Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Роль международных организаций на примере ЮНЕСКО и ВОИС в осуществлении охраны и защиты интеллектуальной собственности

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В условиях стремительного развития науки и техники интеллектуальная деятельность человека приобретает все большее значение в различных сферах материального и духовного производства. Все новейшие научные достижения и произведения искусства представляют собой результаты творческого труда и являются объектами интеллектуальной собственности (далее – ИС). Актуальность исследования состоит в том, что в свете ускорения процессов глобализации, увеличения количества трансграничных связей и беспрецедентного роста значения интеллектуальных ценностей необходимость интенсивного международного взаимодействия по вопросам ИС стоит как никогда остро.

Долгое время правовое регулирование отношений, возникающих в связи с использованием интеллектуальных ценностей, считалось целиком и полностью задачей национальных государств, которые тем самым поощряли творчество и содействовали свободной эффективной торговле результатами интеллектуального труда в целях экономического и социального развития. Страны по-разному пытались урегулировать баланс между правами творцов на свои произведения и правом общества на свободный доступ к этим произведениям. В итоге возникали многочисленные несоответствия между национальными законами о защите прав ИС. Права, признаваемые в пределах одной страны, в отсутствие специальных международных соглашений для остальных стран не существовали. На уровне частных лиц это зачастую приводило к использованию произведения или изобретения без согласия на то автора или изобретателя и без выплаты ему гонорара, на межгосударственном же уровне – к потере странами прав на новые технологии. Оказалось, что без четкой регламентации норм пользования интеллектуальными благами невозможно международное сотрудничество практически во всех областях человеческого знания: в области научных исследований, в области медицины, нанотехнологий, в военной области, в области культуры и т. д.

Стала очевидной необходимость международной охраны ИС, обеспечиваемой за счет установления соответствующих контактов на международном уровне.

Таким образом, объектом исследования является интеллектуальная собственность, предметом исследования – деятельность международных организаций по охране и защите интеллектуальной собственности.

Целью исследования является определение роли международных организаций на примере ЮНЕСКО и ВОИС в осуществлении охраны и защиты интеллектуальной собственности.

Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить эволюцию понятия «интеллектуальная собственность»;
  2. Дать основную характеристику объектов интеллектуальной собственности;
  3. Проанализировать деятельность международных организаций по охране и защите ИС;
  4. Оценить эффективность деятельности международных организаций по охране и защите интеллектуальной собственности.

Для достижения указанной цели и решения поставленных задач использовались следующие методы:

1) Метод политического анализа – при изучении процесса формирования и развития деятельности международных организаций по охране и защите интеллектуальной собственности.

2) Структурно-функциональный метод – при изучении линейно-функциональной организационной структуры ВОИС и ЮНЕСКО.

3) Нормативный метод – при анализе положений международно-правовых документов, таких как Стокгольмская Конвенция 1967 года, Парижская и Бернская Конвенции и другие.

В работе были использованы такие международные нормативные источники, как международные договоры, а также доклады и отчеты ВОИС и ЮНЕСКО по деятельности, связанной с ИС.

В научно-исследовательской среде тема деятельности международных организаций по охране и защите ИС весьма актуальна. Среди работ отечественных исследователей можно выделить труды А.И. Абдуллина, И.А. Близнеца, М.А. Рожковы, Г.Ф. Шершеневича, А. К. Жаровы, В.С. Сауткины, Покровской И.А., А.А. Пиленко, Э.П. Гаврилова, Ю.А. Варфоломеевой, С.А. Сударикова, В.А., С.П. Гришаевой, Н. Х. Кашаева, и О.А. Рузаковой ; а также зарубежные исследования К. Финка.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ.

1.1 Эволюция понятия «интеллектуальная собственность».

Понятие «интеллектуальная собственность» официально впервые было закреплено в международном документе в 1967 году. Данным документом была конвенция, учреждающая Всемирную Организацию Интеллектуальной Собственности (далее ВОИС). До этого же, в отношении того, что сейчас именуется интеллектуальная собственность, применялись различные названия, в частности, такие как «авторское право» и «промышленная собственность», которые сейчас являются объектами ИС.

В первую очередь, необходимо рассмотреть доктрину «промышленной собственности», родоначальником которой считается французский политический деятель 18 века С. де Буфлерс. Он написал про ИС, что «дерево, выросшее в поле, менее, несомненно, принадлежит своему собственнику, чем идея – автору». Впоследствии слово «принадлежность» было заменено понятием «собственность»[1].

Основные положения теории промышленной собственности были отражены в вводной части первого французского патентного закона (докладчиком которого в 1791 году был де Буфлерс). Согласно данному документу, «всякое изобретение или открытие есть собственность его автора»[2].

Исследование российского законодательства 19-ого – начала 20 веков показало, что во всех нормативных актах, касающихся авторского права, право автора на созданное им произведение трактовалось как[3] «право собственности, которым можно торговать».

Российскую тенденцию переняла и Великобритания. К примеру, закон об авторском праве от 5 ноября 1956 года рассматривал понятие «авторское право» эквивалентным понятию «право собственности». Согласно документу, автор имел те же права и средства защиты, что и собственник вещи, в частности, он мог передавать авторские права в полной или частичной (путем исключительной лицензии) степени. Последняя предполагает лишения собственника прав совершать те действия, которые он позволил совершать по лицензии другому лицу.[4]

В 19 веке интеллектуальную собственность определяли согласно двум подходам. Согласно первому подходу, авторское право относилось к разновидности права собственности, или как тогда называли «литературной собственности». Сторонники второго полагали, что авторским правом скорее является право исключительное, или «имущественным», которое не является понятием вещного права.

Первый подход вошел в историю как проприетарный подход (от латинского слова «рroprietas» – «собственность»), отождествляет право создателя на достигнутый результат с правом собственности лица, который создал материальный объект. Появление данного подхода связывают с возникновением гуманистической естественнонаучной теории во Франции 18 века. Также необходимо отметить иную точку зрения, согласно которой «некое понятие интеллектуальной собственности существовало на самых ранних этапах истории. В частности, в Древней Греции и Риме плагиат осуждался как бесчестный поступок».[5]

Суть проприетарного подхода заключается в том, что, создав творческий объект, его автор делается собственником прав и обязанностей на этот объект подобно собственнику материальных предметов. Иными словами, объекты интеллектуальной собственности обретают тот же правовой режим, что и вещные объекты.

В 19 веке наряду с термином «литературная и художественная собственность» начал употребляться упоминаемый ранее термин «авторское право». В российской литературе впервые данный термин упомянул российский юрист и цивилист 19 века Г.Ф. Шершеневич. Проанализировав его труды, можно сказать, что права на «литературные, художественные и музыкальные произведения» входят в сферу авторских прав.

Термин «литературная собственность» постепенно начинает приобретать другое значение. Если изначально литературная собственность определялась как вещная собственность, то сейчас в сущность данного термина стало закладываться понятие не вещных прав, а прав исключительных.

Согласно Г. Ф. Шершеневичу, если целью юридической защиты исключительных прав является предоставить «исключительную возможность совершать всем прочим действия с запретом возможности подражания, то эти права являются исключительными. Они занимают место в системе абсолютных прав, наряду с вещными. Различие между ними заключается в их объекте».[6]

В период существования Советского Союза понятие «интеллектуальная собственность» полностью отрицалось, так как считалось, что оно имеет «буржуазную и эксплуататорскую сущность» и использовалось лишь тогда, когда имело место быть рассмотрение международно-правовых вопросов.

Что касается промышленной собственности, «оно отождествлялось с правом, которое защищает интересы буржуазии», а «капиталистический патент – как весьма эффективный юридический инструмент, используемый предпринимателями в их конкурентной борьбе с целью захвата доминирующего положения на рынках и получения сверхприбылей»[7].

На данный момент в законодательствах многих стран исключительное право включает в себя право на использование охраняемых патентом объектов. Возможность прямого запрета другим лицам использовать созданное им изобретение не устанавливается для правообладателя.

В условиях современности исключительный характер авторских прав заключается в том, что относящиеся к создателю произведения авторские права обеспечивают их носителям правомочия на совершение различных действий (внесения изменений в произведение, его использования, получения вознаграждения и т.д.) с одновременным запрещением всем другим лицам совершать указанные действия.

В международной практике понятие «интеллектуальная собственность» закреплено в Конвенции, учредившей ВОИС, согласно которой интеллектуальная собственность включает права, относящиеся к:

  • литературным, художественным и иным научным произведениям;
  • научным открытиям;
  • исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам;
  • изобретениям во всех областях человеческой деятельности;
  • промышленным образцам;
  • товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям,
  • коммерческим обозначениям;
  • защите против недобросовестной конкуренции;
  • а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях
    1.2 Основные характеристики объектов интеллектуальной собственности.

В процессе «эволюции понятия «интеллектуальная собственность» сформировались две общие группы объектов интеллектуальной собственности – объекты авторских прав и объекты промышленной собственности.

Основной характеристикой первой группы является то, что произведения, созданные авторами, рассматриваются как результаты творческой деятельности и не могут повторяться, в них охраняется прежде всего их неповторимая форма. Для охраны или защиты, данные объекты регистрации не требуют.

Объекты промышленной собственности являются повторяемыми явлениями. Изобретение может быть создано одними и теми же людьми, при этом может использоваться одно же обозначение для товара. Здесь регистрация требуется.

За последнее время оформилась третья группа объектов интеллектуальной собственности, которая не попадает под характеристики вышеуказанных категорий. Их правовой режим и условия его осуществления отличается от традиционных. Такие объекты называются нетрадиционными объектами интеллектуальной собственности.

Таким образом, может быть сформирована следующая классификация объектов ИС[8]:

  • объекты авторского права и объекты смежных прав;
  • объекты патентных прав и средства индивидуализации предпринимателей и их продукции, вышедшие из категории промышленной собственности;
  • нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности.

По экспертному мнению белорусского специалисту в сфере интеллектуальной собственности С.А. Сударикова, как и многие понятия, авторское право (далее АвП) имеет смысл рассматривать в объективном и субъективном значениях. В объективном смысле АвП – это подотрасль гражданского права, регулирующая отношения по использованию и охране прав на произведения науки, литературы и искусства. В субъективном смысле – это имущественные и личные неимущественные права авторов и других лиц на объекты АвП.[9]

Под произведением понимается совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения2. Составными частями произведения являются нематериальный – совокупность идей, мыслей, образов, и вещественный – форма его выражения (рукопись, рисунок, скульптура и т.д.) элементы.

Доцент кафедры правового обеспечения рыночной экономики Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации О.А. Рузакова относит к объектами АвП следующие произведения[10]:

• литературные произведения;

• драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

• хореографические произведения и пантомимы;

• музыкальные произведения с текстом или без текста;

• аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы и другие кино- и телепроизведения);

• произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

• произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

• другие произведения.

Авторское право распространяется не только на обнародованные, но и на необнародованные произведения.

Исполнительская деятельность (исполнение), фонограмма, вещание организаций (эфир), содержание баз данных, а также те произведения науки, литературы и искусства, которые впервые обнародуют после их перехода в статус общественного достояния4 – интеллектуальные права на эти объекты известны под наименованием смежные с авторскими правами, или просто смежные права.

Установлено, что под исполнением понимаются5:

• представление произведений, фонограмм, постановок посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств (телерадиовещания, телевидения и иных технических средств);

• показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком).

В свою очередь, под фонограммой понимается любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков, в том числе тех, которые не охраняются авторским правом, например, шум леса, пение птиц и т.д. Исключительные права на фонограмму охраняются независимо от того, записано на ней охраняемое авторским правом произведение или нет[11].

Смежные права – это, в большинстве случаев, производные и зависимые от авторских права. Чтобы смежные права осуществлялись, необходимо получить разрешение автора (правообладателя) и исправно соблюдать его права (как имущественные, так и личные неимущественные).

Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Истечение срока действия авторского права на произведения означает их переход в общественное достояние.

Смежные права возникают также, как и авторские, независимо от выполнения каких-либо формальностей.

Патент – это охранный документ, который свидетельствует об исключительном праве, авторстве и приоритете изобретения, полезной модели либо промышленного образца.

Объектами патентирования являются изобретение, полезная модель и промышленный образец.

Изобретение – это техническое решение в любой области, касающееся продукта (в частности, устройства или вещества), способа (процесс осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств) или применения (в частности, применения уже известного продукта или процесса по новому назначению)[12].

Анализ литературы показал, что объектами изобретений являются технические решения в любой области, относящиеся к продукту (устройство, вещество, штамм микроорганизма, культуры клеток растений и животных) и способу.

На основании анализа специальной литературы был выделен перечень объектов, которые не признаются изобретениями:

  • открытия, научные теории и математические методы;
  • решения, касающиеся только внешнего вида изделий и направленные на удовлетворение эстетических потребностей;
  • компьютерные программы;
  • сорта растений, породы животных и другие.

Под промышленным образцом (ПО) понимается объект интеллектуальных прав, касающийся внешнего вида, дизайна и эргономических свойств изделия разного способа производства. Условиями патентоспособности промышленного образца являются новизна и оригинальность. Промышленный образец признается оригинальным, если его существенные признаки обусловливают творческий характер особенностей изделия. [13]

Согласно анализу соответствующей литературы, не признаются патентоспособными следующие решения:

• обусловленные исключительно технической функцией изделия;

• объектов архитектуры (кроме малых архитектурных форм);

• промышленных, гидротехнических и других стационарных сооружений;

• объектов неустойчивой формы из жидких, газообразных, сыпучих или им подобных веществ и другие.

Возникновение прав на изобретения, полезные модели и промышленные образцы происходит тогда, когда объекта регистрируется в Патентном ведомстве страны регистрации. Монополия патентообладателя не безгранична. Действие патента ограничено определенными временными рамками, установленными Патентным законом, а именно сроками действия патента.

Следующей группой объектов патентного права являются средства индивидуализации предпринимателей и их продукции. Объектами данной группы являются товарные знаки, фирменное наименование и наименование места происхождения товара.

Товарный знак (далее ТЗ) – это любое обозначение или любое сочетание обозначений, с помощью которых можно отличить товары или услуги одного предприятия от товаров или услуг другого предприятия. Обладатель ТЗ имеет возможность пользоваться им, всячески распоряжаться и запрещать его применение другими лицами[14].

Товарные знаки можно разделить на словесные, изобразительные, объемные, звуковые, световые, комбинированные и другие.

Товарные знаки могу быть индивидуальными и коллективными. Индивидуальный товарный знак регистрируется на имя одного гражданина-предпринимателя или юридического лица.[15]

Коллективный товарный знак – это товарный знак, который используется для маркировки товаров, разрабатываемых, изготавливаемых или реализуемых несколькими предприятиями, экономически связанными между собой, объединившимися для совместного использования этого знака.

Фирменное наименование (далее ФН) – это оригинальное обозначение товара, работы, услуги, учреждения, организации или предприятия3. ФН являются ИС их владельцев, регулирующаяся национальным законодательством той страны, где происходит реализация товара или услуги, идет выполнение работы или осуществление деятельности юридического лица под предоставленным ФН.

Анализ литературы показал, что фирменным наименованиям присущи следующие признаки[16]:

• Критерий творчества не является необходимым в отношении фирменного наименования;

• Главное назначение фирменного наименования состоит в индивидуализации юридического лица;

• Фирменное наименование является олицетворением деловой репутации предприятия и тем самым представляет личную и имущественную ценность;

• Фирменное наименование должно быть постоянным и неизменным, сохраняющим свое название даже при переходе предприятия от одного лица к другому;

• Право на фирму, как правило, носит бессрочный характер;

• Юридическое лицо может обладать лишь одним фирменным наименованием в отличие от других средств индивидуализации предприятий и другие.

ТЗ, как и ФН являются средствами индивидуализации предпринимателей. Общим для этих объектов ИС является то, что они могут и не представлять результата творческой деятельности человека, но на них распространяется режим исключительных прав в силу регистрации (специальной – для товарных знаков или нет – для фирменных наименований).

В ходе исследования были выявлены следующие отличия товарного знака от фирменного наименования[17]:

• Различный способ выражения – ФН всегда имеет только словесное обозначение, ТЗ может выражаться в других формах;

• Отличный порядок возникновения исключительных прав – права на ФН возникают при регистрации юридического лица, а права на ТЗ при специальной регистрации в Роспатенте или в другом органе страны регистрации;

• Субъектами права на регистрацию ФН могут быть только коммерческие организации, субъектами прав на ТЗ могут выступать любые юридические лица и индивидуальные предприниматели, для которых нет нужды в образовании юридического лица;

• Различный срок охраны – правовая охрана ТЗ в отличие от ФН носит срочный характер;

• Разный порядок передачи по договору и другие.

Права на ФН прекращаются в следующих случаях[18]:

  1. когда юридическое лицо ликвидировано;
  2. когда оно реорганизовано, то есть когда происходит слияние, разделение, преобразование лица, когда вновь возникшие юридические лица не сохраняют прав на ФН ранее существовавшего юридического лица;
  3. когда юридическое лицо перерегистрируется под новым ФН, в результате которого прекращаются права на прежнее.

Действие исключительных прав на ТЗ прекращается в случаях прекращения его правовой охраны1:

• когда истекает срок действия регистрации ТЗ;

• когда вступает в законную силу решение суда о досрочном прекращении правовой охраны коллективного знака, если он используется на товарах, не обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками;

• когда имеет факт превращения ТЗ в обозначение, вошедшее во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида.

Под наименование места происхождения товара (далее НМПТ) понимается обозначение, которое представляет собой либо современное или историческое наименование страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта или которое произведено от такого наименования, которое стало известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами2.

В ходе исследования были выявлены следующие различия НМПТ с ТЗ[19]:

• ТЗ – это характерное обозначение, а НМПТ – это указание названия географической местности;

• Использование НМПТ осуществляется только в отношении товаров, производимых в данной местности; в отношении производства товаров, маркируемых соответствующим ТЗ, соблюдение данного условия, не требуется;

• Товары, в отношении которых используется НМПТ, должны обладать определенными качествами, характерными свойствами;

• Права на НМПТ не могут передаваться по договору в отличие от прав на ТЗ;

• Регистрация НМПТ бессрочна, а в отношении ТЗ ограничена определенным сроком.

Помимо традиционных объектов ИС, охраняемых в рамках авторского и патентного прав, существуют так называемые нетрадиционные объекты ИС.

Слово «нетрадиционные» по отношению к данной группе объектов интеллектуальной собственности мотивировано тем, что их охрана не подпадает под действие ни авторского, ни патентного права.

К нетрадиционным объектам относятся[20]:

1) топология интегральных микросхем

Топология интегральной микросхемы – это пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов и связей между ними, запечатленное на материальном носителе, а именно на кристалле.

2) селекционные достижения

Селекция – это действия человека, направленные на получение растений и животных с преобладанием необходимых характеристик. Охраняемыми объектами интеллектуальной собственности в данном случае выступают достижения в решении некой практической задачи, а именно новый сорт растения или порода животного.

3) ноу-хау

Секрет производства (ноу-хау) – техническая, организационная или коммерческая информация, которая охраняется от неправомерного использования третьими лицами. Обязательными условиями отнесения информации к ноу-хау являются следующие:

  1. она представляет определенную коммерческую ценность в настоящем или будущем;
  2. свободный доступ к ней отсутствует на основании закона;
  3. владелец обеспечивает ее защиту для сохранения конфиденциальности.

Закон РФ «О коммерческой тайне» регламентирует правовые нормы, касающиеся охраны, передачи и применения секретов производства. В данном случае ноу-хау рассматривается в качестве итогов интеллектуальной деятельности, которые подлежат защите как коммерческая тайна.[21]

При этом понятие коммерческой тайны охватывает более широкий круг явлений, нежели секреты производства (ноу-хау). В него могут входить различные базы данных, документы бухгалтерского учета и другая информация, которая не должна стать достоянием широкого круга лиц по каким-либо причинам. Естественно, такие сведения не являются объектами защиты интеллектуальной собственности, хотя и обладают с ними общими признаками.

Причисление вышеуказанных объектов к нетрадиционным обусловлено их неоднозначностью при попытке точно определить вид правовой охраны. Огромное количество судебных исков в защиту данных сведений вызвано необходимостью законодательного регулирования данной сферы. Специфика проявляется в том, что действия по защите в данном случае направлены не на форму, а исключительно на содержание объекта интеллектуальной собственности.

ГЛАВА 2. РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОХРАНЫ И ЗАЩИТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИМЕРЕ ЮНЕСКО И ВОИС.

2.1. Характеристика деятельности международных организаций по охране и защите интеллектуальной собственности.

Интеллектуальная собственность наряду с другими видами собственности подлежит охране, и в случаи нарушения неприкосновенности чужой собственности активируются механизмы защиты.

Суть охраны в широком смысле заключается в защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц, государства от противоправных посягательств, которая осуществляется на основе закона в особой форме специально уполномоченными законом субъектами, наделенным особым статусом.

Вместе с абстрактным пониманием охраны в науке и в законодательстве имеет место быть и понятие охраны в узком смысле слова. В данном случае в него входят лишь те предусмотренные законом меры, направленные на признание или восстановление гражданских прав, а также при защите интересов в случае нарушения или оспаривания.

Таким образом, охрана и защита интеллектуальной собственности имеют разные цели и осуществляются разными организационными структурами: охраной (оформлением прав с выдачей охранительного документа) занимаются патентные органы, а защитой (в случае нарушения этих прав) – административные и судебные органы[22].

Одними из основных международных организаций, занимающимися вопросами охраны и защиты ИС, являются: Организация Объединенных Наций (далее ООН) – в частности, ее специализированные учреждения Всемирная Организация Интеллектуальной Собственности и Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (далее ЮНЕСКО).

Всемирная Организация Интеллектуальной Собственности – это специализированное учреждение Организации Объединенных Наций (ООН), членами которой является на настоящий момент 191 государство. Главными целями ВОИС, установленными на Стокгольмской Конвенции 1967 года, являются[23]:

1. Содействие охране интеллектуальной собственности во всем мире, осуществляя сотрудничество государств и, в соответствующих случаях, взаимодействуя с любой другой международной организацией;

2. Обеспечение административного сотрудничества различных Союзов – Парижского союза, специальных Союзов и специальных Соглашений, заключенных в связи с этим Союзом, Бернского союза, а также любого другого международного соглашения, призванного содействию охране ИС.

Идея о создании ВОИС появилась в 1883 году: в данном году была подписана Парижская конвенция по охране промышленной собственности[24] – первый основной международный договор, целью которого является оказать помощь гражданам одной страны в приобретении охраны на территории других стран касательно их интеллектуальных творений в форме «промышленной собственности» – изобретений, товарных знаков и промышленных образцов. Парижская конвенция вступила в силу в 1884 г. Подписантами были 11 государств – Бразилия, Бельгия, Франция, Италия, Нидерланды, Португалия, Испания, Швейцария, Сербия, Гватемала и Сальвадор. Было создано Международное бюро, функцией которого было выполнение таких административных задач как организация заседаний государств-членов[25].

В 1886 году была подписана Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений[26], цель которой – помочь гражданам государств ее участникам приобрести международную охрану своего права контроля за использованием своих творческих произведений. Фактически данная конвенция охраняет авторское право демиургов литературных и художественных работ. Для выполнения административных задач в рамках Бернской конвенции также было создано Международное бюро.

Данные две конвенции образовали одноименные Союзы, что было прописано в целях ВОИС.

В 1893 году два небольших бюро объединились в одну международную организацию, которая стала называться Объединенные международные бюро по охране интеллектуальной собственности. Данная организация больше известна по ее французскому сокращению – БИРПИ (Bureaux internationaux réunis pour la propriété intellectuelle). Государства-члены хотели, чтобы БИРПИ получили статус полноправной межправительственной организации. В 1960 году Объединенные Бюро переехали из Берна (своей штаб-квартиры) в Женеву – поближе к Организации Объединенных Наций и другим международным организациям, расположенным в этом городе. [27]

В 1967 году в Стокгольме была подписана Конвенция, учреждающая ВОИС. Были трансформированы административные и заключительные положения существовавших в то время многосторонних договоров, административные функций которых выполняли БИРПИ.

После подписания соглашения между ООН и ВОИС, вступившего в силу 17 декабря 1974 года, ВОИС превратилась в специализированное учреждение ООН по вопросам творчества и интеллектуальной собственности.

В последние годы ВОИС внутренне комплексно перестроилась, в частности были пересмотрены и расширены стратегические цели Организации[28]:

  1. Необходимо сбалансировать развитие международной нормативной базы ИС;
  2. Предоставлять высококачественные услуги в глобальных системах охраны ИС;
  3. Содействовать использованию ИС в интересах развития;
  4. Координировать и развивать глобальную инфраструктуру ИС;
  5. Быть всемирным источником справочной информации и аналитических данных в сфере ИС;
  6. Сотрудничать на международном уровне с целью обеспечения уважения ИС;
  7. Разрешать вопросы ИС в контексте глобальных стратегических задач.
  8. Обеспечивать оперативную связь между ВОИС, ее государствами-членами и всеми заинтересованными сторонами.
  9. Поддерживать административно-финансовую эффективную структуру, которая позволит ВОИС осуществлять свои программы.

ВОИС в основном осуществляет регистрационную, программную, образовательную и издательскую деятельность, обеспечивает межправительственное сотрудничество по административным вопросам ИС.

Все решения, регулирующие стратегическую направленность и деятельность ВОИС, принимаются государствами-членами.

Административные функции – хранит тексты договоров и официальные их переводы, дополнительные договоры, заявления государств о вступлении, разрешает конфликты, обеспечивает процедуры пересмотра договоров, выполняет регистрационные функции для договоров, предусматривающих международную регистрацию объектов ИС – выполняет ВОИС в отношении 26 договоров, включая Конвенцию, учреждающую ВОИС (Стокгольмская конвенция 1967 года).

Законодательство в области авторского и смежных прав имеет цель обеспечить баланс интересов создателей контента и широкой общественности, создавая возможности максимально широкого доступа к авторским произведениям. ВОИС выполняет административные функции ряда международных договоров в области авторского права и смежных прав[29]:

• Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений;

• Брюссельская конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники[30];

• Договор ВОИС по авторскому праву (ДАП)[31];

• Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (ДИФ)[32].

• Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм[33];

• Марракешский договор для облегчения доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям[34];

• Пекинский договор по аудиовизуальным исполнениям[35];

• Римская конвенция об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций[36].

Согласно данным договорам, автор или правообладатель прав на произведения имеет право запрещать или разрешать:

  • его воспроизведение в различных формах, таких как печатное издание или звукозапись;
  • его публичное исполнение, например, в виде пьесы или музыкального произведения;
  • его запись («фиксацию»), например, в форме компакт-дисков или цифровых видеодисков;
  • его передачу в эфир, по радио, кабелю или через спутник;
  • его перевод на другие языки; и
  • его переработку, например, переделку романа в сценарий для фильма.

В Бернской конвенции прописано, что охрана авторского права предоставляется автоматически без необходимости регистрации или выполнения других формальностей. Но чтобы облегчить решение вопросов, связанных с возникновением споров о владельце или авторе произведения, финансовыми сделками, продажей, уступкой или передачей прав в договорах прописана необходимость регистрации объектов авторского и смежных прав.

Инициатива ВОИС – Консорциум доступных книг – призван расширить мировой фонд книг в доступных форматах, например, аудиокниг и книг, напечатанных шрифтом Брайля и крупным шрифтом, и обеспечить доступ к ним слепым и людям с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию.

Другой инициативой ВОИС является идея Коллективного управления авторским и смежными правами – осуществляется реализация авторского и смежных прав организациями, действующими в интересах и от имени владельцев прав.[37]

Таким образом, государства-члены ВОИС сотрудничают в сфере согласования договоров и конвенций, составляющих основу международной системы ИС. Данная деятельность способствует глобальному обмену творчеством и инновациями.

В области товарных знаков ВОИС также администрирует определенные договоры[38]:

• Венское соглашение об учреждении международной классификации изобразительных элементов знаков[39];

• Мадридское соглашение о международной регистрации знаков и Протокол к нему[40];

• Найробский договор об охране олимпийского символа[41];

• Ниццкое соглашение о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков[42];

• Парижская конвенция об охране промышленной собственности;

• Сингапурский договор о законах по товарным знакам[43].

Проведя анализ данных договоров, можно сделать следующие выводы:

  • На национальном уровне охрана ТЗ получается после подачи заявки на регистрацию в национальное/региональное ведомство по товарным знакам и уплаты требующихся пошлин. На международном уровне существует несколько вариантов: подача заявки на регистрацию ТЗ в ведомство по товарным знакам каждой страны, где необходимо получить охрану, либо использование Мадридской системы ВОИС;
  • Мадридская система – это централизованная процедура подачи заявок и управления ими. Подается одна международная заявка, на одном языке (английском, испанском или французском), и уплачивается один набор пошлин в швейцарских франках, получается международная регистрация на территории многих стран;
  • Регистрации позволяет исключительно владельцу ТЗ пользоваться им либо ТЗ может быть лицензирован другой стороне для использования за определенную плату;
  • Срок регистрации ТЗ обычно составляет десять лет с возможностью бесконечного количества раз продления с уплатой дополнительных пошлин;
  • Механизмами защиты ТЗ являются прекращение нарушения, взыскание причиненных убытков, публикация судебного решения (восстановить деловую репутацию потерпевшего), удаление с контрафактной продукции незаконно используемого ТЗ, при невозможности удаления уничтожение контрафактной продукции.

В рамках исследования охраны и защиты ИС необходимо отметить роль Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры[44]. Образовавшись в 1946 году (Устав ЮНЕСКО был принят на Лондонской конференции[45] в ноябре 1945 г., вступил в силу 4 ноября 1946 г.), ЮНЕСКО внесла солидный вклад в решение вопросов правовой охраны ИС, в частности, авторского и смежных прав. Данная организация разработала и приняла Всемирную конвенцию об авторском праве 1952 года (Женевская конвенция), Международную конвенцию об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1961 года (Римская конвенция) и ряд других актов, которые потом перешли под администрирование ВОИС.

ЮНЕСКО предпринимает различные мероприятия по совершенствованию охраны авторского и смежных прав, в частности, предупреждая случаи пиратства через различные информационные кампании, образовательные и исследовательские программы, юридическую и техническую поддержку.

Организация ЮНЕСКО создала в различных странах мира функционирующую сеть университетских кафедр по авторскому праву и иным отраслям права ИС. Благодаря организации осуществляется большая издательская деятельность в сфере ИС. ЮНЕСКО активно занимается исследованием авторско-правовых проблем в рамках конвенция, которые она администрирует. Особое внимание ЮНЕСКО сбыло уделено разработке Руководства для организаций, управляющих авторскими правами на коллективной основе.

В рамках Глобального альянса за культурное разнообразие в ЮНЕСКО разрабатывается инициативы и проекты, целью которых является борьба с пиратством.

В перспективе, деятельность ЮНЕСКО еще более тесно будет связана со сферой охраны и защиты ИС, так как организация активно пытается решить проблемы в сфере биоэтики, занимается вопросом генома человека и биотехнологиями – результаты исследований в этих сферах в дальнейшем могут стать объектами ИС.

2.2. Правовая охрана и защита интеллектуальной собственности в РФ.

Первый закон об авторском праве в России был принят в 1828 году. Он распространялся только на литературные произведения и защищал права авторов и издателей[46]. Затем в 1911 году был издан новый закон, который существенно расширил сферу действия авторских прав и в то время отвечал общепринятым мировым стандартам[47]. Однако судьба закона 1911 года была предрешена событиями Великой октябрьской революции.

После ряда изменений законодательства об авторском праве в 1925 году в СССР был одобрен новый закон. Его логика была предопределена сложившимся экономическим устройством Советского Союза. Так как предприятия не конкурировали друг с другом, бессмысленно было и закреплять исключительные права на интеллектуальную собственность за кем-то одним. Поэтому по закону 1925 года правообладателями могли выступать только сами авторы. Но все авторские права сводились к личным неимущественным правам и к праву на получение вознаграждения за использование произведения. Такое регулирование авторских прав сохранилось вплоть до конца 80-х годов.[48]

В 1993 году был принят Закон РФ “Об авторском праве и смежных правах”[49], который вернул законодательство об авторском праве в русло рыночных отношений. Его создатели опирались на опыт зарубежных стран и международные соглашения в области интеллектуальной собственности. С 1 января 2008 года вступила в силу часть IV Гражданского кодекса РФ. Соответственно, с этой даты прекратил действие Закон РФ “Об авторском праве и смежных правах”. Часть IV Гражданского кодекса РФ сохранила основные положения, закрепленные в Законе 1993 года, однако внесла и ряд существенных изменений. В частности, с принятием части IV Гражданского кодекса Российской Федерации поменялась система договоров в авторском праве.

В Гражданском кодексе РФ дается общий перечень способов защиты интеллектуальных прав:

- путем их признания;

- восстановления положения, существовавшего до нарушения права,

- пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

- самозащиты права;

- присуждения к исполнению обязанности в натуре;

- возмещения убытков;

- взыскания неустойки;

- компенсации морального вреда;

- прекращения или изменения правоотношения;

- изъятием материального носителя – к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю;

- публикацией решением суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя – к нарушителю;

- если юридическое лицо неоднократно или грубо нарушает права, суд может принять решение о ликвидации такого юридического лица, по требованию прокурора;

- иными способами, предусмотренными законом.

Указанные способы защиты не исчерпывают собой всех возможных мер, к которым может прибегнуть потерпевший для защиты своих авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов в РФ. Авторские и смежные права по своей природе являются субъективными гражданскими правами, и поэтому их защита может осуществляться с помощью всех тех способов, которые применяются для защиты субъективных гражданских прав. В числе таких способов можно назвать требования о прекращении или изменении правоотношения, о признании недействительным не соответствующего законодательству ненормативного акта органа государственного управления или местного органа государственной власти, о выплате компенсаций и некоторые другие.[50]

Контрафактные экземпляры произведений или фонограмм подлежат обязательной конфискации по решению суда или судьи единолично, а также по решению арбитражного суда.

Конфискованные контрафактные экземпляры произведений или фонограмм подлежат уничтожению, за исключением случаев их передачи обладателю авторских или смежных прав по его просьбе. Кроме того, суд или судья единолично, а также арбитражный суд могут вынести решение о конфискации материалов и оборудования, используемых для изготовления и воспроизведения контрафактных экземпляров произведений или фонограмм.

Указанные санкции носят административный, а не гражданско-правовой характер и гражданско-правовыми способами защиты авторских и смежных прав в строгом смысле не являются. Однако их введение в авторское законодательство является абсолютно оправданной мерой, хотя и несколько запоздалой.

Зачастую способ защиты нарушенного права либо прямо определен специальной нормой, либо вытекает из характера совершенного правонарушения. Так, например, если при опубликовании произведения искажено имя его автора, он может требовать лишь внесения соответствующих исправлений. Чаще, однако, обладателю авторского или смежного права предоставляется возможность определенного выбора среди потенциальных способов защиты. Например, в случае, когда в результате нарушения авторских или смежных прав потерпевшему причинены убытки, он вправе по своему усмотрению либо потребовать их возмещения в полном объеме, либо взыскать в свою пользу доход, полученный нарушителем вследствие нарушения авторских или смежных прав, либо потребовать выплаты ему возмещения морального вреда.

Указанные меры рассматриваются в качестве дополнительных гарантий защиты интересов обладателей авторских и смежных прав, поскольку они направлены на обеспечение правильного рассмотрения дела и реального исполнения будущего судебного решения.[51]

Следует учитывать, что регламентируемые действующим законодательством способы защиты авторских и смежных прав неоднородны по своей природе, что также оказывает существенное влияние на возможности их реализации. Наиболее распространенным в литературе является их подразделение на меры защиты и меры ответственности, которые различаются между собой по основаниям применения, социальному назначению и выполняемым функциям, принципам реализации и некоторым другим моментам. Наибольшую практическую значимость при этом имеет то обстоятельство, что по общему правилу меры ответственности, в отличие от мер защиты, применяются лишь к виновному нарушителю авторского права и выражаются в дополнительных обременениях в виде лишения правонарушителя определенных прав или возложения на него дополнительных обязанностей. Среди способов защиты гражданских прав, предусмотренных Гражданским кодексом, мерами ответственности могут быть признаны лишь возмещение убытков - взыскание неустойки и компенсация морального вреда; все остальные являются мерами защиты.

Обратимся к более детальному анализу закрепленных ст. ст. 12, 1252 ГК конкретных способов защиты. Первым из них названо признание авторских и смежных прав. Необходимость в данном способе защиты возникает тогда, когда наличие у лица определенного авторского или смежного права подвергается сомнению, такое право оспаривается, отрицается или имеется реальная угроза таких действий. Зачастую неопределенность авторского или смежного права приводит к невозможности его использования или по крайней мере затрудняет такое использование. Признание права как раз и является средством устранения неопределенности во взаимоотношениях субъектов, создания необходимых условий для реализации иных прав и предотвращения со стороны третьих лиц действий, препятствующих его нормальному осуществлению.

Признание права как средства его защиты по самой своей природе может быть реализовано лишь в юрисдикционном (судебном) порядке, но не путем совершения истцом каких-либо самостоятельных односторонних действий. Требование истца о признании права обращено не к ответчику, а к суду, который должен официально подтвердить наличие или отсутствие у истца спорного права.

В большинстве случаев требование о признании права является необходимой предпосылкой применения иных предусмотренных ст. 12 ГК РФ способов защиты. Нередко требование о признании права имеет самостоятельное значение и не поглощается другими способами защиты. Так, признание права является распространенным способом защиты права собственности, других абсолютных (право хозяйственного ведения, право авторства и т.д.) и относительных прав.[52]

Восстановление положения, существовавшего до нарушения права, как самостоятельный способ защиты применяется в тех случаях, когда нарушенное авторское или смежное право в результате правонарушения не прекращает своего существования и может быть реально восстановлено путем устранения последствий правонарушения. Данный способ защиты охватывает собой широкий круг конкретных действий, например, возврат собственнику его имущества из чужого незаконного владения (ст. 301 ГК РФ), в случаях когда произведение обнародовано с нарушениями и без согласия автора (в этом случае автор может потребовать восстановления публикации сведений о допущенных нарушениях) и т.д. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права, может происходить посредством применения как юрисдикционного, так и неюрисдикционного порядков защиты.

Распространенным способом защиты субъективных прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Как и признание права, данный способ защиты может применяться в сочетании с другими способами защиты, например, взысканием убытков или неустойки, или иметь самостоятельное значение. В последнем случае интерес обладателя авторского иди смежного права выражается в том, чтобы прекратить (пресечь) нарушение его права на будущее время или устранить угрозу его нарушения[53]. Так, например, автор произведения, которое незаконно используется (готовится к изданию без его ведома, искажается, подвергается переделке и т.п.) третьими лицами, может потребовать прекратить эти действия, не выдвигая никаких иных, например, имущественных претензий.

Присуждение к исполнению обязанности в натуре, нередко именуемое в литературе еще реальным исполнением, как самостоятельный способ защиты гражданских прав характеризуется тем, что нарушитель по требованию потерпевшего должен реально выполнить те действия, которые он обязан совершить в силу обязательства, связывающего стороны. Исполнение обязанности в натуре обычно противопоставляется выплате денежной компенсации. Вполне очевидно, что интерес потерпевшего отнюдь не всегда может быть удовлетворен такой заменой. В соответствии с действующим законодательством, он вправе настаивать на том, чтобы его контрагент фактически совершил действия, являющиеся предметом соответствующего обязательства. Лишь в тех случаях, когда реальное исполнение стало объективно невозможным либо нежелательным для потерпевшего, данный способ должен быть заменен иным средством защиты по выбору потерпевшего.

Возмещение убытков и взыскание неустойки представляют собой наиболее распространенные способы защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов, которые применяются в сфере как договорных, так и внедоговорных отношений. В отличие от предыдущего способа защиты авторских прав, в данном случае имущественный интерес потерпевшего удовлетворяется за счет денежной компенсации понесенных им имущественных потерь. При этом такая компенсация может быть либо прямо увязана с размером причиненного вреда (возмещение убытков), либо связана с ними лишь косвенным образом или вообще независима от него (взыскание неустойки). Основной формой компенсации причиненного потерпевшему ущерба является возмещение убытков; взыскание неустойки (штрафа) производится в случаях, прямо предусмотренных законом или договором. В соответствии с п. 2 ст. 15 ГК под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода)[54].

Такой способ защиты гражданских прав, как компенсация морального вреда, состоит в возложении на нарушителя обязанности по выплате потерпевшему денежной компенсации за физические или нравственные страдания, которые тот испытывает в связи с нарушением его прав. Применение данного способа защиты ограничивается двумя основными обстоятельствами. Во-первых, требования о компенсации морального вреда могут быть заявлены только конкретными гражданами, так как юридические лица физических или нравственных страданий испытывать не могут. Во-вторых, нарушенные права должны носить по общему правилу личный неимущественный характер.

Своеобразным способом защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов является прекращение или изменение правоотношения. Данный способ защиты субъективных авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов особенно в договорной сфере находит достаточно широкое применение. Условия, например, авторского договора, как правило, предполагают досрочное прекращение обязательств по требованию одной из сторон, в случае если иная сторона не исполняет свои обязательства. Прекращение (изменение) правоотношений как способ защиты прав и интересов может применяться как в связи с виновными, так и с невиновными действием нарушителя. Например, в связи с недобросовестностью автора, не выполняющего в срок свои обязательства. В некоторых случаях возникшее правоотношение может быть признано недействительным с самого начала.

Рассмотренные способы защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций не исчерпывают собой все возможные меры защиты. Это прямо вытекает из ст. 12 ГК РФ, которая отсылает к иным способам защиты, предусмотренным законодательными актами. В качестве примера иных способов защиты можно назвать право кредитора выполнить работу за счет должника (ст. 397 ГК РФ) и др.

Законодательство России, как и многих других государств, наряду с мерами гражданско-правовой защиты авторских прав устанавливает уголовную ответственность за нарушение авторских и смежных прав. В соответствии с УК РФ незаконное использование объектов авторского права, а равно присвоение авторства, если эти действия причинили крупный ущерб, признаются уголовным преступлением.[55] Объектом данного преступления являются охраняемые законом авторские и смежные с ними права.[56] Конституция РФ предусматривает защиту законом интеллектуальной собственности. Статья 146 (а также 147) УК РФ устанавливает такую защиту, выступающую важной гарантией указанных прав.

Однако, несмотря на предпринимаемые законодательством меры, проблема охраны ИС в РФ всё также актуальна. В ходе исследования профессора международной экономики в Университете Санкт-Галлена, доктора экономических наук и магистра экономики, а также главного экономиста ВОИС Карстена Финка на примере Российской Федерации как члена ВОИС с 1970 года (подписала 20 из 28 администрируемых ВОИС международных договоров) и как члена ВТО(Всемирной торговой организации) с 2012 года, определены следующие проблемы в сфере ИС[57]:

1) Отсутствие четкой правовой регламентации использования в отношении разных объектов ИС;

2) Проблема контроля за нелегальным распространением контента;

3) Проблема легального распространения и бесплатного пользования;

4) Конфликт российского законодательства с международным правом при урегулировании споров с ИС;

5) Несовершенство Роспатента как основного федерального органа по делам ИС, представляющего интересы РФ в ВОИС.

На основании анализа нормативно-правовых документов РФ (Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ, Федеральные законы, Устав Роспатента), а также специальной литературы, освещающей практику решения поставленных проблем в современных реалиях, был синтезирован ряд мероприятий для гармонизации данной ситуации:

1) Необходимо подписание оставшихся международных договоров, в частности, Мадридского соглашения по НМПТ, Гаагского и Лиссабонского соглашений, которые помогут стабилизировать ситуацию в сфере ИС в РФ;

2) Провести модернизацию Роспатента (началась в 2016 году), которая предполагает создание единого органа для обеспечения единой государственной политики, соответствующего темпам технологического развития нормативно-правового регулирования в сфере ИС, создание благоприятных условий для коммерциализации результатов ИС и развитие более тесного международного сотрудничество с ВОИС и ВТО.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проведённой работы была рассмотрена эволюция понятия «интеллектуальная собственность». Ее анализ показал, что данное понятие имеет комплексную структуру, выражающуюся в целом ряде значений и сопряженных понятий, таких как права ИС и другие. Из всего вышеизложенного по определению понятия «интеллектуальная собственность» можно сделать следующие выводы:

1) Понятие «интеллектуальная собственность» можно рассматривать с трех сторон: как совокупность отношений между людьми по поводу нематериальных благ, являющихся результатами интеллектуальной деятельности или производными от них; как собирательное понятие, относящееся только к результатам ИС человека; в широком смысле как объекты ИС и права на них.

2) Понятие «право интеллектуальной собственности» может рассматриваться в объективном и субъективном смыслах. В объективном смысле – это подотрасль гражданского права, которая включает в себя нормы права, регулирующие и защищающие права граждан и юридических лиц на результаты ИС. В субъективном смысле слова – это исключительные права на объекты ИС, которые включают в себя исключительные правомочия осуществлять самому, разрешать и запрещать другим лицам их использование различными способами, за исключением случаев свободного использования, предусмотренных законом.

3) Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности включают в себя две группы прав. К первой относятся личные неимущественные права – право авторства, право на имя, право на защиту репутации, которые не могут отчуждаться от личности автора, и право на обнародование (отзыв), которое может переходить по наследству. Вторую группу составляют имущественные права на использование результатов интеллектуальной деятельности, которые должны входить в состав имущества.

Таким образом, интеллектуальная собственность в наиболее общем виде – это совокупность исключительных прав личного и имущественного характера на результаты интеллектуальной и в первую очередь творческой деятельности, а также на некоторые иные, приравненные к ним объекты, конкретный перечень которых устанавливается законодательством соответствующей страны с учетом принятых ею международных обязательств.

В ходе анализа различных нормативно-правовых документов и юридической литературы была составлена всеобъемлющая классификация объектов ИС. В частности, были сформированы три группы объектов:

1) объекты авторского права и объекты смежных прав;

2)объекты патентных прав и средства индивидуализации предпринимателей, продукции, работ и услуг, вышедшие из категории промышленной собственности;

3) нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности.

Анализ деятельности по охране и защите ИС таких международных организаций как ВОИС и ЮНЕСКО показал, что за весь период их функционирования был достигнут значительный прогресс в рассматриваемой сфере. В частности, ЮНЕСКО разработала и приняла Всемирную конвенцию об авторском праве 1952 года (знаменитая Женевская конвенция), а в рамках ВОИС осуществляется администрирование более 30 международных договоров, чьи положения осуществляются и дополняются созданными современными сервисами, такие как WIPO Lex, ABC и другие, что позволяет людям быть уверенными в завтрашнем дне их интеллектуальной собственности. Постоянное совершенствование регистрационных систем разных объектов ИС не только облегчает процедуры для обычных жителей планеты Земля, но и увеличивает спрос на услуги ВОИС, что повышает ее прибыль, которая затем идет на организацию и осуществление различных проектов, в том числе на развитие института ИС в странах третьего мира.

В ходе исследования была определены основные проблемы охраны и защиты ИС в РФ, а также был синтезирован ряд мероприятий для гармонизации данной ситуации:

1) Необходимо подписание оставшихся международных договоров, в частности, Гаагского и Лиссабонского соглашений, которые помогут стабилизировать ситуацию в сфере ИС в РФ;

2) Провести модернизацию Роспатента (началась в 2016 году), которая предполагает создание единого органа для обеспечения единой государственной политики, соответствующего темпам технологического развития нормативно-правового регулирования в сфере ИС, создание благоприятных условий для коммерциализации результатов ИС и развитие более тесного международного сотрудничество с ВОИС и ВТО.

Таким образом, реализация данного комплекса мер может поспособствовать повышению роли института ИС в Российской Федерации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Нормативные правовые акты

1. Марракешский договор для облегчения доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям (2013 г.)

2. Пекинский договор по аудиовизуальным исполнениям (2012 г.)

3. Сингапурский договор о законах по товарным знакам (2006 г.)

4. Договор ВОИС по авторскому праву (ДАП) (1996 г., Женева, Швейцария)

5. Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (ДИФ) (1996 г., Женева, Швейцария)

6. Мадридское соглашение о международной регистрации знаков и Протокол к нему (1989 г.)

7. Венское соглашение об учреждении международной классификации изобразительных элементов знаков(1985 г.)

8. Найробский договор об охране олимпийского символа (1981 г.)

9. Брюссельская конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (1974 г.)

10. Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (1971 г.).

11. Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (1967 г., Стокгольм)

12. Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (1961 г., Рим)

13. Ниццкое соглашение о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (1957 г.)

14. Парижская конвенция по охране промышленной собственности (1883 г.)

15. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений (1886 год)

16. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ по состоянию на 27 июля 2014 г.] // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

17. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) с изменениями, введёнными Федеральный закон РФ от 23.07.2013 № 222-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации»: [федер. закон : принят Гос. Думой 05 июля 2013 года : по состоянию на 18 марта 2019] // Собрание законодательства РФ. 2013. № 8. Ст. 721.

18. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 17.06.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2019)

19. Федеральный закон "О коммерческой тайне" от 29.07.2004 N 98-ФЗ (с изменениями на 18.04.2018 г.)

20. Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" от 09.07.1993 N 5351-1 (с изменениями на 20.07.2004 г.) (утратил силу)

21. Имперский Акт об авторском праве (1911 г.)

22. Цензурный устав и Положение (1828 г.)

2. Литература.

2.1. Научная и учебная литература.

23. Шершеневич, Г. Ф. Учебник русского гражданского права / Г. Ф. Шершеневич. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 532 с.

24. Кашаев, Н. Х. Международно-правовые аспекты защиты прав интеллектуальной собственности / Н. Х. Кашаев // Евраз. юрид. журн. – 2017. – № 5. – С. 37–39.

25. Орехов, А. М. Интеллектуальная собственность. Опыт социально-философского и социально-теоретического исследования / А.М. Орехов. - М.: Либроком, 2017. - 224 c.

27. Рузакова О.А. Актуальные проблемы развития законодательства об интеллектуальной собственности. Имущественные отношения в Российской Федерации. 2017;(3):19–26.

28. Рожкова, М.А. Интеллектуальная собственность. Основные аспекты охраны и защиты. Учебное пособие / М.А. Рожкова. - М.: Проспект, 2017. - 618 c.

29. О.В.Луткова, Л.В.Терентьева, Б.А.Шахназаров Основные проблемы охраны ИС, М: Проспект, 2017. — 221 с.

30. Финк, К. Интеллектуальная собственность и ВТО / под ред. Дэвида Г. Тарра. Торговая политика и значение вступления в ВТО для развития России и стран СНГ. Руководство. – М.: Издательство «Весь Мир», 2016, С. 354-356.

31. Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права. – 7-е изд., стереот. – М.: Статут, 2016. – 351 с.

32. Варфоломеева, Ю.А. Интеллектуальная собственность в условиях инновационного развития: моногр. / Ю.А. Варфоломеева. - М.: Ось-89, 2015. - 484 c.

33. Жарова, А. К. Защита интеллектуальной собственности. Учебник / А.К. Жарова. - М.: Юрайт, 2015. - 426 c.

34. Рузакова, О.А. Право интеллектуальной собственности. / М.: МФПА, 2004. — 308 с.

35. Пиленко, А.А. Право изобретателя. / А.А. Пиленко. – М.: Статут, 2001. С. 87.

36. Гаврилов, Э.П. Авторское право. Издательский договор. Авторский гонорар. / Э.П. Гаврилов. – М.: Юрид. Лит., 1988. С. 7-8.

37. Богатых, Е.А. Патентное право капиталистических и развивающихся государств. / Е.А. Богатых, В.И. Левченко. – М., 1978. С.13-14.

2.2. Периодические издания.

 38. Интеллектуальная собственность в терминах и определениях. Терминологический словарь. - М.: Издательский центр МАНПО, 2017. - 350 c.

 39.  Шишкин Д.А. Соотношение фирменного наименования и коммерческого обозначения/ Д. А. Шишкин // Рос.юстиция. 2016. №6. 12. Шульга А.К. Проблемы соотношения товарного знака и коммерческого обозначения А. К. Шульга // Общество и право. 2015. №3.

40. Гришаева, С. П. Объекты гражданских прав. Деньги, иное имущество, интеллектуальная собственность и другие / С.П. Гришаева. - М.: Библиотечка "Российской Газеты", 2014. - 176 c.

41. Абдуллин, А.И., Правовая охрана интеллектуальной собственности и роль международных организаций в ее развитии (на примере ООН и ее специализированных учреждений) / А.И. Абдуллин // Вестник экономики, права и социологии, 2012, № 3. С. 157-162.

42. Сауткина, В. С. Интересы создателей интеллектуальной собственности в законодательстве РФ / В. С. Сауткина / Мировая экономика и международные отношения. 2012, №12. С. 47-48.

43. Судариков, С.А. Интеллектуальная собственность / С.А. Судариков. – М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2012. С. 38-39

44. Близнец, И.А. Право интеллектуальной собственности / И.А. Близнец, Э.П. Гаврилов, О.В. Добрынин и др. – М.: Проспект, 2011. С. 39.

Интернет-ресурсы:

Наименование портала (издания, курса, документа)

ссылка

Основные учебные материалы

Справочная правовая система «Консультант Плюс».

http://www.consultant.ru/

Официальный сайт ВОИС

http://www.wipo.int/about-wipo/ru/

  1. 3

Официальный сайт ЮНЕСКО

https://ru.unesco.org/

  1. Пиленко, А.А. Право изобретателя. / А.А. Пиленко. – М.: Статут, 2001. С. 87.

  2. Богатых, Е.А. Патентное право капиталистических и развивающихся государств. / Е.А. Богатых, В.И. Левченко. – М., 1978. С.13-14.

  3. Гаврилов, Э.П. Авторское право. Издательский договор. Авторский гонорар. / Э.П. Гаврилов. – М.: Юрид. Лит., 1988. С. 7-8.

  4. Орехов, А. М. Интеллектуальная собственность. Опыт социально-философского и социально-теоретического исследования / А.М. Орехов. - М.: Либроком, 2017. - 224 c.

  5. Там же.

  6. Шершеневич, Г. Ф. Учебник русского гражданского права / Г. Ф. Шершеневич. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 532 с.

  7. Варфоломеева, Ю.А. Интеллектуальная собственность в условиях инновационного развития: моногр. / Ю.А. Варфоломеева. - М.: Ось-89, 2015. - 484 c.

  8. Рузакова, О.А. Право интеллектуальной собственности. / М.: МФПА, 2004. — 308 с. 

  9. Судариков, С.А. Интеллектуальная собственность / С.А. Судариков. – М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2012. С. 38-39

  10. Рузакова О.А. Актуальные проблемы развития законодательства об интеллектуальной собственности. Имущественные отношения в Российской Федерации. 2017;(3):19–26

  11. Судариков, С.А. Интеллектуальная собственность / С.А. Судариков. – М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2012. С. 38-39

  12. Интеллектуальная собственность в терминах и определениях. Терминологический словарь. - М.: Издательский центр МАНПО, 2017. - 350 c.

  13. Близнец, И.А. Право интеллектуальной собственности / И.А. Близнец, Э.П. Гаврилов, О.В. Добрынин и др. – М.: Проспект, 2011. С. 39.

  14. Интеллектуальная собственность в терминах и определениях. Терминологический словарь. - М.: Издательский центр МАНПО, 2017. - 350 c.

  15. Близнец, И.А. Право интеллектуальной собственности / И.А. Близнец, Э.П. Гаврилов, О.В. Добрынин и др. – М.: Проспект, 2011. С. 39.

  16. Судариков, С.А. Интеллектуальная собственность / С.А. Судариков. – М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2012. С. 38-39

  17. Рузакова О.А. Актуальные проблемы развития законодательства об интеллектуальной собственности. Имущественные отношения в Российской Федерации. 2017;(3):19–26.

  18. Гришаева, С. П. Объекты гражданских прав. Деньги, иное имущество, интеллектуальная собственность и другие / С.П. Гришаева. - М.: Библиотечка "Российской Газеты", 2014. - 176 c.

  19. Варфоломеева, Ю.А. Интеллектуальная собственность в условиях инновационного развития: моногр. / Ю.А. Варфоломеева. - М.: Ось-89, 2015. - 484 c.

  20.  Рожкова, М.А. Интеллектуальная собственность. Основные аспекты охраны и защиты. Учебное пособие / М.А. Рожкова. - М.: Проспект, 2017. - 618 c.

  21. Федеральный закон "О коммерческой тайне" от 29.07.2004 N 98-ФЗ (с изменениями на 18.04.2018 г.)

  22. Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права. – 7-е изд., стереот. – М.: Статут, 2016. – 351 с.

  23. Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (1967 г., Стокгольм)

  24.  Парижская конвенция по охране промышленной собственности (1883 г.)

  25. О.В.Луткова, Л.В.Терентьева, Б.А.Шахназаров Основные проблемы охраны ИС, М: Проспект, 2017. — 221 с.

  26. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений (1886 год)

  27. WIPO New Strategic Goals / [электронный ресурс] // Официальный сайт аа. Режим доступа: http://www.wipo.int/about-wipo/ru/, свободный. (Дата обращения: 10.06.19.)

  28. WIPO New Strategic Goals / [электронный ресурс] // Официальный сайт ВОИС. Режим доступа: http://www.wipo.int/about-wipo/ru/, свободный. (Дата обращения: 10.06.19.)

  29. Copyright / [электронный ресурс] // Официальный сайт ВОИС. Режим доступа: http://www.wipo.int/copyright/ru/, свободный. (Дата обращения: 10.06.19.).

  30. Брюссельская конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (1974 г.) 

  31. Договор ВОИС по авторскому праву (ДАП) (1996 г., Женева, Швейцария)

  32. Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (ДИФ) (1996 г., Женева, Швейцария)

  33. Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (1971 г.).

  34. Марракешский договор для облегчения доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям (2013 г.)

  35. Пекинский договор по аудиовизуальным исполнениям (2012 г.)

  36. Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (1961 г., Рим)

  37. Кашаев, Н. Х. Международно-правовые аспекты защиты прав интеллектуальной собственности / Н. Х. Кашаев // Евраз. юрид. журн. – 2017. – № 5. – С. 37–39. 

  38. Trademarks / [электронный ресурс] // Официальный сайт ВОИС. Режим доступа: http://www.wipo.int/ trademarks/ru/, свободный. (Дата обращения: 10.06.19.).

  39. Венское соглашение об учреждении международной классификации изобразительных элементов знаков(1985 г.)

  40. Мадридское соглашение о международной регистрации знаков и Протокол к нему (1989 г.)

  41. Найробский договор об охране олимпийского символа (1981 г.)

  42. Ниццкое соглашение о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (1957 г.)

  43. Сингапурский договор о законах по товарным знакам (2006 г.)

  44. Абдуллин, А.И., Правовая охрана интеллектуальной собственности и роль международных организаций в ее развитии (на примере ООН и ее специализированных учреждений) / А.И. Абдуллин // Вестник экономики, права и социологии, 2012, № 3. С. 157-162.

  45. Лондонская конференция (1945 г.)

  46. Цензурный устав и Положение (1828 г.)

  47. Имперский Акт об авторском праве (1911 г.)

  48. Сауткина, В. С. Интересы создателей интеллектуальной собственности в законодательстве РФ / В. С. Сауткина / Мировая экономика и международные отношения. 2012, №12. С. 47-48.

  49. Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" от 09.07.1993 N 5351-1 

  50. Гришаева, С. П. Объекты гражданских прав. Деньги, иное имущество, интеллектуальная собственность и другие / С.П. Гришаева. - М.: Библиотечка "Российской Газеты", 2014. - 176 c.

  51. Жарова, А. К. Защита интеллектуальной собственности. Учебник / А.К. Жарова. - М.: Юрайт, 2015. - 426 c.

  52. Рузакова О.А. Актуальные проблемы развития законодательства об интеллектуальной собственности. Имущественные отношения в Российской Федерации. 2017;(3):19–26.

  53. Там же.

  54. Рожкова, М.А. Интеллектуальная собственность. Основные аспекты охраны и защиты. Учебное пособие / М.А. Рожкова. - М.: Проспект, 2017. - 618 c.

  55. Жарова, А. К. Защита интеллектуальной собственности. Учебник / А.К. Жарова. - М.: Юрайт, 2015. - 426 c.

  56. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 17.06.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2019)

  57. Финк, К. Интеллектуальная собственность и ВТО / под ред. Дэвида Г. Тарра. Торговая политика и значение вступления в ВТО для развития России и стран СНГ. Руководство. – М.: Издательство «Весь Мир», 2016, С. 354-356.