Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Соотношение государства и права

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа посвящена соотношению и взаимодействию государства и права, основным подходам к этой проблеме.

Изучение этой темы является особенно актуальным и значимым, поскольку данная проблема в юридической науке является дискуссионной. Существует несколько основных концепций соотношения государства и права, которые часто противоречат друг другу, но тем не менее отражают определенные грани взаимоотношений между государством и правом. Они и будут рассмотрены в настоящей работе, являются объектом исследования.

Государство и право – это основной элемент политической системы, подразумевающий совокупность официальных органов власти, действующих в масштабе страны или субъекта Федерации. Это есть основная форма консолидации общечеловеческих и национальных, социальных и профессиональных ценностей и интересов его граждан.

Познание природы государства и права означает выявление главного и определяющего в процессе их функционирования и развития, в их социальной ценности и назначении. Это означает понимание государства и права в единстве всех свойств, сторон и форм, которые многообразны и противоречивы, как самостоятельного и целостного социального института. Государство и право необходимо рассматривать в исторической перспективе, как политическую организацию раннеклассового общества, т.е. рассматривать данное свойство в ту эпоху, когда государство и право только возникли и переживали процесс становления.

В частности, чтобы раскрыть природу государства на этапе его существования, функционирования и развития, необходимы дальнейшие теоретические разработки в этом направлении, нужно анализировать государство как политическую организацию, присущую зрелому, сформировавшемуся классовому обществу.

Сложность изучения государства и права обусловлена тем, что государство выступает в качестве многоаспектного феномена. Само понятие «сущность государства» стали широко использовать на предыдущем этапе отечественной теории государства и права. Под сущностью государства подразумевали его классовую природу, то, что государство используется для того, чтобы утвердить власть господствуюшего класса. Сущность государства является одним из самых сложных категориальных вопросов юридической науки, на который невозможно дать однозначный ответ, поскольку здесь сразу необходимо обращать внимание на целый спектр проблем, в частности, речь идет о проблемах понимания понимания государства и права, соотношения между человеком, обществом и государством и др. Необходимо последовательно раскрывать сущность государства, сначала рассматривать его как самостоятельное относительно обособленное политико-правовое явление, а затем и как социально обусловленный сложный комплекс.

Несомненно, что эта сущность не только связана с правом, но и во многом им определяется.

Рассматриваемая нами проблема достаточно хорошо изучена в научной литературе. В частности, она отражена в работах М.И. Абдулаева, В.А. Четвернина, М.Н. Марченко и других теоретиков государства и права. Их труды послужили в качестве теоретической основы исследования.

Главная цель работы – рассмотреть существующие подходы к проблеме соотношения государства и права.

В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:

  • Дать определение понятия «государство».
  • Рассмотреть основные признаки государства.
  • Охарактеризовать в целом проблему соотношения государства и права.
  • Рассмотреть основные подходы к проблеме соотношения государства и права.
  • Изучить проблему воздействия государства на право и права на государство.
  • Сделать выводы по исследованию.

Объект исследования – государство и право.

Предмет исследования – подходы к соотношению государства и права.

В ходе исследования были использованы следующие методы:

- аналитический;

- метод синтеза;

- формально-логический.

Структура работы подчинена цели и задачам исследования. Работа включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

Во введении дается общая характеристика исследования.

Первая глава посвящена понятию государства, его признакам, общей характеристике проблемы соотношения государства и права.

Во второй главе рассматриваются различные подходы к соотношению государства и права.

В заключении представлены выводы по исследованию.

1. О понятии «государство». Соотношение государства и права

1.1. Государство и его основные функциональные признаки

Поскольку государство представляет собой и продукт общества, и его организованную форму, сложный социальный организм, то возможно говорить об иных аспектах исследования его сущности, при этом следует учитывать названные характеристики.

Для общества жизненно важным является то, чтобы государственная власть сохраняла силу и стабильность, чтобы она могла служить для обеспечения социального равновесия, баланса социально-классовых сил, создания условий для дальнейшего развития гражданских институтов и общества в целом.

Следует сказать о наиболее ярком проявлении природы государства как политической организации, если сопоставить его с гражданским обществом. Понятие «гражданское общество» является одним из основных в теоретическом наследии классиков государственно-правовой мысли, на протяжении долгого времени оно было забыто в отечественной юридической науке, его практически свели к понятию «производственные отношения».

Государство и гражданское общество предстают в качестве единства формы и содержания, в котором форму представляет политическое государство, а содержание - гражданское общество.

Также важной характеристикой государства является то, что государство – это особая структурная организация.

Если рассматривать государство как особую организацию политической власти, как структурную и территориальную организацию, здесь важность представляют также и другие специфические черты государства, коренным образом отличающие государство от иных элементов политической системы общества. Среди них важнейшие:

  • монополия на принудительную власть в отношении населения. Другие общественные организации не имеют права применять силу, если отсутствует санкция государства;
  • суверенитет государственной власти, т.е. государственная власть является верховной и независимой от любой иной власти, она имеет раво и возможности на осуществление внутренней и внешней политики от имени всего общества внутри и вне страны;
  • издание законов и правил, которые являются обязательными для всего населения, для всех граждан данного государства;
  • взимание налогов и сборов с населения данной территории, чтобы содержать государственный аппарат, формировать общенациональный бюджет.

Являясь на протяжении всей истории человечества основным явлением и понятием политической жизни, политической теории и практики разных стран, государство в качестве института или организации всегда сохраняло отличия от иных, как догосударственных, так и негосударственных институтов и организаций за счет своих специфических признаков. Их выявление и изучение позволяет более глубоко и многоаспектно изучить не только прошлое, но и настоящее нашей страны и других стран.

Прежде всего, здесь речь идет о наличии у государства публичной (политической) власти. Власть как система отношений подчинения одних людей другим существовала и в догосударственном обществе, однако она представляла собой непосредственно общественную власть, её источником являлось соответствующее общество (род, племя и т.д.), само общество её использовало и обеспечивало. Властные функции по управлению делами рода, племени или союза племен осуществлялись в рамках первобытно-общинного строя, их выполняли не выделяющиеся из общества и не ставящие себя над ним люди, а самые занятые производительным трудом взрослые члены данного общества.

Принципиальными отличительными характеристиками публичной государственной власти являются:

  • она представляет собой публичную (политическую) власть, поскольку она сохраняет свою оторванность от общества, она стоит выше общества, но вместе с тем, представляет общественные интересы, выступает от имени общества;
  • воплощение публичной государственной власти реально осуществляется в профессиональном слое управленцев (чиновников), которые находятся на государственной службе, выполняют властные и управленческие функции. Они не занимаются производством как материальных, так и духовных благ, а только лишь управляют. Должно они получают посредством избрания, назначения, наследования или замещения;
  • государственную власть осуществляют государственные органы, которые используют для этого ресурсы экономического, организационного и иного характера;
  • государственная власть реализуется за счет авторитета, политического и правового сознания населения, управленческих технологий, конечном счете, государственного принуждения.

Наличие аппарата принуждения – это один из базовых государственных признаков. Он включает в себя особые отряды вооруженных людей, представленные армией, полицией, разведкой, контрразведкой, различного рода принудительными учреждениями.

Неразрывная связь, взаимозависимость и взаимодействие государства и права. Можно говорить об объединении в государстве и праве социальной среды, территории, экономической основы и политической природы, социального назначения, одинакового нравственно-духовное содержания. Эта взаимосвязь проявляется как на генетическом и сущностном уровнях, так и в системно-структурном и деятельном аспектах.

Взаимозависимость государства и права означает то, что друг без друга их существование невозможно. Даже тоталитарные, диктаторские государства вынуждены заниматься упорядочиванием общественных отношений посредством права, установлением определенного правопорядка, использованием правовой формы, чтобы осуществлять личное, групповое или классовое насилие.

Взаимодействие этих явлений является многогранным и постоянным.

Государство принимает активное участие в правотворческой деятельности, занимается объективацией волеизъявления народа или его большинства в правовых актах, осуществлением правоприменительной деятельности, в необходимых случаях обеспечением реализации права посредством государственного принуждения.

Право выполняет функцию юридического оформления государства, закрепления системы государственных органов, их компетенции, устанавлением предела осуществления власти государства, обеспечения права и свободы граждан, т.е. придания государству и его деятельности легитимного характера.

Государственный суверенитет – это политико-правовой признак государства, выражающий верховенство государственной власти внутри страны и независимость ее на международной арене.

Верховенство государственной власти внутри страны обозначает, что:

  • её властная сила универсальна и относится ко всему населению, всем организациям и учреждениям, политическим партиям и общественным объединениям;
  • её властные полномочия уникальны, благодаря чему у органов государственной власти могут отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон;
  • государственная власть обладает такими средствами воздействия, которых нет ни у какой другой власти.

Среди основных признаков государства выделим так же разделение населения по территориальным единицам. Государство обладает строго локализованной территорией, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, становится подданными (монархия) или гражданами (республика) государства.

Государство защищает граждан государства, проживающих на его территории и вне ее, а также защищает и саму территорию государства. Принципы целостности и неприкосновенности территории означают, что её нельзя насильственно расчленить или захватить, отторгнуть её часть. Подобные акты, кто бы ни являлся их источником, возможно квалифицировать в качестве актов прямой агрессии. Каждое государство имеет право и обязано защищать свою территорию и своих граждан, которые проживают на его территории.

С территориальной организацией населения связано не только появление государства, но начало формирования отдельных стран. А потому с этих позиций возможно говорить о совпадении понятий «государство» и «страна».

Основной признак государства – это также займы и налоги. Государство само по себе не производит материальные блага, соответственно, чтобы содержать государственный аппарат и поддерживать социальные функции, государством устанавливаются налоги, подати, пошлины и иные денежные сборы.

Первоначально они служили для содержания армии, полиции и других принудительных органов, а также государственного аппарата. Позднее их стали использовать для реализации осуществляемых государством образовательных, медицинских, культурных, воспитательных и иных программ.

Вся история развития государства связана с особенно важным значением для него налогов. Они всегда выступали в качестве важного источника пополнения казны. Под налогами обычно понимаются обязательные платежи, которые государство устанавливает и взимает с граждан и юридических лиц.

Те установления, которые имеют отношение к видам и порядку взимания налогов, находили свое отражение в законах и иных нормативно-правовых актах. Такое закрепление сохраняется и в настоящее время. В большинстве современных государств имеет место целая серия законов, которая в целом составляет налоговое право. Уплату налогов нередко возможно рассматривать в качестве конституционного долга или конституционной обязанности граждан.

Кроме названных основных признаков каждое государство имеет свои символы, памятные даты, атрибуты. Каждое государство обладает своим гимном, флагом, установившимися правилами официального поведения, традициями, формами обращения людей друг к другу и приветствиями. Они, как правило, кратки, экспрессивны и легко произносимы. Вместе с присущими каждому государству основными признаками они дают возможность проведения достаточно четкой грани между государственной организацией, с одной стороны, и догосударственной и негосударственной организациями – с другой.

В современных развитых странах государство постепенно начинает выступать в качестве механизма преодоления общественных противоречий не путем насилия и подавления, а за счет того, что достигается общественный компромисс. Само существование государства в наше время связанно не столько с классами и классовой борьбой, сколько с потребностями и интересами общесоциального характера, что является основой разумного сотрудничества различных, в том числе противоречивых, сил.

.В. Лейбниц ввел в науку само понятие функции, произошло это на рубеже XVII–XVIII вв. Это понятие преимущественно употреблялось в математической науке, поскольку оно являлось выражением зависимости одной переменной величины от другой, т. е. той зависимости, когда в случае изменения одной величины другая величина также подвергается определенным изменениям. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона дает характеристику понятия функции именно в математическом аспекте. Однако в середине XIX в. некоторые ученые стали говорить о функциях в социологическом аспекте, а в начале XX в. – и в государственно-правовом.

Научная литература наполнена разного рода дискуссиями и противоречиями относительно определения понятия функции государства.

Это разночтения вызваны тем, что понятие функции государства в значительной мере поясняется такими процессами, как расширение, углубление и усиление методологической базы теории государства на такой основе, как все большее использование частных методов исследования.

Если мы будем говорить о советском периоде, то здесь мы сталкиваемся с идеологизацией исследования функции государства. Но именно этот этап ознаменовался дискуссиями относительно проблем функций государства, результат которых был представлен выработкой основных понятий функции государства, их классификацией, а также форм и методов.

Имеющиеся определения функций государства дают возможность выделения нескольких основополагающих подходов.

1 Деятельный. Функции государства являются основными направлениями (сторонами, видами) деятельности государства (эта позиция разделялась М.И. Байтиным, Л.И. Загайновым, Г.Н. Мановым, Т.Н. Радько, Н.В. Черноголовкиным, В.Е. Чиркиным и др.). В «дореволюционном» правоведении вопрос относительно государственной деятельности, его сущности и социальном назначении решался через исследование задач и целей государства. На сегодняшний день большинством исследователей под функциями государства понимаются основные (главные) направления (стороны) деятельности государства, которые являются выражением его практической деятельности, обладающей предметно-политическим и социальным характером, социальным направлением деятельности внутри или вне государства.

Согласно позиции М.И. Пискотина, функции государства невозможно свести к его сущности и задачам. Они выступают в качестве конкретных проявлений сущности государства, направлений его деятельности по осуществлению стоящих перед ним задач, по выполнению его социального назначения.

2 Предметно-политический. Функции государства являются предметом и содержанием деятельности государства, а также обеспечивающими ее средствами и способами, т. е. механизмами (А.Б. Венгеров, И.Н. Гомеров, А.И. Денисов, Л.А. Морозова, В.С. Петров и др.).

В научной литературе предпринимались попытки формулировки предложений относительно иного взгляда на природу и сущность этого сложного и многогранного явления. Например, А.И. Денисовым было предложено рассматривать функции государства в аспекте его предметно-политической характеристики. В.С. Петров говорил преимущественно о содержании деятельности государства в определенных направлениях. И.С. Самощенко – о его социальном назначении внутри и вне страны. Л.А. Морозова определяет функции государства в качестве особого механизма государственного воздействия на общественные отношения и процессы, охватывающего основные направления его деятельности по общественному управлению.

3 Социально-телеологический. Функции государства являются его целями и социальным назначением (А.П. Глебов, Л.И. Каск, Л.В. Николаева, И.С. Самощенко и др.).

4 Интегративный. Функции государства являются базовыми направлениями его деятельности, а также целями, методами, формами и средствами ее осуществления (В.К. Бабаев, С.В. Бабаев, В.М. Корельский, В.М. Сырых и др.).

5 Нормативно-телеологический. Функции государства являются легализованным выражением целей и основных дел государства (Ю.А. Тихомиров).

Ю.А. Тихомировым определяются функции государства в качестве социально полезной деятельности государства, цели и основные дела которого определены в таких документах, как конституции, законы, послания президента, концепции развития отдельных сфер общества.

6 Властный. Профессором С.Г. Дробязко было предложено определений функции государства, исходя из динамической (функциональной) стороны государства – государственная власть. Функции государства являются главными и основными способами осуществления государственной власти.

Представляется наиболее верным предметно-политический подход к определению понятия функций государства.

Функции государства можно классифицировать по нескольким основаниям:

1) по объектам государственного воздействия;

2) по сферам деятельности государства

3) по продолжительности;

4) по степени общности.

Также функции государства можно разделить на внешние и внутренние.

Среди внутренних функций государства принято выделять функции основные и неосновные.

Как основные определяются те функции, которые могут осуществляться только государством. А именно, речь идет об обеспечении порядка в обществе, обеспечении таких элементов, как порядок, безопасность, права и свободы граждан, также здесь следует сказать об осуществлении борьбы с преступностью, учете и регистрации населения, предотвращении разного рода катастроф, принятии мер для того, чтобы ликвидировать последствия стихийных бедствий.

К числу основных также относится функция установления и охраны правил жизни в социуме, а именно, это правила, имеющие экономический, политический, социальный характер (эти правила фиксируются в гражданском, трудовом и иных типах законодательства).

Традиционные функции выполняются не всеми государствами. Они являются неодинаковыми, каждое государство обладает собственными исторически сложившимися функциями.

В правовой литературе под формами осуществления функций государства понимаются: во-первых, деятельность основных звеньев механизма государства, специфические виды государственной деятельности в отличие от деятельности негосударственных организаций; во-вторых, однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции. Соответственно, можно говорить о различии правовых и неправовых форм реализации функций государства.

Реализация государственных функций осуществляется посредством конкретных действий, которые совершают субъекты власти. Внешнее практическое выражение деятельности по реализации функций государства в конкретных условиях называется формами осуществления государственной власти. В теории государства и права осуществляется выделение правовых и организационных форм реализации функций государства.

Правовые формы являются деятельностью, связанной с тем, что совершаются юридически значимые действия в строго определенном законом порядке. Здесь следует сказать о существовании различных классификаций правовых форм реализации государственной власти. Эти формы делятся на такие аспекты:

Правотворческая деятельность;

исполнительная (управленческая) деятельность;

судебная деятельность.

Основой данной классификации выступает, конечно же, принцип разделения властей.

Наряду с правовыми осуществляется широкое использование разного рода организационных форм, которые иногда определяют как неправовые формы государственной деятельности.

Важно понимать, что речь идет о деятельности, которая не требует полного и строгого юридического оформления. Она не связана с совершением юридически значимых действий (последние не порождают правовые последствия). Организационные действия не нуждаются в том, чтобы издавались специальные юридические акты, все проводится в порядке текущей, прежде всего управленческой, деятельности. Однако организационная деятельность осуществляется в рамках действующего законодательства, а право здесь регламентирует лишь общую процедуру совершения действий.

Организационные формы деятельности государственных органов по осуществлению функций государства могут быть:

- организационно-регламентирующими;

- организационно-хозяйственными;

- организационно-идеологическими.

1.2. О проблеме соотношения государства и права

Достаточно четко проблема соотношения государства и права была поставлена выдающимся немецким юристом XIX в. Р. Иерингом. «Кто желает точно определить отношение между правом и властью, тот должен и то и другое называть властью и различать их прилагательным правовая и неправовая».

Вместе с тем, многим крупными учеными-юристами (В.С. Петров, Л.С. Явич) было высказано мнение о том, что государство и право представляют собой однопорядковые, взаимосвязанные явления. Как отмечал Имре Сабо, диалектика взаимосвязи государства и права помогает исключить верховенство государства над правом и наоборот.

По мнению Р.З. Лившица, соотношение права и государства невозможно охарактеризовать с помощью приоритета государства или права. Их соотношение носит неоднозначный характер. Как он полагает, если мы рассматриваем право в качестве нормативно закрепленной справедливости, то оно является вторичным по отношению к государству, поскольку источником нормативного регулирования является государство. Но поскольку не любая норма, которая исходит от государства, является правом, а нормы, устанавливаемые государством, могут быть не только справедливыми, то по содержанию право является первичным по отношению к государству. Право не придумывается государством, оно служит для закрепления сложившихся в обществе представлений о справедливости.

В процессе анализа проблемы соотношения между государством и правом, исследователь В.А. Четвернин отмечает, что являются возможными две точки зрения на проблему соотношения права и государства. Если полагать, что право предшествует закону, то это означает, что нет зависимости правового качества нормы от официального признания закона, и данная норма рассматривается как правовая, если регулирует отношения по принципу формального равенства. Т.е. можно утверждать, что для признания нормы правом не обязательно необходимо её законодательное закрепление.

Таким образом, существует много разных подходов к взаимодействию между государством и правом. Это обусловлено сложностью и многоаспектностью проблемы соотношения государства.

2. Основные подходы к проблеме соотношения государства и права

2.1. Этатистский подход

В юридической науке проблема соотношения государства и права является достаточно дискуссионной и фундаментальной. Вместе с тем, можно говорить и о недостаточной разработанности данной проблемы в юридической науке. Вместе с тем вопрос о том, каковы взаимоотношения между государством и правом, обладает как теоретическим, так и практическим значением.

В целом, в юридической науке представлено несколько точек зрения на вопрос об отношении государства и права. Если рассматривать общо, то здесь возможно выделение двух основных противоположных теоретических позиций по данной проблеме.

Одна из них связана с утверждением примата государства над правом, а другая, наоборот, с провозглашением главенства права над государством. Кроме того, есть и ещё две позиции. Представители одной полагают, что между правом и государством нет связи, тогда как другие считают, что между этими институтами есть равнозначная взаимосвязь.

Сейчас мы обратимся к рассмотрению этатистского подхода.

Согласно этатистской концепции, государство обладает более высоким и важным положением относительно права, государство – это источник права, право выступает как инструмент государственной политики. Как полагают представители философии этатизма, государство для блага своих граждан имеет право вмешиваться во все сферы общественной жизни, в том числе и речь идет о частной жизни граждан. Государство занимается организацией всей экономики – от такого аспекта, как управление производством и до распределения людей по сферам приложения труда, государство обязательно должно бороться с такими пороками, как лень и расточительность, следить за вступлением людей в брак, деторождением. Государство также устраивает церкви, управляет системой образования и т.д. То есть, государством оказывается активное и даже тотальное вторжение во все сферы общественной жизни.

Сторонники этатистского подхода считают, что все сферы приватного, которые непосредственно не входят в сферу публичной власти, являются феноменами низшего (относительно государства) порядка. Ни одна из них не выступает как носитель политического единства.

А значит, государство должно с ними бороться, укрощать их, придавать им политическую целостность.

Для того, чтобы справиться с подобной задачей, оно обязано думать о сохранении своей мощи. Именно это и определяет специфику главного интереса государства.

Как гласит данная теория, государство является предшественником права, источником его рождения. Этот подход предполагает, что право – это совокупность норм (веления, установления, приказы государства), благодаря которым государственная власть может осуществлять функцию руководства обществом. Основанием права выступает государственная власть, которая опирается на силу и принуждение.

Очевидно, что жизнь современного общества невозможно представить без права. Существует объективная потребность в защите государством социальных прав граждан, в том, чтобы оно поощряло развитие культуры, образования и т.п. В то же время должны быть объективные пределы такого вмешательства. Данное обстоятельство как раз не учитывают теоретики этатизма.

Рассматриваемый подход был достаточно распространен в отечественной юридической науке. На протяжении длительного периода времени считалось, что право зависит от государства, находится в подчиненном положении. Оно выступает в качестве средства принуждения для достижения государством своих целей. Политическая практика являлась основой этого подхода, поскольку она видела в праве своего рода придаток государства.

Такой взгляд на проблему взаимоотношения государства и права выводит государство и его институты за пределы зоны правового влияния. То есть, если государство является источником права, то государство не может быть связано этим правом. При таком подходе проблема правомерности государственной власти полностью исключена. Именно по этой причине, этатизм, который был широко распространен в Германии и России, способствовал тому, чтобы в этих странах сформировались тоталитарные системы.

Вместе с тем, следует понимать, что этатизм не является тождественным тоталитаризму – последний представляет собой крайнее проявление этатизма соотношения между правом и государством.

Истоки идеи этатизма следует искать в эпохе абсолютизма. Первоначально их обосновал Х. Вольф, а затем их развитием занимался Фихте.

В качестве одного из основоположников этатизма выступает английский философ-материалист Томас Гоббс (1588-1679 гг.). В знаменитом «Левиафане» (1651 г.) он, исходя из посылки, что государство - «искусственное тело», и симпатизируя монархии, стремился теоретически обосновать и оправдать власть монарха, не ограничиваемую правом.

Сама идея политической справедливости и принципы политической справедливости отождествлялись Гоббсом с гражданским миром и гражданскими добродетелями, воспринимающимися как высшее благо.

Т. Гоббс полагал, что государство является не божественным установлением, а «искусственным телом», созданным людьми.

Также следует рассмотреть, каким образом Гоббс решал проблему соотношения естественного права и положительного права.

Как полагал мыслитель, государство возможно сравнить с живым организмом, который болеет и умирает. Люди – это материал, творцы и распорядители государства. Именно ими государство как создается, так и губится, если люди используют неправильные принципы. Причины гибели государства могут быть различными. Первая причина гибели государств — недостаточность абсолютной власти. Вторая причина — распространение вредных для государства учений. Здесь важно отметить, что главной задачей суверена является достижение блага подданных. «Под благом (salus) же следует понимать не только просто сохранение жизни, какой бы она ни была, но, насколько это возможно, счастливой жизни».

Гоббс блага разделяет на четыре категории: «первая — защита от внешних врагов, вторая — сохранение внутреннего мира, третья — обогащение в пределах, не угрожающих общественной безопасности, четвертая — свобода, не причиняющая вреда другим». Философия права Гоббса частью входит в моральную философию, где рассматриваются естественные законы, частью в философию государства, где анализируются гражданские позитивные законы. При этом естественные и гражданские законы нераздельно связаны между собой. Издание законов представляет собой исключительную и важнейшую функцию суверена. Закон есть приказ суверена, который обращён к подданным и предполагает наказание за его нарушение. Позитивные законы — это те правила, «которые государство устно, письменно или при помощи других достаточно ясных знаков своей воли предписало ему, дабы он пользовался ими для различения между правильным и неправильным, т.е. между тем, что согласуется, и тем, что не согласуется с правилом».

Естественный закон в государственном организованном обществе также существует. Позитивный закон не может в полной мере урегулировать все общественные отношения и тяжбы. Соответственно, если позитивный закон бессилен, граждане должны обращаться к здравому разуму, а именно, к естественному закону. Тем не менее, окончательное решение все равно принимает суверен, вернее, судья, который им же назначается.

Немецкий ученый Рудольф Иеринг (1818-1892 гг.) утверждал, что государство представляет собой единственный источник права, то самоограничение государства правом имеет в своей основе разумно понятый интерес государства и в любой момент, когда государство сочтет необходимым, оно может не считать с уже созданным правом.

Теории этатизма были широко распространены в конце 19 века. Многими правоведами право рассматривалось в качестве эманации государственной власти. Достаточно ярко идея верховенства государства над правом представлена в теории насилия. Как отмечал социолог и юрист Людвиг Гумилович (1838-1909 гг.) представитель социального дарвинизма, государство является организацией господства, которая направлена на то, чтобы сохранять правовой порядок. Право является целью государства и зависит от государства.

Данная концепция также представлена в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Модернизированный нормативистско-этатистский подход был характерен для взглядов, В.В. Лазарева, О.Э. Лейста, А.Ф. Черданцева, В.Е. Гулиева, М.И. Байтина. В частности, М.И. Байтин считал, что «право выражает государственную волю общества».

В последнее время этатистская точка зрения была критически переосмыслена юристами-теоретиками. Так, исследователь В.К. Самигуллин пишет: «Если развивать идею, согласно которой государство выше права, что соответствует взглядам не только юристов-практиков, но и части юристов-теоретиков, то, в конечном счете, легко прийти не только к соглашательству с любыми действиями государственной власти, но и к оправданию всякого произвола с ее стороны. А это уже не связано с правом, расходится с гуманистическими и демократическими представлениями, с общечеловеческими ценностями. Следовательно, такой подход следует признать неприемлемым».

В.Н. Пристенский также выступает за «смену этатистского подхода к праву - на антропологический, как на официальном уровне, так и в сфере общественного сознания».

2.2. Либеральный подход

Либеральный подход является полной противоположностью этатизма. Здесь осуществляется провозглашение примата права над государством. Согласно либеральному подходу к проблеме соотношения права и государства, формирование идеи права происходит на базе идеи изначально свободной личности. Соответственно, право не является принуждением, внешней относительно индивида нормой, а представляет собой осознанную, ценностно признанную, воплотившуюся свободу индивида, внутренне присущую ему от рождения. При таком понимании право обладает не принудительным, а эмансипирующим (от лат. emancipatio -- освобождение) характером, связанным с освобождением от зависимости, угнетения, отменой ограничений. Государство здесь является организацией публичной власти, «производной от объективных социально-экономических и культурно-духовных отношений в обществе, от гражданского общества, от отношений свободного эквивалентного обмена, в которые вступают формально равные, независимые друг от друга индивиды. Речь идет об организации власти, вырастающей над гражданским обществом и согласно своему естественноисторическому назначению обслуживающая потребности саморазвивающегося гражданского общества и так или иначе она является ему подконтрольной».

Как вполне завершенная теория верховенства права оформилась во второй половине 19 века. Однако уже античными мыслителями высказывалась мысль о том, что спасение государства заключается в главенстве права и закона. И. Кантом право определялось в качестве «совокупности условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы.

Таким образом, категорический   императив один, однако его выражают различные формулы. Особенно важны следующие три формулы, которые также называются практическими принципами категорического императива.

Согласно первому принципу, индивидуальная максима должна согласовываться с всеобщим законодательством: «Поступай только согласно такой максиме, относительно которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом». То есть, Кант выделяет универсальность как фундаментальную характеристику нравственности. Человек поступает определенным образом по отношению к другому человеку, а значит и предполагает, что этот человек будет поступать также по отношению к нему.

Благодаря второму практическому принципу действие категорического императива в определенной степени ограничивается. Для Канта человек является единственной целью, соответственно, второй принцип звучит следующим образом: «Поступай так, чтобы ты всегда использовал человечество  и  в своем лице,  и  в лице всякого другого человека также как цель, но никогда - только как средство». Из этого принципа следует, что моральный поступок всегда должен быть ориентирован на человека, безотносительно к каким-либо внешним обстоятельствам или характеристикам.

Благодаря третьему практическому принципу задается характер категорического  веления  и  статус законодательствующей воли. Нравственная воля проявляет себя не только как законодательствующая воля, но  и  как воля, подчиняющаяся закону. Согласно Канту, воля «должна быть не просто подчинена закону, а подчинена ему так, чтобы она рассматривалась также как самой себе законодательствующая  и  именно лишь поэтому как подчиненная закону (творцом которого она может считать самое себя)».

Идея связанности государства правом была выдвинута Еллинеком и в последующем её развивали Л. Дюга, российские юристы, в частности, речь идет о П.А. Кистяковском, Н.И. Палиенко, Н.С. Алексееве, Н.М. Коркунове, П.И. Новгородцеве, и других специалистах.

В западной юридической науке проблема связанности государства правом превратилась в концепцию верховенства права. Современным конституционным законодательством данный принцип возведен в ранг конституционного – это одна из важнейших основ конституционного строя. В современной отечественной литературе исследование связанности государства правом осуществляется в аспекте проблемы правового государства. И в последние годы происходит её активное утверждение в общественном сознании.

2.3. Нормативистский подход

Существует также и третий подход к вопросу о соотношении между государством и правом. Его основой является идея о том, что право полностью оторвано от государства.

В качестве основы такого подхода выступают труды австрийского ученого Г. Кельзена, после аннексии Австрии фашистской Германией эмигрировавшего в США и работавшего там в различных университетах и исследовательских центрах. Г. Кельзен, развивая нормативистскую концепцию права, в учении о «чистой теории права» рассматривает феноменологию права и исследует право как норм, суждение, но совершенно замалчивает связь права с государством. О праве он высказывает следующие идеи.

Деля мир на не связанные между собой «мир сущего» и «мир должного», он располагает право в «мире должного». Согласно его учению, право ничем не детерминировано. Оно существует само по себе. В тех случаях, когда же рассматриваются вопросы государственности, Г. Кельзен оценивает государство как воплощение правопорядка: государство, по его мнении, - сама система позитивного права.

Конечно же, нахождение решения вопроса о том, как соотносятся государство и право, достаточно сложно отыскать, особенно если абсолютизировать ту или иную сторону.

Если мы примем идею о том, что право стоит выше государства, или теорию, по которой между правом и государством нет связи, то здесь следует сделать следующие выводы: в первую очередь, право исторически предшествует образованию государства; во-вторых, в общественном сознании и общественном бытии, в поведении людей право может существовать вне связи с юридическими нормами, правотворческой деятельностью, где решающую роль выполняет государство; в-третьих, авторитет права столь значителен, что оно строго соблюдается государственной властью.

Тем не менее, анализ показывает, что нет неопровержимых доказательств в пользу того, что эти выводы верны. Идея о том, что право первично, вряд ли соответствует действительности.

2.4. Дуалистический подход

Чтобы избежать крайности в суждениях относительно соотношения между государством и правом, появился так называемый дуалистический подход, в соответствии с которым нет однозначной причинно-следственной связи между государством и правом. Данная связь носит более сложный характер, здесь можно говорить о двусторонней зависимости, иными словами, существование государства и права друг без друга невозможно, они нерасторжимы.

Представляя собой надстроечные явления, государство и право обладают единой социально-экономической основой, их развитие невозможно друг без друга. Однако между государством и правом есть различия в плане структуры, способов функционирования и т.д.

2.5. О воздействии государства на право и права на государство

Государство представляет собой непосредственный фактор, который создает правовые установления и выступает в качестве главной силы их осуществления. Государственная власть обладает конструктивным значением для самого бытия права, являющегося особым институциональным образованием. Можно говорить о присутствии её в праве и её проникновении в суть права.

Государство выполняет функцию опеки права, а правовой потенциал используется государством для того, чтобы достигать целей государственной политики. В то же время влияние государства на право не должно абсолютизироваться или рассматриваться в аспекте этатистских воззрений, которые признают право в качестве исключительно инструмента (средства) государства, его признака или атрибута. Не только у государства, но и права есть относительная самостоятельность, собственные, внутренне присущие ему закономерности формирования и функционирования, из чего следует, что право обладает по отношению к государству самостоятельным значением. Если и допустимо рассматривать право как инструмент государства, то лишь условно, понимая при этом, что и государство в такой же степени представляет собой инструмент по отношению к праву.

Наиболее ощутимым воздействие государства на право является в сфере правотворчества и правореализации. Формирование права осуществляется при непременном участии государства. Однако государством право не столько формируется, сколько завершается правообразовательный процесс, благодаря чему право обретает определенные юридические формы (нормативный юридический акт, судебный или административный прецедент и др.).

В этом смысле государство не выступает в качестве его (права) начальной, глубинной причины. Государством право создается на институциональном уровне. Причины же появления права заложены в таких аспектах, как материальный способ производства, характер экономического развития общества, его культура, исторические традиции народа и т.д. Если мы будем недооценивать данное положение, то это приведет нас к тому, что мы государственную деятельность будем рассматривать в качестве единственного и определяющего источника права. Именно в этом и заключался основной порок юридического позитивизма. Государство рассматривалось как учредитель права, позитивисты считали, что государство является творцом права.

Однако также нельзя согласиться и с теорией, согласно которой право образуется изолированно от государства. Вне и помимо конструктивной деятельности государства право как институциональное образование существовать не может. Вместе с тем роль государства в правообразовательном процессе носит довольно специфический характер. Действительно государство оказывает вмешательство в правообразовательный процесс только на определенных этапах. В целом, творческая роль государства в отношении образования права имеет следующее содержание.

В осуществлении правотворческой деятельности. Государство в соответствии с познанными законами общественного развития, закономерностями стихийного правогенеза определяет потребность в юридической регламентации тех или иных отношений (деятельности), занимается определением наиболее рациональной юридической формы (закон, акт исполнительной власти и др.) и учреждением общих норм, придавая им авторитетом государственной власти формально-юридический, всеобщий характер. Здесь можно говорить о том, что государством устанавливаются правовые нормы.

В санкционировании государством норм, не имеющих прямого государственного характера. В некоторых правовых системах такой способ производства права преобладает. Так, образование мусульманского права характеризовалось как раз тем, что государством санкционировались в основном нормы, выработанные мусульманской доктриной. В истории права есть случаи, когда положения, выработанные правовой доктриной, государство начинает считать общеобязательными.

В признании юридически обязательными регуляторами поведения фактически сформировавшихся и существующих отношений и связей (соответствующих им видов деятельности), вследствие чего эти связи и отношения получают юридическое значение. Таким образом осуществляется формирование так называемого обычного и прецедентного права, признание в качестве общих норм нормативных договоров.

Что касается развития системы права, то здесь истинную роль coвременного государства (имеющего правовой характер) невозможно свести в данной сфере к генерации определенного количества нормативно-юридических актов. Задача государства заключается в том, чтобы: во-первых, в обеспечении приоритетной роли закона; во-вторых, в способствовании развитию иных источников права - нормативного договора, обычного права; в-третьих, в придании праву системного характера, обеспечении взаимосоотношения нормативных актов как между собой, так и применительно к другим формам выражения правовых норм; в-четвертых, государство в определенной мере осуществляет функцию «управления» правом: а) здесь речь идет о придании праву запретительного или дозволительного характера; б) дозировании «присутствия» права в публично-правовой и частно-правовой сферах.

Государством, таким образом, обеспечивается развитие всей темы правовых источников. Опираясь на социально-экономические потребности, политическую ситуацию в обществе, государство в значительной мере влияет на выбор типов, методов правового регулирования, государственно-юридических средств обеспечения правомерного поведения. Здесь можно говорить об управлении государством правовой средой общестства; обеспечении ее обновления соответственно духу времен. Достаточно значима представляется роль государства в обеспечении правовой реализации. Исторический опыт показывает, что вне и помимо государства использовать его ресурсы, осуществлять правовые установления было бы невозможно. Функция государства как раз и проявляется в том, что посредством своей деятельности создает четкие, организационные, юридические предпосылки для того, чтобы граждане и организации использовали предоставленные им возможности для удовлетворения самых разных интересов и потребностей.

Активность государства является необходимым условием утверждения правовых начал в жизни общества. Государство обязано проявлять это активнее, иначе оно не соответствует своему предназначению, вследствие чего государственная власть уже не обладает легитимным характером. Государство занимается обеспечением охраны права и господства правовых отношений. Государственное принуждение выступает в качестве существующей гарантии, сама угроза государственного принуждения охраняет право. Тем самым происходит обеспечение правопорядка, создания режима наибольшего благоприятствования для того, чтобы социальные объекты выполняли конструктивные действия.

Наконец, государством оказывается мощная идеологическая поддержка праву, посредством чего право становится официальной идеологией. Тем самым государство способствует тому, что право воспринимается в индивидуальном и массовом правосознании, что оказывает положительное влияние на правовой менталитет общества.

Государство, следовательно, способствует тому, что право распространяется в социальном пространстве, оно обязывает участников общественных отношений действовать согласно праву, исключать противоправные подходы в достижении общественно значимых результатов.

Конечно же, есть пределы государственного воздействия на право. И прежде всего это связано с правовым потенциалом, возможностями государства, его структур обеспечить действие права в данных социально-экономических и политических условиях. Здесь речь идет о недопущении переоценки возможностей государства, поскольку при таком подходе правовые средства идеализируются, а социальная ценность права снижается.

Также государством право не может использоваться в противоречии с его истинным назначением. Здесь важность представляет научно обоснованная, эффективная юридическая политика государства, которая дает возможность наиболее рационального и в интересах общества использования правового инструментария. Юридическая политика представляет собой основанные на общих и специфических закономерностях развития национальной правовой системы принципы, стратегические направления и практические пути создания и реализации норм, институтов и отраслей права, укрепления режима законности и общественной безопасности, организации предупреждения и борьбы с правонарушения, формирования у граждан развитой правовой культуры, способности использовать правовые средства для удовлетворения этих интересов.

Институт юридической политики выполняет функцию конкретизации общих целей и задач государственного строительства в сфере правотворчества, правореализации, обеспечения законности и правопорядка, правового обучения населения и профессионально-юридического образования. Отсутствие обоснованных решений в этой сфере являются причиной невозможности государством использования права по его назначению.

В нашей стране данная проблема является крайне важной и по сути исторической. Происходили неоднократные изменения роли, значения и статуса обычного права на протяжении российской истории и во многом определялись тем, как само государство относится к институту права.

Юридическая политика в этой связи выступает в качестве необходимого условия проводимых в стране преобразований. Именно поэтому столь важными являются целенаправленные продуманные меры государства по реформированию правовых учреждений, обеспечению качества законотворчества, усилению результативности в борьбе с преступностью, произволом, способные улучшить правовую атмосферу, утвердить ту среду, которая является благоприятной для правового действия.

Несмотря на то, что в научной литературе проблема влияния права на государство рассматривается достаточно опосредованно, государство сильно нуждается в праве и не менее, чем право в государстве. Зависимость государства от права проявляется в таких аспектах, как: 1) внутренняя организация государства и 2) его деятельность.

1. Согласно историческому опыту, чтобы существовать, государство нуждается в праве. Благодаря праву оформляется структура государства и осуществляется регуляция внутренних взаимоотношений в государственном механизме, взаимоотношений между его главными звеньями. Посредством права происходит закрепление формы государства, устройства государственного аппарата, компетенции государственных органов и должностных лиц.

Проявление принципиально важного значения права во внутренней организации государства проявляется в том, что оно работает над созданием юридических гарантий против возможной узурпации власти одной из ее ветвей. Таким образом, отношения между государственными структурами начинают обладать правовым урегулированием, становятся правоотношениями.

Право играет роль в определении места, роли, функции частей государственного механизма, их взаимодействии с другими органами и населением.

Таким образом, право – это есть существенное свойство государственной организации общества. Посредством упорядочения внутригосударственных связей государства, право позволяет добиться обеспечения рационального устройства государственной структуры. Нормативно-юридические акты правоустановительного характера формируют государство как систему, которая имеет развитое органическое построение. Тем самым право участвует в создании юридических предпосылок для эффективной работы всех звеньев государственной машины.

2. Нужно сказать о существовании двух методов, посредством которых государством навязывается обществу его воля, а именно, речь идет о методе насилия, который присущ тоталитарным государствам, и цивилизованном управлении социальными процессами через правовой инструментарий. Такой метод органично присущ государствам, которые имеют развитый демократический режим.

Следовательно, государством помимо права осуществление своей деятельности невозможно. Право является необходимой стороной, аспектом, свойством государственной деятельности. Такое качество присуще праву как общесоциальному регулятору. Право появляется в государстве в качестве необходимости, поскольку пренебрежение правовой нормой невозможно. Государство без ущерба для общества не может проводить манипулировать правом, ликвидировать его.

Существование и функционирование современного государства как суверенной власти вне права невозможно. Исторический опыт показывает, что отказ от права связан с серьезными экономическими последствиями, ослаблением государственной власти, созданием предпосылок для революционной смены существующего строя.

Концепция права как раз и исходит из того, что право государством связывается, ограничивается в интересах личности и общества в целом. Оно выступает в качестве мощного ограничителя государственного произвола. В указанном смысле право является силой, способной подчинить государство.

Влияние права на современное государство является настолько значительным, что существование последнего только и возможно в форме правового государства. В современных условиях происходит усиление связующей роли права в отношении государства. При этом мы можем наблюдать следующую закономерность: чем точнее правом отражаются объективные потребности общественного развития, тем в большей мере государство связывается правом. Подавления активности государства в данном случае не происходит. Связанность правом – это то, что позволяет государству работать над реализацией своего исторического предназначения.

Таким образом, право и государство – это взаимоперекрещивающиеся понятия. Право является формой выражения свободы в общественных отношениях, а государство – это институция, которая не столько устанавливает право, сколько фиксирует и формулирует право в законе и обеспечивает процесс его исполнения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

Если осуществить сопоставление различных позиций по проблеме соотношения между государством и правом, то можно сделать вывод о том, что наиболее верный способ решения данного вопроса основан на том, что процесс развития и функционирования государства и права осуществляется обязательно в пределах их принципиального единства. Для решения проблемы соотношения государства и права, как тоталитарную, так и либеральную модель можно рассматривать как неудачные, поскольку государством право создается, но все же, право связывает государство.

Проявление единства государства и права осуществляется преимущественно в том, что государство и право в равной мере являются результатом развития общества. Используя термин философии марксизма, можно сказать, что государство и право – это надстройка. В качестве элементов надстройки государство и право связаны с культурой, моралью, религией, политикой, политическими отношениями. Государство и право, как продукт общественного развития, обладают общим историческим путем. Между государством и правом есть наличие тесной связи, соответственно, изменения в одном приводят к изменениям и трансформациям в другом. В этой связи едва ли представляется возможным процесс существенного переустройства государства без перестройки системы права.

Таким образом, право и государство пребывают в состоянии постоянного взаимодействия.

Главным во взаимодействии между государством и правом является потребность развития общества, необходимость организации материального и духовного производства, политического управления, поддержки и укрепления порядка в общественной жизни, регулировании отношений между людьми, установлении связей между общественными и политическими институтами, отношений с другими государственными системами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Барченкова К. А. Чистое учение о праве Г. Кельзена: теоретико-правовой анализ [Текст] // Право: современные тенденции: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 1-3. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/225/11681/
  • Валуйсков Н.В., Арутюнян А.Д., Бондаренко Л. В. Сущность государства в статусе органов государственной власти // Молодой ученый. 2017. №3. С. 435-437
  • Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского // http://grachev62.narod.ru/hobbes/content.htm
  • Гоббс Т. Основы философии. Часть третья. О гражданине//(Электронный ресурс) http://lib.ololo.cc/a/3973
  • Дробязко С.Г. Общая теория права: Учеб. пособие для вузов. - Мн., 2016
  • Егоров И. А. Проблемы становления государственной власти в обществе // Молодой ученый. 2016. №3. С. 688-690.
  • Егоров И. А. Пути становления государственной власти в современной России // Молодой ученый. 2016. №1. С. 797-799.
  • Кант И. Критика практического разума. http://kant.filosoff.org/tvorchestvo/kritika-prakticheskogo-razuma/
  • Карпова А.В. Государственное управление. Учебное пособие. М., 2014.
  • Малец В.Т. Понятие функции государства.//Вестник БДУ. 2013. № 1.
  • Минниахметов Р.Г. Еще раз о соотношении права и государства //Право и политика . -2015. - № 3. - С. 37 - 42.
  • Нагорная Т.А. Понятие и содержание функции государства // Право и государство: теория и практика. 2017. № 8 (32).
  • Пиголкин А. С. Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата / А. С. Пиголкин, А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев. - М: Юрайт, 2016.
  • Салманова Г.Д. Сущность и социальное назначение государства.//Системные технологии. 2014. № 1. С. 1-3.
  • Самигуллин В.К. Локальное нормативное регулирование в механизме современного правового регулирования общественных отношений // ВГЭУ. 4 (78). 2015 С. 68-77
  • Теория государства и права: Учеб. / С.С. Алексеев, С.И. Архипов и др. - М., 2015.