Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Реклама как сигнал и как информация

Содержание:

Введение

Сегодня актуальность исследования рекламы не вызывает сомнения, так как она играет главную роль в развитии рыночной экономики и является её важным элементом. Если производителя лишить такой эффективной связи с потребителем, каковой является реклама, то он перестанет вкладывать деньги в совершенствование старых и создание новых товаров. Стремление к развитию, конкуренция в предпринимательстве будут увядать.

Известная фраза «реклама - двигатель торговли» довольно точно раскрывает главную функцию рекламы: передачу информации о товаре, знакомство с ним потенциальных покупателей, убеждение его в необходимости приобретения товара. Но от обычного информационного сообщения реклама отличается заинтересованностью в конечном результате. Это не просто изучение информации, а изучение с конкретной, вполне конкретной задачей - увеличение спроса на товар. Реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

На базе ведущих теорий современного рекламоведения следует проанализировать механизмы создания эффективного рекламного образа, в первую очередь, использование стереотипов и архетипов. В настоящее время актуально, во-первых, исследование роли стереотипов в поведении потребителя в контексте социальных, культурных и психологических мотивов покупательской реакции. Во-вторых - выявление значения архетипических образов в процессе создания эффективного рекламного посыла. Названные аспекты исследования представляют интерес для рекламоведения в условиях становления отечественной теории рекламы и кардинальных изменений российской социальной и экономической картины. Выявление роли стереотипов и архетипов имеет практическое значение для создания эффективного рекламного образа: для иллюстрации теоретических положений приводятся рекламные образы, созданные на основе архетипических моделей.

Целью исследования является рассмотрение рекламных средств, используемых в настоящее время и применение их в продвижении туристко-рекреационных услуг Крыма.

Задачи исследования следующие:

1) рассмотреть современные представления о рекламе, изучить рекламный сигнал и его воздействие на стереотипное мышление потребителя;

2) оценить информационное воздействие рекламного контента;

3) проанализировать особенности применения рекламы на примере рынка туризма Республики Крым;

4) сформулировать выводы по результатам исследования.

Объектом исследования выступает реклама как информационное воздействие на потребителя. Предметом исследования являются виды рекламы, применяемые в продвижении туристко-рекреационных услуг Республики Крым.

Методологической основой работы являются современные медиаведческие теории, исследования в области психологии потребителя, теории психоанализа и социологии рекламы: концепции И.В. Грошева, В.В. Ученовой, А.В. Овруцкого, У. Липпмана, Г. Шульце, К. Юнга.

Практическая значимость работы определяется тем, что ее положения можно использовать при изучении дисциплин «Маркетинг», «Теория отраслевых рынков» и других, а также при написании дипломной работы.

Структура работы соответствует всем требованиям и состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников и приложений.

1. Сущность рекламы и основные аспекты ее воздействия на потребителя

1.1. Современные представления о рекламе

Начиная с конца XIX в. реклама приобретает массовый характер, ее распространение в обществе связано с развитием средств массовой коммуникации. В целом реклама функционирует в пространстве массовой культуры и массовой коммуникации. «Реклама, проникающая во все сферы общества, - считает И.В. Грошев, - в настоящее время активно воздействует на его социальные институты и оказывает значительное влияние на социальное поведение живущих в нем людей. Современная реклама стала своего рода романом, своеобразным литературным жанром, только более кратким и существующим в форме не слов, а зрительских образов».[1]

Современное представление о рекламе позволяет воспринимать ее не только как маркетинговую, но и как кросскультурную коммуникацию. Для рекламоведения является весьма продуктивной точка зрения В. В. Ученовой: «Рекламная продукция базируется на глубинных социокультурных предпосылках и затрагивает разнообразные сферы человеческих контактов - идеологию, религию, быт, эстетическую деятельность, властные устремления и т.п.».[2] В.В. Ученова также считает, что язык рекламной коммуникации формируется на основе богатого арсенала средств демонстративной изобразительности, ее ассоциативно-символического потенциала. В свою очередь, этот потенциал складывается в недрах ритуала и мифа.

А.Р. Галямов, развивая эту мысль, утверждает, что «обращение к истории рекламы, ее истокам убеждает нас в том, что она генетически связана с почвой культуры, с ее архаическими формами, ритуалом и мифом, с социокультурными явлениями, присущими каждой отдельной эпохе».[3]

Таким образом, можно согласиться с Ф.Б. Бешуковой, что в современном медиаведении реклама рассматривается с позиций кросскультурного подхода - и как коммуникативная деятельность, и как творческий продукт, активно использующий все мировое культурное наследие.[4]

Сегодня реклама все более активно входит в жизнь социума и отдельной личности в качестве существенного компонента инфо-коммуникативного пространства общества потребления. Научное осмысление феномена рекламы движется в нескольких направлениях, одно из которых направлено на исследование роли массовых стереотипов в процессе рекламной коммуникации. «Многие авторы считают, что реклама как носитель массовой информации может воспроизводить разного рода схемы, а именно стереотипы, и способствовать укреплению их в общественном сознании. Важность изучения механизма стереотипного мышления и восприятия действительности диктуется усиливающимся влиянием массовой информации на общество, каждый участник которого в настоящее время рассматривается как потенциальный потребитель товаров и услуг».[5]

1.2. Рекламный сигнал и стереотипное мышление потребителя

Любой рекламный посыл по сути ориентирован на стереотипное мышление потребителя. Причем, здесь можно отметить две стратегии: либо расчет на то, что сработают стереотипы, и в данном случае рекламный текст строится на базе устойчивых шаблонов массового сознания, либо, наоборот, идет ломка стереотипов, и здесь следует говорить о креативной рекламе, которая оказывается эффективнее для определенных групп товаров и услуг.[6] «Сущностными характеристиками креатива являются оригинальность, нестандартность, новизна, как следствие, высокая степень привлечения внимания потребителей, запоминаемость бренда и содержания коммуникации».[7] Основная воздействующая цель рекламы - это целенаправленное формирование потребностей и установок, регулирование мотивов. Содержание и формы потребностей в общем обусловлены культурой, и здесь сложно переоценить значение стереотипов, которые являются, по определению Уолтера Липпмана, «упрощенным, заранее принятым представлением, не вытекающим из собственного опыта человека».[8]

Современное информационное пространство, по выражению Ж. Бодрийяра, бомбардирует сознание потребителя избыточной информацией, которую мозг человека не в состоянии усвоить и осмыслить. Поэтому возникает своеобразная защитная реакция, коммуникант воспринимает в первую очередь информацию, которая ему знакома и о которой у него есть устойчивое мнение, то есть стереотипные информационные посылы.[9] Во вторую очередь воспринимается послание, которое в своей основе имеет упорядоченность, ясный смысл, либо креатив, новшество. Слишком усложненная, перенасыщенная смыслами и содержанием информация, чаще всего, не успевает усвоиться и переработаться, следовательно, не достигает намеченной цели. Этот факт обусловливает интерес современных исследователей к стереотипам как механизмам эффективной рекламной коммуникации.

Тест на выявление наличия стереотипного сознания достаточно прост: попросите человека быстро назвать цветок, русского поэта, композитора. У взрослых реципиентов в основном ответы следующие: роза - Пушкин - Моцарт / Чайковский. В вопросах нет намека на названные объекты и личности. Но при ответе активизировались мыслительные шаблоны, или стереотипы мышления.

В основном, под стереотипом понимается «схематический, привычный образ или представление человека о социальном явлении или объекте».[10] В сознании каждой личности имеются образы/шаблоны, которые помогают ему упростить информационные потоки. В свою очередь, реклама формирует необходимые для маркетинговой деятельности образы, которые затем методично укореняет в массовом сознании.[11]

Процесс создания и внедрения рекламного образа опирается на авторитетные концепции теории массовой коммуникации и общества потребления. А.В. Овруцкий, анализируя социальную философию общества потребления, обращается к концепции Г. Шульце, по мнению которого, внешний мир человека подразделяется на три эстетических пространства: пространство высокой культуры, тривиальное пространство и пространство напряжения. «Пространство высокой культуры - это культура «старой нормы»: классическая музыка, чтение «хорошей литературы» и посещение музеев являются типичными знаками этого пространства. Тривиальный мир находит свое воплощение в шлягере, телевизионных викторинах и легкой литературе. Кич и обывательский вкус выступают характерными чертами этих схем. К пространству напряжения относятся рок, триллер, т.е. любые не совсем традиционные практики».[12] По сути, эти пространства охватывают основные слои общества, и в их культурном и когнитивном поле могут формироваться и работать массовые стереотипы отдельных социальных групп.

Вполне естественно, что потребитель в первую очередь реагирует на рекламные образы, о которых у него есть представление в эмоционально-оценочноутилитарном плане. Можно утверждать, что «стереотип представляет собой схематичную, содержащую оценочный элемент, определяемую культурой картинку мира в сознании потребителя. Стереотип формируется под воздействием двух фактором: бессознательной коллективной переработки индивидуально-социокультурной среды (важны уровень образования, интеллект личный опыт), а также при целенаправленном идеологическом воздействии с помощью СМИ (важны привычки, социальные роли, среда обитания)».[13]

Стереотипы - «программа», которая является схемой, шаблоном взаимодействия человека с окружающим миром. Причем реклама при помощи образов моделирует вторую реальность, т.к. рекламируемый продукт чаще всего не соответствует рекламному образу, причем во многом уступая ему. Своеобразные рекламные симулякры - знаки, за которыми нет содержания, означающее без означаемого - становятся креативными рекламными образами в постмодернистском стиле. «Постмодернистская реклама отходит от привычных одновекторных образов, однозначных смыслов и все чаще - от прямого показа реального объекта, которому посвящена рекламная кампания».[14] По этому поводу А.В. Овруцкий совершенно верно замечает, что «реклама формирует потребительский дискурс. Она транслирует образ жизни, имплантируя рекламируемый образ товара и сам процесс его потребления в картину мира. В результате, потребление прорастает во все компоненты ментальности, включая смыслообразующие, мотивационные и социальные. Такое воздействие происходит в том числе и на уровне индивидуального и коллективного бессознательного».[15] Таким образом, психический уровень действия стереотипа связан с программами деятельности сознания и подсознания.

На этом уровне заложены, прежде всего, основы стереотипного проявления эмоциональных реакций. Эмоции - устойчивые программы реагирования на степень совпадения реальности с тем, что ожидал человек. Когда ожидания оправдываются и товар дает человеку те возможности или ощущения, которые обещались его рекламой, возникают положительные эмоции, которые закрепляются в сознании и подсознании в тесной ассоциативной связи с маркой/брендом. И зачастую потребитель экстраполирует свое отношение к единичному товару на всю марку/бренд.[16]

Например, будучи удовлетворенным качествами телефона Samsung, потребитель при покупке холодильника, телевизора, сплит-системы в первую очередь обратит внимание на марку, которая оправдала его ожидания. Обратим внимание на рекламный образ телефона Samsung Galaxy А: «Попасть на вершину - это легко! А надолго ли? Зависит только от тебя! Оставайся собой. Заяви миру из чего ты сделан. Вырази свой стиль»; Samsung. Galaxy Note 5: «Будущее сегодня. Впечатления на весь экран»', Samsung: Я не боюсь. СТРАХ. Fear. Он только в твоей голове. Предлог, чтобы сдаться. Перестань бояться. Ты должен преодолеть себя. Это шанс. Это вызов. FearLess. Тебя ничто не остановит / На пути к достижениям. FearLess. С технологиями Samsung. Samsung. Launching people. #BeFearless».[17]

Рекламный образ вполне соответствует формируемым современным рекламным бизнесом стереотипным представлениям об успешном, бесстрашном и креативном стиле жизни. Как мы видим, технические характеристики товара далеко не на первом месте, производители продают образ - образ успешного современного человека, покорителя вершин. Об эффективности рекламной кампании Samsung говорит тот факт, что по продажам телефонов этот бренд в 2015 году вышел на 1 место - продано 319,7 миллиона мобильных устройств.

Таким образом, можно говорить о выработке положительного стереотипа, шаблона, причем потребитель зачастую не анализирует причины своего положительного отношения к тем или иным маркам, т.к., по мнению А.В. Овруцкого, «рекламный дизайн изменяет человеческое восприятие - формирует мозаичность, фрагментарность сознания. Именно фрагментарность сознания является условием эффективного воздействия рекламного образа, а также принципом организации рекламного обращения».[18]

Когда ожидания не оправдываются, проявляются отрицательные эмоции, которые также на основании одного неудачного опыта неоправданных надежд распространяются на всю продукции данной марки. «Отрицательные эмоции называются так не только потому, что они портят настроение, главное заключается в том, что их возникновение останавливает самое действие, отрицая то, к чему организм готов».[19]

1.3. Информационное воздействие рекламного контента

Реклама популяризирует товары и создает отношение потребителей к торговым маркам. Использование товаров должно и полной мере удовлетворить определенные потребности, что вызовет положительные эмоции. Но и само рекламное сообщение создает определенный предварительный эмоциональный настрой, где приветствуются положительные эмоции. Реклама - это идеальный мир, где все могут испытывать наслаждение, удовлетворение, удовольствие, радость, блаженство.[20] Все должны быть счастливы, любить и понимать друг друга.

В рекламе господствуют положительные эмоции:

- Divage. Удивляйся миру. Радуйся жизни (косметика)

- Боди Экспертиз. Альянс эффективности и наслаждений (косметика)

- Volvo. Безопасное удовольствие (автомобиль)

- Балтика Пшеничное. Нефильтрованное удовольствие (пиво)

- Чудо-творожок. Наслаждение, созданное для вас (творожок).

Несомненно, что задача рекламного контента - родить эмоциональную связь аудитории с продуктом. В современном мире эта мысль стала одной из превалирующих в маркетинге. Джозеф Палмер из исследовательской организации Advertising Research Foundation считает, что эмоции куда сильнее когнитивной составляющей сознания, так как человек лучше всего запоминает эмоции, а не факты. «На создание эмоциональной ауры вокруг продукта, в основе которой призыв купить мечту, а не продукт, направлены усилия многих компаний, причем из самых разных сфер. Рациональной продуктовой рекламе сегодня огромное количество брендов предпочитают креатив, затрагивающий в потребителе чувственную сторону восприятия».[21] Аржун Чаудери, декан отделения маркетинга Фэрфилдского университета, также считает, что потребитель испытывает в процессе любой покупки эмоциональную вовлеченность. Но степень этой вовлеченности разная при решении о приобретении разных товаров. Дорогое золотое украшение, например, вызывает высокую эмоциональную вовлеченность, а еда или моющие средства - низкую. И задача маркетолога - создать дополнительную эмоциональность вокруг продукта, имеющего низкую вовлеченность.[22]

Типологической особенностью рекламы является необходимость её мгновенного и однозначного восприятия. Специалисты в сфере рекламной деятельности считают, что сегодня одним из наиболее действенных инструментов для создания успешных брэндов и эффективной рекламы является использование архетипов в качестве базовой модели рекламного образа.[23] Исследования Brand Asset Valuator показывают, что брэнды, четко соответствующие определенному архетипу, реально и стабильно увеличивают прибыльность и успех компании. В условиях лавинообразного роста количества брэндов и торговых предложений древние архетипы позволяют потребителям успешно удовлетворять свои запросы. «Архетипы существуют в подсознании каждого человека, создавая своего рода «фильтры» для входящей информации и являясь по сути «субличностями». Эти «субличности» проявляют себя в различной степени - есть основные (сильные, доминирующие) и есть вспомогательные (слабые, редко используемые). Их «активность» зависит от целого ряда факторов: врожденных способностей, особенностей воспитания, социальной среды, возраста, уровня доходов, гендерных установок, страхов и пр.».[24]

Исследованию подлежат не только индивидуальные, но и групповые стереотипы, которые формируются в результате совместной деятельности людей внутри социальной, либо профессиональной группы. Человек - существо социальное, поэтому наиболее сильными и влиятельными для него оказываются именно групповые стереотипы. При исследовании стереотипов нельзя обойти вниманием теорию Карла Густава Юнга об архетипах, раскрывающую сущность так называемых коллективных образов, коллективного бессознательного, подсознательного уровня наследственной памяти, образов и символов.[25] Архетипы вызывают у людей одни и те же неосознаваемые ассоциации. Коллективное бессознательное отображает образ мира, который сформировался уже в незапамятные времена. В этом образе мира и закрепились стереотипы, правила, варианты взаимодействия индивида и общества с природой и в социальном пространстве. Закрепляются те варианты поведения, которые подтверждаются положительными результатами. Маркетолог рекламного агентства Arnold Worldwide Эмили Беннет предложила граф, на котором изображены наиболее важные архетипы, влияющие на отношения между брендами и потребителями. Каждому архетипу соответствует потребность человека, находящегося в его власти. Некоторые из них являются транскультурными, другие существуют только в коллективном бессознательном представителей определенных культур или народов.[26]

В число универсальных архетипов входят следующие[27]:

Маска (та внешность, которую адресат хотел бы иметь. Это красивые волосы, ресницы.. .и то, каким человека видят окружающие).

Тень (все неприятное, гнетущее, темное, от чего хочется скорее избавиться: кариес, перхоть, лишний вес, мокрые детские пеленки и микробы на кухонной плите).

Самость (использует телереклама соков «Я» - во-первых, само название сока, во-вторых, слоган «Жизнь в твоем вкусе»).

Мать (активно эксплуатируют производители товаров для детей. Маркетологи связывают конкретный продукт с проявлениями материнской любви). Отец (папа может все, что угодно).

Воин (ценности - профессионализм, победа, предприимчивость, деньги. Проявление архетипа: человек, который легко справляется со сложным делом, требующим профессионализма. Его естественная среда - это поле битвы, спортивное состязание, работа, т.е. там, где трудности требуют мужественных и энергичных действий. Он с готовностью принимает вызов судьбы. Он ловок и предприимчив. Мотивация: агрессивность, соревнование, завоевание, мастерство, предприимчивость, деньги).

Творец (на церемонии вручения премии «Оскар» компания Lego дарила актерам статуэтки, собранные из деталей конструктора.).

Трикстер (это плут, веселый обманщик, шут, двойник... Остап Бендер, персонаж рекламы МММ - Леня Голубков).

Странник (ценности - поиск индивидуальности, свобода, реализация, открытие тайн. Проявление архетипа: человек, который стремится быть не таким как все, отстаивает свою индивидуальность. Его привлекают тайны природы, загадки истории. Он стремится познать смысл жизни, найти свое призвание, предназначение. Любит философствовать, путешествовать наяву и в своих фантазиях. Мотивация: раскрытие загадок природы и истории, поиск индивидуальности, интуиция, свобода).

Путешествие (хорошо знаком по рекламной кампании «Marlboro». Его символика - перемены, смена впечатлений, достижение неизведанного, движение...) и другие.[28]

В пространстве рекламы, пожалуй, можно считать все эти архетипы, которые легко проникают в подсознание потребителя и там декодируются, вызывая необходимые рекламодателю эмоции. Можно также сказать, что архетипы участвуют в формировании личностных и групповых стереотипов, поэтому создатель рекламы должен хорошо знать и общечеловеческие, и национальные стереотипы, архетипические модели, которые формируют картину мира, шкалу ценностей и векторы устремлений личности.

2. Анализ воздействия рекламы на примере рынка туризма Республики Крым

2.1. Общая характеристика рекламного рынка Республики Крым

Рассмотрим особенности воздействия рекламы на потребителя на примере рынка туристско-рекреационных услуг Республики Крым.

Следует отметить, что в процессе интеграции данного рынка в экономическое пространство РФ, возникает ряд нерешенных проблем, одной из которых является низкая информированность потенциальных туристов о Крыме как о туристской дестинации. Как показывают проводимые исследования, данную проблему обозначили 38% опрошенных туристов. [29]Несмотря на жесткие условия постоянно возрастающей конкуренции, со стороны Крыма прилагаются недостаточные усилия по формированию туристского имиджа региона с помощью современных рекламных средств. Крым как здравница практически не представлен в информационном пространстве РФ. Отсутствует в целом системная политика по продвижению региона на российском рынке. Вместе с тем, современная индустрия туризма во всем мире является одним из наиболее ярких примеров внедрения и активного использования информационно-коммуникационных технологий.

Реклама, в частности туристская, несет в себе информацию, которая обычно представлена в сжатой, художественно выраженной форме, эмоционально окрашена и доводит до сознания потенциальных потребителей наиболее важные сведения о туристских продуктах и туристском предприятии.[30]

Рекламные средства маркетинговых коммуникаций способствуют предприятиям туристско-рекреационной сферы осваивать новые рынки сбыта, реализовывать разработанные стратегии. Вместе с тем, как средство конкурентной борьбы, реклама обостряет ее, тем самым способствуя повышению качества туристских услуг. Актуальность проблемы использования рекламных инструментов обостряется в сложившейся ситуации отставания темпов развития туристской рекламы в России от темпов развития рынка туристских услуг.

На каждом этапе развития рекламы появляются ее различные классификации. В случае рекламы туристско-рекреационных услуг специалисты предлагают использовать классификацию в зависимости от объекта[31]:

- товарная реклама - формирует и стимулирует спрос на туристский продукт;

- престижная реклама - подчеркивает достоинства, выгодно отличающие ее от конкурентов, формирует имидж;

- нетоварная реклама - пропагандирует определенные идеи и цели.

Одной из популярных на Западе классификаций, которая находит свою поддержку в России, является классификация разделяющая рекламу на 2 вида:

- АТL (от англ. above the line - над чертой);

- BTL (от англ. below the line - под чертой).[32]

В тоже время, сами специалисты обращают внимание на размытую грань, проходящую между ними, которая зависит от рекламно-научных предпочтений региона или страны в целом. Например, в США к АТL -рекламе относят рекламу, которая распространятся с помощью пяти рекламных средств: прессы, телевидения, радио, кино и уличных щитов. В то время как к BTL-рекламе относят: директ-мейл, телемаркетинг, телевизионный маркетинг немедленного отклика, POS-материалы, выставки, презентации, мерчендайзинг, сэмплинг.

В России BTL-реклама своим содержанием отличается от понимания данного инструмента в США, а именно не включают ряд составляющих, но относят product placement. Отечественные специалисты определяют BTL-деятельность как творческую рекламу, предполагающую создание оригинального рекламного продукта, а не его простое размещение в СМИ.

Также маркетологи отмечают, что АТL-реклама оказывает давление на потребителя, в то время как BTL-реклама предполагает побудительное ассоциативное воздействие.

Исследуя динамику изменения объёма рекламы в средствах её распространения в 2013-2015 гг. (рис.1)[33] [4], видно, что в качестве средств передачи рекламного сообщения сегодня на российском рынке используют пять основных инструментов: пресса, телевидение, наружная реклама, радио, интернет. Также, динамика исследуемого процесса демонстрирует, что традиционная реклама становится менее эффективной.

Рис. 1. Динамика изменения объёма рекламы в средствах её распространения на российском рынке с 2013 по 2015 гг.

Показатели исследования российского рекламного рынка (табл.1), которое провела Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР), говорят о том, что в период с 2013 по 2015 год наблюдается значительный рост затрат на интернет рекламу (11%). В большей степени это связано с развитием цифровых технологий, появлением инноваций, различных технологических платформ, позволяющих эффективно взаимодействовать с мобильными устройствами.

Таблица 1

Затраты на рекламные средства на российском рынке в 2013 -2015 гг.

Средства рекламы

2013 г. %

2014 г. %

2015 г. %

Изменения

(2015 г. в % к 2013 г.)

ТВ

47

47

43

- 4

Интернет

21

25

32

+ 11

Печатные СМИ

12

10

8

- 4

Наружная реклама

14

13

12

- 2

Радио

5

5

5

0

Как показано в табл.1., затраты на телевизионную рекламу в 2015 году сократились на 4%, что в удельной массе не повлияло на её долю. В целом, на рекламном рынке ее процент остается самым весомым. Это обуславливается продвижением новых товаров, увеличением конкуренции, появлением большого количества современных ТВ каналов. Самыми проблемными средствами, с точки зрения прироста рекламных инвестиций остались печатные СМИ (- 4%), доля которых сокращается с каждым годом.

Затраты на наружную рекламу снизились на 2%, но по прогнозам АКАР доля этого сегмента на российском рынке рекламы с каждым годом будет уменьшаться, потому, что улицы наших городов уже переполнены наружной рекламой и есть тенденция на то, чтобы такую рекламу сократить.[34] Это мнение поддерживается большинством рекламистов, которые называют печатную и наружную рекламу депрессивными сегментами и прогнозируют дальнейшее неизбежное падение ее объемов в рекламном бизнесе.

По информации российских профессиональных Ассоциаций, ситуация на российском рекламном рынке ухудшается как реакция на негативные настроения крупнейших рекламодателей. ТОП-20 рекламодателей, подавляющая часть которых составляют транснациональные корпорации, снизил маркетинговые бюджеты в среднем на 12%. К примеру, в январе-июле 2014 года коммерческая загрузка рекламных поверхностей в Москве составляла, по данным исследовательской компании «ЭСПАР-Аналитик», всего 59,6% против 78,2% 2013 года.[35]

2.2. Особенности применения в Крыму наружной рекламы

В Крыму рынок наружной рекламы сформировался двадцать лет назад. Крымские рекламисты обеспокоены складывающейся ситуацией в рекламном бизнесе, так как в последние годы в сфере наружной рекламы в Республике Крым возникло много проблем, которые созданы в основном непрофессиональными, иногда коррумпированными действиями чиновников.

21 октября 2014 года Советом Министров Крыма было принято Постановление «О некоторых вопросах распространения наружной рекламы, установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в Республике Крым», которым утверждены «Примерные правила распространения наружной рекламы, установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации на территории муниципального района или городского округа в Республике Крым», а также «Сборник типовых рекламных конструкций».[36]

Рекламисты обращают внимание, на то, что к разработке документов не были привлечены непосредственно специалисты. К тому же принятое постановление не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в сфере наружной рекламы. В Постановлении применяются понятия, не предусмотренные законом «О рекламе». Допущен ряд ошибок, в частности, смешаны понятия «рекламная конструкция» с «объектом рекламы», с «информационными указателями», вывесками предприятий и учреждений.[37]

Специалисты предлагают на данном этапе отменить внедрение непродуманных нормативных актов в отношении наружной рекламы Крыма для того, чтобы рекламному бизнесу Крыма накопить ресурсы и без потерь войти в правовую и финансовую систему РФ.

По мнению представительств ряда агентств, только новизна форм сегодня способна привлечь рекламодателей, поэтому все большую популярность приобретают нетрадиционные формы рекламы. Причем данная тенденция характерна как для АТL-рекламы, например, аудиореклама в городском транспорте, реклама на чеках, так и для BTL-рекламы.

На данный момент непосредственно в Крыму наиболее широко используются традиционные средства рекламы. К эффективным способам воздействия на аудиторию в Крыму относят рекламу на транспорте - преимущества, которого привлекают внимание все большего числа рекламодателей. Размещение рекламы на транспорте наиболее эффективна с точки зрения охвата аудитории.

В России наряду с традиционными средствами, начинают внедрять рекламные средства с помощью инновационных технологий. Несмотря на сравнительно недавнее появление, они получают широкое распространение.[38]

Например, одна из наиболее перспективных видов инновационной рекламы является технология InDoor реклама - видеореклама на витринах. По мнению специалистов, она привлекает внимание более 90% потребителей. Технология InDoor превращает витрину в полнофункциональный канал продаж. Данная технология получила распространение в странах Европы, в Японии, США, Корее и в России и постепенно внедряется на рекламный рынок Крыма.[39]

В последние годы данная рекламная технология серьезно совершенствовалась и на российском рынке InDoor рекламы появилась новая технология проецирования 3D изображений и видео. Внимание потребителя привлекает уже не плоское, а трехмерное, содержащее рекламную информацию. Теперь, чтобы привлечь потребителей изображение выходит за пределы экрана. Инструменты рекламной видеопроекции используется в event-мероприятиях, ярмарочно-выставочных мероприятиях, презентациях.[40]

Еще одним уникальным видом рекламы специалисты называют видеорекламу в городском транспорте. Что бы повысить эффективность данной рекламы к роликам добавляют развлекательный контент: короткие мультфильмы, поздравления с праздниками, социальные ролики и т.д. Помимо этого, возможно проведение каких-либо конкурсов: разыгрываются посещения в СПА-центры, фитнес-клубы, подарочные сертификаты и т.п.[41]

2.3. Интернет-реклама и мобильная реклама в Крыму

Несмотря на тот факт, что инновационные технологии рекламы на данный момент еще не успели проникнуть в Крым, реклама в Республике также имеет свою специфику и особенность. Это реклама с помощью интернет-ресурсов. Чтобы в первую очередь максимально восстановить и улучшить инфраструктуру Крыма, и сделать отдых здесь не менее престижным, но более доступным по материальным затратам, российское правительство уделяет полуострову повышенное внимание. На данном этапе развития в качестве целевой аудитории рассматриваются туристы из России и дружественных государств. Уже сейчас наиболее популярными поисковыми запросами в Интернете являются фразы, связанные с отдыхом в Крыму. Севастополь, Ялта, Симферополь, Феодосия, Алушта и другие города Крыма.[42]

Учитывая динамику развития интернет-рекламы на российском и мировом рынках, туристским, гостиничным и курортным предприятиям Крыма следует активнее использовать данные рекламные средства, чтобы налаживать коммуникационные связи с потребителями. Преимуществом рекламы в сети Интернет является ее построение в информационной среде, отличающейся глобальным охватом объектов и отсутствием государственных границ на пути обмена информацией. Среди современных инструментов интернет-рекламы выделяют:

SMM (Social Media Marketing) - маркетинговые активности в социальных сетях. К ним относится раскрутку групп ВКонтакте и в Facebook, а также других социальных медиа. Для того чтобы эффективно использовать данные инструменты в качестве продвижения туристского продукта, следует использовать следующие методы[43]:

- создание группы с индивидуальным дизайном;

- подготовка группы к раскрутке - размещение контента и специальных предложений, создание тем для обсуждений;

- непосредственно раскрутка группы - это инвайт, таргетированная реклама.

- раскрутка через лидеров мнений и рейтинговых пользователей ВКонтакте.

Раскрутка в Facebook имеет свою особенность, а именно направленность на другую целевую аудиторию, более возрастную и платежеспособную. Раскрутка в Facebook обходиться дороже, однако в силу лучшего качества аудитории конверсия на 100 посетителей в среднем в 2 раза выше, чем ВКонтакте. В отличие от контекстной рекламы и SEO, которые используют принцип горячего спроса, реклама в социальных сетях работает согласно механизму отложенного спроса.[44]

Мобильная реклама. По статистике, более 80% всего дееспособного населения России, не могут выйти из дома без мобильного устройства - телефона, смартфона или планшета. Причем, мобильный интернет все более вытесняет традиционный выход в сеть со стационарных устройств (рис. 2).

Рис. 2. Динамика роста числа пользователей мобильного интернета[45]

Согласно исследованиям Яндекс, совместно с TNS, число пользователей мобильного интернета возрастает в среднем на 75% в год. Специалисты, акцентируют внимание уже не на количественный, а качественный прорыв, так как мобильная аудитория начала покупать. Отмечают также и поведенческие особенности аудитории, использующей мобильные устройства при осуществлении покупок. Согласно докладу Adobe Digital Marketing Insights, владельцы мобильных устройств тратят в среднем на 20% больше на покупки в интернет-магазинах, по сравнению с владельцами ноутбуков и ПК.[46]

Еще одним эффективным инструментом продаж через интернет является контекстная реклама. Задача, которой заключается в том, чтобы показать предложение туристского продукта именно той части аудитории, которая в нем заинтересована, т.е. пользователи сами ищут то, что им предлагают.

Здесь, специалисты рекомендуют учитывать основные тонкости контекстной рекламы, а именно:

1. Правильно выбирать ключевые запросы для контекстной рекламы, к примеру, с помощью таких инструментов как статистика поисковых запросов.

2. Составление релевантных объявлений контекстной рекламы.

3. Грамотно выбирать стратегию показов объявлений контекстной рекламы.

Не следует пренебрегать услугой юзабилити-тестированием сайта. Как говорят специалисты данной сферы, сайт должен быть «дружественный по отношению к пользователю», чему и будет способствовать использование данной услуги, помогающей найти все места на сайте, где изначально теряются целевые посетители.[47]

В процессе использования рекламных инструментов маркетинговых коммуникаций лучше прибегать к услугам рекламных агентств. Так как от разработки дизайна рекламной листовки, где имеет значение размер и форма букв, соотношение шрифтов, цветовое решение и т.д., до разработки сайта и раскрутки ярмарочно-выставочных мероприятий в туризме, необходимы креативные профессионалы данной сферы, помогающие привлечь потенциального туриста.

Развитие информационных систем: широкое распространение интернет-платформ (класса booking.com, skyscanner.ru и др., а также социальных сетей всех типов) является стимулом для изменения спроса на туристские и сопутствующие услуги. В последние годы в развитых странах наблюдается существенный рост так называемого индивидуального туризма. Отдельной важной составляющей развития информационных систем, влияющей на рынок туризма, является повсеместное распространение мобильных устройств и реализация концепции «дополненной реальности» (возможность в любой момент времени получить информацию о любом туристском объекте любого класса). В подобном контексте неотъемлемой составляющей развития туризма является информационное обеспечение (доступность информации в сети интернет).

Можно отметить, что в целом рынок движется в сторону большей прозрачности и доступности для конечного потребителя. Рост доли туристских услуг, оформляемых в сети Интернет, можно признать наиболее заметным трендом на российском рынке начиная с 2014 года, продолжающимся уже несколько лет. Структура спроса изменяется, смещаясь в сторону самостоятельного оформления туристских услуг в сети Интернет населением.

Заключение

В завершении необходимо сделать ряд выводов.

Исследование показало, что в современной науке реклама рассматривается не только с маркетинговой точки зрения, но и с позиций кросскультурного подхода - и как коммуникативная деятельность, и как творческий продукт, активно использующий все мировое культурное наследие.

Реклама все более активно входит в жизнь социума и отдельной личности в качестве существенного компонента инфо-коммуникативного пространства общества потребления. Научное осмысление феномена рекламы движется в нескольких направлениях, одно из которых направлено на исследование роли массовых стереотипов в процессе рекламной коммуникации. Именно это направление и было рассмотрено в работе наиболее подробно.

В работе сделан вывод, что любая реклама, по сути, ориентирована на стереотипное мышление потребителя. Причем, здесь имеет место две стратегии: либо расчет на то, что сработают стереотипы, и в данном случае рекламный текст строится на базе устойчивых шаблонов массового сознания, либо, наоборот, идет ломка стереотипов, и здесь следует говорить о креативной рекламе, которая оказывается эффективнее для определенных групп товаров и услуг. Креатив заключается в таких характеристиках, как оригинальность, нестандартность, новизна, как следствие, высокая степень привлечения внимания потребителей, запоминаемость бренда и содержания коммуникации.

Основная воздействующая цель рекламы - это целенаправленное формирование потребностей и установок, регулирование мотивов. Задача рекламного контента - родить эмоциональную связь аудитории с продуктом.

В работе проведен анализ воздействия рекламы на примере рынка туризма Республики Крым.

Сделан вывод, что на сегодняшний день в рекламной индустрии ярко прослеживаются следующие тенденции:

1. Развитие цифровых технологий, внедрение инноваций, различных технологических платформ, позволяющих налаживать эффективные маркетинговые коммуникации с туристами. В свою очередь, комплексное применение данных инструментов содержит огромный потенциал и открывает широкие возможности, позволяющие активно интегрироваться Крыму как туристско-рекреационной дестинации в российский туристский бизнес.

2. Заметное снижение эффективности традиционной рекламы и отнесение части ее средств к депрессивным и угасающим сегментам рекламного бизнеса.

К сожалению, на сегодняшний день на рынке туристко-рекреационных услуг Крыма, инновационные рекламные инструменты пока еще не получили широкого распространения, в целом и традиционные рекламные инструменты, используются неэффективно. Что можно объяснять рядом как объективных, таких как несовершенство законодательных актов, так и субъективных причин, а именно недостаточным уровнем профессионализма у представителей туристско-рекреационной отрасли для работы в данной сфере. Таким образом, сегодня развивающаяся рекламная индустрия открывает широкие возможности для туристско-рекреационной предприятий Крыма, которым необходимо активизировать рекламную кампанию по продвижению туристских продуктов с помощью применения современных комплексных рекламных инструментов маркетинговых коммуникаций по привлечению туристов на полуостров.

Список использованных источников

  1. Постановление Совета Министров Республики Крым от 21 октября 2014 года № 405 «О некоторых вопросах распространения наружной рекламы, установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в Республике Крым» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW509&n=4103&dst=100001#0 (дата обращения: 17.11.2016)
  2. MEDIA BROS. Интернет-маркетинг для людей. [Электронный ресурс]. - URL: http://media-bro.ru/smm/ (дата обращения: 17.11.2016)
  3. Ассоциация Коммуникационных Агентств России. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.akarussia.ru/press_centre/news/id5953 (дата обращения: 17.11.2016)
  4. Бешукова Ф.Б., Хаткова И.Н. Роль стереотипов и архетипов массового сознания в рекламной коммуникации // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. -2016. - № 1 (172). - С. 137-144.
  5. Галямов А.Р. Архетип как основная формообразующая модель рекламного дискурса [Электронный ресурс] // Вестник Башкирского университета. - 2012. - № 1. - т. 15. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/arhetip-kak-osnovnaya-formoobrazuyuschaya-model-reklamnogo-diskursa (дата обращения: 16.11.2016)
  6. Григорьев М. Н. Маркетинг: учебник для прикладного бакалавриата / М.Н. Григорьев. – 5-е., изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 559 с.
  7. Грошев И.В. Полоролевые стереотипы в рекламе // Психологический журнал. - 2016. - № 3. – С. 19-23.
  8. Дементий Д. Как использовать силу архетипов в маркетинге [Электронный ресурс]. - URL: http://texterra.ru/blog/kak-ispolzovat-silu-arkhetipov-v-marketinge.html (дата обращения: 16.11.2016)
  9. Долгополова Н. Теория архетипов К.Г. Юнга и ее применение в графической рекламе [Электронный ресурс]. - URL: http://www.taby27.ru/studentam_aspirantam/philos_design/vlijanie-jun-ga-na-dizajjn/teoriya-arxetipov-yunga-ee-primenenie-v-graficheskoj-reklame.html (дата обращения: 16.11.2016)
  10. Инновационная реклама в Крыму. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rek-la-ma.su/ (дата обращения: 17.11.2016)
  11. ИТ-Помощник. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.it- pomoshnik.com/ (дата обращения: 17.11.2016)
  12. Кикова Т.М. Теоретические основы постмодернистской рекламы // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. - Майкоп, 2014. Вып. 3 (145). - С. 148-152.
  13. Ланковская Е.К., Басиста В.В. Обзор применения рекламных средств на рынке туристско-рекреационных услуг Крыма // Таврический научный обозреватель. - 2016. - № 2 (7). - С. 51-57.
  14. Миколайчук А.А. Интернет-маркетинг как эффективный инструмент продвижения туристских дестинаций Крыма // Таврический научный обозреватель. – 2016. - № 1 (6). - С. 16-21.
  15. Наружная реклама Крыма. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.media-online.ru/index.php3?id=324833 (дата обращения: 17.11.2016)
  16. Овруцкий А.В. Социальная философия потребления: методологические и теоретические аспекты. - Ростов н/Д, 2015. - 216 с.
  17. Пономарева А.М. Креатив в коммуникационном процессе // Визуальные коммуникации в рекламе и дизайне / под ред. В.О. Пигулевского, А.В. Овруцкого. - Харьков: Гуманит. ун-т, 2015. - 432 с.
  18. Рекламное агентство «Взгляд». [Электронный ресурс]. - URL: http://www.reklama-pmr.com/ (дата обращения: 17.11.2016)
  19. Стереотипы в области рекламы [Электронный ресурс]. - URL: http://life-prog.ru/l_17416_stereotipi-v-oblas- ti-reklami.html (дата обращения: 16.11.2016)
  20. Туристическая библиотека. [Электронный ресурс]. - URL: http://tourlib.net/ (дата обращения: 17.11.2016)
  21. Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы, или Метаморфозы рекламного образа: учеб. для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 340 с.
  22. Lippmann W. Public opinion [Электронный ресурс]. - URL: http://wps.pearsoncustom.com/wps/media/objects/2429/248743O/pdfs/lippmann.pdf (дата обращения: 16.11.2016)

Приложение 1

Рис. 1. Основные виды и средства рекламы

  1. Грошев И.В. Полоролевые стереотипы в рекламе // Психологический журнал. - 2016. - № 3. – С. 19.

  2. Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы, или Метаморфозы рекламного образа: учеб. для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. С. 7-8

  3. Галямов А.Р. Архетип как основная формообразующая модель рекламного дискурса [Электронный ресурс] // Вестник Башкирского университета. - 2012. - № 1. - т. 15. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/arhetip-kak-osnovnaya-formoobrazuyuschaya-model-reklamnogo-diskursa (дата обращения: 16.11.2016)

  4. Бешукова Ф.Б., Хаткова И.Н. Роль стереотипов и архетипов массового сознания в рекламной коммуникации // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. -2016. - № 1 (172). - С. 137

  5. Стереотипы в области рекламы [Электронный ресурс]. - URL: http://life-prog.ru/l_17416_stereotipi-v-oblas- ti-reklami.html (дата обращения: 16.11.2016)

  6. Бешукова Ф.Б., Хаткова И.Н. Роль стереотипов и архетипов массового сознания в рекламной коммуникации // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. -2016. - № 1 (172). - С. 138.

  7. Пономарева А.М. Креатив в коммуникационном процессе // Визуальные коммуникации в рекламе и дизайне / под ред. В.О. Пигулевского, А.В. Овруцкого. - Харьков: Гуманит. ун-т, 2015. С. 247.

  8. Lippmann W. Public opinion [Электронный ресурс]. - URL: http://wps.pearsoncustom.com/wps/media/objects /2429/248743O/pdfs/lippmann.pdf (дата обращения: 16.11.2016)

  9. Бешукова Ф.Б., Хаткова И.Н. Роль стереотипов и архетипов массового сознания в рекламной коммуникации // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. -2016. - № 1 (172). - С. 138.

  10. Грошев И.В. Полоролевые стереотипы в рекламе // Психологический журнал. - 2016. - № 3. – С. 20.

  11. Бешукова Ф.Б., Хаткова И.Н. Роль стереотипов и архетипов массового сознания в рекламной коммуникации // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. -2016. - № 1 (172). - С. 139.

  12. Овруцкий А.В. Социальная философия потребления: методологические и теоретические аспекты. - Ростов н/Д, 2015. С. 120.

  13. Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы, или Метаморфозы рекламного образа: учеб. для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. С. 187.

  14. Кикова Т.М. Теоретические основы постмодернистской рекламы // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. - Майкоп, 2014. Вып. 3 (145). - С. 149.

  15. Овруцкий А.В. Социальная философия потребления: методологические и теоретические аспекты. - Ростов н/Д, 2015. С. 124.

  16. Бешукова Ф.Б., Хаткова И.Н. Роль стереотипов и архетипов массового сознания в рекламной коммуникации // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. -2016. - № 1 (172). - С. 139.

  17. Там же. С. 139-140.

  18. Овруцкий А.В. Социальная философия потребления: методологические и теоретические аспекты. - Ростов н/Д, 2015. С. 130.

  19. Стереотипы в области рекламы [Электронный ресурс]. - URL: http://life-prog.ru/l_17416_stereotipi-v-oblas- ti-reklami.html (дата обращения: 16.11.2016)

  20. Бешукова Ф.Б., Хаткова И.Н. Роль стереотипов и архетипов массового сознания в рекламной коммуникации // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. -2016. - № 1 (172). - С. 140.

  21. Дементий Д. Как использовать силу архетипов в маркетинге [Электронный ресурс]. - URL: http://texterra.ru/blog/kak-ispolzovat-silu-arkhetipov-v-marketinge.html (дата обращения: 16.11.2016)

  22. Бешукова Ф.Б., Хаткова И.Н. Роль стереотипов и архетипов массового сознания в рекламной коммуникации // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. -2016. - № 1 (172). - С. 140-141.

  23. Там же. С. 141.

  24. Долгополова Н. Теория архетипов К.Г. Юнга и ее применение в графической рекламе [Электронный ресурс]. - URL: http://www.taby27.ru/studentam_aspirantam/philos_design/vlijanie-jun-ga-na-dizajjn/teoriya-arxetipov-yunga-ee-primenenie-v-graficheskoj-reklame.html (дата обращения: 16.11.2016)

  25. Там же.

  26. Бешукова Ф.Б., Хаткова И.Н. Роль стереотипов и архетипов массового сознания в рекламной коммуникации // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. -2016. - № 1 (172). - С. 142.

  27. Там же. С. 142-143.

  28. Бешукова Ф.Б., Хаткова И.Н. Роль стереотипов и архетипов массового сознания в рекламной коммуникации // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. -2016. - № 1 (172). - С. 143-144.

  29. Ланковская Е.К., Басиста В.В. Обзор применения рекламных средств на рынке туристско-рекреационных услуг Крыма // Таврический научный обозреватель. - 2016. - № 2 (7). - С. 51.

  30. Туристическая библиотека. [Электронный ресурс]. — URL: http://tourlib.net/ (дата обращения: 17.11.2016)

  31. Туристическая библиотека. [Электронный ресурс]. — URL: http://tourlib.net/ (дата обращения: 17.11.2016)

  32. Григорьев М. Н. Маркетинг: учебник для прикладного бакалавриата / М.Н. Григорьев. - 5.е., изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2015. С. 345.

  33. Ассоциация Коммуникационных Агентств России. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.akarussia.ru/ press_centre/news/id5953 (дата обращения: 17.11.2016)

  34. Ассоциация Коммуникационных Агентств России. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.akarussia.ru/ press_centre/news/id5953 (дата обращения: 17.11.2016)

  35. Там же.

  36. Постановление Совета Министров Республики Крым от 21 октября 2014 года № 405 «О некоторых вопросах распространения наружной рекламы, установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в Республике Крым» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/ online.cgi?req=doc&base=RLAW509&n=4103&dst=100001#0 (дата обращения: 17.11.2016)

  37. Наружная реклама Крыма. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.media-online.ru/index.php3?id=324833 (дата обращения: 17.11.2016)

  38. Инновационная реклама в Крыму. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rek-la-ma.su/ (дата обращения: 17.11.2016)

  39. Там же.

  40. Инновационная реклама в Крыму. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rek-la-ma.su/ (дата обращения: 17.11.2016)

  41. Рекламное агентство «Взгляд». [Электронный ресурс]. - URL: http://www.reklama-pmr.com/ (дата обращения: 17.11.2016)

  42. ИТ-Помощник. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.it- pomoshnik.com/ (дата обращения: 17.11.2016)

  43. MEDIA BROS. Интернет-маркетинг для людей. [Электронный ресурс]. - URL: http://media-bro.ru/smm/ (дата обращения: 17.11.2016)

  44. Ланковская Е.К., Басиста В.В. Обзор применения рекламных средств на рынке туристско-рекреационных услуг Крыма // Таврический научный обозреватель. - 2016. - № 2 (7). - С. 54.

  45. MEDIA BROS. Интернет-маркетинг для людей. [Электронный ресурс]. - URL: http://media-bro.ru/smm/ (дата обращения: 17.11.2016)

  46. Там же.

  47. Миколайчук А.А. Интернет-маркетинг как эффективный инструмент продвижения туристских дестинаций Крыма // Таврический научный обозреватель. – 2016. - № 1 (6). - С. 16