Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Свобода совести и вероисповедания в России.»

Содержание:

Введение

В настоящее время в науке доминирует представление о светском государстве как о государстве, в котором не существует какой-либо официальной государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным и предпочтительным. Соответственно, светский характер государства предполагает, что государство и церковь отделены друг от друга и не вмешиваются в дела друг друга. Россия является страной, народы которой исповедуют разные религии: христианство, ислам, буддизм, иудаизм и многие другие. По данным Федеральной регистрационной службы на 25 апреля 2017 г., в стране насчитывается 29840 зарегистрированных религиозных организаций (в том числе 575 централизованных религиозных организаций, 28108 местных религиозных организаций, 170 духовных образовательных учреждений, 483 монастырей, 504 других религиозных учреждений), принадлежащих к 68 религиозным течениям. Кроме того, значительное число религиозных групп осуществляет свою деятельность без государственной регистрации, не получая статуса юридического лица.

Такое многообразие конфессионального пространства нашей страны не является чем-то уникальным в мировой практике, а представляет собой объективно обусловленную реальность. Оно складывалось в результате исторически длительного и сложного процесса, под воздействием различных факторов экономического, политического, национального и военного характера. Это продолжавшееся веками географическое расширение нашей страны, включение в ее состав новых территорий с населявшими их народами, исповедавшими свои религии и культы. Это и развитие экономических связей России с зарубежными странами, культурный обмен, миссионерство, собственные духовные поиски россиян и т.п.

В целом современная религиозная картина характеризуется двумя тенденциями: возрождением, возрастающим влиянием традиционных конфессий и развитием новых религиозных движений.

Самая крупная и влиятельная конфессия – Русская Православная Церковь (Московский патриархат) – имеет 17687 зарегистрированных приходов, монастырей, миссий и учреждений.

Другим крупнейшим направлением христианства в нашей стране является протестантизм, представляющий собой совокупность многочисленных самостоятельных церквей, связанных происхождением с Реформацией. Сюда относятся лютеране, евангельские христиане, баптисты, пятидесятники, адвентисты, пресвитериане и другие деноминации, имеющие около 4 750 зарегистрированных общин. Общее количество членов протестантских конфессий составляет до полутора миллионов человек.

Третье место по количеству зарегистрированных в России общин занимает ислам (второе после православия по числу верующих). Мусульманское сообщество имеет 5513 зарегистрированных организаций. Однако еще большее количество исламских общин существует без государственной регистрации.

Старообрядческие, иудейские, католические и буддийские объединения насчитывают соответственно 367, 273, 241 и 259 зарегистрированных организаций. Имеются и религиозные организации с незначительным количеством последователей, исчисляемые одним-двумя приходами. Это духоборы, толстовцы, копты, квакеры, сикхи, караимы другие.

По данным всероссийского опроса, проведенного в апреле 2008 года, к последователям православия себя относят 73% россиян, ислама – 6%, к другим конфессиям – менее 1%. Ещё 3% считают себя верующими, но к какой-либо конкретной конфессии не принадлежат; 7% колеблются между верой и неверием, и 10% причисляют себя к неверующим.

Свобода совести является стержнем идентичности человека — можно сказать, что это право быть человеком. Свободный мировоззренческий выбор является основой свободного политического выбора, правовой демократии и социального государства. В глобальном контексте свобода совести является необходимым условием преодоления разобщенности человечества и решения комплекса глобальных проблем, включая социально-экономические, экологические, проблемы безопасности.

В настоящее время в России, являющейся многоконфессиональной и многонациональной страной, и во всем мире ситуация в области свободы совести и свободы вероисповедания характеризуется как кризисная, выход из которой необходим, так как право на свободу совести и вероисповедания является одним из базисных прав человека и гражданина, а его обеспечение играет решающую роль в вопросе прав человека в целом. Пренебрежение указанным правом превращает в фикцию такие понятия, как «правовое государство» и «гражданское общество».

На современном этапе развития правовой науки комплексные исследования теоретических и практических аспектов института свободы совести и свободы вероисповедания в России относительно редки. Но, тем не менее, имеющиеся работы сыграли не малую роль при написании данной работы.

За основу данной курсовой работы будут взяты уже подготовленные работы, статьи и документы. Считаю, что это не только придаст ей значимости, но и поспособствует более полному и логичному построению работы.

В данной работе я постараюсь определить и обосновать – в каком состоянии находится данный институт в настоящее время, права человека и гражданина, касающиеся свободы совести и вероисповедания в Российской Федерации, какая наработана практика по данному праву и, в конечном итоге, сделаю ряд выводов, не выходя за рамки рассматриваемой темы.

Глава 1. Понятие свободы совести и свободы вероисповедания. Нормативно-правовые основы.

    1. Понятие свободы совести и свободы вероисповедания.

Статья 28 Конституции РФ провозглашает:

«Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.».[1]

Свобода совести — системообразующее право в системе прав человека, основополагающее неотъемлемое право каждого на удовлетворение мировоззренческой потребности, придающей смысл существованию, на основе свободного мировоззренческого выбора, а также правомерного поведения, основанного на упомянутом выборе без ограничения в других гражданских правах и свободах или их утраты.

В политическом плане свобода совести — одно из условий формирования демократического общества. Ее социально-политическое содержание определяется природой общественного строя, историческими, социокультурными традициями, реальным местом религии в политической и духовной жизни общества.

В юридическом плане свобода совести трактуется как духовная, интеллектуальная деятельность человека, исходящая из признания права разума на свободное, критическое рассмотрение религии и свободное исследование действительности.

Свобода вероисповедания — право исповедовать и практиковать любую религию. Исторически значение термина расширялась и в настоящее время свобода вероисповедания обычно понимается также как право не исповедовать и не практиковать никакой религии, проповедовать религиозные или другие мировоззрения.

В широком смысле слова вероисповедание (от лат. confessio – признание, исповедание) понимается в трех аспектах.

Во-первых, как вероучение, как система или совокупность религиозных убеждений человека, мировоззренческим основанием которых является вера, которая не может быть урегулирована законодательством. В отличие от свободы совести, свобода вероисповедания означает свободу не любых, а только религиозных убеждений.

Во-вторых, как словесное, ритуальное или практическое выражение религиозных убеждений. В данном аспекте вера реализуется в открытых формах свидетельства о ней во внешнем мире. Эти формы являются предметом правового регулирования со стороны государства, сам предмет определяется законодателем как вероисповедание. Другими словами, свобода вероисповедания объединяет внутреннюю свободу совести (религиозные убеждения человека) и внешнюю свободу совести (урегулированную правовыми средствами практическую реализацию религиозных убеждений).

В-третьих, свобода вероисповедания понимается как отдельная религия, институционально оформленная религиозная система (например, православие, католичество, ислам, буддизм). В последнем значении слово «вероисповедание» (или «исповедание») широко применялось в юридической и административной лексике вплоть до XX в., затем было вытеснено термином «религиозное объединение».

Важным элементом свободы вероисповедания является право гражданина на получение религиозного образования по-своему выбо­ру индивидуально или совместно с другими. Воспитание и образова­ние детей осуществляется родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповеда­ния. По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне ра­мок образовательной программы.

    1. Каково соотношение свободы совести и: а) свободы вероисповедания (религии)? б) светского государства?

В современной науке, наиболее распространенной является точка зрения, что свобода вероисповеданий (религии) (freedom of religion) — один из элементов свободы совести. Включает следующие элементы:

1) право исповедовать религию;

2) право совершения религиозных обрядов;

3) право менять религию;

4) право пропаганды религии;

5) право на благотворительную деятельность;

6) право на религиозное образование;

7) культурно-просветительская религиозная деятельность;

8) равенство перед законом всех граждан, независимо от их отношения к религии» и др.

По мнению исследователей Института свободы совести, свобода совести включает в себя все многообразие форм систем мировоззренческой ориентации, что подразумевает наличие единого правового института. С учетом устоявшихся правовых понятий называть его следует «институт свободы совести». Свобода вероисповедания не только является составной частью института свободы совести, но и оказывается поглощена им.

Конституционные положения о светском государстве являются основами конституционного строя России. От их реализации зависит степень гарантированности права человека на свободу совести, которое приобретает первостепенное значение для личности, общества и государства в условиях глобализации. Таким образом, принцип светскости государства выступает в качестве важнейшей гарантии свободы совести.

Свобода совести — индивидуальное или коллективное право? С одной стороны, свобода совести индивидуальна, поскольку является правом каждого отдельного человека на выбор мировоззренческой позиции относительно религии. В соответствии с этим свобода совести включается в группу гражданско-политических прав и свобод, составляющих основу правового статуса гражданина.

Коллективная свобода является производной от индивидуальной, реализация свободы религиозного выбора может осуществляться сообща с другими представителями конкретного религиозного культа. В этом случае она носит коллективный характер. При дифференциации граждан не только по религиозно-мировоззренческому признаку, но и по доступности материальных благ, прав, привилегий, престижа, религиозная принадлежность становится одним из факторов дифференциации общества. Если различия в мировоззренческо-религиозных позициях людей обусловливают различия в их социально-правовом статусе, возможным негативным последствием может выступать социальная стратификация общества.

  1. Нормативно-правовые основы.

В Конституции России свобода совести закреплена в ст. 28, в соответствии с которой «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними»

Юридические категории «свобода совести» и «свобода вероисповедания» получают морально-нравственное, ценностно-смысловое измерение с весьма сходными признаками, что и служит нередко причиной их отождествления в процессе законотворчества для достижения компромиссного решения, как например, в Федеральном законе РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 г.[2] В связи с этим в практике реализации рассматриваемых свобод следует учитывать различия между их внутренними (мотивы поведения) и внешними (гарантии, правовая защита со стороны государства) характеристиками.

Правоотношения в области реализации религиозных прав и свобод регулируются нормативными правовыми актами, принадлежащими к различным отраслям права. Особая роль здесь принадлежит Конституции Российской Федерации. К числу важнейших конституционных гарантий относятся следующие:

  • в Российской Федерации признается идеологическое многообразие (ст. 13);
  • Российская Федерация – светское государство (ст. 14);
  • никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст. 14);
  • религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст. 14);
  • не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая религиозную ненависть и вражду, запрещается пропаганда религиозного превосходства (ч. 2 ст. 29);
  • каждый имеет право на объединение, никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ст. 30);
  • гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (ч. 3 ст. 59).

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 26.09.1997 (ред. от 13.07.2015) «О свободе совести и о религиозных объединениях», в России закреплено право на свободу совести и свободу вероисповедания. Федеральное Собрание Российской Федерации, подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений, основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством, признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания, принимает настоящий Федеральный закон.

На федеральном уровне, помимо Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», отдельного упоминания заслуживают Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114 - ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»[3] и изменения, внесенные в другие законодательные акты в связи с его принятием). По мнению Института свободы совести, в его основе лежит юридически неопределенный термин «экстремизм», что предопределяет злоупотребления и нарушения прав человека в сфере его право-применения. Более того, некоторые эксперты не считают понятие «экстремизм» научным, а относят его к идеологическим маркерам, удобным для подавления всех неугодных.

Следует также упомянуть Федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»[4] (вступивший в силу 14 декабря 2010 г.) и ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности“» (в части регулирования порядка передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения)». Кроме того, в некоторых субъектах РФ действуют законы, регламентирующие вопросы свободы совести и правовое положение религиозных объединений.

  1. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Федеральный закон состоит из 4 глав и 27 статей. Разберем основные положения, которые присутствуют в данном Федеральном законе.
Ничего в законодательстве о свободе совести не должно ущемлять права человека и гражданина на свободу совести, которая гарантирована Конституцией РФ. В России гарантируется право исповедовать коллективно или индивидуально любую религию или не исповедовать никакой. Гарантированы права совершать богослужения, религиозные обряды и церемонии. Можно получить религиозное образование и религиозное воспитание, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними, создавая религиозные объединения в том числе. Ограничено может быть право на свободу вероисповедания только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина. Гражданину РФ, в случае противоречия его убеждениям или вероисповеданию, предоставлено право заменить несение военной службы альтернативной гражданской службой.

Государство предоставляет религиозным организациям налоговые льготы, финансовую, материальную помощь в реставрации и содержании зданий и объектов, которые являются памятниками культуры и истории.

Религиозные организации имеют право в соответствии с законодательством создавать образовательные организации и с согласием родителей или лиц, которые их заменяют, обучать в них детей вне рамок государственной программы.

Граждане РФ могут добровольно объединяться в целях совместного исповедания и распространения веры в религиозные группы. Руководитель такой группы письменно уведомляет о начале деятельности религиозной группы в соответствующие органы по месту осуществления деятельности.

Религиозные группы также имеют право совершать богослужения, религиозные обряды и церемонии, обучать религии и религиозно воспитывать своих последователей. Это же право дано и религиозным организациям.

Деятельность религиозного объединения, которая направлена на распространение информации о своем вероучении среди лиц, которые не являются участниками данного религиозного объединения, признается миссионерской. Такая деятельность осуществляется без препятствий в культовых помещениях, зданиях, на земельных участках, где расположены такие здания. Граждане, которые осуществляют миссионерскую деятельность обязаны иметь при себе решение собрания религиозной группы о предоставлении им соответствующих полномочий. Иностранные граждане или лица без гражданства также вправе осуществлять миссионерскую деятельность. Иностранные граждане, которые въехали на территорию Российской Федерации по приглашению религиозной организации имеют право осуществлять миссионерскую деятельность только от имени указанной религиозной организации.

Не допускается проведение миссионерской деятельности, цели которой противоречат закону РФ.

Надзор за исполнением законодательства о свободе совести осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации. Федеральный орган государственной регистрации осуществляет контроль над соблюдением религиозными организациями законодательства о свободе совести. Федеральный орган также вправе запрашивать и получать у религиозной организации документы о деятельности организации, направлять своих представителей для присутствия на проводимых религиозной организацией мероприятиях по приглашению органов управления религиозной организации. Федеральный орган имеет право проводить проверки соответствия деятельности религиозной организации законодательству Российской Федерации о свободе совести и религиозных объединениях, проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности религиозной организации, в том числе в части поступления и расходования пожертвований благотворительности.

Религиозные государства, которые получили денежные средства и иное имущество от международных организаций и лиц без гражданства РФ, ведут раздельный учет доходов, которые были получены в рамках поступлений указанных источников.

Нарушение законодательства Российской Федерации о свободе совести, вероисповедания и о религиозных объединениях может повлечь за собой уголовную, административную и иную форму ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В судебном порядке религиозные организации или религиозные группы могут быть ликвидированы, их деятельность может быть запрещена по следующим основаниям:

    • нарушение общественной безопасности и общественного порядка, подрыв безопасности государства;
    • действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ;
    • создание вооруженных формирований;
    • пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества;
    • принуждение к разрушению семьи;
    • посягательство на личность, права и свободы граждан;
    • нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;
    • склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;
    • воспрепятствование получению обязательного образования;
    • принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения:
    • воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;
    • побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.

Представление в суд о ликвидации религиозной организации либо о запрете деятельности религиозной организации или религиозной группы вносят органы прокуратуры РФ, орган, осуществляющий регистрацию религиозной организации, а также органы местного самоуправления.

Раскрыв основные пункты закона о Свободе Совести и Свободе Вероисповеданий, можно подтвердить то, что все основные положения статуса светского государства Российской Федерации закреплены в Конституции и соответствующем Федеральном Законе. На мой взгляд, государство точно гарантирует законное право выбирать желаемую религию, исповедовать ее, участвовать в соответствующих религии организациях и проводить миссионерскую деятельность.

Глава 2. Судебная практика в отношении свободы совести и вероисповедания в России.

  1. Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации в отношении свободы совести и вероисповедания.

Верховный Суд Российской Федерации в соответствии со ст. 126 Конституции Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, а также осуществляет в предусмотренных законодательством случаях судебный надзор за деятельностью других судов, дает разъяснение по вопросам применения судебной практики, возглавляет всю систему судов общей юрисдикции и военных судов.

Министерство юстиции Российской Федерации обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о ликвидации Организации, ссылаясь на то, что деятельность Организации и входящих в ее структуру на день предъявления административного иска 395 местных религиозных организаций Свидетелей Иеговы осуществляется с нарушениями уставных целей и задач, а также действующего законодательства Российской Федерации, в том числе Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности".

В обоснование заявленного требования о ликвидации Организации административный истец указывает, что различные информационные материалы, распространяемые ею и ее местными религиозными организациями Свидетелей Иеговы на территории Российской Федерации, судами признаны экстремистскими ввиду установления фактов наличия в них информации, возбуждающей религиозную рознь, пропагандирующей исключительность, превосходство и неполноценность граждан по признаку их отношения к религии. В частности, на основании вступивших в законную силу решений судов 95 печатных материалов внесены в федеральный список экстремистских материалов (ФСЭМ), изданных Свидетелями Иеговы. Также в указанный список вошли сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": http://www.jw.org (N 2904), http://www.wol.ps8318.com (N 3718), а также материалы, размещенные на ресурсе по электронному адресу: http://coollib.net/b/275560/read под названием "Время для истинной покорности", и материалы, размещенные на ресурсе http://www.iw.org/ru/публикации/книги/?contentLanguageFilter=ru&pubFilter=gt&sort By=1 под названием "Самый великий человек, который когда-либо жил". Несколько брошюр и так далее.

Кроме того, по мнению административного истца, в деятельности Организации также имеются признаки осуществления экстремистской деятельности. Так, Организация как централизованная религиозная организация является координирующим и направляющим деятельность входящих в нее местных религиозных организаций Свидетелей Иеговы центром, ввозит на территорию Российской Федерации литературу, как уже признанную экстремистской, так и впоследствии признаваемую экстремистской, предоставляет в силу положений собственного устава литературу религиозного содержания местным религиозным организациям Свидетелей Иеговы, участвует в финансировании деятельности местных религиозных организаций, которые в том числе в последующем признаются экстремистскими. При этом Организацией не предпринималось каких-либо действенных мер к устранению причин и условий экстремистской деятельности, что послужило основанием для системных нарушений законодательства о противодействии экстремистской деятельности со стороны большого количества элементов структуры Организации.

По мнению административного ответчика, требования Министерства юстиции Российской Федерации нарушают положения статей 28, 29, 30 Конституции Российской Федерации и международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией, в частности конституционное право человека на свободу вероисповедания и свободу объединения, гарантированные также статьями 9, 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статьями 18, 19 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Административный ответчик считает, что ликвидация Организации и местных религиозных организаций Свидетелей Иеговы повлечет нарушение их прав, не является оправданной мерой, не преследует легитимную цель и не является необходимой.

Признавая право каждого на объединение и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (статья 30), Конституция Российской Федерации запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (часть 5 статьи 13), любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (часть 2 статьи 19), пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (часть 2 статьи 29). Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (часть 3 статьи 17).

Организация является централизованной религиозной организацией, в структуру которой в настоящее время наряду с созданным указанным объединением Руководящим комитетом - высшим органом управления Организации (пункт 3.6 устава) входят 395 местных религиозных организаций:

  • Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы в Москве (ОГРН 1157700007189).
  • Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы Санкт-Петербурга (ОГРН 1037858025204);[5]*

Общие основания для ликвидации религиозной организации предусмотрены в статье 14 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях". В частности, одним из правовых оснований являются действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности (абзац 3 пункт 2). Кроме того, религиозная организация может быть ликвидирована, а деятельность религиозного объединения, не являющегося религиозной организацией, может быть запрещена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности" (пункт 7).

Экстремистская деятельность (экстремизм) - это насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения; воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения; совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения; публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в данной статье и являющихся преступлением; организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению; финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг (пункт 1 статьи 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности").

27 января 2017 г. в Министерство юстиции Российской Федерации поступило требование Генеральной прокуратуры Российской Федерации N 27/3-237-2016/Нд2686-17 о проведении внеплановой проверки Организации на предмет соблюдения законодательства о религиозных объединениях и соответствия ее деятельности уставным целям.

В ходе проведения проверки установлено, что деятельность Организации осуществляется с нарушениями уставных целей и задач, а также действующего законодательства Российской Федерации, в том числе Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности".

Вопреки доводам возражений Организации такое вмешательство является соразмерным и необходимым в демократическом и правовом государстве, так как обеспечивает устранение нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, реальной угрозы причинения вреда личности, здоровью граждан, общественному порядку, общественной безопасности, обществу и государству, являясь также единственным способом обеспечения баланса прав и законных интересов участников правоотношений публично-правовой сферы.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:

административное исковое заявление Министерства юстиции Российской Федерации удовлетворить.

Ликвидировать Религиозную организацию "Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России" и входящие в ее структуру местные религиозные организации.

Обратить имущество ликвидируемой религиозной организации, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, в собственность Российской Федерации.

Решение суда об удовлетворении административного иска о ликвидации Религиозной организации "Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России" подлежит немедленному исполнению в части прекращения деятельности Религиозной организации "Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России" и входящих в ее структуру местных религиозных организаций.[6]

  1. Решения Европейского суда по правам человека в отношении свободы совести и вероисповедания в России

При нынешней ситуации нельзя исключать решений Европейского суда по правам человека по делам, связанным со свободой вероисповедания и религиозных убеждений.

Одним из крупных решений в отношении России является решение Европейского суда по правам человека от 09.06.2005 г. о приемлемости жалоб № 76836/01 и 32782/03 Евгения Кимли, Айдара Султанова и Саентологической Церкви г. Нижнекамска против России.[7] Данным решением Европейский суд по правам человека признал, что жалобы, поданные в связи с отказом государственных органов РФ в регистрации «Саентологической церкви города Сургута» и «Саентологической церкви города Нижнекамска» поднимают серьезные вопросы права и подлежат рассмотрению по существу. Саентологическая церковь города Нижнекамска, была учреждена в 1999 г. После разработки и утверждения устава в том же году документы были сданы на государственную регистрацию. Длительное время по поводу регистрации государственными органами никаких действий не предпринимались. Спустя 4 месяца документы были переданы на государственную религиоведческую экспертизу в Совет по делам религий. Но экспертиза не была произведена, и в сентябре 2001 г. регистрационная палата отказала церкви в регистрации в связи отсутствием государственной религиоведческой экспертизы. Фактически возложив ответственность на церковь за бездействие государства. Конечно же, такой отказ был немедленно обжалован, но пришлось дважды отменять решение суда первой инстанции, прежде чем было вынесено правосудное решение. Но вступившее в законную силу решение не было исполнено в связи с изменением в законодательстве и передачей полномочий по регистрации другим государственным органам, которые обжаловали вступившее в законную силу решение в надзор, и решение было отменено 27 ноября 2002 г., дело вернулось в суд первой инстанции. А 28 ноября 2002 г. была проведена государственная религиоведческая экспертиза.

На основании религиоведческой экспертизы регистрирующие органы решили оставить документы религиозной организации без рассмотрения в связи с отсутствием документа о 15- летнем существовании. Цель оставления документов без рассмотрения – «…неприятие среди традиционных конфессий, различных общественных организаций может нарушить еще не завершившийся процесс восстановления традиционных духовно-нравственных ценностей…».[8] Однако данная цель не может являться законным основанием для вмешательства в права, гарантированные ст. 9, 10, и 11 Европейской конвенции и не соответствует «необходимости в демократическом обществе», так как ограничение в правах граждан на основании предпочтения государства одних религий в ущерб другим не является необходимым в демократическом обществе.

Представляется, что так называемое положение о «15-летнем правиле» продиктовано страхом нового, а также ошибочным желанием обеспечить господство «традиционных» религий, таких как Православная церковь, ислам в ущерб новых религий-меньшинств. Поскольку действия регистрирующих органов нарушали права, защищаемые Европейской конвенцией «О защите прав человека и основных свобод», а именно на свободу совести, религии (ст. 9), свободы ассоциаций (объединений) (статья 11) и нарушением запрета дискриминации (ст. 14), была подана жалоба в Европейский суд по правам человека в октябре 2003 г.

В сентябре 2004 г. Европейский суд по правам человека направил жалобу Саентологической Церкви города Нижнекамска для дачи объяснений российским властям. Российские власти в своих возражениях просили Европейский суд по правам человека признать жалобу неприемлемой.

В марте 2005 года Саентологическая церковь города Нижнекамска довела до Европейского суда по правам человека свою позицию по возражениям российских властей и уведомила о продолжающемся уклонении от регистрации церкви уже вновь образованным Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан.

Европейский суд по правам человека 9 июня 2005 г., рассмотрев объяснения российских властей и возражения Церкви, принял решение о приемлемости жалобы. Одновременно с жалобой Саентологической церкви города Нижнекамска была рассмотрена жалоба президента Саентологической церкви города Сургута Евгения Кимли. И его жалоба также была признана приемлемой. До этого 28 октября 2004 г. Европейский суд по правам человека признал приемлемой жалобу Саентологической церкви города Москвы. Таким образом, уже три жалобы саентологов, поданных против России, признаны приемлемыми. Видится, что при рассмотрении данных жалоб Европейским судом по правам человека будет безусловно установлено нарушение вышеназванных статей Конвенции.

Еще одно дело, заслуживающее внимания – «Народная демократическая партия Ватан против России», жалоба № 47978/99.[9] Заявителем жалобы является политическая партия, зарегистрированная в соответствии с российским законодательством.

В своей жалобе в Европейский Суд по правам человека Партия, ссылаясь на статьи 9, 10, 11 и 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заявляет о нарушениях свободы придерживаться своего мнения и распространять информацию и идеи, свободы объединений и право членов Партии исповедовать свою религию. Данные нарушения возникли, по утверждению Партии, вследствие решений российских судов общей юрисдикции приостановить деятельность региональной организации Партии.

Российские власти в своих предварительных возражениях против жалобы утверждали, что Партия не может рассматриваться в качестве жертвы заявленных нарушений Конвенции, поскольку Партия не была вправе подавать жалобу в Европейский Суд по правам человека от имени региональной организации, и приостановление деятельности региональной организации не затронуло саму Партию.

Европейский Суд по правам человека напомнил, что термин «жертва», употребляемый в ст. 34 Конвенции, указывает на лицо, непосредственно затронутое действием или бездействие. В данном случае таким лицом является региональная организация, а не Партия, поскольку принятые российскими властями в отношении региональной организации меры не отразились на самой Партии.

Проанализировав учредительные документы Партии и региональной организации, Суд отметил, что Партия и региональная организация зарегистрированы как юридические лица и являются самостоятельными юридическими лицами, и не пришел к выводу, что партия и региональная организация являются единой политической партией, которая образует неправительственную организацию в смысле ст. 34 Конвенции.

Европейский Суд по правам человека согласился с предварительными возражениями российских властей и постановил, что Суд не может рассматривать дело по существу.

Заключение.

Свобода совести и вероисповедания понятие сложное и многогранное. На протяжении многих веков философы, историки, социологи и юристы вкладывали различный смысл в его теоретическое понимание.

Вопросы свободы совести и вероисповедания волнуют умы ученых не только в России, но и за рубежом, волнуют, как людей верующих и религиозных, так и людей далеких от Бога и религии, но со своими атеистическими убеждениями и ценностями. Регламентация права на свободу совести и свободу вероисповедания происходит как на международном уровне, в различных декларациях, конвенциях и рекомендациях, так и в отечественных нормативно-правовых актах. Региональные конституции и уставы отчасти дублируют положения Конституции РФ 1993 г., но в целом в каждом субъекте нашей страны данное право закрепляется и подтверждается на самом высоком уровне. Россия – огромное, многонациональное государство, и живут в ней и православные, и мусульмане, и буддисты, и многие другие представители той или иной религии, либо неверующие вообще граждане. И поэтому регулирование проблемы свободы выбора религии, свободы атеизма и т.п. должны не отодвигаться на второй план, чтобы не возникло религиозных репрессий, конфликтов на данной почве или какой-либо дискриминации.

Нарушение законодательства России о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях влечет за собой уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Надзор за исполнением законодательства РФ о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры РФ. А институт Уполномоченного по права человека способствует совершенствованию их работы в данной области, указывает на имеющиеся недостатки и проблемы, в том числе связанные с действием или бездействием тех или иных органов и должностных лиц, содействует реализации прав граждан.

В заключение следует отметить, что в целом в Российской Федерации сегодня созданы необходимые конституционно-правовые предпосылки полноценного осуществления каждой личностью свободы совести и религиозного вероисповедания, а также деятельности религиозных групп и организаций. Но нельзя с уверенностью сказать, что современное общество полностью решило все проблемы, касающиеся данного права. Еще многое необходимо сделать нынешним и будущим поколениям, чтобы каждый человек на планете мог реализовывать право свободы совести в полном объеме.

Список использованных источников и литературы.

Нормативно-правовые акты:

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
  2. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изменениями и дополнениями) // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.garant.ru/ – Загл. с экрана
  3. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (с изменениями и дополнениями)
  4. Федеральный закон от 30 ноября 2010 г. N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"
  5. Решение Верховного Суда РФ от 20.04.2017 N АКПИ17-238
  6. См.: Решение Европейского суда по правам человека от 09.06.2005 г. о приемлемости жалоб № 76836/01 и 32782/03, поданными Евгением Кимли, Айдаром Султановым и Саентологической Церковью г. Нижнекамска против России // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.garant.ru/ – Загл. с экрана.

Научная и учебная литература:

  1. См.: Петранов Б. Свобода вероисповедания в праве ЕКПЧ: тенденции в судебной практике [Электронный ресурс] / Б. Петранов. – Режим доступа: http://www.hrights.ru/text/b11/Chapter10.htm – Загл. с экрана
  2. См.: Петранов Б. Свобода вероисповедания в праве ЕКПЧ: тенденции в судебной практике [Электронный ресурс] / Б. Петранов. – Режим доступа: http://www.hrights.ru/text/b11/Chapter10.htm – Загл. с экрана и Султанов А.Р. Европейский суд по правам человека на защите свободы совести // Российское Объединение Исследователей Религии [Электронный ресурс] / А.Р. Султанов. – Режим доступа: http://www.rusoir.ru/print/04/05/ – Загл. с экрана.
  3. Алейникова С. М., Бурьянов С. А. Светское государство в вопросах и ответах: кратко, доступно и актуально (2015 г.) [Электронный ресурс] / С. Бурьянов. – Режим доступа: http://ruskolan.com/book/zdravo.pdf – Загл. с экрана.
  4. Холинер, П. Границы права на свободу совести и религии в практике Европейского Суда по правам человека // Российская юстиция. – М.: Юрид. лит. 2003, № 7. [Электронный ресурс] / П. Холинер. – Режим доступа: http://www.lawlibrary.ru/article1141701.html – Загл. с экрана.
  5. Большакова В. М. Право на свободу совести и свободу вероисповедания: особенности реализации в современной России // Власть, 2015. Том. 0. № 2. C. 128-132. 
  6. Иванюк О.А. Свобода совести и свобода вероисповедания: соотношение понятий и границы законодательного регулирования / Статья. Журнал российского права № 9 — 2010 С. 46 - 58
  1. См "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

  2. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изменениями и дополнениями) // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.garant.ru/ – Загл. с экрана

  3. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (с изменениями и дополнениями)

  4. Федеральный закон от 30 ноября 2010 г. N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"

  5. * С полным списком можно ознакомиться здесь: http://legalacts.ru/sud/reshenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-20042017-n-akpi17-238/

  6. Решение Верховного Суда РФ от 20.04.2017 N АКПИ17-238

  7. См.: Решение Европейского суда по правам человека от 09.06.2005 г. о приемлемости жалоб № 76836/01 и 32782/03, поданными Евгением Кимли, Айдаром Султановым и Саентологической Церковью г. Нижнекамска против России // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.garant.ru/ – Загл. с экрана.

  8. См.: Петранов Б. Свобода вероисповедания в праве ЕКПЧ: тенденции в судебной практике [Электронный ресурс] / Б. Петранов. – Режим доступа: http://www.hrights.ru/text/b11/Chapter10.htm – Загл. с экрана

  9. См.: Петранов Б. Свобода вероисповедания в праве ЕКПЧ: тенденции в судебной практике [Электронный ресурс] / Б. Петранов. – Режим доступа: http://www.hrights.ru/text/b11/Chapter10.htm – Загл. с экрана и Султанов А.Р. Европейский суд по правам человека на защите свободы совести // Российское Объединение Исследователей Религии [Электронный ресурс] / А.Р. Султанов. – Режим доступа: http://www.rusoir.ru/print/04/05/ – Загл. с экрана.