Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Социально-психологический подход к пониманию личности

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В социальной психологи невозможно проводить глубокий анализ возникающих научных и практических задач, без уточнения понятия личности. В бытовом, социальном, психологическом представлениях можно заметить, что одним словом «личность» обозначается индивидуальность конкретного человека, но с учетом дифференциации для конкретной рассматриваемой ситуации. Социальная психология является отдельной научной областью, тесно связанной со своими научными истоками: психологией и социологией.

Для раскрытия темы курсовой работы необходимо вначале определиться с понятием личности непосредственно в самом предмете социальной психологии, рассмотреть основы личностного подхода непосредственно в установившейся научной системе. Любая научная концепция требует для своего развития определенной теоретической базы. Личность является одним из основных ключевых понятий, пришедших в науку из античной философии, а также представления о ней развивались вместе с совершенствованием научной системы и общества.

Понимание личности и индивидуальности в целом становится более актуально при развитии социализации общества, совершенствовании общекультурных ценностей. Социальная психология требует рассмотрения и анализа механизмов взаимодействия человека и общества (социализации). Именно проблемы личности и взаимодействия человека с обществом являются основными научными вопросами, изучаемыми социальной психологией имеющими не только научный, но и обоснованный практический интерес.

Целью работы является раскрытие проблемы личности с точки зрения социальной психологии.

Объектом изучения в работе служит феномен личности в социальной психологии.

Предметом исследования является научно-практическое изучение социально-психологических особенностей личности.

Задачи исследования:

1. Проанализировать исследование личности в социальной психологии.

2. Рассмотреть формирование и развитие психолого-социологических концепций личности.

3. Проанализировать основные противоречия социальной психологии личности.

4. Изучить понятие социализации личности.

5. Охарактеризовать институты социализации.

6. Рассмотреть механизмы социальной регуляции поведения личности.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Рассмотрение вопросов, связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа личности человека. Теоретическое значение изучения проблемы заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.

Для написания курсовой работы по теме исследования послужили фундаментальные теоретические труды ученых отечественных и зарубежных авторов в сфере социальной психологии, психологии личности, результаты практических исследований.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

    1. Социально-психологический подход к пониманию личности

Еще на заре истории люди отметили взаимосвязь поведения с определенной социальной средой, которая окружала их, и побуждала приспосабливаться к конкретным социальным условиям жизни, при этом требовала, проявлять способность человека к свободному выбору.

В социологии личность принимают как носитель определенных отношений в обществе, что неразрывно связано с оценкой личности в контексте ее взаимосвязи с какой ли определенной социальной группой. При рассмотрении в психологии понятие личности имеет несколько интерпретаций. К настоящему времени с научной точки зрения можно выделить более ста определений личности, носящих черты концепций и взглядов авторов.

Наука социальной психологии возникла недавно при сближении областей интересов психологов и социологов. Эта наука использует их методологию во время изучения соприкасающихся моментов научных систем. В социальной психологии можно выделить собственные задачи, цели, проблемы и методологию выполнения наблюдений.

В социальной психологии оценивают связи социальных и психологических вопросов в науке, изучает их связи, взаимное действие различных факторов друг на друга при анализе со стороны конкретного человека или социальной группы в целом. Явления социальной психологии можно наблюдать во время возникновения процессов социальных связей, прослеживать индивидуальные черты среди участников между их взаимодействиях или воздействия в определенных социальных группах [1].

При рассмотрении социальной психологией в контексте психологических наук можно говорить об изучении конкретных фактов, закономерностей, механизмов поведения, возникающих в процессе общения и взаимного действия определенных лиц, связанных между собой или объединенными общими социальными взаимодействиями с индивидуальными особенностями характерными для психологических наук.

В социальной психологии используется материал из множества научных направлений в частности не только общих гуманитарных, но и психологических и социальных областей знаний. Наиболее тесными связями объединены социология и психология.

В личностном аспекте социология сосредоточена на трех главных областях: изучении личности в качестве элемента, созидателя и структурной единицы определенных социальных групп и социальных институтов; анализ непосредственно личности в качестве объекта социальных отношений (при этом главным становится выдвижение влияния самого общества на личность в процессе ее формирования, социализации, воспитания, и так далее) и при взгляде на личность как субъект отношений в обществе (включая социальную деятельность, активность и творчество в жизни общества).

Вопросы самой личности в социологии интерпретировались со стороны множества взглядов, направлений и школ в социологии.

Влияние личности на выбранную группу в наблюдение рассматривает социальная психология, также она изучает воздействие группы на человека, влияние определенных сценариев на объект исследования, чем может быть предопределенно формирование конформных или независимых, агрессивных или альтруистичных индивидов, которое определяет массовое поведение и явления групповой динамики.

В различное время предметом для изучения в социальной психологии рассматривали:

- причинную обусловленность психического социальным. Вокруг этой проблемы вели дискуссии ученые в 20-ые годы XX в., послужило толчком для развития социально-психологических исследований в общей психологии и педагогики;

- соотношение социальной (общественной) психологии и идеологии, психологии социальных групп и личности (традиции, общественное мнение, обычаи, другие массовые психические явления общественного сознания);

- закономерности поведения людей, которые предопределенны их совместной деятельностью, взаимодействием и взаимовлияниями. Такой взгляд на социальную психологию, соединил психологический и социологический подходы, был сформирован в результате дискуссий о предмете социальной психологии в 20-ые, 60-ые годы XX ст. Он был связан с тем, что предмет социальной психологии можно определять, взяв за основу, как саму личность, так и различные массовые психические явления.

Анализ появления и развития, а также работа в структуре действительной реальности со стороны субъективного восприятия индивидуумом определенных отношений в социуме и обществе целом, является предметом для рассмотрения социальной психологией [2].

В это понятие входят важные критерии социальной психологии:

- личностные механизмы регуляции социального процесса;

-ценностное отношение индивида к социальному, что дает возможность социальной психологии объяснить поведение человека в социальной среде, конкретной группе; как ее поведение, которое возникло в результате субъективного воссоздания индивидом объективного мира, деятельность влияют на функционирование социальной общности, которым является индивидуальный взнос каждого человека для функционирования группы;

- социально-психологические факторы, которые определяют развитие активности личности и группы;

- социальные общности, массовые явления, которые влияют на человека и его поведение.

На современном этапе развития используется понятие социального типа при анализе понимания индивидуума в социальной психологии в в противовес социальному направлению. Формирование этого типа определяется влиянием окружающего социума в целом на определенную личность посредствам социальных институтов и культурно исторических факторов, в их отношениях в целом. Из психологии было заимствовано понятие психотипа при рассмотрении структуры личности среди общности психогенных процессов, состояний и свойств. В связи с чем большинство наблюдений в социальной психологии относятся к вопросам общественного социального воздействия на личность, которая является активным субъектом деятельности социума, взаимодействии людей вне биологических и нейропсихических процессов. В исследованиях основное внимание уделяется внутренним противоречиям индивидуума, вопросах самосознания, саморазвития, собственной организации и воспитания.

При теоретическом рассмотрении социально психологических наблюдений сама личность может являться субъектом и объектом взаимоотношений в обществе. При таком подходе качества личности выражаются преимущественно в виде результата взаимодействия и формирования обстоятельств в обществе. Целостностный подход к анализу личности в социальной психологии общества и анализом вопросов взаимодействия и общества в целом с оценкой структуры больших и малых групп при рассмотрении их с различных сторон определенным человеком.

Рассмотрение непосредственно социологии и психологии личности можно отметить при самооценке человеком своих внутренних психологических состояний или выделение психологического компонента из определений социальной среды. Таким образом человек может становиться для себя как объектом так и субъектом исследования в вопросах самосознания и самопонимания, происходящих нейропсихологических процессов.

    1. Психолого-социологические концепции личности

Социология как наука формируется относительно поздно, основываясь на философских теориях античности о совершенствовании взглядов на человека в целом. В древней Греции личность еще не отделима в представлении человека из структуры всеобщей субстанции Космоса. Сократ впервые в философии рассматривает целостную антропологическую теорию. Западные специалисты считают его основателем теории философии человека в изначальной своей форме. Он проводит подробный анализ индивидуальных качеств и свойств личности индивида[3].

Протагор (ок. 480 - ок. 410 гг. до н.э.) как философ древней Греции отмечает кроме возможности человека осмыслять и воспринимать субъективные человеческие ощущения. В его взглядах человек становится конкретным индивидуумом. Аристотель в своих изысканиях выделяет два антропологических направления. Они становятся основным вопросом его философской теории по сей день. В его учении человек разобщен с природой, что приводит к необходимости различного толкования направлений отличающихся в своем восприятии реальности. Но он же говорит о неразрывной связи человека с окружающим его живым миром.

Таким образом, в Древней Греции сформировано понятие «человека разумного» - «homo sapiens», основное значение которого содержится в обособленности человека от остального мира как носителя разума. На основе этих идей возникли представления о верховенстве человеческого разума, стойкой идеи рационализма для философских и социологических учений.

Христианские идеи пересматривают роль человека о вселенной, освободив от власти бесконечного и не познаваемого космического мироздания, переводя личность во власть всемогущественных божественных сил.

Со становлением парадигмы христианства личность получает самостоятельность и независимость от окружающего мира занимая главенствующее положение в идее. При этом сами идеи рассматриваются со стороны личного опыта человека. Человек противопоставляется животному миру - являя из себя божественное начало. Христианство придерживается идеи абсолютной ценности личности. Христианские идеи дали начало развития европейского персонализма, когда человек признается в идеи абсолютизма и своеобразности своего существования.

Следующая идея антропоцентризам содержится в натуралистических, позитивистских и прагматичных учениях. Концепция «человека деятельностного» - «homo faber», которая отрицает специфическую особенность человеческого ума. В этих идеях различия между людьми и животными исчезают. Человек принимается как особый вид животных, который обладает большими способностями в решении поставленных проблем. Духовная и психическая сущность личности сводится к инстинктам, влечениям базирующихся на чувственном восприятии. Доктрина «homo faber» развивается со временем в мощное теоретическое направление и находит свое воплощение в учениях О. Конта и Г. Спенсера, позже и в современной социобиологии.

В итоге формируется восприятие человека как финальный этап развития с отрицанием возможности дальнейшего роста и совершенствования, отрицая предыдущие теории «человека разумного, божественного и деятельностного». Эта идея представляет человека как объект стремления удовлетворять свои потребности и желания, а ум теряет «волю к жизни» становясь итогом эволюции без перспектив к дальнейшему развитию. Мотивы этих идей иррациональны, субъективны в своих ориентациях.

Выше описанное показывает, как учение о человеке в рамках исторического развития философской антропологии развивает, совершенствуя идеи о личности и человеке в целом. В различных форма эти идеи находят отражение во всех социологических направлениях. Все идеи и способы интерпретации личности объединены той концепцией, которая позволит поделить личность как специфическое образование, зависящее и возникающее за счет влияния множества социологических факторов.

В истории социологической мысли число концепций, где бы социальная жизнь человека выводилась просто из биологических факторов и закономерностей, было незначительным и ограничивалось социальным дарвинизмом и расово-антропологическим направлением. В настоящее время идеи такого типа можно найти в социобиологии, которая развивается усилиями Э. Уилсона, Р. Триверса, Ч. Ламсдена и немногих других[4].

В условиях социализма ведущей идеей признавались положения Марксизма «главное в человеке не его абстрактная физическая природа, а его социальное качество», а все идеи подгоняли под общие представления о социальности. Такие идеи утверждали что личность формируется за счет воздействия социума. Основными идеями тогда считались следующие высказывания: хочешь судить о конкретном индивиде - вникай в его социальное положение; какой образ жизни - такая и личность; изменяются общественные условия - автоматически изменяется и человек; личность можно лепить, формировать в соответствии с основополагающими принципами коммунизма. Биологические и социальные учения преуменьшали значение личности, а ее развитие связывали со всем многообразием осознанных и импульсивных желаний, субьективизм и уникальность восприятия считались малозначимыми и недостойными глубокого анализа и оценки.

Исходя из сказанного можно утверждать, что есть идеи связывающие биологическую и социальную природу человека, возводя до абсолютизма одну из граней его природы (марксизм и социобиологизм). Этот пример очень показателен при формировании критериев при построении типологии социальных теорий личности.

Необходимо учитывать важный фактор отношения рационального и иррационального компонентов при анализе личности. Огюст Конт ставит главенство рационализма и интеллекта как основную концепцию в науке. Его идеи позволяют считать любой прогресс общества, как результат интеллекта и развития ума индивидуума. Дальнейшее развитие общества неразрывно связано с интеллектуальной базой. В дальнейшем Вебер формирует представление о развивающейся рациональности в жизни социума, основываясь на идеях перехода от аффектных и традиционных функций индивида к целостному и целенаправленному рациональной деятельности.

В противоположность им В. Парето в социальном поведении и действиях человека видит в основном не логичные факторы. В своей концепции он считает не осознанные рассуждения, чувственные состояния индивидуума как продукт иррациональных процессов в психике. Такие алогичные процессы он обозначает как «резидуи», для усиления конечной не рациональной мотивации, над которой не властен логический эксперимент в размышлении. Таким образом Парето среди чувственных мотивов и рационального мышления отдает ведущее значение ощущениям человека, которые становятся основным мотивом для развития общества.

Схожие идеи определяются в одном из направлений социологического психологизма как форма инстиктивизма в социологии – фрейдизм. Зигмунд Фрейда (1856-1939) указывал на доминирующее значение инстинктов, желаний и влечений в течении всей жизни человека с раннего возраста. По его мнению все психические процессы основаны на борьбе сил - Эроса (инстинкт к размножению, сексуальность, самосохранение) против Танатоса (страх смерти, агрессия, разрушения). Эти идее он считает базой для прогресса, формирующей процессы в психике человека, социуме, обществе в целом.

В настоящее время в социальной психологии преобладают идеи взвешенной роли рационального и иррационального в общественной жизни человека, стремясь ограничить однобокую интерпретацию составляющих компонентов без абсолютизации. Это приводит к развитию синтетического подхода к анализу личностных вопросов в социологии. Таки образом проводится оценка внутреннего мира и социальной жизни индивидума. В конце XX века отмечается кризис абсолютного разионализма во взглядах на личность в социологии, без возможности объяснения всех свойств индивидуальности только иррациональными факторами. Многогранность личности становится целостным результатом логических и чувственных основ в подавляющем большинстве социологических исследований и восприятии процессов в целом.

В дальнейшем развитии социальных учений о структуре личности становится доминирование индивидуальных или коллективных основ. Преобладание индивидуальных начал определяется кругом идеей символического интеракционизма и феноменологической социологии. В этих учениях большое значение отводится идеям, возникающим в общественной жизни, персональным мотивам и желанию при соприкосновении интересов субъектов или их духовных взаимодействиях.

Одним из способов становится оценка мотивации человека в основном с учетом изучения поведения и осознанной деятельности. К социологическим концепциям, где личность и ее суть выясняются, в первую очередь, сквозь призму социально-предопределенных сознанию или подсознательного, принадлежат уже упоминавшимся, символическому интеракционизму, феноменологической концепции инстинктивизма включительно с фрейдистской социологией.

    1. Противоречия социальной психологии личности

Из множества возможных вопросов в социальной психологии можно отметить несколько устойчивых направлений, которые лежат в основе социологического исследования личности. Это относится в первую очередь к определению основополагающих характеристик личности. В социологии они представлены вопросами самосознания, целостных ориентиров, общественных взаимодействий, ответственности за действия личности и др.

Якуба в частности считает важным выделять близкие вопросы духовной ориентации индивидуума, которые включают в себя потребности и интересы, ценности и мотивы, социальные нормы и убеждения, мировоззренческие принципы, вкусы и привычки, множество различных духовных вопросов[5].

Наиболее изученной в социальной психологии является проблема определения личностных детерминант (факторов побуждения) для социальных взаимодействий в человеческом обществе. В эти структуры включают потребности и интересы. Основным пунктом в оценке личности структуры принято считать ее потребности, являющиеся побуждающим фактором к активным действиям. Потребности представляют собой мотивы требующие удовлетворения для поддержания существования и самосохранения.

Основоположником иерархической теории мотивации является американский социолог А. Маслоу (1908-1970). В своей теории он дифференцирует постоянные (базовые) и изменчивые (производные) потребности. Мотивация формируется в определенном порядке, от наиболее простых вещественных необходимостей к возвышенным духовным вопросам:

- физиологичные и сексуальные потребности (в воссоздании людей, в еде, дыхании, движении, одежде, жилье, отдыхе);

- экзистенциальные - это потребности в безопасности своего существования, уверенности в завтрашнем дне, стабильности общества, гарантированности труда;

- социальные - в принадлежности к коллективу, группе или сообществу, в общении, беспокойстве о других и внимании к себе, в участии в совместной трудовой деятельности;

- престижные в уважении со стороны других, их признании и высокой оценке своих качеств, в служебном росте и высоком статусе в обществе;

- духовные - в самовыражении через творчество.

Принятие личностного факта необходимости формирует в социологии систему: личность-интерес и потребность. В целом они формируют общее целое с внутренним миром и окружающей средой обеспечивая регулирование механизмов поведения в обществе. Определение конкретных ценностей распространено во многих научных школах. Для социологии вопросы единства содержатся в определении мотивов и механизмов взаимодействия человека с другими людьми или социумом в целом. Не вызывает вопросов факт признания мотивации и побуждающих факторов поведения, но зачастую без определения базовых мотивов, что обусловлено духовными ценностями и ограничениями принятыми в конкретном социуме. Совокупность индивидуальных и общественных, личных, групповых и общественных, усвоенных и принятых личностью ценностей составляет систему ее ценностных ориентаций, которыми она руководствуется в своем, жизни, лежит в основе решений, которые принимаются ею в ситуации выбора, «встраивают» ее в общество.

Мотивы характеризуют отношение личности к интересам и ценностным ориентациям, дают им оценку. Они выступают одним из краеугольных понятий в социологии вообще и социология личности в частности и характеризуют человека в первую очередь как субъекта. Мотивы для личности являются движущим фактором в получении определенных результатов. В классификации мотивов выделяют материальные и духовные, как основные, а также экономические, социальные, идеологические, духовные и тому подобное. В свою очередь, каждые из них имеют свое внутреннее разделение: например, в духовных мотивах можно выделить моральные и эстетические, религиозные или атеистические, философские и другие.

Для комплексного социального определения личности необходимо решение вопросов типирования. О социальном типе при определении личности следует говорить как о воспроизводимых качествах человека сформированных при участии социума, условий исторических и культурных компонентов в целом. Облегчает процесс выделения типов для личности рассмотрение не индивидуумов, а целых социальных групп, допуская выделение основных компонентов и размытие малозначимых свойств. С учетом этой теории выделяют несколько основных типов личности:

- идеальный (в котором находит проявление требование социального идеала того или другого общества);

- нормативный (то есть совокупность свойств личности, формирование которых объективно необходимо для развития данного общества);

- реально существующий, или, по высказыванию В. Ядова, модальный (то есть преобладающий тип личности на том или другом этапе развития общества, которое может существенно отличаться от нормативного и тем более идеального типа).

В научной интерпретации возможно кроме определения личностного типа выделение условий и факторов участвующих в ее развитии в целом и при индивидуальном подходе. Факторы внешнего воздействия при развитии индивидуальности являются ведущим вопросом социального анализа. Социализация представляет собой процесс адаптации личности к определенным условиям общества и окружающим явлениям:

- совокупность ролей и социальных статусов, которые общество предлагает человеку;

- социальные сообщества, в пределах которых индивид может реализовать определенные социальные роли и приобрести конкретный статус;

- система социальных ценностей и норм, которые доминируют в обществе и наследуются младшими поколениями от старших;

- социальные институты, которые обеспечивают производство и воссоздание культурных образцов, норм и ценностей и способствуют их передаваемости и усвоению;

- общая ситуация в определенном государстве где могут быть строгие социальные нормы побуждающие к определенному поведению индивидуумов, случайных социальных факторов; как в условиях строгих тоталитарных устройств так и в пограничные периоды развития общества.

Явление социализации необходимо учитывать в частном развитии личности при ее формировании в семейных и социальных условиях, получение образования, принятие и выполнение социальных ролей. При этих процессах активно принимает участие вся совокупность социума для определения личности с которой приходится взаимодействовать человеку. Социализация является непрерывным процессом и вовлекает в себя индивидуума с периода детства на протяжении всего жизненного цикла. Это обусловлено не постоянством и изменчивостью окружающей социальной среды и сменой ролей определенных личностью в периоде жизненного цикла (пример смены социальных ролей с периода детства до формирования личности в обществе).

При социализации детей ведущее значение имеют процессы приспособления к конкретным общественным условиям, в дальнейшем у молодых и зрелых людей выступают процессы интериоризации, в условиях сформировавшейся внутренней организации, интериоризация окружающих факторов через призму индивидуальности собственного «Я». Эти процессы ведут к формированию и определению конкретной индивидуальности.

Подобный субьективно обьективный взгляд в научной мысли носит определение специфического «Я» и философско-психологического «Я-концепция», включающее определение собственного самовосприятия индивидуума. Есть мнение, что «Я-концепция» служит основой для социального взаимодействия так как является мало осознанной но мало изменяемой величиной обеспечивающей индивидуальное самовосприятие индивида. Образ "Я" целостная, но не лишенная противоречий конфигурация когнитивных (способности, социальной значимости и т.п.), эмоциональных (самоуважение, себялюбие, самоуничижение) и оценочно-волевых (завоевание уважения, стремление повысить самооценку) структурных образований. Противоречивость может развиваться при несоответствии реального образа "Я" и идеальных представлений человека о себе. Динамическое "Я" (намерение кем-то стать) и фантастическое "Я" (мечтание о практически невозможном) могут еще больше запутать или осложнить отношение человека к самому себе, обществу, миру. Считается, что адекватная "Я-концепция" формируется в процессе общения и деятельности и непосредственно принадлежит феномену социально "зрелой личности"[6].

"Я-концепции" неизменно сопутствуют такие социально-психологические образы как "самооценка" и "самосознание". Считается, что самооценка является:

- важным регулятором поведения и самочувствия человека;

- от нее зависят взаимоотношения с другими людьми, критичность и требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам;

- она в целом определяет эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности человека.

Фактор самостоятельной оценки позволяет сформулировать у человека «уровень притязаний», который обеспечивает механизм установки ориентиров и задач для личности. Несоответствие притязаний с реальными индивидуальными способностями человека приводит к развитию социально-психологических деформаций (повышенная тревожность, неадекватность в общении, целевая дезинтеграцию и т.п.). В исследованиях по самооценке внимание традиционно направлено на связи самооценки с социальным и внутриличностным познанием и влияние ее на межличностные отношения и мировосприятие человека.

Развитие представления о собственном «Я» (идентичность личности) берет начало в раннем периоде и зависит от различных внешних воздействий на протяжении жизненного цикла в социуме (родителей, учителей, друзей, родственников и др.), собственного опыта, интеллектуальных способностей, возможности проводить самоанализ и сравнивать с окружающими индивидуума находящегося в рамках определенных социальных условий. Процесс самостоятельной идентификации связан с феноменом запоминания положительных и отрицательных эмоций и психологических мнестических процессов при запечатлении позитивных и отрицательных эмоций, достижения цели или неудач. Социолизация неразрывно связана с феноменом социальной идентичности. Она зависит от восприятия и побуждения социума при развитии индивидуума. Для этих процессов необходимо отождествлять себя с иными членами общества (социальное сравнение), возможностью самостоятельной идентификации в определенной группе (социальная стратификация), собственным опытом и ощущением восприятия "мы" в определенной социальной группе. Такие процессы позволяют относить себя к "своим" и воспринимать противоположную группу "чужих" в рамках определенных взаимоотношений в обществе (национальная, этническая идентичность, семья как социальная группа).

Процесс собственного восприятия не отделим от процессов самостоятельной регуляции в системе управления личностью. Наиболее показательным примером является достижение поставленных целей на протяжении жизни (достижение желаемого). В этих процессах необходимо вовлечение активной «Я-концепции» у определенного индивидуума. Используя различные стороны индивидуальности человек способен применять различные способности своего «Я» при решении определенных задач в конкретных условиях в рамках социальных механизмов взаимодействия. Для этого необходимо применить определенные способности в зависимости от выполняемой социальных роли. Самостоятельная регуляция требует еще формирования «веры в самоэффективность» и формирования ожидания получения решения определенных вопросов[7].

Развивая вопросы самосознания в рамках социальной психологии необходимо изучать разделение индивидуальных и коллективных проблем. Индивидуальное самостоятельное восприятие собственного «Я» личностью. В самостоятельном восприятии индивидуальности в определенных вопросах так же допустимо определение индивидуального «Я». Рассмотрение индивидуальных и коллективных вопросов самостоятельного восприятия «Я-концепции» у зрелого индивидуума связано с индивидуальными и коллективными факторами, регистрирующихся в процессе саморефлексии. Подобное разнообразие связано с полученным опытом при развитии индивидуума присуще персональной и общественной культурной основы. В научной деятельности социальной психологии важно выделение вопросов самосознания у индивидуума и в социуме в целом, их влияние на поведенческие и общественные процессы восприятия.

В учении Фрейда, принято выделять следующие методы социализации индивидуума в практической социологии:

- имитацию (осознанные попытки ребенка копировать и подражать поведению взрослых и друзей);

- идентификацию (усвоение детьми поведения родителей, социальных ценностей и норм как своих собственных);

- чувство стыда и вины (или негативные механизмы социализации, которые запрещают и подавляют некоторые модели поведения).

Зачастую при смене социального типа общественной группы можно выявить процессы ресоциализации. Это явление возникает при значительных переменах социального определения и необходимости для адаптации индивидуума к обновленным факторам окружения. Ресоциализация крайне тяжело воспринимается человеком и наблюдается в случае кардинального изменения ценностей и личных приоритетов с учетом установившихся взглядов. Формирование обновленных духовных ценностей проходит тяжело с постоянным сравнением со сформированным опытом к примеру в попытках людей оставаться «современными» жертвуя своими потребностями при исполнении новых социальных обязанностей.

Выводы по первой главе.

В первой главе были описаны основные идеи, служащие основой для функционирования концепции личности в социальной психологии. Были описаны междисциплинарные подходы, оказывающие значительное влияние на развитие понимания теории личности как в социологическом и психологическом направлениях, так и в целостном представлении социальной психологии.

Формирование понятия личности было связано с расширением общечеловеческого опыта не только в психологии, но и социологии, выделением отдельного научного направления в виде социальной психологии.

Развитие представлений о личности проходило длительный этап формирования от античных идей мыслящего человека в структуре вселенной и последующим воплощение божественной сущности души, а дальше к прагматичным идеям материализма. На протяжении своего формирования теория личности не была лишена противоречий, решение которых становится не только проблемой социальной психологии, но и подчас носили фундаментальный философский характер.

Рассмотрение личности с современной научной точки зрения требует взвешенного междисциплинарного подхода с учетом индивидуальных факторов, неразрывно связанных не только с объектом исследования, но и окружающим его обществом. Личность необходимо рассматривать неразрывно от своего носителя в комплексе черт сформированных в результате исторического, социального и индивидуального опыта.

Социальный компонент формирования личности побуждает анализировать вопросы связанные с мотивацией и побуждением к действиям, затрагивать проблемы ожидания и веры в свои силы. «Я-концепция» становится важным инструментом в понимании внутренней сущности мотивации индивидуума.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

    1. Понятие социализации личности

Представление о социолизации в психологии появилось в середине ХХ века благодаря идеям Альберта Бандуры. Социализация проходит вследствие повторения общественного опыта с восприятием исторических явлений, переработки, усвоения и созидания индивидуумом. Эти явления связаны с развитием личности под влиянием внешних условий носящих целенаправленный или экспрессивный характер. Подобные воздействия окружающей среды могут носить противоречивый характер. Социализацию можно определить как процесс усвоения и одновременного активного воспроизводства индивидом общественного опыта[8].

Во время формирования индивидуума принято отмечать следующие черты: деятельность, общение, самосознание. На протяжении жизни можно наблюдать обогащение жизненного опыта за счет приобщения к новым социальным ролям при осуществлении персональных предпочтений и сделанных решений. Активные социальные связи обогащают и умножают коммуникации в социуме отражаясь на индивидууме. Взаимодействие между людьми приводит к развитию личных качеств, субьективности поступков и проявлению персонификации. Собственное восприятие порождает развитие «Я-концепции» с учетом факторов взаимодействия в социуме. Самосознание в своем появлении и развитии в процессе жизненного пути неразрывно связано с процессом самовосприятия. Западная психологическая школа акцентируется на доминирование «Я» указывая на многогранность восприятия, развитие возможностей и верой в собственные способности. Такие идеи побуждают к процветанию эгоизма и удовлетворению собственных желаний, игнорируя общественное мнение.

Восточное направление ориентирована на достижение общественных целей во главе с интересами социальных групп: семьи, коллектива социума. Подобные качества основаны на ценностных взаимодействиях в коллективе.

«Я-концепция» находит отражение в воспитательном процессе подрастающего поколения прививая идеи общественных или индивидуальных ценностей. Доминирование индивидуализма приводит к росту внутренней напряженности, чувства беспомощности. Доминирование идей общественного блага снижает чувство персональной ответственности, социальной лени и комформизма.

Социализация является не сиюминутным а протяженным во времени формированием индивидуальности на жизненном пути и включает несколько периодов. Некоторые авторы выделяют две стадии: активное становление человека как общественного существа в первую треть жизни, т.е. социализация ребенка, подростка, юноши, развитие зрелой личности в процессе дальнейшего функционирования в обществе, социализация взрослого (трудоспособный период и переход на новое положение в семье - дедушки, бабушки, а также в обществе - пенсионера). Другие выделяют три стадии социализации: предтрудовую, трудовую и послетрудовую, что по своему содержанию похожи на вышеупомянутое.

Е. Гидденс под социализацией подразумевает взросление ребенка с формирование индивидуума с собственным самосознанием, миропониманием, опытом и привычками присущими традициям вырастившего его социума.

По литературным данным встречается множество примеров описания социализации, большая часть из которых сводится к процессам освоения и принятия норм характерных для определенного общества. Социализация подразумевает явление отождествления человека с определенными правилами общества, принятия его культурных, ценностных и правовых основ участвующих в определении качеств индивидуума.

Явление социализации является интеграцией человека в круг общественных взаимоотношений в качестве носителя социальных связей. Целью социализации служит обеспечение потребности человека взаимодействовать в условиях определенных общественных правил и законов. Не посредственно сам процесс принятия парадигмы определений социальной системы становится процессом социализации и ведет к формированию необходимых персональных навыков на основе опыта полученного в процессе восприятия и принятия роли выполняемой в социуме его активным представителем.

В наши дни социальная психология содержит неоднозначное отношение к процессу социализации от полного принятия до отрицания этих идей в целом. В частности З. Бауман как представитель польской школы социологии утверждает о неприемлемости определения "социализации" так как не верно утверждение об осознанном формировании индивидуальности, подразумевает большие возможности в условия современного социума для самоопределения индивидуума.

Типичным представителем социализационных взглядов в современной социологии считается Т. Парсонс. Он определяет неизменность социума в условиях которого развивается индивид и выполняет назначенные ему роли и ожидания общества. Именно социализация (наряду с социальным контролем) является тем средством, с помощью которого поддерживается социальное равновесие. Социализация имеет две фазы - социальной адаптации и интериоризации (рис. 1).

По Т. Парсонсу, важными каналами социализации являются семья, школа и молодежная субкультура.

Фазы социализации

Социальная адаптация

Интериоризация

Предусматривает приспособление индивида к социальным условиям существования, ролевым функциям, социальным нормам, которые сложились в обществе или отдельных социальных группах, к которым принадлежит индивид. Данный аспект социализации предоставляет индивиду возможность привлечься, войти в социальное сообщество таким образом, чтобы не выделяться в нем, чтобы быть способным жить так, как живут все. Это происходит, например, через усвоение языка, грамотности, общих форм общения.

Охватывает наиболее значимые для конкретного общества сферы жизнедеятельности - труд, общение, досуг, мораль, религию, политико-правовые нормы.

Предусматривает процесс включения приобретенных норм, ценностей, вообще всего социально-исторического опыта человечества, во внутренний мир личности, в ее сознание, где они обобщаются, трансформируются и в результате превращаются во внутренние правила поведения, способствуют формированию ценностных ориентаций личности как субъекта активной деятельности. Чем больше личность усваивает позитивного человеческого опыта во всех его проявлениях, тем больше она будет социализироваться.

То есть в данном аспекте в отличие от социальной адаптации речь уже не идет об уподоблении субъекта социализации людям, которые окружают его. Субъект социализации рассматривается как активно действующая единица.

Рис. 1. Фазы социализации по Т. Парсонсу

Н. Смелзер является представителем американской школы, он утверждает о принятие опыта и правил поведения при соответствии их социальным ролям. Социализация по его мнению служит для интеракции личности с учетом определенной роли для поддержания общества и его связей с новыми представлениями, несущими схожие взгляды и поведенческие реакции. В основе социализации им выделяются три компонента: ожидания, изменение поведения, стремлением к конформизму. Н. Смелзер подразумевает под социализацией процесс взаимодействия друг на друга объектов с учетом природных и общественных факторов влияющих на сам процесс и результат этих явлений. Таким образом, формируется индивидуальность каждого человека.

Э. Эриксон оказал влияние на познание явлений социолизации своей теорией психосоциального развития. Им предложено выделение на протяжении существования индивидуума восеми универсальных для всего человечества последовательных стадий его психосоциального становления - детские года, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст (или раннее юношество), молодость, средний возраст, зрелость.

Процесс развертывания этих стадий происходит по эпигенетическому принципу: личность развивается постепенно, переход от одной к другой стадии развития предусматривает готовность личности двигаться к дальнейшему росту, расширению социального мировоззрения и радиуса социального взаимодействия. Каждая стадия характеризуется специфическим заданием. В частности в раннем периоде присуще доверие к наблюдаемым явлениям, борьба с чувством отчужденности в игровом периоде, характерно проявление активности с принятием ответственности за возникающие мотивы. Э. Эриксон считает общество активным фактором развития, которое приобщает человека к социальной жизни и ее правилам, обеспечивая социализацию.

Немецкая школа в социализацию привносят идеи стремления, самореализации и самоутверждения против идеи пассивности, когда приспособление носит вторичный характер.

    1. Институты социализации

Институтами социализации является все социальные сообщества, в которых происходит развитие личности (семьи, дошкольные учреждения, учебные заведения, трудовые коллективы, общественные объединения).

Необходимо обратить внимание на объединяющие значение семьи в процессе самостоятельного развития личности. На протяжении жизненного цикла семейный фактор влияет на роли и самовосприятие личности. Именно в семье происходит развитие «Я» и формируется понятие о социальных связях и представлениях об обществе в целом.

Окружение индивидуума на протяжении жизни безусловно и всеобъемлющей любовью помогает переносить тяготы адаптации к социуму. Понятие безусловной любви в семейных отношениях служит основой для формирования гармоничной и целостной личности. В этом процессе необходимы следующие составляющие: личной безопасности и принадлежности и компетентности и самостоятельности.

Благодаря любви родители пытаются выполнять возникающие потребности детей, обеспечивают пределы благоприятной среды. Благоприятные условия в семье позволяют определять социальные ориентиры, служить основой для последовательных действий в выполнении своих потребностей и развития личностного потенциала.

Успешная социализация индивидуума проявляется в формировании адекватных личностных ориентиров, побуждает к адекватным действиям в социуме, выполнении установленных ролей с учетом индивидуальных черт характера.

Социальные взаимодействия не редко приводят к проявлению человеком агрессии. Выделяют враждебную агрессию как самоцель, которая побуждается злостью, и инструментальную агрессию, которая является средством достижения целей.

Существуют основные теоретические концепции агрессии:

- врожденная агрессия (например, инстинкт смерти - по 3. Фрейду);

- естественная реакция человека на фрустрацию;

- результат обучения (воспитание в семье, школе, влияние средств массовой информации).

Необходимо предвидеть агрессивное поведение до его проявления в частности со стороны родителей, побуждать детей к прилежному поведению без применения насилия.

Сила ситуации (социальный контроль) и сила личности (личный контроль) с различной степени являются антагонистами между природной и социальной чертой человека. На этих мотивах основываются персональные и социальные причины агрессии. Совокупность этих факторов оказывает влияние на поведенческие черты и непосредственно личную ответственность за агрессию.

Социализация помогает сформировать подход к выделению уровня выраженности социально-типического в индивидуальной психологии. Она является двусторонним процессом, включающим, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта, а с другой - активное воспроизведение им системы социальных связей посредством деятельности.

Социализация как диалектический целостный процесс развития и саморазвития составляет единство этих двух противоречивых явлений. Активное изменение общества возможно только по правилам установленным в социуме. При этом восприятие общественных правил требует активного личностного участия во многих областях социальной жизни. Личность переносит процесс социализации в социуме, в котором приобретает особую структура и тип.

Механизмы социализации включают в себя подражание, внушение, социальная фасилитация, слухи и многие другие.

Подражание - это воспроизведение индивидом опыта других людей, в частности - их движений, манер, поступков и действий. Подражание играет значительную роль в поведении людей: формируются как простейшие навыки, так и духовные ценности, а именно - идеи, вкусы, манера поведения. Благодаря подражанию накапливаются и сливаются в одно целое достояние предков и их потомков.

Важная роль в детском возрасте отводится подражанию от формы простого воспроизведения действий родителей к осознанному получению чужого опыта.

Внушение (суггестия) - неосознаваемое воспроизведение человеком мыслей, чувств других людей, с которыми он общается, при некритической оценке содержания сообщений. Внушение является важным фактором социализации личности, который осуществляется с помощью вербальных (слова, интонация) и невербальных (жесты, мимика, окружение) средств. Внушение может быть прямым и опосредованным, направленным и стихийным.

По мнению Б.С. Поршнева внушение является результатом баланса между доверием и недоверием. Суггестия тождественна абсолютному доверию к тому содержанию, которое передает коммуникатор. Контрсугестия связана с недоверием к сообщению. Суггестия служит для объединения групп, передачи социального опыта, традиций. Смена устоев и эволюция социальных групп осуществляется за счет механизмов контрсугестии. Доказана индивидуальная склонность индивидуума к внушаемости (подверженности влиянию других личностей) повышенная восприимчивость коррелирует с численностью определенной социальной группы.

Социальная фасилитация (от англ. facilitate - облегчать) представляет собой механизм побуждающего воздействия со стороны личности на других людей для достижения ими более предпочтительных результатов в конце любой деятельности. Проявление явлений социальной фасилитации обусловлено типами поручений, указаний для выполнения индивидуумоми. Участие большого количества людей снижает качество, но увеличивает количественные величины возникающих эффектов.

Социальное ингибирование (от лат. inhibeo - подавление) - сдерживание, которое препятствует приобретению индивидом нового социального опыта и тормозит процесс социализации.

    1. Механизмы социальной регуляции поведения личности

В конце ХХ века Л.И. Божович и А.А. Леонтьев при рассмотрении личности стали активно понятие «поведение». Поведение рассматривает в качестве связующего звена при соприкосновении человека с окружающим миром. Основой для развития и «поведения» являются потребности личности. Основополагающей частью поведения человека в обществе является признак социальной мотивации. Социальное поведение является объединяющей и преобладающей чертой в индивидуальности, оказывая влияние на связанные с нею формы поведения человека. Под социальным поведением понимается общественная активность человека, связанная с другими представителями социума и явлениями природы. Общественные нормы оказывают влияние на поведение человека. Субъектом социального поведения выступает личность и социальная группа.

Социальное поведение направлено на изменение внешних условий для социума и индивидуума. Конечным продуктом служит образование и изменение социальных связей в определенных социальных группах. Наиболее важным фактором в получении желаемой цели в обществе является фактор межличностного взаимодействия (общения).

В структуру социального поведения включают: поведенческий акт, действие, поступок, деяние. Поведенческий акт служит индивидуальным фактом действия, единой единицей. Обособленное значение в общественной жизни играют социальные действия, выполняемые в конкретных условиях с учетом общественно-обусловленных факторов побуждения намерений и отношений.

Социальные действия связаны с установленными в рамках конкретного общества (экономических, социальных, развития духовной жизни) для достижения материальных, социальных и культурных благ. Для выполнения социальных действий важно побудительное влияние «Я» к объекту и субьекту воздействия, внутренней наполненности выполняемых компонентов взаимоотношения соотношением смысла и значения действий, рационального и иррационального, сознательного и бессознательного в их мотивации. Специфика социального действия определяется рядом феноменов: восприятием социального действия ближайшим окружением, ролью этого восприятия в мотивации социального действия, ролью референтной группы, механизмами социального контроля социального действия личности.

Поступок – служит общественно заметным действием основой которого служат причинно следственные связи. Поступок основан на конкретных побуждениях в отличии от импульсивных поступков. Поступки формируют поведение личности с учетом побуждений и целей личности. В поступках находит отражение индивидуальность с проявлением взаимосвязи с внешним миром, собственным характером и темпераментом. Совокупность поступков является составной деяния, в котором реализуется активность, имеет высокую социальную значимость. Ответственность за такую активность несет сам субъект, даже если она выходит за пределы его намерений.

Социальное поведение личности – является многосторонним общественно-психологическим взаимодействием. Определяется множеством компонентов и последовательностями действий. Со стороны общества следует говорить о регуляции с учетом норм организации общества в целом. Значение социальной регуляции на поведение проявляется в формировании, оценки, поддержки, защите и воспроизводстве субъектом необходимых норм, правил.

Субъектами регуляции социального поведения личности выступают общество, малые группы и сама личность. Регуляторами поведения личности является «мир вещей», «мир людей» и «мир идей» - общественные, социально-психологические (внешние) и личностные (внутренние) факторы.

К широкому классу внешних регуляторов социального поведения относят все социальные явления с определением «социальный», «общественный»: общественное производство, общественные отношения, социальные движения, общественное мнение и т. п. В сфере духовной жизни общества регуляторами поведения личности является морально-этические нормы, менталитет, субкультура, идеал, ценности, средства массовой информации, мировоззрение, религия. Общечеловеческими регуляторами поведения также выступают: язык, традиции, ритуалы, привычки, стереотипы, быт, семья.

Узкий объем внешних регуляторов составляют социально-психологические явления: большие социальные группы (этнос, классы, страты, профессии и т.п.); малые социальные группы (общности, коллективы, организация, оппонентский круг и т.п.); групповые явления - социально-психологический климат, коллективные представления, межгрупповые и внутригрупповые отношения, сплоченность, референтность группы, уровень развития коллектива.

К общим социально-психологическим феноменам, регулирующих поведение, относятся: символы, традиции, вкусы, мода, слухи, реклама, стереотипы, коммуникация. Личностными составляющими социально-психологических регуляторов поведения является социальный престиж, позиция, статус, авторитет, социальная желательность, установка.

В большинстве случаев регулирующее влияние на поведение личности оказывают нормы принятые в обществе. Организации в качестве совокупности индивидуумов применяют определенные правила: стандарты, модели, шаблоны, правила, императивы поведения. Эти основные правила служат инструментом для организации определенных коллективов и мотивации к поступкам. Все нормы разделяют на формализованные (зафиксированные в документах, внешне представлены) и неформализованные (не оформлены, однако представлены определенными внутренними предпочтениями).

В целом личность является не только объектом для общественного поведения, но и является регулирующим фактором этих действий. Таким образом индивидуум оказывает влияние на общество и свои действия в социуме. Таким образом, оценка множества факторов влияющих на поведение индивидуума необходимо для целостного понимания личности. Поэтому понимание внутренних факторов, определяющих поведение личности, имеет большое значение.

К внутренним регуляторам поведения относят психические процессы, психические состояния и психические качества личности. С помощью психических процессов личность получает, хранит, воспроизводит и превращает необходимую информацию. В составе психических процессов такие явления влияют на поведение, как внутренняя речь, инсайт, интуиция, суждения, умозаключения, решения задач. К психическим состояниям, которые составляют основные внутренние регуляторы поведения: служат аффекты, депрессия, настроение, тревожность, фрустрация, отчужденность, релаксация. Психические качества личности обеспечивают внутреннюю субъективную регуляцию поведения. Среди социально-психологических качеств регуляторами поведения являются установки, оценки, жизненная позиция, статус, чувство любви, ненависти, страха, стыда. Мотивационная сфера, основой которой являются потребности человека и волевые процессы (желание, стремление, совершения поступков) является завершающим этапом социальной регуляции поведения.

Множественность факторов выполняющих социальную регуляцию поведения указывает на многогранность способов воздействия с различными внешними и внутренними причинами. Суть регуляторов сводится к внешним правилам (нормы, инструкции, образцы); порядок выполнения и восприятия действий; смены ответных реакций. В итоге социальная регуляция служит для изменения активности человека, социальной поддержки и направления. Эти факторы могут вызывать одобрение и служить для развития общества, либо нарушать установленные правила, побуждать к нарушению социального устройства.

Выводы по второй главе.

Вторая глава посвящена рассмотрению вопросов и механизмов социализации. Начальное зарождение «Я-концепции» дало толчок для описания внешних и внутренних механизмов мотивации в жизни человека. Воздействие общества через социальные механизмы требует рассмотрения процесса социализации личности в конкретных общественных группах. На грани между факторами анализа «Я» и «Мы» образуется многогранный комплекс взаимодействий, влияющих на объект изучения.

Описание механизмов взаимодействия с социумом приводит к разделению теорий социального и индивидуального подходов, которые в дальнейшем откладывают глубокий отпечаток на национальные особенности развития и восприятия в межличностных взаимодействиях.

Индивидуализм и коллективизм в культурах различных народов порождают индивидуальные особенности формирования личности в социуме. Во время своего развития личность активно взаимодействует с социальными институтами, участвующими в определении социальных ролей и назначаемых целей.

В работе отдельно рассмотрены процессы социализации личности с учетом различных социальных и культурных факторов. Показывающие описание процессов социализации с определением регуляторов поведения, играющих важную роль в определении социальных целей. Основываясь на изменчивости самой личности и окружающего общества в качестве динамичной и взаимно связанной системы, кроме вопросов социализации приводится описание процесса ресоциализации в качестве адаптивного механизма. Отражается значимость и сложность исчерпывающего описания личности в предмете социальной психологии, разнообразие инструментов психологического анализа для глубокого понимания личностных мотивов, доступных для наблюдения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время существует множество научных направлений, занимающихся анализом и изучением множества проблем индивидуумов. Феномен личности позволяет разрабатывать и реализовывать научный подход с обоснованием индивидуальных особенностей каждого человека. Социальная психология обладает гибкими и эффективными механизмами интерпретации множества факторов, действующих на человека в обществе, избегая взглядов на вопросы с одной точки зрения в основополагающих направлениях. Из психологии берутся психические и биологические индивидуальные особенности личности (темперамент, характер, персональные склонности). Социология обогащает концепцию личности богатством межличностных взаимодействий в обществе, отражая воспитательную, регулирующую и побуждающую роль социума в мотивации деятельности человека и отражении его поведения. Таким образом, социальная психология объединяет и обогащает личностную концепцию, пришедшую к нам из далеких истоков античной философии.

Изучение факторов влияющих на поведение, формирование и раскрытие личности в обществе позволяет разрабатывать и совершенствовать методы, улучшающие социальный климат в обществе, побуждать людей к культурному и профессиональному росту, поддерживать стремления к улучшению общества в целом. Понимание взаимосвязи исторического опыта и развития личности позволяет развивать способы передачи накопленной информации и преемственности поколений, комплексно оценивать личный вклад индивидуумов в коллективный продукт социума, искать пути оптимальных условий для самореализации личностных потенциалов членов общества.

Пришедшая к нам из европейской философской школы концепция личности побуждает считать каждого человека индивидуальным и бесценным в общечеловеческих и культурных категориях. Доминирование этих взглядов в обществе обязывает нас работать на пути совершенствования механизмов самореализации людей. Независимость научных взглядов позволяет более глубоко взглянуть на процесс формирования личности в конкретном обществе, историческом и культурном направлениях, обнаруживать и предупреждать порочные механизмы, способствующие развитию девиантного поведения или доминирования националистических идей. Социальная психология личности позволяет аргументировано обосновывать нежелательные для общества социальные и политические явления, как в рамках единого государства, так и всеобщих межнациональных взглядов в период развивающейся глобализации.

Развивая представления о личности в целом, социальная психология позволяет выделять, анализировать и управлять развитием индивидуального «Я», обеспечивать формирование гармоничного душевного наполнения человека как единицы общества. Изучение процессов социализации дает возможность с научной точки зрения формировать более эффективную социальную среду, обеспечивающую реализацию личностного потенциала, обеспечивать преемственность среди лиц выполняющих схожие социальные роли, облегчать включению в общественные группы новых членов.

Отдельно следует обратить внимание на реализацию концепции личности в обществе во время смены социального строя, культурных взглядов в обществе. Понимание явления ресоциализации помогает облегчить эти тяжелые для общества механизмы, принимать меры для снижения личностной напряженности и более быстрой адаптации людей.

Социальная психология позволяет в своей научной системе полноценно и комплексно понять, оценить и реализовать механизмы индивидуальной мотивации и побуждения, взаимосвязи между людьми в социуме, а также оценить зависимость каждого человека от окружающих его коллективов в целом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Альбуханова-Славская К.А. Личностный аспект проблемы общения // Проблема общения в психологии. - М.: Наука, 2011. – 188 с.
  2. Андреева Г. М. Психология социального познания. - М.: Аспект-Пресс, 2010. - 239 с.
  3. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 378 с.
  4. Андриенко Е.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед.вузив / Е.В. Андриенко. - М.: Просвещение, 2010.- 339 с.
  5. Аронсон Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. - М.: Прайм-Еврознак, 2009. - 558 с.
  6. Белинская Е.П. Социальная психология личности / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект пресс, 2008. – 301 с.
  7. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учебное пособие. М.: ЭКСМО-пресс, 2010. – 410 с.
  8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2008. -352с.
  9. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М.: НОРМА – ИНФРА, 2010. – 624 с.
  10. Келвин С. Холл, Гарднер Линдсей. Теории личности. - Ростов-на Дону: «Феникс», 2009.- 356 с.
  11. Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций. - СПб.: Питер, 2007. - 431 с.
  12. Куликов В.К. Проблемы социальной психологии. - Иваново: Изд-во ИвГУ, 2009. - 74 с.
  13. Куницына В.Н., Казаринова Н.В. Межличностное общение: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2010. - 390 с.
  14. Кэлвин Х., Гарднер Л. Теория личности. М.: ЭКСМО-пресс, 2009. – 312 с.
  15. Леонтьев А.А. Психология общения: учебное пособие для вузов / А.А. Леонтьев.– 3-е изд. – М.: Смысл: Академия, 2005. – 368 с.
  16. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы регуляции поведения. - М.: Наука, 2011. - 373 с.
  17. Майерс Д. Социальная психология: Интенсивный курс: Пер. c англ./ Д. Майерс. - 4-е междунар. изд. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2010. – 344 с.
  18. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды / [Пер. с англ. Л. В. Трубицыной и Д. А. Леонтьева]; под общ. ред. Д. А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2012. – 609 с.
  19. Парыгин Б.Д. Социальная психология / Б.Д. Парыгин. – СПб.: СПбГУП, 2010. – 616 с.
  20. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 448 с.
  21. Социальная психология / Сост. Р.И. Мокшанцев, А.В. Мокшанцева. - М., Новосибирск: ИНФРА-М, 2011. - 408 с.
  22. Социальная психология в современном мире / Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. – М.: Педагогика, 2010. – 335 с.
  23. Социальная психология/ Под ред. проф. А. М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАТА, 2011. - 543 с.
  24. Сухов А.Н. Социальная психология.- М.: Издательский дом «Академия», 2009. – 456 с.
  25. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой. - М.: МГУ, 2011. – 368 с.
  26. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. – М.: Олма-Пресс, 2009. – 657 с.
  27. Хрестоматия по социальной психологии / Кутасова Т.В. – М.: МПА, 2011. – 222 с.
  28. Шибутани Т. Социальная психология. – М.: Наука, 2008. – 324 с.
  29. Шихирев П. Современная социальная психология. - М.: ИП РАН, 2009. – 366 с.
  1. Майерс Д. Социальная психология: Интенсивный курс: Пер. c англ./ Д. Майерс. - 4-е междунар. изд. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2010. – 344 с.

  2. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 224 с.

  3. Белинская Е.П. Социальная психология личности / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект пресс, 2008. – 301 с.

  4. Куликов В.К. Проблемы социальной психологии. - Иваново: Изд-во ИвГУ, 2009. - 74 с.

  5. Аронсон Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. - М.: Прайм-Еврознак, 2009. - 558 с.

  6. Ядов В.А. Социальная идентификация личности. - М., 2005

  7. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности) // Избр. психол. труды. - М., Воронеж, 2006. С. 312

  8. Социальная психология / Сост. Р.И. Мокшанцев, А.В. Мокшанцева. - М., Новосибирск: ИНФРА-М, 2011. - 408 с.