Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы данной работы состоит в том, что любое научное открытие, роман, картина или музыкальное произведение могут быть безвозвратно утрачены или остаться в безвестности, если не будут сохранены или воспроизведены в какой-либо вещественной форме для будущих поколений. В связи с этим не вызывает удивления желание человека не только сохранить плоды своего труда, но и закрепить за собой преимущества и выгоды, получаемые вследствие создания художественных произведений. Именно такими проблемами и вопросами занимается авторское право. Авторское право помогает авторам не только распространять духовное богатство, но и охранять результаты творчества от их незаконного использования, что является одним из самых главных его достоинств. Более того, авторское право способствует свободе информации и самовыражению, поощряет стремления авторов создавать значительные работы, облегчает им возможность использовать эти работы в коммерческих целях.

Эта отрасль права помогает развитию российской национальной культуры, которой сложно существовать и действовать без надлежащей охраны со стороны авторского права.

Авторское право представляет собой часть гражданского права, в которой регулируются и охраняются права создателей произведений науки, литературы, искусства. Авторское право рассматривается как институт гражданского права России.

Институт авторского права заключает в себе специальные и своеобразные черты, отличающие его от всех других институтов гражданского права. Институтом этим охраняются не только имущественные интересы авторов, но также и их права, и интересы личные — нравственные и духовные. Вместе с тем этим институтом затрагиваются интересы общественные — интересы культуры и просвещения.

Любая творческая деятельность может приносить свои неплохие доходы. Но, очень часто находятся люди, выдающие чужие произведения или их часть за свои или которые занимаются распространением контрафактной продукции, что приносит им очень большую прибыль. Значимую роль в данном случае играет несовершенство законодательства в интеллектуальной сфере, а порой и незнание самих законов, как гражданами, так и авторами произведений. Лёгкий доступ к информации в наше время, в том числе к произведениям авторского, смежного и иных прав, привели к тому, что многие произведения, изобретения стали восприниматься как общее достояние, хотя на самом деле каждое из них имеет своего автора. В последние годы в нашей стране, по данным статистики, наблюдается значительный рост числа нарушений авторских и смежных прав, и это несмотря на совершенствование законодательства и усиление работы правоохранительных органов в борьбе с нарушителями. По новым, даже самым скромным подсчетам, Россия, начиная с начала века, ежегодно теряет из-за неэффективности борьбы с нарушениями различных прав интеллектуальной собственности как минимум один миллиард долларов. Теневой оборот пиратской продукции на сегодня равен в стране 60 млрд. рублей (около одного миллиарда долларов). По данным компании «Майкрософт», только от недополученных налоговых поступлений Россия теряет 731 млн. долл. в год. Таким образом, нарушаются гражданские, авторские и смежные права, а также права самих создателей продуктов интеллектуальной собственности и права государства, которое не получает огромных налоговых поступлений в бюджет.

Объектом данного исследования является авторское право и общественные отношения, возникающие в процессе его регулирования и охраны.

Предметом исследования послужило установление сущности авторского права и отдельных авторских правомочий, а также нормативные правовые акты, определяющие правоотношения в области авторского права.

Цель работы – анализ авторского права.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

1. Дать понятие и определить функции авторского права.

2. Рассмотреть исторические этапы развития авторского права в России.

3. Определить субъекты авторского права.

4. Изучить объекты авторского права.

5. Проанализировать личные неимущественные авторские права.

6. Рассмотреть исключительное право на произведение.

7. Показать иные права на произведение.

Методологическую основу исследования составляют такие традиционно используемые общенаучные методы познания как метод системного анализа, синтеза, сравнения, исторический, описательный, законы формальной логики, а также частнонаучные методы (формально-юридический и сравнительно-правовой).

Теоретическую основу курсовой работы составляют труды таких учёных-юристов, как Е.А. Моргуновой, И.В. Свечниковой, В.А. Белова, Э.П. Гаврилова, В.П. Камышанского, Н.М. Коршунова, В.И. Иванова, В.А. Дозорцева и др.

Нормативную основу исследования составили Конституция Российской Федерации, положения международных правовых актов, нормативные правовые акты гражданского законодательства Российской Федерации, регулирующие авторское право.

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования могут найти применение в учебном процессе при чтении лекций и проведении семинарских занятий по данной теме.

Структура работы обусловлена предметом, объектом, целью и задачами исследования и состоит из введения, трёх глав, заключения, а также списка использованных источников и литературы.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АВТОРСКОГОМ ПРАВЕ

История развития авторского права в России

Первый законодательный акт, посвящённый авторскому праву, именуемый «Статут королевы Анны», был принят в Англии в 1710 г. Он закреплял за собой личное право автора на охрану опубликованного произведения сроком на 14 лет, который при жизни автора мог быть продлен еще на 14 лет.

В России регулирование отношений, связанных с произведением и распространением литературных произведений, возникло не в целях защиты интересов издателей и книготорговцев и тем более авторов. Важной особенностью российского авторского права являлась его тесная связь с цензурным законодательством. До 1771 г. книгоиздательское дело, которое традиционно определяет начало развития авторского права, считалось в России государственной монополией. В 1771 г. была выдана первая привилегия на печатание книг в Петербурге на иностранных языках и одновременно была введена цензура на иностранную литературу. Однако при этом запрещалось печатать книги на русском языке, чтобы не подрывать государственную монополию. В 1816 г. принят первый акт, защищающий права авторов. Распоряжением Министерства народного просвещения было установлено, что при представлении рукописи на цензуру для последующего напечатания должны были прилагаться доказательства прав издателя, полученные от автора.

Первый прогрессивный акт, содержащий специальные нормы в сфере авторского права, появился в России 22 апреля 1828 г. Это был Цензурный устав, содержащий главу «О сочинителях и издателях книг».

В 1830 г. утвердили новое положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей. Впоследствии круг объектов, охраняемых авторским правом, расширился, включив музыкальные, художественные и иные виды произведений. Важная особенность авторского права в России заключается в том, что с 1857 г. срок защиты авторского права был увеличен до 50 лет, данное правило содержалось и в законодательных нормах ряда стран Европы.

Во второй половине ХIХ в. положения об авторском праве были включены в Гражданский кодекс Российской империи. А 20 марта 1911 г. был принят самостоятельный закон об авторском праве Российской империи. До издания этого закона авторское право конструировалось как право собственности особого рода. В общих чертах Закон 1911 г. обеспечивал адекватный уровень защиты для существовавшего тогда состояния технического развития, включая внушительные положения о соответствующих принудительных мерах воздействия. Что же касается международных отношений в области авторского права, то Российская империя имела двусторонние отношения с такими европейскими странами, как Франция и Бельгия[1].

Несмотря на противоречивый и тернистый путь становления и развития дореволюционного авторского права, все вышеуказанные законодательные акты сыграли положительную роль в совершенствовании авторских правоотношений.

Советский период законодательства об авторском праве характеризуется следующими этапами.

16 мая 1928 — Постановление ЦИК и СНК СССР, один из первых полновесных нормативных правовых актов в области авторского права, принятых после Октябрьской революции 1917 года устанавливал такие основополагающие институты данной отрасли права как авторство, объекты авторского права, значительно продлевал сроки охраны объектов авторского права, свободное использование произведений и другое.

Одной из особенностей этого документа являлось наличие норм, вводящих государственное регулирование отрасли. Так, условия договора об уступке прав на публичное исполнение произведений, издательского договора регламентировались законодательством союзных республик. Устанавливалась возможность принудительного выкупа авторского права на произведение правительством Союза ССР.

В 1964 году был принят Гражданский Кодекс РСФСР в котором законодатель использовал иной подход к регламентации отрасли, т.е. нормативное правовое регулирование авторского права было включено в кодифицированный закон, чего не было сделано в Гражданском Кодексе РСФСР 1923 года. В принятом в 1964 году Кодексе предусматривалось уже гораздо более полная и подробная разработка авторского права.

Оба вышеупомянутых акта предусматривали возможность предоставления авторско-правовой охраны выпущенным в свет заграницей произведениям иностранных авторов в рамках соответствующих международных соглашений (двусторонних или многосторонних). Однако такого рода соглашения отсутствовали вплоть до 1973 года за незначительным исключением двусторонних договоров СССР.

В 1973 году СССР присоединился к Всемирной Конвенции об авторском праве в редакции 1952 года (Женевская редакция).

Указанное присоединение обусловило обязательство СССР по обеспечению минимального уровня предоставления прав авторам, произведения которых были впервые выпущены в свет за границей: исключительное право автора переводить, выпускать в свет переводы, разрешать перевод и выпуск переводов произведений.

9 июля 1993 г. был принят Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», который приобрёл ключевое отраслевое значение. Указанный Закон состоит из 5 разделов: общие положения, авторское право, смежные права, коллективное управление имущественными правами, защита авторских и смежных прав.

1995 был периодом присоединения Российской Федерации к Всемирной Конвенции об авторском праве в редакции 1971 года (Парижская редакция) и Бернской Конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 года (в редакции Парижского акта 1979 года).

В 2004 году были внесены поправки в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах». По средствам данных поправок Закон:

- полностью восстановил режим так называемой ретроохраны, установленной Бернской Конвенцией;

- скорректировал сроки предоставления охраны произведениям;

- ввёл новое «интернет-право» для более эффективного правового регулирования использования объектов авторского права в цифровых сетях и другое.

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. № 231- ФЗ названный Закон признан утратившим силу с 1 января 2008 г. в связи с введением в действие части четвёртой Гражданского кодекса РФ. В настоящее время авторское право регулируется положениями ГК РФ.

Часть четвёртая ГК РФ объединяет в себе разрозненные нормы ранее действовавшего законодательства об авторском праве и смежных правах, товарных знаках, правовой охране программ для ЭВМ, нормы патентного права, обеспечивая единообразие правового регулирования в сфере участия исключительных прав в гражданском обороте. Закон направлен на полную кодификацию законодательных норм в сфере интеллектуальной собственности[2].

Понятие и функции авторского права

Авторское право - это гражданско - правовые отношения, которые

регулируют процесс создания и использования произведений науки, литературы, искусства, а также совокупность имущественных и личных неимущественных прав принадлежащих автору творческим трудом, которого создано произведение науки, литературы и искусства.

Данные отношения регулируются и охраняются нормами конституционного, административного и уголовного права. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что авторское право является комплексным правовым институтом.

Е. А. Моргунова отмечает, что законодатель не использует термина «авторское право» как некого единого монолитного права, состоящего из ряда правомочий. Она указывает, какие права могут существовать в отношении произведения, а также каким лицам и в каком объёме они могут принадлежать. Конкретные права в отношении произведения законодатель называет авторскими правами. Однако в учебных и доктринальных целях используется термин «авторское право».

Понятие «авторское право» понимается в объективном и субъективном смысле. В объективном смысле авторское право — это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства. В субъективном смысле авторское право — совокупность субъективных прав, возникающих у автора в связи с созданием конкретного произведения литературы, науки и искусства.

Основной задачей авторского права является с одной стороны обеспечение интересов авторов и их правопреемников, а с другой стороны — интересы общества в целом, предоставляя доступ к мировой культуре.

Е.А. Суханов выделяет четыре функции авторского права[3].

Первая из них — признание авторства и охрана произведений науки, литературы и искусства. Авторское право устанавливает охрану этих произведений с момента их создания. Авторское законодательство не дает общего определения понятия произведения. Под произведением следует понимать любую отвечающую требованиям закона идеальную систему научно-технических категорий (произведения науки), литературных и художественных образов (произведения литературы и искусства). В законе даются определения лишь отдельных видов произведений, в частности аудиовизуального произведения, базы данных, программы для ЭВМ и произведения декоративно-прикладного искусства.

Вторая функция проявляется в установлении режима использования произведений. Нормы авторского права предусматривают, кто 
и на каких условиях вправе использовать охраняемое произведение. 
В силу ст. 1256 ГК РФ обладатель авторского права имеет исключительное право использования. Третьи лица вправе использовать произведение лишь с согласия обладателя исключительных авторских прав.

Авторское право не регламентирует процедуру практического применения произведений. Оно лишь определяет, что является воспроизведением произведения, его исполнением, показом, обнародованием и т.п. Регламентация процессов практического использования охраняемых авторским правом произведений выходит за рамки авторского права и гражданского права в целом.

Третья функция авторского права выражается в наделении авторов произведений науки, литературы, искусства и иных правообладателей комплексом личных и имущественных прав.

Защита данных прав образует содержание четвёртой функции авторского права.

Итак, авторское право — один из институтов гражданского права. Регулируемые им имущественные и личные неимущественные отношения связаны с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства. Авторское право понимается в двух смыслах и как самостоятельный институт решает конкретные функции и задачи.

Подводя итог, отметим, что в Российской Федерации перемены, происходящие в политической и экономической областях общественной жизни, предопределили создание необходимых для полноценного развития института авторского права правовых предпосылок.

Показателем цивилизованности общества во многом является то, какое внимание оно уделяет развитию своего творческого, научного и технического потенциала.

Вступившая в силу IV Часть ГК РФ стала важнейшим этапом на пути к завершению кодификации гражданского законодательства, построенного на основе рыночной экономики и сбалансированном сочетании интересов различных категорий участников частноправовых отношений. При этом включение положений об авторском праве в ГК РФ не только отвечает многолетней традиции отечественного законодательства, но и позволяет обеспечить большую ясность и внутреннюю согласованность в этой одной из самых молодых и одной из наиболее бурно развивающихся сфере общественных отношений.

ГЛАВА 2. СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА

2.1. Субъекты авторского права

В отношениях, связанных с созданием, использованием и распоряжением авторскими правами участвует большое число субъектов, которыми могут быть как граждане, так и юридические лица.

Субъектами авторского права могут быть авторы произведений науки, литературы или искусства, а также их правопреемники, работодатели и другие лица, приобретающие авторские права по закону или договору[4].

Согласно ст. 1257 ГК РФ автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Из данного положения следует, что автором может быть только физическое лицо. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения либо иным образом в соответствии с п. 1 ст. 1300 ГК РФ, считается его автором, если не доказано иное.

Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внёсшие личного творческого вклада в создание такого результата.

Необходимо учесть, что термин «гражданин» исходя из п. 1 ст. 2 ГК РФ используется в широком смысле и включает в себя как граждан Российской Федерации, так и иностранных граждан и лиц без гражданства.

В соответствии со ст. 18 ГК РФ граждане могут иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности. Данное право включается в правоспособность, которая возникает в момент рождения и прекращается смертью лица.

Однако осуществлять авторские права гражданин может по достижении 14-летнего возраста, что прямо указано в ст. 26 ГК РФ. Если автором произведения является лицо, не достигшее 14 лет, то его авторские права осуществляют законные представители. Субъектами авторских прав могут быть и недееспособные лица.

Авторские права появляются в силу создания произведения. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

Если в создании произведения участвовало несколько лиц, можно говорить о соавторстве. При этом не имеет значения целостность произведения, т.е. это могут быть части, имеющие самостоятельное значение. Главное, чтобы каждый из соавторов внес личный творческий вклад в его создание.

Помимо соавторов, субъектами авторского права являются авторы производных произведений. Согласно статье 1260 ГК РФ переводчику, а также автору иного производного произведения принадлежат авторские права на осуществлённые перевод и иную переработку произведения.

Кроме того, к субъектам авторского права относятся составители сборников и авторы иных составных произведений (антологии, энциклопедии, базы данных, интернет-сайта, атласа или другого подобного произведения). Им принадлежат авторские права на осуществлённый ими подбор и расположение материалов. Переводчик, составитель, либо иной автор производного или составного произведения осуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания производного или составного произведения.

Следующим субъектом авторского права являются авторы служебных произведений. Статья 1295 ГК РФ закрепляет, что служебным является произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах, установленных для работника (автора) трудовых обязанностей.

Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.

Однако в целях защиты интересов автора законодатель устанавливает: если работодатель в течение трёх лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнёт использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение возвращается автору. Если работодатель в срок, предусмотренный в абзаце втором пункта 2 статьи 1295 ГК РФ, начнёт использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение.

Субъектами авторского права являются наследники и иные правопреемники, так как исключительное право на произведение переходит по наследству, также к наследникам переходит право следования.

Исключительное право на произведение может переходить по наследству не только от автора, но и от иного лица, которое обладает исключительным правом на произведение в силу закона или приобрело его на основании договора об отчуждении исключительного права на произведение или договора авторского заказа, если договором авторского заказа предусмотрено отчуждение права. Что касается права следования, то оно переходит только от автора, так как является неотчуждаемым.

К субъектам авторского права следует отнести и организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами. Согласно ст. 1242 ГК РФ обладатели авторских и смежных прав могут создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые в соответствии с полномочиями, предоставленными им правообладателями, возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе.

Субъектом первоначального авторского права всегда является гражданин (физическое лицо), который и приобретает весь комплекс исключительных имущественных и личных неимущественных прав. Субъектом производного авторского права является физическое или юридическое лицо, в т. ч. индивидуальный предприниматель, которому переданы авторские имущественные (исключительные или неисключительные) права и использующий их в соответствии с условиями авторского договора. В отношениях, связанных с созданием, использованием и распоряжением авторскими правами, участвует большое число субъектов, которыми могут быть как физические, так и юридические лица.

2.2. Объекты авторского права

Согласно п. 1 ст. 1259 ГК РФ объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. Таким образом, в Кодексе не дается чёткого определения понятия «произведения». Однако, закрепляется открытый перечень произведений, которые следует считать объектами авторского права, а именно: литературные произведения, драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения, хореографические произведения и пантомимы, музыкальные произведения с текстом или без текста, аудиовизуальные произведения, произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства, произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства, произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов.

К объектам авторских прав Гражданский кодекс РФ также относит программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

Кроме того, к объектам авторских прав относятся:

1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

При анализе вопроса о том, является ли конкретный результат объектом авторского права, следует учитывать, что таковым является только тот результат, который создан творческим трудом. При этом надлежит иметь в виду, что пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом.

Само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права.

Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные.

Произведение как результат творческой деятельности признается объектом авторского права, если оно выражено в какой-либо объективной форме. В п. 3 ст. 1259 ГК РФ предусмотрены общие требования к форме произведения: письменная, устная форма (публичное произнесение, публичное исполнение и иная подобная форма), в форме изображения, в форме звуко - или видеозаписи, объёмно-пространственной форме.

Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным п.3 ст.1259 ГК РФ.

В научной литературе идут споры о том, что именно является непосредственным объектом авторско-правовой охраны — форма или содержание произведения. Одни исследователи полагают, что авторское право призвано защищать созданное произведение в целом — и форму, и содержание[5]. Другие считают, что суть авторского права заключается в охране формы произведения, а не его содержания[6].

Тем не менее многие исследователи подчёркивают, что пока мысль автора не получила определенного внешнего выражения (объективной формы), нет объекта авторского права, поэтому стоит придерживаться второй позиции. В пункте 21 Постановления Пленума ВС РФ от 19.06.2006 года № 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах», установлено: «Правовой охране в качестве объекта авторского права подлежит произведение, выраженное в объективной форме, а не его содержание».

Также стоит отметить, что в соответствии с п. 5 ст. 1259 ГК РФ авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы решения технических, организационных или иных задач, а также открытия, факты и языки программирования. Это означает, что авторское право не распространяется на содержание результата умственной деятельности, а распространяется лишь на форму изложения этого содержания.

Не являются объектами авторских прав:

1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных

образований;

3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

Обобщая сказанное и подводя итог данной главе, отметим, что авторское право регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием результатов интеллектуальной деятельности — произведений науки, литературы и искусства. Отсутствие законодательного закрепления понятия произведения является существенным недостатком законодательства РФ. Произведение должно отвечать двум требованиям: быть творческим и существовать в какой-либо объективной форме. Необходимо различать сами произведения, имеющие нематериальную сущность, и ту вещественную форму, в которой они воплощены.

ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ АВТОРСКИХ ПРАВ

3.1. Личные неимущественные авторские права

Действующее законодательство закрепляет за создателями произведений широкий круг авторских прав, которые представляют собой совокупность личных неимущественных и имущественных прав.

Особенность этого деления состоит в том, что личные неимущественные права могут принадлежать лишь самому создателю произведения, они, как правило, непередаваемы другим лицам и охраняются бессрочно. Напротив, имущественные права могут свободно отчуждаться другим лицам и носят сугубо срочный характер[7].

В статье 1255 ГК РФ указано, что автору произведения принадлежат следующие права: исключительное право на произведение, право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ.

Следует отметить, что перечень авторских прав дан без выделения личных неимущественных прав в явной форме, что может создавать проблемы применения законодательства об их защите. Кроме того, сегодня часть прав, традиционно определяемых как личные неимущественные, все чаще становится предметом оборота. Например, передается, и на возмездных основаниях в том числе, право на обнародование произведения[8].

Одним из главных личных неимущественных прав, возникающих в связи с созданием произведения, является право авторства.

Общее определение права авторства дается лишь в п. 1 ст. 1265 ГК РФ

применительно к авторским произведениям как «право признаваться автором произведения».

В настоящее время практически для всех стран, в том числе и для России, ориентиром в установлении права авторства является положение п. 1 ст. 6 (bis) Бернской конвенции как основного международного акта в сфере авторского права: «Независимо от имущественных прав автора и даже после уступки этих прав он имеет право требовать признания своего авторства на произведение и противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора».

Право авторства является основным неимущественным правом автора, на основании которого возникают все остальные личные неимущественные и имущественные права. Необходимо выделить тот факт, что на первом месте в статье 1255 ГК РФ названо исключительное право на произведение, а право авторства стоит на втором. Тем не менее, данное положение следует изменить т.к. исключительное право на произведение, согласно ст. 1226 ГК РФ, является имущественным правом. Однако если у гражданина не возникло право авторства на произведение, то нет основания и для возникновения исключительного права, так как имущественное право предполагает возможность распоряжения произведением по усмотрению автора, а значит, необходимо создание произведения с одновременным возникновением права авторства.

В научной литературе не прекращаются попытки несколько развернуть и уточнить законодательное определение права авторства, связывая его не столько с «признанием», сколько с личными активными действиями по отстаиванию его за определенным лицом.

В. А. Хохлов считает, что право авторства всё же включает в своё содержание возможность активных действий самого обладателя данного права. Они выражаются в возможности предопределять юридическую судьбу произведения, заключать договоры авторского заказа, в том числе и тогда, когда произведение ещё не создано, отзывать произведение и прочее[9].

Ещё раз подчеркнём, что это неотчуждаемое право. Соответственно автором произведения всегда должен выступать исключительно его творец. Между тем на практике бывают случаи, когда произведение пишется одним человеком, а автором выступает совсем другое лицо. Кроме того, право авторства не может быть передано ни по какому соглашению. А это означает, что автор произведения в любой момент может обратиться в суд о признании своего авторства.

Право авторства тесно взаимосвязано с правом автора на имя. В соответствии с данным правом автор может использовать или разрешать использовать произведение под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно.

Согласно статье 1265 ГК РФ при опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом издатель, имя или наименование которого указано на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своём авторстве.

Другими словами, право на имя — это право на способ указания имени автора при использовании произведения.

Следующим личным неимущественным правом автора является право на неприкосновенность произведения.

В соответствии с п. 1 ст. 1266 ГК РФ не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями.

Важно подчеркнуть, что после смерти автора правообладатель вправе разрешить внести в произведение автора различного рода изменения. При реализации данного права предусмотрено одно ограничение — вносимые изменения не должны искажать замысел автора, а также целостность восприятия произведения, изменения также не должны противоречить воле автора. Воля автора должна быть определённо выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме.

Кроме того, в п. 2 ст. 1266 ГК РФ предусмотрено, что извращение, искажение или иное изменение произведения, которые порочат честь, достоинство или деловую репутацию автора, а также посягательство на такие действия, дают автору право требовать защиты в соответствии с правилами ст. 152 ГК РФ.

Федеральным законом от 12.03.2014 № 35-ФЗ было добавлено положение о том, что автор может дать согласие на внесение в будущем изменений, сокращений и дополнений в своё произведение, если это вызвано необходимостью, при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения.

К числу личных неимущественных прав относится право автора на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путём его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

Если автор передаёт другой стороне по договору произведение для использования, то считается, что автор согласился на опубликование произведения.

Право на обнародование не переходит по наследству. Данное право возникает в силу закона у лица, обладающего исключительным правом на произведение. Согласно п. 3 ст. 1268 ГК РФ произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определённо выраженной им в письменной форме.

3.2. Исключительное право на произведение

Вопрос о правовой природе исключительного права в науке является дискуссионным. Так, Сергеев А.П. указывает на исключительные права, как личного, так и имущественного характера[10]. В. И. Дозорцев определяет исключительное право, как имущественное, однако отмечает, что «принято выделять две группы правомочий по исключительным правам — личные неимущественные и имущественные»[11].

В прежней редакции ГК РФ законодатель употреблял категорию «исключительное право» в качестве синонима интеллектуальной собственности (ст. 128 и 138 ГК РФ). Разработчики IV части ГК РФ исходили из того, что категория «интеллектуальной собственности» характеризует лишь объекты рассматриваемых отношений, но не права их субъектов.

Исключительное право является имущественным потому, что независимо от того, кто получает вознаграждение, доход или прибыль, использование произведения всегда приносит определенные имущественные выгоды.

Исходя из ст. 1270 ГК РФ можно вывести понятие исключительного права — это право автора или иного правообладателя использовать произведение в соответствии со ст. 1229 ГК РФ в любой форме и любым способом, не противоречащим закону.

В п. 2 ст. 1270 ГК РФ предусмотрен примерный перечень способов использования произведения, составляющих содержание исключительного права на произведение.

Прежде всего, автор пользуется таким имущественным правом, как право на воспроизведение, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме.

Воспроизведение будет иметь место в том числе, если изготовлен всего один экземпляр произведения, не имеет также значения, полностью воспроизведено произведение или только его часть.

Распространение произведения представляет собой введение его в гражданский оборот путем продажи или иного отчуждения. Распространение будет иметь место во всех случаях, связанных с переходом оригинала или экземпляра произведения от одного лица в собственность другого лица, в частности при мене, дарении.

Следующий вид использования - публичный показ произведения, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно, либо на экране с помощью плёнки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи.

Особо хочется выделить такой способ использования, как прокат оригинала или экземпляра произведения. С введением в действие части четвертой ГК РФ он рассматривается как самостоятельный способ использования. Право проката означает право предоставлять экземпляр произведения во временное пользование в целях извлечения прямой или косвенной выгоды.

Публичное исполнение определяется законодателем, как представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств, а также показ аудиовизуального произведения в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи. К видам использования относится перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения.

В целом право на перевод литературных и художественных произведений достаточно подробно регламентируется Всемирной (Женевской) конвенцией об авторском праве и Бернской конвенцией по охране литературных и художественных произведений, в которых участвует Российская Федерация.

Исключительное право автора на перевод и разрешение перевода своего произведения предусматривается в ст. V Всемирной (Женевской) конвенции и ст. 8 Бернской конвенции.

Во Всемирной (Женевской) конвенции оговариваются положения, защищающие права автора, в частности принятие соответствующих мер, обеспечивающих обладателю права перевода правильность перевода произведения и получение справедливого вознаграждения в соответствии с международной практикой, а также выплату и перевод сумм этого вознаграждения за рубеж.

Срок действия исключительного права на произведение закреплён в статье 1281 ГК РФ. Необходимо отметить, что исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти.

В отличие от личных неимущественных прав, исключительное право на произведение переходит по наследству (ст. 1283 ГК РФ). В случаях, предусмотренных ст. 1151 ГК РФ, исключительное право на произведение, входящее в состав наследства, прекращается, и произведение переходит в общественное достояние.

Таким образом, выделяются основные имущественные права авторов творческих произведений достаточно разнообразны и охраняют имущественные интересы создателей произведений. Вместе с тем права авторов в отношении созданных ими произведений не безграничны. В отличие от прав личных, имущественные права могут быть переданы как полностью, так и в части. Носителем исключительных имущественных прав может быть как сам автор, так и любой другой субъект авторских правоотношений.

3.3. Иные права на произведение

В соответствии со ст. 1255 ГК РФ в случаях, предусмотренных ГК РФ, автору произведения принадлежат другие права, в том числе право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

Право на вознаграждение за использование служебного произведения. Авторские права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору.

Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.

Как уже говорилось ранее, если работодатель в течение трёх лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнёт использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение возвращается автору. Если работодатель в указанный срок, начнёт использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение.

Работодатель может обнародовать служебное произведение, если договором между ним и автором не предусмотрено иное, а также указывать при использовании служебного произведения своё имя или наименование либо требовать такого указания.

Право на отзыв — право автора до фактического обнародования произведения отказаться от ранее принятого решения о его обнародовании. Однако автор должен возместить лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причинённые таким решением убытки.

Относительно перехода данного правомочия по наследству вопрос однозначно не решён. Право на отзыв неразрывно связано с правом на обнародование произведения и может быть реализовано наследниками при условии, что к ним перешло право на обнародование произведения. Если автор реализовал при жизни право на обнародование произведения, то право на отзыв не может быть осуществлено его наследниками.

Право следования также является специфическим самостоятельным правом, распространяющимся преимущественно на авторов произведений изобразительного искусства. Согласно п. 1 ст. 1293 ГК РФ в случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства при каждой перепродаже соответствующего оригинала автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи (право следования). Размер процентных отчислений, условия и порядок их выплаты определяются Правительством Российской Федерации.

Следует также учесть, что авторы пользуются правом следования и в отношении авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений. Право следования неотчуждаемо, но переходит к наследникам автора на срок действия исключительного права на произведение.

Право доступа позволяет автору произведения изобразительного искусства требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения. При этом от собственника оригинала произведения нельзя требовать доставки произведения автору.

Данное право может принадлежать только автору, потому что связано с его личностью, его внутренним миром. Оно действует исключительно в течение жизни автора и является неотчуждаемым и непередаваемым.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, всё вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы.

Авторское право — один из институтов гражданского права. Регулируемые им имущественные и личные неимущественные отношения связаны с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства. Авторское право понимается в двух смыслах и как самостоятельный институт решает конкретные функции и задачи

В Российской Федерации перемены, происходящие в политической и экономической областях общественной жизни, предопределили создание необходимых для полноценного развития института авторского права правовых предпосылок. Показателем цивилизованности общества во многом является то, какое внимание оно уделяет развитию своего творческого, научного и технического потенциала.

Вступившая в силу IV Часть ГК РФ стала важнейшим этапом на пути к завершению кодификации гражданского законодательства, построенного на основе рыночной экономики и сбалансированном сочетании интересов различных категорий участников частноправовых отношений. При этом включение положений об авторском праве в ГК РФ не только отвечает многолетней традиции отечественного законодательства, но и позволяет обеспечить большую ясность и внутреннюю согласованность в этой одной из самых молодых и одной из наиболее бурно развивающихся сфере общественных отношений.

Субъектом первоначального авторского права всегда является гражданин (физическое лицо), который и приобретает весь комплекс исключительных имущественных и личных неимущественных прав. Субъектом производного авторского права является физическое или юридическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель, которому переданы авторские имущественные (исключительные или неисключительные) права и использующий их в соответствии с условиями авторского договора. В отношениях, связанных с созданием, использованием и распоряжением авторскими правами, участвует большое число субъектов, которыми могут быть как физические, так и юридические лица.

Авторское право регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием результатов интеллектуальной деятельности — произведений науки, литературы и искусства. Отсутствие законодательного закрепления понятия произведения является существенным недостатком законодательства РФ. Произведение должно отвечать двум требованиям: быть творческим и существовать в какой-либо объективной форме. Необходимо различать сами произведения, имеющие нематериальную сущность, и ту вещественную форму, в которой они воплощены.

К числу личных неимущественных прав относится право автора на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

Имущественные права авторов творческих произведений достаточно разнообразны и охраняют имущественные интересы создателей произведений. Вместе с тем права авторов в отношении созданных ими произведений не безграничны. В отличие от прав личных, имущественные права могут быть переданы как полностью, так и в части. Носителем исключительных имущественных прав может быть как сам автор, так и любой другой субъект авторских правоотношений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
  2. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (дополненная в Париже 4 мая 1896 г., пересмотренная в Берлине 13 ноября 1908 г., дополненная в Берне 20 марта 1914 г. и пересмотренная в Риме 2 июня 1928 г., в Брюсселе 26 июня 1948 г., в Стокгольме 14 июля 1967 г. и в Париже 24 июля 1971 г., измененная 2 октября 1979 г.)
  3. «Всемирная конвенция об авторском праве» (Заключена в г. Женеве 06.09.1952) (вместе со «Статусом Всемирной конвенции об авторском праве (Женева, 6 сентября 1952 года)» (последние изменения произошли 26.04.2007))
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2017 года.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – 29 января. – № 5. – Ст. 410.
  6. Постановление Пленума ВС РФ от 19.06.2006 года № 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах» // Российская газета, 2006, №12.
  7. Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 г. № 1224 «О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 г., Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 г. и дополнительным Протоколам 1 и 2, Конвенции 1971 г. об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их (фонограмм)» // Собрание законодательства РФ, 14.11.1994, № 29, ст. 3046/
  8. Авторское право : учеб. пособие / Е.А. Моргунова ; отв. ред. В.П. Мозолин. – М.: Норма, 2009. – 288 с. С.124
  9. Авторское право: Учебное пособие / И. В. Свечникова. - 3-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 224 с. С.20
  10. Белов В.А. Гражданское право: Общая и особенная части: Учебник. — М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2016. С. 575.
  11. Гражданский кодекс Российской Федерации. Авторское право. Права, смежные с авторскими. Постатейный комментарий к главам 69 - 71 / Б.М. Гонгало, В.О. Калятин, М.Я. Кириллова и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М: Статут, 2014. С. 98
  12. Гражданское право. В 2 ч. Ч. 2: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению “Юриспруденция” / под ред. В.П. Камышанского, Н.М. Коршунова, В.И. Иванова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 751 с. – (Серия «Юриспруденция для бакалавров»). С.514
  13. Гражданское право. Том I / под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А. Суханова. — М.: Волтерс Клувер, 2014. С. 658.
  14. Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. Сборник статей / Исслед. центр частного права. — М.: «Статут», 2013. С.47.
  15. Нохрина М. Л. Гражданско-правовое регулирование личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными. СПб.: Юридический центр «Пресс». 2014. 372 с.
  16. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, 2014. С. 19.
  17. Толстой В. С. Личные неимущественные правоотношения. М.: Изд-во Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки. 2009. 216 с.
  18. Хохлов В.А. О праве авторства // Законы России: опыт, анализ, практика, 2015, № 4, С 34.
  19. Авторское право: Учебное пособие / И. В. Свечникова. - 3-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 224 с. С.20
  20. Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 3.— 4-е изд., перераб. и доп. / под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2015.- 784 с. С.174

  1.  О заключении между Россией и Бельгией конвенции о литературной и художественной собственности // Полное собрание законов Российской империи, собрание второе. — СПб.: Типография II отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, 1866. — Т. XXXVIII, отделение первое, 1863, № 39322. — С. 185—189.

  2. Авторское право: Учебное пособие / И. В. Свечникова. - 3-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 224 с. С.20

  3. Гражданское право. Том I /под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А. Суханова. — М.: Волтерс Клувер, 2014. С. 658.

  4. Белов В.А. Гражданское право: Общая и особенная части: Учебник. — М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2016. С. 575.

  5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Авторское право. Права, смежные с авторскими. Постатейный комментарий к главам 69 - 71 / Б.М. Гонгало, В.О. Калятин, М.Я. Кириллова и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М: Статут, 2014. С. 98

  6. Авторское право: учебное пособие / Е.А. Моргунова ; отв. ред. В.П. Мозолин. – М.: Норма, 2009. – 288 с. С.124

  7. Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 3.— 4-е изд., перераб. и доп. / под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2015.- 784 с. С.174

  8. Гражданское право. В 2 ч. Ч. 2: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению “Юриспруденция” / под ред. В.П. Камышанского, Н.М. Коршунова, В.И. Иванова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 751 с. – (Серия “Юриспруденция для бакалавров”). С.514

  9. Хохлов В.А. О праве авторства // Законы России: опыт, анализ, практика, 2015, № 4, С 34.

  10. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, 2014. С. 19.

  11. Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. Сборник статей / Исслед. центр частного права. — М.: «Статут», 2016. С.47.