Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Социальное государство. Его отличие от социалистического государства (Анализ федеративного устройства России)

Содержание:

Введение

В ходе исторической эволюции человечество создавало и развивало различные формы государственного устройства. Каждая из них несла на себе отпечаток эпохи и соответствовала уровню развития общества, которое наделяло государство определёнными функциями. Среди них не последнее место занимали социальные обязанности. Повышение роли социальных функций государства стало особенно заметно к середине XIX в. В это же время появилась необходимость научного анализа этого нового качества.

Данная тема актуальна потому, что страны, поставившие себе цели модернизации, обычно ориентируются на социально-экономические достижения мирового уровня, то есть ориентиром являются развитые страны Запада, которым удалось построить эффективные модели социального государства. Обращение к межстрановым сопоставлениям позволяет говорить о том, что российская реальность далека от современного социального государства. Существует разнообразное множество определений социального государства, но все исследователи усматривают главным в нем проведение социальной политики. При этом, основополагающие признаки социального государства вытекают непосредственно из определения социального государства, как-то: социальная защита и др.

Существует несколько моделей социального государства: либеральная, корпоративная и модель, в основе которой лежит ответственность всего общества. Кроме этого, выделяют такие модели социального государства, как: позитивное государство социальной защиты, государство социальной защиты, социальное государство всеобщего благосостояния, либеральное социальное государство, консервативное социальное государство, социал-демократическое социальное государство.

Следует различать понятия «функция социального государства» и «социальная функция государства». Наиболее последовательные концепции функций социального государства - это концепции Калашникова С.В и Кочетковой Л.В.

Идеи социального государства примерно стали развиваться в середине XX в., а затем получили законодательное закрепление в правовых системах многих европейских стран. Теория социального государства стала ответом немецкой консерваторской мысли, когда по европейским странам прокатилась революционная волна. Теория социального государства должна была стать тем «спасательным кругом», который бы сохранил социальную стабильность и поддержал общество в жизнеспособном состоянии. Стартовым пунктом социального государства, выступало конституционное закрепление ценностей социального государства. Первой к этому пришла Германия, а затем за ней подтянулись и другие европейские страны.

В 90-е гг. ХХ в. процесс формирования социального государства затронул и восточноевропейские постсоветские страны.

Идеи, заложенные в концепцию социального государства еще в XIX в. в Германии, оказались реально осуществимыми, чему можно найти множество подтверждающих примеров в современной жизни, начиная с достижений социал-демократической Швеции и заканчивая современной Германией.

Развитие идей естественного права, концепции правового государства, а также идей социальных функций государства стали активно развиваться в России в конце XIX - начале XX вв. широким кругом исследователей. Важным вкладом российских исследователей в развитие теории социального государства явились формулирование и обоснование права на достойное человеческое существование, реализация которого связывалась с осуществлением социальных реформ на основе реализации принципа равенства. Причем данное право должно гарантироваться государством.

У дореволюционных исследователей, в отличие от зарубежных, общей закономерностью социальной деятельности государства является нравственная основа такой деятельности.

После октябрьской революции 1917 г. на смену либеральным идеям построения государства пришло социалистическое видение этой проблемы.

Советский человек был социально защищен сильнее всех в мире, поэтому социальная защита в тот период сводилась к узким вопросам социального обеспечения граждан.

В настоящее время бытует мнение, что социальным может быть только правовое государство. Ориентация государства на право - это не что иное, как ориентация на общество в целом.

Объектом курсовой работы является социальное государство.

Предметом курсовой работы является рассмотрение понятия социального государства и сравнения его с социалистическим государством.

Методологическую  и теоретическую базу исследования  составили достижения отечественных и зарубежных ученых - исследователей социального государства, таких как: Чиркин В.Е, Кочеткова Л.Н, Каргалова М.В, Калашников С.В, Гончаров П.К, Роик В.Д и др.

Цели исследования: анализ исторического и современного опыта осуществления социальной функции государства, а также рассмотрение отличительных черт социального государства и социалистического государства и определение характеристики Российской Федерации как социального государства.

Цели работы определили задачи исследования:

1. определить понятие социального государства, его признаки, функции  и принципы;

2. рассмотреть развитие  идей о социальном государстве;

3. Сравнить социальное и социалистическое государства;

4. рассмотреть становление  социального государства в России.

Поставленные цель и задачи определили выбор методов и приемов работы: на этапе сбора материала – сплошной и случайной выборки, на этапе исследования – методов описания, сравнительного анализа, обобщения. В курсовой работе определено следующее содержание: введение, 3 главы, в каждой главе по 2 параграфа, заключения и библиография.

Глава 1. Сущность социального государства

1.1 Определение социального государства, его признаки. Модели социального государства

Понятие «социальное государство» было введено в научный оборот Лоренцом фон Штайном в 1850 г. и оно наиболее полно вместило в себя все составляющие присущие этому явлению. Кроме того, в данном подходе был представлен ряд положений, иллюстрирующих новое понимание традиционных обязанностей государства.

Поддержание равенства в правах для всех граждан внезависимости от социальной группы; обеспечение прогресса в социальной и экономической сферах посредством своих властных функций – вот основное содержание деятельности социального государства по Штайну. Такого мнения придерживался не только он, но и многие другие (Ю. Офнер, А. Вагнер), в том числе и современные политологи, например С. Калашников.

Таким образом, здесь на первое место выходят взаимоотношения личности и государства, а не общества и государства, как было раньше. Государственная поддержка полноценного развития человека становится обязательной. Государство берёт на себя ответственность за благосостояние граждан и обеспечивает доступность социальной поддержки, создаёт целую систему социального обеспечения и социальной защиты. Происходит изменение природы государственности и роли личности в производственном процессе и обществе. И наравне с этим происходит идеологическое осознание этого.

По мнению С. Калашникова, реализация государством социальных функций частично стала возможна благодаря развитию социалистических идей. Можно провести много параллелей между новыми свойствами государства и социалистической идеей. Однако на сегодняшний день, очевидно, что государство может выполнять социальные функции и не будучи по сути социалистическим. Это стало возможным благодаря появлению в конце XIX начале XX веков социального законодательства, т. е. совокупности законов, дающих гарантии в определённых сферах жизни. Здесь можно назвать и законы о медицинском страховании, пенсионном обеспечении, семейных пособиях и др[1].

По мере развития идеи социального государства была выявлена и его правовая природа. Появилось понятие - «социальное правовое государство». Впервые в научный оборот оно было введено Г. Геллером. В качестве основы социального государства он выделил гарантии социальных прав граждан.

Таким образом, социальные права закрепились за государством как его неотъемлемая функция. Они стали ведущими для всей правовой базы государства и преобразовали её, сделав краеугольным камнем личные права человека. Акцентирование внимания на человеке изменило всё – от избирательного права, сделав его всеобщим, до политической природы государства, сделав его социально ориентированным.

Подобное понимание социального государства породило, однако, диспропорцию в распределении прав личности и её обязанностей по отношению к обществу. Это связано с тем, что постепенно в общественном сознании сформировалось представление о социальных правах человека как о естественных, хотя они появились в процессе политического развития общества.

Многие правоведы выступали даже против объединения понятий «правовое» и «социальное» государства в единое целое. Однако, по мнению С. Калашникова «именно асимметричность социальных прав и обязанностей личности породила особый статус государства как монопольного субъекта социальной деятельности.». Государство вместе с особым статусом получило и особое право на перераспределение общественных благ, обеспечивая подобным образом формальное равенство людей[2].

Дальнейшее развитие теория социального государства получила в идее «государства всеобщего благосостояния». Стержневым принципом этой концепции стало понимание тесной связи социальной политики государства с единой экономической политикой, нацеленной на обеспечение гражданам определенного уровня доходов при полной занятости.

Отцом этих представлений стал англичанин В. Беверидж. Его доклад стал первым толчком к переходу от теоретизирования в области социальной политики к принятию конкретных решений и предоставлению социальных услуг в рамках национальных государств. Теоретикам и практикам «государства всеобщего благоденствия» представлялось, что социальные услуги, которые предоставляет государство, не будут компенсацией имущественного неравенства, а создадут условия для преодоления каждым отдельным человеком разрыва между его материальными возможностями и «стандартом жизни».

Можно добавить, что в западных странах развивали именно «государство всеобщего благоденствия» (welfare state) в противовес собственно социальному государству. Особенно это было обусловлено тем, что в 50-е – 60-е г.г. XX в. в развитых странах резко выросло благосостояние, которое подтолкнуло развитие страховой индустрии. Именно повсеместное расширение страховых услуг создало неповторимый облик социальной системы западных стран. В большинстве своем социальное страхование было обобществлено, и многие социальные услуги стали страховыми, например, медицинское страхование, пенсионное и т. д. Кроме того, оно стало распространяться не только на тех, кто платит страховые взносы, но и на тех, кто не может их платить.

Основой такого подхода стал принцип солидарности, который обуславливает всеобщность социальной поддержки и ориентируется на универсальные показатели жизни. Таким образом, поддерживалось не только относительное равенство, но и достигалась коммуникативная справедливость как возможность «воздать каждому по заслугам» в зависимости от вклада в общественное благо. Добавим только, что для «государства всеобщего благоденствия» принцип солидарности впитал в себя идею равенства, отождествленную с перераспределением материальных благ. И перераспределение от богатых к бедным стало основной социальной функцией этого государства. Этот принцип противопоставлялся принципу «от каждого по способности, каждому по труду», более характерный для социалистической теории.

Тем не менее, даже здесь нет единообразия. Создавая социальную систему, национальные государства опирались на наиболее популярную у них идеологическую базу, перемалывая теоретические схемы под свои нужды. Однако, как отмечает тот же С. Калашников, «развитие национальных моделей государства всеобщего благоденствия способствовало более глубокому пониманию сущности социального государства, позволяя вычленить его инвариантные, системообразующие свойства. Именно на этом этапе утвердилось понимание социального государства как родового понятия, фиксирующего принципиальные социальные качества государства, находящиеся в развитии, по-разному проявляющиеся в различных странах, но имеющие в своей основе единый набор принципов»[3].

Обладая таким набором принципов, социальные государства на национальной почве выглядят по-разному. Условно, по мнению В. Торлопова, их можно разделить на три группы: либеральные, консервативные и социал-демократические (по идеологическим основам).

К либеральным государствам можно отнести в первую очередь США, Канаду, Австралию. Здесь исторически был обусловлен акцент на либеральные ценности протестантской морали. Теоретики либерализма не признают возможности достижения социальной справедливости, но считают необходимым поддержать наименее обеспеченные слои населения. Однако система социального обеспечения не должна подрывать трудовую мотивацию граждан, т.е. человек должен своим трудом улучшать своё благосостояние.

Кроме того, перераспределение благ должно основываться на принципе признания за человеком права на минимально достойные условия жизни. Существует верхняя и нижняя граница цивилизованного существования и ею очерчено пространство гарантируемых для всех прав. Из этого вытекают сугубо практические выводы для всех сфер социальной системы, которые состоят в следующих положениях:

  • Нуждаемость должна подвергаться проверке;
  • Пособия предназначаются только для людей с низкими доходами;
  • Право на получение социальных выплат регламентируется строгими правилами и юридическими нормами;
  • Бизнес берет на себя часть обеспечения программ социального страхования.

Более того, в этих странах принцип справедливости перешел в принцип возмещения ущерба, т. е. когда социальные риски подменяются понятием «жертва». Только добившись признания себя жертвой, человек получает право на компенсацию. Реализация этого принципа обусловила переориентацию индивидуального подхода в социальной поддержке на групповой. Представляя себя в качестве жертвы, отдельные социальные группы добиваются социальной помощи и бюджетных трансфертов. При этом широко распространена практика расширения представления об ущербе и по отношению к предшествующим поколениям.

Такая практика привела к появлению иждивенческих настроений и боязни лишиться социальных пособий, что не стимулирует людей к выходу из кризисов. Поэтому социальная практика либеральных государств подвергалась и подвергается серьезной критике. Можно даже сказать, что эта система находится в кризисе. И единственный выход, который они находят – это сокращение социальных выплат и урезание расходов на аппарат, занимающийся социальной сферой, а также стимулирование личной инициативы граждан.

Консервативная модель социального государства, характерная для континентальной Западной Европы, выросла из идеологии консерватизма. Основная дилемма, которую она решает, сводится к необходимости социальной стабильности, с одной стороны, и потенциально деструктивной природе рынка с другой.

Решение этой проблемы идеологи-консерваторы видят в прагматическом подходе к предоставлению государством социальных услуг, к государственному планированию. Этот подход позволяет сконцентрироваться на решении насущных, острых социальных проблем. «Не стремитесь добиться счастья людей политическими средствами. Лучше стремитесь ликвидировать конкретные беды.»[4].

Оборотной стороной прагматизма становится ориентация государственной политики на «социальные цели», т. е. повышение престижа человека в обществе, выработка у каждого чувства ответственности за свою судьбу и т. д. Более того, во главу угла ставится поддержка семьи как базовой единицы общества. Основной задачей государства становится, соответственно, обеспечение всем гражданам равных возможностей для развития. Фундаментом консервативной политики служит идея партнерства между государством, частным сектором и общественными и благотворительными организациями. В социальной сфере должен господствовать принцип смешанной экономики, которая создает социальное рыночное хозяйство. Оно обеспечивает личную свободу, предупреждает концентрацию экономической власти, развивая конкуренцию и помощь самым нуждающимся группам населения.

Таким образом, в представлениях и практике консерваторов заложен принцип, декларирующий, что «социальная политика должна состоять не в том, чтобы всё большее число бедных обеспечить всё лучше, а в том, чтобы устранить причины бедности, которые носят структурный характер и не могут быть ликвидированы посредством политики распределения.». Для консервативного социального государства характерным является достаточно широкий охват различных групп населения многообразными формами социальной защиты, высокий уровень социальных гарантий, когда сумма выплат действительно обеспечивает реализацию целей, для которых они предназначены. При этом частное социальное страхование играет значительно меньшую роль, чем в «либеральной» модели. Таким образом, государство реально готово подменить рынок там, где последний не может обеспечить благосостояние граждан.

Социальное государство, по социал-демократическим подходам, существует единственно для того, чтобы уничтожить нищету, стимулировать экономический рост, реализовать потенциал каждого индивида, развить социальную интеграцию и поощрить альтруизм в обществе. Теоретики социал-демократии отвергают мысль о всесилии рынка как регулятора общественно-экономических процессов. Они выступают за интервенционистскую политику государства в социальных вопросах. «Социалистическая социальная политика совершенна, отлична по своим целям, философии и отношению к людям от либеральной социальной политики. Она исходит из идей равенства, свободы и социальной интеграции.». Чтобы достичь этой цели, социальные услуги должны предоставляться на универсальной, т. е. бесплатной для всех, основе, а не в зависимости от проверки нуждаемости[5]. Все социал-демократы с этим согласны, отличие только в практической реализации в рамках национальных государств. Кроме того, они не отказываются от учёта уровня доходов или адресного предоставления услуг. Однако универсальные социальные услуги обходятся государству дороже и их предоставление зависит от возможностей экономического роста. Тем не менее, социал-демократы не только сохраняют твердую приверженность универсальным социальным услугам и оппозицию частному сектору в социальной сфере, но и отказываются от единообразного централизованного социального обеспечения в пользу предоставления больших прав потребителю социальных услуг. Это достигается через систему коллективных договоров между предпринимателем и работниками. Наиболее яркий пример – Германия и Швеция. Все концептуальные подходы к реализации социальной политики различаются не только объемом государственных расходов, но и своим отношением к человеку, а, особенно степенью деккомодификации, т. е. степенью до которой государство делает индивида независимым от рынка путём предоставления всем гражданам высокого уровня социального обеспечения и услуг.

На сегодняшний день в практике социальных государств наметился серьезный кризис, особенно в системе государства всеобщего благоденствия. В первую очередь это связано с общемировым экономическим кризисом, в условиях которого стало невозможно обеспечивать единый для всех, постоянный рост уровня жизни. Усилия государства в этом направлении столкнулись с экономическими, демографическими и цивилизационными ограничениями и кризисом механизма страхования. Этот механизм заключается в том, что принципы солидарности и справедливости основываются на представлении о случайности и равновероятности всевозможных рисков для всех граждан, что не соответствует действительности.

Все более широко признается, что солидарное страхование теряет свою универсальность, более того, сама эта система подвержена серьезной коррупции и становится просто мифом, так как не обеспечивает необходимую защиту нуждающемуся человеку. Постепенно в теории социального государства начинают складываться новые представления о его природе как механизме снятия противоречий между законами рынка и социальными целями. В отличие от государства всеобщего благоденствия современное социальное государство стремится отказаться от патерналистской роли и устранить иждивенчество. В теоретическом плане все более сближаются точки зрения консерваторов и социал-демократов, которые делают акцент на необходимости создать благоприятные социальные условия путем формирования социально ориентированного рыночного хозяйства.

1.2 Функции и принципы социального государства

В современной отечественной науке нет разграничения понятий «социальные функции государства» и «функции социального государства». Но различать их необходимо, так как социальные функции выполняются любыми государствами, вопрос только в масштабах и формах их осуществления. Тем более, даже осуществляя социальные функции, не всякое государство будет выступать в качестве социального. Кроме этого, социальное государство, как и другие типы государств, осуществляет как ряд собственно социальных функций. так и ряд иных функций, которые выражают его сущность как государства. То есть ошибочно было бы думать, что на этапе построения и функционирования социального государства единственно важными становятся именно социальные функции. Речь скорее идет об их доминантности по отношению к другим функциям.

Л.Н. Кочеткова выделяет три функции социального государства:

  • ограничительная (связана с такими социально-экономическими явлениями как регулирование спроса, регламентация трудовых отношений и др.);
  • обеспечительная (касается широкого спектра социальных программ страхования и социальной защиты);
  • гарантирующая (предполагает не только наличие социальных обязанностей государства, но и гарантий их исполнения).

С.В. Калашников выстраивает эволюционную иерархию функций социального государства:

  • социальное обеспечение;
  • обеспечение доступного здравоохранения и образования;
  • социальная защита;
  • сглаживание социального неравенства;
  • обеспечение занятости;
  • предоставление социальных услуг;
  • проведение государственной социальной политики.

Автор, проанализировав две наиболее последовательные концепции Кочетковой Л.Н и Калашникова С.В, делит все функции социального государства на:

  • собственно социальные функции, ориентированные на обеспечение минимального достойного уровня жизни граждан (социальная защита, социальное обеспечение, доступное здравоохранение и образование, набор социальных льгот и услуг);
  • функции по поддержке социально ориентированной рыночной экономики (обеспечение плюрализма и состязательности форм собственности, поддержка малого бизнеса, прогрессивная система налогообложения и т.п.);
  • функции «социального оздоровления сферы труда» (социальное партнерство, социальное страхование, обеспечение занятости).

А Расторгуев В.Н считал, что в первую очередь социальное государство должно выполнять следующие функции:

  • политический баланс внутри страны как основа безопасности, который обеспечивается главным образом конкуренцией двух партий, то есть «наедятся» люди правых, голосуют за левых, и наоборот;
  • социальное государство как клапан, то есть оно должно служить «свистком», через который выходит ненужная социальная энергия;
  • социальная перспектива, без которой общество погрязнет в депрессии, ее отсутствие уничтожает и «вымывает» народ.

Ценностный ориентир - плоха та идея социального государства, которая не хочет стать конституционным принципом.

Практика социальных государств показывает, что все они в процессе своей деятельности опираются на ряд принципов, включая:

  • экономическую свободу человека и признание права предпринимателей и их объединений, лиц наемного труда и их профсоюзов на тарифную автономию на основе социального партнерства;
  • доверие к регулирующей роли рынка через спрос, предложение, ценообразование, конкуренцию, но одновременно и ответственность государства за игру рыночных сил и создание условий для упорядочения течения экономической и социальной жизни, направленной на обеспечение благополучия своих граждан;
  • социальную справедливость и солидарность общества, в том числе путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным и загрузки трудоспособных, чтобы помочь уже нетрудоспособным;
  • участие работников в управлении производством и распределением, в общественной и государственной жизни, развитие при этом различных форм экономической демократии.

Таким образом, следует различать понятия «функция социального государства» и «социальная функция государства», так как социальные функции выполняются любыми государствами, вопрос только в масштабах и формах их осуществления. Кочеткова Л.В. выделяет три главные функции социального государства: ограничительная, обеспечительная, гарантирующая. С.В. Калашников считает главными такими функциями социальную защиту граждан, социальное обеспечение, обеспечение доступного здравоохранения и образования и др. Кулагина делит все функции на собственно социальные, функции по поддержке социально ориентированной рыночной экономики, функции «социального оздоровления сферы труда»[6].

Глава 2. Отличие социального государства от социалистического государства

2.1 Социалистическое государство. Его признаки и функции

Теоретические основы социалистического государства  и права были заложены в трудах родоначальников научного коммунизма К. Маркса и Ф. Энгельса и развиты  в произведениях В.И. Ленина, а  также в документах коммунистических партий и научных исследованиях  других авторов, стоящих на марксистско-ленинских  позициях.

С момента своего зарождения марксистское учение о государстве и праве вообще и о социалистическом государстве  и праве в особенности подвергалось резким нападкам и критике со стороны  представителей самых различных  политических течений и идеологий. Подвергается оно им и в настоящее  время. Это вполне понятно, если исходить из многократно подтвержденного  жизненного тезиса о том, что любое  учение о государстве и праве  всегда отражает определенные, нередко  весьма противоречивые политические взгляды  и интересы, а также несовместимые  друг с другом политические ценности и амбиции.

Марксистское  учение о социалистическом государстве  и праве, в отличие от других доктрин, практически не было полностью реализовано  ни в одном из государств и правовых систем. В СССР и во многих других странах, называвших себя социалистическими, предпринимались попытки реализации идеи социалистического государства  и права. Однако в силу многих объективных  и субъективных причин они оказались  безуспешными. Вместо социалистического  государства и права, какими они  представлялись в марксистской доктрине, были созданы их суррогаты, псевдомарксистские институты.

     Социалистическое  государство – новый тип государства, возникший в результате социалистической революции, провозглашающий диктатуру пролетариата - сосредоточение всей власти в руках трудящихся.

     Необходимо перечислить основные положения социалистического  государства, закрепленные в трудах основоположников научного коммунизма К. Маркса и Ф.Энгельса и развитые в произведениях В.И.Ленина.

Социалистическое государство возникает путем совершения социалистической революции, акта, насильственного овладения власти, цели, формы осуществления, основные направления и методы которого четко прописаны в работах классиков марксизма-ленинизма.

Социалистическая революция – насильственное свержение  диктатуры буржуазии и установление диктатуры пролетариата с целью  уничтожения капиталистического способа  производства (а значит и частной  собственности) и организации нового, социалистического способа производства. Так, основной идеей революции является идея революционной диктатуры пролетариата, которая красной нитью проходит через все учение марксизма о государстве и праве. Маркс утверждал, что пока существуют другие классы, в особенности класс капиталистический, и пролетариат с ним борется, то он обязан применять меры насилия.

Обоснованием  необходимости социалистической революции  считается время, когда «постоянно развивающиеся производительные силы приходят в противоречие, в конфликт с устаревшей системой производственных отношений. После социальной революции  происходит переворот во всей громадной  надстройке».

Социалистическая  революция, по мнению марксистов и ленинистов, могла осуществляться как в мирной, так и в немирной форме. Насилие может быть грубым, непосредственным, физическим: порабощение, грабежи, внесудебные расправы и т.п. Но может выражаться и в менее острых (нередко официально санкционируемых) формах: ограничение свободы, ущемление в правах, экономический и идеологический прессинг, другие виды дискриминации. Эти формы не менее действенны, чем прямой произвол.

Важной закономерностью и одновременно предпосылкой становления и развития социалистического государства, согласно марксистской доктрине, является слом старой государственной машины, уничтожение буржуазного государственного аппарата, так как приход власти нового класса посредством революции, должен «разбить» старую государственную машину и командовать только при помощи новой.

Сущность социалистического государства – диктатура пролетариата, власть принадлежит трудящимся классам во главе с рабочим классом. Это значит, что только определенный класс может руководить всей массой трудящихся и капиталом. К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали государство диктатуры пролетариата в качестве главного орудия социального переустройства буржуазного общества[7].

Диктатура пролетариата –  новый тип государства, создающий предпосылки для перехода от социализма к коммунизму и отмиранию  государства и классов вообще.

В своем становлении и развитии государство проходит несколько этапов или ступеней эволюционного развития:

  • этап существования государства диктатуры пролетариата и одновременно с этим этап перехода от капитализма к социализму. Особенностью этого периода является то, что государство должно быть орудием диктатуры пролетариата, его социальной власти и решать задачи, обуславливаемые продолжающейся классовой борьбой, сопротивлением свергнутых классов, искоренением частной собственности, соревновательством социалистического общества, то есть это этап революционного перехода от капитализма к коммунизму;
  • этап функционирования собственно социалистического государства и права, который так же отражал особенности этапа развития собственно социалистического общества, его первую (низшую) фазу. К этому времени средства производства уже вышли из частной собственности и принадлежат всему обществу, больше нет эксплуататорских классов, поэтому общество больше не нуждается в насильственных методах подавления одного класса другим. Установление социализма было законодательно закреплено в Конституции СССР 1936 года;
  • этап развития общенародного государства, соотносившийся с этапом существования и функционирования развитого социалистического общества, высшей его фазы. Советское государство провозглашалось общенародным, выражавшим интересы не только рабочих, крестьян, но и трудящихся всех наций и народностей страны. Однако, по мнению М.Энгельса, этот этап содержит предвидение полного отмирания государства, потерю его политического смысла.

Государство и право находятся  в неразрывной связи друг с  другом, так как согласно марксистской  концепции сущность права заключается  в том, что оно выражает волю  и интересы господствующего класса, а значит, может проводить, трансформировать  эти интересы в государственную  волю, проводя их в жизнь.

Государство, как и право, носит классовый  характер. Так, государство интерпретировалось основоположниками марксизма как  машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы поддерживать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы[8].

Однако  как государство, так и право  не являются вечными и неизменными  явлениями. Так, по мнению марксистов, государство появляется только на определенной ступени развития общества, опять  исчезает, как только общество достигнет  до сих пор еще не достигнутой  ступени. Поэтому само социалистическое государство задумывалось как «полугосударство», имеющего временный характер, поскольку служит переходным этапом от буржуазного государства к бесклассовому коммунистическому обществу. Так, социалистическое государство по мере развития производительных сил, формирования «нового человека» и уничтожения классовых различий отмирает.

Выполняемые социалистическим государством функции экономического центра весьма многообразны. Они охватывают основные сферы хозяйственной жизни общества. Государство посредством своих плановых и хозяйственных органов организует процесс социалистического производства в общественном масштабе, планомерно определяет его структуру и направления развития, обеспечивает поддержание пропорций общественного воспроизводства, формирует условия распределения общественного продукта и его обмена между различными звеньями народного хозяйства. Все это многообразие функций может быть сведено к четырем.

Первая  функция социалистического  государства — непосредственное хозяйствование. Представляя ассоциацию трудящихся, государство прямо выступает как субъект общенародного хозяйствования. Оно непосредственно планирует производство, обеспечивает его подчинение интересам повышения благосостояния и всестороннего развития членов общества, реализует примат народнохозяйственного подхода в развитии всех звеньев общественного производства. Именно с этой функцией связана в первую очередь специфическая роль социалистического государства как экономического центра страны. Функция, о которой идет речь, вытекает из формирования при социализме качественно нового уровня хозяйствования — хозяйствования в масштабе общества.

Вторая  функция государства — руководство хозяйственной деятельностью предприятий, объединений и других звеньев экономики и ее регулирование. Эта функция может осуществляться с использованием либо преимущественно административной, либо преимущественно экономической системы управления. При административной системе преобладают властно-приказные отношения: каждому звену доводятся детально расписанные адресные задания; для их выполнения выделяются и ресурсы, причем нередко независимо от результатов хозяйственной деятельности.

Преобладание  подобных методов, оправданное экстремальными условиями, со временем обнаруживает коренные недостатки: ослабляется инициатива и самостоятельность трудовых коллективов, принижается их ответственность и развиваются иждивенческие настроения.

Экономические методы управления опираются на реальный учет сложной, внутренне противоречивой системы интересов, присущей социализму. Они представляют собой методы, основанные на управлении интересами и через  интересы. Это позволяет гибко  и эффективно сочетать преимущества планомерности с возможностями  товарно-денежных отношений, ибо положение  каждого трудового коллектива и  работника ставится в прямую зависимость  от конечных результатов их деятельности. Рассматриваемые методы предполагают широкое использование плановых нормативов, цен, финансовых рычагов, налогов[9].

Переход от преимущественно административных к экономическим методам управления — существеннейшая черта нынешней радикальной реформы хозяйственного механизма, осуществляемой в СССР. Реформа органически связана с новым пониманием централизма, с развитием полного хозрасчета и самофинансирования, внедрением принципов самоуправления трудовых коллективов. Осуществление хозяйственной реформы нацелено на развитие внутренних свойств социалистической собственности, более полную реализацию ее преимуществ, активизацию деятельности всех ее субъектов.

Третья  функция государства — определение правил экономического поведения всех субъектов хозяйствования. Она осуществляется через законодательную деятельность. Государственные законы в области хозяйствования, являясь отражением и закреплением экономических отношений, играют чрезвычайно важную и активную роль. Все дело, разумеется, в том, какие отношения они закрепляют: если устаревшие, изжившие себя, то правовые законы становятся фактором торможения, если же нарождающиеся, новые — законы выступают как прогрессивная сила.

Ключевое  значение сегодня имеет следующий  принцип законодательного регулирования: «разрешено все, что не запрещено  законом». Именно эта концепция роли права в проведении прогрессивных  преобразований была заложена в Законе СССР «О государственном предприятии (объединении)», в Законе «О кооперации в СССР». Введение их в действие, с одной стороны, закрепляет новые  формы хозяйствования, а с другой — создает основу для принятия последующих законодательных актов  и других документов экономической  реформы.

Народное  хозяйство любой социалистической страны не представляет собой замкнутую систему, отгороженную от мирохозяйственных связей. Оно включено в разветвленную систему международного разделения труда. Естественным представителем общества в международных экономических отношениях является государство. Оно непосредственно и через свои органы регулирует внешнеэкономические связи, а также делегирует свои полномочия министерствам и предприятиям, предоставляя им право прямого выхода на внешний рынок. Это не ослабляет роли государства, но позволяет осуществлять ее более гибкими и эффективными способами, соответствующими общей направленности перестройки хозяйственного механизма. Руководство внешнеэкономической деятельностью — еще одна, четвертая функция социалистического государства.

Социалистическое  государство, таким образом, не обязательно  должно брать на себя прямое руководство  всеми предприятиями. Экономическая  роль государства эффективно обеспечивается многообразием форм его деятельности.

2.2 Основные отличия социального государства от социалистического государства

Для того чтобы определить основные отличия, необходимо установить основные признаки, по которым будут сравниваться данные государства.

Наименования основных признаков, которые необходимо разобрать: цель, место человека в обществе, соотношение прав и обязанностей, субъект собственности, объекты собственности, признаваемые виды собственности, роль частной собственности на орудия и средства производства, понимание равноправия, движущие силы экономического развития, активная и пассивная составляющие производственных сил, основание для появления права на доход, принадлежность дохода, роль рынка, использование инвестиционного процесса.

Начинаем с первого признака - цели. В социальном государстве основной целью является максимальное удовлетворение материальных и духовных потребностей членов общества. В социалистическом государстве основной целью является удовлетворение материальных и духовных потребностей трудящихся. Место человека в обществе в социальном государстве определяется как государство для человека, и общества. В социалистическом государстве противоположная ситуация - человек для государства. Соотношение прав и обязанностей в социальном государстве подразумевает под собой баланс прав и обязанностей человека с преобладанием его обязанностей. В социалистическом государстве преобладание обязанностей перед государством и обществом. Субъектом собственности в социальном государстве является только человек, а в социалистическом - физические и юридические лица. Объектами собственности в социальном государстве являются отчуждаемые и неотчуждаемые (способности), а в социалистическом государстве только отчуждаемые объекты - товары. Признаваемыми видами собственности в социальном государстве являются только частная, общая совместная и общая долевая собственность. В социалистическом государстве все виды государственной, юридических лиц и частной собственности. Роль частной собственности на орудия и средства производства в социальном государстве характеризуется признанием частной и государственной собственности на орудия и средства производства. В социалистическом государстве субъектом собственности признается только юридическое лицо - государство. Понимание равноправия в социальном государстве определяется экономическим равноправием, которое является основой политического равноправия. В социалистическом государстве определяется данное понимание как классовый антагонизм. Движущими силами экономического развития в социальном государстве являются сложный капитал - природный, человеческий и имущественный капитал. В социалистическом государстве только государственная собственность и рабочая сила, как товар. Активная и пассивная составляющие производственных сил характеризуются в социальном государстве как активное применение производственных сил, поскольку это важнейший принцип производственных отношений. В социалистическом государстве производственные силы не осознано используются. Основанием для появления права на доход в социальном государстве является использование человеком собственного человеческого капитала, который определяется как активный фактор. В социалистическом государстве основание для появления права на доход характеризуется правом собственности на орудия и средства производства, что является пассивным фактором. Принадлежность дохода в социальном государстве характеризуется принадлежностью участнику трудовой деятельности. В социалистическом государстве доход принадлежит государству, как собственнику орудий и средств производства. Роль рынка в социальном государстве определяется максимальным использованием рыночных принципов в сфере материального производства. В социалистическом государстве роль рынка определяется в формате игнорирования возможностей рынка как инструмента ценообразования. Использование инвестиционного процесса в социальном государстве осуществляются только для создания производственных фондов, а в социалистическом государстве также только для создания производственных фондов.

Таким образом, необходимо сделать вывод о том, что существует большая разница между социальным и социалистическим государством, что было проанализировано на основании ключевых признаков, которые мы выделили в данных разновидностях. Конечно, сегодня Российская Федерация является социальным государством в соответствии с Конституцией РФ, но были недалеко времена, когда только социалистический строй воспринимался как единственно верным. Я считаю, что социальное государство в Российской Федерации должно иметь более выраженные черты, поскольку зачастую у общества складывается мнение, что государство не является социальным и необходимо себя обеспечивать во всех аспектах самостоятельно из собственного кармана, что не совсем верно для настоящего социального государства, где должен присутствовать баланс между самостоятельностью и обеспечиванием гражданина различными социальными благами.

Глава 3. Характеристика Российской Федерации как социального государства

3.1 Анализ федеративного устройства России

Согласно Конституции 1993 года, во главе нашей страны стоит Президент, избираемый раз в шесть лет прямым голосованием граждан. Законодательная власть принадлежит парламенту (Федеральное собрание), состоящему из двух палат — Государственной Думы (450 депутатов) и Совета федерации (178 депутатов). По форме государственного устройства Россия — федеративное государство, состоящее из 85 равноправных субъектов федерации шести видов.

1. Республики. Возникли на базе существовавших в советскую эпоху в составе РСФСР автономных республик АССР и автономных областей. Их главное отличие от иных субъектов федерации состоит в том, что республики имеют конституционно‐правовой статус государств в составе Российской Федерации, обладающих всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной и судебной) власти на своей территории. Исключения составляют полномочия, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти. Республики имеют свою конституцию, систему органов государственной власти, республиканское гражданство, государственную символику, иные привилегии, обусловленные республиканским статусом (государственный язык и др.). В составе России — 22 республики.

2. Автономная область. В составе Российской Федерации одна автономная область — Еврейская.

3. Автономные округа. Эта форма национально‐территориальной организации народностей Крайнего Севера. Они имеют двойственный статус. С одной стороны, они самостоятельные и равноправные субъекты федерации, делегируют своих представителей в состав Совета Федерации. Но одновременно они входят в состав других субъектов РФ — краев и областей, за исключением Чукотского автономного округа, вышедшего из состава Магаданской области. В составе Российской Федерации — четыре автономных округа.

4. Области. Имеют статус равноправного субъекта федерации. В составе Российской Федерации — 46 областей.

5. Края. В составе Российской Федерации девять краев. В отличие от областей, они содержали или содержат в своем составе автономные области и автономные округа. Например, Пермский край состоит из территорий объединившихся Пермской области и Коми‐Пермяцкого автономного округа. В состав Приморского края вошла территория бывшей Уссурийской области. В Алтайский край ранее входила Горно‐Алтайская автономная область. В краснодарский край ранее входила Адыгейская автономная область. В состав Ставропольского края ранее входила Карачаево‐Черкесская автономная область. В состав Хабаровского края ранее входила Еврейская автономная область. В состав Красноярского края входили до 1991 года Хакасская автономная область, до 2007 — Таймырский и Эвенкийский автономные округа.

6. Города федерального значения — Москва, Санкт‐Петербург, Севастополь. Особенность федерации в России — наделение субъектов правом иметь собственное законодательство. Субъекты РФ не имеют права выхода из состава Российской Федерации.

В целях совершенствования системы государственного управления в 2000 году, помимо существующих субъектов Федерации, было создано семь федеральных округов. В настоящее время их девять. Федеральные округа не являются субъектами Российской Федерации. Их возглавляют полномочные представители Президента РФ, назначаемые Президентом Российской Федерации.

3.2. Конституция Российской Федерации о курсе на построение социального государства и социальных правах граждан

Конституция — это основополагающий учредительный политико‐нормативный правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права, свободы человека, гражданина, определяющий форму правления, государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти. Конституция есть выражение общей воли народа в акте верховной (учредительной) власти, где согласованы социально-политические, экономические и иные жизненно важные интересы различных групп населения. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря и вступила в силу 25 декабря 1993 года.

Глава 1. Основы конституционного строя, Статья 7, пункты 1–2: Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Социальное государство — это самостоятельный тип правового государства, который обеспечивает установление оптимальных взаимоотношений личности, коллектива и государства, а также создаёт необходимые условия и возможности для наиболее полной реализации неотъемлемых прав и свобод человека, включая право каждого человека на достойную жизнь. К этим условиям можно отнести: высокий жизненный уровень, занятость населения, социальную защищённость, реальное осуществление прав и свобод граждан, создание современных и доступных всем гражданам систем образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и обслуживания, поддержание неимущих и малоимущих слоёв населения[10].

Включению в Конституцию РФ формулировки статьи 7 пунктов 1–2 предшествовала работа исследователей, предлагавших разные модели государственного устройства. В мае 1993 года ученые Академии труда и социальных отношений внесли рекомендации в Конституционное Собрание, занимавшееся разработкой Конституции, предложив саму формулу: Россия — социальное государство. Так как эта форма государственного устройства призвана в наибольшей мере обеспечивать права и жизненные интересы всех категорий граждан, то это предложение было поддержано и вошло в проект Конституции в качестве статьи 7, а после референдума стало конституционной нормой Основного закона нашей страны. Выбор российским обществом именно этой модели государственного устройства объясняется:

  • во‐первых, учетом исторически сложившегося менталитета — строить государство, регулируемое стихией рынка у бывших советских граждан не было заинтересованности, потому что в общественном мнении того времени преобладало негативное отношение к дефицитам товаров народного потребления, экономическому застою и другими отрицательными сторонами жизни в социалистическом государстве;
  • во‐вторых, учетом анализа опыта европейских стран, вставших в 40–50 гг. ХХ века на путь построения социальных государств с рыночным хозяйством и добившихся благодаря этому высоких жизненных стандартов и технико‐экономического прогресса;
  • в‐третьих, учетом опыта социально‐экономического устройства в странах, где государство как собственник средств производства и работодатель берёт на себя социальную ответственность перед обществом и его гражданами;
  • в‐четвертых, учетом необходимости перехода к стандартам уровня и качества жизни, заложенных в конвенциях и рекомендациях Международной организации труда, Европейской социальной хартии, Европейском кодексе социального обеспечения, Декларации прав человека и других документах.

Исследователи выделяют предпосылки, способствующие становлению социального государства в России:

  • наличие достаточно мощного экономического фундамента. Экономика Российской Федерации строилась на основе экономики бывшего СССР, которая существовала как единый народнохозяйственный комплекс;
  • ускоренное развитие общества на основе научно‐технического и социального прогресса;
  • развитие форм общественного самоуправления, активизация участия граждан в жизни государства;
  • усиление законности, расширение реальных прав и свобод человека в сочетании с его ответственностью перед обществом и государством.

Проблемами разработки концепции социального государства занимались С. И. Алексеев, В. С. Афанасьев, М. В. Баглай, Н.А. Волгин, Н.Н. Гриценко, Г.А. Николаев, Г.Н. Селезнев, Л.Б. Шейнин, М.В. Шмаков и др.
Различные проблемы построения социального государства рассматриваются в журналах «Общество и экономика», «Труд и социальные отношения», «Народонаселение», «Российская Федерация сегодня», «Социология власти», «Управление персоналом». «Человек и труд», «Экономист» и др.

Исследователями выделены проблемы построения социального государства в России:

  • на Западе социальные государства строились на базе существующих правовых государств, в 1993 году Россия не могла опереться на фундамент правового государства;
  • на Западе традиционно существует «средний слой» собственников, в то время как в России подавляющему большинству населения ничего не досталось от стихийно приватизированной партийно‐государственной собственности;
  • в 1993 году отсутствовала законодательная база, позволяющая осуществлять меры по перераспределению доходов без существенного ущемления собственников; существовала монополия в важнейших видах производства и сбыта, что приводило к отсутствию реальной конкуренции;
  • в 1993 году не было сформировано гражданское общество;
  • снижен уровень нравственности в обществе при потере привычных духовных ориентиров равенства и справедливости, при этом политические партии не имели четких социальных программ и представлений о путях ре- формирования общества;
  • в 1992 году вследствие «гайдаровских» реформ гражданин был оставлен один на один со стихией рынка.

Основная цель социального государства: максимальное удовлетворение постоянно растущих материальных и духовных потребностей членов общества, последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ (качественного образования, медицинского и социального обслуживания). Социальное государство должно отвергать любые формы достижения цели, нарушающие права других граждан, сообществ, государств[11].

К принципам формирования и функционирования социального государства можно отнести:

  1. принцип экономической свободы человека и признания права предпринимателей и лиц наёмного труда на автономию, основанный на праве на свободный труд человека, что предполагает возможность выбора им формы трудовой деятельности, наиболее соответствующей его интересам, знаниям, умениям и социальной престижности;
  2. принцип участия в управлении (экономическая демократия), в соответствии с которым работники имеют право участвовать в выработке и реализации социально‐экономических решений, касающихся труда, его условий и оплаты, направления развития своей организации;
  3. принцип ответственности всех членов общества за положение дел в нём;
  4. принцип доверия к регулирующей роли рынка, предполагающий доверие государства и гражданского общества к эффективности рыночных отношений, исключающий абсолютное государственное вмешательство в систему экономических отношений;
  5. принцип ответственности государства за игру рыночных сил, за создание соответствующих условий для упорядочения экономической и социальной жизни, поэтому социальное государство не должно допускать разрушительного действия рынка на отношения в социальной сфере (образование, наука, здравоохранение и др.).

Говоря о функциях социального государства, следует иметь в виду следующие обстоятельства:

  • ему присущи все традиционные функции, обусловленные его природой государства как такового. Необходимо отметить, что государство не утрачивает полностью своих каратель- но‐репрессивных функций, но применяет их лишь в крайнем случае, в отношении узкого круга лиц, нарушающих права и свободы граждан, а также против государств‐агрессоров и деспотических режимов, нарушающих права и свободы собственных народов;
  • на содержание всех функций социального государства налагает отпечаток его общее социальное назначение, то есть традиционные функции как бы преломляются через призму целей и задач социального государства, и в этом плане можно вести речь о наличии у него общей социальной функции (общем социальном назначении);
  • в рамках общей социальной функции можно выделить специфические направления деятельности социального государства — специфические функции. К последним, в частности, относятся поддержка социально незащищенных категорий населения; охрана труда и здоровья людей; поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы; поощрение благотворительной деятельности (в частности, путем предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющим благо- творительную деятельность); финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ; борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице; поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воз- действия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан; участие в реализации меж- государственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем; забота о со- хранении мира в обществе.

Выбор российским обществом этой модели государственного устройства из многих других объясняется исследователя- ми учётом исторически сложившего менталитета общества — идея индивидуализма чужда менталитету народов россиян; учётом анализа опыта европейских стран (Германии, Испании, Франции, Швеции и др.), вставших в послевоенные годы на путь создания социальных государств с социальным рыночным хозяйством (или «государств всеобщего благоденствия») и добившихся благодаря этому высоких жизненных стандартов и технико‐экономического прогресса; учётом того факта, что в условиях расширяющейся глобализации интеграции страны в мирохозяйственные, социальные и гуманитарные связи существует необходимость стремиться соответствовать стандартам уровня и качества жизни, заложенным в конвенциях и рекомендациях Международной организации труда (МОТ), Европейской социальной хартии, Европейском кодексе социального обеспечения, Декларации прав человека и других документах.

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.

Права человека — это права, существующие для определения правового положения индивида в любом современном государстве. К свободам человека принято относить те области человеческого поведения, в которые не может вмешиваться государство. Впервые права человека были закреплены в Декларации независимости (США, 1776), Билле о правах (США, 1789), Декларации прав человека и гражданина (Франция, 1789). С начала 70‐х годов ХХ века права человека принято относить к трем положениям:

  1. гражданские и политические права;
  2. социально‐экономические и культурные права;
  3. право на мир, развитие, здоровую окружающую среду. Все права человека неделимы, одинаково важны, составляют единый комплекс.

Недопустимо противопоставление какого‐либо одного права или свободы другим. Признание неделимости прав человека не исключает их определенной градации, приоритетов. Например, на первое место всегда ставят право на жизнь, поскольку без него все остальные права и свободы теряют смысл.

Государственные социальные стандарты — это устанавливаемые государством нормы и нормативы, обеспечивающие реализацию гарантированных Конституцией социальных прав граждан и порядок предоставления этих прав. Наиболее полно своё выражение правовая основа социального государства получает в социальных кодексах, устанавливающих минимальные социальные критерии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования и т.д.

Определенный комплекс прав закреплён в статьях 22 и 25 Всеобщей декларации прав человека и гражданина, ст. 9–12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, ст. 26 Конвенции о правах ребёнка и других документах. Осуществление права на социальное обеспечение тесно связано с реализацией других прав, в том числе права на удовлетворительный жизненный уровень, права на охрану и помощь семье, материнству и детству, права на наивысший достижимый уровень психического и физического здоровья и др.

Право на жилище — это возможность для человека пользоваться имеющимся у него на законном основании жилым помещением без опасения, что кто‐то сможет лишить его этого помещения по каким‐либо соображениям. Однако это не означает, что любой человек, не имеющий жилища или имеющий стеснённые жизненные условия, вправе требовать от кого бы то ни было немедленного предоставления жилья или улучшения жилищных условий. В советский период истории государство являлось единственным собственником и распределителем жилого фонда и, как следствие, выступало в качестве гаранта реализации социально‐экономических прав граждан. Современное же жилищное законодательство предусматривает, что строительство жилья должно осуществляться не только государством, но и индивидуально гражданами и создаваемыми ими кооперативами. Конституция даёт определённый ориентир государственной власти и органам местного самоуправления, устанавливая, что они поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. При этом с социального государства не снимается, в частности, обязанность заботиться о расширении жилищного фонда. Жилищным кодек- сом РФ в ст. 1–3, 5, 49–51 закрепляются категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяются социальные и учётные нормы с указанием на социальную ориентацию государства в области жилищной политики. Однако следует отметить, что центр тяжести в осуществлении права на жилище перемещается с государственного обеспечения на самообеспечение людей — за счёт собственных средств, ипотечного кредитования и др.

Существует тесная взаимосвязь права граждан на благоприятную окружающую среду с положениями, закреплёнными ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации, предусматривающей, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Право граждан на благоприятную окружающую среду тесно связано с правом на жизнь и правом на охрану здоровья и медицинскую помощь, закреплёнными соответственно в ст. 20 и ст. 41 Конституции Российской Федерации. Право граждан на благоприятную окружающую среду получило международное признание в 1972 году на Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде; в 1992 году на Конференции ООН по окружающей среде в Рио‐де-Жанейро. В последнем документе Принцип 1 гласит, что в центре внимания непрерывного развития находятся люди. Они имеют право на здоровую плодотворную жизнь в гармонии в природой.

Лицам, не достигшим восемнадцати лет, гарантируется право бесплатного посещения музеев один раз в месяц. Порядок бесплатного посещения музеев устанавливается Правительством РФ. Конституционное право на доступ к культурным ценностям признаётся в равной мере как за гражданами РФ, так и за иностранными гражданами и апатридами.

Таким образом, Конституция РФ содержит множество положении, которые характеризуют социальное государство, что демонстрирует наличие определенных нормативно-правовых актов, которые шире толкуют положения Конституции РФ о социальном государстве. Однако может стоять проблема по поводу того, что государство имеет соответствующие нормативно-правовые акты, но отсутствует правоприменение, которое бы обеспечивало принципы социального государства. Я считаю, что у нас присутствует именно та ситуация, когда закон может и есть, но направления в сторону социального государства на практике не существенно имеется. Например, признаком ослабевания социального государства является снижение пенсионного обеспечения, что и происходит на данный момент в связи с активными действиями со стороны государства по поводу повышения пенсионного возраста.

Заключение

В данной работе были рассмотрены такие вопросы, как понятие социального государства, его признаки, функции и модели, значение и роль для людей в современном мире, а также сравнили социальное государство с социалистическим и охарактеризовали Российскую Федерацию как социальное государство. Можно сделать вывод, что социальное государство нужное явление потому, что оно обеспечивает такое состояние в обществе, при котором взаимоотношения между классами, нациями не доводятся до социальных взрывов, социальных потрясений. Государство содействует обеспечению достойного уровня жизни всем своим гражданам, проявляет особую заботу о социально незащищённых, уделяет большое внимание проблемам образования, здравоохранения, досугу, быту людей. В такой стране человек признаётся высшей ценностью. Можно сказать, что институциализация социальной работы связана с социально-политическими преобразованиями в мире, с изменением статуса человека, с глобальными трансформациями в современном обществе. Истоки этой хорошо отлаженной в мире государственной и общественной системы лежат в традициях благотворительности, особенных для каждой страны. В последнее время стало возникать все больше вопросов о том, устарело ли социальное обеспечение как институт, эффективно ли действует система социального обеспечения, предпринимаются ли усилия для улучшения условий жизни человека и т.д. Международный опыт социальной работы показывает, что для распространения индивидуальной частной инициативы по социальному обеспечению необходимо создание целого ряда правовых, политических и экономических условий. Прежде всего, это правовое обеспечение рыночной экономики. Второй момент – экономическая политика. Для каждого отдельного человека это означает защиту его денежных накоплений. Третий момент – социальная политика, причем такая социальная политика, которая не ставит себе целью полное обеспечение граждан, но направляется на достижение социальной защиты, в рамках которой есть место и для индивидуальной, личной инициативы. Четвертое – это законы, нормативные акты, которые регламентируют деловую активность учреждений, занятых дополнительным социальным обеспечением. И последнее – это налоговые стимулы для поддержки индивидуальной инициативы по социальному обеспечению. Таким образом, для социальной работы в 21 веке во многих государствах мира будет характерно:

  • Активизация человеческих ресурсов в социальном действии, изживании позиции “социального паразитизма”, который развился в условиях послевоенной реализации в западных странах концепций государств “всеобщего благосостояния”, “всеобщего благоденствия”;
  • Перенос основной тяжести социального бремени с государства на общество через формирования помощи общественных организаций и самопомощи;
  • Развитие гибких управленческих систем инфраструктур, где государству будет отводиться роль стратегического управленца, функция координатора, что будет возможно через распространение информационных систем и технологий.

В заключение данной работы можно сделать вывод о том, что социальное государство в Российской Федерации формально имеет абсолютно все признаки, которые свойственны данному строю, но на практике имеется множество проблем, которые необходимо решать.

Библиография

1. Конституция Российской Федерации. (Принята на Всенародном референдуме) (поправки от 30.12.2008) // Российская газета. 25.12.1993 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». Послед. обновл. 14.01.2010.

2. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 25.11.2009) // Российская газета. 31.12.2001. № 256 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс».Послед. обновл. 14.01.2010.

3. Федеральный закон РФ от 11.03.2008 г. № 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг» // Парламентская газета. 06.03.2008. № 14-16 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». Послед. обновл. 14.01.2010.

4. Федеральный закон РФ от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с изм. от 27.12.2009) // Собрание законодательства РФ. 26.08.1996. № 35. Ст.4135 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». Послед. обновл. 14.01.2010.

5. Федеральный закон РФ от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной технической политике» (ред. от 27.12.2009) // Собрание законодательства РФ. 26.08.1996. № 35. Ст.4137 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». Послед. обновл. 14.01.2010.

6. Закон РФ от 28.06.1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (ред. от 24.07.2009) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 04.07.1991. № 27. Ст.920 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». Послед. обновл. 14.01.2010.

7. Закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (ред. от 27.12.2009) // Российская газета.23.01.1996. № 13 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс».Послед. обновл. 14.01.2010.

8. Указ Президента РФ от 02.03.1992 № 210 «О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации» // Российская газета. 1992. 7 марта // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». Послед. обновл. 14.01.2010.

9. Бочаров М.П. От социальных ценностей к социальному государству. – М.: Луч, 1997. – 212 с.

10. Бошно С.В. Правоведение: учеб. пособие. – М.: Право и закон, 2002. – 416 с.

11. Основные проблемы социального развития России - 78/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2004. -№ 15 (235). С.В. Калашников, директор Департамента социального развития и охраны окружающей среды Правительства Российской Федерации, доктор экономических наук.

12. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. – М.: Норма, 2007. – 784 с.

13. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: учебник. – М.: Норма. 2007. – 752 с.

14. Гриценко Н.Н., Шарков Ф.И. Основы социального государства: учебник. – М.: Социальные отношения, 2004. – 416 с.

15. Конституционное право России: учебник / А.Е. Постников, В.Д. Мазаев, Е.Е. Никитина. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 504 с.

16. Корнеева Н.В. Конституционное право России: учеб. пособие. – СПБ.: ПИТЕР, 2009. – 176 с.

17. Калашников С.В. Становление социального государства в России. – М.: Экономика, 2003. – 159 с.

18. Кашанина Т.В., Кашанина А.В. Основы российского права: учебник. – М.: НОРМА, 2003. – 784 с.

19. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 608 с.

20. Карпов А.В. Конституционное (государственное) право России: учеб. пособие. – М.: Дашков и К, 2008. – 180 с.

21. Конституционное право России / Под ред. Г.Н. Комковой. – М.: Юристъ, 2006. – 399 с.

22. Конституционное право России: учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И.Кукушкин. – М.: НОРМА, 2008. – 544 с.

23. Нечаев Д.Н., Половнева Л.С. К поиску оптимальной модели социального государства в условиях современной России // Среднерусский вестник общественных наук. 2007. № 3(4).

24. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию.– М,: Аспект-пресс, 2008. – 488 с.

25. Роик В.Д. Социальное государство: от декларации к реальному построению // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2009. № 1.

26. Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России: учебник. – М.: МарТ, 2008. – 224 с.

27. Сошникова Т.А. Проблемы совершенствования законодательства о социальном партнерстве // Трудовое право. 2008. № 12.

28. Социальное государство: мировой опыт и реалии России // Материалы ежегодн. конф. юрфака, 19-20.12.2000 г. / Под ред. Г.А.Николаева. – М.: АТиСО, 2001. – 380 с.

29. Трудовое право России: учебник / Под ред. А.Ф.Нуртдинова. – М.: ИНРА-М, 2008. – 608 с.

30. Храмцов А.Ф. Социальное государство: Россия и европейский опыт . – М.: ИСП РАН, 2005. - 128 с.

31. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: учебник. – М.: Юрист, 2005. – 669 с.

  1. Калашников С.В. Становление социального государства в России. – М.: Экономика, 2003. – 87 с.

  2. Бочаров М.П. От социальных ценностей к социальному государству. – М.: Луч, 1997. – 46 с.

  3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. – М.: Норма, 2007. – 258 с.

  4. Калашников С.В. Становление социального государства в России. – М.: Экономика, 2003. – 92 с.

  5. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. – М.: Норма, 2007. – 189 с.

  6. Бочаров М.П. От социальных ценностей к социальному государству. – М.: Луч, 1997. – 120 с.

  7. Калашников С.В. Становление социального государства в России. – М.: Экономика, 2003. – 31 с.

  8. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. – М.: Норма, 2007. – 85 с.

  9. Бочаров М.П. От социальных ценностей к социальному государству. – М.: Луч, 1997. – 157 с.

  10. Калашников С.В. Становление социального государства в России. – М.: Экономика, 2003. – 57 с.

  11. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. – М.: Норма, 2007. – 549 с.