Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Роль семьи в воспитании культуры речи ребенка дошкольного возраста (Проблема воспитания в психолого-педагогической)

Содержание:

Введение

Актуальность обусловлена тем, что семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём.

И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Проблема исследования: роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста.

Цель исследования: определить роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

- проанализировать проблему нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе;

- охарактеризовать процесс нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста;

- выявить специфику нравственного воспитания в различных типах семей с детьми младшего дошкольного возраста;

- эмпирически исследовать роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста;

- проанализировать полученные результаты и сделать выводы;

Гипотеза: эффективность процесса нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста зависит от:

- стиля взаимоотношений в семье;

- актуализации проблемы в сознании родителей;

- семейных традиций.

Методы исследования:

- теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;

- эмпирические: наблюдение, беседа;

База исследования: 15 семей с детьми младшего дошкольного возраста.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, списка литературы (31 источник), заключения, приложения.

Глава 1. Теоретический проблемы нравственного семье детей дошкольного возраста

1.1 Проблема воспитания в психолого-педагогической

Русское слово приставки «вос» питание. Приставка резко меняет его Заметим: если мать кормит своего ребёнка и своим долгом, то не мать воспитывает и не считает это своей обязанностью. Без питания конечно, не выживет, а без выживет, считают воспитание питает сердце ребёнка, его способствуя росту человеческих качеств. Без доброго и воспитания не может Человек. Человек, не раннего детства всем прекрасным и будет представлять зрелом возрасте опасное для общества. Без может выжить физический, «материальный» человек духовный, гармоничный.… Вряд ли…

Какова же истинная воспитания? Немецкий Кант считал:

«В воспитании великая тайна человеческой природы».

Гораздо раньше об говорил Демокрит:

«Природа и воспитание именно: воспитание человека и, преобразуя, вторую природу».

Человек не рождается природа требует задача всей человека – стремиться к более совершенному и этом стремлении более совершенным этом говорят религии мира, все философские системы и все педагогические доктрины. И воспитание этому

В век материального духовно-нравственные качества воспитанные с детства, могут показаться не нужными, но и даже мешающими достижению благ. Давно

известно, что не хлебом человек, а мир держится поэтому вечные и ценности должны сохранены. Без них человек называться не может. К ценностям обязан воспитатель, он должен постигать их, чтобы ребёнка.

Конечно, воспитать без приёмов и продуманных нельзя, но без душевного ребёнком, без передачи от сердцу энергии мероприятия становятся бесплодными. Поэтому В. считал, что «годы прежде всего сердца».

Дошкольное воспитание сравнить с весной когда вспахивается и почва, а затем в неё зёрна. Все знают, что пропустить нельзя, откуда же быть воспитании: нельзя время посева, напитать детское лучшими зёрнами человечного, тогда ожидать и хорошего урожая. А что может важнее этого? будущее страны, её благополучие определяют дети.

Семья как общность связанных отношениями родительства, родства, домохозяйства, как основная общества выполняет социальные функции, особую роль в человека, его защите, личности, удовлетворении потребностей, обеспечении социализации. Семья уникальным социальным посредником между государством, транслятором ценностей от поколения к заключен мощный воздействия на процессы развития, воспроизводства силы, становления нравственных отношений.

Как социальный семья выполняет функции.

Классификация основных семьи по М.С. представлена (см.рис.1):

Рис.1.

Основные функции семьи

Сфера семейной деятельности

Общественные

Индивидуальные

Репродуктивная

Биологическое воспроизводство общества

Удовлетворение потребности в детях

Воспитательная

Социализация молодого поддержание культурной общества.

Удовлетворение потребностей в контактах с детьми, их

Хозяйственно-бытовая

Поддержание физического членов общества, детьми.

Получение хозяйственно-бытовых одними членами других.

Экономическая

Экономическая поддержка нетрудоспособных членов

Получение материальных одними членами других (в случае обмен на услугу).

Сфера первичного контроля

Моральная регламентация членов семьи в сферах жизнедеятельности, а ответственности и обязательств в между супругами, детьми.

Формирование и поддержка моральных санкций за поведение в нарушение норм взаимоотношений членами семьи.

Сфера духовного общения

Развитие личности семьи.

Духовное взаимоотношение семьи.

Социально-статусная

Предоставление определённого статуса членам Воспроизводство социальной

Удовлетворение потребностей и поддержка.

Досуговая

Организация рационального Социальный контроль в досуга.

Удовлетворение потребностей в проведении досуга, досуговых интересов.

Эмоциональная

Эмоциональная стабилизация психологическая терапия.

Получение индивидами защиты и эмоциональной семье. Удовлетворение личности в личном любви.

Сексуальная

Сексуальный

Удовлетворение сексуальных потребностей.

Таким образом, семьи глубоко тесно связаны с условиями жизнедеятельности процессом индивидуализации Доминирование одних смещение на второй других приводит к исторических типов качественно различающихся по ориентациям.

С. Голод следующие типы

- «патриархальную» «традиционную»);

- «детоцентристскую» «современную»);

- «супружескую» «пост-современную»).

Характеристика этих сочетаний с анализом семейного воспитания» существенное значение для проблемы.

Патриархальная форма отношений рассматривается как архаичная. Она опирается на жены от мужа и родителей.

Главенство в такой проявляется в том, что в его экономические ресурсы и он основные решения. В семье жестко внутрисемейные роли, в ней родительская власть и система воспитания. Она

систематическом подавлении инициативы и чувства достоинства у детей. ребёнка, систематическое права голоса, интересов и желаний – всё это просчёты, гарантия развитии его личности.

С середины 19 Европе начинает другой тип семьи – которого характерно частной жизни, стороны брака и

Детоцентристская семья по малодетна, функция рода в такой ограничивается непродолжительным рождение одного – детей. Эта её особенность своеобразным возвышением семейной жизни.

Рождение детей духовные контакты отдаляет мужей от скованных материальными

В свою желанный ребёнок объект родительской привязанности.

Вместе с этим воспитания детей в такого типа рядом негативных Родители, гипертрофируя долга по отношению к обеспечивая своим удовлетворение всех ребёнка, ограждая его от усилий и трудностей, себя. Опека ограждение от трудностей. результат во многом последствиями жёсткого детей отсутствует инициатива. Они отстранены от семьи, опекаемый ответственности и приложения усилий. Их подготовка к реальными жизненными блокирована родителями. таких семей самыми неприспособленными, неблагополучными, не способными к ответственности.

С середины годов формируется семей – «супружеский». В такого типа определяются не родством и супружеством. Норма жизни меняется:

отказываются в полной подчинять собственные интересам детей.

Возрастает личностное мужа и жены, нравственными принципами и общностью внутрисемейных Отсюда неформальный связи и «симметричность обязанностей партнёров». Эта современной семьи

известной автономии когда интересы шире семейных, а общения каждого рамки супружества.

Основные ценности семьи формируются во мужу и жены и реальной базой «родители - дети».

Психологи обращают внимание на межличностные семье. Что касается которые выполняет суждения психологов во соответствуют взглядам культурологов. Наиболее анализ основных семьи содержится в А.Н. Елизарова. работы список которые чаще психологи приписывают

1. Порождение и детей.

2. Сохранение, передача последующим ценностей и традиций аккумулирование и реализация потенциала.

3. Удовлетворение людей в психологическом эмоциональной поддержке, безопасности, ощущении значимости своего эмоциональном тепле и

4. Создание развития личности членов семьи.

5. Удовлетворение потребностей.

6. Удовлетворение совместном проведении

7. Организация ведения домашнего разделение труда в взаимопомощь.

8. Удовлетворение человека в общении с людьми, в установлении коммуникативных связей с

9. Удовлетворение потребности в отцовстве или контактах с детьми, их самореализации в детях.

10.Социальный контроль за отдельных членов

11.Организация деятельности по обеспечению семьи.

12.Рекреативная функция – здоровья членов организация их отдыха, людей стрессовых т.д.

Анализируя весь «функций семьи», Елизаров приходит к здоровые отношения в существуют только когда группа называющая себя порождает и воспитывает

К числу исследований, посвящённых типам семьи, работа М. Арутюнян.

По её мнению, варианта семьи: детоцентрическая и супружеская

В традиционной воспитывается уважение к старших; педагогическое осуществляется сверху Основным требованием подчинение. Итогом ребёнка в такой является способность «вертикально организованную» структуру. Дети из семей легко традиционные нормы, но трудности в создании семей. Они не инициативны, не общении, действуют представления о должном. В семье главной родителей считается счастья ребёнка. существует только для Воздействие осуществляется вверх (от ребёнка к результате у ребёнка высокая самооценка, собственной значимости, но вероятность конфликта с окружением за пределами Поэтому ребёнок из семьи может враждебный. Очень риск социальной частности, учебной ребёнка после школу.

Супружеская (демократическая) расписывается розовыми Цель в этой взаимное доверие, автономность членов. воздействие – «горизонтальное», равных:

родителей и ребёнка. В жизни всегда взаимные интересы, старше ребёнок, тем интересы учитываются. такого воспитания усвоение ребёнком ценностей, гармонизация его правах и обязанностях, ответственности, развитие самостоятельности, доброжелательности, уверенности в себе и

эмоциональной устойчивости. этих детей отсутствовать навык социальным требованиям. Они адаптируются в среде, «вертикальному» принципу практически ко всем институтам). Всестороннее ребёнка, подготовка его к современном обществе – задача, решаемая семьёй.

Вместе с ростом культурного уровня семьи, её нравственным возрастает и её ответственность за детей. Родители – воспитатели и учителя поэтому их роль в личности растущего огромна.

Качество жизни в отношений «ребёнок - несомненно, зависит от способности взрослых грамотно организовать взаимного существования, то психологической и педагогической Похвастаться высоким такой компетентности далеко не каждая поэтому остро проблема помощи воспитании детей. такой работы налаживанием взаимодействия образовательного учреждения с

Дошкольное детство – период в нравственном личности. Исследования ученых в области психологии свидетельствуют о основных моральных личности именно в эти Этому способствует детская восприимчивость и Поэтому педагоги особую роль нравственном воспитании и ребёнка. Семья первой социальной которая оказывает воздействие на формирующуюся воздействие длительно и Усваивая нормы отношения родителей, многое перенимает у соответственно ведет близкими людьми и за семьи[14].

1.2 Характеристика нравственного воспитания у младшего дошкольного

нравственное воспитание дошкольник

Дошкольный возраст предметом пристального учёных и практиков как ответственный период в человека, как момент личности. В этот происходит ускоренное психических процессов, личности, маленький активно осваивает спектр различных деятельности. На этапе детства развивается формируется самооценка, выстраивание иерархии соподчинение. И именно в период наиболее является влияние развитие личности влияние существующей в ней внутрисемейных, а также отношений.

Как известно, семья включена во сфер жизнедеятельности Поэтому на климат семьи влияет факторов: и политические, и психологические. Сокращение времени родителей необходимости поиска источников дохода, перегрузки, стрессы и множества других факторов стимулируют родителей раздражительности, синдрома хронической Многие родители, прессом возникающих считают возможным свои негативные маленького ребёнка, может противостоять часто и физической казалось бы, самых людей. Именно образом дети полностью зависимыми от эмоций и физического родителей. Это далеко не образом сказывается на их здоровье, установках в поведении на этапе целом же, психологи и характеризуют современные отношения как отличающиеся тенденцией к пренебрежению обязанностями и повсеместным жестокости и в физическом, и в аспекте.

В ходе детско-родительских отношений различных областей выявлен ряд аспектов, «нарисовать» наиболее картину отношений детьми и родителями.

- реальное родителя с ребёнком;

- отношение к основанное на неосознанной родителя;

- отношение к сформированное в ходе

Данное триединство влиянием ряда

1. Особенности родителей и форм их

2. Психолого-педагогическая родителей, уровень их

3. Эмоционально-нравственная семье.

4. Диапазон воспитательного воздействия.

5. Степень ребёнка в жизнедеятельность

6. Учёт потребностей ребёнка и удовлетворения.

В своём исследовании М.Ю. выделила группы типу родительского (см.рис.2):

Таблица 2.

Типичные профили отношения, влияющие на адаптированность ребёнка

Группа

Подгруппа

Характеристика профиля отношения

Благоприятные

Понимающие

Хорошо знают ребёнка, реально поступки, адекватно и реагируют на различные способны встать на ребёнка, принять его зрения, диалогичны, принимают ребёнка, есть. Сензитивны, говорят о ребёнке, вместе с ним, защищать его в любых

Покровительствующие

Хорошо знают ребёнка, реально поступки, адекватно них. Однако в ребёнком занимают старшего, не принимают считают свою зрения единственно

Безразличные

Мало знают ребёнка и не стремятся больше, чаще внешних результатах и нежели о причинах и Эмоциональное отношение к выражено слабо, такие родители решением своих Однако их дети одеты, ухожены и поведению, требуемому в

Неблагоприятные

Подавляющие

Отличаются наибольшей эмоционального отвержения большим количеством приказов. Родители хорошо знают обычно не могут поведение в различных Отношения отличаются носят синусоидальный

Тревожные

Родители этой отличаются повышенной неуверенностью, в реальности они знают своих сензитивны по отношению к уверены в правильности поведения и поэтому жестоки к ребёнку. характеризуются неустойчивостью,

Отстранённые

Родительская позиция регидна, полное диалогичности в отношениях с повышенные ожидания и фоне значительной ребёнка и большой нему.

Отвергающие

Родители этой отстранены от ребёнка, не вникать в его проблемы, внимание, замечать Эмоциональное отношение неярко, преобладает отвержения. Сфера переживаний ребёнка них, они плохо своих детей, при представления о ребёнке адекватны.

Таким образом, анализе детско-родительских является понятие

Принятие той или иной родителями по отношению к определяет стиль

По мнению Гарбузова, существует три «неправильного воспитания»: тип А – эмоциональное отвержение, тип Б – эгоцентрическое воспитание семьи»).

В одном из исследований А.С. выделила несколько неблагополучных семей необдуманные воспитательные

«Семья - санаторий».Мелочная опека, контроль и чрезмерная мнимых опасностей. В чрезмерные перегрузки системы ребёнка, при возникают нервные формируются эмоциональные типу повышенной раздражительности. При повышенном опеке у детей реакции протеста, агрессивность и появляется решительного изменения

«Семья - крепость».Родители стараются подчёркнуто правильно, принципиально. Это ведёт к неуверенности ребёнка в безынициативности. Во многих фиксируется концентрация ребёнка на собственных переживаниях, что приводит его к изоляции, вызывает общения со сверстниками. крепость» обычно ребёнка к постоянному конфликту, следовательно, к нервной системы и к риску невротических

«Семья – третий В такой эмоционально преувеличенно являются супружеские ребёнку родители внушать чувство фиксируя внимание на несовершенствах, что, порождает у ребёнка неуверенности в себе, мучительные переживания неполноценности при усиленной подчинённости родителям. У детей часто опасения за жизнь и родителей, они тяжело разлуку с ними и с находят контакт с

Именно в таких получил распространение синдром опасного детьми (СООД), включающий в диапазон поступков от насилия до недостаточно педагогических воздействий. словами, СООД – это родителей по

отношению к ребёнку, нанесением физической, нравственной травмы».

Вышеперечисленные проблемы усугубляются при посещении детского сада и предметом внимания психологов.

1.3 Специфика воспитания в семьях младшего дошкольного

Прежде чем отметить становления отечественной нравственного воспитания, определиться с терминологией и характерными для него.

Разъясним понятия мораль, нравственность, «Словарю русского С.И. Ожегова.

Воспитание – навыки привитые семьёй, средой и, проявляющиеся в жизни.

Нравственность – правила, поведение, духовные и качества, необходимые обществе, а также этих правил,

Мораль – правила также сама

По определению Б.Т. Лихачева, нравственно-эстетическое состояние выражающееся в приверженности ценностям, как свобода, социальная справедливость, добро, красота, в внутреннем диалоге, познание тайны назначения и смысла

Нравственность представляет сложное социально-психологическое состоящее из личных эмоциональных позиций, потребности и мотивы и интересы личности, её облик и образ Нравственность «задаёт» человека изнутри, устоять перед негативных внешних противодействий, что обеспечивает человека к самому Поэтому нравственность определить как осознанное и личностью убеждение в придерживаться моральных отношении к миру, самому себе.

Мораль - это традиционная форма общественного отношений, одобряемая и общественным мнением.

Социальная суть проявляется в функции стимулирования поступков, поведение.

С психологических мораль способствует психического равновесия, результате общественного одних поступков и других, а значит асоциальных побуждений и

Наконец, педагогическая морали состоит в помощью дети социальных отношений.

Мораль, будучи отношению к детской социальной силой, процесс адаптации общественной жизни, рамках господствующих правил поведения. образом, мораль – это поколениями нравственный определяющий ценностные жизнедеятельности человека, догма, а как осознанная

Этика представляет прикладную философскую вобравшую в себя опыт жизнедеятельности поколений, этнические Поэтому под морально-этическими качества, возникшие в взаимодействия с другими природой, а личность – ориентированный человек, взять на себя ответственность за решение или стремящийся к нравственной самосовершенствованию.

Очевидно, что морально-этические личности – это первая формирования нравственного и человека, которая младшем возрасте.

Ранее в педагогике духовности, нравственности и дифференцировались так чётко, как это академик Б.Т. менее основы воспитания вырабатывались умами человечества в многих столетий.

Честь быть первой в истории программы нравственного воспитания принадлежит поэту и мыслителю

Богдановичу. Он не был удовлетворён характером воспитания в семьях, пансионах и России. Не умаляя

значения Локка, других западных говорил о том, что у народа свои особенности, в том числе и в морали этики, необходимо учитывать при

Особый вклад в идей нравственного внёс П.Н. автор «Словаря нравственного воспитания» - рода педагогической пытался определить нравственного и физического говорил о необходимости развития ребёнка младенческого возраста. благоразумного человека состоит в том, доставить детям телесное здравие, разум, твердую хороший нрав и сердце».

Заслуживают внимания другого русского деятеля и педагога – Ободовского, посвятившего подготовке наставниц в воспитательном доме. человека нет высшей кроме нравственности. человеческая сила, или имеет истинное только под тем условием, что служит оной. высшее правило воспитания состоит в чтоб все силы развить и образовать чтобы он через то образом мог достигнуть конечного назначения, сделаться существом в смысле нравственным».

О значении и нравственного воспитания своей книге воспитании» детский середины 19 в. А.Ф. главные идеи, по его должны лежать в нравственного воспитания: религиозное, любовь к истинному, любовь к национальному. Писатель конкретные формы воспитания, сформулированные в «Правила для воспитателя поэтому его книгу считать предвестником программ нравственного

Особая роль в форм нравственного детей младшего принадлежит К.Д. Л.Н. Толстому.

Основным принципом воспитания К.Д. считал принцип «Основания воспитания и его, а следовательно и его различны у каждого определяются народным тогда как педагогические могут свободно часто переходят от народа к другому». цивилизация не лучшим воздействует на нравственное общества, главный этого положения видел в просвещении. роль Ушинский христианской религии, роль ведущей в воспитании.

Прежде чем рассказать об Л.Н. Толстым школе, необходимо принципы, лежавшие в педагогической деятельности писателя: не сердитесь и мире со всеми; не похотью блудной; Не никому и ни в чём; не злу, не судите и не делайте различия народами и любите своих.

В Яснополянской ученики сами занятие, учителя, классе, имели свободу слова. Их силы… были в выгодных условиях». изучал личность бесконечном многообразии её раскрывал эту личность как в произведениях, так и в книгах для прежде всего в нравственного содержания для

Таким образом, Толстой не только в практике создали гуманистическую педагогику.

В основе деятельности Сухомлинского иные подходы к

«Процесс воспитания развитой, гармонической состоит в том, что совершенстве каждой стороны, черты воспитатель в то же время не виду то обстоятельство, что всех человеческих сторон, черт чем-то

ведущим, основополагающим. человеческая плоть и всесторонне развитого воплощают в себе гармонию сил, страстей, потребностей, в воспитатель видит стороны, черты, моральное, идейное, умственное, творческое, эстетическое, эмоциональное, совершенство. Ведущим, компонентом в этой является нравственность. Это тонкая, можно деликатная проблема воспитания всесторонне личности».

Таким образом, в единой общегосударственной Сухомлинский вернулся к гуманистической педагогики и основы личностно воспитания на принципах нравственности, которое востребованным только в дни.

Данные позиции ведущими при разработке нравственного воспитания не многих отечественных, но и в программах для детей младшего школьного

Система нравственного дошкольников, разработанная Марковой и В.Г. длительное время качестве методических «Программе воспитания и детском саду» под Васильевой. Первоочередной нравственного воспитания авторы считали любви и уважения к городу, селу, Родине, уважения к Ленину, к государственной воспитание дружбы детьми разных только затем формировании уважения к навыков культурного нравственных привычек, отношения к выполнению обязанностей, умения играть и трудиться, оценивать свои поступки других

Подходы к социально-нравственному дошкольных образовательных нового поколения программе «Детство» раздел обозначен в «Ребёнок входит в мир отношений», в Программе главе «Социальное

программе «Радуга» не Авторы всех программ определяют задачи социально-нравственного

- Развивать эмоции и мотивы, налаживанию межличностных нравственной основы поведения и формирование патриотизма – любви к краю, родной привязанности к людям, его, преданности, отношению к ним.

- Способствовать детьми нравственных

- Воспитывать труду взрослых и беречь результаты их

- Воспитывать ценные способы

- Развивать самопознанию и воспитывать себе.

В основе социально-нравственному становлению дошкольника лежит гуманных отношений, привязанности и доверия к взрослым и сверстникам, взаимопониманию и сопереживанию, сочувствовать другому радоваться вместе с

Эти качества процессе эмоционального содержательного общения ребёнком в игре, в музыкальной, театрализованной Необходимо использовать возникающие ситуации или создавать ситуации для эмоциональных состояний нравственных ценностей, личностных качеств, различных видах Нравственные ценности, убеждения личности семье. Семья – это рода коллектив, воспитании основную, важнейшую роль.

Активным и значимым процесса воспитания, образовательном учреждении, только ребёнок, но и целом. Именно мнению многих проблем организации процесса,

взаимодействия образовательных семьи, должна цели, смысл, воспитательного и образовательного возвращая себе функцию хранения и социокультурной традиции.

Известно, что основой воспитания является культура общества, образовательного учреждения – той которой живёт которой происходит его развитие. Тот дух, царит в семье и саду, которым родители и воспитатели – составляющие ближайшее окружение ребёнка, определяющим в формировании мира ребёнка.

Духовно-нравственное воспитание как развития основных способностей: нравственной добра и зла), (различение прекрасного и религиозной (различение ложного) является средством преодоления между взрослыми и семье, между детском социуме, семьёй и образовательным между человеком (и взрослым: ребёнком, педагогом) и традиционной

В духовно-нравственном воспитании вообще, срабатывает тот стереотип, в которым активизация семьи осуществляется счёт информирования успехах и проблемах лучшем случае – за психолого-педагогического просвещения силами образовательного

Утверждение новой парадигмы (парадигмы воспитания и развивающего парадигмы повышения педагогов и повышения потенциала семьи) перехода от модели информационно-назидательного воздействия

- к модели активного нравственного чувств, поведения взрослых;

- к модели коммуникативной, культурной, духовной компетентности педагогов и родителей;

- к модели психолого-педагогической компетентности родителей, оснащения их технологиями межличностного, межсемейного взаимодействия, решать актуальные развития и воспитания обучения и социализации.

Предполагается, что в ближайшей взаимодействие образовательного семьи будет традиционных формах просвещения, так и в новых совместных детско-родительских общих активных развитию навыков формах проектной иных вариантах целях профилактики разрешения конфликтов в

Эти новые взаимодействию ДОУ с семьёй многих программах детей и программах сопровождения семьи в отечественных социокультурных

Можно сформулировать стратегические принципы, должны быть основу программно-методического духовно-нравственного воспитания, реально работать в условиях.

- Традиционный, известный и неотменяемый принцип возрастного и подхода в воспитании

- Принцип , основанный на отечественных традиций общественного воспитания в развивающий процесс на единых социокультурных технологий эффективного ориентации

родителей на обеспечение психофизического развития и становления личности через создание воспитательно-образовательного пространства, гармонизации системы «образовательное учреждение - личность» и формированию иммунитета», защищающего негативного воздействия среды.

- Принцип , предполагающий личностно-ориентированных подходов, воспитания и образования родителей (педагогического семьи в целом) с реального состояния и семьи; формирование нравственного сознания участников педагогического активного культурного и сознания педагогов; педагогического сознания активной и творческой через использование форм социокультурного развития познавательной и сферы, коммуникативных и навыков педагогов, детей.

- Принцип , способный обеспечению преемственности социокультурных традиций, качестве основной опоры и главных ориентиров в перспективе цивилизационного развития.

- Принцип освоения родителями и детьми ценностных ориентаций, отечественному образу , знакомство с российской цивилизации, контекстом её основополагающих идеалов, форм и социокультурной практики, ценностям и «смыслам» культуры, развитие духовного мира осознания себя субъектами сохранения и социокультурного опыта.

- Принцип социокультурной и адаптивности содержания воспитательных программ взаимодействия учреждений с семьёй, соответствие программного запросам семей учреждений как участников процесса.

Эти принципы, с зрения О. Потаповской, приоритетными в создании системы «ребёнок – родитель», различные которой могут зависимости особенностей учреждения, региона, социального заказа.

В последнее ведутся споры о активности образовательных инициировании процесса воспитания и педагогического семьи в этом Среди специалистов управления образования и немалая часть позицию, утверждающую, что учреждения не должны ответственность за духовно-нравственное детей, что это воспитание является прерогативой Очевидно, насколько этот тезис в «ранености» современной Отечественная школа ведущую роль воспитании, всегда семью и помогала ей в воспитательных задач.

Содержание же духовно-нравственного детей, и родителей сферу православной которая не сводится вероучительным моментам, но подлинно христианским

Поэтому нужно помнить о той личной и ответственности, которая педагогов, инициирующих духовно-нравственного воспитания родителей.

Ответственность эту мы сможем лишь при условии собственного образования в культуры и духовно-

нравственного воспитания, при собственного духовного святоотеческих традициях и трудов над своей

В настоящее Россия переживает непростых исторических самая большая подстерегающая наше сегодня, не в развале смене политической разрушении личности. материальные ценности духовными, поэтому у искажены представления о милосердии, великодушии, гражданственности и патриотизме. уровень детской вызван общим агрессивности и жестокости в Детей отличает волевая и духовная Продолжается разрушение семьи: через «половое просвещение» у формируются внесупружеские, антисемейные установки.

Всё это свидетельствует о отечественном образовании и

В настоящее отечественная педагогика трёх направлениях:

Первое ориентировано на знаний, умений и Основная его цель – развитие. Внимание сосредоточено в основном на

Второе направление введением в отечественную зарубежного опыта образования. Мы не ставим собой цель достижения зарубежных западные технологии не своеобразия природных социально-исторических, религиозных, нравственных традиций, своеобразия нашего

Третье направление обращение к духовно-нравственным отечественного образования и направление видится перспективным, поскольку восстановлением традиций, жизни и форм опыта.

В российской воспитание всегда развитием духовно-нравственной ставило перед основную цель – ребёнка мыслящим, милосердным, совестливым, возможность совершенствования людей, честным, скромным, уважительным,

Нравственность и христианство при сходстве у каждого имеют особые каждом народе проявляются благотворительность, родителям, к старшим, духовно-нравственные особенности растут под сенью общества, государства. семейное, общественное и устройства сложились под православной культуры.

Духовно-нравственное воспитание на православных традиций ядро личности, влияя на все стороны и взаимоотношений человека с этическое и эстетическое мировоззрение и формирование позиции, патриотическую и ориентацию, интеллектуальный эмоциональное состояние и физическое и психическое

Обращение к опыту педагогике в настоящее когда идет духовного возрождения особенно актуально, так как государство остро образовательных моделях, духовно-нравственные компоненты в образования.

Это доказывает значимость и актуальность программы по духовно-нравственному детей. В процессе программой педагоги опытом работы по воспитанию дошкольников, последние годы в регионах России.

Особенность существующих том, что они содействуют духовного здоровья знакомят их с основами культуры.

Воспитание духовной возможно только усилиями семьи, учреждения и государства.

Предпринятые на сегодняшний попытки воспитания личности показывают, что слабым местом в деятельности является Многим родителям неизвестно, что именно в возрасте происходит социальных норм, требований и образцов основе подражания. необходимо помочь осознать, что в первую семье должны передаваться нравственные и обычаи и ценности, предками, и что именно ответственны за воспитание

Педагогические традиции которые прежде поколения в поколение, во утрачены. Сегодня всех детей возраста по разным субъективным причинам дома. В этих особую значимость программы домашнего которых акцент духовно-нравственном воспитании, а не на ранней интеллектуализации Именно такие разработаны педагогами для родителей. Сегодня задача, сравнимая с сердца, души состоит в использовании и отечественных педагогических оружия для защиты детства.

За последние различных регионах Санкт-Петербурге, Челябинске, Великом и Нижнем Ярославле и др.) конструктивный педагогический возрождения детско-родительской семейной соборности. опыт развивается на духовно-нравственного воспитания и следующем.

- Единство основе жертвенности и

- Ответственность воспитание детей законом и обществом.

- Стремление духовному росту, к духовным ценностям, служении ближним, Отечеству.

- Соблюдение чёткого распределения семье.

- Преемственность поколений, сохранение традиций и семейных

- Признание личности ребёнка и достоинства.

- Сохранение супружеских отношений, адекватному развитию

- Соответствие уклада семьи традициям народа.

- Участие в программах общества.

Возрождению семейной культуры содействует семейных клубов, воскресных школ, общин и объединений, в возможно возрождение традиционного духовно-нравственного Организация совместных каникулярных поездок и введение семейных праздников в дни памяти покровителей семейного преподобных Кирилла и Радонежских, благоверных Февронии; привлечение в объединения людей поколения, составление родословных и фотоальбомов, журналов, проведение выставок с обязательным всех членов (старших и младших

Сегодня как никогда просвещение семьи в духовно-нравственного воспитания, первых лет жизни, а взаимодействие системы здравоохранения по насущным молодой семьи, приближенной к традиционным воспитания предметно-развивающей возрождение традиций вскармливания детей, воспитании младенцев арсенала фольклорных (колыбельные, потешки, пальчиковые игры и

В средствах информации, профессиональных заведениях, семейных очень востребованы курсы, посвящённые святоотеческому педагогическому потому что, воссоздав педагогическую сможем восстановить и телесное, и социальное семьи и детей.

Выводы по первой

Таким образом, от ребёнку отца и удовлетворения его психических многом зависит развитие определённого поведения человека в жизни.

Поэтому в жизни человека родители большую и ответственную дают первые поведения. Ребёнок стремится быть мать и отца. родители понимают, что во самих зависит личности ребёнка, то они себя так, что все их поведение, в целом, формированию у ребёнка тех такого понимания ценностей, которые они передать. Такой воспитания можно вполне сознательным, так как контроль над своим отношением к другим внимание к организации жизни позволяет детей в наиболее условиях, способствующих гармоничному развитию.

Глава 2. Эмпирическое роли семьи в воспитании детей дошкольного возраста

2.1 Организация проблеме изучения семьи в нравственном детей младшего возраста

Изучение семьи педагогу ближе ребёнком, понять жизни семьи, его взаимоотношения между духовные ценности. При педагог использует традиционных методов диагностики.

Однако в исследовании есть свои Во-первых, необходимо принципа разумной всякий новый шаг лишь в том случае, получен результат на Необходимость в диагностике если отмечаются поведении ребёнка, которых могут искаженные родительские педагогическая неграмотность дисгармония развития

Педагогическая диагностика лежит в основе сгруппированности семей по возможности использования их потенциала для воспитания ребёнка. В связи с семьи делятся на типов.

1. Семьи с уровнем нравственных здоровая моральная дети получают развития своих Частое вмешательство здесь не нужно, отдельные советы и связанные с особенностями определенном возрасте, не

2. Семьи, нормальными отношениями родителями, но при этом не положительную направленность в детей. Дети быть в центре

забот родителей, в ребёнка развиваются тенденции, что, требует внимания

3. Конфликтные таких условиях детей, они сами не разобраться в своих каком разумном речи, все пущено на Нужно активное воздействие, чтобы микроклимат в семье, не растущего в ней человека.

4. Внешне семьи, в которых бездуховность, отсутствуют нравственные ценности, связь поколений нарушена. Некоторые хорошо усваивают психологию внешнего поэтому воспитательная такими семьями трудна.

5. Неблагополучные которых характерны скандалы, аморальное Такие семьи постоянного внимания общественности, а иногда и вмешательства, чтобы интересы детей.

Целесообразно знать типы семей и особенности при работе с

В практике учреждений используются групповые и индивидуальные методы работы с направлены на повышение культуры родителей, взаимодействия образовательного семьи, усиление её потенциала, а также на родителей к воспитанию

Анализ условий для конкретной воспитательной научных исследованиях, да и на зачастую упрощается. На поиск подобного средства» вызывает разочарование, так как в большинстве условия различны. А любого обобщения самых эффективных легко опровергаются исключениями.

В действительности находится в постоянно условиях, реакция его происходящее тоже

Условия, возникающие как взаимодействия значимых для факторов, в каждом случае создаются своего рода ситуация, оказавшись в человек ведет так, а не иначе. применяя знания психики на ситуацию, используя уже существующие факторы, в том числе

Признаки разных воспитанности качеств, - М.И. Шилова, - дифференциальными описаниями, распознавания и условно различную степень зависимости от полноты качеств, проявляемой общественной направленности и позиции, от соотношения регуляции и внутренней мнению М.И. можно выделить три нравственной воспитанности: средний и низкий:

- Признаком уровня воспитанности наличие устойчивого опыта нравственного самоорганизации и саморегуляции стремлением к организации и деятельности и поведения людей, проявлением позиции.

-Для среднего свойственны устойчивое поведение, наличие саморегуляции, организации и хотя активная отношению к деятельности и товарищей еще не проявляется.

- Низкий воспитанности характеризуется проявлением положительного, еще опыта поведения, срывы, поведение основном требованиями другими внешними побудителями; саморегуляция и ситуативны.

При определении уровней нравственной Л.М.Фридман, Т.А.Пушкина, исходили из следующих

1. Нравственная человека характеризуется знаниями (пониманием значит быть отношением к ним (стали ли эти потребностями и мотивами вошли ли в систему её ориентаций и установок) и поведением (в какой отношения реализуются конкретных поступках и

2. В жизни знания, отношения и тесно связаны собой, образуют которое выражается в личностных качествах добросовестность, самокритичность и

3. Наличие у этих нравственных можно считать нравственной воспитанности.

Уровень развития у того или иного качества, считают Т.А.Пушкина, И.Я.Каплунович, установить, изучив:

а) представления ребёнка о соответствующих качеству нравственных

б) отношение этим нормам,

в) устойчивость и проявлений этих конкретной деятельности.

Критерии оценки воспитанности должны соответствовать возрасту Нельзя использовать критерии для определения воспитанности детей возраста.

Характерной ошибкой родителей является то, включившись в воспитание того или иного делается дифференцированного параметров его развития, видах воспитания Физического, трудового и оценка. Вместе с показывают данные начало активного воспитания приходится на ребёнка, составляющем в лет.

Этот возраст благоприятен для зарисовки контура готовности родителя осуществлять виды воспитания.

Разумеется, изучению и необходимо подвергать всю «ребёнок - родитель». показателями в оценке процесса в семье быть:

В дошкольном ребёнка (3 – 7 лет):

а) для ребёнка: проявления первых нравственных качеств; физическое развитие и дефекты; способность к уровень внушаемости; развития половой характер проявления способностей; способность к предрасположенности к игре; принятые нормы характер проявления ответственности и т.п.;

б) для родителя: воспитания; уровень особенностей этого периода; умение целевые и смысловые понимание особенностей видов воспитания; силу собственных отклонений для этого ит.п.

Таким образом, родителей к оценке воспитательных возможностей широкие условия их коррекции, а значит, возникающих проблем в семьи.

Кроме того, на воспитание ребёнка в влияют семейные

В современной единого понятия Данный термин разных смыслах и «Словаре русского С.И. Ожегова «традиция» обозначает то, что одного поколения к унаследовано от предшествующих втором же смысле, установившийся порядок в быту.

В «Философском понятие «традиция» исторически сложившиеся и поколения к поколению обряды, общественные идеи и ценности, поведения и т.п.; социально-культурного наследия, обществе или в отдельных его группах в течение времени.

В рамках исследования мы обратились к вопросом: «Какие есть в вашей многие из них либо ответить, либо таковых нет.

Вместе с тем, говорят о том, что семейные традиции важны: сохраняется между поколениями и нежные отношения родителями и детьми; с повторяющимися событиями к приходит ощущение мира. В утере традиций некоторые видят причину подросткового возраста. тем, семья – это не общий быт, отношения между особый дух, атмосфера, характерная вашей семьи.

2.2 Результаты проблеме роли нравственном воспитании младшего дошкольного

Свою работу мы обследования детей. Для использовали методику «Что такое такое плохо?». помощью опросных (письменно или устно) нравственные представления честности, доброте, дисциплинированности и др.).

Ход выполнения: предлагается (в письменном устно) привести известные им примеры поступков.

Обработка полученных полные ответы ребёнка занести в Качественный анализ детей позволяет степень сформированности у них некоторых нравственных Степень эта может оценена как: 1) представление; 2) правильное, но полное и четкое; 3) четкое представление о качестве.

Анализ ответов что:

из 15 детей четкое представление о качестве имеют 4 (27%). Эти дети следующие примеры: угощением с другим приютить бездомного сказать маме зная, что эта правда огорчить маму и

3 ребёнка имеют правильное, но четкое и полное нравственном качестве. Их помочь взрослым, родителей, не огорчать маму и т.д.

8 детей имеют неправильное нравственных качествах. Эти испытывают затруднения в примеров, они путаются в вообще отказываются вопросы педагога.

Результаты методики рисунке 3

Рис.3.

http://www.bestreferat.ru/images/paper/78/50/8095078.png

Методика «Разложи Л.М.Фридман.

Цель: выяснить дети нравственную взаимоотношений в предметной

Ход выполнения: ребёнку даётся картинок, на которых различные поступки должен разложить так, чтобы с стороны лежали те, на изображены хорошие другой – плохие. ребёнок объясняет, разложил картинки. картинок подбираются соответствии с изучаемым качеством.

Обработка полученных вопросы, замечания, ответы и пояснения, а особенности поведения время работы и беседы записываются анализ даёт восприятии и понимании соответствующих нравственных

Анализ результатов методики дал следующие

- 5 детей из 15 безошибочно разложили стопкам, с легкостью свои действия;

- 7 детей из 15 помощью наводящих педагога разложили стопкам и испытывали затруднения во время своих действий;

- 3 ребёнка из 15 раскладывании картинок по нуждались в помощи могли объяснить действия.

Результаты методики рисунке 4

Рис.4.

http://www.bestreferat.ru/images/paper/79/50/8095079.png

По результатам методик можно следующий вывод о дети имеют представления о честности, дисциплинированности, родители детей приложили усилий для того, сформировать у них понятия о нравственных качествах[22].

На первом обследования родителей мы ними беседу на «Традиции в нашей (приложение 3).

Цель: выявить традиции есть в семьях.

Методика проведения. было предложено вопросы, которые выявить наличие семьях. Обработка показала, что из 15 семей двух (13%) есть праздники отмечают в тесном кругу, мамы или этих семьях сказки своим перед сном, делают сувениры и своими руками членам семьи к устраивают совместные кругу семьи по выходным. Например, в Мошкиных стали кукольные спектакли, показывают мама, дочь своим дедушкам, что говорит о между поколениями в семье.

В семи (47%) традиционным встреча таких как: Новый восьмое марта, 23 рождения членов Родители в этих дарят подарки праздникам, вместе время отпуска. родители утверждают, что жизни меняется и у них времени на тихие чтения по вечерам или семейные ужины.

Родители из шести (40%) затрудняются свои семейные ограничиваются лишь тому или иному остальное у них нет ни средств, ни

Таким образом, мы вывод о том, что не семьям удается домашние традиции, через время, невзгоды. Однако, воспитанные на семейных стараются возродить их при возможности.Конечно, ничто не даже традиции, они живут, иногда будут вспоминать даже то, какие традиции будут у зависит от родителей.

Результаты беседы рисунке 5

Рис.5.

http://www.bestreferat.ru/images/paper/80/50/8095080.png

Для выявления ценностей в семье мы анкету из 10 вопросов

Цель: выявить традиции существуют в влияют на нравственное детей младшего возраста.

Методика

Родителям было ответить на вопросы, позволили нам выявить семейным традициям предпочтение родители. результатов анкетирования что:

из 15 семей (20%) предпочитают в работы время культурно-досуговые места, отдых на природе, семейные праздники;

восемь семей ведут активный жизни лишь во отпуска;

четыре семьи предпочитают проводить время дома, всего это просмотр телевизору, компьютерные т.п.

Результаты анкетирования рисунке 6

Рис.6.

http://www.bestreferat.ru/images/paper/81/50/8095081.png

Для выявления отношения к детям был тест – опросник отношения А.Я. В.В. Столина.

Цель: выявить отношение к детям.

Методика

Родителям были бланки с вопросами (61 каждый вопрос либо положительный, отрицательный ответ.

Основанием для оценки ключ к опроснику, позволил выявить родительских отношений.

На наш взгляд, оптимальным является уровень родительских кооперация – это социально образ родительского Родитель высоко способности своего испытывает чувство него, поощряет самостоятельность, старается равных.

К нейтральному можно отнести типу «симбиоз» и неудачник». Родитель своего ребёнка сравнению с реальным стремится удовлетворить его оградить от трудностей и жизни, не предоставляет ему

К отрицательному родительских мы отнесли родительских отношений, как авторитарная гиперсоциализация. воспринимает своего плохим, неприспособленным. него безоговорочного дисциплины. По большей испытывает к ребёнку раздражение, досаду.

Проанализировав ответы получили следующую родительского отношения к оптимальные родительские ребёнку наблюдается в 3 (20%), к нейтральному можно отнести 7 (47%), родительские которые носят характер, проявляются в 5 (33%).

По результатам методики мы видим, что семей используют отношения с ребёнком, что развитию тревожности у

Результаты исследования рисунке 7

Рис.7.

http://www.bestreferat.ru/images/paper/82/50/8095082.png

Таким образом, исследования показали, что в родителей с детьми некие нарушения, сказываются на всех воспитания, в том числе и Наиболее распространенными факторами семейного которые необходимо воспитательном процессе, считать такие:

- бездуховность отсутствие стремления развития детей;

- безнравственность, аморального стиля и отношений в семье;

- отсутствие психологического климата в

- безграмотность в отношении (отсутствие воспитания, беспринципность, применении методов причинение детям нравственных страданий).

- отсутствие традиций, что, сказывается на нравственном детей в семье.

Выводы по второй

С учетом можно сделать том, что именно в ребёнок получает азы окружающем мире, а при культурном и образовательном родителей – продолжает только азы, но и культуру. В семье представления ребёнка о зле, о порядочности, об отношении к материальным и ценностям.

Воспитывать в детях элементы их нравственного важно. Гармония мира человека, доброты обеспечиваются всеми его слагаемыми, но являются нравственные Нравственные потребности – благородные и человечные – не природы, их необходимо невозможна высокая доброта. Проблема родителей состоит в пытаются воспитывать в качества, которыми обладают. И в этом семейное воспитание – прежде всего родителей.

К сожалению, даже в лучших нередко сводится умственному развитию овладению ими иностранными хорошими манерами, к развитию в различных науки, искусства и этих целях нередко обращаются к репетиторов, домашних Однако, все это действительно лишь тогда, сами родители в оказываются на втором когда конечной воздействий на ребёнка нравственность. Главное в отношение к другому равному себе, как средству решения проблем.

Заключение

Семья характеризуется структурой, известной расстановкой и группировкой ее Основой жизнедеятельности является система межличностные, внутрисемейные и контакты, взаимодействия, как в совместной деятельности, так и во отдыха, обмена взаимные воспитательные и влияния, взаимовыручка, единству мыслей и также индивидуальные каждого члена

В результате индивидов в семье, она персональная микросреда личности. Основными семьи как микросреды являются: коллективное межличностные внутрисемейные семейные традиции, настроения, нормы поведения, нравственно-духовный

Семейные традиции всех близких делает семью просто сообществом крови. Домашние ритуалы могут своеобразной прививкой отдаления детей от взаимного непонимания.

Для всестороннего ребёнка необходимо такие условия в которых его физиологические, интеллектуальные и нравственные будут удовлетворяться в мере и на необходимом уровне. Результат воспитания – здоровье счастье и благополучие.

Семья – это первая пути ребёнка в

Семья воспринимает и своим воспитанникам моральные ценности.

Родители являются которые ребёнок ежедневно. Личности играют существеннейшую жизни каждого

Цель и мотив ребёнка – это счастливая, творческая, а значит богатая, жизнь ребёнка. На созидание жизни и должно направлено семейное

Только при уверенности в любви возможно формирование психического человека, возможно нравственного поведения.

Нравственность ребёнка – это условие его принципиальных последовательности его поведения, достоинства личности,

Само нравственное осуществляется путем ребёнка нравственных убеждений, нравственных эмоций, моральных добре и зле.

Поэтому в жизни человека родители большую и ответственную дают первые поведения. Ребёнок стремится быть мать и отца. родители понимают, что во самих зависит личности ребёнка, то они себя так, что все их поведение в целом формированию у ребёнка тех такого понимания ценностей, которые они передать. Такой воспитания можно вполне сознательным, так как контроль над своим отношением к другим внимание к организации жизни позволяет детей в наиболее условиях, способствующих их гармоничному развитию.

В ходе исследования нами разработаны и внедрены которые нам помогли какую роль семья в нравственном ребёнка младшего возраста. Нами установлено, что на процесс детей младшего возраста влияет всего стиль семье и то, на сколько проблема для родителей, того важными семейные традиции, которым у ребёнка нравственные качества, потребности.

Таким образом, вышеизложенного, делаем том, что задача заключается в необходимости любящим родителям, что их грамотность зависит всего от них самих, от их разобраться в сложном и процессе становления и личности, указать условия формирования ребёнка.

Список литературы

1. Ашиков В. Ещё раз о Дошкольное воспитание. –

2. Гладкова Взаимодействие с семьёй: планирования // Ребёнок в саду. – 2006. - №4. – С. 41.

3. Детский сад и ред. Е.И. «Прсвещение», 1969. – 169 с.

4. Дружинин Психология семьи. – 3-е. – СПб.: 2008. – 176 с.

5. Елизаров проблеме основного фактора семьи // МГУ. – 1996. - №1. – С. – 42 – 49.

6. Змановский Гребенщиков И.В. дети. – Изд. «Юрид. лит».,

7. Кори Шнайдер-Кори М. Как стать психологом. – СПб.: 2007. – 475 с.

8. Лидерс Психологическое обследование Учеб. пособие – студ. фак. высш. учеб. Издательский центр 2006. – 432 с.

9. Маркова В. воспитание в отечественной Дошкольное воспитание. – №12. – С. 104 – 110.

10. Маркова Загик Л.В., В.М. Детский сад и «Просвещение», 1981. – 176 с.

11. Методика работы. / Под ред. Сластенин. – М.: «Академия»,

12. Нравственное и воспитание: Внеклассная старшеклассниками. / Под ред. Водзинского. – Мн.: асвета», 1982. – 151 с.

13. Ожегов Словарь русского «Оникс», «Мир и 2007. – 639 с.

14. Островская Беседы с родителями о воспитании дошкольника: Кн. для дет. сада. – М.: 1987. – 144 с.

15. Островская Педагогические знания – Пособие для воспитателя учреждения. – М.: «Просвещение»,

16. Популярная родителей. / Под ред. Спиваковский. – СПб.: 1997. – 342 с.

17. Потаповская О. воспитание детей и Дошкольное воспитатние. –

18. Рогалева Психологический клуб для «Семь Я» // Дошкольная 2007. - №7. – С. 49 – 53.

19. Рожков Байбородова Л.В. воспитательного процесса в «Академия», 2000. – 72 с.

20. Свердлова Углы семейного диалоги о воспитании. – М.: Московского психолого-социального 2006. – 368 с.

21. Синягина Психолого-педагогическая коррекция отношений. – М.: «Академия»,

22. Синицына Воспитание современного Учеб. пособие для высш. пед. заведений. – Омск: ОмГПУ, 2000. – 159 с.

23. Сластенин Методика воспитательной «Академия», 2002. – 192 с.

24. Смирнова Быкова М.В. исследования структуры и родительского отношения // психологии. – 2000. - №3. – С. 3.

25. Смирнова Проблемы общения взрослого в работах Выготского и М.И. Вопросы психологии. –

26. Смирнова Становление межличностных раннем онтогенезе // психологии. – 1994. - №6. – С. 5 – 15.

27. Султанова Н., Духовно-нравственное воспитание Дошкольное воспитание. –

28. Тугушева Чистякова А.Е. условия реализации воспитания дошкольников в Дошкольная педагогика. –

29. Широкова Жадько Е.Г. детского психолога. – 4-е. – Ростов «Феникс», 2006. – 314 с.

30. Шнейдер Семейная психология: пособие для вузов. – 3-е. – М.: «Академический Екатеринбург: «Деловая 2007. – 736 с.

31. Философский ред. И.Т. Изд. 4-е. – М.: политической литературы,