Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Персонализация пакета фирменного стиля для компании

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире трудно найти человека без татуировки. Кто-то полностью заполняет свободное пространство на теле, кто-то скрывает небольшие татуировки под длинными рукавами, а кто-то негативно относится к данному увлечению. Но оспорить факт, что татуировки стали частью истории и культуры современного общества невозможно.

В качестве темы курсовой работы была выбрана персонализация пакета фирменного стиля для компании. В данной работе речь будет идти о разработке фирменного стиля для тату-студии, ориентированной на молодых девушек.

Данная тема актуальна в наше время. Татуировки вышли на новый уровень и перестали быть рисунками, это полноценная часть искусства. Теперь не только представители субкультур и маргиналы украшают свои тела рисунками, а искусством татуировки владеют как взрослые мужчины, так и молодые девушки.

Вокруг татуировок возникает много споров, многие до сих пор относятся к данному явлению скептически, но это не влияет на тот факт, что молодое поколение все больше интересуется данной отраслью. Поэтому возникает закономерный вопрос: «Почему искусство татуировки резко стало популярным?» На него и предстоит дать ответ в исследовании.

Задачи исследования заключаются в том, чтобы изучить сферу татуировки, больше узнать об особенностях тату, погрузившись в историю возникновения культуры татуировки и изучив соответствующую литературу по данной теме. Также предстоит выделить и исследовать стили татуировок, их особенности и главные тренды. Кроме того, на основе исследования будет выявлено, насколько актуально искусство татуировки в наше время, рассказано о новых мастерах и альтернативах татуированию.

Целью исследования стало выявление особенностей такого явления как современная татуировка и определение дальнейших путей ее развития.

Объектом исследования темы являются владельцы рисунков на теле.

Предмет исследования – это татуировки, их история и особенности.

Информационной базой для выполнения курсовой работы является научная литература по теме исследования, учебные пособия и электронные ресурсы такие, как: М.Лоддер «Forever: The New Tattoo», ГМИИ им. Пушкина «Тату», А.Йаэль «Что скрывает кожа. 2 квадратных метра, которые диктуют, как нам жить».

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

    1. История возникновения и развития татуировки

Татуировка – одна из древнейших форм искусства. Первые опыты вживления пигмента в свежую рану известны еще со времен первобытности (100-60 тысяч лет до н.э). В далеком прошлом татуировка являлась не просто украшением, но и отличительной особенностью (рисунки определяли принадлежность человека к какому-либо племени, говорили о его положении), а также имела мистическое значение (в древности люди полагали, что символы на теле способны защитить человека от воздействия злых духов).

Искусство тату было распространено у народов со светлой кожей, темнокожие племена использовали рубцевание (шрамирование). Шрамирование впервые появилась много тысяч лет назад на территории Африки. Местные жители использовали эту технику, чтобы обозначить социальный статус, а также применяли в ритуальных обрядах. В некоторых африканских племенах шрамирование являлось частью посвящения мужчины в воины.

История татуировок начинается с Полинезии. В этой местности, на острове Тонгатапу, археологи обнаружили старейший набор для татуирования, который находился там с 7 в. до н.э. Пигмент племена Полинезии получали из сажи. Мастера вбивали ее при помощи небольшого инструмента, похожего на маленький молоток, и заточенной палочки с акульими клыками (рис. 1).

Рисунок 1. Первые инструменты для татуирования.

Но рано или поздно к нанесению на тело рисунков приходили все племена и родовые общины. Известно, что татуировка была отличительной чертой жителей севера (например, чукчи), населения Британских, Японских островов и, конечно же, индейцев. Последние внесли в историю тату-искусства особенно большой вклад.

Идеи для рисунков индейцы брали из собственной жизни. Их тесная связь с животными, традиции и верования также отражались на смысле наносимых изображений. В истории индейцев татуировки являлись знаками отличия и методом защиты или связи с духами (рис. 2). Некоторые изображения необходимо было заслуживать в сражениях. Для женщин положение дел было немного иным: возможность украшать тела рисунками они получили значительно позже, а сами рисунки носили более декоративный характер. В условиях патриархального первобытного родового строя женщины практически не имели голоса, были матерями, хранительницами. Считалось, что только мужчина, истинный воин, способен перенести столь болезненную процедуру. Все изменилось позже, когда татуировки перестали быть исключительно атрибутом воинов и стали использоваться как обереги или украшения.

Рисунок 2. Татуировки индейцев.

Смысловая нагрузка изображений разных народов была необычайно огромна, но до нас дошли лишь некоторые, и самыми популярными из них являются татуировки Маори. Дословно маори означает «обыкновенный», но на практике данные татуировки служили для связи людей с богами. Авторами татуировок являлись шаманы. Считалось, что только они способны наносить божественные рисунки на тело простых смертных.

Татуировки маори являлись отражением всей жизни человека и дорисовывалась вплоть до самой смерти (рис. 3). Особенностью данных татуировок (та-моко, как их еще называли) являлось то, что одно изображение переходило в другое, каждый новый рисунок дополнял предыдущий, пока тело полностью не покрывал животно-растительный орнамент. Наносимые на тело изгибы и символы имели особое значение и наделяли человека разными качествами или защищали от проклятий.

Рисунок 3. Рисунки племен Маори.

На территории современной России искусство татуировки возникло за 8 тысяч лет до н.э. Татуирование было одним из главных атрибутов язычников для проведения ритуалов, и, так как христианство на Руси было принято лишь в 988 году, вплоть до этого момента активно процветало и совершенствовалось, медленно близясь к закату. На этих территориях для нанесения изображений на тело использовались специально изготавливаемые штампы, сделанные из глины, кости животных и заточенные деревянные палки.

Распространение христианской религии ознаменовало закат искусства татуировки. Украшения тел, согласно Ветхому Завету, считались греховными, а узоры и орнаменты – еретической символикой. Из-за этого татуировка на долгие годы стала отличительной чертой маргиналов. Эта связь до сих пор негативно сказывается на восприятии данного вида искусства. Например, зачастую антагонистов в художественных произведениях или кино можно вычислить по внешнему виду: почти каждый негативный персонаж скрывает под длинными рукавами жуткие татуировки черепов или кинжалов.

Татуировка возродилась спустя несколько веков в весьма неожиданном формате. Первыми профессиональными тату-мастерами стали отставные моряки, открывавшие салоны в приморских городах (рис. 4). Для моряков татуировка никогда не переставала быть частью культуры. Так как моряки вели достаточно опасный образ жизни, татуировки были для них своеобразным методом защиты от избиений, которые являлись частью военно-морского устава, и от погодных катаклизмов.

Рисунок 4. Татуировки моряков.

Конечно же, в те времена татуирование было сомнительным занятием. Чаще всего она наносились в антисанитарных условиях, плохо заживали, поэтому только владелец тату зачастую мог сказать, что именно за рисунок находится на его теле. Неправильно зажившие татуировки имели свойство «растекаться», гноиться, а занесенная при нанесении грязь могла вызвать заражение и опасные заболевания.

Поэтому по-настоящему популярной татуировка стала с развитием молодежных движений в конце 50-х годов прошлого столетия (рис. 5). Молодые люди стремились самореализоваться, и татуировка стала отличным способом выделиться из толпы. Условия и полученные знания позволяли сделать процесс нанесения и ухода более безопасным, а окончательное освобождение от оков христианства сделало татуировку доступным для более широких слоев населения.

Рисунок 5. Татуировки 50-х.

На территории России дела с татуировкой обстоят немного сложнее. Культ религии не позволял татуировке стать полноценной частью культуры. Лишь в начале 20 века у некоторых моряков стали появляться небольшие наколки – портаки. Эту идею они позаимствовали у европейских матросов. Во времена СССР традиции нанесения на тело рисунков переняли преступники. Как и в Японии, где татуировка являлась искусством якудза, в СССР по наколкам можно было выявить человека, сидевшего в тюрьме (рис. 6). Для них татуировки определяли статус и являлись своеобразной частью иерархической системы и явлением тюремной среды.

Рисунок 6. Тюремные татуировки.

По-настоящему освободиться от плохих ассоциаций татуировка смогла лишь в начале прошлого десятилетия. С возросшим интересом к феминизму, возрос интерес и к татуировке. Она также претерпела некоторые метаморфозы и перестала быть исключительно мужской прерогативой. Рисунки на теле перестали быть чем-то брутальным, теперь татуировка приобрела характер чистого искусства.

    1. Место женщины в искусстве тату

Татуировки на женщинах всегда привлекали намного больше внимания. Появление женщин с тату в цивилизованном обществе произошло примерно 150 лет назад. Это событие вызвало множество споров и возмущений, так как женщина того времени была обязана вписываться в определенные рамки. Несмотря на неоднозначность данной темы, девушки с нательными рисунками являются неотъемлемой частью культуры татуировки.

В конце 19 века принц Уэльский отправился в путешествие, во время которого успел посетить Японию. Там он познакомился с местным мастером Хори Чио, который предложил будущему королю набить дракона. Удивительный рисунок очень понравился Эдуарду и его приближенным. Таким образом, принц Уэльский стал законодателем нового тренда среди аристократов (рис. 7).

C:\Users\Юлия\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Эдуард VII.JPG

Рисунок 7. Принц Уэльский Эдуард VII.

После него данную тенденцию подхватили Николай II и леди Дженни Черчилль – мать небезызвестного Уинстона Черчилля (рис. 8).

Рисунок 8. Татуировки Николая II.

Историки утверждают, что на запястье леди была изображена змея, поедающая саму себя, но официальное подтверждение данной сплетне нигде не найдено. Несмотря на это, слух вышел за пределы семьи и друзей леди Черчилль и повлиял на многих женщин, желающих следовать моде.

Первый профессиональный тату-мастер из США, Мартин Хильдебрандт, еще в конце 19 века говорил, что его клиентками становятся различные богатые женщины, которые набивают на невидных местах голубей, ленты и цветочные орнаменты (рис. 9).

Рисунок 9. Первый тату-мастер Мартин Хидельбрандт.

Первые известные татуированные женщины – Ирэн Вудвод и Нора Хильдебрандт (рис. 10). Существует предположение, что Нора была дочерью первого профессионального мастера. Обе девушки выступали в цирке и боролись за звание первой татуированной женщины и не стыдились демонстрировать свои тату на публике. Чтобы создать интригу вокруг себя, девушки придумывали невероятные истории возникновения рисунков на теле, что лишь сильнее подогревало интерес.

Рисунок 10. Ирэн Вудвод.

Интеллигенция в то время все еще относилась к татуировкам настороженно. Согласно христианским традициям, девушка должна была быть девственно чиста, иначе о замужестве можно было забыть. Оголять тело перед мужчинами было строго запрещено, и сами девушки стеснялись снимать нижнее белье.

Все изменилось благодаря американке Мод Вагнер. На Мод сильно повлияла среда, в которой она росла: в Канзасе цивилизованные американцы часто сталкивались с коренным населением – индейцами. Индейцы не оставались в долгу и иногда похищали белых женщин и детей. Пленники жили по обычаям и законам племен, получали татуировки, с которыми изредка возвращались к семьям. Самая известная подобная история принадлежит Олив Оатман. В юном возрасте она была похищена индейцами, прожила с ними пять лет, за которые успела получить символические рисунки на теле – несколько полос, которые отличали представителей данного племени, чтобы те не потерялись в загробном мире. После возвращения к привычной жизни Олив не раз давала интервью и говорила, что сильно тоскует по своей индейской семье (рис. 11).

Рисунок 11. Олив Оатман.

Мод Стивенс, как и Оатман, происходила из небогатой семьи и с подросткового возраста выступала в цирке (рис. 12). Со временем выступления стали даваться ей нелегко, и Мод решила сменить вид деятельности на что-то более безопасное. В этот период ей повстречался Август Вагнер, за которого она вышла замуж. Ее супруг был тату-мастером, который безуспешно пытался прославиться. В начале 20-ого века мужские татуировки стали обыденностью и были даже у русского царя Николая II. Поэтому Август предложил своей жене стать первой женщиной тату-мастером и своими руками полностью украсил ее тело рисунками. Особенность татуировок миссис Вагнер заключалась в том, что в традиционном женском платье начала 20-ого века Мод выглядела очень прилично. Наколки женщины видели только посетители их передвижного салона, когда Мод снимала неудобную одежду, сковывающую движения.

Рисунок 12. Мод Вагнер.

Семья Вагнеров стала мастерами-кочевниками. Они путешествовали с бродячими цирками по Америке, а когда набрали клиентскую базу, начали передвигаться по стране самостоятельно. Мод обладала поразительным талантом, поэтому желающих набить татуировку даже в консервативной Америке было достаточно.

Вскоре у пары родилась дочь Лоттева (рис.13). Согласно легенде, которую рассказывала сама Лоттева, родители научили ее бить тату еще в раннем детстве, но рассудительная Мод запретила мужу и самой Лоттеве набивать татуировки. До самой смерти Лоттева не посмела ослушаться материнского совета, хотя всю жизнь занималась тату. Легенда ее родителей служила хорошей рекламой, по этой причине история Мод Вагнер стала известна всему миру.

Рисунок 13. Лоттева Вагнер с родителями.

Джесси Найт стала первой татуировщицей на территории Европы (рис. 14). Она родилась в Кройдене в 1904 году. Ее родители также были цирковыми артистами, именно отец научил Джесси бить татуировки. Особенность ее тату заключалась в том, что все ее работы были выполнены в технике фрихенд, т.е. Найт не переносила заранее нарисованный эскиз на тело. Татуировки Джесси были настолько популярны, что в 1955 году ее тату завоевало второе место в конкурсе «Чемпион татуировки Англии».

Рисунок 14. Джесси Найт за работой.

Синди Рэй (Бев Робинсон) стала первой прославившейся тату-моделью и тату-мастером родом из Австралии (рис. 15). Синди прославилась в начале 60-х, когда случай свел ее с Гарри Бартманом – фотографом, который был готов заплатить за ее первые татуировки и сделать фотосессию. После этого жизнь Синди изменилась: ее имя было везде. Когда карьера модели женщины близилась к завершению, Бев была профессиональным тату-мастером и не только открыла свой салон, но и написала первую книгу о женщине с татуировками, которая называлась «История татуированной девушки».

Рисунок 15. Бев Робинсон.

С тех пор прошло больше полувека. Девушка с татуировкой на улице является редкостью только в странах третьего мира. Современное тату практически полностью сконцентрировано в руках молодых девушек, которые помогают тату-искусству выйти на новый уровень.

    1. Стили татуировок

Многие думают, что татуировка – вещь примитивная, но даже у методов нанесения на кожу изображений есть разные стили и направления. Одни сложились исторически, другие – благодаря возникновению нового взгляда на искусство в целом. Ниже будут освещены основные виды татуировок.

Начать разговор стоит со стиля «Полинезия» (рис. 16). Как уже было сказано, первые татуировки были нанесены акульими зубами племенами Полинезии. Несмотря на то, что прошли тысячелетия, полинезийские тату все так же пользуются популярностью благодаря оригинальности геометрических узоров.

Рисунок 16. Стиль Полинезия.

К этой же категории относится стиль «Орнаментал» (рис. 17). Как ясно из названия, суть стиля заключается в нанесении орнамента на большой участок. «Орнаментал» в отличие от «Полинезии» претерпел некоторые изменения. Его особенностью являются четкие линии, которые чем-то напоминают резьбу по дереву. «Орнаментал» уделяет больше внимание контуру, а «Полинезия» – заливке.

Рисунок 17. Стиль Орнаментал.

Еще один древнейший вид татуировок, дошедший до наших дней – стиль «Маори» (рис. 18). О нем уже было написано ранее, этот древнейший стиль дошел до нас практически неизменным. Хоть в современных реалиях данный стиль утратил свое смысловое значение, он все еще остается востребованным среди определенных представителей субкультур.

Рисунок 18. Стиль Маори.

Стиль «Майя» и «Ацтеки» существует примерно с 2000 года до н.э. Оба стиля имеют отношение к истории Северной и Центральной Америки, но смысл символов у этих народов имеет принципиальные отличия. Татуировки ацтеков отражали принадлежность человека к какому-либо сословию. В современной интерпретации стиль «Ацтеков» характеризуется использованием преимущественно черно-белых пигментов и заполнением больших площадей. Тату-мастера обычно заполняют подобными рисунками торс (рис. 19).

Рисунок 19. Стиль Ацтеки.

Татуировки «Майя» имели более кровавые сюжеты в связи с родом занятий племени (рис. 20). Представители майя были самыми настоящими воинами, этим обуславливались особенности наносимых изображений. Чаще всего современные мастера выполняют тату в данном стиле в цвете. Один из самых популярных рисунков в стиле «Майя» - шрифт, который чаще всего наносят на руки.

Рисунок 20. Стиль Майя.

Из татуировок «Майя» выделилось еще одно направление – «Трайбл» (рис. 21). По стилистике «Трайбл» очень сильно напоминает татуировки народов Океании и Африки. Особенностью данного стиля является полная заполняемость узоров пигментом и отсутствие тонких линий. Данный стиль помогает отразить внутренний мир человека и имеет очень широкое смысловое значение.

Рисунок 21. Стиль Трайбл.

«Кельтский стиль» возник благодаря народам, заселявшим Западную и Центральную части Европы (рис. 22). Кельты были сильными и независимыми воинами, чьи удивительные орнаменты поражают воображение и в наше время. Отличительная черта «Кельтского стиля» - бесконечность линий и символизм. Самыми популярными символами данного стиля являются крест, четырехлистник и дерево жизни.

Рисунок 22. Стиль Кельтский.

Стиль «Хайда» - традиционный стиль индейского племени Хайда, которое и поныне живет на территории Канады и США (рис.23). Рисунки Хайда в прошлом носили анимистический характер, но, как и в случае с татуировками майя и ацтеков, стали популярны среди широкого круга ценителей искусства татуировки. Особенностью стиля «Хайда» является цветовая палитра. Согласно канону, используются только четыре краски, которые имеют особое значение: черный – земля, красный – кровь, синий – небо, и зеленый – природа.

Рисунок 23. Стиль Хайда.

«Языческий стиль» возник как вид оберега от темной магии (рис. 24). Его подразделяют на «скандинавский» и «славянский», оба стиля тесно связаны с мифологией. Скандинавы изображали на теле животных, морские сюжеты, божеств и руны – магические символы, имеющие особое значение. Славянские татуировки раньше были привилегией волхвов и зрелых мужчин. Считалось, что только избранные способны носить на себе языческие символы, так как они обладают сильной энергетикой.

Рисунок 24. Языческий стиль.

Стиль «Гравюра» возник благодаря одноименному средневековому виду искусства (рис. 25). В основном в «гравюре» используются средневековые мотивы: гербы, сказочные сюжеты, изображения фресок. Главная отличительная черты стиля – характерная для гравюр штриховка.

Рисунок 25. Стиль Гравюра.

Стиль «Барокко» родом из Италии (рис. 26). Особенностью барокко являются крупные узоры и сложные для выполнения орнаменты, цветочные мотивы и целостная композиция.

Рисунок 26. Стиль Барокко.

Тату «Олдскул» пришел из Европы, поэтому мастера часто называют его «европейским» (рис. 27). К нему относятся традиционные татуировки моряков, которые использовали тату в качестве защиты, а также перекрывали ими шрамы. Самые популярные образы данного стиля – черепа, сердца, ленточки с инициалами любимых женщин.

Рисунок 27. Стиль Олдскул.

Татуировки стиля «Чикано» возникли в конце 30-х годов в Соединенных Штатах, где властвовали мафиози (рис. 28). Рисунки «чикано» были отличительной чертой латиноамериканских группировок. Каждая преступная организация имела свои символы, значение которых до сих пор известно лишь их последователям.

Рисунок 28. Стиль Чикано.

«Японский стиль» сложно перепутать с другими (рис. 29). Характерные восточные символы и образы хорошо узнаваемы не только благодаря графическим элементам, но и благодаря цветам: красного, желтого, черного, синего и фиолетового. На территории Японии татуировки наносили на себя гейши и воины-ратники, а позднее они стали отличительной чертой мафии.

Рисунок 29. Японский стиль.

Татуировка в стиле «Ньюскул» возникла в 80-х годах прошлого века (рис. 30). «Ноьюскул» характеризуют абстрактные сюжеты, яркие, иногда кислотные цвета и юмористические сюжеты. «Ньюскул» – это переосмысление «Олдскула», навеянное развитием рейв-культуры на Западе.

Рисунок 30. Стиль Ньюскул.

Татуировка «Стимпанк» – это интерпретация одноименного стиля в искусстве тату (рис. 31). Вселенная стимпанк – это альтернативный вариант развития человечества, основанный на освоении людьми технологии паровой энергии и смешанный с эстетикой викторианской эпохи. Татуировки данного стиля превращают человека в биомеханическое создания. Изображения шестеренок, пружин и механических элементов – вот основная тематика тату.

Рисунок 31. Стиль Стимпанк.

Стиль «Леттеринг» подразумевает нанесение слов и надписей с использованием различных шрифтов (рис. 32).

Рисунок 32. Стиль Леттеринг.

Стиль «Лайнворк» возник относительно недавно (рис. 33). Он состоит из четких линий и простых геометрических форм, также мастера любят изображать животных. Из отличительных особенностей можно выделить отсутствие заливки и очень аккуратный тонкий лайн.

Рисунок 33. Стиль Лайнворк.

«Графика» чем-то похожа на «геометрию» (рис. 34). Рисунки в данном стиле стремятся к реализму и требуют особой аккуратности. Главная отличительная черта «графики»» – аккуратны четкая штриховка, которая позволяет добиться ощущения объема.

Рисунок 34. Стиль Графика.

Для стиля «Блэкворк» характерно использование исключительно черного цвета (рис. 35). Мастера любят совмещать тату стиля «блэкворк» с другими стилями. Например, с «дотворк».

Рисунок 35. Стиль Блэкворк.

Стиль «Дотворк» получил свое название от английского “dot” (точка) (рис. 36). Формально, это переосмысление графической техники пуантелизм, где светотень обозначается при помощи точек.

Рисунок 36. Стиль Дотворк.

«Минимализм» отличают простые формы, маленькие форматы и ограниченная цветовая палитра (рис. 37). Данный стиль стал очень популярен в начале прошлого десятилетия благодаря своей лаконичности и простоте.

Рисунок 37. Стиль Минимализм.

Стиль «Акварель» один из самых сложных стилей (рис 38). Его суть заключается в имитации текстуры акварельной кисти на коже. Из особенностей можно выделить нежную цветовую палитру, нанесение рисунка на кожу «пятнами» и очень аккуратный лайн.

Рисунок 38. Стиль Акварель.

Татуировка в стиле «Трэш-полька» включает в себя разнообразные хоррор-сюжеты, символизирует смерть, боль и страх (рис. 39). Данные тату были популярны в начале 2000-х, когда активно развивались молодежные субкультуры (готы, эмо, панк).

Рисунок 39. Стиль Трэш-Полька.

«Реализм» подвластен не всем тату-мастерам, но возник достаточно давно (рис. 40). Еще в 50-е годы 19 века была популярна идея наносить на тело портреты известных личностей. Обычно реалистичные татуировки выполняются мастерами с художественным образованием, которые хорошо знают анатомию и правила наложения света и тени.

Рисунок 40. Стиль Реализм.

    1. Самые знаменитые татуированные люди

Список самых известных татуированных людей планеты возглавляет Рик Дженест, который известен под псевдонимом «Зомби бой» (рис. 41). Рик – канадская модель. Он был первым человеком, попавшим в книгу рекордов Гиннеса как самый татуированный человек. Практически все татуировки Дженеста выполнены в бионическом стиле. На его теле находятся 140 татуировок человеческих костей.

Рисунок 41. Рик Дженест.

Лаки Даймонд Рич попал в книгу рекордов Гиннесса в 2006 году по той же причине, что и Рик (рис. 42). Его тело забито на 99%. Татуировки Даймонда находятся даже на ушных раковинах и веках. Рич путешествует по миру в качестве «циркача». Его коронный номер – глотание горящей шпаги.

Рисунок 42. Лаки Даймонд Рич.

Том Леппард долго занимал лидирующие позиции в рейтинге самых татуированных людей (рис. 43). Все тело Тома, кроме ушей, покрыто леопардовыми пятнами, а пустые области между ними – золотой краской. Том скончался во сне от старости в 2016 году.

Рисунок 43. Том Леппард.

Мария Хосе Кристерна – обычная мексиканка, выпускница факультета юриспруденции и мать четырех детей (рис. 44). Тело Марии не только покрыто татуировками, в него также вживлены несколько имплантов. Мария живет обычной жизнью, владеет тату-салоном, иногда является приглашенным гостем на различных телешоу. Так радикально изменить себя Хосе решила после неудачного брака, именно поэтому многие татуировки являются отличительными чертами древних воинов.

Рисунок 44. Мария Хосе Кристерна.

Джулию Гнусе часто называют человеком-иллюстрацией, так как около 95% ее кожи заполнено цветными татуировками (рис. 45). Для Джулии татуировки стали спасением от неизлечимой болезни синдрома Порфирии. На солнце ее кожа покрывалась сыпью, что неизменно отражалось на ментальном здоровье девушки. На татуировки Джулия потратила более 65 тысяч долларов и вошла в историю как самая татуированная женщина, вошедшая в книгу рекордов Гиннеса.

Рисунок 45. Джулия Гнусе.

Эрик Спраг получил прозвище Человек-ящерица после ряда модификаций собственного тела (рис. 46). Он одним из первых решился на заточку зубов, чтобы быть похожим на земноводное. Татуировки Эрика носят бионический характер: это имитация чешуи. Татуировки стали для Эрика способом заработка. Люди до сих пор готовы платить, чтобы посмотреть на удивительных людей, участвующих во фрик-шоу.

Рисунок 46. Эрик Спраг.

Этьен Дюмон – обычный литературный критик, который когда-то загорелся идеей полного перевоплощения (рис. 47). Теперь Этьен больше похож на инопланетную сущность и совершенно об этом не сожалеет.

Рисунок 47. Этьен Дюмон.

Изобел Варли получила титул самой татуированной женщины преклонного возраста (рис. 48). На первую татуировку Изобел решилась в 49 лет и к 60-ти годам заполнила кожу более чем на 93%. Несмотря на то, что одержимость Варли явно носила не совсем здоровый характер, она придерживалась четкой позиции и не забивала лицо. Женщина умерла в 77 лет от болезни Альцгеймера, но навсегда вошла в историю как самая татуированная пенсионерка.

Рисунок 48. Изобел Варли.

Среди мужчин титул самого пожилого татуированного человека носит Томми Виллс (рис. 49). Томми забивается уже более 50-ти лет, и сейчас на нем не осталось пустого места. Последняя татуировка Томми была сделана после смерти супруги. После этого он больше не забивался.

Рисунок 49. Томми Виллс.

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННАЯ ТАТУИРОВКА

2.1. Значение татуировки в современном мире

Слово «Татуировка» возникло в конце 18 века благодаря Джеймсу Куку, который привез аборигена из Таити (рис. 50). В то время мир узнал о значении данного слова. Простым европейцам подобные украшательства казались странными и ассоциировались с низким уровнем жизни и культуры. Сейчас татуировки можно считать элементом роскоши, так как не каждый готов заплатить 60$ за небольшой нательный рисунок.

Рисунок 50. Джеймс Кук.

10 лет назад татуировки считались отличительной чертой представителей субкультур и отрицательно воспринимались консервативным старшим поколением. Если у человека были тату на видных местах, можно было забыть в престижной работе в офисе и преподавании.

После провала в начале 21-ого века многие считали, что татуировка долго не сможет отмыться от дурной славы. В те годы на волне популярности возникло множество сомнительных тату-студий, располагающихся в подвальных помещениях, где посетители не раз заражались ВИЧ из-за антисанитарии. Именно поэтому до сих пор возникают споры о безопасности данной услуги.

Сейчас все стереотипы о татуировке постепенно уходят из массового сознания. Связь между тату и модой становится все сильнее, также укрепляется связь между дизайном и искусством татуировки: теперь не только тренды способны влиять на татуировки, но и наоборот.

Сильные изменения татуировка претерпела в эпоху информатизации. До массового распространения интернета и социальных сетей татуировка носила характер ремесла, которое обслуживало узкий круг людей. Интернет стал каталогом татуировки и портфолио мастеров. Такие платформы как инстаграм стали визитной карточкой большинства представителей данной сферы.

Еще двадцать лет назад, чтобы быть татуировщиком, действительно было необходимо долго и упорно учиться, знать, как работать в том или ином стиле. Многие мастера со стажем до сих пор упрекают новичков, которые сразу же бросаются забивать желающих. По их мнению, новое поколение татуировщиков не умеет правильно держать машинку и совсем не разбирается в классических стилях. Но консерваторы зачастую оказываются неправы: сейчас, чтобы проявить свое мастерство, вовсе необязательно работать в какой-то конкретной технике. Рынок стал больше, выбор – тоже, поэтому, чтобы заниматься тату, нужно просто найти свою целевую аудиторию.

Для поколения конца 90-х и начала 00-х татуировка стала не просто способом самовыражения. Молодежь тянется к искусству, культура посещения музеев и выставок снова входит в моду. Поздние миллениалы и поколение «Z» воспринимают тату совершенно иначе. Для многих татуировка – это способ навсегда оставить в памяти полюбившуюся картинку, метод социализации и возможность порисовать на своем теле. Незамысловатые авторские рисунки – иногда намеренно кривые, иногда утрированно детские – стали цениться намного больше, чем сложные многочасовые работы, выполненные в определенном стиле.

2.2. Техника нанесения

Существуют две техники нанесения на тело татуировок, но все начинаются в одного – с подготовки рабочего места (рис. 51).

Рисунок 51. Рабочее место мастера.

Через рану очень легко занести инфекцию, особенно если инструменты, которыми работает мастер, не являются одноразовыми или рабочее пространство плохо обработано, а сам татуировщик без средств индивидуальной защиты.

В первую очередь при помощи антисептического средства обрабатываются инструменты и рабочее пространство. Затем мастер оборачивает в пленку тату-машинку, провод, который соединяет ее с блоком питания, бутылку с антисептиком, тюбики с краской. После этого можно приступить к аккуратной выкладке. Мастера зачастую используются деревянные палочки, на которые наносится вазелин, часть которого размазывается по пленке и используется в процессе нанесения татуировки, а часть остается на палочке (таким образом можно прилепить к ней маленькие емкости для краски, и они не будут скользить). Далее выкладываются, иглы, носики для них, бумажные полотенца. Во время сеанса предпочтительнее использовать именно полотенца, а не ватные диски, так как они не забивают кончик иглы и не скатываются.

Следующий этап – это сборка машинки, в которую сначала вставляется носик, а затем сама игла (рис. 52). Важно отметить, что работа с машинкой должна происходить строго в перчатках. Мастер не должен касаться руками тех частей, которые будут взаимодействовать с кожей клиента.

Рисунок 52. Детали машинки.

Машинки тоже бывают разные и подразделяются на роторные и индукционные. Главное отличие между ними заключается в принципе работы: в роторной машинке игла двигается благодаря мотору, который позволяет игле равномерно входить в эпидермис (рис. 53).

Рисунок 53. Роторная машинка.

Индукционная машинка работает благодаря электромагнитным катушкам, которые сначала притягивают, а затем оттягивают боек, отвечающий за иглу. Такие машинки работают от блока питания и педали, а роторные – от сети. Еще одно отличие заключается в уровне шума во время работы. Индукционные машинки громкие, роторные, наоборот, работают тихо и практически не ощущаются в руке. При этом индукционные машинки позволяют быстро и плотно закрашивать большие площади кожи, не приходится по несколько раз проходить по одному участку кожи (рис. 54).

Рисунок 54. Индукционная машинка.

Самый последний шаг – наполнение колпачков для краски пигментом. Для удобства сначала наносят краски от самой темной к самой светлой.

Перед нанесением эскиза кожу необходимо побрить, так как волосы могут мешать мастеру при работе, а затем протереть антисептиком, чтобы обезжирить.

Чтобы перенести рисунок на кожу используется трансферная бумага, которая работает по принципу копировальной бумаги: распечатанный эскиз накладывается на трансфер и обводится ручкой (рис. 55). Отпечатавшийся эскиз вырезается по контуру и переносится на кожу при помощи трансферного геля. Очень важно нанести гель тонким слоем, чтобы рисунок не размазался и сохранил четкость линий. Эскиз надо четким движением приложить к коже и равномерно на него надавить. Через 5-10 секунд трансферная бумага удаляется, и на коже остается перенесенное изображение. Необходимо дать эскизу подсохнуть, чтобы при смазывании кожи рисунок не стирался.

Рисунок 55. Перевод трансфера.

Иногда мастера сразу рисуют эскиз на коже при помощи специального маркера, но чаще всего он используется для корректировки линий, которые плохо отпечатались на коже.

Дальше следует самая долгая и болезненная часть: рисунок наносят на кожу. Кожа предварительно и периодически в процессе работы смазывается вазелином, а лишняя краска удаляется при помощи бумажных полотенец.

Для нанесения татуировки используют две методики: нанесение рисунка машинкой и хэндпоук.

Машинное нанесение новички считают более простой техникой, но на самом деле это не так (рис. 56). Идеальная глубина проникновения инструмента под кожу – менее 7 миллиметров. Этого результата можно добиться как при помощи машинки, так и при помощи иглы.

C:\Users\Юлия\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\татуировка.jpg

Рисунок 56. Работа машинкой.

Хэндпоук – это ручное нанесение татуировки (рис. 57). Хэндпоук является менее болезненной процедурой, так как машинка больше травмирует кожный покров, поэтому период заживления ручной татуировки меньше. Многие мастера считают, что во время процедуры нанесения хэндпоуком можно лучше чувствовать инструмент.

Рисунок 57. Хендпоук

При этом как для хэндпоука, так и для машинного нанесения используются разные иглы. Они в основном производятся из стали или никеля и классифицируются по размерам, заточке и предназначению. Условно можно выделить два типа: лайнеры (для контура) и шейдеры (для заливки). Лайнер представляет собой несколько спаянных игл, которые оставляют на коже круглый след разного диаметра. В шейдерах несколько игл расположены более свободно в форме пятиугольной фигуры для быстрого заполнения больших площадей.

По типу пайки можно выделить следующие виды игл: круглый линер (RL – иглы спаяны в форме круга для контура), круглый шейдер (RS – универсальные для растушевки и заливки), круглый магнум (RM – плоская пайка с более короткими иглами на концах для мягкой заливки), магнум (M1 – плоская пайка с иглами в шахматном порядке для растушевки и градиентов), магнум спешл (M2 – плоская пайка с иглами в два параллельных ряда для глубокой плотной заливки), флэт (F – плоская плотная пайка в один ряд для сплошной однотонной заливки) (рис. 58,59).

C:\Users\Юлия\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\круглый шейдер.jpgC:\Users\Юлия\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\круглый магнум.jpg

Рисунок 58. Круглый линер, шейдер и магнум.

C:\Users\Юлия\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\магнум спешл.jpg

Рисунок 59. Магнум, магнум спешл и флэт.

Заточка игл определяется длиной острого конца. Она бывает длинная (L), средняя (M) и стандартная (S) (рис. 60). Длинная образует маленький прокол и легко входит в эпидермис, поэтому подходит для лайна. Средняя заточка универсальна, поэтому большинство работ выполняются ею. Стандартная заточка отличается максимальным диаметром прокола и идеально подходит для заливки.

Рисунок 60. Виды заточки игл.

Все иглы имеют разные размеры, от 0,25 мм до 0, 4 мм. На упаковке это выглядит примерно так: «1209RL», где 12 – это диаметр иглы. Игла такого размера оставляет на коже окружность радиусом 0,35 мм. Самыми популярными размерами являются №12, №10, №8 и №6.

Важный вопрос – насколько глубоко под кожу проникает игла (рис. 61). Дело в том, что толщина эпидермиса на различных частях тела разная, поэтому мастер должен ориентироваться по ощущениям. В среднем игла должна протыкать кожу на 2-3 миллиметра. Чтобы упростить задачу, мастер натягивает участок кожи по направлению движения иглы. Кровь, выделяемая во время работы, удаляется бумажным полотенцем.

C:\Users\Юлия\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Глубина проникновения иглы.jpg

Рисунок 61. Глубина проникновения иглы.

По завершению татуировка обрабатывается специальной пеной, снимающей покраснение, и заклеивается пленкой Супрасорб, которая ускоряет заживление. Пленка носится пять дней, в течение которых под ней может образоваться сукровица. Важно не прокалывать и не нарушать любыми другими способами целостность пленки. Если у мастера нет заживляющей пленки, то татуировку необходимо в течение двух недель смазывать кремом, имеющем в своем составе пантенол (Бепантен, Пантенол).

2.3. Краски для татуировок

В течение долгого времени единственным цветом для татуировок был черный, так как единственная краска, которая в условиях антисанитарии не вызывала заражение кожи, была основана на саже. Спустя века люди научились извлекать природные цвета: красный, зеленый, коричневый, желтый. Чем больше проходило времени, тем совершеннее становились пигменты.

Уже в 1925 году был выпущен каталог, рассказывающий о том, как правильно смешивать краски для татуировок, так как в те времена татуировка еще не была массовым явлением. Каждый мастер подробно изучал инструкцию и был не только хорошим тату-мастером, но и неплохим художником, который четко понимал, в какой пропорции необходимо смешать порошки, чтобы получить нужный оттенок.

Со временем все стало намного проще. Современным татуировщикам достаточно несколько раз нажать левую кнопку мыши и получить тюбики с готовой краской всех возможных оттенков. Но даже здесь есть свои подводные камни.

Массовое производство и рост конкуренции на рынке – одновременно благословение и проклятие для начинающих. Качество готовой татуировки зависит не только от навыков мастера, но и от качества пигмента.

Из набирающих популярность брендов можно выделить «КРАСКУ Tattoo Ink», которая производится в России (рис. 62). Создатели разработали краску из лучших современных ингредиентов. Из плюсов: большая палитра и хорошее соотношение цены и качества.

Рисунок 62. КРАСКА Tattoo Ink.

Сейчас популярность обрели веганские краски – это краски, состоящие из органических веществ растительного происхождения. Самая популярная веганская краска на Западе – World Famous Tattoo Ink (рис. 63). У красок достаточно плотная текстура и самый большой ассортимент.

Рисунок 63. World Famous Tattoo Ink.

Звание «самой темной краски» заслужили чернила Nocturnal Tattoo Ink, созданные создателем машинки «Бишоп» Франко Вескови и Джеком Руди (рис. 64). Они создали краску, которая не выцветает при заживлении, поэтому рисунок сохраняет яркость. Хоть краска «Ноктурнал» является не веганской, ее смело можно отнести к эко-краскам, так как в ее составе нет тяжелых химических веществ.

Рисунок 64. Nocturnal Tattoo Ink.

Существуют еще множество различных брендов, но эти три являются лучшими в своем сегменте.

2.4. Мастера современной русской татуировки

Социальная сеть Инстаграм помогла прославиться нескольким интересным авторам, каждый из которых имеет свой уникальный стиль. У них нет никакой привязки к традиционным исторически сложившимся стилям. Все эскизы основаны на авторском стиле.

Алиша Года (alishagoda) – мастер из Москвы (рис. 65). Она работает в студии Faux Pas. По специальности Алиша является графическим дизайнером, но татуировки являются ее основной сферой деятельности, в которой она развивается уже 8 лет. Характерная черта ее стиля – обилие ярких цветов и градиентов. Тематика работ Алишы очень разнообразна, но одни из ключевых направлений – надписи, животные мотивы и мифы Древней Греции.

Рисунок 65. Татуировки Алишы Годы.

Миша Шиа (Shia McShi) – тоже московский мастер (рис. 66). Его стиль имитирует рисунки масляными мелками. Основной тематикой татуировок Миши являются религия (в частности, имитация икон) и небольшие картинные зарисовки.

Рисунок 66. Татуировки Миши Шиа.

Алиса Саяпина (sayapski) является жительницей Санкт-Петербурга (рис. 67). Она работает иллюстратором и выполняет картинки в славянском стиле. Ее удивительные образы из древнерусских сказок может набить любой желающий в небольшой стилизованной студии в центре Петербурга.

Рисунок 67. Татуировки Алисы Саяпиной.

Наташа Френзи (onetwtw) – одна из самых известных московских и питерских мастеров (рис. 68). Ее работы легко отличить от работ других татуировщиков. Особенностями работ Наташи являются контрастные сочетания, игра с контрформой, использование заливок и много повторяющихся элементов (мечи, ветки растений, рыбы, змеи, месяц, вода). В ее работах ощущается влияние восточной культуры.

Рисунок 68. Татуировки Наташи Френзи.

Марина (str.ng) работает в небольшой стадии на Покровке (рис. 69, 70). Ее специализация – хэндпоук. У Марины также есть свой стиль: обилие цвета, яркие надписи, эскизы без контура. Тематика работ Марины разнообразна, но одно из главных ее хобби – это пародирование смешных картинок из интернета.

Рисунок 69. Источники вдохновения Марины.

Рисунок 70. Татуировки Марины.

Злата Зива (zlata_ziva) делит одну студию на двоих с Мариной str.ng (рис. 71). Основная деятельность Златы – создание иллюстраций. Она регулярно устраивает сходки, на которых демонстрирует свои скетчбуки. Почти все ее рисунки можно набить, а если не нашелся подходящий эскиз, то мастер отрисует его перед сеансом. Злата Зива – художник одной линии. Большинство ее работ выполнены 3-5 изогнутыми линиями. В цветах мастер также предпочитает минимализм. Также Злата работает с текстом: принцип ее надписей заключается в том, чтобы не сразу прочитать написанное.

Рисунок 71. Татуировки Златы Зивы.

Маша Бойнова (gnevart) – часть команды Workshop Lastochka, который располагается в городке им (рис. 72). Баумана на Измайловском острове в Москве. Маша – профессиональный иллюстратор. В студии, где она работает, есть множество книг с ее иллюстрациями. Стиль Маши наивный, ее работы асимметричны и непропорциональны, но именно это придает им особый шарм. Gnevart специализируется на однотонных татуировках с четким лайном и минимальной заливкой.

Рисунок 72. Татуировки Маши Бойновой.

Алина Малахова (malakhovatattoo) – мастер из Казани, который иногда работает в Москве (рис. 73). Характерной особенностью работ Алины является любовь к абстрактным композициям. Для создания работ мастер использует яркие цвета и контрастные градиенты.

Рисунок 73. Татуировки Алины Малаховой.

2.5. Альтернативные методы нанесения на кожу изображений

Первая альтернатива татуировкам появилась на территории Африки. Шрамирование – аналог татуирования, смысл которого заключался в нанесении на кожу рисунка путем вырезания какого-либо узора (рис. 74). Суть шрамов не отличалась от сути тату: они указывали на социальный статус и являлись частью обрядов.

шрамирование

Рисунок 74. Шрамирование.

Существует несколько методов шрамирования. В первом случае лезвие погружают в кожу под прямым углом, что позволяет создать малозаметный, но эстетически приятный плоский рисунок. Объемные шрамы получают путем введения скальпеля под острым углом. Для достижения контррельефа используется самый болезненный способ – срезание верхнего слоя.

Из-за болезненности процедуру обычно проводят под местным наркозом. Ее нельзя выполнять в домашних условиях, только опытный специалист может проводить данную операцию.

Еще одна древняя альтернатива возникла на территории Азии. Индийские мастерицы украшали тела женщин при помощи хны (рис. 75). Такие узоры назывались мехенди, имели сакральный смысл и являлись священными.

Все о татуировки хной (временные тату)

Рисунок 75. Татуировка хной.

Хну получали из собранных листьев лавсонии. В зависимости от периода сбора индусы получали разные оттенки коричневого цвета. Паста, получаемая из порошка лавсонии, должна быть однородной и не слишком густой, чтобы удобно выдавливаться из конусовидной мягкой формы. Процесс нанесения рисунка напоминает украшение кремом торта, а лишняя высохшая хна удаляется теплой водой.

Также существуют временные татуировки химической краской (рис. 76). Эта техника была изобретена художниками по гриму для съемок кино. Химические татуировки или аэротату держались на коже несколько дней, что значительно экономило время. Они наносятся на кожу при помощи трафаретов и аэрографа. В данном случае используется нетоксичная несмываемая краска. Существует черная, цветные, флуоресцентные и перламутровые краски. Эту технику также относят к боди-арту. Преимуществами такой татуировки можно считать безопасность, отсутствие риска заражения, скорость выполнения, отсутствие дискомфорта при нанесении.

Рисунок 76. Аэротату.

Глиттер-тату – еще одна популярная техника (рис. 77). Для создания глиттерной татуировки мастера используют гипоаллергенный клей, которым прокрашивают трафарет, а затем покрывают блестящей крошкой разных цветов. Клей держится на коже до двух недель, но при желании есть возможность удалить глиттер при помощи специального раствора.

Рисунок 77. Глиттер-тату.

В домашних условиях каждый может сделать себе татуировку при помощи татуировок-наклеек (рис. 78). В начале 21-ого века их можно было встретить в качестве вкладышей в упаковках жвачки, но с тех пор технология переводных татуировок значительно улучшилась. Используемые краски стали качественнее, а рисунки – реалистичнее. Технология нанесения осталась прежней: с рисунка снимается защитная пленка, картинка прижимается к выбранному месту и хорошо смачивается холодной водой. Переводные татуировки держатся на коже 3-4 дня.

Рисунок 78.Тату-наклейки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нельзя не отметить значимость татуировки как социокультурного явления. В ходе исследования было выяснено, что тату искусство стало частью множества древнейших культур: от старейших племен, населявших Полинезию, до моряков викторианской Англии. Благодаря этому сейчас существует более 30 различных стилей и направлений, включающих как традиционные татуировки маори, так и авангардные рисунки современных тату-мастеров.

Также, изучив подробнее историю, был сделан вывод, что татуировка стала не только частью жизни мужчин, но и женщин. Ирен Вудвод, Мод Вагнер и многие другие неординарные леди 19-ого и 20-ого века кардинально изменили значимость татуировок и отношение окружающих к украшению женского тела. Тату стали частью сексуальной революции и навсегда изменили свою суть. Если раньше нательные рисунки воспринимались как атрибуты преступного мира или отличительные знаки оккультистов, то в современном мире их роль значительно видоизменилась. В современном мире татуировки – способ самовыражения, возможность запечатлеть воспоминания и приятный аксессуар. Встретить тату-мастеров теперь можно на каждом шагу, но самые известные в широких кругах обосновались в социальных сетях

Технологии тоже не стояли на месте. В современном мире мастер может не просто выбрать, какую машинку использовать (роторную или индукционную), но и определить, в какой технике выполнить работу (хендпоук или машинная), и выбрать, какую иглу использовать для заливки и контура. Цветовая палитра также стала намного шире: существуют пигменты всех цветов радуги, начиная от самых ярких кислотных оттенков и заканчивая красками, которые светятся в темноте.

Но татуировка является не единственным способом украшения тела при помощи рисунков. Одним из таких способов является шрамирование, которое было распространено у темнокожих племен. Для тех, кто не готов к радикальным изменениям, существует множество альтернатив: от временных татуировок хной до клеевых тату при помощи глиттера.

Таким образом, татуировка оказала большое влияние на современное общество и молодежную культуру. Еще 50 лет назад никто не мог представить, насколько популярной станет данная сфера. Несмотря на то, что вокруг тату до сих пор существует множество неоднозначных споров, у тату-индустрии есть шанс навсегда изменить человеческое сознание, ведь уже сейчас татуировки – это намного больше, чем просто рисунки. Это история, дошедшая до наших дней.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

  1. Art of pain. Процесс нанесения татуировки [Электронный ресурс] / Art of pain // Блог. – 2021. – Режим доступа: https://artofpain.ru/stati/process-naneseniya-tatuirovki (03.01.21)
  2. Бойнова М. Instagram gnevart [Электронный ресурс] /М. Бойнова// Instagram: социальная сеть – 2021. – Режим доступа: https://www.instagram.com/gnevart/ (03.01.21)
  3. ГМИИ им. А.С. Пушника Тату / ГМИИ им. А.С. Пушкина. – abc дизайн, 2020. – 256 с.
  4. Года А. Instagram alishagoda [Электронный ресурс] /А. Года// Instagram: социальная сеть – 2021. – Режим доступа: https://www.instagram.com/alishagoda/ (03.01.21)
  5. Гудкова В. Синяя болезнь [Электронный ресурс] / В. Гудкова // Lenta.ru: новостной источник – 2021. – Режим доступа: https://lenta.ru/articles/2020/03/08/tattoowoman/ (03.01.21)
  6. Drawinks. Все о татуировках хной [Электронный ресурс] / Drawinks // Блог. – 2019. – Режим доступа: https://drawinks.com/ru/blog/henna-tattoo/ (03.01.21)
  7. Зива З. Instagram zlata_ziva [Электронный ресурс] / З. Зива // Instagram: социальная сеть – 2021. – Режим доступа: https://www.instagram.com/zlata_ziva/ (03.01.21)
  8. Йаэль, А. Что скрывает кожа. 2 квадратных метра, которые диктуют, как нам жить/ А. Йаэль. – Бомбора, 2017. – 352 с.
  9. Квартира №Тату. Женщины в истории татуировок. Часть 1 [Электронный ресурс] / Квартира №Тату // Яндекс Дзен. – 2019. – Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/room_number_tattoo/jensciny-v-istorii-tatuirovok-chast-1-5e01bf4016ef9000acaa9d34 (03.01.21)
  10. Квартира №Тату. Женщины в истории татуировок. Часть 2 [Электронный ресурс] / Квартира №Тату // Яндекс Дзен. – 2019. – Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/room_number_tattoo/jensciny-v-istorii-tatuirovok-chast-2-5e0eb926ba281e00b0bee939 (03.01.21)
  11. Малахова А. Instagram malakhovatattoo [Электронный ресурс] / А. Малахова // Instagram: социальная сеть – 2021. – Режим доступа: https://www.instagram.com/malakhovatattoo/ (03.01.21)
  12. Мамиконян О. 7 российских тату-мастеров с необычным стилем [Электронный ресурс] / О. Маминконян // GQ: новостной источник – 2021. – Режим доступа: https://www.gq.ru/entertainment/7-rossijskih-tatu-masterov-s-neobychnym-stilem (03.01.21)
  13. Pinterest [Электронный ресурс] Pinterest // Блог – 2021. – Режим доступа: https://www.pinterest.ru/ (03.01.21)
  14. Саяпина А. Instagram sayapski [Электронный ресурс] /А. Саяпина// Instagram: социальная сеть – 2021. – Режим доступа: https://www.instagram.com/sayapski/ (03.01.21)
  15. Tattoo Mall. Иглы для тату машинки. Инструкция от «а» до «я» [Электронный ресурс] / Tattoo Mall // Блог. – 2021. – Режим доступа: https://tattoomall.ru/blog/ndls#rec158167854 (03.01.21)
  16. Tattoo Mall. Ротор или индукция – что выбрать? [Электронный ресурс] / Tattoo Mall // Блог. – 2021. – Режим доступа: https://tattoomall.ru/blog/option (03.01.21)
  17. Tattoo Masters. Стили татуировок [Электронный ресурс] / Tattoo Masters // Блог. – 2021. – Режим доступа: https://tattoo-masters.com/styles/ (03.01.21)
  18. Френзи Н. Instagram onetwtw [Электронный ресурс] /Н. Френзи// Instagram: социальная сеть – 2021. – Режим доступа: https://www.instagram.com/onetwtw/ (03.01.21)
  19. FURFUR. Как татировка стала формой искусства [Электронный ресурс] / FURFUR // Ежедневный молодежный интернет-сайт. – 2020. – Режим доступа: http://www.furfur.me/furfur/culture/culture/170525-tatuirovka-v-kulture (03.01.21)
  20. Шепеленко О. Самые татуированные люди. Часть 1 [Электронный ресурс] / О. Шепеленко // Яндекс Дзен. – 2019. – Режим доступа: https://zen.yandex.com/media/olegtattoo/samye-tatuirovannye-liudi-chast-1-5c9613cee2f7e822513d1153 (03.01.21)
  21. Шепеленко О. Самые татуированные люди. Часть 2 [Электронный ресурс] / О. Шепеленко // Яндекс Дзен. – 2019. – Режим доступа: https://zen.yandex.com/media/olegtattoo/samye-tatuirovannye-liudi-chast-2-5c97815398af3500b23ddeeb (03.01.21)
  22. Шиа М. Instagram shia_mcshia [Электронный ресурс] / М. Шиа // Instagram: социальная сеть – 2021. – Режим доступа: https://www.instagram.com/shia_mcshia/ (03.01.21)
  23. Шонбергер, Н. Forever: The New Tattoo/ Н. Шонбергер. – Gestalten, 2012. – 240 с.