Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Развитие творческих способностей дошкольников в условиях театрализованной деятельности (Теоретические основы развития творческих способностей детей дошкольного возраста)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Современное системное образование претерпевает достаточно мощные изменения, связанные с реформированием. Одним из важных документов определяющим суть реформы, содержания, этапы, является Закон об образовании РФ, и Федеральный Государственный Закон Дошкольного Образования (далее по тексту – ФГОС ДОО), в которых основными задачами реализации содержания образовательной области «художественно-эстетическое развитие» являются: развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.

Проблема развития творческих способностей дошкольников далеко не нова, решению данной проблемы посвящены многие исследования, многие практические работы. Но, к сожалению, недостаточно внимания педагогу уделяют использованию такой формы работы как театрализованная студия в рамках развития творческих способностей дошкольников, ведь использование театральных студий позволяет сплотить дошкольников в единой деятельности, развить артистизм, креативность, мышление дошкольников, следовательно, проблематика исследования обусловлена недостаточной изученностью аспектов использования театрализованной деятельности, а актуальность исследования настоящего исследования заключается в освещении дефицита информации по данной теме.

Актуальность и проблематика исследования обусловили его цель – изучение особенностей организации театрализованной деятельности как средства развития творческих способностей дошкольников.

Задачи исследования.

  1. Изучить сущность содержания понятия «творческие способности»
  2. Проанализировать условия формирования творческих способностей дошкольников
  3. Выявить особенности организации театрализованной деятельности с целью развития творческих способностей дошкольников
  4. Провести практическую работу, направленную на развитие творческих способностей дошкольников с использованием театрализованной деятельности
  5. Выполнить анализ эффективности проведенной работы

Гипотеза исследования: если педагог использует театральную деятельность, то это позволяет развить творческие способности дошкольников.

Объект исследования: творческие способности детей дошкольного возраста, предмет исследования: театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников.

Теоретико-методологическая основа. Стоит отметить, что многие ученые, педагоги, психологи занимались изучением данного вопроса.

По психологии дошкольников были написаны труды Мухиной В. С. – «Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество»; Немова Р.С. – «Психология»; Истоминой З.М. – «Развитие памяти»; Выготского Л.С., и ряда других авторов, исследователей. По развитию творческих способностей, творческого мышления дошкольников нами были использованы труды Былевской В. Н. – «Развитие творческих возможностей дошкольников»; Козленко В.Н. – «Проблема креативности личности»; и ряда других ученых, исследователей.

Методы исследования включают: теоретические методы: теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, эмпирические методы: психолого-педагогический формирующий эксперимент, метод опроса, психодиагностические методы.

Методики исследования. Для выявления творческих способностей детей нами был использован Тест креативности П. Торранса, а также Методика экспресс – диагностики способностей МЭДИС (Е.И. Щеблановой, И.С. Авериной, Е.Н. Задориной).

Базой исследования стал ДОО№ 48, в исследовании принимали участие дошкольники – члены театрализованной студии «Апельсин» в возрасте от 4 до 7 лет в количестве 25 человек.

Новизна исследования: обобщен и систематизирован материал по использованию театрализованной деятельности с целью развития творческих способностей дошкольников.

Практическая значимость исследования – материал данной работы может быть использован педагогами ДОО, педагогами-психологами при составлении планов работы по выявлению и развитию творческого воображения детей дошкольного возраста в образовательном пространстве ДОО.

Структурно работа состоит из введения, двух глав – теоретической и практической, заключения, списка источников и литературы, приложения.

1. Теоретические основы развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Сущность понятия «творческие способности»

Проблема творчества всегда являлась вопросом дискуссий у многих педагогов, ученых и исследователей. Известный ученый и педагог Б.М. Неменский считал, что «творчество является константным, нормальным и постоянным спутником развития»[1].

Проблема творчества, которой были посвящены многочисленные исследования, научные труды, продолжает быть актуальной проблемой, которую обсуждают многие педагоги, ученые и исследователи. Известный ученый и педагог В.А. Крутецкий высказал мнение о том, что «творчество является уделом всех, оно является нормальным и постоянным спутником детского развития»[2].

Любая творческая деятельность является индивидуальной. А ее становление и развитие продолжают быть актуальной проблемой в теории и практике воспитания и обучения детей, данная проблема обсуждается многими практиками и теоретиками, ведущими преподавателями.

Следовательно, творчество является таким видом деятельности, итог которой заключен в создании человеком новых материальных и духовных ценностей; в достижении высшей формы психической активности, в самостоятельности, в способности человека создавать нечто новое, ранее невиданное, оригинальное. По итогам проявления творческой деятельности происходит формирование и развитие творческих способностей.

Основным аспектом развития творчества является развитие мышления. Мышление очень важно в процессе развития способностей. Проблема развития творческого мышления дошкольников была изучена многими зарубежными и отечественными учеными, педагогами, исследователями.

Период последних десяти лет, как исследует В.Н. Былевская, «может быть охарактеризован, как такой период, когда активизировался рост внимания к проблеме развития творческих способностей дошкольников. Период перемен вынуждает внести изменения и в педагогический процесс, нацеленный на воспитание творческой личности»[3].

Понятие «творческая личность» является таким понятием, которое достаточно давно используется в философской, в научной литературе. Так, философской энциклопедией творчество определено как деятельность, которая порождает «нечто новое, никогда ранее не бывшее»[4].

Новизна, которая является итогом той или иной творческой деятельности, обладает как объективным, так и субъективным характером. Объективно ценны такие продукты творчества, которые имеют ранее не отмеченные закономерности окружающей действительности, при произведении таких новых продуктов творчества происходит процесс установления и объяснения связей между явлениями, которые ранее считались не связанными между собою. Субъективной ценностью обладают те продукты творчества, которые новы не сами по себе, объективно, а обладают новизной для того человека, который их впервые создал. Таковыми являются, по большей мере, продукты детского творчества - рисование, лепка, сочинение стихов и песенок.

Философские и культурологические аспекты творческих способностей широко изучались как русскими, так и зарубежными исследователями, работы на тему творчества и аспектов его развития написаны такими учеными, педагогами, исследователями как: Р.Арнхейм, Н.А.Бердяев, С.О.Грузенберг, А.Камю, Б.Кроче, А.Мальро, Ф.В.Й.Шеллинг, П.К.Энгельмейер и многими другими

В психолого-педагогической отечественной науке имеется ряд определений понятию «творчество». Значительный вклад в разработку проблемы творческих способностей внесли физиологи и психологи двадцатого века: В.М.Бехтерев, Ф.Бинэ, Д.Б.Богоявленская, Л.С.Выготский, Э.А.Голубева, Ф.Гальтон, В.Н.Дружинин, Я.А.Пономарев, Б.М.Теплов и другие. Ими подробно исследован «механизм» творческого процесса и условия развития способностей. В психолого-педагогических исследованиях, прямо или косвенно рассматривающих эту проблему, показана роль овладения специфическими уникальными человеческими способностями в общем цикле развития человека[5].

Так, современными учеными, исследователями «творчество» определено описательно, оно является сочетанием интеллектуальных и личностных факторов.

В работе «Воображение и его развитие в детском возрасте» Л. С. Выготский говорил о творческой деятельности как о «деятельности, которая позволяет создать нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувств, живущим обнаруживающимся только в самом человеке. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее»[6].

Известные педагоги придавали огромное значение развитию творческих способностей: Я.Коменский и А.Макаренко, Д.Ушинский, а первый тест на определение уровня развитости творческих способностей дошкольников и младших школьников был разработан американским педагогом Е. Торренсом.

Следовательно, творчество является таким видом деятельности, результат которой заключен в создании новых материальных и духовных ценностей; в достижении высшей формы психической активности, в самостоятельности, в способности человека создать нечто новое, оригинальное. По итогам проявления творческой деятельности происходит формирование и развитие творческих способностей.

Творческие способности, креативность - данные понятия в современном мире являются практически синонимами. Известный ученый, исследователь П. Торренс под креативностью подразумевал наличие у индивида индивидуально-психологических особенностей, данные особенности имеют отношение к успешному выполнению той или иной деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у школьника.

Творчество, по мнению В.И. Долговой, «является деятельностью, которая «порождает нечто качественно новое, то, что отличается неповторимостью, оригинальностью уникальностью. Творчество специфично для человека, поскольку творческий процесс всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности»[7].

Компоненты и структура творчества изучается в работах таких ученых, как В.С. Шубинский, А.А. Люблинская, Л.С. Выготский, Р.С. Немов, П.И. Пидкасистый.

Творческое воображение – это «самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности, своего рода продуцирование оригинального образа без опоры на готовое описание или условное изображение»[8]. Анализируя данное определение И.В. Макаровой, мы видим, что творческое воображение в отличие от активного, воссоздающего самостоятельно создает новые образы, реализуемые в оригинальных, креативных результатах деятельности.

С целью успешной активизации творческой деятельности дошкольников, педагог должен видеть результат и продуктивность своей деятельности. Для этого целесообразно отслеживать динамику проявления творческой деятельности каждого воспитанника.

Творческая деятельность способствует развитию творческих способностей, повышению интеллектуального уровня.

Благодаря активизации творческой деятельности, возможно развитие творческих способностей, повышение интеллектуального уровня

Таким образом, можно сделать вывод, что творческая деятельность, развитие творческого воображения активизируется в благоприятной атмосфере, при доброжелательных оценках со стороны учителей, поощрении оригинальных высказываний, рисунков, и прочих продуктов творчества.

1.2. Условия формирования творческих способностей детей дошкольного возраста

Стремление к творческой самореализации и максимальному проявлению уникальных личностных качеств заложено в человеке самой природой, оно является побудительным мотивом любой деятельности. Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности.

Рассмотрим более подробно период старшего дошкольного возраста. У ребенка в период 5-7 лет аффективное воображение направлено на изживание полученных психотравмирующих воздействий путем их многократного варьирования в игре, рисовании и других творческих видах деятельности. В своих работах А.Э. Симановский писал, что «отличительной чертой развития творческих способностей дошкольников является яркое видение образа, быстрое вхождение в образ и изображаемые обстоятельства»[9]. Данная характеристика подходит практически для всех дошкольников. Очень ярко данный факт можно наблюдать в игре. В период с 5 до 7 лет преобладает сюжетно-ролевая игра, которая дает возможность полета фантазии и творчества. В такой игре ребенок видит себя в разных образах, например, доктором, волшебником или прекрасным (-ой) принцем (принцессой). Для того, что войти в роль, от ребенка требуется хорошо представить и продумать, что должен делать его герой, обдумывать действия и последовательность, направлять развитие игры, в общем и целом. И тут без развитых творческих способностей обойтись просто невозможно.

В целях развития творческого потенциала дошкольников, согласно новых ФГОС НОО, «следует спроектировать и организовать систему работы, которая учитывала бы следующие принципы развития творческих способностей:

  • принцип эмоциональной насыщенности;
  • принцип создания ситуации успеха;
  • деятельностный принцип;
  • принцип доступности материала;
  • принцип взаимосвязи разных видов деятельности».

Важность развития творческого мышления дошкольников, признаваемая педагогическим сообществом как сущностный фактор их личностно-профессиональной подготовки, предполагает использование в образовательном процессе специальных педагогических условий, обеспечивающих формирование творческих способностей детей дошкольного возраста:

- осознание творческой деятельности как социально и профессионально значимой;

- готовность педагогов и дошкольников проявлять и демонстрировать качества творческой личности (самостоятельность, воображение, целенаправленность, независимость, открытость новому опыту, высокая потребность и активность в творчестве, находчивость, интеллектуальная смелость, мотивы достижения успеха, эрудиция, др.);

- установка на сотворчество и создающую поисково-преобразовательную деятельность: поощрение нестандартных идей, решений, поддержка инициативы и самостоятельного познавательного поиска, ответственности и независимости;

- акцент на доброжелательное и уважительное отношение к индивидуальным мнениям, создание эмоционального настроя и расположенности к поиску нового и необычного, стремления увидеть необычное в обычном;

- развитие опыта творческой работы, профессионально-творческих способов решений[10].

Таким образом, в процессе занятия творчеством могут быть решены вопросы развития творческого мышления дошкольников, и именно в процессе обучения имеются неограниченные возможности для творческого развития учеников, формирования у них эмоционально-нравственного отношения к миру, окружающей жизни, к людям, и, самое важное, развития памяти, познавательной активности, развития ассоциативно-образного мышления. Основной задачей таких уроков является воспитание души ребенка, формирования в нем творческого начала.

1.3. Особенности организации театрализованной деятельности для развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Театрализованная деятельность является эффективным средством социализации дошкольника в обществе в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного, музыкального, или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной деятельности осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная деятельность является средством самовыражения и самореализации ребенка[11].

Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

– художественным образованием и воспитанием детей;

– формированием эстетического вкуса;

– нравственным воспитанием;

– развитием коммуникативных качеств личности;

– воспитанием воли, развитием внимания, памяти, воображения, речи;

– созданием положительного эмоционального настроя.

Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Если игра для ребенка это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театрализованная игра – это шаг к искусству, начало художественной деятельности. Такие игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса.

В психолого-педагогической литературе отсутствует обобщенное определение театрализованной деятельности. Л.С. Выготский детское театральное творчество рассматривает как драматизацию[12]. О.М. Дьяченко применяет как синонимы понятия «театрализованная игра», «театрально-игровая деятельность и творчество» и «игра-драматизация». Большинство исследователей приходят к выводу о том, что театрализованные игры наиболее близки к искусству и часто называют их «творческими» (М.А.Васильева, С.А. Козлова, Д.Б. Эльконин и др.). Многие ученые все же дают определение театрализованным играм.

Именно театрализованная деятельность, согласно исследованиям В.Н. Былевской, обладает огромными резервами в приобщении детей к миру духовной красоты, обладая такими чертами, как радостная эмоциональность, образность, моторная активность, коллективность участия, развитие творческой инициативы, разнообразные образовательные и воспитательные возможности.

Театрализованная деятельность, согласно исследованиям Н.В. Захарюта[13], обладает тесной связью со всеми видами детской творческой деятельности: игра, постановка, восприятие музыки, текста, исполнительство и творчество. В процессе театрализованной деятельности в детском сознании происходит возникновение естественных закономерных ассоциаций театра  с другими видами искусства, а также с самой жизнью, все вышесказанное способствует формированию эстетического взгляда, и воспитанию творческих способностей ребенка. Полноценное участие детей в театрализованных занятиях требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умения вслушиваться в текст, улавливать интонации. Здесь внимание играет важную роль. Чтобы понять каков герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представить героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства и способность мыслить. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно - образовательной работы и развития творческих способностей. Заниматься театрализованной деятельностью целесообразно в театрализованной деятельности.

В рамках реализации творчества в театрализованной деятельности, педагогу, согласно исследованиям Г.А. Урунтаевой[14], следует использовать следующие методы:

- Метод побуждения к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире, направленный на обогащение эмоционально – чувственного опыта ребенка;

- Метод убеждения в процессе формирования эстетического восприятия;

- Метод упражнения в практических действиях;

- Метод поисковых ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям.

Детская театрализованная постановка, по словам В.И. Долговой, «дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сочиняют, импровизируют роли. В процессе работы над спектаклем ребята учатся наблюдать и оценивать. Однако создание спектакля не есть конечная цель совместной деятельности педагога и детского коллектива[15]. Главное – воспитание личности ребенка, его души и чувств. Необходимое условие для всестороннего развития сил и способностей детей – активная деятельность.

Выводы по Главе 1

Проанализировав научную литературу по исследуемому вопросу, были выявлены следующие выводы. Творчество представляет собой далеко не новый предмет исследования, творчество является таким видом деятельности, результат которой заключен в создании новых материальных и духовных ценностей; в достижении высшей формы психической активности, в самостоятельности, в способности человека создать нечто новое, оригинальное. Творчество является деятельностью, которая «порождает нечто качественно новое, то, что отличается неповторимостью, оригинальностью уникальностью.

Театрализованная студия и театральные постановки, а также театрализованные игры представляют собой благодатную почву для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

При этом педагогом могут быть использованы такие методы, как: метод побуждения к сопереживанию, метод убеждения, упражнения в практических действиях, поисковых ситуаций.

2. Опытно – экспериментальная работа по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста в ходе организации театрализованной деятельности

2.1.Психолого-педагогическое исследование уровня развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Цель практического этапа исследования состояла в изучении особенностей использования театрализованной деятельности как средства развития творческих способностей дошкольников.

Задачи данного этапа исследования:

  1. Выявить особенности использования театрализованной деятельности с целью развития творческих способностей дошкольников.
  2. Провести практическую работу, направленную на развитие творческих способностей дошкольников с использованием театрализованной деятельности.
  3. Выполнить анализ эффективности проведенной работы.

Гипотеза исследования: если педагог использует театральную деятельность, то это позволяет развить творческие способности дошкольников.

Базой исследования стал ДОО№ 48, в исследовании принимали участие старшие дошкольники – члены театрализованной студии «Апельсин» в возрасте от 4 до 7 лет в количестве 25 человек.

На данном этапе нами были использованы следующие методики исследования. Для выявления творческих способностей детей нами был использован Тест креативности П. Торранса, а также Методика экспресс – диагносики способностей МЭДИС (Е.И. Щеблановой, И.С. Авериной, Е.Н. Задориной). Описание Теста креативности.

Тест возможно использовать для исследования учебных и творческих способностей как детей, так и подростков. Благодаря использованию данного теста, можно определить тип мышления, которым обладают дети, а также определить уровень учебных и творческих способностей[16].

Данный тест является сокращенным вариантом изобразительной (фигурной) батареи теста креативности П. Торранса, и представляет собой задание «Закончи рисунок». Задание «Закончи рисунок» является вторым субтестом фигурной батареи тестов творческого мышления П. Торранса.

Критерии методики. Показателем готовности дошкольников к осуществлению творческой деятельности выступает:

- коммуникативный (умение спрашивать, умение управлять голосом, умение выражать свою точку зрения, умение договариваться);

- интеллектуальный (развитие аналитико-синтетических действий; сформированность алгоритма сравнительного анализа; умения вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи; возможность выделять общий способ действий; перенос общего способа действий на другие учебные задачи);

- оценочно-самооценочный.

Также, для диагностики развития мышления была использована методика экспресс – диагностики способностей дошкольников педагогами была использована методика (МЭДИС) - Щеблановой Е.И., Авериной И.С., Задориной Е.Н., цель которой – выявление уровня способностей дошкольников, степени развития творческого мышления.

Критерии методики. Принимая во внимание все вышесказанное, и анализируя полученные результаты, возможно выявить уровень развития способностей к познавательной самостоятельности, уровень развития сторон интеллектуальной деятельности детей младшего школьного возраста.

Субтест 1:Если имеются 3 – 4 верно решенных задания в данном субтесте, то это является показателем нормы для детей данного возраста. Если верно решены 5 задач, то данный факт свидетельствует о наличии высокого уровня общей осведомленности, и, следовательно, о наличии способностей к реализации творческой, креативной, познавательной самостоятельности детей.

Субтест II: Если ребенок верно решил 3 задания – это показывает наличие среднего уровня (нормы) развития, наличие определенных задатков к осуществлению творческой, познавательной активности, 4 – 5 правильных ответов показывают высокий уровень развития, и, следовательно, обладание способностями к реализации познавательной самостоятельности.

Субтест III: Целью данного субтеста является определение уровня развития логического мышления у дошкольников. 3 верно выполненных задания являются типичными для среднего уровня развития, если верно решены 4 – 5 заданий – высокий уровень развития способностей, в частности логики, логического мышления, способностей к реализации творческой, познавательной самостоятельности.

Так, изначально нами были получены следующие результаты экспериментальной деятельности.

В соответствии с выделенными критериями и показателями, уровни развития творческого мышления дошкольников характеризуются следующим образом:

Таблица 1

Уровни развития творческого мышления дошкольников, тест Торранса

Критерии

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Когнитивный

Имеет достаточный уровень знаний, коммуникабелен

Имеет недостаточный уровень знаний, понятий, представлений; уровень коммуникабельности - средний

Имеет низкий уровень знаний, отрывочные, плохо усвоенные понятия, не коммуникабелен

Мотивационно -потребностный

Ребенок стремится проявить творческие способности, мышление, с интересом выполняет творческие задания.

Ребенок недостаточно активен, выполняет творческие задания с неохотой, однако 
может проявить себя как творческую личность.

Ребенок пассивен, не стремится проявить творческие способности, творческое мышление

Деятельностный

Проявляет оригинальность, воображение, самостоятельность при выполнении заданий.

Проявляет оригинальность, нешаблонность при выполнении заданий. Но часто требуется помощь извне

Не может создавать и принимать
необычные образы, решения; отказывается от выполнения
творческих заданий

Итого, чел.

Высокий уровень – 8 чел. – 22%

Средний уровень – 14 чел. – 65%

Низкий ур. –3 чел. – 13%

Более детально результаты теста креативности Торранса представлены на Рисунке 1 данного исследования.

Рис. 1. Уровень развития творческих способностей, дети, ДОО № 48, театрализованная студия «Апельсин», тест креативности Торранса

Таким образом, согласно результатам теста креативности Торранса, 65% дошкольников– 14 человек - присущ средний уровень развития творческого мышления, средний уровень развития творческих способностей. 22% дошкольников– 8 человек находятся на высоком уровне развития творческих способностей. И 13% - 3 человека - на низком.

Согласно результатам методики МЭДИС, также - большинство дошкольников– 19 человек, - 65% - обладают средним уровнем развития творческих способностей, творческого мышления, способностей к осмыслению того или иного явления, выявлению общих и отличительных признаков данного явления, 4 человека – 20% - показали высокий уровень развития вышеуказанных навыков и способностей, 2 человека – 15% - находятся на низком уровне развития данных способностей.

Вышеуказанные данные были классифицированы, и представлены Рисунком 2, данный рисунок представлен в продолжение исследования.

Рис.2 Творческие способности, творческое мышление дошкольников, студия «Апельсин», методика МЭДИС

Далее нами была проведена работа по развитию творческого мышления дошкольников в рамках занятий в театрализованной деятельности.

2.2. Практическая работа по организации театрализованной деятельности, направленной на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

С целью развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности, мы провели с ребятами ряд занятий. При этом мы учитывали тот факт, что содержание и структура занятий должны быть вариативными и интересными, должны быть использованы разнообразные приемы, помогающие детям развивать уровень их творческих способностей.

В рамках экспериментальной деятельности, мы знакомились с произведениями детских писателей - К.И.Чуковского, С.Я.Маршака, А.Л. Барто. В театрализованной игре – небольших постановках после прочтения данных произведений начали использовать русские народные сказки-басни о животных («Лиса и журавль», «Заяц и еж»), произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г.Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова. После их прочтения проводилось обсуждение произведения, в ходе которого учащиеся выявляли характер героев и еще как можно его показать, еще проиграть.

Проводились развивающие игры «Что оно ты слышишь за окном?», «Передай позу», «Летает - не летает», «Растет - не растет», «Живой телефон», которые развивают у детей память, слуховое внимание, еще координацию движения, еще воображение и фантазию.

Применялись упражнения и этюды: «Угадай, еще что я делаю?», «Превращение детей» (в насекомых, в зверей), проигрывали этюды на основные эмоции «ГРУСТЬ», «РАДОСТЬ», «ГНЕВ», «УДИВЛЕНИЕ», «СТРАХ».

Такие упражнения политика развивают у детей умение передавать еще свое эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. Проводились игры на жестикуляцию - «УХОДИ», «СОГЛАСИЕ», «ПРОСЬБА», «ОТКАЗ», «ПЛАЧ», «ПРОЩАНИЕ». Были проведены также игры по технике речи, «Зарядка для язычка», «Цоканье», «Достань язычком губу», игры на дыхание: «Эхо». «Ветер», на развитие фантазии - «Продолжи сказку».

Большая роль была уделена работе над спектаклем – в качестве итогового мероприятия по работе над экспериментальной программой учащимися был разыгран спектакль «Зимующие птицы». Стоит отметить, что при подготовке над спектаклем, в процессе репетиций и при демонстрации спектакля удачно сочетались все виды деятельности, направленные на развитие творческих способностей дошкольников

- художественная деятельность – поскольку учащиеся сами готовили декорации для данного спектакля, музыкальная – в данном спектакле имелись музыкальные сценки и этюды,

- игровая, театрализованная деятельность – учащимися были проиграны сценки по данному спектаклю.

Данный спектакль как итоговое мероприятие экспериментальной деятельности представлен Приложением данного исследования.

Стоит отметить, что в рамках экспериментальной работы были реализованы такие формы работ, направленные на развитие творческих способностей, как:

- драматизации,

- упражнения на дикцию,

- игры-превращения,

- театральные этюды,

- рисование - «Птицы нашего края» и подготовка декораций,

- музыкальные пантомимы,

- инсценировки.

Также в рамках экспериментальной деятельности было организовано посещение музея искусств, просмотр выставки «Птицы нашего края», оценка работ художников, - с целью формирования эстетического, художественного вкуса, воспитание интереса к творчеству.

Далее, после проведения экспериментальной работы, направленной на развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности, нами было проведено повторное тестирование уровня развития творческих способностей с целью анализа эффективности проведенной работы.

2.3. Анализ эффективности практической работы

Так, изначально нами были получены следующие результаты экспериментальной деятельности.

В соответствии с выделенными критериями и показателями, уровни развития творческого мышления дошкольников характеризуются следующим образом:

Таблица 2

Уровни развития творческого мышления дошкольников, тест Торранса, после эксперимента

Критерии

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Когнитивный

Имеет достаточный уровень знаний, коммуникабелен

Имеет недостаточный уровень знаний, понятий, представлений; уровень коммуникабельности - средний

Имеет низкий уровень знаний, отрывочные, плохо усвоенные понятия, не коммуникабелен

Мотивационно -потребностный

Ребенок стремится проявить творческие способности, мышление, с интересом выполняет творческие задания.

Ребенок недостаточно активен, выполняет творческие задания с неохотой, однако 
может проявить себя как творческую личность.

Ребенок пассивен, не стремится проявить творческие способности, творческое мышление

Деятельностный

Проявляет оригинальность, воображение, самостоятельность при выполнении заданий.

Проявляет оригинальность, нешаблонность при выполнении заданий. Но часто требуется помощь извне

Не может создавать и принимать
необычные образы, решения; отказывается от выполнения
творческих заданий

Итого, чел.

Высокий уровень – 9 чел. – 30%

Средний уровень – 15 чел. – 68%

Низкий ур. – 1 чел. – 2%

Более детально результаты теста креативности Торранса представлены на Рисунке 3 данного исследования.

Рис. 3. Уровень развития творческих способностей, дошкольники, ДОО№ 48, театрализованная студия «Апельсин», тест креативности Торранса

Согласно результатам методики МЭДИС, после эксперимента с низкого на средний уровень перешел 1 человек, и в целом, большинство дошкольников– 20 человек, - 70% - обладают средним уровнем развития творческих способностей, творческого мышления, способностей к осмыслению того или иного явления, выявлению общих и отличительных признаков данного явления, на высокий уровень развития творческих способностей, согласно данной методике, перешел также 1 человек, и в целом, 5 человек – 30% - показали высокий уровень развития вышеуказанных навыков и способностей, и не было зафиксировано дошкольников, пребывающих на низком уровне развития творческих способностей после экспериментальной деятельности.

Вышеуказанные данные были классифицированы, и представлены Рисунком 4, данный рисунок представлен в продолжение исследования.

Рис.5 Творческие способности, творческое мышление дошкольников, студия «Апельсин», методика МЭДИС

Таким образом, исходя из сравнительного анализа результатов констатирующего и контрольного этапа исследования, можно утверждать тот факт, что экспериментальная программа, подобранные нами задания способствуют развитию творческих способностей, творческого мышления дошкольников в процессе занятий в театрализованной деятельности.

Работа по проблеме развития творческих способностей дошкольников дала определенные позитивные результаты качества знания в целом по классу: изменились количественные показатели учебной деятельности дошкольников и заметен качественный рост личности дошкольников.

Выводы по Главе 2

В рамках практического этапа работы нами проводилась экспериментальная деятельность, в театрализованной деятельности, где были выполнены занятия, целью которых было развитие творческих способностей, творческого мышления дошкольников, базой исследования стала театрализованная студия «Апельсин», ДОО№ 48, в исследовании принимали участие 25 человек – участников данной студии. До начала эксперимента согласно предварительной диагностике с использованием Теста креативности Торранса, и методики МЭДИС было выявлено, что 65% дошкольников– 14 человек - присущ средний уровень развития творческих способностей, творческого мышления, 22% дошкольников – 8 человек находятся на высоком уровне развития творческого мышления, 13% - 3 человека - на низком.

Далее, в рамках формирующего этапа эксперимента учащимся были предложены специальные задания по развитию творческих способностей детей в театрально-игровой деятельности, были использованы современные формы музыкально-художественной творческой деятельности. Большая роль была уделена работе над спектаклем – в качестве итогового мероприятия по работе над экспериментальной программой детьми был разыгран спектакль «Зимующие птицы».

Согласно итоговой диагностике, и сводным данным по все трем методикам, можно видеть, что лишь 2% дошкольников – 1 человек остался на низком уровне развития творческих способностей, 70% - 15 человек пребывают на среднем уровне, 30% дошкольников – 9 человек на высоком уровне развития творческих способностей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Творчество представляет собой далеко не новый предмет исследования, творчество является таким видом деятельности, результат которой заключен в создании новых материальных и духовных ценностей; в достижении высшей формы психической активности, в самостоятельности, в способности человека создать нечто новое, оригинальное.

Рассматривая сущность содержания понятия «творческие способности», видим, что творческие способности, креативность – это наличие у индивида индивидуально-психологических особенностей, данные особенности имеют отношение к успешному выполнению той или иной деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у школьника. Творчество является деятельностью, которая «порождает нечто качественно новое, то, что отличается неповторимостью, оригинальностью уникальностью.

В целях развития творческого потенциала дошкольников, согласно новых ФГОС ДО, следует спроектировать и организовать систему работы, которая учитывала бы следующие принципы: принцип учета структуры дефекта; принцип эмоциональной насыщенности; принцип создания ситуации успеха; деятельностный принцип; принцип доступности материала; принцип взаимосвязи разных видов деятельности.

Выявляя особенности использования театрализованной деятельности с целью развития творческих способностей дошкольников видим, что для развития творческих способностей как никогда лучше подходят занятия в театрализованной деятельности, при этом, большим значением обладают и театрализованные игры и небольшие спектакли, ведь в рамках данной игры происходит эмоциональное развитие: у дошкольников есть возможность познакомиться с чувствами, настроениями героев, освоить способы их внешнего выражения, осознать причины того или иного настроя. Такие виды театрализованных игр, как настольный театр игрушек, настольный театр картинок, стенд-книжка, фланелеграф, теневой театр наиболее близки к искусству.

В рамках экспериментальной деятельности, которая проходила на базе ДОО№ 48, в театрализованной студии «Апельсин», мы провели изначальную диагностику творческих способностей дошкольников с использованием методик «МЭДИС» и теста Креативности Торранса.

До начала эксперимента согласно предварительной диагностике с использованием Теста креативности Торранса, и методики МЭДИС было выявлено, что 65% дошкольников– 14 человек - присущ средний уровень развития творческих способностей, творческого мышления, 22% дошкольников – 8 человек находятся на высоком уровне развития творческого мышления, 13% - 3 человека - на низком. Согласно результатам методики МЭДИС, большинство дошкольников– 19 человек, - 65% - обладают средним уровнем развития творческих способностей, творческого мышления, способностей к осмыслению того или иного явления, выявлению общих и отличительных признаков данного явления, 4 человека – 20% - показали высокий уровень развития вышеуказанных навыков и способностей, 2 человека – 15% - находятся на низком уровне развития данных способностей.

Далее нами была проведена работа, направленная на развитие творческих способностей детей в театрализованной деятельности. Мы подобрали для дошкольников специальные задания по развитию творческих способностей, для этого использовали современные формы музыкально-художественной творческой деятельности, а именно: игры «Веселыепревращения», чтение художественной литературы, развивающие игры, театрализованные игры, упражнения и этюды. Значительное внимание нами было уделено работе над спектаклем - итоговым мероприятием стал спектакль «Зимующие птицы». В процессе проведения экспериментальной деятельности мы использовали следующие формы работ, целью которых было развитие творческих способностей, - игры - драматизации, упражнения на дикцию, игры-превращения, театральные этюды, рисование - «Птицы нашего края» и подготовка декораций, музыкальные пантомимы, инсценировки. Также в рамках экспериментальной деятельности было организовано посещение музея искусств, просмотр выставки «Птицы нашего края», оценка работ художников, - с целью формирования эстетического, художественного вкуса, воспитание интереса к творчеству.

Далее мы провели повторную диагностику, и увидели, что согласно итоговой диагностике, и сводным данным по все трем методикам, можно видеть, что лишь 2% дошкольников – 1 человек остался на низком уровне развития творческих способностей, 70% - 15 человек пребывают на среднем уровне, 30% дошкольников – 9 человек на высоком уровне развития творческих способностей.

Таким образом, нам удалось подтвердить поставленную в начале исследования гипотезу о том, что: если педагог использует театральную деятельность, то это позволяет развить творческие способности дошкольников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Педагогика, 2011. 128 с.
  2. Березина Т.Н. Развитие способностей как гуманистическая составляющая образования. М.: Вестник высшей школы, 2010. Вып. 7. С. 12-34.
  3. Блинова Л.В. Грузенберг С. О. О психологии творчества // Вестник КГУ, 2008. № 4. С.244-250.
  4. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. М.: Просвещение, 2011. 174 с.
  5. Былевская В. Н. Развитие творческих возможностей дошкольников // Педагогика, 2017. №6. С. 48-56.
  6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 2017. 196 с.
  7. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т.2. М.: Наука, 2003. 409 с.
  8. Гальперин П.Я. К психологии творческого мышления // Вопросы психологии. 2002. № 5. С. 87-93.
  9. Грановская, P.M., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб.: Питер, 2017. 251 с.
  10. Долгова В.И., Гольева Г.Ю., Крыжановская Н.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в школьном образовании. М.: Перо, 2015. 192 с.
  11. Дубровина И.В. Психология: учебник для студ. сред. пед. учеб. Заведений. М.: Академия, 2008. 464 с.
  12. Дьяченко О.М. Воображение школьника. М.: Знание, 2016. С.38-50.
  13. Захарюта Н.В. Возможности и пути развития творческого потенциала личности детей школьного возраста // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, 2009. № 4. С. 225-233.
  14. 3инченко В.П. О целях и ценностях образования. М.: Педагогика.2017. № 5. С. 24-30.
  15. Игнатьев Е.И. Психология: пособие для педагогических училищ. М.: Просвещение, 2015.121 с.
  16. Истомина З.М. Развитие памяти. Учебно-методическое пособие. М.: Наука, 2018. 157 с.
  17. Краткий психологический словарь. / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 428 с.
  18. Козленко В.Н. Проблема креативности личности // Психология творчества. М.: Педагогика, 2012.  С. 133-150.
  19. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для пед. училищ. М.: Просвещение, 2010. 184 с.
  20. Леонтьев А.М. Избранные психологические произведения. В 2 т. М.: Педагогика, 2013. 189 с.
  21. Люблинская А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 2007. 265 с.
  22. Макарова И. В. Общая психология: краткий курс лекций. М.: Издательство Юрайт, 2013. 182 с.
  23. Михайлова Н.Н. Комплексный подход к применению педагогических технологий. Учебно-методическое пособие. М.: МО РФ ИРПО, 2012. – 90 с.
  24. Мухина В.С. Детская психология. М.: Просвещение, 2015. 274 с.
  25. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. Программы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009. 221 с.
  26. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Просвещение, 2014. 190 с.
  27. Панько Е.А. и др. Развитие познавательных процессов дошкольников. Учебное пособие. Минск: МГУ, 2014. 349 с.
  28. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Наука, 2017. 265 с.
  29. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М.: Владос, 2015. 178 с.
  30. Педагогическая страничка. Практикум для педагогов. [Электронный ресурс] URL: http://www.ug.ru/method_article/260 (дата обращения 28.12.2019)
  31. Педпортал для педагогов. Работа со школьниками [Электронный ресурс] URL:http://experiment. (дата обращения 18.12.2019)
  32. Развитие воображения в школьном возрасте [Электронный ресурс]. URL: https://psyera.ru/2334/razvitie-voobrazheniya-v-doshkolnom-vozraste (дата обращения 20.12.2019)
  33. Федеральный Государственный образовательный стандарт. [Электронный ресурс] URL: http://standart.edu.ru/ (дата обращения 23.12. 2019)

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Тест креативности Торранса

Многие практикующие педагоги, психологи утверждают, что тест возможно использовать для исследования учебных и творческих способностей детей, начиная со старшего дошкольного возраста - 5–7 лет, и завершая выпускниками школы (17–18 лет). Благодаря использованию данного теста, можно определить тип мышления, которым обладаю дети, а также определить уровень учебных и творческих способностей [30].

Инструкция к данной методике. На выполнение теста отводится 10 минут. Время на подготовку, чтение задания, инструктаж, раздачу листов, карандашей и т.п. – 5 минут. Задания теста сформулированы следующим образом: «На этих двух страницах вы видите нарисованные, но незаконченные фигуры. Если вам попробовать добавить к ним дополнительные линии, у вас могут получиться интересные предметы или сюжетные картинки. На выполнение этого задания вам будет дано 10 минут. Ребята, попробуйте придумать такую картинку или историю, которую никто другой, кроме вас, не сможет придумать. Постарайтесь сделать ее полной и интересной, не бойтесь добавлять к ней новые идеи. Вы можете придумать интересные названия для каждой картинки и написать его внизу под картинкой» [30].

Методика «МЭДИС»

Изучим данную методику более детально.

Область применения методики: данная методика предназначена для исследования особенностей ребенка, разработки дальнейших рекомендаций по их развитию. Краткое описание методики. МЭДИС возможно использовать для диагностики как индивидуально, так и в группах - по 5 – 10 человек. При групповом обследовании детей экспериментатору может потребоваться помощь ассистента. Обстановка во время тестирования должна быть спокойной и серьезной, но не напряженной. Дети выполняют задания без ограничения времени.

При интерпретации результатов данной методики необходимо принять во внимание тот факт, что, как и любой другой тест, МЭДИС не является единственным, и абсолютно правильным критерием, что необходим для принятия решения об уровне развития способностей ребенка, а также об отборе его для обучения по специальным программам, о профиле его способностей.

Приложение 2

Сценарий тематического вечера участников театрализованной студии «Апельсин» «Зимующие птицы» в рамках театрализованной деятельности

Цель и задачи:

- Формирование творческих способностей, эстетического восприятия, чувства прекрасного, бережного отношения к окружающей среде, любви к природе и ее ресурсам

- Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

- Развитие художественных навыков – подготовка декораций к вечеру

- Активное участие дошкольников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

Ход тематического вечера.

(Выходят дети в костюмах птиц.)

Внимание! Внимание!

Сегодня в пять часов.

Работать будет станция

Для рощ и для лесов.

Сегодня в нашу студию

Внимание! Внимание!

Слетятся птицы разные,

На радиособрание

Во-первых по вопросу:

Когда, в каком часу

Удобнее и выгодней

Использовать росу?

Второй вопрос назрел давно:

Что эхом называется?

По третьему вопросу

Докладывает дрозд,

Назначенный заведовать

Ремонтом птичьих гнёзд.

Потом начнутся прения

И свист, и скрип, и пение,

Урчанье и чириканье.

Начнутся выступления

Скворцов, щеглов, синиц

И всех без исключения

Других известных птиц.

Внимание! Внимание!

Сегодня в пять часов

Работать будет станция

Для рощ и для лесов!

Наш приЕмник в пять часов

Принял сотни голосов.

Идут куда-то облака,

Идут, идут,

И тронулась река,

И ручейки бегут!

И, распустив волосики,

Стоят девчонки- сосенки,

И, растопырив пальчики,

Глядят кусты, как мальчики.

Они бы тут не ждали,

Если бы могли,

Как бы побежали,

Да ноги приросли.

Солнце ласково смеется,

Светит ярче, горячей,

И с пригорка звонко льётся

Разговорчивый ручей.

С приходом весны возвращаются к нам наши друзья - перелётные птицы.

И кажется, весна

Сама в разведку

Послала птицу

И, пригнувши ветку,

Ей грач дорогу верную открыл.

Дети хором: «Грачи прилетели!»

Из синего моря,

Из тёплого края,

Под солнцем, под звёздами

И в темноте

Он, сил не жалея,

И миль не считая,

На север, на север

Упрямо летел.

У нашего тополя-

Дым от веток,

и каждая жилка

Их всё видней.

И мы понимаем

По всем приметам,

Что это

Начало весенних дней.

А утром от самой заставы,

Из-за берёзовых тихих дач,

Послышался окрик

Его картавых,

И сразу весь город

Увидел грача.

Вслед за грачами прилетают скворцы. Первыми прилетают скворцы, а за ними через несколько дней самки- скворчихи. К их прилёту самцы подыскивают скворечник, нередко выселив из домиков воробьёв. Устроившись, скворушка с увлеченьем громко поёт, поджидая подружку.

Появляется скворец: «Здравствуйте, дети! Вы меня узнаёте? А тем, кто не узнал, разрешите представиться»

Я выступаю перед вами,

Как молодой весны гонец.

Я рад увидеться с друзьями!

Ну, а зовут меня (скворец)

Верно, вы угадали. Я очень полезная птица, с которой вам нужно сдружиться.

Появляется Весна:

Я весна - красна

Бужу землю ото сна

Наполняю соком почки,

На полях ращу цветочки,

Прогоняю с речек лёд,

Светлым делаю восход.

Молчи, сугроб! Весна пришла!

Не спрячешься от тепла!

Ты был ворчливым стариком,

А станешь звонким ручейком.

Покинешь ты лесную тишь

И прямо в речку убежишь.

Сугроб:

И что мне делать старику?

И в самом деле утеку.

Песня «Солнечная капель». (Исполняют ученики.)

Здравствуй, здравствуй,

Красавица Весна!

Птичий домик у нашего окна.

В этом доме сегодня веселье,

У крылатых жильцов новоселье.

Гнезда у птиц очень разнообразные. У многих птиц гнездо представляет собой детскую колыбельку, в которой выкармливаются беспомощные птенцы. Например, птица иволга строит вот такой гамачок для детишек. Грач строит своё гнездо на вершине дерева. Также просто устраивают ближайшие родственники грача- вороны и галки. К встрече желанных гостей надо хорошо подготовиться. День прилёта птиц - весенний праздник школьников. Его называют «День птиц».

А знаете ли вы, ребята, какую пользу приносят птицы человеку?

Знаешь ты и знаю я,

Как пернатые друзья

Песенки в лесу поют,

Мошек, червяков клюют.

Дятлы, скворцы и синицы истребляют огромное количество насекомых. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток. А кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков.

Подсчитано, что одна мышь съедает в год 2.3 кг зерна, а суслик- до 16 кг. Значит каждая сова, орел спасают тонны хлеба от грызунов. Многие птицы – санитары. Вороны, галки, сороки, коршуны и некоторые другие, питаясь на свалках и помойках, способствуют оздоровлению местности. Особенно трудно находить норки во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. Тогда для наших пернатых друзей наступают голодные дни. В это время им просто необходима наша помощь.

Птицы дороги нам не только приносимой ими большой пользы, но и как украшение нашей обширной, чудесной Родины. Чтобы создать хорошие условия нашим пернатым друзьям, надо каждому из нас принять активное участие в озеленении нашего села. Мы должны сделать всё, чтобы пернатые друзья постоянно чувствовали нашу заботу.

  1. Неменский, Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. Программы общеобразовательных учреждений / Б.М. Неменский. - М.: Просвещение, 2009. - С. 67.

  2. Крутецкий, В.А. Психология: Учебник для пед. училищ. / В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 2010. – С.45.

  3. Былевская, В. Н. Развитие творческих возможностей дошкольников / В.Н. Былевская // Педагогика, 2017. - №6.- С. 48.

  4. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т.2. / Л.С. Выготский. - М.: Наука, 2003. – С.89.

  5. Грановская, P.M., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. / Р.М. Грановская, Ю.С. Крижанская. - СПб.: Питер, 2017. – С. 56.

  6. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т.2. / Л.С. Выготский. - М.: Наука, 2003. – С.90.

  7. Долгова, В.И., Гольева, Г.Ю., Крыжановская, Н.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в школьном образовании / монография. – М.: Перо, 2015. – С.82.

  8. Макарова, И. В. Общая психология: краткий курс лекций / И. В. Макарова. - М.: Издательство Юрайт, 2013. — С. 70.

  9. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей. / А.Э. Симановский. – М.: Наука, 2017. – С.43.

  10. Панько Е.А. и др. Развитие познавательных процессов дошкольников. Учебное пособие / Е.А. Панько. – Минск: МГУ, 2014. – С.54.

  11. Михайлова, Н.Н. Комплексный подход к применению педагогических технологий. Учебно-методическое пособие / Н.Н. Михайлова. - М.: МО РФ ИРПО, 2012. – С.30.

  12. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 2017. – С.113.

  13. Захарюта, Н.В. Возможности и пути развития творческого потенциала личности детей школьного возраста / Н.В. Захарюта // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, 2009. - № 4. - С. 225

  14. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Владос, 2015. – С.60.

  15. Долгова, В.И., Гольева, Г.Ю., Крыжановская, Н.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в школьном образовании / монография. – М.: Перо, 2015. – С. 68.

  16. Педагогическая страничка. Практикум для педагогов. - [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.ug.ru/method_article/260 (дата доступа 28.06.2019)