Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Helvetica. История создания, современные традиции использования

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Гельветика прославилась как великий шрифт современности, и эта слава тянется за ней и по сей день. У гельветики есть право так называться: в ее создание было вложено много сил и таланта, она стала символом эпохи, и в данной работе мы попытаемся выяснить, почему и как гельветике удалось так прославиться.

Данная тема актуальна и в наше время. Актуальность работы заключается в том, что гельветика до сих пор занимает лидирующие позиции среди используемых шрифтов. Даже небезызвестный лобстер не смог затмить в свое время именитую гельветику. Она появилась однажды словно гром среди ясного неба, и до сих пор как минимум 15% компаний носят на своей «груди» логотип на гельветике.

Каждый уважающий себя дизайнер, новичок и даже человек, не связанный с дизайном, хотя бы раз в жизни слышал о ней. Поэтому возникает закономерный вопрос: «Почему же вокруг Helvetica столько шума?» На него нам и предстоит дать ответ в конце нашего исследования.

Задачи исследования заключаются в том, чтобы изучить биографию создателя шрифта Helvetica, Макса Мидингера, больше узнать непосредственно о самом шрифте, погрузившись в историю создания гельветики и изучив соответствующую литературу по данной теме. Также нам предстоит выделить и исследовать отличительные особенности шрифта, а также проанализировать и найти идеальные пары среди наборных шрифтов, которые бы сочетались с гельветикой, и объяснить свою точку зрения. Кроме того, мы проанализируем некоторые сайты и логотипы, в которых используется гельветика, и проведем опрос, результаты которого опубликуем в исследовательской части данной курсовой работы.

Целью нашего исследования стали изучение шрифта Helvetica, его характерных особенностей и подведение итога касательно того, почему же в итоге гельветика стала настолько популярна в свое время и почему продолжает периодически «возрождаться из пепла» сейчас.

Объектом исследования моей темы являются примеры и особенности применения шрифта Helvetica в полиграфии и изобразительном искусстве.

Предмет исследования – это шрифт Helvetica, история создания и развития.

Информационной базой для выполнения курсовой работы является научная литература по теме исследования, учебные пособия и электронные ресурсы такие, как: Головко С. Б. «Дизайн деловых периодических изданий: учебное пособие», Дрозд А. Н. «Декоративная графика: учебное наглядное пособие», Клещев О. И. «Типографика: учебное пособие», Кравчук В. П. «Типографика и художественно-техническое редактирование: учебное наглядное пособие» и т.д.

Глава 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ

Глава 1.1. Биография основателя шрифта Helvetica

Когда речь заходит непосредственно о создании шрифтовой гарнитуры, нельзя оставить без внимания человека, чьи умения и труд, привели к возникновению нового шрифта. Именно поэтому стоит вернуться в прошлое, в 24 декабря 1910 года, в день, когда родился известный швейцарский шрифтовой дизайнер Макс Мидингер – создатель гельветики (рис. 1).

Существует мнение, которого придерживается сын Хофмана: «Ну и, конечно, именно Макс Мидинер сделал эскизы Гельветики. От людей, которых я знал в 60-х и 70-х, я слышал мнения, что роль Хофмана в этом гораздо более значима, чем та, что преподносится в учебниках, что Макс Мидинер был дизайнером, разработавшим Гельветику. Можно не кривя душой сказать, что это был совместный проект Мидингера и моего отца. Мидинер не мог создать шрифт в одиночку, и мой отец не мог1». Но именно руками Мидингера была создана великая гельветика, поэтому он по праву может называться ее «отцом» (рис. 2)

Рис. 2. Первые эскизы

__________________________________

  1. «Гельветика» (“Helvetica”, реж. Гари Хастуит, 2007)

В возрасте шестнадцати лет отец Макса Мидингера уговорил сына начать карьеру дизайнера, и в тот же год он стал учеником наборщика в книжной типографии Жака Боллмана в Цюрихе.

До 1936 года Мидингер обучался на типографа, а после посещал вечерние занятия в школе искусств и ремесел Abendkurse в Цюрихе.

В возрасте 36 лет он присоединился к рекламной студии сети универмагов „Globus“ в качестве типографа и совершенствовал свои навыки. Спустя десять лет, в 1946, Мидингер стал представителем и постоянным дизайнером фирмы Haas'che Schrifilgieberei в Базеле. Спустя 10 лет Макс стал свободным художником, но уже через год Эдуард Хофман, который на тот момент являлся главой компании Haas’sche Schriftgieerei, предложил Мидингеру разработать новую гарнитуру. Его основной задачей стало создание шрифта на основе Haas Grotesk.

«Мидингер, совместно с Эдуардом Хофманом из фирмы Haas, адаптировал рисунок Haas Grotesk в духе времени, соответственно вкусам господствовавшей тогда швейцарской школы дизайна», — так определил цель Мидингера в своей статье Ефимов В. В.2

Эдуард Хофман, видевший в Мидингере очень талантливого шрифтового дизайнера, верил, что тот сможет разработать достойный шрифт без засечек для рекламы компании Haas. Хофман был прав: Макс не только создал самый популярный шрифт своего времени, но и оставил свой след в истории дизайна.

В 1958 года гельветика увидела свет, а через год Мидингер выпустил ее полужирное начертание.

__________________________________

  1. Ефимов В. Необыкновенные приключения шрифта Гельветика в России /В. Ефимов. — Москва: Publish, 1998. — № 5—6

Чем известнее становился Haas Grotesk, тем острее вставал вопрос о переименовании шрифта. Через три года после выпуска шрифт обрел название, которое знает каждый начинающий дизайнер (рис. 3.).

Клещев О. И. писал об этом: «В 1961 г. германская фирма D. Stempel AG выпустила этот шрифт в свет, и из соображений маркетинга он был переименован в Helvetica, что означает швейцарский». 3

Рис. 3. Итоговый вариант одной из букв шрифта

__________________________________

  1. Клещев О. И. Типографика / О. И. Клещев. — Москва: Архитектон, 2016. —172 стр.

Глава 1.2. История шрифта Helvetica и его шрифтовой группы

Глава 1. 2. 1. История создания и развития гротесков

Прежде чем говорить о том, что же представляет собой Helvetica и каков ее характер, стоит затронуть историю шрифтовой группы, к которой она принадлежит.

Гельветика (рис. 4) является представителем новых гротесков (или нео-гротесков). Эти шрифты возникли в 19 веке и в Европе стали известны под интересным названием «гротеск» («grotesque – смешной, комичный»4), а в Северной Америке их именовали готикой, акцентируя внимание на незамысловатости и чопорности первых представителей данной группы. Гротески не первые шрифты без засечек, но первые, которые будут популяризированы.

Первые буквы без засечек появились еще у древних греков за пять сотен лет до нашей эры, но свое развитие получили лишь в 18 веке в работах У. Кэзлона (рис. 5), создавшего рубленый шрифт, состоящий из заглавных букв, и В. Гаюи, разработавшего систему чтения для слепых при помощи специального шрифта – Haüy System.

Методика создания подобных книг была такова: буквы с помощью техники тиснения наносили на бумагу, а затем покрывали чернилами, чтобы зрячий человек также мог его прочесть. Этот шрифт принято считать прародителем гротесков.

__________________________________

  1. Гак В.Г. Новый французско-русский словарь /Авт.-сост. Гак В. Г., Ганшина К. А. — М.: Дрофа, 2010. — 1160 с.

Название буквам нового стиля дал Винсент Фиггинс, английский шрифтовой дизайнер, который придумал простой и лаконичный термин – «Sans Serif».

Единой принятой классификации шрифтов не существует, но, несмотря на это, их можно сгруппировать по определенным признакам. В данной работе будут рассмотрены четыре вида гротесков: старые, геометрические, гуманистические и новые гротески.

Выделить первые, старые гротески среди остальных шрифтов очень просто. Во-первых, их отличает грубоватый внешний вид и причудливые формы. Ранние рубленые шрифты имели меньше грации, чем их современные аналоги – нео-гротески.

Старые гротески более геометрические, с простыми буквами и маленьким контрастом основных и соединительных штрихов. Некоторые шрифты данного вида включают лишь прописные буквы, подобные шрифты называют капиталы.

Если погружаться глубже в изучение особенностей, то стоит отметить, что старые гротески можно отличить от других, взглянув на заглавную латинскую буквы “G”, которая имеет на конце дополнительный элемент – так называемую шпору. Также можно обратить внимание на толщины основных и соединительных штрихов: контраст между ними либо отсутствует, либо является несущественным.

Наиболее яркие представители данной шрифтовой группы – это шрифты Гермес и Франклин Готик (рис. 6). О Франклин Готик Тагир Сафаев однажды писал: «…когда я увидел, среди прочих букв, рисунок строчной буквы «б», который сделал Исай Соломонович, меня восхитил масштаб его опыта и умений. Это была тонкая и точная работа — он нашёл то самое движение, которое подходит и по пропорциям, и по масштабу5».

Следующая группа именуется как геометрические гротески, и свое название она получила не просто так. В основе графем таких букв лежат простые формы: круги, равносторонние четырехугольники и треугольники правильной формы.

Практически все геометрические гротески являются открытыми, с небольшим контрастом между штрихами, каждая буква сильно упрощена, в ней нет ни одного лишнего элемента, поэтому геометрические гротески выглядят прогрессивно и просто одновременно.

Эти шрифты возникли на рубеже 20-30-х годов и были частью популярного в то время направления Баухауз. Считается, что первопроходцем в этой сфере дизайна стал Якоб Эрбар, чей шрифт «Эрбар» (рис. 7) был целиком построен, основываясь на кругах.

Проблема данного шрифта заключалась в том, что он не был предназначен для больших массивов текста, так как трудно читался. Эрбар принято считать одним из самых наименее удобочитаемых гротесков из-за его излишней геометричности, которая в то же время делает его одним из наиболее интересных плакатных шрифтов.

__________________________________

  1. Сафаев Т. Ини­ци­ал — шрифт Kis Inline [Электронный ресурс]: статья. – / Т. Сафаев. – Электронные данные. – Москва: Журнал Шрифт 2014 – URL: https://typejournal.ru/articles/Tagir-Safayev (дата обращения: 29.03.19).

Еще один яркий представитель семейства геометрических гротесков – это шрифт Футура (рис. 8) Пауля Реннера. Каждый хотя бы раз в жизни слышал название данной гарнитуры, и это неспроста, ведь художник считал, что Футура станет шрифтом будущего благодаря ее моноширинности и суровости форм, что было в тренде в эпоху Баухауза и конструктивизма.

На фоне двух предыдущих групп особенно сильно выделяются гуманистические гротески с большим контрастом между штрихами. Их отличает каллиграфичность и привязанность к формам древнеримских букв с засечками. Это можно увидеть, если взглянуть на шрифты Оптима (рис. 9), принадлежащий Г. Цапфу, или на относительной новый Калибри, разработанный в 2005 году.

Новые или нео-гротески – одна из наиболее популярных и востребованных шрифтовых групп среди гротесков. Новые гротески развивались из уже известных нам старых, но путь, который они прошли, кардинально изменил их облик и сделал отличными от своих предков. Нео-гротески можно назвать нейтральными моноширинными шрифтами эпохи модерна. Они возникли в середине прошлого столетия благодаря представителям швейцарской школы дизайна и были олицетворением изящности и стиля того времени. Очко буквы у таких шрифтов достаточно широкое, что повлияло на сферу их применения: долгое время дизайнеры не использовали эти шрифты, как гарнитуру для больших текстов.

Подводя итог, хочется отметить, что гротески прошли долгий и извилистый путь, но прижились в дизайнерской среде. Все шрифты этой классификации по-своему изысканы и уникального, но вышедшие в 50-е годы шрифты Универс (рис. 10) и бессмертный Новый Хаас Гротеск, о котором пойдет речь далее, сделали новые гротески самым популярным среди шрифтов данной классификации.

Глава. 1. 2. 2. История шрифта Helvetica

Формально Helvetica обязана своим существованием гамбургерам, так как Эдуард Хофман, один из создателей шрифта, знал, что «гамбургер» содержит полный набор символов латинского алфавита, что благодаря одному слову можно оценить качество шрифта и увидеть особенности его анатомии. Мы видим Helvetica чаще остальных, ее практически невозможно оценить (рис. 11)

Рис. 11. Слово Hamburger, набранное Helvetica

Helvetica, вероятно, самый успешный шрифт за всю историю развития шрифтового дизайна. Helvetica – это «везде» и «постоянно», и для этого есть свои причины. Она нейтральна и легко читается, она способна передать любой смысл или сообщение, так как сочетает в себе простоту и современность. Helvetica является вневременным шрифтом.

Независимо от личного мнения об эстетике и полезности Helvetica сегодня, ее создание и развитие – люди, которые ее разработали, и как они ее разработали – является одним из важнейших достижений графики 20 века.

История гельветики началась в Цюрихе, Швейцарии, 26 мая 1892 года, когда родился Эдуард Хофман. Будучи студентом, он изучал технологии и инженерное дело в Цюрихе, Берлине и Мюнхене, проявляя особый интерес к авиации. В 1917 года 25-летний Хофман получил должность под руководством своего дяди Макса Крайера в Haas'sche Schriftgiesserei (Haas Type Foundry) в Мюнхенштайне и взял на себя обязанности типографа данной компании. В 1937 Эдуард стал со-менеджером компании вместе с Крайером, а после смерти дяди в 1944 году стал единственным менеджером, кем и оставался до выхода на пенсию в 1965 году.

Уже в 1950 году Хофман принял решение ввести на швейцарский рынок новый шрифт без засечек, который мог бы конкурировать с шрифтом из других европейских стран. Гротески, с которыми Хофман хотел конкурировать, стали популярными и успешными в конце девятнадцатого века. Это относится, например, к Akzidenz Grotesk (рис. 12) Берлинского литейного завода H. Berthold AG, который был первоначально разработан в 1896 году. Но были и нео-гротески, которые уже успели появиться на рынке, например, «Универс» Фрутигера, который угрожал затмить шрифт Хофмана.

Рис. 12. Шрифт Akzidenz-Grotesk

В 1956 году, когда использование гротескного шрифта в Европе стремительно росло, Хофман решил, что сейчас самое время претворить его мечту в жизнь. Он связался с Максом Мидингером, который в течение последних десяти лет работал дизайнером шрифтов на литейном заводе Haas. Так и началось создание Helvetica.

Новый Хаас Гротеск стал первым по-настоящему международным шрифтом. К середине 1960-х годов Helvetica стала глобальной: буквально все общественные вывески, фирменные стили были выполнены при помощи этого шрифта.

Роль Мидингера в этом процессе была решающей. Это правда, что Мидингер сделал оригинальные рисованные буквы алфавита, но его умения были лишь одной из сторон, которые принесли успех Хаасу. Именно глубокие познания, понимание, что нужно клиенту литейного цеха, сделали Мидингера незаменимым для успеха Neue Haas Grotesk на рынке.

Мидингер сотрудничал с несколькими блестящими швейцарскими художниками-графиками, а также с рекламными представителями крупных швейцарских корпораций, и благодаря кропотливому совместному процессу разработки шрифта, возглавляемому Хофманом, Neue Haas Grotesk обрел форму.

Запись обмена мнениями между Хофманом и Мидингером сохранилась и по сей день и подробно изложена в книге: “Helvetica Forever: Story of a Typeface 6” (рис. 13). Эта книга включает в себя фотографические репродукции писем на языке оригинала, которые мужчины писали друг другу, а также блокнот с заметками Хофмана.

Рис. 13. Книга “Helvetica Forever: Story of a Typeface”

__________________________________

  1.  Lars Müller. Helvetica Forever: Story of a Typeface / Lars Müller, Victor Malsy. – Eng: Lars Müller Publishers, 2011. – 160 с.

Хофман знал, что создание большого шрифта – это не только красота и логическое построение каждого отдельного элемента, хотя это, конечно, было немаловажным аспектом. В шрифте каждый символ должен был сочетаться со всеми другими символами в различных комбинациях, которые превращают буквы в слова. Также важны технические вопросы о том, как, например, шрифт будет читаться при уменьшении или как он будет выглядеть на бумаге после печати чернилами.

Хофман считал, что шрифт не может быть правильно и объективно оценен, пока он не будет напечатан. Это помогает рассмотреть конструкцию заново, что-то переосмыслить, что обычно приводит к неизбежным внесением правок и корректив.

Как только Хофман и Мидингер были удовлетворены светлым начертанием и разработали достаточное количество начертаний и размеров для Нового Хаас Гротеска, Helvetica вышла на мировой рынок. При помощи нескольких хорошо продуманных рекламных брошюр и шума вокруг нового шрифта после выставки Graphic 57 в Лозанне Neue Haas Grotesk стала хитом.

Литейный завод, где работали Мидингер и Хофман, принадлежал немецкой фирме D. Stempel AG. В свою очередь, Stempel заключила контракт с многонациональной корпорацией Linotype на производство машинных металлических форм. Чтобы сделать шрифт Хофмана и Мидингера более глобальным и донести его до мира типографии массового производства, особенно в США, отдел маркетинга Linotype настаивал на переименовании Neue Haas Grotesk.

Linotype изначально настаивал назвать шрифт Гельвеция, что означало «Швейцария». Хофман считал, что, хотя шрифт и был создан в Швейцарии, называть его так нельзя, поэтому был найден компромисс: шрифт получил название Helvetica, что означает «швейцарский шрифт».

В 1960-х годах Helvetica обрела впечатляющую популярность и стала «собственным шрифтом» различных международных корпораций, многие из которых используют его и по сей день. Социальная движущая сила успеха Helvetica сказалась на послевоенной экономической экспансии. В 1950-х годах в творческом сообществе возникла жажда жизни, позитива в отношении будущего. Дизайнеры хотели придать всему чрезмерно современный вид, который помог бы оставить плохие воспоминания о первой половине двадцатого века далеко позади. Во многом Helvetica достигла этой цели.

В 1971 году Эдуард основал фонд с целью создания музея, посвященного полиграфической промышленности. В 1980 году на бывшей Галлийской бумажной фабрике на Рейне открылся музей с коллекцией работ Хофмана по истории литейного завода типа Haas в качестве одной из его главных достопримечательностей. Эдуард Хофман умер в Базеле, Швейцария, 17 сентября 1980 года, а Helvetica продолжила жить.

Глава 1. 3. Особенности шрифта Helvetica и его использование

Шрифт постоянно передает информацию, создает настроение, вызывает конкретные эмоции. Шрифты добавляют словам определенную окраску. Но это не означает, что все шрифты должны быть выразительными.

Гельветика создавалась с целью добиться максимальной четкости, она идеально подходила буквально для всего. На ней можно сказать «я люблю тебя» при помощи светлого начертания или использовать жирное, чтобы показать, насколько эта любовь пылкая и большая. Также жирное начертание можно использовать для выражения ненависти, и во всех случаях шрифт Helvetica идеально подойдет. В этом и заключается главная особенность гельветики – она универсальна. Но это лишь общее впечатление, которое мы получаем, взглянув на шрифт. Если погрузиться глубже и доскональнее изучить анатомию буквы, можно выделить несколько характерных особенностей, о которых пойдет речь в дальнейшем.

Helvetica основана на модели Akzidenz-Grotesk. Он претендует на то, чтобы быть воплощением современности, но на самом деле больше напоминает современность конца 19-го века. Конечно, шрифт был модернизирован, если сравнивать его с Akzidenz-Grotesk: Хофман и Мидингер проделали огромную работу для того, чтобы «отреставрировать» то, что погрязло под пылью десятилетий. Сравнивая Akzidenz-Grotesk и Helvetica, можно сказать, что Akzidenz-Grotesk имеет более «современные» формы букв, напоминающие Универс, который также является представителем группы нео-гротесков.

В основе гельветики лежит принцип непосредственной связи с негативным пространством – фоном. В этом заключалась особенность швейцарской школы дизайна: они уделяли больше внимания фону, они создавали сначала внутрибуквенное и межбуквенное пространство, которое бы удерживало знаки, а уже потом – буквы, поэтому Helvetica такая приземистая, крепкая, статичная. Сын Хофмана, давая интервью, один раз подметил: «Это не буква, которая подчиняется форме, это буква, которая живет в твердой матрице окружающего пространства7».

В дополнение ко всему одной из характеристик Helvetica является очень низкий контраст. Эта придает шрифту более прямой, жесткий вид и лишь усиливает его грузность, статичность.

Пожалуй, наиболее характерными для Helvetica являются преимущественно горизонтальные срезы на окончаниях штрихов. В Akzidenz-Grotesk они находятся под углом, что является причиной, почему он выглядит так непокорно. Слово «непослушный» имеет позитивный оттенок и делает его намного более динамичным. При чтении текста лучше различаются буквы с прямыми срезами, как у Helvetica, они лучше воспринимаются и читаются.

__________________________________

  1.  «Гельветика» (“Helvetica”, реж. Гари Хастуит, 2007).

Апертура Helvetica действительно довольно закрыта, что уменьшает разборчивость. Одна из причин, почему Univers является гораздо лучшим шрифтом для набора блока текста, связана с более открытой апертурой и увеличенным кернингом между буквами.

Тот факт, что у Helvetica отсутствуют все эти вещи, является частью его привлекательности. Helvetica была разработана, чтобы быть жесткой и последовательной.

Еще одной характеристикой Helvetica является ее большая x-высота, которая является высотой строчных. Высота x, несомненно, больше, чем в геометрических шрифтах, таких как Kabel и Futura, но не больше, чем у более старых гротескных шрифтов, такие как гротеск монотипа, и определенно не больше, чем античная Олива (рис. 14), которая пришла после Helvetica—хотя очень немногие шрифты имеют высоту x больше, чем античная Олива.

Часть жесткости Helvetica также обусловлена тем, что строчные буквы с верхними выносными элементами одного размера с заглавными буквами. Хотя это распространено среди гротескных шрифтов и в меньшей степени в шрифтах без засечек, конечно, это было одной из частей философии дизайна Helvetica.

В связи с вышеперечисленными особенностями данного шрифта можно сделать такой же вывод, какой сделал Брингхерст: «Тяжелые неконтрастные штрихи и крохотная апертура вызывают ассоциации с грубой силой, мощью и настойчивостью. Сверхсветлые начертания, выпущенные в последние годы, во многом способствовали снижению грубости шрифта Helvetica, но практически не повысили его удобочитаемость8».

__________________________________

  1.  Брингхерст Р. Основы стиля в типографике /Авт.-сост. Брингхерст Р. — М.: Аронов, 2006. — 430 с.

Говоря об использовании Helvetica стоит вспомнить одну важную деталь: большие массивы текста, набранные этим шрифтом, читать будет не слишком приятно. Гельветика зарекомендовала себя как шрифт плаката, шрифт афиши, брошюры, рекламного проспекта, но не как служебный шрифт. Его до сих пор можно встретить буквально везде: винтажные диски прошлого столетия, не менявшие своих обложек уже с полвека, новые рекламные плакаты, возвращающие в моду приемы швейцарской школы дизайна, и, конечно же, корпорации-гиганты, которые стремились в свое время идти в ногу со временем, но на данный момент застряли где-то в прошлом.

Каждый когда-то задается вопросом, что же отличает фирменное наименование в стандартном, массово распространяемом шрифте от добросовестного логотипа. Один из них общий и в основном бесполезный, в то время как другой впечатляющий, запоминающийся, умело сделанный, часто очень дорогой дизайн. Проще говоря, один из них – ничто, другой – это нечто. Переход из точки А в точку Б – одна из самых распространенных и сложных задач, стоящих перед графическим дизайнером. Но Helvetica предлагает лучший возможный вариант. Разработанный в 1957 году швейцарскими дизайнерами Максом Мидингером и Эдуардом Хофманом, Helvetica является настолько универсальным шрифтом, что он уместен практически везде – включая логотипы.

Также его простота и лаконичность позволяют дизайнерам сочетать этот шрифт с другими более замысловатыми шрифтами. Например, гельветика была очень популярна среди дизайнеров, работающих с музыкантами. В прошлом веке каждая вторая обложка включала в себя универсальную Helvetica. Так, например, ее можно встретить на обложке альбома музыканта и композитора Фрэнка Заппы “Apostrophe (’)” (рис. 15), который был выпущен в 1974 году. Но сейчас в моде преемственность поколений, поэтому на обложке сингла Арианы Гранде (рис. 16), вышедшем в этом году, мы также замечаем уже знакомую всем гельветику.

Таким образом, становится ясно, что в 60-е гельветика стала не просто шрифтом, а фирменным стилем. Лаконичность и характерные особенности этого шрифта стали глотком свежего воздуха, стаканом воды для тех, кто заплутал в пустыне уродливых фотографий и некачественных рукописных шрифтов. Гельветика – «хороший» шрифт, и этим все сказано.

Глава 1. 4. Сочетание шрифта Helvetica с другими наборными шрифтами.

Helvetica – шрифт, который способен «влиться» в любое окружение, будь то замысловатая акциденция или строгая антиква. Самое главное – это грамотно подобрать сожителей, которые будут дополнять гельветику, а не убивать.

Для того, чтобы набрать большой блок теста, грамотному типографу потребуется лишь одна качественная гарнитура с разнообразными начертаниями, но типографика – это не просто процесс набора текста, это наука о сочетании шрифтов. Да, безусловно, в некоторых случаях ограничиваться одной гарнитурой вовсе не плохо, но в других ситуациях этот подход может быть попросту неуместным. Можно, конечно, сыграть в рулетку: брать несколько шрифтов наугад и сочетать их, но между двумя крайностями находится целая система сочетания гарнитур и начертаний, которую может освоить любой типограф.

Первое правило для создания хорошей шрифтовой пары – это сопоставление контрастов. Контрастные сочетания с достаточно нейтральной гельветикой являются беспроигрышным вариантом для любой задачи. Чем больше один шрифт в паре отличается от другого, тем выше шанс получить в итоге идеальную пару. Гельветика превосходно будет смотреться с простым и лаконичным Times New Roman (рис. 17), который дополнит и подчеркнет статичный шрифт Helvetica.

Если же взять приближенные друг к другу шрифты, то в итоге получится пресно и просто. Например, Universe или Arial (рис. 18) будут теряться на фоне гельветики, да и она рядом с родственными шрифтами будет чувствовать себя не в своей тарелке.

Helvetica – нейтральный заголовочный шрифт, который будет хорошо смотреться с классическими наборными шрифтами. Взять, например, тот же Garamond (рис. 19). Этот шрифт обезличен в хорошем смысле этого слова. Он, как и гельветика, выразителен и нейтрален одновременно. Этот прием стоит использовать для того, чтобы связать сложные и объемные блоки. Для этих целей также подойдет Bodoni (рис. 20), который также является антиквенным шрифтом.

Но это не значит, что гельветику нельзя сочетать с гротесками. Она будет смотреться хорошо даже с небезызвестным Verdana (рис. 21). Самое главное – подобрать правильное соотношение начертаний: что-то выделить полужирным, увеличить кегель и проделать множество прочих манипуляций, которые сделают композицию интересной.

Глава 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ HELVETICA В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ТИПОГРАФИКИ

Глава 2.1. Анализ логотипов

Досконально изучив шрифт, созданный Мидингером в середине прошлого века, мы продолжим его изучение на практике, ведь невозможно сформировать свое мнение о шрифтовой гарнитуре, не прочувствовав ее. Поэтому мы начнем наше углубленное изучение с логотипов и выясним, насколько хваленая гельветика подходит для этого дела.

Helvetica зарекомендовала себя как шрифт заголовков, поэтому это отразилось на ее судьбе: в конце прошлого века в логотипе каждой уважающей себя компании была гельветика. Спустя время многие фирмы, конечно, сделали редизайн, но остались те, кто не стал изменять традициям, и появились те, кто счел Helvetica актуальным и в современном мире.

Гельветика заменила уродливые некачественные курсивы. В фильме «Гельветика» о ней говорят: «Повсюду какие-то сумасшедшие надписи от руки, орнаментированные курсивные буквы, символизирующие элегантность, восклицательные знаки, восклицательные знаки, восклицательные знаки. И здесь вот курсивным шрифтом свадебного приглашения: "Почти все ценят лучшее". И так было повсюду в 50-е, и так все это выглядело в 50-е. А вот тот же продукт в период расцвета Гельветики. Никаких людей, никаких фальшивых улыбок, просто большой красивый стакан холодной Кока-Колы. Слоган внизу: "Настоящая вещь", точка. "Кола", точка. Гельветикой, точка. Вопросы есть? Конечно, нет. Пейте Колу, точка. Просто9».

__________________________________

  1.  «Гельветика» (“Helvetica”, реж. Гари Хастуит, 2007).

В этой работе будут рассмотрены 18 чрезвычайно известных логотипов, полученных из шрифта гельветика. Это меньше половины крупных компаний, чьи логотипы основаны на Helvetica, но мы остановимся на тех, которые способны показать, как один шрифт может работать в разных отраслях от мотоциклов до макияжа.

Результаты различны: некоторые из них почти не похожи на Helvetica, в то время как другие лишь немного изменяют шрифт. Как мы увидим, даже крошечные корректировки кернинга (пространство между буквами) или лигатуры (связи между буквами), не говоря уже о цвете, могут иметь огромное значение.

Сначала будут продемонстрирован фактический логотип, а затем – его версия в простой черной не модифицированной Helvetica.

Мы пойдем от большого к малому: первые на очереди – логотипы авиалиний Lufthansa (рис. 22) и American Airlines (рис. 23).

Рис. 22. Логотип Lufthansa

Рис. 23. Логотип American Airlines

Lufthansa также довольно близка к Helvetica Black, но вносит некоторые незначительные изменения в толщину некоторых элементов —например, вертикальный штрих “L“ и вершина “a”— что действительно делает из хорошего шрифта лучший.

Логотип American Airlines был разработан в 1966 году, когда объединять два слова в одно было необычно и экстравагантно. Массимо Виньелли высказывался по этому поводу так: «Например, мы разработали логотип American Airlines. Это было сделано в 1966 году, мы объединили два слова в одно, в то время это было в новинку AmericanAirlines вместо American Airlines, половина красная, половина синяя отличие было только в цвете. Что еще можно придумать для Америки, кроме красного и синего? Так что получилось идеально10».

Стоит отметить, что American Airlines остаются верны традициям: они являются единственной компанией по перевозке, которая не меняла свой фирменный знак в течение сорока лет. Время идет, все меняется, кроме вечного логотипа American Airlines, которые и без того имеют лучшее из возможного – это шрифтовой знак, основанный на Helvetica.

__________________________________

  1. «Гельветика» (“Helvetica”, реж. Гари Хастуит, 2007).

В мире моды также любят гельветику. American Apparel (рис. 24) и The North Face (рис. 25) – прямое тому доказательство. American Apparel практически не отличим от исходного шрифта: он смотрится легко и современно, одним словом – ничего лишнего. The North Face, напротив, полностью преобразует шрифт через яркий цвет и текст, выровненный по правому краю с графическим элементом, которую мы интерпретируем как скалу. Поэтому, в общем, этому логотипу удается уловить общее настроение. «Я создан для спорта», – говорит он.

Рис. 24. Логотип American Apparel

Рис. 25. Логотип The North Face

Мебель от Create&Barrel (рис. 26) и Knoll (рис. 27) – это сочетание современного дизайна и элегантности, и об этом говорит нам не их продукция, а логотип. В знаках обеих компаний уменьшен кернинг, что лишь подчеркивает достоинства гельветики как заголовочного шрифта. Это классика и ничего большего.

Рис. 26. Логотип Crate&Barrel

Рис. 27. Логотип Knoll

Технологии тоже шли в ногу со временем вместе с Helvetica. Microsoft (рис. 28) начинался с Helvetica Black Oblique, курсивного варианта тяжелого шрифта. Его уникальность заключается в лигатуре между “f” и “t”, а также между “o” и “s”, где буква “o” как бы надрезается соседкой.

Рис. 28. Логотип Microsoft

Skype (рис. 29), тем временем, основывался на Helvetica с округлыми жирными окончаниями, чья обводка заключает буквы в дружественный пузырь. Не слишком эстетично, но узнаваемо и характерно.

Рис. 29. Логотип Skype

Электроника от Panasonic (рис. 30) также носит на себе часть Мидингера. Как логотип японского производителя Panasonic, так и немецкого производителя Blaupunkt (рис. 31) остаются очень близки к стандартным шрифтам Helvetica, приправляя их в основном цветом. В то время как Panasonic воплощает это в самих буквах, Blaupunkt изолирует цвет в символической синей точке.

Рис. 30. Логотип Panasonic

Рис. 31. Логотип Blaupunkt

Кто бы мог подумать, что Harley Davidson (рис. 32), квинтэссенция символа мужественности Америки, была основана на швейцарском шрифте. Конечно, здесь есть значительные изменения, до такой степени, что от оригинального исходного шрифта остается очень мало, кроме основной формы Helvetica Extra Compressed.

Jeep (рис. 33) остается гораздо более похожим на свой первоисточник, но расширяет петлю “J”, падает и раскрывает “e”и округляет наплывы “p”.

Рис. 32. Логотип Harley Davidson

Рис. 33. Логотип Jeep

Гельветика добралась и до масс-маркетов. Логотип Target (рис. 34) не вдохновляет, честно говоря, но он эффективен — утолщенная версия Helvetica Bold (не такая толстая, как Helvetica Black) с центрическим знаком, кольца которого имеют одинаковую толщину. Он привлекает внимание и говорит: «Я для всех, я для тебя».

JC Penney (рис. 35) тоже не о чем особо рассказать. Их логотип прост настолько, насколько это возможно, но примечателен тем, что является одной из немногих компаний, которые используют более тонкое начертание Helvetica, Helvetica Light.

Рис. 34. Логотип Target

Рис. 35. Логотип JCPenney

Oral-B (рис. 36), который делает зубные щетки и другие предметы ухода за зубами, полностью преобразует свой базовый шрифт через интересную лигатуру между “r” и “a”—странно напоминающую Microsoft, теперь, когда мы сравниваем их.

NARS (рис. 37) преобразует Helvetica Light, уменьшая кернинг между символами настолько, что они перекрывают друг друга. Но, несмотря на это, логотип работает: он изящный и стильный, как и товары, которые они продают.

Рис. 36. Логотип Oral B

Рис. 37. Логотип Nars

Сильно отличается от исходного шрифта логотип компании по производству еды Dole (рис. 38). Невозможно, наверное, представить себе большее несоответствие между смелым, плотным и ярким логотипом Dole, который заключает “o” в солнце и добавляет кривые к “l”, и его стандартным тусклым внешним видом Helvetica Black.

Аналогичным образом, швейцарская шоколадная компания Nestlé (рис. 39) использует свое национальное типографское наследие, но вносит существенные изменения, округляя все углы и добавляя отличительный штрих. Потом они посадили на него птицу. И шрифт здесь смотрится совсем иначе: он передает легкость и тепло, исходящее от логотипа. Nestlé это уже не просто Helvetica, Nestlé – это семья.

Рис. 38. Логотип Dole

Рис. 39. Логотип Nestle

Подведя итог, можно сказать, что гельветика идеально подходит для логотипов. Практика показала, что можно взять базовый шрифт и превратить его в потенциальный логотип. Всевозможные манипуляции, проведенные над гельветикой в процессе создания логотипа (уменьшение кернинга, уникальное выравнивание, лигатуры, изменение глифов, цвет и добавление графического компонента), показали, что из нее может получиться отличный фирменный знак для любого предприятия: от компании по производству брутальных байков до создателей хлопьев, которые дети едят на завтрак.

Глава 2.2. Анализ блоков текста в печатных изданиях

Если говорить об антикве, как о наборном шрифте, то популярностью она по определенным причинам не пользуется. Опытные дизайнеры обходят ее стороной при выборе гарнитуры для больших блоков текста. Все дело в том, что антиквенные шрифты читаются проще в печатных изданиях. Засечки влияют на восприятие человеком слов, так как наш мозг воспринимает не буквы по-отдельности, а группы, в которые они входят или слова в целом. Именно в этом заключается причина популяризации шрифтов с засечками в печатной продукции – буквы кажутся более раздельными. При чтении блоков текста на бумаге без засечек нам требуется больше времени на то, чтобы идентифицировать букву.

Чтобы подтвердить данную теорию, был взят текст романа Герберта Уэллса «Человек-невидимка», и сделаны четыре копии: две антиквенным шрифтом и две Helvetica, две более мелким кеглем, и две – привычным 14. Далее данные распечатки были отданы 10 людям, которые должны были засечь время, которое было затрачено на чтение этих текстов. Результаты оказались таковыми: на прочтение страницы, написанной 14 кеглем шрифтом Tines New Roman (рис. 40) у человека в среднем уходит три минуты сорок секунд, на чтение страницы, напечатанной шрифтом Helvetica 14 кегля (рис. 41), уходит в среднем четыре минуты и пять секунд. Разница между результатами после прочтения того же текста, набранного 12 кеглем (рис. 42, рис. 43), соответствующая: на чтение текста Times New Roman уходит меньше времени.

И хотя во время чтения совершенно не ощущается разница, на деле она оказывается существенной. Но это не значит, что Helvetica нельзя использовать в качестве наборного шрифта. Для небольших блоков текста он вполне подходит: это не утомляет читателя и не влияет на восприятие информации.

Глава 2.3. Анализ текста для экранных форм

Гротески, к которым как раз и относится Helvetica, лучше всего применять для размещения информации на просторах интернета. Когда-то было доказано, что шрифты с засечками – только для печати, без – только для экрана. Но спустя годы это правило потеряло свою актуальность, так как появились гаджеты с особыми разрешениями экрана, печатные станки с усовершенствованными технологиями печати.

Но, несмотря на это, многие дизайнеры предпочитают использовать для сайтов и приложений шрифты без засечек, и на то есть причины. Все дело в том, что при оцифровывании шрифта форма буквы должна вписываться в определенные размеры – так называемую модельную сетку. Модуль в этой сетке и так слишком маленького размера, поэтому многие дизайнеры считают, что такое низкое разрешение не способно создать качественные и четкие засечки у антиквенных шрифтов. Гротески лучше вписываются в модульную сетку и, следовательно, лучше поддаются оцифровке, что делает их более разборчивыми во время чтения с экрана.

Также стоит отметить, что шрифты без засечек удобнее читать с экрана, если размер кегля достаточно маленький. Засечки создают «помехи», которые превращают отдельные буквы в своеобразную и непреднамеренную лигатуру.

Гельветика – шрифт без засечек, поэтому в качестве шрифта для экранных форм он без сомнений подходит, и это можно увидеть на практике. Для этого был проведен анализ нескольких зарубежных сайтов, которые используют гельветику в качестве основного шрифта.

Первый сайт – это сайт компании “Mono” (рис. 44), группы американских веб-дизайнеров. Легкая для восприятия с экрана гельветика в разных начертаниях подошла для всего: от заголовков до основного текста. Эта группа дизайнеров позиционирует себя, как компания, которая ценит простоту и идеальность. Благодаря гельветике, которая смотрится достаточно современно, им это удается.

Сайт американского дизайнера Уилсона Майнера (рис. 45) выглядит достаточно привлекательно, чтобы люди, посетившие его, искренне захотели воспользоваться его услугами. Стоит отметить, что мелкий шрифт, набранный гельветикой на малоконтрастном фоне, читабелен даже с экрана обыкновенного смартфона, что еще раз подтверждает пригодность шрифта Helvetica для размещения на сайтах.

Последний сайт принадлежит режиссеру и дизайнеру Блэйку Аллену (рис. 46), который также использует гельветику в качестве служебного шрифта. В данном случае шрифт очень органично вписался в миниалистичную концепцию сайта. Гельветика хорошо запоминается и прекрасно подходит для небольших блоков текста, которые сопровождают короткометражные видео на сайте.

Проведенное исследование доказывает, что гельветика – отличный вариант для оформления любого сайта. Она не теряется, хорошо запоминается и воспринимается посетителями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог всему вышесказанному, нельзя не отметить, что Helvetica – это поистине великий шрифт, созданный не менее великим человеком. Мидингер создал не просто обыкновенный шрифт, он стал основоположником целой эпохи, культуры, создал новый мир для дизайнеров. Гельветика угодила всем и каждому, стала шрифтом современности, шрифтом, который стал отличительным знаком успеха. Если у компании был логотип на гельветике, то это означало, что они уже имели лучшее.

Мидингер, конечно, не справился без трех вещей: мастерства, которое он обрел благодаря упорной работе в течение всей своей жизни, таланта, которым наделила его природа, и Эдуарда Хофмана, с которым они работали бок о бок все это время. Гельветика получила свои идеальные формы, горизонтальные срезы именно благодаря этим людям, которые вложили в нее всю душу и сердце.

Говоря о гельветике, нельзя не отметить ее уникальность: универсальный шрифт, подходящий ко всему, не удавалось создать никому. Наверное, именно поэтому Новый Хаас Гротеск стыл самым настоящим взрывом. На гельветике можно было сказать много всего: от «я люблю тебя» до «ненавижу» – и шрифт точно передавало смысл высказывания. Это было в самом деле величайшим произведением искусства.

Универсальность этого шрифта проявлялась еще в одном: он отлично сочетался с другими шрифтами. Даже с такими же наборными шрифтами-коллегами он вел себя безупречно: чем больше шрифт был не похож на гельветику, тем лучше они смотрелись вместе. Подобрать неудачное сочетание было практически невозможно.

Эти факторы повлияли на популярность гельветики среди дизайнеров, разрабатывающих фирменные стили. Все дело в том, что в свое время этот шрифт считался эталоном совершенства, к которому все стремились. Модный, современный, запоминающийся, подходящий буквально подо все – одним словом, идеальный. Именно поэтому до сих пор множество известных логотипов основано на гельветике. Проведя анализ, удалось выяснить, что этот шрифт отлично подходит для лого. Все дело в том, что гельветика изначально была больше заголовочным шрифтом, это его призвание и сущность, но это не значит, что для набора текста она не подходит. Наоборот, результаты проведенного теста показали, что использование гельветики в принципе не особо препятствует чтению текста, но все же для больших блоков текста лучше использовать гарнитуры с засечками – это меньше утомляет читателя. А вот для вебсайтов лучше оставить гротески. Проанализировав некоторые зарубежные сайты, удалось выяснить, что гельветика смотрится современно и органично на просторах интернет-сети. Поэтому использование ее для экранных форм является отличной идеей.

Подводя итог, хочется сказать, что проделанная работа расширила познания об истории шрифта и культуре того времени. Также были получены знания об истории создания шрифта, жизни ее создателя, об особенностях гельветики и причинах ее популяризации. В ходе исследования были также изучены принципы сочетания шрифтов в типографике, повторена классификация шрифтов и деление их на несколько отличных друг от друга групп: гротески, антиквенные шрифты и акцидентные. Кроме того, теперь мы имеем представление о том, где лучше всего использовать данный шрифт и по каким причинам гельветику лучше всего оставлять для заголовков или электронных платформ.

Теперь мы умеем грамотно подбирать шрифты друг к другу, руководствуясь ранее изученными принципами, различать качественные шрифты от недоброкачественных, изучив отличительные черты гельветики и других шрифтов при сравнении их с другими наборными шрифтами.

Таким образом, проведенный анализ не только расширил наш кругозор и помог выяснить, почему же все говорят о гельветике даже спустя полвека после ее появления на свет, но и помог нам обрести некоторые профессиональные навыки, которые обязательно пригодятся любому уважающему себя и стремящемуся к самосовершенствованию дизайнеру.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

  1. Пресс-служба Роспечати. Российская полиграфия. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад. 2016. [электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2016/poligrafiya.html (дата обращения: 30.05.2019).
  2. Информационно-правовой портал «Гарант». Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию РФ от 3 декабря 2015 г. [электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71165528/ (дата обращения: 30.05.2019)
  3. Головко С. Б. Дизайн деловых периодических изданий: учебное пособие – Изд-во: Юнити-Дана, 2015. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru (дата обращения: 30.05.2019)
  4. Дрозд А. Н. Декоративная графика: учебное наглядное пособие – Изд-во: КемГУКИ, 2015. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru (дата обращения: 30.05.2019)
  5. Клещев О. И. Типографика: учебное пособие. Архитектон, 2016. – 172 с.– То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru (дата обращения: 30.05.2019)
  6. Колосенцева А.Н. Учебный рисунок: учебное пособие. - Минск: Вышэйшая школа, 2013 – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  7. Кравчук В. П. Типографика и художественно-техническое редактирование: учебное наглядное пособие. – Изд-во: КемГУКИ, 2015. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru (дата обращения: 30.05.2019)
  8. Леонидова Г.Ф. Настольные издательские системы: практикум / Г.Ф. Леонидова; Министерство культуры Российской Федерации, Кемеровский государственный институт культуры, Институт информационных и библиотечных технологий, Кафедра технологии автоматизированной обработки информации. - Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2016. - 64 с. : ил. - Библиогр.: с. 58. - ISBN 978-5-8154-0332-1 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=472669 (дата обращения: 30.05.2019).
  9. Нестеренко В. Е. Рисунок головы человека: учебное пособие. Издательство: Вышэйшая школа, 2014. – То же [Электронный ресурс]. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  10. Осмоловская О.В., Мусатов А.А., Рисунок по представлению. Учебное пособие. / – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  11. Савинов А. М. Критерии оценки учебных рис.унков у студентов дизайнеров / А. М. Савинов // European Social Science Journal. – 2014. – № 6. Т.1. – С. 178-181
  12. М. В. Решетова. - М.: Академический Проект, Культура, 2015. – 389 с. – То же [Электронный ресурс]. – http://e-biblio.ru
  13. Черноруков Е. Графические средства изображения [Электронный ресурс] / Е. Черноруков. - режим доступа: http://www.chernorukov.ru/articles/?article=508 (дата обращения: 30.05.2019)
  14. Шаповал А.В. Анализ в теории формальной композиции. Признаки элементов: методические указания к занятиям по дисциплине «Пропедевтика» для студентов направления «Дизайн» / сост. А.В. Шаповал. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. – 26 с., ил. http://biblioclub.ru (дата обращения: 30.05.2019)
  15. «Гельветика» (“Helvetica”, реж. Гари Хастуит, 2007)
  16. .Ефимов В. Необыкновенные приключения шрифта Хильветика в России /В. Ефимов. — Москва: Publish, 1998. — № 5—6

Дополнительная литература:

  1. Гак В.Г. Новый французско-русский словарь /Авт.-сост. Гак В. Г., Ганшина К. А. — М.: Дрофа, 2010. — 1160 с.
  2. Сафаев Т. Ини­ци­ал — шрифт Kis Inline [Электронный ресурс]: статья. – / Т. Сафаев. – Электронные данные. – Москва: Журнал Шрифт 2014 – URL: https://typejournal.ru/articles/Tagir-Safayev (дата обращения: 30.05.2019).
  3. Lars Müller. Helvetica Forever: Story of a Typeface / Lars Müller, Victor Malsy. – Eng: Lars Müller Publishers, 2011. – 160 с.
  4.  Брингхерст Р. Основы стиля в типографике /Авт.-сост. Брингхерст Р. — М.: Аронов, 2006. — 430 с.
  5. Блэйк Аллен [Электронный ресурс]: официальный сайт / Б.Аллен. – Электронные данные. – 2018 – URL: https://www.blakeallendesign.com/film (дата обращения: 30.05.2019).
  6. Уилсон Майнер [Электронный ресурс]: официальный сайт / У.Майнер. – Электронные данные. – 2018 – URL: http://wm4.wilsonminer.com/ (дата обращения: 30.05.2019).
  7. Monro S.r.I. [Электронный ресурс]: официальный сайт / Monro S.r.I.. – Электронные данные. – 2019 – URL: https://monodigital.studio/en/ (дата обращения: 30.05.2019).
  8. Discogs [Электронный ресурс]: официальный сайт / Discogs – Электронные данные. – 2019 – URL: https://www.discogs.com/ru/Frank-Zappa-Apostrophe-/release/6719981 (дата обращения: 30.05.2019).
  9. God is in the TV [Электронный ресурс]: официальный сайт / God is in the TV – Электронные данные. – 2004-2016 – URL: http://www.godisinthetvzine.co.uk/2019/02/14/ariana-grande-thank-u-next-republic-records/ (дата обращения: 30.05.2019).

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рис. 1. Фотопортрет Макса Мидингера

Рис. 2. Первые эскизы

Рис. 3. Итоговый вариант одной из букв шрифта

Рис. 4. Шрифт Helvetica

Рис. 5. Шрифт Caslon

Рис. 6. Шрифт Franklin Gothic

Рис. 7. Шрифт Erbar

Рис. 8. Шрифт Futura

Рис. 9. Шрифт Optima

Рис. 10. Шрифт Univers

Рис. 11. Слово Hamburger, набранное Helvetica

Рис. 12. Шрифт Akzidenz-Grotesk

Рис. 13. Книга “Helvetica Forever: Story of a Typeface”

Рис. 14. Шрифт Antique Olive

Рис. 15. Frank Zappa ‎– Apostrophe (')

Рис. 16. Ariana Grande – Thank U, Next

Рис. 17. Шрифт Times New Roman

Рис. 18. Шрифт Arial

Рис. 19. Шрифт Garamond

Рис. 20. Шрифт Bodoni

Рис. 21. Шрифт Verdana

Рис. 22. Логотип Lufthansa

Рис. 23. Логотип American Airlines

Рис. 24. Логотип American Apparel

Рис. 25. Логотип The North Face

Рис. 26. Логотип Crate&Barrel

Рис. 27. Логотип Knoll

Рис. 28. Логотип Microsoft

Рис. 29. Логотип Skype

Рис. 30. Логотип Panasonic

Рис. 31. Логотип Blaupunkt

Рис. 32. Логотип Harley Davidson

Рис. 33. Логотип Jeep

Рис. 34. Логотип Target

Рис. 35. Логотип JCPenney

Рис. 36. Логотип Oral B

Рис. 37. Логотип Nars

Рис. 38. Логотип Dole

Рис. 39. Логотип Nestle

Рис. 40. Текст Times New Roman 14

Рис. 41. Текст Helvetica 14

Рис. 42. Текст Times New Roman 12

Рис. 43. Текст Helvetica 12

Рис. 44. Сайт Mono

Рис. 45. Сайт Уилсона Майнера

Рис. 46. Сайт Блэйка Аллена