Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Комикс как отдельный вид искусства

Содержание:

Введение

Комикс как феномен массовой культуры ныне знаком почти каждому, пусть даже поверхностно. В основном комикс ассоциируется с Америкой и супергероями, Европой и графическими романами, Японией и мангой.

Если в любой точке мира спросить у подростка, что интереснее, почитать книгу или почитать комикс, большинство ответит, что комикс. Он красочнее, проще, в конце концов интереснее, на первый взгляд. Безусловно, книги также обладают такими же качествами, кроме красочности. Человеку проще воспринимать картинки, чем сплошной текст.

У взрослых людей сложилось мнение, что комиксы только для детей, что в них нет глубины, как в тех же самых книгах. Но это конечно же не так. Проследив за развитием комикс-индустрии через призму истории, мы поймем, насколько глубокий посыл подает нам, казалось бы, последовательная нарисованная группа картинок с небольшими «пузыриками» текста.

Актуальность темы обусловлена большим заблуждением у людей, что из себя представляет комикс-индустрия. Многие люди думают, что это просто. Что рисование картинок художником, написание текста не требует каких-то усилий, в конце концов, аргументируя это словами «так это же для детей, детям много не надо».

Чтобы понять, что же такое «комикс», нужно углубиться в историю, найти отправную точку и исследовать, изучить появление, становление и развитие такого понятия как комикс-индустрия.

В качестве анализа стоит взять индустрию 21 века, изучить ее, разобрать, из чего же состоит современный комикс, а также, есть ли у «красочных историй в картинках» альтернативное применение в современности. ­

Глава 1. Комикс. Рассказ в картинках

1.1 История создания

Комикс - это рассказ или история, состоящая преимущественно из картинок, а также текста. Существует много разновидностей комиксов, таких как: стрипы (короткие комиксы, состоящие из нескольких рисунков) и графические новеллы (полноценные художественные произведения). (рис.1.)

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\1.jpg

Рис.1 (Страница комикса)

Одним из самых древних печатных комиксов считается колонна Траяна. Римская колонна Траяна (110 год нашей эры) (рис.2), считается одним из самых ранних сохранившихся примеров, которые рассказывают исторю через последовательные изображения. Египетские иероглифы, греческие фризы, средневековые гобелены, такие как гобелен из Байе, и иллюстрированные рукописи тоже используют последовательность изображения и слова, чтобы рассказать некую историю.

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\2.jpg

Рис.2 (Колонна Траяна)

После того, как изобрели печатный станок, который позволяет перемещать подвижный шрифт, что помогло установить разделение между изображениями и словами, причем для воспроизведения этих двух изображений потребовались разные методы. Ранние печатные материалы были сосредоточены на религиозных предметах, но в 17-18 веках они начали затрагивать аспекты политической и общественной жизни, а также начали высмеивать и карикатурировать. Также в данный период зародился речевой пузырь как средство атрибуции диалога.

Одним из первых создателей комиксов был Уильям Хогарт (1697–1764).

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\3.jpg

Рис.3 (УильямХогарт)

Хогарт создал семь наборов последовательных изображений на тему «Современные нравственные темы». Одна из его работ, «Прогресс повесы», состояла из нескольких полотен, каждая из которых была воспроизведена в виде гравюры, и восемь отпечатков вместе создали повествование. По мере развития полиграфической техники, благодаря техническому прогрессу промышленной революции, были созданы журналы и газеты. В этих публикациях иллюстрации использовались как средство комментирования политических и социальных проблем, такие иллюстрации стали известны как карикатуры в 1842 году. Вскоре художники начали экспериментировать с установкой последовательности изображений для создания повествования.

В 1865 году одно немецкое газетное издание опубликовало «Макс и Мориц» Вильгельма Буша. Он переработал и усовершенствовал некоторые условности последовательного искусства, и вскоре, его работы оказали ключевое влияниена форму и вдохновили Рудольфа Диркса (первого американского создателя комиксов) на создание «The Katzenjammer Kids» в 1897 году.

Самым первым комиксом в Америке считается комикс «Медвежата и тигр» 1892 года, который был опубликован в журнале «The San Francisco Examiner»

Редактором выступал Уильям Херст. Чуть позже Ричард Ауткольт выпустил в свет «Аллею Хоагана». Одним из персонажей выступал маленький мальчик в желтоватом костюмчике, чей образ понравился американцам. После этого Ауткольт делает этого мальчика главным героем своих историй.

Данный комикс начинает появляться в специальном выпуске каждое воскресенье в газете «morning journal». В то время прославился Уинзор Маккей, чей дизайн того комикса считался самым успешным. Позже Маккей стал сотрудничать с нью-йоркской газетой, а в свое свободное время создал мультипликационный фильм «Динозавр по имени Герти».

1.2 Комиксы в США

Золотой век комиксов

Золотым веком комиксов считается эра в период с 1938-1956 год. В это

Рис.4 (Первые комиксы 1938год)

время начинается резкий рост популярности графических рассказов. Главными героями становятся персонажи с архетипом «Супергерой», который и до сих пор является ведущим архетипом среди всех комиксов нашего времени. Появляются такие персонажи, как Супермен, Бэтмен, Капитан Марвел, Чуд-женщина и другие.

Событие, которое запустило эру считается создание и последующий дебют Супермена в комиксе (комикс №1) 1938 года, под издательством Detective Comics, ныне DC Comics. Это воистину «взорвало» потребительский рынок, продажи комиксов взлетели до небес, а конкурирующие издательства начали создание собственных персонажей.

В период с 1939 по 1941 год появилось множество новых персонажей, открывающих все новые и новые виды развития  в своих приключениях. Timely Comics (будущие Marvel Comics) к 1940 году уже продавали комиксы миллионным тиражом и еще сильнее укрепили в головах читателей статус супергеройских комиксов.

Рис.5 (Первое появление супермена)

Супергерои, имевшие Красно-сине-белую экипировку стали особенно популярны в период второй мировой войны после появления в свет комикса The s.h.i.e.l.d. В данном комиксе супергерои сражаются с нацистами, и где один из главыных героев бьет Адольфа Гитлера.

Позже издатели поняли, что на фоне роста популярности комиксов, можно начать экспериментировать. Так, издательство Dell Comics создают персонажей, не являющихся супергероями (появляются комиксы о персонажах Уолта Диснея) и начинают доминировать в цене. Появились комиксы о Микки Маусе, Дональд Даке и Тарзане. Именно тогда в топы выходит писатель-художник Карл Баркс.

Рис.6 (Комиксы Уолта Диснея)

В послевоенное время начинают появляться образовательные комиксы Dagwood Splits the Atom, где используются совершенно новые персонажи.

Рис.7 (Dugwood splits the atom)

В 1953 году Комикс-индустрия пошла по наклонной, в то время создали Подкомитет Сената США по преступности несовершеннолетних. Супергероика стала все менее и менее популярная, стало больше юмористических комиксов, а также появились комиксы про мир дикого запада. Единственный комиксы в жанре «супергеройские» на протяжении 1950-х были комиксы о Бэтмене, а также приключенческие и экшн комиксы.

Стали отменятся продолжения востребованных комиксов, в числе которых были комиксы о Зеленом Фонаре и Капитане Марвеле.

Серебряный век комиксов

Серебряным веком считается эра Американских комиксов, где также доминирует архитип супергероя. После войны продажи комиксов о супергероях снизились, а на их место пришли комиксы в жанре «Романтика», «Ужасы» и «преступность». Вскоре с жанрами Преступность и ужасы возникли разногласия, введу которых появились ограничения. Из-за таких ограничений издатели снова стали насыщать рынок супергеройскими комиксами. Этот момент считается отправной точкой противостояния издательств Marvel и DC.

Комиксы серебряного века стали коллекционировать, появились так называемые «комиксные аукционы». Так, в 2011 году, комикс о появлении человека-паука был продан за 1.1 миллиона долларов.

Рис.8 (Дебют Человека паука)

Помимо супергероев, в это время появились комиксы для детей от 6 до 12 лет. Так на свет появились «Каспер Дружелюбный призрак», а также «Маленькая точка».

Бронзовый век комиксов

У бронзового века нет как таковой точки отсчета. Супергерои также были в моде, но с 1970 года стали возвращаться комиксы на темы ужасов и социального угнетения. Ограничения постепенно снимались, появились разрешения на использование сверхъестественного (вампиры, оборотни, злые духи и т.п.), что позволило издателям увеличить тираж комиксов на темы ужасов.

К середине 70-х издатели откровенно устали и постепенно отошли от идеи Супергероев, продажи стали падать, истории повторяться, а сами персонажи откровенно копировали друг друга. Постепенно появлялась мрачность, реалистичность и упор на проблемах тех годов.

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\8.jpg

Рис. 9 (Обложки комиксов)

Однако в 1971 году к главному редактору Marvel comics Стэну Ли обратились такие социальные защитники, как министерство здравоохранения и министерство образования США, где попросили написать рассказ о вреде наркотических веществ.

Рис.10 (Стэн Ли)

Стен Ли берется за написание и создает комикс о человеке-пауке, в котором наглядно показывается вред наркотических и психотропных веществ. Комикс получает позитивный отклик и, уже через год, издатели получают разрешение на изображение алкоголизма и наркомании, но только в том случае, если это выставлялось в негативном ключе.

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\9.jpg

Рис.11 (Комиксы 1970-х годов)

К 1976 году писатели и художники получили всеобщие признания за свои работы, даже если те передавали авторские права издательствам, в которых они работали.

Пожалуй, одним из самых главных событий бронзового века в Америке стали создание и продвижение меньшинств в комиксах. До 1970 года было крайне мало персонажей с не белой кожей.

Также поменялся и подход. Новый стиль, уходящий в утонченный реализм, набирал обороты, в то время как стилизованные работы серебряного века или карикатуры золотого постепенно уходили и канули лету.

Современная эпоха комиксов

Современна эпоха комиксов начинается примерно с 1980-х годов и продолжается по сей день (рис.12). В течение этого времени очень много персонажей комиксов были переосмыслены, создатели комиксов получили известность в широких кругах и индустрии в целом, комиксы от независимых издательств получили мощнейшую поддержку, а более крупные издательства поставили так называемую индустрию комиксов на конвейер. Эпоха получила альтернативное название – «The darkness», из- за того что популярность жанра нуар и реализм росли в геометрической прогрессии.

Рис.12 (Комиксы 80-х)

1.3 Комиксы в Европе

В Европе рисованные истории называют Bande Dessinée (BD) (рис.13). Данная культура берет свое начало во Франции и Бельгии с начал 20 века. Первым персонажем, придуманным в 1905 году, была девица Бекассин (рис14). Ее предумал Жозеф П. Пиншон.

Рис.13 (комиксы в Европе)

Данное направление изначально существовало в качестве периодической печати. Каждый новый выпуск публиковался в газетах и журналах, раз в 2-3 недели. Центральными темами была сатира и политика. Самый первый выпуск про Тинтина родился из задания в редакции, где нужно было написать текст, в котором нужно было разоблачить советскую Россию. Тинтин получил статус классики комикса. Тинтин – это комикс о приключениях главного героя в разных странах земного шара. Данный комикс является не просто развлекательным, а развлекательно-познавательным.

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\14.jpg

Рис.14 (Приключение Тинтина)

Особую популярность BD получила в послевоенное время. Так начинают появляться комиксы в виде альбомов, которые представляют из себя цветные издания в твердом переплете, с объемом в 40-50 страниц.

В начале 50-х становится популярным приключенческий жанр. Художник Эдгар П. Якобс, работавший раньше с другим художником Эрже, создает новый героев с именами Блэйк и Мортимер.

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\15.jpg

Рис.15 (Истории Блэйка и Мортиера)

До сих пор истории о капитане Блэйке и ученом Мортимере считается одной из самых популярных и успешно проданных комиксов.

В 1960 BD обретает новые формы и комедийный жанр выставляет на передний план. Как раз в это время появляются знаменитые и по сей день персонажи Астрикс и Обеликс. За ними стали появляться другие персонажи: Смурфы, Боль ет Билл, Гастон Лагафф и другие.

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\16.jpg

Рис. 18 (Астерикс и Обеликс)

В 1970 году появляется серия Пьера Кристина и Жана Мезьера «Валериан и Лорелин», в жанре космо-фантастики. Эти персонажи повлияли на мировой кинематограф. К середине 70-х происходит резкий рост популярности BD. В тот момент произошла печатная революция в полиграфии, появились новые методы печати. Новые талантливые художники и сценаристы, которые привнесли новые и ярки черты в данную индустрию.

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\17.jpg

Рис. 19 (Валериан и Лорелин)

Границы и жанры размываются и число читателей прогрессивно растет. Теперь у комиксов появляются и взрослые поклонники. Bande Dessinée привлекает еще и тем, что у данного вида литературы появляются жанры на любой вкус и цвет. Появляются как развлекательные, так и социально значимые темы. Один из самых ярких примеров таковой является автобиографический роман «Персеполис», где рассказывается история маленькой девочки во время исламской революции в Иране.

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\18.jpg

Рис.20 (Персеполис)

С современном мире BD существует множество достойных и прекрасных художников и сценаристов, которые творят воистину великолепные истории в своем неповторимом стиле. Франко-Бельгийское направление комиксов давно перестало быть таковым. В данном жанре выпускаются истории и из других стран.

1.4 Комиксы в Азии.

Японские комиксы называются «Манга». Манга – японский термин, который дословно переводится как «причудливые наброски», по сути своей считается комиксом, с тем лишь различием что читаются справа налево и преимущественно имеют черно-белый стиль. До сих пор ученые спорят, откуда берет свое начало японские рисованные истории в картинках.

Рис.21 (Манга)

Самые первые упоминания были еще в 12 веке, когда монах Какую нарисовал несколько юмористических историй про животных. Из себя они представляли четыре свитка с последовательными рисунками и подписями к ним. На сегодняшний день эти свитки хранятся в монастыре, где жил монах.

В 17 веке одном из японский городов, расположенных около Киото появились изображения, которые получили название «оцу-э». Это были простые картинки, которые затрагивали неприятные и стаирические темы.

Рис.22 (Оцу-э)

Оцу-э покупали путешественники и разносили в другие города, продавая их подороже.

Позже появилось изобразительное искусство, которое сыграло одну из важных ролей в развитии манги. Одним из первых, кто добился успехов в искусстве, стал художник Кацусика Хокусай. Он и придумал название Манга. В период с 1814 по 1878 год вышло несколько произведений под названием «Манга Хокусая».

Рис. 23 (Манга Хокусая)

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\22.jpg После падения железного занавеса и последующей модернизации Японии манга стала резко развиваться. Она вобрала в себя западные техники и некоторые стили укиё-э (изобразительное искусство).

Рис. 24 (Укие-э)

В страну стали ввозить Американские комиксы, и художники стали учиться у своих коллег из запада.

Так были придуманы собственные пропорции лица, тела, которым не уделялось раньше должного внимания. В 1902 году начал издаваться юмористический комикс под названием «Tagosaki to Makube no Toukyou kenbutsu», автором которого был Ракутэна Китадзавы. Данное произведение, созданное по подобию американских комиксов, стало первым в Японии «сериальным» комиксом. В период 1900-1940 г. манга не носила роль значимого социального явления, была скорее одним из модных увлечений молодежи, в сюжетах комиксов преобладала комедия и сатира на японское общество.

В 1920-х годах группа японских художников, в числе которых были Китадзава, Иппэй Окамото, Сако Сисидо и Ютака Ассо, посетила США, где на тот момент проходил подъём индустрии комиксов. В связи с этим манга того времени имела большое сходство с западными комиксами. Ключевую роль в истории манги сыграла идея издавать наиболее популярные японские комиксы.

В 1926-м году новым императором стал Хирохито. Политическая власть начала постепенно переходить к военным деятелям. Милитаризм нашёл своё отражение в массовой культуре Японии - пропаганда «японских национальных ценностей» и воспитания патриотического духа имела место в художественных произведениях того времени. В этот период имело место усиление политической цензуры - полиция получила право арестовывать тех художников и редакторов, чья деятельность была сочтена подрывной. Мангаки были вынуждены создавать произведения на военную тематику, к сопротивлявшимся применялись различные виды наказаний.

В 1943 году был опубликован фантастический комикс «Kagaku senshi New York ni shutsugen su», автором которго был Рюити Ёкоямы. В данном произведении была впервые задействована концепция «огромного боевого робота», сыгравшая одну из ключевых ролей в дальнейшем развитии как C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\23.jpgманги, так и аниме.

Рис.25 (Kagaku senshi New York ni shutsugen su)

Современная манга зародилась в период с 1945-1952 года. Было создано большое количество журналов манги, в числе которых был журнал Манга Курабу, Ван, Кодомо манга симбан и другие. Художники получили больше свободы, начался рост. Манга превратилась в некую форму искусства. Первая манга была создана под влиянием Осамы Тадзуки, который считается основателем современной манги.

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\25.jpg Появление манги Астробой произвела настоящий фурор среди любителей рисованных историй. Асторобой- Маленький мальчик, являющийся роботом с неограниченными способностями. Робот-мальчик наделен человечностью и наивной добротой, которая никак не рассказывалась и не раскрывалась.

Рис.26(Астробой)

Одновременно с этим Такаюми Тацуми отводит особую роль экономической и культурной транснационализации, заложившей постмодернистскую и международную культуру мультипликации, фильмографии, телевидения, музыки и других популярных искусств, ставшей основой для развития современной манги. Мангу «Sazae-san» в 1946 году начала рисовать молодая мангака Матико Хасэгава, сделавшая свою героиню похожей на миллионы людей, после войны оставшихся без крова. Садзаэ-сан живёт нелёгкой жизнью, однако она, как и Астробой, очень человечна и глубоко вовлечена в жизнь своей большой семьи. Она также очень сильная личность, что противоположно традиционному для Японии принципу женской мягкости и послушания; она придерживается принципа «хорошая жена, мудрая мать»

Художники Хасэгава и Тэдзука впервые привнесли что-то инновационное в стилистику рисования. Так называемая «кинематографичная» техника была похожа на кадры из фильма, где изображение деталей были в медленном переходе, а далекие расстояния сменялись крупными планами.

В период между 1950 и 1969 годами читательские аудитории постоянно росли, и началось становление двух основных жанров манги: сёнэн (манга для мальчиков) и сёдзё (манга для девочек).

С 1969 года сёдзё-манга рисовалась преимущественно взрослыми мужчинами для молодых читательниц.

Двумя наиболее популярными сёдзё-мангами того периода были работа Тэдзуки Ribon no Kishi (Princess Knight) и манга Мицутэру Ёкоямы Mahōtsukai Sarii (Ведьма Салли). В Ribon no Kishi повествуется о приключениях принцессы Сапфир, которая с рождения получила две души (женскую и мужскую) и научилась прекрасно орудовать шпагой. Салли, главная героиня Mahōtsukai Sarii - маленькая принцесса, которая прибыла на Землю из магического мира.

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\26.5.jpg Рис.27 (Princess Knight)

Она ходит в школу и с помощью магии делает добрые дела для своих друзей и одноклассников. Манга Mahōtsukai Sarii была создана под влиянием американского ситкома Bewitched, однако в отличие от Саманты, главной героини Bewitched уже в зрелом возрасте, Салли - обычная девочка-подросток, которая взрослеет и учится брать на себя ответственность приближающейся взрослой жизни. Благодаря Mahōtsukai Sarii был создан поджанр махо-сёдзё («девочка-волшебница»), впоследствии приобретший популярность.

С 1975 года одновременно с развитием сёдзё-манги стали появляться её поджанры. Основными среди них стали романтика, супергероини и «дамские комиксы»

В современной романтической сёдзё-манге основной темой является любовь, а способ повествования в подобных произведениях обычно отличается сильной эмоциональностью. Японский критик аниме и манги Эри Идзава определяет романтический жанр как символизирующий «эмоциональное, великое и эпическое; чувство героизма, фантастические приключения и меланхолия; страстная любовь, внутренняя борьба и вечное стремление», которые сливаются в один яркий, индивидуальный и страстный рассказ, заключённый в кадры манги. Эти истории порой довольно длинны и часто в них проходит грань между притворной и настоящей любовью, а действие обычно развивается в запутанном мире. Тема взросления имеет место как в сёдзё- так и в сёнэн-манги.

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\26.jpg Также в сюжетах сёдзё-манги встречаются ситуации, когда протагонист встречается с необычными или странными людьми и явлениями, как например в манге Fruits Basket Такаи Нацуки, которая приобрела популярность в США. Главная героиня Тору остаётся жить в лесном доме вместе с людьми, которые превращаются в животных из китайского зодиака. В манге Crescent Moon героиня Махиру встречается с группой сверхъестественных существ и в конце концов узнаёт, что тоже обладает сверхспособностями.

Рис.28 (Crescent moon)

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\28.jpg С появлением в сёдзё-манге историй о супергероинях начали ломаться традиционные устои о женской покорности. Манга Sailor Moon Наоко Такэути -длинная история о группе молодых девушек, которые одновременно героические и интроспективные, энергичные и эмоциональные, покорные и амбициозные. Подобная комбинация оказалась чрезвычайно успешной, и манга и аниме о Сейлор Мун приобрели международную популярность.

Рис.29 (Sailor moon)

Ещё один пример истории о супергероинях — манга группы CLAMP Magic Knight Rayearth, главные героини которой оказываются в мире Сефиро и становятся магическими воинами, спасающими Сефиро от внутренних и внешних врагов.

В начале 1990-х годов в связи с послаблением цензуры в Японии в манге получили широкое распространение открытые сексуальные темы, не подвергнутые цензуре и в английских переводах. Спектр варьировался от частичного изображения обнажённых тел до открытого показа половых актов, подчас изображались сексуальное рабство и садомазохизм, зоофилия, инцест и изнасилование. В некоторых случаях темы изнасилования и убийства выступали на первый план, как в Уроцукикодзи и Blue Catalyst. Однако в большинстве случаев подобные темы не являются основными.

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\27.jpg Следом появился новый вид манги - Гэкига. Слово «гэкига». «драматические картинки» применяется для обозначения реалистических изображений в манге. Изображения гэкиги рисуются в эмоционально чёрных тонах, они очень реалистичны, иногда изображают жестокость и фокусируются на повседневной реальности, часто изображённой в неприметной форме.

Рис.30 (Гэкика)

Когда социальный протест тех лет пошёл на спад, гэкига стала применяться для обозначения социально-ориентированных взрослых драм и авангардных произведений. Примеры работ: Lone Wolf and Cub и Akira.

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\30.jpg

Рис.31 (lone wolf and Cub)

В 1976 году Осаму Тэдзукой была создана манга MW — серьёзная история о последствиях хранения ядовитого газа на базе военных сил США на Окинаве после Второй мировой войны. Стиль гэкига и социальное сознание находят своё отражение и в современной манге, например, в Ikebukuro West Gate Park (история об уличных преступлениях, изнасилованиях и жестокости).

1.5 Комиксы в СССР и РФ

Первые так называемые комиксы в СССР появились еще во времена Гражданской войны. Вожди революции понимали, что безграмотный народ лучше проникнется идеями, которые будут поданы через яркие картинки. оэтому и появились «Окна РОСТА» - серия агитационных плакатов, состоящих из одного или нескольких графических изображений, где была показана разница жизни при буржуях и при диктатуре пролетариата.

Рис.32(окна РОСТА)

К плакатам прилагались надписи, нередко в стихотворной форме, комментирующие действие на картинках. Это было начальным шагом в развитии отечественной рисованной истории, в которой работали такие известные личности, как поэт Владимир Маяковский, художники Д. Моор (многим знаком его плакат «Ты записался добровольцем?»), Иван Малютин и многие другие.

Рис. 33 (Ты записался добровольцем?)

После Гражданской войны настал новый этап советского комикса. В процессе развития советской детской литературы появлялись многочисленные периодические издания, где обязательно находилось место историям в рисунках. На страницах детских журналов «ЕЖ» («Ежемесячный журнал») и «ЧИЖ» («Чрезвычайно интересный журнал») нередко появлялись комиксы.

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\33.jpg

Рис. 34 (Журнал ЕЖ)

В отличие от эпохи революции, когда в рисунках использовался контраст лишь двух цветов (красный и чёрный, красный и белый), картинки в детских журналах часто были просто чёрно-белыми, причём прорисовка их находилась на более высоком уровне.

С 1924 года начал издаваться детский журнал «Мурзилка», который не раз обращался к формату комикса, чтобы рассказать юной аудитории об актуальных событиях. Сатирические журналы для взрослых («Крокодил», «Смехач» и прочие) использовали похожие «комиксы» для агитации и борьбы с алкоголиками, тунеядцами, хулиганами, высмеивая и клеймя их на своих страницах.

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\35.jpg

Рис. 35 (Мурзилка)

В послевоенные годы тематика советских комиксов постепенно меняется, трансформируется их формат и частично идейное наполнение. Да и противники сменились - главной мишенью стали недавние военные союзники, прежде всего американцы. Продолжали свою работу отечественные художники, начинавшие в военную и довоенную эпоху. Выходили отдельные объёмные фолианты с рисунками-комиксами Ефимова и Кукрыниксов, предназначенные для взрослой аудитории.

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\38.jpg Среди самых известных детских историй тех лет - комиксы о приключениях мальчика Пети Рыжика и его верных друзей, щенков Мика и Мука.

Рис.36 (Мик и Мук)

Благодаря пытливости и настойчивости герои попадали в самые необычные ситуации, путешествовали по различным континентам, изучали географию, находили верных друзей, помогали угнетённым победить врагов - солдат-карателей, злобных бандитов, хитрых богачей. Иной раз судьба забрасывала путешественников в космос, и здесь они проявляли свои лучшие качества, помогали инопланетянам, и в ответ сами получали помощь. Позднее печатались и отдельные издания приключений Пети.

Настоящий бум историй в картинках начался уже под занавес советской эпохи, на рубеже 90-х годов. В эти годы комиксы выходили не только на страничках известных и не очень журналов, но и отдельными изданиями.

Появилось много новых журналов, где печатались комиксы. Таким было издание «Трамвай», где главными героями рисованных историй выступали сыщик Бертрам Вайс и его собака- ищейка Компостер. Как и в «Науке и жизни», комикс предлагал читателям погрузиться в мир детектива и посоревноваться с Вайсом. Другим журналом, который активно печатал комиксы, был «Экран — детям». Здесь читатели могли познакомиться с героями европейских комиксов, такими как Тинтин и его верная собачка Снежок.

Глава 2. Веб-комиксы

2.1 Виды и анализ

Комикс - может стать мощным средством коммуникации в бизнесе. Комикс о взаимодействиях и правилах корпорации позволит точно акцентировать внимание сотрудников на важных деталях. Правила, регламенты и инструкции - скелет бизнес процессов и этот скелет зачастую так сложен. Именно поэтому, корпоративные правила в виде комиксов, иллюстрированные регламенты и инструкции столь популярны в современных компаниях

Существует несколько видов веб-комиксов:

  • Бизнес комикс
  • Комикс инструкция
  • Комиксы для PR-компаний

Стоит начать с Бизнес комиксов. Данный вид комиксов используется в крупных компаниях для привлечения внимания к простым и сложным правилам. Правила, рекомендации – все это можно преподнести в виде красочных картинок.

Также существуют комиксы-инструкции, где картинки ясно и понятно объясняют суть того или иного действия. Ярким примером данной иллюстрированной инструкцией служит «веб-комикс про ПДД»

Рис.37 (страница из ПДД в картинках)

PR-Комиксы получили свое распространение совсем недавно. Комикс, мощное средство коммуникации между бизнесом и общественностью. Службы по связям с общественностью нуждаются в оригинальных подходах к своим PR-кампаниям. Комикс может дать уникальную возможность обратиться к широкой аудитории через различные медиа носители.

Какие задачи решает бизнес-комикс?

Коммуникация внутри компании. Упрощение инструкций по процедурам. Скучная, порой нечитаемая, инструкция, переложенная на комикс, превратится в полезное и увлекательное чтение. Не менее важна вертикальная коммуникация, а именно, отчетность. Годовой отчет о деятельности компании может быть труден для восприятия акционерами. Как не странно, здесь на помощь тоже приходит бизнес комикс. Иллюстрации, выполненные в виде комикса, оживят строгий язык отчетности.

2.2 Практическое применение

Комиксы могут являться рекламой. Реклама находится в постоянном поиске новых рекламных технологий и средств продвижения товаров и услуг. Комикс как рекламный жанр входит в число молодых инструментов, появившихся во втором десятилетии 21 века. Рекламный комикс является, по сути, иллюстративным и другим изображением, сопоставленным рядом в продуманной последовательности для передачи рекламной информации или побуждения к какому-либо действию адресата, выступающего потенциальным потребителем. Комикс может быть однотипным или многозадачным.

Объем подачи информации в рекламном комиксе зависит от носителя данных, а также от места его размещения:

  • Не более девяти кадров: буклет, листовка, флаер
  • Не более шести кадров: реклама в помещениях
  • Не более четырех кадров: наружная реклама, направленная на пешеходов
  • Не более одного кадра: наружная реклама, направленная на водителей

В силу русского стереотипа о комиксе как о детском увлечении распространено мнение, что с помощью комикса лучше всего рекламировать товары и услуги для детей и подростков. Но данный стереотип полностью изжил себя - так, в последнее время стали появляться рекламные комиксы самых разных товарных категорий: фармацевтической продукции, банковских услуг, косметики, такси и т.п.

Отдельного внимания удостоены рекламные комиксы о компьютерных играх, мультфильмах или об игрушках. В большинстве своем комиксы такого формата многосерийны и размещаются на печатных и интернет- платформах, а также отличаются особой степенью качества. Качество рисунка объясняется придирчивостью читателя, чтобы он не усомнился как в подлинности комикса, так и в самом продукте. Подобного рода промо-комиксы нацелены на поддержание интереса скорее старых потребителей, чем на привлечение новых. Резюмируя все вышесказанное, стоит подчеркнуть, что рекламный комикс, как и любой текст формирует максимальную степень вовлеченность адресата, что характеризует эффективность данного рекламного жанра.

Заключение

Пройдя весь путь, от зарождения и до становления комикс индустрии, можно сделать вывод, что человек все-таки изменил свое отношение к рисованным историям, научился их использовать не только в развлекательных целях , но и в учебных. Все чаще стали появляться рекламы, основанные на комиксах, фильмы, инструкции и даже целые учебные программы. Комикс индустрии удалось завоевать доверие взрослых людей, и стать одним из сильнейших индустрий на сегодняшний день. Комиксы теперь везде, от прилавков до рекламных щитов. В серьезной литературе и в интернете. Настоящий расцвет произошел недавно, а значит это лишь начало.

Список литературы

1. Алексей Волков.Тайная история комиксов

2.Батчелор Б. Стен Ли, Создатель комикса

3.Кабалова Д. А. Комиксы как антикризисный ресурс для «бумажной» рекламы

4. Мак-Клауд С. Понимание комикса.

5.Стен Ли. Как создавать комикс

6. Фред Ван Ленте. История Комикса