 2015. – 107 с. – [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru (дата обращения: 20.05.2020)
  3. Клещев О. И. Технологии полиграфии: учебное пособие. – Екатеринбург: Архитектон, 2015. – 108 с. – [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru (дата обращения: 20.05.2020)
  4. Кравчук, В. П. Типографика и художественно-техническое редактирование: учебное наглядное пособие. – Изд-во: КемГУКИ, 2015. – [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru (дата обращения: 20.05.2020)
  5. Красносельский С. А. Основы проектирования: учебное пособие. - М.: Директ-Медиа, 2014. – 232. - URL: http:// biblioclub.ru (дата обращения: 20.05.2020)
  6. Овчинникова, Р. Ю. Дизайн в рекламе: основы графического проектирования: учебное пособие Издательство: Юнити-Дана, 2015. – [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru (дата обращения: 20.05.2020)
  7. Тарасова, О. П. Организация проектной деятельности дизайнера: учебное пособие Издательство: ОГУ, 2013. – [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru (дата обращения: 20.05.2020)
  8. Туэмлоу Элис. Графический дизайн. Фирменный стиль, новейшие технологии и креативные идеи. – М.: АСТ, Астрель, 2014, 256 с. (читальный зал МФПУ «Университет» на Семёновской)
  9. Пресс-служба Роспечати. Российская полиграфия. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад. 2016. – [электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2016/poligrafiya.html (дата обращения: 20.05.2020)
  10. Головко С. Б. Дизайн деловых периодических изданий: учебное пособие – Изд-во: Юнити-Дана, 2015. – [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru (дата обращения: 20.05.2020)
  11. Дрозд А. Н. Декоративная графика: учебное наглядное пособие – Изд-во: КемГУКИ, 2015. – То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru (дата обращения: 20.05.2020)
  12. Клещев О. И. Типографика: учебное пособие. Архитектон, 2016. – 172 с.– То же – [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru (дата обращения: 20.05.2020)
  13. Кравчук В. П. Типографика и художественно-техническое редактирование: учебное наглядное пособие. – Изд-во: КемГУКИ, 2015. – То же – [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru (дата обращения: 20.05.2020)
  14. Нестеренко В. Е. Рисунок головы человека: учебное пособие. Издательство: Высшая школа, 2014. – То же [Электронный ресурс]. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru (дата обращения: 20.05.2020)
  15. Варбанец Н. В. Йоханн Гутенберг и начало книгопечатания в Европе /Авт.-сост. Варбанец Н. В. — М.: Книга, 1980. — 306 с.
  16. Немировский Е. Л. Иван Федоров около 1510–1583 /Авт.-сост. Немировский Е. Л — М.: Наука, 1985. — 306 с.
  17. РБК [Электронный ресурс]: официальный сайт / РБК. – Электронные данные. – 2018 – URL: https://www.rbc.ru/ (дата обращения: 20.05.2020)
  18. Animedia Company [Электронный ресурс]: официальный сайт / Animedia Company. – Электронные данные. – 2020 – URL: https://animedia-company.cz/reading-statistics-in-russia-blog/ (дата обращения: 20.05.2020)